Сервисы статистики для мобильных приложений
Время на прочтение
7 мин
Количество просмотров 31K
Привет! Меня зовут Арсений Батыров, я работаю в Яндексе, а также веду курсы по тестированию. В работе мне часто приходится выбирать девайсы для проведения тестирования в различных условиях. Помимо очевидных параметров вроде dpi и ОС я часто опираюсь на статистику распространенности устройств, чтобы точно покрыть все наиболее популярные комбинации. В этой статье перечислены сервисы с различной статистикой, которыми я пользуюсь при подборе устройств. Если для вас эта проблема актуальна — добро пожаловать под кат.
Критерии выбора устройств
Без сомнения, самая популярная тема в мобильном тестировании — это подход к выбору реальных устройств. С необходимостью выбора сталкивается каждый тестировщик, начинающий или работающий в отрасли давным-давно. С одной стороны, чем больше девайсов — тем больше вариативность. С другой — время и бюджеты не бесконечны. Но малое количество устройств чревато пропущенными device-specific багами и долгими правками. И если для iOS выбор более-менее ограничен, то на Android различным вариантам нет числа. Поэтому выбирать и приоритезировать придется в любом случае.
При подборе устройств можно пользоваться разными критериями: размер и разрешение дисплея, мощность процессора, версия операционной системы, производитель и так далее. Однако в первую очередь стоит смотреть на статистику использования девайсов: в первую очередь важны те из них, которыми пользуются ваши клиенты. Важность статистики для выбора сложно переоценить: с нее выбор девайсов начинается, и по ней же сверяют получившийся в результате долгого отсева список.
Естественно, лучшая статистика — это собранная на вашем же приложении. Только она может дать наиболее полную и точную картину того, какие именно устройства есть у ваших пользователей — и какие стоит закупить для тестирования. Проблема в том, что у приложения, которое находится в разработке, нет и не может быть никакой статистики. Есть только предположения, какая из групп пользователей будет для вас основной, и какими девайсами они обладают.
В таких случаях стоит обратиться к внешним данным. Многие аналитические компании собирают списки самых популярных и продаваемых устройств, и при определенной осторожности в выборе можно опираться на них. Остерегаться стоит трех главных ошибок.
Ошибки в выборе данных
Во-первых, важно проверять актуальность статистики. Любые данные, которым больше года, безнадежно устарели. Использоваться они могут только в качестве референса, когда более актуальной информации просто нет. Всего за год топ-10 популярных устройств может измениться практически полностью. В случае, если других данных нет, смотрите на названия производителей, а не на конкретные устройства: с большой вероятностью компании в списке останутся примерно те же.
Во-вторых, учитывайте рынок, на котором вы работаете. Популярность устройств очень сильно варьируется от страны к стране, зависит от их цены, операционной системы и многих других факторов. Девайс, который в США на первом месте по продажам, может даже не войти в топ-10 устройств в Индии, и наоборот. Если говорить о российском рынке, то на нем очень популярны устройства китайских производителей, в то время как в Европе их почти нет. Наконец, на рынке Центральной Африки или Южной Азии продаются и пользуются популярностью девайсы, о которых в остальном мире даже не слышали. Поэтому брать общемировые данные по популярности и использовать их на локальном рынке — большая ошибка.
В-третьих, не стоит путать списки самых популярных (то есть продаваемых) и самых лучших (мощных, дорогих, известных) устройств. От таких ошибок не застрахован никто. Например, однажды один из коллег-тренеров указал, что самым популярным устройством в России является Xiaomi Black Shark: игровой смартфон с очень мощным на момент выхода процессором и жидкостным охлаждением. Естественно, этот девайс был упомянут в списке самых лучших устройств, но не попал даже в топ-100 самых продаваемых по России. Внимательно проверяйте, что в статистике, на которую вы смотрите, упоминаются именно самые продаваемые, а не самые лучшие устройства.
Теперь давайте перейдем к конкретным источникам. Все ссылки на упомянутые сайты будут в подвале статьи.
Официальные данные
Естественно, некоторую статистику по операционным системам можно получить на официальных сайтах Google и Apple. Для Android существуют подробные списки с разбивкой по версиям, но обновляются они примерно раз в 3 месяца — обязательно учитывайте это при выборе.
Здесь же мы можем увидеть данные по девайсам с разными размерами и плотностью экранов.
На сайте Apple статистика чуть менее подробная: здесь показан график с распространенностью версий на данный момент. Подходит для быстрой оценки доли той или иной версии ОС на рынке.
Сторонние источники
Mixpanel
Более подробные данные по распределению ОС в динамике можно увидеть на ресурсе Mixpanel: один из графиков, например, показывает скорость принятия iOS 12 после выпуска.
Подобный график существует и для всех версий Android: здесь при желании можно выделить именно те версии, которые вас интересуют.
Appbrain
Хорошие топы Android устройств, достаточно часто обновляемые, предоставляет сайт appbrain.com. Здесь можно посмотреть, какие устройства распространены для разных стран, а также увидеть, насколько популярно конкретное устройство в мире. К сожалению, для просмотра популярности устройства во всех странах одновременно нужна платная подписка, но в тестировании это требуется редко. Также при желании можно выбрать страну на карте мира, и по клику перейти на популярные android-девайсы там. Помимо этого можно увидеть разбивку по версиям Android ОС в динамике, что удобно для понимания трендов. Например, на этом графике видно, что в Android 9 растет быстрее, чем снижается доля Android 8, а вот доля более старых версий практически не меняется.
