Как найти сравнения в рассказе муму

Голосование за лучший ответ

чудо

Высший разум

(200555)


4 года назад

Больше всего сравнений автор приводит о Герасиме.
Он вырос, как дерево растет на плодородной почве. — то есть практически на природе, поэтому и сила у него природная, богатырская.
Скучал и недоумевал, как молодой здоровый бык, которого только что взяли с нивы, поставили на вагон железной дороги и мчат, а куда Бог весть. — так и Герасим совершенно не понимал, куда и зачем его везут.
Пойманный зверь — наверное, он чувствовал страх, ужас от неизвестности.
Степенный гусак — Гусь — птица важная и рассудительная. Герасим чувствовал к ним уважение, автор именно сравнением это и показал, рассудительный, серьезный, надменный.
Он торопился, как будто мать-старушка ждала его на родине)
и как рычаг опускались и поднимались продолговатые и твердые мышцы его плечей»
Капитону уже теперь всё нипочём: обдержался, обтерпелся человек, обмаслился, как коломенский горшок»
он так усердно чистил и тер свою лошадь, что та шаталась, как былинка на ветру…»
«Герасим видел перед собой белеющую дорогу – дорогу домой, прямую, как стрела».
«…и как рычаг опускались и поднимались продолговатые и твердые мышцы его плечей»
«Герасим скучал и недоумевал, как недоумевает молодой, здоровый бык, которого только что взяли с нивы, где сочная трава росла ему по брюхо…
Ни одна мать так не ухаживает за своим ребенком, как ухаживал Герасим за своей питомицей»

Acorus Toxic

Знаток

(423)


4 года назад

1. “…либо проворно и безостановочно молотил трехаршинным цепом, и, как рычаг, опускались и поднимались продолговатые и твердые мышцы его плечей.”
2. “Отчужденный несчастьем своим от сообщества людей, он вырос немой и могучий, как дерево растет на плодородной земле…”
3.”…он не понимал, что с ним такое деется, скучал и недоумевал, как недоумевает молодой здоровый бык, которого только что взяли с нивы, где сочная трава росла ему по брюхо”
4.” …бросался на землю лицом и целые часы лежал на груди неподвижно, как пойманный зверь”
5. “Она его жаловала, как верного и сильного сторожа. “
6. “…ведь он меня убьет, ей-богу, убьет, как муху какую-нибудь прихлопнет;”
7. “.. он глух и, в добаву, глуп, как пятка”
8.”Конечно, мне уж теперь все нипочем: обдержался, обтерпелся человек, обмаслился, как коломенский горшок”
9. ” а на ночь в конюшне он так усердно чистил и тер свою лошадь, что та шаталась, как былинка на ветру”
10. “Ни одна мать так не ухаживает за своим ребенком, как ухаживал Герасим за своей питомицей.”

Роман Бочкарёв

Ученик

(108)


5 месяцев назад

1. “…либо проворно и безостановочно молотил трехаршинным цепом, и, как рычаг, опускались и поднимались продолговатые и твердые мышцы его плечей.”
2. “Отчужденный несчастьем своим от сообщества людей, он вырос немой и могучий, как дерево растет на плодородной земле…”
3.”…он не понимал, что с ним такое деется, скучал и недоумевал, как недоумевает молодой здоровый бык, которого только что взяли с нивы, где сочная трава росла ему по брюхо”
4.” …бросался на землю лицом и целые часы лежал на груди неподвижно, как пойманный зверь”
5. “Она его жаловала, как верного и сильного сторожа. ”
6. “…ведь он меня убьет, ей-богу, убьет, как муху какую-нибудь прихлопнет;”
7. “.. он глух и, в добаву, глуп, как пятка”
8.”Конечно, мне уж теперь все нипочем: обдержался, обтерпелся человек, обмаслился, как коломенский горшок”
9. ” а на ночь в конюшне он так усердно чистил и тер свою лошадь, что та шаталась, как былинка на ветру”
10. “Ни одна мать так не ухаживает за своим ребенком, как ухаживал Герасим за своей питомицей.”
Больше всего сравнений автор приводит о Герасиме.
Он вырос, как дерево растет на плодородной почве. — то есть практически на природе, поэтому и сила у него природная, богатырская.
Скучал и недоумевал, как молодой здоровый бык, которого только что взяли с нивы, поставили на вагон железной дороги и мчат, а куда Бог весть. — так и Герасим совершенно не понимал, куда и зачем его везут.
Пойманный зверь — наверное, он чувствовал страх, ужас от неизвестности.
Степенный гусак — Гусь — птица важная и рассудительная. Герасим чувствовал к ним уважение, автор именно сравнением это и показал, рассудительный, серьезный, надменный.
Он торопился, как будто мать-старушка ждала его на родине)
и как рычаг опускались и поднимались продолговатые и твердые мышцы его плечей»
Капитону уже теперь всё нипочём: обдержался, обтерпелся человек, обмаслился, как коломенский горшок»
он так усердно чистил и тер свою лошадь, что та шаталась, как былинка на ветру…»
«Герасим видел перед собой белеющую дорогу – дорогу домой, прямую, как стрела».
«…и как рычаг опускались и поднимались продолговатые и твердые мышцы его плечей»
«Герасим скучал и недоумевал, как недоумевает молодой, здоровый бык, которого только что взяли с нивы, где сочная трава росла ему по брюхо…
Ни одна мать так не ухаживает за своим ребенком, как ухаживал Герасим за своей питомицей»

В рассказе И.С. Тургенева «Муму» автор повествует о главном герое – глухонемом Герасиме и его нелегкой доле в качестве крепостного у взбаламошной, злой старухи.

