Как найти средство языковой выразительности

Выразительные средства языка

Тропы

Тропы — употребление слова в переносном значении.

Тропы Значение термина Пример
Аллегория Иносказание. Троп, заключающийся в иносказательном изображении отвлеченного понятия при помощи конкретного, жизненного образа. Например, в баснях и сказках хитрость показывается в образе лисы, жадность – волка. Прекрасен царскосельский сад,
Где льва сразив, почил орел России мощной
На лоне мира и отрад. (лев – Швеция) (А. Пушкин)
Гипербола Средство художественного изображения, основанное на преувеличении.

Глаза громадные, как прожекторы (В.Маяковский)

Шаровары шириною с Чёрное море (Н.Гоголь)

Гротеск Предельное преувеличение, придающее образу фантастический характер. Градоначальник с фаршированной головой у Салтыкова-Щедрина.
Ирония Осмеяние, содержащее в себе оценку того, что осмеивается. Признаком иронии является двойной смысл, где истинным будет не прямо высказанный, а противоположный ему, подразумеваемый.

Откуда, умная, бредёшь ты голова? (И. Крылов).

Граф Хвостов,
Поэт, любимый небесами,
Уж пел бессмертными стихами
Несчастье Невских берегов… (А.Пушкин)

Литота Средство художественного изображения, основанное на преуменьшении (в противоположность гиперболе). Талии никак не толще бутылочной шейки (Н. Гоголь).
Метафора

Скрытое сравнение. Вид тропа, в котором отдельные слова или выражения сближаются по сходству их значений или по контрасту. Иногда всё стихотворение представляет собой развёрнутый поэтический образ.

Со снопом волос твоих овсяных
Отоснилась ты мне навсегда. (С. Есенин.)Сонное озеро города (А. Блок).Сугробов белые телята (Б. Ахмадулина)
Метонимия Вид тропа, в котором сближаются слова по смежности обозначаемых ими понятий. Явление или предмет изображаются с помощью других слов или понятий. Например, название профессии заменено названием орудия деятельности, а также название сосуда — на его содержимое, человека — на его внешность, населённого пункта — на название жителей, организации — на сотрудников, фамилии автора — на название произведения.

Когда же берег ада Навек меня возьмёт, Когда навек уснёт Перо, моя отрада… (А.Пушкин.)

На серебре, на золоте едал.

Ну, скушай еще тарелочку, сынок.

Олицетворение Такое изображение неодушевлённых предметов, при котором они наделяются свойствами живых существ даром речи, способностью мыслить и чувствовать. О чём ты воешь, ветр ночной,
О чём так сетуешь безумно?

(Ф. Тютчев.)Утешится безмолвная печаль,
И резвая задумается радость… (А.С.Пушкин)
Перифраз Один из тропов, в котором название предмета, человека, явления заменяется указанием на его наиболее характерные признаки, усиливающие изобразительность речи. «Царь зверей» (лев), «люди в белых халатах» (врачи), «рыжая плутовка» (лиса)
Синекдоха Вид метонимии, состоящий в перенесении значения одного предмета на другой по признаку количественного между ними отношения: часть вместо целого; целое в значении части; единственное число в значении общего; замена числа множеством; замена видового понятия родовым.

Все флаги в гости будут к нам. (А. Пушкин.)

Швед, русский колет, рубит, режет.

Мы все глядим в Напoлеоны.

Эпитет Образное определение; слово, определяющее предмет и подчёркивающее его свойства. Но люблю я, весна золотая,
Твой сплошной, чудно смешанный шум…
(Н.Некрасов)Отговорила роща золотая Берёзовым весёлым языком.
Сравнение Приём, основанный на сопоставлении явления или понятия с другим явлением.

Лёд неокрепший на речке студёной словно как тающий сахар лежит. (Н. Некрасов.)

Да, есть слова, что жгут, как пламя. (А.Твардовский)

Фигуры речи

Фигуры речи — обобщённое название стилистических приёмов, в которых слово, в отличие от тропов, не обязательно выступает в переносном значении.

Фигура Значение термина Пример
Анафора (или единоначатие) Повторение слов или словосочетаний в начале предложений, стихотворных строк, строф. Берегите друг друга,
Добротой согревайте.
Берегите друг друга,
Обижать не давайте. (О. Высотская)Люблю тебя, Петра творенье, Люблю твой строгий, стройный вид…
Антитеза Стилистический приём контраста, противопоставления явлений и понятий. Часто основана на употреблении антонимов.

А новое так отрицает старое!.. Оно стареет на глазах! Уже короче юбки. Вот уже длиннее! Вожди моложе. Вот уже старее! Добрее нравы.

Градация (Постепенность)— стилистическое средство, позволяющее воссоздать события и действия, мысли и чувства в процессе, в развитии, по возрастающей или убывающей значимости. Завыл, запел, взлетел под небо камень,
И заволокся дымом весь карьер. (Н. Заболоцкий)Не жалею, не зову, не плачу, Всё пройдёт, как с белых яблонь дым.
Инверсия Перестановка; стилистическая фигура, состоящая в нарушении общеграмматической последовательности речи. Роняет лес багряный свой убор,
Сребрит мороз увянувшее поле… (А. Пушкин)Швейцара мимо он стрелой Взлетел по мраморным ступеням. 

Лексический повтор

Намеренное повторение в тексте одного и того же слова. Простите, простите, простите меня! И я вас прощаю, и я вас прощаю. Я зла не держу, это вам обещаю, Но только вы тоже простите меня!
Плеоназм Повторение сходных слов и оборотов, нагнетание которых создает тот или иной стилистический эффект. Друг мой, друг мой, я очень и очень болен.

Оксюморон

Сочетание противоположных по значению слов, не сочетающихся друг с другом. Мёртвые души, горькая радость, сладкая скорбь, звонкая тишина.
Риторический вопрос, восклицание, обращение Приёмы, использующиеся для усиления выразительности речи. Риторический вопрос задаётся не с целью получить на него ответ, а для эмоционального воздействия на читателя. Восклицания и обращения усиливают эмоциональное восприятие.

Куда ты скачешь, гордый конь, И где опустишь ты копыта? (А. Пушкин.) Какое лето! Что за лето! Да это просто колдовство. (Ф. Тютчев.)

О Волга! Колыбель моя!
Любил ли кто тебя, как я? (Н. Некрасов)

Синтаксиче­ский параллелизм Приём, заключающийся в сходном построении предложений, строк или строф.

Уметь говорить – искусство. Уметь слушать – культура. (Д. Лихачёв)

Гляжу на будущность с боязнью, Гляжу на прошлое с тоской… 

Умолчание Фигура, предоставляющая слушателю самому догадываться и размышлять, о чём пойдёт речь во внезапно прерванном высказывании.

