Цели урока:
- Выявить причины годового колебания температуры воздуха;
- установить взаимосвязь между высотой Солнца над горизонтом и температурой воздуха;
- использование компьютера как техническое обеспечение информационного процесса.
Задачи урока:
Обучающие:
- отработка умений и навыков для выявления причин изменения годового хода температур воздуха в разныхчастях земли;
- построение графика в Excel.
Развивающие:
- формирование умений у учащихся составлять и анализировать графики хода температур;
- применение программы Excel на практике.
Воспитательная:
- воспитание интереса к родному краю, умение работать в коллективе.
Тип урока: Систематизация ЗУН и применение компьютера.
Метод обучения: Беседа, устный опрос, практическая работа.
Оборудование: Физическая карта России, атласы, персональные компьютеры (ПК).
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Основная часть.
Учитель: Ребята, вы знаете, что чем выше Солнце над горизонтом, тем больше угол наклона лучей, поэтому сильнее нагревается поверхность Земли, а от нее и воздух атмосферы. Давайте рассмотрим рисунок, разберем его и сделаем вывод.
Работа учеников:
Слайд 2 (Приложение).
Работа в тетради.
Запись в форме схемы. Слайд 3
Слайд 4
Запись текстом.
Нагревание земной поверхности и температура воздуха.
- Земная поверхность нагревается Солнцем, а от нее нагревается воздух.
- Земная поверхность нагревается по-разному:
- в зависимости от разной высоты Солнца над горизонтом;
- в зависимости от подстилающей поверхности.
- Воздух над земной поверхностью имеет разную температуру.
Учитель: Ребята, мы часто говорим, что летом жарко, особенно в июле, а холодно в январе. Но в метеорологии, чтобы установить, какой месяц был холодным, а какой теплее, вычисляют по среднемесячным температурам. Для этого необходимо сложить все среднесуточные температуры и разделить на число суток месяца.
Например, сумма среднесуточных температур за январь составила -200°С.
-200 : 30 дней ≈ -6,6°С.
Наблюдая за температурой воздуха в течение года, метеорологи выяснили, что самая высокая температура воздуха наблюдается в июле, а самая низкая – в январе. А мы с вами тоже выяснили, что самое высокое положение Солнце занимает в июне -61° 50’, а самое низкое – в декабре 14° 50’. В эти месяцы наблюдается самая большая и самая маленькая продолжительность дня – 17 часов 37 минут и 6 часов 57 минут. Так кто же прав?
Ответы учеников: Все дело в том, что в июле уже прогретая поверхность продолжает получать хотя и меньшее, чем в июне, но еще достаточное количество тепла. Поэтому воздух продолжает нагреваться. А в январе, хотя приход солнечного тепла уже несколько увеличивается, поверхность Земли еще очень холодная и воздух продолжает от нее охлаждаться.
Определение годовой амплитуды воздуха.
Если найти разницу между средней температурой самого теплого и самого холодного в году месяца, то мы определим годовую амплитуду колебаний температуры воздуха.
Например, средняя температура июля +32° С, а января -17°С.
32 + (-17) = 49° С. Это и будет годовая амплитуда.
Определение среднегодовой температуры воздуха.
Для того чтобы найти среднюю температуру года, необходимо сложить все среднемесячные температуры и разделить на 12 месяцев.
Например:
месяц | Я | Ф | М | А | М | И | И | А | С | О | Н | Д |
t° | -15 | -10 | -8 | 0 | +10 | +15 | +20 | +15 | +10 | 0 | -5 | -10 |
Работа учащихся: 23:12 ≈ +2° С – среднегодовая температура воздуха.
Учитель: Также можно определить многолетнюю t° одного и того же месяца.
Определение многолетней температуры воздуха.
Если подсчитать сумму средних месячных температур воздуха за много лет и разделить ее на число лет наблюдений, то мы можем узнать среднюю многолетнюю температуру этого месяца.
Например: средняя месячная температура июля:
- 1996 год – 22°С
- 1997 год – 23°С
- 1998 год – 25°С
Работа детей: 22+23+25 = 70:3 ≈ 24° С
Учитель: А теперь ребята найдите на физической карте России город Сочи и город Красноярск. Определите их географические координаты.
Учащиеся по атласам определяют координаты городов, один из учащихся на карте у доски показывает города.
Практическая работа.
Сегодня на практической работе, которую вы выполняете на компьютере, вам предстоит ответить на вопрос: Совпадут ли графики хода температур воздуха для разных городов?
