Метафора — это перенос названия с одного предмета или явления действительности на другой на основе их сходства в каком-либо отношении или по контрасту.
Метафора является одним из самых распространённых художественных тропов в литературе. Метафора основывается на сходстве предметов или явлений в самых различных чертах. Она возникает из сравнения, сопоставления нового предмета с уже известным и выделения общих их признаков.
Определение
Вот какое определение, что такое метафора дает Википедия:
Мета́фора (от др.-греч. μεταφορά — «перенос», «переносное значение») — слово или выражение, употребляемое в переносном значении, в основе которого лежит сравнение неназванного предмета или явления с каким-либо другим на основании их общего признака.
Чтобы появилась метафора, следует найти точки соприкосновения двух предметов или явлений в чем-то, например:
- озеро как зеркало — зеркало озера;
- руки как золото — золотые руки;
- волосы как серебро — серебряные волосы.
Именно поэтому метафору считают скрытым сравнением, в котором отображаются как постоянные, так и временные, преходящие, случайные сходства предметов.
Но в отличие от сравнения метафора выражает устоявшиеся сходства предметов.
Например, в основе метафорической связи значений существительного «нос» лежит сходство предметов по форме и расположению в пространстве:
- часть лица человека, морды животного;
- клюв птицы;
- выступающая часть чайника, кувшина;
- передняя часть ступни, обуви и чулка;
- передняя часть морского судна, самолёта и т.д.
На основе внешнего сходства получили одинаковые наименования швейная и хирургическая игла, лист хвойного дерева (игла сосны, ели, кедра) и игла некоторых животных (ежа, дикобраза).
Метафоричными являются связи животное — человек и отсюда возникшие наименования людей в переносном смысле:
баран, осёл, свинья, лиса, сорока, волк, медведь, петух, вол.
Общность признака делают возможным вот такие переносы признака лица на предмет:
- безмолвная женщина — безмолвная улица;
- деликатный человек — деликатный вопрос;
- бойкий мальчик — бойкий спор;
- мудрый старик — мудрое решение;
- любопытная соседка — любопытный вопрос.
Перенос значения одного слова на другой, то есть возникновение метафоры, связан с их сходством:
- подобие формы: дамская шляпка — шляпка гвоздя, копна сена — копна волос;
- цветовая близость: янтарные бусы — янтарный блеск; золотое кольцо — золотая листва;
- общность функции: дворники расчистили снег — автомобильные дворники; горит свеча — горит лампочка; сторож (охранник) — сторож (кухонное приспособление, не дающее подгореть молоку);
- похожесть в расположении: подошва обуви — подошва горы.
Итак, метафора возникает на основе сходства зрительных и слуховых восприятий, эмоционально-психологических и вкусовых представлений, количественных свойств предметов (размера, протяженности), сходства внешнего вида, формы, функции и др.
Примеры литературных метафор
И может быть — на мой закат печальный блеснёт любовь улыбкою прощальной. (А.С.Пушкин)
Нам дорога твоя отвага, огнём душа твоя полна. (М.Ю. Лермонтов)
Пора золотая была, да сокрылась. (А.Кольцов)
Осень жизни, как и осень года, надо благодарно принимать. (Э. Рязанов)
Луна будет улыбаться весь вечер. (А. Чехов)
Тоска необъятная жрала его, и безымянный червь точил его сердце. (Н. Гоголь)
И над серостью наших бесед в дымной комнате машут крыльями опоздавшие птицы газет. (Р. Рождественский)
Прапорщики воткнулись глазами в царя. (А. Толстой)
Дополнительный материал
Чем метафора отличается от метонимии?
Чем метафора отличается от фразеологизма?
Чем метафора отличается от аллегории?
Чем метафора отличается от сравнения?
Чем метафора отличается от эпитета?
Чем метафора отличается от олицетворения?
Знаете ещё примеры метафор?
Напишите их в комментариях под этой статьей!
Видеоурок «Подготовка к ОГЭ и ЕГЭ. Метафоры»
Тест
Средняя оценка: 4.5.
Проголосовало: 122
Продолжаем интенсивную подготовку к ОГЭ по русскому языку. В этой статье дан подробный материал, который поможет справиться с поиском ИВС. Начнем со сравнения и метафоры.
Какие изобразительно-выразительные средства проверяются в задании 7
На ОГЭ, в отличие от ЕГЭ, проверяется минимальное количество изобразительно-выразительных средств, в частности тропы: метафора, сравнение, олицетворение, эпитет, гипербола (редко), литота (редко).
Кроме тропов проверяется также умение находить фразеологизмы.
Что такое тропы
Тропы — языковые средства, слова или выражения, которые используются в переносном значении для достижения образности.
Сравнение
Сравнение — это уподобление одного предмета или явления другому по какому-либо общему для них признаку.
Сравнение может быть выражено следующими способами:
- сравнительным оборотом или придаточным сравнения с союзами КАК, СЛОВНО, БУДТО, КАК БУДТО, ТОЧНО, ЧЕМ:
Я сам, как зверь, был чужд людей
И полз, и прятался, как зверь. (М. Лермонтов).
