Как найти среднюю сумму в информатике

Excel для Microsoft 365 Excel для Microsoft 365 для Mac Excel для Интернета Excel 2021 Excel 2021 для Mac Excel 2019 Excel 2019 для Mac Excel 2016 Excel 2016 для Mac Excel 2013 Excel 2010 Excel 2007 Excel для Mac 2011 Excel Starter 2010 Еще…Меньше

В этой статье описаны синтаксис формулы и использование функции С AVERAGE в Microsoft Excel.

Описание

Возвращает среднее арифметическое аргументов. Например, если диапазон A1:A20 содержит числа, формула =СПБ(A1:A20) возвращает среднее из этих чисел.

Синтаксис

СРЗНАЧ(число1;[число2];…)

Аргументы функции СРЗНАЧ описаны ниже.

  • Число1    Обязательный аргумент. Первое число, ссылка на ячейку или диапазон, для которого требуется вычислить среднее значение.

  • Число2…    Необязательный. Дополнительные числа, ссылки на ячейки или диапазоны, для которых нужно вычесть среднее значение, не более 255.

Замечания

  • Аргументы могут быть числами, именами или ссылками на диапазоны или ячейки, содержащие числа.

  • Логические значения и текстовые представления чисел, которые непосредственно введите в список аргументов, не учитываются.

  • Если аргумент является ссылкой на диапазон или ячейку, содержащую текст или логические значения, или ссылкой на пустую ячейку, то такие значения игнорируются; однако ячейки, которые содержат нулевые значения, учитываются.

  • Аргументы, являющиеся значениями ошибок или текстом, которые не могут быть преобразованы в числа, вызывают ошибки.

  • Если логические значения и текстовые представления чисел необходимо учитывать в расчетах, используйте функцию СРЗНАЧА.

  • Если требуется вычислить среднее значение только для тех значений, которые удовлетворяют определенным критериям, используйте функцию СРЗНАЧЕСЛИ или СРЗНАЧЕСЛИМН.

Примечание: Функция СРЗНАЧ вычисляет среднее значение, то есть центр набора чисел в статистическом распределении. Существует три наиболее распространенных способа определения среднего значения, описанных ниже.

  • Среднее значение — это среднее арифметическое, которое вычисляется путем сложения набора чисел с последующим делением полученной суммы на их количество. Например, средним значением для чисел 2, 3, 3, 5, 7 и 10 будет 5, которое является результатом деления их суммы, равной 30, на их количество, равное 6.

  • Медиана — это число, которое является серединой множества чисел, то есть половина чисел имеют значения большие, чем медиана, а половина чисел имеют значения меньшие, чем медиана. Например, медианой для чисел 2, 3, 3, 5, 7 и 10 будет 4.

  • Мода — это число, наиболее часто встречающееся в данном наборе чисел. Например, модой для чисел 2, 3, 3, 5, 7 и 10 будет 3.

При симметричном распределении множества чисел все три значения центральной тенденции будут совпадать. При ассиметричном распределении множества чисел они могут отличаться.

Совет: При вычислении средних значений ячеек следует учитывать различие между пустыми ячейками и ячейками, содержащими нулевые значения, особенно если в диалоговом окне Параметры Excel настольного приложения Excel снят флажок Показывать нули в ячейках, которые содержат нулевые значения. Если этот флажок установлен, пустые ячейки игнорируются, но нулевые значения учитываются.

Местонахождение флажка Показывать нули в ячейках, которые содержат нулевые значения

  • Откройте вкладку Файл , а затем нажмите кнопку Параметры и в категории Дополнительно найдите группу Показать параметры для следующего листа.

Пример

Скопируйте образец данных из следующей таблицы и вставьте их в ячейку A1 нового листа Excel. Чтобы отобразить результаты формул, выделите их и нажмите клавишу F2, а затем — клавишу ВВОД. При необходимости измените ширину столбцов, чтобы видеть все данные.

Данные

10

15

32

7

9

27

2

Формула

Описание

Результат

=СРЗНАЧ(A2:A6)

Среднее значение чисел в ячейках A2–A6.

11

=СРЗНАЧ(A2:A6;5)

Среднее значение чисел в ячейках A2–A6 и числа 5.

10

=СРЗНАЧ(A2:C2)

Среднее значение чисел в ячейках A2–C2.

19

Нужна дополнительная помощь?

Нужны дополнительные параметры?

Изучите преимущества подписки, просмотрите учебные курсы, узнайте, как защитить свое устройство и т. д.

В сообществах можно задавать вопросы и отвечать на них, отправлять отзывы и консультироваться с экспертами разных профилей.

Для того чтобы найти среднее значение в Excel (при том неважно числовое, текстовое, процентное или другое значение) существует много функций. И каждая из них обладает своими особенностями и преимуществами. Ведь в данной задаче могут быть поставлены определенные условия.

Например, средние значения ряда чисел в Excel считают с помощью статистических функций. Можно также вручную ввести собственную формулу. Рассмотрим различные варианты.

Как найти среднее арифметическое чисел?

Чтобы найти среднее арифметическое, необходимо сложить все числа в наборе и разделить сумму на количество. Например, оценки школьника по информатике: 3, 4, 3, 5, 5. Что выходит за четверть: 4. Мы нашли среднее арифметическое по формуле: =(3+4+3+5+5)/5.

Как это быстро сделать с помощью функций Excel? Возьмем для примера ряд случайных чисел в строке:

Случайные числа.

  1. Ставим курсор в ячейку А2 (под набором чисел). В главном меню – инструмент «Редактирование» – кнопка «Сумма». Выбираем опцию «Среднее». После нажатия в активной ячейке появляется формула. Выделяем диапазон: A1:H1 и нажимаем ВВОД.
  2. Вызов функции СРЗНАЧ.
    Указание диапазона.

  3. В основе второго метода тот же принцип нахождения среднего арифметического. Но функцию СРЗНАЧ мы вызовем по-другому. С помощью мастера функций (кнопка fx или комбинация клавиш SHIFT+F3).
  4. Мастер функций.

  5. Третий способ вызова функции СРЗНАЧ из панели: «Формула»-«Формула»-«Другие функции»-«Статические»-«СРЗНАЧ».
  6. Закладка Формула.

Или: сделаем активной ячейку и просто вручную впишем формулу: =СРЗНАЧ(A1:A8).

Теперь посмотрим, что еще умеет функция СРЗНАЧ.

Два диапазона в формуле.

Найдем среднее арифметическое двух первых и трех последних чисел. Формула: =СРЗНАЧ(A1:B1;F1:H1). Результат:



Среднее значение по условию

Условием для нахождения среднего арифметического может быть числовой критерий или текстовый. Будем использовать функцию: =СРЗНАЧЕСЛИ().

Найти среднее арифметическое чисел, которые больше или равны 10.

Функция: =СРЗНАЧЕСЛИ(A1:A8;”>=10″)

Функция СРЗНАЧЕСЛИ.
Результат использования функции СРЗНАЧЕСЛИ по условию “>=10”:
Результат функции СРЗНАЧЕСЛИ.

Третий аргумент – «Диапазон усреднения» – опущен. Во-первых, он не обязателен. Во-вторых, анализируемый программой диапазон содержит ТОЛЬКО числовые значения. В ячейках, указанных в первом аргументе, и будет производиться поиск по прописанному во втором аргументе условию.

Внимание! Критерий поиска можно указать в ячейке. А в формуле сделать на нее ссылку.

Найдем среднее значение чисел по текстовому критерию. Например, средние продажи товара «столы».

Отчет по продажам.

Функция будет выглядеть так: =СРЗНАЧЕСЛИ($A$2:$A$12;A7;$B$2:$B$12). Диапазон – столбец с наименованиями товаров. Критерий поиска – ссылка на ячейку со словом «столы» (можно вместо ссылки A7 вставить само слово “столы”). Диапазон усреднения – те ячейки, из которых будут браться данные для расчета среднего значения.

В результате вычисления функции получаем следующее значение:

Результат функции СРЗНАЧЕСЛИ.

Внимание! Для текстового критерия (условия) диапазон усреднения указывать обязательно.

Как посчитать средневзвешенную цену в Excel?

Как посчитать средний процент в Excel? Для этой цели подойдут функции СУММПРОИЗВ и СУММ. Таблица для примера:

Исходный прайс-лист.

Как мы узнали средневзвешенную цену?

Формула: =СУММПРОИЗВ(C2:C12;B2:B12)/СУММ(C2:C12).

Средневзвешенная цена.

С помощью формулы СУММПРОИЗВ мы узнаем общую выручку после реализации всего количества товара. А функция СУММ – сумирует количесвто товара. Поделив общую выручку от реализации товара на общее количество единиц товара, мы нашли средневзвешенную цену. Этот показатель учитывает «вес» каждой цены. Ее долю в общей массе значений.

Среднее квадратическое отклонение: формула в Excel

Различают среднеквадратическое отклонение по генеральной совокупности и по выборке. В первом случае это корень из генеральной дисперсии. Во втором – из выборочной дисперсии.

