Способы словообразования — это морфологический, лексико-синтаксический, морфолого-синтаксический и лексико-семантический способ. Способы словообразования показывают, с помощью каких языковых средств образуются новые слова.
Умение определить способы образования слов в русском языке позволит правильно выполнить словообразовательный разбор лексем, составить словообразовательную цепочку и словообразовательное гнездо.
В русском языке выделяются следующие способы словообразования:
- морфологический;
- лексико-синтаксический;
- морфолого-синтаксический;
- лексико-семантический.
Каждый из названных способов словообразования — это активно функционирующая модель образования слов с помощью различных аффиксов и их комбинаций, это слияние (сращение), переход из одной части речи в другую и др.
Вначале рассмотрим морфологический способ образования слов как наиболее продуктивный.
Морфологический способ словообразования
Морфологический способ словообразования является основным в обогащении словарного состава русского языка. Новые слова образуются на базе имеющихся производящих основ путём сочетания их с различными аффиксами.
Лингвистический термин «аффикс» (лат. affixus — «прикрепленный») называет часть слова, имеющую грамматическое значение и видоизменяющую значение корня. По местоположению в слове аффиксы подразделяются на
- префиксы, или приставки;
- суффиксы;
- постфиксы;
- интерфиксы, или соединительные гласные;
- флексии, или окончания.
Отметим, что флексии и формообразующие суффиксы не участвуют в словообразовании.
В зависимости от того, с помощью какой морфемы или комбинации аффиксов образована новая лексема, в русском языке различают следующие виды морфологического способа словообразования:
1. Префиксальный (приставочный) способ — это образование нового слова путем присоединения префикса (приставки) к производящей основе:
2. Суффиксальный способ (суффиксация) — это присоединение к производящей основе словообразующего суффикса:
3. Приставочно-суффиксальный способ используется в образовании новых слов с помощью двух аффиксов: приставки и суффикса:
4. Нулевая суффиксация (безаффиксный, бессуффиксальный способ) — это образование нового слова с помощью нулевого суффикса:
5. Постфиксация — это присоединение к производящей основе постфиксов -то, -либо, -нибудь, -ся:
6. Префиксально-постфиксальный (приставочно-постфиксальный) способ используется для образования новых слов с помощью приставки и постфикса:
7. Суффиксально-постфиксальный способ — это присоединение к производящей основе одновременно двух аффиксов: суффикса и постфикса.
переговорить → переговариваться
8. Сложение — способ образования, при котором происходит соединение
1) двух производящих основ в одно слово
а) без помощи соединительной гласной (интерфикса):
- кресло-кровать;
- платье-халат;
- ракета-носитель;
- ковёр-самолет;
б) с помощью интерфикса:
север , восток → северо-восток
сухие фрукты → сухофрукты
птица, фабрика → птицефабрика
хранилище для овощей → овощехранилище
2) сложение усеченной основы и слова:
ветеринарный врач→ ветврач
туристический поход→ турпоход
медицинский пункт→ медпункт
3) сложение усеченных основ слов:
заместитель председателя → зампред
мотоцикл педальный → мопед
профсоюзный комитет → профком
4) аббревиация — сложение звуков или названий начальных букв словосочетаний:
- МХАТ
- ГОЭЛРО
- ГАИ
- нэп
- МИД
- ОБСЕ
9. Сложносуффиксальный способ — это сложение производящих основ с помощью интерфикса и с одновременной суффиксацией:
длинная шерсть + -н- → длинношерстный
хлеб, резать + -к- → хлеборезка
черные брови + → чернобровый
Таблица с примерами
Способы образования слов | Примеры |
---|---|
1. Приставочный |
текст → подтекст |
2. Суффиксальный |
белый → белизна |
3. Приставочно-суффиксальный |
люди → безлюдный |
4. Бессуффиксальный |
отдыхать → отдых |
5. Постфиксальный |
какой → какой-нибудь |
6. Сложение: 2) двух основ + суффикс 3) сокращенных основ 4) начальных букв или звуков |
пожар, опасный → пожароопасный |
7. Слияние целых слов |
густо, населенный → густонаселенный |
8. Переход из одной части речи в другую |
загорающие (сущ.) – загорающие (прич.) люди; |
Лексико-синтаксический способ словообразования
С помощью лексико-синтаксического способа словообразования были образованы слова из целого словосочетания путём «склеивания» их компонентов:
- вперед смотрящий → вперёдсмотрящий;
- сего дня → сегодня;
- с ума сшедший → сумасшедший.
