Как найти сравнение в литературе 5 класс

Сравнение — это стилистический приём, основанный на образном сопоставлении
двух предметов или состояний.

Узнаем, что такое сравнение в русском языке. Приведём примеры сравнения из художественной литературы.

Сравнение — стилистическая фигура речи

Между некоторыми предметами и явлениями действительности можно установить уравнительные отношения, что является сложной задачей для писателя. Но в этой необычности и заключается вся сила сравнения как стилистического приема в художественной речи. Сравнение сообщает явлению или понятию то освещение, такой оттенок смысла, какой намерен придать ему писатель.

Что такое сравнение

Сравнение является стилистической фигурой речи, как и следующие образные средства:

  • анафора
  • эпифора
  • оксюморон
  • инверсия

и пр.

Использование сравнения делает восприятие речи многоплановым, вызывает интерес у слушателей или читателей, помогает глубже проникнуть в смысл высказывания, рождает богатые образные ассоциации.

Способы создания сравнения

Сравнения создаются в художественной литературе несколькими способами:

1. с помощью сравнительных союзов «как», «словно», «будто», «точно», «что» (чем):

На Красной площади, будто сквозь туман веков, неясно вырисовываются очертания башен. ( А. Н. Толстой)

Он бежал быстрее, чем лошадь. (А.С.Пушкин)

На небе непрерывно вспыхивали неяркие, длинные, словно разветвлённые молнии. Они не только вспыхивали, сколько трепетали и подёргивались, как крыло умирающей птицы. (И.С. Тургенев)

2. формой творительного падежа:

Из перерубленной старой берёзы градом лилися прощальные слёзы. (Н.А. Некрасов)

Луга превратились в моря. Там плавали не только дикие утки, но и перелетные лебеди. Последние сказочным видением возникали на водной глади, и, зачарованный ослепительной красоты миражом, я сидел часами, наблюдая заслезившимися от волнения глазами, как эти явившиеся как будто из сказки существа кружат вдали, а затем так же внезапно, как и положено призракам, исчезают (М. Алексеев).

3. формой сравнительной степени прилагательного или наречия:

Сильнее кошки зверя нет.(И.А. Крылов)

4. лексически — с помощью слов «подобный», «похожий»:

Пирамидальные тополя похожи на траурные кипарисы. (А.Серафимович).

Он был похож на вечер ясный… (М. Ю. Лермонтов).

Начинается гроза с воздушного столба, образующего набухающее белое облако, похожее на кочан цветной капусты (З. Ауст).

Родина подобна огромному дереву, на котором не сосчитать листьев. И все, что мы делаем доброго, прибавляет ему сил (В. Песков).

Примеры сравнений из художественной литературы

Примеры сравнений в художественной литературе

С помощью сравнения в литературе писатель раскрывает образ героя более ярко и полно. Читаем у классика русской литературы А.С. Пушкина:

Безумных лет угасшее веселье
Мне тяжело, как смутное похмелье.
Но, как вино, печаль минувших дней
В моей душе чем старше, тем сильней.

Сравнения широко  применяются в описании природы:

Внизу, как зеркало стальное,
Синеют озера струи,
И с камней, блещущих на зное,
В родную глубь спешат струи. (Ф. Тютчев)

Посмотрим, как поэт Николай Заболоцкий мастерски построил стихотворение «Голос в телефоне» на сравнении, чтобы ярко и образно создать настроение этого произведения, более полно донести до читателя свою поэтическую мысль.

Раньше был он звонкий, точно птица,
Как родник, струился и звенел,
Точно весь в сиянии излиться
По стальному проводу хотел.
А потом, как дальнее рыданье,
Как прощанье с радостью души,
Стал звучать он, полный покаянья,
И пропал в неведомой глуши.

Яркие, выразительные сравнения придают художественной речи особую поэтичность.