Browserstack
Сайт browserstack.com, помимо возможности удаленно использовать устройства, также предлагает несколько списков смартфонов и планшетов, которые подойдут для тестирования компаниям с разным бюджетом. Если ваше приложение будет использоваться по всему миру, или вы уже знаете, что ваша статистика использования близка к общемировой статистике распределения девайсов — можете брать эти списки и закупать девайсы прямо по ним. К сожалению, обновляются они примерно раз в полгода-год, поэтому могут отставать от реального рынка. Также ниже можно увидеть, какие девайсы стоит докупить, если вы находитесь в какой-то из перечисленных стран. К сожалению, россии среди них нет, но если вдруг будете выходить на индийский или китайский рынок приложений — пользуйтесь.
David-Smith
Ресурс разработчика приложения для iOS Audiobooks david-smith.org предоставляет статистику по использованию различных девайсов на этой платформе. Наиболее полезен график Device Breakdown, который позволяет быстро оценить популярность того или иного девайса на рынке. Помимо этого, можно увидеть распределение более старых версий ОС по устройствам, что помогает при выборе таких комбинаций для тестирования. Естественно, данные даны только по одному приложению, и для отдельных регионов они могут сильно отличаться, но для использования в качестве референса сайт подходит отлично — тем более что информация обновляется регулярно.
Device Atlas
На сайте Device Atlas можно посмотреть топ-12 устройств для разных стран. Здесь, в отличие от Appbrain, можно найти как iOS, так и Android устройства. Все топы можно просматривать для всех стран из списка на одной странице, что, безусловно, добавляет удобства.
androidnik.ru
Сайт androidnik.ru предоставляет подборку самых популярных смартфонов в 2018 году. Вероятно, такие же подборки будут выпускаться и в будущем. Проблема в том, что здесь нет конкретных цифр, и такая подборка кажется субъективной. Зато информация здесь дана на русском языке.
Kantar WorldPanel
А вот на сайте Kantar WorldPanel нет статистики по России, и вообще нет разбивки по конкретным устройствам. Зато там есть таймлайн, начинающийся с января 2012 года, на котором можно в динамике посмотреть, как менялся рынок мобильных ОС в той или иной стране. На выбор дается Android, iOS, Windows Phone и Blackberry. Последние две уже не актуальны, зато можно наглядно увидеть, как они теряли свои рыночные доли.
statista.com
Статистики отдельно по планшетам не так много, поэтому приходится полагаться на данные только по вендорам с сайта statista.com. Здесь можно увидеть достаточно актуальные данные по производителям планшетов. Обновляются они примерно раз в 3 месяца.
Statcounter
На сайте gs.statcounter.com есть множество различных данных, в том числе и по мобильным. Здесь можно посмотреть распределение производителей по практически всем странам в динамике.
При этом можно посмотреть статистику за много лет: для тестирования это не так важно, но может быть интересно. Здесь же можно увидеть и данные по типам ОС для каждой страны, что полезно для быстрой оценки вашего предполагаемого парка девайсов. Графики можно настраивать, и при желании выбирать различные типы устройств, страны и способы отображения.
Perfecto
Наконец, сайт мобильной фермы Perfecto предлагает специальную утилиту, которая может подобрать нужные девайсы для тестирования в зависимости от страны, типа устройства и нужной операционной системы. К сожалению, России среди возможных стран нет, но есть США, основные страны Европы, а также некоторые другие крупные страны. После ввода email можно увидеть полные результаты, а также доли по размеру экранов, количество смартфонов и планшетов и части мобильного рынка. При желании можно выбрать топ-10 нужных устройств, или устройства для покрытия 50 и 80% рынка.
Технические характеристики
Наконец, данные по конкретным девайсам: их размеры, разрешение, процессор и количество памяти, версии ОС и все остальное — можно найти на сайте gsmarena.com. Достаточно вбить конкретный девайс в поиск — и вы получите огромный массив данных по устройству на одной странице.
Выводы
Как видите, для выбора устройств приходится пользоваться разными данными, с разной актуальностью и достоверностью. Естественно, никто не ожидает, что тестировщик будет каждый раз обращаться ко всем этим ресурсам, чтобы докупить еще пару устройств. Но всегда можно выбрать сайты, которые подходят для конкретных задач, и следить за актуальной информацией на них.
Если я забыл о каких-то популярных ресурсах, или вы знаете что-нибудь о том, где можно взять еще статистики — обязательно напишите об этом в комментариях, и я добавлю это в основную статью.
О том, как эффективно работать со статистикой и других деталях мобильного тестирования я рассказываю на своем курсе «Ручное тестирование мобильных приложений». В нем мы поговорим о базовых понятиях мобильного тестирования: что такое нативные и веб-приложения, что такое гибридные приложения и так далее. Обсудим стратегию выбора устройств для тестирования, разберем отличия эмулятором и симулятором от настоящих девайсов, научимся перехватывать мобильный трафик и многое другое. Подробно сосредоточимся на особенностях и отличиях тестирования iOS и Android приложений.
Ссылка на программу курса: learnqa.ru/manual
Если же вам интересна автоматизация тестирования мобильных приложений, у нас есть курс на стеке Java, JUnit и Appium. На нем мы узнаем о тестовых фреймворках, научимся писать тесты с нуля: делать tap, правильно работать с ожиданиями (wait), swipe и многое другое. Затем поочередно напишем порядка 15 тестов, работающих на Android, iOS и MobileWeb приложения. Научимся работать с Maven и запускать тесты в Jenkins. К концу курса у вас будет свой рабочий фреймворк для быстрого написания самых разнообразных автотестов для любой мобильной платформы.