При таком способе происходит слияние, или сращение, самостоятельных слов разных частей речи в одну лексическую единицу. Слияние отличается от сложения тем, что методом сложения образуются сложные слова только от полнозначных слов или их частей.
Слияние образовало лексемы от сочетаний слов, включая служебные слова, с сохранением порядка слов и падежных окончаний. Слова, в старину писавшиеся раздельно, в современном языке пишутся слитно и приобретают одно ударение:
- сей час → сейча́с;
- тот час → то́тчас
В современном русском языке очень продуктивно слияние в образовании сложных слов, первой частью которых является наречие с суффиксом -о- или -е (быстро, высоко, выше-, низко, ниже-, близко, ближе-, глубоко, легко, мало, много и пр.), а второй частью — прилагательное или причастие:
- высоко, витаминный → высоковитаминный корм;
- мало, изученный → малоизученный район;
- слабо, видящий → слабовидящий человек;
- низко, оплачиваемый → низкооплачиваемый работник;
- глубоко, уважаемый → глубокоуважаемый;
- выше указанный → вышеуказанный.
Морфолого-синтаксический способ словообразования
Морфолого-синтаксический способ словообразования представляет собой переход слова из одной части речи в другую. Так образовалось множество существительных из прилагательных (причастий), которые потеряли способность обозначать признак и приобрели вещественность.
Произошла субстантивация (лат. substantivum — имя существительное) — грамматический переход в разряд существительных слов других частей речи.
Понаблюдаем:
- мостовая (прил.) → булыжная мостовая (сущ.);
- животное (прил.) существо → диковинное животное (сущ.) ;
- набережная (прил.) улица → красивая набережная (сущ.);
- приёмная комната → приёмная директора;
- рабочий человек → квалифицированный рабочий.
Переход слов из одной части речи в другую может происходить путем лексикализации — превращением отдельной грамматической формы в слово новой части речи:
- любоваться (чем?) верхом — ехать (как?) верхом;
- темной ночью — спать (когда?) ночью.
- морозной зимой — родился (когда?) зимой.
Таким способом формы творительного падежа существительных изрядно пополнили самостоятельную часть речи наречие:
мигом, пешком, летом, осенью, весной, рядом, днем и т. д.
Лексико-семантический способ словообразования
Лексико-семантический способ словообразования представляет собой распад значений многозначного слова. Значения слова расходятся по смыслу настолько далеко друг от друга, что образуют отдельные лексические единицы. Так в русском языке возникают омонимы:
- титан — гигант, вступивший в схватку с врагом;
- титан — большой металлический бак для кипячения воды;
- титан — твердый металл.
Видео «Словообразование. Способы словообразования»
Тест
Способы словообразования – что это такое, какие они бывают, как легко научиться их различать
Их несколько, давайте научимся в них разбираться.
2 711
В русском языке очень многие слова происходят друг от друга. Делают они это через разные способы словообразования. Например, был глагол «делать», от него образовалась форма настоящего времени «делает», от нее – причастие «делающий».
Давайте выясним, какие способы словообразования есть в русском языке и как в них легко и быстро разобраться.
Морфологический
В школе надо в первую очередь знать именно этот способ. Он подразумевает создание новых слов с помощью приставок и суффиксов. Если говорить более научно – с помощью аффиксов.
Внутри него выделяется несколько подтипов в зависимости от того, какой аффикс присоединяется. Разберем их.
Приставочный
Берется слово и к нему добавляется приставка. Появляется слово с другим значением. Например, было слово «тип», а стало – «подтип». Было «читать» – стало «прочитать».
Обратите внимание, присоединяться должна только приставка. Если присоединяется приставка вместе с суффиксом – это уже другой тип.
