Как найти спряжение глагола в будущем времени

В начальной школе дети знакомятся с основными самостоятельными частями речи. Это имя существительное, имя прилагательное, личные местоимения и глагол. Глагол из них самая  трудная для понимания часть речи.

Особенно много ошибок допускается при определении спряжения. От спряжения зависит правильное грамотное написание личных безударных окончаний глаголов.

Усвоить эту орфограмму нужно обязательно. Без глаголов не обходится ни одна письменная работа.

Содержание:

  1. Глагол как часть речи.
  2. Неопределенная форма глагола.
  3. Как правильно находить неопределенную форму?
  4. Что такое спряжение?
  5. Изменение глаголов настоящего и будущего времени по лицам и числам.
  6. Личные окончания глаголов I и II спряжения.
  7. Ударные и безударные личные окончания глаголов.
  8. Алгоритм определения спряжения глаголов.
  9. Глаголы-исключения.
  10. Как определить спряжение глаголов в прошедшем времени? Как определить спряжение глаголов, стоящих в повелительном наклонении?
  11. Алгоритм написания личных окончаний глаголов.
  12. Разноспрягаемые глаголы.

Как быстро и легко выучить таблицу умноженияГлагол как часть речи

Глагол — самостоятельная часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы что делать?, что сделать? что делает? что сделает? Что будет делать?

Глагол изменяется по числам и временам.

Единственное и множественное число: читал — читали.

Настоящее время (есть сейчас): читает, читают.

Прошедшее время (уже было): читал, читали.

Будущее время (еще будет): будет читать, будут читать.

Как быстро и легко выучить таблицу умноженияНеопределенная форма глагола

Неопределенная форма (начальная форма) глагола или инфинитив отвечает на вопросы что делать?, что сделать? и оканчивается на ть, чь, ти.

Думать, убежать, нести, беречь.

Инфинитив может иметь на конце суффикс (постфикс) -ся(-сь):

расчесаться, нестись, уберечься.

В неопределенной форме глагол не имеет ни числа, ни рода, ни времени.

Как быстро и легко выучить таблицу умноженияКак правильно находить неопределенную форму?

  • Поставь вопрос к глаголу.
  • Не меняя первой буквы в вопросе, переведи глагол в неопределенную форму.

Читал — что делал? — что делать? — читать (несовершенный вид)

Прочитал — что сделал? — что сделать? — прочитать (совершенный вид)

Очень важно следовать данному правилу, чтобы избежать ошибки в определении спряжения глаголов. Это позволит исключить замену глагола несовершенного вида на похожий глагол совершенного вида и наоборот.

Например: обучать — обучить, бросать — бросить и др.

Как быстро и легко выучить таблицу умноженияЧто такое спряжение?

Спряжение — это изменение глагола по лицам и числам в настоящем и будущем времени.

Спрягаются глаголы только в настоящем и будущем времени.

Лицо и число глагола можно определить, если подставить к нему одно из подходящих по смыслу личных местоимений.

как объяснить ребенку спряжение глаголов в русском языке 4 класс

Проспрягать глагол — это значит изменить его по лицам и числам.

Личными окончаниями называют окончания настоящего и будущего времени.

В прошедшем времени глаголы изменяются по родам (в ед.ч.) и числам.

Он думал, она думала, оно думало, они думали.

Как быстро и легко выучить таблицу умноженияЛичные окончания глаголов I и II спряжения

В русском языке два спряжения.

К первому спряжению относятся глаголы с окончаниями -ешь, -ет, -ем, -ете, -ут, -ют.

Ко второму спряжению относятся глаголы с окончаниями -ишь, -ит, -им, -ите, -ат, -ят.

Как определить спряжение глагола в русском языке 4 класс памятка

Как быстро и легко выучить таблицу умноженияАлгоритм определения спряжения глаголов

Сначала посмотрите внимательно на эту таблицу-алгоритм. Далее разберем все подробно.

У глаголов с ударным личным окончанием спряжение определяется по личным окончаниям.

У глаголов с безударным личным окончанием спряжение определяется по неопределенной форме или по 3 лицу множественного числа (не всегда удобно).

Разберем с примерами.

Еще раз. Чтобы определить спряжение глагола и правильно написать окончание, необходимо определить ударное или безударное личное окончание глагола.

Для этого ставим глагол в любую форму, кроме первого лица единственного числа.

Например: писать — пи́шем, пи́шете; лететь — лети́м, лети́те.

Если окончания безударные, то смотрим на неопределенную форму глагола.

Если она оканчивается на -ить, то это глагол II спряжения.

По́мнить — по́мним — по́мните.

Ме́рить — ме́рим — ме́рите.

Ве́рить — ве́рим — ве́рите.

Остальные глаголы с безударными личными окончаниями относятся к I спряжению.

Думать — ду́маешь — думаем.

Со́хнуть — со́хнешь, со́хнем.

Писать — пи́шешь — пи́шете.

Искать — и́щешь — и́щете.

Если личные окончания ударные, то на инфинитив не смотрим. Спряжение определяем по личным окончаниям.

Можно заметить, что в первом спряжении «преобладает» буква «Е», во втором — «И».

Как определить спряжение глагола в русском языке 4 класс памятка

Например:

  • Лететь — лети́м, лети́те, летя́т.
  • Спать — спим, спи́те, спят.
  • Гореть — вы гори́те — они горя́т.
  • Кричать — кричи́те — крича́т.

Это глаголы II спряжения.

  • Пить — пьёшь, пьёте, пьют.
  • Жить — живёшь, живу́т.
  • Лить — льёшь, льют.

Это глаголы  I спряжения.

При определении спряжения следует помнить, что глаголы с приставками относятся к тому же спряжению, что и глаголы без приставок. Тоже правило распространяется и на постфиксы ся, сь.

Но есть еще глаголы-исключения, которые нужно помнить.

Как быстро и легко выучить таблицу умноженияГлаголы-исключения

Ко II спряжению относятся:

  1. Все глаголы на -ить, кроме брить, стелить.

  2. Четыре глагола на -ать: держать, слышать, дышать, гнать.

  3. Семь глаголов на -еть: терпеть, вертеть, обидеть, ненавидеть, зависеть, видеть, смотреть.

К I спряжению относятся:

  1. Все остальные глаголы. Это большинство глаголов на -ать, -еть, -ять, -ыть, -оть, -уть. 

  2. Два глагола на -ить — брить, стелить.

Глаголы на -ять лучше запомнить.

Всё пиши, как припаять —
Сеять, веять и лелеять,
Таять, лаять, хаять, блеять,
Чуять, каяться, затеять
И надеяться, и реять,
Маяться, но не отчаяться.

Запомни!

Глаголы на –ять (I спр.)

Всё пиши, как припаять —

Сеять, веять и лелеять,

Таять, лаять, хаять, блеять,

Чуять, каяться, затеять

И надеяться, и реять,

Маяться, но не отчаяться.

Наст. и буд. вр.

Прош. вр.

   она  чует, они надеются,  вы затеете,

   мы лелеем,  ты маешься, он  тает

   лаяла , таял, сеял, затеяли,  отчаялись

Но:   строить, клеить,  усвоить, драить (II спр.)

                         Строим, строят;   клеишь, клеите,  усвоит,  усвоят

                                        Строили,   клеила, усвоили,  драил.


Как быстро и легко выучить таблицу умноженияСпряжение глаголов таблица с исключениями

Как определить спряжение глагола в русском языке 4 класс памятка

Может быть кому-нибудь удобно будет пользоваться вот такой памяткой.

Как быстро и легко выучить таблицу умноженияПамятка определения спряжения глаголов

Как определить спряжение глаголов в прошедшем времени?

Как определить спряжение глаголов, стоящих в неопределенной форме?

Как определить спряжение глаголов, стоящих в повелительном наклонении?

Все ответы на эти вопросы можно найти в этой таблице.

спряжение глагола 4 класс

Глагол, стоящий в прошедшем времени, повелительном или условном наклонении, а также в неопределенной форме, для определения спряжения, необходимо поставить в 3-е лицо мн.ч. Зачем?

