Как найти средство связи предложений в тексте

Средства связи предложений в тексте


Средства связи предложений в тексте

4

Средняя оценка: 4

Всего получено оценок: 244.

Обновлено 14 Января, 2022

4

Средняя оценка: 4

Всего получено оценок: 244.

Обновлено 14 Января, 2022

Текст — самая большая синтаксическая единица речи. Он состоит из предложений. Однако не всякий набор предложений можно считать текстом. Предложения должны быть объединены по смыслу и грамматической связью. Как она осуществляется? Средства связи предложений в тексте определяются типом речи (повествование, описание или рассуждение), стилем (разговорный, книжные). Способы и средства связи изучаются в 6 классе.

Способы связи предложений в тексте

Предложения в тексте могут быть связаны цепной или параллельной связью.

Параллельная связь характерна для текстов-описаний. При этом способе связи предложения в тексте объединены темой, которая, как правило, обозначена в первом предложении. Все остальные предложения раскрывают эту тему, детализируют её и по смыслу и грамматически связаны с первым предложением. Обычно второе и последующие предложения содержат слова, напрямую к теме относящиеся.

Например, описание лесной прогулки обязательно начнётся с упоминания леса или его синонимов (чаща, заросли, березняк и пр.). В каждом из следующих высказываний непременно встретятся слова, относящиеся к лесной тематике. Примеры: деревья, стволы, тропинка, хвоя, кусты и т. д.

Слова из одной сферы делают текст единым целым, даже если предложения больше ничем не связаны.

Последовательная (цепная) связь — это оптимальный способ связи для рассуждения или рассказа. Второе предложение связывается с первым, третье — со вторым и т.д., образуя что-то вроде звеньев цепи.

Средства связи предложений в тексте

Способов и средств связи в русском языке множество. Способы могут быть лексическими, морфологическими, синтаксическими.

Лексические способы включают в себя следующие языковые средства связи предложений в тексте:

  • Повтор слова. Мальчик взглянул на рыцаря. Рыцарь обернулся.
  • Однокоренные слова. Меня звали обедать к соседям. Но, когда я вошёл в зал, за обеденным столом сидел только хозяин.
  • Синонимы и антонимы. Много добрых слов услышал Аким. Ласковые приветствия, душевные пожелания сыпались со всех сторон. Днём было хорошо, даже весело. Только по ночам становилось страшно.
  • Перифраз (описательный оборот). Понятное всем выражение, которым обозначают явление. Я приехал в Петербург утром. Гуляя по городу на Неве, я заметил множество львов. “Как? — скажете вы. — Львы в городе?!” Конечно, это были скульптурные изображения царя зверей.

Морфологические (грамматические) средства:

  • Местоимения. От сестры пришло письмо. Она волновалась за меня. Это было приятно.
  • Союзы (сочинительные). Обычно они стоят между частями ССП, но могут соединять и предложения в тексте. День за днём идёт, мелькая. А царевна молодая всё в лесу.
  • Наречия. Ребята вошли в пещеру. Здесь было сыро.
  • Частицы. Я успокоился. Только какая-то грусть точила душу.
  • Единая видовременная форма глаголов. Меж холмов река вьётся. Ребятня у берега плещется. На лугу стадо пасётся.

Синтаксические средства:

  • Эллипсис, другие виды неполных предложений. Сегодня запланирована прогулка по городу. В среду — поездка в Суздаль.
  • Синтаксический параллелизм. На закате легче прощаться. На рассвете хорошо встречаться.

Предложения в тексте связаны разными способами. Для тренировки определите связь предложений в любом тексте, понаблюдайте за тем, как они связываются, назовите средства связи.

Заключение

Что мы узнали?

Предложения в тексте могут быть объединены параллельным и последовательным способами связи. Для этого в арсенале русского языка имеются лексические, морфологические и синтаксические средства.

Тест по теме

Доска почёта

Доска почёта

Чтобы попасть сюда – пройдите тест.

  • Андрей Смирнов

    5/5

Оценка статьи

4

Средняя оценка: 4

Всего получено оценок: 244.


А какая ваша оценка?

Русский язык

Урок 1: Связь предложений

Средства связи предложений в тексте

Все предложения в тексте неразрывно связаны между собой по смыслу и с помощью специальных средств. Это обеспечивает целостность синтаксической единицы и позволяет последовательно излагать важные мысли. Так автор может донести до читателя ту или иную информацию более связно и доступно. В этом уроке мы познакомимся со средствами связи предложений в тексте.

slide1

В быстроразвивающемся мире уже мало учиться только в рамках школьной программы, важно получать полезные знания о финансах    и инвестициях, чтобы гарантировать материальное благополучие

Создай себе задел на будущее, получай уже сегодня расширенный объем    знаний и навыков по   ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ   в режиме онлайн

slide2

slide9

Зарегистрируйся сейчас, ПРИБЛИЗЬ СВОЙ УСПЕХ

Перейти

План урока:

Теоретические основы средств связи

Союзы и предлоги

Местоимения и частицы

Лексическое значение слова как средство связи

Типовые задания ЕГЭ по русскому языку по теме «Средства связи предложений в тексте»

Теоретические основы средств связи

Для начала необходимо разобраться с тем, что такое средства связи и какими они бывают. Только познакомившись с теорией, можно начать выполнять задания для подготовки к сдаче экзамена.

Средства связи предложений. Понятие

Существует много трактовок данного определения в различных словарях. Использование средств связи незаменимо при написании текста, поскольку именно они обеспечивают его целостность и последовательность. Очень важно знать морфологические характеристики, чтобы уметь подбирать связующие средства в предложения по смыслу контекста.

Можно дать этому термину следующее определение:

«Средства связи – это элементы речи, которые соединяют предложения друг с другом и способствуют их объединению в полноценный текст».

Без них синтаксические единицы будут казаться несвязными и непоследовательными, что приведет к плохому восприятию информации. Поэтому связующие части речи очень важны в составе предложений.

К основным средствам связи относятся:

  • местоимения;
  • союзы и союзные слова;
  • лексические повторы;
  • перефраз;
  • частицы;
  • союзы;
  • предлоги и т.д.

Виды средств связи. Особенности соединения

В русском языке предложения связываются между собой неоднозначно. Есть два способа, которые позволяют соединить одну синтаксическую единицу с другой.

Выделяют следующие виды:

1 svyaz predlozhenij v tekste

Свойства средств связи в тексте. Функции

Роль средств связи в тексте достаточно велика. Помимо главных задач в тексте они выполняют еще и второстепенные. Рассмотрим основные функции этих морфологических инструментов:

  • помогают связывать предложения в тексте между собой по смыслу и грамматически для более точного донесения информации до читателя;
  • распространяют синтаксические единицы и делают речь богаче;
  • позволяют противопоставить факты или предложения, сравнить их друг с другом и выделить основные отличия;
  • делают текст гармоничным и более приятным для восприятия.

Именно поэтому средства связи предложений в такой синтаксической единице как текст очень важны. Без них повествуемая информация потеряет всякий смысл.

Союзы и предлоги

Употребление союзов предлогов между предложениями является неотъемлемой частью правильного восприятия текста. Поэтому на основании таблиц и правил необходимо ознакомиться с этими категориями частей речи.

Союзы. Особенности употребления

Сочинительные союзы связывают части в сложносочиненных предложениях и части последовательных синтаксических единиц. Такие части речи делятся на следующие категории:

2 svyaz predlozhenij v tekste

Примеры:

На улице шел то снег, то дождь.

В саду нельзя было ходить, так как там росли редкие цветы.

По городу ходили люди да причудливые звери.

Андрей хотел в школу, но он боялся своего врага.

Подчинительные союзы используются в сложноподчиненных предложениях и делятся на следующие виды:

3 svyaz predlozhenij v tekste

Примеры:

Хотя Миша и не был трусом, но Колю он все равно боялся.

По небу пробежал раскат грома, словно сотни музыкантов ударили в барабан.

Надо быстрее сделать домашнее задание, чтобы выйти погулять.

Мама сказала, что я точно поступлю в Москву.

Эти части речи можно встретить в любом предложении. В начале синтаксической единицы они играют совсем другую роль – связывают ее с предыдущей. Благодаря смысловым местоимениям сохраняется основное содержание текста.

Предлоги. Производные и непроизводные

Предлоги в качестве связующих элементов делятся на три категории:

4 svyaz predlozhenij v tekste

К непроизводным предлогам относятся: от, на, по, с, у, в, о, к, без, из-за, пред, через, под, для, над, при.

Эти правила нужно запомнить, чтобы в случае необходимости их употребления не запутаться со значениями и разрядами. Часто попадаются задания, где нужно вставить или определить предлоги и союзы.

Местоимения и частицы

Употребление местоимений и частиц так же предусматривает свои правила и нюансы. Рассмотрим каждый раздел более подробно.

Правописание местоимений. Разряды и характеристика

Местоимения позволяют обозначать действующих лиц при помощи других слов. Это распространяет лексику и делает язык богаче. Они характеризуют человека и делятся на следующие разряды:

5 svyaz predlozhenij v tekste

Местоимения связывают не только части предложений, но и сами единицы между собой. Они относится к средствам цепной связи, которые продолжают смысл излагаемого текста.

