Как найти способ словообразования

Способы словообразования — это морфологический, лексико-синтаксический, морфолого-синтаксический и лексико-семантический способ. Способы словообразования показывают, с помощью каких языковых средств образуются новые слова.

Умение определить способы образования слов в русском языке позволит правильно выполнить словообразовательный разбор лексем, составить словообразовательную цепочку и словообразовательное гнездо.

В русском языке выделяются следующие способы словообразования:

  1. морфологический;
  2. лексико-синтаксический;
  3. морфолого-синтаксический;
  4. лексико-семантический.

Каждый из названных способов словообразования — это активно функционирующая модель образования слов с помощью различных аффиксов и их комбинаций, это слияние (сращение), переход из одной части речи в другую и др.

Вначале рассмотрим морфологический способ образования слов как наиболее продуктивный.

Морфологический способ словообразования

Морфологический способ словообразования является основным в обогащении словарного состава русского языка. Новые слова образуются на базе имеющихся производящих основ путём сочетания их с различными аффиксами.

Лингвистический термин «аффикс» (лат. affixus — «прикрепленный») называет часть слова, имеющую грамматическое значение и видоизменяющую значение корня. По местоположению в слове аффиксы подразделяются на

  • префиксы, или приставки;
  • суффиксы;
  • постфиксы;
  • интерфиксы, или соединительные гласные;
  • флексии, или окончания.

Отметим, что флексии и формообразующие суффиксы не участвуют в словообразовании.

Морфологический способ словообразования

В зависимости от того, с помощью какой морфемы или комбинации аффиксов образована новая лексема, в русском языке различают следующие виды морфологического способа словообразования:

1. Префиксальный (приставочный) способ — это образование нового слова путем присоединения префикса (приставки) к производящей основе:


2. Суффиксальный способ (суффиксация) — это присоединение к производящей основе словообразующего суффикса:


3. Приставочно-суффиксальный способ используется в образовании новых слов с помощью двух аффиксов: приставки и суффикса:


4. Нулевая суффиксация (безаффиксный, бессуффиксальный способ) — это образование нового слова с помощью нулевого суффикса:


5. Постфиксация — это присоединение к производящей основе постфиксов -то, -либо, -нибудь, -ся:


6. Префиксально-постфиксальный (приставочно-постфиксальный) способ используется для образования новых слов с помощью приставки и постфикса:


7. Суффиксально-постфиксальный способ — это присоединение к производящей основе одновременно двух аффиксов: суффикса и постфикса.

переговорить → переговариваться


8. Сложение — способ образования, при котором происходит соединение

1) двух производящих основ в одно слово

а) без помощи соединительной гласной (интерфикса):

  • кресло-кровать;
  • платье-халат;
  • ракета-носитель;
  • ковёр-самолет;

б) с помощью интерфикса:

север  , восток   → северо-восток

сухие фрукты  → сухофрукты

птица, фабрика → птицефабрика

хранилище для овощей → овощехранилище


2) сложение усеченной основы и слова:

ветеринарный врач→ ветврач

туристический поход→ турпоход

медицинский пункт→ медпункт


3) сложение усеченных основ слов:

заместитель председателя → зампред

мотоцикл педальный → мопед

профсоюзный комитет → профком


4) аббревиация — сложение звуков или названий начальных букв словосочетаний:

  • МХАТ
  • ГОЭЛРО
  • ГАИ
  • нэп
  • МИД
  • ОБСЕ

9. Сложносуффиксальный способ — это сложение производящих основ с помощью интерфикса и с одновременной суффиксацией:

длинная шерсть + -н- → длинношерстный

хлеб, резать + -к- → хлеборезка

черные брови +    → чернобровый


Таблица с примерами

Способы образования слов Примеры

1. Приставочный

текстподтекст
гнать → догнать

2. Суффиксальный

белый → белизна
пахать → пахота
сотворить → сотворение

3. Приставочно-суффиксальный

люди → безлюдный
долгий → задолго
домнадомник

4. Бессуффиксальный

отдыхать → отдых
зеленый → зелень
супруг → супруга

5. Постфиксальный

какой → какой-нибудь
что → что-то
где → где-либо

6. Сложение:
1) двух основ

2) двух основ + суффикс

3) сокращенных основ

4) начальных букв или звуков

пожар, опасный → пожароопасный
диван, кровать → диван-кровать
канат, ходить → канатоходец
море, плавать → мореплаватель
специальный корреспондент → спецкор
МХАТ, ОБСЕ, ЮНЕСКО

