Как найти среднее превышение нивелирования

1.1. Вычисление превышений связующих точек

Вычисление
превышений связующих точек производят
по формулам:

hвычч
= ач
– вч;

hвычкр
= акр
– вкр,

где: а – отсчет по
рейке на задней точке по черной (ч) и
красной (кр) сторонам рейки; в – отсчет
по рейке на передней точке по черной
(ч) и красной (кр) сторонам рейки.

На первой станции:

hвычч=
1224 – 2440 = –1216 мм

hвычкр=
5908 – 7126 = –1218 мм

На второй станции:

hвычч=

hвычкр=

На третьей станции:

hвычч=

hвычкр=

На четвертой
станции:

hвычч=

hвычкр=

Вычисленные
превышения записываются в журнал
нивелирования.

1.2. Определение средних превышений

hср=
(hвычч
+ hвычкр)/2

На первой станции:

hвычч=
–1216 мм, hвычкр
= –1218 мм

hср1=
(–1216 + (–1218))/2 = –1217 мм.

На второй станции:

hвычч=

мм, hвычкр
=
мм

hср2=

На третьей станции:

hвычч=

мм, hвычкр
=
мм

hср3=

мм.

На четвертой
станции:

hвычч=

мм, hвычкр=

мм

hср4=

Если среднее
превышение имеют дробную часть, кратную
0,5мм, то его округляют до ближайшего
парного значения. Например, hср
= – 2050,5 после округления hср
= -2050 мм.

1.3. Постраничный контроль

Контроль вычислений
на каждой станции нивелирования сводится
к определению суммы задних и передних
отсчетов по рейкам, вычисленных и средних
превышений. Вычисленные суммы записаны
в каждой клеточке строки «Контроль» в
нижней части журнала нивелирования. На
каждой станции должно выполнятся
следующее условие: (∑а – ∑b) /2 = ∑hвыч./2
= ∑hср

Согласно заданию:

∑а =
мм; ∑b =

мм: ∑hвыч.
=
мм;
∑hср.=

мм.

Следовательно,
данное условие ________________.

1.4. Определение невязки нивелирного хода

Невязка нивелирного
хода определяется из выражения:

где: ∑hср
– алгебраическая сумма превышений;
∑hтеор.
– теоретическая сумма превышений.

Для замкнутого
нивелирного хода теоретическая сумма
превышений равна нулю, поэтому величина
невязки нивелирного хода будет равняться
∑hср.
Значение невязки fh
необходимо сравнить с предельной
невязкой, которая вычисляется по формуле:

fh
пред
=±50,

где L – длина
нивелирного хода в км.

Должно выполнятся
условие: |fh|
≤ fh пред.

Согласно заданной
схеме нивелирования, длина нивелирного
хода L=0,3 км;

fh
пред
= ±50
=

Так как невязка
нивелирного хода fh
меньше допустимой невязки fh
пред
, то
вычисленную невязку распределяем с
обратным знаком пропорционально над
всеми средними превышениями. Определяем
поправку нивелирного хода:
.

После этого
вычисляют поправку в превышениях по
формуле:

Δh=–fh/n,
где n – количество станций нивелирного
хода.

В нашем случае Δh
=

1.5. Вычисление увязанных превышений

Увязанные превышения
находим как алгебраическую сумму
среднего превышения и поправки для
данного превышения. Полученные результаты
записываем в столбец № 8. Контроль: сумма
увязанных превышений должна быть равна
сумме теоретических превышений, т.е.
для замкнутого нивелирного хода равна
нулю.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Обработка результатов нивелирования трассы и составление профиля

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Сибирский государственный университет путей
сообщения

Кафедра «Инженерная геодезия»

Расчетно-графическая работа № 2

Обработка результатов нивелирования трассы и
составление профиля

Выполнил: студент гр. У-214

                                              А.А. Дмитрук

    Проверил:  преподаватель

     В.Д. Астраханцев

                                     Новосибирск – 2010

Обработка
журнала нивелирования трассы

Вычисление средних
превышений

Отсчеты по рейкам на всех
станциях записаны в журнале нивелирования. Вычислим превышения, определяемые по
отсчетам черных и красных сторон реек, по формулам:

hч = 3ч – Пч ;

hк = 3к – Пк .