Тургенев рассказывает историю, как Герасим оказался в доме барыни, какие на его долю выпали события. Чтобы полностью раскрыть образ Герасима и донести до читателя главную мысль произведения, Тургенев очень подробно описывает его быт, его характер, его внешний вид. В подробном описании главного героя очень много сравнений, которые дополнительно помогают раскрыть образ Герасима, усиливая описываемые качества. Тургенев не скупится на сравнение Герасима. В рассказе он приводит ему больше всех сравнений.

«Он вырос, как дерево растет на плодородной почве». – в сравнении с деревом автор показывает, что Герасим является частью природы, поэтому он наделен богатырской природной силой.

«Скучал и недоумевал, как молодой здоровый бык, которого только что взяли с нивы, поставили на вагон железной дороги и мчат, а куда – Бог весть». – в сравнении с быком Тургенев передает обреченность Герасима и его непонимание, как животное, которое не может постичь, что с ним происходит.

«Пойманный зверь» – передача животного ужаса, страха перед неизвестным.

«Степенный гусак» – называя так Герасима, автор придает образу героя рассудительность, важность, степенность. Гусь пользовался уважением у Герасима.



Скачать материал

Использование сравнений в рассказе И.С. Тургенева «Муму» Исследовательская ра...



Скачать материал

  • Сейчас обучается 53 человека из 26 регионов

  • Сейчас обучается 27 человек из 13 регионов

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • Использование сравнений в рассказе И.С. Тургенева «Муму» Исследовательская ра...

    1 слайд

    Использование сравнений в рассказе И.С. Тургенева «Муму» Исследовательская работа по литературе Корольковой Екатерины, ученицы 5 а класса МБОУ «СОШ № 24 г. Йошкар-Олы»

  • Цель проекта: найти в рассказе И.С. Тургенева «Муму» сравнения и определить...

    2 слайд

    Цель проекта: найти в рассказе И.С. Тургенева «Муму» сравнения и определить их значение и роль в художественном тексте Задачи: Перечитать рассказ И.С. Тургенева «Муму». Найти и выписать из произведений все сравнения. Классифицировать сравнения по их видам. Определить роль сравнений в художественном тексте.

  • План работы над проектом. Чтение рассказа И.С. Тургенева «Муму» (с целью эмоц...

    3 слайд

    План работы над проектом. Чтение рассказа И.С. Тургенева «Муму» (с целью эмоционального восприятия текста). 2. Изучение теории вопроса. 3. Аналитическое чтение произведения (с целью выявления использованных автором сравнений). 4. Классификация найденных в тексте сравнений 5. Выводы.

  • Что означает термин «изобразительно-выразительные средства языка»? Это такие...

    4 слайд

    Что означает термин «изобразительно-выразительные средства языка»? Это такие художественные средства, которые изображают, рисуют словами картины жизни, отличают один предмет от другого, передают отношение автора к тому, что он изображает, выражают его чувства и мысли

  • Сравнение — это изобразительный прием, основанный на сопоставлении одного явл...

    5 слайд

    Сравнение — это изобразительный прием, основанный на сопоставлении одного явления или понятия с другим с целью показать, изобразить один из них при помощи другого. Сравнение может выражаться Творительным падежом: Узорным чистым полотенцем Свисает радуга с берёз. (Н. Рубцов) Формой сравнительной степени прилагательного или наречия: Правда дороже золота. (Пословица) С помощью союзов как, как будто, словно, точно и др.: Как пахарь, битва отдыхает. (А. С. Пушкин) Лексически (при помощи слов подобный, похожий, это): На глаза осторожной кошки Похожи твои глаза. (А. Ахматова) При помощи сравнительных предложений: Как дерево роняет тихо листья, Так я роняю грустные слова. (С. Есенин)

  • Сравнения могут быть прямыми и отрицательными  Отрицательные сравнения(постро...

    6 слайд

    Сравнения могут быть прямыми и отрицательными  Отрицательные сравнения(построены на противопоставлении одного предмета другому , однако внутренне сближают их, поясняя один другим) особенно характерны для устной народной поэзии и могут служить способом стилизации текста. Например: Не тростник высок колышется, Не дубравушки шумят, Молодецкий посвист слышится

  • Сравнения могут быть построены на основе метафоры (греч. «перенос»), образног...

    7 слайд

    Сравнения могут быть построены на основе метафоры (греч. «перенос»), образного сближения слов на базе их переносного значения. олицетворения – воплощения каких-нибудь черт, свойств в образе живого существа. овеществления – выражения в чём-нибудь вещественном, материальном.

  • Сравнения в рассказе И.С. Тургенева «Муму»

    8 слайд

    Сравнения в рассказе И.С. Тургенева «Муму»

  • Способы выражения сравнений, использованных в рассказе «Муму» формой творител...

    9 слайд

    Способы выражения сравнений, использованных в рассказе «Муму» формой творительного падежа существительного (повертит колесом) формой сравнительной степени прилагательного (чернее ночи) сравнительными оборотами с союзом как (как лев, как былинка) при помощи сравнительных придаточных предложений (Он торопился, как будто мать-старушка ждала его на родине)

  • Метафорические сравнения: 1. «…и как рычаг опускались и поднимались продолгов...

    10 слайд

    Метафорические сравнения: 1. «…и как рычаг опускались и поднимались продолговатые и твердые мышцы его плечей». 2. «Герасим скучал и недоумевал, как недоумевает молодой, здоровый бык, которого только что взяли с нивы, где сочная трава росла ему по брюхо…». 3. «Герасим видел перед собой белеющую дорогу – дорогу домой, прямую, как стрела».

  • Овеществление «Капитону уже теперь всё нипочём: обдержался, обтерпелся челове...

    11 слайд

    Овеществление «Капитону уже теперь всё нипочём: обдержался, обтерпелся человек, обмаслился, как коломенский горшок». « …он вырос немой и могучий, как дерево растёт на плодородной земле». «… он так усердно чистил и тер свою лошадь, что та шаталась, как былинка на ветру…».

