Добавить в «Нужное»
Среднегодовая стоимость имущества: формула
С точки зрения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности имуществом организации считаются ее активы, которые отражаются в разделе I «Внеоборотные активы» и разделе II «Оборотные активы» бухгалтерского баланса (Приказ Минфина от 02.07.2010 № 66н). А как рассчитать среднегодовую стоимость имущества?
Расчет средней стоимости имущества за отчетный период
Простейшая формула расчета средней стоимости имущества (ИСР) за отчетный период выглядит так:
ИСР = (ИН + ИК) / 2
где ИН – стоимость имущества на начало отчетного периода;
ИК – стоимость имущества на конец отчетного периода.
Соответственно, при расчете среднегодовой стоимости имущества учитывается стоимость на начало и конец года.
Порядок расчета среднегодовой стоимости имущества, равно как и стоимости имущества за любой иной отчетный период (неделя, месяц, квартал и т.д.), зависит от целей расчета.
К примеру, средняя стоимость имущества может рассчитываться при анализе оборачиваемости. Так, для определения коэффициента оборачиваемости активов по итогам года среднегодовая стоимость активов может быть рассчитана по данным бухгалтерского баланса.
Среднегодовая стоимость имущества по балансу
Среднегодовая стоимость имущества по балансу (ИСРБ) будет определяться следующим образом (Приказ Минфина от 02.07.2010 № 66н):
ИСРБ = (Строка 1600Н + Строка 1600К) / 2
Где Строка 1600Н – сальдо строки 1600 бухгалтерского баланса на 31.12 предыдущего года;
Строка 1600К – сальдо строки 1600 бухгалтерского баланса на 31.12 отчетного года.
При этом средняя стоимость может рассчитываться как в отношении всего имущества организации, так и отдельных ее видов. К примеру, для определения оборачиваемости дебиторской задолженности средняя стоимость считается по дебиторке, а, скажем, для определения фондоемкости или фондовооруженности берется средняя стоимость основных средств.
Среднегодовая стоимость имущества для расчета налога на имущество
В отдельных случаях порядок расчета среднегодовой стоимости нормативно регламентируется. Именно так обстоит дело с определением среднегодовой стоимости основных средств при расчете налога на имущества. Формулу расчета мы приводили в отдельной консультации.
Содержание страницы
- Для чего нужен расчет средней стоимости имущества
- Промежуточные показатели для расчета среднегодовой стоимости имущества
- Различные способы вычисления среднегодовой стоимости
- Как рассчитать среднюю стоимость имущества за квартал
- Пример расчета
Для бухгалтерского учета и целей взимания и уплаты налогов приходится производить постоянный контроль балансовой стоимости имущества организации. Для некоторых важных налогов, таких, как, например, налог на имущество организаций, ключевой является средняя стоимость основных активов за отчетный период, а для оформления к подаче декларации по этому налогу – за год.
Рассмотрим нюансы расчетов средней стоимости имущества на основании законодательных актов последней редакции, приведем формулы, разберем, как это делается, на конкретных примерах.
Для чего нужен расчет средней стоимости имущества
Имущество (основные средства) постоянно меняют свою остаточную стоимость, постепенно перенося ее на производимую организацией продукцию или выполняемую работу, оказываемые услуги. При этом их материальная, «вещная» форма сохраняется. Поэтому необходим постоянный учет и корректировка в балансе их стоимости, что позволит отразить и форму актива, и количество «перенесенной» стоимости (амортизацию).
Кроме того, поскольку основные средства (ОС) находятся в динамике, в течение отчетного периода они могут:
- переменить свое качественное состояние;
- получить «апгрейд» и тем самым прибавить в стоимости;
- устареть физически и морально;
- изменить общий объем (организация списала, продала или приобрела имущественные активы).
ВАЖНО! Отсюда следует, что в начале отчетного года остаточная стоимость основных средств может резко отличаться от показателей на конец этого периода. Именно поэтому в расчетах используются средние величины, что повышает точность и достоверность производимого учета и отражения стоимости средств на балансе.
Кроме непосредственных задач бухгалтерского учета, стоимость имущества организации, определяемая как средняя величина за выбранный период, используется в целях налогообложения. Именно этот показатель представляет собой налогооблагаемую базу по налогу на имущество организаций. На его основании исчисляется сумма авансовых поквартальных платежей и итогового годового (п. 1 ст. 375 НК РФ), он лежит в основе декларации по данному налогу.
Промежуточные показатели для расчета среднегодовой стоимости имущества
Чтобы определить среднюю стоимость активов организации за выбранный учетный период, необходимо знать несколько показателей, которые в обязательном порядке отражаются на балансе:
- суммарная первоначальная стоимость имущества на начало периода (∑перв.);
- количество введенных и списанных средств (∑введ., ∑спис.) ;
- первоначальная стоимость на конец периода (∑перв.) – рассчитывается на основе предыдущего показателя;
- величина амортизации по каждой группе основных средств (А);
- остаточная стоимость на начало и конец учетного периода (∑ост.).
Рассмотрим формулы, с помощью которых вычисляются эти показатели.
- Формула расчета остаточной стоимости: ∑ост. = ∑перв. – А.
- Формула расчета первоначальной стоимости на конец периода: ∑перв. кон. = ∑перв. нач. + ∑введ. – ∑спис. Для определения остаточной стоимости на конец года можно изначально взять показатель не первоначальной, а остаточной стоимости, либо вычесть из полученного результата величину амортизации.
Различные способы вычисления среднегодовой стоимости
В зависимости от степени требуемой точности можно применить разные формы вычисления среднегодовой стоимости имущественных активов.
- Упрощенный метод предполагает найти половину от суммы остаточной стоимости активов начала и конца годового периода:
∑ср.-год. = (∑перв. нач. + ∑перв. кон.) / 2
Этот способ будет неточным, если в течение отчетного года динамика основных средств была неравномерной, они вводились и выводились с разной интенсивностью, поэтому подобный расчет даст серьезную погрешность при применении его, к примеру, к квартальному учетному периоду.
- Метод с учетом месяца ввода-вывода ОС. Это тоже приблизительный способ, являющийся, однако, более точным, чем первый. Он предусматривает прибавление к первоначальной стоимости сумму средств, вводимых в определенное время, и, соответственно, вычитание выбывших средств. При этом в формуле появится дополнительные показатели ЧМ1 и ЧМ2, означающие количество полных месяцев, прошедших с ввода (1) или выбытия (2) основного средства. Формула выглядит таким образом:
∑ср.-год. = ∑перв. нач. + ∑ЧМ1 / 12 — ∑ЧМ2 / 12
- «Среднее хронологическое» – метод, позволяющий еще точнее определить среднегодовую стоимость имущества. В этом способе помесячно учитываются средства, изменившие свою стоимость, выбывшие и/или введенные. Для этого нужно знать стоимость средств на начало и конец каждого месяца, разделить их сумму пополам, полученные результаты сложить, а затем разделить на 12:
∑ср.-год. = {(∑перв. нач. М1 + ∑перв. кон. М1 ) / 2 } + {(∑перв. нач. М2 + ∑перв. кон. М2 ) / 2 } + … + {(∑перв. нач. М12 + ∑перв. кон. М12 ) / 2 } / 12
- Метод для налогообложения. Для исчисления налоговой базы имущественного налога нужно вычислять среднегодовую стоимость имущества организации согласно требованиям Налогового Кодекса РФ. Начиная с 2008 года, нужно определять среднегодовую стоимость в рамках изменений, внесенных в 30 главу Федерального закона № 216 от 24.07. 2007 года. Ее текст предписывает вычислять этот показатель следующим образом: остаточную стоимость на начало каждого отчетного периода нужно приплюсовать к остаточной стоимости на конец года, а затем разделить на количество месяцев в году плюс дополнительный месяц, то есть на 13. Формула:
∑ср.-год. = (∑ост. нач. М1 + ∑ост. нач. М2 + … + ∑ост. нач. М12 + ∑ост. кон. М12) / 13
Как рассчитать среднюю стоимость имущества за квартал
Такое вычисление необходимо производить, чтобы определить сумму авансового платежа по имущественному налогу. Эти расчеты являются обязательными документами для ежеквартального предоставления в ИНФС, они же ложатся в основу годовой налоговой декларации.
В главе 30 НК РФ (п. 4 ст. 376) предписывается вычислять ее почти по тому же принципу, что и среднегодовую. Разница будет в том, что последним показателем будет стоимость не на финальную дату отчетного периода, а на 1 число следующего за кварталом месяца. Таким образом, нужно взять балансовую остаточную стоимость на начало каждого из 3 месяцев, составляющих квартал, а также стоимость на начало следующего месяца, сложить эти величины и разделить полученную цифру на 4.