Баснь эту можно бы и боле пояснить – Да чтоб гусей не раздразнить… (И.А. Крылов)

Поедешь скоро ты домой: Смотри ж… Да что? Моей судьбой, Сказать по правде, очень Никто не озабочен.

Эллипсис Фигура поэтического синтаксиса, основанная на пропуске одного из членов предложения, легко восстанавливаемого по смыслу. Мы сёла — в пепел, грады — в прах, В мечи — серпы и плуги. (В. Жуковский.)
Эпифора Стилистическая фигура, противоположная анафоре; повторение в конце стихотворных строк слова или словосочетания. Милый друг, и в этом тихом
Доме. Лихорадка бьёт меня. Не найти мне места в тихом
Доме Возле мирного огня.
(А. Блок.)

Изобразительные возможности лексики

Термины Значение Примеры

Антонимы,

контекстные антонимы

Слова, противоположные по значению.

Контекстные антонимы — именно в контексте они являются противоположными. Вне контекста эта противоположность теряется.

Волна и камень, стихи и проза, лёд и пламень… (А. Пушкин.)

Синонимы,

контекстные синонимы

Слова, близкие по значению.

Контекстные синонимы — именно в контексте они являются близкими. Вне контекста близость теряется.

Желать — хотеть, иметь охоту, стремиться, меч-тать, жаждать, алкать
Омонимы Слова, звучащие одинаково, но имеющие разные значения. Колено — сустав, соединяющий бедро и голень; пассаж в пении птиц
Омографы Разные слова, совпавшие по написанию, но не по произношению. За́мок (дворец) – замо́к (на двери), му́ка (мучение) – мука́ (продукт)
Паронимы Близкие по звучанию, но различные по значению слова. Геройский — героический, двойной — двойственный, действенный — действительный
Слова в переносном значении В отличие от прямого значения слова, стилистически нейтрального, лишённого образности, переносное — образное, стилистически окрашенное. Меч правосудия, море света
Диалектизмы Слово или оборот, бытующие в определённой местности и употребляемые в речи жителями этой местности. Драники, шанежки, буряки
Жаргонизмы Слова и выражения, находящиеся за пределами литературной нормы, принадлежащие какому-нибудь жаргону — разновидности речи, употребляющейся людьми, объединёнными общностью интересов, привычек, занятий. Голова — арбуз, глобус, кастрюля, корзина, тыква…
Профессионализмы Слова, употребляющиеся людьми одной профессии. Камбуз, боцман, акварель, мольберт
Термины Слова, предназначенные для обозначения специальных понятий науки, техники и прочие. Грамматика, хирургический, оптика
Книжная лексика Слова, характерные для письменной речи и имеющие особенную стилистическую окраску. Бессмертие, стимул, превалировать…
Просторечная лексика Слова, разговорного употребления, отличающиеся некоторой грубоватостью, сниженного характера.

Болван, вертихвостка, вихлять

 

Неологизмы

Новые слова, возникающие для обозначения новых понятий, только что возникших. Возникают и индивидуальные авторские неологизмы . Будет буря — мы поспорим
И помужествуем с ней.
Устаревшие слова (архаизмы) Слова, вытесненные из современного языка другими, обозначающими те же понятия. Изрядный — отличный, рачительный — заботливый, чужестранец — иностранец
Заимствованные Слова, перенесённые из слова других языков. Парламент, сенат, депутат, консенсус

Фразеологизмы

Устойчивые сочетания слов, постоянные по своему значению, составу и структуре, воспроизводимые в речи в качестве целых лексических единиц. Кривить душой — лицемерить, бить баклу­ши — бездельничать, на скорую руку — быстро

Экспрессивно-эмоциональная лексика

Разговорная Слова, имеющие несколько сниженную по сравнению с нейтральной лексикой стилистическую окраску, характерные для разговорного языка, эмоционально окрашенные. Грязнуля, крикун, бородач
Эмоционально окрашенные слова Оценочного характера, имеющие как позитивный, так и негативный оттенок. Прелестный, чудный, отвратительный, злодей
Слова с суффиксами эмоциональной оценки Слова с суффиксами эмоциональной оценки. Миленький, зайчонок, умишко, детище

Изобразительные возможности морфологии

Экспрессивное использование падежа, рода, одушевлённости и пр. Что-то воздуху мне мало,
ветер пью, туман глотаю…
(В. Высоцкий.)Мы отдыхаем в Сочах.

Сколько Плюшкиных развелось!

Прямое и переносное употребление форм времени глагола.

Прихожу я вчера в школу и вижу объявление: «Карантин». Ох и обрадовался я!

Экспрессивное использование слов разных частей речи.

Со мной произошла преудивительнейшая история!

Я получил неприятное сообщение.

Я был в гостях у ней. Не минует тебя чаша сия.

Использование междометий, звукоподражательных слов.

Вот ближе! Скачут… и на двор Евгений! «Ах!» — и легче тени Татьяна прыг в другие сени. (А. Пушкин.)

Звуковые средства выразительности

Средство Значение термина Пример
Аллитерация Приём усиления изобразительности путём повторения согласных звуков.

Свищет ветер, серебряный ветер
В шёлковом шелесте снежного шума… (С. Есенин)

Шипенье пенистых бокалов И пунша пламень голубой…

Альтернация Чередование звуков. Мена звуков, занимающих одно и то же место в морфеме в разных случаях ее употребления. Касательная – коснуться, заблистать – блеснуть.
Ассонанс Приём усиления изобразительности путём повторения гласных звуков. Мело, мело по всей земле
Во все пределы.
Свеча горела на столе,
Свеча горела… (Б. Пастернак)
Звукопись Приём усиления изобразительности текста путём такого построения фраз, строк, которое соответствовало бы воспроизводимой картине. Трое суток было слышно, как в дороге скучной, долгой
Перестукивали стыки: на восток, восток, восток… 
(П. Антокольский воспроизводит звук вагонных колёс.)
Звукоподражание Подражание с помощью звуков языка звукам живой и неживой природы. Когда гремел мазурки гром… (А. Пушкин.)