Примеры сравнений из художественной литературы

Однако некоторые сравнения в результате частого употребления приобрели определённую устойчивость и воспроизводимость, то есть превратились во фразеологизмы:

  • храбрый как лев;
  • трусливый как заяц;
  • голодный как волк;
  • красив как бог;
  • преданный как собака;
  • умер как герой;
  • хитрый как лиса;
  • крепок как дуб;
  • легкий как пёрышко;
  • мокрый как мышь;
  • красный как рак и т.д.

Видео «Тропы. Сравнение»

Средняя оценка: 4.4.
Проголосовало: 76

Скачать материал

Литература 5 класс. Голыгина С.С.1Понятие о сравненииВсё познаётся в сравнени...

Скачать материал

  • Сейчас обучается 47 человек из 26 регионов

  • Сейчас обучается 30 человек из 18 регионов

  • Сейчас обучается 150 человек из 49 регионов

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • Литература 5 класс. Голыгина С.С.1Понятие о сравненииВсё познаётся в сравнени...

    1 слайд

    Литература 5 класс. Голыгина С.С.
    1
    Понятие о сравнении
    Всё познаётся в сравнении
    Поэзия начинается с умения заново увидеть мир, не так, как его видели до тебя.

  • Литература 5 класс2Цели :Расширение знаний учащихся о тропах, формируя поняти...

    2 слайд

    Литература 5 класс
    2
    Цели :
    Расширение знаний учащихся о тропах, формируя понятие о сравнении.
    Развитие творческих способностей учащихся.
    Показ роли умения сравнивать в жизни человека.

  • Литература 5 класс3Актуализация жизненных впечатлений
о сравнении перед введе...

    3 слайд

    Литература 5 класс
    3
    Актуализация жизненных впечатлений
    о сравнении перед введением нового понятия
    На свете всё
    На всё
    Похоже:
    Змея
    На ремешок
    Из кожи;
    Луна –
    На круглый глаз
    Огромный;
    Журавль –
    На тощий
    Кран подъёмный;
    Кот полосатый –
    На пижаму.
    Я – на тебя,
    А ты –
    На маму.
    Р. Сэф

  • Литература 5 класс4Интересные наблюдения из жизниОна умеет превращаться
Смотр...

    4 слайд

    Литература 5 класс
    4
    Интересные наблюдения из жизни
    Она умеет превращаться
    Смотри!
    Полосатая кошка
    На тумбе сидит, как
    Но спрыгнет – и ходит, как
    Рассердится – прямо
    Свернётся – покажется
    Растянется – выглядит
    Похожа на всех понемножку.
    А изредка – даже… на
    Вероятно, труднее всего
    Превратиться в себя самоё.
    матрёшка!
    щука.
    гадюка!
    шапкой,
    тряпкой…
    кошку!
    У многих дома есть кошки. Вы любите наблюдать за их повадками? Представьте себе своих кошек и закончите подходящим по рифме сравнением каждую строчку стихотворения Новеллы Матвеевой.

  • Литература 5 класс5Первоначальное введение понятияСравнение – это сопоставлен...

    5 слайд

    Литература 5 класс
    5
    Первоначальное введение понятия
    Сравнение – это сопоставление двух предметов по сходству.
    Как использовать :
    как будто
    словно
    точно
    что
    правильный
    выбор;
    точность,
    ёмкость,
    образность.

    сравнивать
    надо хорошо
    знакомые
    предметы
    и явления.

  • Литература 5 класс6Роль сравненийАвторская оценка предмета или явления.Сравне...

    6 слайд

    Литература 5 класс
    6
    Роль сравнений
    Авторская оценка предмета или явления.
    Сравнение рисует внешний облик героя.
    Передаёт настроение, переживание героя.

  • Литература 5 класс7Работа с текстамиВыделите сравнения и определите их изобра...

    7 слайд

    Литература 5 класс
    7
    Работа с текстами
    Выделите сравнения и определите их изобразительную роль.
    Хорошая девочка Лида
    На улице Южной живёт.
    Её золотые косицы
    Затянуты будто жгуты.
    По платью, по синему ситцу
    Как в поле мелькают цветы.
    Я.Смеляков
    Сравнения рисуют
    внешний облик
    героя.

  • Литература 5 класс8Работа с текстами 2Лес, точно терем расписной,
Лиловый, зо...

