От возраста иконы во многом зависит ее цена — за иконами XIV–XVI веков охотятся коллекционеры всего мира. Хотите проверить, насколько старая ваша семейная икона? Наши подсказки помогут вам в этом.
— Подписи на иконе
Иконописцы часто подписывали и датировали иконы. Встречаются иконы с авторскими, владельческими, дарственными и полковыми надписями, по которым можно определить возраст.
— Проба и клеймо мастера на окладе
На окладах из драгоценных металлов ставили пробу и клеймо мастера. По ним с максимальной точностью можно определить время изготовления оклада. Но и тут есть нюанс — встречаются иконы XIV–XVII веков с окладами XIX–XX веков, когда владельцы заказывали новый оклад на старую икону или подбирали готовый.
— Способ обработки доски
На Руси доски для икон вытесывали топором. Только с XVII века начали использовать продольную распиловку бревен. Разные инструменты оставляли характерный след на дереве — по ним и определяют возраст иконы. Но бывало и так, что при поздних поновлениях иконы тыльную сторону доски стесывали, иконописцы писали на старых досках или рубили их топором в XVIII–XIX веках за неимением под рукой другого инструмента.
— Виды и способ крепления шпонок
С тыльной или торцевых сторон доску укрепляли длинными рейками — шпонками. В разное время использовали разные виды шпонок и способы крепления. В XI–XII веках в ходу были деревянные шипы и кованые гвозди. Позже их вытеснили врезные шпонки, которые ставили в специальные пазы с тыльной стороны доски. В XIV–XV веках пазы делали от одного края к другому, но потом они стали короче, а шпонки приняли форму клиньев. В XVI веке шпонки были тонкими и плоскими, с XVII века – широкими и плоскими. С конца XVII века в обиход вошли шпонки, врезанные в торцы доски.
— Тип красок
Для написания древнерусских икон использовали темперные краски и только с XIX века в широкий обиход вошли масляные. Масляные краски делают икону похожей на картину — присутствует тщательная проработка, мазки, подрисовки, тени, полутени.
— Сюжет
К примеру, икона с Преподобным Серафимом Саровским не могла быть написана в XVII–XVIII веках — он был прославлен в лике преподобных только в 1903 году. Иконы Царственных мучеников начали писать только сейчас после того, как церковь причислила их в 2000 году к лику святых.
— Печать
Напечатанные на бумаге и жести иконы вошли в обиход с XIX века.
Как узнать возраст иконы? У вас есть старинная икона и вы хотите узнать ее ценность? С такой ситуацией сталкивается каждая пятая семья в России.
Как определить возраст иконы: небольшой ликбез от специалистов
Примерную стоимость и возраст антикварной церковной утвари можно самостоятельно узнать, обратив внимание на ряд критериев:
- Период создания иконы. Он обязательно учитывается при определении ценности. Так, утвари XIX и начала XX века сохранилось в большом количестве, поэтому они ценятся меньше, чем более редкие варианты XV, XVI, XVII века.
- Материал изделия. Иконописцы в качестве основы брали дерево или жесть. Владельцы могут определить возраст иконы по доске, так как такая основа очень «красноречиво» рассказывает об периоде и месте написания:
- На Руси и России самой распространенной была древесина липы, но в северных районах использовали ель, кедр, сосну и лиственницу.
- По следам инструментов, которыми обрабатывалось деревянная основа, можно узнать возраст изделия. Для обработки использовались топор, скобель, рубанок. Важно оценивать лицевую сторону, если на ней есть обнаженные участки, так как тыльная сторона могла дополнительно обрабатываться в более поздний период. Небольшой пример: доска для изделий XI-XII веков вытесывалась топором, а потом обрабатывались вдоль волокон скобелем.
- Возраст и примерную стоимость иконы можно узнать и по шпонкам – рейкам, с помощью которых скреплялись доски на торце и тыльной стороне. Так, в изделиях XI-XII веков эти элементы крепились коваными гвоздями или деревянными шипами. В более поздние периоды уже использовали врезные шпонки.
- Оклад: по этому критерию тоже можно установить возраст иконы и ее стоимость. Утварь может иметь оклад из латуни или серебра. Его ценность меняется в зависимости от толщины, степени детализации и состояния. Более высокую цену имеют варианты с серебряным окладом и особенно с эмалированными деталями. Отметим, что тонкие фольгированные оклады из серебра стоимость утвари увеличивают незначительно.
Определение возраста старинной иконы требует профессионального подхода
Чтобы определить возраст и ценность иконы, необходимо учитывать множество специфических критериев. Важны не только технические моменты и атрибуты, перечисленные выше, но и художественные особенности. Мастера разных веков, школ, стилей отличались разной техникой нанесения краски и манерой изображения святых.
Человеку, далекому от искусствоведения и иконописи, не получится самостоятельно определить, сколько лет антиквариату. Сделать это помогут только профессионалы, много лет работающие в этой сфере. Одна из таких экспертных компаний – «Дом Антиквара» в Москве. Обратившись к ее специалистам, можно определить период создания, стоимость изделия в режиме онлайн и получить консультацию по быстрой и выгодной продаже.