Например:

Глаголы кричать, сидеть, стоящие в неопределенной форме, многие сразу ошибочно относят к I спряжению. Но эти глаголы в 3 лице мн.ч. крича′т, сидя′т имеют ударные окончания II спряжения.

Еще примеры с глаголами, стоящими в прошедшем времени и в повелительном наклонении:

Задержался – глагол в форме прошедшего времени единственного числа, мужского рода.
Заде′ржатся – 3-е л. мн.ч. Личное окончание безударное.
Ставим глагол в начальную форму – задержаться.
Отделяем приставку и постфикс –держать.
Глагол держать – глагол-исключение II спряжения.
Значит глагол задержался – II спряжения.

Заучите – глагол в форме повелительного наклонения множественного числа.
Зау′чат – 3-е л. мн.ч. Личное окончание безударное.
Начальная форма – заучить.
Отделяем приставку – учить.
Глагол учить исключением не является.
Основа инфинитива оканчивается на и. Глагол II спряжения.
Значит глагол заучите – II спряжения.

!!!Научиться определять спряжение глаголов необходимо для того, чтобы правильно написать безударное личное окончание глаголов.

Это трудная орфограмма, которая требует знание алгоритма и практической тренировки. 

Можно также пользовать следующим алгоритмом определения спряжения глагола.

Как быстро и легко выучить таблицу умноженияАлгоритм написания безударных личных окончаний глаголов



  1. Нахожу глагол с безударным окончанием.
  2. Если перед личным окончанием стоит гласная буква, то глагол относится к I спряжению. Пишу гласную -е. Исключение глаголы строить, клеить, усвоить, драить.
  3. Если глагол относится к 11 глаголам-исключениям, то пишу гласную -и.
  4. Если глагол не является глаголом-исключением, то ставлю его в неопределенную форму. 
  5. Смотрю, на что она заканчивается. 
  6. Отделяю (если это возможно) приставку и постфикс (ся).
  7. Определяю спряжение. Если она заканчивается на -ить, то это глагол II спряжения, в окончании пишу -и. Если она заканчивается не на -ить, то это глагол I спряжения, в окончании пишу -е.


Можно рассуждать так:

Укрыва..м — перед личным окончанием гласная буква, это не глагол-исключение, значит это глагол относится к I спряжению, окончание -ем. Укрывать — укрываем.

Затоп..м — перед личным окончанием гласной нет, это не глагол-исключение. Ставлю в неопределенную форму: затопить. Отделяем приставку: топить. Оканчивается на -ить, значит, это глагол II спряжения, окончание -им. Затопим.


Как быстро и легко выучить таблицу умноженияЧто такое разноспрягаемые глаголы?

Это те глаголы, у которых окончания и первого, и второго спряжения.

Наиболее распространённые: хотеть, бежать, дать, брезжить, блестеть, есть (в значении «питаться»).

Хотеть — хочу́, хо́чешь, хо́чет, хоти́м, хоти́те, хотя́т.

В единственном числе — окончания первого спряжения, а во множественном — второго.

Есть — ем, ешь, ест, еди́м, еди́те, едя́т.

Дать — дам, дашь, даст, дади́м, дади́те, даду́т.

Бежать — бегу́, бежи́шь, бежи́т, бежи́м, бежи́те, бегу́т. В повелительном наклонении — беги́(те)

Например:

Деревенские ребятишки весёлой гурьбой перебежали на согретую солнцем полянку.

Определяем спряжение глагола.

1. Перебежали – глагол в форме прошедшего времени, множественного числа.
2. Перебегу′т – 3 л. мн. ч. Личное окончание ударное. Отбрасываем приставку: бегу′т.
Бегут – форма разноспрягаемого глагола бежать.
Значит перебежали – разноспрягаемый глагол.



Как быстро и легко выучить таблицу умноженияКарточки спряжение глаголов 4 класс

Карточка 1

Определи спряжение глаголов и вставь пропущенные буквы.

Напиш_т  ручкой, мы начерт…_м , они леч_т, наступа…_ весна,  вы обижа_е, вы реша_те,  ты подежур_шь, мы дыш_м, ты не догон_шь, маш_т рукой, ты ласка_ш_ся,  ты вздыха_шь, ты выуч_шь,  друзья не посмотр_т, ты постира_шь, мы не повер_м,  вы готов_те,  он подбира_т, они глад_т, мы увид_м, ты дыш_шь.


Карточка 2

Определи спряжение глаголов и вставь пропущенные буквы.

Стрекоч_т в поле, ты гуля_ш_, запиш_м в тетради, рассыпа_т по столу,  бега_т по дорожке, выгруз_те из машины, дума_т на уроке, замороз_м в морозильнике, ты крас_ш_ся ярко, свет_т солнце, мы засе_м поле, он обид_лся на папу, попрыга_шь на улице, вы услыш_те звон, зна_те правило, смотр_т в окно, он верт_тся  на уроке,  они увид_т этот фильм, поигра_м в мяч,  ты побре_шься.


Карточка 3

Определи спряжение глаголов и вставь пропущенные буквы.

Зеленее_т в лесу, она держ_тся, пиш_т в тетради, полива_т цветы, чернее_т в поле, мы вид_м, корм_т птиц, она завис_т,  ход_т в школу, ты посмотр_ш_, ищ_т одежду, дела_шь уроки, замеча_шь ошибку, гон_т стаю туч, стон_т от боли, маш_т рукой, встрет_ш_ друга, ты жале_ш_ о случившемся.


Карточка  4

Вставь пропущенные буквы. Определи лицо и спряжение глаголов.

Вер_ш_ ,  леч_ш_ся,  он  зябн_т,  вы  обижа_т,  он  мороз_т,  они  хохоч_т,  они  слыш_т,  она  купа_тся,  мечта_ш_ ,  дежур_ш_,  оно свет_т,  он  гон_т,  они  уч_т,  мы  люб_м, готов_ш_,  воз_ш_ся,  он  ро_т,  вы  руб_т,  он  кол_т,  они  дремл_т,  они  стел_т,  она  гоня_тся,  гон_ш_ ,  пряч_ш_,  оно се_т,  он  держ_т,  они  суш_т,  мы  гас_м.


Карточка  5

Вставь пропущенные буквы. Определи лицо и спряжение глаголов.

Догон_ш_,  гре_ш_ся,  он  смотр_т,  вы  броса_т,  он  глад_т,  они  бормоч_т,  они  верт_т,  она  улыба_тся,  куша_ш_,  вздыха_ш_,  оно гре_т,  он  стон_т,  они  леч_т,  мы  вер_м, собира_ш_,  согре_ш_ся,  он  нос_т,  вы  постукива_т,  он  маш_т,  они  пляш_т,  они  терп_т,  она  стара_тся,  держ_ш_ ,  пил_ш_,  оно мел_т,  мы  стон_м,  они  сол_т,  мы  вер_м.


Карточка 6

Вставь пропущенные буквы. Определи спряжение всех глаголов.

Вет_р  крут_т_ся  в  в_рху_ках  д_рев__в.  Рокоч_т  гром.  Хлещ_т  дож_ь.  Мы  пробу_м  укрыт_ся  п_д  стар_й  ол_хой,  приж_ма_мся  к  скр_пуч_му  ств_лу  и  молч_   терп_м  капризы  пр_роды.  Дож_ь  моч_т  нас  и  здес_.  Молния  на  мгновенье  _заря_т  всё.  И  снова  н_ступа_т  т_мн_та.  Бли_ко  от  нас  в  дер_в_  п_п_да_т  молния.  Мы  п_к_да_м  убежище  и  плута_м  до  ра__вета.  Утр_  з_ст_ёт  нас  на  вых_де  из  леса.


Карточка 7

Вставь пропущенные буквы. Определи спряжение всех глаголов.

  • МЫ стро..м, реша..м, раска..мся, дыш..м, вид..м, стро..м, гоня..м, кле..м.
  • ВЫ гон..те, вид..те, завис..те, растае..е, стел..те, управля..те, ед..те, дремл..те, ла..те, трепещ..те, вид..те.
  • ОНИ бор..тся, почу..т, кле..т, стел..тся, выправ..т, ропщ..т, выдержива..т, леч..т, дыш..т, пляш..т, дремл..т, плач..т, пол..т.
  • ОН кол..т, грохоч..т, бор..тся, ре..т, увид..т, бормоч..т, ищ..т, постел..т.