Изобразительные возможности синтаксиса

Ряды однородных членов предложения Когда пустой и слабый человек слышит лестный отзыв насчёт своих сомнительных достоинств, он упивается своим тщеславием, зазнаётся и совсем теряет свою крошечную способность относиться критически к своим поступкам и к своей особе. (Д. Писарев.)
Предложения с вводными словами, обращениями, обособленными членами Вероятно, там, в родных местах, так же, как в моём детстве и юности, цветут купавы на болотных затонах и шуршат камыши, сделавшие меня своим шелестом, своими вещими шёпотами тем поэтом, которым я стал, которым я был, которым я буду, когда я умру. (К. Бальмонт.)
Экспрессивное использование предложений разного типа (сложнопод­чинённых, сложносочинённых, бессоюзных, односоставных, непол­ных и пр.) Там везде говорят по-русски; это язык моего отца и моей матери, это язык моей няни, моего детства, моей первой любви, почти всех мгновений моей жизни, которые вошли в моё прошлое как неотъемлемое свойство, как основа моей личности. (К. Бальмонт.)
Диалогичность изложения

Ну что ж? Правда ли, что он так хорош собой?

Удивительно хорош, красавец, можно сказать. Стройный, высокий, румянец во всю щеку…

Право? А я думала, что у него лицо бледное. Что же? Каков он тебе показался? Печален, задумчив?

Что вы? Да такого бешеного я и сроду не видывала. Вздумал он с нами в горелки бегать.

С вами в горелки бегать! Невозможно! (А. Пушкин.)

Парцелляция — стилистический приём расчленения в произведении фразы на части или даже отдельные слова с целью придать речи интона­ционную экспрессию путём её отрывистого произнесения. Парцеллируе­мые слова отделяются друг от друга точками или восклицательными знаками при соблюдении остальных синтаксических и грамматических правил.

Свобода и братство. Равенства не будет. Никто. Никому. Не равен. Никогда. (А. Володин.)

Он увидел меня и застыл. Оцепенел. Замолчал.

Бессоюзие или асиндетон – намеренный пропуск союзов, что придает тексту динамизм, стремительность.

Швед, русский колет, рубит, режет.

Люди знали: где-то, очень далеко от них, идет война.

Волков бояться – в лес не ходить.

Многосоюзие или полисиндетон – повторяющие союзы служат для логического и интонационного подчеркивания соединяемых союзами членов предложения.

Перед глазами ходил океан, и колыхался, и гремел, и сверкал, и угасал, и светился, и уходил куда-то в бесконечность.

Я или зарыдаю, или закричу, или в обморок упаду.

Все средства художественной выразительности для ЕГЭ. №26

Задание 26 приносит целых три первичных балла, то есть столько же, например, сколько с №9 по №11 вместе взятые. Времени же на решение оно требует гораздо меньше, если уметь пользоваться подсказками, данными в задании. Разберем алгоритм выполнения.

1. Задание представляет собой часть рецензии на текст, размещенный в КИМе между 21 и 22 заданиями.

Рецензия – (от лат. рассмотрение, отзыв о чем-либо) это критический отзыв, экспертное заключение, в основе которого лежит объективный профессиональный анализ литературного или художественного произведения, научно-исследовательской работы – реферата, статьи, монографии, эссе и т. д.

Поэтому рецензия содержит сведения о художественно-выразительных средствах, использованных в предложенном тексте, а также подсказки. Если уметь распределять средства по группам: тропы, лексические средства, приёмы и синтаксические средства, а также фонетические средства, решить №26 можно за несколько минут.

2. Все художественные средства делятся на три большие группы: лексические, синтаксические и фонетические.

Все средства художественной выразительности для ЕГЭ. №26

Лексические зависят от значения слова, синтаксические – от построения фразы или предложения, а фонетические – от звучания. Необходимо поделить все термины, указанные в задании, на 4 основные группы и 1 добавочную (если она есть), подписать их и, используя подсказки в рецензии, выбирать уже не из 9 понятий, а 2 или 4. Так вы экономите время и исключаете ошибки.

3. Для того чтобы выполнять задание быстро, необходимо выучить деление всех средств выразительности на группы.

Проще всего запомнить их в виде таблицы.

Все средства художественной выразительности для ЕГЭ. №26

Все теоретические пояснения терминов даны ниже.

4. Лексика делится на 2 группы: тропы и лексические средства.

Тропы:

💥 Эпитет – это троп, образное определение. Чаще всего это прилагательное или причастие в переносном значении. Волшебная ночь, прозрачное утро, богатый стол.

💥 Сравнение – это троп, сопоставление двух предметов или явлений по сходству. Существует 3 способа сравнения:

1. С помощью сравнительного оборота, в котором используются слова: как, будто, словно, точно, похож. Глаза, как небо, голубые.

2. С помощью формы Творительного падежа. Веселым треском трещит затопленная печь.

3. С помощью формы сравнительной степени прилагательного или наречия. На груди твоей снега белей.

💥 Метафора – это троп, скрытое сравнение. В отличие от обычного сравнения, когда явно сопоставляются по сходству два предмета, в метафоре один из них скрыт, что и создает многозначность и образность. Проще говоря, метафора – это то, чего не может быть. Флейта водосточных труб, половодье чувств, сквозняк в голове.

💥 Олицетворение – это троп, подвид метафоры, когда что-то неживое наделяется свойствами живого организма. Ветер выл, кричал и плакал.

💥 Метонимия – троп, подвид метафоры, сопоставление предметов или явлений по смежности, при этом одно из понятий пропускается. В разговорной речи мы постоянно используем метонимию, но не замечаем этого. Основные виды метонимии:

1. Фамилия автора используется в качестве обозначения его произведений. Вчера я Пушкина читал. Слово произведение или роман пропущено.

2. Название города используется для обозначения его жителей. Говорит Москва.

3. Сосуд, в который помещена еда или жидкость, используется в качестве обозначения пищи. Я три тарелки съел.

4. Материал, из которого изготовлено изделие, обозначает само изделие. Девичий стан, шелками схваченный, в туманном движется окне.

💥 Синекдоха – это троп, подвид метонимии, перенос значения с одного явления на другое по признаку количественного отношения между ними: употребление названия целого вместо названия части, общего вместо частного и наоборот. «- Скажи-ка, дядя, ведь не даром/ Москва, спаленная пожаром,/ Французу отдана?» (не одному французу, а всей французской армии).

💥 Гипербола – троп, сильное преувеличение. В сто сорок солнц закат пылал…

💥 Литота – троп, сильное преуменьшение. Старичок с ноготок, мальчик с пальчик.

💥 Ирония – вид комического, легкая, чуть заметная насмешка, троп, при котором истинный смысл скрыт или противоречит (противопоставляется) явному смыслу. Ну, ты мастер! (по отношению к человеку, который что-то сломал).

💥 Аллегория – троп, изображение абстрактного, отвлеченного явления через конкретное понятие. Часто применяется в баснях, где под животными подразумеваются люди, обладающие определенными особенностями характера: лиса символизирует хитрость, муравей – трудолюбие, осел – упрямство и т.д.