Для расчета этого статистического показателя составляется формула дисперсии. Из нее извлекается корень. Но в Excel существует готовая функция для нахождения среднеквадратического отклонения.

СТАНДОТКЛОНП.

Среднеквадратическое отклонение имеет привязку к масштабу исходных данных. Для образного представления о вариации анализируемого диапазона этого недостаточно. Чтобы получить относительный уровень разброса данных, рассчитывается коэффициент вариации:

среднеквадратическое отклонение / среднее арифметическое значение

Формула в Excel выглядит следующим образом:

СТАНДОТКЛОНП (диапазон значений) / СРЗНАЧ (диапазон значений).

Коэффициент вариации считается в процентах. Поэтому в ячейке устанавливаем процентный формат.

Информатика ОГЭ №14

Сегодня разберёмся с заданием ОГЭ №14 по информатике. В данном номере необходимо понимать устройство работы программы Microsoft Excel. Следовательно, нужно понимать, как правильно работать с редактором электронных таблиц. Как правильно писать формулы, работать с фильтрами и визуализацией информации.

Попробуем разобраться с заданием на примере

В электронную таблицу занесли данные о тестировании учеников. Ниже приведены первые пять строк таблицы:

Пример данных электронной таблицы
Пример данных электронной таблицы

В столбце А записан округ, в котором учится ученик; в столбце В — фамилия; в столбце С — любимый предмет; в столбце D — тестовый балл. Всего в электронную таблицу были занесены данные по 1000 ученикам.

Выполните задание

Откройте файл с данной электронной таблицей. На основании данных, содержащихся в этой таблице, ответьте на два вопроса.

  • Сколько учеников в Восточном округе (В) выбрали в качестве любимого предмета информатику? Ответ на этот вопрос запишите в ячейку Н2 таблицы.
  • Каков средний тестовый балл у учеников Северного округа (С)? Ответ на этот вопрос запишите в ячейку НЗ таблицы с точностью не менее двух знаков после запятой.
  • Постройте круговую диаграмму, отображающую соотношение числа участников, сдающих информатику, физика и обществознание. Левый верхний угол диаграммы разместите вблизи ячейки G6.

Решение

Само задание состоит из трёх частей. За каждую часть начисляется один балл. По большей части эти части делаются достаточно просто. Попробуем открыть файл электронной таблицы и посмотреть, что внутри него.

Электронная таблица с данными в программе Microsoft Excel
Электронная таблица с данными в программе Microsoft Excel

Файл содержит большое количество данных по ученикам (предмету, округу и набранное количество баллов). В ячейки H2 и H3 необходимо вписать ответ на вторую и третью часть задания соответственно.

Ячейки для записи ответов на первое и второе задание
Ячейки для записи ответов на первое и второе задание

Первая часть задания

Попробуем пойти поочередно. Разберемся с первой частью. Необходимо посчитать, сколько учеников в Восточном округе выбрали в качестве любимого предмета информатику. Для этого выбираем ячейку с предметом (заголовок).

Выбираем ячейку с оглавлением
Выбираем ячейку с оглавлением

Применяем функцию “Сортировка и фильтр” → “Фильтр”.

Применяем функцию фильтр
Применяем функцию фильтр

После этого у каждого из заголовков появляется раскрывающиеся меню.

После применения функции фильтр
После применения функции фильтр

В каждом из выпадающем меню можем выбрать необходимые условия по фильтрованию информации в таблице.

Список предметов из фильтра
Список предметов из фильтра

Во вкладке предмет уберём все предметы и оставим только информатику.

Фильтр на информатику
Фильтр на информатику

Во вкладке округ оставим только Восточный (В).

Фильтр на Восточный округ
Фильтр на Восточный округ

После применения данных опций в нашей таблицы останутся лишь те ученики (записи), которые проживают в Восточном округе и выбрали в качестве любимого предмета информатику. В данном случае можем посчитать вручную количество таких учеников, но также можно посмотреть в нижний левый угол программы и увидеть “Найдено записей 10 из 1000”.

Найденное количество записей, удовлетворяющее критериям фильтра
Найденное количество записей, удовлетворяющее критериям фильтра

Следовательно, таких учеников — 10. Данный ответ впишем в ячейку H2.

После нахождения ответа необходимо восстановить фильтр в начальное положение (установить снова все галочки).

Вторая часть задания

Во второй части от нас просят посчитать средний балл учеников Северного округа и округлить ответ до двух знаков после запятой (в случае дробного числа). Снова за счёт функции “Фильтр” раскрываем округ и оставляем лишь Северный (С).

Устанавливаем фильтр на Северный округ
Устанавливаем фильтр на Северный округ

После этого получаем достаточно большой список учеников. С которым очень сложно будет работать на текущем листе.

Найденные записи с применением фильтра
Найденные записи с применением фильтра

Для правильной дальнейшей работы необходимо скопировать баллы учеников и перенести их на другой (второй) лист.

Копируем данные на Лист 2
Копируем данные на Лист 2

Для нахождения среднего балла необходимо для начала посчитать сумму баллов. Для этого в ячейке E4 запишем формулу =СУММ(А:А). Все математические операции в данной программе начинаются со знака “=” (равно). Без этого знака любое выражение будет восприниматься как текст. За счёт данной формулы посчитаем сумму всех ячеек в столбце A. Так как, пустые ячейки хранят в себе значение 0, то всё посчитается правильно.

Находим сумму баллов
Находим сумму баллов

После нужно понять, сколько таких чисел (на какое число делить) для нахождения среднего значения. Опустимся чуть ниже и заметим, что таких записей у нас 66.

Находим количество таких учеников
Находим количество таких учеников

В ячейке F4 запишем следующую формулу =E4/66. После данной записи получим среднее арифметическое значение.

Находим среднее арифметическое значение
Находим среднее арифметическое значение

Но можем заметить, что количество знаков после запятой больше двух. Можем самостоятельно округлить (по математическим правилам округления), а можем применить функцию округления. Для этого дополним формулу в ячейке F4 следующим образом =ОКРУГ(E4/66; 2). Число 2 после точки запятой означает количество разрядов после запятой.

Применяем функцию округления
Применяем функцию округления

Получили второй ответ, который проходит по нашему условию (округлить до двух знаков после запятой). Данный ответ нужно также перенести на Лист 1 в ячейку H3.

Второй вариант решения второй части задания

Можно решить данное задание иначе. Написать следующую формулу в ячейку E2 (на первом листе=ЕСЛИ(A2=”С”; D2; 0).

Данную формулу растянем до конца записей нашей таблицы (растягиваются за нижний правый угол), чтобы не переписывать формулу для каждой строки. Сама функция сработает как условие. В нём говорится о том “Если в ячейке A2 записан Северный округ, то тогда запиши количество баллов из ячейки D2, в другом случае запиши значение – 0”.

После дублирования (растяжения) формулы ячейки дальше пойдут по нумерации строк. Например, чуть ниже в ячейке E3 уже будут проверяться ячейки A3 и D3 соответственно.

Ввод формулы для поиска баллов с Северного округа
Ввод формулы для поиска баллов с Северного округа

После этого также за счёт функции “Сумма” посчитаем сумму баллов учеников. В ячейку F2 запишем =СУММ(Е:Е). Сработает эта функция таким же образом, как и в предыдущем примере.

Суммируем найденные баллы
Суммируем найденные баллы

За счёт формулы подсчёта в ячейке F3 =СЧЁТЕСЛИ(А:А; “С”) найдём количество таких записей.

Находим количество учеников
Находим количество учеников

Как можем заметить, при двух разных способах получили одинаковые промежуточные ответы.

Правильный перенос ответов со второго листа на первый

Копируем ответ
Копируем ответ

Для правильного переноса ответов со второго листа на первый необходимо скопировать ячейку с ответом. Перейти на первый лист, нажать на нужную ячейку правой кнопкой мыши (ПКМ) и выбрать “Вставить со ссылкой”.

Вставляем данные со ссылкой
Вставляем данные со ссылкой

При наведении на ячейку теперь в ней записана ссылка на ответ, который находится на втором листе.

Просмотр записи
Просмотр записи

Третья часть задания

В третьей части задания необходимо визуализировать информацию из таблицы – построить круговую диаграмму, которая будет показывать соотношение количества учеников, сдающих физику, информатику и обществознание.

Для начала необходимо посчитать сколько таких учеников. Можно посчитать через фильтр, а можно через применение формул. Попробуем вначале посчитать количество учеников через “Фильтр”. Раскроем заголовок “предмет” и выберем там только информатику.

Применяем фильтр к информатике
Применяем фильтр к информатике

Снизу справа заметим количество учеников, которые выбрали в качестве любимого предмета информатику — 72. Проделаем такую же операцию для предмета физика.

Применяем фильтр к физике
Применяем фильтр к физике

Здесь то же нашли количество учеников — 231. И осталось проделать такое же действие только уже с предметом обществознание.