Суффиксальный
Когда новое слово образуется с помощью суффиксов. Был «лес», а стал «лесник». Был «двор», стал «дворник».
Этим же способом образуются отглагольные существительные: вдохновить – вдохновение, потеплеть – потепление, погрузить – погружение.
Приставочно-суффиксальный
Вот это как раз та ситуация, когда к слову добавляются сразу и приставка, и суффикс. Например: вода – подводник, стакан – подстаканник.
Бессуффиксный
С этим вариантом сложнее всего. Надо понять, что сначала у слова был какой-то суффикс, а потом он отпал. Тут важно еще разобраться, какое слово первично, а какое вторично.
Существительное «выход» появилось как раз благодаря бессуффиксному способу. Сначала люди «выходили» где-то, а потом назвали это место словом «выход». Оно появилось «удалением» суффикса «и».
Таким способом очень часто образуются существительные от глаголов. Например, сначала люди припевали, а потом назвали часть песни, которую припевают, «припевом», убрав при этом суффикс «а».
Вот еще интересный пример. Было слово «свинья» с суффиксом «j» (потому что «я» делится на «j» и «а»). Суффикс отпал и получилось прилагательное «свиной».
Постфиксальный
Когда добавляется постфикс. Основные постфиксы в русском есть такие: -ся, -то, -либо, -нибудь.
Вот и получается: умыть – умыться, кто – кто-то, какая – какая-либо, что – что-нибудь.
Приставочно-постфиксальный
По названию уже понятно, что прибавляется и приставочка, и постфикс.
Примеры: думать – додуматься, мурлыкать – намурлыкаться, спать – выспаться.
Суффиксально-постфиксальный
Когда добавляется и суффикс, и постфикс. Например, вот есть слово «толпа». А когда люди начинают создавать эту толпу, входят в нее, выходят, их действия обозначаются глаголом «толпиться». Он появился благодаря суффиксу «и» и постфиксу «ся».
Сложение
Слова могут складываться двумя путями. Когда они берутся полностью и когда одно из слов усекается.
Если слова берутся полностью, то они могут соединяться через дефис или через соединительную гласную. Примеры для соединения через дефис: кресло-качалка, диван-кровать. Соединение через соединительную гласную: газопровод, теплотрасса, водоворот.
Разберем второй случай. Например, слово «землемер» происходит от двух слов: «земля» и «мерить». Второе слово добавляется в «усеченном» виде, у него отпадает суффикс «и».
Слово «медпункт» появилось примерно так же, только в нем усекалось уже первое слово, а не второе. Было «медицинский», стало «мед».
Иногда усекаются вообще оба слова. Как появился «завуч»? Был «заведующий» и были «учителя». Оба слова затем «усеклись», сложились и получился «завуч».
Про Собес
Как-то раз преподавательница на лекции спросила, что значит «собес». Все молчали. Одна студентка сказала: «Это там, где бабушки». Я подумал: странно, это же легко. И сказал: «Совет безопасности».
Преподавательница закатила глаза и говорит: «Это СОВБЕЗ!».
Вот. «Собес» расшифровывается как «социальное обеспечение». Имейте в виду и не путайте бабушек с политиками международного уровня.
Сюда же относится способ аббревиации. Когда берутся первые буквы и из них складывается аббревиатура. ЕГЭ – единый государственный экзамен, МГУ – Московский государственный университет.
Сложносуффиксальный
Когда и слова складываются, и еще суффиксы добавляются. Например, как появилось слово «хлеборезка»? Был «хлеб», был глагол «резать». Они сложились, причем глагол был взят в усеченном виде – без суффикса «а». Получилось «хлеборез». К этому «хлеборезу» добавилась буква «к», и получилась хлеборезка.
Другой пример. Прилагательное «длинношерстный». Оно появилось из слов «длинный», «шерсть», соединительной гласной «о» и суффикса «н».
Лексико-синтаксический способ
Это когда два и более слов сливаются в одно. Часть слов образовалась лексико-синтаксическим способом уже давно, например: сегодня (было местоимение «сего» и существительное «дня»), сейчас (от местоимения «сей» и существительного «час»).