Надеюсь, что данная статья помогла вам разобраться в этой сложной орфограмме, научиться верно определять спряжение глаголов и грамотно писать безударные глагольные окончания.

С уважением, Ольга Наумова

Сайт НАУМЁНОК

Также рекомендую:

Карточки с заданиями по русскому языку для 4 класса

ВПР УДАРЕНИЕ

Диктанты для подготовки к ВПР 4 класс

Синтаксический разбор предложения

Как быстро и легко выучить таблицу умноженияВ помощь в учёбе:

О. Наумова ТРЕНИНГ «Скорочтение и развитие речи»

Если вы УЧИТЕЛЬ, то у вас будет готовый комплект специальных текстов, заданий по скорочтению и развитию речи, отдельные странички которого удобно распечатывать.

Если вы РОДИТЕЛЬ, который очень хочет, чтобы его ребёнок повысил свою скорость чтения хотя бы в 2-3 раза, то тренинг поможет вам сделать это самостоятельно, не прибегая к помощи специалиста.

Желаемый результат — это не случайность, это итог правильных действий.

О. Наумова ТРЕНИНГ Скорочтение и развитие речи

ТРЕНИНГ Скорочтение и развитие речи

Этот ТРЕНИНГ полезно пройти каждому ребенку. Он прекрасно развивает мозг ребенка!

Удобный и результативный тренинг по скорочтению и развитию речи.

  • 100 готовых текстов для развития навыков скорочтения.
  • Гарантированный результат после прохождения.
  • Лучшие приемы.
  • Подходит как для индивидуальной работы, так и для работы с целым классом.
  • Интересные тексты, написанные мастерами слова.
  • Легко распечатать.
  • Каждая страница содержит отдельный текст-задание.
  • 180 страниц ценных упражнений.
  • Самые результативные приёмы.
  • 80 страниц дополнительных, самых эффективных упражнений по развитию речи, навыков скорочтения и внимания.

Пройдя тренинг, ваш ребёнок получит:

  • Увеличение скорости и качества чтения в 2-3 раза;
  • Развитие речи;
  • Увеличение скорости мышления;
  • Приобретение навыков осознанного чтения;
  • Развитие внимания;
  • Улучшение показателей в учёбе.

Тренинг успешно может быть использован родителями, репетиторами, учителями.

Самостоятельные занятия по ТРЕНИНГУ дома со своим ребенком позволяют полноценно заменить занятия с репетитором!

ПОДАРОК ПОСЛЕ ПОКУПКИ — 20 слоговых таблицВесёлые стихи и массаж

слоговые таблицы для скорочтения


О. Наумова «Большая книга слоговых таблиц»

(не повторяют таблиц из подарка)

Таблицы для чтения слогов и слов являются одним из лучших и необходимых  инструментов при обучении чтению и для улучшения качества чтения.
Приобретая БОЛЬШУЮ КНИГУ СЛОГОВЫХ ТАБЛИЦ

Вы получите:

  • готовый инструмент для тренировки навыков чтения и скорочтения;
  • 200 слоговых таблиц разного уровня сложности;
  • профессиональную методику работы с таблицами.

Самые результативные методики  позволят каждую таблицу использовать многократно несколько раз, повышая интерес ребенка к чтению.

Ребенок получит:

  • улучшение навыков чтения;
  • повышение скорости чтения;
  • улучшение дикции;
  • понимание прочитанного;
  • развитие мышления и внимания;
  • расширение словарного запаса;
  • повышение уверенности в себе.

Ребенок перестанет при чтении спотыкаться на трудных словах.
Процесс чтения станет естественным и безболезненным.

Вы без труда сможете распечатать необходимые страницы. Все страницы книги можно использовать отдельно.
БОЛЬШАЯ КНИГА СЛОГОВЫХ ТАБЛИЦ подойдет и тем, кто только делает первые шаги в чтении, и тем кто хочет значительно улучшить качество чтения.

слоговые таблицы для чтения карточки распечатать

слоговые таблицы для чтения карточки распечатать


О. Наумова НЕЙРОТРЕНИНГ Безударные гласные

Большой полноценный ТРЕНИНГ с выстроенной системой упражнений.
НЕЙРОТРЕНИНГ позволит продуктивно отработать самую распространенную и трудную орфограмму в русском языке — безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением.

Что даст прохождение ТРЕНИНГА:

  • повышение уровня грамотности;
  • развитие внимания;
  • активацию работы мозга;
  • умение применять полученные знания на практике;
  • увеличение скорости обработки информации;
  • развитие речи;
  • развитие памяти;
  • улучшение успеваемости в школе и т.д.

Кому нужен этот ТРЕНИНГ?

  • Ребенку, который делает ошибки на письме;
  • Родителям, которые хотят разобраться в теме и помочь своему ребенку;
  • Учителю, который использует нестандартные и действенные приёмы в обучении;
  • Репетитору, желающему в разы увеличить результативность своих занятий.

Что найдете в ТРЕНИНГЕ:

  • Продуманную и проверенную на практике систему упражнений;
  • 200 страниц результативных заданий;
  • 9 уровней сложности нейроупражнений;
  • Нестандартные и наиболее эффективные задания по основной теме;
  • Упражнения для развития речи;
  • Дополнительные задания к упражнениям на отработку знаний частей речи, состава слова, деления на слоги, умения составлять предложения и др.

В результате прохождения ТРЕНИНГА ребенок получит:

  • умение видеть в текстах и слышать слова с безударными гласными;
  • умение быстро и без ошибок подбирать проверочные слова;
  • повышение грамотности в целом;
  • развитие «орфографического чутья»;
  • уменьшение количества ошибок;
  • активацию работы мозга;
  • развитие мышления;
  • увеличение скорости мысли;
  • улучшение показателей в учёбе!

ПОДХОДИТ ДЛЯ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ И ГРУППОВОЙ РАБОТЫ.

Карточки: безударные гласные в корне слова 2 класс


Заходите также в Книжную лавку  за полезными книгами!

Как учиться лучше в школе

С уважением, Ольга Наумова

Благодарю, что поделились статьей в социальных сетях!

Спряжение – один из постоянных признаков глагола, обозначающий изменение глагола по лицам и числам в формах настоящего и будущего времени.

В современном русском языке у глаголов два спряжения: первое (I) и второе (II), и определяется оно по суффиксу, который обозначается буквами а, я, о, е, и, у, нуи находится перед окончанием -тьнеопределённой формы глагола (инфинитива).

Глаголы, относящиеся к тому или другому из этих спряжений, имеют совершенно определённые окончания в 1-м, 2-м и 3-м лице единственного и множественного числа.

Для чего нужно знать спряжение?

Спряжение необходимо знать для того, чтобы безошибочно писать Е или И в безударныхокончаниях.

Как определить спряжение?

Спряжение глаголов определяется двумя способами:

  1. если личное окончание безударное, то спряжение глагола определяется по суффиксу неопределённой формы
  2. по личному окончанию, если оно ударное

1-й способ для определения спряжения

Чтобы определить спряжение глагола с безударным личным окончанием, нужно:

  1. поставить глагол в неопределённую форму (пишет – писать); (рубит – рубить)
  2. определить, какая гласная стоит перед -ть.
  3. выбрать спряжение

Как узнать, какие глаголы относятся к тому или иному спряжению?

Ко II спряжению относятся:

  • глаголы в неопределённой форме, оканчивающиеся на -ить (кроме брить, стелить, зиждиться, зыбиться);
  • 7 глаголов на -еть: смотреть, видеть, ненавидеть, зависеть, терпеть, обидеть, вертеть;
  • 4 глагола на -ать: слышать, дышать, гнать, держать и их однокоренные глаголы с приставками.

Например: услышать, догнать, стерпеть, завертеть.

К I спряжению относятся:

  • Все остальные глаголы, оканчивающиеся в неопределённой форме на -еть, -ать, -ять, -оть, -уть, -ыть.

Например: плавать, думать, сохнуть, лаять.

