Всем привет,мои юные и не очень любители пошуршать мозгами! 🧠
Сегодня поговорим о задачах с фигурами,но не простыми,а на квадратной решетке. 🤓
Такого рода задачи часто попадаются на ОГЭ,поэтому рекомендую дочитать ЭТО ЧУДО до конца 🙂
Длина средней линии трапеции
Решим задачу с этой самой длиной. На клетчатой бумаге 1×1 изображена вот такая трапеция:
Найдем длину ее средней линии.
Сосчитаем клеточки оснований:
7 снизу,3 сверху.
Их складываем.
А потом делим ответ на 2:
Ответ: 5
Расстояние от и до
Теперь про более странную задачу поговорим.
На клетчатой бумаге 1×1 отмечены три точки: A,B и C.
Нужно найти расстояние от точки A до середины отрезка BC.
Нужно ПРОСТО сосчитать три клетки до середины! ВСЕ!
Ответ: 3
Площадь ромба
На той же бумаге начертили ромб.
Нужно найти его площадь.
Как? Оч просто!
Нужно сделать из этого ромба прямоугольник:
А теперь посчитаем клеточки у сторон:
Площадь ромба равна половине произведения его диагоналей.
Ответ: 20.
Площадь странной фигуры
На этой же (ОПЯТЬ?!ААА!) бумаге Вася начертил странную фигуру. А мы должны найти ее площадь…)
Теперь внимание! Нужно просто посчитать квадратики! Считаем…
Ответ: 11
Длина большей диагонали ромба
Опять ромб. Только теперь нужно найти не площадь,а длину большей диагонали.
Давайте посчитаем:
Ответ: 8
Повторим расстояния…
Опять нужно найти расстояние от точки А,до прямой BC.
Проведем прямую от точки между точками B и C.
А теперь проведем линию от точки A,до отрезка ВС.
Ответ: 1
Площадь параллелограмма
Найдем площадь параллелограмма.
Как ее искать?
Нужно умножить высоту на основание:
Ответ: 20
Длина средней линии треугольника
У нас есть вот такой треугольник:
Нужно найти длину его средней линии,параллельной стороне AC.
Для этого мы узнаем длину основания и разделим ее на 2.
Ответ: 2
Длина большего катета
Нам дан такой прямоугольный треугольник:
Нужно найти длину его большего катета.
Вспомним про стороны прямоугольного треугольника:
Катет b (основание) больше. Он имеет 10 клеток,а катет а 5.
Ответ: 10.
На этом все!
Ждите более сложные задания в следующем посте!
Задание №18
На клетчатой бумаге с размером клетки 1 x 1 отмечены три точки А, В и С. Найдите расстояние от точки А до прямой ВС.
ЗАДАЧА №1
На клетчатой бумаге с размером клетки 1 x 1 отмечены три точки А, В и С. Найдите расстояние от точки А до прямой ВС.
ЗАДАЧА №1
ОТВЕТ: 3.
На клетчатой бумаге с размером клетки 1 x 1 изображен ромб. Найдите длину его большей диагонали.
ЗАДАЧА №2
На клетчатой бумаге с размером клетки 1 x 1 изображен ромб. Найдите длину его большей диагонали.
ЗАДАЧА №2
ОТВЕТ: 10.
На клетчатой бумаге с размером клетки 1 x 1 отмечены три точки А, В и С. Найдите расстояние от точки А до середины ВС.
ЗАДАЧА №3
На клетчатой бумаге с размером клетки 1 x 1 отмечены три точки А, В и С. Найдите расстояние от точки А до середины ВС.
ЗАДАЧА №3
ОТВЕТ: 6.
На клетчатой бумаге с размером клетки 1 x 1 изображен треугольник. Найдите его площадь.
ЗАДАЧА №4
На клетчатой бумаге с размером клетки 1 x 1 изображен треугольник. Найдите его площадь.
ЗАДАЧА №4
ОТВЕТ: 21.
На клетчатой бумаге с размером клетки 1 x 1 изображена трапеция. Найдите ее площадь.
ЗАДАЧА №5
На клетчатой бумаге с размером клетки 1 x 1 изображена трапеция. Найдите ее площадь.
ЗАДАЧА №5
ОТВЕТ: 33.