7. Слияние целых слов

густо, населенный → густонаселенный
мало, знакомый → малознакомый

8. Переход из одной части речи в другую

загорающие (сущ.) – загорающие (прич.) люди;
прохожий (сущ.) – прохожий (прил.) человек

Лексико-синтаксический способ словообразования

С помощью лексико-синтаксического способа словообразования были образованы слова из целого словосочетания путём «склеивания» их компонентов:

  • вперед смотрящий → вперёдсмотрящий;
  • сего дня → сегодня;
  • с ума сшедший → сумасшедший.

При таком способе происходит слияние, или сращение, самостоятельных слов разных частей речи в одну лексическую единицу. Слияние отличается от сложения тем, что методом сложения образуются сложные слова только от полнозначных слов или их частей.

Слияние образовало лексемы от сочетаний слов, включая служебные слова, с сохранением порядка слов и падежных окончаний. Слова, в старину писавшиеся раздельно, в современном языке пишутся слитно и приобретают одно ударение:

  • сей час → сейча́с;
  • тот  час → то́тчас

В современном русском языке очень продуктивно слияние в образовании сложных слов, первой частью которых является наречие с суффиксом -о- или (быстро, высоко, выше-, низко, ниже-, близко, ближе-, глубоко, легко, мало, много и пр.), а второй частью — прилагательное или причастие:

  • высоко, витаминный → высоковитаминный корм;
  • мало, изученный → малоизученный район;
  • слабо, видящий → слабовидящий человек;
  • низко, оплачиваемый → низкооплачиваемый работник;
  • глубоко, уважаемый → глубокоуважаемый;
  • выше указанный → вышеуказанный.

Морфолого-синтаксический способ словообразования

Морфолого-синтаксический способ словообразования

Морфолого-синтаксический способ словообразования представляет собой переход слова из одной части речи в другую. Так образовалось множество существительных из прилагательных (причастий), которые потеряли способность обозначать признак и приобрели вещественность.

Произошла субстантивация (лат. substantivum — имя существительное) — грамматический переход в разряд существительных слов других частей речи.

Понаблюдаем:

  • мостовая (прил.) → булыжная мостовая (сущ.);
  • животное (прил.) существо → диковинное животное (сущ.) ;
  • набережная (прил.) улица → красивая набережная (сущ.);
  • приёмная комната → приёмная директора;
  • рабочий человек →  квалифицированный рабочий.

Переход слов из одной части речи в другую может происходить путем лексикализации — превращением отдельной грамматической формы в слово новой части речи:

  • любоваться (чем?) верхом — ехать (как?) верхом;
  • темной ночью — спать (когда?) ночью.
  • морозной зимой — родился (когда?) зимой.

Таким способом формы творительного падежа существительных изрядно пополнили самостоятельную часть речи наречие:

мигом, пешком, летом, осенью, весной, рядом, днем и т. д.

Лексико-семантический способ словообразования

Лексико-семантический способ словообразования представляет собой распад значений многозначного слова. Значения слова расходятся по смыслу настолько далеко друг от друга, что образуют отдельные лексические единицы. Так в русском языке возникают омонимы:

  • титан — гигант, вступивший в схватку с врагом;
  • титан — большой металлический бак для кипячения воды;
  • титан — твердый металл.

Видео «Словообразование. Способы словообразования»

Тест

Способы словообразования – что это такое, какие они бывают, как легко научиться их различать

Их несколько, давайте научимся в них разбираться.

2 711

Способы словообразования – что это такое и какими они бывают

В русском языке очень многие слова происходят друг от друга. Делают они это через разные способы словообразования. Например, был глагол «делать», от него образовалась форма настоящего времени «делает», от нее – причастие «делающий».

Давайте выясним, какие способы словообразования есть в русском языке и как в них легко и быстро разобраться.

Морфологический

В школе надо в первую очередь знать именно этот способ. Он подразумевает создание новых слов с помощью приставок и суффиксов. Если говорить более научно – с помощью аффиксов.