- существительным в творительном падеже:
Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит… (А. Пушкин)
- оборотами со словами ПОХОЖ, ПОХОЖИЙ, ПОДОБЕН, ПОДОБНЫЙ, НАПОДОБИЕ, ВРОДЕ и др.
В сотне метров от берега летели над серой водой похожие на белые сабли паруса. (В. Крапивин)
- сравнительной степенью прилагательных или наречий:
Ты всех милее, всех дороже, русская, суглинистая, жёсткая земля. (А. Сурков)
Внимание!
- Сравнение — это троп. Сравнительный оборот — это синтаксическое средство. Для ОГЭ это неважно. Для ЕГЭ принципиально.
- На ОГЭ в задании 7 может быть 2 формулировки: «Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является сравнительный оборот» или «Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является сравнение». Надо заострить внимание учеников на том, что в первом случае это только обороты со сравнительными союзами, во втором — любые способы выражения сравнения.
- В задании могут быть предложения, в которых есть союз КАК, но это не сравнительный оборот и не придаточное сравнения. На это нужно обратить внимание учеников.
Примеры из открытого банка заданий ФИПИ
Но это было неважно, потому что мишка смотрел на меня своими разными глазами и обе лапы поднял кверху, как будто он уже заранее сдаётся. (Сравнение, выраженное придаточным сравнительным)
Слышно лишь, как головки каких-то цветов щёлкают по голенищам сапог. (Это НЕ сравнение, так как союз «как» связывает придаточное изъяснительное с главным в СПП)
Он работал, работал, как подёнщик, как вол, и вдохновение рождалось в работе. (Сравнительные обороты с союзом «как»)
Подобно лани метнулась Мордатенкова в свою комнату, где за столом сидел её супруг перед кастрюлей пельменей. (Сравнение, выраженное оборотом со словом «подобно»)
Сергей шёл и думал, что заблудиться ночью в степи в сто раз хуже, чем в лесу. (Сравнение, выраженное сравнительным оборотом с союзом «чем» и сравнительной степенью наречия «хуже»)
Метафора
Метафора — это скрытое сравнение, перенесение свойств одного предмета или явления на другой на основании общих признаков.
Метафора может быть выражена следующими способами:
- существительным в переносном значении:
Не больна мне ничья измена,
И не радует легкость побед,
Тех волос золотое сено
Превращается в серый цвет. (С. Есенин)
- глаголом в переносном значении:
За Кремлём горит заря туманная… (М. Лермонтов)
Развёрнутая метафора — это метафора, последовательно осуществляемая на протяжении фрагмента текста.
Младенцем завернула
Заря луну в подол. (С. Есенин)
Внимание!
- На ОГЭ даётся следующая формулировка: «Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является метафора». Термин «развёрнутая метафора» в формулировке не используется, но в предложениях развёрнутая метафора встречается. С учениками надо разбирать такие случаи.
- Ученики часто путают метафору и сравнение. Обращаем внимание детей на то, что метафора — это или существительное, или глагол обязательно в переносном значении. Поэтому именно их и надо искать в предложенных фрагментах. Кроме того, метафора — это скрытое сравнение, то есть в ней нет сравнительных союзов, но их легко можно подставить («волос золотое сено» — цвет волос, как золотое сено; «горит заря туманная» — цвет неба на заре, как будто что-то горит). В метафоре нет предмета или действия, с которым происходит сравнение.
Примеры из открытого банка заданий ФИПИ
Мы пьём из чашки бытия с закрытыми глазами. (Развёрнутая метафора, жизнь сравнивается с чашкой бытия)
Ныряю с головой под одеяло. (Метафора, выраженная глаголом в переносном значении)
Эти нежные струны то звучали порознь, то перемежались, то сливались и звучали вместе едва заметной дрожью. (Развёрнутая метафора, голос сравнивается со звучанием струн).
Это был светлячок – маленькая букашечка, и пел он свою незатейливую песенку о том, что видел: прекрасную картину заката, красивое небо, зелёное море травы, серебряные слёзы росы и любовь. (Метафоры, выраженные существительными в переносном значении).
Задания для тренировки
Задание 1
Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является сравнение.
- И слёзы наконец брызнули, как брызжут в цирке у клоунов, сильной струёй.
- Часы были на тонком коричневом ремешке, формой напоминали кирпичик, у циферблата было торжественное выражение лица.
- Деда, ты починил? — не веря своим глазам, спросила Дина.
- Она не плакала, но было так тяжело, как будто она несла на спине мешок картошки.
- Казалось, что деревья остолбенели перед случившимся несчастьем.
Задание 2
Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является метафора.
- Решив немедленно идти спасать свою любимицу, Тёма на цыпочках подходит к стеклянной двери и тихо, чтобы не произвести шума, выходит на террасу.
- Подбежав к отверстию колодца, он вполголоса зовёт: — Жучка, Жучка!
- Не теряя времени, Тёма обвязывает вожжами собаку, затем поспешно карабкается наверх.
- Но этот так хорошо обдуманный план неожиданно лопнул…
- Мальчик с ужасом вслушивается в слова няни, и мысли роем теснятся в его голове.
Задание 3
Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является сравнение.
- Непоколебимый, как танк, он двинулся в коридор.