Пример расчета
ООО «Инфинити» владеет основными средствами, облагаемыми налогом на имущество, балансовая стоимость которых на 1 января 2018 года составляет 1 200 000 руб. С учетом амортизации, а также введения и выведения активов стоимость ежемесячно изменялась, что отражалось на балансе в таких цифрах:
- 1 февраля 2018 года – 1 100 000 руб.;
- 1 марта 2018 года – 1 000 000 руб.;
- 1 апреля 2018 года – 1 200 000 руб.;
- 1 мая 2018 года – 900 000 руб.;
- 1 июня 2018 года – 1 100 000 руб.;
- 1 июля 2018 года – 1 000 000 руб.;
- 1 августа 2018 года – 900 000 руб.;
- 1 сентября 2018 года – 800 000 руб.;
- 1 октября 2018 года – 700 000 руб.;
- 1 ноября 2018 года – 900 000 руб.;
- 1 декабря 2018 года – 1 000 000 руб.;
- 31 декабря 2018 года – 1 100 000 руб.
Рассчитаем среднегодовую и среднеквартальную стоимость имущества ООО «Инфинити»:
- за 1 квартал 2018 года: (1 200 000 + 1 100 000 + 1 000 000 + 1 200 000) / 4 = 1 125 000 руб.;
- за 2 квартал 2018 года: (1 200 000 + 900 000 + 1 100 000 + 1 000 000) / 4 = 1 050 000 руб.;
- за 3 квартал 2018 года: (1 000 000 + 900 000 + 800 000 + 700 000) / 4 = 850 000 руб.;
- за 2018 год: (1 100 000 + 1 000 000 + 1 200 000 + 900 000 + 1 100 000 + 1 000 000 + 900 000 + 800 000 + 700 000 + 900 000 + 1 000 000 + 1 100 000) / 13 = 900 000 руб.
Для удобства предпринимателей при расчете среднеквартальной и среднегодовой стоимости имущества можно воспользоваться успешно функционирующими онлайн-калькуляторами, куда нужно будет только подставить собственные бухгалтерские показатели.
Если у организации на балансе есть основные средства, то в большинстве случаев придется платить налог на имущество (ст. 373, 374 НК РФ). Поможем не запутаться с определением налоговой базы по налогу на имущество.
Для отдельной категории недвижимого имущества налоговая база исчисляется исходя из кадастровой стоимости. Для остальных амортизируемых объектов налоговая база будет равна среднегодовой стоимости имущества (ст. 375 НК РФ). Налоговый кодекс также содержит понятие средней стоимости имущества. Этот показатель понадобится бухгалтеру, если компания уплачивает авансовые платежи по налогу на имущество.
Напомним, что отчетные периоды устанавливают субъекты РФ. Налоговым периодом по налогу на имущество является календарный год (ст. 379 НК РФ). При уплате авансовых платежей следует подавать налоговый расчет по авансовому платежу по налогу на имущество организаций. По итогам года сдается декларация.
Как определить среднюю стоимость основных средств
Показатель средней стоимости имущества потребуется для расчета авансовых платежей по налогу за I квартал, полугодие и 9 месяцев. Чтобы его рассчитать, понадобится остаточная стоимость основных средств на начало каждого месяца отчетного периода и остаточная стоимость на начало месяца, идущего за отчетным периодом. В расчет принимаются только облагаемые налогом на имущество объекты. Имущество, учитываемое по кадастровой стоимости, в расчете не участвует.
Разберем принцип расчета средней стоимости основных средств на примере I квартала.
Формула расчета будет выглядеть так:
СрС = (ОСТ1 + ОСТ2 + ОСТ3 + ОСТ4)) / 4, где
СрС — средняя стоимость;
ОСТ1 — остаточная стоимость на 1 января;
ОСТ2 — остаточная стоимость на 1 февраля;
ОСТ3 — остаточная стоимость на 1 марта;
ОСТ4 — остаточная стоимость на 1 апреля.
Пример 1. ООО «Солнце» производит кондитерские изделия. На балансе «Солнца» находится производственное и холодильное оборудование. Компания платит авансовые платежи и отчитывается раз в три месяца.
Остаточная стоимость основных средств в рублях составит:
на 01.01.2018 — 644 000;
на 01.02.2018 — 600 000;
на 01.03.2018 — 556 000;
на 01.04.2018 — 512 000.
СрС = (644 000 + 600 000 + 556 000 + 512 000) / 4 = 578 000.
Итак, средняя стоимость имущества, учтенного на балансе ООО «Солнце» по итогам квартала, составляет 578 000 рублей. Полученные данные бухгалтер ООО «Солнце» запишет в расчет по авансовым платежам за I квартал.
Как определить среднегодовую стоимость основных средств
Среднегодовую стоимость определяют на основании данных за 12 месяцев (п. 4 ст. 376 НК РФ). Для расчета бухгалтеру понадобятся показатели остаточной стоимости основных средств на 1-е число каждого из 12 месяцев календарного года, а также остаточная стоимость на конец декабря. Иными словами, за декабрь нужно использовать сразу два показателя — на начало и на конец месяца.
Формула расчета будет выглядеть так:
СгС = (ОСТ1 + ОСТ2 + ОСТ3 + ОСТ4 + ОСТ5 + ОСТ6 + ОСТ7 + ОСТ8 + ОСТ9 + ОСТ10 + ОСТ11 + ОСТ12 + ОСТгод) / 13, где
СгС — среднегодовая стоимость;
ОСТ1-ОСТ3 — остаточная стоимость на 1-е число каждого из месяцев I квартала (на 1 января, на 1 февраля и на 1 марта соответственно);
ОСТ4—ОСТ6 — остаточная стоимость на 1-е число каждого из месяцев II квартала (на 1 апреля, на 1 мая и на 1 июня соответственно);
ОСТ7—ОСТ9 — остаточная стоимость на 1-е число каждого из месяцев III квартала (на 1 июля, на 1 августа и на 1 сентября соответственно);
ОСТ10—ОСТ12 — остаточная стоимость на 1-е число каждого из месяцев IV квартала (на 1 октября, на 1 ноября и на 1 декабря соответственно);
ОСТгод — остаточная стоимость на 31 декабря.
Сумма всех указанных значений делится на 13 – по числу показателей остаточной стоимости, которые использованы при расчете среднегодовой стоимости.
Если основное средство поставлено на учет 1-го числа текущего месяца, то принимать в расчет стоимость такого имущества нужно только со следующего месяца. Такая рекомендация доведена письмом Минфина России от 16.12.2011 № 03-05-05-01/97. Например, организация поставила на учет компьютер 01.08.2018. При расчете средней стоимости за 9 месяцев остаточная стоимость будет учитываться по состоянию на 01.09.2018 и на 01.10.2018.
Пример 2. ООО «Солнце» производит кондитерские изделия. На балансе «Солнца» находится производственное и холодильное оборудование. В течение 2018 года новое оборудование не поступало, списаний с баланса также не было. Ежемесячная амортизация составила 44 000 рублей.
Остаточная стоимость в рублях:
на 01.01.2018 — 644 000;
на 01.02.2018 — 600 000;
на 01.03.2018 — 556 000;
на 01.04.2018 — 512 000;
на 01.05.2018 — 468 000;
на 01.06.2018 — 424 000;
на 01.07.2018 — 380 000;
на 01.08.2018 — 336 000;
на 01.09.2018 — 292 000;
на 01.10.2018 — 248 000;
на 01.11.2018 — 204 000;
на 01.12.2018 — 160 000;
на 31.12.2018 — 116 000.
СгС = (644 000 + 600 000 + 556 000 + 512 000 + 468 000 + 424 000 + 380 000 + 336 000 + 292 000 + 248 000 + 204 000 + 160 000 + 116 000) / 13 = 380 000 рублей.
Итак, среднегодовая стоимость имущества составляет 380 000 рублей.
Елена Рогачева, эксперт сервиса Контур.Норматив компании СКБ Контур
Среднегодовая стоимость основных средств – формула, по которой она исчисляется, зафиксирована в НК РФ – учитывается при подсчете налога на имущество юрлиц. Об аспектах расчета этой стоимости читайте в нашей статье.
Расчет средней стоимости основных средств
Средняя стоимость основных средств (ОС) имеет алгоритм расчета, аналогичный применяемому при определении среднегодовой (т. е. средней за год) стоимости, но используется при подсчете авансовых платежей по налогу на имущество за отчетные периоды, продолжительность которых равна 1 кварталу, полугодию и 9 месяцам (п. 2 ст. 379 НК РФ).
