Как найти средний коэффициент пропорциональности

И снова о погрешностях

Окончание. См. № 15/07

Д.А.ИВАШКИНА,
лицей г. Троицка, Московская обл.

aivashkin@mail.ru

И снова о погрешностях

4. Учёт случайных погрешностей при
прямых измерениях

Если, проведя одно и то же измерение
несколько раз, вы видите, что результат остаётся
одним и тем же, то случайные погрешности
эксперимента малы, их не следует учитывать. Но
если при повторении измерения получаются разные
значения, то следует взять среднее значение из
серии измерений:

где n – число измерений. Как
узнать, какова погрешность результата? Логично, и
ученики сами обычно предлагают это, определить
среднее отклонение результата от среднего
значения. Полученная величина носит название средней
арифметической ошибки
: Она показывает, на сколько в
среднем каждое измеренное значение отклоняется
от среднего значения. Но эта величина слабо
зависит от количества проведённых измерений. В
чём же тогда смысл многократных измерений?

Для среднеквадратичной погрешности,
которая определяется немного сложнее:

есть простое правило: средняя
квадратичная погрешность среднего
арифметического равна средней квадратичной
погрешности отдельного результата, делённой на
корень квадратный из числа измерений
: Из формулы ясно,
что с увеличением числа измерений случайная
погрешность среднего значения уменьшается.
Поэтому необходимо проводить столько измерений,
чтобы случайная погрешность стала меньше
значения систематической погрешности данного
измерения.

К сожалению, в лабораторных работах и
при любых других экспериментах в школе провести
достаточное количество измерений невозможно в
силу нехватки времени. Как поступать, может
решить сам учитель. На мой взгляд, для нахождения
средней арифметической погрешности среднего
значения можно использовать формулу,
аналогичную формуле для средней квадратичной
ошибки:

Хотя эта формула и неверна, она
помогает понять смысл проведения большого числа
измерений. Использоваться же она будет всего в
нескольких работах, и, следовательно, нет нужды
специально обучать нахождению погрешности
среднего значения. Зато, получив в этих работах
случайную погрешность меньше погрешности
систематической, ученик запомнит, что каждое
измерение следует производить несколько раз при
малейшем подозрении, что в данном эксперименте
имеется случайная погрешность. Как правило, уже
при пяти измерениях достигается необходимая
малость случайной погрешности по сравнению с
систематической.

5. Определение погрешности
результата косвенных измерений

К определению погрешности результата
косвенных измерений учащиеся готовы, на мой
взгляд, уже к 8-му классу. В зависимости от уровня
класса впервые метод границ [1, 12] можно
применить или в работе по сравнению количеств
теплоты при смешивании воды, или при нахождении
сопротивления проводника. Поясню на примерах.

  • Допустим, при нагревании холодной
    воды в процессе смешивания мы имеем следующие
    результаты измерений:

– температура холодной воды t1
= (16,0 ± 1,5) °С;

– температура смеси t = (43,0 ± 1,5) °С;

– объём холодной воды V1 = (80
± 2) мл = (80 ± 2) • 10–6 м3.

Получаем количество теплоты,
полученное холодной водой:

Q = 4190 Дж/(кг • °С) • 1000 кг/м3
• 80 • 10–6  м3  (43 – 16) °С = 9050,4 Дж.
     (1)

Возникает вопрос: а какова погрешность
полученного значения? Другими словами, на
сколько мы можем ошибиться, если точные значения
не равны измеренным, а лежат где-то в интервале,
даваемом погрешностью? Например, начальная
температура воды может быть равна 16,5 °С, 17,0 °С и
т.д. Тогда вычисленное количество теплоты будет
меньше. Логично посмотреть, на сколько мы можем
ошибиться по максимуму. Максимальное количество
теплоты получится, если взять для всех
сомножителей максимальные значения, т.е. верхние
границы интервалов значений с погрешностью, для
уменьшаемого взять верхнюю границу значения, а
для вычитаемого – нижнюю:

Qв = 4190 Дж/(кг • °С) • 1000
кг/м3 • 82 • 10–6 м3 (44,5 – 14,5)°С = 10 307,4 Дж.

Аналогично вычисляем нижнюю границу
значения количества теплоты:

Qн = 4190 Дж/(кг • °С) • 1000
кг/м3 • 78 • 10–6 м3 (41,5 – 17,5) °С = 7843,68
Дж.

В данных пределах и лежит искомое
значение. Чтобы сравнивать методом интервалов
это значение с количеством теплоты, отданным
горячей водой, надо округлить значения верхней и
нижней границ. Лучше это сделать, оценив
абсолютную погрешность найденного значения
количества теплоты.