  • Простые и отрицательные сравнения В данном тексте преобладают прямые сравнени...

    12 слайд

    Простые и отрицательные сравнения В данном тексте преобладают прямые сравнения: как детский барабан, как стрела, как стекло и другие. Однако можно выделить и отрицательные : «Ни одна мать так не ухаживает за своим ребенком, как ухаживал Герасим за своей питомицей»

  • Сравнения несут особую смысловую нагрузку. Герасима Тургенев сравнивает с дер...

    13 слайд

    Сравнения несут особую смысловую нагрузку. Герасима Тургенев сравнивает с деревом и с быком, тем самым подчёркивая его связь с живой природой. И сам он живой, ранимый, глубоко чувствующий… А Капитона – с коломенским горшком, подчёркивая его бездушность, чёрствость, никчемность.

  • Выводы Автор использовал в своём произведении сравнения , для того чтобы укра...

    14 слайд

    Выводы Автор использовал в своём произведении сравнения , для того чтобы украсить его, сделать богаче, эмоциональнее. Сравнения помогают писателю создать яркий образ героя, а читателю –более точно уловить главную мысль автора, понять поступки героев, представить их внутренний мир.

  • Литература Школьный словарь литературоведческих терминов: Иносказательность в...

    15 слайд

    Литература Школьный словарь литературоведческих терминов: Иносказательность в худож. речи. Тропы. Стиховедение/ Л.В.Чернец, В.Б.Семенов, В.А.Скиба.-М. :Просвещение, 2002 Литература. Еженедельное приложение к газете «Первое сентября» №8 февраль 1998г. Энциклопедический словарь юного филолога (языкознание)/ Сост. М.В.Панов.-М: Педагогика, 1984 Русский язык. Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ. «Выразительность русской речи»/Е.С.Симакова.М:АСТ:Астрель;Владимир:ВКТ, 2008

  • Благодарю за внимание

    16 слайд

    Благодарю за внимание

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 257 142 материала в базе

  • Выберите категорию:

  • Выберите учебник и тему

  • Выберите класс:

  • Тип материала:

    • Все материалы

    • Статьи

    • Научные работы

    • Видеоуроки

    • Презентации

    • Конспекты

    • Тесты

    • Рабочие программы

    • Другие методич. материалы

Найти материалы

Материал подходит для УМК

  • «Литература (в 2 частях)», Коровина В.Я., Журавлёв В.П., Коровин В.И.

Другие материалы

  • 27.02.2016
  • 672
  • 0
  • 27.02.2016
  • 602
  • 0
  • 27.02.2016
  • 1512
  • 3
  • 27.02.2016
  • 619
  • 0
  • 27.02.2016
  • 1551
  • 3
  • 27.02.2016
  • 1620
  • 0
  • 27.02.2016
  • 581
  • 1

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс повышения квалификации «История русской литературы конца 20 – начала 21 вв. и особенности ее преподавания в новой школе»

  • Курс повышения квалификации «Методические аспекты при изучении русской литературы последней трети XIX века в современной школе»

  • Курс повышения квалификации «Основы туризма и гостеприимства»

  • Курс профессиональной переподготовки «Экскурсоведение: основы организации экскурсионной деятельности»

  • Курс профессиональной переподготовки «Русский язык как иностранный: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс профессиональной переподготовки «Управление ресурсами информационных технологий»

  • Курс повышения квалификации «Использование элементов театрализации на уроках литературного чтения в начальной школе»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности секретаря руководителя со знанием английского языка»

  • Курс профессиональной переподготовки «Управление сервисами информационных технологий»

  • Курс профессиональной переподготовки «Корпоративная культура как фактор эффективности современной организации»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности специалиста оценщика-эксперта по оценке имущества»

  • Курс профессиональной переподготовки «Технический контроль и техническая подготовка сварочного процесса»

Содержание

  1. Сравнения в рассказе И.С. Тургенева «Муму»
  2. Просмотр содержимого документа «Сравнения в рассказе И.С. Тургенева «Муму»»
  3. Презентация по литературе «Сравнения в рассказе «Муму» И.С. Тургенева»
  4. Оставьте свой комментарий
  5. Подарочные сертификаты
  6. Сравнения в рассказе И.С. Тургенева «Муму»
  7. Просмотр содержимого документа «Сравнения в рассказе И.С. Тургенева «Муму»»
  8. Похожие презентации
  9. Презентация на тему: » Сравнения в произведениях И. С. Тургенева : повести « Муму » и рассказе « Певцы »» — Транскрипт:

Сравнения в рассказе И.С. Тургенева «Муму»

Презентация поможет углубить знания учеников о художественных средствах рассказа

Просмотр содержимого документа
«Сравнения в рассказе И.С. Тургенева «Муму»»

img0

Сравнения в рассказе И.С. Тургенева Муму

Ученица 5 Б класса

Руководитель О.В. Шутлива

img1

Иван Сергеевич Тургенев

img2

img3

Мы рассмотрели в своём исследовании приём сравнения в рассказе И.С. Тургенева «Муму».