Поделиться на Facebook
Поделиться в ВК
Поделиться в ОК
Поделиться в Twitter
Сегодня на необъятных просторах сети встречается много заманчивых предложений, купить икону в интернет магазине. И человеку ищущему духовных ценностей, поддержки и помощи у Бога не всегда легко определиться в вопросе где и какую икону приобрести. В многочисленных галереях икон можно найти прекрасные образцы церковного искусства, как дорогие эксклюзивные иконы, написанные по индивидуальному заказу, рукописные иконы, так и доступные недорогие иконы массового производства с использование лучших технологий современной печатной техники. Магазин икон при иконописной мастерской “Радонежъ” предлагает мерные, именные, семейные и храмовые иконы– исключительно ручной работы.
Давайте рассмотрим несколько вариантов, какую икону выбрать:
Определение возраста старинной иконы требует профессионального подхода
Чтобы определить возраст и ценность иконы, необходимо учитывать множество специфических критериев. Важны не только технические моменты и атрибуты, перечисленные выше, но и художественные особенности. Мастера разных веков, школ, стилей отличались разной техникой нанесения краски и манерой изображения святых.
Человеку, далекому от искусствоведения и иконописи, не получится самостоятельно определить, сколько лет антиквариату. Сделать это помогут только профессионалы, много лет работающие в этой сфере. Одна из таких экспертных в Москве. Обратившись к ее специалистам, можно определить период создания, стоимость изделия в режиме онлайн и получить консультацию по быстрой и выгодной продаже.
«Дело иконотворения», или Как писали иконы на Руси
Древняя Русь не знала такого вида искусства, как живопись. Первыми живописными изображениями на Руси стали иконы. Древнерусская иконопись по праву считается лучшей в мире. И хотя иконопись как искусство вместе с ее канонами пришла на Русь из Византии, древнерусская иконопись вскоре стала самобытной. Беря свое начало в Х веке, она вплоть до века XVII оставаясь ядром древнерусской культуры.
«В мастерской иконописца». Егор Зайцев, 1998 год
Технология написания икон своеобразна и сложна. Традиции и устоявшиеся приемы затрагивали не только иконографию, но и выбор материала, на котором писались иконы, вещество грунта, способ подготовки поверхности под живопись, технологию изготовления красок и, наконец, последовательность письма.
На чем писали иконы
Писали иконы чаще всего на досках: использовали липу, на Севере — лиственницу и ель, в Пскове — сосну. Вообще выбор древесины для изготовления икон был обусловлен местными традициями и тем, какие породы деревьев были распространены в данной конкретной местности.
Дорогие иконы старались писать на кипарисе: это дерево дольше сохраняется, не впитывает влагу (кстати, традиционно на кипарисовых досках писались иконы в Византии).
Это только на первый взгляд кажется, что для создания иконы подойдет любая доска. На самом деле даже выбор материала для будущих икон был строго регламентирован.
Изготовлением досок для икон занимались, как правило, древоделы. Процесс этот был длительным и трудоемким. Доску вытесывали из бревна, выбирая самый крепкий слой ствола — внутренний. Кроме того, дерево должно было быть сухим и выдержанным.
Для маленьких икон могла использоваться одна доска. Для икон большого размера соединялось несколько досок — их склеивали между собой специальным столярным клеем. Для того чтобы на доске держался грунт, лицевая сторона заготовки отстругивалась зубчатым рубанком. С тыльной стороны доска также остругивались, а чтобы избежать коробления доски в будущем, в неё врезались шпонки.
На лицевой стороне доски обычно делалась неглубокая выемка — ковчег, ограниченный по краям доски незначительно возвышающимися над ним полями.
В иконе все символично: ковчег здесь являет собой образ спасения, как ковчег Завета. Возвышающиеся края доски над ковчегом – это поле, а скос между полем и ковчегом называется лузга.
Характер крепления, глубина ковчега и ширина полей нередко позволяют определить время и место изготовления иконной доски. Поля древних икон ХI-ХII веков, как правило, широкие, а ковчег глубокий. Более поздние иконы имеют узкие поля, а с XIV века иконы иногда писались на досках без полей.
На доску наклеивали холст — паволоку, а на паволоку наносили сделанный из мела и рыбьего (чаще осетрового) клея грунт — левкас. После просушки доски левкас шлифовался до такой степени, что поверхность будущей иконы становилась похожей на гладкую кость.
Прежде чем начать писать икону, доску для нее надо тщательно подготовить.
Итак, доска для будущей иконы готова. А дальше начиналось самое интересное.
Соборное творчество
На Руси икону обычно писала целая артель, которой руководил один мастер — он был духовным наставником и от него зависело воплощение сакрального (божественного) смысла изображаемого.
Евангелист Лука пишет икону Богоматери (Михаил Дамаскин, XVI век).
Большинство иконописцев были монахами, и мы часто не знаем их имен — художник не ставил свою подпись на иконе, потому что воспринимал себя как смиренное «орудие» Бога.
При соборном процессе разные части иконы писали разные мастера: знаменщики, личники, доличники, позолотчики и олифщики.
На подготовленную основу наносили прориси — контуры будущего изображения. Сначала выполняли первую прорисовку изображений, затем вторую, более подробную. Первая прорисовка делалась легким касанием угля из берёзовых веток, вторая — коричневой или чёрной краской.
