В современном обществе очень многие полагают, что если человеку при рождении не досталось таланта, то с этим ничего не поделать. Эти люди просто сдаются на милость судьбы. Соответственно и живут они неполной жизнью, не познав ее подлинной радости. И это величайшая трагедия человечества.
(Синъити Судзуки – известный музыкант, автор «метода воспитания талантов», основатель Института воспитания талантов)
В предыдущей статье мы рассматривали тему “Разве я могу научиться петь?” с точки зрения обучения и того, насколько изменилось музыкальное образование за годы своего существования. А теперь продолжим разбирать этот вопрос, говоря уже об одарённости.
Сразу скажу, что талант таланту рознь. “Музыкальные способности” – это не какой-то ОДИН талант, а их СОВОКУПНОСТЬ. И какие-то музыкальные способности у вас, скорее всего, есть. Некоторые из них, возможно, даже неплохо развиты с самого детства, а какими-то вы просто не особо занимались. Очень небольшой процент маленьких детей хорошо попадает в ноты, например. Но если их всех, попадающих и не попадающих поучить 7-8 лет в музыкальной школе, к 14 годам каждый из них будет очень неплохо интонировать и петь гораздо чище, чем, к примеру, тот же 14-летний ребёнок, который неплохо попадал в ноты в 6-7 лет, но никак не пытался развить музыкальные способности. У кого-то хорошо развито чувство ритма (может, он/она занимается танцами с детства), но этот человек не попадает ни в одну ноту. Что скажете о музыкальных способностях такого человека? Разве их нет? Разве чувство ритма к этим самым способностям не относится? А память? Кто-то не сразу усваивает материал, но зато, когда запомнит, то прочно, навсегда. А кто-то выучивает быстро, но у него/неё всё выветривается из головы моментально. Если человек обладает хорошим чувством ритма и музыкальным слухом, но плохой музыкальной памятью, запишем его в ряды “одарённых”, или нет?
Кстати о музыкальном слухе. Существует ведь много видов этого самого слуха. И у одного человека (более того, даже у одного профессионального музыканта) не все виды этого слуха могут быть развиты на “отлично”. Кто талантлив, человек у которого, например, на среднем уровне развит гармонический, мелодический, полифонический, тембральный слух (и все остальные виды), или человек с идеальным, сверх-крутым мелодическим слухом, но недоразвитыми остальными видами? Что, трудно выбрать? Вот так всё непросто с уровнем “таланта”.
И неужели вы думаете, что за время пятиминутного прослушивания в советской (да и в постсоветской) музыкальной школе, действительно, можно было выявить все способности ученика? Терпение и усидчивость, кстати, тоже стоит к ним отнести. Это такие же “таланты”, необходимые для становления высококвалифицированным профессиональным музыкантом/певцом, как и те же “голос” и “слух” – слова, которыми люди так вдохновенно разбрасываются, не задумываясь о том, какие смыслы за ними стоят.
Если бы всё было просто, то школьные отличники всегда вырастали бы в самых успешных людей на Земле, а двоечники-троечники становились бы никем. Но ведь мы имеем иную картину, не так ли? Если не так уж просто выявить и развить способности ребёнка за 11 лет обучения в школе, неужели, в музыкальном образовании ситуация, по-вашему, должна быть проще?
Вывод: пока вы не начали заниматься музыкой и чему-то учиться, вы ничего не знаете о своих музыкальных способностях. И любой педагог, который прослушивал вас в течении 5 минут, тоже знает о них не намного больше. А когда начнёте заниматься, сразу выяснится, что нужно подтянуть, а в чём вы уже хороши (хотя всегда есть к чему стремиться). Обнаружится, что то же трудолюбие, усидчивость, развитое воображение и хорошая память – это такие же немаловажные таланты. Всё это может оказаться вашими главными музыкальными способностями. И, поверьте, эти и многие другие качества для музыканта не менее важны, чем умение попадать в ноты и ритм.
Кстати, я вижу самый большой прогресс не у тех учеников, которые изначально владеют мощным голосом и чисто интонируют, а у тех, кто быстро схватывает, чётко выполняет задания, хорошо запоминает и всегда старается. Ещё раз: это может оказаться и вашими главными музыкальными способностями!
Если Вам интересно меня читать, не забудьте поставить палец вверх и подписаться.
«Как узнать, есть ли у ребенка склонность к музыке?»
«Есть ли у него музыкальный слух или чувство ритма?»