Сравнение – это широко распространенный художественный прием, который в литературных произведениях используется для повышения выразительности и образности описаний. Он основывается на сравнивании описываемых предметов или явлений с другими по каким-либо признакам.

img4

Автор либо передает свои собственные впечатления от увиденного, либо приписывает это своим героям. Как правило, сравнение включает три обязательных составляющих: сам предмет или явление, объект, с которым ведется сравнение, и некий общий для сравниваемых объектов признак.

img5

Из текста рассказа Муму мы выписали 32 примера сравнений, составили карточки, с указанием страниц из учебника литературы, откуда их списывали. Произведя анализ материала, мы разделили карточки на 8 групп в зависимости от того, по отношению к какому персонажу или явлению в рассказе использовано сравнение

img6

Чаще всего автор рассказа использовал сравнения при описании Герасима, главного героя произведения. (18 примеров) Благодаря приёму сравнения, автор описал внешний вид персонажа: «Дворник Герасим, 12 вершков роста, сложенный богатырём», «Он вырос, немой и могучий, как дерево растёт на плодородной земле

img7

рассказал о необыкновенной силе героя: «Он так усердно чистил и тёр свою лошадь, что та моталась, как былинка на ветру, и переваливалась с ноги на ногу под его железными кулаками», «Герасим в то время выколачивал и вытряхивал бочку, перевёртывая её в руках, как детский барабан» и другие.

img8

Также, при помощи сравнения описан характер Герасима: «Он сам смахивал на степенного гусака», «Ни одна мать не ухаживает так за своим ребёнком, как ухаживал Герасим за своей питомицей».

img9

Сравнения использованы при описании обстановки в каморке героя: «Каморка запиралась на замок, напоминавший своим видом калач», «… он соорудил в ней кровать из дубовых досок на четырёх чурбаках, истинно богатырскую кровать».

img10

Можно сказать, что Герасим описан очень ярко, он не мог сам «рассказать» о себе, поэтому мы узнаём его по описанию автора и других персонажей. Автор называет Герасима «самым замечательным лицом», его сравнивают со зверем, с быком, с Мининым и Пожарским, богатырём.

img11

Приём сравнения также используется при описании барыни, хозяйки Герасима: «Она иногда любила прикинуться загнанной и сиротливой страдалицей». О жизни героини автор говорит, что она была «чернее ночи».

img12

Очень значимой в рассказе является история отношений Герасима, прачки Татьяны и башмачника Капитона.

О Татьяне дворецкий Гаврила говорит так: «Я вижу, ты точно смиренница»,

img13

а Капитон сам говорит о себе: «Конечно, мне уж теперь всё нипочём: обдержался, обтерпелся человек, обмаслился, как коломенский горшок», «Горемыка я, горемыка неисходная»

img14

Сравнения использованы при описании слуг в доме, например, лакея Степана: «В передней на конике спал Степан, в положении убитого воина на батальной картине, судорожно вытянув обнажённые ноги из-под сюртука, служившего ему вместо одеяла», «Тогда Степан … внезапно бросился на неё, как коршун на цыплёнка»

img15

Ну и конечно, сравнения использованы при описании Муму, питомицы Герасима, из-за которой в доме барыни произошёл настоящий скандал:

img16

«Первое время она была очень слаба, тщедушна и собой некрасива, но понемногу справилась и выровнялась, а месяцев через восемь, благодаря неусыпным попечениям своего спасителя, превратилась в очень ладную собачку испанской породы, с длинными ушами, пушистым хвостом в виде трубы и большими выразительными глазами»,

img17

«Ночью она не спала вовсе, но не лаяла без разбору, как иная глупая дворняжка», «Муму слабо взвизгнула, как бы жалуясь и извиняясь».

img18

После того, как Герасим утопил Муму по приказу барыни, он не смог остаться больше в доме, где человек не чувствовал себя свободным, а подчинялся приказам и капризам своевольной хозяйки. В сцене где Герасим уходит в родную деревню также используются сравнения – при описании природы и при описании Герасима.

img19

«Он торопился, как будто мать-старушка ждала его на родине, как будто она звала его к себе после долгого странствия на чужой стороне, в чужих людях», «Он чувствовал, как ветер, летевший к нему навстречу, ласково ударял его в лицо, видел белеющую дорогу – дорогу домой, прямую, как стрела, видел в небе несчётные звёзды, светившие его путь, и как лев выступал сильно и бодро…»Можно сказать, что эта сцена описана очень ярко и образно. В ней автор через поступок главного героя высказывает протест против крепостного права.

img20

Для чего же нужны сравнения при описании героев и явлений в рассказе Муму?

С помощью сравнения писатель раскрывает образ героя более ярко и полно.

Использование сравнения делает восприятие речи многоплановым, вызывает интерес у слушателей или читателей, помогает глубже проникнуть в смысл высказывания, рождает богатые образные ассоциации.

Источник

Презентация по литературе «Сравнения в рассказе «Муму» И.С. Тургенева»

специалист в области арт-терапии

presentation bg

Описание презентации по отдельным слайдам:

Использование сравнений в рассказе И.С. Тургенева «Муму» Исследовательская работа по литературе Корольковой Екатерины, ученицы 5 а класса МБОУ «СОШ № 24 г. Йошкар-Олы»

Цель проекта: найти в рассказе И.С. Тургенева «Муму» сравнения и определить их значение и роль в художественном тексте Задачи: Перечитать рассказ И.С. Тургенева «Муму». Найти и выписать из произведений все сравнения. Классифицировать сравнения по их видам. Определить роль сравнений в художественном тексте.

План работы над проектом. Чтение рассказа И.С. Тургенева «Муму» (с целью эмоционального восприятия текста). 2. Изучение теории вопроса. 3. Аналитическое чтение произведения (с целью выявления использованных автором сравнений). 4. Классификация найденных в тексте сравнений 5. Выводы.