Троица Новозаветная. Вот с таких прорисей начинался процесс написания иконы.
Для каждой иконы был образец прориси: для Богоматери Умиление — свой, для Троицы — свой. Эти образцы — подлинники указывали, какой должна быть «подлинная», соответствующая канону икона. Подлинники, служившие образцами, хранились в монастырях.
Наносили прориси знаменщики — они «знаменовали», какая будет создана икона.
После этого начинали собственно письмо. Сначала золотили то, что требовалось: свет, поля иконы, складки одежды, венцы. Затем выполняли доличное письмо: фон, одеяния, детали. На заключительном этапе писались лик и руки (это называлось личное письмо).
Образ Спас Золотая Риза был написан в XI веке специально для Руси. Свое название икона получила из-за утраченного ныне сплошного позолоченного оклада. Иконе можно поклониться в Успенском соборе московского Кремля.
Наиболее сложное в написании иконы — изображение лика. Лики пишутся плавями, то есть жидко разведенными красками, так, чтобы один цвет неприметно перетекал в другой. В завершение работы иконописец наносит так называемые пробела или оживки, которые придают иконе яркость, а лику — выразительность. Иногда фон иконы покрывается тончайшим слоем золота, что придает иконе особо торжественный вид.
Для золотого фона наклеивали на паволоку почти прозрачные листы золотой фольги, а тонкие линии часто прописывали твореным золотом.
Какими красками писали иконы
При написании икон применяли краски, в которых связующей средой являлась эмульсия из воды и яичного желтка — темпера.
Темпера как нельзя лучше подходила для написания икон: она требовала от мастера неспешной работы, которая была сродни монашеской аскезе: темперой нельзя моделировать, ее можно лишь наслаивать, строго следя за тем, чтобы новый слой ложился на просохшую краску. Так шло постепенное «раскрытие» образа. То, что мастер видел духовным взором, проявлялось на доске в немеркнущих красках темперы.
Традиционно используемые в иконописи для приготовления красок минеральные пигменты. После их предварительной очистки и растирания полученные цветные порошки разводят в эмульсии на основе яичного желтка.
Темперная живопись требует виртуозной техники и высокой культуры письма. Этого достигали в течение долгих лет ученичества.
В завершение работы икону покрывали масляным лаком — олифой. Он делал поверхность блестящей, а краски — более яркими. Однако же именно олифа стала впоследствии причиной забвения подлинной древнерусской иконы.
Почему поновляли иконы?
Все дело в том, что олифа, которой покрывали иконы, имеет свойство сильно темнеть. И через 50-100 лет после создания иконы от яркого изображения на доске оставалась лишь коричневая пленка, сквозь которую едва проглядывали темные силуэты. Но и «постаревшая» икона по-прежнему оставалась священной, и ее нельзя было выбросить. Поэтому икону поновляли — поверх существующего изображения по тем же или похожим прорисям писали новое, опять покрывали олифой, и… через сто лет повторялась та же история.
Если внимательно присмотреться к иконе Владимирской Богоматери XII века, то можно увидеть на ней несколько слоев: от XII века сохранились только лики младенца Христа и Богоматери, а все остальное — это живопись XV и XVI веков.
Сменялись поколения художников, изменялись и каноны. Например, иконописец XVII века был гораздо свободнее в своем искусстве и писал по-иному, чем иконописец XV столетия. Он мог изобразить больше деталей и фигур, написать богатый фон. Кроме того, появлялись новые краски, которых еще не знали прежние художники. И порой икона со временем из-за многочисленных поновлений преображалась так, что зритель и не догадывался, какой она была раньше.
Под несколькими слоями живописи мог скрываться шедевр Рублева или Дионисия.
Поэтому древнерусская иконопись долго оставалась неизвестной, и лишь в начале XX века старые иконы начали расчищать, бережно, слой за слоем снимая позднюю, в основном не очень хорошую живопись, пока не добирались до первоначального изображения.
Каким должен был быть иконописец
Важно отметить, что иконотворчество на Руси считалось делом почётным и ответственным, оно рассматривалось как дар Божий и духовный подвиг, требующий соответствующей праведной жизни.
Работе мастера предшествовал строгий пост, усердные молитвы, получение благословения от духовного наставника и уединение. Написание иконы было актом общения с миром иным и требовало духовного и физического очищения, когда все плотское по возможности подавлялось.
Преподобный Алипий Печерский. Стенная роспись В.М. Васнецова в Свято-Владимирском соборе Киева (1885–1895 гг.).
С именем Алипия Печерского связано зарождение русской иконописи домонгольского периода.
Вот какие требования к личности и образу жизни иконописца мы можем прочитать в определениях Стоглавого собора 1551 года: «Подобает быть живописцу смиренну, кротку, благоговейну, не празднословцу, не смехотворцу, не сварливу, не завистливу, не пьянице, не грабителю, не убийце, наипаче же всего хранить чистоту душевную и телесную со всяким опасением; а кто не может до конца так пребыть, пусть женится по закону. Подобает живописцам часто приходить к отцам духовным, во всем с ними советоваться и по их наставлению жить в посте, молитве и воздержании со смиренномудрием, без всякого зазора…»
Возможно, и в вашем доме хранятся старинные деревянные иконы, ставшие семейной реликвией, святыней, передающейся от поколения к поколению. И это прекрасная традиция.