Мы обсудим пять вопросов, связанных с определением музыкальных способностей ребенка. Ответы на эти вопросы помогут родителям сделать серьезный выбор – отдавать ли ребенка учиться музыке или
нет…
Вопрос 1: Как определить склонность ребенка к музыке?
Определить наличие музыкальности и таланта, уровень развития музыкальных способностей ребенка можно тремя способами:
• Беседа с ребенком
• Определение общей музыкальности ребенка
• Тестирование музыкальных способностей
Как определить музыкальность ребенка в раннем детстве, в дошкольном и младшем школьном возрасте, а также различные способы тестирования музыкальных способностей, мы подробно рассмотрим чуть
позже. Сейчас, я хочу обратить ваше внимание на первый способ.
Беседа с ребенком кажется самым простым и элементарным способом узнать о его способностях и склонности к музыке, однако на практике это оказывается весьма не просто. Если вы просто начнете
расспрашивать ребенка, он вряд ли ответит вам что-нибудь вразумительное. Сделать это надо между делом, специально подготовив ситуацию так, чтобы разговор прошел естественно, и не был похож на
допрос. Вы можете поговорить с ним в процессе игры или после прослушивания детской музыки, можно и не говорить специально, а возвращаться к нужной вам теме время от времени.
Как бы то ни было, беседа с ребенком должна преследовать две цели.
1) Вам необходимо определить эмоциональность и артистизм ребенка – насколько глубоко он может переживать художественные образы и насколько ярко, эмоционально может их передать. Эти качества
одинаково важны и для поэзии, и для музыки. Поэтому, если ваш ребенок любит и легко запоминает стихи, читает их с выражением, старается передать настроение – он уже обладает неким артистизмом и
эмоциональностью. Все это является показателем того, что у ребенка есть склонность к творчеству, он легко может заниматься музыкой и добиться успехов.
Если ребенок стесняется, читает стихи сухо и невыразительно, не делайте критических выводов! Возможно, ваш ребенок – интроверт, и глубокие чувства, которые его переполняют, просто не проявляются
«снаружи». Возможно, он еще «не умеет» выражать свои эмоции и чувства (делать это осознанно). Здесь не может быть единого подхода, у каждого ребенка будут свои особенности. Но если вы видите, что
ребенку скучно, он не любит ни только рассказывать, но и слушать стихи, ему трудно их запомнить – возможно, в этом случае вам лучше заняться шахматами или спортом.
Итак, вы можете определить эмоциональность и артистизм ребенка, просто попросив его рассказать любимое стихотворение.
2) Определите интерес ребенка к музыке и творчеству. Что он знает о музыке, хотел бы он ею заниматься? Что ему больше нравится – петь или играть на каком-нибудь инструменте? Узнайте у
ребенка, какая музыка по характеру ему больше нравится (или конкретнее: из какого мультика или фильма)? Какие мультики или фильмы он любит смотреть и почему? Какие книги, про что ему больше
нравится читать или слушать? Есть ли у него любимые песни? Попросите его напеть одну из них.
Так вы можете определить склонность ребенка к музыке, а также узнать, что ему интересно в жизни, понять, надо ли ему заниматься музыкой более серьезно, идти в музыкальную школу или
достаточно посещать музыкально-танцевальный кружок.
Помните, для того чтобы определить интерес ребенка к музыке, важно не столько то, что он ответит (у большинства детей одинакового возраста ответы, как правило, очень похожи), сколько то,
как он отвечает на ваши вопросы. Важна некая определенность ребенка в своих вкусах. Если ему все равно, и музыка не вызывает у него особого энтузиазма, вам следует задуматься, нужно ли
музыкальное обучение самому ребенку (музыкальные занятия могут увлечь его, «раскрыть», но могут и отторгнуть – здесь все будет зависеть от самого ребенка и от умения преподавателя). Если он может
сказать более или менее точно, что ему нравится музыка веселая, активная, как в таком-то мультике; что он любит петь, танцевать и играть на подушках как на барабанах; мультики он любит про
Человека-паука, потому что он всех защищает и всегда побеждает «плохих монстров», читать он любит энциклопедии про животных, а любимая песня у него «Новый Год к нам мчится…» и не только споет,
но и танцевать при этом начнет… У вас есть все основания полагать, что ребенку понравится заниматься музыкой и он сможет достигнуть определенных успехов. Вопрос 2: Как определить наличие музыкальных способностей в раннем детстве?
Наблюдая за ребенком (или вспомнив, каким он был в этом возрасте), вы легко сможете определить у него наличие или отсутствие музыкальных способностей.