Лексические средства:

🟢 Книжная лексика;

🟢 Слова высокого стиля;

🟢 Разговорная (просторечная) лексика;

🟢 Оценочная лексика;

🟢 Профессиональная лексика;

🟢 Жаргонизмы;

🟢 Устаревшая лексика;

🟢 Слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами;

🟢 Диалектизмы – это слова, характерные для людей, живущих в определенной местности и не относящихся к литературному языку. Автор может использовать их для придания речи героя индивидуальных черт. Бурак – свекла, вязно — озеро, ажно — даже.

🟢 Синонимы – слова разные по написанию, но сходные по значению. Симпатичный, привлекательный, красивый.

🟢 Контекстные синонимы – слова, являющиеся синонимами только в определенном контексте (предложении, тексте), свободно употребляясь в речи, синонимами не являются. Даже любовь Софьи, первая, нежная и розовая любовь, не удерживала его.

🟢 Антонимы – слова разные по написанию и противоположные по значению. День – ночь, сила – слабость.

🟢 Контекстные антонимы – слова, являющиеся синонимами только в определенном контексте. Они сошлись, вода и камень, стихи и проза, лед и пламень не столь различны меж собой…

🟢 Омонимы – слова, одинаковые по написанию, но разные по значению. Девичья коса – острая коса – песчаная коса.

🟢 Паронимы – слова, сходные по написанию, но различающиеся оттенками смысла. Абонемент – абонент, зрительный – зрительский.

🟢 Фразеологизм – устойчивое выражение, часто употребляющееся в переносном значении. Его можно заменить одним словом. Делать из мухи слона – преувеличивать, белая ворона – странная, плыть по течению – не сопротивляться.

5. Синтаксические средства также делятся на 2 группы: приемы и средства.

Приемы:

🔰 Антитеза – противопоставление. В ЕГЭ используется и то, и другое обозначение приема. На антитезу указывают союзы а, но, да (в значении но).

🔰 Анафора – прием единоначатия строк. В стихотворении применяется с начала каждой строки, в прозаическом тексте – с начала каждого предложения. И он к устам моим приник, / И вырвал грешный мой язык, / И празднословный, и лукавый… или О, времена! О, нравы!

🔰 Эпифора – прием обратный анафоре, одинаковая концовка строк. Налево пойдешь – сам пропадешь, направо пойдешь – с конем пропадешь.

🔰 Инверсия – непрямой порядок слов в предложении. Прямой порядок: подлежащее, сказуемое, второстепенные члены. Любая перестановка – это уже применение инверсии. В огромном городе моём — ночь. / Из дома сонного иду — прочь.

🔰 Парцелляция – это дробление предложения на части точкой для постановки дополнительного логического ударения. Это была моя вина. Неизбывная и непреодолимая.

🔰 Градация – это прием постепенного возрастания или убывания признака, действия. Он шептал, говорил, кричал.

🔰 Цитация (цитирование)– применение любых цитат в тексте.

🔰 Лексический повтор – это повтор слов или словосочетаний в любом месте предложения. При этом слово дается в неизмененной форме. Это была долгая дорога, долгая и полная волшебства.

🔰 Синтаксический параллелизм – это повторение одинаковых синтаксических конструкций внутри одного предложения или в рядом стоящих. Происходит повтор грамматических конструкций, который может быть полным или неполным. Мне нравится, что вы больны не мной, / Мне нравится, что я больна не вами…

🔰 Вопросно-ответная форма изложенияразвитие мысли с помощью постановки вопросов и ответов на них. Вопросы могут быть как риторическими, так и конкретными. Что такое любовь? Это страсть, увлечение, близость. Ответ будет у каждого своим, но…

🔰 Оксюморон – сочетание несочетаемого, намеренный парадокс. Горячий снег, живой труп.

🔰 Умолчание — намеренный обрыв высказывания, передающий взволнованность речи и предполагающий, что читатель догадается о невысказанном. Баснь эту можно бы и боле пояснить -/ Да чтоб гусей не раздразнить…

🔰 Многосоюзие – это намеренное увеличение количества союзов в предложении, что ведёт к подчёркиванию каждой детали и замедлению поэтической речи. И цветы, и шмели, и трава, и колосья,/ И лазурь, и полуденный зной…

Синтаксические средства:

🟡 Все виды односоставных предложений: определенно-личные, неопределенно-личные, обобщенно-личные, безличные, назывные.

🟡 Вопросительные предложения;

🟡 Восклицательные предложения;

🟡 Побудительные предложения;

🟡 Обращения;

🟡 Вводные слова;

🟡 Вставные конструкции;

🟡 Уточнения (уточняющие конструкции);

🟡 Сравнительный оборот;

🟡 Ряд однородных членов;

🟡 Риторический вопрос;

🟡 Риторическое восклицание;

🟡 Риторическое обращение.

6. Фонетические средства.

Основным фонетическим средством является звукопись.

Звукопись – это усиление звуковой выразительности речи, создание атмосферы с помощью описания определенных звуков или повтора одинаковых гласных или согласных букв. У нее есть 2 разновидности:

🟠 Аллитерация – это повтор одинаковых согласных звуков. Лебедь уплыл в полумглу, / Вдаль под луною белея.

🟠 Ассонанс – это повтор одинаковых гласных звуков. Тихо лечу я по рельсам чугунным, / Думаю думу свою.

Подготовила Анна Терехова

Все материалы канала собраны здесь:

Русский язык

Урок 6: Речевая выразительность

Средства речевой выразительности

Разнообразить наш богатый язык помогают тропы и средства выразительности. В этом уроке мы познакомимся с их видами и способами употребления. Самое главное – научиться отличать тропы друг от друга. Для этого рассмотрим немного теории и потренируемся применять ее на практике.

slide1

В быстроразвивающемся мире уже мало учиться только в рамках школьной программы, важно получать полезные знания о финансах    и инвестициях, чтобы гарантировать материальное благополучие

Создай себе задел на будущее, получай уже сегодня расширенный объем    знаний и навыков по   ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ   в режиме онлайн

slide2

slide9

Зарегистрируйся сейчас, ПРИБЛИЗЬ СВОЙ УСПЕХ

Перейти

План урока:

Средства речевой выразительности. Понятие и функции

Виды речевой выразительности

Как определить вид тропа

Типовые задания ОГЭ по русскому языку по теме «Средства речевой выразительности»

Для начала разберемся с самим определением средств речевой выразительности и посмотрим, какую роль они играют в предложении и тексте.

Средства речевой выразительности. Понятие и функции

По-другому средства выразительности в русском языке принято называть тропами. Это не просто слова, которые украшают литературную речь. Они усиливают эмоциональную окраску единиц языка, что помогает передать более точный смысл текста или предложения. Рассмотрим, как авторы толковых словарей определяют основные средства речевой выразительности. Обратимся к словарю Ушакова:

«Речевая выразительность – это слова и обороты речи, которые употреблены в переносном или иносказательном смысле».