А в нашем интернет-магазине «Япос» вы можете приобрести замечательные иконы, изготовленные в Дивеевских мастерских с соблюдением технологий древних мастеров и украшенные бисером, золотым шитьем, натуральными камнями. Они обязательно займут достойное место в домашнем иконостасе и будут храниться в вашей семье много лет.
Вам может повезти и вы найдете на старой иконе подпись иконописца, по которой легко определите, старинная икона или нет. Часто встречаются иконы с дарственными, авторскими и владельческими надписями, которые также помогают в атрибуции. Если икона идет в серебряном или золотом окладе, на нем должны быть клейма, по которым также можно определить “возраст”.
Но из этого правила также есть исключения:, к примеру, оклад сделали позднее, чем написали саму икону, или под ранний оклад подобрали позднюю икону. В таких случаях только опытный эксперт по антиквариату сможет определить старинная икона или нет, если да, то в каком веке она была написана.
Не знаете, как продать икону в Киеве, Харькове, Одессе, Херсоне, Николаеве, Сумах, Днепре и других городах Украины? Звоните (099) 447-63-93.
Фактор №2
Определите сюжет вашей иконы. Сделать это самому будет непросто, в некоторых случаях даже на скупке антиквариата сходу не дадут ответ. Есть такие сюжеты, которые появились не так давно, к примеру, Царственные мученики — они были причислены к лику святых в 21 веке, так что понятно, что икон 17, 18 и 19 веков с ними быть не может. И таких примеров, как с Царскими мучениками, много.
Самые распространенные иконы — это Господь Вседержитель и Пресвятая Богородица. Атрибутировать остальные сюжеты без помощи эксперта по антиквариату будет трудно. К примеру, только на коне могут быть великомученик Георгий Победоносец, Архангел Михаил, святой мученик Трифон.
Иконопись в Древней Руси
Появление древнерусских икон относится к знаменательному событию, связанному с крещением Руси, под руководством киевского князя Владимира Святославовича.
Первыми иконами на Руси являются работы великого иконописца Феофана Грека. Приехав из Византии в Новгород, а затем в Москву, он стал главным основоположником всей отечественной иконографии. Среди его созданных произведений, самыми известными иконами киевской Руси, являются следующие работы:
Донская икона Божией Матери
Икона Преображения Иисуса Христа на горе Фавор
Апостол Петр
Также среди самых признанных и наиболее почитаемых святынь являются иконы 15 века Андрея Рублева.
Творчество Андрея Рублева сумело внести огромный вклад и важное значение в развитие русско-православной иконографии.
К числу наиболее признанных его произведений относят:
Икона «Троица»
Икона«Спас»
Преображение Господне
Рождество Христово
От возраста иконы зависит ее конечная цена — за иконами XIV–XVI веков охотятся все коллекционеры мира. Хотите узнать, насколько стара ваша семейная икона? Наши подсказки помогут вам в этом нелегком деле.
Подписи на иконе
Иконописцы довольно часто подписывали и датировали свои иконы. Встречаются иконы с владельческими, авторскими, дарственными и полковыми надписями, по которым можно определить возраст иконы.
Проба и клеймо мастера на окладе
На окладах из драгоценных металлов ставили клеймо мастера и пробу. По ним с максимальной точностью определяется время изготовления данного оклада. Но и тут есть небольшой нюанс — встречаются иногда иконы XIV–XVII веков с окладами XIX–XX веков, когда владельцы заказывали новый оклад на икону или подбирали оклад из уже готовых.
Способ обработки
На Руси доски для икон вытесывали только топором. Начиная с XVII века, начали использовать продольную распиловку бревна для икон. Различные инструменты оставляли свой характерный след на дереве — по ним и определяют ориентировочный возраст иконы. Но бывало и так, что при поновлениях иконы тыльную часть доски стесывали, иконописцы писали на очень старых досках или рубили их топором в XVIII–XIX веках за неимением другого подходящего инструмента.
Виды и способ крепления шпонок
С торцевой или тыльной стороны доску укрепляли длинными рейками — шпонками. В разные времена использовали различные виды шпонок и способы крепления. В XI–XII веках в ходу были кованые гвозди и деревянные шипы. Позже их заменили на врезные шпонки, которые ставили в специальные пазы с тыльной стороны будущей иконы. В XIV–XV веках пазы на досках делали от одного края к другому, но потом они стали более короткими, а шпонки обрели форму клиньев. В XVI веке шпонки были тонкими и плоскими, с XVII века – стали широкими и плоскими. Но с конца XVII века начали использовать шпонки, врезанные в торцы доски.
Тип красок
Для древнерусских икон иконописцы использовали темперные краски, а с XIX века в обиход вошли масляные. Масляные краски делают икону максимально похожей на картину, так как присутствует тщательная проработка, тени, полутени мазки, подрисовки.
Сюжет
Для примера, икона с Преподобным Серафимом Саровским никак не могла быть написана в XVII–XVIII веках — так как он был прославлен в лике преподобных в 1903 году. А иконы Царственных мучеников стали писать только сейчас после того, как церковь причислила их в 2000 году к лику святых.