- Подобно лани метнулась Мордатенкова в свою комнату, где за столом сидел её супруг перед кастрюлей пельменей.
- На нижней, влажной и отвисшей его губе сидел окурок.
- Просто рай, — произнесла учительница упавшим под конец голосом.
- Носится по всей квартире, словно ракета.
Задание 4
Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является метафора.
- Собака благоговейно смотрела на неё.
- Та взяла — просто из вежливости, чтобы не обидеть, чтобы не спугнуть своего счастья, и уже уверенней побежала за женщиной. Так они и скрылись за углом.
- Женщина скользнула взглядом по собаке и прошла мимо, но собака пошла за ней, сначала неуверенно, потом решительно и безоглядно.
- Бездомная жизнь, без сомнения, была ей уже невмоготу, и она выбирала хозяина.
- Бедная собака порывалась идти то за одним, то за другим, даже делала несколько шагов вслед, но тут же возвращалась.
Задание 5
Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является метафора.
- Надо было хорошенько обдумать, как сказать ему, что она, Динка, повзрослела и никогда больше не сядет на раму его велосипеда, не поедет с ним кататься.
- Одно только воспоминание об этом нестерпимо мучило Динку, она видела перед собой знакомые глаза и хорошо знала: эти умные глаза читают в её душе…
- Не будет и тайн, рассказанных верному другу детства Хохолку.
- Динка молча сидела за столом, рассеянно улыбалась Лёне, не замечая, что он давно следит за ней беспокойным взглядом.
- А в глубине террасы стоял Лёня, и сердце его сдавливала боль.
Задание 6
Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является сравнение.
- Они-то бегают, им тепло, а она руками по бокам колотит, на одном месте прыгает, как нахохлившийся воробушек, а домой не идёт: пусть те двое в тишине занимаются!
- Сердце у меня за неё болит.
- Они сами такие люди, которые за себя не попросят и никаких бумажек собирать не станут.
- И обязательно начинают повторять одно и то же, как попугаи.
- И зимой в лютый мороз с ними до темноты гуляет.
Ответы
Задание 1 — 1(как брызжут в цирке у клоунов), 4 (как будто она несла на спине мешок картошки).
Задание 2 — 4 (лопнул), 5 (теснятся).
Задание 3 — 1 (как танк), 2 (подобно лани), 5 (словно ракета).
Задание 4 — 2 (не спугнуть), 3 (скользнула).
Задание 5 — 2 (читают), 5 (сдавливала).
Задание 6 — 1 (как нахохлившийся воробушек), 4 (как попугаи).
Продолжение материала об изобразительно-выразительных средствах читайте в следующей статье.
Другие идеи для ваших уроков на канале “Учительская мастерская”.
Метафора — это вид тропа, уподобление двух предметов или явлений на основе их сходства. Слова употребляются в переносном смысле.
Автор, который использует метафору, говорит не буквально. Он находит общие черты у двух понятий и сравнивает предметы между собой, как в примерах ниже.
Метафора | Пояснение |
---|---|
Каменное сердце | Сердце словно камень. Черта, которая присуща камню, — отсутствие жизни. Имеется в виду, что человек бесчувственный, не склонный испытывать эмоции |
Кот наплакал | Наплакал словно кот. Слёзная жидкость нужна кошкам, только чтобы защищать роговицу. От эмоций они не плачут. Метафора означает малое количество чего-то, практически отсутствие |
Золотые слова | Слова как золото, то есть правильные, умные |
Откладывать на чёрный день | День словно чернота наступила. То есть трудное, бедное время |
Затянуть пояс потуже |
В прямом смысле это означало бы, чтобы не дать штанам упасть. А в метафорическом — быть готовым к тяжёлым временам, недостатке в еде |
Загнать (кого-то) в угол | Не в прямом смысле, а в переносном — то есть не дать человеку выхода из ситуации |
Старость — вечер жизни | После вечера наступает ночь, а затем день “умирает” и приходит следующие. Поэтому старость сравнивается с вечером, т. к. жизнь близка к завершению |
Выкурить трубку мира | Когда индейцы курили трубку, это означало что войн между племенами больше не будет. Метафора означает пожать руки, прийти к мирному соглашению |
Флагов золотые рыбки | Флаги на ветру развиваются как хвосты у золотых рыбок |
Язык природы | Природа словно разговаривает (как человек) |
Царственный жест | Величественный жест, словно жест самого царя |
Весомое доказательство | Доказательство, которое будто бы имеет вес. Значит убедительное доказательство |
Заразительный смех | Смех словно зараза. Один засмеялся, и уже все смеются |
Невозмутимая тишина | Тишина не возмущается как будто, молчит. То есть полная тишина |
Что такое метафора в литературе
Это скрытое сравнение, слова “как” или “словно” только подразумеваются и не являются частью выражения.
Так, из примеров ниже можно видеть, что перо сравнивается с коготком (по тому, как скрипит), взгляд с пчелой (жалит так же сильно), сомненье с клещом (который прицепится — не избавишься), а сердитый человек с ершом (такой же колючий) и т. д.
Примеры метафоры из литературы
“Скрипи, моё перо, мой коготок, мой посох”.
