В начальной школе дети знакомятся с основными самостоятельными частями речи. Это имя существительное, имя прилагательное, личные местоимения и глагол. Глагол из них самая трудная для понимания часть речи.
Особенно много ошибок допускается при определении спряжения. От спряжения зависит правильное грамотное написание личных безударных окончаний глаголов.
Усвоить эту орфограмму нужно обязательно. Без глаголов не обходится ни одна письменная работа.
Содержание:
- Глагол как часть речи.
- Неопределенная форма глагола.
- Как правильно находить неопределенную форму?
- Что такое спряжение?
- Изменение глаголов настоящего и будущего времени по лицам и числам.
- Личные окончания глаголов I и II спряжения.
- Ударные и безударные личные окончания глаголов.
- Алгоритм определения спряжения глаголов.
- Глаголы-исключения.
- Как определить спряжение глаголов в прошедшем времени? Как определить спряжение глаголов, стоящих в повелительном наклонении?
- Алгоритм написания личных окончаний глаголов.
- Разноспрягаемые глаголы.
Глагол как часть речи
Глагол — самостоятельная часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы что делать?, что сделать? что делает? что сделает? Что будет делать?
Глагол изменяется по числам и временам.
Единственное и множественное число: читал — читали.
Настоящее время (есть сейчас): читает, читают.
Прошедшее время (уже было): читал, читали.
Будущее время (еще будет): будет читать, будут читать.
Неопределенная форма глагола
Неопределенная форма (начальная форма) глагола или инфинитив отвечает на вопросы что делать?, что сделать? и оканчивается на ть, чь, ти.
Думать, убежать, нести, беречь.
Инфинитив может иметь на конце суффикс (постфикс) -ся(-сь):
расчесаться, нестись, уберечься.
В неопределенной форме глагол не имеет ни числа, ни рода, ни времени.
Как правильно находить неопределенную форму?
- Поставь вопрос к глаголу.
- Не меняя первой буквы в вопросе, переведи глагол в неопределенную форму.
Читал — что делал? — что делать? — читать (несовершенный вид)
Прочитал — что сделал? — что сделать? — прочитать (совершенный вид)
Очень важно следовать данному правилу, чтобы избежать ошибки в определении спряжения глаголов. Это позволит исключить замену глагола несовершенного вида на похожий глагол совершенного вида и наоборот.
Например: обучать — обучить, бросать — бросить и др.
Что такое спряжение?
Спряжение — это изменение глагола по лицам и числам в настоящем и будущем времени.
Спрягаются глаголы только в настоящем и будущем времени.
Лицо и число глагола можно определить, если подставить к нему одно из подходящих по смыслу личных местоимений.
Проспрягать глагол — это значит изменить его по лицам и числам.
Личными окончаниями называют окончания настоящего и будущего времени.
В прошедшем времени глаголы изменяются по родам (в ед.ч.) и числам.
Он думал, она думала, оно думало, они думали.
Личные окончания глаголов I и II спряжения
В русском языке два спряжения.
К первому спряжению относятся глаголы с окончаниями -ешь, -ет, -ем, -ете, -ут, -ют.
Ко второму спряжению относятся глаголы с окончаниями -ишь, -ит, -им, -ите, -ат, -ят.
Алгоритм определения спряжения глаголов
Сначала посмотрите внимательно на эту таблицу-алгоритм. Далее разберем все подробно.
У глаголов с ударным личным окончанием спряжение определяется по личным окончаниям.
У глаголов с безударным личным окончанием спряжение определяется по неопределенной форме или по 3 лицу множественного числа (не всегда удобно).
Разберем с примерами.
Еще раз. Чтобы определить спряжение глагола и правильно написать окончание, необходимо определить ударное или безударное личное окончание глагола.
Для этого ставим глагол в любую форму, кроме первого лица единственного числа.
Например: писать — пи́шем, пи́шете; лететь — лети́м, лети́те.
Если окончания безударные, то смотрим на неопределенную форму глагола.
Если она оканчивается на -ить, то это глагол II спряжения.
По́мнить — по́мним — по́мните.
Ме́рить — ме́рим — ме́рите.
Ве́рить — ве́рим — ве́рите.
Остальные глаголы с безударными личными окончаниями относятся к I спряжению.
Думать — ду́маешь — думаем.
Со́хнуть — со́хнешь, со́хнем.
Писать — пи́шешь — пи́шете.
Искать — и́щешь — и́щете.
Если личные окончания ударные, то на инфинитив не смотрим. Спряжение определяем по личным окончаниям.
Можно заметить, что в первом спряжении «преобладает» буква «Е», во втором — «И».
Например:
- Лететь — лети́м, лети́те, летя́т.
- Спать — спим, спи́те, спят.
- Гореть — вы гори́те — они горя́т.
- Кричать — кричи́те — крича́т.
Это глаголы II спряжения.
- Пить — пьёшь, пьёте, пьют.
- Жить — живёшь, живу́т.
- Лить — льёшь, льют.
Это глаголы I спряжения.
При определении спряжения следует помнить, что глаголы с приставками относятся к тому же спряжению, что и глаголы без приставок. Тоже правило распространяется и на постфиксы ся, сь.
Но есть еще глаголы-исключения, которые нужно помнить.
Глаголы-исключения
Ко II спряжению относятся:
-
Все глаголы на -ить, кроме брить, стелить.
-
Четыре глагола на -ать: держать, слышать, дышать, гнать.
-
Семь глаголов на -еть: терпеть, вертеть, обидеть, ненавидеть, зависеть, видеть, смотреть.
К I спряжению относятся:
-
Все остальные глаголы. Это большинство глаголов на -ать, -еть, -ять, -ыть, -оть, -уть.
-
Два глагола на -ить — брить, стелить.
Глаголы на -ять лучше запомнить.
Всё пиши, как припаять —
Сеять, веять и лелеять,
Таять, лаять, хаять, блеять,
Чуять, каяться, затеять
И надеяться, и реять,
Маяться, но не отчаяться.
