Есть много мест для поиска по старине. В тройке лидеров по популярности – поле, урочище и старая дорога. Но, если ранжировать популярность мест у кладоискателей, проводя аналогию с велосипедными гонками, то ситуация такая – урочище и поле едут вместе в лидерах, а старая дорога, хоть и на третьем месте, но на два километра позади от первых двух. А зря! Старые дороги – это очень перспективное место для поиска. Хоть клады на старых дорогах встречаются редко, но вот монеты потеряшки – это классические спутники старых дорог.
Старые дроги интересны тем, что монеты зачастую разных эпох и, если дорога была ходовая и в советское время, то на такой дороге будут и имперские монеты, и советы разных годов.
Для того, чтобы поиск на дороге был эффективным нельзя «бить» дорогу «в лоб», т.е. нельзя только идти по дороге и искать, как делает большинство копателей. Важно понимать, что дорога, особенно полевая, сдвигалась со временем. Дорога, которая проходила раньше по сегодняшнему фермерскому полю, могла сдвигаться на несколько метров в зависимости от возделывания поля.
На больших, длинных трактах путники часто сходили с дороги для отдыха или по нужде. И, если для отдыха достаточно было сойти на обочину, то по нужде нужно было отойти, ради приличия, хотя бы на 10-30 метров от дороги. Путники сходили с дороги, садились, расстилали одежду и, как водится, теряли то, что было в карманах.
Нередко, на дороге могли что-то припрятать, например, нож или оружие и, по каким либо причинам, не забрать на обратном пути. Представьте себя в то время: вы идете из деревни в город, подходя к крупному населенному пункту вы решили спрятать свой нож, но, чтобы потом на обратном пути без труда найти свой нож – вы выбираете явный ориентир, например, большой дуб, овраг, камень. Потом, вдруг, каким то причинам не возвращаетесь обратно, а закладка так и остается в вашем секретном месте ждать вас.
В дополнение к вышесказанному приложу схему, которой вы должны руководствоваться при работе на старой дороге.
Пусть вы пройдете меньше по длине самой дороги, но зато ваш поиск будет интенсивным, а не экстенсивным. Опять же, не пройдённая часть дороги останется для вас ещё одним местом «где покопать».
Признаки старой дороги в лесу
Копать возле старой дороги — к хорошим находкам. Такая вот кладоискательская примета. Само собой, дорога дороге рознь, но, в любом случае, здесь наверняка передвигалось множество людей, которые по ходу дела теряли вещи и монеты. Кроме того, иногда вдоль дорог прятали «заначки», которые забывали или не успевали откопать.
Лучше всего дороги искать по старинным картам — к примету, таким, как карта Шубрета и прочие трехверстовые карты. Тогда особых проблем с обнаружением тракта не возникнет: примерное его положение будет отражено на бумаге, плюс-минус двести метров вправо или влево.
Второй немаловажный момент — это знание некоторых природных тонкостей и особенностей, которые проявляются на местности.
Признаки старой дороги:
1. Грунт на местах старой дороги сильно утрамбован, утоптан. Поэтому часто можно наблюдать своеобразное проседание почвы на протяжении линии или тропы. Лучше всего это проседание можно заметить в лучах вечернего солнца, когда из-за освещения под углом (косые лучи) все оттенки красок более контрастные, а тени длиннее.
2. По утрам вдоль старых дорог туман стелется ниже. Все дело то том, что температура у разной по плотности земли — разная. Над более прогретой поверхностью туман более интенсивный.
3. Поверхность старинной дороги, как правило, более различима после дождя или по первому снегу. Так четче становятся видны канавы — в них скапливается вода или снег.
4. На склонах дорога видна четче по выемке или насыпи. Заметна разница грунтов.
5. Есть определенные виды растений, не характерные для леса, но характерные для придорожных обочин. К примеру, тот же подорожник, тысячелистник, чернобыльник (полынь). Из кустарников — шиповник. Иногда вдоль старых трактов по хвойным лесам растут березы.
Из экстремальных способов — выйти в лес в темную безлунную ночь. Таким образом получается сосредоточиться на плотности грунта под ногами. Говорят, ощущается плотность. На старых дорогах и тропах грунт ощутимо плотнее. Ну или можно выйти днем с провожатым и завязать глаза.
Логический способ
Если подключить логику, старинную дорогу можно найти и без двухсотлетних карт. Алгоритм поиска следующий. Находим карту хотя бы советского периода с хорошо прорисованным рельефом местности. Ищем два близлежащих пункта. Проводим между ними линию, которая могла бы их связывать (не прямую, а в обход болот, озер, высоких холмов). Вероятнее всего, это и будет местом пролегания старинной дороги.