    8 слайд

    Литература 5 класс
    8
    Работа с текстами 2
    Лес, точно терем расписной,
    Лиловый, золотой, багряный,
    Весёлой, пёстрою стеной
    Стоит над светлою поляной.
    И.Бунин
    Сравнение создаёт картину нарядного, шумного,
    гостеприимного дома – леса, в который очень хочется войти,
    чтобы полюбоваться и подивиться его красотой.

  • Литература 5 класс9Работа с текстами 3Повалился он на холодный снег,
На холод...

    9 слайд

    Литература 5 класс
    9
    Работа с текстами 3
    Повалился он на холодный снег,
    На холодный снег, будто сосенка,
    Будто сосенка во сыром бору
    Под смолистый под корень подрубленная.
    М.Лермонтов
    Сочувствие герою передано с помощью сравнения.

  • Литература 5 класс10Работа с текстами 4Вам не видать таких сражений!
Носились...

    10 слайд

    Литература 5 класс
    10
    Работа с текстами 4
    Вам не видать таких сражений!
    Носились знамена, как тени,
    В дыму огонь блестел…
    М.Лермонтов
    С помощью сравнения передано переживание, восхищение героя, подчёркнута быстрота смены событий.

  • Литература 5 класс11Творческие заданияЛитературная игра «Соревнование с поэто...

    11 слайд

    Литература 5 класс
    11
    Творческие задания
    Литературная игра «Соревнование с поэтом Владимиром Орловым».
    Введите в текст необходимое сравнение, которое создаст яркий образ осеннего парка и поможет нам его увидеть (коллективный анализ вариантов).
    За окном ветерок веселится:
    То подпрыгнет, то притаится.
    И листочки бегут по дорожке
    Словно
    жёлтые мышки от кошки.

  • Литература 5 класс12Творческие задания 2Подберите эпиграфы – стихотворные стр...

    12 слайд

    Литература 5 класс
    12
    Творческие задания 2
    Подберите эпиграфы – стихотворные строчки русских поэтов к репродукциям картин художников-пейзажистов

  • Литература 5 класс13Выводы :В природе – источник поэтического вдохновения поэ...

    13 слайд

    Литература 5 класс
    13
    Выводы :
    В природе – источник поэтического вдохновения поэта, именно она дарует жизнь, надежду, свет, и судьба природы – это и судьба поэтического слова, самого бытия жизни.
    Попытавшись услышать, о чём говорят деревья или звёзды, вы поймёте, что каждый постигает их голоса по-своему.
    Поэзия начинается с умения заново увидеть мир, не так, как его видели до тебя.
    А для этого надо быть человеком глубоко чувствующим и зорко видящим, свободно мыслящим и преданно любящим.

  • Литература 5 класс14Домашнее заданиеВыучить конспект, наполнив его своими при...

    14 слайд

    Литература 5 класс
    14
    Домашнее задание
    Выучить конспект, наполнив его своими примерами сравнений из художественных произведений.
    Сделать акварельными красками иллюстрацию –пейзаж к стихотворению Ф.Тютчева «Чародейкою Зимою». Придумать название своей картине.

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 261 561 материал в базе

  • Выберите категорию:

  • Выберите учебник и тему

  • Выберите класс:

  • Тип материала:

    • Все материалы

    • Статьи

    • Научные работы

    • Видеоуроки

    • Презентации

    • Конспекты

    • Тесты

    • Рабочие программы

    • Другие методич. материалы

Найти материалы

Другие материалы

«Литература (в 2 частях)», Коровина В.Я., Журавлёв В.П., Коровин В.И.