  • Глаголы брить, стелить, зыбиться, зиждиться и производные от них.

При спряжении неопределённая форма глагола (начальная) изменяется на формы первого, второго и третьего лица в единственном и множественном числе. И если личные окончания глаголов безударные, то возникают трудности при выборе гласной в написании. Вот здесь как раз и нужны знания спряжения.

Например, нам нужно вставить нужные буквы в личные окончания глагола плакать

спряжение плакать

  • 1 лицо – я плачу, мы плачм
  • 2 лицо – ты плачшь, вы плачте
  • 3 лицо – он плачт, они плачт

Личные окончания глагола плакать безударные.

Какую букву нужно писать в окончаниях?

По инфинитиву глагола можно определить его спряжение: глагол на -ать, не исключение, значит – I спряжение, поэтому в личных формах нужно писать буквы е (в ед.ч.) и у (во мн.ч.):

  • 1 лицо – я плачу, мы плачем
  • 2 лицо – ты плачешь, вы плачете
  • 3 лицо – он плачет, они плачут

Как в этой ситуации ведут себя глаголы-исключения брить, стелить и зиждиться?

как?

  • 1 лицо – я брею, стелю, мы бреем, стелем
  • 2 лицо – ты бреешь, стелешь, вы бреете, стелете
  • 3 лицо – он бреет, стелет, зиждется, они бреют, стелют, зиждутся (глагол зиждиться употребляется только в двух данных формах).

Как видим, глаголы изменяются точно так же, как все глаголы I спряжения.

Теперь выбираем нужную букву в глаголе II спряжения.

Изменим глагол жарить по лицам и напишем выбранную букву:

Спряжение слова жарить

  • 1 лицо – я жарю, мы жарм
  • 2 лицо – ты жаршь, вы жарте
  • 3 лицо – он жарт, они жарт

Личные окончания глагола жарить безударные.

По инфинитиву глагола можно определить его спряжение:
глагол на -ить, не исключение, значит – II спряжение, поэтому в личных формах нужно писать буквы и (в ед.ч.) и а (во мн.ч.).

  • 1 лицо – я жарю, мы жарим
  • 2 лицо – ты жаришь, вы жарите
  • 3 лицо – он жарит, они жарят

А как поведут себя 11 глаголов-исключений?

как?

Возьмём глаголы-исключения на -ать – гнать, на -еть вертеть и однокоренной глагол с приставкой завертеть.

  • 1 лицо – я гоню верчу, заверчу, мы гоним, вертим, завертим
  • 2 лицо – ты гонишь, вертишь, завертишь, вы гоните, вертите, завертите
  • 3 лицо – он гонит, вертит, завертит, они гонят, вертят, завертят

Вывод: глаголы исключения имеют такие же личные окончания, как и все глаголы II спряжения.

Все формы глагола должны быть одного вида, иначе можно ошибиться в определении спряжения:

  • Встретишь – встретить (сов. вид, II спряжение)
  • Встречаешь – встречать (несов. вид, I спряжение)

2-й способ определения спряжения

Обратите внимание

Во втором способе, мы будем определять спряжение по ударному окончанию.

Ударные личные окончания не требуют орфографической проверки, их спряжение определяется сразу.

  • Смеяться – смеёшься – смеётся – смеются – I спряжение
  • Сидеть – сидишь – сидит – сидят – II спряжение

Примечание

Примечание:
По начальной форме, не поставив сначала глагол в личную форму, его спряжение определить нельзя:

  • жить, живёшь, живёт, живут (I спр.);
  • греметь, гремишь, гремит, гремят (II спр.).

Помимо глаголов I и II спряжений, в русском языке есть глаголы, не относящиеся ни к одному из них – это разноспрягаемые глаголы и глаголы особого спряжения.

Что такое разноспрягаемые глаголы?

Это такие глаголы, которые при изменении по лицам и числам имеют окончания то I, то II спряжения.

К разноспрягаемым глаголам относятся глаголы бежать, брезжить, чтить и хотеть и однокоренные с ними приставочные глаголы: сбежать, вбежать, забрезжить; захотеть, расхотеть и др.

как?

Как же спрягаются разноспрягаемые глаголы?

Рассмотрим таблицу: Спряжение разноспрягаемого глагола «хотеть»

Хотеть
по 1 спряжению по 2 спряжению

ед. число

мн. число

1-е лицо

хочу

хотим

2-е лицо

хочешь

хотите

3-е лицо

хочет

хотят

Спряжение разноспрягаемых глаголов бежать, брезжить, чистить

Бежать, брезжить, чтить

по 1 спряжению

по 2 спряжению

1-е лицо ед. числа

бегу, брезжу, чту

2-е лицо ед. числа

бежишь, брезжишь, чтишь

3-е лицо ед. числа

бежит, брезжит, чтит

1-е лицо мн. числа

бежим, брезжим, чтим

2-е лицо мн. числа

бежите, брезжите, чтите

3-е лицо мн. числа

бегут, брезжут, чтут

Итак, мы убедились, что данные глаголы действительно разноспрягаемые: глагол хотеть в единственном числе имеет личные окончания первого спряжения, а во множественном числе – окончания второго спряжения; глаголы бежать, брезжить, чтить в третьем лице множественного числа имеют окончание первого спряжения, а в остальных лицах – второго спряжения.

Глаголы особого спряжения.

В русском языке есть три глагола: дать, создать, есть, которые при спряжении имеют окончания, отличные от окончаний первого и второго спряжений, но и к разноспрягаемым глаголам они не относятся.

Они имеют особые окончания:

  • я да/м, ты да/шь, он да/ст, мы дад/им, вы дад/ите, они дад/ут;
  • я созд/ам, ты созд/ашь, он созд/аст, мы создад/им,
  • вы создад/ите, они создад/ут;
  • я е/м, ты е/шь, он е/ст, мы ед/им, вы ед/ите, они ед/ят.

Это и есть глаголы особого спряжения.

Знаете ли вы?

Особые окончания этих глаголов остались ещё от древнерусского языка.

Оставшаяся особенность заключается в способе образования форм, когда личные окончания присоединяются непосредственно к корню глагола. Таких глаголов в древнерусском языке было немного. Это так называемая группа нетематических глаголов, к которым относились и глаголы дать, создать, есть.

Кстати, к глаголам особого спряжения относятся и глаголы, образованные от указанных при помощи приставок, например: задать, отдать, наподдать и т.п.; недоесть, переесть и т.п.

К этой же группе глаголов особого спряжения относится глагол быть, но у него особая судьба: в современном русском языке сохранились редко употребительные формы настоящего времени – есть и суть. Древнерусская форма II лица ед. ч. еси сохранилась как архаизм в былинах в составе устойчивого выражения гой еси (будь здоров), а формы будущего времени образуются от другого корня: буду, будешь, будет, будем, будете, будут.

Проблем с правильным написанием глаголов особого спряжения обычно не возникает, поскольку их окончания ударные.

сова-словогрыз

Итак, теперь мы знаем, что такое спряжение глаголов, как его определять и главное – зачем?

Ответ простой – чтобы грамотно писать.

А эта таблица будет верным помощником.

Таблица спряжения глаголов

Здравствуйте,
друзья мои! Сегодня мы продолжим разговор о глаголах первого и второго
спряжения. И я хочу предложить вашему вниманию отрывки из двух стихотворений.

Первый
отрывок из стихотворения Фёдора Ивановича Тютчева, а второй – из стихотворения
Овсея Овсеевича Дриза в переводе Генриха Сапгира.

Зима ещё хлопочет

И на Весну ворчит:

Та ей в глаза хохочет

И пуще лишь шумит.

Схватит он листок бумаги —
И гоняет по двору.

Или ласточку поймает

И подбросит в облака.
Вот любимые игрушки
Озорного Ветерка.

В этих строчках надо найти глаголы,
выписать их, определить их лицо, число и время, выделить личные окончания и
определить спряжение. А вместе с вами этим займётся Вирус Ошибкин.

Не теряя ни минуты, приступай
к работе!