Это будут превышения
между связывающими точками:

hч = 1139 – 0784=0355мм ;

hк =5388 – 5035=0353мм .

Если разность черного и
красного превышений не превышает ± 10 мм, то вычисляют среднее превышение по станции:

hср =

hср =

Σ hср = 3584 мм.

После того как вычислены
все средние превышения на станции журнала, делается контроль по формуле:

 = Σ hср ±  2 – 3 мм ,

где Σ З – сумма всех отсчетов
задних(черных и красных);

Σ П – сумма всех отсчетов передних (черных
и красных);

Σ hсрсумма средних превышений с учетом знаков.

Если   Σ З = 63676
мм;  Σ П = 56507 мм
,  то

Σ hср =  = 3584 мм.  – контроль выполнен.

Определение высотной невязки и ее распределение в разомкнутом
ходе

Невязка определяется по формуле:

fh = Σ hср – (Нк – Нн) ,

где Нк и Нн 
отметки конечного и начального репера;

Σ hсрсумма средних превышений по всему ходу.

fh = 3584 – (108732–105163) = 15 мм.

Допустимая невязка
считается по формуле:

fhдоп = ± 50 мм  ,

где L – длина хода, (L = 1 км).

fhдоп = ± 50 мм  =
± 57 мм.

Если полученная невязка
менее допустимой невязки, то ее распределяют с обратным знаком поровну на все
превышения, причем

δh = – ,

где п – число станций.

δh =

Исправленное превышение определяется
по формуле:

hиспр = hср + δh.

Причем hиспрокругляется до целых в четную сторону.

Репер №31: hиспр = + 0354 – 2 = + 0352 мм;

ПК0: hиспр =+0856 – 2 =+ 0854 мм;

ПК3: hиспр = + 2179 – 2 =+ 2177 мм;

ПК5: hиспр = – 1225 – 2 = – 1227 мм;

ПК6: hиспр = – 1434 – 2 = – 1436 мм.

ПК7: hиспр = + 1326 – 2 =+ 1324 мм;

ПК9: hиспр = + 1328 – 2 = + 1326 мм;

ПК10: hиспр = + 0200 – 1 = + 0199 мм.

Тогда, Σ hср =3584мм.

Вычисление отметок связывающих и промежуточных точек

После того, как
исправлены и проконтролированы превышения, вычисляют отметки связывающих точек
по формуле:

Нп
= Нп-1 ±
hиспр
,

где Нпотметка
следующей (передней) точки на станции;

Нп-1отметка предыдущей (задней) точки на
станции;

hисприсправленное среднее превышение между этими точками.

Контроль, при вычислении отметок:
в результате вычисления отметок связывающих точек должна получиться заданная
отметка.

Rр31 = 105,163 мм;

ПК0 = 105,163  + 0,352
= 105,515 мм;

ПК3 = 105,515 + 0,854
= 106,369 мм;

ПК5 = 106,369 + 2,177
= 108,546 мм;

ПК6 = 108,546 – 1,227
= 107,319 мм;

ПК7 = 107,319 – 1,436
= 105,883 мм;

ПК9 = 105,883 + 1,324
= 107,207 мм;

ПК10 = 107,207 + 1,326
= 108,533 мм;

Rр32 = 108,533 + 0,199 = 108,732 мм– контроль.

Вычислим отметки
оставшихся пикетов и плюсовых точек, которые были пронивелированы как промежуточные.
Отметки промежуточных точек вычисляются через ГИ.

ГИ – это отметка
визирного луча. Он вычисляется на станциях, где промежуточные отсчеты, по
формуле:

ГИ = Нз
+ Зч ,

где Нзотметка
задней связующей точки на станции;

Зчотсчет по черной стороне рейке на
этой же точке.

Отметки промежуточных
точек находятся через ГИ и черные отсчеты на этих пикетах по формуле:

Нпр
= ГИ – сч

.