Запомни! Глаголы на –ять (I спр.) |
|
Всё пиши, как припаять — Сеять, веять и лелеять, Таять, лаять, хаять, блеять, Чуять, каяться, затеять И надеяться, и реять, Маяться, но не отчаяться. |
|
Наст. и буд. вр. Прош. вр. |
она чует, они надеются, вы затеете, мы лелеем, ты маешься, он тает лаяла , таял, сеял, затеяли, отчаялись |
Но: строить, клеить, усвоить, драить (II спр.) Строим, строят; клеишь, клеите, усвоит, усвоят Строили, клеила, усвоили, драил. |
Спряжение глаголов таблица с исключениями
Может быть кому-нибудь удобно будет пользоваться вот такой памяткой.
Памятка определения спряжения глаголов
Как определить спряжение глаголов в прошедшем времени?
Как определить спряжение глаголов, стоящих в неопределенной форме?
Как определить спряжение глаголов, стоящих в повелительном наклонении?
Все ответы на эти вопросы можно найти в этой таблице.
Глагол, стоящий в прошедшем времени, повелительном или условном наклонении, а также в неопределенной форме, для определения спряжения, необходимо поставить в 3-е лицо мн.ч. Зачем?
Например:
Глаголы кричать, сидеть, стоящие в неопределенной форме, многие сразу ошибочно относят к I спряжению. Но эти глаголы в 3 лице мн.ч. крича′т, сидя′т имеют ударные окончания II спряжения.
Еще примеры с глаголами, стоящими в прошедшем времени и в повелительном наклонении:
Задержался – глагол в форме прошедшего времени единственного числа, мужского рода.
Заде′ржатся – 3-е л. мн.ч. Личное окончание безударное.
Ставим глагол в начальную форму – задержаться.
Отделяем приставку и постфикс –держать.
Глагол держать – глагол-исключение II спряжения.
Значит глагол задержался – II спряжения.
Заучите – глагол в форме повелительного наклонения множественного числа.
Зау′чат – 3-е л. мн.ч. Личное окончание безударное.
Начальная форма – заучить.
Отделяем приставку – учить.
Глагол учить исключением не является.
Основа инфинитива оканчивается на и. Глагол II спряжения.
Значит глагол заучите – II спряжения.
!!!Научиться определять спряжение глаголов необходимо для того, чтобы правильно написать безударное личное окончание глаголов.
Это трудная орфограмма, которая требует знание алгоритма и практической тренировки.
Можно также пользовать следующим алгоритмом определения спряжения глагола.
Алгоритм написания безударных личных окончаний глаголов
- Нахожу глагол с безударным окончанием.
- Если перед личным окончанием стоит гласная буква, то глагол относится к I спряжению. Пишу гласную -е. Исключение глаголы строить, клеить, усвоить, драить.
- Если глагол относится к 11 глаголам-исключениям, то пишу гласную -и.
- Если глагол не является глаголом-исключением, то ставлю его в неопределенную форму.
- Смотрю, на что она заканчивается.
- Отделяю (если это возможно) приставку и постфикс (ся).
- Определяю спряжение. Если она заканчивается на -ить, то это глагол II спряжения, в окончании пишу -и. Если она заканчивается не на -ить, то это глагол I спряжения, в окончании пишу -е.
Можно рассуждать так:
Укрыва..м — перед личным окончанием гласная буква, это не глагол-исключение, значит это глагол относится к I спряжению, окончание -ем. Укрывать — укрываем.
Затоп..м — перед личным окончанием гласной нет, это не глагол-исключение. Ставлю в неопределенную форму: затопить. Отделяем приставку: топить. Оканчивается на -ить, значит, это глагол II спряжения, окончание -им. Затопим.
Что такое разноспрягаемые глаголы?
Это те глаголы, у которых окончания и первого, и второго спряжения.
Наиболее распространённые: хотеть, бежать, дать, брезжить, блестеть, есть (в значении «питаться»).
Хотеть — хочу́, хо́чешь, хо́чет, хоти́м, хоти́те, хотя́т.
В единственном числе — окончания первого спряжения, а во множественном — второго.
Есть — ем, ешь, ест, еди́м, еди́те, едя́т.
Дать — дам, дашь, даст, дади́м, дади́те, даду́т.
Бежать — бегу́, бежи́шь, бежи́т, бежи́м, бежи́те, бегу́т. В повелительном наклонении — беги́(те)
Например:
Деревенские ребятишки весёлой гурьбой перебежали на согретую солнцем полянку.
Определяем спряжение глагола.
1. Перебежали – глагол в форме прошедшего времени, множественного числа.
2. Перебегу′т – 3 л. мн. ч. Личное окончание ударное. Отбрасываем приставку: бегу′т.
Бегут – форма разноспрягаемого глагола бежать.
Значит перебежали – разноспрягаемый глагол.
Ольга Наумова «Нейросписывание 4 класс»
Задания этого нейропособия направлены на развитие навыков чтения, грамотности, внимания и памяти.
Пособие также поможет подготовиться и успешно написать ВПР по русскому языку.
Данное пособие содержит:
64 рабочих листа!
- Зрительно деформированные тексты для чтения и списывания;
- Различные задания к каждому тексту, позволяющие закрепить знания по русскому языку. а также развить внимание, память и навыки самоконтроля;
- Методические рекомендации для эффективной работы.
Какую пользу принесут занятия по данному пособию?
• Улучшение техники чтения;
• Развитие навыка понимания прочитанного;
• Повышение уровня орфографической зоркости;
• Развитие внимания и памяти;
• Улучшение работы мозга;
• Развитие навыка грамотного списывания текстов;
• Увеличение словарного запаса;
• Развитие навыка самоконтроля;
• Повышение уровня заинтересованности ребенка в учебе.
Кому необходимо данное пособие?