Внутри него выделяется несколько подтипов в зависимости от того, какой аффикс присоединяется. Разберем их.

Приставочный

Берется слово и к нему добавляется приставка. Появляется слово с другим значением. Например, было слово «тип», а стало – «подтип». Было «читать» – стало «прочитать».

Обратите внимание, присоединяться должна только приставка. Если присоединяется приставка вместе с суффиксом – это уже другой тип.

Суффиксальный

Когда новое слово образуется с помощью суффиксов. Был «лес», а стал «лесник». Был «двор», стал «дворник».

Этим же способом образуются отглагольные существительные: вдохновить – вдохновение, потеплеть – потепление, погрузить – погружение.

Приставочно-суффиксальный

Вот это как раз та ситуация, когда к слову добавляются сразу и приставка, и суффикс. Например: вода – подводник, стакан – подстаканник.

Бессуффиксный

С этим вариантом сложнее всего. Надо понять, что сначала у слова был какой-то суффикс, а потом он отпал. Тут важно еще разобраться, какое слово первично, а какое вторично.

Существительное «выход» появилось как раз благодаря бессуффиксному способу. Сначала люди «выходили» где-то, а потом назвали это место словом «выход». Оно появилось «удалением» суффикса «и».

Таким способом очень часто образуются существительные от глаголов. Например, сначала люди припевали, а потом назвали часть песни, которую припевают, «припевом», убрав при этом суффикс «а».

Вот еще интересный пример. Было слово «свинья» с суффиксом «j» (потому что «я» делится на «j» и «а»). Суффикс отпал и получилось прилагательное «свиной».

Постфиксальный

Когда добавляется постфикс. Основные постфиксы в русском есть такие: -ся, -то, -либо, -нибудь.

Вот и получается: умыть – умыться, кто – кто-то, какая – какая-либо, что – что-нибудь.

Приставочно-постфиксальный

По названию уже понятно, что прибавляется и приставочка, и постфикс.

Примеры: думать – додуматься, мурлыкать – намурлыкаться, спать – выспаться.

Суффиксально-постфиксальный

Когда добавляется и суффикс, и постфикс. Например, вот есть слово «толпа». А когда люди начинают создавать эту толпу, входят в нее, выходят, их действия обозначаются глаголом «толпиться». Он появился благодаря суффиксу «и» и постфиксу «ся».

Сложение

Слова могут складываться двумя путями. Когда они берутся полностью и когда одно из слов усекается.

Если слова берутся полностью, то они могут соединяться через дефис или через соединительную гласную. Примеры для соединения через дефис: кресло-качалка, диван-кровать. Соединение через соединительную гласную: газопровод, теплотрасса, водоворот.

Разберем второй случай. Например, слово «землемер» происходит от двух слов: «земля» и «мерить». Второе слово добавляется в «усеченном» виде, у него отпадает суффикс «и».

Слово «медпункт» появилось примерно так же, только в нем усекалось уже первое слово, а не второе. Было «медицинский», стало «мед».

Иногда усекаются вообще оба слова. Как появился «завуч»? Был «заведующий» и были «учителя». Оба слова затем «усеклись», сложились и получился «завуч».

Про Собес

Как-то раз преподавательница на лекции спросила, что значит «собес». Все молчали. Одна студентка сказала: «Это там, где бабушки». Я подумал: странно, это же легко. И сказал: «Совет безопасности».

Преподавательница закатила глаза и говорит: «Это СОВБЕЗ!».

Вот. «Собес» расшифровывается как «социальное обеспечение». Имейте в виду и не путайте бабушек с политиками международного уровня.

Сюда же относится способ аббревиации. Когда берутся первые буквы и из них складывается аббревиатура. ЕГЭ – единый государственный экзамен, МГУ – Московский государственный университет.

Сложносуффиксальный

Когда и слова складываются, и еще суффиксы добавляются. Например, как появилось слово «хлеборезка»? Был «хлеб», был глагол «резать». Они сложились, причем глагол был взят в усеченном виде – без суффикса «а». Получилось «хлеборез». К этому «хлеборезу» добавилась буква «к», и получилась хлеборезка.

Другой пример. Прилагательное «длинношерстный». Оно появилось из слов «длинный», «шерсть», соединительной гласной «о» и суффикса «н».