  • 05.04.2017
  • 1291
  • 8
  • 05.04.2017
  • 436
  • 0
  • 05.04.2017
  • 1104
  • 5
  • 05.04.2017
  • 965
  • 6
  • 05.04.2017
  • 495
  • 1

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс повышения квалификации «Основы местного самоуправления и муниципальной службы»

  • Курс повышения квалификации «Основы управления проектами в условиях реализации ФГОС»

  • Курс профессиональной переподготовки «Логистика: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Деловой русский язык»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация маркетинга в туризме»

  • Курс профессиональной переподготовки «Русский язык как иностранный: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Специфика преподавания русского языка как иностранного»

  • Курс повышения квалификации «Источники финансов»

  • Курс профессиональной переподготовки «Деятельность по хранению музейных предметов и музейных коллекций в музеях всех видов»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности специалиста оценщика-эксперта по оценке имущества»

Сравнение — это прием украшающий образ (примеры из литературы)

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Наверняка вы не раз слышали выражения СМЕЛЫЙ КАК ЛЕВ или ХИТРЫЙ КАК ЛИСА?! Подобные словосочетания относятся к одному из самых выразительных лексических приемов, который называется сравнение.

Чаще всего такое можно встретить в литературе, а некоторые сравнения уже перекочевали и в нашу повседневную речь. Благодаря им автор многократно усиливает образ.

Голодный как волк - пример сравнения

Ведь согласитесь – одно дело прийти домой и сказать «Я хочу есть», и совсем другое «Я ГОЛОДНЫЙ КАК ВОЛК!». Второй вариант более сильный, и главное, всем сразу понятно, что с ужином тянуть не стоит ни секунды.

Что такое сравнение

Сравнение – это изобразительный прием, в котором сопоставляются два предмета (действия или явления) с целью усилить характеристики одного из них. Причем в отличие от метафор в сравнениях всегда упоминаются два элемента – то, что сравнивают, и то, с чем сравнивают.

Примеры сравнений:

Горят аулы, нет у них защиты.
Врагом сыны отечества разбиты,
И ЗАРЕВО, КАК ВЕЧНЫЙ МЕТЕОР,
Играя в облаках, пугает взор.

В этом четверостишье Михаил Лермонтов сравнивает свет от пожаров с небесным телом, тем самым акцентируя внимание на том, насколько он яркий.

Сравнение это...

Еще один пример из литературы (поэзии):

Безумных лет угасшее ВЕСЕЛЬЕ
Мне тяжело, КАК СМУТНОЕ ПОХМЕЛЬЕ.
Но, КАК ВИНО, ПЕЧАЛЬ минувших дней
В моей душе чем старше, тем сильней.

А это уже Пушкин Александр Сергеевич. У него в этом четверостишье сразу два сравнения и оба связаны с алкогольной тематикой (понятной многим в нашей стране).

Пушкин

Во-первых, по словосочетанию «веселье – похмелье», мы понимаем, что радость осталась в прошлом, а на смену ей пришла тоска. А во-вторых, яркий образ «печаль – вино» создает ощущение безысходности.

Способы создания сравнений на примерах

Есть несколько базовых способов для создания сравнений:

  1. с помощью сравнительных союзов «как», «будто», «словно», «что/чем», «точно»;
  2. с помощью существительных в творительном падеже;
  3. с помощью прилагательного или наречия в сравнительной форме;
  4. с помощью слов «похожий» и «подобный».

А теперь приведем примеры для каждого из типов сравнений.

Сравнительные предлоги

Что такое сравнение

  1. Он бежал быстрее, ЧЕМ лошадь. (Пушкин)
  2. На Красной площади, БУДТО сквозь туман веков, неясно вырисовывались очертания башен. (Некрасов)
  3. Молнии на небе не только вспыхивали, сколько трепетали, КАК крыло умирающей птицы. (Тургенев)
  4. И стоят за дубовыми сетками, СЛОВНО нечисть лесная, пеньки. (Есенин)
  5. Здесь каждая деревня так люба, ТОЧНО в ней красоты все Вселенной. (Яшин)

Существительные в творительном падеже

  1. Из разрубленной старой березы ГРАДОМ лились прощальные слезы. (Некрасов)
  2. Птицы СКАЗОЧНЫМ ВИДЕНИЕМ возникали из водной глади. (Алексеев)
  3. Луна скользит БЛИНОМ в сметане. (Пастернак)
  4. Узорным чистым ПОЛОТЕНЦЕМ свисает радуга с берез. (Рубцов)

