Как найти среднюю осадку судна

Определить расчетную
осадку судна можно по диаграмме
осадок
.
Аргументами для входа в диаграмму
являются дедвейт/водоизмещение судна
и суммарный момент Мх.
В результате получим осадки носом и
кормой и дифферент судна.

Можно определить
осадку судна по диаграмме, которая
называется грузовой
размер
. В
грузовом размере дана зависимость (в
виде кривой) водоизмещения судна от
средней осадки. Если эту зависимость
представить в виде таблицы, то получается
грузовая
шкала
. В
грузовой шкале помимо этого дается:

  • Дедвейт;

  • высота надводного
    борта;

  • число тонн на 1 см
    осадки

Грузовая шкала
является главным
грузовым документом судна
.
Грузовой размер и грузовая шкала
построены для осадки судна на ровный
киль при отсутствии изгиба корпуса. При
дифференте и изгибе необходимо вводить
поправки.

  1. Определение средних осадок носом Тнср, кормой Ткср, тср.

Тнср
= (Тн
л/б
+ Тн
п/б)/2

(11.6)

Ткср
= (Ткл/б
+ Тк
п/б)/2

(11.7)

Тср
= (Тл/б
+ Т
п/б)/2

(11.8)

(Б) Расчет средней осадки судна.

Существуют
несколько способов расчета средней
осадки судна. На самом деле очень важно
рассчитать осадку судна максимально
приближенную к фактической, поскольку
чрезвычайно редко судно бывает загружено
на ровный киль без крена (только тогда
средняя осадка соответствует расчетной
средней осадке и каждой из осадок в
частности). Если судно загружено с
некоторым дифферентом и / или креном,
то тогда приходится приводить все осадки
судна к средней осадке для расчетов
количества погруженного груза. На самом
деле это не совсем правильно, потому
что одинаковая усредненная осадка из
положения «дифферент на нос» и «дифферент
на корму» даст одинаковое количество
погруженного груза, на самом деле оно
разное из-за разных обводов судна в носу
и корме, разного веса носовых и кормовых
надстроек, разного объема помещений,
погруженных под воду и вытесняющих
разное количество воды.

Кроме того,
судно, как правило, не является абсолютно
несгибаемым. В зависимости от того,
каким способом распределен груз в
грузовых помещениях и балластных танках,
судно может иметь стрелку
прогиба
в
ту или иную сторону, при неравномерном
и несимметричном расположении груза
и балласта можно получить и более сложные
изгибающие моменты, полностью просчитать
которые крайне сложно.

Тем не менее, на
сегодняшний момент не существует простой
методики, позволяющей произвести
определения судового водоизмещения по
действительным осадкам судна, поэтому
пользуются методикой определения
средней осадки судна для получения
дальнейшего водоизмещения. Для этих
расчетов нам также понадобится знать
величину дифферента
судна.

(в) Расчет средней
осадки судна по носовой и кормовой
осадкам.

Это
упрощенный вариант расчета средней
осадки:

Тср
= (Тн
ср+
Тк
ср)/2

(11.9)

Используется
при приблизительных расчетах, либо на
судах, изгибающим моментом которых
можно пренебречь.

(г)
Расчет средней осадки судна по восьми
осадкам.

Наиболее
часто используемый вариант расчета:

Тср
= (Тн
ср+
Тк
ср +
ср)/8

(11.10)

Данный вариант
расчета довольно точно отражает среднюю
осадку с учетом стрелки прогиба.

(д) Расчет средней
осадки судна композитным способом

Определим среднюю
осадку:

Т1
= (Тн+Тк)/2
(11.11)

Определим усредненную
осадку:

Т2
= (Т
1
+ Т

)/2

(11.12)

Определим среднюю
из средних осадок:

Тср = (Т2+ Т
) /2

(11.13)

(е)
Расчет средней осадки судна «половинным»
способом

Определим среднюю
осадку носовой половины судна:

Т1
= (Тн + Т

)/2

(11.14)

Определим среднюю
осадку кормовой половины судна:

Т2
= (Тк + Т

)/2

(11.15)

Определим среднюю из средних осадок:

Тср
= (Т1 + Т2)/2
(11.16)

(ж) Расчет
дифферента

d
= Тн
ср
Тк
ср

(11.17)

Дифферент
исчисляется в метрах, бывает как
положительным, так и отрицательным.