Что означает термин «изобразительно-выразительные средства языка»? Это такие художественные средства, которые изображают, рисуют словами картины жизни, отличают один предмет от другого, передают отношение автора к тому, что он изображает, выражают его чувства и мысли

Сравнение — это изобразительный прием, основанный на сопоставлении одного явления или понятия с другим с целью показать, изобразить один из них при помощи другого. Сравнение может выражаться Творительным падежом: Узорным чистым полотенцем Свисает радуга с берёз. (Н. Рубцов) Формой сравнительной степени прилагательного или наречия: Правда дороже золота. (Пословица) С помощью союзов как, как будто, словно, точно и др.: Как пахарь, битва отдыхает. (А. С. Пушкин) Лексически (при помощи слов подобный, похожий, это): На глаза осторожной кошки Похожи твои глаза. (А. Ахматова) При помощи сравнительных предложений: Как дерево роняет тихо листья, Так я роняю грустные слова. (С. Есенин)

Сравнения могут быть построены на основе метафоры (греч. «перенос»), образного сближения слов на базе их переносного значения. олицетворения – воплощения каких-нибудь черт, свойств в образе живого существа. овеществления – выражения в чём-нибудь вещественном, материальном.

Сравнения в рассказе И.С. Тургенева «Муму»

Способы выражения сравнений, использованных в рассказе «Муму» формой творительного падежа существительного (повертит колесом) формой сравнительной степени прилагательного (чернее ночи) сравнительными оборотами с союзом как (как лев, как былинка) при помощи сравнительных придаточных предложений (Он торопился, как будто мать-старушка ждала его на родине)

Овеществление «Капитону уже теперь всё нипочём: обдержался, обтерпелся человек, обмаслился, как коломенский горшок». « …он вырос немой и могучий, как дерево растёт на плодородной земле». «… он так усердно чистил и тер свою лошадь, что та шаталась, как былинка на ветру. ».

Простые и отрицательные сравнения В данном тексте преобладают прямые сравнения: как детский барабан, как стрела, как стекло и другие. Однако можно выделить и отрицательные : «Ни одна мать так не ухаживает за своим ребенком, как ухаживал Герасим за своей питомицей»

Сравнения несут особую смысловую нагрузку. Герасима Тургенев сравнивает с деревом и с быком, тем самым подчёркивая его связь с живой природой. И сам он живой, ранимый, глубоко чувствующий… А Капитона – с коломенским горшком, подчёркивая его бездушность, чёрствость, никчемность.

Литература Школьный словарь литературоведческих терминов: Иносказательность в худож. речи. Тропы. Стиховедение/ Л.В.Чернец, В.Б.Семенов, В.А.Скиба.-М. :Просвещение, 2002 Литература. Еженедельное приложение к газете «Первое сентября» №8 февраль 1998г. Энциклопедический словарь юного филолога (языкознание)/ Сост. М.В.Панов.-М: Педагогика, 1984 Русский язык. Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ. «Выразительность русской речи»/Е.С.Симакова.М:АСТ:Астрель;Владимир:ВКТ, 2008

Благодарю за внимание

a loader

Номер материала: ДВ-488111

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Сравнения в рассказе И.С. Тургенева «Муму»

Презентация поможет углубить знания учеников о художественных средствах рассказа

Просмотр содержимого документа
«Сравнения в рассказе И.С. Тургенева «Муму»»

img0

Сравнения в рассказе И.С. Тургенева Муму

Ученица 5 Б класса

Руководитель О.В. Шутлива

img1

Иван Сергеевич Тургенев

img2

img3

Мы рассмотрели в своём исследовании приём сравнения в рассказе И.С. Тургенева «Муму».

Сравнение – это широко распространенный художественный прием, который в литературных произведениях используется для повышения выразительности и образности описаний. Он основывается на сравнивании описываемых предметов или явлений с другими по каким-либо признакам.

img4

Автор либо передает свои собственные впечатления от увиденного, либо приписывает это своим героям. Как правило, сравнение включает три обязательных составляющих: сам предмет или явление, объект, с которым ведется сравнение, и некий общий для сравниваемых объектов признак.

img5

Из текста рассказа Муму мы выписали 32 примера сравнений, составили карточки, с указанием страниц из учебника литературы, откуда их списывали. Произведя анализ материала, мы разделили карточки на 8 групп в зависимости от того, по отношению к какому персонажу или явлению в рассказе использовано сравнение

img6

Чаще всего автор рассказа использовал сравнения при описании Герасима, главного героя произведения. (18 примеров) Благодаря приёму сравнения, автор описал внешний вид персонажа: «Дворник Герасим, 12 вершков роста, сложенный богатырём», «Он вырос, немой и могучий, как дерево растёт на плодородной земле

img7

рассказал о необыкновенной силе героя: «Он так усердно чистил и тёр свою лошадь, что та моталась, как былинка на ветру, и переваливалась с ноги на ногу под его железными кулаками», «Герасим в то время выколачивал и вытряхивал бочку, перевёртывая её в руках, как детский барабан» и другие.

img8

Также, при помощи сравнения описан характер Герасима: «Он сам смахивал на степенного гусака», «Ни одна мать не ухаживает так за своим ребёнком, как ухаживал Герасим за своей питомицей».

img9

Сравнения использованы при описании обстановки в каморке героя: «Каморка запиралась на замок, напоминавший своим видом калач», «… он соорудил в ней кровать из дубовых досок на четырёх чурбаках, истинно богатырскую кровать».

img10

Можно сказать, что Герасим описан очень ярко, он не мог сам «рассказать» о себе, поэтому мы узнаём его по описанию автора и других персонажей. Автор называет Герасима «самым замечательным лицом», его сравнивают со зверем, с быком, с Мининым и Пожарским, богатырём.

img11

Приём сравнения также используется при описании барыни, хозяйки Герасима: «Она иногда любила прикинуться загнанной и сиротливой страдалицей». О жизни героини автор говорит, что она была «чернее ночи».

img12

Очень значимой в рассказе является история отношений Герасима, прачки Татьяны и башмачника Капитона.