Лексико-синтаксический способ

Это когда два и более слов сливаются в одно. Часть слов образовалась лексико-синтаксическим способом уже давно, например: сегодня (было местоимение «сего» и существительное «дня»), сейчас (от местоимения «сей» и существительного «час»).

Некоторые слова продолжают образовываться и в настоящее время. Например, от сочетаний наречия и прилагательного: низкомолекулярный (низко + молекулярный), высококонверсионный (высоко + конверсионный), вышеупомянутый (выше + упомянутый).

Как не спутать лексико-синтаксический способ словообразования со сложением? Обращайте внимание вот на такие моменты.

  1. При словообразовании по лексико-синтаксическому способу всегда сохраняется порядок слов. То есть было какое-то обычное словосочетание и потом оно целиком «срослось»: с ума сшедший – сумасшедший.
  2. Сохраняются падежные окончания каждого слова, то есть срастание происходит вообще без изменений – просто взяли и склеили: сего + дня = сегодня.
  3. Таким способом могут «соединяться» слова самостоятельных и служебных частей речи. В случае с сумасшедшим как раз соединяются два самостоятельных слова и предлог «с».

Морфолого-синтаксический способ

У этого способа есть более простое и всем нам знакомое название – переход из одной части речи в другую. Например, было прилагательное «больной» – больной человек. Оно постепенно превратилось в существительное: «Там лежит (кто?) больной».

Рассмотрим примеры с другими частями речи. Вот было существительное с предлогом «до смерти» – и вдруг превратилось в наречие: «Он устал (как?) до смерти».

Было причастие «командующий [военно-морским флотом]», а стало существительное: «Говорит командующий».

Было деепричастие «лежа», а стало наречие: «Я читал (как?) лежа». Его на первый взгляд сложно отличить от деепричастия, но это именно наречие, потому что оно обозначает признак действия, а не добавочное действие. То есть я не читал и при этом еще что-то делал (лежал), а занял удобную позу (лежа) и в ней читал.

Лексико-семантический способ

Это когда было одно слово с большим количеством лексических значений. Потом эти значения стали отдаляться друг от друга и постепенно связь между ними совсем утратилась. Появились омонимы.

Например, вот было слово «брань». Оно обозначало битву какую-нибудь, когда богатыри шли на «поле брани» и дрались там.

Потом у него появилось второе значение – «плохие слова». Отсюда «браниться» – ругаться плохими словами.

И так получилось, что значения очень отдалились друг от друга и сейчас «брань» (битва) и «брань» (ругань) в нашем сознании уже почти не связаны.

Чтобы лучше понять эту тонкость, прочитайте две моих статьи: про омонимы и про многозначные слова. Они небольшие, но я там даю много примеров и учу видеть разницу между этими двумя лексическими единицами.

Полезные материалы по теме

Вот вам обобщающая таблица со всеми способами словообразования.

Все существующие способы словообразования

Обязательно посмотрите другие мои статьи по лексике и морфемике:

  1. Как разобрать слово по составу – инструкция с кучей лайфхаков.
  2. Чем архаизмы отличаются от историзмов.
  3. Что такое паронимы.
  4. Синонимы.
  5. Антонимы.

Еще я в каждой своей статье рекомендую читателям подборки с курсами подготовки к ЕГЭ, ОГЭ и ВПР. Эти курсы проводятся в групповом формате, а ведут их учителя-эксперты, которые сами же эти ЕГЭ, ОГЭ и ВПР создают и проверяют. За счет группового формата курсы более дешевые, чем репетиторство. Плюс, изучать их можно из дома, не надо никуда ехать.

Из учебников я вам рекомендую книгу Веры Васильевны Бабайцевой «Русский язык. Теория. 5-9 класс». Очень хорошее пособие. В нем собран теоретический материал, который школьники изучают с 5 по 9 класс – все то, что выносится на ОГЭ и ЕГЭ.

Приобретите книгу и сначала прочитайте ее от начала до конца. Потом разбирайте и заучивайте темы, которые вызывают у вас затруднения и с которыми вы чаще всего сталкиваетесь. А потом осваивайте оставшийся материал.

Посмотрите видеоролик по способам словообразования, чтобы еще раз закрепить тему:

Заключение

В этой статье я попытался объяснить вам, какие есть способы словообразования в русском языке. Скоро выйдут еще статьи на эту тему, где мы проанализируем каждый способ более подробно, рассмотрим разные нюансы и тонкости. Подпишитесь на мою рассылку, чтобы ничего не пропустить.