(ж.1.) Расчет
поправки на дифферент. Необходимость
расчета поправки осадкам на дифферент.

Каждое судно
обладает своими габаритами, необходимыми
для лучшего решения задач, поставленного
перед судном. Для всех расчетов
используются длина между перпендикулярами
(LBP).
Это одна из основных характеристик
судна. Осадка на носовом или кормовом
перпендикуляре соответствует осадке
судна носом или кормой. Однако шкалы
осадок не находятся напротив
перпендикуляров. Поскольку они сдвинуты,
то они показывают не точную осадку носа
или кормы, а местную осадку судна и
требуют введения поправки. Также осадка
по миделю должна сниматься со шкалы,
находящейся на расстоянии не более 0,5
м от мидель-шпангоута. В противном
случае требуется исправление и осадки
по миделю.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Содержание

  • Что такой осадка?
  • Как определить осадку судна формула?
  • В чем измеряется осадка судна?
  • Что называется осадкой судна?
  • Что такое посадка корабля?
  • Что такое осадок примеры?
  • Как найти осадку носом и кормой?
  • Как определить осадку понтона?
  • Как определить дифферент судна?
  • Как рассчитать осадку лодки?
  • Что обеспечивает непотопляемость судна?
  • Что называют грузоподъёмностью судна?
  • Что называется водоизмещением?
  • Что означают цифры на носу корабля?
  • Как определить грузоподъемность судна?

Что такой осадка?

Осадка — в военном и гражданском кораблестроении, глубина погружения корабля или судна в воду.

Как определить осадку судна формула?

Средняя осадка судна является средним арифметическим вычислением глубины погружения судна в воду. Измеряется по формуле: Тср. = (кормовая осадка + носовая осадка) умноженные на ½.

В чем измеряется осадка судна?

В метрической системе (арабские цифры) осадка измеряется в метрах – при этом высота цифр и расстояние между ними (по перпендикуляру к основной плоскости) составляет 100 мм. В английской системе (римские цифры) осадка измеряется в футах (1 фут = 0,3048 м. В одном футе 12 дюймов, 1 дюйм = 2,54 см).

Что называется осадкой судна?

Осадка в военном и гражданском кораблестроении — глубина погружения корабля или судна в воду.

Что такое посадка корабля?

Посадка судна — статическое положение судна относительно поверхности воды. Характеризуется креном и дифферентом. Когда и тот и другой равны нулю, говорят что судно «сидит на ровном киле».

Что такое осадок примеры?

ОСАДОК, в геологии – общий термин, используемый для описания какого-либо вещества (например, гравия, песка или глины), которое переносится и осаждается водой, льдом, ветром или силой тяжести. Отстой, осадок — гуща от опустившихся на дно частиц винограда.

Как найти осадку носом и кормой?

На марках углубления осадка наносится от нижней кромки киля, а не от основной плоскости. Линия соприкосновения корпуса судна с водой (фактическая ватерлиния) в местах пересечения марок углубления на носу даст осадку носом ( Η Τ ), в середине судна – осадку на миделе ( Μ Τ ), а на корме – осадку кормой ( Κ Τ ).

Как определить осадку понтона?

Осадкой называется расстояние самой углубленной точки подводной части понтоны от поверхности воды. Если понтон имеет вид прямоугольного понтона с вертикальными стенками, то очевидно, что объемное водоизмещение его равняется объему параллелепипеда с гранями, равными длине по ватерлинии, ширине по ватерлинии и осадке.

Как определить дифферент судна?

В практике расчетов наклонений судна в продольной плоскости, связанных с определением дифферента, вместо углового дифферента принято пользоваться линейным дифферентом, значение которого определяется как разность осадок судна носом и кормой, т. е. d = TH – TK.

Как рассчитать осадку лодки?

Грубый расчет: Длину умножить на ширину и умножить на 0.7 = площадь ватерлинии. Умножить на массу = осадка.

Что обеспечивает непотопляемость судна?

Непотопляемость судна обеспечивается разделением его на отсеки системой водонепроницаемых переборок и палуб, а также приданием судну определенных запасов плавучести и остойчивости.