Применяем фильтр к обществознанию
Применяем фильтр к обществознанию

Таких учеников уже 253.

Попробуем посчитать то же самое, но уже с применением формул. Запишем формулу в ячейку F6=СЧЁТЕСЛИ(С:С; “информатика”). За счёт неё посчитаем количество учеников, у которых любимый предмет информатика.

Пишем формулу для поиска учеников с информатикой
Пишем формулу для поиска учеников с информатикой

Таким же образом сделаем и с предметом физика. Запишем формулу в ячейку F7 =СЧЁТЕСЛИ(С:С; “физика”).

Пишем формулу для поиска учеников с физикой
Пишем формулу для поиска учеников с физикой

И осталось обществознание, сделаем аналогичным образом. В ячейку F8 =СЧЁТЕСЛИ(С:С; “обществознание”).

Пишем формулу для поиска учеников с обществознанием
Пишем формулу для поиска учеников с обществознанием

Как можем заметить, то результаты вычислений получились точно такие же, как и с применением функции фильтра. Полученные данные лучше записать на втором листе в некую таблицу. Также нужно и подписать полученный значения по столбцам (информатика, физика, обществознание).

Создаём таблицу с найденными данными
Создаём таблицу с найденными данными

Для визуализации данных выделяем этот фрагмент, заходим во вкладку “Вставка” и нажимаем на кнопку создания круговой диаграммы (для наших целей выберем самую первую и простую диаграмму).

Создаём круговую диаграмму
Создаём круговую диаграмму

Получили следующую диаграмму.

Круговая диаграмма
Круговая диаграмма

После этого нам останется правильно оформить диаграмму. Нужно подписать название диаграммы и добавить “Подписи данных”. Для добавления подписей нужно нажать на “плюсик” возле диаграммы и включить их.

Включаем функцию подписи данных
Включаем функцию подписи данных

Для изменения названия диаграммы необходимо дважды щёлкнуть на название. После этого можно будет редактировать его. Полученную диаграмму нужно скопировать и перенести на первый лист.

Полученная диаграмма соотношения числа участников
Полученная диаграмма соотношения числа участников

Разместить её нужно так, чтобы верхний правый угол был на ячейке G6. Это тоже условие выполнения задания. Посмотрим на финальный результат нашей работы.

Результат проделанной работы
Результат проделанной работы

Формулы для работы

  • =СЧЁТЕСЛИ (Диапазон; “Критерий счёта”) — подсчитывает количество строк, удовлетворяющие условию;
  • =СУММ(Диапазон) — суммирует числа в выбранном диапазоне;
  • =ЕСЛИ(Условие; Действие, если истина; Действие, если ложь) — условие с действием при ложном и с истинном значении;
  • =ОКРУГ(Значение; Количество разрядов после запятой) — округляет выбранное значение до нужного количества разрядов после запятой;
  • =СРЗНАЧ(Диапазон) — находит среднее арифметическое значение в выбранном диапазоне.

В некоторые функции, например, в “ЕСЛИ” можно добавлять несколько условий за счёт функций “ИЛИ” и “И”. Выглядеть это будет следующим образом: =ЕСЛИ(И(G5 >5; E6 <10); “YES”; “NO”). В случае “ИЛИ” конструкция будет такая же.

Понравилась статья? Хочешь разбираться в информатике, программировании и уметь работать в разных программах? Тогда ставь лайк, подпишись на канал и поделись статьей с друзьями!

Читайте также:

#информатика #огэ #разбор #задания #решение #экзамен

Skip to content

Формула среднего арифметического значения в Excel — функции и примеры

В статье показано, как определить среднее значение в Excel для разных типов данных с помощью формул СРЗНАЧ или СРЗНАЧА. Вы также узнаете, как использовать функции СРЗНАЧЕСЛИ и СРЗНАЧЕСЛИМН для усреднения ячеек, соответствующих определенным критериям.

Средняя зарплата… Средняя продолжительность жизни… Ежедневно мы с вами слышим эти словосочетания, служащие для описания множества одним единственным числом. Но, как ни странно, «среднее значение» — достаточно коварное понятие, часто вводящее в заблуждение обычного, неискушенного в математической статистике, человека. Например, в какой-то абстрактной компании работает десять сотрудников. Девять из них получают зарплату около 50 000 рублей, а один 1 500 000 рублей (по странному совпадению он же является генеральным директором этой компании).

В математике среднее называется средним арифметическим, и оно рассчитывается путем сложения группы чисел, а затем деления на количество этих чисел.

В приведенном выше примере средняя зарплата составляет: 195 000 рублей =(50000*9+1500000)/10. Вряд ли эта цифра соответствует реальной ситуации, но таковы расчёты среднего арифметического значения.

И всё же в большинстве случаев знать среднее весьма полезно.

  1. Функция СРЗНАЧ.
    • Пример 1. Расчет среднего из нескольких чисел.
    • Пример 2. Расчет среднего процента.
    • Пример 3. Расчет среднего времени.
  2. Чем отличается функция СРЗНАЧА?
  3. Среднее по условию – функция СРЗНАЧЕСЛИ
    • Среднее, если пусто.
    • Среднее, если не пустое.
  4. Среднее по нескольким условиям – функция СРЗНАЧЕСЛИМН
    • Пример 1. Среднеарифметическое количество ячеек по нескольким параметрам (текст и число)
    • Пример 2. Среднеарифметическое на основе критерия даты
    • Пример 1. Среднее с логикой ИЛИ на основе нескольких текстовых критериев
    • Пример 2. Среднее с логикой ИЛИ на основе числовых критериев с операторами сравнения
    • Пример 3. Среднее с логикой ИЛИ на основе пустых/непустых ячеек

Как посчитать среднее арифметическое в Экселе? Вам не нужно писать сложные математические выражения. Есть несколько функций «на все случаи жизни».

  • СРЗНАЧ (AVERAGE- а английском варианте) – рассчитать среднее арифметическое ячеек с числами.
  • СРЗНАЧА (или AVERAGEA) – найти среднее арифметическое ячеек с любыми данными (числа, логические и текстовые значения).
  • СРЗНАЧЕСЛИ (или AVERAGEIF) – среднее по заданному критерию.
  • СРЗНАЧЕСЛИМН (или AVERAGEIFS) – среднее ячеек, удовлетворяющих нескольким условиям.

Функция СРЗНАЧ.

СРЗНАЧ применяется для возврата среднего арифметического указанных ячеек.

СРЗНАЧ число 1; [число 2];…)

Число 1, 2 и так далее – числа, для которых вы хотите найти среднее. Первый аргумент обязателен, последующие – нет. В одну формулу может быть включено до 255 аргументов. Они могут быть представлены в виде чисел, ссылок на ячейки или диапазонов.

Использование функции СРЗНАЧ – на примерах.

СРЗНАЧ – одна из самых простых и простых в использовании функций Excel, и следующие примеры подтверждают это.

Пример 1. Расчет среднего из нескольких чисел.

Вы можете указать числа непосредственно. Например,

 =СРЗНАЧ(1;2;3;4) возвращает результат 2,5.

Чтобы вычислить среднее по столбцу, укажите ссылку на него целиком:
=СРЗНАЧ(A:A)

Чтобы получить  по строке, введите ссылку на нее:
=СРЗНАЧ(1:1)

Чтобы вычислить в каком-то диапазоне, укажите его:
=СРЗНАЧ(A1:C20)

Чтобы вернуть среднее из несмежных ячеек, запишите каждую ячейку отдельно, например
=СРЗНАЧ(A1; C1; D1)

И, естественно, ничто не мешает вам включать числа, ссылки и диапазоны в одну формулу. Например, следующее выражение вычисляет среднее из 2 диапазонов и 1 отдельного значения:

=СРЗНАЧ(B3:B5; C7:D9; B11)

Примечание. Если вы хотите округлить полученное число до ближайшего целого, примените одну из функций округления, например:

=ОКРУГЛ(СРЗНАЧ(B3:B5; B7:B9; B11);0)

Помимо чисел, вы можете использовать функцию СРЗНАЧ для вычисления среднего на основе других видов чисел, таких как проценты и время. Это показано в следующих примерах.

Пример 2. Расчет среднего процента.

Если у вас есть столбец с процентами на вашем листе, как вы получаете средний процент выполнения? Возьмём обычную формулу Excel для среднего 🙂

Примечание. Обратите внимание, что СРЗНАЧ учитывает и нулевые значения при расчете. А это существенно повлияет на итоговую цифру. Если вы предпочитаете исключать нули из расчета, возьмите вместо этого СРЗНАЧЕСЛИ, как будет показано чуть ниже. ССЫЛКА

Пример 3. Расчет среднего времени.

Этим совсем не так просто, как с обычными числами. Ведь время включает часы, минуты и секунды? Вычислять разные единицы времени вручную было бы очень сложно… но СРЗНАЧ отлично с этим справляется.

Важные особенности СРЗНАЧ!