О Татьяне дворецкий Гаврила говорит так: «Я вижу, ты точно смиренница»,

img13

а Капитон сам говорит о себе: «Конечно, мне уж теперь всё нипочём: обдержался, обтерпелся человек, обмаслился, как коломенский горшок», «Горемыка я, горемыка неисходная»

img14

Сравнения использованы при описании слуг в доме, например, лакея Степана: «В передней на конике спал Степан, в положении убитого воина на батальной картине, судорожно вытянув обнажённые ноги из-под сюртука, служившего ему вместо одеяла», «Тогда Степан … внезапно бросился на неё, как коршун на цыплёнка»

img15

Ну и конечно, сравнения использованы при описании Муму, питомицы Герасима, из-за которой в доме барыни произошёл настоящий скандал:

img16

«Первое время она была очень слаба, тщедушна и собой некрасива, но понемногу справилась и выровнялась, а месяцев через восемь, благодаря неусыпным попечениям своего спасителя, превратилась в очень ладную собачку испанской породы, с длинными ушами, пушистым хвостом в виде трубы и большими выразительными глазами»,

img17

«Ночью она не спала вовсе, но не лаяла без разбору, как иная глупая дворняжка», «Муму слабо взвизгнула, как бы жалуясь и извиняясь».

img18

После того, как Герасим утопил Муму по приказу барыни, он не смог остаться больше в доме, где человек не чувствовал себя свободным, а подчинялся приказам и капризам своевольной хозяйки. В сцене где Герасим уходит в родную деревню также используются сравнения – при описании природы и при описании Герасима.

img19

«Он торопился, как будто мать-старушка ждала его на родине, как будто она звала его к себе после долгого странствия на чужой стороне, в чужих людях», «Он чувствовал, как ветер, летевший к нему навстречу, ласково ударял его в лицо, видел белеющую дорогу – дорогу домой, прямую, как стрела, видел в небе несчётные звёзды, светившие его путь, и как лев выступал сильно и бодро…»Можно сказать, что эта сцена описана очень ярко и образно. В ней автор через поступок главного героя высказывает протест против крепостного права.

img20

Для чего же нужны сравнения при описании героев и явлений в рассказе Муму?

С помощью сравнения писатель раскрывает образ героя более ярко и полно.

Использование сравнения делает восприятие речи многоплановым, вызывает интерес у слушателей или читателей, помогает глубже проникнуть в смысл высказывания, рождает богатые образные ассоциации.

Источник

Презентация была опубликована 7 лет назад пользователемЗинаида Широбокова

Похожие презентации

Презентация на тему: » Сравнения в произведениях И. С. Тургенева : повести « Муму » и рассказе « Певцы »» — Транскрипт:

1 Сравнения в произведениях И. С. Тургенева : повести « Муму » и рассказе « Певцы »

2 Цель исследования : Найти в произведениях Тургенева сравнения и определить их значение и роль в художественном тексте. Задачи : 1. Перечитать повесть Тургенева « Муму » и рассказ « Певцы ». 2. Найти и выписать из произведений все сравнения. 3. Классифицировать сравнения по их видам ( простые, метафорические, олицетворения и овеществления ). 4. Определить роль сравнений в художественном тексте.

3 Теория вопроса Сравнение – это один из приёмов художественной речи, сопоставление двух предметов или явлений с целью показать, изобразить один из них при помощи другого. Сравнительный оборот строится с помощью союзов : как, словно, будто, как будто, точно.

5 « Муму » Сравнения : « Ночью Муму не спала вовсе, но не лаяла без разбору, как иная глупая дворняжка, которая, сидя на задних лапах и подняв морду и зажмурив глаза, лает просто о скуки, так, на звёзды » ( прямое сравнение ).

7 ГерасимКапитон « Герасим вырос немой и могучий, как дерево растёт на плодородной земле ». « Капитону уже теперь всё нипочём : обдержался, обтерпелся человек, обмаслился, как коломенский горшок ». Овеществление

8 Выводы по главе : 1. Автор не использовал в повести олицетворения, но использовал простые, метафорические сравнения и овеществления. 2. Автор использовал сравнения в своей повести, для того чтобы, украсить её, сделать богаче, эмоциональнее.

9 « Певцы » Сравнения ( прямые ): 1. « У Дикого Барина были чёрные, блестящие волосы, жёсткие, как щетина ». 2. « Моргач осторожен и в то же время предприимчив, как лисица ». 3. « Моргач болтлив, как старая женщина, и никогда не проговаривается ». 4. « Лицо Якова было бледно, как у мёртвого. 5. Мы все стояли как оцепенелые ». 6. « Яков наслаждался своей победой, как дитя ». 7. « Моргач, весь красный, как рак, и широко раздув ноздри, язвительно посмеивался из угла ».

10 Метафорические сравнения : 1. « Овраг, зияя как бездна, вьётся, разрытый и размытый, по самой середине улицы и пуще реки, разделяет обе стороны бедной деревушки ». 2. « На самом дне, сухом и жёлтом, как медь, лежат огромные плиты глинистого камня ». 3. « Окно, словно зоркий глаз, обращено к оврагу и в зимние вечера, освещённое изнутри, далеко виднеется в тусклом тумане мороза и не одному проезжему мужику мерцает путеводной звездою ». 4. « У Николая Ивановича жирный лоб, перетянутый морщинами, словно нитками ».

11 5. « Чувство духоты и зноя, словно бремя, свалилось у меня с плеч, как только я переступил порог ». 6. « Присутствие Обалдуя переносили, как неизбежное зло ». 7. « Рядчик играл и вилял своим голосом, как юлой ». 8. « У Якова глаза разгорелись, как уголья, и он весь дрожит как лист и беспорядочно улыбается ». 9. « Звук дрожащий, как струна ». 10. « Голос звенел, как надтреснутый ».

12 Овеществление Николай ИвановичОбалдуй « Когда у Николая Ивановича нет посещения, он обыкновенно сидит, как мешок, на земле перед дверью своей избы, подвернув под себя свои тонкие ножки, и перекидывается ласковыми словцам со всеми прохожими ». « Обалдуй подпрыгнул кверху, залепетал, замахал руками, как мельница крыльями ».