Тогда,

ПК0

ГИ = 105,515 + 2,485 = 108,000 мм

ПК1

Нпр = 108,000 – 1,385 = 106,615
мм

ПК2

Нпр = 108,000 – 1,738 = 106,262
мм

ПК3

ГИ = 106,369+2,818 = 109,187 мм

 + 46

Нпр = 109,187– 0,614 = 108,573
мм

ПК4

Нпр =109,187– 1,816 = 107,371
мм

 + 42

Нпр = 109,187– 1,785 = 107,402мм

 + 80

Нпр = 109,187– 0,796 = 108,391мм

ПК5

ГИ = 108,546+1,489 = 110,035мм

ПК6

ГИ = 107,319 +1,038 = 108,357 мм

Л+20

Нпр = 108,357  – 2,307 =
106,050мм

Л+9

Нпр = 108,357   – 1,719
= 106,638мм

П+20

Нпр = 108,357   – 2,703
= 105,654мм

ПК7

ГИ = 105,883+2,144 = 108,027 мм

ПК8

Нпр = 108,027 – 2,139 = 105,888
мм

Составление продольного профиля железнодорожной трассы

Пользуясь обработанным
журналом нивелирования и пикетажной книжкой, приступают к составлению
продольного профиля трассы. Для построения нормального продольного профиля
железнодорожной трассы задается горизонтальный масштаб 1 : 10000 и вертикальный
1 : 200. Профиль составляется на миллиметровой бумаге по установленному образцу
на стр.33, рис. 3.4 методических указаний.

На готовой сетке нумеруют пикеты, отступая от края
таблицы на 0,5 мм. Графа «Расстояние» заполняется в соответствии с пикетажной
книжкой. Положение плюсовых точек и пикетов показывают ординаты. Для плюсовых
точек указывают еще и расстояние между ними.

Далее заполняется графа
«Отметки земли». В ней против каждой ординаты выписываются из журнала
нивелирования с округлением до 1 см отметки точек. После этого приступают к
построению линии земли.

Построение линии земли на
продольном профиле производят по отметкам точек трассы «отметка земли». Для
этого на соответствующих ординатах, проведенных выше линии «тип и глубина болота»,
черные отметки точек в заданном вертикальном масштабе 1 : 200. полученные точки
соединяют отрезками прямых.

Построение проектной линии (бровки земляного полотна)

При построении проектной
линии, следует обратить внимание на следующее:

· 
Уклоны запроектированных
элементов трассы не должны превышать заданные;

· 
Проектная линия
может иметь подъем и спуск, между ними должна быть запроектирована
горизонтальная площадка длиной не менее 200 м;

· 
Объем земляных
работ должен быть наименьшим.

В графе «проектные
уклоны» ординатами разделяют элементы запроектированной трассы. Около ординат в
этой графе указывается расстояние до ближайших пикетов. Над диагоналями пишется
величина уклона в промилле, а под диагоналями – протяженность подъема или спуска
в метрах.

Проектная отметка на ПК0
– отметка бровки земляного полотна определяется условно (ПК0 = 105,52 мм), а
последующих точек вычисляются с точностью до сантиметра алгебраически по
формуле:

Н = Но
+
id ,

где Ноотметка
начальной точки данного элемента профиля;

iвеличина уклона;

d – расстояние данной точки от
начальной.

Нпк1 =
104,72 + 0,010*100 = 105,72 мм;

Нпк2 =
105,72 + 0,010*100 = 106,72 мм;

Нпк3
=106,72 + 0,010*100 = 107,72 мм;

Нпк4=
107,72 +0*100 = 107,72 мм;

Нпк5=
107,72 + 0*100 = 107,72 мм;

Нпк6=
107,72 + 0*100= 107,72 мм;

Нпк7=
107,72 – 0,005*100= 107,22 мм;

Нпк8=
107,22 – 0,005*100= 106,72 мм;

Нпк9=
106,72 – 0,005*100= 106,22 мм;

Нпк10=
106,22 – 0,005*100= 105,72 мм.

Рабочие отметки
представляют собой разности между проектной и отметкой земли на каждом пикете и
плюсе. Их вычисляют с точностью до сантиметра по формуле:

hраб = Нпр – Нз .