Разряды частиц. Правильное употребление

У частиц тоже есть разряды. Эти части речи добавляют эмоциональной окраски предложениям, уточняют информацию и помогают более точно выразить мысль. Делятся частицы на следующие виды:

6 svyaz predlozhenij v tekste

Нельзя ошибаться в определении категорий частиц, хотя эти ошибки являются самыми распространенными. По каждой частице можно интуитивно догадаться, к какому разряду она относится. Главное уметь применять знания на практике.

Лексическое значение слова как средство связи

Под лексическим значением слова понимается совмещение звукового произношения этой единицы с соответствующим ему объектом действительности. Иными словами – это прямое значение того или иного слова, его толкование. Значение может быть:

  • прямым: золотая монета;
  • переносным: золотые руки.

Также слова делятся на многозначные и на те, у которых представлено только одно значение.

Пример многозначного слова:

МИР

  • соглашение воюющих государств;
  • отсутствие вражды;
  • объединение по общим признакам;
  • совокупность всех форм живой материи;
  • область жизни;
  • планета Земля.

Пример однозначного слова:

Гимн – торжественная мелодия, которая является символикой государства или иного образования, выражающая преданность общепринятым ценностям.

Лексическое значение слова играет большую роль в структуре текста и предложений. С помощью него смысл доносимой информации не теряется. Кроме того, слова связывают предложения друг с другом при помощи видоизменения своих форм, что тоже не маловажно.

Типовые задания ЕГЭ по русскому языку по теме «Средства связи предложений в тексте»

На Едином государственном экзамене в конце 11 класса встречаются сразу три задания, которые предполагают определение средств связи, лексического значения слова и основной мысли текста. Рассмотрим их структуру более подробно.

Задание 1

Самое первое задание предполагает прочтение короткого текста и выявление двух предложений, которые максимально точно передают основную мысль автора. Нужно исключать информацию, которая не присутствует в тексте вообще, и второстепенную.

Ошибиться в этом задании легко, если не вчитываться в предлагаемые предложения. Лучше выделять все самое основное ручкой, чтобы не запутаться.

7 svyaz predlozhenij v tekste

Задание 2

Здесь необходимо самостоятельно дописать часть речи, которая связывает части предложения или сами синтаксические единцы. На основе теории нужно подобрать подходящую частицу, местоимение, предлоги и т.д.

Важно помнить разряды и их значение, чтобы выполнить это задание. Также нужно внимательно вчитываться в предложение, где пропущено слово. Там зачастую кроется подсказка.

8 svyaz predlozhenij v tekste

Задание 3

В последнем задании этого блока требуется установить лексическое значение отдельно взятого слова из текста. В каждом контексте смысл речевых единиц отличается. Поэтому следует перечитать предложение, из которого взято слово, и обратить внимание на рядом стоящие слова.

Подсказкой могут являться сноски после толкования в задании. Там приведены примеры, которые можно сопоставить с исходной формой слова, что поможет не ошибиться при выполнении третьего задания в ЕГЭ по русскому языку.

9 svyaz predlozhenij v tekste

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

Вопрос: 1

Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ПРАВИЛО. Определите значение, в котором это слово употреблено в третьем (3) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

ПРА́ВИЛО, -а, ср.

(1)Вы задумывались над тем, почему кошка не намокает во время дождя и легко пролезает в узкие проходы, быстро двигается в траве, густом кустарнике? (2)Дело в том, что природа позаботилась, чтобы при беге и прыжках это животное испытывало наименьшее сопротивление воздуха. (3)<…> волоски, образующие «мех» кошки, расположены по правилам оптимального обтекания: укладываются назад и друг на друга, образуя гладкую поверхность.

1Положение, в к-ром отражена закономерность, постоянное соотношение каких-н. явлений. Грамматические правила. Правила арифметики.

2Постановление, предписание, устанавливающее порядок чего-н. Правила внутреннего распорядка. Правила уличного движения.

3Образ мыслей, норма поведения, обыкновение, привычка. Человек строгих правил. Взять себе или положить что-н. за п. Обманывать не в его правилах.

Вопрос: 2

Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ЖЕЛЕЗНЫЙ. Определите значение, в котором это слово употреблено в первом (1) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

ЖЕЛЕ́ЗНЫЙ, -ая, -ое.

(1)Спартанцы, населявшие юго-восточную часть Пелопоннеса — Лаконию, отличались, по свидетельству древних авторов, не только отвагой и железной дисциплиной, но и особой речью, которая являлась образцом чёткости и краткости.

2перен. Сильный, крепкий. Железное здоровье. Железные мускулы.

3перен. Твёрдый, непреклонный, неотразимый. Железная воля. Железная дисциплина. Железная логика. Железные доводы.

4железно, нареч. Твёрдо, с полной уверенностью (прост.). Обещать железно.

5железно, частица. Непременно, обязательно (прост.). Сказал, значит сделаю. Железно!

Вопрос: 3

Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ПЛАН. Определите значение, в котором это слово употреблено в первом (1) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

ПЛАН, -а, муж.

(1)Для антарктического плавания под командованием Беллинсгаузена Адмиралтейство снарядило два корабля: шлюпы «Мирный» и «Восток», что оказалось не самым удачным выбором и негативно отразилось на планах экспедиции.

1Чертёж, изображающий на плоскости какую-н. местность, сооружение. П. города. П. здания (изображение его в горизонтальном разрезе).

2Заранее намеченная система деятельности, предусматривающая порядок, последовательность и сроки выполнения работ. Производственный п. Работать по плану. Стратегический п. Календарный п.

3Предположение, предусматривающее ход, осуществление чего-н. П. поездки. П. действий.

4Взаимное расположение частей, краткая программа какого-н. изложения. П. доклада.

5Место, расположение какого-н. предмета в перспективе. Передний, задний п. Выдвинуть что-н. на первый п.(также перен.: придать чему-н. важное, существенное значение).

6Масштаб изображения кого-чего-н. Дать лица крупным планом (в кадре кино- или телефильма: на переднем плане, приблизив к зрителю).

Вопрос: 4

Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова СФЕРА. Определите значение, в котором это слово употреблено во втором (2) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

СФЕ́РА, -ы, жен.

(1)От работы нефте- и газопромыслов Западной Сибири зависит благополучие экономики нашей страны и всех россиян – ведь экспорт углеводородов даёт более 60 % валютной выручки России и бόльшую часть доходов бюджета. (2)Высокие цены на нефть и газ в 2000-е гг. способствовали быстрому экономическому росту страны, а поступления в бюджет от их экспорта позволяли повышать зарплату работникам бюджетной сферы и пенсии.

1Область, пределы распространения чего-н. С. деятельности. С. влияния.

2Среда, общественное окружение. В своей сфере. Высшие сферы (о правящих, аристократических кругах).

3Замкнутая поверхность, все точки к-рой равно удалены от центра; поверхность и внутреннее пространство шара (спец.).

Вопрос: 5

Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова СЧИТАТЬ. Определите значение, в котором это слово употреблено в третьем (3) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

СЧИТА́ТЬ, -аю, -аешь; считанный; несовер.

(1)Кроме видимых человеческим глазом лучей, которые воспринимаются нашими органами зрения как цветовые элементы спектра: красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый, — пучок света составляют и невидимые лучи: ультрафиолетовые и инфракрасные. (2)Установлено, что инфракрасные лучи представляют собой тепловое излучение всякого нагретого предмета. (3)Учёные считают,<…> лучи улавливают совы, что помогает птицам охотиться в темноте (совы охотятся ночью на мелких грызунов и вылавливают их немало — десятки за ночь).

1Называть числа в последовательном порядке. С. до десяти.

2кого (что). Определять точное количество кого-чего-н. С. деньги. Цыплят по осени считают (посл.).

3кого (что). Принимать в расчёт, во внимание. Если не с. погоду, то отпуск прошёл хорошо.

4кого (что) кем (чем), за кого (что) или с союзом «что». Делать какое-н. заключение о ком-чём-н., признавать, полагать. С. кого-н. хорошим человеком. Считаю, что ты неправ.

5считая кого (что), предл. с вин. Включая в число кого-чего-н., принимая в расчёт. Считая новичков, в классе сорок человек.

6считай(те), вводн. Выражает близость к истинности; почти, почти что, как (прост.). Мы с ним, считай, земляки. Мы, считай, уже дома.

Ваши ответы:

1 вопрос:

Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ПРАВИЛО. Определите значение, в котором это слово употреблено в третьем (3) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

ПРА́ВИЛО, -а, ср.

(1)Вы задумывались над тем, почему кошка не намокает во время дождя и легко пролезает в узкие проходы, быстро двигается в траве, густом кустарнике? (2)Дело в том, что природа позаботилась, чтобы при беге и прыжках это животное испытывало наименьшее сопротивление воздуха. (3)<…> волоски, образующие «мех» кошки, расположены по правилам оптимального обтекания: укладываются назад и друг на друга, образуя гладкую поверхность.

1) Положение, в к-ром отражена закономерность, постоянное соотношение каких-н. явлений. Грамматические правила. Правила арифметики.

2) Постановление, предписание, устанавливающее порядок чего-н. Правила внутреннего распорядка. Правила уличного движения.
3) Образ мыслей, норма поведения, обыкновение, привычка. Человек строгих правил. Взять себе или положить что-н. за п. Обманывать не в его правилах.

2 вопрос:

Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ЖЕЛЕЗНЫЙ. Определите значение, в котором это слово употреблено в первом (1) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

ЖЕЛЕ́ЗНЫЙ, -ая, -ое.