У каждого из вас на столе листок, на котором представлен алгоритм выполнения работы. В ПК хранится файл с готовой к заполнению таблицей, содержащей свободные ячейки для занесения формул, используемых при расчете амплитуды и средней температуры.
Алгоритм выполнения практической работы:
- Откройте папку Мои документы, найдите файл Практ. работа 6 кл.
- Внести значения температур воздуха в г. Сочи и г. Красноярск в таблицу.
- Постройте с помощью Мастера диаграмм график для значений диапазона А4 : М6 (название графику и осям дайте самостоятельно).
- Увеличьте построенный график.
- Сравните (устно) полученные результаты.
- Сохраните работу под именем ПР1 гео (фамилия).
месяц | Янв. | Фев. | Март | Апр. | Май | Июнь | Июль | Авг. | Сент. | Окт. | Нояб. | Дек. |
г. Сочи | 1 | 5 | 8 | 11 | 16 | 22 | 26 | 24 | 18 | 11 | 8 | 2 |
г. Красноярск | -36 | -30 | -20 | -10 | +7 | 10 | 16 | 14 | +5 | -10 | -24 | -32 |
Слайд 11
III. Заключительная часть урока.
Учитель:
- Совпадают ли у вас графики хода температур для г. Сочи и г. Красноярска? Почему?
- В каком городе отмечаются более низкие температуры воздуха? Почему?
Вывод: Чем больше угол падения солнечных лучей и чем ближе город расположен к экватору, тем выше температура воздуха (г. Сочи). Город Красноярск расположен от экватора дальше. Поэтому угол падения солнечных лучей здесь меньше и показания температуры воздуха будет ниже.
Домашнее задание: п.37. Построить график хода температур воздуха по своим наблюдениям за погодой за январь месяц.
Литература:
- География 6кл. Т.П. Герасимова Н.П. Неклюкова. 2004.
- Уроки географии 6 кл. О.В.рылова. 2002.
- Поурочные разработки 6кл. Н.А. Никитина. 2004.
- Поурочные разработки 6кл. Т.П. Герасимова Н.П. Неклюкова. 2004.
Содержание
- – Как рассчитать среднюю температуру за год?
- – Что такое средняя годовая температура?
- – Как вычислить средняя температура?
- – Как правильно рассчитать среднемесячную температуру?
- – Что такое годовая амплитуда температуры воздуха?
- – Как можно определить амплитуду?
- – Как найти годовую температуру?
- – Что такое средняя температура?
- – Как рассчитать годовые амплитуды изменения температуры?
- – Как определить среднюю температуру воздуха за неделю?
- – Как найти среднесуточную температуру?
- – Как определить среднюю температуру воздуха?
- – Как высчитать температуру?
- – Что такое среднесуточная температура воздуха?
- – Что такое месячная амплитуда?
Для того чтобы найти среднюю температуру года, необходимо сложить все среднемесячные температуры и разделить на 12 месяцев. Работа учащихся: 23:12 ≈ +2° С – среднегодовая температура воздуха.
Как рассчитать среднюю температуру за год?
1) Узнать среднюю температура всех месяцев года, найти их сумму и разделить на 12. Так мы получим среднюю годовую температуру.
Что такое средняя годовая температура?
Среднегодовая температура воздуха – это среднее арифметическое значение температур за все месяцы года. Среднегодовая температура в определённой местности является важным климатическим показателем и зависит от географического расположения, количество солнечных дней и розы ветров.
Как вычислить средняя температура?
Если необходимо посчитать среднюю температуру за сутки – необходимо знать температуру за каждые три часа, сложить ее и разделить на количество этих температур.
Как правильно рассчитать среднемесячную температуру?
1) Узнать среднюю температуру всех дней месяца, найти их сумму и разделить на количество дней (30 или 31). Так мы получим среднюю месячную температуру. 2) Менее точный способ, но более легкий в расчетах. Узнать температуру самого холодного и самого теплого дней месяца, найти их сумму и разделить на 2.
Что такое годовая амплитуда температуры воздуха?
Годовая амплитуда температур это разница между самой высокой и самой низкой температурами за период наблюдения +20 − (−20) = 40.
Как можно определить амплитуду?
Амплитуда температур – это разница между наибольшей и наименьшей температурой в течении определенного периода времени. Соответственно, чтобы вычислить амплитуду надо из наибольшего показателя вычесть наименьший (в соответствии с математическими правилами).