Что называют грузоподъёмностью судна?

— количество груза, которое судно может принять при погружении до предельной осадки соответственно грузовой марке. Грузоподъемность, как и водоизмещение, выражается в тоннах (английских или метрических). Следует различать валовую, или полную, грузоподъемность (дедвейт) и чистую.

Что называется водоизмещением?

Вес вытесняемой судном воды при погружении до ватерлинии,равный весу судна с грузом,называют водоизмещением судна. Допустимая осадка судна отмечается красной линией,называемой ватерлинией.

Что означают цифры на носу корабля?

Нижние кромки цифр соответствуют той осадке, которую они обозначают. Если осадка кормой больше осадки носом, то судно имеет дифферент на корму и, наоборот, при осадке носом больше осадки кормой — дифферент на нос. … Так для примера, при увеличении скорости, судно приобретает дифферент на корму.

Как определить грузоподъемность судна?

Грузоподъемность лодки можно вычислить по формуле: Q1=1/5*(ρ*V – G1) т, где ρ — плотность воды, т/м3, V – объем корпуса, м3, G1 – масса лодки, включая корпус и постояно закрепленное в нем оборудование, т.

Интересные материалы:

Как в Microsoft Teams сделать задний фон?
Как в Minecraft сделать тыквенный пирог?
Как в опен офис сделать список в алфавитном порядке?
Как в Outlook 2010 сделать ежедневное напоминание?
Как в Pages сделать список по алфавиту?
Как в почте сделать русский язык?
Как в повер поинте сделать вертикальный лист?
Как в PowerPoint сделать слева слайды?
Как в PPT сделать вертикальный слайд?
Как в презентации сделать текст волной?

Размеры любого судна, в том числе и такого малого, как яхта, характеризуется совокупностью его основных размерений. К ним относятся длина и ширина корпуса, высота бортов и осадка судна. От данных показателей, а также от их пропорционального соотношения во многом зависит его мореходные качества – прежде всего остойчивость и максимальная скорость. В данной статье рассмотрим такое понятие, как осадка судна, как её рассчитать и от каких факторов зависит выбор осадки лодки.

осадка судна определение

Понятие «осадка судна»

В кораблестроении термином «осадка» обозначают показатель глубины погружения корпуса корабля в воду. В общепринятом смысле осадка – это расстояние от водной поверхности до самой нижней точки днища судна. Однако, в мореходном деле используется несколько разновидностей понятия «осадка»:

  • Проектная. Представляет собой расчетную осадку, измеренную на ½ длины корпуса судна, и характеризующую расстояние от ватерлинии судна до крайней точки киля. Данный показатель, измеренный по мидель-шпангоуту, в проектно-технической документации, согласно принятым международным стандартам, обозначается латинской буквой «Т».
  • Носовая осадка – показывает глубину погружения носовой части судна. Для её определения на носу крупных судов наносят специальную разметку – носовую марку.
  • Кормовая осадка – нижняя точка погружения кормы в воду. Определяется при помощи нанесённой на корму разметки – кормовой марки.
  • Средняя осадка судна является средним арифметическим вычислением глубины погружения судна в воду. Измеряется по формуле: Тср. = (кормовая осадка + носовая осадка) умноженные на ½.

Глубина осадки судна зависит от нескольких факторов:

  • Массы судна. Согласно законам физики, чем больше масса корабля, тем глубже он будет погружаться в воду.
  • Длины и ширины корпуса. При одинаковой массе меньшую осадку будет иметь судно с более широким и длинным корпусом. Это связано с большей выталкивающей силой воды, действующей на корпус корабля с увеличенной площадью днища.
  • Конструктивных особенностей корпуса. В первую очередь, здесь подразумевается размер киля. А для малых судов – его наличие или отсутствие.

Соответственно, осадка судна есть величина переменная. Так, показатель максимальной осадки судна зависит от его загрузки: при полной загрузке она будет больше, чем у порожнего судна.

Определение осадки судна

Поскольку осадка судна является весьма важным показателем, капитану корабля необходимо знать величину осадки в каждый конкретный момент времени. Особенно актуальным это становится при подходе к побережью, входе в порты, проходе каналов и прочих мелководных мест. Неправильный расчет осадки судна в подобной ситуации может привести к катастрофе – посадке корабля на мель со всеми вытекающими отсюда неприятными последствиями.