(1)Спартанцы, населявшие юго-восточную часть Пелопоннеса — Лаконию, отличались, по свидетельству древних авторов, не только отвагой и железной дисциплиной, но и особой речью, которая являлась образцом чёткости и краткости.

1) см. железо.

2) перен. Сильный, крепкий. Железное здоровье. Железные мускулы.
3) перен. Твёрдый, непреклонный, неотразимый. Железная воля. Железная дисциплина. Железная логика. Железные доводы.
4) железно, нареч. Твёрдо, с полной уверенностью (прост.). Обещать железно.
5) железно, частица. Непременно, обязательно (прост.). Сказал, значит сделаю. Железно!

3 вопрос:

Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ПЛАН. Определите значение, в котором это слово употреблено в первом (1) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

ПЛАН, -а, муж.

(1)Для антарктического плавания под командованием Беллинсгаузена Адмиралтейство снарядило два корабля: шлюпы «Мирный» и «Восток», что оказалось не самым удачным выбором и негативно отразилось на планах экспедиции.

1) Чертёж, изображающий на плоскости какую-н. местность, сооружение. П. города. П. здания (изображение его в горизонтальном разрезе).

2) Заранее намеченная система деятельности, предусматривающая порядок, последовательность и сроки выполнения работ. Производственный п. Работать по плану. Стратегический п. Календарный п.
3) Предположение, предусматривающее ход, осуществление чего-н. П. поездки. П. действий.
4) Взаимное расположение частей, краткая программа какого-н. изложения. П. доклада.
5) Место, расположение какого-н. предмета в перспективе. Передний, задний п. Выдвинуть что-н. на первый п.(также перен.: придать чему-н. важное, существенное значение).

6) Масштаб изображения кого-чего-н. Дать лица крупным планом (в кадре кино- или телефильма: на переднем плане, приблизив к зрителю).

4 вопрос:

Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова СФЕРА. Определите значение, в котором это слово употреблено во втором (2) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

СФЕ́РА, -ы, жен.

(1)От работы нефте- и газопромыслов Западной Сибири зависит благополучие экономики нашей страны и всех россиян – ведь экспорт углеводородов даёт более 60 % валютной выручки России и бόльшую часть доходов бюджета. (2)Высокие цены на нефть и газ в 2000-е гг. способствовали быстрому экономическому росту страны, а поступления в бюджет от их экспорта позволяли повышать зарплату работникам бюджетной сферы и пенсии.

1) Область, пределы распространения чего-н. С. деятельности. С. влияния.

2) Среда, общественное окружение. В своей сфере. Высшие сферы (о правящих, аристократических кругах).
3) Замкнутая поверхность, все точки к-рой равно удалены от центра; поверхность и внутреннее пространство шара (спец.).

5 вопрос:

Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова СЧИТАТЬ. Определите значение, в котором это слово употреблено в третьем (3) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

СЧИТА́ТЬ, -аю, -аешь; считанный; несовер.

(1)Кроме видимых человеческим глазом лучей, которые воспринимаются нашими органами зрения как цветовые элементы спектра: красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый, — пучок света составляют и невидимые лучи: ультрафиолетовые и инфракрасные. (2)Установлено, что инфракрасные лучи представляют собой тепловое излучение всякого нагретого предмета. (3)Учёные считают,<…> лучи улавливают совы, что помогает птицам охотиться в темноте (совы охотятся ночью на мелких грызунов и вылавливают их немало — десятки за ночь).

1) Называть числа в последовательном порядке. С. до десяти.

2) кого (что). Определять точное количество кого-чего-н. С. деньги. Цыплят по осени считают (посл.).
3) кого (что). Принимать в расчёт, во внимание. Если не с. погоду, то отпуск прошёл хорошо.
4) кого (что) кем (чем), за кого (что) или с союзом «что». Делать какое-н. заключение о ком-чём-н., признавать, полагать. С. кого-н. хорошим человеком. Считаю, что ты неправ.
5) считая кого (что), предл. с вин. Включая в число кого-чего-н., принимая в расчёт. Считая новичков, в классе сорок человек.

6) считай(те), вводн. Выражает близость к истинности; почти, почти что, как (прост.). Мы с ним, считай, земляки. Мы, считай, уже дома.

Посмотреть ответы

Правильные ответы:

1 вопрос: Положение, в к-ром отражена закономерность, постоянное соотношение каких-н. явлений. Грамматические правила. Правила арифметики.

2 вопрос: перен. Твёрдый, непреклонный, неотразимый. Железная воля. Железная дисциплина. Железная логика. Железные доводы.

3 вопрос: Предположение, предусматривающее ход, осуществление чего-н. П. поездки. П. действий.

4 вопрос: Область, пределы распространения чего-н. С. деятельности. С. влияния.

5 вопрос: кого (что) кем (чем), за кого (что) или с союзом «что». Делать какое-н. заключение о ком-чём-н., признавать, полагать. С. кого-н. хорошим человеком. Считаю, что ты неправ.

Смысловая и грамматическая связность – один из важнейших признаков текста. Она проявляется в последовательности и логичности изложения, обеспечиваемой специальными средствами связи между отдельными частями текста.

Выделяются лексические, морфологические и синтаксические средства связи предложений в тексте.

Лексические средства

Слова одной тематической группы

Далее тропинка обрывалась. Деревья, казалось, стояли сплошной стеной.

Лексические повторы

Зависть развивается прежде всего там, где вы сам себе чужой. Зависть развивается прежде всего там, где вы не отличаете себя от других. Завидуете – значит, не нашли себя. (Д.С. Лихачёв)

Повторы формы слова

Над посёлком плыло тёмное небо с яркими иглистыми звёздами. Такие звёзды бывают только осенью. (В.П. Астафьев)

Повтор однокоренных слов

На суде убийца упорно отрицал свою вину. Всё говорило против него, и убедиться в его виновности было так же нетрудно, как в том, что земля чёрная. (А.П. Чехов)

Синонимы и синонимические замены (контекстуальные синонимы, синонимические и описательные обороты и родо-видовые обозначения)

Построили шоссе. Шумная, стремительная река жизни соединила область со столицей. (Ф.А. Абрамов)

Антонимы (в том числе контекстуальные)

На работе этот человек был серой мышкой. Дома же в нём просыпался лев.

Слова и словосочетания со значением логических связей предложений и резюмирующие слова: вот почему, поэтому, из этого следует, в заключение и т.п.

Морская вода содержит много соли. Вот почему она непригодна для питья.

Морфологические средства

Союзы, союзные слова и частицы в начале предложений

Перестанешь учиться – не сможешь и учить. ИБО знания всё растут и усложняются. (Д.С. Лихачёв)

Всем очень понравился спектакль. Только Ирина, как всегда, была чем-то недовольна.

Личные, притяжательные и указательные местоимения

Призыв об охране лесов должен быть обращён прежде всего к молодёжи. Ей жить на этой земле, ей и украшать её. (Л.М. Леонов)

Может ли злодей-убийца Сальери быть гением? Оттого что он отравитель, разве музыка его стала хуже? (Д.А. Гранин)

Далёким, милым дёрганьем кричали коростели. Эти коростели и закаты незабываемы; чистым видением сохранились они навсегда. (Б.К. Зайцев)

Наречия времени и места

Образ уточняет своё значение благодаря контексту и становится полностью понятным только в конце стихотворения: «Потому что над всем, что было, колокольчик хохочет до слёз». Здесь вступает в силу тема иронии судьбы – судьбы, смеющейся над преходящими явлениями человеческой жизни. (Д.С. Лихачёв)

Единство временных форм глаголов-сказуемых

Показалось солнце. Листья заблестели в его лучах.

Использование степеней сравнения прилагательных и наречий

Поле было огромным. Больше него я в своей жизни ничего не видел.

Синтаксические средства

Синтаксический параллелизм (сходное построение рядом стоящих предложений) Мария сидела в кресле. Собака лежала на полу рядом.
Парцелляция (членение одного большого предложения на несколько неполных) Чтобы быть счастливым в жизни, нужно иметь доброе сердце, высокую душу. Хороший характер.
Неполные предложения – Знаете, о чём мы спорили?

– О литературе, музыке, живописи.

Вводные слова Во-первых, он лучший в городе врач. А во-вторых, он великолепно играет на фортепьяно.
Прямой и обратный порядок слов Этот день ему никогда не забыть. Не забыть никогда, как вся его жизнь в одно мгновенье полетела под откос.

Стоит помнить, что указанные средства связи варьируются в зависимости от темы текста, формы повествования, авторского стиля и т.д. Связь между предложениями может быть как между рядом стоящими предложениями, так и удалёнными друг от друга. Связь между отдельными членами предложения следует отличать от связи между частями сложного предложения.

Смысловые и грамматические средства связи предложений в тексте являются основой для разграничения двух основных видов связи предложений в тексте: цепной и параллельной.

Определение

Цепная (последовательная) связь отражает последовательное развитие мысли, действия, события. Подобная связь обеспечивается в тексте за счёт «сцепки» между новым и предшествующим предложениями. Средствами связи в таком случае выступают повтор, синонимические замены, местоимения, союзы.

Однажды осенью, на возвратном пути с отъезжего поля, я простудился и занемог. К счастью, лихорадка застигла меня в уездном городе, в гостинице; я послал за доктором. Через полчаса явился уездный лекарь, человек небольшого роста, худенький и черноволосый. Он прописал мне обычное потогонное, велел приставить горчичник, весьма ловко запустил себе под обшлаг пятирублёвую бумажку, причём, однако, сухо кашлянул и глянул в сторону, и уже совсем было собрался отправиться восвояси, да как-то разговорился и остался. (И.С. Тургенев «Уездный лекарь»)

Каждое последующее предложение связывается с предыдущим с помощью синонимической замены и использования личных местоимений.