Как найти годовую температуру?
1) Средняя годовая температура вычисляется суммированием среднемесячных температур с учетом знака и последующим делением на количество месяцев. 77 / 12 ≈ 6,4° – среднегодовая температура. 2) Амплитуда – это разность между самой высокой и самой низкой температурой.
Что такое средняя температура?
Средняя температура воздуха – среднеарифметическое значение температур за определенное количество наблюдений (т. е. надо сложить показатели измерений температур и разделить на их количество).
Как рассчитать годовые амплитуды изменения температуры?
Годовая амплитуда температур – это разница между максимумом и минимумом среднемесячных температур наиболее жаркого и наиболее холодного месяцев года. Например, наиболее жаркий месяц – средняя температура «23◦», а наиболее холодный месяц «9◦», годовая амплитуда рассчитывается: (23-9) =14◦.
Как определить среднюю температуру воздуха за неделю?
1) Чтобы найти среднюю температуру воздуха, надо сумму всех показателей температуры за сутки разделить на количество измерений : (5 + 24 + 20 + 18 + 10) ÷ 5 = 15,4 °С. 2) Чтобы найти амплитуда температур, надо из самой большой температуры вычесть меньшую : 24 – 5 = 19 °С.
Как найти среднесуточную температуру?
Среднесуточная значит выводим средний показатель. Пример: измеряем температуру воздуха каждый час в течении суток, получается 24 значения. Результаты измерения складываем в общую сумму и делим на 24 часа, вот и получается среднесуточная температура воздуха.
Как определить среднюю температуру воздуха?
Температура воздуха, а также почвы и воды в большинстве стран выражается в градусах международной температурной шкалы, или шкалы Цельсия (˚С), общепринятой в физических измерениях. Ноль этой шкалы приходится на температуру, при которой тает лёд, а +100 ˚С — на температуру кипения воды.
Как высчитать температуру?
Сложите среднесуточные показания за месяц и разделите на количество дней. Таким же образом можно вычислить среднемесячные значения для дневных и ночных температур. 6Если наблюдения ведутся систематически в течение нескольких лет, можно вычислить климатическую норму для каждого конкретного дня.
Что такое среднесуточная температура воздуха?
СРЕДНЕСУТОЧНАЯ ТЕМПЕРАТУРА НАРУЖНОГО ВОЗДУХА — средняя величина температуры наружного воздуха, измеренной в определенные часы суток через одинаковые интервалы времени; принимается по данным метеорологической службы … Российская энциклопедия по охране труда
Что такое месячная амплитуда?
Амплитуда температур – это разница между самой большой и самой маленькой температурой в течении определенного периода времени. Обычно высчитывают дневную, месячную или годовую амплитуды. … Для расчета амплитуды месячной температуры также от самого большого показателя отнимают самый маленький.
Интересные материалы:
Сколько тонн кукурузы можно получить с одного гектара?
Сколько тонн масла в одном кубе?
Сколько тонн в одном кубе суглинка?
Сколько тысячелетий до нашей эры?
Сколько участниц в Холостяке?
Сколько учится в техникуме после училища?
Сколько углекислого газа в воздухе?
Сколько уроков должно быть в шестом классе?
Сколько уровней в модели оси?
Сколько устанавливается rdr2 на PS4?
Обновлено: 14.05.2023
Изотермы температур пересекают меридиан 40 градусов в. д: изотермы января- – 16 градусов, 0 гр. , +16 гр. , +16 гр., 0 гр. ; изотермы июля: +16 гр., +16 гр., 0 гр.
Объясните, как вы понимаете следующие слова французского писателя и лётчика Антуана де Сент-Экзюпери (роман «Планета Объясните,
Какая из пересисленных стран является крупнейшей по численности населения в западной африке? а)Гана б)Мали в)Нигерия с)Сенегал
Дайте краткую характеристику данных отраслей промышленностипромышленности, объяснив их влияние на экологическую ситуацию в район
Как вы думаете, почему горные породы нельзя пробовать на вкус, апри роботе с ним соблюдать осторожность
На самом деле учеными преследуется сразу несколько целей. Нужно знать где какая температура, из этого можно сделать выводы о той или иной климатической зоне. Также можно определить как меняется климат и температура от полюсов до экватора. Но главная цель, это знать динамику изменения температуры планеты, ведь если средняя температура растет, то это значит, что могут произойти климатические изменения на планете или ее части. Это очень важно для многих отраслей, да и жизни в целом.