Так-так, давай проверим. В
первом стихотворении глаголы «хлопочет», «ворчит», «хохочет», «шумит». Все они
стоят в форме третьего лица единственного числа. Ведь в предложениях говорится
про зиму и весну, и перед этими глаголами можно подставить местоимение «она».
Ты верно определил и время глаголов. Они стоят в настоящем времени. У глаголов
«хлопочет» и «хохочет» окончание -ет, значит они относятся к
первому спряжению
. А у глаголов «ворчит» и «шумит» окончание -ит.
Это второе спряжение.

А теперь посмотрим второй
отрывок. Здесь глаголы «схватит», «гоняет», «поймает», «подбросит». Они тоже
стоят в форме третьего лица единственного числа. Вирус выделил в них личные
окончания, определил спряжение. Глаголы «схватит» и «подбросит» с окончанием -ит
относятся ко второму спряжению,. а глаголы «гоняет» и «поймает» с
окончанием -етк первому спряжению. Но почему же Вирус
определил время только у глагола «гоняет», а у остальных глаголов он время не
обозначил?

А-а, кажется, я понял, в чём
дело. Когда Вирус начал определять время, оказалось, что в первом отрывке
настоящее время, а во втором в настоящем времени стоит только глагол «гоняет».
Остальные три глагола стоят в форме будущего времени. И Вирус не может понять,
почему. Ведь у глаголов в обоих отрывках одинаковые грамматические признаки:
лицо, число, окончания.

Не расстраивайся, Вирус! Действительно, глаголы в форме
настоящего и простого будущего времени спрягаются одинаково
. Так что ты
смело можешь у глаголов «схватит», «поймает» и «подбросит» дописать будущее
время.

Ты
не веришь? Ну что же, давай сейчас проспрягаем четыре глагола первого и второго
спряжения. Два из них в неопределённой форме отвечают на вопрос «что делать?» –
«летать» и «лечить», и ещё два – на вопрос «что сделать?» – «полетать»,
«вылечить».

Итак,
ставим глаголы в форму первого лица настоящего времени. Сначала
глаголы, отвечающие на вопрос что делать?

Я
что делаю? Летаю, лечу.

Мы
что делаем? Летаем, лечим.

Теперь
глаголы, отвечающие на вопрос что сделать?

Я
что сделаю? Полетаю, вылечу.

Мы
что сделаем? Полетаем, вылечим.

Вы
видите, друзья мои, что глаголы «полетать» и «вылечить» стоят в форме будущего
времени. Я надеюсь, вы не забыли, что глаголы, которые в неопределённой форме
отвечают на вопрос что сделать?, не имеют формы настоящего времени?
Поэтому так и получилось.

Ставим
глаголы в форму второго лица настоящего времени:

Ты
что делаешь? Летаешь, лечишь.

Вы
что делаете? Летаете, лечите.

Ты
что сделаешь? Полетаешь, вылечишь.

Вы
что сделаете? Полетаете, вылечите.

И
вновь глаголы «полетать» и «вылечить» стоят в форме будущего времени.

Третье
лицо
, настоящее время:

Он
что делает? Летает, лечит.

Они
что делают? Летают, лечат.

Он
что сделает? Полетает, вылечит.

Они
что сделают? Полетают, вылечат.

Как
видите, вторая пара глаголов опять стоит в форме будущего времени. Но при этом

личные
окончания глаголов в настоящем и будущем времени одинаковы.

Но
мы пока имели дело только с простой формой будущего времени
глаголов
. Она называется простой, потому что в ней только один глагол.
А вот у глаголов, которые в неопределённой форме отвечают на вопрос что
делать?,
форма будущего времени сложная, то есть к основному
глаголу добавляется ещё один глагол – «быть».

Глаголы
«летать» и «лечить» мы проспрягали только в форме настоящего времени. А сейчас
мы вновь возьмём эти глаголы и проспрягаем их, поставив в форму будущего
времени.

Я
(что буду делать?) буду летать, буду лечить.

Мы
(что будем делать?) будем летать, будем лечить.

Ты
(что будешь делать?) будешь летать, будешь лечить.

Вы
(что будете делать?) будете летать, будете лечить.

Он
(что будет делать?) будет летать, будет лечить.

Они
(что будут делать?) будут летать, будут лечить.

Как
видите, в сложном будущем времени личные окончания изменяются не у основного
глагола, а у его помощника, глагола «быть». Кстати, и в вопросе происходит то
же самое.

Сейчас
Вирус и вы ребята можете попрактиковаться.

Вот
посмотрите на эти предложения.

Мы
с братом отлично (плавать). На летних каникулах

мы
(поехать) к морю. Мы туда (ехать) на поезде.

В
них глаголы в скобках стоят в неопределённой форме. Вам надо раскрыть скобки и
поставить глаголы в нужную форму – в форму настоящего или будущего времени.

Ну
что, у вас получилось? Вирус тоже выполнял задание. Давайте проверим, как он
справился.

«Мы
с братом отлично плаваем». Глагол «плаваем» стоит в форме настоящего
времени
. Верно, Вирус! Читаем следующее предложение.

«На
летних каникулах мы поедем к морю». Глагол «поедем» стоит в форме простого
будущего времени
. Тоже верно!

«Мы
туда поедем на поезде». Э-э, нет, Вирус, здесь ты допустил ошибку. Глагол
«ехать» отвечает на вопрос что делать?, а глагол «поехать» – на вопрос что сделать?. Это не разные формы
одного и того же глагола, а два родственных слова, одно из которых образовано
при помощи приставки по-. И заменять одно другим нельзя. В этом
предложении надо было поставить глагол «ехать» в форму сложного будущего
времени
– «будем ехать». «Мы туда будем ехать на поезде». Некоторые ребята,
наверное, скажут, что можно было в последнем предложении глагол «ехать»
поставить в форму настоящего времени: «Мы туда едем на поезде». Но тогда
получится нелогично – сначала ещё только поедем, и вдруг уже едем.

Ну
что, с этим заданием, я надеюсь, вы разобрались. А теперь определите, в каком
времени стоят глаголы вот в этих пословицах:

Впереди
идёшь – славу найдёшь.

Кто
назад бежит, тот честью не дорожит.

Глагол «идёшь» в форме настоящего времени.
Глагол «найдёшь» – в форме простого будущего времени. Глаголы «бежит» и «не
дорожит» – в форме настоящего времени. Абсолютно верно, молодец, Вирус.

А ещё в этих пословицах есть два словарных
слова – наречия «ВПЕРЕДИ» и «НАЗАД». Запомните, друзья мои, как они пишутся:
впе-ре-ди. Кстати, заодно запомните и наречие впе-рёд. И не забудьте, как
пишется слово на-зад.

Ну
что же, пришло время подводить итоги. Что же вам надо запомнить?

*
Глаголы в форме будущего времени спрягаются так же, как и глаголы в форме
настоящего времени.

*
У глаголов, которые в начальной форме отвечают на вопрос что делать?, сложная
форма будущего времени. Она состоит из двух глаголов.

*
В сложной форме будущего времени при спряжении изменяются только
личные окончания глагола «быть» а основной глагол стоит в неопределённой форме.

Не
забудьте о написании словарных слов «ВПЕРЕДИ», «ВПЕРЁД», «НАЗАД».

Мы
же с Вирусом прощаемся с вами. До новых встреч!

Как определить спряжение глагола в русском языке?

Определить спря­же­ние гла­го­ла в рус­ском язы­ке мож­но по неопре­де­лен­ной фор­ме, в кото­рой суф­фикс обо­зна­ча­ет­ся бук­ва­ми «а», «о», «у», «е», «и», «я», «ну» и нахо­дит­ся перед окон­ча­ни­ем -ть. Выясним, как мож­но опре­де­лить пер­вое и вто­рое спря­же­ние гла­го­ла с без­удар­ны­ми лич­ны­ми окон­ча­ни­я­ми. Укажем глаголы-исключения, запом­нить кото­рые помо­гут стихи.

Что такое спряжение?

Спряжение явля­ет­ся одним из посто­ян­ных при­зна­ков гла­го­ла. Чтобы пра­виль­но напи­сать без­удар­ные лич­ные окон­ча­ния, необ­хо­ди­мо опре­де­лить спря­же­ние глагола.