Как вы только что видели, применять СРЗНАЧ очень просто. Тем не менее, у нее есть несколько особенностей, о которых вам нужно знать.

  • Нулевые значения (0) включены в расчет.
  • Текстовые строки, логические значения ИСТИНА и ЛОЖЬ, а также пустые ячейки — игнорируются. Если вы хотите включить в расчет логические и текстовые представления чисел, примените  СРЗНАЧА.
  • Учитываются логические значения, которые вы вводите непосредственно в выражение. Например, =СРЗНАЧ(ИСТИНА; ЛОЖЬ) возвращает 0,5, что является средним из 1 и 0.

Примечание. При использовании СРЗНАЧ в листах Excel, учитывайте различие между ячейками, содержащими нулевые значения, и реально пустыми. Нули считаются, а пустые – нет. Это может быть особенно важно, если опция «Показывать ноль в ячейках, которые содержат нулевые значения» не включена на данном листе. То есть, клетки с нулями внешне будут пустыми. Вы можете найти эту опцию в Эксель: Параметры  > Дополнительно > Параметры отображения листа .

Чем отличается функция СРЗНАЧА?

СРЗНАЧА аналогична СРЗНАЧ в том, что она вычисляет среднее арифметическое чисел. Разница в том, что СРЗНАЧА включает в расчет все непустые ячейки, независимо от того, содержат ли они числа, текст, логические ИСТИНА и ЛОЖЬ, или пустые строки, возвращаемые другими формулами.

СРЗНАЧА(значение1; [значение2];…)

значение1, 2,… – это цифры, массивы, ссылки на ячейки или диапазоны, которые вы хотите усреднить. Первый аргумент обязателен, другие (до 255) необязательны.

Она обрабатывает различные типы данных, такие как числа, текстовые строки и логические. Что нужно запомнить:

  • Пустые клетки таблиц игнорируются.
  • Текст, включая пустые строки (“”), возвращаемые другими формулами, оценивается как 0.
  • Логическое ИСТИНА оценивается как 1, а ЛОЖЬ оценивается как 0.

Например, =СРЗНАЧА(2;ЛОЖЬ) дает нам 1, что является средним между 2 и 0.

=СРЗНАЧА(2;ИСТИНА) возвращает 1,5, что является средним  от 2 и 1.

На следующем скриншоте показаны два варианта расчёта для среднего значения в Excel, и разные результаты, которые они возвращают:

Поэтому, если вы не хотите включать в свои вычисления логические выражения и текстовые строки, используйте СРЗНАЧ, а не СРЗНАЧА.

Среднее по условию – функция СРЗНАЧЕСЛИ

СРЗНАЧЕСЛИ вычисляет среднее арифметическое всех ячеек, которые соответствуют заданным критериям.

СРЗНАЧЕСЛИ (диапазон; критерии; [диапазон_усреднения])

Она имеет следующие аргументы (первые 2 обязательны, последний – нет):

  • Диапазон – диапазон ячеек, которые будут проверены по заданным параметрам.
  • Критерии – условие, применяемое для определения, какие ячейки усреднять. Они могут быть представлены в виде числа, логического выражения, текста или ссылки, например, 5,> 5, «кот» или A2.
  • Диапазон усреднения – что вы хотите усреднить (он необязательный). Если опущено, функция будет считать по диапазону условия.

А теперь давайте посмотрим, как вы можете применить СРЗНАЧЕСЛИ на реальных рабочих листах, чтобы найти среднее ячеек, соответствующих вашим требованиям.

Точное соответствие критериям

Классическое применение СРЗНАЧЕСЛИ – это нахождение среднего арифметического ячеек, которые точно соответствуют заданному условию. 

В этом примере давайте усредним только продажи (B2: B8) для заказов на бананы (A2: A8):

=СРЗНАЧЕСЛИ($A$2:$A$8; $B$10; $B$2:$B$8)

Вместо того, чтобы вводить условие непосредственно в формулу, вы можете ввести его в отдельную ячейку ($B$10) и затем обратиться к ней. Это очень известный и всеми применяемый приём.

Примечание. Чтобы округлить возвращаемое число до определенного количества десятичных знаков, примените одну из функций округления Excel, или диалоговое окно «Формат ячеек», чтобы изменить только отображение числа на экране.

Например, чтобы округлить полученный выше результат до 2 десятичных знаков, вы можете заключить его в функцию ОКРУГЛ следующим образом:

=ОКРУГЛ(СРЗНАЧЕСЛИ(A2:A8;”бананы”; B2:B8);2)

Кроме того, вы можете выбрать ячейку с формулой (E1 в этом примере), нажмите комбинацию клавиш Ctrl + 1, чтобы открыть диалоговое окно «Формат ячеек». Затем перейдите на вкладку «Числовой» или «Денежный » и выберите количество десятичных разрядов, которые вы хотите показать. Помните, что в этом случае фактическое сохраненное значение не изменится, и точное неокругленное число будет использоваться во всех вычислениях, когда вы ссылаетесь на него в других формулах.

Частичное соответствие критериям (с символами подстановки).

Вы можете применить символы подстановки в аргументе критерия для выбора ячеек на основе частичного совпадения:

  • Вставьте знак вопроса (?), чтобы заменить любой отдельный символ.
  • Вставьте звездочку (*), чтобы заменить ею любую последовательность символов.
  • Чтобы найти реальный знак вопроса или звездочку, введите тильду (~) перед этим символом (то есть, ~? или ~*).

Предположим, что у вас есть 3 разных вида бананов, и вы хотите найти среднюю величину их продаж:

=СРЗНАЧЕСЛИ($A$2:$A$8; “*бананы”; $B$2:$B$8)

Если вашему ключевому слову может предшествовать и/или последовать какой-либо другой символ, добавьте звездочку * как перед словом, так и после него.

=СРЗНАЧЕСЛИ($A$2:$A$8; “*бананы*”; $B$2:$B$8)

Чтобы найти среднее по всем товарам, за исключением каких-либо бананов, запишите следующую формулу:

=СРЗНАЧЕСЛИ($A$2:$A$8; “<>*бананы*”; $B$2:$B$8)

Как применить числовые условия и логические операторы.

Довольно часто вам может потребоваться усреднить ячейки, в которых количество больше или меньше определенного числа. Например, есть перечень чисел в столбце A, и мы хотим найти среднее из тех из них, которые больше 10.

Правильный подход — заключить логический оператор и число в двойные кавычки. 

Итак, мы получили вот что:

=СРЗНАЧЕСЛИ($A$2:$A$7;”>10″)

Другая весьма распространенная проблема – как найти среднее чисел, которые не равны нулю. Для этого вам понадобится оператор «не равно» в аргументе критерия:

=СРЗНАЧЕСЛИ($A$2:$A$7;”<>0″)

Как вы, возможно, заметили, мы не задействуем третий аргумент [диапазон усреднения] ни в одном из приведенных выше выражений, поскольку мы хотим считать по начальному диапазону.

Для пустых или непустых ячеек

При выполнении анализа данных в Excel часто может потребоваться найти среднее чисел, которые соответствуют либо пустым, либо непустым областям.

Среднее, если пусто.

Чтобы включить пустые ячейки, которые не содержат абсолютно ничего (без формулы, без строки нулевой длины), введите «=» в аргументе.

Например, вычислим среднее ячеек C2: C8, если клетка в столбце B в той же строке абсолютно пуста:

=СРЗНАЧЕСЛИ($B$2:$B$8; “=”; $C$2:$C$8)

Чтобы усреднить значения, соответствующие визуально пустым ячейкам, включая те, которые содержат пустые строки, возвращаемые другими функциями (например, с формулой вроде = “”), запишите “”. Например:

=СРЗНАЧЕСЛИ($B$2:$B$8; “”; $C$2:$C$8)

Среднее, если не пустое.

Чтобы найти среднее, соответствующее непустым ячейкам, введите «<>».

Например, так вычисляем среднеарифметическое C2:C8, если соответствующая позиция в столбце B не пуста:

=СРЗНАЧЕСЛИ($B$2:$B$8; “<>”; $C$2:$C$8)

Использование ссылок и других функций в описании условий.

Вместо того, чтобы записывать параметры подсчета непосредственно в формуле, вы можете обратиться к определенной ячейке, в которую можно вводить различные значения, не изменяя саму формулу. Так значительно уменьшается риск случайной ошибки при корректировке.

Если ссылка является критерием точного соответствия, то просто укажите ее в аргументе:

=СРЗНАЧЕСЛИ($B$2:$B$8;E1; $C$2:$C$8)

Если в качестве условия вы берёте логическое выражение со ссылкой или c другой функцией, нужно заключить логический оператор в «двойные кавычки» и добавить амперсанд (&) для их объединения.