О наличии у ребенка склонности к музыке и развитых от рождения музыкальных способностях может свидетельствовать следующее:
• повышенное внимание ребенка к любому звучащему фону,
• явное проявление интереса к звучанию музыки,
• яркое эмоциональное проявление радости малыша во время звучания его любимой музыки (некоторые дети начинают пританцовывать, даже не научившись ходить, сидя в
кроватке),
• малыш любит слушать разную музыку, не только детские и колыбельные песни в мамином исполнении.
Некоторое время назад, ученые проводили специальное исследование с малышами в возрасте до одного года – с помощью несложных тестов они выяснили, что большинство детей, якобы, с рождения обладает
«абсолютным» музыкальным слухом. Этот факт подтверждает мнение, что все люди обладают примерно одинаковыми способностями (в том числе и музыкальными), и только уровень развития этих способностей
у всех разный.
Этот факт позволяет также сделать следующий вывод: само по себе наличие способностей не влияет на успех человека в той или иной сфере деятельности. Можно обладать развитыми от рождения
музыкальными способностями – красивым, сильным голосом, абсолютным слухом, и при этом ненавидеть музыку. Любое образование, в том числе и музыкальное, для того и существует, чтобы развивать
необходимые способности в своей сфере и давать определенные знания. Что же тогда важно для достижения успеха? Важен интерес, склонность человека к определенной сфере деятельности, которая
позволяет развивать способности в этой сфере быстрее, нежели это могут сделать другие люди. В большинстве случаев, это и есть секрет таланта, одаренности одних людей и кажущейся бездарности и
«отсутствия способностей» других.
Склонность к определенной сфере деятельности обычно проявляется достаточно рано. Музыкальность ребенка можно обнаружить уже в возрасте одного года, если уже в этом возрасте он проявляет
явный интерес к звучанию музыки. Вопрос 3: Как определить склонность к музыке у детей в дошкольном и младшем школьном возрасте?
В этом возрасте применимы все три способа – беседа с ребенком, тестирование (мы поговорим о нем чуть позже), и определение общей музыкальности
ребенка.
Что же является показателями музыкальности и наличия способностей у детей в возрасте 3-7 лет и старше?
1) Сохранение интереса к музыке, проявленного еще в раннем детстве. Если ваш ребенок прерывает свои дела и прислушивается к внезапно зазвучавшей музыке, если он любит слушать различную
музыку, не обязательно только детские песни, но и хорошую эстрадную музыку, классику, пытается подпевать или начинает танцевать под музыку – все это говорит о музыкальности ребенка.
Следует помнить, что воспитание ребенка играет большую роль в этом вопросе, но не главную. Если ребенок музыкален от природы – он проявит это, неважно, занимались вы с ним музыкой или нет.
Если от природы у него нет склонности, «тяги» к искусству, вы можете «расшибить себе лоб», но только разовьете в ребенке отвращение к музыке. Все что вы можете – помочь ребенку раскрыть свою
музыкальность, дать ему возможность проявить себя. Если ребенок проявил интерес к музыке в раннем детстве, но родители не обратили на это внимание, интерес ребенка, скорее всего, угаснет. Но это
может произойти и в том случае, если вы усиленно занимались с ребенком – пели и разучивали песенки, слушали музыку, играли на детских музыкальных инструментах. Что поделать, человеческая природа
– сложная и непредсказуемая вещь!
2) Ваш ребенок легко и на долго запоминает понравившиеся ему песни. Более или менее «чисто» поет, любит «сочинять» – компилирует какие-то свои песни из известных ему слов и мелодий (при
этом может выйти некое «попурри», или нечто совершенно невероятное). Реже – сочиняет (точнее импровизирует «на ходу») свои стихи и песни – в зависимости от того, насколько они получаются яркими и
выразительными (конечно, только эмоционально, а не по смыслу) – можно судить об одаренности ребенка и наличии таланта. Во всяком случае, все это говорит о развитых от природы музыкальных и
творческих способностях.
3) Ваш ребенок любит выступать на публике, любит принимать активное участие в утренниках и праздниках, любит заниматься творчеством в любом виде – петь, танцевать, рисовать, лепить из
пластилина. У него хорошее воображение, он любит выдумывать – все это является хорошим показателем наличия способностей к творчеству и музыке. Вопрос 4: Есть ли у ребенка музыкальный слух? Существует ряд традиционных тестов, для определения музыкального слуха, голоса и музыкальной памяти. Подобные тесты обычно проводят на собеседовании, когда принимают
ребенка в музыкальную школу. Эти тесты очень простые, но для их выполнения требуется минимальный набор музыкальных знаний и навыков у родителей, и, в ряде случаев, наличие
фортепиано.