Определение

При параллельной связи предложения не связываются между собой, а сопоставляются или противопоставляются. Параллельная связь основывается на схожих по структуре предложениях, в которых обычно употребляются одинаковые по времени и виду глаголы-сказуемые. Первое предложение при параллельной связи становится «зачином» для всех последующих, которые будут раскрывать мысль первого, конкретизировать его. Основными средствами связи будут синтаксический параллелизм, вводные слова, наречия места и времени.

Оба приятеля нисколько не походили друг на друга. Хорь был человек положительный, практический, административная голова, рационалист; Калиныч, напротив, принадлежал к числу идеалистов, романтиков, людей восторженных и мечтательных. Хорь понимал действительность, то есть: обстроился, накопил деньжонку, ладил с барином и с прочими властями; Калиныч ходил в лаптях и перебивался кое-как. (И.С. Тургенев «Хорь и Калиныч»)

Все последующие предложения раскрывают значение первого и имеют схожую структуру, подчёркивая противоположность героев.

Задание ER2521R

Прочитайте текст и выполните задания 22–27.

(1)Лишь совсем недавно человек узнал, что Земля – это шар. (2)Думали, стоит Земля на трёх слонах, а ночью звёздный мир её укрывает. (3)Теперь вокруг шара человек пролетает менее чем за два часа. (4)Землю можно увидеть со стороны. (5)Вот снимок, сделанный из космоса. (6)Да, Земля – это шар, на нём видны материки, моря, облака, восходы и заходы Солнца. (7)Подробности земной жизни издалека не видны, но они есть, их много…

(8)Два десятка лет назад американцы провели опрос учёных: что дали человечеству полёты в космос? (9)Много было интересного в ответах. (10)Мне запомнился этот: «Во Вселенной мы одни, и непохоже, что где-нибудь нас ждут. (11)Надо беречь свой дом – родную Землю». (12)Хороший ответ.

13)Сегодня с высоты своих знаний человек может сказать: «Замечательная нам досталась планета». (14)В самом деле, есть на планете вода, без которой жизнь была бы невозможной. (15)Близость Солнца даёт не иссякающее от времени тепло. (16)Вращение Земли обеспечивает чередование дней и ночей на планете, смену времён года. (17)Зелёные растения наполняют атмосферу кислородом. (18)Они накапливают углерод и выделяют в верхние слои атмосферы животворный кислород и озон, прикрывающий всё живое от губительных лучей Солнца.

(19)Конечно, зародившейся жизни миллионы лет приходилось приспосабливаться к изначальным условиям на планете. (20)Живые организмы уступали место на Земле более совершенным. (21)От многих животных уцелели лишь кости. (22)Но некоторые виды дожили до наших времён. (23)Живут в океанской воде на грани истребления человеком громадные киты, самые большие существа, когда-либо жившие на Земле. (24)Самые маленькие из млекопитающих – мышь-малютка и землеройка, весящая всего два грамма.

(25)Между китами и мышами огромное число животных, которым Земля стала родным домом. (26)И во главе всего сущего стоит человек. (27)Он часто решает, кому жить, а кому в жизни должно быть отказано.

(28)Миллионы лет отбирала Природа животных, определяя места, где они могут жить, где могут кормиться. (29)Человек давно изучил эти места и первым тянется к добыче, разрушает среду, в которой животным комфортно. (30)Так разрушаются основы нашего общего Дома.

(31)Многие животные исчезли или стали исключительно редкими. (32)Уже давно мы не видим пролетающих журавлей, мало кто слышит токующих глухарей, крик перепёлок. (33)И так везде на Земле. (34)Двести лет назад американцы варварски истребили миллионы бизонов, а в середине прошлого века химия выкосила в Америке культовую птицу – белоголового орлана. (35)В Африке на больших пространствах уничтожили тысячи носорогов: нужна была земля для посевов зерна. (36)Растут площади жарких пустынь и пустошей, истощаются плодородные земли, высыхают озёра, исчезают на равнинах малые реки.

(37)Вот что имел в виду учёный, ответивший на вопрос о космосе. (38)Планету Земля нам надо беречь. (39)Никто не ждёт высадки землян на другие планеты. (40)А Земля по-прежнему нас кормит, даёт нам дышать, снабжает водой, теплом и радостью жизни, идущей от наших соседей: зверей, птиц, рыб, насекомых, образующих сложный узор жизни.

(41)Вот как выглядит Земля, если взглянуть на неё со стороны. (42)Очертания материков. (43)Следы деятельности вулканов. (44)Огни больших городов и маленьких деревень. (45)Озёра на суше и острова в океане. (46)Текут по Земле большие реки, струнами вытянуты дороги. (47)Земля, изрытая шахтами и лисьими норами. (48)Земля со следами зверей, хлебными полями и кудрями лесов… (49)Такой общий наш Дом.

(По В.М. Пескову*)

* Василий Михайлович Песков (1930–2013) – советский и российский писатель, журналист и фотокорреспондент.

Среди предложений 25–30 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи указательного местоимения, лексического повтора и форм слова. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).


Нам нужно найти такое(-ие) предложение(-я), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи указательного местоимения, лексического повтора и форм слова. Читаем и анализируем указанные в задании предложения:

(25)Между китами и мышами огромное число животных, которым Земля стала родным домом. (26)И во главе всего сущего стоит человек. (27)Он часто решает, кому жить, а кому в жизни должно быть отказано.

(28)Миллионы лет отбирала Природа животных, определяя места, где они могут жить, где могут кормиться. (29)Человек давно изучил эти места и первым тянется к добыче, разрушает среду, в которой животным комфортно. (30)Так разрушаются основы нашего общего Дома.

Содержит все три средства связи предложение 29.

Предложение 29 связано с предыдущим с помощью указательного местоимения «эти», лексического повтора «места» и формами слов «животных», «животным»:

(29)Человек давно изучил эти места и первым тянется к добыче, разрушает среду, в которой животным комфортно.

Ответ: 29

pазбирался: Ирина Мещерякова | обсудить разбор

Задание ER0221R

Самостоятельно подберите предлог, который должен стоять на месте пропуска во втором (2) предложении текста. Запишите этот предлог.

(1)Как и все другие науки, астрономия возникла из практических потребностей человека. (2)С развитием общества <…> астрономией выдвигались всё новые и новые задачи, для решения которых нужны были более совершенные способы наблюдений и более точные методы расчётов. (3)Поэтому постепенно стали создаваться простейшие астрономические инструменты и разрабатываться математические методы обработки наблюдений.


Чтобы правильно ответить на вопрос, внимательно прочитаем предложение № 2. Затем подберём подходящий по смыслу предлог.

(2)С развитием общества <…> астрономией выдвигались всё новые и новые задачи, для решения которых нужны были более совершенные способы наблюдений и более точные методы расчётов.

На месте пропуска должен стоять предлог ПЕРЕД.

Правильно:

(2)С развитием общества перед астрономией выдвигались всё новые и новые задачи, для решения которых нужны были более совершенные способы наблюдений и более точные методы расчётов.

Ответ: перед

pазбирался: Ирина Мещерякова | обсудить разбор

Задание ER2518T

Среди предложений 64–72 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи собирательного числительного. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).

(1)Вечером опять сошлись у Старкиных. (2)Говорили только о войне. (3)Кто-то пустил слух, что призыв новобранцев в этом году будет раньше обыкновенного, к восемнадцатому августу, и что отсрочки студентам будут отменены. (4)Поэтому Бубенчиков и Козовалов были угнетены: если это верно, то им придётся отбывать воинскую повинность не через два года, а нынче.

(5)Воевать молодым людям не хотелось: Бубенчиков слишком любил свою молодую и, казалось ему, ценную и прекрасную жизнь, а Козовалов не любил, чтобы что бы то ни было вокруг него становилось слишком серьёзным.

(6)Козовалов говорил уныло:

— Я уеду в Африку. (7)Там не будет войны.

— (8)А я во Францию, — говорил Бубенчиков, — и перейду во французское подданство.

(9)Лиза досадливо вспыхнула. (10)Закричала:

— И вам не стыдно! (11)Вы должны защищать нас, а думаете сами, где спрятаться. (12)И вы думаете, что во Франции вас не заставят воевать?

(13)Из Орго призвали шестнадцать запасных. (14)Был призван и ухаживающий за Лизою эстонец, Пауль Сепп. (15)Когда Лиза узнала об этом, ей вдруг стало как-то неловко, почти стыдно того, что она посмеивалась над ним. (16)Ей вспомнились его ясные, детски чистые глаза. (17)Она вдруг ясно представила себе далёкое поле битвы — и он, большой, сильный, упадёт, сражённый вражескою пулею. (18)Бережная, жалостливая нежность к этому, уходящему, поднялась в её душе. (19)С боязливым удивлением она думала: «Он меня любит. (20)А я, что же я? (21)Прыгала, как обезьянка, и смеялась. (22)Он пойдёт сражаться. (23)Может быть, умрёт. (24)И, когда будет ему тяжело, кого он вспомнит, кому шепнёт: „Прощай, милая”? (25)Вспомнит русскую барышню, чужую, далёкую».