“Пятая годовщина”, И. А. Бродский
“И взгляда острая пчела“.
“Шаман и Венера”, В. В. Хлебников
“Вы, молодняк желторотый, можно сказать, икра“.
“Баллада о рыбном промысле”, Ф. А. Искандер
“Светились чуть медузы облаков”.
“PAYSAGE D’ENFER”, Б. Ю. Поплавский
“Надежды — радужные рыбы, снова попадают на крючки”.
“Женщина — особенное море”, Е. А. Евтушенко
“Наполовину прикрыв тусклые глаза воспалёнными раковинами век”.
“Всходы новые”, И. А. Бунин
“Проклят будь, о Рим, о лютый тигр“.
“Хлеба и зрелищ!”, А. Н. Майков
“Отцепись, сомненья клещ!”.
“Рождественские пожелания и подарки” (К оглавлению), В. В. Маяковский
“Да кто ж про них книжки-то писать будет, про побирох этих, руки их загребущие?”.
М. Цветаева
“Обожаю настольные лампы, угловатые, прошлых времён. Как они свои круглые лапы умещают средь книг и тетрадей”.
“Настольные лампы”, Б. Ш. Окуджава
“Да ты не ершись, я тебе не в укор говорю…”.
А. Островский “Волки и овцы”
“Истинная красота коренится внутри человека, ложная — вовне”.
А. П. Чехов
Примеры метафоры в стихах
“Задремали звёзды золотые,
Задрожало зеркало затона,
Брезжит свет на заводи речные
И румянит сетку небосклона.Улыбнулись сонные берёзки,
Растрепали шёлковые косы.
Шелестят зелёные серёжки,
И горят серебряные росы.У плетня заросшая крапива
Обрядилась ярким перламутром
И, качаясь, шепчет шаловливо:
“С добрым утром!”
“С добрым утром”.С. А. Есенин “С добрый утром!”
“Улыбнулись сонные берёзки” — в основе этой метафоры олицетворение.
Узнайте больше про Олицетворение.
Другое очень знаменитое стихотворение Михаила Юрьевича Лермонтова “Белеет парус одинокий” является объектом споров: является ли парус метонимией или метафорой?
Если воспринимать парус как корабль, т.е. существует эпитет, таким образом поэт создал метафору. Если воспринимать парус как часть корабля, то он создал метонимию (одно понятие связано с другим и заменяет его).
“Белеет парус одинокой
В тумане моря голубом!..
Что ищет он в стране далёкой?
Что кинул он в краю родном?…Играют волны — ветер свищет,
И мачта гнётся и скрыпит…
Увы! он счастия не ищет
И не от счастия бежит!Под ним струя светлей лазури,
Над ним луч солнца золотой…
А он, мятежный, просит бури,
Как будто в бурях есть покой!”
“Парус” (Белеет парус одинокий)”.
Маяковский использует метафору сердце в железе, чтобы описать как трудно пробиться к сердцу девушки, оно будто одето в железные доспехи.
“Сегодня сидишь вот,
сердце в железе.
День ещё —
выгонишь…”Владимир Маяковский “Лиличка”
Блок не имеет в виду, что царевна поёт и крыльями машет. Окрылённо петь — это метафора, значит петь словно паришь в воздухе, очень воодушевлённо.
“Так окрылённо, так напевно
Царевна пела о весне”.А. Блок “Так окрыленно, так напевно…”
Автор сравнивает женский смех с игристостью, беззаботностью.
“И женский смех
Вокруг весёлый и игристый“.А. Щеглов
Узнайте больше про Метонимию.
Как найти метафору в тексте?
Для этого нужно:
- Найти слова, которые автор использует в переносном значении.
- Подобрать к этим словам синонимы в прямом значении.
- Найти скрытое сравнение между этими двумя словами.
- Если это получилось — вы нашли метафору.
Например: у него были золотые руки
- Слово в переносном значении — золотые.
- Синоним в прямом значении — бесценные.
- Сравнение между “золотые” и “бесценные”, значит “им цены нет” или “цена им — золото”.
- Золотые руки — метафора.
Разница между эпитетом, метафорой и олицетворением
Олицетворение — это приём в литературе, когда неживым приписываются действия/чувства людей. Например: ветер выл, туча шла, искры пляшут.
Эпитет — выразительно описывает предмет (в прямом или переносном смысле). Например: синее море, легкомысленная молодость.
Метафора — это сравнение двух терминов в необычном (в переносном) смысле, автор пользуется сходством между двумя предметами/явлениями. Например: каменное сердце, осень жизни.
“Не оторвать глаза от перекрёстка, где многоголосо остервенело лают тормоза”.
“Из слез, дистиллированных зрачком…”, И. А. Бродский
“Была её душа — Дум грустных улей“
“Царская невеста”, В. Хлебников
“Грубые брёвна построим над человеческим роем“
“Признание”, В. Хлебников
Какие бывают виды метафор?
Существует несколько разных классификаций метафор. Здесь приводится деление на номинативную, когнитивную, образную и концептуальную.
Номинативная метафора
Это перенос названия с одного предмета/явления на другой, служит образованием новых названий предметов. Например: спинка дивана, молния (застёжка), ручки (посуды).