Рис. 2
Рис. 2

Из рис. 2 видно, что

Найденное выше значение (1) близко к (3),
поэтому его не стоит находить ещё раз. А вот для
погрешности найдём с помощью (2):

(две
значащие цифры, т.к. первая «1»). Поэтому
количество теплоты, полученное холодной водой,
можно округлить: Qполуч = 9000 Дж ±
1200 Дж (т.е. между 7800 Дж и 10 200 Дж). Если количество
теплоты, отданное горячей водой, лежит между 8500
Дж и 11 500 Дж (Qотдан = 10 000 Дж ± 1500 Дж), то
можно видеть, что эти количества теплоты
совпадают в пределах погрешности эксперимента
(рис. 3).

Рис.3
Рис.3

  • Определение сопротивления резистора.
    Пусть измеренные значения напряжения и силы тока
    следующие:

U = 2,60 В ± 0,15 В (инструментальная
погрешность 0,15 В; погрешность отсчёта может быть
взята равной 0,05 В, т.е. в 3 раза меньше
инструментальной, поэтому ею можно пренебречь);

I = 1,2 А ± 0,1 А (инструментальная
погрешность 0,05 А, погрешность отсчёта 0,05 А).

Тогда для сопротивления получаем:

Но на самом резисторе написано: «2 ± 0,1 ». Получается, что
мы неверно определили сопротивление? Рассчитаем
погрешность нашего определения значения
сопротивления:

Uв = 2,75 В; Uн = 2,45 В; Iв
= 1,3 А, Iн = 1,1 А;

Полученное экспериментально значение
сопротивления R = (2,2 ± 0,3) Ом совпадает в
пределах погрешности со значением R = (2,0 ± 0,1)
Ом, указанным на резисторе.

С помощью метода границ можно вывести
и формулы для погрешности при обобщении темы
«Определение погрешности косвенных измерений»,
но уже в 9-м классе.

Определение погрешности разности. Пусть
А = В – С. Рассчитаем погрешность А в
общем виде:

Ав = ВвСн
= (В + В)
– (СС)
= (В – С) + (В
+ С);

Ан = ВнСв
= (ВВ)
– (С + С)
= (В – С) – (В
+ С);

Полученное очень важно: в некоторых
работах в формулах для вычисления результата
встречается разность двух близких по значению
величин, что приводит к большой относительной
погрешности результата.

  • В cтарой работе «Определение модуля
    Юнга резины» [11] удлинение резинового жгута
    находилось как разность его результирующей и
    начальной длин. Если условия опыта таковы, что
    эта разность мала, например, составляет 1,5 см, то
    относительная погрешность определения разности (погрешность
    отсчёта взята гораздо меньше инструментальной
    погрешности). Ясно, что такое измерение
    использовать для определения модуля Юнга
    нежелательно, – может получиться погрешность
    больше 100%. Лучше увеличить нагрузку на жгут.
    Аналогичная проблема возникает в работе
    «Измерение ЭДС и внутреннего сопротивления
    источника» [2] (одно сопротивление должно быть в
    несколько раз больше другого) и др.

Определение погрешности частного
двух величин.
Пусть Рассчитаем погрешность в общем виде:

Такую формулу трудно запоминать.
Поэтому найдём относительную погрешность
величины А:

Итак, относительная погрешность
частного равна сумме относительных погрешностей
величин, входящих в него. Такая же формула
получается и для относительной погрешности
произведения.

Важным я считаю не сам процесс расчёта
погрешности. Эти формулы дают мощный инструмент
для оценки обоснованности проведения
эксперимента. При их использовании легко
объяснить, при измерении какой из величин
следует увеличить точность, чтобы получить
лучший результат.

Рассмотрим формулу для нахождения
модуля Юнга:
Если воспользоваться для расчёта погрешности
результата методом границ, то неясным останется,
какая из величин в формуле вносит наибольшую
погрешность.

Для нахождения относительной
погрешности результата лучше воспользоваться
формулой:

При подстановке значений оказывается,
что слагаемое
даёт максимальный вклад в сумму, а остальные
слагаемые в несколько раз меньше, так что ими
можно пренебречь. Если ll0 будет
невелико, то значение относительной погрешности
окажется очень большим, порой выше 100%. Какой
вывод сделают в таком случае ученики?

Такая ситуация – пример того, как
применение упрощённого способа вычисления
погрешностей может привести к большим ошибкам.
Конечно же, этот эксперимент совершенно
обоснован, с помощью него можно найти модуль
Юнга. Только следует выбрать те измерения, где l
l0 достаточно велико, и не забыть
пренебречь малыми слагаемыми при расчёте
погрешности.