• Ребенку, который плохо читает;
• Ребенку, который допускает много ошибок при письме;
• Ребенку, у которого недостаточное внимание и слабая память;
• Учителю, который хочет разнообразить уроки и домашние задания;
• Родителю, который хочет помочь своему ребенку и получить действенный инструмент;
• Репетитору, который заинтересован в быстрых положительных результатах своего ученика.
Пособие полезно использовать для учащихся 4 классов, а также во время летних каникул перед 5-м классом.
Карточки спряжение глаголов 4 класс
Карточка 1
Определи спряжение глаголов и вставь пропущенные буквы.
Напиш_т ручкой, мы начерт…_м , они леч_т, наступа…_ весна, вы обижа_е, вы реша_те, ты подежур_шь, мы дыш_м, ты не догон_шь, маш_т рукой, ты ласка_ш_ся, ты вздыха_шь, ты выуч_шь, друзья не посмотр_т, ты постира_шь, мы не повер_м, вы готов_те, он подбира_т, они глад_т, мы увид_м, ты дыш_шь.
Карточка 2
Определи спряжение глаголов и вставь пропущенные буквы.
Стрекоч_т в поле, ты гуля_ш_, запиш_м в тетради, рассыпа_т по столу, бега_т по дорожке, выгруз_те из машины, дума_т на уроке, замороз_м в морозильнике, ты крас_ш_ся ярко, свет_т солнце, мы засе_м поле, он обид_лся на папу, попрыга_шь на улице, вы услыш_те звон, зна_те правило, смотр_т в окно, он верт_тся на уроке, они увид_т этот фильм, поигра_м в мяч, ты побре_шься.
Карточка 3
Определи спряжение глаголов и вставь пропущенные буквы.
Зеленее_т в лесу, она держ_тся, пиш_т в тетради, полива_т цветы, чернее_т в поле, мы вид_м, корм_т птиц, она завис_т, ход_т в школу, ты посмотр_ш_, ищ_т одежду, дела_шь уроки, замеча_шь ошибку, гон_т стаю туч, стон_т от боли, маш_т рукой, встрет_ш_ друга, ты жале_ш_ о случившемся.
Карточка 4
Вставь пропущенные буквы. Определи лицо и спряжение глаголов.
Вер_ш_ , леч_ш_ся, он зябн_т, вы обижа_т, он мороз_т, они хохоч_т, они слыш_т, она купа_тся, мечта_ш_ , дежур_ш_, оно свет_т, он гон_т, они уч_т, мы люб_м, готов_ш_, воз_ш_ся, он ро_т, вы руб_т, он кол_т, они дремл_т, они стел_т, она гоня_тся, гон_ш_ , пряч_ш_, оно се_т, он держ_т, они суш_т, мы гас_м.
Карточка 5
Вставь пропущенные буквы. Определи лицо и спряжение глаголов.
Догон_ш_, гре_ш_ся, он смотр_т, вы броса_т, он глад_т, они бормоч_т, они верт_т, она улыба_тся, куша_ш_, вздыха_ш_, оно гре_т, он стон_т, они леч_т, мы вер_м, собира_ш_, согре_ш_ся, он нос_т, вы постукива_т, он маш_т, они пляш_т, они терп_т, она стара_тся, держ_ш_ , пил_ш_, оно мел_т, мы стон_м, они сол_т, мы вер_м.
Карточка 6
Вставь пропущенные буквы. Определи спряжение всех глаголов.
Вет_р крут_т_ся в в_рху_ках д_рев__в. Рокоч_т гром. Хлещ_т дож_ь. Мы пробу_м укрыт_ся п_д стар_й ол_хой, приж_ма_мся к скр_пуч_му ств_лу и молч_ терп_м капризы пр_роды. Дож_ь моч_т нас и здес_. Молния на мгновенье _заря_т всё. И снова н_ступа_т т_мн_та. Бли_ко от нас в дер_в_ п_п_да_т молния. Мы п_к_да_м убежище и плута_м до ра__вета. Утр_ з_ст_ёт нас на вых_де из леса.
Карточка 7
Вставь пропущенные буквы. Определи спряжение всех глаголов.
- МЫ стро..м, реша..м, раска..мся, дыш..м, вид..м, стро..м, гоня..м, кле..м.
- ВЫ гон..те, вид..те, завис..те, растае..е, стел..те, управля..те, ед..те, дремл..те, ла..те, трепещ..те, вид..те.
- ОНИ бор..тся, почу..т, кле..т, стел..тся, выправ..т, ропщ..т, выдержива..т, леч..т, дыш..т, пляш..т, дремл..т, плач..т, пол..т.
- ОН кол..т, грохоч..т, бор..тся, ре..т, увид..т, бормоч..т, ищ..т, постел..т.
Надеюсь, что данная статья помогла вам разобраться в этой сложной орфограмме, научиться верно определять спряжение глаголов и грамотно писать безударные глагольные окончания.
С уважением, Ольга Наумова
Сайт НАУМЁНОК
Также рекомендую:
Карточки с заданиями по русскому языку для 4 класса
ВПР УДАРЕНИЕ
Диктанты для подготовки к ВПР 4 класс
Синтаксический разбор предложения
В помощь в учёбе:
О. Наумова ТРЕНИНГ «Скорочтение и развитие речи»
Если вы УЧИТЕЛЬ, то у вас будет готовый комплект специальных текстов, заданий по скорочтению и развитию речи, отдельные странички которого удобно распечатывать.
Если вы РОДИТЕЛЬ, который очень хочет, чтобы его ребёнок повысил свою скорость чтения хотя бы в 2-3 раза, то тренинг поможет вам сделать это самостоятельно, не прибегая к помощи специалиста.
Желаемый результат — это не случайность, это итог правильных действий.
Этот ТРЕНИНГ полезно пройти каждому ребенку. Он прекрасно развивает мозг ребенка!
Удобный и результативный тренинг по скорочтению и развитию речи.
- 100 готовых текстов для развития навыков скорочтения.
- Гарантированный результат после прохождения.
- Лучшие приемы.