На клетчатой бумаге с размером клетки 1 x 1 изображена фигура. Найдите ее площадь.
ЗАДАЧА №6
На клетчатой бумаге с размером клетки 1 x 1 изображена фигура. Найдите ее площадь.
ЗАДАЧА №6
ОТВЕТ: 26.
На клетчатой бумаге с размером клетки 1 x 1 изображен параллелограмм. Найдите площадь этого параллелограмма.
ЗАДАЧА №7
На клетчатой бумаге с размером клетки 1 x 1 изображен параллелограмм. Найдите площадь этого параллелограмма.
ЗАДАЧА №7
ОТВЕТ: 42.
На клетчатой бумаге с размером клетки 1 x 1 изображен ромб. Найдите площадь ромба.
ЗАДАЧА №8
На клетчатой бумаге с размером клетки 1 x 1 изображен ромб. Найдите площадь ромба.
ЗАДАЧА №8
ОТВЕТ: 20.
На клетчатой бумаге с размером клетки 1 x 1 изображен треугольник. Найдите длину его средней линии, параллельной стороне АС.
ЗАДАЧА №9
На клетчатой бумаге с размером клетки 1 x 1 изображен треугольник. Найдите длину его средней линии, параллельной стороне АС.
ЗАДАЧА №9
ОТВЕТ: 4,5.
На клетчатой бумаге с размером клетки 1 x 1 изображена трапеция. Найдите длину ее средней линии.
ЗАДАЧА №10
На клетчатой бумаге с размером клетки 1 x 1 изображена трапеция. Найдите длину ее средней линии.
ЗАДАЧА №10
ОТВЕТ: 5,5.
Найти тангенс угла АОВ, изображенного на рисунке.
ЗАДАЧА №11
Найти тангенс угла АОВ, изображенного на рисунке.
ЗАДАЧА №11
ОТВЕТ: 3,5.
На клетчатой бумаге с размером клетки 1 x 1 изображен параллелограмм. Найдите площадь этого параллелограмма.
ЗАДАЧА №12
На клетчатой бумаге с размером клетки 1 x 1 изображен параллелограмм. Найдите площадь этого параллелограмма.
ЗАДАЧА №12
ОТВЕТ: 14.
На клетчатой бумаге с размером клетки 1 x 1 изображен треугольник. Найдите площадь этого треугольника.
ЗАДАЧА №13
Треугольники, четырёхугольники, многоугольники и их элементы
В 18 задании нас ждут задачи с четырехугольниками, а именно трапецией, ромбами и произвольными параллелограммами. Необходимо знать формулы вычисления площади всех вышеперечисленных четырехугольников, а также их свойства.
В демонстрационном варианте ОГЭ предлагается задание, связанное с нахождением площади фигуры.
Как найти площадь треугольника, трапеции, параллелограмма, круга и сектора?
С одной стороны, мы знаем соответствующие формулы. Для выполнения большинства заданий этого будет вполне достаточно, но иногда надо проявить и определенную сообразительность. В некоторых случаях будет разумно представить
заданную геометрическую фигуру как сумму или как разность более простых фигур. Безусловно, площадь измеряется в соответствующих единицах. Например, если длины сторон фигуры заданы в сантиметрах, то вычисляемая площадь автоматически измеряется в квадратных сантиметрах. Чтобы не загромождать условие задачи информацией, которая при ее решении фактически не используется, единицы измерения, если они не существенны, не указаны.
Ответом в задании 16 является целое число или конечная десятичная дробь.
Теория к заданию №18
Приступим к разбору теории.
Выпуклый четырехугольник:
Правильный многоугольник:
- Правильным многоугольником называется многоугольник, у которого все стороны и углы равны между собой.
- Около всякого правильного многоугольника можно описать окружность и в него вписать окружность, причём центры этих окружностей совпадают.
Ниже я привожу формулы для вычисления элементов произвольного правильного многоугольника:
Разберем пример четырехугольника — ромб.
Параллелограмм, все стороны которого равны называется ромбом.
- Диагональ ромба является его осью симметрии.
- Диагонали взаимно перпендикулярны.
- Диагонали являются биссектрисами углов.