Алгоритм расчета средней стоимости ОС зафиксирован в абз. 1 п. 4 ст. 376 НК РФ. Он предполагает суммирование остаточной стоимости объектов на первые числа месяцев отчетного периода и на первое число месяца, наступающего после его завершения. Сумма делится на число участвующих в расчете слагаемых. В расчете не принимают участие данные по объектам:
- не являющимся облагаемыми налогом на имущество;
- облагаемым этим налогом от иного объекта (кадастровой стоимости).
Об ОС, оцениваемых по кадастровой стоимости, подробнее читайте в статье «По каким объектам недвижимости налоговая база рассчитывается исходя из кадастровой стоимости».
Для наглядности пояснений определим среднюю стоимость ОС на примере данных.
Пример 1
ООО «Экспресс-стирка» осуществляет деятельность в качестве прачечной самообслуживания в Москве. В собственности у фирмы имеются облагаемые налогом ОС в виде линии электропередач и нежилого помещения под прачечную. Помещение является объектом, для которого налоговой базой служит кадастровая стоимость, поскольку предназначено для обслуживания бытовых нужд населения (подп. 2 п. 4 ст. 378.2 НК РФ). По итогам 1-го квартала в бухгалтерском учете отражены такие данные:
Дата |
Линия электропередач, стоимость, руб. |
Нежилое помещение, стоимость, руб. |
||||
Первоначальная |
Амортизация |
Остаточная |
Первоначальная |
Амортизация |
Остаточная |
|
01.01 |
312 730 |
3 679 |
309 051 |
3 120 820 |
36 716 |
3 084 104 |
01.02 |
312 730 |
7 358 |
305 372 |
3 120 820 |
73 432 |
3 047 388 |
01.03 |
312 730 |
11 037 |
301 693 |
3 120 820 |
110 148 |
3 010 672 |
01.04 |
312 730 |
14 716 |
298 014 |
3 120 820 |
146 864 |
2 973 956 |
В расчете средней стоимости ОС используется остаточная стоимость линии электропередач, определенная как разница между первоначальной стоимостью и амортизацией. Она равна:
(309 051 + 305 372 + 301 693 + 298 014) / 4 (количество отчетных месяцев + 1) = 303 533 руб.
Все подробности расчета средней стоимости имущества для целей авансовых платежей по налогу на имущество разъяснили эксперты КонсультантПлюс. Получите пробный доступ к системе КонсультантПлюс бесплатно и переходите в Готовое решение.
Налог по нежилому помещению, имеющему базой кадастровую стоимость, рассчитывается отдельно.
С алгоритмом исчисления налога по таким ОС ознакомьтесь в статье «Пошаговая инструкция по расчету налога на имущество с кадастровой стоимости».
Расчет среднегодовой стоимости ОС
Среднегодовая стоимость ОС применяется при подсчете суммы налога на имущество за налоговый период, продолжительность которого составляет 1 год (п. 1 ст. 379 НК РФ). Здесь в расчете (осуществляемом по тому же принципу, что и определение средней стоимости) участвуют 13 сумм (на первые числа всех месяцев года и на последний его день). Алгоритм расчета среднегодовой стоимости ОС описан в абз. 2 п. 4 ст. 376 НК РФ.
ВАЖНО! При расчете среднегодовой стоимости основных средств по организациям, зарегистрированным или ликвидированным (реорганизованным) на протяжении года также берется целое число месяцев в году, а не число месяцев фактического действия организации (письмо Минфина РФ от 16.09.2004 № 03-06-01-04/32).
Рассчитаем среднегодовую стоимость на примере реорганизуемой организации.
Пример 1 (продолжение)
В том же году ООО «Экспресс-стирка» приняло решение о присоединении к более крупной прачечной организации. Дата завершения реорганизации приходится на 23 июля. По итогам деятельности с апреля по 23 июля в бухгалтерском учете отражена стоимость линии электропередач:
Дата |
Линия электропередач, стоимость в руб. |
||
Первоначальная |
Амортизация |
Остаточная |
|
01.05 |
312 730 |
18 395 |
294 335 |
01.06 |
312 730 |
22 074 |
290 656 |
01.07 |
312 730 |
25 753 |
286 977 |
23.07 |
312 730 |
29 432 |
283 298 |
Среднегодовая стоимость линии электропередач: (309 051 + 305 372 + 301 693 + 298 014 + 294 335 + 290 656 + 286 977 + 283 298 + 0 + 0 + 0 + 0 + 0) / 13 (общее число месяцев в году + 1) = 182 261 руб.
Подробный порядок расчета среднегодовой стоимости имущества для целей уплаты налога на имущество по итогам года привели эксперты КонсультантПлюс в Готовом решении. Получите бесплатно пробный доступ к системе и переходите к указаниям.
Как определить среднегодовую стоимость основных средств по балансу в тыс. руб.
Среднегодовая стоимость ОС, подсчитанная по сведениям из бухгалтерского баланса, используется при определении показателей рентабельности организации.
Алгоритм расчета простой — сумма показателей по строке бухгалтерского баланса «Основные средства» на конец оцениваемого года и на конец предыдущего года делится на 2.
Пример 2
Показатель бухгалтерского баланса |
Стоимость основных средств (тыс. руб.) |
Среднегодовая стоимость основных средств (тыс. руб.) |
Алгоритм расчета |
|
31.12.2021 |
31.12.2022 |
|||
Основные средства |
130 |
250 |
190 |
(130 + 250):2 |
Об исчислении рентабельности читайте в статье «Порядок расчета рентабельности предприятия (формула)».
Но для определения налога рассчитанная таким образом стоимость ОС не подойдет.
Итоги
Средняя и среднегодовая стоимость ОС, рассчитанные от их остаточной стоимости, нужны при определении базы налогу на имущество. Средняя стоимость применяется в расчетах за отчетные периоды, а среднегодовая – при подсчете суммы налога за год. Алгоритмы их определения идентичны: суммируется остаточная стоимость ОС на первые числа месяцев периода и на его последний день, а затем делится на количество слагаемых, участвующих в расчете. При этом нулевые значения сумм также должны быть задействованы.
Содержание страницы
- Плательщики налога
- Объекты налогообложения
- Налоговая база
- Налоговый период. Отчетный период
- Налоговая ставка
- Льготы
- Порядок исчисления суммы налога и сумм авансовых платежей по налогу
- Порядок и сроки уплаты налога (авансовых платежей по налогу)
- Налоговая декларация
Налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается законами субъектов Российской Федерации о налоге (главой 30 НК РФ для федеральной территории «Сириус») и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (федеральной территории «Сириус»).
Устанавливая налог, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации определяют налоговую ставку в пределах, установленных главой 30 НК РФ, и порядок уплаты налога.
При установлении налога законами субъектов Российской Федерации могут также определяться особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества в соответствии с настоящей главой, предусматриваться налоговые льготы, основания и порядок их применения налогоплательщиками.
Плательщики налога
^К началу страницы
Кто платит налог
Налогоплательщиками налога признаются организации, имеющие имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 374 НК РФ
Кто не платит налог
- UEFA (Union of European Football Associations) и дочерние организации UEFA в период по 31 декабря 2021 года включительно, FIFA (Federation Internationale de Football Association) и дочерние организации FIFA, указанные в Федеральном законе
“О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года, чемпионата Европы по футболу UEFA 2020 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской
Федерации”; - конфедерации, национальные футбольные ассоциации (в том числе Российский футбольный союз), Организационный комитет “Россия-2018”, дочерние организации Организационного комитета “Россия-2018”, производители медиаинформации FIFA, поставщики
товаров (работ, услуг) FIFA, определенные Федеральным законом “О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года, чемпионата Европы по футболу UEFA 2020 года и
внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации”, в отношении транспортных средств, принадлежащих им на праве собственности и используемых только в целях осуществления мероприятий, предусмотренных указанным Федеральным
законом, а также в период по 31 декабря 2021 года включительно Российский футбольный союз, локальная организационная структура, коммерческие партнеры UEFA, поставщики товаров (работ, услуг) UEFA и вещатели UEFA, определенные указанным
Федеральным законом, в отношении транспортных средств, принадлежащих им на праве собственности и используемых только в целях осуществления мероприятий по подготовке и проведению в Российской Федерации чемпионата Европы по футболу UEFA
2020 года, предусмотренных указанным Федеральным законом. - не признаются налогоплательщиками организации, зарегистрированные на территории Курильских островов, в течение периода использования такими организациями права на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика налога на прибыль организаций в соответствии со статьей 246.3 Кодекса. В случае утраты организацией в соответствии с пунктом 3 статьи 246.3 Кодекса такого права она признается налогоплательщиком с 1-го числа налогового периода, в котором утрачено такое право, и сумма налога (авансового платежа по налогу) подлежит восстановлению и уплате в бюджет в установленном порядке с уплатой соответствующих пеней, начисляемых со дня, следующего за установленным статьей 383 Кодекса днем уплаты налога (авансового платежа по налогу).