Глаголы изме­ня­ют­ся по лицам и чис­лам в насто­я­щем и буду­щем вре­ме­ни изъ­яви­тель­но­го наклонения:

  • гулять — я (что делаю?) гуляю, ты гуля­ешь, он гуляет;
  • ска­зать — я (что сде­лаю?) ска­жу, ты ска­жешь, он скажет.

Спряжение глаголов

Спряжение — это изме­не­ние неопре­де­лен­ной фор­мы гла­го­ла, кото­рая явля­ет­ся началь­ной, на фор­мы пер­во­го, вто­ро­го и тре­тье­го лица в един­ствен­ном и мно­же­ствен­ном чис­ле, например:

  • 1 лицо я мурлы́ч у — мы мурлы́ч е м
  • 2 лицо ты мурлы́ч е шь — вы мурлы́ч е те
  • 3 лицо он мурлы́ч е т — они мурлы́ч у т

Изменим гла­гол «сла­вить» по лицам и числам:

  • 1 лицо я сла́вл ю — мы сла́в и м
  • 2 лицо ты сла́в и шь — вы сла́в и те
  • 3 лицо он сла́в и т — они сла́в я т .

Видеоурок «Что такое спряжение? Для чего нужно спряжение глаголов?»

Как определить глагол первого спряжения

У гла­го­ла «мур­лы­кать», как видим, лич­ные окон­ча­ния без­удар­ные, что доста­вит слож­ность в их напи­са­нии. Но по неопре­де­лен­ной фор­ме гла­го­ла, кото­рая закан­чи­ва­ет­ся на -а-ть, отне­сем его к пер­во­му спря­же­нию и напи­шем лич­ные окончания:

  • , , -ешь (-ёшь),-ет (-ёт) — в фор­мах един­ствен­но­го числа;
  • -ем (-ём), -ете (-ёте), -ут, -ют — в фор­мах мно­же­ствен­но­го числа.

К пер­во­му спря­же­нию отне­сем все гла­го­лы, в соста­ве кото­рых перед окон­ча­ни­ем -ть име­ют­ся суф­фик­сы, обо­зна­чен­ные бук­ва­ми а, о, у (ну), е, я, напри­мер:

  • а-ть — пла­вать, бро­сать, думать, рисовать;
  • о-ть — про­по­лоть, смо­лоть, зако­лоть, пороть;
  • у (ну) -ть — тонуть, сох­нуть, пере­прыг­нуть, капнуть;
  • е-ть — осме­леть, зачерст­веть, опро­ти­веть, выздороветь,
  • я-ть — веять, зала­ять, маять­ся, учуять.

В этот спи­сок доба­вим глагол-исключение «брить»

  • 1 лицо я бре ю — мы бре е м
  • 2 лицо ты бре е шь — вы бре е те
  • 3 лицо он бре е т — они бре ю т .

и гла­гол «сте­лить»

  • 1 лицо я стел ю — мы стел е м
  • 2 лицо ты стел е шь — вы стел е те
  • 3 лицо он стел е т — они стел ю т .

Как определить глагол второго спряжения

Чтобы опре­де­лить гла­гол вто­ро­го спря­же­ния, поста­вим его в началь­ную фор­му и посмот­рим, есть ли суф­фикс -и- перед окон­ча­ни­ем -ть, напри­мер:

  • строю — стро и ть
  • сохра­ним — сохран и ть
  • отпра­ви­те — отправ и ть.

Все гла­го­лы, закан­чи­ва­ю­щи­е­ся на -и-ть, кро­ме «брить» и «сте­лить», отне­сем ко вто­ро­му спряжению.

Посмотрим лич­ные окон­ча­ния гла­го­ла вто­ро­го спря­же­ния «пере­но­сить»:

  • 1 лицо: я пере­нош у — мы пере­нос и м
  • 2 лицо: ты пере­нос и шь — вы пере­нос и те
  • 3 лицо: он пере­нос и т — они пере­нос я т .

Сделаем вывод, что гла­го­лы вто­ро­го спря­же­ния име­ют лич­ные окончания:

  • -у, -ишь, -ит в фор­мах един­ствен­но­го числа;
  • -им, -ите, -ат/-ят в фор­мах мно­же­ствен­но­го числа.

Сюда же при­со­еди­ним спи­сок глаголов-исключений, кото­рые закан­чи­ва­ют­ся на -а-ть:

  • гна́ть
  • держа́ть
  • слы́шать
  • дыша́ть;

семь гла­го­лов на -е-ть:

  • смотре́ть
  • ви́деть
  • ненавиде́ть
  • верте́ть
  • зави́сеть
  • терпе́ть
  • оби́деть.

Для того что­бы быст­ро и лег­ко их запом­нить, при­ду­ма­ли сти­хи.

Глаголы исключения в стихах

Видеоурок «Как правильно определить спряжение глаголов? Как пишутся окончания глаголов?»

Разноспрягаемые глаголы

Ряд гла­го­лов рус­ско­го язы­ка (чтить, бежать, хотеть и пр.) не отно­сим ни к пер­во­му, ни ко вто­ро­му спря­же­нию. В их пара­диг­ме име­ют­ся окон­ча­ния как пер­во­го, так и вто­ро­го спря­же­ния. Рассмотрим, как изме­ня­ет­ся по лицам и чис­лам гла­гол «бежать»:

  • 1 лицо я бег у́ — мы беж и́м
  • 2 лицо ты беж и́шь — вы беж и́те
  • 3 лицо он беж и́т — они бе гу́т .

Все лич­ные фор­мы сло­ва име­ют окон­ча­ния вто­ро­го спря­же­ния. Форма 3 лица мно­же­ствен­но­го чис­ла отли­ча­ет­ся удар­ным окон­ча­ни­ем, как у гла­го­ла пер­во­го спряжения.

Такие гла­го­лы назы­ва­ют разноспрягаемыми.

Упомянем так­же гла­го­лы «есть» и «дать», кото­рые сохра­ни­ли древ­нюю пара­диг­му спряжения.

  • 1 лицо я е м — мы ед им
  • 2 лицо ты е шь — вы ед ите
  • 3 лицо он е ст — они ед ят

Вывод

Спряжение гла­го­ла мож­но опре­де­лить по его лич­ным окон­ча­ни­ям, если они удар­ные, напри­мер как у сло­ва «гореть»:

  • 1 лицо я гор ю́ — мы гор и́м
  • 2 лицо ты гор и́шь — вы гор и́те
  • 3 лицо он го ри́т — они гор я́т

Хотя неопре­де­лен­ная фор­ма это­го гла­го­ла закан­чи­ва­ет­ся на -е-ть, все же он явля­ет­ся гла­го­лом вто­ро­го спря­же­ния в соот­вет­ствии с его удар­ны­ми лич­ны­ми окончаниями.

Если же лич­ные окон­ча­ния гла­го­ла без­удар­ные, то спря­же­ние гла­го­ла выяс­ним по неопре­де­лен­ной форме.

Для это­го пред­при­мем сле­ду­ю­щие шаги:

  • поста­вим иссле­ду­е­мый гла­гол в неопре­де­лен­ную форму;
  • выяс­ним, какая глас­ная (суф­фикс) сто­ит перед окон­ча­ни­ем -ть (выкро-и-ть, залат-а-ть);
  • опре­де­лим пер­вое или вто­рое спряжение.

Видеоурок «Спряжение глаголов в русском языке. Глаголы исключения 1 и 2 спряжения»

Спряжение глагола

Спряжение глаголов в русском языке представляет собой систему изменения форм глаголов настоящего и будущего времени по числам и лицам. Спряжение глаголов относится к постоянным грамматическим признакам данной части речи. В русском языке существует два основных типа спряжения – I и II спряжение глаголов. Cпряжение глагола определяется двумя способами:

  • По ударным личным окончаниям глаголов настоящего времени;
  • Если окончание глагола безударное, спряжение определяется по суффиксу инфинитива (неопределенной формы).

Как определить спряжение глаголов по личным окончаниям

Для определения спряжения глагола с ударным личным окончанием, достаточно поставить глагол в форму 3 лица множественного числа. Если слышим -ут (-ют) – это I спряжение; слышим -ат (-ят) – это II спряжение. И в соответствии с типом спряжения следует писать окончания. Перечень личных окончаний глаголов 1 и 2 спряжения с примерами представлен в понятной таблице спряжения глаголов в русском языке.