(26)Призванных провожали торжественно. (27)Собралась вся деревня. (28)Говорили речи. (29)Играл местный любительский оркестр. (30)И дачники почти все пришли. (31)Дачницы принарядились.

(32)Пауль шёл впереди и пел. (33)Глаза его блестели, лицо казалось солнечно-светлым, — он держал шляпу в руке, — и лёгкий ветерок развевал его светлые кудри. (34)Его обычная мешковатость исчезла, и он казался очень красивым. (35)Так выходили некогда в поход викинги и ушкуйники. (36)Он пел. (37)Эстонцы с воодушевлением повторяли слова народной песни.

(38)Дошли до леска за деревнею. (39)Дачницы стали возвращаться. (40)Призываемые начали рассаживаться в экипажи. (41)Набегали тучки. (42)Небо хмурилось. (43)Серенькие вихри завивались и бежали по дороге, маня и дразня кого-то.

(44)Лиза остановила Сеппа:

— Послушайте, Пауль, подойдите ко мне на минутку.

(45)Пауль отошёл на боковую тропинку. (46)Он шёл рядом с Лизою. (47)Походка его была решительная и твёрдая, и глаза смело глядели вперёд. (48)Казалось, что в душе его ритмично бились торжественные звуки воинственной музыки. (49)Лиза смотрела на него влюблёнными глазами. (50)Он сказал:

— Ничего не бойтесь, Лиза. (51)Пока мы живы, мы немцев далеко не пустим. (52)А кто войдёт в Россию, тот не обрадуется нашему приёму. (53)Чем больше их войдёт, тем меньше их вернётся в Германию.

(54)Вдруг Лиза очень покраснела и сказала:

— Пауль, в эти дни я вас полюбила. (55)Я поеду за вами. (56)Меня возьмут в сёстры милосердия. (57)При первой возможности мы повенчаемся.

(58)Пауль вспыхнул. (59)Он наклонился, поцеловал Лизину руку и повторял:

— Милая, милая!

(60)И когда он опять посмотрел в её лицо, его ясные глаза были влажны.

(61)Анна Сергеевна шла на несколько шагов сзади и роптала:

— Какие нежности! (62)Он Бог знает что о себе вообразит. (63)Можете представить: целует руку, точно рыцарь своей даме!

(64)Бубенчиков передразнивал походку Пауля Сеппа. (65)Анна Сергеевна нашла, что очень похоже и очень смешно, и засмеялась. (66)Козовалов сардонически улыбался.

(67)Лиза обернулась к матери и крикнула:

— Мама, поди сюда! (68)Она и Пауль Сепп остановились у края дороги. (69)У обоих были счастливые, сияющие лица.

(70)Вместе с Анною Сергеевною подошли Козовалов и Бубенчиков. (71)Козовалов сказал на ухо Анне Сергеевне:

— А нашему эстонцу очень к лицу воинственное воодушевление. (72)Смотрите, какой красавец, точно рыцарь Парсифаль.

(73)Анна Сергеевна с досадою проворчала:

— Ну уж красавец! (74)Ну что, Лизонька? — спросила она у дочери.

(75)Лиза сказала, радостно улыбаясь:

— Вот мой жених, мамочка.

(76)Анна Сергеевна в ужасе воскликнула:

— Лиза, что ты говоришь!

(77)Лиза проговорила с гордостью:

— Он защитник Отечества.

(По Ф. Сологубу*)

* Фёдор Сологуб (1863—1927) — русский поэт, писатель, драматург, публицист.


  1. Внимательно читаем задание и предложенный отрывок текста.
  2. Вспоминаем характеристики указанного средства связи предложений, находим его в тексте. Вспоминаем собирательные числительные – двое, трое, четверо… Перечитаем предложения: числительное обоих (Р.п. собирательного числительного оба) встречается в предложении 69.

Ответ: 69

pазбирался: Ирина Мещерякова | обсудить разбор

Задание ER2501

Среди предложений 1-8 найдите такое, которое связано с предыдущим с помощью указательного местоимения и лексического повтора. Напишите номер этого предложения.

(1)Я говорил в одном месте, что музей похож на ту ледяную глыбу, большая часть которой скрыта под водой и только подразумевается. (2)Насколько это верно, я убедился, очутившись в разнообразных запасниках музея.

(3)Помещения, где хранится, так сказать, излишек икон, то есть икон либо реставрированных, но не выставленных в основной экспозиции музея, либо ждущих своей реставрации,— помещения эти кажутся чрезвычайно тесными. (4)Во-первых, они на самом деле тесны, во-вторых, в них помещено слишком много икон. (5)Иконы хранятся на стеллажах, поставленные ребром, как книги в библиотеке. (6)Есть полки с небольшими, «домовыми» иконами. (7)Есть ряды «солидных» икон. (8)Есть иконы двухметровой высоты. (9)Впрочем, солидность иконы не всегда зависит от её размеров.

(10)Иногда я наугад брал икону, как книгу с полки, и видел, что икона прекрасна или что она будет прекрасной после умелой и тщательной реставрации. (11)Икон в запасниках тысячи. (12)Красота, которая тонко была распределена по всей Русской земле, теперь соскоблена скребком, подобно позолоте, и собрана в горстки. (13)Горсть в запасниках Третьяковки (около шести тысяч штук), горсть вот здесь, в подвалах Михайловского дворца (четыре тысячи), горсть, допустим, в Ярославском областном музее, горсть в Вологодском музее. (14)А потом уж, после крупных городов, пойдут поскрёбышки: в Суздале, где-нибудь в Тотьме, в Шенкурске, в Городце… (15)На земле же, откуда соскребено и соскоблено, а то и просто смыто, остались кучи щебня, бурьян, иногда омертвевшие, обезглавленные кирпичные помещения, где держат керосин, овёс, корм для свиней, свежеободранные бараньи и телячьи шкуры.

(Владимир Солоухин «Письма из Русского музея», письмо 6)


  1. Внимательно читаем задание и предложенный отрывок текста.
  2. Вспоминаем характеристики указанного средства связи предложений, находим его в тексте. Вспомним указательные местоимения – этот, тот, это, то, который… Перечитаем предложения: местоимение «это» встречается во втором предложении. В нем же мы видим повтор местоимения «я».

Ответ: 2

pазбирался: Ирина Мещерякова | обсудить разбор

Задание ER2502

Среди предложений 1—4 найдите такое, которое связано с предыдущим с помощью личного местоимения и лексического повтора. Напишите номер этого предложения.

(1)Жителю России ежедневно формируют мировоззрение катастрофического периода. (2)Он, житель России, уже свыкся с выживанием среди наводнений, ограблений, обрушений и взрывов. (3)Поселки смывает, здания горят, самолёты падают, автомобили сталкиваются, поезда сходят с рельс, а вот интервью с вором, а это трупы боевиков. (4)Теперь про погоду.  

(5)Итак. (6)В России. (7)Ежегодно. (8)Гибнет. (9)На дорогах — 30  000. (10)Тонут — 15 000. (11)Опиваются спиртным — 40 000. (12)Убивают — 30 000. (13)Пропадает без вести — 30 000. (14)Падают с крыш, балконов, окон, деревьев, столбов — десятки человек по стране в день. (15)Суют в станки все части тела и отрывают — ежедневно. (16)Кусаются псами, бодаются быками — что ни час. (17)Кончает самоубийством, вешается, вскрывает вены, бросается под поезд — 25 000 в год. (18)Сосульками с крыш по голове — десятки трупов по стране каждую весну. (19)Бьет током в ванных — чище электрических стульев в старой Америке. (20)Ещё можно насмерть подавиться шашлыком и запариться в сауне.

(По Михаилу Веллеру «Разрушительные теленовости»)


  1. Внимательно читаем задание и предложенный отрывок текста.
  2. Вспоминаем характеристики указанного средства связи предложений, находим его в тексте. Личные местоимения – я, мы, он, она, ты, вы, они… Местоимение мы видим во втором предложении. Там же повторяется и сочетание «житель России», употребленное в первом предложении.

Ответ: 2

pазбирался: Ирина Мещерякова | обсудить разбор

Задание ER2503

Среди предложений 15-18 найдите такое, которое связано с предыдущим с помощью определительного местоимения, указательного местоимения и лексического повтора. Напишите номер этого предложения.

(9)Конечно, люди и теперь нередко «нравятся» друг другу и «водятся» друг с другом… (10)Но, Боже мой, как все это скудно, поверхностно и беспочвенно. (11)Ведь это только означает, что им «приятно» и «забавно» совместное времяпрепровождение или же, что они умеют «угодить» друг другу… (12)Если в склонностях и вкусах есть известное сходство; если оба умеют не задевать друг друга резкостями, обходить острые углы и замалчивать взаимные расхождения; если оба умеют с любезным видом слушать чужую болтовню, слегка польстить, немножко услужить,— то вот и довольно: между людьми завязывается так называемая «дружба», которая, в сущности, держится на внешних условностях, на гладко-скользкой «обходительности», на пустой любез­ности и скрытом расчете… (13)Бывает «дружба», основанная на совместном сплетничании или на взаимном излиянии жалоб. (14)Но бывает и «дружба» лести, «дружба» тщеславия, «дружба» протекции, «дружба» злословия, «дружба» преферанса и «дружба» собутыльничества. (15)Иногда один берет взаймы, а другой дает взаймы — и оба считают себя «друзьями». (16)«Рука моет руку», люди вершат совместно дела и делишки, не слишком доверяя друг другу, и думают, что они «подружились». (17)Но «дружбой» иногда называют и легкое, ни к чему не обязывающее «увлечение», связывающее мужчину и женщину; а иногда и романтическую страсть, которая подчас разъединяет людей окончательно и навсегда. (18)Все эти мнимые «дружбы» сводятся к тому, что люди взаимно посторонние и даже чуждые, проходят друг мимо друга, временно облегчая себе жизнь поверхностным и небескорыстным соприкосновением: они не видят, не знают, не любят друг друга, и нередко их «дружба» распадается так быстро и исчезает столь бесследно, что трудно даже сказать, были ли они раньше вообще «знакомы».