- Подходит как для индивидуальной работы, так и для работы с целым классом.
- Интересные тексты, написанные мастерами слова.
- Легко распечатать.
- Каждая страница содержит отдельный текст-задание.
- 180 страниц ценных упражнений.
- Самые результативные приёмы.
- 80 страниц дополнительных, самых эффективных упражнений по развитию речи, навыков скорочтения и внимания.
Пройдя тренинг, ваш ребёнок получит:
- Увеличение скорости и качества чтения в 2-3 раза;
- Развитие речи;
- Увеличение скорости мышления;
- Приобретение навыков осознанного чтения;
- Развитие внимания;
- Улучшение показателей в учёбе.
Тренинг успешно может быть использован родителями, репетиторами, учителями.
Самостоятельные занятия по ТРЕНИНГУ дома со своим ребенком позволяют полноценно заменить занятия с репетитором!
ПОДАРОК ПОСЛЕ ПОКУПКИ — 20 слоговых таблиц
О. Наумова «Большая книга слоговых таблиц»
(не повторяют таблиц из подарка)
Таблицы для чтения слогов и слов являются одним из лучших и необходимых инструментов при обучении чтению и для улучшения качества чтения.
Приобретая БОЛЬШУЮ КНИГУ СЛОГОВЫХ ТАБЛИЦ
Вы получите:
- готовый инструмент для тренировки навыков чтения и скорочтения;
- 200 слоговых таблиц разного уровня сложности;
- профессиональную методику работы с таблицами.
Самые результативные методики позволят каждую таблицу использовать многократно несколько раз, повышая интерес ребенка к чтению.
Ребенок получит:
- улучшение навыков чтения;
- повышение скорости чтения;
- улучшение дикции;
- понимание прочитанного;
- развитие мышления и внимания;
- расширение словарного запаса;
- повышение уверенности в себе.
Ребенок перестанет при чтении спотыкаться на трудных словах.
Процесс чтения станет естественным и безболезненным.
Вы без труда сможете распечатать необходимые страницы. Все страницы книги можно использовать отдельно.
БОЛЬШАЯ КНИГА СЛОГОВЫХ ТАБЛИЦ подойдет и тем, кто только делает первые шаги в чтении, и тем кто хочет значительно улучшить качество чтения.
О. Наумова НЕЙРОТРЕНИНГ Безударные гласные
Большой полноценный ТРЕНИНГ с выстроенной системой упражнений.
НЕЙРОТРЕНИНГ позволит продуктивно отработать самую распространенную и трудную орфограмму в русском языке — безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением.
Что даст прохождение ТРЕНИНГА:
- повышение уровня грамотности;
- развитие внимания;
- активацию работы мозга;
- умение применять полученные знания на практике;
- увеличение скорости обработки информации;
- развитие речи;
- развитие памяти;
- улучшение успеваемости в школе и т.д.
Кому нужен этот ТРЕНИНГ?
- Ребенку, который делает ошибки на письме;
- Родителям, которые хотят разобраться в теме и помочь своему ребенку;
- Учителю, который использует нестандартные и действенные приёмы в обучении;
- Репетитору, желающему в разы увеличить результативность своих занятий.
Что найдете в ТРЕНИНГЕ:
- Продуманную и проверенную на практике систему упражнений;
- 200 страниц результативных заданий;
- 9 уровней сложности нейроупражнений;
- Нестандартные и наиболее эффективные задания по основной теме;
- Упражнения для развития речи;
- Дополнительные задания к упражнениям на отработку знаний частей речи, состава слова, деления на слоги, умения составлять предложения и др.
В результате прохождения ТРЕНИНГА ребенок получит:
- умение видеть в текстах и слышать слова с безударными гласными;
- умение быстро и без ошибок подбирать проверочные слова;
- повышение грамотности в целом;
- развитие «орфографического чутья»;
- уменьшение количества ошибок;
- активацию работы мозга;
- развитие мышления;
- увеличение скорости мысли;
- улучшение показателей в учёбе!
ПОДХОДИТ ДЛЯ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ И ГРУППОВОЙ РАБОТЫ.
Заходите также в Книжную лавку за полезными книгами!
С уважением, Ольга Наумова
Благодарю, что поделились статьей в социальных сетях!
Глагол – казалось бы, самая заурядная часть речи, чаще всего выступающая в предложении сказуемым. Он обозначает каждое наше действие, и вот тут, в этих самых действиях и множестве их времен, лиц, чисел и прочих характеристик, для многих и начинаются сложности.
Содержание
- Что означает понятие «спряжение глаголов»?
- Для чего необходимо спрягать глаголы?
- Как определить, к какому спряжению относится глагол?
- Какие глаголы называются разноспрягаемыми?
- Какие глаголы имеют особое спряжение?
- Видео: Доступно о спряжении глаголов
На самом деле, достаточно только внимательно отнестись к правилам спряжения глаголов, вникнуть в них, а не механически заучить наизусть (без понимания это не даст абсолютно никакого результата), и вам многое станет ясным, само собой разумеющимся, а ошибки в вашей устной и письменной речи сведутся к минимуму. И начать покорять вершины высокой словесности лучше всего с понимания того, что означает само понятие «спрягать».
Что означает понятие «спряжение глаголов»?
- Спрягать глагол – это означает изменять его, ставя в различных числах и лицах. По аналогии — это то, что мы делаем с существительным, склоняя его по родам, числам, падежам. Если отобразить этот процесс на примере, то все зависит от того, какое личное местоимение подходит к нему в каждом конкретном случае. Рассмотрим один из вариантов.
- Итак, «я», как мы помним, это первое число. Поэтому, если сказать «я пою», то глагол соответственно будет являться глаголом I лица и ед. числа. Если сказать «ты поешь», то имеющее второе лицо и также стоящее в ед. числе личное местоимение «ты» придаст эти же характеристики и глаголу.
- А употребление выражения «мы поем» отразит особенности спряжения глагола, стоящего в первом лице и употребленного во мн. числе. Применив местоимение «они», мы получим глагольную форму «поют» в третьем лице и во множественном числе.