Печать
Иконы, напечатанные на бумаге и жести вошли в обиход только с XIX века
Главная — Сегодня в продаже —
Многие люди, которые обладают старинными иконами, задаются вопросом, как определить возраст иконы,
чтобы иметь представление о её реальной стоимости. Старинные лики святых всегда привлекали интерес антикваров, коллекционеров и любителей старины. Они были и остаются одной из беспроигрышных инвестиций, которая в любое время может принести реальную семейную выгоду любой семье.
Где и как определяется возраст иконы?
Обычному обывателю сложно ориентироваться в возрасте иконы,
поэтому стоит доверить данный вопрос настоящим профессиональным экспертам. Определяя,
как и где
решить подобную задачу, стоит стараться минимизировать вероятность сделки с теневыми участниками антикварного рынка.
Ярким представителем квалифицированной помощи, более 10 лет, считается антикварный магазин Золотой совет. Компания имеет большой опыт работы и представлена штатом ведущих экспертов столицы, которые с легкостью определят возраст иконы на доске.
Обратиться за экспертной оценкой, можно:
- Лично посетив офис компании.
- Дистанционно. Для этого необходимо сделать несколько фотографий с разных ракурсов и отправить их по электронной почте или через мобильное приложение.
Представители компании обладают должными знаниями и без труда определят истинную стоимость
и помогут
дорого
продать каждый представленный
для оценки
экземпляр.
Исследования досок для картин и икон
Памятники искусства
Возможности дендрохронологии не ограничиваются строительными объектами. Примечательные результаты в датировании получены также при исследовании памятников искусства. Особый интерес для нашего метода представляют доски, использовавшиеся для написания картин.
Мы остановимся на этом вопросе более подробно, поскольку в отечественной литературе ему до сих пор не уделялось достаточного внимания. Проведенное обследование художественных коллекций из художественных галерей Западной Европы выявило примерно тысячу каргин XIV—XIX вв., написанных на дубовых досках. Дуб явно предпочитался для этих целей, а иная древесина использовалась существенно реже (Bauch Е. 1978). Из этого числа в Гамбургской лаборатории Е. Бауху и Д. Экшгейну удалось проанализировать 440 дубовых досок картин голландских, фламандских и немецких художников. В Оксфорде в это же время Д. Флетчер изучал доски дубовых панелей из церковных зданий, а также портреты эпохи Тюдоров (Fletcher J. 1978).
Дубовые доски для картин изготавливались из продольно распиленных стволов, отчего по торцам хорошо прослеживаются последовательности годичных колец, насчитывающие иногда до 200 годичных слоев. В одной картине могли использоваться от одной до нескольких соединенных вместе досок. На самих досках сохраняются порой и заболонные части стволов, однако на образцах 35 изученных в Гамбургской лаборатории картин кисти Рубенса кольца заболони отсутствовали вовсе. В то же время на досках картин Боуверманна, по крайней мере у 40% из них, были обнаружены заболонные части дерева, иногда даже сохранившиеся полностью.
Е. Баух и Д. Экштейн на основании этого высказывают предположение, что если заболонная часть досок легко отслаивалась, то она удалялась намеренно. Д. Флетчер считает, что изготовитель досок для картин должен был специально подгонять край доски к границе ядра и заболони. Вопрос об этой грани между частями дерева, как мы знаем, очень важен для датировки объекта. Во всяком случае, если на досках частично сохраняется заболонь или же возможно установить границу между ядром и заболонью, определение времени рубки дерева может осуществляться с точностью до 5 лет. Д. Флетчер считает, что заболонь указывает самый ранний предел возраста картины (terminus post quern).
Поэтому он предлагает не отказываться от сочетания дендрохронологического анализа с другими методами, например с пигменторентгенографией, а также с изучением письменных документов и искусствоведческим анализом. Только при сочетании всех этих методов может быть решен целый ряд весьма важных для истории искусства вопросов. В их числе — возможность отличить подлинник от подделки, отделить работу того или иного мастера от работ учеников его школы, выделить копии современников, установить последовательность создания картин одного мастера (Eckstein D., Baucli Е. 1974).
Для датировки самого произведения живописи чрезвычайно существенно выяснить отрезок времени с момента рубки дерева до начала живописных работ. Сравнивая порубочные даты, установленные с помощью дендроанализа, с датами создания картин, проставленными мастером на уже готовых произведениях, можно выявить традиции, существовавшие при заготовке и подготовке досок, предназначавшихся для картин. Изучение досок картин немецких художников кельнской школы XIV—XVI вв. привело к заключению, что выдерживание и высушивание древесины, а также подготовка доски к употреблению занимали довольно длительный период времени — не менее 14—15 лет. Понятно, что это сильно затрудняет определение точного времени написания картины.
Уже иная традиция выявлена для картин XVII в. Сравнение дат последних колец па досках с проставленными живописцами датами свидетельствует, что между этими событиями проходило не более четырех — пяти лет. Однако в XVIII—XIX вв. для написания картин вновь предпочитают использовать длительно выдержанные доски. Кроме того, в XVI—XVII вв. возникает ранее не наблюдавшаяся практика вторичного использовании досок для живописи, что по-видимому, было связано, скорее всего, с нехваткой качественной дубовой древесины. Воз- можно, об этом же свидетельствует и использование досок из некоторых тропических пород дерева.