6. Определение коэффициента
прямой пропорциональности

В лабораторных работах нередко
встречается ситуация, когда необходимо по
графику определить коэффициент
пропорциональности в зависимости одной величины
от другой. И здесь в учебниках встречаются две
ситуации.

В работе «Определение модуля Юнга» [13]
после нахождения модуля Юнга для измерений с
тремя различными нагрузками учащимся
предлагается найти среднее арифметическое трёх
полученных значений. Такой подход ошибочен, т.к.
каждое значение получено с различными
систематическими погрешностями, т.е. с разной
степенью точности. Нельзя суммировать эти
значения «с одинаковым весом». При подобных
вычислениях в теории ошибок находится сумма этих
значений с разными коэффициентами.

Далее, в работе «Измерение жёсткости
пружины» [7] в аналогичной ситуации совершенно
справедливо отмечено, что, поскольку жёсткость
пружины в каждом из опытов получена при разных
условиях, среднее арифметическое этих значений
находить нельзя. И предлагается найти среднее
значение коэффициента жёсткости по графику как
коэффициент пропорциональности. Однако,
поскольку учащиеся не могут найти погрешность
найденного таким образом коэффициента
пропорциональности, предлагается взять в
качестве этой погрешности погрешность
наихудшего результата. Я считаю, что такой подход
не оправдан. Зачем брать погрешность самого
ненадёжного результата, если сам способ
нахождения коэффициента жёсткости из графика
применяется для того, чтобы определить этот
коэффициент наиболее точно? Думаю, авторы просто
не хотели заострять внимание на этом вопросе.

На мой взгляд, для определения
коэффициента пропорциональности по графику
можно предложить несколько вариантов.

Вариант 1. Самый простой, а потому
пригодный для младших классов. Отмечаем на
графике экспериментальные значения с указанием
погрешности. Обращаем внимание учащихся на то,
что если бы мы не нанесли погрешности на графики,
то провести прямую было бы затруднительно. В 7-м
классе достаточно просто отметить тот факт, что
зависимость между двумя величинами прямо
пропорциональна. Но если всё-таки необходимо
найти значение коэффициента пропорциональности,
можно обойтись без расчёта погрешности, отметив
только, что этот способ (многократные измерения
при различных условиях и построение графика)
используется именно для того, чтобы уменьшить
погрешность результата.

Вариант 2. Чертим прямую, находим
экспериментальную точку, которая лежит ближе
всего к прямой, и именно эту точку и считаем самой
точной. Остаётся вычислить результат для неё по
обычным формулам, рассчитав также и погрешность.

Вариант 3. Самый логичный. Пробуем
провести через точки вместе с их погрешностями
две прямые: с наибольшим и с наименьшим наклоном.
Значения коэффициентов для них и будут верхней и
нижней границами для результата. Зная границы,
рассчитываем среднее значение коэффициента и
погрешность. Данная погрешность неявно будет
содержать в себе как систематическую
погрешность экспериментально измеренных
величин, так и случайную погрешность определения
среднего, но уже с учётом точности каждого
результата. Этот вариант годится для
использования в экспериментах, когда
коэффициент должен быть оценён достаточно точно.
Но он достаточно сложен, поэтому не стоит его
использовать во всех случаях.

Вариант 4. Использование
встроенных программ в калькуляторах или готовых
компьютерных программ для вычисления
коэффициентов по методу наименьших квадратов.
Этот способ пригоден для практикума в старших
классах и/или в классах физматпрофиля. К
сожалению, в такие программы, как правило,
встроен метод наименьших квадратов, не
учитывающий погрешностей экспериментальных
точек. Применение имеет смысл в случаях, когда
погрешности всех точек практически одинаковы
или когда доминирующей является случайная
погрешность. Она и будет учтена.

Какой из этих вариантов выбрать, может
решать сам учитель. К счастью, таких работ
довольно мало. Продемонстрируем все эти варианты
на примере.

  • Возьмём данные эксперимента по
    зависимости пути от времени равномерного
    движения (машинка из конструктора с
    электрическим приводом):

Действуя так, как описано в варианте 1,
строим график (рис. 4).

Рис. 4
Рис. 4

Так как точек на графике много, можно с
уверенностью утверждать, что 8-я и 10-я точки
являются «выбросами», т.е. измерены небрежно.
Учитывая погрешность эксперимента, можно
провести прямую практически единственным
способом: соответствующая скорость 0,16 м/с. Если
воспользоваться методом наименьших квадратов
(например, встроенной функцией ЛИНЕЙН в
программе MicrosoftExcel), то для коэффициента мы
получим значение 0,158 ± 0,002 м/с (вариант 4).