Тест 1. Попросите ребенка подойти к фортепиано и отвернуться. Сыграйте по очереди два звука в разных регистрах (верхнем и нижнем) и спросите его, какой звук был ниже,
а какой выше.
Тест 2. Нажмите на фортепиано одну клавишу и спросите ребенка, сколько прозвучало звуков. Теперь нажмите две клавиши одновременно (желательно на большом расстоянии
друг от друга), и спросите, сколько звуков прозвучало теперь.
Если ребенок затрудняется с ответом, нажмите те же клавиши по очереди. Сыграйте любой аккорд двумя руками (в широком расположении), и спросите, сколько звуков прозвучало (один, или
много).
Первые два теста проверяют активность слуха, способность «ориентироваться в звуковом пространстве», выделять отдельные элементы из общего звучания музыки (на простейшем уровне). Они
позволяют определить, понимает ли ребенок разницу звуков по высоте, а также разницу между отдельным звуком и несколькими, прозвучавшими одновременно. Если ребенок затрудняется – не переживайте,
понять эти вещи не так просто, обычно этому учат на раннем этапе обучения (подготовительный/первый класс музыкальной школы).
Тест 3. Спойте ноту Ми первой октавы (например, на слог «ля» или простое «а») и попросите ребенка повторить. Затем спойте ноту Ля первой октавы и
снова попросите повторить. Если вы слышите, что ребенку трудно петь в этом диапазоне, спойте ноты выше: До-Ми второй октавы, или наоборот ниже: Си малой – Ре первой октавы. Попробуйте разные
ноты, для того чтобы определить диапазон голоса ребенка.
Важно, что бы вы пели сами, без помощи фортепиано. Чтобы спеть точно воспользуйтесь камертоном. Дело в том, что звук фортепиано, как правило, «сбивает» детей, к нему труднее подстроиться,
нежели к привычному для них человеческому голосу. Если же у вас не получается, и вам трудно точно попасть в ноту, лучше, конечно же, использовать фортепиано. Не используйте детские музыкальные
инструменты – дудочки, ксилофоны, детские синтезаторы и прочие.
Тест 4. Спойте простую, короткую мелодическую фразу, и попросите ребенка повторить. Тест 5. Попросите ребенка спеть любимую песенку.
Таким образом, тесты 3-5 позволяют вам проверить:
• музыкальный слух ребенка,
• музыкальную память,
• «репродуктивный» музыкальный слух (может ли ребенок повторить прозвучавшую ноту и мелодическую фразу),
• диапазон голоса ребенка,
• может ли ребенок интонировать (петь «чисто»).
Помните, если ребенок показывает средний результат, если он может уловить хотя бы направление мелодии, не попадая точно в ноту, значит, у него есть музыкальный слух, пусть и плохо развитый.
Бывают, конечно, и исключения, так называемые «гудошники». Эти дети могут петь в очень узком диапазоне, совершенно не интонируют и не могут понять даже общее направление мелодии. На самом деле,
таких детей достаточно много, но в музыкальных школах умеют работать с ними и, в конце концов, развивают их способности до определенного уровня (кроме того, неспособность к пению не мешает им
быть талантливыми пианистами или трубачами). Вопрос 5: Как определить чувство ритма?
Вот несколько тестов на определение чувства ритма, которые также используют в музыкальных школах во время вступительной беседы с ребенком.
Тест 1. Простучите (не быстро) простую ритмическую последовательность и попросите ребенка повторить. Повторите тест 2-4 раза, в зависимости от успехов ребенка, используя разные
последовательности.
Тест 2. Попросите ребенка помаршировать на месте под музыку. Исполните или поставьте запись любой популярной, маршевой музыки. Например, песню «Вместе весело шагать…».
Тест 3. Попросите ребенка хлопать в ладоши под музыку (как это делают на концертах, когда публике нравится какая-нибудь песня). Сыграйте или поставьте запись любой ритмичной
детской музыки, например, «Летки-Енки».
Если у ребенка слабое чувство ритма, это не означает, что его нельзя развить. Если ребенок успешно выполняет все тесты, это означает, что учиться музыке ему будет гораздо легче, но это не дает
гарантии того, что через месяц ему не надоест.
Выводы:
1) Родители легко могут определить склонность ребенка к музыке, наличие музыкальных способностей и уровень их развития вышеперечисленными способами.