(По И. Ильину)


  1. Внимательно читаем задание и предложенный отрывок текста.
  2. Вспоминаем характеристики указанного средства связи предложений, находим его в тексте. Вспоминаем местоимения. Определительные – каждый, всякий, любой, весь… Указательные – это, то, этот, тот, который… Внимательно перечитав текст и ища в нем местоимения, в 18 предложении мы видим следующие подряд местоимения «все эти» — определительное и указательное. Лексический повтор здесь тоже есть – «дружбы»; в 17 предложении автор также употребляет форму слова «дружба».

Ответ: 18

pазбирался: Ирина Мещерякова | обсудить разбор

Задание ER0201

Самостоятельно подберите частицу, которая должна быть на месте пропуска во втором предложении текста.

(1)Одно из хитроумных приспособлений, которым природа одарила кактусы, — колючки. (2)<…> они помогают растениям выжить в жарких и засушливых областях Южной и Северной Америки: острые и растопыренные колючки защищают растения от поедания животными, густые и плотно прилегающие — спасают от перепадов суточных температур, длинные и толстые — создают, подобно жалюзи, тень, а нектар, который скапливается на остриях некоторых колючек, привлекает насекомых-опылителей. (3)Также колючки помогают кактусам переносить засуху, поскольку конденсируют пар и удерживают капельки росы и дождя.


  • Итак, в задании требуется вставить частицу, вспоминаем необходимую нам группу слов.
  • Сравнивая первое и второе предложения, мы видим, что автор делает акцент на колючках как на особом приспособлении кактусов, но не утверждает, что это их единственное средство выживания в пустыне. Методом подбора мы приходим к выводу, что лучше всего подходят частицы именно или ведь.

Ответ: именно

pазбирался: Ирина Мещерякова | обсудить разбор

Задание ER0202

Самостоятельно подберите указательное местоимение, которое должно стоять на месте пропуска во втором (2) предложении текста.

(1)Иногда в горах отламываются не мелкие обломки, а огромные глыбы породы; обрушившись вниз, они разбиваются на более мелкие части, загромождая долины. (2)<…> явление называется обвалом. (3)Чаще всего так обрушиваются скалы, сложенные слоями осадочных пород, причём слои эти должны залегать не горизонтально, а под углом к горизонту — по этим слоям и проходят трещины, приводящие к обвалу.


  • Итак, в задании требуется подобрать указательное местоимение, что сильно облегчает нашу задачу. Вспоминаем соответствующую группу местоимений
  • Из указанной группы нам в соответствующей форме подходят местоимения такое или это (не забываем согласовывать грамматически самостоятельные части речи с главным словом). Выбираем один ответ.

Ответ: такое

pазбирался: Ирина Мещерякова | обсудить разбор

Задание ER0203

Самостоятельно подберите наречие, которое должно стоять на месте пропуска во втором (2) предложении текста.

(1)В городах существует особый микроклимат. (2)<…> очень много искусственных твёрдых поверхностей: асфальта, бетона, кирпича, стекла, которые не могут впитывать атмосферную влагу, поэтому все выпадающие осадки удаляются через стоки, что приводит к иссушению не только самой поверхности, но и воздуха города. (3)Сухость городской атмосферы подтверждается тем, что в больших городах обычным явлением считается низкая (абсолютная и относительная) влажность и очень редко бывает туман.


  • Итак, в задании требуется наречие, вспоминаем слова соответствующей части речи.
  • Сравнивая первое и второе предложения, мы видим, что именно в городах очень много искусственных твёрдых поверхностей, то есть, нам нужно наречие, обозначающее место: тут, там или здесь (последнего слова нет в таблице, но его также можно использовать). Попытка подставить любое другое наречие будет безуспешной. Выбираем один из нужных нам вариантов.

Ответ: тут

pазбирался: Ирина Мещерякова | обсудить разбор

Задание ER2522T

Среди предложений 5–15 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи притяжательного местоимения. Запишите номер(а) этого(-их) предложения(-ий).

(1)Вот и кончился последний урок последнего дня нашей школьной жизни. (2)Десять школьных лет завершились по знакомой хрипловатой трели звонка. (3)Все мы, растроганные, взволнованные, радостные и о чём-то жалеющие, растерянные и смущённые своим мгновенным превращением из школяров во взрослых людей, слонялись по классам и коридору, словно страшась выйти из школьных стен в мир, ставший бесконечным. (4) И было такое чувство, будто что-то недоговорено, недожито, не исчерпано за прошедшие десять лет, будто этот день застал нас врасплох.

(5) В класс заглянула Женя Румянцева:

‒ Серёжа, можно тебя на минутку? (6) У меня странное предложение! (7)Давай встретимся через десять лет!

(8)Шутливость совсем не была свойственна Жене, и я спросил серьёзно:

‒ Зачем?

‒ (9)Мне интересно, каким ты станешь. (10)Ты ведь очень нравился мне все эти годы.

(11) Я думал, что Жене Румянцевой неведомы ни эти слова, ни эти чувства. (12)Жизнь её протекала в двух сферах: в напряжённой общественной работе и в мечтаниях о звёздных мирах. (13)Немногие из нас твёрдо определили свой дальнейший жизненный путь, а Женя с шестого класса знала, что будет астрономом и никем другим. (14)Между нами никогда не было дружеской близости. (15) В поисках разгадки я мысленно пробегал прошлое, но ничего не нашёл в нём, кроме одной встречи на Чистых прудах…

(16)Однажды мы собирались в выходной день на Химкинское водохранилище покататься на лодках. (17)Но с утра заморосил дождь, и на сборный пункт пришли только мы с Павликом, Нина и Женя Румянцева. (18)Дождь не переставал ни на минуту. (19)Нечего было и думать о Химках.

‒ (20)Давайте покатаемся на пруду, ‒ предложил я и показал на старую, рассохшуюся лодку-плоскодонку. – (21)Будем воображать, что мы в Химках. ‒ (22)Или в Средиземном море, ‒ вставил Павлик.

‒ (23)Или в Индийском океане, ‒ восторженно подхватила Женя.

(24)Мы вычерпали из лодки воду и отправились в «кругосветное» плавание. (25)Женя придумывала маршрут нашего путешествия. (26)Вот мы проходим Босфор, через Суэцкий канал попадаем в Красное море, оттуда в Аравийское и входим в Тихий океан. (27)Женя неутомимо командовала: «Право руля!», «Лево руля!», «Поднять паруса!», «Убрать паруса!» (28)Отыскивала путь по звёздам: наш компас разбился во время бури.

(29)Больше Женя не бывала с нами. (30)Мы не раз приглашали её на наши сборища, но она отказывалась. (31) А что если в тот единственный раз она пришла из-за меня и из-за меня отступилась, сказав себе с гордой честностью: не вышло…

‒ (32)Почему же ты раньше молчала, Женя? ‒ спросил я.

‒ (33)К чему было говорить? (34)Тебе так нравилась Нина!

(35)С ощущением какой-то досадной и грустной утраты я сказал:

‒ Где же и когда мы встретимся?

‒ (36)Через десять лет, двадцать девятого мая, в восемь часов вечера, в среднем пролёте между колонн Большого театра.

(37)Минули годы. (38)Женя училась в Ленинграде. (39)Зимой 1941 года, жадно ловя известия о судьбе моих друзей, я узнал, что Женя в первый же день войны бросила институт и пошла в лётную школу. (40)Летом 1944 года я услышал по радио указ о присвоении майору авиации Румянцевой звания Героя Советского Союза. (41)Вернувшись с войны, я узнал, что звание Героя было присвоено Жене посмертно.

(42)Жизнь шла дальше, порой я вдруг вспоминал о нашем уговоре, а за несколько дней до срока почувствовал такое острое, щемящее беспокойство, будто все прошедшие годы только и готовился к этой встрече. (43)Я поехал к Большому театру, купил у цветочницы ландыши и пошёл к среднему пролёту между колонн Большого театра. (44)Я постоял там немного, затем отдал ландыши какой-то худенькой сероглазой девушке и поехал домой…

(45)Мне хотелось на миг остановить время, оглянуться на себя, на прожитые годы, вспомнить Женю, лодку, дождик, вспомнить слепоту своей юношеской души, так легко прошедшей мимо того, что могло бы стать судьбой.

(По Ю.М. Нагибину*)


Читаем задание. Вспоминаем, какие местоимения относятся к притяжательным (мой, твой, наш, ваш, свой, его, её, их). Внимательно читаем предложенный отрывок текста:

(5) В класс заглянула Женя Румянцева:

‒ Серёжа, можно тебя на минутку? (6) У меня странное предложение! (7)Давай встретимся через десять лет!

(8)Шутливость совсем не была свойственна Жене, и я спросил серьёзно:

‒ Зачем?