Некоторые слова продолжают образовываться и в настоящее время. Например, от сочетаний наречия и прилагательного: низкомолекулярный (низко + молекулярный), высококонверсионный (высоко + конверсионный), вышеупомянутый (выше + упомянутый).
Как не спутать лексико-синтаксический способ словообразования со сложением? Обращайте внимание вот на такие моменты.
- При словообразовании по лексико-синтаксическому способу всегда сохраняется порядок слов. То есть было какое-то обычное словосочетание и потом оно целиком «срослось»: с ума сшедший – сумасшедший.
- Сохраняются падежные окончания каждого слова, то есть срастание происходит вообще без изменений – просто взяли и склеили: сего + дня = сегодня.
- Таким способом могут «соединяться» слова самостоятельных и служебных частей речи. В случае с сумасшедшим как раз соединяются два самостоятельных слова и предлог «с».
Морфолого-синтаксический способ
У этого способа есть более простое и всем нам знакомое название – переход из одной части речи в другую. Например, было прилагательное «больной» – больной человек. Оно постепенно превратилось в существительное: «Там лежит (кто?) больной».
Рассмотрим примеры с другими частями речи. Вот было существительное с предлогом «до смерти» – и вдруг превратилось в наречие: «Он устал (как?) до смерти».
Было причастие «командующий [военно-морским флотом]», а стало существительное: «Говорит командующий».
Было деепричастие «лежа», а стало наречие: «Я читал (как?) лежа». Его на первый взгляд сложно отличить от деепричастия, но это именно наречие, потому что оно обозначает признак действия, а не добавочное действие. То есть я не читал и при этом еще что-то делал (лежал), а занял удобную позу (лежа) и в ней читал.
Лексико-семантический способ
Это когда было одно слово с большим количеством лексических значений. Потом эти значения стали отдаляться друг от друга и постепенно связь между ними совсем утратилась. Появились омонимы.
Например, вот было слово «брань». Оно обозначало битву какую-нибудь, когда богатыри шли на «поле брани» и дрались там.
Потом у него появилось второе значение – «плохие слова». Отсюда «браниться» – ругаться плохими словами.
И так получилось, что значения очень отдалились друг от друга и сейчас «брань» (битва) и «брань» (ругань) в нашем сознании уже почти не связаны.
Чтобы лучше понять эту тонкость, прочитайте две моих статьи: про омонимы и про многозначные слова. Они небольшие, но я там даю много примеров и учу видеть разницу между этими двумя лексическими единицами.
Полезные материалы по теме
Вот вам обобщающая таблица со всеми способами словообразования.
Обязательно посмотрите другие мои статьи по лексике и морфемике:
- Как разобрать слово по составу – инструкция с кучей лайфхаков.
- Чем архаизмы отличаются от историзмов.
- Что такое паронимы.
- Синонимы.
- Антонимы.
Еще я в каждой своей статье рекомендую читателям подборки с курсами подготовки к ЕГЭ, ОГЭ и ВПР. Эти курсы проводятся в групповом формате, а ведут их учителя-эксперты, которые сами же эти ЕГЭ, ОГЭ и ВПР создают и проверяют. За счет группового формата курсы более дешевые, чем репетиторство. Плюс, изучать их можно из дома, не надо никуда ехать.
Из учебников я вам рекомендую книгу Веры Васильевны Бабайцевой «Русский язык. Теория. 5-9 класс». Очень хорошее пособие. В нем собран теоретический материал, который школьники изучают с 5 по 9 класс – все то, что выносится на ОГЭ и ЕГЭ.
Приобретите книгу и сначала прочитайте ее от начала до конца. Потом разбирайте и заучивайте темы, которые вызывают у вас затруднения и с которыми вы чаще всего сталкиваетесь. А потом осваивайте оставшийся материал.
Посмотрите видеоролик по способам словообразования, чтобы еще раз закрепить тему:
Заключение
В этой статье я попытался объяснить вам, какие есть способы словообразования в русском языке. Скоро выйдут еще статьи на эту тему, где мы проанализируем каждый способ более подробно, рассмотрим разные нюансы и тонкости. Подпишитесь на мою рассылку, чтобы ничего не пропустить.