Напишите, пожалуйста, комментарий к статье. Была ли она для вас информативной, легко ли было ее читать? Скажите мне обо всех недостатках, которые есть в тексте, чтобы я мог их исправить и учесть на будущее.

Спасибо.

( 2 оценки, среднее 3 из 5 )

Оцените статью

ЕЖЕНЕДЕЛЬНАЯ РАССЫЛКА

Получайте самые интересные статьи по почте и подписывайтесь на наши социальные сети

ПОДПИСАТЬСЯ

11 класса МКОУ
“СОШ №1” с.п. Шалушка Чегемского района КБР).

Возможные         трудности

 При
выборе     производящего слова

(при
имеющемся производном)

 При
определении способа словообразования

     Причины

Неправильное
восстановление словообразовательной цепочки 

П

       Что
нужно знать?

  • В
    словообразовательных парах, называющих лиц мужского и женского пола,
    производящим является существительное мужского пола, производным
    -существительное женского рода:

      писатель → писательница  

      шахматист → шахматистка

  • В
    парах:  глагол – существительное, обозначающее отвлеченное действие,
    прилагательное – существительное, обозначающее отвлеченный признак,
    производящим является глагол или прилагательное, а существительное
    производным:

      лечить → лечение

      молодой→ молодость

  • Большинство
    возвратных глаголов образовано от невозвратных:

       защищать→ защищаться

       умыть→ умыться

  • При
    словообразовании глаголов наиболее типичной является цепочка из трёх
    членов: непроизводный бесприставочный глагол несовершенного вида→
    приставочный глагол  совершенного вида→ приставочный глагол  с новым
    суффиксом несовершенного вида:

      писать→ записать→записывать

         читать→прочитать→прочитывать

  • Наречия
    с суффиксом  -о, как правило, образованы от прилагательных:

      хороший → хорошо

      грустный→грустно

  • Приставочный
    способ

    – присоединение приставки к исходному, уже существующему слову. При этом
    это новое слово относится к той же части речи, что и исходное слово.
    Таким способом образуются имена   существительные, прилагательные,
    местоимения, глаголы, наречия:

      дедушка→ прадедушка

      вкус→ привкус

  • Суффиксальный
    способ

    – присоединение суффикса к основе исходного слова. Таким способом 
    образуются слова всех самостоятельных частей речи  и, как правило, новые
    производные слова являются иной частью речи по отношению к производящему
    слову.

дом → домишко

лифт→ лифтёр

В русском языке есть суффиксы, которые
состоят из одного звука[j]: весель-[j]-е,лис-[j]- его.

  • Приставочно-суффиксальный  способ
    – одновременное присоединение приставки и суффикса к основе исходного
    слова. Наиболее часто образуются таким образом

имена
существительные, глаголы с суффиксом –ся, наречия:

пограничник

разболеться

снова

  • Бессуффиксный
    способ

    – присоединение нулевого суффикса к  основе исходного слова. Этим
    способом образуются следующие группы слов:

существительные
от глаголов
путём отсечения  суффиксов инфинитива:

      рассказать→рассказ

      выходить→выход

существительные
от прилагательных
путём замены окончания прилагательного
на нулевое окончание:

           
сухой→сушь

           
гнилой→гниль

  • Сложение
    способ,
    при котором происходит образование новых слов путём соединения частей
    нескольких слов в одно (спортзал, черноглазый, мясорубка).

Сложение основ обычно происходит с
помощью соединительных гласных  -О-,-Е-,-И-(темн-о-кожий, угл-е-добывающий,
сем-и-летний).

Запомни! В
сложных количественных числительных интерфиксов нет, здесь два окончания, т.
к. изменяются обе части: шестидесяти.

Запомни наиболее
распространённые приставки, которые не следует путать с корне: меж-,
сверх-, супер-, пост-, контр-, дез-.

  • Переход 
    это
    способ, при котором новое слово образуется путём перехода слова из одной
    части речи в другую. Внешняя форма слова при этом может не меняться.