Когнитивная метафора
Метафора за счёт переноса признаков (предикатных слов), понимание абстрактных понятий из конкретных. Например: деревья таяли в тумане (как масло), колючий ответ (как игла).
Образная метафора
Присутствует синтаксический сдвиг: переход из дескриптивного в предикатное. Например: звезда (кино), жемчужина (поэзии).
Концептуальная метафора
Формирование новой метафоры на основе другой. Например: метафора “наши отношения зашли в тупик” (новая метафора) подразумевает идею того, что “любовные отношения — путешествие”.
Узнайте больше про Метафору и Эпитет.
Метафора — это перенос названия с одного предмета или явления действительности на другой на основе их сходства в каком-либо отношении или по контрасту.
Метафора является одним из самых распространённых художественных тропов в литературе. Метафора основывается на сходстве предметов или явлений в самых различных чертах. Она возникает из сравнения, сопоставления нового предмета с уже известным и выделения общих их признаков.
Определение
[su_divider top=»no» divider_color=»#3498db» size=»4″]
мета́фора (от др.-греч. μεταφορά — «перенос», «переносное значение») — слово или выражение, употребляемое в переносном значении, в основе которого лежит сравнение неназванного предмета или явления с каким-либо другим на основании их общего признака.
Чтобы появилась метафора, следует найти точки соприкосновения двух предметов или явлений в чем-то, например:
- озеро как зеркало — зеркало озера;
- руки как золото — золотые руки;
- волосы как серебро — серебряные волосы.
Именно поэтому метафору считают скрытым сравнением, в котором отображаются как постоянные, так и временные, преходящие, случайные сходства предметов.
Но в отличие от сравнения метафора выражает устоявшиеся сходства предметов.
Например, в основе метафорической связи значений существительного «нос» лежит сходство предметов по форме и расположению в пространстве:
- часть лица человека, морды животного;
- клюв птицы;
- выступающая часть чайника, кувшина;
- передняя часть ступни, обуви и чулка;
- передняя часть морского судна, самолёта и т.д.
На основе внешнего сходства получили одинаковые наименования швейная и хирургическая игла, лист хвойного дерева (игла сосны, ели, кедра) и игла некоторых животных (ежа, дикобраза).
Метафоричными являются связи животное — человек и отсюда возникшие наименования людей в переносном смысле:баран, осёл, свинья, лиса, сорока, волк, медведь, петух, вол.
Общность признака делают возможным вот такие переносы признака лица на предмет:
- безмолвная женщина — безмолвная улица;
- деликатный человек — деликатный вопрос;
- бойкий мальчик — бойкий спор;
- мудрый старик — мудрое решение;
- любопытная соседка — любопытный вопрос.
Перенос значения одного слова на другой, то есть возникновение метафоры, связан с их сходством:
- подобие формы:дамская шляпка — шляпка гвоздя, копна сена — копна волос;
- цветовая близость:янтарные бусы — янтарный блеск; золотое кольцо — золотая листва;
- общность функции:дворники расчистили снег — автомобильные дворники; горит свеча — горит лампочка; сторож (охранник) — сторож (кухонное приспособление, не дающее подгореть молоку);
- похожесть в расположении:подошва обуви — подошва горы.
Примеры литературных метафор
И может быть — на мой закат печальный блеснёт любовь улыбкою прощальной. (А.С.Пушкин)
Нам дорога твоя отвага, огнём душа твоя полна. (М.Ю. Лермонтов)
Пора золотая была, да сокрылась. (А.Кольцов)
Осень жизни, как и осень года, надо благодарно принимать. (Э. Рязанов)
Луна будет улыбаться весь вечер. (А. Чехов)
Тоска необъятная жрала его, и безымянный червь точил его сердце. (Н. Гоголь)
И над серостью наших бесед в дымной комнате машут крыльями опоздавшие птицы газет. (Р. Рождественский)
Прапорщики воткнулись глазами в царя. (А. Толстой)
Примеры метафоры в стихах:
«Задремали звёзды золотые,
Задрожало зеркало затона,
Брезжит свет на заводи речные
И румянит сетку небосклона.Улыбнулись сонные берёзки,
Растрепали шёлковые косы.
Шелестят зелёные серёжки,
И горят серебряные росы.У плетня заросшая крапива
Обрядилась ярким перламутром
И, качаясь, шепчет шаловливо:
«С добрым утром!»
«С добрым утром», С. А. Есенин
«Улыбнулись сонные берёзки» — в основе этой метафоры олицетворение.
Другое очень знаменитое стихотворение Михаила Юрьевича Лермонтова «Белеет парус одинокий» является объектом споров: является ли парус метонимией или метафорой?
Если воспринимать парус как корабль, т.е. существует эпитет, таким образом поэт создал метафору. Если воспринимать парус как часть корабля, то он создал метонимию (одно понятие связано с другим и заменяет его).
«Белеет парус одинокой
В тумане моря голубом!..
Что ищет он в стране далёкой?
Что кинул он в краю родном?…Играют волны — ветер свищет,
И мачта гнётся и скрыпит…
Увы! он счастия не ищет
И не от счастия бежит!Под ним струя светлей лазури,
Над ним луч солнца золотой…
А он, мятежный, просит бури,
Как будто в бурях есть покой!»
