Как найти спряжение причастия

В грамматике русского языка само понятие «спряжение» возникло в 17 веке. Этот термин образован от слова «спрягать», то есть, «объединять», «соединять вместе». Под ним подразумевается изменяемость глаголов по лицам и числам. У причастий (далее – ПЧ), как глагольных форм, понятия «спряжение причастий» нет. Однако эта категория при образовании ПЧ играет основополагающую роль.

Категория спряжения глаголов

Спряжение причастий в русском языке идентично исходной словообразовательной форме – глаголу. Спряжений два – I и II. К I-му относят глагольные формы с ударным окончанием, включающим букву «е» (далее – *): «-*шь», «-*т», «-*м», «-*те», «-ут» («-ют»); ко II-му – с ударной буквой «и» (далее – ^): «-^шь», «-^т», «-^м», «-^те», «-ат» («-ят»).

Как определить спряжение у слов с флексиями, не стоящими в ударной позиции, тоже известно: для этого используют инфинитив. В орфограмме № 25 говорится, что определить эту категорию можно по окончанию: ко II-му относят все – на «-ить», за исключением: бр^ть, стел^ть, зижд^ться; четыре – на «-ать» (далее «а» – “): гн”ть, держ”ть, дыш”ть, слыш”ть; семь – на «-еть»: смотр*ть, вид*ть, ненавид*ть, обид*ть, верт*ть, завис*ть, терп*ть.

Остальные – I-го типа, кроме двух разноспрягаемых – «бежать», «хотеть»; четырех – с особой системой окончаний: «есть», «надоесть», «дать», «создать» и глагол «чтить», у которого равноправны окончания: «-ят» и «-ут»: «чтят» – «чтут».

Спряжение причастий в русском языке

Основы глаголов I-го типа с суффиксами «-ущ-»/ «-ющ-» образуют ДПЧНВ, а с – «-ем-»/«-ом-» – СПЧНВ . Примеры: поют – поющий, везут – везущий; одевать – одеваемый, нести – несомый.

Образование причастий от глаголов 2 спряжения

Основы II-го типа с помощью – «-ащ-»/ «ящ-» образуют ДПЧНВ, а с – «-им-» формируют – СПЧНВ: стоят – стоящий, молчат – молчащий; делить – делимый, хранить – хранимый.

Как определить спряжение причастия, показывает таблица 1 и 2 спряжения:

Спряжение причастий в русском языке

Трудности при образовании причастий

Сложность образования ПЧ заключается в правильности определения исходной основы и формообразующего суффикса.

Необходимо знать, что:

  • СПЧНВ с суфф-ми «-ом-», «-ем-», «-им-» не образуются многие переход. глаг-лы несов. вида;
  • СПЧПВ нельзя образовать от переход. глаг-в сов. вида и переход. несов. вида, если в н. ф. окончания «-ать»/ «-ять» ударные и при образовании ПЧ ударение не перемещается на другой слог;
  • СПЧПВ не образуют приставочные глаг-лы с – «-ива-»/ «-ыва-».

При выборе формообразующего суффикса следует обращать внимание на то, что:

  • образование ДПЧПВ происходит от основ инфинитива или гл. пр.. вр., оканчивающихся на гласную, при помощи – «-в-»: учить – учивший, делать – делавший; если же основа н. ф. оканчивается на согласную, используется – «-ш-»: расти – росший, нести – несший;
  • образование СПЧПВ происходит с помощью – «-нн-»/ «-н-», «-енн-»/«-ен-» и «-т-»: сотканный, охлажденный, вытертый;
  • образование ПЧ не допускает присоединение новых морфем и утрату старых (уже бывших в словообразующей основе):

а) отбрасывать возвратный суффикс «-ся»: подняться – поднявшийся, ошибка – поднявший;

б) прибавлять новые приставки: беречь – берегший, ошибка – несберегший.

При образовании причастий, кроме изложенных выше правил и ограничений, нужно доверяться благозвучию слова и собственному языковому чутью.

Как определить спряжение причастия?

Так называемое спряжение причастий нужно нам для того, чтобы разобраться в написании суффиксов этих слов.

С формальной точки зрения, принято считать, что спряжений у причастий как бы и нет. Но я не совершу никакой лингвистической революции, если предположу, что соотнести то или иное причастие (как особую форму глагола) с 1-м или со 2-м спряжением всё-таки можно. По крайней мере для себя, это эта теория не нравится методисту.

Итак:

  1. “Любящий” или “любющий”?
  2. “Видевший” или “видивший”?
  3. “Бреющий” или “бреящий”?
  4. “Дующий” или “дуящий”?
  5. “Покупаемый” или “покупаимый”?