Среднегодовая температура воздуха
Этот показатель является одним из важнейших климатических показателей местности. Зависит среднегодовая температура от
- географического расположения региона,
- количества солнечных и пасмурных дней,
- наличию водных ресурсов,
- розы ветров,
- других природных факторов.
Чтобы определить среднегодовую температуру, нужно сложить показатели среднемесячной температуры за 12 месяцев и разделить на 12.
Амплитуда колебания температур
Еще один важный показатель погодных условий местности – амплитуда колебания температур. Годовая амплитуда температур — это разность между максимальной температурой конкретного региона и его минимальной температурой в течении года.
Чем ближе мы продвигаемся от полюсов к экватору, тем годовая амплитуда температур будем меньше. А на самом экваторе этот показатель находится в районе 1°С.
Необходимость показателя средней годовой температуры
Можно выделить два основных направления использования показателя средней годовой температуры:
Её вычисляют для того, чтобы знать примерно какая температура в какой местности. Среднегодовая температура воздуха увеличивается с приближением к экватору.
Изучению особенностей годового хода приземной температуры воздуха в настоящее время уделяется очень большое внимание ввиду его важности и актуальности. Прежде всего, это связано с глобальными изменениями климата (в частности с глобальным потеплением) , происходящими в последнее столетие. Колебания температуры воздуха в течение года оказывают огромное влияние на деятельность человека (сельское хозяйство, промышленность) . Их оценка и прогнозирование необходимы для развития экономики, предотвращения каких- либо негативных последствий.
Чтоб найти среднегодовую температуру, необходимо сложить характеристики среднемесячной температуры за 12 месяцев и поделить на 12.
Амплитуда колебания температур
Еще один главный показатель погодных критерий местности амплитуда колебания температур. Годовая амплитуда температур это разность между наибольшей температурой конкретного региона и его малой температурой в течении года.
Чем поближе мы продвигаемся от полюсов к экватору, тем годичная амплитуда температур будем меньше. А на самом экваторе этот показатель находится в районе 1С.
Необходимость показателя средней годичный температуры
Можно выделить два главных направления использования показателя средней годичный температуры:
- использование в практических целях в различных отраслях народного хозяйства,
- внедрение для научных целей с перспективой прогнозирования конфигурации климата на той либо иной доли земного шара.
Посреди отраслей народного хозяйства более обширно употребляется показатель среднегодовой температуры в строительстве. При проектировании домов и производственных сооружений рассчитываются характеристики теплопроводимости, подбираются те либо другие теплоизоляторы, предсказывают глубину закладки фундамента.
Также этот показатель нужен для нормального развития отраслей сельского хозяйства, необыкновенно, растениеводства. Зная, устойчивость культур к температурным режимам, можно спрогнозировать, какие овощные культуры, плодоносящие деревья и кусты будут нормально плодоносить, а какие просто погибнут в данной местности.
Научные труженики непрерывно смотрят за переменами среднегодовых температур, анализируют полученную информацию, сравнивают с иными естественными факторами. Так ученые установили, что процесс потепления в Столичной области ускоряется с каждым десятилетием. И какие последствия это принесет нашей планетке и как избежать вероятных негативных последствий, ученые должны размышлять теснее сейчас.
На самом деле учеными преследуется сразу несколько целей. Необходимо знать где какая температура, из этого можно сделать выводы о той либо другой климатической зоне. Также можно определить как меняется климат и температура от полюсов до экватора. Но основная цель, это знать динамику конфигурации температуры планетки, ведь если средняя температура вырастает, то это означает, что могут произойти климатические изменения на планетке или ее доли. Это очень главно для многих отраслей, да и жизни в целом.
Стратосфера — это слой атмосферы, лежащий над тропосферой до высоты 55 км. В стратосфере воздух более разреженный, чем в тропосфере. В ней почти не образуется облаков, так как очень мало водяного пара. Температура воздуха здесь растет с высотой и у верхней границы близка к 0°С.
Выше стратосферы выделяется еще несколько атмосферных слоев, которые постепенно переходят в безвоздушное пространство. Воздух здесь сильно разрежен. Велико влияние космического излучения. Именно в верхних слоях атмосферы наблюдается полярное сияние.
2. Почему без атмосферы наша планета была бы безжизненна?