Для варианта 2 подходит 3-я точка.
Скорость, вычисленная по данным для этой точки,
0,158 м/с. Рассчитаем погрешность: Так как относительная
погрешность пути мала по сравнению с
относительной погрешностью времени,
пренебрегаем ею. Абсолютная погрешность
результата: 0,063
• 0,158 = 0,010 м/с. То есть скорость, вычисленная в
варианте 2: (0,158 ± 0,010) м/с.

Из приведённого примера видно, что
значения коэффициента пропорциональности
получаются очень близкими. В этом примере
погрешности отдельных измерений были достаточно
малы, а точек, наоборот, было много. Рассмотрим
пример, когда погрешности, напротив, велики, а
количество опытов в силу объективных причин
мало.

  • Найдём плотности пластмассы путём
    измерения массы и объёмов тел.

В случае варианта 1 прямую проводим
так, чтобы количество точек над и под прямой было
одинаково (рис. 5), т.е. в данном случае – одна
сверху, одна снизу (прямая 1). Плотность в
этом случае равна 1,23 г/см3.

Рис. 5
Рис. 5

В случае варианта 2 пригодна 2-я точка.
Для неё значение плотности (1,2 ± 0,2) г/см3.

Вариант 3: проведём прямые 2 и 3.
Для прямой 2 коэффициент пропорциональности
1,09 г/см3 является нижней границей
искомого значения плотности, а для прямой 3
(1,27 г/см3) – верхней. Полусумма этих
значений есть значение плотности (1,18 г/см3),
а полуразность – значение погрешности (0,09 г/см3).

Вариант 4 в данном случае менее
пригоден, т.к. не учитывает больших значений
погрешностей при измерении объёма с помощью
мерного цилиндра, но и в этом варианте плотность
(1,18 ± 0,05) г/см3.

Следует заметить, что в двух последних
примерах на графиках были обозначены только
погрешности вдоль горизонтальной оси, т.к.
погрешности значений второй переменной были
очень малы.

Послесловие

Научиться обрабатывать результаты
экспериментов учащиеся могут, лишь обрабатывая
результаты экспериментов. Это означает, что
помимо стандартного набора лабораторных работ
необходимо проводить много фронтальных и
демонстрационных экспериментов с обработкой
результатов. Это большая работа, и я хочу
пожелать успехов всем учителям, кто вступит на
этот путь или уже стоит на нём.

Литература

1. Анофрикова С.В., Стефанова Г.П.
Практическая методика преподавания физики.
Часть первая. – Астрахань: Издательство
Астраханского ГПИ, 1995.

2. Физика: Под ред. А.А.Пинского: Учебник
для 10 кл. школ и классов с угл. изучением физики. –
М.: Просвещение, 2002.

3. Попова О.Н. Обучение учащихся
выявлению устойчивых связей и отношений между
физическими величинами: Методическое пособие
для учителей физики. – Элиста: Элистинский лицей,
1998.

4. Анофрикова С.В. Азбука
учительской деятельности, иллюстрированная
примерами деятельности учителя физики. Ч. 1.
Разработка уроков. – М.: МПГУ, 2001.

5. Пёрышкин А.В. Физика-8. – М.:
Дрофа, 2004.

6. Громов С.В., Родина Н.А. Физика-8.
– М.: Просвещение, 2000.

7. Кикоин И.К., Кикоин А.К. Физика-10.
Механика. – М.: Просвещение, 2001.

8. Фронтальные лабораторные занятия по
физике в 7–11 классах общеобразовательных
учреждений. Книга для учителя: Под ред. В.А.Бурова,
Г.Г.Никифорова. – М.: Просвещение, Учебная
литература, 1996.

9. Зайдель А.Н. Элементарные оценки
ошибок измерений. – Л.: Наука, 1967.

10. Хорозов С.А. Работа над
ошибками: В кн. «Энциклопедия для детей», т. 16
«Физика», ч. 1 «Биография физики. Путешествие в
глубь материи. Механистическая картина мира». –
М.: Аванта+, 2000.

11. Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б., Сотский
Н.Н.
Физика-10. – М.: Просвещение, 2004.

12. Кирик Л.А. Физика-9: Методические
материалы. – М.: Илекса, 2003.

13. Шахмаев Н.М., Шахмаев С.Н., Шодиев
Д.Ш.
Физика-10. – М.: Просвещение, 1994.


Загрузить PDF


Загрузить PDF

Коэффициент пропорциональности (линейный коэффициент пропорциональности) равен отношению двух соответствующих сторон подобных фигур. Подобные фигуры – это фигуры одинаковой формы, но разных размеров. Коэффициент пропорциональности используется для решения основных геометрических задач. Коэффициент пропорциональности можно использовать для вычисления длин неизвестных сторон. С другой стороны, по соответствующим сторонам можно вычислить коэффициент пропорциональности. Такие вычисления связаны с операцией умножения или с упрощением дробей.