‒ (9)Мне интересно, каким ты станешь. (10)Ты ведь очень нравился мне все эти годы.

(11) Я думал, что Жене Румянцевой неведомы ни эти слова, ни эти чувства. (12)Жизнь её протекала в двух сферах: в напряжённой общественной работе и в мечтаниях о звёздных мирах. (13)Немногие из нас твёрдо определили свой дальнейший жизненный путь, а Женя с шестого класса знала, что будет астрономом и никем другим. (14)Между нами никогда не было дружеской близости. (15) В поисках разгадки я мысленно пробегал прошлое, но ничего не нашёл в нём, кроме одной встречи на Чистых прудах…

Находим притяжательное местоимение ЕЁ в предложении (12):

(12)Жизнь (ЧЬЯ?) её протекала в двух сферах: в напряжённой общественной работе и в мечтаниях о звёздных мирах. 

Записываем цифру 12 в ответ.

 Ответ: 12

pазбирался: Ирина Мещерякова | обсудить разбор

Задание ER0222T

Самостоятельно подберите определительное местоимение, которое должно стоять на месте пропуска в третьем предложении текста. Запишите это местоимение. Экология – это наука о взаимодействии живых организмов и их сообществ между собой и со средой, в которой они обитают. Эти взаимоотношения изучают самые разные науки: биология и химия, астрономия и космология, математика и философия. <…> они вносят свой вклад в экологию, которая сегодня разделилась на ряд самостоятельных дисциплин: общую экологию, агроэкологию, гидроэкологию, экологию человека и т.д.


Чтобы правильно ответить на вопрос, внимательно прочитаем предложения 2 и 3. Затем вспомним, что такое определительные местоимения.

Определительные местоимения указывают на обобщенный признак лица или предмета (сам, самый, весь, всякий, иной, любой, другой, каждый).

Исходя из смысла предложения, на месте пропуска должно стоять определительное местоимение все (мн. ч. от весь). Понимаем, что все они – это науки («биология и химия, астрономия и космология, математика и философия»), которые упоминаются во 2-ом предложении.

Ответ: все

pазбирался: Ирина Мещерякова | обсудить разбор

Задание ER0220T

Самостоятельно подберите сочинительный союз, который должен быть на месте пропуска в третьем предложении текста.

(1)Археологи находят в славянских землях много кладов. (2)Ценность клада для науки состоит не в количестве сокровищ, а в качестве ювелирных изделий (среди них попадаются настоящие шедевры). (3)<…> наиболее ценным для археологов является не сам клад, а представление о жизни и быте древних славян, которое складывается в процессе изучения найденных во время раскопок ювелирных украшений. 


  • Итак, в предложении необходимо вставить сочинительный союз, вспоминаем необходимую нам группу слов.
  • Если сравнить второе и третье предложения, мы заметим, что связаны они по принципу противопоставления. Клад ценен для науки качеством изделий, но самое ценное, что он отражает быт и нравы народа того времени. Даже перебирая методом подстановки союзы и, также, тоже, то есть, однако, мы увидим, что лучше всего подходит однако или но. Записываем один из вариантов.

Ответ: однако

pазбирался: Ирина Мещерякова | обсудить разбор

Алёна Базан | Просмотров: 2.7k

В №25 нужно найти одно или несколько предложений, которые как-либо связаны с предыдущим. По большей части, это задание на внимательность и знание некоторых принципиальных теоретических моментов. Например: чем отличается лексический повтор от формы слова? Почему форма слова и однокоренные слова – это совсем не одно и то же? Или какие разряды местоимений существуют в русском языке? Ответы на все эти вопросы и алгоритм решения вы найдёте в этом материале.

№25 ЕГЭ по русскому языку: ищем связь предложений в тексте

Как искать? Какое предложение выписывать?

Это два самых популярных вопроса, которые задают мне ученики. Отвечаю:

1. Выписывать нужно только то предложение, которое содержит требуемое в задании средство связи. Не два, чтобы показать, с чем оно связано, а ОДНО!

Объясняю на пальцах: (1) Я очень спешил домой. (2) Там меня ждал сюрприз. Предложение 2 связано с первым при помощи указательного наречия, подменяющего слово «дом» и формы слова: «я» – «меня». Следовательно, ответ, который мы выписываем: 2, а не 1, 2.

2. Ответов в задании может быть несколько! Если вы быстро обнаружили одно предложение, не расслабляйтесь – их может быть 2 или 3. Обязательно проверяйте все до конца. Лучше несколько раз, вдруг что-то упустили.

3. Задание желательно делать с карандашом в руке в тренировочных КИМах. На экзамене можно подчеркивать требуемое ручкой прямо в итоговом КИМе. Не полагайтесь на память, в стрессовой ситуации она может подвести.

Алгоритм выполнения

1. Читаем задание. Обращаем повышенное внимание на указанные в нём средства связи. Самыми популярными являются: местоимения разных видов, союзы, однокоренные слова, формы слов, лексический повтор. Реже встречаются указательные наречия, вводные слова, частицы, синонимы.

2. Подчёркиваем средства связи. Помним о том, что они должны соединять предложение с предыдущим, а не связывать части одного предложения. Следовательно, их место в начале, а не в конце. Средство связи может «заехать» в середину или конец предложения: так бывает с формами слов или повторами, но встречается подобное не часто.

3. Выписываем только номер того предложения, которое содержит средство связи.

Необходимая теория

Лексический повтор– это намеренное повторение одного и того же слова или словосочетания для усиления эмоциональности, выразительности высказывания. Важно понять, что повторяющееся слово НЕИЗМЕННО! Этим повтор принципиально отличается от формы слова.

Существуют разные виды повтора: анафора, эпифора, симплока, анадиплосис. Первые два используются в качестве приёмов в №26. Но в №25 определять вид повтора не нужно, главное его заметить.

Пример: «Парус! Порвали парус!/ Каюсь! Каюсь! Каюсь!» (В.С. Высоцкий). «Влюбиться? Влюбляться не значит любить. Влюбиться можно и ненавидя». (Ф.М. Достоевский).

Форма слова– это вариант одного и того же слова, имеющий одно лексическое значение, но различающийся своим грамматическим значением. Если предложения связаны формой слова, то слово не повторяется, а изменяется в зависимости от случая употребления. Существительные и местоимения могут изменяться по падежам и числам, прилагательные и причастия – по падежам, числам и родам, глаголы – по временам, лицам и числам.

Пример: Она долго гуляла по парку. Затем её позвали в беседку пить чай (она – её). На небе бушевал красный закат. Красным отсвечивали и стёкла домов (красный – красным). Хотелось петь, кричать, бегать, эмоции переполняли меня. Соловьи тоже пели в тот памятный день (петь, пели).

Однокоренные слова – это слова разных частей речи с общим смысловым корнем или одной и той же части речи, но с разными приставками и суффиксами. Если предложения связаны однокоренными словами, нужно искать общие корни, а не одинаковые части речи.

Пример: Вот что такое счастье! Ничем не омрачённый, тихий, счастливый день (счастье – счастливый).

Местоимения

Местоимения делятся на 9 разрядов: личные, возвратное, притяжательные, указательные, относительные, вопросительные, определительные, отрицательные, неопределённые.

№25 ЕГЭ по русскому языку: ищем связь предложений в тексте

Их необходимо различать, чтобы поиск не занимал много времени, и помнить, что они, как и существительные, изменяются по падежам и числам. В связи с этим не надо путать падежные формы личных местоимений и притяжательные местоимения.

Пример: Его плащ развевался на ветру (вопрос «чей?» – притяжательное). Я попросил его об услуге (вопрос «кого?» – личное).

Для связи чаще всего используются личные, указательные и притяжательные местоимения.

Союзы

По синтаксической функции союзы делятся на сочинительные и подчинительные. В каждой из групп есть подвиды. Знать их полезно не только для быстрого выполнения задания №25, но и для №2, где иногда требуется подобрать союз.

№25 ЕГЭ по русскому языку: ищем связь предложений в тексте

Всё о вводных словах рассказано здесь:

Удачной подготовки!

Анна Терехова

Все статьи канала собраны здесь:

Связь между предложениями в текстеТекст — это последовательность предложений, которые связаны между собой общей темой и общей мыслью. При этом в каждом из них авторская мысль завершена лишь частично. Она требует дальнейшего развития, для чего и служат остальные предложения.

Каждое новое предложение в тексте создается на основе предыдущих. Чтобы тема непрерывно развивалась, они должны соединяться друг с другом с помощью смысловой или грамматической связи.

Оглавление:

  • Способы связи предложений в тексте
  • Цепная связь
  • Параллельная связь
  • Сочетание разных способов связи
  • Средства связи предложений в тексте
  • Лексические средства
  • Морфологические средства
  • Синтаксические средства
  • Видео: Средства связи предложений в тексте

Именно благодаря этой связи, в тексте могут возникать разные смысловые отношения между предложениями. Например, одно предложение может противопоставляться другому, объяснять его значение или же уточнять какие-то детали. Это помогает автору лучше раскрывать свою мысль, более точно передавать эмоции или показывать читателю различные смысловые оттенки.

Это интересно: приставки в русском языке.

Рассмотрим основные способы и средства связи между предложениями в тексте.