2) Развитые музыкальные способности, такие как музыкальный слух или чувство ритма, не означают наличия у ребенка склонности к музыке. Именно интерес, желание заниматься музыкой играют решающую
роль в том, достигнет ли ребенок успехов в музыке или нет (не важно, на профессиональном уровне или любительском).
3) Отсутствие ярко выраженных способностей и явного желания заниматься музыкой еще не дает право считать ребенка «неспособным», «немузыкальным». Возможно, именно в процессе обучения ребенок
раскроет свои способности и у него появиться интерес к музыке (как говорится, аппетит приходит во время еды). Таким образом, пока вы не начали заниматься музыкой с ребенком, нельзя быть
окончательно уверенным в том, что у ребенка нет способностей и склонности к музыке.
«Как распознать музыкальную одаренность ребенка?»
Одно
из главных направлений работы современной школы – создание условий для
оптимального развития одарённых детей, включая тех, чья одарённость в настоящий
момент может быть ещё не проявившейся, а также просто способных детей, в
отношении которых есть серьёзная надежда на дальнейший качественный скачок в
развитии их способностей. Каждый одарённой ребёнок проявляет себя в присущей
ему области: интеллектуальной, спортивной, художественно-творческой и т.д. Музыкально-одарённые дети – большие любители искусства. «Какого
ребёнка считать одарённым?» Ни один одарённый или талантливый ребёнок не похож
на другого.
Музыкальная
одаренность– это сложное качественное образование,
включающее как специальные музыкальные способности, так и творческие и
личностные составляющие.
Музыкальные способности относятся к специальным способностям человека, которые
необходимы для успешных занятий именно музыкальной деятельностью и определяются
самой природой музыки, как таковой.
Музыкальность можно рассматривать как совокупность
отдельных, не связанных между собой талантов, которые сводятся в пять больших
групп:
·
музыкальные ощущения и восприятие;
·
музыкальное действование;
·
музыкальная память и музыкальное воображение;
·
музыкальный интеллект;
·
музыкальное чувствование.
Музыкальную одаренность невозможно
рассматривать в отрыве от музыкального слуха,
который бывает гармоническим и мелодическим, абсолютным и относительным.
Выделяются три основные музыкальные способности:
·
Ладовое чувство, то
есть способность эмоционально различать ладовые функции звуков мелодии, или
чувствовать эмоциональную выразительность звуковысотного движения. Ладовое
чувство непосредственно проявляется в восприятии мелодии, в узнавании её, в
чувствительности к точности интонации.
·
Способность
к слуховому представлению, то есть способность произвольно пользоваться слуховыми
представлениями, отражающими звуковысотные движения. Эту способность можно
иначе назвать слуховым или репродуктивным компонентом музыкального слуха. Она
непосредственно проявляется в воспроизведении по слуху мелодий, в первую
очередь в пении.
·
Музыкально-ритмическое
чувство, то есть
способность активно переживать музыку, чувствовать эмоциональную
выразительность музыкального ритма и точно воспроизводить его.
Показатели музыкальности и наличия способностей у детей :
·
Первым показателем является сохранение
интереса к музыке, который проявился ещё в раннем детстве (ребёнок, услышав
музыку, бросает все свои дела, начинает прислушиваться, пытается подпевать,
двигается в такт мелодии, впоследствии он любит слушать различную музыку,
появляются личные предпочтения);
·
Вторым показателем является способность
быстро и на долгое время запоминать услышанные песни ( ребёнок пытается и у
него получается петь правильно мелодию соединяя её со словами, иногда придумывать
свои стихи походу исполнения песни)
·
Третьим не менее важным
показателем является стремление выступать на публике (ребенок с
удовольствием принимает активное участие в праздниках, любит заниматься
творчеством в любом виде — петь, танцевать, читать стихи, играть
на музыкальных инструментах).
Для определения музыкального слуха и наличие музыкальных
способностей у ребёнка, применяю следующие действия и упражнения:
1. Сыграть
ребёнку по очереди два звука в разных регистрах (верхнем и нижнем) и спросить
его, какой звук был ниже, а какой выше?
2. Нажать
на фортепиано одну клавишу и спросить у ребенка, сколько прозвучало звуков.
Затем нажатье две клавиши одновременно (желательно на большом расстоянии
друг от друга) и спросить, сколько звуков он слышит теперь?
Первые два
пункта проверяют активность слуха, способность «ориентироваться в
звуковом пространстве», выделять отдельные звуки из общего
звучания музыки (на простейшем уровне). Они позволяют определить,
понимает ли ребенок разницу звуков по высоте, а также разницу между
отдельным звуком и несколькими звуками, прозвучавшими одновременно.