Ожегов дает следующее определение:

«Тропы – фигуры речи, которые употреблены в переносном значении и служат средствами выразительности языка».

Одним словом, эти формы языковой выразительности делают русский язык поистине великим и могучим. Но тропы выполняют не только эту функцию. Вместе с ней они содержат еще и много особенностей, которые играют важную роль для текстов и предложений:

  • помогают наглядно изобразить происходящие в мире события и явления, описать все вокруг;
  • делают мысль и позицию автора более законченными и понятными для читателя или говорящего;
  • дает оценочную характеристику на различные точки зрения, помогает более точно выразить мнение автора или собеседника;
  • преобразовывают речь и делают ее более привлекательной и красивой
  • вносят разнообразие в русский язык за счет новых связок, оборотов и комбинаций, позволяет более развернуто описывать действия.

Все это и многое другое делают средства выразительности для того, чтобы развивался наш язык. Самые распространенные 2 средства речевой выразительности – метафора и эпитет, которые часто путают между собой.

Виды речевой выразительности. Употребление в речи

Русский язык богат всевозможными тропами и словесными оборотами. На самом деле, средств выразительности речи намного больше, чем представлено теорией. Существует несколько групп средств выразительности:

  • лексические средства (синонимы, антонимы, фразеологизмы, неологизмы, диалектизмы, архаизмы, термины);
  • тропы (метафора, метонимия, оксюморон, олицетворение, сравнение, эпитет, гипербола);
  • фигуры речи и приемы (антитеза, анафора, градация, повтор, риторический вопрос, обращение, парцелляция, многосоюзие, инверсия, бессоюзие);
  • синтаксические средства речевой выразительности (однородные члены, неполные предложение, вводные слова и конструкции, вопросительные и восклицательные предложения).

Все они различаются между собой и несут особый смысл в такой единице языка как текст. Поэтому наша задача рассмотреть каждый из них на примерах и научиться распознавать их в художественном произведении.

Примеры средств речевой выразительности. Фрагменты из текстов

Наше желание ничтожно мало, меньше песчинки. Литота, художественное преуменьшение.

Сладостные мучения испытывал он, изгнанник, вернувшись в Россию. Оксюморон, соединение несовместимых вещей или понятий.

Лак на скрипке был красного цвета, словно кровь. Сравнение, сопоставление понятий.

Виды речевой выразительности

Познакомимся поближе с основными видами средств выразительности речи, а именно с тропами, поскольку они чаще всего попадаются в экзаменационных заданиях. Для этого разберем каждый по отдельности.

Тропы. Особенности употребления

С определением тропов мы уже познакомились. Теперь рассмотрим, какие средства выразительности речи они представляют:

1 sredstva rechevoi vyrazitelnosti

Эти виды выразительности речи помогают разнообразить ее и художественно преобразить. Определение тропов в тексте или предложение довольно не сложное занятие. Важно отличать их и знать особенности каждого вида.

Лексические средства. Содержание в предложении и тексте

Эти средства мы встречаем постоянно даже в повседневной жизни. С помощью синонимов мы описываем какие-то явления и предметы, а с помощью антонимов концентрируем внимание на отличиях. Но есть и некоторые нюансы, которые необходимо запомнить в каждой категории представленных лексических средств:

2 sredstva rechevoi vyrazitelnosti

Эти виды речевой выразительности встречаются повсеместно и нужно их «знать в лицо». Трудности могут возникнуть только с последней группой, но по аналогии можно догадаться принадлежность слов к конкретной группе.

Синтаксические средства выразительности       

В данной категории следует обращать внимание на синтаксическое устройство предложения. Желательно сделать его анализ и выявить, чем оно осложнено. Тогда можно будет определить и наличие синтаксических средств выразительности. Рассмотрим некоторые из них:

3 sredstva rechevoi vyrazitelnosti

Как можно заметить, в предложении эти средства речевой выразительности встречаются довольно часто.

Фигуры речи. Приемы средств выразительности

Существуют и фигуры выразительности речи, которые помогают заострить внимание читателя или слушателя на определенных значимых вещах и действиях. В таблице представлены все фигуры речи:

4 sredstva rechevoi vyrazitelnosti

Эти термины чаще всего попадаются в заданиях и их необходимо найти. Только зная теорию, можно верно определить фигуру речи.

Каждый из перечисленных видов средств речевой выразительности играет большую роль для художественной речи. С каждым разом она становится все богаче, что делает ее разнообразнее и шире в употреблении.

Как определить вид тропа

Определение средств выразительности поистине непростая задача. Очень легко запутаться во всевозможных определениях и особенностях. Разберем на примерах разных художественных текстов все способы определения тропов.

Средства выразительности и их определение. Алгоритм

Для того чтобы начинать работу с текстом, всегда нужно иметь конкретный план действий или алгоритм, который поможет не упустить ничего важного. Чтобы определить вид тропа или фигуры, необходимо следовать следующим шагам:

  • внимательно прочитать исходный текст несколько раз;
  • понять основную суть и смысл, который автор пытался донести;
  • проанализировать каждое предложение на предмет наличия средств выразительности и определить их виды;
  • подписать карандашом над предложениями всю необходимую информацию;
  • внести в задание те варианты ответов, которые от вас требовали.

Если четко следовать этому правилу, то и задание будет выполнено без ошибок.

Примеры определения средства выразительности. Художественный текст

Теперь рассмотрим, как делать данную работу на конкретном тексте. Необходимо наработать практические навыки выполнения подобного рода заданий, ведь потом их будет довольно просто различать между собой.

5 sredstva rechevoi vyrazitelnosti

Проанализируем каждое предложение:

  • 1 и 2 – присутствуют ряды однородных членов предложения, то есть синтаксические средства выразительности;
  • 3 – отсутствуют речевые средства;
  • 4 и 5 – восклицательные предложения, то есть синтаксические средства выразительности;
  • 6 – ряды однородных членов предложения;
  • 7 – отсутствуют тропы;
  • 8 – сравнение, относится к такому средству выразительности как троп.

Таким образом, необходимо анализировать каждое предложение представленного текста, чтобы не ошибиться в определении средства. Представленные таблицы помогут быстро и качественно выучить теорию по этому вопросу.

Типовые задания ОГЭ по русскому языку по теме «Средства речевой выразительности»

В Основном Государственном экзамене есть задание 7, которое предусматривает анализ средств выразительности. Разберем все нюансы его выполнения.