Напишите, пожалуйста, комментарий к статье. Была ли она для вас информативной, легко ли было ее читать? Скажите мне обо всех недостатках, которые есть в тексте, чтобы я мог их исправить и учесть на будущее.
Спасибо.
( 2 оценки, среднее 3 из 5 )
Оцените статью
ЕЖЕНЕДЕЛЬНАЯ РАССЫЛКА
Получайте самые интересные статьи по почте и подписывайтесь на наши социальные сети
ПОДПИСАТЬСЯ
11 класса МКОУ
“СОШ №1” с.п. Шалушка Чегемского района КБР).
Возможные трудности
При
выборе производящего слова
(при
имеющемся производном)
При
определении способа словообразования
Причины
Неправильное
восстановление словообразовательной цепочки
П
Что
нужно знать?
- В
словообразовательных парах, называющих лиц мужского и женского пола,
производящим является существительное мужского пола, производным
-существительное женского рода:
писатель → писательница
шахматист → шахматистка
- В
парах: глагол – существительное, обозначающее отвлеченное действие,
прилагательное – существительное, обозначающее отвлеченный признак,
производящим является глагол или прилагательное, а существительное
производным:
лечить → лечение
молодой→ молодость
- Большинство
возвратных глаголов образовано от невозвратных:
защищать→ защищаться
умыть→ умыться
- При
словообразовании глаголов наиболее типичной является цепочка из трёх
членов: непроизводный бесприставочный глагол несовершенного вида→
приставочный глагол совершенного вида→ приставочный глагол с новым
суффиксом несовершенного вида:
писать→ записать→записывать
читать→прочитать→прочитывать
- Наречия
с суффиксом -о, как правило, образованы от прилагательных:
хороший → хорошо
грустный→грустно
- Приставочный
способ
– присоединение приставки к исходному, уже существующему слову. При этом
это новое слово относится к той же части речи, что и исходное слово.
Таким способом образуются имена существительные, прилагательные,
местоимения, глаголы, наречия:
дедушка→ прадедушка
вкус→ привкус
- Суффиксальный
способ
– присоединение суффикса к основе исходного слова. Таким способом
образуются слова всех самостоятельных частей речи и, как правило, новые
производные слова являются иной частью речи по отношению к производящему
слову.
дом → домишко
лифт→ лифтёр
В русском языке есть суффиксы, которые
состоят из одного звука[j]: весель-[j]-е,лис-[j]- его.
- Приставочно-суффиксальный способ
– одновременное присоединение приставки и суффикса к основе исходного
слова. Наиболее часто образуются таким образом
имена
существительные, глаголы с суффиксом –ся, наречия:
пограничник
разболеться
снова
- Бессуффиксный
способ
– присоединение нулевого суффикса к основе исходного слова. Этим
способом образуются следующие группы слов:
существительные
от глаголов путём отсечения суффиксов инфинитива:
рассказать→рассказ
выходить→выход
существительные
от прилагательных путём замены окончания прилагательного
на нулевое окончание:
сухой→сушь
гнилой→гниль
- Сложение
– способ,
при котором происходит образование новых слов путём соединения частей
нескольких слов в одно (спортзал, черноглазый, мясорубка).
Сложение основ обычно происходит с
помощью соединительных гласных -О-,-Е-,-И-(темн-о-кожий, угл-е-добывающий,
сем-и-летний).
Запомни! В
сложных количественных числительных интерфиксов нет, здесь два окончания, т.
к. изменяются обе части: шестидесяти.
Запомни наиболее
распространённые приставки, которые не следует путать с корне: меж-,
сверх-, супер-, пост-, контр-, дез-.
- Переход
– это
способ, при котором новое слово образуется путём перехода слова из одной
части речи в другую. Внешняя форма слова при этом может не меняться.
Наиболее распространенные переходы: из
прилагательного в существительное (дежурный ученик – дежурный
по подъезду),
из причастия в существительное (управляющий
производством человек – главный управляющий),
из причастия в прилагательное (ведущий
судно штурман – ведущий специалист в отделе), из наречия в предлог(
ходил вокруг – ходил вокруг дома), из деепричастия в
предлог(будь осторожен включая газ – пришли все включая
Вадика).