Примеры сравнений

Прилагательные и наречия в сравнительной форме

  1. СИЛЬНЕЕ кошки зверя нет. (Крылов)
  2. Эти глаза ЗЕЛЕНЕЕ моря и кипарисов наших ТЕМНЕЕ (Ахматова)
  3. Девичьи глаза ЯРЧЕ роз. (Пушкин)
  4. СВЕТЛЕЕ солнца тронный зал (Цветаева)

Слова «похожий» и подобный»

  1. Родина ПОДОБНА огромному дереву, на котором не сосчитать листья. (Песков)
  2. На глаза осторожной кошки ПОХОЖИ глаза твои. (Ахматова)

Примеры развернутых сравнений

Иногда в качестве сравнений писатели и поэты используют не одно-два слова, а целые предложения. Это позволяет создать весьма яркий образ и более точно передать настроение всего произведения.

Вот один из ярких примеров – стихотворение Константина Заболоцкого «Голос в телефоне».

Раньше был он звонкий, ТОЧНО ПТИЦА,
КАК РОДНИК, струился и звенел,
Точно весь в сиянии излиться
По стальному проводу хотел.
А потом, КАК ДАЛЬНЕЕ РЫДАНЬЕ,
КАК ПРОЩАНЬЕ с радостью души,
Стал звучать он, полный покаянья,
И пропал в неведомой глуши.

В самом стихотворении нет предмета, который сравнивают. Он спрятан в названии. А все четверостишья — это сплошное сравнение в совокупности с метафорами. И используя эти приемы, Заболоцкий очень красочно описывает прошедшую любовь. Ведь именно о ней, как вы могли догадаться, идет речь.

Огромные сравнения встречаются и в прозе. Вот, например, отрывок из знаменитой «Илиады» Гомера.

Илиада

Бросился АЯКС на ВРАГОВ, СЛОВНО ОГОЛОДАВШИЙ ЛЕВ на испуганно сгрудившихся, потерявших пастуха ОВЕЦ, которые остались без охраны беззащитными, КАК ДЕТИ без присмотра, и способны лишь робко стенать и пятиться в страхе перед львиною жаждой крови и смертоубийства, которое охватывает хищника, словно безумие, усиливающееся, когда он чует ужас обреченных…

Здесь и вовсе сразу два сравнения. Одно «Аякс – лев», а другое получилось даже двойным «враги – овцы – дети». Причем заметьте, что основные слова звучат только в самом начале, а весь остальной и достаточно массивный кусок текста посвящен сравнению. И это очень поэтично описывает характер битвы.

Примеры устойчивых сравнений

А сейчас хотелось бы вернуться к тому, с чего мы начали. Некоторые сравнения уже прочно вошли в наш лексикон. Три из них мы уже упомянули, вот еще:

  1. Глаза как бездонное озеро;
  2. Красный как рак;
  3. Сладкий как мед;
  4. Как слон в посудной лавке;
  5. Застыл как памятник;
  6. Завертелся волчком/вертеться как белка в колесе;
  7. Бежать как на пожар;
  8. Смотрит как баран на новые ворота.

И еще немного примеров:

Примеры устойчивых сравнений

Кстати, подобные устойчивые выражения в русском языке называются фразеологизмами. То есть это уже следующая ступень после сравнений. Но об этом можете прочитать в другой статье на нашем сайте.

На чтение 5 мин Просмотров 18.6к.

Сравнение в литературе используется для придания образу яркости, выразительности, наглядности. В его основе лежит сопоставление объектов друг с другом. Примеры применения этого приёма обнаруживаются в художественных произведениях со времён античности, но это не исключает его использования и в повседневной речи:

  • На улице жарко, как в доменной печи.
  • Сосед по коридору прямо слоном протопал.

Литературоведы-сторонники придания термину троп широкого значения причисляют к тропам и сравнение. Остальные причисляют его к художественным приёмам или риторическим фигурам, оставляя в числе тропов только иронию и разновидности метафоры и метонимии.