Например, чтобы рассчитать средние продажи (C2: C8), превышающие указанное в E4:

=СРЗНАЧЕСЛИ($C$2:$C$8; “>”&$B$13)

С датами в B2: B8, приведенное ниже возвращает среднюю величину продаж (C2: C8), которые произошли до текущей даты:

=СРЗНАЧЕСЛИ($B$2:$B$8; “<=”&”22-07-2020”; $C$2:$C$8)

Вместо прямого указания даты можно взять соответствующую функцию. К примеру,

=СРЗНАЧЕСЛИ($B$2:$B$8; “<=”&СЕГОДНЯ(); $C$2:$C$8)

Среднее по нескольким условиям – функция СРЗНАЧЕСЛИМН

СРЗНАЧЕСЛИМН учитывает сразу несколько условий и возвращает среднеарифметическое ячеек, которые соответствуют всем указанным критериям.

СРЗНАЧЕСЛИМН(диапазон подсчёта, диапазон_критерия_1, критерий_1, [диапазон_критерия_2, критерий_2],…)

Она имеет следующие аргументы:

  • Диапазон_подсчёта – область ячеек, которые вы хотите усреднить.
  • диапазон_критерия_1, 2 ,… – от 1 до 127 диапазонов для проверки на соответствие указанным параметрам. Первый из них обязателен, последующие – по желанию.
  • Критерий_1, 2,… – от 1 до 127 критериев, определяющих, какие именно клетки следует усреднить. Они могут быть в виде числа, логического выражения, текста или ссылки. Первый обязателен, дополнительные – по необходимости.

Функция СРЗНАЧЕСЛИМН доступна в Excel 2016, Excel 2013, Excel 2011 для Mac, Excel 2010 и 2007.

Как уже упоминалось, СРЗНАЧЕСЛИМН находит среднее ячеек, которые соответствуют всем указанным вами критериям (логика «И»). По сути, вы применяете его совершенно аналогично СРЗНАЧЕСЛИ, за исключением того, что вы можете указать в ней несколько областей проверки и соответствующих условий.

Пример 1. Среднеарифметическое количество ячеек по нескольким параметрам (текст и число)

Предположим, что у вас есть список товаров в столбце A и суммы продаж в столбце B. Давайте выясним среднее продаж бананов, превышающее 100 единиц.

Здесь:

  • С2:С8 – ячейки, которые вы хотите усреднить, если выполняются оба условия;
  • Первое условие: A2:A8 (столбец «Товар»), а критерий_1 – «бананы»;
  • Второе условие – это С2:С8 (столбец «Продажи»), а критерий_2 – «> 100».

Собираем вышеперечисленные компоненты вместе. И если вы замените условия ссылками, вы получите нечто похожее на это:

=СРЗНАЧЕСЛИМН($C$2:$C$8; $A$2:$A$8;$C$10; $C$2:$C$8; “>”&$C$11)

Как видите, только две ячейки (С3 и С5) удовлетворяют обоим условиям, и поэтому только они и берутся для расчета.

Пример 2. Среднеарифметическое на основе критерия даты

В этом примере давайте посчитаем среднее количество товаров, доставленных до 22 июля 2020 года, статус которых определен (позиция в соответствующем столбце не пустая). С количеством, указанным в столбце D, датами в колонке В (критерий_1) и статусом в С (критерий_2), формула выглядит следующим образом:

=СРЗНАЧЕСЛИМН($D$2:$D$8; $B$2:$B$8; “<=22-07-2020”; $C$2:$C$8; “<>”)

В критерии1 вы вводите дату, которой предшествует оператор сравнения. В критерии2 вы вводите «<>», который указывает включать только непустые ячейки в пределах столбца «Статус».

Примечание. Когда вы используете число или дату в сочетании с логическим оператором в указании условия, то заключайте эту комбинацию в двойные кавычки –  “<=22.07.2020”.

Что нужно запомнить!

СРЗНАЧЕСЛИ и СРЗНАЧЕСЛИМН имеют много общего, в частности:

  • При подсчёте пустые области, логические ИСТИНА/ЛОЖЬ и текст — игнорируются.
  • При оценке заданных условий пустые ячейки рассматриваются как нулевые (0).
  • Если область, по которой считаем среднее, содержит только пустые клетки или текст, то обе функции возвращают ошибку #ДЕЛ/0!.
  • Если ничего не соответствует требованиям, то также получаем ошибку #ДЕЛ/0!.

ОСОБЕННОСТИ

  • Диапазон для подсчёта СРЗНАЧЕСЛИ не обязательно должен быть того же размера, что и область условий. Однако фактические данные, с которыми работает функция, определяются размером аргумента усреднения. Другими словами, если записать выражение

=СРЗНАЧЕСЛИ($B$2:$B$10; «<>»; $C$2:$C$8)

то в любом случае находить среднее мы будем по $C$2:$C$8.

  • В отличие от СРЗНАЧЕСЛИ, СРЗНАЧЕСЛИМН требует, чтобы каждая область критериев была того же размера, что и область для подсчета. Иначе получаем ошибку #ЗНАЧ!.

Как усреднить числа по нескольким параметрам с помощью логики ИЛИ?

Поскольку СРЗНАЧЕСЛИМН работает с логикой «И», а СРЗНАЧЕСЛИ допускает только 1 критерий, нам придется составить нашу собственную формулу для усреднения с помощью логики «ИЛИ». 

Другими словами, мы составим выражение для вычисления среднего арифметического в Excel, если выполняется любое из указанных требований.

Пример 1. Среднее с логикой ИЛИ на основе нескольких текстовых критериев

Предположим, вы хотите получить средние продажи (C2: C8) как для бананов, так и для яблок (A2: A8). Чтобы рассчитать это, вам понадобится формула массива, включающая несколько функций Excel:

{=СРЗНАЧ(ЕСЛИ(ЕЧИСЛО(ПОИСКПОЗ(A2:A8;{“бананы”;”яблоки”};0));B2:B8))}

Пожалуйста, помните, что формулы массива должны быть введены через Ctrl + Shift + Enter, а не просто ENTER.

Если товары, которые мы ищем, записать отдельно (скажем, в E1 и E2), то наш расчет будет выглядеть так:

{=СРЗНАЧ(ЕСЛИ(ЕЧИСЛО(ПОИСКПОЗ(A2:A8;E1:E2;0));B2:B8))}

Из всех формул усреднения Excel, которые обсуждались до сих пор, это самая хитрая (хотя осталось еще два примера 😉

Как это работает?

Для наших любопытных и вдумчивых читателей, которые хотят не только механически применять рекомендации, но и понимать, что же они делают, даем подробное объяснение логики расчетов.

В начале функция ЕСЛИ определяет, какие значения в исходном диапазоне соответствуют любому из указанных параметров, и передает их в СРЗНАЧ. Вот как:

ПОИСКПОЗ берёт исходные данные в A2:A8 в качестве условий поиска и сравнивает каждое из них с массивом поиска, представленным критериями в E1: E2. 

3- й аргумент, установленный в 0, указывает искать точные совпадения:

ПОИСКПОЗ(A2:A8,E1:E2,0)

Когда совпадение найдено, программа возвращает относительную позицию в массиве поиска, в противном случае ошибку #Н/Д!.

{#Н/Д!; 1; 2; 1; 2; #Н/Д!; 1}

ЕЧИСЛО преобразует любые числа в ИСТИНА, а ошибки в ЛОЖЬ:

{ЛОЖЬ; ИСТИНА; ИСТИНА; ИСТИНА; ИСТИНА; ЛОЖЬ; ИСТИНА}

Этот массив отправляется на логическую проверку ЕСЛИ. 

 Она заменяет позиции, соответствующие ИСТИНА в приведённом выше массиве, фактическими значениями из B2: B8:

{ЛОЖЬ; 80; 130; 120; 70; ЛОЖЬ; 90}

Этот окончательный массив передается в СРЗНАЧ, которая вычисляет, игнорируя логические значения.

Пример 2. Среднее с логикой ИЛИ на основе числовых критериев с операторами сравнения

Если вы хотите найти среднее арифметическое на основе нескольких числовых критериев и условий больше/меньше, чем в сочетании с логикой ИЛИ, то формула, рассмотренная в предыдущем примере, не будет работать. Ведь вы не можете поместить эти логические выражения в массив. Решение заключается в применении функции СУММ в формуле массива.

Предположим, у вас есть количество в столбце B и сумма в столбце C, и вы хотите усреднить суммы, которые больше 50 в столбце B или C. При этом вы хотите избежать дубликатов, то есть не считать строку дважды, если число больше 50 в обоих столбцах.

Вот рабочий пример:

{=СУММ(ЕСЛИ((C2:C8+D2:D8>50);D2:D8;0))/СУММ( –((C2:C8+D2:D8)>50))}

Помните, что это формула массива, и поэтому вы должны нажать Ctrl + Shift + Enter и ввести ее правильно.

Как видите, выражение состоит из 2 частей. В первой части вы применяете функцию ЕСЛИ с оператором ИЛИ в аргументе  (C2:C8> 50) + (D2:D8> 50). Как вы, вероятно, знаете, в формулах массива плюс (+) действует как оператор ИЛИ.