Лицо Глаголы 1 спряжения Глаголы 2 спряжения
Ед. число Мн. число Примеры глаголов 1 спряжения Ед. число Мн. число Примеры глаголов 2 спряжения
1-е -у (-ю) -ем рисую, сошью, расту
рисуем, сошьем, растем
-у(-ю) -им приготовлю, куплю, держу
приготовим, купим, держим
2-е -ешь -ете рисуешь, сошьешь, растешь
рисуете, сошьете, растете
-ишь -ите приготовишь, купишь, держишь
приготовите, купите, держите
3-е -ет -ут (-ют) рисует, сошьет, растет
рисуют, сошьют, растут
-ит -ат (-ят) приготовит, купит, держит
приготовят, купят, держат

Как определить спряжение глаголов с безударными окончаниями

Чтобы узнать спряжение глаголов с безударными личными окончаниями, необходимо глагол поставить в форму инфинитива (неопределенной формы) и по суффиксу инфинитива определить спряжение глагола.

Глаголы первого спряжения представлены:

  • 1. Разноспрягаемые глаголы
  • 2. Глагол
  • 3. Лица глаголов
  • 4. Личные окончания глаголов
  • 5. Как определить время глагола?
  • глаголами, в неопределенной форме оканчивающимися на -еть (кроме семи глаголов исключений 2 спряжения);
  • глаголами, оканчивающимися на -ать (кроме четырех глаголов исключений, относящихся ко II спряжению);
  • тремя глаголами исключениями, оканчивающимися на -ить(зиждиться, стелить, брить);
  • всеми глаголами, оканчивающимися на -оть, -ёть, -уть, -ють, -ыть и др. (обуть, полоть, смолоть).

Глаголы второго спряжения представлены:

  • глаголами, в неопределенной форме оканчивающимися на-ить (все кроме трех глаголов исключений 1 спряжения);
  • семью глаголами исключениям. оканчивающимися на -еть(видеть, обидеть, ненавидеть, зависеть, терпеть, смотреть, вертеть);
  • четырьмя глаголами исключениями, оканчивающимися на -ать(дышать, слышать, гнать, держать).

Разноспрягаемые глаголы

Глаголами исключениями 1 и 2 спряжения являются разноспрягаемые глаголы (хотеть, чтить бежать и производные от них), которые при спряжении имеют окончания то I, то II спряжения. Кроме того, существуют глаголы с особой системой окончаний (есть, дать и производные). Они не относятся ни к одному из спряжений в русском языке и также являются глаголами-исключениями.

Что такое спряжение глаголов

Школьная программа уделяет понятию спряжение глаголов несколько часов. Но те, кто получил среднее, а нередко и высшее образование, часто сомневаются в том, к какому типу относится то или иное описание действия. В деловом, личном и любом другом тексте глаголы показывают намерение, предлагают, рекомендуют, просят. От того, правильно ли они написаны, зависит впечатление, которое останется у читателя, и то, как будет понятна основная мысль. Критерий спряжения позволяет выяснить, какие гласные писать в окончаниях личных форм глаголов, если на них не падает ударение.

В современном русском языке два спряжения — I и II. Найти, к которому из них относится глагол, можно по форме инфинитива или по ударной гласной в окончании. Есть также несколько исключений и устаревших слов, которые спрягают по собственным правилам. В школе многие из этих моментов рассматривают недостаточно подробно. В памяти остается, что для проверки глагол ставят в начальную форму. Выпускники вспоминают также рифмы, которые помогают вызубрить исключения. Более сложные случаи не рассматривают, поскольку среднее образование направлено на закрепление основных навыков письма.

Что такое спряжение?

Спряжение представляет собой изменение числа глагола — единственное и множественное — и его лица — 1, 2 и 3. Этот признак есть у слов настоящего и неосложненного будущего времени. В прошедшем атрибутов меньше, оно имеет только род и число.

Спряжение Окончание Пример
I -УТ или -ЮТ лить — льют
II -АТ или -ЯТ садиться — садятся

Спряжение определяют, ставя слово в третье лицо множественного числа. Частицу -СЯ, показывающую возвратность, не учитывают.

Ниже рассмотрены случаи, когда ударение падает на другие части слова и необходимо удостовериться, какую букву ставить. Для этого глагол ставят в инфинитив.

Глаголы первого спряжения

В исходной форме эта часть речи отвечает на вопросы: Что делать? и Что сделать? Ее отличительные признаки — суффиксы ть , ти или чь и нулевое окончание. Спряжение выясняют по безударной гласной, стоящей между суффиксом и корнем.

Все словоформы, образованные присоединением приставки или возвратной частицы -СЯ, имеют тот же тип, что первоначальное слово.

Пример: копать; вы копать; про копать; копать ся .

Глаголы второго спряжения

Сюда относят все слова, принадлежащие к этой части речи и имеющие окончание в личной форме, на которое не падает ударение.

Что такое спряжение глаголов

Спряжение — неизменяемый атрибут глагола, оно не зависит от приставок или возвратных частиц, дополняющих основу.

Вопросы и окончания

Найти букву в окончании слова, описывающего действие, на которую не падает ударение, можно, если определить, к какому спряжению оно принадлежит. Окончания спрягаемых глаголов содержат строго определенные безударные гласные. Для I спряжения это Е, У или Ю, а для II — И, А или Я.

Спряжение глаголов в настоящем времени

Настоящее время описывает действие, которое происходит, продолжается в этот момент. Получают эту форму, добавляя к инфинитиву личное окончание.

Пример: описывать I, колотить II

ед. ч. мн. ч.
1 л. описываю, колочу описываем, колотим
2 л. описываешь, колотишь описываете, колотите
3 л. описывает, колотит описывают, колотят

Спряжение глаголов в будущем времени

В русской грамматике глаголы будущего времени бывают совершенными и несовершенными. Первый вариант описывает действие, которое предполагают совершить. Образуют его путем добавления приставки к слову в настоящем времени или через противопоставление. Проспрягать глаголы в совершенном будущем времени можно по тем же правилам, что действуют для настоящего.

Пример: кусаю (н.в.) — покусаю (б.в.), рычу (н.в.) — зарычу (б.в.); лягаю (н.в.) — лягну (б.в.), прыгаю (н.в.) — прыгну (б.в.).

Пример: выкусить II

ед. ч. мн. ч
1 л. выкушу выкусим
2 л. выкусишь выкусите
3 л. выкусит выкусят

Несовершенное будущее время образуют добавлением глагола «буду» или «стану» к инфинитиву. Он и меняется при спряжении в этом случае.

Пример: жевать I

ед. ч. мн. ч
1 л. буду жевать будем жевать
2 л. будешь жевать будете жевать
3 л. будет жевать будут жевать

Спряжение глаголов в прошедшем времени

В русском языке слова, описывающие действие, в прошедшем времени не обладают признаком спряжения. Они могут меняться по числам и лицам, но окончания при этом остаются одинаковыми.

Пример: остаться II

ед. ч. мн. ч
1 л. оставался оставались
2 л. оставался оставались
3 л. оставался, оставалась, оставалось оставались

Род появляется у глаголов в прошедшем времени только в третьем лице единственного числа.

Повелительное наклонение

Повелительное наклонение побуждает к активности, передает требование или просьбу. Образуют эту форму добавлением суффикса -И- к основе в настоящем или будущем времени второго лица. В единственном числе получившееся слово обладает нулевым, а во множественном — окончанием ТЕ.

Понятие спряжения в повелительном наклонении отсутствует. Если необходимо проспрягать такую форму слова, его переводят в изъявительное наклонение и рассматривают в обычном порядке.

Условное наклонение

Сослагательное (условное) наклонение применяют, когда хотят отметить возможность, желательность действия. При этом к основе в форме прошедшего времени присоединяют частицу -БЫ. Лицо в таком случае определяют по местоимению, а время — с помощью дополняющих слов.

Поскольку в этой форме применяют глагол в прошедшем времени, у него нет признака спряжения. Найти его можно, если перевести слово в изъявительную форму.