13 Выводы : Сравнения несут особую смысловую нагрузку. Герасима Тургенев сравнивает с деревом и с быком, тем самым подчёркивая его связь с живой природой. И сам он живой, ранимый, глубоко чувствующий … А Капитона – с коломенским горшком, подчёркивая его бездушность, чёрствость, никчемность.

14 Источники : И. С Тургенев повесть « Муму » и рассказ « Певцы ». Литературоведческий словарь.

15 Презентацию подготовила ученица 7 класса Лустенко Надежда.

Источник

Сравнения в рассказе И.С. Тургенева Муму Работу выполнила Ученица 5 Б класса Васильева Мария Руководитель О.В. Шутлива

Сравнения в рассказе И.С. Тургенева Муму

Работу выполнила

Ученица 5 Б класса

Васильева Мария

Руководитель О.В. Шутлива

 Иван Сергеевич Тургенев

Иван Сергеевич Тургенев

Президент Владимир Путин подписал указ о праздновании в 2018 году 200-летия со дня рождения русского писателя Ивана Тургенева.  9 ноября 2018 года – 200-летняя годовщина с того дня, как в мир пришел Иван Сергеевич Тургенев. Данная дата признана одной из самых значимых в календаре России на 2018 год, поэтому уже анонсировано множество мероприятий, приуроченных к знаменательному дню

Президент Владимир Путин подписал указ о праздновании в 2018 году 200-летия со дня рождения русского писателя Ивана Тургенева. 9 ноября 2018 года – 200-летняя годовщина с того дня, как в мир пришел Иван Сергеевич Тургенев. Данная дата признана одной из самых значимых в календаре России на 2018 год, поэтому уже анонсировано множество мероприятий, приуроченных к знаменательному дню

Мы рассмотрели в своём исследовании приём сравнения в рассказе И.С. Тургенева «Муму». Сравнение – это широко распространенный художественный прием, который в литературных произведениях используется для повышения выразительности и образности описаний. Он основывается на сравнивании описываемых предметов или явлений с другими по каким-либо признакам.

Мы рассмотрели в своём исследовании приём сравнения в рассказе И.С. Тургенева «Муму».

Сравнение – это широко распространенный художественный прием, который в литературных произведениях используется для повышения выразительности и образности описаний. Он основывается на сравнивании описываемых предметов или явлений с другими по каким-либо признакам.

Автор либо передает свои собственные впечатления от увиденного, либо приписывает это своим героям. Как правило, сравнение включает три обязательных составляющих: сам предмет или явление, объект, с которым ведется сравнение, и некий общий для сравниваемых объектов признак.

Автор либо передает свои собственные впечатления от увиденного, либо приписывает это своим героям. Как правило, сравнение включает три обязательных составляющих: сам предмет или явление, объект, с которым ведется сравнение, и некий общий для сравниваемых объектов признак.

Из текста рассказа Муму мы выписали 32 примера сравнений, составили карточки, с указанием страниц из учебника литературы, откуда их списывали. Произведя анализ материала, мы разделили карточки на 8 групп в зависимости от того, по отношению к какому персонажу или явлению в рассказе использовано сравнение

Из текста рассказа Муму мы выписали 32 примера сравнений, составили карточки, с указанием страниц из учебника литературы, откуда их списывали. Произведя анализ материала, мы разделили карточки на 8 групп в зависимости от того, по отношению к какому персонажу или явлению в рассказе использовано сравнение

Чаще всего автор рассказа использовал сравнения при описании Герасима, главного героя произведения. (18 примеров) Благодаря приёму сравнения, автор описал внешний вид персонажа: «Дворник Герасим, 12 вершков роста, сложенный богатырём», «Он вырос, немой и могучий, как дерево растёт на плодородной земле

Чаще всего автор рассказа использовал сравнения при описании Герасима, главного героя произведения. (18 примеров) Благодаря приёму сравнения, автор описал внешний вид персонажа: «Дворник Герасим, 12 вершков роста, сложенный богатырём», «Он вырос, немой и могучий, как дерево растёт на плодородной земле

рассказал о необыкновенной силе героя: «Он так усердно чистил и тёр свою лошадь, что та моталась, как былинка на ветру, и переваливалась с ноги на ногу под его железными кулаками», «Герасим в то время выколачивал и вытряхивал бочку, перевёртывая её в руках, как детский барабан» и другие.

рассказал о необыкновенной силе героя: «Он так усердно чистил и тёр свою лошадь, что та моталась, как былинка на ветру, и переваливалась с ноги на ногу под его железными кулаками», «Герасим в то время выколачивал и вытряхивал бочку, перевёртывая её в руках, как детский барабан» и другие.

Также, при помощи сравнения описан характер Герасима: «Он сам смахивал на степенного гусака», «Ни одна мать не ухаживает так за своим ребёнком, как ухаживал Герасим за своей питомицей».

Также, при помощи сравнения описан характер Герасима: «Он сам смахивал на степенного гусака», «Ни одна мать не ухаживает так за своим ребёнком, как ухаживал Герасим за своей питомицей».

Сравнения использованы при описании обстановки в каморке героя: «Каморка запиралась на замок, напоминавший своим видом калач», «… он соорудил в ней кровать из дубовых досок на четырёх чурбаках, истинно богатырскую кровать».

Сравнения использованы при описании обстановки в каморке героя: «Каморка запиралась на замок, напоминавший своим видом калач», «… он соорудил в ней кровать из дубовых досок на четырёх чурбаках, истинно богатырскую кровать».

Можно сказать, что Герасим описан очень ярко, он не мог сам «рассказать» о себе, поэтому мы узнаём его по описанию автора и других персонажей. Автор называет Герасима «самым замечательным лицом», его сравнивают со зверем, с быком, с Мининым и Пожарским, богатырём.