Тогда,

hПК0 = 105,52 – 104,72 = 0,80 мм – выемка;

hПК1 = 106,62 – 105,72 = 0,90 мм – выемка;

hПК2 = 106,26 – 106,72 = 0,46 мм – насыпь;

hПК3 = 106,37 – 107,72 = 1,35 мм – насыпь;

h+46 = 108,57 – 107,72 = 0,85 мм –
выемка;

hПК4 = 107,37 – 107,72 = 0,35 мм –насыпь;

h+42 = 107,40 – 107,72 = 0,32 мм –
насыпь;

h+38= 108,39 – 107,72= 0,67 мм – выемка;

hПК5 = 108,55 – 107,72 = 0,83 мм –выемка;

hПК6 = 107,32 – 107,72 = 0,40 мм –
насыпь;

hПК7 = 105,88 – 107,22 = 1,34 мм –
насыпь;

hПК8 = 105,89 – 106,72 = 0,83 мм – насыпь;

hПК9 = 107,21–106,22= 0,99 мм – выемка;

hПК10 = 108,53 –105,72= 2,81 мм – выемка.

Там, где насыпь переходит
в выемку, проектная линия пересекает линию земли, т.е. рабочая отметка равна 0.
Такие точки называются точками нулевых работ. Их месторасположение, т.е.
горизонтальное расстояние от ближайшего заднего пикета, определяется по
формуле:

lo = ,

где h1и h2модули
рабочих отметок соседних точек профиля

Похожие материалы

  • Вычисление координат вершин замкнутого теодолитного хода, выполнение накладок точек на план
  • Ответы на экзаменационные вопросы № 1-47 дисциплины “Геодезия” (Предмет геодезии, его значение в деятельности инженеров путей сообщения. Нивелирование по квадратам)
  • Обработка материалов и составление плана тахеометрической съемки. Решение задач по топографическому плану

Информация о работе

Тип:

Расчетно-графические работы

    Скачать с Depositfiles 

1. ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ ОБРАБОТКА ЖУРНАЛА НИВЕЛИРОВАНИЯ

1.1. Вычисление превышений между связующими точками

Обработка журнала нивелирования производится в следующем порядке[1, c.28-34].

Вначале вычисляют превышения между связующими точками (пикетами) для всех станций нивелирного хода. Превышение h на каждой танции находят как разность заднего a и переднего b отсчетов по рейкам:

h=ab (1.1)

При этом получают два значения превышения: h ́ – из отсчетов по черным сторонам реек; h» – из отсчетов по красным сторонам реек. Из этих значений рассчитывают среднее значение превышения :

Все вычисления средних превышений приведены в приложении А.

1.2. Постраничный контроль журнала нивелирования.

Вычислив средние превышения на всех станциях и записав результаты, выполняют постраничный контроль. Для этого выполняют следующее:

Получить суммы задних отсчетов по рейкам ∑a и по передним рейкам ∑b.

Также получить суммы вычисленных ∑hвыч и средних ∑hср превышений:

Получить разность сумм отсчета ∑a–∑b по задним и передним рейкам:

В результате постраничного контроля должно выполняться условие:

a–∑b = ∑hвыч = 2*∑hср (1.3)

1) ∑a–∑b =9923=2*4962

2) ∑a–∑b =8974=2*4488

3) ∑a–∑b =-3215=2*(-1606)

Если это условие выполняется, то все расчеты верны, в противном случае следует все пересчитать[2,c.67-78].

Все вычисления постраничного контроля приведены в приложении А.

                       2. УРАВНИВАНИЕ ПРЕВЫШЕНИЙ НИВЕЛИРНОГО ХОДА

2.1. Вычисление высотной невязки хода

Контролем полевых измерений и вычислений является невязка.

Фактическую невязку нивелирного хода вычисляют по формуле:

где  — сумма всех средних превышений в нивелирном ходе;

 — обсолютные отметки соответственно начального и конечного реперов;

n — количество станций в нивелирном ходе.