Итак, первая часть складывает числа в столбце C, если выполняется любое из условий. 

Вторая часть возвращает количество таких ячеек, а затем вы делите сумму на количество, чтобы найти среднеарифметическое.

И, естественно, вы можете указать разные условия для каждого диапазона. Например, чтобы усреднить продажи, если столбец C больше 50 или столбец D больше 100, используйте следующие выражения: (C2: C8> 50) + (D2: D8> 100). Всё целиком будет выглядеть следующим образом:

=СУММ(ЕСЛИ((C2:C8>50)+(D2:D8>100);D2:D8;0))/СУММ(–((C2:C8>50)+(D2:D8>100)))

Пример 3. Среднее с логикой ИЛИ на основе пустых/непустых ячеек

Средняя формула с несколькими условиями ИЛИ, соответствующими пустым и непустым ячейкам, очень похожа на ту, которую мы только что обсуждали.

Для непустых ячеек.

Следующая формула массива находит среднее количество (столбец B), если указана либо дата (столбец B), либо статус (столбец C), т. е. если столбцы B или C не пустые.

Чтобы сделать её более компактной, вы можете объединить диапазоны с помощью амперсанда (&):

{=СУММ(ЕСЛИ((B2:B8&C2:C8)<>””;D2:D8;0))/СУММ( –((B2:B8&C2:C8)<>””))}

Для пустых ячеек.

Чтобы усреднить числа в столбце D, соответствующие пустым ячейкам в B или C, замените непустой оператор (<> “”) пустым оператором (= “”). 

Объединение диапазонов при помощи амперсанда не будет работать в этом случае. 

Это также формула массива, поэтому не забудьте нажать Ctrl + Shift + Enter.

{=СУММ(ЕСЛИ(–((B2:B8=””) + (C2:C8=””))>0;D2:D8;0)) / СУММ(–(((B2:B8=””) + (C2:C8=””))>0))}

Вот как рассчитывается среднее в Excel. 

Я благодарю вас за чтение и надеюсь еще не раз увидеть вас в нашем блоге!

Содержание

  1. Задание 14 ОГЭ информатика по теме «Электронные таблицы Excel»
  2. Объяснение заданий 14 ОГЭ по информатике
  3. Типы ссылок в ячейках
  4. Стандартные функции Excel
  5. Построение диаграмм
  6. Решение 14 задания ОГЭ
  7. Решение заданий ОГЭ прошлых лет для тренировки
  8. Формулы в электронных таблицах
  9. Анализ диаграмм

Задание 14 ОГЭ информатика по теме «Электронные таблицы Excel»

Объяснение заданий 14 ОГЭ по информатике

Типы ссылок в ячейках

Формулы, записанные в ячейках таблицы, бывают относительными, абсолютными и смешанными.

    Имена ячеек в относительной формуле автоматически меняются при переносе или копировании ячейки с формулой в другое место таблицы:

Относительная адресация:
имя столбца вправо на 1
номер строки вниз на 1

Абсолютная адресация:
имена столбцов и строк при копировании формулы остаются неизменными

Стандартные функции Excel

В ОГЭ встречаются в формулах следующие стандартные функции. Ниже рассмотрен их смысл. Наводите курсор на пример для просмотра ответа.

русский англ. действие синтаксис
СУММ SUM Суммирует все числа в интервале ячеек СУММ(число1;число2)
Пример:
=СУММ(3; 2)
=СУММ(A2:A4)
СЧЁТ COUNT Подсчитывает количество всех непустых значений указанных ячеек СЧЁТ(значение1, [значение2],…)
Пример:
=СЧЁТ(A5:A8)
СРЗНАЧ AVERAGE Возвращает среднее значение всех непустых значений указанных ячеек СРЕДНЕЕ(число1, [число2],…)
Пример:
=СРЗНАЧ(A2:A6)
МАКС MAX Возвращает наибольшее значение из набора значений МАКС(число1;число2; …)
Пример:
=МАКС(A2:A6)
МИН MIN Возвращает наименьшее значение из набора значений МИН(число1;число2; …)
Пример:
=МИН(A2:A6)
ЕСЛИ IF Проверка условия. Функция с тремя аргументами: первый аргумент — логическое выражение; если значение первого аргумента — истина, то результатом выполнения функции является второй аргумент. Если ложно — третий аргумент. ЕСЛИ(лог_выражение;
значение_если_истина;
значение_если_ложь)
Пример:
=ЕСЛИ(A2>B2;»Превышение»;»ОК»)
СЧЁТЕСЛИ COUNTIF Количество непустых ячеек в указанном диапазоне, удовлетворяющих заданному условию. СЧЁТЕСЛИ(диапазон, критерий)
Пример:
=СЧЁТЕСЛИ(A2:A5;»яблоки»)
СУММЕСЛИ SUMIF Сумма непустых ячеек в указанном диапазоне, удовлетворяющих заданному условию. СУММЕСЛИ
(диапазон, критерий, [диапазон_суммирования])
Пример:
=СУММЕСЛИ(B2:B25;»>5″)

В качестве параметра функции везде указывается диапазон ячеек: МИН(А2:А240)

следует иметь в виду, что при использовании функции СРЗНАЧ не учитываются пустые ячейки и текстовые ячейки; например, после ввода формулы в C2 появится значение 2 (не учитывается пустая А2):

Построение диаграмм

  • Диаграммы используются для наглядного представления табличных данных.
  • Разные типы диаграмм используются в зависимости от необходимого эффекта визуализации.
  • Так, круговаяи кольцеваядиаграммы отображают соотношение находящихся в выбранном диапазоне ячеек данных к их общей сумме. Иными словами, эти типы служат для представления доли отдельных составляющих в общей сумме.
  • Соответствие секторов круговой диаграммы (если она намеренно НЕ перевернута) начинается с «севера»: верхний сектор соответствует первой ячейке диапазона.

Типы диаграмм Линейчатаяи Гистограмма(на левом рис.), а также Графики Точечная(на рис. справа) отображают абсолютные значения в выбранном диапазоне ячеек.

Решение 14 задания ОГЭ

В электронную таблицу занесли данные о тестировании учеников по выбранным ими предметам.

A B C D
1 Округ Фамилия Предмет Баллы
2 С Ученик 1 Физика 240
3 В Ученик 2 Физкультура 782
4 Ю Ученик 3 Биология 361
5 СВ Ученик 4 Обществознание 377

В столбце A записан код округа, в котором учится ученик;
в столбце B – код фамилии ученика;
в столбце C – выбранный учеником предмет;
в столбце D – тестовый балл.
Всего в электронную таблицу были занесены данные по 1000 учеников.

Откройте файл с данной электронной таблицей (расположение файла Вам сообщат организаторы экзамена). На основании данных, содержащихся в этой таблице, выполните задания.

  1. Сколько учеников, которые проходили тестирование по информатике, набрали более 600 баллов? Ответ запишите в ячейку H2 таблицы.
  2. Каков средний тестовый балл учеников, которые проходили тестирование по информатике? Ответ запишите в ячейку H3 таблицы с точностью не менее двух знаков после запятой.
  3. Постройте круговую диаграмму, отображающую соотношение числа участников тестирования из округов с кодами «В», «Зел» и «З». Левый верхний угол диаграммы разместите вблизи ячейки G6 . В поле диаграммы должны присутствовать легенда (обозначение соответствия данных определённому сектору диаграммы) и числовые значения данных, по которым построена диаграмма.

Полученную таблицу необходимо сохранить под именем, указанным организаторами экзамена.

    Поскольку спрашивается об учениках, которые проходили тестирование по информатике и набрали более 600 баллов, то здесь необходимо учесть одновременно два условия. Поэтому будем использовать функцию ЕСЛИ с логическим оператором И (одновременное выполнение нескольких условий). В ячейку E2 запишем формулу:

или для англоязычного интерфейса:

Ответ: 32
Решение задания 2:

    В ячейку F2 внесем формулу:

или для англоязычной раскладки:

Ответ: 546,82

Решение задания 3:

Ответ: Секторы диаграммы должны визуально соответствовать соотношению 32:29:108.

Выполните задание:
Откройте файл с дан­ной элек­трон­ной таб­ли­цей (расположение файла Вам со­об­щат ор­га­ни­за­то­ры экзамена). На ос­но­ва­нии данных, со­дер­жа­щих­ся в этой таблице, от­веть­те на два вопроса.