На больших кораблях, для визуального определения величины погружения корпуса в воду, по обеим сторонам носа и кормы наносят специальные метки. Они идут от нижней точки киля и до главной ватерлинии. Общепринятым в морском флоте считается цена одного деления разметки в 1/10 метра. Однако, в странах с англо-саксонской морской традицией используются обозначения в виде футов и дюймов, где одно деление равно одному футу (примерно 30,5 см). Для простоты различия, метки, нанесённые по метрической системе, нумеруются арабскими цифрами, а по англосаксонской системе – римскими.

осадка судна

Определение осадки судна входит в обязанность помощника капитана либо самого командира корабля. Определяется она несколькими способами:

  • По специальной диаграмме, называемой «грузовой размер». В ходе исчислений выводится грузовая шкала, которая является основным грузовым документом судов.
  • По показателям кормовой (Тк) и носовой (Тн) осадок находится средняя осадка судна (Тср): Тк х Тн = Тср. Подобная формула справедлива для плавсредств с ровным килем, лишённым изгиба. Для кораблей с изогнутым килем, перед тем, как определить осадку судна, потребуется внести в данную формулу поправки в виде коэффициента изгиба киля. Этот показатель должен быть указан в технической документации корабля.

Соответственно, формула Тк х Тн = Тср неприемлема и для большинства яхт и лодок, имеющих киль, а также швертботов из-за конструктивной особенности киля. Киль яхты и швертбота представляют собой не выступ в виде балки, проходящей от носа до кормы, а узкий «плавник», выступающий из днища по центру корпуса. В результате осадка килевой яхты по корме или по носу будет значительно, порой в разы, меньше осадки по мидель-шпангоуту.

Яхты с длинной килевой линией, конечно, также бывают, но они составляют лишь небольшую часть от общего числа. Подобная конструкция киля обычно используется на больших океанских мегаяхтах, приближающихся по своим размерам к большим морским судам, а также применялась на тяжёлых яхтах старой постройки.

Расчёт осадки яхты производится ещё на этапе её проектирования, и зависит от ряда показателей – её общей массы, водоизмещения, длины киля, формы обводов корпуса и так далее. Все эти показатели весьма скрупулёзно вычисляются конструкторами и вводятся в специальные формулы, позволяющие получить диаграммы осадки яхты в зависимости от её прочих метрических данных.

Выбор осадки судна

При постройке судна, в первую очередь учитываются условия, в которых оно будет эксплуатироваться. В полной мере это касается и такого показателя, как осадка судна. Здесь перед конструкторами встаёт дилемма: с одной стороны, требуется сделать судно максимально вместительным и грузоподъёмным, а с другой – позволить ему беспрепятственно заходить в порты и проходить через каналы. От проектировщиков судов требуется найти ту «золотую середину», позволяющую сделать эксплуатацию судна максимально эффективной, с экономической точки зрения.

Например, для крупнотоннажного судна водоизмещением 150-250 тыс.т уменьшение осадки всего на полметра приводит к «потере» от 5 до 10 тыс.т его полезной нагрузки. В то же время — суда со слишком большой осадкой попросту не смогут проходить через такие значимые каналы, как Панамский и Суэцкий. Для примера, глубина фарватера Суэцкого канала составляет 20 м, а Панамского и того меньше – 12 м. Обход же судном Южной Америки и Африки, минуя перечисленные каналы, ставит под вопрос экономическую целесообразность повышение грузоподъёмности за счёт увеличенной осадки.

Конечно, в истории мирового кораблестроения имеются монстры, наподобие супертанкера «Яре Викинг» (длина – 458 м, осадка – ок. 25 м), газовоз «Прелюд», морской трубоукладчик «Пионер Спирит» (осадка – 27 м). Но они были построены для определённых целей, их эксплуатация не требует пересечения ими морских каналов и захода в мелководные порты. Так, супертанкер «Яре Викинг» был специально заказан для перевозки нефти из Персидского залива в Японию, а «Пионер Спирит» — для монтажа трубопроводов в открытом море.