Трапеция:
Четырёхугольник, у которого две стороны параллельны, а другие не параллельны, называется трапецией.
Ниже я разобрал типовые примеры 11 задания. Давайте приступим к их рассмотрению.
Разбор типовых вариантов задания №18 ОГЭ по математике
Первый вариант задания
Диагональ AC параллелограмма ABCD образует с его сторонами углы, равные 35° и 30°. Найдите меньший угол параллелограмма.
Решение:
Найдем угол BAD — это сумма углов, на которые диагональ делит этот угол, поэтому:
∠BAD = 35° + 30° = 65°
Вспоминаем, что в параллелограмме противоположные углы равны, а соседние в сумме дают 180°.
Значит:
∠ABC = ∠ADC = 180 — 65 = 115°
∠BAD = ∠BCD = 65°
Так как нас просят найти меньший угол, то это 65.
Ответ: 65
Второй вариант задания
В равнобедренной трапеции основания равны 3 и 9, а один из углов между боковой стороной и основаниям равен 45°. Найдите площадь трапеции.
Решение:
Площадь трапеции равна произведению полусуммы оснований, умноженную на высоту. Основания нам известны из условия, необходимо самим найти высоту:
После проведения высоты, у нас получается прямоугольный треугольник. Прямоугольный — потому что высота проводится к основанию под углом 90 градусов. Один из углов равен 45°, значит, и второй тоже, так как сумма острых углов в прямоугольном треугольнике равна 90°. Следовательно, треугольник равнобедренный.
Проведя еще одну высоту, мы получим прямоугольник в центре, та с противоположной стороной, равной основанию 3.
Так как трапеция равнобедренная, то и треугольники равны, значит оставшаяся длина делится пополам:
( 9 — 3 ) / 2 = 3
А так как треугольники равнобедренные, то и высота равна 3.
Отсюда можем найти площадь:
S = ( a + b ) • h / 2 = ( 3 + 9 ) • 3 / 2 = 18
Ответ: 18
Третий вариант задания
Основания трапеции равны 10 и 11. Найдите больший из отрезков, на которые делит среднюю линию этой трапеции одна из её диагоналей.
Решение:
Средняя линия трапеции является еще и средней линией для треугольников, на которые трапецию поделила её диагональ. Средняя линия треугольника равна половине основания, поэтому отрезки, на которые делит диагональ среднюю линию, будут равны:
10 / 2 = 5
11 / 2 = 5,5
Так как нас просят найти больший из отрезков, то ответ 5,5.
Ответ: 5,5
Демонстрационный вариант ОГЭ 2019
Найдите площадь трапеции, изображённой на рисунке.
Решение:
Для решения необходимо помнить и знать формулу для вычисления площади трапеции, а это
«полусумма оснований умноженная на высоту»
Непонятно, зачем нам дана информация о значениях длин отрезков, тем не менее решение выглядит так:
- Верхнее основание равно 7
- Нижнее основание равно 9 + 12 = 21
- Полусумма (21 + 7) / 2 = 14
- Высота равна 12
Таким образом, площадь равна 14 • 12 = 168 см²
Ответ: 168
Четвертый вариант задания
Сторона ромба равна 4, а расстояние от точки пересечения диагоналей ромба до неё равно 1. Найдите площадь ромба.
Решение:
Площадь ромба будем искать по формуле:
S=ah,
где a – сторона ромба, h– высота, опущенная на сторону а.
По условию а=4.
Найдем h. Для этого рассмотрим ∆ОКС и ∆АРС:
Здесь ОК || АР, причем ОК проходит через середину АС (т.к. АВСD ромб, то его диагонали в т.О делятся пополам). Значит, ОК – ср.линия ∆АРС. Поэтому АР=2ОК. Т.к. пор условию ОК=1, то АР=2·1=2. Т.о., h=АР=2.
Отсюда получаем:
S=4·1=4.
Ответ: 4
Пятый вариант задания
Найдите величину острого угла параллелограмма АВСD, если биссектриса угла А образует со стороной ВС угол, равный 410. Ответ дайте в градусах.
Решение:
Т.к. АК биссектриса, то углы ВАК и КАD равны. Обозначим ∠ВАК через х.