- Теперь становится понятным, каким образом спрягаются глаголы. Окончания, которые присущи глаголам в каждом из трех лиц, принято называть личными, это же относится и к формам глаголов, которые мы получаем, спрягая их.
- Преимущественно в зависимости от окончания глаголы можно разделить по двум типам. К первому относятся следующие окончания: -у или -ю; -ем или -ешь; -ете или -ет; -ут или -ют. Ко II типу относят глаголы с окончаниями у (ю); им (ишь); ите (ит); ат (ят).
Чтобы было совсем понятно, проспрягаем глаголы каждого типа. Итак, глагол «читать»:
Я читаю
Мы читаем (ты читаешь)
Вы читаете (он читает)
Они читают
Все эти окончания, как видно из приведенного выше образца, характерны для глаголов первого спряжения.
Теперь возьмем глагол «смотреть»:
Я смотрю
Мы смотрим (ты смотришь)
Вы смотрите (он смотрит)
Они смотрят.
И вы сами уже без труда определили, что глагол «смотреть» имеет второе спряжение. Таким образом, запомнив всего несколько окончаний, вы сможете без труда проспрягать любой глагол и определить, к какому спряжению он относится.
Для чего необходимо спрягать глаголы?
- В первую очередь спряжение глаголов требуется для того, чтобы писать и говорить грамотно, употребляя в окончаниях именно те буквы, которые определены правилами. К примеру, в предложении «мы сеем семена цветов», не владея правилами спряжения, достаточно трудно уверенно определить, какая именно буква звучит и пишется в глаголе: «е» или «и». Чтобы не ошибиться, нужно просто проспрягать глагол «сеять»: я сею, они сеют – и все сомнения отпадают – это первое спряжение, а значит, необходимо писать «сеем».
- А как написать: «мы видим» или «мы видем»? Ведь по звучанию определить необходимое окончание нелегко. Снова спрягаем глагол: я вижу, он видит, они видят – и проблема решена. Глагол второго спряжения, а следовательно, в окончании мы пишем букву «и».
Проверить правильность спряжения того или иного глагола можно и с помощью суффиксов причастий, образованных от него. В первом спряжении это: ущ, ющ, ом, ем, во втором — ащ, ящ, им.
Как определить, к какому спряжению относится глагол?
- Чтобы понять, какое именно спряжение глаголов характерно для данного глагола, необходимо употребить его в неопределенной форме, т.е. таким образом, чтобы он давал ответ на вопрос: «что делать (сделать)».
И теперь, в зависимости от того, каково глагольное окончание, запоминаем правило, по которому определяется спряжение:
Все, глаголы, не попадающие в этот список, имеют первое спряжение.
- Важный нюанс: если глагольное окончание акцентировано с помощью ударения, то гласный звук в нем слышен отчетливо, поэтому и определять спряжение в таком случае следует именно по окончанию, не применяя неопределенную форму: летЕть, смотрЕть – в подобных глаголах личная форма предусматривает окончания, характерные для глаголов второго спряжения, и таким же образом позиционируется само спряжение.
Какие глаголы называются разноспрягаемыми?
Существует определенное спряжение глаголов, при котором мы наблюдаем, что их личные окончания относятся и к первому, и ко второму типу. Их немного, и запомнить их не составит труда.
- Хотеть. Употребляя его в единственном числе, мы получаем окончания, присущие первому спряжению: ты хочешь, она хочет. Во множественном же числе спряжение дает второй тип: вы хотите, они хотят.
- Бежать. В каждом из личных окончаний этого глагола гласная находится под ударением, будь то бежишь или бегут. Последний вариант указывает на первое спряжение, другие – на второе.
- Брезжить. Это особенный глагол, к которому неприменимо первое или второе лицо. Да и третье неоднозначно: употребленное в единственном числе, оно указывает на второе спряжение (окончание «ит»), а множественное число – на первое («ут»).
Какие глаголы имеют особое спряжение?
Таких глаголов, имеющих особое спряжение, тоже немного – всего два. Их личные окончания являются специфическими.
- Есть. Множественное число данного глагола спрягается по второму спряжению: мы едим, вы едите, они едят. Единственное число дает уникальные окончания: я ем, ты ешь, он ест.
- Дать. Здесь вариации наблюдаются как при употреблении множественного числа («мы дадим», «вы дадите» – образец второго спряжения, а «они дадут» — указание на первое спряжение), так и единственного, имеющего особенные окончания (дам, дашь, даст).
Полезные статьи для развития и образования детей:
- Что означает пословица «По речам узнают человека»
- Что означает многоточие в переписке
- Сочинение на тему «Берегите родной русский язык»
- Письмо, топик на тему: как я провел лето
- Слово «пожалуйста»: как правильно пишется в предложении
Видео: Доступно о спряжении глаголов
Как определить спряжение глагола в русском языке?
Определить спряжение глагола в русском языке можно по неопределенной форме, в которой суффикс обозначается буквами «а», «о», «у», «е», «и», «я», «ну» и находится перед окончанием -ть. Выясним, как можно определить первое и второе спряжение глагола с безударными личными окончаниями. Укажем глаголы-исключения, запомнить которые помогут стихи.
Что такое спряжение?
Спряжение является одним из постоянных признаков глагола. Чтобы правильно написать безударные личные окончания, необходимо определить спряжение глагола.
Глаголы изменяются по лицам и числам в настоящем и будущем времени изъявительного наклонения:
- гулять — я (что делаю?) гуляю, ты гуляешь, он гуляет;
- сказать — я (что сделаю?) скажу, ты скажешь, он скажет.
Спряжение — это изменение неопределенной формы глагола, которая является начальной, на формы первого, второго и третьего лица в единственном и множественном числе, например:
- 1 лицо я мурлы́ч у — мы мурлы́ч е м
- 2 лицо ты мурлы́ч е шь — вы мурлы́ч е те
- 3 лицо он мурлы́ч е т — они мурлы́ч у т
Изменим глагол «славить» по лицам и числам:
- 1 лицо я сла́вл ю — мы сла́в и м
- 2 лицо ты сла́в и шь — вы сла́в и те
- 3 лицо он сла́в и т — они сла́в я т .