«Парус» (Белеет парус одинокий)», М. Ю. Лермонтов
В кино
Создатели фильмов любят использовать громкие названия, чтобы сразу привлечь к себе внимание зрителей. Просто приведем такие примеры:
- Горячие головы – сразу намек на нечто безбашенное;
- Человек дождя – герой не от мира сего.
В рекламе
Так как метафоры призваны усилить привычный образ и сделать его более запоминающимся, что, естественно, этот прием давно уже взяли на вооружение рекламщики. Они используют его для создания коротких, но запоминающихся слоганов.
Вот лишь несколько примеров метафор в рекламе:
- «Магия кофе» (кофеварки «De Longi»);
- «Революция цвета для губ» (помада «Ревлон»);
- «Разбуди вулкан удачи!» (сеть игровых автоматов);
- «Наш удар по ценам!» (магазины «Эльдорадо»);
- «На волне удовольствия» («Кока-Кола»);
- «Окунись в прохладу» («Lipton Ice Tea»).
Разница между эпитетом, метафорой и олицетворением
[su_divider top=»no» divider_color=»#3498db» size=»4″]
Олицетворение — это приём в литературе, когда неживым приписываются действия/чувства людей. Например: ветер выл, туча шла, искры пляшут.
Эпитет — выразительно описывает предмет (в прямом или переносном смысле). Например: синее море, легкомысленная молодость.
Метафора — это сравнение двух терминов в необычном (в переносном) смысле, автор пользуется сходством между двумя предметами/явлениями. Например: каменное сердце, осень жизни.
«Не оторвать глаза от перекрёстка, где многоголосо остервенело лают тормоза».
«Из слез, дистиллированных зрачком…», И. А. Бродский
«Была её душа — Дум грустных улей«
«Царская невеста», В. Хлебников
«Грубые брёвна построим над человеческим роем«
«Признание», В. Хлебников
Какие бывают виды метафор?
[su_divider top=»no» divider_color=»#3498db» size=»4″]
Существует несколько разных классификаций метафор. Здесь приводится деление на номинативную, когнитивную, образную и концептуальную.
Номинативная метафора
Это перенос названия с одного предмета/явления на другой, служит образованием новых названий предметов. Например: спинка дивана, молния (застёжка), ручки (посуды).
Когнитивная метафора
Метафора за счёт переноса признаков (предикатных слов), понимание абстрактных понятий из конкретных. Например: деревья таяли в тумане (как масло), колючий ответ (как игла).
Образная метафора
Присутствует синтаксический сдвиг: переход из дескриптивного в предикатное. Например: звезда (кино), жемчужина (поэзии).
Концептуальная метафора
Формирование новой метафоры на основе другой. Например: метафора «наши отношения зашли в тупик» (новая метафора) подразумевает идею того, что «любовные отношения — путешествие».
Виды метафоры
Различают два основных вида метафор — сухая и развёрнутая. Различия между ними очевидны и сразу бросаются в глаза, поэтому вопроса, как найти метафору, возникать не должно, даже у неопытных читателей.
Сухая метафора — сравнение, зачастую, уже накрепко вошедшее в обиход, которое иногда бывает сложно заметить в разговоре, к примеру:
- Глазное яблоко — метафора значение которой, очевидно, а сравнение находится в слове яблоко, благодаря схожести форм;
- Ножка шкафа — ножка, это сравнение, употребляемое благодаря тому, что это опора, так же как и человеческие нижние конечности, хотя мебель явно не может на ней двигаться;
- Золотые слова — естественно, слова не сделаны из драгоценного камня, но проведена такая параллель, благодаря большой ценности произнесённого;
- Горящая листва — на самом деле листва не пылает, просто её цвет очень напоминает костёр, кстати, пора «горящей листвы» это любимая пора Пушкина, также одного из поклонников использования ярких метафор в своих стихах.
Развёрнутой метафорой зачастую пользуются люди литературы. Такое сравнение может длиться на протяжении строчки, предложения, абзаца, страницы или книги.
Итак, можно сделать вывод, что наш язык богат и разнообразен. Более того, он обширен и велик. Огромное количество писателей, поэтов и философов не одно столетие доказывают эти простые истины. От великого ума Аристотеля и до Пушкина, Лермонтова, Толстого и, в конце концов, Маяковского и Высоцкого. Все они говорили о прелестях родного разговора. А нам нужно запомнить только то, что словом можно как убить, так и исцелить. Владейте родной речью и находите прекрасное в обыденном, удачи.
Что такое развернутая метафора в русском языке: определение, суть, анализ
Если обычная метафора подразумевает (зачастую) одну ассоциацию между живыми и неживыми предметами по сходству, то в случае с развернутой метафорой в русском языке, их может быть несколько. Что это такое? Вот определение и суть:
- Это обширная форма тропа, в которой идет более сильное, мощное сравнение явлений и предметов.
- По сравнению с обычной метафорой, имеет большую «загруженность» по отношению к предложению.
Причина употребления:
- Усиление эмоциональности речи и более детальное описание ситуации.