Жизнь на Земле без атмосферы была бы невозможна. Атмосфера обеспечивает живые организмы кислородом и влагой, защищает Землю от космического излучения и метеоритов. Атмосфера препятствует сильному перегреву и охлаждению поверхности
5. С какой целью вычисляют среднюю годовую температуру воздуха?
Значение средней годовой температуры отражает температурный режим территории. Помогает сравнивать температуры разных территорий. Среднегодовая температура дает возможность отследить температурные изменения на Земле в течение заданного периода.
6. Как температура воздуха зависит от географической широты?
Температура воздуха понижается в направлении от экватора к полюсам. На области вокруг полюсов за год приходится в 10 раз меньше тепла, чем на области близ экватора. Из-за слабого нагревания поверхности меньше нагревается и атмосфера, что ведет к понижению температуры воздуха. Средняя годовая температура близ экватора +25-26°С. В самых же холодных местах Земли — в Антарктиде, в Гренландии, на севере Евразии она ниже — -10°С.
7. Почему, чем дальше от экватора расположены горы, тем меньше высота образования их ледников?
Высота образования ледников зависит от температуры. Чем ниже температура воздуха в течение года на территории, тем ниже будет снеговая линия. Температура воздуха понижается в направлении от экватора к полюсам. Поэтому, чем дальше горы от экватора, тем ниже с гор будут спускаться ледники.
8. Какие по форме облака вы видели в небе? Используя наблюдения и рисунок 92, изобразите в тетради схему распространения облаков на разных высотах.
Облака по форме бывают перистыми, в виде сплошной пелены, гряд, массивов с плоским основанием.
9. Используя рисунок 117, расскажите об условиях образования облаков, из которых выпадают интенсивные осадки.
Интенсивные осадки выпадают из слоисто-дождевых и кучево-дождевых облаков. Кучевые облака образуются в результате охлаждения воздуха при восходящем движении при сильно развитой термической или динамической конвекции. В них образуются грозы, выпадают ливневые осадки. Слоисто-дождевые облака вызывают выпадение обложных осадков (дождя или снега). Образуются вследствие охлаждения воздуха при его восходящем движении вдоль наклонной фронтальной поверхности вблизи линии фронта.
10. Используя данные таблицы, постройте в тетради диаграмму распределения по месяцам атмосферных осадков в Москве. Подсчитайте их годовую сумму.
Среднемесячное количество осадков в Москве
11. От каких причин зависит атмосферное давление?
Атмосферное давление зависит от температуры воздуха и широты местности.
12. С помощью какого прибора измеряют атмосферное давление?
Давление воздуха измеряют специальным прибором — барометром.
13. Где атмосферное давление будет выше – на уровне моря, в глубине шахты или на вершине горы?
Атмосферное давление будет выше в глубине шахты.
14. Почему образуются ветры?
Причина ветра — различия в атмосферном давлении над разными участками поверхности.
15. По каким показателям муссоны отличаются от бризов?
Муссоны, так же как бризы, возникают из-за различий в нагревании и охлаждении суши и океана. Но, в отличие от бризов, это различия, возникающие по сезонам года.
16. Ветры каких направлений преобладают в вашей местности? Как влияют они на погоду зимой и летом?
На европейской части России преобладает западный перенос воздушных масс. Влияние Атлантического океана особенно велико летом. Преобладающее направление ветров – западное и северо-западное. Зимой западный перенос сохраняется. Могут проникать арктические воздушные массы с северными и северо-восточными ветрами.
17. Как человек использует ветер?
Человек издавна использовал силу ветра, строя ветряные мельницы и парусные суда. Ветер — экологически чистый источник получения энергии, поэтому сейчас с его помощью производят электроэнергию.
18. Что называется погодой? О каких показателях состояния атмосферы сообщают в прогнозах погоды, передаваемых по радио и телевидению?
Погода — это состояние атмосферы в данное время в данном месте. В прогнозах погоды сообщают о температуре днем и ночью, осадках, атмосферном давлении.
19. Почему погода разнообразна и изменчива?
Главная причина изменения погоды — изменение температуры воздуха. Она влияет на все элементы погоды. Например, при повышении температуры увеличивается влажность воздуха и уменьшается атмосферное давление. С увеличением влажности воздуха возрастает облачность, а с изменением давления связано появление или исчезновение ветра. Таким образом, все элементы погоды тесно связаны между собой.
22. Что такое климат? Чем он отличается от погоды? Какие показатели используют для описания климата?