Ссылка на программу курса: learnqa.ru/java
Спасибо за внимание!
Просмотр статистики по приложениям
Статистику по каждому приложению можно посмотреть как в мобильной, так и в веб-версии Play Console.
Как найти и посмотреть статистику
Как найти данные
- Откройте приложение Play Console .
- Выберите приложение.
- Чтобы увидеть подробные сведения, нажмите на нужный тип данных.
Данные о приложении
При просмотре данных о приложении в мобильной версии Play Console учитывайте следующее:
- Нижняя ось (Х) графика показывает время согласно часовому поясу вашего устройства.
- Расположение точек соответствует часовому поясу показателя на момент обновления (см. столбец “Часовой пояс”).
Показатель | Частота обновления | Часовой пояс | Примечания |
---|---|---|---|
Установки и удаления |
Каждый час |
Стандартное тихоокеанское время (PST) |
|
Оценки | Ежедневно | Стандартное тихоокеанское время (PST) | |
Сбои и ошибки ANR (“Приложение не отвечает”) | Каждый час | – | |
Доход | Ежедневно | Всемирное координированное время (UTC) | Подробнее… |
Отчеты в приложении Play Console
В Play Console вы можете быстро просмотреть данные о работе вашего приложения. Чтобы выбрать другой период времени, нажмите на стрелку вниз в верхней части страницы.
Данные об установках и удалениях
- Число установок (пользователей): количество уникальных пользователей, впервые установивших приложение.
- Число установок на активных устройствах: число устройств, имевших доступ к Интернету хотя бы один раз за последние 30 дней, на которых установлено приложение.
- Число удалений (пользователей): количество уникальных пользователей, удаливших приложение со всех устройств. Этот показатель можно рассчитать несколько раз за указанный период времени.
Оценки
- Средняя оценка: средняя оценка приложения на основании оценок, выставленных пользователями за указанный период. Если пользователь ставил оценку приложению несколько раз, учитывается только последняя.
-
Общая средняя оценка: средняя оценка приложения с момента запуска.
Совет. Чтобы просмотреть отдельные оценки и отзывы, нажмите “Оценки”.
Сбои и ошибки ANR
Если происходит сбой или приложение не отвечает, пользователь может отправить отчет об ошибке или уведомить вас через диалоговое окно (появляется на его устройстве).
- Сбои: отчеты о сбоях за указанный период. В разделе “Подробности сбоев” показано 25 последних отчетов.
- Ошибки ANR: отчеты об ANR за указанный период. В разделе “Подробности ANR” показано 25 последних отчетов.
Вот как получить подробную информацию о сбоях (с разбивкой по приложениям или версиям Android):
- Перейдите в раздел “Сбои” нужного приложения.
- Нажмите на название сбоя или ошибки (например,
NullPointerException
илиIllegalArgumentException
). - Выберите Трассировка стека.
Параметры и фильтры
Ниже описаны параметры, которые позволяют систематизировать, группировать и анализировать данные в отчетах.
После того как вы выберете параметр, на графике появятся данные по нему. В зависимости от конкретного раздела могут быть доступны следующие параметры:
- Версия Android на устройстве пользователя.
- Страна: страна пользователя.
- Язык: языковые настройки Android на устройстве пользователя.
- Версия приложения.
Как скачать отчет из Google Cloud Storage
Вы можете посмотреть и скачать отчеты в формате CSV из Google Cloud Storage. Они обновляются ежедневно и содержат все накопленные за месяц данные.
Статьи по теме
- Прочитайте статью о том, как устранить неполадки со статистикой приложений.
- Ознакомьтесь с рекомендациями по использованию статистики приложений.
- Узнайте больше о своих продуктах, изучив оценки и отзывы, доходы от приложений и данные о покупателях, а также анализ данных по версиям приложения.
Эта информация оказалась полезной?
Как можно улучшить эту статью?
Любой продукт существует в конкурентной среде и борется за пользователя среди альтернативных способов решения задачи.
Инструменты, которые позволяют узнать аудиторию, доходы и скачивания приложений конкурентов, помогают лучше понимать ситуацию и тренды на рынке. Их можно использовать, чтобы скорректировать стратегию роста или найти бенчмарки по ключевым метрикам продуктов из вашей категории.
В этом материале мы разберемся, какие инструменты могут помочь в решении этой задачи. Мы уделим особое внимание бесплатным инструментам.
Содержание
- Как узнать доходы и скачивания приложения конкурента?
- Как узнать источники трафика приложения и где конкуренты покупают рекламу?
- Где искать рекламные креативы конкурентов?
- Как отслеживать позиции по ключевым словам в магазинах приложений (ASO)?
- Где найти Retention и DAU/MAU приложения?
Огромное спасибо сообществу GoPractice за дополнения для этого материала.
Как узнать доходы и скачивания приложения
Давайте обсудим, как узнать, сколько зарабатывает приложение конкурента.
Конечно, этих данных нет в открытом доступе, но есть специальные сервисы, которые могут дать вам оценку доходов других приложений. К сожалению, эти оценки чаще всего скрыты за пейволом.
Примерную оценку выручки мобильного приложения дают следующие сервисы:
- SensorTower
- MobileAction
- AppMagic
- Data.ai — только платно
- Appfigures — только платно
Как посмотреть доходы и скачивания конкурента в SensorTower
Для доступа к историческим данным приложения в SensorTower потребуется платный аккаунт, но в большинстве случаев информации за прошлый месяц вполне хватает для примерной оценки.