Обращайте внимание на названия сел, урочищ, наличие бродов и т.д. Например, деревенька с названием «Дорожная» вполне могла располагаться около вдоль заброшенного тракта.
Напоследок напомню: если повезло найти старинную дорогу, обследуйте не только саму «колею», но и обочины. Именно там отдыхали передвигающиеся по дороге люди, иногда прятали клады под приметными деревьями, камнями, прочими ориентирами.
Павел Макаров
Многие новички задаются вопросом куда пойти искать с металлоискателем? Ответ будет самый простой, туда, где меньше мусора и нет посторонних глаз. И самое лучшее место для этого — это лес и лесные дороги. Также подойдут поля, но в этой статье мы рассмотрим вариант поиск в лесу.
Старые лесные дороги
В царские времена и средневековье передвигались пешком, редко на лошадях, и преодолевать приходилось не близкий путь. Представьте себе, сколько времени необходимо что–бы добраться с Москвы до Владимира пешком или наоборот из Владимира в Москву. Это сегодня пустяки, сел в машину, в автобус и в путь. А раньше, все путники тщательно готовились к этому за ранее. Собирали провиант, брали с собой деньги и даже некоторые личные ценности.
Пока путник шел из точки А в точку Б, он мог останавливаться на привалы, отходил по малой и большой нужде и в эти моменты случались потери личных вещей.
Также в древние времена вероятность быть ограбленным была очень высокая, и при малейшей опасности все ценности старались прятать, например зарывали в землю.
Еще на потери личных вещей очень влияла погода. Передвигаясь зимой в метель и стужу, человек терял равновесие и ориентир, начинал нервничать, терял контроль над здравомыслием, замерзали руки и телодвижения были скованные и неаккуратные.
Вспомните свою хватку рук года они замерзают. Трудно даже мелочь достать из карман или провернуть ключи в замочной скважине.
Как найти старую дорогу?
Первый способ
Найти старую дорогу можно по старым картам на сайте это место (etomesto). С помощью этого сайта, вы сможете найти старую карту вашего региона, наложить на спутниковые снимки, и увидеть как примерно проходила дорога в прошлом.
Второй способ
Найти старую дорогу для копа также не предоставляет никаких сложностей. Стоит зайти в любой лес, вы сразу окажитесь на старой дороге. Она будет у вас под ногами. Вопрос в другом, на сколько она старая? Об этом вам расскажут только находки. Также, от основных лесных дорог, которые есть в наше время, очень часто можно найти второстепенные дороги, более позднего времени. Обычно они тяжело проглядываются и имеют заросшее состояние.
На таких дорогах растет молодой кустарник, крапива, иногда встречается подорожник и видно калию от телег. Если присмотреться внимательней, можно заметить калию от колесного транспорта, обычно от лошадиных повозок или телег. В Советское время — автомобили.
Третий способ
Способ как найти старую дорогу подойдет опытным поисковикам. Этот вариант предоставляет собой поиск по спутниковым снимкам. Ведь не все дороги были отмечены на старых картах, а только такие, которые по мнению картографа наиболее значимые.
Конечно–же этот метод не дает 100% гарантии, что вы действительно увидели дорогу. Это может быть противопожарный советский ров, охотничья просека, дорога накатанная лесовозами. В любом случае, известно будет только тогда, когда вы попадете на это место и пройдете с металлоискателем.
На картинке ниже, красным, отмечены 3 дороги, ни одна из них не указана на старых картах, но все они вели в исчезнувшую деревню.
Присмотритесь внимательно вдоль красных нарисованных мной линий, вы увидите рядом полосы, идущие по лесу. Это и есть старинные дороги, уже заросшие кустарниками и давно заброшенные. Только редкие грибники и охотники иногда их используют.
На этой картинке дорога идет через лес из деревни существующая сегодня. Ведёт дорога в деревню которая прекратила свое существование еще в 1968 году.
В общем, поиск старинных дорог не такая и сложная задача. Важно в этом деле попасть на место, которое вы выбрали и уже в этом случае вы лучше поймете дорога это или нет.
Галерея
Тема: Как найти старинную дорогу на местности ? (Прочитано 17152 раз)
0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.
Недавно озадачился вопросом как найти старинную дорогу на местности.
Дорога есть на карте, при разведке на местности разброс составляет несколько сот метров.
Существует ли методика поиска такого места, может есть какие-то приметы или наработки полученные опытным путем?