Объекты налогообложения
^К началу страницы
Объектами налогообложения признаются:
- недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе организации
в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, в случае, если налоговая база в отношении такого имущества определяется в соответствии с пунктом 1 статьи 375 НК РФ,
если иное не предусмотрено статьями 378 и 378.1 НК РФ.
В целях главы 30 НК РФ иностранные организации, осуществляющие деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства, ведут учет
объектов налогообложения в порядке, установленном в Российской Федерации для ведения бухгалтерского учета; - недвижимое имущество, находящееся на территории Российской Федерации и принадлежащее организациям на праве собственности или праве хозяйственного ведения, а также полученное по концессионному соглашению, в случае, если налоговая база в отношении
такого имущества определяется в соответствии с пунктом 2 статьи 375 НК РФ, если иное не предусмотрено статьями 378 и 378.1 НК РФ.
Не признаются объектами налогообложения:
- земельные участки и иные объекты природопользования (водные объекты и другие природные ресурсы);
- имущество, принадлежащее на праве оперативного управления федеральным органам исполнительной власти и федеральным государственным органам, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба, используемое этими органами для нужд обороны, гражданской обороны, обеспечения безопасности и охраны правопорядка в Российской Федерации;
- объекты, признаваемые объектами культурного наследия (памятниками истории и культуры) народов Российской Федерации федерального значения в установленном законодательством Российской Федерации порядке;
- ядерные установки, используемые для научных целей, пункты хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ и хранилища радиоактивных отходов;
- ледоколы, суда с ядерными энергетическими установками и суда атомно-технологического обслуживания;
- космические объекты;
- суда, зарегистрированные в Российском международном реестре судов;
- суда, зарегистрированные в Российском открытом реестре судов лицами, получившими статус участника специального административного района в соответствии с Федеральным законом от 3 августа 2018 года № 291-ФЗ «О специальных административных районах на территориях Калининградской области и Приморского края»;
- воздушные суда, зарегистрированные в Государственном реестре гражданских воздушных судов лицами, получившими статус участника специального административного района в соответствии с Федеральным законом от 3 августа 2018 года № 291-ФЗ «О специальных административных районах на территориях Калининградской области и Приморского края».
- Имущество международной компании, расположенное за пределами территории Российской Федерации и используемое в связи с ее участием в реализации проектов по геологическому изучению, разведке, добыче полезных ископаемых и выполнением иных работ, предусмотренных указанными проектами, при условии, что такие проекты осуществляются в соответствии с соглашениями о разделе продукции, концессионными соглашениями, лицензионными соглашениями или иными соглашениями (контрактами) на условиях риска;
- Имущество, закрепленное на праве оперативного управления за учреждениями, находящимися в ведении федерального органа исполнительной власти, основными задачами которого являются материально-техническое обеспечение деятельности и социально-бытовое обслуживание Президента Российской Федерации, оказывающими государственные услуги и выполняющими работы по санаторно-курортному лечению и организованному отдыху (указанное имущество не признается объектом налогообложения с 1 января 2023 года).
Налоговая база
^К началу страницы
Порядок определения налоговой базы исходя из среднегодовой стоимости имущества
Налоговая база (ст. 375 НК РФ) определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, если иное не предусмотрено
указанной статьей НК РФ.
При определении налоговой базы как среднегодовой стоимости имущества, признаваемого объектом налогообложения, такое имущество учитывается по его остаточной стоимости, сформированной в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета,
утвержденным в учетной политике организации.
В случае, если остаточная стоимость имущества включает в себя денежную оценку предстоящих в будущем затрат, связанных с данным имуществом, остаточная стоимость указанного имущества для целей главы 30 НК РФ определяется без учета таких затрат.
В случае, если для отдельных объектов основных средств начисление амортизации не предусмотрено, стоимость указанных объектов для целей налогообложения определяется как разница между их первоначальной стоимостью и величиной износа, исчисляемой по установленным
нормам амортизационных отчислений для целей бухгалтерского учета в конце каждого налогового (отчетного) периода.
Налоговая база определяется отдельно в отношении каждого объекта недвижимого имущества, а также в отношении имущества, входящего в состав Единой системы газоснабжения в соответствии с Федеральным законом от 31 марта 1999 года № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации».
В случае, если объект недвижимого имущества, подлежащий налогообложению, имеет фактическое местонахождение на территориях разных субъектов Российской Федерации, либо на территории субъекта Российской Федерации и в федеральной территории «Сириус», либо на территории субъекта Российской Федерации и в территориальном море Российской Федерации (на континентальном шельфе Российской Федерации или в исключительной экономической зоне Российской Федерации), в отношении указанного объекта недвижимого имущества налоговая база определяется отдельно и принимается при исчислении налога в соответствующем субъекте Российской Федерации, федеральной территории «Сириус» в части, пропорциональной доле балансовой стоимости объекта недвижимого имущества на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, федеральной территории «Сириус».
Налогообложение в федеральной территории «Сириус» производится исходя из налоговой базы, определенной как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения.
Налоговая база определяется налогоплательщиками самостоятельно в соответствии с главой 30 НК РФ.
Средняя стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, за отчетный период определяется как частное от деления суммы, полученной в результате сложения величин остаточной стоимости имущества (без учета имущества, налоговая
база в отношении которого определяется как его кадастровая стоимость) на 1-е число каждого месяца отчетного периода и 1-е число месяца, следующего за отчетным
периодом, на количество месяцев в отчетном периоде, увеличенное на единицу.
Пример расчета средней стоимости:
Дата | Остаточная стоимость ОС, руб. |
---|---|
1 января | 26 400 |
1 февраля | 25 200 |
1 марта | 24 000 |
1 апреля | 757 175 |
СрСт = (26400+25200+24000+757175)/(3+1)=208193,75 руб.
Среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, за налоговый период определяется как частное от деления суммы, полученной в результате сложения величин остаточной стоимости имущества (без учета имущества,
налоговая база в отношении которого определяется как его кадастровая стоимость) на
1-е число каждого месяца налогового периода и последнее число налогового периода, на число месяцев в налоговом периоде, увеличенное на единицу.
Пример расчета среднегодовой стоимости:
Дата | Остаточная стоимость ОС, руб. |
---|---|
1 января | 26 400 |
1 февраля | 25 200 |
1 марта | 24 000 |
1 апреля | 757 175 |
1 мая | 740 350 |
1 июня | 723 525 |
1 июля | 706 700 |
1 августа | 689 875 |
1 сентября | 673 050 |
1 октября | 656 225 |
1 ноября | 639 400 |
1 декабря | 622 575 |
31 декабря | 605 750 |
СрГодСт = (26 400 руб. + 25 200 руб. + 24 000 руб. + 757 175 руб. + 740 350 руб. + 723 525 руб. + 706 700 руб. + 689 875 руб. + 673 050 руб. + 656 225 руб. + 639 400 руб. + 622 575 руб. + 605 750 руб.) / (12 мес. + 1 мес.) = 530 017,31 руб.
Налоговая база, определяемая как среднегодовая стоимость имущества, уменьшается на сумму законченных капитальных вложений на строительство, реконструкцию и (или) модернизацию вводимых, реконструируемых и (или) модернизируемых судоходных гидротехнических
сооружений, расположенных на внутренних водных путях Российской Федерации, портовых гидротехнических сооружений, сооружений инфраструктуры воздушного транспорта (за исключением системы централизованной заправки самолетов, космодрома), учтенных
в балансовой стоимости данных объектов.
Указанное положение не применяется в отношении законченных капитальных вложений, учтенных в балансовой стоимости указанных объектов до 1 января 2010 года.
Порядок определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости имущества
Если иное не установлено пунктом 2 статьи 375 НК РФ, налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года налогового периода, с учетом особенностей, предусмотренных статьей 378.2 НК РФ.
Налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества, указанных в абзаце 1 пункта 2 статьи 375 НК РФ, за налоговый период 2023 года определяется как их кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января 2022 года с учетом особенностей, предусмотренных статьей 378.2 НК РФ, в случае, если кадастровая стоимость таких объектов недвижимого имущества, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января 2023 года, превышает кадастровую стоимость таких объектов недвижимого имущества, внесенную в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащую применению с 1 января 2022 года, за исключением случаев, если кадастровая стоимость соответствующих объектов недвижимого имущества увеличилась вследствие изменения их характеристик.
Налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных статьей 378.2 НК РФ, как кадастровая стоимость имущества, в отношении следующих
видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
- административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
- нежилые помещения, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного
питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания; - объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства, а также объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не относящиеся к деятельности данных
организаций в Российской Федерации через постоянные представительства; - жилые помещения, гаражи, машино-места, объекты незавершенного строительства, а также жилые строения, садовые дома, хозяйственные строения или сооружения, расположенные на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства.
В статье 378.2 НК РФ даны определения указанных выше объектов.
Переход к применению налоговой базы в качестве кадастровой стоимости по объектам, указанным в пп. 1), 2), 4), осуществляется после принятия об этом соответствующего закона субъекта Российской Федерации по месту нахождения объектов недвижимого имущества.
Закон субъекта Российской Федерации, устанавливающий особенности определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества, указанных в пп. 1), 2) и 4), может быть принят только после утверждения в установленном порядке
результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества.
Перечень объектов недвижимого имущества, указанных в пп. 1) и 2), в отношении которых на очередной налоговый период налоговая база по налогу определяется исходя из кадастровой стоимости (далее – Перечень), формируется уполномоченным органом исполнительной
власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу. Перечень размещается на официальном сайте вышеуказанного органа или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной
сети «Интернет».
Выявленные в течение налогового периода объекты недвижимого имущества, указанные в пп. 1) и 2), не включенные в Перечень по состоянию на 1 января года налогового периода, подлежат включению в Перечень, определяемый уполномоченным органом исполнительной
власти субъекта Российской Федерации на очередной налоговый период.
Начиная с 2021 года в ст.ст. 375, 378.2 НК РФ предусмотрены следующие правила применения кадастровой стоимости в качестве налоговой базы по налогу:
- применяется кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года налогового периода, с учетом нижеприведенных особенностей;
- изменение кадастровой стоимости объекта налогообложения в течение налогового периода не учитывается при определении налоговой базы в этом и предыдущих налоговых периодах, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации, регулирующим проведение государственной кадастровой оценки, и пунктом 15 статьи 378.2 НК РФ;
- в случае изменения кадастровой стоимости объекта налогообложения вследствие установления его рыночной стоимости сведения об измененной кадастровой стоимости, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения сведений об изменяемой кадастровой стоимости;
- в случае, если кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах1, 2, 4 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, не определена, определение налоговой базы по текущему налоговому периоду в отношении данных объектов недвижимого имущества осуществляются в порядке, предусмотренном главой 30 НК РФ без учета положений статьи 378.2 НК РФ.
Особенности определения налоговой базы в рамках договора простого товарищества (договора о совместной деятельности), договора инвестиционного товарищества, особенности налогообложения имущества, переданного в доверительное управление, особенности налогообложения имущества при исполнении концессионных соглашений определено, соответственно, статьями 377-378.1 НК РФ
В отношении налогоплательщиков, являющихся стороной соглашения о защите и поощрении капиталовложений (СЗПК), заключенного с Российской Федерацией и субъектом Российской Федерации или только с субъектом Российской Федерации, или с субъектом Российской Федерации и муниципальным образованием, или с Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации и муниципальным образованием, не применяются положения последующих актов законодательства о налогах и сборах в части изменения порядка определения налоговой базы, налоговых ставок, налоговых льгот, порядка и (или) сроков уплаты налога в течение всего периода действия соглашения при наличии о нём сведений в реестре СЗПК.
Налоговый период. Отчетный период
^К началу страницы
Отчетный период
Квартал
Полугодие
9 месяцев
Законодательный (представительный) орган субъекта Российской Федерации при установлении налога вправе не устанавливать отчетные периоды.
Налоговая ставка
^К началу страницы
Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации и не могут превышать 2,2 процента, если иное не предусмотрено статьей 380 НК РФ.
Налогообложение в федеральной территории «Сириус»
Налогообложение в федеральной территории «Сириус» производится исходя из налоговой базы, определенной в соответствии с пунктом 1 статьи 375 НК РФ, по налоговой ставке в размере 2,2 процента.
В отношении объектов недвижимого имущества (за исключением объектов недвижимого имущества, используемых в деятельности по организации и проведению азартных игр), построенных в соответствии с Программой строительства олимпийских объектов и развития города Сочи как горноклиматического курорта, утвержденной Правительством Российской Федерации, налоговые ставки для организаций, обладавших правом на проведение чемпионата мира FIA «Формула-1», в том числе правом на популяризацию мероприятия и правом называть мероприятие российского этапа указанного чемпионата «Чемпионат мира FIA «Формула-1», устанавливаются в 2022 году в размере 0,7 процента, в 2023 году – 1,5 процента, в 2024 году – 2 процентов.
В отношении объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, за исключением объектов, указанных в пунктах 3.1 и 3.2 статьи 380 НК РФ, налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации и не могут превышать 2 процента.
Допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от вида недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения, и (или) его кадастровой стоимости.
Налоговые ставки, определяемые законами субъектов Российской Федерации в отношении железнодорожных путей общего пользования и сооружений, являющихся их неотъемлемой технологической частью, не могут превышать в 2017 году 1 процент, в 2018 году – 1,3
процента, в 2019 году – 1,3 процента, в 2020 – 2023 годах – 1,6 процента. Перечень имущества, относящегося к указанным объектам, утверждается Правительством Российской Федерации (постановление Правительства РФ от 23.11.2017 № 1421).
Налоговая ставка устанавливается в размере 0 процентов в отношении объектов недвижимого имущества магистральных газопроводов и сооружений, являющихся их неотъемлемой технологической частью, объектов газодобычи, объектов производства и хранения гелия,
для которых выполняются условия, установленные пунктом 3.1 статьи 380 НК РФ. При этом перечень имущества, относящегося к объектам недвижимого
имущества магистральных газопроводов и сооружений, являющихся их неотъемлемой технологической частью, объектам газодобычи, объектам производства и хранения гелия, утверждается Правительством Российской Федерации (распоряжение Правительства РФ
от 22.11.2017 № 2595-р).
При этом в случае, если налоговые ставки не определены законами субъектов Российской Федерации, налогообложение производится по налоговым ставкам, указанным в статье 380 НК РФ.
В отношении налогоплательщиков, являющихся стороной соглашения о защите и поощрении капиталовложений (СЗПК), заключенного с Российской Федерацией и субъектом Российской Федерации или только с субъектом Российской Федерации, или с субъектом Российской Федерации и муниципальным образованием, или с Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации и муниципальным образованием, не применяются положения последующих актов законодательства о налогах и сборах в части изменения порядка определения налоговых ставок, в течение всего периода действия соглашения при наличии о нём сведений в реестре СЗПК.