Чтобы получить эту информацию, вам не нужно даже регистрироваться. Достаточно зайти на страницу app.sensortower.com и ввести название приложения. Число скачиваний и примерную выручку вы увидите во всплывающем после ввода названия приложения саджесте.
Как посмотреть доходы и скачивания конкурента в Mobile Action
Здесь вы можете посмотреть количество скачиваний и примерный размер выручки приложения за прошлый месяц. Обратите внимание, что посмотреть данные можно только по одной выбранной стране и платформе (iOS или Android). Эти переменные можно поменять в поиске. К сожалению, посмотреть совокупные цифры по миру и обеим платформам сразу не получится.
Обратите внимание, что после регистрации в Mobile Action эти данные для приложений уже не отображаются, поэтому посмотреть их получится только до регистрации (или можно открыть режим инкогнито в браузере).
Как посмотреть доходы и скачивания конкурента в AppMagic
Платные инструменты дают гораздо больше возможностей и более точные оценки доходов и скачиваний приложений.
Например, так выглядит дашборд для Candy Crush Saga в интерфейсе AppMagic:
Внутри можно посмотреть данные с разбивкой по месяцам — для выручки и для скачиваний:
В бесплатной версии AppMagic можно узнать приблизительные оценки доходов и скачиваний для приложений.
Data.ai
Так выглядит дашборд Data.ai.
Сервис позволяет отслеживать оценки скачиваний, выручки, затрат на рекламу и других показателей.
Другое
Для приложений на Android есть бесплатный сервис Android Rank, который дает примерную оценку количества скачиваний.
Также можно получить исторические данные о том, когда приложение преодолело определенную отметку по числу скачиваний.
Как узнать источники трафика приложения
Самый простой способ узнать, откуда пользователи приходят на конкретный сайт или на страницу приложения в сторе, это Similarweb.
На момент публикации материала сервис работает только с приложениями на Android.
Слева также указываются основные поисковые запросы, по которым люди попадают на страницу приложения в Google Play из поиска Google. Данные по поиску внутри Google Play Similarweb не предоставляет.
К сожалению, эти данные сложно назвать исчерпывающими и достоверными: например, в случае с Candy Crush Saga отсутствие рекламного трафика и переходы по запросу “Cyberpunk” вызывают вопросы.
Остальные сервисы имеют очень ограниченную функциональность в бесплатной версии.
Например, SensorTower лишь покажет, крутит ли приложение рекламу в принципе, не конкретизируя сетки. В платной версии Sensor Tower — в разделе Ad Intelligence — сервис покажет в том числе исторические данные по кампаниям приложения.
Как узнать, где приложение покупает рекламу и какие креативы использует?
MobileAction
После регистрации в MobileAction выбираете интересующее приложение. Далее кликаете вкладку “Ad” в левой панели, затем — ”Creative Analysis”.
Сервис покажет девять последних рекламных креативов приложения и рекламную cеть, в которой он был замечен.
Детализировать запрос по странам, времени или рекламным сетям можно только в платной версии.
Meta Ad Library
Бесплатный источник с рекламными креативами, которые крутятся в продуктах Meta (Facebook, Instagram, Messenger).
Доступен поиск по миру и отдельным странам.
Ищите интересующее приложение, а сервис покажет последние опубликованные им креативы.
Есть опция фильтрации по ключевым словам в рекламном сообщении.
Платные продукты
Сервисы Ad Intelligence также входят в подписку на такие платформы, как AppMagic и SensorTower.
Например, в AppMagic можно узнать разбивку показов по странам и рекламным сетям за определенный период. Для каждого креатива есть информация о количестве показов.
В примере ниже показаны креативы Candy Crush Saga за последние 30 дней, отсортированные по популярности.
Функциональность других платных сервисов в целом аналогичная.
ASO (App Store Search Optimization) и отслеживание активностей мобильных приложений конкурентов
Для многих мобильных приложений основным источником трафика являются сами сторы. Люди находят приложения через поиск, через рекомендательные механизмы, через фичеринги и т.д.
С отслеживанием позиций по ключевым словам в App Store и Google Play, ASO (App Store Search Optimization) активностей, позиций в чартах сторов и фичерингов собственных и конкурентных мобильных приложений вам помогут следующие сервисы:
- MobileAction
- Semrush
- Sensor Tower
- AppFollow
- ASODesk
- Data.ai
MobileAction
В бесплатной версии сервис дает несколько возможностей для анализа ASO.
Например, просмотр ключевых слов, по которым пользователи ищут приложения конкурентов.
Также есть возможность выбрать конкурирующее приложение (или несколько) и выяснить, по каким ключевым словам в поиске стора это приложение занимает высокие позиции, а ваше — в выдачу не попадает.
Среди других возможностей — просмотр слов, которые в целом вышли в тренд в сторе, перевод ключевых слов на другие языки и так далее.
SensorTower
Бесплатная функциональность в SensorTower сильно ограничена, и после нескольких запросов сервис начнет предупреждать об исчерпании лимита.
В целом, возможности SensorTower по ASO стандартны: оптимизации ключевых слов, сравнение с ключевыми словами конкурентов и другие.
Data.ai
В бесплатной версии Data.ai вы сможете узнать основные ключевики, по которым то или иное приложение занимает высокие позиции в выдаче стора.