  1. Сколько уче­ни­ков в Северо-Восточном окру­ге (СВ) вы­бра­ли в ка­че­стве лю­би­мо­го пред­ме­та математику? Ответ на этот во­прос за­пи­ши­те в ячей­ку Н2 таблицы.
  2. Каков сред­ний те­сто­вый балл у уче­ни­ков Юж­но­го окру­га (Ю)? Ответ на этот во­прос за­пи­ши­те в ячей­ку Н3 таб­ли­цы с точ­но­стью не менее двух зна­ков после запятой.
  • В задании необходимо посчитать количество определенных данных, в зависимости от условий. Можно было бы использовать функцию СЧЁТЕСЛИ(), но ситуация осложняется тем, что в задании два условия: Северо-Восточный округ и любимый предмет — математика.
  • Если заданы два условия будем использовать сначала логическую функцию ЕСЛИ с логической операцией И для выполнения двух условий одновременно. Применим данную функцию сначала для первой строки с данными:

    Ответ: 17

  • Для начала подумаем, как найти средний тестовый балл: для этого необходимо сумму всех баллов у учеников Южного округа разделить на количество всех этих значений.
  • Поскольку необходимо найти сумму только при условии принадлежности ученика к Южному округу, т.е. присутствует условие, то будем использовать функцию СУММЕСЛИ . Заметим, что проверка должна осуществляться по диапазону ячеек A2:A1001 (округ), в то время как суммироваться должны значения ячеек диапазона D2:D1001 (балл).
  • Данная формула выглядела бы так:

    Возможны и другие варианты решения.

    Ответ: 525,70

    Разбор задания 14.2 :

    В электронную таблицу занесли данные о калорийности продуктов. Ниже приведены первые пять строк таблицы.
    В столбце A записан продукт;
    в столбце B – содержание в нём жиров;
    в столбце C – содержание белков;
    в столбце D – содержание углеводов и
    в столбце Е – калорийность этого продукта.
    Всего в электронную таблицу были занесены данные по 1000 продуктам.

    Выполните задание:
    Откройте файл с данной электронной таблицей. На основании данных, содержащихся в этой таблице, ответьте на два вопроса.

    1. Сколько продуктов в таблице содержат меньше 50 г углеводов и меньше 50 г белков? Запишите число, обозначающее количество этих продуктов, в ячейку H2 таблицы.
    2. Какова средняя калорийность продуктов с содержанием жиров менее 1 г? Запишите значение в ячейку H3 таблицы с точностью не менее двух знаков после запятой.

    Поскольку в задании используется условие, то начнем с него: два условия, значит будем использовать функцию ЕСЛИ с логической операцией И . Формула будет выполняться по значениям каждой строки, поэтому запишем ее сначала для второй строки таблицы, там, где начинаются основные данные. В ячейке F2:

    Ответ: 864

  • Для начала подумаем, как найти среднюю калорийность: для этого необходимо сумму всех значений по калорийности разделить на количество всех этих значений.
  • Поскольку необходимо найти сумму только при условии содержания жиров менее 1 г, т.е. присутствует условие, то будем использовать функцию СУММЕСЛИ . Заметим, что проверка должна осуществляться по диапазону ячеек B2:B1001 (жиры), в то время как суммироваться должны значения ячеек диапазона E2:E1001.
  • Данная формула выглядела бы так:
  • Поскольку в задании используется условие, то начнем с него: так как задано только одно условие (численность населения менее 100 тыс), то можно использовать функцию СЧЁТЕСЛИ :
  • Где в качестве диапазона укажем диапазон проверяемого столбца — «Численность населения», а в качестве критерия — условие » СУММЕСЛИ . Заметим, что проверка должна осуществляться по диапазону ячеек C2:C1001 (Страна), в то время как суммироваться должны значения ячеек диапазона B2:B1001 (Численность населения).
  • Данная формула выглядит так:

    Возможны и другие варианты решения.

    Ответ: 51,10.

    Всего в элек­трон­ную таблицу были за­не­се­ны данные по 370 пе­ре­воз­кам в хро­но­ло­ги­че­ском порядке.

    Выполните задание:
    Откройте файл с данной электронной таблицей. На основании данных, содержащихся в этой таблице, ответьте на два вопроса.

    1. На какое сум­мар­ное расстояние были про­из­ве­де­ны перевозки с 1 по 3 октября? Ответ на этот во­прос запишите в ячей­ку H2 таблицы.
    2. Какова сред­няя масса груза при автоперевозках, осуществлённых из го­ро­да Липки? Ответ на этот во­прос запишите в ячей­ку H3 таб­ли­цы с точ­но­стью не менее од­но­го знака после запятой.
  • Поскольку в задании указано, что данные приведены в хронологическом порядке, то можно утверждать, что все строки с самой первой до той, в которой последняя запись за «3 октября» будут подходить под условие «перевозки с 1 по 3 октября».
    Таким образом, смотрим, что последняя запись за «3 октября» соответствует ячейке A118. Значит, для получения суммарного расстояния будем вычислять сумму по диапазону ячеек D2:D118 (столбец Расстояние). Используем функцию СУММ .
  • В итоге мы получим сразу искомый результат. Поэтому запишем формулу в ячейке H2:

    Ответ: 28468

    Задание 1 второй способ:

  • Поскольку в задании используется условие, то начнем с него. Условие Перевозки с 1 по 3 октября означает, что мы должны рассмотреть столбец A со значениями «1 октября» или «2 октября» или «3 октября». Таким образом, имеем сложное условие с логической операцией ИЛИ.
  • В таком случае следует использовать функцию ЕСЛИ с логической операцией ИЛИ . Формула будет выполняться по значениям каждой строки, поэтому запишем ее сначала для второй строки таблицы, там, где начинаются основные данные. Выберем свободный столбец I и запишем формулу в ячейке I2:

    Ответ: 28468

  • Для начала подумаем, как вычислить сред­нюю массу груза автоперевозок из Липки: для этого необходимо сумму всех значений массы перевозок из Липки (Пункт отправленияЛипки) разделить на количество таких перевозок.
  • Поскольку необходимо найти сумму только при определенном условии, то будем использовать функцию СУММЕСЛИ . Заметим, что проверка должна осуществляться по диапазону ячеек B2:B371 (Пункт отправления), в то время как суммироваться должны значения ячеек диапазона F2:F371 (Масса груза).
  • Данная формула выглядит так:

    Возможны и другие варианты решения, например, сортировка строк по значению столбца B с дальнейшим выбором необходимых диапазонов для функций.

    Ответ: 760,9

    Всего в элек­трон­ную таблицу были за­не­се­ны данные по 272 учащимся. Поря­док записей в таб­ли­це произвольный.

    Выполните задание:
    Откройте файл с данной электронной таблицей. На основании данных, содержащихся в этой таблице, ответьте на два вопроса.

    1. Сколько уча­щих­ся школы № 2 на­бра­ли по ин­фор­ма­ти­ке больше баллов, чем по географии? Ответ на этот во­прос запишите в ячей­ку F2 таблицы.
    2. Сколько про­цен­тов от об­ще­го числа участ­ни­ков составили ученики, по­лу­чив­шие по гео­гра­фии больше 50 баллов? Ответ с точ­но­стью до од­но­го знака после за­пя­той запишите в ячей­ку F3 таблицы.
  • В задании необходимо посчитать количество определенных данных, в зависимости от условий. Можно было бы использовать функцию СЧЁТЕСЛИ(), но ситуация осложняется тем, что в задании два условия: школа №2 и баллов по информатике больше чем баллов по географии.
  • Если заданы два условия, то следует использовать сначала логическую функцию ЕСЛИ с логической операцией И для выполнения двух условий одновременно. Применим данную функцию сначала для первой строки с данными. Для этого в ячейке G2 (свободный столбец) запишем формулу:

    Ответ: 37

      Задание 2:

      Найдём ко­ли­че­ство участников, на­брав­ших по гео­гра­фии более 50 баллов. Воспользуемся одной из возможных в таких случаях функций — функцией СЧЁТЕСЛИ(диапазон;критерий). В качестве критерия укажем условие «>50», обязательно указанное в кавычках. Запишем формулу в свободной ячейке H2:

      Возможны и другие варианты решения.

      Ответ: 74,6

    Всего в электронную таблицу были занесены данные по 266 учащимся. Порядок записей в таблице произвольный.

    Выполните задание:
    Откройте файл с данной электронной таблицей. На основании данных, содержащихся в этой таблице, ответьте на два вопроса.

    1. Чему равна средняя сумма баллов по двум предметам среди учащихся школ округа «Южный»? Ответ на этот вопрос запишите в ячейку F2 таблицы.
    2. Сколько процентов от общего числа участников составили ученики школ округа «Западный»? Ответ с точностью до одного знака после запятой запишите в ячейку F3 таблицы.

    Необходимо найти среднюю сумму баллов по двум предметам. Значит, для учащихся южного округа посчитаем сумму баллов по двум ячейкам со значениями баллов по предметам. Так как предусмотрено условие, то будем использовать функцию ЕСЛИ , а в случае истинности значения — выводить сумму двух ячеек. Для этого в ячейке G2 (свободный столбец) запишем формулу:

    Ответ: 117,15;

    Ответ: 15,4.

    Каждая строка таблицы содержит запись об одном поэте. В столбце А записана фамилия, в столбце В — имя, в столбце С — отчество, в столбце D — год рождения, в столбце Е — год смерти.

    Всего в электронную таблицу были занесены данные по 150 поэтам Серебряного века в алфавитном порядке.