Видеоурок «Что такое спряжение? Для чего нужно спряжение глаголов?»
Как определить глагол первого спряжения
У глагола «мурлыкать», как видим, личные окончания безударные, что доставит сложность в их написании. Но по неопределенной форме глагола, которая заканчивается на -а-ть, отнесем его к первому спряжению и напишем личные окончания:
- -у, -ю, -ешь (-ёшь),-ет (-ёт) — в формах единственного числа;
- -ем (-ём), -ете (-ёте), -ут, -ют — в формах множественного числа.
К первому спряжению отнесем все глаголы, в составе которых перед окончанием -ть имеются суффиксы, обозначенные буквами а, о, у (ну), е, я, например:
- а-ть — плавать, бросать, думать, рисовать;
- о-ть — прополоть, смолоть, заколоть, пороть;
- у (ну) -ть — тонуть, сохнуть, перепрыгнуть, капнуть;
- е-ть — осмелеть, зачерстветь, опротиветь, выздороветь,
- я-ть — веять, залаять, маяться, учуять.
В этот список добавим глагол-исключение «брить»
- 1 лицо я бре ю — мы бре е м
- 2 лицо ты бре е шь — вы бре е те
- 3 лицо он бре е т — они бре ю т .
и глагол «стелить»
- 1 лицо я стел ю — мы стел е м
- 2 лицо ты стел е шь — вы стел е те
- 3 лицо он стел е т — они стел ю т .
Как определить глагол второго спряжения
Чтобы определить глагол второго спряжения, поставим его в начальную форму и посмотрим, есть ли суффикс -и- перед окончанием -ть, например:
- строю — стро и ть
- сохраним — сохран и ть
- отправите — отправ и ть.
Все глаголы, заканчивающиеся на -и-ть, кроме «брить» и «стелить», отнесем ко второму спряжению.
Посмотрим личные окончания глагола второго спряжения «переносить»:
- 1 лицо: я перенош у — мы перенос и м
- 2 лицо: ты перенос и шь — вы перенос и те
- 3 лицо: он перенос и т — они перенос я т .
Сделаем вывод, что глаголы второго спряжения имеют личные окончания:
- -у, -ишь, -ит в формах единственного числа;
- -им, -ите, -ат/-ят в формах множественного числа.
Сюда же присоединим список глаголов-исключений, которые заканчиваются на -а-ть:
- гна́ть
- держа́ть
- слы́шать
- дыша́ть;
семь глаголов на -е-ть:
- смотре́ть
- ви́деть
- ненавиде́ть
- верте́ть
- зави́сеть
- терпе́ть
- оби́деть.
Для того чтобы быстро и легко их запомнить, придумали стихи.
Видеоурок «Как правильно определить спряжение глаголов? Как пишутся окончания глаголов?»
Разноспрягаемые глаголы
Ряд глаголов русского языка (чтить, бежать, хотеть и пр.) не относим ни к первому, ни ко второму спряжению. В их парадигме имеются окончания как первого, так и второго спряжения. Рассмотрим, как изменяется по лицам и числам глагол «бежать»:
- 1 лицо я бег у́ — мы беж и́м
- 2 лицо ты беж и́шь — вы беж и́те
- 3 лицо он беж и́т — они бе гу́т .
Все личные формы слова имеют окончания второго спряжения. Форма 3 лица множественного числа отличается ударным окончанием, как у глагола первого спряжения.
Такие глаголы называют разноспрягаемыми.
Упомянем также глаголы «есть» и «дать», которые сохранили древнюю парадигму спряжения.
- 1 лицо я е м — мы ед им
- 2 лицо ты е шь — вы ед ите
- 3 лицо он е ст — они ед ят
Вывод
Спряжение глагола можно определить по его личным окончаниям, если они ударные, например как у слова «гореть»:
- 1 лицо я гор ю́ — мы гор и́м
- 2 лицо ты гор и́шь — вы гор и́те
- 3 лицо он го ри́т — они гор я́т
Хотя неопределенная форма этого глагола заканчивается на -е-ть, все же он является глаголом второго спряжения в соответствии с его ударными личными окончаниями.
Если же личные окончания глагола безударные, то спряжение глагола выясним по неопределенной форме.
Для этого предпримем следующие шаги:
- поставим исследуемый глагол в неопределенную форму;
- выясним, какая гласная (суффикс) стоит перед окончанием -ть (выкро-и-ть, залат-а-ть);
- определим первое или второе спряжение.
Видеоурок «Спряжение глаголов в русском языке. Глаголы исключения 1 и 2 спряжения»
Спряжение глагола
Спряжение глаголов представляет собой постоянный грамматический признак этой части речи. В статье описаны способы, как определять спряжение глаголов, приведены таблицы с наглядными примерами различных вариантов спряжений, а также указаны исключения из общих правил.
Что такое спряжение глагола
Спряжение глаголов в русском языке представляет собой систему изменения форм глаголов настоящего и будущего времени по числам и лицам. Спряжение глаголов относится к постоянным грамматическим признакам данной части речи. В русском языке существует два основных типа спряжения – I и II спряжение глаголов. Cпряжение глагола определяется двумя способами:
- По ударным личным окончаниям глаголов настоящего времени;
- Если окончание глагола безударное, спряжение определяется по суффиксу инфинитива (неопределенной формы).
Как определить спряжение глаголов по личным окончаниям
Для определения спряжения глагола с ударным личным окончанием, достаточно поставить глагол в форму 3 лица множественного числа. Если слышим -ут (-ют) – это I спряжение; слышим -ат (-ят) – это II спряжение. И в соответствии с типом спряжения следует писать окончания. Перечень личных окончаний глаголов 1 и 2 спряжения с примерами представлен в понятной таблице спряжения глаголов в русском языке.