- Сращение
–
это способ, при котором новое слово образуется из словосочетаний путём
слияния, сращения слов в одно слово:
сей час→ сейчас; сего дня→
сегодня.
Советы
Воспользуйся
схемой словообразовательного анализа.
Если
нужно найти слово, образованное приставочным способом, то выполни
следующие действия:
-определи
все слова, в которых есть предполагаемая приставка (но нет суффикса);
-закрой
приставку и посмотри на то, что осталось;
-является
ли оставшаяся часть «осмысленным словом»?
-если
«да», то слово образовано при помощи приставки, если «нет», то иным способом.
Подобным
образом можно отыскать слово, образованное суффиксальным способом (в
этом случае закрой суффикс и посмотри на то, что осталось слева от него).
Например:
близорукость/
ср.:близорук(ий);
лесной,
здоровенный.
Если
нужно найти слово, образованное приставочно- суффиксальным способом, то
выполни следующие действия:
-выбери
слова с приставкой и суффиксом;
-закрой
приставку и посмотри на то, что осталось;
-является
ли оставшаяся часть «осмысленным словом»?
-если
«да», то это слово образовано не приставочно-суффиксальным способом;
-если
«нет», то открой приставку и закрой суффикс. Посмотри, на то, что осталось;
-является
ли оставшаяся часть «осмысленным словом»?
-если
«да», то это слово образовано не приставочно-суффиксальным способом;
-если
«нет», то это слово образовано приставочно-суффиксальным способом.
n определить
какой частью речи является исследуемое слово и поставить его в начальную
форму (для причастия и деепричастия − инфинитив).
n найти
производящее слово: истолковать значение производного ( это
можно сделать, используя слово (сочетание слов), от которого
оно образовано) или подобрать слово, родственное производному (оно
обычно проще его, является самым близким по структуре и лексическому значению).
n сравнив
состав исследуемого (производного) слова с производящим, выявить морфему, с
помощью которой оно образовано.
n определить
способ образования исследуемого слова.
n имеет
значение «не имеющий дома». Значит, образовано от слова «дом»
n слово
образовано приставочно-суффиксальным способом.
- 1. Понятие словообразования
- 2. Приставочный способ словообразования
- 3. Суффиксальный способ словообразования
- 4. Приставочно-суффиксальный способ словообразования
- 5. Бессуффиксный способ словообразования
- 6. Переход из одной части речи в другую
- 7. Сложение
п.1. Понятие словообразования
Основной путь пополнения словарного состава русского языка – словообразование.
Словообразование – раздел лингвистики, который изучает законы образования слов.
Словообразовательная пара – это два однокоренных слова, одно из которых непосредственно образовано от другого: желать → желание, грамотный → безграмотный.
Словообразовательная цепочка – это ряд однокоренных слов, которые последовательно образуются друг от друга. Словообразовательная цепочка состоит из трёх и более родственных слов: соль → солить → пересолить → пересоленный.
Все слова одного корня составляют словообразовательные гнёзда. Вначале выстраиваются пары, затем цепочки и наконец гнездо.
Существуют разные способы образования слов.
п.2. Приставочный способ словообразования
Новые слова могут образовываться путём прибавления приставки к исходному слову. Такой способ образования слов называется приставочным: думать → выдумать, город → пригород, туда → оттуда.
п.3. Суффиксальный способ словообразования
Образование слов с помощью суффикса называется суффиксальным способом словообразования. Прибавление суффикса к исходной основе создаёт основу нового слова с новым значением: жёсткий → жестковатый, дом → домишко, горький → горько, летать → лётчик.
п.4. Приставочно-суффиксальный способ словообразования
Слова могут быть образованы с помощью одновременного присоединения приставки и суффикса. В этом случае приставка и суффикс вносят в новое, образованное слово одно значение. Такой способ словообразования называется приставочно-суффиксальным: окно → подоконник, стакан → подстаканник, одеяло → пододеяльник, свеча → подсвечник – приставка и суффикс придают слову значение «то, что находится под…».