3. Пропеть любую
ноту и попросить ребенка повторить. Затем пропойте другую ноту и
снова попросить повторить.
4. Спеть простую,
короткую мелодическую фразу и попросить ребенка повторить.
5. Попросить ребенка спеть
любимую песенку.
Таким
образом, пункты 3—5 позволяют проверить музыкальный слух
ребенка, музыкальную память, «репродуктивный» музыкальный
слух (может ли ребенок повторить прозвучавшую ноту и
мелодическую фразу, диапазон голоса ребенка, может ли ребенок
интонировать петь «чисто»). Считаю, если ребенок показывает
средний результат, если он может, хотя бы уловить мелодию, не попадая точно в
ноту, значит, у него есть музыкальный слух, пусть и плохо развитый. Таких
детей достаточно много и в музыкальных школах, там развивают
их способности до определенного уровня.
Для определения чувства ритма применяю
следующие приёмы:
1. Простучать или
прохлопать в ладоши простую ритмическую последовательность и попросить ребенка
повторить. Повторить прием 2—4 раза, в зависимости от успехов ребенка,
используя разные ритмические последовательности.
2.
Попросить ребенка помаршировать на месте под музыку любого
музыкального произведения маршевого характера
3. Попросить ребенка хлопать
в ладоши под музыку (как это делают на концертах, когда публике
нравится какая-нибудь песня). Можно использовать запись любой
ритмичной музыки. Если у ребенка слабое чувство ритма, это не
означает что его нельзя развить.
Подводя итоги тестирования важно понимать, что
наличие музыкальных
способностей, таких как музыкальный слух или
чувство ритма, еще не означают наличия у ребенка склонности к музыке.
Именно интерес, желание заниматься музыкой играют решающую роль в
том, достигнет ли ребенок успехов в музыке или нет. Отсутствие ярко
выраженных способностей и явного желания
заниматься музыкой еще не дает право
считать ребенка «неспособным», «не музыкальным». Возможно,
именно в процессе обучения ребенок раскроет свои способности и у него
появится интерес к музыке (как говорят – аппетит приходит во время
еды). Пока вы не начали заниматься музыкой с ребенком – нельзя быть
окончательно уверенным в том, что у него нет способностей и склонности к
музыке!
Существует ли ген гениальности…?
От чего зависит наличие талантов и способностей?
Ученые давно интересовались вопросом: существует ли ген гениальности. Почему одни люди более талантливы, чем другие?
Кто-то берет в руки кисть и легко создает шедевры, кто-то имеет от природы красивый голос, кто-то сочиняет музыку и стихи, кто-то с детства гениально танцует, кто-то выигрывает Олимпиаду.
Почему это происходит? Это гены родителей? Это звезды, под которыми рождается человек? Это душа, которая приходит в этот мир с определенными способностями? Или это результаты воспитания и обучения?
Безусловно, все эти факторы в большей или меньшей степени оказывают влияние на развитие ребенка.
Но как же определить в раннем возрасте какие способности и таланты есть у ребенка и что нужно развивать в первую очередь?
Как же распознать талант малыша?
Существует определенная система оценки музыкальных способностей ребенка. Если вам довелось учиться в музыкальной школе, возможно, вы сами проходили тесты.
Обычно на таких проверках ребенка просят спеть знакомую песенку, повторить ноты или мелодию, которые играет преподаватель, повторить ритмический рисунок, а также наблюдают в целом эмоциональную реакцию на разную музыку.
Но обычно такое тестирование проводят не раньше, чем ребенку исполнится 5-7 лет.
А существуют ли способы проверить способности к музыке до 3-х летнего возраста?
Для начала давайте определимся с тем,что такое музыкальные способности?
Музыкальные способности — это с одной стороны комплекс физиологических данных: слух, чувство ритма, моторика, внимание, музыкальная память.
Физические способности необходимы для того, чтобы овладеть техникой игры на каком-то инструменте, в том числе на самом совершенном инструменте — голосе. Но технических данных недостаточно, чтобы стать настоящим музыкантом, который при помощи музыки проникает в души слушателей.
Я думаю, что вы много раз замечали: слушаешь, порой, музыканта, и вроде бы играет или поет с технической точки зрения точно, но при этом исполнение не трогает, не берет за душу.
А бывают гениальные исполнители, которые способны легко проникать в сердца слушателей вызывая настоящие эмоции, мурашки и даже слезы.