Наиболее распространенные переходы: из
прилагательного в существительное (дежурный  ученик – дежурный
по подъезду),

из причастия в существительное (управляющий
производством человек – главный управляющий),

из причастия в прилагательное (ведущий
судно штурман – ведущий специалист в отделе), из наречия в предлог(
ходил вокруг – ходил вокруг дома), из деепричастия в
предлог(будь осторожен включая газ – пришли все включая
Вадика).

  • Сращение

    это способ, при котором новое слово образуется из словосочетаний путём
    слияния, сращения слов в одно слово:

сей  час→ сейчас; сего дня→
сегодня.

Советы

Воспользуйся
схемой словообразовательного анализа.

Если
нужно найти слово, образованное приставочным способом, то выполни
следующие действия:

-определи
все слова, в которых есть предполагаемая приставка (но нет суффикса);

-закрой
приставку и посмотри на то, что осталось;

-является
ли оставшаяся часть «осмысленным словом»?

-если
«да», то слово образовано при помощи приставки, если «нет», то иным способом.

Подобным
образом можно отыскать слово, образованное суффиксальным способом
этом случае закрой суффикс и посмотри на то, что осталось слева от него).

Например:
близорукость/

ср.:близорук(ий);

лесной,
здоровенный.

Если
нужно найти слово, образованное приставочно- суффиксальным способом, то
выполни следующие действия:

-выбери
слова с приставкой и суффиксом;

-закрой
приставку и посмотри на то, что осталось;

-является
ли оставшаяся часть «осмысленным словом»?

-если
«да», то это слово образовано не приставочно-суффиксальным способом;

-если
«нет», то открой приставку и  закрой суффикс. Посмотри, на  то, что осталось;

-является
ли оставшаяся часть «осмысленным словом»?

-если
«да», то это слово образовано не приставочно-суффиксальным способом;

-если
«нет», то это слово образовано приставочно-суффиксальным способом.

n определить 
какой частью речи является  исследуемое слово и поставить его  в начальную
форму (для причастия и деепричастия − инфинитив).

n найти
производящее слово: истолковать значение производного
( это
можно сделать, используя  слово
(сочетание слов), от  которого
оно образовано
) или  подобрать слово, родственное производному (оно 
обычно проще его, является самым близким по структуре и лексическому значению).

n сравнив
состав исследуемого (производного) слова с производящим, выявить морфему, с
помощью которой оно образовано.

n определить
способ образования  исследуемого слова.

n имеет
значение «не имеющий дома». Значит, образовано от слова «дом»

n слово 
образовано приставочно-суффиксальным способом.

  1. 1. Понятие словообразования
  2. 2. Приставочный способ словообразования
  3. 3. Суффиксальный способ словообразования
  4. 4. Приставочно-суффиксальный способ словообразования
  5. 5. Бессуффиксный способ словообразования
  6. 6. Переход из одной части речи в другую
  7. 7. Сложение

п.1. Понятие словообразования

Основной путь пополнения словарного состава русского языка – словообразование.

Словообразование – раздел лингвистики, который изучает законы образования слов.

Словообразовательная пара – это два однокоренных слова, одно из которых непосредственно образовано от другого: желать → желание, грамотный → безграмотный.

Словообразовательная цепочка – это ряд однокоренных слов, которые последовательно образуются друг от друга. Словообразовательная цепочка состоит из трёх и более родственных слов: соль → солить → пересолить → пересоленный.

Все слова одного корня составляют словообразовательные гнёзда. Вначале выстраиваются пары, затем цепочки и наконец гнездо.

Существуют разные способы образования слов.

п.2. Приставочный способ словообразования

Новые слова могут образовываться путём прибавления приставки к исходному слову. Такой способ образования слов называется приставочным: думать → выдумать, город → пригород, туда → оттуда.

п.3. Суффиксальный способ словообразования

Образование слов с помощью суффикса называется суффиксальным способом словообразования. Прибавление суффикса к исходной основе создаёт основу нового слова с новым значением: жёсткий → жестковатый, дом → домишко, горький → горько, летать → лётчик.

п.4. Приставочно-суффиксальный способ словообразования

Слова могут быть образованы с помощью одновременного присоединения приставки и суффикса. В этом случае приставка и суффикс вносят в новое, образованное слово одно значение. Такой способ словообразования называется приставочно-суффиксальным: окно → подоконник, стакан → подстаканник, одеяло → пододеяльник, свеча → подсвечник – приставка и суффикс придают слову значение «то, что находится под…».