Изменение глаголов по лицам и числам

Подобрать окончание глагола под ударением или безударный инфинитив, значит найти верное его спряжение. Зная его, можно легко проверить спорную букву, если поставить слово в нужную личную форму. При этом лучше отбросить приставки и частицы, поскольку они не влияют на признак спряжения.

Глаголы-исключения

Система спряжений включает ряд слов, которые попадают под отдельные правила при изменении по лицам и числам. Это исключения. В школьной программе изучают 13 таких глаголов:

Что такое спряжение глаголов

Определение того, что слово относится к исключениям, поможет выбрать окончания в личных формах. Этот список стоит заучить наизусть.

Разноспрягаемые глаголы

Часть слов, описывающих действие, могут иметь формы, характерные как для I спряжения, так и для II. В школьной программе их проходят под названием разноспрягаемые.

Существуют также устаревшие глаголы, спряжение которых основано на отличающемся от современного наборе времен.

Это слова «быть», «есть», «надоесть», «создать» и «дать», а также производные от них, получаемые добавлением приставок: проесть, выбыть, отдать.

Вопрос о том, сколько существует исключений по разным признакам, зависит от глубины исследования. В университетском курсе русского языка рассматривают недостаточные глаголы, у которых нет части личных форм, и изобилующие, которые могут спрягаться двояким образом.

Пример: победить не имеет множественного числа первого лица. Для его обозначения применяют составную форму Смогу победить.

Пример: двигать – двигает, движет.

Понятие спряжения — сложная тема, включающая массу исключений, архаичных и неправильных форм. Знать общие правила нужно для выбора верных окончаний глаголов при письме. Чтобы узнать, куда отнести то или иное слово, достаточно выполнить три последовательных шага.

  1. Определяем личное окончание для множественного числа, третьего лица. Если на него падает ударение, спряжение выбирают на слух.
  2. Если в слове другая ударная часть, ставим его в форму инфинитива. Ко II спряжению относят исключения, оканчивающиеся на ЕТЬ (7) и АТЬ (4) и все глаголы на ИТЬ, кроме 6. Остальные глаголы имеют I спряжение.

Эта легкая формула поможет разобраться, какую букву ставить в окончании глаголов. Варианты безударных гласных собраны в таблицу. Чтобы запомнить часто применяемые исключения, пользуются стихотворениями.

[spoiler title=”источники:”]

https://russkiiyazyk.ru/chasti-rechi/glagol/spryazhenie-glagola.html

https://obrazovaka.ru/russkiy-yazyk/spryazhenie-glagola-kak-opredelit

https://russkijyazyk.ru/chto-takoe-spryazhenie-glagolov

[/spoiler]

Спряжение глаголов

Спряжение глаголов:
• Общие правила
• Вопросы и окончания
• Спряжения: I и II
• Глаголы-исключения
• Разноспрягаемые глаголы

Спряжение — это изменение глаголов по лицам и числам.

Общие правила

Глаголы могут спрягаться только в изъявительном наклонении в настоящем и будущем времени. В прошедшем времени глаголы изменяются только по родам.

Термин «спряжение глаголов» имеет два значения, которые не нужно путать:

  1. Первое значение — изменение глаголов по лицам и числам. Его имеют в виду, когда просят «проспрягать глагол».
  2. Второе значение — морфологический признак глагола — один из двух классов спряжений. Его имеют в виду, когда требуется определить спряжение глагола по окончанию слова в инфинитиве.

Вопросы и окончания

Составим таблицы вопросов и окончаний глаголов при спряжении (изменении по числам, лицам, родам) в настоящем, будущем, прошедшем временах.

Настоящее время

Глаголы совершенного вида в настоящем времени ставятся в несовершенном виде: построить (инфинитив, сов.вид) – строю, строишь, строит, строим, строите, строят (несов.вид).

Лицо Единственное число Множественное число
Вопрос Окончание Вопрос Окончание
1 что делаю? -у,-ю что делаем? -ем/-им
2 что делаешь? -ешь/-ишь что делаете? -ете/-ите
3 что делает? -ет/-ит что делают? -ут,-ют/-ат,-ят

Будущее время

Глагол несовершенного вида для формирования будущего времени ставится в совершенный вид: строить (инфинитив, несов.вид) – построю, построишь, построит, построите (буд. вр., сов.вид), читать — читаю, читаешь, читает, читаем, читаете, читают. Будущее время формируется также из связки «быть» + инфинитив: буду строить, будешь строить и т.д.

Лицо Единственное число Множественное число
Вопрос Окончание Вопрос Окончание
1 что сделаю? -у,-ю что сделаем? -ем/-им
2 что сделаешь? -ешь/-ишь что сделаете? -ете/-ите
3 что сделает? -ет/-ит что сделают? -ут,-ют/-ат,-ят

Прошедшее время

Единственное число Множественное число
М.р. Ж.р. Ср.р.
что делал?
что сделал?
нулевое окончание что делала?
что сделала?
что делало?
что сделало?
что делали?
что сделали?

Повелительное наклонение

Единственное число Множественное число
Вопрос Окончание Вопрос Окончание
что делай? что сделай? -й/-и/-ь что делайте? что сделайте? -йте/-ите/-ьте

Условное наклонение

Вопросы и окончания глаголов в условном наклонении такие же, как в прошедшем времени. Но к ним добавляется частица «бы». Примеры: строить — строил бы, строила бы, строило бы, строили бы; построить — построил бы, построила бы, построило бы, построили бы.

Единственное число Множественное число
М.р. Ж.р. Ср.р.
что делал бы?
что сделал бы?
нулевое окончание + бы что делала бы?
что сделала бы?
-а бы что делало бы?
что сделало бы?
-о бы что делали бы?
что сделали бы?
-и бы

Спряжения

Различают два спряжения: 1 и 2. При этом окончания глаголов четко различают только под ударением. В том случае если ударение падает не на личное окончание, то тип спряжения различают по начальной форме (или инфинитиву). В общем случае, инфинитивы, оканчивающиеся на –ить, относятся к 2-му спряжению, все остальные относятся к 1-му спряжению.

I спряжение II спряжение
Окончания -ешь, -ет, -ем, -ете, -ут, -ют -ишь, -ит, -им, -ите, -ат, -ят
Примеры берёшь, шьёт, пишет спешишь, спит, звонят

Глаголы-исключения

Есть некоторые исключения. Ко 2 спряжению относят:

  • все глаголы на -ить (кроме брить, стелить);
  • 7 глаголов на -еть (вертеть, видеть, зависеть, ненавидеть, обидеть, смотреть, терпеть);
  • 4 глагола на -ать (гнать, держать, слышать, дышать).

Соответственно к 1 спряжению относят:

  • все остальные глаголы на -еть, -ать, -ять, -оть, -уть, -ыть, -ть;
  • брить, стелить.

Разноспрягаемые глаголы

Два глагола в русском языке относятся к разноспрягаемым: хотеть и бежать. Соответственно и все их приставочные формы тоже: захотеть, прибежать и т.д.
Глагол хотеть в ед.ч. имеет окончания 1 спряжения, а во мн.ч. 2 спряжения.
Глагол бежать в 3 лице мн.ч. имеет окончание 1 спряжения, а во всех остальных лицах — 2 спряжения.

Примечание 1. Три глагола есть, дать, создать имеют особые личные окончания:

  • ем, ешь, ест, едим, едите, едят;
  • дам, дашь, даст, дадим, дадите, дадут;
  • создам, создашь, создаст, создадим, создадите, создадут.

Примечание 2. Некоторые глаголы имеют особенности в образовании и употреблении форм лица. К ним принадлежат глаголы, не имеющие формы 1 лица ед.ч.: дерзать, победить, убедить, очутиться, чудить.

Примечание 3. Есть глаголы, которые имеют две системы личных форм, одна из которых чаще употребляется в разговорном стиле:

  • брызгать — брызжешь, брызгаешь;
  • мучить — мучаешь, мучишь;
  • махать — машешь, махаешь;
  • мурлыкать — мурлычешь, мурлыкаешь;
  • полоскать — полощешь, полоскаешь.

Добавить комментарий