Виды сравнений

Филологическая классификация выделяет два основных вида. В дополнение к ним отмечаются, согласно разным источникам, два и более типов сопоставлений.

Вид Примеры
Основные
Прямое А сейчас она спала. Спала не просыпаясь. Как спящая красавица. Как февральский медведь. (С. Сахарнов, Путешествие на «Тригле»)
Тучи носились по небу, как ошалевшие собаки на пикнике.
Косвенное Сосед волком смотрел на подходящих к его калитке.
Извивается она змеёйполозом да манит к себе диковинным обликом. (Т. Шаов, Былина о попсе)
Дополнительные
Бессоюзное Имя твоё – птица в руке. (М. Цветаева)
Этот перекрёсток – ловушка для неопытного водителя.
Отрицательное То не туча темнеет на горизонте, то идут на Русь полки половецкие.

Помимо перечисленных, в работах исследователей упоминаются:

Развёрнутое

Второе название – гомеровское, поскольку примерами полны ещё «Илиада» и «Одиссея». Суть этого вида в отступлении от сюжета повествования и даже от описываемого предмета настолько, насколько позволит автору его фантазия.

  • Всё в ней дышало покоем и умиротворённостью, как дышит ими жаркий летний день, напоённый солнцем и ароматами луговых трав, чуть колеблющихся под невесомым дыханием тёплого полуденного ветерка.

Наречное

С использованием наречия образа действия.

Мы рычали и мычали, по-собачьи лаяли…

(А. Барто, Игра в стадо)

Родительное

Тип, использующий вместо союзных конструкций родительный падеж существительного.

  • Посетитель передвигался по магазину с грацией слона. (Т. е. грация, как у слона.)

Прямое

Прямое сравнение – это привычный в литературе и в быту вид. Выражается с помощью сравнительных союзов.

  • Ветер завывал в трубах, как грешник в аду.
  • Олень замер на краю скалы, словно изваяние.
  • Белые лепестки осыпались с отцветающих вишен, покрывая траву, будто снег.
  • Старый – что малый, знай приглядывай.
  • Льдинки переливались на солнце, точно драгоценные камни.
  • Платье выглядело легче и воздушнее, чем облачко.

Часто употребляемые в речи союзные конструкции вошли в состав устойчивых словосочетаний, утратив при этом запятую перед сравнительным союзом:

  • здоров как бык;
  • хитёр как лиса;
  • смел как лев.

В предложениях союзные конструкции выполняют функции сравнительного оборота или входят в состав сказуемого. Предложения, содержащие сказуемое со сравнением, не требуют постановки запятой перед сравнительным союзом.

  • Деревья точно стройные колонны.

Косвенное

Этот вид вместо союзных оборотов использует беспредложную форму творительного падежа существительного. Взаимозаменяем с прямым сравнением при условии сохранения в языке именительного падежа использованного существительного.

  • Эким ты попугаем вырядился. – Вырядился, как попугай.
  • На радостях Сергей вихрем промчался по коридору. – Сергей промчался по коридору, как вихрь.
  • Новоиспечённый бригадир прошёлся фертом перед изумлёнными коллегами. (Замена невозможна из-за утраты в языке старинного названия буквы Ф – ферт. Именно с ней сравнивался человек, держащий, вопреки этикету, руки в карманах.)

Бессоюзное

Бессоюзное сравнение включено как именная часть в составное именное сказуемое. В отличие от прямого, употреблённого в той же роли, не присоединяется сравнительным союзом, чем и объясняется название.

  • У соседки язык – змеиное жало.
  • Комары в этом лесу – настоящие вампиры.

Отрицательное

В основе этого вида лежит не сопоставление, а противопоставление. Отрицательными вариантами богата народная поэзия, из которой они перекочевали в авторские произведения, стилизованные под народный стиль, в том числе в детскую литературу.

Не лед трещит, не комар пищит – это кум да куме судака тащит.

(Народная песня)

То не ветер ветку клонит, не дубравушка шумит – то моё сердечко стонет…

(С. Стромилов, Лучина)

Примеры сравнения из художественной литературы

Как говорилось выше, сравнения встречаются ещё в произведениях античной литературы, а развёрнутые даже получили второе название в честь Гомера, хотя в его произведениях использованы и другие виды.