п.5. Бессуффиксный способ словообразования

От глаголов и прилагательных могут образовываться существительные с помощью нулевого суффикса. Такой способ образования называется бессуффиксным или безаффиксным: прилететь → прилёт , бежать → бег , выходить → выход , свистеть → свист , синий → синь .

п.6. Переходной из одной части речи в другую

В русском языке есть способ словообразования, при котором происходит переход слов одной части речи в другую: пожарный (прил.) шлангпожарный (сущ.) в каске, мороженое (прил.) мясофруктовое мороженое (сущ.).

п.7. Сложение

Сложение представляет собой способ словообразования, при котором происходит объединение исходных частей двух (и более) слов с помощью соединительных гласных о, е или без них, с одновременным присоединением суффикса или без него: голубые глаза → голубоглазый; пар, ходить → пароход; много лет → многолетний; острый ум → остроумный; Древняя Русь → древнерусский.

Как определить способ словообразования

Словообразование – это создание слова на базе другой однокоренной лексемы (или лексем) с помощью специальных средств, присущих языку. Также это раздел лингвистики, изучающий строение и средства образования новых слов. Он непосредственно связан с другим разделом русского языка – орфографией. Чтобы писать без ошибок, надо знать не только орфограммы, но и способы образования слов.

Как определить способ словообразования

Инструкция

Новые слова в русском языке составляются из морфем по известным словообразовательным моделям. При образовании используются приставки, суффиксы и сложение.

Способ образования нового слова определяется за счет разницы между производной и производящей основой.

Слова в русском языке образуются приставочным, суффиксальным, приставочно-суффиксальным, бессуффиксальным, сложением и переходом из одной части речи в другую способами.

Чтобы определить способ словообразования, установите лексическое значение данного слова и его производящую основу или слово, от которого оно произошло. Далее выясните с помощью каких морфем образовалось новое слово. Например: слово «ледяной» означает «покрытый льдом», оно образовалось от существительного «лед» при помощи суффикса «-ян-», т.е. суффиксальным способом.

При образовании приставочным способом слову: «дел-а-ть – пере-дел-а-ть», «гран-иц-а – за-гран-иц-а».

При помощи суффиксального способа образуются слова всех самостоятельных частей речи, когда к основе исходного слова прибавляется суффикс. Например: «нов-ый – нов-ость», «чит-а-ть – чит-а-тель».

Приставочно-суффиксальный способ заключается в одновременном присоединении к производящей основе приставки и суффикса: «локоть – под-локот-ник», «дом – на-дом-ник».

В бессуффиксальном способе, как правило, от исходного слова отбрасывается окончание («син-ий – синь»), либо одновременно отсекаются окончание с суффиксом («при-цеп-и-ть – при-цеп»).

Сложением образуются сложные слова, в которых соединяются в одной лексеме два корня: «лес» + «степь» = «лес-о-степь».

Сложносокращенные слова возникают при помощи аббревиации: «Московский государственный университет – МГУ», «Министерство обороны – Минобороны».

Новые слова могут образовывать путем слияния в одно целое двух слов словосочетания. Например: «быстро + растворимый = быстрорастворимый».

При переходе из одной части речи в другую, новые слова теряют ряд своих прежних грамматических признаков и приобретают иное значение: «премиальные», «столовая», «рабочий» – эти существительные раньше были прилагательными.

Во время словообразовательного анализа найдите производящую основу и определите, какую морфему к ней прибавили последней.

Слова образуются по цепочке при помощи последовательного присоединения морфем. К примеру: «да-ть – да-ва-ть – по-да-ва-ть – пре-по-да-ва-ть – пре-по-да-ва-тель – пре-по-да-ва-тель-ск-ий».

Видео по теме

Обратите внимание

При образовании новых слов может использоваться сочетание нескольких способов словообразования одновременно: «Черное море – черн-о-мор-ск-ий» (сложение и суффиксальный способы).

Омонимы: виды и примеры

Связанная статья

Омонимы: виды и примеры

Источники:

  • Мастер-класс: словообразование

Войти на сайт

или

Забыли пароль?
Еще не зарегистрированы?

This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.

Добавить комментарий