В Московской лаборатории в начале 60-х гг. также были начаты исследования досок древнерусских икон
. Первоначальное обследование десяти икон XVI—XVIII веков, вышедших из северных мастерских, показало, что подавляющее большинство из них написано на сосновых досках. Более детально проанализированы шесть досок, принадлежащих трем иконам новгородского круга; одна доска происходит из Над- вратной Сени Снетогорского монастыря под Псковом. Замеры годичных колец производились на зачистках торцовых частей досок, где сохранилось от 80 колец (икона «Преображенье») и до 150 — 160 колец (иконы «Петр и Павел» и «Параскева», а также резная доска из Сени).
Синхронизации полученных кривых выполнялись с привлечением материалов из архитектурных памятников XVI в. из Новгорода и его окрестностей: церкви Благовещения на Михайловой улице в Новгороде, построенной в 1553 г., и церкви Успения у с. Курицко под Новгородом, построенной в 1596 г. Полученные привязки были затем проверены на массовых материалах построек из культурного слоя Новгорода иПскова XV—XVI вв. Достаточно уверенно определяется время образования последних сохранившихся колец трех досок: одна из досок иконы «Петр и Павел» датируется 1535 г.. иконы «Параскева» — 1505 г., резная доска из Надвратной Сени — 1425 г. Доску иконы «Преображе- нье» датировать не удалось (Sergeyeva N. F., Shurgin I. N., Chernick N. D., Uryeva A. F. 1984 ).
Результативным также оказывается исследование дерева деталей древних и средневековых кораблей и лодок. Длительное время считалось, что эти материалы непригодны для построения дендрошкал, поскольку источник их древесины остается неизвестным (Baillie М. 1978). Однако по мере расширения сети локальных и региональных дендрошкал мнение это стало меняться, и к подобным материалам начали обращаться все чаще и чаще. Так, стало возможным датировать бронзовым веком корабли «Hanse Kogge» (Eckstein D. 1972) и «Blackwater boat» из Северной Ирландии; для датирования «Iraveney boat», «Ferriby boat», «Brigg’ral’t» привлекались также и радиоуглеродные определения (McGrailS. 1978).
Немногочисленные анализы дерева корабельных частей, проведенные в Московской лаборатории, в целом подтвердили возможности такого датирования. Все исследованные образцы корабельного дерева происходят из нижних слоев Земляного городища Старой Ладоги (горизонты Д-3 — Е-3), а также из ладожского посада. Сохранились, главным образом, доски бортовой обшивки и шпангоуты. Всего удалось изучить 12 образцов. Деревянные детали разрушенных кораблей использовались в поселке чаще всего для разного рода настилов. Например, одна из вы- мосток «большого дома» горизонта Е-1 на Земляном городище целиком была сделана из корабельных досок. Определены даты шести досок, найденных в сооружениях Земляного городища. Наружные кольца на них отсутствуют, однако, по сохранности заболонных частей можно предполагать, что утеряно не более пяти-десяти колец. Интервал между датами рубки бревен, из которых сделаны доски, и временем их вторичного использования в качестве строительных деталей составляет от 25 до 90 лет. Сам факт достаточно надежной синхронизации кривых роста годичных колец дерева досок и рядового дерева из городищенских построек может как-будто свидетельствовать о едином регионе произрастания все*х этих стволов.
И наконец, ограничимся простым упоминанием еще об одном не лишенном интереса направлении дендрохронологических изысканий. В последние десятилетия появились работы западноевропейских ученых по изучению поделочной древесины мебели (Fletcher J. 1978), деревянной скульптуры (Baueh Е. 1978), гробовых досок (Bartholin Т. 1978), музыкальных инструментов (Eckstein D. 1972) и предметов быта (ZetterbergP. 1988).
Что учитывается при определении возраста иконы?
Определить возраст иконы на дереве
может только квалифицированный эксперт. При этом, он обращает внимание на такие моменты:
- Техника написания – важный фактор. Каждая эпоха характеризуется определенными моментами в красках, преобладании яркости, техники нанесения краски, манере изображения святых.
- Основу образа.
- Название фабрики, где была написана икона. Принадлежность к именитым мастерам, автоматически увеличивает стоимость
. - Стиль написания.
- Наличие гравировок или опознавательных знаков.
- Редкость образа или события, отображающегося на иконе. Историческое событие и причастность к нему также считаются показательным для назначения реальной цены
. - Инкрустирование иконы ювелирными украшениями или драгоценными камнями.
Главные отличительные черты икон на дереве
Все иконы на дереве
подразделяют на две основные категории. Одна из них предполагает работу на дереве с красочными изображениями. А вторые изготавливаются с помощью резных ликов святых.
Дерево всегда относилось к качественным материалам, из которого можно не просто создавать старые иконы на дереве,
но и уникализировать каждый отдельный экземпляр. Для работы, мастера использовали очень качественные породы деревьев, брался прочный средний слой ствола, а затем, мастер делал ковчег (углубление), где и создавался лик святого. Со временем, углубление принимало меньший размер и мастера начинали писать иконы на ровной доске.
Как узнать возраст иконы?