Пока что нашел только такие приметы как ложбина на месте бывшей дороги, растения также могут указывать,
— «К таким растениям относятся: гравилат городской (Geum urbanum L.), репешок обыкновенный (Agrimonia eupatoria L.) и крапива двудомная (Urtica dioica L.) У гравилата и репешка на плодах имеются прицепки, с помощью которых они прикрепляются к одежде. Крапива по старой дороге растет не зарослями, как мы её привыкли видеть, а одиночным стеблем. Таким образом плоды этих растений разносятся человеком. В ботанике подобный способ называется зпизоохорией — без билета — по белу свету. Расселению крапивы по лесным дорогам способствует человек и животные, вместе с грязью на обуви. Если ранее в лесу располагалось жилье человека, то это подтвердят бодяк полевой и заросли крапивы двудомной.» Вот и всё. а хочется большего.
Записан
Вот нашел на Археология России сообщение археолога в тему от rezak.
«Мы вылавливали дорогу по микрорельефу. На ровном месте у нас почти везде чётко шли канавы, местами затянуты землей. На склонах дорога хорошо видна по выемке и насыпи. Во вском случае дороги 6-8 вв. у нас по этим признакам читаются чётко. Если теряли, начинали проводить круговое обследование — отходили от видимого участка метров на 50 — и по этому радиусу прочёсывали местность, затем дальше и т.д., удавалось отследить разрывы до 200 м с поворотом полотна дороги.»
Записан
Копать всегда, копать везде, копать на суше и в воде !
По опыту: начинаем работать с аборигенами, получаем примерное направление, на месте определяемся по следующим признакам — старая дорога это наличие вышеперечисленных растений, небольшая насыпь — ее как правило видно невооруженным взглядом, часто встречается шиповник вдоль дороги, иногда березовые посадки, вряд,
и самое главное как правило старые тракты используются до сих пор, как проселочные дороги, где-то они прерываются, но в основном народ пользуется тем, что протоптано давно.
Записан
Из теории :
На старых картах есть столбовая, линейная и почтовая дороги:
– Столбовая дорога (устаревшее), большая проезжая дорога с верстовыми столбами.
– Почтовая дорога – дорога меньших размеров,чем столбовая, совпадает со столбовой. Т.е. часть столбовых дорог использовались для почтового сообщения
– Линейная дорога – по поводу линейных дорог. Взято с ресурса, посвященного истории Алтая.
“С середины XVIII в. на юге Западной Сибири строили уже не отдельные укрепления, а пограничные “линии”. (…) По углам крепостей пристраивали выступавшие бастионы, которые позволяли держать под прицельным огнем ближние подступы. (…) От одного укрепления к другому была проложена “линейная дорога”, которую местные жители называли трактом. В некоторых современных селениях еще сохранились воспоминания о казачьих караулах, дежуривших на ней”
Записан
По поводу растений забудь про это – многие книги и статейки по растениям пишутся полными делетантами.
Например, попробуй в лесу определить Север по мху на деревьях… только компас при этом не забудь, а то из леса не выдешь…
Вот и с дорогами таже фигня. Мне кажется если дорога действительно старая без GPS ловить нечего.
Записан
Копать всегда, копать везде, копать на суше и в воде !
А вообще KSI
Если знаете приблизительное направление и местность «чистая»,то можно поискать на ощупь,то есть походить с мд по этому участку,на месте дороги обязательно будет большинство находок,но это,повторяюсь,если местность свободна от хлама.
Бывает наткнешься на кусок дороги в поле,трава на этом месте более низкорослая (не везде,но чётко просматривается направление ),если дорога упирается в лес (а лес не молодняк),то видно прогалину,ну и по рельефу местности посмотреть,иногда помогает.
Записан
Спасибо !
Не ожидал – столько инфо вывалили сразу – буду преваривать.
С растениями я уже поня что не панацея это – если только как вспомогательные признаки.
Сезон начинается попробую Ваши советы на практике.
Записан
А просто по по старым картам,например — Менде не пробовали ?
Правда зачастую тракты наших предков полностью совпадают с современными путями сообщения. Пращуры ездили и ходили очень рационально, учитывая правило, что кратчайшее расстояние между двумя точками — желательно прямая (сообразно с рельефом местности).
Современные дорогостроители того-же мнения, поэтому много перспективных участков безвозвратно утеряны для поиска. Но остались еще учаски не тронутые цивилизацией, т.к. дорожники, применяя новые технологии, спрямляли путь.
По опыту и рассказам часто на старых трактах попадаются подковы, пуговицы (не гербовые — обыкновенные медные или гирьки), колокольчики и бубенчики (чаще — разбитые), монеты то-же радуют.
Хороший хабар на дорогах, которые сейчас называют «трассами республиканского значения». На тропинках между двумя деревнями можно только потерять время.