Перейти Получить информацию о ставках и льготах в Вашем регионе можно с помощью сервиса: «Имущественные налоги: ставки и льготы»
Льготы
^К началу страницы
От уплаты налога на имущество организаций освобождаются:
- организации и учреждения уголовно-исполнительной системы – в отношении имущества, используемого для осуществления возложенных на них функций;
- религиозные организации – в отношении имущества, используемого ими для осуществления религиозной деятельности;
- общероссийские общественные организации инвалидов (в том числе созданные как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80 процентов, – в отношении имущества,
используемого ими для осуществления их уставной деятельности; - организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов указанных общероссийских общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50 процентов, а их доля
в фонде оплаты труда – не менее 25 процентов, – в отношении имущества, используемого ими для производства и (или) реализации товаров (за исключением подакцизных товаров, минерального сырья и иных полезных ископаемых, а также иных
товаров по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации по согласованию с общероссийскими общественными организациями инвалидов), работ и услуг (за исключением брокерских и иных посреднических услуг); - учреждения, единственными собственниками имущества которых являются указанные общероссийские общественные организации инвалидов, – в отношении имущества, используемого ими для достижения образовательных, культурных, лечебно-оздоровительных,
физкультурно-спортивных, научных, информационных и иных целей социальной защиты и реабилитации инвалидов, а также для оказания правовой и иной помощи инвалидам, детям-инвалидам и их родителям; - организации, основным видом деятельности которых является производство фармацевтической продукции, – в отношении имущества, используемого ими для производства ветеринарных иммунобиологических препаратов, предназначенных для борьбы
с эпидемиями и эпизоотиями; - организации – в отношении федеральных автомобильных дорог общего пользования и сооружений, являющихся их неотъемлемой технологической частью. Перечень имущества, относящегося к указанным объектам, утверждается Правительством Российской
Федерации; - имущество специализированных протезно-ортопедических предприятий;
- имущество коллегий адвокатов, адвокатских бюро и юридических консультаций;
- имущество организаций, которым присвоен статус государственных научных центров;
- организации, за исключением организаций, указанных в пункте 22 статьи 381 НК РФ, – в отношении имущества, учитываемого на балансе организации – резидента особой экономической зоны, созданного или приобретенного в целях ведения деятельности
на территории особой экономической зоны, используемого на территории особой экономической зоны в рамках соглашения о создании особой экономической зоны и расположенного на территории данной особой экономической зоны, в течение
десяти лет с месяца, следующего за месяцем постановки на учет указанного имущества; - организации, признаваемые управляющими компаниями в соответствии с Федеральным законом “Об инновационном центре “Сколково”;
- организации, получившие статус участников проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов в соответствии с Федеральным законом “Об инновационном центре “Сколково”. Указанные организации утрачивают
право на освобождение от налогообложения в случаях, предусмотренных пунктом 2 статьи 145.1 НК РФ (для указанных в настоящем пункте организаций, являющихся исследовательскими корпоративными центрами, – пунктом 2.1 статьи 145.1 НК
РФ). Для подтверждения права на освобождение от налогообложения указанные организации обязаны представить в налоговый орган по месту учета документы, подтверждающие наличие у них статуса участников проекта и предусмотренные Федеральным
законом “Об инновационном центре “Сколково”, а также данные учета доходов (расходов); - судостроительные организации, имеющие статус резидента промышленно-производственной особой экономической зоны, – в отношении имущества, учитываемого на их балансе и используемого в целях строительства и ремонта судов, в течение десяти
лет с даты регистрации таких организаций в качестве резидента особой экономической зоны, а также в отношении имущества, созданного или приобретенного в целях строительства и ремонта судов, в течение десяти лет с даты постановки
на учет указанного имущества, но не более чем в течение срока существования промышленно-производственной особой экономической зоны; - организации, признаваемые управляющими компаниями особых экономических зон и учитывающие на балансе в качестве объектов основных средств недвижимое имущество, созданное в целях реализации соглашений о создании особых экономических
зон, в течение десяти лет с месяца, следующего за месяцем постановки на учет указанного имущества; - организации – в отношении имущества (включая имущество, переданное по договорам аренды), удовлетворяющего в течение налогового периода одновременно следующим условиям:
– имущество расположено во внутренних морских водах Российской Федерации, в территориальном море Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации либо
в российской части (российском секторе) дна Каспийского моря;
– имущество используется при осуществлении деятельности по разработке морских месторождений углеводородного сырья, включая геологическое изучение, разведку, проведение подготовительных работ.С 1 января 2018 года данная льгота (в части имущества, расположенного в российской части (российском секторе) дна Каспийского моря) предоставляется в тех субъектах РФ, которые законодательно предусмотрели ее применение.
- организации – в отношении имущества, учитываемого на балансе организации – участника свободной экономической зоны, созданного или приобретенного в целях выполнения договора об условиях деятельности в свободной экономической зоне и расположенного
на территории данной свободной экономической зоны, в течение десяти лет с месяца, следующего за месяцем принятия на учет указанного имущества. В случае расторжения договора об условиях деятельности в свободной экономической зоне
по решению суда сумма налога подлежит исчислению (без учета применения налоговой льготы) за весь период реализации инвестиционного проекта в свободной экономической зоне и уплате в бюджет; - организации – в отношении вновь вводимых объектов, имеющих высокую энергетическую эффективность, в соответствии с перечнем таких объектов, установленным Правительством Российской Федерации, или в отношении вновь вводимых объектов,
имеющих высокий класс энергетической эффективности, если в отношении таких объектов в соответствии с законодательством Российской Федерации предусмотрено определение классов их энергетической эффективности, – в течение трех лет
со дня постановки на учет указанного имущества (ДАННАЯ ЛЬГОТА С 1 ЯНВАРЯ 2018 ГОДА ПРЕДОСТАВЛЯЕТСЯ В ТЕХ СУБЪЕКТАХ РФ, КОТОРЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНО ПРЕДУСМОТРЕЛИ ЕЕ ПРИМЕНЕНИЕ); - организации, признаваемые фондами, управляющими компаниями, дочерними обществами управляющих компаний в соответствии с Федеральным законом от 29.07.2017 № 216-ФЗ «Об инновационных научно-технологических центрах и о внесении изменений
в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (льгота действует с 1 января 2019 года); - организации, получившие статус участника проекта в соответствии с Федеральным законом от 29.07.2017 года № 216-ФЗ «Об инновационных научно-технологических центрах и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»,
– в отношении имущества, учитываемого на их балансе и расположенного на территории инновационного научно-технологического центра, в течение десяти лет начиная с месяца, следующего за месяцем постановки на учет указанного имущества.
Такие организации утрачивают право на освобождение от налогообложения в случаях, предусмотренных пунктом 2 статьи 145.1 НК РФ (льгота действует с 1 января 2019 года); - некоммерческие образовательные организации в федеральной территории «Сириус» – в отношении объектов недвижимого имущества, находящихся в собственности указанных организаций и построенных в соответствии с Программой строительства олимпийских объектов и развития города Сочи как горноклиматического курорта, утвержденной Правительством Российской Федерации;
- организации в федеральной территории «Сириус», обладающие правом на проведение чемпионата мира FIA «Формула-1», в том числе правом на популяризацию мероприятия и правом называть мероприятие российского этапа указанного чемпионата «Чемпионат мира FIA «Формула-1», – в отношении объектов недвижимого имущества, построенных в соответствии с Программой строительства олимпийских объектов и развития города Сочи как горноклиматического курорта, утвержденной Правительством Российской Федерации. Налоговая льгота не применяется в отношении объектов недвижимого имущества, используемых в деятельности по организации и проведению азартных игр;
- органы публичной власти федеральной территории «Сириус», унитарные предприятия, казенные, бюджетные и автономные учреждения, иные организации, созданные органами публичной власти федеральной территории «Сириус» в целях обеспечения реализации их полномочий.
В отношении налогоплательщиков, являющихся стороной соглашения о защите и поощрении капиталовложений (СЗПК), заключенного с Российской Федерацией и субъектом Российской Федерации или только с субъектом Российской Федерации, или с субъектом Российской Федерации и муниципальным образованием, или с Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации и муниципальным образованием, не применяются положения последующих актов законодательства о налогах и сборах в части изменения порядка определения налоговых льгот, в течение всего периода действия соглашения при наличии о нём сведений в реестре СЗПК.
Указанные особенности не распространяются на последующие акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие налоговые льготы, условия и сроки применения и прекращения действия указанных льгот.
С налогового периода 2022 года налогоплательщики – российские организации, имеющие право на налоговые льготы, установленные законодательством о налогах и сборах в отношении объектов налогообложения, налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость, представляют в налоговый орган по своему выбору заявление о предоставлении налоговой льготы, а также вправе представить документы, подтверждающие право налогоплательщика на налоговую льготу.
В случае, если налогоплательщик, имеющий право на налоговую льготу, не представил в налоговый орган заявление о предоставлении налоговой льготы или не сообщил об отказе от применения налоговой льготы, налоговая льгота предоставляется на основании сведений, полученных налоговым органом в соответствии с настоящим Кодексом и другими федеральными законами, начиная с налогового периода, в котором у налогоплательщика возникло право на налоговую льготу.
Согласно пункту 3 статьи 346.1 НК РФ организации, являющиеся налогоплательщиками единого сельскохозяйственного налога, освобождаются от обязанности по уплате налога на имущество организаций (в части имущества, используемого при производстве сельскохозяйственной продукции, первичной и последующей (промышленной) переработке и реализации этой продукции, а также при оказании услуг сельскохозяйственными товаропроизводителями).
В соответствии с пунктом 2 статьи 346.11 НК РФ применение упрощенной системы налогообложения организациями предусматривает их освобождение от обязанности по уплате налога (за исключением налога, уплачиваемого в отношении объектов недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость в соответствии с Кодексом).
С 1 июля 2022 года в соответствии с частью 4 статьи 2 Федерального закона от 25.02.2022 № 17-ФЗ «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Автоматизированная упрощенная система налогообложения» применение организациями указанного специального налогового режима предусматривает их освобождение от обязанности по уплате налога на имущество организаций (за исключением налога, уплачиваемого в отношении объектов недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации).