Поскольку АВСD параллелограмм, то ∠В+∠А=1800. Т.к. АК биссектриса, то ∠А=2х. Тогда ∠В=1800–2х.
Рассм. ∆АВК:
По теореме о сумме углов треуг-ка ∠ВАК+∠В+∠ВКА=1800.
По условию ∠ВКА = 410.
Отсюда получаем:
х+ 1800–2х+410=1800
х–2х=1800–1800–410
–х=–410
х=410
Значит, искомый (острый) ∠А=2·410=820
Ответ: 82
Фигуры на квадратной решетке
В 19 задании необходимо найти какую-либо часть фигуры, нарисованной на клетчатой бумаге. Именно клетчатая бумага 1×1 является особенностью данного задания. Задание не сложное, необходимо внимательно посчитать количество клеток и при необходимости выполнить действие. Опять же нам понадобятся элементарные знания геометрии для успешного решения данного задания. Ниже я разобрал типичные задания. Давайте на них посмотрим.
Разбор типовых вариантов задания №19 ОГЭ по математике
Первый вариант задания
На клетчатой бумаге размером 1×1 изображён ромб. Найдите длину его большей диагонали.
Решение:
Внимательно смотрим на рисунок и видим, что длина одной диагонали ромба равна 2, а второй 4.
Так как нас спрашивают длину большей диагонали, то в ответе нужно указать 4.
Ответ: 4.
Второй вариант задания
На клетчатой бумаге с размером клетки 1×1 изображена трапеция. Найдите длину средней линии.
Решение:
Мы знаем, что средняя линия равна полусумме оснований. Нижнее основание данной трапеции равно 8 клеткам, а верхнее — 4 клеткам. Полусумма оснований:
( 8 + 4 ) / 2 = 6
Ответ: 6
Третий вариант задания
На клетчатой бумаге с размером клетки 1×1 отмечены три точки: A, B и C. Найдите расстояние от точки A до середины отрезка BC.
Решение:
Проведем необходимые отрезки:
Из рисунка можно вычислить длину — это 3.
Ответ: 3.
Демонстрационный вариант ОГЭ 2019
Найдите тангенс острого угла, изображённого на рисунке.
Решение:
Детализируем рисунок. Проведем вертикальную линию, которая отсекает от сторон угла 2 клетки по горизонтали . В результате получен прямоугольный ∆АВС:
Чтобы получить ответ на вопрос задачи, требуется найти tg∠C.
Согласно определению тангенса, из треугольника ∆АВС можем записать:
tg∠C=AB/BC.
По рисунку подсчитываем длины отрезков АВ и ВС (по кол-ву клеток):
АВ=4, ВС=2.
Получаем:
tg∠C=4/2=2.
Ответ: 2
Четвертый вариант задания
На клетчатой бумаге с размером клетки 1×1 изображён параллелограмм. Найдите его площадь.
Решение:
Площадь параллелограмма вычисляется так:
S=a·ha
Обозначим a и ha на рисунке:
Теперь определим их длины по рисунку:
a=5; ha=4.
Вычисляем искомую площадь:
S=5·4=20.
Ответ: 20
Пятый вариант задания
На клетчатой бумаге с размером клетки 1×1 изображен ромб. Найдите площадь этого ромба.
Решение:
Площадь ромба будем искать через его диагонали:
S=d1·d2/2
Линии диагоналей обозначим на рисунке красным:
Обозначим меньшую диагональ через d1, большую – через d2 (можно наоборот). Определим их длины из рисунка:
d1=8; d2=10.
Находим площадь фигуры:
S=8·10/2=40.
Ответ: 40
На клетчатой бумаге с размером клетки 1х1 изображен треугольник АВС. Найти длину его средней линии, параллельной стороне АС.
📜Теория для решения:
Треугольник. Медиана, биссектриса, высота, средняя линия.
Посмотреть решение
Для решения задачи надо вспомнить свойство средней линии: она параллельна основанию и равна его половине. Следовательно, чтобы найти длину средней линии, надо сторону треугольника разделить пополам. Найдем сторону треугольника, которой параллельна средняя линия, т.е. АС, сосчитав клетки, получим, что АС равна 8. Значит, средняя линия равна 8:2=4.
Ответ: 4
Даниил Романович | Просмотров: 1.1k