Фактическую угловую невязку сравнивают с допустимой невязкой, которая вычисляется по формуле:

где  — длина нивелирного хода, км.[4,c.34]

Величина фактической невязки по абсолютной величине не должна превышать значения допустимой невязки:

fh ≥ fh доп (2.3)

При выполнении данного условия измерения, выполненные при прокладке нивелирного хода, считают качественными и пригодными для дальнейшей обработки, в противном случает измерения повторяют.

2.2. Вычисление уравненных превышений

Следующим этапом камеральной обработки нивелирного хода является уравнивание превышений. Для этого величину фактической невязки  распределяют с противоположным знаком поровну на все станции, т.е. рассчитывают поправку  в каждое превышение:

Значение поправки вычисляют с точностью до 1 мм. Если невязка  не делится нацело на количество станций хода, полученный остаток по 1 мм распределяют на любые произвольно выбранные превышения[6,c.56]. Величины поправок записывают со своими знаками над соотвествующими им приращениями. Сумма всех поправок должна быть равна невязке  с обратным знаком.

Все вычисления приведены в приложении А на стр.2.

3. ВЫЧИСЛЕНИЕ ОТМЕТОК ТОЧЕК

3.1. Вычисление отметок связующих точек хода

После определения поправок находят абсолютные отметки всех связующих точек хода[5,c.45]. Вычисление абсолютных отметок пикетов производят по формуле:

где  – абсолютная отметка некоторого i-го пикета;

 – абсолютная отметка предыдущего (i-1)-го пикета;

 – среднее превышение i-го пикета над (i-1)-ым пикетом.

Так, например, отметка ПК0 находится по формуле:

=218,154+1,683-0,001 = 219,836

и и.д.

Результаты вычислений приведены в приложении А на стр.2-4.

Контрлем правильности вычислений абсолютных отметок связующих пикетов является совпадение вычисленного и заданного значений абсолютной отметки конечного репера  .

3.2. Вычисление отметок промежуточных точек хода

На последнем этапе вычислений для всех станций нивелирного хода, где есть промежуточные точки, определяют абсолютные отметки этих точек. Для этого вначале на каждой из этих станций находят значение горизонта прибора (ГП), представляющее собой абсолютную отметку горизонтального визирного луча нивелира, которым брались отсчеты по рейкам[3,c.56-78].

Отметку горизонта прибора вычисляют по одной из двух аналогичных формул:

где  и  — абсолютные отметки соотвественно заднего и переднего пикетов на данной станции;

 и  — отсчеты по черным сторонам реек на этих пикетах.

Так, например, отметка ГП на станции 2

Отметка промежуточной точки равна разности ГП той станции, с которой нивелировалась эта точка, и отсчета  по черной стороне рейки, установленной в данной промежуточной точке.

 (3.3)

Например, отметка промежуточной точки +36 на станции 2:

 = 219.882

и т.д. для остальных промежуточеных точек[6,c.23].

Результаты вычислений приведены в приложении А в столбце «Абсолютная отметка» напротив соответствующей промежуточной точки.

     4. ПРОДОЛЬНЫЙ ПРОФИЛЬ ТРАССЫ АВТОМОБИЛЬНОЙ ДОРОГИ

               4.1. Построение продольного фактического профиля трассы

Профиль продольного нивелирования является одним из главных геодезических документов при вертикальной съемке и служит основой для проектирования по нему трасс автомобильных и железных дорог и других линейных сооружений и коммуникаций.

Студенты составляют профиль по результатам своих вычислений абсолютных отметок пикетов и промежуточных точек, выполненных в журнале нивелирования[2,c.45].

Составление профиля производят на миллиметровой бумаге формата 55х80 см в данной последовательности.

В нижней половине листа строят сетку профиля, состоящую их семи горизонтальных граф и содержащую всю необходимую числовую и графическую информацию.

Принимают горизонтальный масштаб равным 1:2000. В графе «Расстояния» вертикальными штрихами (на всю ширину графы) наносят в данном масштабе все пикеты и промежуточные точки. Затем указывают длину каждого отрезка между штрихами, т.е. расстояние между каждыми двумя соседними точками нивелирного хода. В графе «номер пикета» указываю номера пикетов хода у соответствующих или вертикальных штрихов[2,c.48-49].