Порядок исчисления суммы налога и сумм авансовых платежей по налогу
^К началу страницы
Сумма налога исчисляется по итогам налогового периода (ст. 382 НК РФ):
Сумма
налога=Ставка
налога*
Налоговая
база
Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода:
Сумма
налога=Ставка
налога*
Налоговая
база –
Cумма
авансовых
платежей
Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется отдельно в отношении имущества, подлежащего налогообложению по местонахождению организации (месту постановки на учет в налоговых органах постоянного представительства иностранной организации),
в отношении имущества каждого обособленного подразделения организации, имеющего отдельный баланс, в отношении каждого объекта недвижимого имущества, находящегося вне местонахождения организации, обособленного подразделения организации, имеющего
отдельный баланс, или постоянного представительства иностранной организации, в отношении имущества, входящего в состав Единой системы газоснабжения, в отношении имущества, налоговая база в отношении которого определяется как его кадастровая стоимость,
а также в отношении имущества, облагаемого по разным налоговым ставкам.
Сумма авансового платежа по налогу в отношении имущества, облагаемого налогом по среднегодовой стоимости, исчисляется по итогам каждого отчетного периода в размере одной четвертой произведения соответствующей налоговой ставки и средней
стоимости имущества (за исключением имущества, указанного в абзацах первом – третьем пункта 24 статьи 381 НК РФ), определенной за отчетный
период в соответствии с пунктом 4 ст. 376 НК РФ.
В отношении имущества, налоговая база в отношении которого определяется как его кадастровая стоимость, сумма налога (суммы авансовых платежей по налогу) исчисляется с учетом особенностей, установленных статьей 378.2 НК РФ.
Исчисление суммы налога и сумм авансовых платежей по налогу в отношении имущества, в отношении которого налоговая база определяется как его кадастровая стоимость, осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 382 НК РФ, с учетом следующих особенностей:
- сумма авансового платежа по налогу исчисляется по истечении отчетного периода как одна четвертая кадастровой стоимости объекта недвижимого имущества, умноженная на соответствующую налоговую ставку;
- в случае, если кадастровая стоимость объекта недвижимого имущества, указанного в подпункте 1 или 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, была определена в соответствии с законодательством Российской Федерации в течение налогового (отчетного) периода и (или) указанный объект недвижимого имущества не включен в перечень по состоянию на 1 января года налогового периода, определение налоговой базы и исчисление суммы налога (суммы авансового платежа по налогу) по текущему налоговому периоду в отношении данного объекта недвижимого имущества осуществляются в порядке, предусмотренном главой 30 НК РФ без учета положений статьи 378.2 НК РФ;
- в случае, если кадастровая стоимость объекта недвижимого имущества, указанного в подпункте 3 или 4 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, была определена в соответствии с законодательством Российской Федерации в течение налогового (отчетного) периода, определение налоговой базы и исчисление суммы налога (суммы авансового платежа по налогу) по текущему налоговому периоду в отношении данного объекта недвижимого имущества осуществляются исходя из кадастровой стоимости, определенной на день внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений, являющихся основанием для определения кадастровой стоимости такого объекта;
- в случае, если кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1, 2, 4 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, не определена, исчисление суммы налога (суммы авансового платежа по налогу) по текущему налоговому периоду в отношении данных объектов недвижимого имущества осуществляются в порядке, предусмотренном главой 30 НК РФ без учета положений статьи 378.2 НК РФ.
- в отношении объекта недвижимого имущества, находящегося в общей долевой собственности, сумма налога (сумма авансового платежа по налогу) исчисляется для каждого из участников долевой собственности пропорционально его доле в праве общей собственности на такой объект недвижимого имущества. В случае изменения в течение налогового периода доли налогоплательщика в праве общей собственности на объект недвижимого имущества сумма налога (сумма авансового платежа по налогу) исчисляется с учетом коэффициента, определяемого в соответствии с пунктом 5 статьи 382 НК РФ.
С налогового периода 2022 года в отношении объекта налогообложения, прекратившего свое существование в связи с его гибелью или уничтожением, исчисление налога прекращается с 1-го числа месяца гибели или уничтожения такого объекта на основании заявления о его гибели или уничтожении, представленного налогоплательщиком в налоговый орган по своему выбору. С указанным заявлением налогоплательщик вправе представить документы, подтверждающие факт гибели или уничтожения объекта налогообложения.
В случае возникновения (прекращения) у налогоплательщика в течение налогового (отчетного) периода права на налоговую льготу исчисление суммы налога (суммы авансового платежа по налогу) в отношении объекта налогообложения, по которому предоставляется налоговая льгота, производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых отсутствует налоговая льгота, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде. При этом месяц возникновения права на налоговую льготу, а также месяц прекращения указанного права принимается за полный месяц.
С 1 января 2023 года налогоплательщики – участники соглашений о защите и поощрении капиталовложений (заключенных после 1 июня 2022 года, стороной которых является Российская Федерация) вправе применить налоговый вычет для СЗПК с учетом следующих условий и в следующем порядке:
- Сумма налога (авансового платежа по налогу), исчисленная в соответствии со статьей 382 НК РФ в отношении имущества, созданного (построенного), модернизированного, реконструированного в рамках реализации инвестиционного проекта, который предусмотрен СЗПК, и используемого при реализации указанного инвестиционного проекта уменьшается на сумму налогового вычета для СЗПК в порядке и на условиях, установленных статьей 382.1 НК РФ.
- Размер налогового вычета для СЗПК определяется суммой, отраженной в уведомлении о налоговом вычете для СЗПК применительно к налогу (авансовому платежу по налогу) в отношении соответствующего объекта налогообложения, которое представлено в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, в соответствии со статьей 25.18 НК РФ (далее – Уведомление).
- Налоговый вычет для СЗПК применяется начиная с налогового периода, следующего за годом представления Уведомления.
- В результате применения налогового вычета для СЗПК сумма налога (авансового платежа по налогу) может быть снижена до нуля. Неиспользованная часть налогового вычета учитывается при исчислении суммы налога (авансового платежа по налогу) в последующие налоговые (отчетные) периоды, если применение налогового вычета предусмотрено Уведомлением в отношении соответствующего объекта налогообложения.
- Налоговый вычет для СЗПК применяется до наступления хотя бы одного из следующих оснований:
- общая сумма налога (авансового платежа по налогу), не уплаченная в связи с применением налогового вычета для СЗПК, стала равна сумме, указанной в Уведомлении в отношении соответствующего объекта налогообложения;
- истек срок применения налогового вычета для СЗПК, указанный в Уведомлении в отношении соответствующего объекта налогообложения;
- налогоплательщик утратил статус участника соглашения о защите и поощрении капиталовложений.
- Если в Уведомлении указаны налоговые вычеты для СЗПК с различными сроками их применения в отношении соответствующего объекта налогообложения, в первую очередь сумма налога (авансового платежа по налогу) уменьшается на суммы налоговых вычетов для СЗПК с меньшим сроком применения.
- Если по одному соглашению о защите и поощрении капиталовложений представляется несколько Уведомлений в отношении соответствующего объекта налогообложения, уменьшение суммы налога (авансового платежа по налогу) осуществляется в хронологическом порядке представления таких Уведомлений.
- Для применения налогового вычета налогоплательщик обязан обеспечить ведение раздельного учета недвижимого имущества, используемого при реализации инвестиционного проекта в рамках каждого соглашения о защите и поощрении капиталовложений, и недвижимого имущества, используемого при осуществлении иной деятельности.
С 2023 г. налогоплательщики-организации обязаны направить в налоговый орган по своему выбору сообщение о наличии у налогоплательщика-организации транспортных средств и (или) объектов недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость, признаваемых объектами налогообложения по соответствующим налогам (далее – Сообщение), в случае неполучения сообщения об исчисленных налоговым органом суммах транспортного налога, налога на имущество организаций, земельного налога в отношении указанных объектов налогообложения за период владения ими.
Сообщение с приложением копий правоустанавливающих (правоудостоверяющих) документов на объекты недвижимого имущества, представляется в налоговый орган в отношении каждого объекта налогообложения однократно в срок до 31 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Сообщение не представляется в случае, если организации было передано (направлено) сообщение об исчисленной налоговым органом сумме налога на имущество организаций в отношении этого объекта или если организация представляла в налоговый орган заявление о предоставлении налоговой льготы по налогу на имущество организаций в отношении соответствующего объекта налогообложения.
Неправомерное непредставление (несвоевременное представление) налогоплательщиком налоговому органу Сообщения влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от неуплаченной суммы налога в отношении объекта недвижимого имущества, по которому не представлено (несвоевременно представлено) Сообщение (п. 3 ст. 129.1 Налогового кодекса Российской Федерации).