Способы связи предложений в тексте

Чтобы объединить предложения в понятный и логичный текст, авторы используют два способа связи: цепную и параллельную. В первом случае все новые предложения связаны с предыдущими, словно звенья одной цепи (отсюда и название). Во втором случае предложения друг с другом, на первый взгляд, никак не связаны, однако выстроены вокруг одного общего тезиса. Разберем оба эти способа более подробно.

Цепная связь

Цепная связь между предложениями в текстеЭто самый распространенный вид связи предложений в тексте. Она возникает там,где автор излагает свои мысли по порядку, а каждое новое предложение словно продолжает или развивает предыдущее. По-другому этот вид связи называется последовательным или линейным.

Работает такая связь очень просто: из одного предложения берется какая-либо информация и развивается в следующем предложении. Например:

Из-за туч выглянуло яркое летнее солнце. Оно осветило своими лучами промокшие улицы и дома.

Здесь слово «солнце» используется в первом предложении, но рассказ о нем продолжается и во втором. Благодаря такому повтору, оба высказывания выглядят связными и последовательно развивают одну и ту же тему.

Это интересно: заимствованные слова в русском языке.

Цепная связь используется очень широко. Ее можно встретить во всех литературных стилях: художественном, деловом, публицистическом и особенно в научном, где от автора требуется максимально убедительное и логичное изложение материала. Она одинаково хорошо подходит и для описания, и для повествования, и для рассуждения. Такая популярность связана с тем, что цепная связь в какой-то степени копирует человеческое мышление.

Легко заметить, что смысл цепной связи заключается в повторе. Чтобы два высказывания соединились друг с другом, в них должны повторяются какие-либо слова или речь в них должна идти об одном и том же объекте. Вот самые распространенные варианты цепной связи:

  • Цепная связь предложений в текстеЛексический или синтаксический повтор, то есть повторение определенных членов предложения. Например: «На ветке березы сидела стайка воробьев. Увидев нас, воробьи встревоженно зачирикали».
  • Синонимические замены. В этом случае слово не просто повторяется, а заменяется подходящим по смыслу синоним. Например: «Мы насобирали в лесу ведро лисичек. Грибы оказались очень вкусными».
  • Местоименные связи. В этом случае существительные, прилагательные и другие части речи заменяются местоимениями или местоименными наречиями. Например: «Олег учится в шестом классе. Он увлекается водными лыжами, шахматами и коллекционированием марок».

Это интересно: слова исключения в правилах русского языка.

Параллельная связь

Параллельная связь между предложениями в текстеПри использовании параллельной связи предложения не зависят непосредственно друг от друга, но обычно построены вокруг какого-нибудь центрального тезиса. Каждое из них выглядит самостоятельным по содержанию, но при этом является частью какого-то общего перечня, сопоставления или противопоставления. Например:

Наступил вечер. Город незаметно опустел. Смолкли голоса людей и сигналы автомобилей. Зажглись уличные фонари и витрины магазинов.

Здесь фраза «Наступил вечер» выступает в роли смыслового центра, вокруг которого выстраиваются все остальные высказывания. Кстати, по-другому параллельная связь предложений в тексте так и называется — централизованная.

Как правило, порядок параллельных предложений не имеет значения. Их можно как угодно менять местами и смысл абзаца от этого не изменится.

Обычно структура текста с параллельными связями выглядит так:

  1. Зачин, то есть центральный тезис, вокруг которого строится остальной текст.
  2. Серия высказываний, которые раскрывают или доказывают тезис.
  3. Необязательная часть: смена плана. Это самое последнее предложение, которое может быть выводом из всего сказанного или служит «мостиком» к следующему тексту.

Это интересно: определение и виды обстоятельств в русском языке.

Вот пример абзаца, построенного по этой схеме:

Наш кот Василий — вредное животное. По ночам он бегает по комнатам и будит всех своим топотом. По утрам он просит есть и мяукает на весь дом. Не проходит и недели, чтобы он не разбил на кухне чашку, или тарелку. Однако мы все равно его очень любим.

У предложений с централизованными связями есть два характерных признака:

  1. Параллелизм структуры. Это значит, что у предложений в общих чертах сохраняется порядок слов и их форма. А иногда для большей выразительности в них повторяют первое слово.
  2. Единство форм сказуемых. Чаще всего это глаголы в одной форме (как в примере выше: бегает, будит, просит, мяукает).

Тексты с централизованной связью помогают автору рассказывать сразу о нескольких явлениях, предметах или событиях. Такой прием часто встречается в описании и повествовании.

Полезно знать: Парцелляция по правилам русского языка

Сочетание разных способов связи

Связь между предложениями Цепная и параллельная связь редко встречается поодиночке. Если текст сравнительной большой, то в нем наверняка будет встречаться и то, и другое. Обычно автор выбирает подходящий способ соединения предложений в тексте исходя из своих конкретных целей и задач. Например, для описания комнаты главного героя писатель может использовать текст с централизованной связью, а для рассказа о том, как прошел его день — с цепной.

Но бывает и так, что оба способа могут применяться даже в одном абзаце. Например:

Автобус не было, и люди на остановке начали волноваться. Мужчина в помятой шляпе каждую минуту доставал из кармана часы и рассматривал их циферблат. Пожилая женщина морщилась и с надеждой глядела на вечернее шоссе. Но шоссе по-прежнему оставалось пустым и безлюдным.

Здесь второе и третье предложение присоединены с помощью параллельной связи, а четвертое — с помощью цепной.

Это интересно: предложения с обращением, примеры в русском языке.

Средства связи предложений в тексте

Для создания цепной и параллельной связи используются различные языковые средства как смысловые, так и грамматические. Сегодня филологи разделяют их на три группы:

  • Лексические,
  • Морфологические,
  • Синтаксические.

Рассмотрим каждую из этих групп более подробно.

Лексические средства

Эти средства связи можно условно разделить на шесть категорий:

1. Лексические повторы, то есть повторение слов или словосочетаний. Например:

В руках мужчина держал огромный букет цветов. Цветы были дорогими, но уже увядшими.

2. Однокоренные слова:

Мы надеялись, что осенью соберем хороший урожай. И наша надежда оказалась не напрасной.

3. Синонимы. К этой же группе относятся различные синонимические замены: контекстуальные синонимы, описательные обороты, родовидовые слова и так далее.

Книгу издали уже через четыре месяца. Однако роман вызывал шквал негодования и у критиков, и у читателей.

Пушкин написал трагедию «Борис Годунов» в 1825 году. Великий поэт сумел очень точно передать атмосферу той эпохи и характеры персонажей.

4. Антонимы, в том числе и контекстуальные. Например:

И тут выяснилось, что друзей у Василия Петровича было мало. Врагов оказалось гораздо больше.

5. Слова-связки, показывающие логику изложения: поэтому, в заключение, по этой причине и тому подобное. Пример:

В овощах и фруктах содержится много витаминов. Вот почему желательно их есть каждый день.

6. Слова на одну и ту же тему:

Наступила зима. Через неделю выпал снег и начались сильные морозы.

Морфологические средства

Для создания морфологической связи используются различные части речи:

1. Союзы, союзные слова и частицы в начале предложения. Например:

Во время рыбалки мы утопили лодку и потеряли удочки. Зато мы поймали двух карасей и одного пескаря.

2. Местоимения. В эту группу входят личные и указательные местоимения, а также местоименные наречия. Например:

Туристы устроили привал на берегу маленькой речки. Они даже не догадывались, что их здесь ожидает.

3. Наречия времени и места. Часто это наречия, применимые сразу к нескольким предложениям с параллельной связью:

Мебель была покрыта толстым слоем пыли. По углам висела серая огромная паутина. Окна, судя по всему, не мыли уже лет пять. Здесь везде царили беспорядок и запустение.

4. Глаголы-сказуемые в одной временной форме:

Наступила поздняя осень. С деревьев в парке осыпались листья. По крышам забарабанили долгие и унылые дожди.

5. Степени сравнения прилагательных и наречий:

Место для стоянки было отличным. Лучше и придумать было нельзя.

Синтаксические средства

Их тоже можно разделить на пять категорий:

1. Синтаксический параллелизм, то есть использование одинакового порядка слов. При этом сами слова обычно находятся в одинаковой морфологической форме:

Человек сидел в кресле у камина. Собака лежала на полу возле его ног.

2. Парцелляция — оформление частей законченного высказывания в виде отдельных предложений.

Котята уже повзрослели и вылезают из коробки. Бегают по комнате. Мяукают.

3. Неполные предложения:

Знаете, где живут шиншиллы? В горах Перу!

4. Вводные слова и предложения, обращения и риторические вопросы. Вот несколько примеров:

Во-первых, он лучший в городе врач. А во-вторых, он великолепно играет на фортепьяно.

Хотите попробовать летом что-нибудь необычное? Приготовьте испанский холодный суп из томатов!

5. Использование прямого и обратного порядка слов:

Это день ему никогда не забыть. Не забыть никогда, как вся его жизнь в одно мгновенье полетела под откос.

Чтобы научиться правильно распознавать и использовать различные средства связи, нужно запомнить следующее:

  • Разные варианты связи между предложениями в текстеНельзя путать средства связи между отдельными предложениями со связями между частями сложного предложения.
  • Между собой могут быть связаны не только соседние, но и удаленные друг от друга предложения.
  • Все эти типы связи необязательно должны встречаться в каждом тексте. Их применение зависит от формы и содержания произведения, от литературного и авторского стиля. Существительные с не слитно вы найдете ответ по ссылке.

Видео: Средства связи предложений в тексте

Добавить комментарий