Выяснив, как узнать возраст иконы
, необходимо:
- Сделать несколько качественных фотографий, Для полноты информации важно сделать несколько кадров, с разных ракурсов. Если на иконе имеются дефекты, стоит сделать дополнительные кадры с данным элементом.
- Бесплатная оценка
проводится в режиме
онлайн
. Фотографии следует отправить по электронному адресу или через мобильное приложение. - Экспертиза не занимает много времени. В течение 30 минут клиент может получить официальный ответ о возрасте иконы и выгодно
продать её. - Если условия сделки устраивают клиента, то по предварительному согласованию с представителем компании, определяются дальнейшие действия участников сделки.
Сделки проводятся в правом поле, компания является официальным представителем антикварного рынка и оказывает профессиональную помощь в определении возраста икон. Каждый посетитель может узнать точную дату написания раритета.
Экспертиза иконы позволит установить ее возраст, подлинность и ценность …
Когда эксперты определяют возраст иконы, они учитывают множество факторов:
- 1. Материал, на которое нанесение изображение. Старинные шедевры иконописи имели основу из дерева, а в XIX-XX веках начали использовать тонкие жестяные листы. Самой популярной породой была липа. На заметку! На возраст указывают даже характерные следы от орудий. Так, в XI-XII веках основы вытесывали из дерева топором. С XVIII века обрабатывать доски стали тщательнее.
- 2. Материал для живописи. Древнерусские шедевры иконописи писались темперой – краской, в которой в качестве связующего элемента служит яичный желток. А можно ли отличить изображения, написанные темперой самостоятельно? Можно. Они более схематичны, строги и аскетичны, если сравнивать их с изображениями, написанными маслом и которые отличаются большей живописностью. Самые древние шедевры иконописи, дошедшие до нашего времени, относятся к VI веку. Написаны они были красками на основе пчелиного воска.
- 3. Наличие оклада. Возраст и ценность иконы определяется и по наличию накладного украшения. На Руси и в России иконописцы могли создавать полноценные (полнопрописанные) и подокладные варианты. В последних выразительно прописываются только те участки, которые видны в проемах накладного украшения. На старинных иконках изображения было написано столь мастерски, что сразу определить вид (полнопрописанный и подокладный) очень сложно. Сделать это смогут только профессиональные эксперты.
- 4. Сюжет. Он может напрямую указывать на возраст. Так, некоторых святых начинают изображать после канонизации. Зная период, когда личность была канонизированы, устанавливают период и век церковной утвари. Хотите узнать возраст иконы Стефана Пермского? Будьте точно уверены, что она написана не позже второй половины XVI века, ведь Стефан Пермский был причислен к лику святых в 1549 году. Таким образом приблизительно определяют период написания любого шедевра.
Важно! Нужно помнить, что встречаются не только старинные иконы, но и те, что писаны под старину. Иногда манера письма, особенности краски и обработки дерева передается так искусно, что определить истинный возраст и подлинность может только специалист.
Где выяснить, сколько стоит икона на дереве?
Прежде, чем продать шедевры разных эпох, владелец пытается выяснить, сколько стоит икона на дереве.
И чтобы получить квалифицированный ответ, важно обращаться за профессиональной и квалифицированной помощью.
Профессиональный антикварный магазин Золотой совет имеет большой опыт в работе с антикварными, исторически значимыми вещами. Штат компании сформирован из высокопрофессиональных экспертов столицы. Ведущие специалисты не только имеют богатый опыт, но и прекрасно ориентируются в любых экземплярах разных эпох. Официальное выполнение своих обязательств и работа в рамках правового плана, обеспечивает должную репутацию компании в числе официальных представителей антикварного рынка.
Стоимость
любого предоставленного экземпляра, зависит от ряда показателей. Эксперт учитывает:
- Общее состояние иконы. Специалист обращает внимание на состояние дерева, наличие краски, сохранность колорита. Наличие непрофессиональной реставрации значительно снижает шансы клиента на выгодную сделку.
- Дата написания. Опытные специалисты антикварного магазина сразу определяют отношение представленного экземпляра к определенной эпохе.
- Оклады. Несмотря на то, что деревянные иконы редко украшались дополнительно, на практике часто встречаются подобные шедевры. Поэтому, наличие украшений и обрамлений в разы увеличивают стоимость икон.
- Редкие сюжеты, которые отображают определенные события в истории, увеличивают цену.
Техники и материалы для русской иконы
Автор: Hyosan 30 мая 2010 в 11:33 в рубрике Технология творчества
С принятием христианства в 988 году Древняя Русь впитала не только богословскую концепцию иконы, но и технологии ее воплощения в красках. Картины писались темперными красками на яичном желтке — по одному из наиболее древних методов живописи.
Создание иконы начиналось с подготовки основы под живопись. Обычно панель собиралась из двух или нескольких брусков хорошо высушенной древесины, вырубленных при помощи топора. Согласно правилам, использовалась древесина липы, реже сосны, и еще реже ели. Однако если наиболее старые иконы 12-15 веков были в основном написаны на липовых досках независимо от места их происхождения, то в 17-19 в ход пошли ольха, тополь, можжевельник и ель, в чем, собственно, ничего необычного нет.