  1. Изображение с названием Find Scale Factor Step 1

    1

    Убедитесь, что фигуры подобны. У таких фигур все углы равны, а стороны соотносятся в некой пропорции. Подобные фигуры имеют одинаковую форму, но одна фигура больше другой.[1]

    • В задаче должно быть сказано, что фигуры подобны, или что у них равные углы, или что стороны пропорциональны, или что одна фигура пропорциональна другой.
  2. Изображение с названием Find Scale Factor Step 2

    2

    Найдите соответствующие стороны обеих фигур. Возможно, понадобится повернуть или зеркально отразить одну из фигур, чтобы выровнять обе фигуры и определить соответствующие стороны. Как правило, в задачах даются длины соответствующих сторон; в противном случае измерьте их.[2]
    Если не знать значений хотя бы пары соответствующих сторон, нельзя найти коэффициент пропорциональности.

    • Например, дан треугольник, основание которого равно 15 см, и подобный треугольник с основанием, равным 10 см.
  3. Изображение с названием Find Scale Factor Step 3

    3

    Запишите отношение. У каждой пары подобных фигур есть два коэффициента пропорциональности: один используется при увеличении размера, а другой – при уменьшении. Если размер меньшей фигуры увеличивается до размера большей фигуры, используйте отношение: коэффициент пропорциональности = (сторона большей фигуры)/(сторона меньшей фигуры). Если размер большей фигуры уменьшается до размера меньшей фигуры, используйте отношение: коэффициент пропорциональности = (сторона меньшей фигуры)/(сторона большей фигуры).[3]

    • Например, если треугольник с основанием 15 см уменьшается до треугольника с основанием 10 см, используйте отношение: коэффициент пропорциональности = (сторона меньшей фигуры)/(сторона большей фигуры).
      Подставив соответствующие значения, вы получите: коэффициент пропорциональности = {frac  {10}{15}}.
  4. Изображение с названием Find Scale Factor Step 4

    4

    Упростите отношение. Упрощенное отношение (дробь) является коэффициентом пропорциональности. При уменьшении размера коэффициент пропорциональности представляет собой правильную дробь.[4]
    При увеличении размера коэффициент пропорциональности представляет собой целое число или неправильную дробь, которую можно преобразовать в десятичную дробь.

    Реклама

  1. Изображение с названием Find Scale Factor Step 5

    1

    Найдите значения сторон фигуры. Значения сторон одной из подобных фигур будут даны; в противном случае измерьте их. Если стороны одной из подобных фигур неизвестны, нельзя вычислить стороны второй фигуры.

    • Например, дан прямоугольный треугольник, катеты которого равны 4 см и 3 см, а гипотенуза равна 5 см.
  2. Изображение с названием Find Scale Factor Step 6

    2

    Выясните, будет ли подобная фигура больше или меньше данной. Если больше, стороны будут больше, а коэффициент пропорциональности представляет собой целое число, неправильную или десятичную дробь. Если подобная фигура меньше данной, стороны будут меньше, а коэффициент пропорциональности представляет собой правильную дробь.

    • Например, если коэффициент пропорциональности равен 2, подобная фигура больше данной.
  3. Изображение с названием Find Scale Factor Step 7

    3

    Умножьте значение одной стороны на коэффициент пропорциональности. Коэффициент пропорциональности должен быть дан. Если умножить сторону на коэффициент пропорциональности, можно найти значение соответствующей стороны подобной фигуры.[5]

    • Например, если гипотенуза прямоугольного треугольника равна 5 см, а коэффициент пропорциональности равен 2, гипотенуза подобного треугольника вычисляется так: 5times 2=10. Таким образом, гипотенуза подобного треугольника равна 10 см.
  4. Изображение с названием Find Scale Factor Step 8

    4

    Найдите значения остальных сторон подобной фигуры. Для этого умножьте известные значения сторон на коэффициент пропорциональности. Вы получите значения соответствующих сторон подобной фигуры.

    Реклама

  1. Изображение с названием Find Scale Factor Step 9

    1

    Задача 1. Найдите коэффициент пропорциональности следующих подобных фигур: прямоугольник с шириной 6 см и прямоугольник с шириной 54 см.

  2. Изображение с названием Find Scale Factor Step 10

    2

    Задача 2. Сторона неправильного многоугольника равна 14 см. Сторона подобного многоугольника равна 8 см. Найдите коэффициент пропорциональности.