Порядок и сроки уплаты налога (авансовых платежей по налогу)
Срок уплаты налога – не позднее 28 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом, срок уплаты авансовых платежей по налогу – не позднее 28 числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом. При этом для исполнения обязанности по уплате налога (авансовых платежей по налогу) налогоплательщик вправе перечислить денежные средства в качестве единого налогового платежа до наступления указанных сроков.
Организациям, в которых гражданин Российской Федерации, призванный в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 21.09.2022 № 647 на военную службу по мобилизации в Вооруженные Силы Российской Федерации (далее – мобилизованное лицо) на дату его призыва на военную службу является единственным учредителем (участником) организации и одновременно осуществляет полномочия единоличного исполнительного органа, продлен срок уплаты налога (авансовых платежей по налогу) на период прохождения соответствующим мобилизованным лицом военной службы и до 28-го числа включительно третьего месяца, следующего за месяцем окончания периода частичной мобилизации или увольнения мобилизованного лица с военной службы. Оплата при этом может производиться равными частями в размере одной шестой от общей суммы ежемесячно либо в общеустановленном порядке (постановление Правительства Российской Федерации от 20.10.2022 № 1874).
Организациям, включенным в перечень лиц, имеющих право на получение мер поддержки, определенный в порядке, установленном Правительством Белгородской области, сроки уплаты налога и авансовых платежей по налогу, которые наступают в 2023 году, продлены на 12 месяцев (постановление Правительства Российской Федерации от 18.02.2023 № 259).
К таким лицам относятся организации, местом нахождения которых является приграничная территория Белгородской области, и отвечающие одному или обоим из следующих критериев:
- таким лицам нанесен ущерб в результате обстрелов со стороны вооруженных формирований Украины и террористических актов в течение периода проведения специальной военной операции;
- такие лица осуществляют деятельность в сфере потребительского рынка, находятся в зоне риска обстрелов со стороны вооруженных формирований Украины, совершения террористических актов и их доходы от реализации товаров, работ, услуг снизились более чем на 30 процентов в течение периода проведения специальной военной операции.
В течение налогового периода налогоплательщики уплачивают авансовые платежи по налогу, если законом субъекта Российской Федерации не предусмотрено иное. По истечении налогового периода налогоплательщики уплачивают сумму налога, исчисленную в порядке, предусмотренном пунктом 2 статьи 382 Налогового кодекса Российской Федерации.
В отношении налогоплательщиков, являющихся стороной соглашения о защите и поощрении капиталовложений (СЗПК), заключенного с Российской Федерацией и субъектом Российской Федерации или только с субъектом Российской Федерации, или с субъектом Российской Федерации и муниципальным образованием, или с Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации и муниципальным образованием, не применяются положения последующих актов законодательства о налогах и сборах в части изменения порядка и (или) сроков уплаты налога, в течение всего периода действия соглашения при наличии о нём сведений в реестре СЗПК.
Налоговая декларация
^К началу страницы
Налогоплательщики обязаны по истечении налогового периода представлять в налоговые органы по месту нахождения объектов недвижимого имущества и (или) по месту нахождения имущества, входящего в состав Единой системы газоснабжения, налоговую декларацию по налогу, если иное не предусмотрено статьей 386 НК РФ.
В отношении имущества, место нахождения которого во внутренних морских водах Российской Федерации, в территориальном море Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации и (или) за пределами территории Российской Федерации (для российских организаций), налоговая декларация по налогу представляется в налоговый орган по месту нахождения российской организации (месту учета в налоговых органах постоянного представительства иностранной организации).
Налогоплательщики, в соответствии со статьей 83 НК РФ отнесенные к категории крупнейших, представляют налоговые декларации в налоговый орган по месту учета в качестве крупнейших налогоплательщиков.
В налоговую декларацию включаются сведения о среднегодовой стоимости объектов движимого имущества, учтенных на балансе организации в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета.
Налоговые декларации по итогам налогового периода представляются налогоплательщиками не позднее 25 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Для организаций, в которых гражданин Российской Федерации, призванный в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 21.09.2022 № 647 «Об объявлении частичной мобилизации в Российской Федерации» на военную службу по мобилизации в Вооруженные Силы Российской Федерации (далее – мобилизованное лицо), на дату его призыва является единственным учредителем (участником) организации и одновременно осуществляет полномочия единоличного исполнительного органа, на период прохождения соответствующим мобилизованным лицом военной службы по мобилизации и до 25-го числа включительно 3-го месяца, следующего за месяцем окончания периода частичной мобилизации или увольнения соответствующего мобилизованного лица с военной службы, продлен срок представления налоговых деклараций (постановление Правительства Российской Федерации от 20.10.2022 № 1874).
Налогоплательщик, состоящий на учете в нескольких налоговых органах по месту нахождения принадлежащих ему объектов недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как их среднегодовая стоимость, на территории субъекта Российской Федерации, вправе представлять налоговую декларацию в отношении всех таких объектов недвижимого имущества в один из указанных налоговых органов по своему выбору, уведомив об этом налоговый орган по субъекту Российской Федерации.
Уведомление о порядке представления налоговой декларации в налоговый орган на территории субъекта Российской Федерации представляется ежегодно до 1 марта года, являющегося налоговым периодом, в котором применяется предусмотренный настоящим пунктом порядок представления налоговой декларации. Изменение выбранного налогоплательщиком порядка представления налоговой декларации в течение налогового периода не допускается.
Уведомление о порядке представления налоговой декларации в налоговый орган на территории субъекта Российской Федерации рассматривается налоговым органом по субъекту Российской Федерации в течение 30 дней со дня его получения. В случае направления налоговым органом запроса в связи с отсутствием сведений, необходимых для рассмотрения уведомления о порядке представления налоговой декларации, руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе продлить срок рассмотрения такого уведомления не более чем на 30 дней, уведомив об этом налогоплательщика.
В случае выявления причин, по которым уведомление не может рассматриваться основанием для представления налоговой декларации в соответствии с пунктом 1.1 статьи 386 НК РФ налогоплательщику направляется Сообщение налогового органа по субъекту Российской Федерации о результатах рассмотрения Уведомления о порядке представления налоговой декларации по налогу на имущество организаций.
Положения пункта 1.1 статьи 386 НК РФ не применяются в случае, если законом субъекта Российской Федерации установлены нормативы отчислений от налога в местные бюджеты.
С января 2023 года налогоплательщики – российские организации не включают в налоговую декларацию сведения об объектах налогообложения, налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость.
В случае, если у налогоплательщика – российской организации в истекшем налоговом периоде имелись только объекты налогообложения, указанные в абзаце первом настоящего пункта, налоговая декларация не представляется.
В целях обеспечения полноты уплаты налога в отношении объектов налогообложения, указанных в абзаце первом пункта 6 статьи 386 НК РФ, составление, передача (направление) налоговыми органами налогоплательщикам – российским организациям сообщений об исчисленных налоговыми органами суммах налога в отношении таких объектов налогообложения, представление такими налогоплательщиками в налоговые органы пояснений и (или) документов, подтверждающих правильность исчисления, полноту и своевременность уплаты налога, обоснованность применения пониженных налоговых ставок, налоговых льгот или наличие оснований для освобождения от уплаты налога, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, рассмотрение налоговыми органами представленных такими налогоплательщиками пояснений и (или) документов и передача (направление) налоговыми органами таким налогоплательщикам уточненных сообщений об исчисленных суммах налога осуществляются в порядке и сроки, аналогичные порядку и срокам, которые предусмотрены пунктами 4 – 7 статьи 363 НК РФ.
Налогоплательщику – российской организации направляется требование об уплате налога в соответствии с пунктом 1 статьи 70 НК РФ в случае, если выявлена недоимка по результатам рассмотрения налоговым органом представленных налогоплательщиком пояснений и (или) документов, подтверждающих правильность исчисления, полноту и своевременность уплаты налога, обоснованность применения пониженных налоговых ставок, налоговых льгот или наличие оснований для освобождения от уплаты налога, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, либо если недоимка выявлена при отсутствии необходимых пояснений и (или) документов.
За налоговый период 2022 года и последующие налоговые периоды налоговые декларации по налогу на имущество организаций (в том числе в случае реорганизации или ликвидации) представляются по форме и форма, утвержденным приказом ФНС России от 24.08.2022 № ЕД-7-21/766@.
Уточненные налоговые декларации за налоговый период 2021 года и ранее представляются в налоговый орган по месту учета организации по форме, действовавшей в налоговый период, за который вносятся соответствующие изменения.