    Выполните задание:
    Откройте файл с данной электронной таблицей. На основании данных, содержащихся в этой таблице, ответьте на два вопроса.

    1. Определите количество поэтов, родившихся в 1889 году. Ответ на этот вопрос запишите в ячейку H2 таблицы.
    2. Определите в процентах, сколько поэтов, умерших позже 1940 года, носили имя Сергей. Ответ с точностью не менее 2 знаков после запятой запишите в ячейку НЗ таблицы.

    Ответ: 8.

  • Для того, чтобы вычислить процент, необходимо сначала определить общее количество поэтов, умерших позже 1940 года, а затем определить сколько среди этого числа поэтов с именем Сергей.
  • Таким образом, можно использовать условие (функция ЕСЛИ ) для определения года смерти позже 1940, в случае истинности условия выводить имя поэта. Запишем в ячейку F2 (свободного столбца) формулу:

    Ответ: 6,02.

    Каждая строка таблицы содержит запись об одном ученике. В столбце А записана фамилия, в столбце В — имя; в столбце С — класс; в столбце D — рост, в столбце Е — вес учеников.

    Всего в электронную таблицу были занесены данные по 211 ученикам в алфавитном порядке.

    Выполните задание:
    Откройте файл с данной электронной таблицей. На основании данных, содержащихся в этой таблице, ответьте на два вопроса.

    1. Каков рост самого высокого ученика 10 класса? Ответ на этот вопрос запишите в ячейку H2 таблицы.
    2. Какой процент учеников 8 класса имеет вес больше 65? Ответ с точностью не менее 2 знаков после запятой запишите в ячейку НЗ таблицы.

    Ответ: 1) 199; 2) 53,85.

    В столбце А указана фамилия; в столбце В — имя; в столбце С — пол; в столбце D — год рождения; в столбце Е — результаты в беге на 1000 метров; в столбце F — результаты в беге на 30 метров; в столбце G — результаты по прыжкам в длину с места.

    Всего в электронную таблицу были занесены данные по 1000 учащимся.

    Выполните задание:
    Откройте файл с данной электронной таблицей. На основании данных, содержащихся в этой таблице, ответьте на два вопроса.

    1. Сколько процентов участников пробежало дистанцию в 1000 м меньше, чем за 5 минут? Ответ запишите в ячейку L1 таблицы.
    2. Найдите разницу в см с точностью до десятых между средним результатом у мальчиков и средним результатом у девочек в прыжках в длину. Ответ на этот вопрос запишите в ячейку L2 таблицы.

    Ответ: 1) 59,4; 2)6,4.

    Результаты сдачи выпускных экзаменов по алгебре, русскому языку, физике и информатике учащимися 9 класса некоторого города были занесены в электронную таблицу. На рисунке приведены первые строки получившейся таблицы:

    Всего в электронную таблицу были занесены результаты 1000 учащихся.

    Выполните задание:
    Откройте файл с данной электронной таблицей. На основании данных, содержащихся в этой таблице, ответьте на два вопроса.

    1. Какое количество учащихся получило только четвёрки или пятёрки на всех экзаменах? Ответ на этот вопрос запишите в ячейку I2 таблицы.
    2. Для группы учащихся, которые получили только четвёрки или пятёрки на всех экзаменах, посчитайте средний балл, полученный ими на экзамене по алгебре. Ответ на этот вопрос запишите в ячейку I3 таблицы с точностью не менее двух знаков после запятой.
    • В задании необходимо посчитать количество определенных данных, в зависимости от условий. Можно было бы использовать функцию СЧЁТЕСЛИ(), но ситуация осложняется тем, что в задании несколько условий: только четвёрки или пятёркина всех (четырех!) экзаменах.
    • Если заданы несколько условий, то следует использовать сначала логическую функцию ЕСЛИ с логической операцией И для выполнения четырех условий для четырех экзаменов одновременно.
    • При этом заметим, что оценка 4 или 5, означает условие оценка > 3. Применим данную функцию сначала для первой строки с данными. Для этого в ячейке G2 (свободный столбец) запишем формулу:

    Ответ: 1)88; 2)4,32.

    Решение заданий ОГЭ прошлых лет для тренировки

    Рассмотрим, как решается задание 14 ОГЭ по информатике.

    Формулы в электронных таблицах

    Подробный видеоразбор по ОГЭ 14 задания:

    Перемотайте видеоурок на решение заданий, если не хотите слушать теорию.

    📹 Видеорешение на RuTube здесь

    Какая из формул, приведённых ниже, может быть записана в ячейке A2, чтобы построенная после выполнения вычислений диаграмма по значениям диапазона ячеек A2:D2 соответствовала рисунку?

    • Вычислим значения в ячейках согласно заданным формулам:
    • Вспомним, что круговая диаграмма отображает части целого. Из вычисленных значений имеем три подряд идущих сектора, равных соответственно: 4, 16 и 8. Секторы должны следовать подряд, т.к. в заданном диапазоне A2:D2 эти значения тоже идут друг за другом (по часовой стрелке).
    • Расставим в диаграмме известные значения в те секторы, которые подходят им по размеру:

  • Остается один свободный сектор, который по размеру равен сектору B2, то есть равен 4.
  • Посчитаем результаты в заданных ответах:
  • Итого, получаем подходящий результат под номером 4 .

    Ответ: 4

    Разбор задания 14.2:

    Дан фрагмент электронной таблицы:

    Какое число должно быть записано в ячейке B1, чтобы построенная после выполнения вычислений диаграмма по значениям диапазона ячеек A2:D2 соответствовала рисунку?

    • Обратим внимание, что ни в одной формуле указанного диапазона ячеек не встречается ячейка A1. То есть оставим ее пустой.
    • Вычислим значения в ячейках согласно заданным формулам:
    • Вспомним, что круговая диаграмма отображает части целого. Из вычисленных значений имеем три подряд идущих сектора, равных соответственно: 1, 1 и 1. Секторы должны следовать подряд, т.к. в заданном диапазоне A2:D2 эти значения тоже идут друг за другом (по часовой стрелке).
    • По диаграмме видим, что четвертый сектор должен быть равен сумме трёх рассмотренных секторов, т.е. 1+1+1 = 3. Подставим это значение для формулы ячейки D2:
    • Получили B1 = 6. Это соответствует варианту 2 .

    Ответ: 2

    Разбор задания 14.3:

    Дан фрагмент электронной таблицы:

    Какое число должно быть записано в ячейке B1, чтобы построенная после выполнения вычислений диаграмма по значениям диапазона ячеек A2:D2 соответствовала рисунку?

    • Обратим внимание, что ни в одной формуле указанного диапазона ячеек не встречается ячейка D1. То есть оставим ее пустой.
    • Вычислим значения в ячейках согласно заданным формулам:
    • Вспомним, что гистограмма отображает абсолютное значение в выбранном диапазоне ячеек. Из вычисленных значений имеем три подряд идущих столбика, равных соответственно: 2, 4 и 1. Столбики должны следовать подряд, т.к. в заданном диапазоне A2:D2 эти значения тоже идут друг за другом (слева направо).
    • По диаграмме видим, что четвертый столбик должен быть равен значению третьего столбика, умноженного на 3 (1 * 3 = 3), или разности значений второго и третьего столбика (4 — 1 = 3), т.е. значение 3. Подставим это значение для формулы ячейки D2:
    • Получили B1 = 4. Это соответствует варианту 4 .

    Ответ: 4

    Анализ диаграмм

    На диаграмме отображено количество участников тестирования по предметам в разных регионах России.

    Какая из диаграмм правильно отражает соотношение общего количества участников (из всех трех регионов) по каждому из предметов тестирования?

    ✍ Решение:

    • столбчатая диаграмма позволяет определить числовые значения. Так, например, в Татарстане по биологии количество участников 400 и т.п. Найдем с помощью нее общее количество участников со всех регионов по каждому предмету. Для этого посчитаем значения абсолютно всех столбцов в диаграмме:
    • по круговой диаграмме можно определить только доли отдельных составляющих в общей сумме: в нашем случае это доли участников по различным предметам тестирования;
    • для того чтобы разобраться, какая круговая диаграмма подходит, сначала посчитаем самостоятельно долю участников, тестирующихся по отдельным предметам; для этого из столбчатой диаграммы вычислим сумму участников по каждому предмету и разделим на уже полученное в первом пункте общее количество участников:
    • Теперь сравним полученные данные с круговыми диаграммами. Данные соответствуют диаграмме под номером 1 .

    Результат: 1

    Предлагаем посмотреть подробный разбор данного 7 задания на видео:

    📹 Видеорешение на RuTube здесь

    На диаграмме отображено количество участников тестирования по предметам в разных регионах России.

    Какая из диаграмм правильно отражает соотношение количества участников тестирования по истории в регионах?

    ✍ Решение:

    Подробный разбор задания смотрите на видео:

    📹 Видеорешение на RuTube здесь

    Источник

  • Добавить комментарий