Климат территории — это характерный для нее многолетний режим погоды. В отличие от погоды, климат более устойчив и постоянен. Можно сказать, что погода меняется, а климат остается одним и тем же в течение многих десятилетий. Климат местности характеризуют с помощью средних многолетних показателей – температуры, осадков. Однако реальные показатели погоды могут сильно отличаться от средних многолетних величин. Поэтому климат на климатических картах характеризуют не только средними значениями показателей, но и приводят сведения о самых высоких и самых низких температурах, самом большом и самом маленьком количестве осадков за все время наблюдений.
23. В каком климатическом поясе находится ваша местность? Используя рисунок 133 и свои наблюдения, охарактеризуйте основные климатические показатели своей местности.
Основная часть территории России находится в умеренном климатическом поясе. Для умеренного пояса европейской части страны характерна мягкая зима с оттепелями, теплое лето и достаточное количество осадков.
25. Назовите атмосферные явления, приносящие ущерб человеку и его хозяйству?
Ущерб человеку и его хозяйству приносят грозы, ливни, ураганные ветры, заморозки и засухи.
26. Почему атмосфера нуждается в охране? Узнайте, какие меры принимаются в вашей местности для охраны воздуха от загрязнения.
От состояния атмосферы зависит здоровье людей. С загрязнением атмосферного воздуха связаны такие опасные явления как смог и кислотные дожди. Таким образом, атмосфера нуждается в охране. В городах для охраны воздуха от загрязнений на промышленных предприятиях устанавливают очистные сооружения, высаживаются защитные зеленые полосы.
Читайте также:
- Какие силы помогли елизавете петровне взойти на престол кратко
- Сколько можно быть на больничном в детском саду
- Почему законы предписывают обязательность документирования информации кратко
- Какое практическое значение имеет закон постоянства состава веществ кратко
- Медногорск школа 7 педагогический состав
Самое резкое изменение температуры воздуха было зафиксировано 22
ноября 1943 года в горном массиве Блэк-Хилс, штат Южная Дакота,
в США. В течение двух минут она поднялась от -200С до +70С.
Спустя несколько часов она упала с +120С до -200С.
С
температурой воздуха мы сталкиваемся постоянно, но задумывались ли вы, как её
определяют и от чего она зависит, ведь таких резких перепадов температур, как в
Южной Дакоте в России не встречается? Сегодня это и будет темой нашего
урока.
Давно установлен тот факт, что воздух
нагревается не от проходящих через него солнечных лучей, а от поверхности
Земли, которую они нагревают. Вы уже знаете, что, суша и вода
прогреваются по-разному. Так, суша нагревается и остывает быстрее, чем
вода.
Как же измеряют температуру воздуха?
Это делают при помощи специального прибора
– термометра. Практически у каждого из вас он есть дома. Но для того,
чтобы термометр показывал правильную температуру воздуха, его необходимо правильно
расположить. Так, термометр, расположенный прямо под прямыми солнечными лучами,
покажет температуру не воздуха, а температуру нагревания самого прибора.
Поэтому для получения верных значений температур, термометр всегда необходимо
вешать с северной стороны, там, где всегда тень.
Интересно, что первым изобретателем
термометра считают Галилео Галилея. В 1597 году он изобрел прототип
термометра – термоскоп. Он представлял собой стеклянный шарик с
припаянной к нему трубкой. Шарик нагревали, и конец трубки опускали в воду.
Через некоторое время, когда воздух в шарике немного охлаждался, вода в трубке
поднималась вверх. Когда же температура воздуха в шарике повышалась, уровень
воды в трубке понижался. Однако у такого прибора не было шкалы, которая бы
позволяла судить о показаниях температуры. Поэтому при помощи термоскопа можно
было судить только об изменении нагретости тел.
На метеорологических станциях температуру
воздуха измеряют при помощи термометров, помещенных в специальные будки.
Они представляют собой деревянные будки, окрашенные в белый цвет с
жалюзи. Располагают их на высоте двух метров над поверхностью Земли.
Делают это для того, чтобы на показания термометра не влияла температура почвы
и для защиты прибора от дождя и снега и от прямых солнечных лучей.
Для того, чтобы спрогнозировать погоду,
температуру воздуха измеряют в течение суток. Это делают по той причине,
что в течение дня температура воздуха не остаётся постоянной, а изменяется.
Как это происходит?