Доски подготавливают обычно зимой, во время сильных морозов, когда в древесине содержится наименьшее количество влаги. Кругляк расщепляется на плоские бруски с помощью топора и клиньев с удалением заболони, мягких слоев древесины. Наколотые чурки сушились несколько лет. Такой способ подготовки основы не разрушает волокна целлюлозы, что делает доски более прочными и предотвращает гниение.
В 12-15 веках основы для будущих икон монтировались по византийской традиции с использованием накладных реек или полосок кованного железа. Поскольку основы составлялись обычно из нескольких брусков, эти вставки скрепляли бруски вместе или сзади, или с торцов. Кроме скрепления брусков, вставки должны были удерживать древесину от деформации. Между горизонтальными рейками часто крепились диагональные шины в форме буквы Z или X. Планки, накладывавшиеся на кромки, красились красной краской, что в более поздний период превратилось в традицию украшать нижний и верхний край красными отбивками, так называемый «опуш».
На фото слева основа, собранная по византийской традиции с накладными рейками сзади. Справа основа с выдолбленными в основе клиновидными пазами типа «ласточкин хвост».
С 15 века русские мастера отказались от греческой технологии монтажа брусков для основ, что привело к деформациям и трещинам. Чтобы избежать порчи икон, русские мастера придумали вводить сзади клиновидную рейку из твердой породы дерева (в основном дуб), забиваемую в паз типа «ласточкин хвост». Данная традиция продолжается по сей день и является отличительной чертой русских икон 18-19 веков. Также с появлением нового метода большинство старых икон было пересобрано; накладные рейки заменили на клинья.
На лицевой стороне русских икон под будущую картинную плоскость выдалбливался так называемый ковчег. Получалось, что основное изображение оказывалось обрамленным невысоким и нешироким бордюром, каймой. Без сомнения, назначение выдолбленной поверхности несло для святого изображения сакральный смысл, ведь не случайно ее именовали ковчегом. И только с конца 17-го века стали использоваться плоские основы на европейский манер.
На иллюстрации не древняя живопись. Это Икона Божией Матери «Семистрельная» но написанная на заказ одним из участников проекта zen-designer. Приводится здесь не для рекламы, а потому, что на ней отчетливо виден ковчег, выдолбленный вручную. Эта «авторская» икона написана на панели, набранной из 4-5 липовых брусков, склеенных и стянутых на обратной стороне дубовыми клиньями.
На плоскость, предназначенную по живопись, по древнейшей технологии клеилась льняная ткань. Современные художники тоже применяют эту технологию, называемую «левкас», левкасный грунт. Понятие происходит от названия греческого острова Лефкас, откуда поставлялся мел наивысшего качества. Кстати, русское слово «мел» само произошло от названия другого греческого острова — Милос. Левкас для икон приготовлялся из мела, или из смеси мела с гипсом, или просто из гипса. Мел замешивался на животном клею (мездровый клей) согласно с древним византийским рецептом. Только с конца 17-го века российские письменные источники начинают рекомендовать рыбий клей, вывариваемый из высушенного пузыря осетра.
Очень подробно технология левкаса описана в нашем мастер-классе.
Грунт изначально тщательно не полировался. Старинные иконы всегда имеют неровный грунт. Подготовительный рисунок наносился кистью черной краской. Затем художник начинал золотить нужные участки. Очень тонкие кусочки золотой фольги приклеивались при помощи животного клея, чесночного сока, а позже полиментом по греческому рецепту. Полимент — состав из обработанного яичного белка, пчелиного воска, мыла и красной армянской глины. Вместе с золотом часто использовалось серебро, а в ряде старинных икон встречается даже олово. Чтобы не потерять контуры изображения в процессе золочения, линии рисунка выцарапывались иглой.
Краски по иконопись даже сегодня готовятся путем затирания пигментов на эмульсии из яичного желтка. Темпера на яичном желтке хорошо известна с древнейших времен и отличается твердостью и неизменностью цвета. Поскольку старые иконописцы пользовались только натуральными пигментами, их красочная палитра ограничивалась всего несколькими цветами: не более 5-6 оттенков, как правило, минерального происхождения. Любимые цвета русских художников — ярко-красная киноварь, свинцовые белила, лазурит, охра и аурипигмент, и дополнительно «земляная зеленая», малахит и черный уголь. Иногда используются органические пигменты, такие как кошениль. По окончании живописи красочный слой и позолота покрывались тонким слоем смеси лака с льняным маслом. Техника живописи значительно усложняется в 17 веке, когда художники стремились создать сложные художественные эффекты.
Темперные краски обычно приобретают матовость по высыхании. Чтобы придать краске ясность и блеск, икона пропитывалась горячим составом из льняного масла с мастикой из смолы фисташкового дерева. Однако и к большому сожалению, в северном климате масло быстро темнело, а в ряде случаев становилось почти непрозрачным.
Сегодня русская икона является достоянием мировой культуры, а также признается как давшая толчок развитию русского авангарда в начале 20-го века. Особенности иконы — плоскостность, элементы обратной перспективы, локализация цвета, линейность, многоярусная символика — выявляются только в картинах кубистов и авангардистов.
Дополнительно:
- Галерея русской иконы.
- Авторские иконы.
Тэг: Икона