Тысячи и тысячи таких вопросов возникают постоянно и требуют следующего элементарного анализа:

  1. Определите, какой глагол “подарил” языку данное причастие.
  2. Теперь определите спряжение этого глагола.
  3. У причастия будет соответствующий глагольному спряжению суффикс.
  4. Данное причастие можно условно отнести к тому же самому спряжению, что и исходный глагол.

Например:

  • “Собака, охраняющая склад”. Уж не “охраняящая” ли? По всей видимости, нет. “Охранять” – это первое спряжение. Следовательное, нужно писать “-ЮЩ-“, отнеся (а лучше сказать – сопоставляя) слово “охраняющий” с первым спряжением.

автор вопроса выбрал этот ответ лучшим

У причастий не определяют спряжение. Обычно при написании суффиксов действительных и страдательных причастий говорят, что оно (причастие) образовано от глагола 1 или 2 спряжения, поэтому и пишется соответственный суффикс.

Причастия образуются от глаголов. Вот и нужно определить, от какого глагола образовано конкретное причастие. А далее всё просто: определяете спряжение.

Для примера возьмём причастие одержимый. Образовано оно от глагола одержать, которое оканчивается на -ать, соответственно относится оно к I спряжению. Хотя для правильного написания суффикса у данного слова определять спряжение вовсе не обязательно, так как гласная суффикса причастия находится под ударением.

Возьмем причастие смеющийся. Образовано оно от глагола смеяться, которое оканчивается на -ять, а значит относится к I спряжению.

Берем причастие пилящий. Вот при написании данного слова возникают сомнения, какую гласную в суффиксе написать. А для этого нужно определить, от глагола какого спряжения образовано данное причастие. Образовано оно от глагола пилить (оканчивается на -ить), соответственно относится ко II спряжению.

Rogne­da
[416K]

5 лет назад 

Спряжение у причастия, которое совмещает в себе признаки глагола и прилагательного, как таковое не определяется. А вот спряжение производящего глагола определяем легко по конечным сочетаниям, например:

-а-ть (думать), –е-ть (выздороветь), -у-ть (тонуть), -я-ть (сеять) + брить и стелить – первое спряжение;

-и-ть (пилить) + четыре глагола на -ать ( гнать, держать, слышать, дышать) и семь глаголов на -еть (смотреть, видеть, ненавидеть, вертеть, терпеть, зависеть, обидеть) – это глаголы второго спряжения.

Определив спряжение производящего глагола, правильно выберем написание безударных суффиксов причастий по определенному алгоритму, например:

клеить (II спряжение) – они кле-ят – кле-ящ-ий;

видеть (II спряжение) – мы вид-им – вид-им-ый в тумане;

лелеять (I спряжение) – они леле-ют – леле-ющ-ий мечту;

мурлыкать (I спряжение) – они мурлыка-ют – мурлык-ющ-ая в тишине кошка.

андре­й4100
[65.7K]

5 лет назад 

В русском языке спряжение причастий зависит от суффиксов.

Хотя спряжение в русском языке относится к грамматической категории глаголов, которые имеют способность изменятся в числе и лице.

В русском языке нет конкретного признака-определения спряжения причастий,но они зависят от спряжения глаголов.

Смотрим пример здесь.

При морфологическом разборе причастий указывают его начальную форму, постоянные и непостоянные признаки. При этом указывается время, совершенный или несовершенный вид и так дальше. Но вот спряжение не указывается. Спряжение – это характеристика, который обладают глаголы. И можно указать, какое спряжение было у глагола, с которого сформировано причастие. Но указывать подобную информацию при морфологическом разборе – не стоит.

владс­андро­вич
[766K]

5 лет назад 

Наиболее наглядны в плане спряжения причастий, будут те суффиксы, за счиет которых они и образуются от глаголов и становятся полноценно отдельными частями речи.

Так первое спряжение, будут пределять суффиксы:-ем, -ом-, -ущ-, -ющ-. Например играющий или чарующий.

О том что причастие будет принадлижать ко второму спряжению, нам продемонстрируют такие суффиксы как: -ащ-, -им-, -ящ-. Например -ранимый, кричащий.

Валер­ий Альбе­ртови­ч
[7K]

4 года назад 

Для того, чтобы определить спряжение причастия, посмотрите сначала на его приставку.

Если есть приставка -вы, то отбрасываете её. Если окончание не стало ударным, то ставите глагол в начальную форму (задаёте вопрос что делать? что сделать?). Далее смотрим, является ли этот глагол исключением или его изменённой по форме словом.

Исходя из этого, определяем спряжение по обычному правилу спряжений глагола.

Знаете ответ?

Образование причастий настоящего времени


Образование причастий настоящего времени

В русском языке спряжения у причастий нет. Но именно от спряжения глагола, от которого образовано причастие, зависит написание суффикса у причастия. В статье приведена удобная таблица, в которой описаны правила образования причастий с примерами.

Опыт работы учителем русского языка и литературы – 27 лет.