Лицо | Глаголы 1 спряжения | Глаголы 2 спряжения | ||||
Ед. число | Мн. число | Примеры глаголов 1 спряжения | Ед. число | Мн. число | Примеры глаголов 2 спряжения | |
1-е | -у (-ю) | -ем | рисую, сошью, расту рисуем, сошьем, растем |
-у(-ю) | -им | приготовлю, куплю, держу приготовим, купим, держим |
2-е | -ешь | -ете | рисуешь, сошьешь, растешь рисуете, сошьете, растете |
-ишь | -ите | приготовишь, купишь, держишь приготовите, купите, держите |
3-е | -ет | -ут (-ют) | рисует, сошьет, растет рисуют, сошьют, растут |
-ит | -ат (-ят) | приготовит, купит, держит приготовят, купят, держат |
Как определить спряжение глаголов с безударными окончаниями
Чтобы узнать спряжение глаголов с безударными личными окончаниями, необходимо глагол поставить в форму инфинитива (неопределенной формы) и по суффиксу инфинитива определить спряжение глагола.
Спряжение глагола — это изменение по лицам и числам в формах настоящего и будущего времени. Спряжение глагола — это постоянный признак слов этой части речи. Рассмотрим, как определить первое и второе спряжение глагола.
Спряжение — это изменение глагола
Глагол как самостоятельная часть речи обладает характерными признаками, одним из которых является спряжение.
Спряжение — это постоянный грамматический признак глагола.
Чтобы понять, что такое спряжение, обратимся к категории лица. Формы лица глаголов показывают, кем совершается или будет совершаться действие. У глаголов различают три лица:
1 лицо показывает, что действие совершает сам говорящий или говорящие:
я поливаю — мы поливаем
2 лицо обозначает, что действие принадлежит собеседнику (собеседникам):
ты поливаешь — вы поливаете
3 лицо показывает, что действие производит тот (те), о ком идет речь:
он (она) поливает — они поливают.
Это изменение глагола по лица и числам и называется термином «спряжение».
Определение
Спряжение — это изменение глаголов по лицам и числам.
Глаголы спрягаются в настоящем и будущем времени изъявительного наклонения. В прошедшем времени слова этой части речи изменяются только по родам.
Ι и ΙΙ спряжение глаголов
В русском языке у глаголов различают первое и второе спряжение. Грамматические формы глаголов первого и второго спряжения отличаются личными окончаниями.
Спряжение глагола выражается совокупностью личных окончаний глаголов несовершенного вида в настоящем времени, а глаголов совершенного вида в будущем времени.
Глаголы первого и второго спряжения имеют характерные окончания, представленные в таблице:
I спряжение | II спряжение | |||
---|---|---|---|---|
ед. ч. | мн. ч. | ед. ч. | мн. ч. | |
1 лицо | -у/-ю | -ем | -у/-ю | -им |
2 лицо | -ешь | -ете | -ишь | -ите |
3 лицо | -ет | -ут/-ют | -ит | -ат/-ят |
Окончания у глаголов, как и у слов других частей речи, могут быть ударными и безударными. Чтобы безошибочно написать безударные личные окончания глагола, следует сначала определить его спряжение.
Как определить спряжение глагола?
Если глагол имеет ударные личные окончания, то спряжение определяется по ударной гласной в окончании.
Например, понаблюдаем за изменением глагола «шуметь»
- 1 лицо я шумлю́ — мы шуми́м
- 2 лицо ты шуми́шь — вы шуми́те
- 3 лицо он шуми́т — они шумя́т.
Несомненно, что это слово имеет типичные ударные окончания глагола второго спряжения. Следовательно, чтобы определить спряжение глагола с ударными личными окончаниями, следует образовать хотя бы одну его форму:
- принести — ты принесёшь (I спр.);
- поспать — вы поспи́те (II спр.)
Чаще в русском языке глаголы имеют безударные личные окончания. Тогда, чтобы определить спряжение, обращаемся к начальной форме глагола — инфинитиву.
Глаголы распределяются по двум типам спряжения в зависимости от суффикса, который находится перед окончанием -ть.
Глаголы Ι спряжения
Глаголы Ι спряжения объединяют слова с суффиксами:
- -а-ть — кататься, прощать, плакать;
- -я-ть — оставлять, сеять, повеять;
- -о-ть — колоть, выполоть, бороться;
- -е-ть — выздороветь, плесневеть, заиндеветь;
- -ну-ть — топнуть, спрыгнуть, стукнуть.
К этому перечню добавим глаголы-исключения «брить», «стелить», «зиждиться».
Глаголы ΙΙ спряжения
К глаголам ΙΙ спряжения относятся все слова с конечным -и-ть, кроме «брить», «стелить», «зиждиться»:
- изменить
- беспокоить
- уронить
Понаблюдаем, как изменяется глагол совершенного вида «уронить». Это слово имеет формы простого будущего времени с личными окончаниями:
- 1 лицо я уроню́ — мы уро́ним
- 2 лицо ты уро́нишь — вы уро́ните
- 3 лицо он уро́нит — они уро́нят.
Ко 2-му спряжению принадлежат 4 глагола-исключения на -ать и 7 глаголов на -еть:
- дышать, слышать, гнать, держать;
- смотреть, видеть, ненавидеть, зависеть, терпеть, обидеть, вертеть.
Чтобы запомнить эти слова, воспользуемся стихами-подсказками.
Разноспрягаемые глаголы
В русском языке часть глаголов имеют окончания как Ι, так и ΙΙ спряжения. Такие глаголы называют разноспрягаемыми.
Глагол «хотеть» изменяется в единственном числе по типу 1-го спряжения, а во множественном числе как глагол 2-го спряжения.
Глагол «бежать» имеет окончания ΙΙ спряжения, кроме формы 3 лица множественного числа как у глаголов Ι спряжения.