Сервис также покажет динамику по отдельным ключевикам в сравнении с предыдущими периодами и покажет новые ключевые слова для приложения. Например, по запросу “jigsaw-puzzle” Candy Crush в декабре не отображался в поисковой выдаче App Store, а в январе уже появился.
Retention и DAU/MAU
Данные по Retention и DAU/MAU отдельных приложений скрыты под пейволом во всех популярных сервисах (если вы знаете бесплатные инструменты, которые помогут узнать эти цифры, поделитесь с нами — мы оставили почту в конце материала).
Посмотрим, какие возможности предлагают популярные сервисы, чтобы узнать Retention и аудиторию приложений.
SensorTower
Раздел Usage Intelligence позволяет посмотреть усредненные данные по Retention за определенный период в выбранном сторе:
Apptopia
Apptopia дает довольно подробный отчет о среднем показателе Retention за выбранный месяц для конкретного приложения.
По аудиторным метрикам Apptopia дает DAU, MAU, общее количество сессий за период в динамике по месяцам и другие цифры.
MobileAction
Дает возможность посмотреть DAU и MAU выбранных приложений в динамике.
Data.ai
Возможность узнать Retention приложения и его дневную или месячную аудиторию есть и в Data.ai. По субъективному опыту тех, кто работал с этим их сервисом, Data.ai дает наиболее близкие к реальности цифры.
Заключение
В этом материале мы постарались собрать как можно больше примеров сервисов, которые помогут вам узнать показатели приложений конкурентов.
Вероятно, это неполный список. Возможно, вы знаете и другие полезные сервисы и лайфхаки. Поделиться ими можно, написав нам на dima@gopractice.io.
Главная страница / Рынок / Как узнать скачивания, доходы, аудиторию и источники трафика приложения конкурента?
Грамотная аналитика дает информацию для принятия решений по дальнейшим шагам. Но как понять, какие метрики важны для мобильного приложения? Есть ли какой-то универсальный набор или нужно подбирать ключевые показатели в зависимости от сферы деятельности? В этой статье мы расскажем о 10 важных метриках для мобильного софта, из которых вы сможете подобрать оптимальные для своей сферы деятельности.
Как понять, что продукт интересен целевой аудитории? Как определить, что он растет и развивается? Для этого необходимо отслеживать ряд важных метрик и на основе полученных данных принимать решения по дальнейшим действиям.
Retention Rate
Retention Rate — коэффициент удержания клиентов. Он показывает, сколько пользователей возвращается в мобильное приложение. Разные специалисты считают коэффициент по-разному в зависимости от информации, которую хотят получить.
Самый простой и распространенный вариант — посчитать процент пользователей, который вернулись к приложению спустя какое-то время (чаще рассматривают месяц).
Например, вы можете взять какой-то определенный сегмент клиентов, которые пользовались приложением в августе, и сравнить с этим же сегментом клиентов, которые взаимодействовали с программой в июле, и узнаете, сколько человек осталось с вами.
В июле приложение скачали 2 000 человек. В августе программой продолжили пользоваться 500 человек. RR = (500/2000) х 100% = 25%. Показатель рассчитывается просто, но дает ценную информацию. Если Retention Rate низкий, значит, надо искать причину плохого возврата пользователей.
Но что считать высоким показателем? Специалисты уже давно спорят по этому вопросу, но к единому значению так и не пришли. Зато есть мнение: все зависит от сферы деятельности и специфики бизнеса, но чем выше, тем лучше.
Churn Rate
Противоположный Retention Rate показатель — коэффициент оттока клиентов (Churn Rate). Он показывает процент клиентов, переставших пользоваться приложением.
Чтобы рассчитать его значение, сначала определите Retention Rate, а затем воспользуйтесь формулой:
В нашем примере коэффициент удержания клиентов составил 25%. Следовательно, Churn Rate = 1 – 0,25 = 0,75 или 75%. Как и в случае с первым показателем, нормативных значений нет, все зависит от сферы деятельности и специфики бизнеса, но чем меньше отток, тем лучше.
Продакт-менеджеры отслеживают Churn Rate и Retention Rate регулярно, но с особой внимательностью делают это после выпуска обновлений. Если значения коэффициентов резко меняются в худшую сторону после нововведений, значит, где-то была допущена ошибка и ее нужно быстро найти, чтобы не потерять всю аудиторию.
Daily Active Users (DAU)
Приложение можно считать успешным, если им пользуются регулярно. Согласитесь, что 1 000 000 установок ни о чем не говорит. Ведь из этого количества реальными фанатами продукта может быть 1 000 человек.
Daily Active Users (DAU) — ежедневно активные пользователи, которые взаимодействуют с программой каждый день. Если аудитория регулярно тратит время на вашу программу, значит, вы сделали реально классный и полезный продукт.
Современные системы аналитики автоматически определяют этот показатель. Ваша задача — интерпретировать его и разбираться, можно ли считать получившееся значение нормальным.
Из примера выше можно сделать вывод, что 1 000 активных пользователей при 1 миллионе установок — плохой результат. Но если бы скачиваний было 10 000, тогда можно было бы сказать, что продукт классный и пользуется популярностью у аудитории. Но опять же, все условно и зависит от конкретных условий, сферы деятельности и специфики бизнеса.
Monthly Active Users (MAU)
Monthly Active Users (MAU) — ежемесячно активные пользователи, которые пользовались приложением хотя бы раз за последние 30 дней (месяц). Показатель аналогичен предыдущему, только рассчитывается за более длительный период времени.