Особенности задания 7 ОГЭ 2020. Суть задания

Перед учеником представлены несколько предложений, которые содержат всевозможные тропы. Они могут быть совершенно из разных категорий, но их нужно уметь различать. В самом задании просят найти только один определенный вид. Чтобы это сделать, следует расписать каждое предложение и определить средство выразительности.

Это поможет не запутаться и выбрать правильный вариант ответа. Важно напомнить, что в данном задании их может быть несколько – в этом и заключается его сложность.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

Вопрос: 1

Укажите номер предложения, в котором средством выразительности речи является эпитет.

1Когда она рассказывала о своей жизни, мне хотелось, чтобы все люди послушали её и узнали, как звучит голос доброты и мудрости.

2Сёстры нитки прядут, а мне надо воду таскать из колодца, за младшими детьми ходить.

3Работала много, а получаю мало…

4Я размышлял о её жизни, об отношении этой женщины к родной земле, к труду, к людям и, кажется, начинал понимать…

Вопрос: 2

Укажите номер предложения, в котором средством выразительности речи является олицетворение.

1Все громко смаялись, лишь Славка сердито смотрел в окно, мысленно настраиваясь на борьбу.

2На перроне гуляло солнце.

3Кто-то натирал лыжи, кто-то прикреплял номер, кто-то разминался перед стартом.

4Он успокоился, взял лыжи и подошёл к девчонкам, которые стартовали на «тройке».

Вопрос: 3

Укажите номер предложения, в котором средством выразительности речи является фразеологизм.

1И вот под лёгкую истому костра, отстранившись от реальности мира, можно неспешно поразмыслить о прожитом и о дне приходящем.

2Охотники, уходя дальше по проторённой лыжне, оставили меня один на один со снежным безмолвием.

3Именно костёр на охотничьей тропе и есть тот самый добрый отголосок домашнего уюта.

Вопрос: 4

Укажите номер предложения, в котором средством выразительности речи является фразеологизм.

1На фотографии стояла девушка в военной форме: в солдатских сапогах, в гимнастёрке и юбке.

2Один раненый сфотографировал её для меня на память, и мы разъехались.

3И вдруг я узнал в этой девушке в военном костюме мою маму: мамины глаза, мамин нос.

4По дороге в магазин, пробегая мимо нашего сквера, я увидел маму: она сидела на скамейке под развесистой липой и разговаривала с какой-то старушкой.

Вопрос: 5

Укажите номер предложения, в котором средством выразительности речи является гипербола.

1Сколько удали в этом взмётывании топора над головою, сколько силы в ударе!

2Пень показался мне ещё огромнее.

3Доставало это дерево, наверное, до облаков, облетало его стороной самолёты, отдыхали на нём стаи перелётных птиц.

4И потом ещё почти весь день я трудился над огромными половинами.

Ваши ответы:

1 вопрос:

Укажите номер предложения, в котором средством выразительности речи является эпитет.

1) Когда она рассказывала о своей жизни, мне хотелось, чтобы все люди послушали её и узнали, как звучит голос доброты и мудрости.

2) Сёстры нитки прядут, а мне надо воду таскать из колодца, за младшими детьми ходить.
3) Работала много, а получаю мало…
4) Я размышлял о её жизни, об отношении этой женщины к родной земле, к труду, к людям и, кажется, начинал понимать…

2 вопрос:

Укажите номер предложения, в котором средством выразительности речи является олицетворение.

1) Все громко смаялись, лишь Славка сердито смотрел в окно, мысленно настраиваясь на борьбу.

2) На перроне гуляло солнце.
3) Кто-то натирал лыжи, кто-то прикреплял номер, кто-то разминался перед стартом.
4) Он успокоился, взял лыжи и подошёл к девчонкам, которые стартовали на «тройке».

3 вопрос:

Укажите номер предложения, в котором средством выразительности речи является фразеологизм.

1) И вот под лёгкую истому костра, отстранившись от реальности мира, можно неспешно поразмыслить о прожитом и о дне приходящем.

2) Охотники, уходя дальше по проторённой лыжне, оставили меня один на один со снежным безмолвием.
3) Именно костёр на охотничьей тропе и есть тот самый добрый отголосок домашнего уюта.

4 вопрос:

Укажите номер предложения, в котором средством выразительности речи является фразеологизм.

1) На фотографии стояла девушка в военной форме: в солдатских сапогах, в гимнастёрке и юбке.

2) Один раненый сфотографировал её для меня на память, и мы разъехались.
3) И вдруг я узнал в этой девушке в военном костюме мою маму: мамины глаза, мамин нос.
4) По дороге в магазин, пробегая мимо нашего сквера, я увидел маму: она сидела на скамейке под развесистой липой и разговаривала с какой-то старушкой.

5 вопрос:

Укажите номер предложения, в котором средством выразительности речи является гипербола.

1) Сколько удали в этом взмётывании топора над головою, сколько силы в ударе!

2) Пень показался мне ещё огромнее.
3) Доставало это дерево, наверное, до облаков, облетало его стороной самолёты, отдыхали на нём стаи перелётных птиц.
4) И потом ещё почти весь день я трудился над огромными половинами.

Посмотреть ответы

Правильные ответы:

1 вопрос: Я размышлял о её жизни, об отношении этой женщины к родной земле, к труду, к людям и, кажется, начинал понимать…

2 вопрос: На перроне гуляло солнце.

3 вопрос: Охотники, уходя дальше по проторённой лыжне, оставили меня один на один со снежным безмолвием.

4 вопрос: Один раненый сфотографировал её для меня на память, и мы разъехались.

5 вопрос: Доставало это дерево, наверное, до облаков, облетало его стороной самолёты, отдыхали на нём стаи перелётных птиц.

Литература передает нам «привет» заданием на знание средств художественной выразительности как в ОГЭ, так и в ЕГЭ по русскому языку. Разбираемся с терминами, которые необходимо выучить для успешного выполнения заданий, а также рассмотриваем примеры, чтобы раз и навсегда запомнить, что есть что.

В этой статье:

Средства выразительности в ОГЭ: необходимая теорияТеория на средства выразительности в ЕГЭПримеры заданий в ОГЭ и ЕГЭ

средства выразительности огэ

Средства выразительности в ОГЭ и ЕГЭ по русскому

Средства выразительности в ОГЭ: необходимая теория

Начнём с минимального набора, который нужен девятикласснику, чтобы выполнить задание 7 на средства выразительности в ОГЭ. Всего таких средств выразительности в этом задании встречается 8.

1. Эпитет — красочное прилагательное, образное определение: 
изумрудные поля, лучезарная улыбка, мягкие руки

2. Метафора — скрытое сравнение: 
в саду горит костёр рябины красной

3. Сравнение — сопоставление нескольких предметов или явлений по принципу сходства, выраженное при помощи специальных слов (как, будто, словно) либо через творительный падеж:
закричал петухом, упал камнем

4. Сравнительный оборот — сравнение, выраженное при помощи союзов как, точно, словно, будто, как будто и т. д.:
взвизгнул, будто поросёнок

5. Литота — художественное преуменьшение:
У меня во рту не было ни крошки!