Поэтому к музыкальным способностям стоит отнести не только физиологические данные (слух, чувство ритма, координацию, развитие и чувствительность рук, объем легких, моторику, голос), но и музыкальную фантазию и эмоциональное восприятие музыкальных произведений, умение оживлять банальные 12 нот и проникать в наши души.
«Моему ребенку наступил медведь на ухо»
Очень часто музыкальные способности родители малыша связывают с тем, насколько он или она попадает в ноты, говоря простым языком, правильно поет ту или иную мелодию. Но это одно из больших заблуждений.
На самом деле очень часто взрослый или ребенок слышит, как нужно спеть мелодию, но не может повторить ее голосом. Это говорит не о том, что нет музыкального слуха, а только о том, что не налажена дорожка между голосом и внутренним слухом.
Дети очень быстро учатся, и безусловно то, что ребенок «не попадает в ноты», не может стать поводом для отказа от музыкальных занятий.
Известно много случаев, когда у детей, не умеющих петь чисто в начале занятий, обнаруживался впоследствии абсолютный музыкальный слух — умение определять высоту любой ноты на слух.
Да и для взрослых существует множество техник, которые позволяют изменить ситуацию и улучшить интонационную чистоту пения.
Поэтому запомните: пение не может быть основным показателем наличия или отсутствия у ребенка музыкальных способностей.
Важная статистика: только 5% людей не имеют музыкального слуха. У остальных людей слух находится в разных стадиях развития, а значит можно улучшить ситуацию.
Как же проверить — есть ли музыкальные способности у совсем крошечного малыша?
На что стоит обратить внимание
Я могу перечислить несколько критериев, на которые стоит обратить внимание. Скорее всего музыкально одарённый ребенок:
- проявляет явный интерес к музыке;
- любит музыкальные игрушки;
- подпевает маме;
- эмоционально реагирует на звучание любимой музыки;
- начинает пританцовывать, еще до того, как начинает ходить.
Но вот вопрос: что является причиной и следствием, «яйцом и курицей»?
Малыш так реагирует на музыку, потому что у него музыкальные способности от природы? Или потому что ребенок с детства занимается музыкой, как многие гениальные музыканты?
Новорожденные имеют от рождения абсолютный слух
Американские ученые сделали интересное предположение, что у всех новорожденных есть абсолютный слух. Способность определять высоту ноты помогает детям научиться говорить.
Может быть вы замечали, что ребенок с первого года рождения не просто повторяет за вами звуки, а потом слова, а очень четко копирует интонацию, с которой вы говорите.
Были проведены исследования, в ходе которых восьмимесячным малышам и взрослым давали прослушать сложные музыкальные фразы. После того, как фраза игралась несколько раз, в нее вносили небольшие изменения и давали прослушать повторно. Какого было удивление ученых, когда они обнаружили: дети реагировали даже на небольшие изменения, на которые взрослые не обращали внимание.
Также доказано, что малыши помнят мелодии, которые мама слушала или пела во время беременности.
Уникальные музыкальные способности, данные от рождения, утрачиваются за ненадобностью…
Интересно, что при этом уникальные музыкальные способности, данные от рождения, утрачиваются за ненадобностью, если не продолжать их развивать в первые годы жизни. Так же взрослые забывают выученный иностранный язык, если не говорят на нем.
Еще один факт, подтверждающий эту версию: известно, что абсолютный слух сохраняется в странах, где говорят на тональных языках например, китайском. Тональный язык — это когда один и тот же звук обозначает разные буквы в зависимости от того, на какой высоте он произносится.
Не нужно непременно стремиться определить, есть ли музыкальные способности, нужно просто заниматься с малышом музыкой с рождения
Если вы хотите, чтобы у вашего малыша был хороший музыкальный слух, не нужно непременно стремиться определять его музыкальные способности. Нужно просто с самого рождения заниматься с ним музыкой, чтобы не утратить то, что дано от природы.
И начать можно с простых музыкальных игр. Предлагаем скачать одну из них — музыкально-математическую песенку «13 рыжих котят». Время игры — всего 10 минут!
Скачать музыкальную игру >>>
А еще важно знать, что занятия музыкой с самого рождения нужны не только для того, чтобы в будущем вырос новый Моцарт, Паганини или Мария Каллас.
Психологами доказано, что занятия музыкой оказывают прямое положительное воздействие на общее развитие ребенка.
Подробно о воздействии музыки на ребенка читайте в этой статье >>>
Автор проекта Мария Шаро
КАК ОПРЕДЕЛИТЬ МУЗЫКАЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ РЕБЁНКА?