Спряжение – грамматическая категория глаголов, определяющая их способность изменяться по лицам и числам. В русском языке отдельно такого признака как спряжение причастий не выделяют, однако спряжение глаголов является определяющим при образовании причастий настоящего времени.

Правила образования причастий Примеры
Действительные причастия настоящего времени Образуются от глаголов 1-го спряжения при помощи суффиксов -ущ-/-ющ- грохочут – грохочущий, снуют – снующий, грызут – грызущий
Образуются от глаголов 2-го спряжения при помощи суффиксов -ащ-/-ящ- звенят – звенящий, молчат – молчащий, шуршат – шуршащий
Страдательные причастия настоящего времени Образуются от глаголов 1-го спряжения при помощи суффиксов -ем-/-ом- собирать – собираемый, узнавать – узнаваемый, нести – несомый
Образуются от глаголов 2-го спряжения при помощи суффикса -им- видеть – видимый, хранить – хранимый, растить – растимый

Оценка статьи

А какая ваша оценка?

ТОП-2 статьи

которые читают вместе с этой

Топ похожих

Причастие в русском языке одна группа лингвистов считает особой формой глагола, другая уверяет, что это самостоятельная часть речи, обозначающая признак предмета по действию. Но в любом случае в ней можно увидеть признаки глагола и прилагательного.

Образуется причастие от глаголов суффиксальным способом. Чтобы правильно это сделать, необходимо определить спряжение глагола, от которого оно образовано, в затем к глагольной основе подставить нужный суффикс. 

Читайте в статье

  • Спрягаются ли причастия?
  • Роль спряжения глагола для выбора суффикса причастия
    • Прошедшее время
  • Трудности с образованием причастий от глагольной основы
  • Заключение

Спрягаются ли причастия?

Понятие «спряжение», то есть изменяемость слова по числам и лицам, относится к глаголам, у причастий оно не определяется. Но так как у них есть признаки глагола, то они также склоняются по числам, лицам. В связи с этим при написании и произношении причастий, когда возникает необходимость изменить их число или лицо, часто возникают трудности, связанные с суффиксами и ударением.

Важно уметь проспрягать сначала глагол, а затем понять, как образуется правильно глагольная форма, то есть причастие. Спряжение при этом выполняет основополагающую функцию.

Роль спряжения глагола для выбора суффикса причастия

Чтобы правильно написать причастие, необходимо посмотреть на глагол, от которого оно образовано, определив его спряжение:

  1. К первому относятся глагол и отглагольные формы, у которых окончание включает букву «е» и находится под ударением («ет», «ешь», «ете», а также «ют», «ут»). А также слова «брить», «стелить».
  2. Глаголами второго спряжения являются все, имеющие в окончании букву «и», находящуюся под ударением («ишь», «им», «ит»). 

Так как у самого причастия спряжение как признак отсутствует, то его определяют у глагола, от которого оно образовалось. Так намного легче выбрать правильный суффикс.

Для начала смотрят на глагольную основу:

  1. Первое спряжение. В этом случае страдательные причастия в настоящем времени имеют суффикс «ем», «ом» (нести-несомый, надевать-надеваемый). А действительные формируются путем добавления суффиксов «ущ» или «ющ» (пьют-пьющий, везут-везущий).
  2. Второе спряжение глагольной основы. В этом случае в действительных причастиях пишут суффиксы «ащ» и «ящ» (говорят-говорящий, молчат-молчащий). Страдательные причастия в настоящем времени имеют суффикс «им» (растить-растимый, видеть-видимый, хранить — хранимый).

Прошедшее время

Действительные причастия в прошедшем времени являются производными от глагола или инфинитива, которые заканчиваются гласной, добавлением суффикса «в» (делать — делавший). Если же их основой становится инфинитив, заканчивающийся на согласную, то необходим суффикс «ш».

Страдательные причастия в прошедшем времени образуются путем добавления к глагольной основе суффиксов «н/нн», «т», «ен/енн/ённ» (запечённый). Если основа заканчивается на «а» или «я», применяется суффикс «нн». При окончании основы на «чь» или «и», используется суффикс «енн», «ённ», «ен». Если основа заканчивается на «еть», «оть», используется суффикс «т».

Трудности с образованием причастий от глагольной основы

Для грамотного написания причастий и правильного их произношения следует знать, каким образом и от какого глагола (его вид, спряжение) оно образуется. С этим у многих людей зачастую возникают трудности. Затруднения вызывают попытки определить исходную глагольную основу и выявление формообразующего суффикса.

В любом случае важно знать следующее о страдательных причастиях в настоящем времени:

  • от них невозможно получить приставочные глаголы с суффиксами «ыва» и «ива»;
  • их основой не могут быть переходные глаголы любого вида, если у них в начальной форме имеется окончание «ать» или «ять», находящиеся в ударном положении, а при образовании причастия ударение остаётся на том же слоге, никуда не перемещаясь.