  3. Изображение с названием Find Scale Factor Step 11

    3

    Реклама

  1. Изображение с названием Find Scale Factor Step 12

    1

    Молярную массу соединения разделите на молярную массу по эмпирической формуле. Если эмпирическая формула химического соединения известна и нужно найти молекулярную формулу того же химического соединения, коэффициент пропорциональности равен отношению молярной массы соединения к молярной массе по эмпирической формуле.

    • Например, найдите молярную массу соединения H2O, молекулярная масса которого равна 54,05 г/моль.
      • Молярная масса Н2О равна 18,0152 г/моль.
      • Молярную массу соединения разделите на молярную массу по эмпирической формуле:
      • Коэффициент пропорциональности равен 54,05/18,0152 = 3
  2. Изображение с названием Find Scale Factor Step 13

    2

    Эмпирическую формулу умножьте на коэффициент пропорциональности. В эмпирической формуле индексы элементов умножьте на вычисленный коэффициент пропорциональности. Вы найдете молекулярную формулу химического соединения, данного в задаче.

    • Например, чтобы найти молекулярную формулу данного соединения, умножьте индексы соединения Н20 на коэффициент пропорциональности, равный 3.
      • H2O * 3 = H6O3
  3. Изображение с названием Find Scale Factor Step 14

    3

    Напишите ответ. Найдены эмпирическая и молекулярная формулы химического соединения, которое дано в задаче.

    • Например, коэффициент пропорциональности равен 3. Молекулярная формула соединения: H6O3.

    Реклама

Об этой статье

Эту страницу просматривали 63 574 раза.

Была ли эта статья полезной?

Как найти коэффициент пропорциональности

Две взаимозависимые величины являются пропорциональными, если отношение их значений не изменяется. Это неизменное отношение величин называют коэффициентом пропорциональности.

Как найти коэффициент пропорциональности

Вам понадобится

  • – калькулятор;
  • – исходные данные.

Инструкция

Прежде чем найти коэффициент пропорциональности, познакомьтесь поближе со свойствами пропорций. Предположим, что дано четыре отличающихся друг от друга числа, каждое из которых не равно нулю (a, b, c и d), а отношение между этими числами имеет следующий вид: a : b = c : d. В этом случае a и d являются крайними членами пропорции, b и c – средними членами таковой.

Основное свойство, которым обладает пропорция: произведение ее крайних членов равно результату умножения средних членов данной пропорции. Другими словами, ad = bc.

Вместе с тем при перестановке средних (a : c = b : d) и крайних членов пропорции (d : b = c : a) отношение между данными величинами остается справедливым.

Две взаимозависимые величины пропорции соотносятся следующим образом: y = kx, при условии, что k не равен нулю. В этом равенстве k является коэффициентом пропорциональности, а y и x – пропорциональными переменными. О переменной у говорят, что она является пропорциональной переменной х.

При расчете коэффициента пропорциональности обратите внимание на тот факт, что таковая может быть прямой и обратной. Область определения прямой пропорциональности – множество всех чисел. Из отношения пропорциональных переменных следует, что у/х = k.

Чтобы выяснить, является ли данная пропорциональность прямой, сравните частные у/х для всех пар с соответствующими значениями переменных х и у, при условии, что х ≠ 0.

Если сравниваемые вами частные равны одному и тому же k (этот коэффициент пропорциональности не должен равняться нулю), то зависимость у от х является прямо пропорциональной.

Обратная пропорциональная зависимость проявляется в том, что с увеличением (либо уменьшением) одной величины в несколько раз, вторая пропорциональная переменная уменьшается (увеличивается) во столько же раз.

Обратите внимание

Помните: на ноль делить нельзя!

Полезный совет

Коэффициент пропорциональности показывает, сколько единиц пропорциональной переменной у приходится на единицу переменной х.

Источники:

  • Пропорциональность

Войти на сайт

или

Забыли пароль?
Еще не зарегистрированы?

This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.

Как понять какая пропорциональность?

Две величины называются прямо пропорциональными, если при увеличении одной из них в несколько раз другая увеличивается во столько же раз. Обратная пропорциональность. Две величины называются обратно пропорциональными, если при увеличении одной из них в несколько раз другая уменьшается во столько же раз.

Какой формулой задается обратная пропорциональность?

Обратной пропорциональностью называется функция, которую можно задать формулой вида: y = k x , где — независимая переменная, — не равное нулю число.

Какое название получил коэффициент пропорциональности?

Коэффициент пропорциональности получил название постоянной Планка, и она равна: h = 6,63 ∙ 10-34 Дж∙с. После открытия Планка начала развиваться самая современная и глубокая физическая теория – квантовая физика.