- Можно сказать, что развернутая метафора – это подробная ассоциация, а обычная метафора – ассоциация «в общих чертах».
В случае с развернутой метафорой, одна ассоциация влечет за собой новые, которые подходят к ней по смыслу. Порой это рождает достаточно сложные конструкции:
- «Вот охватывает ветер стаи волн объятьем крепким и бросает их с размаха в дикой злобе на утесы, разбивая в пыль и брызги изумрудные громады» (Горький).
- «Потом звонок бьет где-то далеко-далеко, усыпительно, хлопают двери вагонов, и доносится жалобный гул паровоза, напоминающий о бесконечной дали и ночи. Что-то начинает вздрагивать и подталкивать под бок. Металлически-лучистый блеск фонарей проходит по стеклам и гаснет. Пружины дивана покачиваются все ровнее и ровнее, и наконец непрерывно возрастающий бег поезда снова погружается в дремоту» — И.А.Бунин.
- «И неуклюжий грязный сапог отставного солдата, под тяжестью которого, кажется, трескается самый гранит, и миниатюрный, легкий, как дым, башмачок молоденькой дамы, оборачивающей свою головку к блестящим окнам магазина, как подсолнечник к солнцу, и гремящая сабля исполненного надежд прапорщика, проводящая по нем резкую царапину, — все вымещает на нем могущество силы или могущество слабости» — Н. В. Гоголь «Невский проспект».
Если бы авторы не использовали в своем тексте развернутые метафоры, то рассказы получались бы скучными и неинтересными. В разговорной речи также нужно использовать средства выразительности, и тогда вас будут считать душой компании — интересным человеком с яркой речью.
Как найти метафору в тексте?
[su_divider top=»no» divider_color=»#3498db» size=»4″]
Для этого нужно:
1.Прочитайте текст
Бывает, сразу обращает на себя внимание яркий образ, упоминаемый неоднократно. Это развернутая метафора. Как правило, ее видно сразу, потому что она раскрывается с новых сторон во многих фрагментах произведения.
2.Найдите слова в переносном значении
- Найти слова, которые автор использует в переносном значении;
- Подобрать к этим словам синонимы в прямом значении;
- Найти скрытое сравнение между этими двумя словами;
- Если это получилось — вы нашли метафору.
Чтобы убедиться в своей правоте, попытайтесь представить образ буквально. Если в реальности предметы не состыковываются между собой, перед вами переносное употребление. Окончательно проверить себя можно по толковому словарю.
3.Установите, что скрыто за переносным значением
4.В “классической” метафоре сравниваемый предмет не называется
Например: у него были золотые руки
- Слово в переносном значении — золотые;
- Синоним в прямом значении — бесценные;
- Сравнение между «золотые» и «бесценные», значит «им цены нет» или «цена им — золото»;
- Золотые руки — метафора.
Пригоршнями водяных горошин
Плещет черноморская
Волна. (С. Есенин)
С горошинами сравниваются брызги, но они не упоминаются в тексте.
Тогда как в другом отрывке этого же стихотворения мы видим сравнение:
Как лампы с абажуром,
Светятся медузы из воды…
Это тоже разновидность метафоры, но ее принято классифицировать отдельно.
- Подумайте, по какому признаку сопоставлены два понятия.
Если по цвету, форме, объему, издаваемому звуку, тактильным ощущениям — это сходство. Перед нами метафора. Если по отношениям: материал — предмет, из него изготовленный (она блистала каменьями, т. е. украшениями из камня), действие — орудие действия (все решит меч, т. е. битва) и пр., это отношения смежности. Перед нами метонимия.
Метафоры у Есенина
[su_divider top=»no» divider_color=»#3498db» size=»4″]
Есенин употребляет разные виды эпитетов, метафор, среди которых присутствуют как музыкальные, так и цветовые, как определяющие возраст, так и описывающие течение времени. Если преподаватель задал на дом выписать эти средства выразительности, то вот несколько примеров:
- «Отговорила роща золотая».
- В своей фундаментальной работе «Я покинул родимый дом».
- Есенин пользуется цветовыми эпитетами: «голубую Русь», «золотою лягушкой луна».
- Еще в одном из творений: «Не жалею, не зову, не плачу» – «увяданья золотом охваченный», «на розовом коне».
- «Гой ты, Русь, моя родная». Поэт использует такие звуковые эпитеты, как «веселый пляс», «девичий смех». Это нужно для того, чтобы передать разухабистую атмосферу веселья.
- Маком влюбленное сердце цветет — «Белая свитка и алый кушак».
- «И горят снежинки в золотом огне» — «Береза».
- «Рог золотой выплывает из луны» — «Весенний вечер».
- «И улыбается небу земля» — «Весенний вечер».
Видеоурок «Подготовка к ОГЭ и ЕГЭ. Метафоры»
[su_divider top=»no» divider_color=»#3498db» size=»4″]
Вывод:
Средства выразительности обязательны как в литературе, так и в разговорной речи. Они обогащают повествование, помогают красиво выразить эмоции и придать рассказу именно ту окраску, которая подразумевается автором.