Daily Sessions per DAU
При расчете DAU (ежедневно активных пользователей) каждый пользователь учитывается лишь один раз. Но в некоторых компаниях (например, в социальных сетях) может быть задана планка: пользователи должны заходить в приложение несколько раз за день. Поэтому рассчитывают среднее количество сессий на одного потребителя.
Stickiness
Stickiness — липкость, завязываемость или лояльность. Коэффициент показывает, как часто аудитория возвращается в приложение. Для расчета необходимо знать показатели Daily Active Users (DAU) и Monthly Active Users (MAU).
Чтобы понять, насколько лояльна аудитория, нужно найти процентное соотношение ежедневно активных пользователей к ежемесячно активным.
Чем выше итоговый процент, тем чаще пользуются вашим приложением. Нормальная ситуация, когда постепенно Stickiness увеличивается. Приходят новые пользователи, они становятся лояльными и рекомендуют программу своему окружению.
Если коэффициент начал снижаться, значит, ваш продукт чем-то перестал устраивать аудиторию. Возможно, он больше не решает проблему так, как это видят потребители. Иными словами, приложение не соответствует product market fit.
Как и в случае с предыдущими метриками, нормативного значения у Stickiness нет. Но эксперты сходятся во мнении, что надо стремиться к 100%.
Cost per acquisition (CPA)
Эта метрика нужна для определения эффективности рекламных кампаний. Не все каналы сбыта дают одинаковую эффективность. Во многом это зависит от сферы деятельности и правильности настройки рекламы. Например, какое-то приложение получает 90% новых пользователей из контекстной рекламы, а в другое с этого канала приходит только 20%.
И как понять, какие каналы сбыта эффективны, а какие нет? Это должны определять аналитики, но для быстрой оценки достаточно рассчитать Cost per acquisition (CPA):
Если с контекстной рекламы вы получаете 20% новых пользователей, а с таргетинга 80%, есть смысл отказаться от первого канала сбыта и сосредоточить усилия и доступные ресурсы на втором. Это решение позволит привлекать больше новой аудитории без увеличения расходов на рекламу.
Lifetime Value (LTV)
Lifetime Value (LTV) — пожизненная ценность клиента, показывающая общую сумму дохода от пользователя за все время, пока он был клиентом (пользователем приложения).
Этот показатель позволяет понять, какую ценность можно получить с одного среднестатистического пользователя продукта за все время. Под ценностью обычно понимают прибыль или доход.
Чтобы рассчитать LTV, необходимо знать:
- Как часто пользователи совершают целевые действия.
- Чему равна стоимость целевого действия в денежном эквиваленте.
- В течение какого периода пользователи совершают целевые действия. Учитывают постоянных клиентов и тех, которые ушли сразу, так как подсчитывается среднее значение.
Пример расчета пожизненной ценности клиента.
Важно, что LTV был больше СРА. Если бизнес тратит на привлечение клиента больше денег, чем с него получает, он работает в убыток. Метрику считают регулярно, в автоматизации процесса помогает сквозная аналитика.
ARPU, ARPPU
ARPU — Average Revenue Per User — средняя выручка от пользователя. Эта метрика также известна как текущий LTV, о котором говорили выше. Например, можно определить среднюю выручку от пользователя с момента запуска продукта. Достаточно суммарную выручку разделить на общее количество клиентов.
Допустим, за первый месяц работы приложение принесло 47 000 рублей выручки, при этом его скачали 3,2 тысяч человек. ARPU = 47 000 / 3 200 = 14,69 рублей.
ARPPU — Average Revenue Per Paying User (ARPPPU) — средняя выручка от активного (платящего) пользователя. Более точный показатель, позволяющий определить LTV только активной аудитории.
Например, из 3,2 тысяч скачиваний, только 700 — активные пользователи. Следовательно, средняя выручка от активного (платящего) пользователя составит 67,14 рублей.
Return on Investment (ROI)
ROI — Return on Investment — коэффициент окупаемости инвестиций. Этот показатель можно рассчитать для уточнения возврата вложений на маркетинг в целом или какую-то конкретную рекламную кампанию (например, с одного канала сбыта).
Формула расчета у ROI простая: (выручка от инвестиций – затраты на инвестиции) / (затраты на инвестици) х 100%.
На первый взгляд кажется, что все очень просто, но не спешите с выводами. Что конкретно отнести к затратам на инвестиции, например, на продвижение через контекстную рекламу? Во-первых, необходимо учесть расходы на разработку рекламных объявлений и бюджет на их показ. Во-вторых, стоимость создания посадочной страницы, где можно перейти к скачиванию приложения, под конкретное объявление. А если сделан один лендинг под все каналы сбыта, как корректно посчитать затраты?
Как видите, с затратами все не так просто. Есть и косвенные расходы и факторы, о которых вспоминаешь не сразу. Например, клиент скачал приложение, перейдя на лендинг с контекстной рекламы, потому что вчера видел объявление в социальной сети. Это сложная тема, которая потянет на отдельную статью.
Тем не менее, хотя бы примерный ROI знать нужно:
Если ROI больше 100%, значит, инвестиции оправдали себя, вы получили прибыль. В противном случае следует пересмотреть стратегию и либо отказаться от дальнейших инвестиций, либо внести какие-то изменения для исправления ситуации.
Как измерять?
Метрики измеряют системы аналитики. Они автоматизируют рутинную работу и формируют понятные отчеты. Проблема в том, что сегодня существует много систем аналитики. Начинающему продакту или предпринимателю сложно определиться, с чем работать. Мы решили рассказать о пяти популярных инструментах.