- 1 лицо я бегу — мы бежим
- 2 лицо ты бежишь — вы бежите
- 3 лицо он бежит — они бегут
Алгоритм определения спряжения глагола
Определяя спряжение глагола, учитываем, что наличие приставок в составе производных слов не меняет их спряжения:
- стелить (Ι спр.) — расстелить, перестелить, застелить, устелить (Ι спр.);
- гнать (ΙΙ спр. ) — выгнать, догнать, перегнать, загнать, отогнать (ΙΙ спр.)
У возвратных глаголов то же спряжение, что и у однокоренных невозвратных:
- прощать (Ι спр.) — прощаться (Ι спр.);
- возвратить (ΙΙ спр.) — возвратиться (ΙΙ спр.);
Чтобы правильно написать безударные окончания глаголов в форме настоящего или будущего времени, используем следующий алгоритм:
- ставим глагол в неопределенную форму;
- смотрим, какой буквой обозначен суффикс перед окончанием -ть;
- определяем Ι или ΙΙ спряжение, учитывая глаголы-исключения.
Примеры
Пи́ш…те сообщение.
Начальная форма «писать» имеет суффикс -а-. Это не глагол-исключение. Значит, «писать» — глагол Ι спряжения. Выберем букву «е» в личном окончании слова «пи́шете».
Обид…шься на неё.
Начальная форма «обидеться» восходит к глаголу «обидеть», который является исключением. Несмотря на конечное буквосочетание —еть, это глагол ΙΙ спряжения. Правильно пишем слово «оби́дишься» с буквой «и» в окончании.
Тест
Спряжение глагола
4.1
Средняя оценка: 4.1
Всего получено оценок: 4468.
4.1
Средняя оценка: 4.1
Всего получено оценок: 4468.
Спряжение глаголов представляет собой постоянный грамматический признак этой части речи. В статье описаны способы, как определять спряжение глаголов, приведены таблицы с наглядными примерами различных вариантов спряжений, а также указаны исключения из общих правил.
Опыт работы учителем русского языка и литературы – 27 лет.
Что такое спряжение глагола
Спряжение глаголов в русском языке представляет собой систему изменения форм глаголов настоящего и будущего времени по числам и лицам. Спряжение глаголов относится к постоянным грамматическим признакам данной части речи. В русском языке существует два основных типа спряжения – I и II спряжение глаголов. Cпряжение глагола определяется двумя способами:
- По ударным личным окончаниям глаголов настоящего времени;
- Если окончание глагола безударное, спряжение определяется по суффиксу инфинитива (неопределенной формы).
Как определить спряжение глаголов по личным окончаниям
Для определения спряжения глагола с ударным личным окончанием, достаточно поставить глагол в форму 3 лица множественного числа. Если слышим -ут (-ют) – это I спряжение; слышим -ат (-ят) – это II спряжение. И в соответствии с типом спряжения следует писать окончания. Перечень личных окончаний глаголов 1 и 2 спряжения с примерами представлен в понятной таблице спряжения глаголов в русском языке.
Лицо | Глаголы 1 спряжения | Глаголы 2 спряжения | ||||
Ед. число | Мн. число | Примеры глаголов 1 спряжения | Ед. число | Мн. число | Примеры глаголов 2 спряжения | |
1-е | -у (-ю) | -ем | рисую, сошью, расту рисуем, сошьем, растем |
-у(-ю) | -им | приготовлю, куплю, держу приготовим, купим, держим |
2-е | -ешь | -ете | рисуешь, сошьешь, растешь рисуете, сошьете, растете |
-ишь | -ите | приготовишь, купишь, держишь приготовите, купите, держите |
3-е | -ет | -ут (-ют) | рисует, сошьет, растет рисуют, сошьют, растут |
-ит | -ат (-ят) | приготовит, купит, держит приготовят, купят, держат |
Как определить спряжение глаголов с безударными окончаниями
Чтобы узнать спряжение глаголов с безударными личными окончаниями, необходимо глагол поставить в форму инфинитива (неопределенной формы) и по суффиксу инфинитива определить спряжение глагола.
Глаголы первого спряжения представлены:
ТОП-5 статей
которые читают вместе с этой
- глаголами, в неопределенной форме оканчивающимися на -еть (кроме семи глаголов исключений 2 спряжения);
- глаголами, оканчивающимися на -ать (кроме четырех глаголов исключений, относящихся ко II спряжению);
- тремя глаголами исключениями, оканчивающимися на -ить (зиждиться, стелить, брить);
- всеми глаголами, оканчивающимися на -оть, -ёть, -уть, -ють, -ыть и др. (обуть, полоть, смолоть).
Глаголы второго спряжения представлены:
- глаголами, в неопределенной форме оканчивающимися на-ить (все кроме трех глаголов исключений 1 спряжения);
- семью глаголами исключениям. оканчивающимися на -еть (видеть, обидеть, ненавидеть, зависеть, терпеть, смотреть, вертеть);
- четырьмя глаголами исключениями, оканчивающимися на -ать (дышать, слышать, гнать, держать).
Разноспрягаемые глаголы
Глаголами исключениями 1 и 2 спряжения являются разноспрягаемые глаголы (хотеть, чтить бежать и производные от них), которые при спряжении имеют окончания то I, то II спряжения. Кроме того, существуют глаголы с особой системой окончаний (есть, дать и производные). Они не относятся ни к одному из спряжений в русском языке и также являются глаголами-исключениями.
Тест
Доска почёта
Чтобы попасть сюда – пройдите тест.
-
Владислав Антощук
7/7
-
Егор Пахотин
7/7
-
Sergey Pliskin
7/7
-
Любовь Милованова
7/7
-
Роман Марзуев
5/7
-
Таня Адри
6/7
-
Мария Черноносова
7/7
-
Арина Маслова
7/7
-
Lady-In Red
6/7
-
Андрей Мидынский
6/7
Оценка статьи
4.1
Средняя оценка: 4.1
Всего получено оценок: 4468.
А какая ваша оценка?