Нужно сказать, что по научной статистике только 3% людей не имеют музыкального слуха. У остальных людей он находится на разных стадиях развития. Кроме того, ученые сделали интересное предположение, что у всех новорожденных есть абсолютный слух. Способность определять высоту звуков помогает детям научиться говорить. Уникальные музыкальные способности, данные от рождения, утрачиваются за ненадобностью, если не продолжать их развивать в первые годы жизни. Этот факт объясняет, почему музыкально одаренные дети чаще всего вырастают в семье музыкантов. Многие родители музыкальные способности своего ребенка связывают с тем, насколько он правильно поет ту или иную мелодию. Это одно из самых больших заблуждений. Если ребенок поёт фальшиво, это говорит не об отсутствии музыкального слуха, а о дискоординации голоса и внутреннего слуха, что не является препятствием для обучения музыке и при правильных занятиях поддается коррекции. Известно много случаев, когда у детей, не умеющих петь чисто в начале занятий музыкой, впоследствии обнаруживался абсолютный слух.
Выделяются 3 основных критерия проверки музыкального слуха:
1-наличие чувства ритма;
2-оценка интонации голоса;
3-способности музыкальной памяти.
1. а) Ритмика обычно проверяется так. Педагог сначала настукивает карандашом или другим предметом по столу (или прохлопывает в ладони) определённый. Затем предлагает ее повторить. Если он в точности воспроизводит реальный ритм, можно говорить о наличии слуха. Испытание продолжается: примеры ритмических рисунков усложняются. Таким образом, удаётся проверка музыкального слуха на чувство ритма. Следует отметить, что именно чувство ритма – в вопросе наличия или отсутствия слуха является главным и точным критерием оценки.
б) Попросите ребенка помаршировать на месте под музыку. Исполните или поставьте запись любой популярной, маршевой музыки. Например, песню «Вместе весело шагать…».
в) Попросите ребенка хлопать в ладоши под музыку (как это делают на концертах, когда публике нравится какая-нибудь песня). Сыграйте или поставьте запись любой ритмичной детской музыки, например, «Летки-Енки». Если у ребенка слабое чувство ритма, это не означает, что его нельзя развить. Если ребенок успешно выполняет все тесты, это означает, что учиться музыке ему будет гораздо легче, но это не дает гарантии того, что через месяц ему не надоест.
2. Интонирование голосом. Для выявления правильной интонации голоса педагог напевает знакомую несложную мелодию, которую ребенок повторяет. В данном случае выявляется чистота голоса и перспектива для занятий вокалом (тембровая красота – это относится только к взрослым). Если у ребенка не слишком сильный, мелодичный и чистый голос, но обнаруживается наличие слуха, он вполне может посещать уроки игры на каком-нибудь инструменте. В данном случае значение имеет именно проверка музыкального слуха, а не наличия отменных вокальных данных.
3. а) Угадывание нот на инструменте. Тот, кто проверяется, поворачивается к инструменту (фортепиано) спиной, учитель нажимает любую из клавиш и потом просит найти её на клавиатуре. Испытание проводят так же и с другими клавишами. Потенциальный «слухач» должен в точности угадать ноты способом нажатия на клавиши и прослушивания звуков. Это чем-то напоминает всем известную детскую игру в прятки, только в данном случае это музыкальная игра в прятки.
б) Нажмите на фортепиано одну клавишу и спросите ребенка, сколько прозвучало звуков. Теперь нажмите две клавиши одновременно (желательно на большом расстоянии друг от друга), и спросите, сколько звуков прозвучало теперь. Если ребенок затрудняется с ответом, нажмите те же клавиши по очереди. Сыграйте любой аккорд двумя руками (в широком расположении), и спросите, сколько звуков прозвучало (один, или много).
И все же ведущими критериями музыкальности современного ребенка Ю. Б. Алиев, исследователь современных проблем музыкального воспитания детей, считает:
– яркое эмоциональное переживание музыки,
– интерес к ней и желание заниматься музыкальной деятельностью.
Отсутствие ярко выраженных способностей и явного желания заниматься музыкой еще не дает право считать ребенка «неспособным», «немузыкальным». Возможно, именно в процессе обучения ребенок раскроет свои способности и у него появиться интерес к музыке (как говорится, аппетит приходит во время еды). Таким образом, пока вы не начали заниматься музыкой с ребенком, нельзя быть окончательно уверенным в том, что у ребенка нет способностей и склонности к музыке.