средняя осадка судна

От таких же критериев следует отталкиваться и при выборе яхты с различной осадкой. Выбирая парусник с полноценным килем, следует учитывать, что несмотря на отличную мореходность, на нём будет проблематично подойти к необорудованному побережью. Особенно это актуально для мелких акваторий, где уже за километр от побережья придётся высаживаться с килевой яхты и идти к берегу вброд. Под данное определение вполне подходит Финский залив, значительная часть Каспийского и Азовских морей.

Для плавания в мелких морях и вдоль побережья лучше выбрать швертбот с убирающимся килем. Однако, уходить на нём в открытое море, а тем более пытаться пересечь океан, крайне не рекомендуется. Связано это с гораздо худшими мореходными свойствами швертботов по сравнению с полноценными килевыми яхтами. Плоскодонные лодки имеют самую малую осадку из всех типов судов, поэтому отлично подходят для плавания по внутренним водам – рекам и небольшим озёрам. А вот хождение на плоскодонках по морям крайне опасно из-за их низкой остойчивости.

Допустим, что на судно принят малый груз весом P, т. е. такой груз, при приеме которого обводы корпуса можно считать практически не изменившимися в пределах приращения осадки. Малым можно считать груз, составляющий 5-10 % водоизмещения судна.

Схема судна

Рис. 1

При приеме груза весом P водоизмещение судна возрастет на величину pAV, причем значение AV определяется объемом слоя между ватерлиниями ВЛ и В1Л1.

Предлагается к прочтению: Изменение координат Ц.Т. судна при перемещении грузов

Для определения приращения осадки судна AT после приема груза исполь­зуем условие равновесия судна, выражающееся равенством масс груза P и дополнительного водоизмещения:

P=ρ·ΔV         Форм. 1

Объем добавочного слоя AV можно рассматривать как объем цилиндра, основанием которого является площадь ватерлинии S, а высота равна изме­нению осадки AT. Тогда:

ΔV=S·ΔТ

и формула 1 примет вид:

P=ρ·S·ΔТ

Отсюда изменение средней осадки будет:

∆T=Pρ·S         Форм. 2

В случае снятия груза с судна его масса P должна быть введена в формулу 2 со знаком минус. Следовательно, приращение осадки будет также отрицательным, т. е. осадка судна уменьшится на величину ΔT.

При решении практических задач, связанных с определением изменения средней осадки судна при приеме или снятии груза, часто пользуются вспомогательной величиной q1 см, представляющей собой значение массы (числа тонн) груза, от приема или снятия которой осадка судна изменится на один сантиметр (Tones per 1 cm – TPC).

Для того, чтобы получить выражение для q1 см, рассмотрим приращение объемного водоизмещения в случае приема груза.

Если принять обводы судна в районе действующей ватерлинии прямо – стенными, то приращение объемного водоизмещения при ΔТ = 0,01 см составит (в м3): ΔV = 0,01 · S.

Масса воды в объеме этого слоя, равная искомой массе q1 см, будет:

q1см=0,01·ρ·S=ρ·S100          Форм. 3

После постановки полученного выражения в формулу 2 получаем выражения для определения приращения средней осадки в сантиметрах:

∆T=Pq1см        Форм. 4

и в метрах:

∆T=P100·q1см        Форм. 5

Аналогичным способом можно определить массу груза, изменяющую осадку судна на 1 дюйм. В этом случае ΔТ = 1 дюйм = 1/39, 37 см и отсюда:

q1дюйм =ρ·S39,37         Ajhv/ 6

Из выражений (Формула 3) и (Формула 6) видно, что величина q1 см (TPC) пропорциональна площади ватерлинии S. В свою очередь, площадь ватерлинии является переменной величиной, т. к. изменяется в зависимости от осадки судна. Следовательно, число q1 см – также переменная величина. Можно построить кривую числа тонн на один см (или дюйм) осадки.

Кривая осадки судна

Рис. 2

Для того, чтобы определить, как изменится осадка T судна при приеме или снятии малого груза весом P, необходимо по указанной кривой найти значение q1 см при осадке T, затем, используя формулу 7, найти новое значение осадки судна:

T1=T±P100·q1см        Форм. 7

Изменение осадки при изменении плотности воды

При переходе судна из одного водного бассейна в другой изменяется соленость (плотность) забортной воды. При плавании в воде плотностью ρ и ρ1 водоизмещение судна соответственно будет:

D=ρ·V     и     D = ρ1·V1,

где:

  • V – объемное водоизмещение судна до перехода в воду другой плотности;
  • V1 – объемное водоизмещение судна после перехода.