А менде есть сейчас у каждого второго, не считая каждого первого, если нет – загляните на главную этого сайта – раздел с картами… так что — успехов.
Записан
Копать всегда, копать везде, копать на суше и в воде !
Ещё маленький нюансик. Сейчас долбим деревеньки, которые были на обочине одного старинного тракта. И глядя на карту я посчитал, что деревня от деревни находится примерно в однодневном переходе, т.е. примерно от 30 до 50 километров. Некоторые превратились в города и посёлки, а некоторые срыли хрен знает когда. Один нюанс правда смущает, в деревне улицы в принципе не плавали туда сюда, а вот за околицей где искать основную только догадываешься… дорога могла петлять как пьяный писает, лужи грязь и т.д.
Записан
Fokyc замечание – крайне интересное
Добавлю что у нас на тракте были Ямы почтовые – характерно что они имели нумерацию и располагались примерно на одно расстоянии.
Т.е. не имея карты или имея более современную можно логически вычислить где должна быть деревенька
Записан
На картах тракта имеются такие почтовые станции в виде рожка над деревней, но только если нет деревеньки то и не узнаешь в каком месте была эта станция. Из 3-4 деревень какие уже объехали, только одна “богатенькая” была, в общей сложности с неё подняли тремя детекторами около сотни монет, начиная от денги петра и кончая советами до 61 года. Бытовухи тоже полно было, полно было и гильз от трёхлинейки. Остальные деревеньки почему-то вообще небогатые были…
Записан
- О пиратах.ру »
- Выезд – Поиск – Отчет »
- Поиск – кто? где? чем? как? »
- Как найти старинную дорогу на местности ?
Похожие темы
Последние 15 постов на форуме
Куплю e-trac б/у [Покупка, продажа, обмен. Металлодетекторы и комплектующие.] |
Дед с ружом 09-04-2022, 01:44:09 |
|
Возле бара англичане подняли древний клад на 100 тысяч у.е. [Новости и другая информация] |
Kosta 13-08-2020, 09:19:03 |
|
Тесоро Тежон( Барсук) [Покупка, продажа, обмен. Металлодетекторы и комплектующие.] |
Dobrodel 29-02-2020, 18:16:12 |
|
С Наступающим, Друзья !!! [Поздравления] |
Dobrodel 01-01-2020, 16:51:56 |
|
В Швейцарии подняли клад серебра времен Нерона в отличном сохране [Новости и другая информация] |
Kosta 27-11-2019, 12:30:39 |
|
Археологи подняли монетный золотой клад 10 века на Кубани [Новости и другая информация] |
Kosta 25-11-2019, 11:57:19 |
|
Как фермер искал свое кольцо, а поднял богатый клад [Новости и другая информация] |
Kosta 08-11-2019, 11:31:34 |
|
В стране резко подскочил спрос на металлоискатели – статистика по продажам [Новости и другая информация] |
Dobrodel 02-11-2019, 14:24:44 |
|
В Англии строители нашли крупнейший клад оружия и инструментов бронзового века [Новости и другая информация] |
Kosta 24-10-2019, 11:36:46 |
|
Брянские камрады подняли солидный монетный клад 18 века. [Новости и другая информация] |
Kosta 17-10-2019, 11:34:06 |
|
Новичкам везет – англичанин с МД поднял кольцо из золота возрастом 3800 лет [Новости и другая информация] |
Kosta 11-10-2019, 10:44:03 |
|
Изделия своими руками. [Хобби у увлечения] |
Dobrodel 10-10-2019, 21:23:25 |
|
В Болгарии на берегу моря подняли богатый монетный клад 5 века [Новости и другая информация] |
Kosta 08-10-2019, 11:04:09 |
|
В Турции археологи подняли византийский клад из 68 золотых [Новости и другая информация] |
Kosta 02-10-2019, 11:45:29 |
|
В Эстонии копатель с металлодетектором поднял 1700 летний клад золота королей [Новости и другая информация] |
Kosta 26-09-2019, 12:32:17 |
Как несложно догадаться, в сегодняшней статье речь пойдет о поиске вдоль старых дорог. Во все века и времена дорога была одним из наиболее важных атрибутов жизни человека. В современном мире это понятие стало, скажем так, простым и скомканным, превратилось в простую полосу асфальта. В былые времена люди, не знавшие автомобилей, мотоциклов и других транспортных благ современной цивилизации, преодолевали расстояния для нас смехотворные, месяцами, а то и годами. Многие и вовсе проводили в дороге жизнь, как-то паломники, коробейники, бродячие торговцы, чумаки и прочие.