Утром всегда прохладно,
потому что земная поверхность еще не прогрета солнечными лучами. После восхода
Солнца солнечные лучи постепенно прогревают Землю, которая спустя некоторое
время начинает отдавать своё тепло воздуху. Его температура постепенно начинает
повышаться. В полдень солнечные лучи максимально прогревают земную
поверхность. В это время воздух продолжает получать тепло от земной
поверхности, но его максимальная температура наблюдается не в 12 часов
дня, а только через два часа после полудня, так как полученное тепло
Земля отдает воздуху с запозданием. Поэтому и максимальная температура наблюдается
в 14 часов дня. После полудня Солнце в меньшем количестве
нагревает земную поверхность, и температура воздуха начинает постепенно падать.
Самая низкая температура отмечается перед рассветом.
Такой суточный ход температуры воздуха
зависит от угла падения солнечных лучей. Чем этот угол больше, тем
больше прогревается земная поверхность, а значит, и сильнее будет прогреваться
воздух.
Но бывают и такие случаи, когда
температура воздуха повышается ночью, а днём понижается. На
правильный суточный ход температуры воздуха тогда влияют воздушные массы,
приходящие с Атлантического или с Северного Ледовитого океана. Если на земную
поверхность приходят воздушные массы с Атлантического океана, то они
приносят потепление воздуха. Если же над земной поверхностью начинают
господствовать воздушные массы с Северного Ледовитого океана, то, как
правило, они приносят похолодания.
Разницу между самой высокой и самой низкой
температурой воздуха называют амплитудой температуры. Например, если в
течение дня максимальная температура достигала +200С,
а минимальная +90С, то амплитуда температур составила 110С.
Если же максимальная температура воздуха составляла +80С,
а минимальная -20С, то амплитуда температур составила 100С.
Для того, чтобы можно было сравнить
температуру разных суток между собой, определяют среднюю суточную
температуру воздуха. Для этого находят сумму температур, наблюдаемых
в течение дня, и делят на количество её измерений. Если в течение дня
наблюдались как положительные, так и отрицательные температуры воздуха, то для
определения среднесуточной температуры необходимо определить сумму всех положительных
температур, а затем сумму всех отрицательных температур. Из наибольшей
суммы вычесть наименьшую. Полученную величину разделить на количество
измерений температуры в течение дня, и у полученного частного поставить
знак делимого.
Например, в течение суток зафиксированы
следующие температуры воздуха. Тогда
для определения среднесуточной температуры воздуха необходимо определить сумму
положительных температур: +240С. Сумму отрицательных температур: -80С. Найти разницу между самым
высоким и самым низким значением температуры: 160С. Тогда среднесуточная температура
воздуха равна +160С разделить на 80С,
получим 20С.
Изменение среднесуточных температур можно
отобразить наглядно, построив график суточного хода температур воздуха.
Для этого на координатной плоскости, на вертикальной оси откладывают температуру
воздуха. Например, одна клетка – это 10С. А на
горизонтальной оси откладывают часы измерений температуры.
Например, 1,5 см будут отражать один
срок наблюдений. При пересечении значений градусов и часов измерений ставят
точки. Затем все точки соединяют плавной линией. Получился график
суточного хода температур воздуха.
Например, построим график суточного хода
температур по следующим показаниям. На
вертикальной оси отложим значение температуры воздуха в 0 часов -30С,
а на горизонтальной оси отложим 0 часов. На пересечении этих
значений поставим точку. Так поступаем и при отложении значений
температур для других часов суток. Соединяем полученные точки плавной линией.
Получили график хода суточных температур воздуха.
Но температура воздуха изменяется не
только в течение суток. Значительные её изменения происходят и в течение
года. Особенно это хорошо прослеживается на территории нашей страны.
Летом наблюдаются самые
высокие температуры воздуха, потому что земная поверхность очень сильно
прогревается днём, а ночью не успевает охладиться. Осенью и зимой
температуры воздуха намного ниже, а весной они снова начинают повышаться.
Причиной такого изменения температур в течение года является угол
падения солнечных лучей. Чем более отвесно они падают, тем сильнее
прогревается земная поверхность.
Например, у экватора в течение года
наблюдаются высокие температуры воздуха, потому что здесь солнечные
лучи падают на земную поверхность под углом 900С. Но чем
дальше от экватора, тем угол падения становится меньше, а, значит, и земная
поверхность получает намного меньше тепла, чем на экваторе. В приполярных
областях угол падения солнечных лучей составляет 23,50С,
поэтому здесь в течение года всегда очень холодно.