Приравнивая правые части равенств, получим:

ρ·V=ρ1·V1     или     VV1=ρ1ρ

Объeмнoe водоизмещение можно выразить через главные размерения L, B, T и коэффициент общей полноты:

V=δ·L·B·T      и     V1=δ1·L1·B1·T1

При малых изменениях объемного водоизмещения, например при изменении солености воды, длина, ширина и коэффициент общей полноты практически не изменяются. В этом случае изменение водоизмещения происходит за счет изменения осадки. Таким образом:

ρ·T=ρ1·T1     или     TT1=ρ1ρ

Следовательно, при переходе судна из воды одной солености в воду другой солености осадка его изменяется примерно обратно пропорционально плотности воды.

Читайте также: Плавучесть судна

Изменение объемного водоизмещения определяется с помощью выражения:

∆V=V1–V=Dρ1–Dρ=D·ρ–ρ1ρ·ρ1     или     ∆V=V·ρ–ρ1ρ1

Изменение объемного водоизмещения ΔV можно также рассчитать как объем слоя с основанием, равным площади действующей ватерлинии S (практически неизменной в пределах малых изменении осадки), и высотой, равной изменению средней осадки ΔT, т. е. V = S · ΔT. Тогда:

S·∆T=V·ρ–ρ1ρ1

Отсюда:

∆T=VS·ρ–ρ1ρ1     или     ∆T=DS·ρ·ρ–ρ1ρ1          Форм. 8

При переходе судна из пресной воды (ρ = 1,0 т/м3) в морскую (ρ = 1,025 т/м3) формула 8 принимает вид:

∆T=DS·1,0·1,0–1,0251,025

Так как числитель второго сомножителя – величина отрицательная, изменение осадки ΔT также будет отрицательным, и судно всплывет, т. е. осадка судна уменьшится.

При переходе судна из морской воды в пресную, формула 8 имеет вид:

∆T=DS·1,025·1,025–1,01,0

В этом случае изменение осадки будет положительным, судно погрузится в воду, т. е. его осадка увеличится.

Сноски

Unit Converter

Enter the length, width, and weight of a boat into the calculator to estimate the draft of a boat. To make the calculation more accurate, add in the weights of individuals traveling on the boat to the overall weight.

  • Boat Speed Calculator
  • Nautical Mile Calculator
  • Degrees to Feet Calculator
  • Hull Speed Calculator
  • Pier Footing Size Calculator
  • Dock Weight Calculator
  • Towing Force Calculator

Boat Draft Formula

The following formula is used to calculate a boat draft:

  • Where DR is the estimated draft (ft)
  • W is the weight of the boat (lbs)
  • L is the length of the boat (ft)
  • W is the width of the boat (ft)
  • D is the density of the water (lbs/ft^3)

To calculate a boat draft, divide the weight by the density, then divide this result by the result of the length divided by the width, then finally, multiply by 3.

This draft also does not include motors of rutters. Those should be added to the total draft.

What is boat draft?

Boat draft is a measure of the distance from the waterline to the bottom of the hull. It is used to estimate where a boat can travel safely based on water depth.

Boat draft is dependent on the overall shape of the boat, the weight of the boat, and the density of the water (i.e salt water or fresh water).

Example Problem

How to calculate boat draft?

The following example outlines the information and steps required to calculate the draft of a boat.

First, determine the length of the boat. Measuring the boat for this example yields a length of 35 feet.

Next, determine the width of the boat. For this example, the width is measured to be 10 feet.

Next, determine the weight of the boat. This boat comes out to a total weight of 13,600 lbs.

Next, determine whether the boat is in fresh or saltwater. This boat is in salt water, so the density is 64 pounds per cubic foot.

Finally, calculate the boat draft using the formula above:

DR = W/Density/(L*W) *3

DR = 13,600/64/35/10 *3

DR = 1.82 ft

boat draft calculator

Добавить комментарий