Данный вид поиска, при правильном подходе, не такой уж сложный, да и в экипировке дополнительных приблуд нам не понадобится. Находки же могут порадовать нас завидным разнообразием, так сказать, на любой вкус. Подковы и прочая «конина» — это само собой разумеется.
В изрядном количестве присутствуют кованные гвозди, каблуки, пуговицы, нательные кресты, кольца, остатки ложек, плошек и, естественно, монеты, как же без них. Временной разброс последних зависит, естественно, от того в какие века дорогу проложили и когда забросили. Есть и такие, которые используют по сей день. Поэтому в одной ямке вы можете обнаружить чешую и «советы», кусок проволоки и лунницу. Мешанина может быть изрядная, поэтому придется хорошенько потрудится как в борьбе с металломусором, так и с утрамбованным грунтом. Следует отметить, что именно на дорогах, или вдоль таковых, можно обнаружить очень редкие экземпляры монет. Другой вопрос, что «сохран» дорожных находок может не порадовать. Многие находки фрагментированы, монеты могут быть со сколами или деформированы. Хотя, на мой взгляд, игнорировать из-за этого «дорожный» поиск не стоит. А «покалечки» встречаются практически везде.
Наиболее важным вопросом остается – как правильно выбрать дорогу. Думаю, не стоит уточнять, что шастанье по кюветам вдоль современных автострад – это не наш метод. Хотя если таковая автострада пролегает на месте строго тракта, а у вас «кризис жанра», можно и там побродить, только на изрядном расстоянии от дорожного полотна. Но давайте, все-таки, попытаемся отодрать себя от современного мира и найти действительно старые пути-дороженьки. Нас интересуют большие тракты, вдоль которых располагались такие сладкие для всех камрадов трактиры, почтовые станции, и постоялые дворы. Дороги, которые вели к ярмаркам, переправам, мельницам, монастырям или церквям, соединяющие несколько больших деревень, проложенные к усадьбам или барским домам. Как всегда, первое, что нам понадобится – это карты старые и современные. Выбрав интересующую вас дорогу, сопоставьте ее расположение на старой и новой картах. Совмещение можно проделать с помощью соответствующих компьютерных программ, можно поэксплуатировать OziExplorer, или воспользоваться GPS-привязкой, можно все сделать по старинке – на глаз.
Дальше просто – выезжаем и копаем. Ходим не только по самой дороге, но и отрабатываем полосу метров в десять-двадцать вдоль нее с каждой стороны. Понятное дело, что народ останавливался на отдых или ночевку, ходил в сторонку по нужде, и просто уступал дорогу конным. Особое внимание уделяем полянкам, или местности вдоль дорог, растительность на которой отличается от остальной (очень скудная). На таких местах могли располагаться трактиры или другие строения. Тщательно отрабатываем пространство возле таких возможно сохранившихся ориентиров как большие валуны, старые деревья, или пни от них. В приметных местах люди бывало и захоронки делали, замечая в пути опасность. Найти там можно и прикопанный кошелек на несколько монет, и, если повезет, небольшой клад. Шанс на клад достаточно велик в районе перекрестков. Тот же принцип – приметное место. На перекрестках, или неподалеку, как правило, располагались постоялые дворы и кабаки. Да и само по себе это место считалось мистическим, и служило для проведения различных обрядов и гаданий. Соответственно и находок в таких местах может быть в разы больше.
Бывают варианты, когда поработать с совмещением карт вы не смогли, не успели, или просто услышали от старожилов о проходившей в данной местности старой дороге и хотите ее найти. Как быть в таком случае? Искать по косвенным признакам, а именно…
Как правило, грунт на дорогах, «накатанных» веками, еще долгие годы остается очень плотным, поэтому растительность на них существенно отличается от окружающей. Она низкая и чахлая. Земля на всей протяженности пути по уровню тоже несколько иная — она более «утоплена». Именно по этой причине утром и вечером, когда лучи солнца падают под углом, старая дорога становится видна визуально. Также помочь нам в поиске может туман – где он стелется ниже, там и проходила дорога. Не сбрасываем со счетов и обсадку – деревья, которым более сотни лет, или пни от них.
Высматриваем такие растения как крапива, лапчатка, мурашка или птичий горец, растущие, как правило, по обочинам. И самое главное – не зацикливайтесь на каком-то определенном пространстве. Зачастую дороги «гуляли» достаточно сильно в стороны. Доверьтесь своей интуиции, расслабьтесь и, возможно, ноги сами приведут вас на старую дорогу, ведь ее исходила не одна сотня и сапог, и голых пяток, она притягивает к себе путника… Притянет и вас.