6. Гипербола — художественное преувеличение:
Я не видел тебя тысячу лет!

7. Олицетворение — наделение неживых предметов качествами живых: 
стены слушают, луна улыбается

8. Фразеологизмы — устойчивое сочетание слов: 
у черта на куличках, зарубить на носу, в конце концов

Самые популярные понятия, необходимые для выполнения задания ОГЭ, теперь вам знакомы. Если же после 9-ого класса вы планируете продолжить учёбу — сдать ЕГЭ, вам нужно пополнить этот запас ещё несколькими терминами.

Одной теории недостаточно, чтобы хорошо сдать ОГЭ по русскому. Экзаменаторы любят расставлять ловушки в заданиях: делать хитрые формулировки и требовать определенный формат ответа, например. Из-за этого многие школьники, очень хорошо знающие язык, теряют баллы.

Записывайтесь на курсы подготовки к ОГЭ по русскому, чтобы не попасться в ловушки ОГЭ. На занятиях я разбираю их все и показываю ученикам, на что нужно обращать внимание. А еще мы изучаем лайфхаки, которые помогают быстрее находить ответы на вопросы и не тратить время попусту.

Теория на средства выразительности в ЕГЭ

Для ЕГЭ нужно знать намного больше средств выразительности, чем для ОГЭ. Но задачу упрощает то, что все средства выразительности для ЕГЭ делятся на пять групп:

  1. формы речи;
  2. лексические средства;
  3. синтаксические средства;
  4. тропы;
  5. приёмы.

Разберем теорию для каждой группы.

1. Формы речи

Диалог — обмена высказываниями между двумя и более людьми.

Монолог — речь действующего лица, выключенная из разговорного общения персонажей и не предполагающая непосредственного отклика, в отличие от диалога.

2. Лексические средства

Ио есть то, какие слова использует автор в своём тексте:

Фразеологизмы — уже знакомы нам после ОГЭ.

Диалектизмы — слова, присущие определённому региону, местности, например, южный диалект, питерский диалект: 
бордюр – поребрик, подъезд – парадная

Архаизмы — устаревшие слова
уста, очи

Книжная лексика — лeкcикa, cвязaннaя c книжными cтилями peчи, yпoтpeбляющaяcя в нayчнoй литepaтype, пyблициcтичecкиx пpoизвeдeнияx, oфициaльнo-дeлoвыx дoкyмeнтax:
апробировать, прерогатива, воззрение

Слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами:
книжечка, мордочка

Антонимы — слова одной и той же части речи с противоположным значением:
Он не плохой, а хороший.

Синонимы — слова одной части речи с полным или частичным совпадением значения:
Я вас люблю и обожаю!

Разговорные слова — лексические единицы, употребляющиеся в разговорной речи, например, в непринужденной неофициальной беседе:
чуточку, враньё

Профессиональная лексика – слова или выражения, свойственные речи той или иной профессиональной группы:

Приходи после урока, у меня будет окно.

3. Синтаксические средства

То есть то, как построены предложения, которые использует автор в своём тексте.

Инверсия  изменение прямого порядка слов в предложении: 
Пойду поделаю задание домашнее я.

Восклицательные предложения — предложения с восклицательными знаками на конце:
Вы посмотрите! Она явилась!

Риторические вопросы — вопросительные предложения, не требующие ответа:
Почему же мне так больно на всё это смотреть?

Вводное слово — слово, которое выражает отношение говорящего к высказыванию, его оценку, даёт сведение об источнике сообщения или связи с контекстом:
Конечно, мы приедем на бал!

Ряды однородных членов предложения — сочинительное сочетание слов, как правило, одной и той же части речи, в котором ни одно не является главным:
Они жили богато, роскошно, шикарно.

4. Тропы

Уже известные нам по ОГЭ метафора, эпитет, сравнение, литота, гипербола, олицетворение. К этим средствам выразительности в ЕГЭ прибавляется:

Ирония — насмешка, когда в текст вкладывается смысл, противоположный написанному: 
Ну я просто гений! Очки потерял, а они у меня на лбу!

5. Приёмы

Анафора — единоначатие (предложения начинаются с одного и того же слова/фразы):
Как хорошо, что вы пришли! Как хорошо, что мы снова в сборе!

Эпифора  одинаковое окончание предложений
Вы уходите – пусть будет так. Мы больше никогда не увидимся – пусть будет так.

Противопоставление:
Ты богат – я очень беден, ты румян – я тощ и бледен

Парцелляция  разделение предложения «на порции» по словам или фразам: 
Он ушёл. Я хотел было возразить ему, но… Он ушел. И больше не вернулся. С тех пор мы не общались.

Лексический повтор — намеренный повтор слова: 
чудесная, чудесная пора детства

Синтаксический параллелизм  одинаковое построение предложений (с точки зрения синтаксического строя, схемы): 
Я знаю: однажды мы встретимся вновь. Ты понимаешь: никогда этому не бывать.

Градация — перечисление однородных членов с эмоциональным усилением/спадом: 
Она была хороша, мила, красива, прекрасна, восхитительна!

Оксюморон — сочетание несочетаемого: 
живой труп, горячий снег, замечательная боль

Цитирование — дословная выдержка из какого либо текста:
Пушкин отмечал: «Чацкий совсем не умный человек — но Грибоедов очень умен».

Как видите, в ЕГЭ намного больше теории на средства выразительности, чем в ОГЭ. Запомнить все термины и еще сотни правил и исключений к ним — задачка не из легких. Прибавьте к этому необходимость написать хорошее сочинение без ошибок и в полном соответствии с критериями. И все это нужно сделать всего за 3,5 часа!

Записывайтесь на курсы подготовки к ЕГЭ по русскому, чтобы не запутаться в теории и научиться правильно распределять время. На занятиях разбираем лайфхаки решения всех заданий и критерии оценивания, а также решаем пробные ЕГЭ, чтобы не нервничать на настоящем экзамене.

Примеры заданий в ОГЭ и ЕГЭ

Средства выразительности в ОГЭ: практика

Средства выразительности в ОГЭ по русскому встречаются в задании 7:

средства выразительности огэ

Обычно в задании 7 на средства выразительности в ОГЭ просят выбрать верные варианты из пяти предложенных. Источник: демоверсия ФИПИ 2022

В примере выше верные ответы: 1 (страшные вёсла) и 4 (смертельный ужас, заклятая работа). Обратите внимание: «зенитный» в предложении 5 — не эпитет, а обычное прилагательное. Эпитеты всегда красочные, оценочные.