Можно сказать, что Герасим описан очень ярко, он не мог сам «рассказать» о себе, поэтому мы узнаём его по описанию автора и других персонажей. Автор называет Герасима «самым замечательным лицом», его сравнивают со зверем, с быком, с Мининым и Пожарским, богатырём.

Приём сравнения также используется при описании барыни, хозяйки Герасима: «Она иногда любила прикинуться загнанной и сиротливой страдалицей». О жизни героини автор говорит, что она была «чернее ночи».

Приём сравнения также используется при описании барыни, хозяйки Герасима: «Она иногда любила прикинуться загнанной и сиротливой страдалицей». О жизни героини автор говорит, что она была «чернее ночи».

Очень значимой в рассказе является история отношений Герасима, прачки Татьяны и башмачника Капитона. О Татьяне дворецкий Гаврила говорит так: «Я вижу, ты точно смиренница»,

Очень значимой в рассказе является история отношений Герасима, прачки Татьяны и башмачника Капитона.

О Татьяне дворецкий Гаврила говорит так: «Я вижу, ты точно смиренница»,

а Капитон сам говорит о себе: «Конечно, мне уж теперь всё нипочём: обдержался, обтерпелся человек, обмаслился, как коломенский горшок», «Горемыка я, горемыка неисходная»

а Капитон сам говорит о себе: «Конечно, мне уж теперь всё нипочём: обдержался, обтерпелся человек, обмаслился, как коломенский горшок», «Горемыка я, горемыка неисходная»

Сравнения использованы при описании слуг в доме, например, лакея Степана: «В передней на конике спал Степан, в положении убитого воина на батальной картине, судорожно вытянув обнажённые ноги из-под сюртука, служившего ему вместо одеяла», «Тогда Степан … внезапно бросился на неё, как коршун на цыплёнка»

Сравнения использованы при описании слуг в доме, например, лакея Степана: «В передней на конике спал Степан, в положении убитого воина на батальной картине, судорожно вытянув обнажённые ноги из-под сюртука, служившего ему вместо одеяла», «Тогда Степан … внезапно бросился на неё, как коршун на цыплёнка»

Ну и конечно, сравнения использованы при описании Муму, питомицы Герасима, из-за которой в доме барыни произошёл настоящий скандал:

Ну и конечно, сравнения использованы при описании Муму, питомицы Герасима, из-за которой в доме барыни произошёл настоящий скандал:

«Первое время она была очень слаба, тщедушна и собой некрасива, но понемногу справилась и выровнялась, а месяцев через восемь, благодаря неусыпным попечениям своего спасителя, превратилась в очень ладную собачку испанской породы, с длинными ушами, пушистым хвостом в виде трубы и большими выразительными глазами»,

«Первое время она была очень слаба, тщедушна и собой некрасива, но понемногу справилась и выровнялась, а месяцев через восемь, благодаря неусыпным попечениям своего спасителя, превратилась в очень ладную собачку испанской породы, с длинными ушами, пушистым хвостом в виде трубы и большими выразительными глазами»,

«Ночью она не спала вовсе, но не лаяла без разбору, как иная глупая дворняжка», «Муму слабо взвизгнула, как бы жалуясь и извиняясь».

«Ночью она не спала вовсе, но не лаяла без разбору, как иная глупая дворняжка», «Муму слабо взвизгнула, как бы жалуясь и извиняясь».

После того, как Герасим утопил Муму по приказу барыни, он не смог остаться больше в доме, где человек не чувствовал себя свободным, а подчинялся приказам и капризам своевольной хозяйки. В сцене где Герасим уходит в родную деревню также используются сравнения – при описании природы и при описании Герасима.

После того, как Герасим утопил Муму по приказу барыни, он не смог остаться больше в доме, где человек не чувствовал себя свободным, а подчинялся приказам и капризам своевольной хозяйки. В сцене где Герасим уходит в родную деревню также используются сравнения – при описании природы и при описании Герасима.

«Он торопился, как будто мать-старушка ждала его на родине, как будто она звала его к себе после долгого странствия на чужой стороне, в чужих людях», «Он чувствовал, как ветер, летевший к нему навстречу, ласково ударял его в лицо, видел белеющую дорогу – дорогу домой, прямую, как стрела, видел в небе несчётные звёзды, светившие его путь, и как лев выступал сильно и бодро…»Можно сказать, что эта сцена описана очень ярко и образно. В ней автор через поступок главного героя высказывает протест против крепостного права.

«Он торопился, как будто мать-старушка ждала его на родине, как будто она звала его к себе после долгого странствия на чужой стороне, в чужих людях», «Он чувствовал, как ветер, летевший к нему навстречу, ласково ударял его в лицо, видел белеющую дорогу – дорогу домой, прямую, как стрела, видел в небе несчётные звёзды, светившие его путь, и как лев выступал сильно и бодро…»Можно сказать, что эта сцена описана очень ярко и образно. В ней автор через поступок главного героя высказывает протест против крепостного права.

Для чего же нужны сравнения при описании героев и явлений в рассказе Муму? С помощью сравнения писатель раскрывает образ героя более ярко и полно. Использование сравнения делает восприятие речи многоплановым, вызывает интерес у слушателей или читателей, помогает глубже проникнуть в смысл высказывания, рождает богатые образные ассоциации.

Для чего же нужны сравнения при описании героев и явлений в рассказе Муму?

С помощью сравнения писатель раскрывает образ героя более ярко и полно.

Использование сравнения делает восприятие речи многоплановым, вызывает интерес у слушателей или читателей, помогает глубже проникнуть в смысл высказывания, рождает богатые образные ассоциации.

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!

Добавить комментарий