Для того, чтобы можно было сравнить
температуры воздуха различных месяцев, определяют среднемесячную температуру
воздуха. Для того, чтобы её вычислить, необходимо сложить среднесуточные
температуры воздуха месяца и разделить полученное значение на количество дней в
месяце.
Если сравнить значения среднемесячных
температур воздуха, то получится, что самым тёплым месяцем в году
является июль, а вот самым холодным – январь.
В южном полушарии
наоборот, январь является самым тёплым месяцем, а июль – самым
холодным.
А вот над акваторией океана самым тёплым
месяцем является август, а самым холодным – февраль,
потому что вода прогревается и охлаждается медленнее, чем суша.
Значения среднемесячных температур также
можно показать наглядно, построив график годового хода температур.
Для этого на координатной плоскости, на
вертикальной оси откладывают среднемесячные значения температур, а на
горизонтальной – название месяцев.
Для примера построим график годового хода
температур в Москве, имея следующие значения среднемесячных температур
воздуха. На вертикальной оси откладываем температуру января -90С,
а на горизонтальной оси откладываем название месяца январь.
При пересечении этих значений ставим точку. Таким же образом поступаем и при
отложении значений температур для других месяцев. Получили график годового хода
температур воздуха.
Среднемесячные температуры воздуха в одном
и том же месте не остаются постоянными, а меняются из года в год.
Например, в один год среднемесячная температура июля составляла +180С,
потому что было очень тепло, а в другой год в это же время температура составила
+140С, потому что постоянно шли дожди.
Для того, чтобы можно было сравнить
температуру за месяц в разных пунктах, определяют среднюю многолетнюю
температуру воздуха месяца. Для этого определяют сумму средних месячных
температур за несколько лет и делят на количество этих лет. Зная эту
величину можно подсчитать среднюю годовую температуру определённого пункта на
Земле.
Подведём итоги.
Воздух прогревается от земной поверхности.
Его температуру определяют при помощи термометра.
В течение суток температура постоянно
изменяется: ее максимальные значения наблюдаются в 2 часа дня, а минимальные
– перед рассветом.
Для того, чтобы можно было сравнить
температуры разных суток, вычисляют среднесуточную температуру воздуха.
Главной причиной изменения значений температур является изменение
угла падения солнечных лучей: чем больше угол, тем больше прогревается
земная поверхность, а значит, и воздух.
Для сравнения температур за месяц
вычисляют среднемесячные температуры воздуха. По их значениям определяют
годовой ход температур. Для того, чтобы можно было сравнить температуру воздуха
в различных пунктах, определяют среднюю многолетнюю температуру воздуха
месяца. Зная ее, можно вычислять среднюю годовую температуру пункта.
На основании графиков на рисунке 86 учебника (стр. 124) вычислите:
а) среднегодовую температуру в: Москве _ ; Санкт−Петербурге _ ; Верхоянске _ .
б) годовую амплитуду температур в: Москве _ ; Санкт−Петербурге _ ; Верхоянске _ .
Найдите на карте (стр. 180−181) эти города. Какой вывод вы сделали на основе анализа графиков? _
reshalka.com
ГДЗ Рабочая тетрадь по географии 6 класс. 37. Задания. Номер №6
Решение
Рис. 86. Среднегодовой ход температуры в Москве, Санкт−Петербурге и Верхоянске
На основании графиков на рисунке 86 учебника (стр. 124) вычислите:
а) среднегодовую температуру в:
Москве (−10 − 8 − 3 + 5 + 12 + 15 + 18 + 16 + 10 + 5 − 3 − 8) : 12 = 4°C;
Санкт−Петербурге (−5 − 8 − 3 + 2 + 8 + 11 + 15 + 12 + 8 + 3 + 0 − 5) : 12 = 3°C;
Верхоянске (−50 − 33 − 25 − 15 + 0 + 10 + 12 + 8 + 3 − 10 − 25 − 38) : 12 = −13,5°C.
б) годовую амплитуду температур в:
Москве +18 − (−10) = 28°C;
Санкт−Петербурге +15 − (−8) = +23°C;
Верхоянске +12 − (−50) = 62°C.
Найдите на карте (стр. 180−181) эти города.
Какой вывод вы сделали на основе анализа графиков?
Чем восточнее город, тем больше амплитуда температур, а также ниже среднегодовая температура.