Google Analytics
Мощная и бесплатная система аналитики для измерения и дальнейшего анализа ключевых метрик. Так как платформа изначально создавалась для веб-приложений и сайтов, она не совсем подходит для мобильных приложений, но с основными задачами справляется отлично.
Ключевые особенности:
- полностью бесплатное (сервис работает при менее 10 миллионах обращений в месяц на приложение);
- отслеживает конверсии, возможна установка до 20 целей;
- отображает статистику в режиме реального времени;
- формирует перекрестную сегментацию;
- выгружает данные и формирует отчеты по установленному расписанию.
Обратите внимание на раздел «В режиме реального времени», позволяющий просматривать, сколько сейчас людей используют приложение, какие действия осуществляют и т.п. Удобная функция для отслеживания конверсий в режиме реального времени.
AppMetrica
Бесплатная платформа от Яндекса, предназначенная для мобильной аналитики, атрибуции установок, сбора отчетов о багах и отправки push-уведомлений. Подходит для трекинга мобильных приложений на Android, iOS, Windows, Xamarin, Unity и Cordova.
Ключевые особенности:
- поддерживает много платформ;
- полностью бесплатно (никаких ограничений и демо-режимов);
- есть функции когортного анализа и сегментации аудитории;
- формирует автоматические отчеты об ошибках приложения;
- отслеживает настроенные событий.
В отличие от Google Analytics, эта система аналитики ориентирована на мобильные приложения и позволяет отслеживать статистику скачиваний и получать уведомления о новых ошибках. Маркетологи оценят функции когортного анализа, контроля атрибуции и сегментации аудитории.
Flurry
Бесплатная платформа для сбора и анализа статистики мобильных приложений на iOS и Android. Платформа ориентирована на сбор данных о пользователях: их действиях и событиях. Быстро подключается через SDK. Есть бесплатный тариф с ограниченными возможностями. Конечная стоимость зависит от набора функций.
Ключевые особенности:
- работает только с приложениями на Android и iOS;
- сравнивает одно приложение в двух операционных системах;
- собирает подробные данные об интересах пользователей;
- рассчитывает воронки продаж;
- отслеживает поведение пользователей.
Так как Flurry больше ориентирован на отслеживание поведения пользователей, большинство доступных отчетов связаны с этим направлением. Поэтому сервис обычно выбирают маркетологи и аналитики.
AppAnnie
Комплексный аналитический инструмент для мобильных приложений, отслеживающий статистику, позиции в сторе, монетизацию и эффективность запущенных рекламных кампаний. Работает с приложениями на Android, iOS и Windows.
Ключевые особенности:
- управляет полным жизненным циклом приложения;
- анализирует рынок мобильных программ в целом;
- отслеживает конкурентов;
- подбирает ключевые запросы для оптимизации;
- собирает отзывы со всех сторов;
- анализирует доходность продукта.
Есть бесплатный и платный тарифы. Набора функций первого хватит для начинающих разработчиков, но если бизнес начнет расти, стоит задумать о приобретении расширенной версий. App Annie подходит как аналитикам, так и разработчикам, а также позволяет отслеживать действия конкурентов для принятия своевременных решений.
AppsFlyer
AppsFlyer — сервис мобильной атрибуции для изучения эффективности как онлнай-, так и оффлайн-каналов сбыта. Встроенные инструменты аналитики мобильных приложений на iOS и Android позволяют изучать поведение пользователей, рассчитывать ROI маркетинговых расходов и многое другое. Работать с платформой можно на десктопе и смартфоне.
Ключевые особенности:
- анализирует эффективность каналов привлечения пользователей;
- собирает подробную статистику о приложениях на iOS и Android;
- собирает информацию о поведении пользователей;
- отслеживает доходность баннеров внутри приложения.
Эта система аналитики больше подходит для работы маркетологов, так как ее основной ориентир — оценка эффективности рекламных кампаний (онлайн и оффлайн). Фиксированной оплаты за сервис нет, она определяется на основе количества просчитанных конверсий.
Настройка аналитики мобильного приложения — важный этап в развитии продукта. Без информации о поведении пользователей, эффективности рекламных кампаний и т.п. невозможно принимать объективные решения по дальнейшим действиям. Вы будете работать «вслепую» и не понимать, что делаете.
Простой установки системы аналитики тоже недостаточно. Вы должны понимать, за какими метриками следить. Ключевые показатели определяются на стадии планирования нового мобильного приложения в зависимости от его назначения, сферы деятельности и других особенностей бизнеса.
О грамотной аналитики задумывайтесь на ранних стадиях разработки. Для настройки и тестирования недостаточно недели. Это объемный процесс, но он оправдывает потраченные средства, поэтому не забудьте уделить ему рабочее время и подготовить все к запуску приложения.
Ещё больше инсайтов о работе с мобильными приложениями вы узнаете на нашем годовом курсе «Профессия: Продакт-менеджер» 👉 Узнать подробности!
Как отслеживать статистику мобильного приложения
От клиентов поступают вопросы: вот сейчас мы закончим разработку, выложимся во всех магазинах приложений, а как я буду контролировать аналитику? Как я узнаю, сколько раз мое приложение установили, сколько удалили, сколько пользователей зашло и т.д.?
Вопрос вроде бы простой, но нужные ответы разбросаны в интернете здесь и там, что усложняет задачу. Попробуем все упорядочить и прояснить, чтобы даже новичку было понятно.