Далее, из журнала нивелирования выписываются в графу «Отметки земли» абсолютные отметки всех пикетов и промежуточных точек. Отметки округляют до 0,01 м и записывают напротив соответствующих им вертикальных штрихов в графе «Расстояния».

На расстоянии 1 см выше от сетки профиля проводят линию условного горизонта и подписывают ее отметку. Отметку условного горизонта выбирают так, чтобы самая низкая точка профиля расположилась выше линии условного горизонта на 5-7 см, т.е. отметка линии условного горизонта должна быть на 5-7 м меньше минимальной отметки хода.

Вертикальный масштаб принимают равным 1:200. Перпендикулярно линии условного горизонта в точке, соответствующее ПК0, строят шкалу вертикального масштаба (шкалу отметок) высотой 8-10 см. Эта шкала имеет ширину 2 мм и вычерчивается в виде черных и белых прямоугольников, раскрашенных в шахматном порядке. Возле шкалы вертикального масштаба подписывают ее отметки[6,c.35-45].

Наносят на профиль все пикеты и промежуточные точки. Для этого проводят вертикальные линии, соответствующие штрихам в графе «Расстояния», и на каждой из них в вертикальном масштабе откладывают отметку данной точки.

Все нанесенные по отметкам точки последовательно соединяют отрезками прямых линий и получают линию профиля.

(см. приложение Б)

                  4.2. Проектирование автодороги на продольном профиле.

После составления профиля продольного нивелирования необходимо подготовить по данному профилю проект трассы автомобильной дороги. Дорогу проектируют с условием, чтобы отметка ее полотна на пикетах ПК0 и ПК10 совпадала с отметками этих пикетов[5,c.45-53].

Составление проекта трассы автодороги включает в себя следующие этапы:

— нанесение проектоной линии;

— вычисление проектных уклонов на всех участках проектной линии;

— определение отметок проектной линии на пикетах и промежуточных точках;

— расчет рабочих отметок;

— нахождений расстояний до точек нулевых работ и проектных отмтеток этих точек;

проектную линию наносят на существующий профиль продольного нивелирования, руководствуясь следующим;

а) объем земляных работ должен быть минимальным;

б) объем выемки и насыпи на всем профиле должны быть примерно равными;

в) уклон проектной линии оси автодороги не должен превышать величины 0,05;

г) проектная линия может состоять из нескольких участков, имеющих различный уклон, но границы этих участков должны совпадать с отвесными линиями, проходящими через пикеты или промежуточные точки;

д) между участками проектной линии, имеющими уклоны с противоположными знаками (например, «подъем-спуск» или «спуск- подъем»), обязаетльно должен быть горизонтальный участок длиной не менее 100 м[1,c.13].

4.3. Расчет проекта.

Величину уклона i каждого участка проектной линии вычисляют по формуле

i= (4.1)

где h – превышение между концами линии на данном участке

(определяется графически по профилю);

d – горизонтальное проложение линии.

Рассчитаем три значения уклонов для разных участков:

1) i= = 0.005;

2) i= = 0.020;

3) i= = — 0.001;

Значения вычисленных уклонов записываются в графу «Проектные уклоны».

Также мы должны пересчитать проетные отметки, так как их фактическое положение из-за уклона могло измениться:

1)= 219.84+0.005*372=221.70;

2) = 221.70+0.020*228=226.26;

3) = 226.26+0.004*400=227.86;

Вычисление отметок проектной линии начинают с ПК0. Проектная отметка ПК0 должна быть равна отетке земли этого пикета[2,c.34]. Отметки последующих точек данного отрезка проектной линии находят путем прибавления к проектной отметке предыдущего (исходного) пикета соответствующего превышения  :

где  и  — проектные отметки соответственно определенного и

исходного пикетов;

 — уклон проетной линии на данном участке;

— горизонтальное расстояние между исхожным и

определенным пикетами.

Запрещается определять отметки проектной линии непосредственно графически с чертежа.

Например:

Полный файл с формулами и вычислениями можно скачать по ссылке:

 Скачать с Depositfiles

Добавить комментарий