Слаще пчелиного мёда текли с языка его речи.

(Гомер, Илиада)

Сравнениями насыщены тексты произведений русского фольклора, в том числе былин.

У того ли города Чернигова нагнано-то силушки черным-черно, а й черным-черно, как чёрна во́рона.

(Илья Муромец и Соловей Разбойник)

Авторская литература не обошла стороной этот приём, добавляющий выразительности и прозе, и стихам.

Нева металась, как больной в своей постели беспокойной.

(А. Пушкин, Медный всадник)

Бесконечная дорога убегает лентой вдаль.

(С. Есенин, Пороша)

Развёрнутым сравнением Руси со скачущей тройкой завершает первый том «Мёртвых душ» Гоголь.

Произведения XX и начала XXI веков также отдают дань сравнениям.

И прозрачен асфальт, как в реке вода.

(Б. Окуджава, Песенка об Арбате)

Сравнение – литературный приём, делающий художественный образ зримым и ярким, и представить себе литературу лишенной этого богатства невозможно.

Сравнение


Сравнение

4.6

Средняя оценка: 4.6

Всего получено оценок: 123.

4.6

Средняя оценка: 4.6

Всего получено оценок: 123.

Сравнение – один из тропов, стилистическая фигура речи, сопоставление одного предмета с другим по принципу их сходства. Чем неожиданнее сравнение, тем выразительнее образ. Таково краткое определение этого термина.

Что такое сравнение в литературе?

Сравнение используется как в стихотворениях, так и в прозаических произведениях, с целью противопоставить один предмет другому. В художественной литературе зачастую распространены развернутые сравнения, распространяющиеся на целые фрагменты текста. Например: “Он нежен, сладостен, мягок, как рокот волны, тягуч и густ, как смола, ярок, как молния, прозрачен и чист, как кристалл, душист и благовонен, как весна, крепок и могуч, как удар меча в руках богатыря”.

Это сравнение принадлежит перу В. Г. Белинского о стихотворении А. С. Пушкина.

Рис. 1. Краткое определение литературного термина сравнение

В любом сравнении есть объект сравнения и средство сравнения. Объект сравнения – предмет, который сравнивают. Средство сравнения – предмет с которым сравнивают. Например в следующем отрывке слово “анчар” является объектом сравнения, а “грозный часовой” – средством сравнения.

Анчар, как грозный часовой,
Стоит один во всей вселенной (А. С. Пушкин)

Виды сравнений

Существует несколько видов сравнений:

  • сравнение с помощью союзов.

    Например, “он бежал, словно ошпаренный”.

  • бессоюзное сравнение.

    Примером может служить известная народная мудрость: “Слово – серебро, молчание – золото”.

  • отрицающее сравнение. В этом виде сравнения не дается сравнение двух предметов, эти предметы, наоборот, противопоставляются.

    Например: “Не скрипка – душа музыканта звучала”.

  • сравнение, образованное при помощи творительного падежа.

    Примером этого сравнения могут служить строчки русского классика Н.А. Некрасова: “Из перерубленной старой березы градом лилися прощальные слезы”. Еще пример: “Он был для меня солнцем”.

Цель сравнения – выявить новые, ранее незамеченные свойства сравниваемого объекта

Заключение

Что мы узнали?

Данная статья поможет школьникам 3 класса подготовить доклад на тему “Сравнение”. В данный статье дается определение сравнения как литературного термина, раскрывается его значение, а также его особенности и цели этого тропа. Здесь приводятся виды сравнений и примеры, с помощью которых ученики смогут разобраться, какое сравнение, к какому виду относится.

Тест по теме

Доска почёта

Доска почёта

Чтобы попасть сюда – пройдите тест.

    Пока никого нет. Будьте первым!

Оценка статьи

4.6

Средняя оценка: 4.6

Всего получено оценок: 123.


А какая ваша оценка?

Добавить комментарий