Где кончается разработка и начинается маркетинг
Есть два пути разработки:
- Разработка нативного мобильного приложения. Если упрощать, нативного — значит, на языке мобильной операционной системы, которую вы намерены покорять. Например, для iOS это язык Objective-C, для Android — java, для Windows Phone — С# и так далее.
- Разработка приложения на универсальном языке html5. Приложение становится кроссплатформенным по умолчанию, то есть приложение, разработанное на html5, «усваивается» любой операционной системой. Мы такие делаем на Adobe PhoneGap — фреймворке для разработки мобильных приложений.
И соответственно:
- Преимущество нативных приложений — они стабильнее/быстрее работают. Недостаток: разработка под разные платформы — это полноценное долгое портирование, переписывание кода подчистую. Следовательно, это дороже.
- Преимущество html5-приложений — они изначально пригодны для любой ОС. Недостаток: скорее всего, каждую вашу задумку реализовать не всегда получится. Но если вы нацелены продавать приложение для двух, трех и более платформах — стоит посмотреть в эту сторону.
Где начинается маркетинг? А прямо вот на этапе выбора платформы и способа разработки: разные возможности, разные затраты.
Когда же ваше приложение готово, встает другой вопрос: где и как его продавать?
Что такое сторы
Сторы (англ. Store), они же магазины цифровой дистрибуции, — общий термин для всех интернет-площадок, где продаются мобильные приложения.
Как туда попасть?
Среди сторов есть как общеизвестные гиганты (AppStore, GooglePlay, Samsung Apps, Windows Phone Marketplace, Amazon Store), так и мелкие площадки. Везде нужно регистрироваться в качестве разработчика, уплатив площадке деньгу по тарифу, — и можно попытаться самостоятельно взбираться в ТОП, нравиться пользователям и зарубать свой первый куш.
А можно пойти к издателю вроде Chillingo, на которого перепоручить заботы по размещению в сторах, рекламе, наливанию трафика, этому вашему маркетингу и прочей генерации успеха. Издатель, скорее всего, захочет увидеть свое имя на вашем приложении и урвать энную часть вашей (гипотетической) прибыли. Вообще условия могут быть самыми разными — это тема для отдельной статьи.
В целом, вариант с издателем предпочтительнее. Если, конечно, у вас есть на то бюджет.
Ок, с издателем или без оного, вы размещаете свое приложение в разных сторах. Допустим, вы решили делать всё сами. Мы подобрались к главной теме статьи — отслеживанию аналитики.
Анализируй то, анализируй это
Кто судит в конечном счете о качестве товара? Пользователи. Кто несет вам деньги, если товар хороший? Пользователи. Кого стоит слушать, планируя будущие улучшения и обновления? Маму.
Шутка, конечно.
Итак, вам нужен инструмент, позволяющий удобно следить за тем, сколько человек ваше приложение скачали, сколько кликнули на иконку, сколько удалили в слезах и так далее.
Как следить за статистикой приложения? Использовать «родные» инструменты аналитики. Крупные игроки имеют свои сервисы для отслеживания статистики — консоли разработчиков. Доступ к ним разрешен разработчикам (читай: тем, кто заплатил взнос). Два самых лакомых кусочка — это, конечно, AppStore и Google Play, на них остановимся поподробнее.
- У AppStore сервис статистики называется iTunes Connect (ну, собственно, он подходит не только для слежки за вашими мобильными приложениями, но и за всем digital-контентом, что продается для устройств Apple). Чтобы иметь доступ к сервису, нужно платить взнос разработчика. Цена вопроса: 99 USD в год для индивидуальных разработчиков и 299 USD для компаний (источник).
- У Google Play есть своя Developer Console. Регистрация в качестве разработчика стоит 25 USD (другие условия там же). Для того, чтобы картина по приложению была полной, Google советует интегрировать консоль и сервис Google Analytics, здесь инструкции и подробности.
Все хорошо, только если вы размещаетесь сразу на нескольких площадках, то становится резко неудобно выдергивать статистику из каждого такого сервиса и потом сводить воедино где-нибудь в excel-таблице… Плюс портит малину то, что подобными инструментами нельзя отслеживать, например, статистику по конкурирующим приложениям, что порой важно.
Поэтому придумали сервисы-агрегаторы.
В настоящее время самый видный игрок в Европе — сервис App Annie. Работает по схеме любого агрегатора: вы подключаете свои аккаунты с разных площадок, а в итоге можете смотреть и сравнивать статистику в одном месте. Собирает данные с iOS AppStore (и Mac AppStore тоже), Google Play, Amazon Store. Есть много бесплатных тарифов и это круто.
Еще несколько аналогичных сервисов поменьше:
- Distimo. Еще один известный сервис. Агрегирует аналитику со всех крупных сторов и рекламных сетей. Бесплатный. Куплен App Annie.
- Flurry. Тоже мощный инструмент-агрегатор, с визуализацией данных. Бесплатный. Куплен Yahoo!
Менее раскрученные агрегаторы для iOS, например:
- Applyzer. Собирает статистику iOS-приложений (в том числе конкурентов), стрелками-иконками показывает общий тренд, имеет удобные инструменты сортировки и фильтрации.
- Top App Charts. Примерно то же самое, плюс несколько особых чартов вроде «Большой дебют» — для отслеживания приложений-прорывов в сторе.
В принципе, этих инструментов должно хватить. Экспериментируйте, творите, анализируйте и пусть удача будет у вас в кармане.