Средства выразительности в ЕГЭ: практика

В ЕГЭ по русскому знание средств выразительности проверяют в задании 26. Обратите внимание, что в самом этом задании, в тексте рецензии, присутствуют слова-подсказки (выделены красным на картинке):

средства выразительности егэ

Пример задания 26 на средства выразительности в ЕГЭ. Источник: демоверсия ФИПИ 2022

Благодаря этим подсказкам в задании и моей статье вы сможете значительно сузить круг поиска верного ответа. В примере выше решение такое:
А — 2 (как? словно —> сравнение),
Б — 5 (каково? недоговорено, недожито, не исчерпано —> однородные члены предложения),
В — 1 (какая утрата? досадная и грустная (эмоциональная окраска) —> эпитеты),
Г — 9 (что? слепота души — скрытое сравнение, душа не может быть слепой, но сравнивается с обычной слепотой —> метафора).

Так мы разбираем и другие задания из ОГЭ и ЕГЭ по русскому на наших курсах подготовки к экзаменам. Записывайтесь на наши занятия, и вас ждут лайфхаки решения и много-много практики!

Языковые средства выразительности


Языковые средства выразительности

4.2

Средняя оценка: 4.2

Всего получено оценок: 1472.

4.2

Средняя оценка: 4.2

Всего получено оценок: 1472.

Чтобы создать красивый и запоминающийся текст, автор стремится использовать различные средства выразительности. В этой статье мы поговорим о том, какие языковые средства выразительности существуют в русском языке.

Опыт работы учителем русского языка и литературы – 27 лет.

Лексика

Разумеется, любая фраза и в итоге каждый текст состоит из слов. Именно слово – инструмент писателя.

Слова с их значением изучает лексикология, а все они вместе составляют словарный состав языка, иначе называемый лексикой. Лексика дает автору самую широкую палитру изобразительных средств. Ведь слова с их оттенками значений позволяют тексту раскрыться во всем многообразии смыслов. Для этого используются переносные значения многозначных слов (метафоры, эпитеты и т.п.)

Словарный состав языка неисчерпаем; при желании всегда можно подобрать подходящее слово. Но если все-таки кажется, что слов не хватает, можно придумать свое. Такие слова называются окказионализмами (авторскими неологизмами). Второе название менее точно, так как не все такие слова входят в язык.

Ниже приведена таблица с примерами лексических средств выразительности.

Термин

Пример

Метафора

Башни деревьев

Эпитет

Сияющие глаза

Олицетворение

Дождик шепчет

Метонимия

Съел пол-ложки

Гипербола

Сто лет тебя не видел!

Литота

Подождите секундочку!

Сравнение

Камнем упал

Синекдоха

Нам нужны любые руки

Ирония

Опять двойку схватил, умник?

Перифраз

Мы прибываем в город на Неве

Аллегория (сложный троп)

В тексте дорога может быть аллегорией жизни

Символ (сложный троп)

В притче отец может быть символом Бога

Лексические средства выразительности всегда есть в художественном произведении, но и в обыденной речи они не редкость.

Фонетика

Тексты не существуют исключительно в письменном виде – их можно прочесть или произнести вслух. Тогда появляется звук, и он делает текст красивее, эффектнее или наоборот. Так действуют фонетические средства выразительности. Не каждый автор стремится их использовать. Но помнит о них каждый, иначе получившиеся сочетания могут оказаться неблагозвучными или даже странными, так как на стыках слов будут появляться другие слова. (сер камыш – серка мышь).

Вот список языковых средств выразительности в фонетике.

Аллитерация – повторение одного и того же согласного звука (и нескольких звуков, похожих по своим характеристикам). Надо иметь в виду, что мы обозначаем на письме твердые и мягкие согласные одной и той же буквой, но это разные звуки!

Примером аллитерации могут служить строчки стихотворения Анны Ахматовой:

В белом пламени клонится куст

Ледяных ослепительных роз.

В первой строке повторяется трижды [Л], во второй – [Л’].

Ассонанс – тоже повтор звука, но только гласного.

Гласные звуки в безударной позиции подвергаются редукции, поэтому «учитываются» обычно только ударные гласные.

Приведем пример из стихотворения М. Ю. Лермонтова «Бородино»:

У наших ушки на макушке,

Чуть утро осветило пушки

И леса синие верхушки —

Французы тут как тут.

Здесь мы видим инструментовку на звук У. Причем этот звук не подвергается качественной редукции (он всегда «похож на себя»), поэтому можно засчитывать и безударные У.

Звукопись – это подражание звукам природы с помощью подбора слов с определенным звуковым составом.

Приведем в пример отрывок из стихотворения В. Инбер:

Вверху рычат германские моторы:

— Мы фюрера покоррные рабы,

Мы превращаем горрода в грробы…

Гудение мотора передано с помощью повторения звука Р.

Синтаксис

Синтаксис также участвует в создании выразительной картины. Ниже даны примеры основных синтаксических средств выразительности.

Чаще всего в одном предложении можно встретить не одно, а два или три изобразительных средства.

Анафора, параллелизм

Не напрасно дули ветры,

Не напрасно шла гроза. (С. Есенин)

Инверсия, анафора, параллелизм

Что ищет он в стране далекой?

Что кинул он в краю родном?.. (М. Ю. Лермонтов)

Риторическое обращение, риторический вопрос

Куда ты скачешь, гордый конь,

И где опустишь ты копыта? (А. С. Пушкин)

К синтаксическим средствам выразительности относят также эпифору, антитезу, эллипсис, парцелляцию и другие.

Заключение

Что мы узнали?

Для создания художественного образа используются средства лексики, фонетики и синтаксиса. К первым относятся эпитеты, метафоры, лексические повторы и т.д. Ко вторым – аллитерация, ассонанс и звукопись. К третьим – анафора, антитеза, инверсия и другие. Обычно в одном произведении можно встретить различные средства выразительности.

Тест по теме

Доска почёта

Доска почёта

Чтобы попасть сюда – пройдите тест.

  • Вера Сокол

    8/10

  • Татьяна Бартенева

    10/10

  • Лидия Топоркова

    10/10

  • Шерзодбек Кувондиков

    10/10

  • Айнур Исламов

    9/10

  • Владимир Бабахов

    9/10

  • Татьяна Якимова

    10/10

  • Дмитрий Боченко

    7/10

  • Валя Сизикова

    8/10

  • Семён Конюков

    10/10

Оценка статьи

4.2

Средняя оценка: 4.2

Всего получено оценок: 1472.


А какая ваша оценка?

Добавить комментарий