п.5. Бессуффиксный способ словообразования
От глаголов и прилагательных могут образовываться существительные с помощью нулевого суффикса. Такой способ образования называется бессуффиксным или безаффиксным: прилететь → прилёт , бежать → бег , выходить → выход , свистеть → свист , синий → синь .
п.6. Переходной из одной части речи в другую
В русском языке есть способ словообразования, при котором происходит переход слов одной части речи в другую: пожарный (прил.) шланг → пожарный (сущ.) в каске, мороженое (прил.) мясо → фруктовое мороженое (сущ.).
п.7. Сложение
Сложение представляет собой способ словообразования, при котором происходит объединение исходных частей двух (и более) слов с помощью соединительных гласных о, е или без них, с одновременным присоединением суффикса или без него: голубые глаза → голубоглазый; пар, ходить → пароход; много лет → многолетний; острый ум → остроумный; Древняя Русь → древнерусский.
Как определить способ словообразования
Словообразование – это создание слова на базе другой однокоренной лексемы (или лексем) с помощью специальных средств, присущих языку. Также это раздел лингвистики, изучающий строение и средства образования новых слов. Он непосредственно связан с другим разделом русского языка – орфографией. Чтобы писать без ошибок, надо знать не только орфограммы, но и способы образования слов.
Инструкция
Новые слова в русском языке составляются из морфем по известным словообразовательным моделям. При образовании используются приставки, суффиксы и сложение.
Способ образования нового слова определяется за счет разницы между производной и производящей основой.
Слова в русском языке образуются приставочным, суффиксальным, приставочно-суффиксальным, бессуффиксальным, сложением и переходом из одной части речи в другую способами.
Чтобы определить способ словообразования, установите лексическое значение данного слова и его производящую основу или слово, от которого оно произошло. Далее выясните с помощью каких морфем образовалось новое слово. Например: слово «ледяной» означает «покрытый льдом», оно образовалось от существительного «лед» при помощи суффикса «-ян-», т.е. суффиксальным способом.
При образовании приставочным способом слову: «дел-а-ть – пере-дел-а-ть», «гран-иц-а – за-гран-иц-а».
При помощи суффиксального способа образуются слова всех самостоятельных частей речи, когда к основе исходного слова прибавляется суффикс. Например: «нов-ый – нов-ость», «чит-а-ть – чит-а-тель».
Приставочно-суффиксальный способ заключается в одновременном присоединении к производящей основе приставки и суффикса: «локоть – под-локот-ник», «дом – на-дом-ник».
В бессуффиксальном способе, как правило, от исходного слова отбрасывается окончание («син-ий – синь»), либо одновременно отсекаются окончание с суффиксом («при-цеп-и-ть – при-цеп»).
Сложением образуются сложные слова, в которых соединяются в одной лексеме два корня: «лес» + «степь» = «лес-о-степь».
Сложносокращенные слова возникают при помощи аббревиации: «Московский государственный университет – МГУ», «Министерство обороны – Минобороны».
Новые слова могут образовывать путем слияния в одно целое двух слов словосочетания. Например: «быстро + растворимый = быстрорастворимый».
При переходе из одной части речи в другую, новые слова теряют ряд своих прежних грамматических признаков и приобретают иное значение: «премиальные», «столовая», «рабочий» – эти существительные раньше были прилагательными.
Во время словообразовательного анализа найдите производящую основу и определите, какую морфему к ней прибавили последней.
Слова образуются по цепочке при помощи последовательного присоединения морфем. К примеру: «да-ть – да-ва-ть – по-да-ва-ть – пре-по-да-ва-ть – пре-по-да-ва-тель – пре-по-да-ва-тель-ск-ий».
Видео по теме
Обратите внимание
При образовании новых слов может использоваться сочетание нескольких способов словообразования одновременно: «Черное море – черн-о-мор-ск-ий» (сложение и суффиксальный способы).
Связанная статья
Омонимы: виды и примеры
Источники:
- Мастер-класс: словообразование
Войти на сайт
или
Забыли пароль?
Еще не зарегистрированы?
This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.