Существует набор средств для придания речи особой выразительности и красоты. Эти языковые инструменты называются тропами. Есть несколько видов тропов, но самый распространенный из них – метафора. Она широко применяется как в поэтических и прозаических произведениях, так и в публицистике, и просто в повседневной речи.
Что это такое?
Термин «метафора» многие помнят еще со времен школьных уроков русского языка и литературы. Он произошел из греческого языка и переводится как «перенос».
В литературоведении этот термин используют для обозначения замены слова или выражения на другое слово, не связанное с ним семантически. Такая замена производится на основе сравнения объектов, обозначаемых заменяемым и замещающим словами, наличия у них некоего общего признака.
Важное свойство метафоры – замещающее слово в новом выражении будет использоваться в переносном значении. То есть, смысл замещаемого слова будет перенесен на замещаемое.
Приведем несколько примеров метафорических выражений:
- золотые руки – имеются ввиду не руки, сделанные из драгметалла, а руки умелые, сопоставимые по ценности с золотом;
- море радости – об очень сильной радости, которой, если измерить ее количественно, будет так же много, как воды в море;
- зеркало пруда – о гладкой поверхности воды, в которой предметы отражаются без искажений, как в зеркале;
- любопытный вопрос – о вопросе, вызывающем любопытство.
Метафоричные выражения строятся на основе сходства замещаемого и замещающего объектов. Причем, сходство это может быть как явно выраженное, так и основанное на личном восприятии и ощущениях автора речи.
Отличие от олицетворения и эпитета
Среди выразительных средств русского языка существуют тропы, похожие на метафору. Это эпитет и олицетворение. Необходимо уметь отличать их от метафорических выражений.
Эпитетом называют некую характеристику описываемого объекта, его образное определение, отражающее отношение к нему автора повествования. Нередко эпитеты используются в переносном значении. Например:
- золотая весна;
- голубой туман;
- щенячий восторг.
В отличие от метафоры, эпитет всегда прилагается к слову, обозначающему конкретный объект. Метафорическое выражение же представляет собой больше поэтический образ, ассоциацию, лишенную конкретики.
Еще одно важное отличие – метафору всегда можно трансформировать в сравнительный оборот. С эпитетом такое преобразование невозможно.
По этому же признаку метафорический прием можно отличить от приема олицетворения. Этим термином в литературе называют присвоение неодушевленным объектам свойств и признаков объектов одушевленных. К примеру:
- небо смеется;
- буря воет;
- дремлет лес.
Из подобных конструкций сравнительных оборотов не построишь. Кроме того, олицетворение всегда четко указывает на предмет, с которым возникла «живая» ассоциация. Метафора же конкретно описываемый объект не называет, а дает лишь ассоциацию с ним.
Глубина и многогранность метафоричного выражения – еще одно важное отличие его от примеров олицетворения. Впрочем, последние могут быть частью метафоры. К примеру, ахматовское «песню разлуки паровозные пели гудки».
Более подробно об отличиях метафоры от эпитета можно почитать здесь.
Для чего и где используется?
Как и все тропы, метафора служит для украшения языка, придания ему большей художественности и поэтичности. Но этим ее функции не ограничиваются. В художественной литературе использование метафоричных выражений позволяет:
- заинтересовать, увлечь читателя;
- более подробно раскрыть образ героя, более полно описать ситуацию/место/происшествие;
- показать отношение автора к описываемым им событиям/лицам;
- сделать текст более эмоциональным;
- пробудить в читателе ассоциации, намекнуть на дальнейшее развитие событий, скрытые обстоятельства и т.д.;
- придать тексту дополнительные смыслы;
- описать объект, о котором идет речь, лаконично и выразительно.
В повседневной речи метафоры чаще всего используются в составе фразеологизмов. Также существует множество обиходных выражений, изначально бывших метафоричными, но утративших фигуральный характер.
Виды
Классификация метафор была составлена еще в античности, и с тех пор не претерпела изменений. Согласно ей, выделяют пять видов метафорических выражений.
- Резкая – объединяющая понятия, имеющие очень слабую семантическую связь. Например: «зерно истины», «начинка высказывания».
- Стертая – прочно вошедшая в повседневную лексику, утратившая фигуральный характер. Например: «дверная ручка», «спинка стула».
- Формула – стереотипное выражение, которое невозможно использовать в прямом смысле. К примеру: «колесо фортуны», «червь сомнений».
- Развернутая – состоящая из предложения, нескольких предложений, большого фрагмента текста.
- Реализованная – предполагающая использование метафорического выражения в прямом смысле. Например: «Ушел в себя, вернусь не скоро».
Примеры
Предложения с использованием метафор:
- Встань передо мной, как лист перед травой.
- Ходит как в воду опущенный.
- При переходе Змеиногорского тракта в улицу Пушкина образуется бутылочное горлышко.
- А вы ноктюрн сыграть могли бы на флейте водосточных труб?
- Осень жизни как и осень года…
Заключение
Метафора – один из наиболее распространенных в нашем языке тропов. Ее использование помогает сделать речь более образной, яркой и выразительной, охарактеризовать описываемый объект кратко и емко одновременно. Многие метафоричные выражения настолько вжились в наш язык, что перестали восприниматься фигурально и стали общепринятыми и повседневными.