Что такое прямо пропорциональные величины?

Две величины называются прямо пропорциональными, если при увеличении (уменьшении) одной из них в несколько раз, другая увеличивается (уменьшается) во столько же раз. Пример: такие величины, как скорость объекта и пройденное им расстояние являются прямо пропорциональными.

Какие величины называют прямо пропорциональными?

Вспомним, какие величины называют прямо пропорциональными. Две переменные величины называют прямо пропорциональными, если при увеличении (уменьшении) одной из них в несколько раз другая увеличивается (уменьшается) во столько же раз.

Как определить коэффициент пропорциональности k?

y = kx, где y и x — переменные величины, k — постоянная величина, которую называют коэффициентом прямой пропорциональности. Коэффициент прямой пропорциональности — это отношение любых соответствующих значений пропорциональных переменных y и x, равное одному и тому же числу.

Как составить график прямой пропорциональности?

Алгоритм построения графика прямой пропорциональности

  1. Выбрать произвольное значение аргумента
  2. Вычислить соответствующее значение функции
  3. Отметить на координатной плоскости точку
  4. Провести прямую через начало координат (0;0) и точку

Как найти коэффициент пропорциональности химия?

Запишите отношение. Если размер меньшей фигуры увеличивается до размера большей фигуры, используйте отношение: коэффициент пропорциональности = (сторона большей фигуры)/(сторона меньшей фигуры).

Как найти коэффициент?

Числовой множитель в произведении, где есть хотя бы одна буква, называется коэффициентом. Если чисел несколько, нужно их перемножить, упростить выражение и таким образом будет получен коэффициент.

Как найти прямо пропорциональные величины?

y = kx, где y и x — переменные величины, k — постоянная величина, которую называют коэффициентом прямой пропорциональности. Коэффициент прямой пропорциональности — это отношение любых соответствующих значений пропорциональных переменных y и x, равное одному и тому же числу.

Как найти прямо пропорциональную величину?

Прямую пропорциональность можно задать формулой. Формулу y=kx, где y и x — переменные величины, а k — коэффициент, является постоянной величиной, называют формулой прямой пропорциональности.

Что называют коэффициентом обратной пропорциональности?

График обратно пропорциональной зависимости Одно из них, как правило, у, называется функцией и зависит от х, то есть аргумента. к – постоянная величина, которая называется коэффициентом обратной пропорциональности.

Чему равен коэффициент пропорциональности G?

Коэффициент пропорциональности G в этом уравнении называется гравитационной постоянной. Численно она равна модулю силы тяготения, действующей на точечное тело единичной массы со стороны другого такого же тела, находящегося от него на единичном расстоянии.

Как правильно построить график функции?

Итак, алгоритм по шагам:

  1. Представьте, как выглядит ваш график.
  2. Составьте таблицу точек, принадлежащих графику:
  3. Постройте координатную плоскость и отметьте на ней точки из таблицы.
  4. Если нужно, найдите еще несколько точек и нанесите их на координатную плоскость.
  5. Постройте график

Что представляет собой график обратной пропорциональности?

Графиком обратной пропорциональности y=kx y = k x является кривая, состоящая из двух ветвей, симметричных относительно начала координат. Этот график называется гиперболой. Гипербола не имеет общих точек с осями координат, а лишь сколь угодно близко к ним приближается, т.

Чему равен коэффициент пропорции?

Коэффициент пропорциональности (линейный коэффициент пропорциональности) равен отношению двух соответствующих сторон подобных фигур. Подобные фигуры – это фигуры одинаковой формы, но разных размеров. Коэффициент пропорциональности используется для решения основных геометрических задач.

Как определить числовой коэффициент?

Если буквенное выражение является произведением одной или нескольких букв и одного числа, то это число называется числовым коэффициентом выражения. Числовой коэффициент зачастую называют просто коэффициентом.

Популярные ответы

  • Когда буквы е, ё, ю, я обозначают два звука?
  • Каким членом предложения может быть местоимение?
  • Как правильно произносятся слова термин, шинель, темп?
  • Как найти точки экстремума функции по графику производной?
  • Как правильно: по средам (ударение на «а» или на «е»)?
  • Какой официальный сайт Московского энергетического института (МЭИ)?
  • На какие вопросы отвечает наречие?
  • Где найти примеры сравнительных оборотов и других конструкций со словом «как»?
  • Как в физике обозначается скорость движения?
  • Где скачать задания по английскому языку олимпиады для школьников «Покори Воробьевы горы!»?

Определение пропорции

Пусть даны четыре отличных от нуля числа abc и d таких, что a : b = c : d. Тогда равенство a : b = c : d называется пропорцией. Т.е. пропорция (лат. proportio — соразмерность, выравненность частей) — равенство двух отношений. Числа a и d называются крайними членами пропорции, а числа b и cсредними членами.