Образуя причастия важно помнить, что одновременно с этим нельзя делать следующее:

  1. Убирать старые морфемы, которые присутствуют в словообразующей основе. Например, недопустимо отбрасывать возвратный суффикс «ся» (положиться — положившийся, но не положивший).
  2. Нельзя присоединять новые морфемы. Так, если в исходном слове отсутствует приставка, то и в новообразованном ее не используют (например, от глагола помочь, ошибкой будет образование причастия помогающий, правильно — помогающий).

Заключение

Несмотря на то, что для причастия нет такого признака, как спряжение, иногда его необходимо определить у глагола, от которого оно образовано. Ведь именно от этого зависит правильное написание суффикса, а значит, и грамотность.

Если возникают трудности с правильным образованием причастий, необходимо довериться своему языковому чутью, произнести вслух новое слово и послушать, насколько благозвучно оно с точки зрения русского языка.

Lena Pechtereva

Высший разум

(482317)


9 лет назад

cоветую воспользоваться алгоритмом

1.определяю, нет ли у глагола приставки ВЫ-. Если есть, отбрасываю её.
Если окончание не стало ударным, продолжаю работу по алгоритму;
2.ставлю глагол в начальную форму (что делать? что сделать?);
3. вспоминаю, не является ли этот глагол глаголом – исключением или родственным словом глагола-исключения (обращаю внимание на приставки и суффиксы!):
Гнать, держать, смотреть и видеть.
Дышать, слышать, ненавидеть,
И обидеть, и вертеть,
И зависеть, и терпеть.
БРИТЬ, СТЕЛИТЬ.
4. определяю спряжение глагола.
I спряжение:
Глаголы, которые оканчиваются на
-чь, -ти, -ать, -ять, -еть, -оть, ыть, -уть + 2 глагола-исключения: брить, стелить
II спряжение:
Глаголы, которые оканчиваются на -ить + 11 глаголов-исключений
5. Пишу в окончании букву, соответствующую спряжению:
I спряжение – Е (ед.ч.), У (Ю) (мн.ч.),
II спряжение – И (ед.ч.), А (Я) (мн.ч.).

Яна П

Ученик

(126)


6 лет назад

Существует два способа определения спряжения глагола:
Спрягаем глагол в настоящем или будущем времени. Если ударение при спряжении падает на личное окончание, определяем спряжение по окончанию. Личное окончание это окончание глагола при изменении его по лицам.
Глаголы при изменении по лицам и числам имеют личные окончания:
Первое спряжение -у (-ю) , -ешь, -ет, -ем, -ете, -ут (-ют) . В окончаниях пишем буквы Е, У, Ю
Второе спряжение -у (-ю) , -ишь, -ит, -им, -ите, -ат (-ят) . В окончаниях пишем буквы И, А, Я.
Например
Лить: я лью, ты льешь, он льет, мы льем, вы льете, они льют – I спряжение;
Сидеть: я сижу, ты сидишь, он сидит, вы сидите, они сидят – II спряжение.
При спряжении глаголов с приставкой “вы” возникают затруднения, так как приставка “вы” перетягивает на себя ударение. Например: вЫстричь, вЫговорить. В этих случаях нужно отбросить приставку и проспрягать глагол без нее. Например: вЫстричь – стричь, я стригу, ты стрижешь, он стрижет, мы стрижем – I спряжение.
Или: вЫговорить – говорить, я говорю, ты говоришь, они говорят – II спряжение.
Если у глагола безударное личное окончание, ставим глагол в неопределенную форму (отвечаем на вопрос “что делать? “) и по окончанию будет понятно, какое это спряжение.
Второе спряжение это глаголы с безударным личным и окончанием на ить (-иться) в неопределенной форме (ездить, строить, кружиться, пениться и т. п. ) , кроме глаголов-исключений: стелить и брить, зыбиться и зиждиться (эти четыре глагола относятся I спряжению) .
Второе спряжение это 7 глаголов с окончанием -еть: обидеть, терпеть, видеть, зависеть, ненавидеть, вертеть, смотреть.
Второе спряжение это 4 глагола с окончанием на -ать: дышать, слышать, держать, гнать.
Первое спряжение это все глаголы с безударным личным окончанием и окончанием на -еть, -ать, -ять, -оть, -уть, -ыть, -ти, -ть и т. д. в неопределенной форме.
Первое спряжение это глаголы-исключения: стелить и брить, зыбиться и зиждиться. Разноспрягаемые глаголы это глаголы, которые в единственном числе имеют личное окончание I спряжения, а во множественном числе II спряжения. Например, брезжить, бежать, хотеть: я хочу, ты хочешь, он хочет, мы хотим, вы хотите, они хотят.
.

Добавить комментарий