Пишут, a : b = с : d или читают: «а так относится к b, как с относится к d»

Из свойств обыкновенных дробей следует, что справедливы следующие утверждения:

  • Пропорцию a : b = c : d можно записать в виде a/b = c/d.
  • Крайние члены пропорции можно поменять местами: если a/b = c/d, то d/b = c/a.
  • Средние члены пропорции можно поменять местами: если a/b = c/d, то a/c = b/d.
  • Произведение крайних членов пропорции равно произведению её средних членов: если a/b = c/d, то ad = bc (основное свойство пропорции). Например: если 20:5 = 16:4, то 20•4 = 5•16, т.е. 80=80. 

Основные свойства пропорций

  • Обращение пропорции. Если a : b = c : d, то b : a = d : c
  • Перемножение членов пропорции крест-накрест. Если a : b = c : d, то ad = bc.
  • Перестановка средних и крайних членов. Если a : b = c : d, то
    • a : c = b : d    (перестановка средних членов пропорции),
    • d : b = c : a    (перестановка крайних членов пропорции).
  • Увеличение и уменьшение пропорции. Если a : b = c : d, то
    • (a + b) : b = (c + d) : d    (увеличение пропорции),
    • (a – b) : b = (c – d) : d    (уменьшение пропорции).
  • Составление пропорции сложением и вычитанием. Если a : b = c : d, то
    • (a + с) : (b + d) = a : b = c : d    (составление пропорции сложением),
    • (a – с) : (b – d) = a : b = c : d    (составление пропорции вычитанием).  

Как из данной пропорции составить три верные пропорции

  • Надо поменять местами: 1) крайние 2) средние 3) одновременно крайние и средние члены пропорции. Например, из верной пропорции 20/5=16/4 получится 3 новые верные пропорции: 1) 4/5=16/20; 2) 20/16=5/4; 3) 4/16 = 5/20

Как найти неизвестный крайний член пропорции

  • Надо произведение средних поделить на известный крайний член пропорции, например: если: х:5=16:4, то х = (5 · 16) : 4, если 20:5=16:х, то х = (16 · 5) : 20 
  • Или еще пример: Необходимо найти неизвестный крайник член AC пропорции:
    • AC : 8 = √2 : 2
    • Решение: AC = 8 · √2 / 2 

Как найти неизвестный средний член пропорции

  • Надо произведение крайних поделить на известный средний член пропорции. Например, если 20:х=16:4, то х = (20 · 4) : 16; если 20:5=х:4, то х = (4 · 20) : 5

Пропорциональными называются две взаимно зависимые величины, если отношение их значений остается неизменным. Значения двух различных величин могут взаимно зависеть друг от друга. Так, площадь квадрата зависит от длины его стороны, и обратно, длина стороны квадрата зависит от его площади.

  • Пример: Масса керосина пропорциональна его объёму: 2 л керосина весят 1,6 кг, 5 л весят 4 кг, 7 л весят 5,6 кг. Отношение массы к объёму всегда будет равно плотности:
    • 1,6 / 2 = 0,8;
    • 4 / 5 = 0,8;
    • 5,6 / 7 = 0,8 и т. д.

Неизменное отношение пропорциональных величин называется коэффициентом пропорциональности.

Коэффициент пропорциональности показывает, сколько единиц одной величины приходится на единицу другой.

Какая зависимость называется прямой пропорциональной

  • Прямой пропорциональная зависимость — такая зависимость, когда с увеличением (или с уменьшением) одной величины в несколько раз вторая увеличивается (или уменьшается) во столько же раз. Например, при постоянной цене стоимость покупки прямо пропорциональна количеству товара: если цена 1 кг сахара равна 20 р., то надо платить за 2 кг — 40 р., за 3 кг — 60 р., и т.д.

Какая зависимость называется обратной пропорциональной

  • Обратной пропорциональная зависимость — такая зависимость, когда с увеличением (или с уменьшением) одной величины в несколько раз вторая уменьшается (или увеличивается) во столько же раз. Например, на имеющиеся 80 р можно купить 4 кг сахара по 20 р. или 2 кг по 40 р., т.е. если цену увеличили в 2 раза, то товара купили в 2 раза меньше на те же 80 р. 

Источники и дополнительная информация:

  • Отношения между числами
  • Математика (детский форум)
  • Пропорция (математика) — Википедия
  • Пропорциональность — Википедия
  • Пропорции
  • Как найти пропорцию
  • Как найти неизвестный член пропорции

Добавить комментарий