Данная памятка поможет определить стиль текста. Предназначена для учащихся школы.
Памятка по определению стиля текста – Научный стиль
Главная функция научного стиля – сообщение информации, фактов и доказательство их истинности.
Речевые жанры:
- научная статья,
- монография,
- учебная литература,
- доклад,
- диссертация.
Языковые средства: терминология, наличие общенаучных слов, профессионализмов, абстрактной лексики.
Черты стиля: преобладание существительных в предложении, логичность, точность, доказательность, однозначность, обобщенность, объективность.
Памятка по определению стиля текста – Публицистический стиль
Данная памятка поможет определить стиль текста. Предназначена для учащихся школы.
Главная функция – информирование людей в средствах массовой информации.
Жанры:
- репортажи,
- статьи,
- интервью,
- очерки.
Информация, передаваемая в публицистическом стиле, предназначена не для узкого круга людей, а для широких слоев общества.
Стилевые черты: эмоциональность, призывность, логичность, оценочность.
Памятка по определению стиля текста – Художественный стиль
Данная памятка поможет определить стиль текста. Предназначена для учащихся школы.
Цель художественного стиля – воздействовать на читателя, передать чувства и мысли автора, его переживания.
Жанры: Используется в художественной литературе.
Языковые средства:
- тропы (равнения, олицетворения, аллегория, метафора, метонимия, синекдоха и т.п. И стилистические фигуры: эпитет, гипербола, литота, анафора, эпифора, градация, параллелизм, риторический вопрос, умолчание),
- Олицетворение,
- Аллегория (иносказание),
- Гипербола,
- Эпитет,
- Метонимия,
- Метафора
Стилевые черты: эмоциональность речи, образность, использование всех богатств лексики.
Научить учеников определять стили речи очень важно. Эту работу учителя русского языка начинают в средней школе. Предлагаем практический материал для организации подготовительного этапа на уроке в 5 классе по теме “Стили речи”.
Чтобы дети лучше поняли специфику стилей речи, предлагаем им проанализировать 5 текстов, написанных в разных стилях, но на одну тему. Таким образом мы покажем ученикам, что об одном и том же предмете можно написать по-разному в зависимости от цели, которую мы ставим перед собой.
Перед работой с текстами даем им задание:
- Прочитайте тексты.
- Определите их тему.
- Определите, с какой целью написан каждый текст:
- донести научную информацию;
- донести деловую информацию;
- воздействовать на читателей;
- создать образ;
- обменяться мнениями.
4. Где бы мог каждый текст использоваться: в учебнике, в газете, в художественной книге, в документах, в диалоге между людьми?
Работу можно организовать в групповой или парной форме.
Тексты
Текст 1
Настоящая справка выдана Иванову Ивану Петровичу в том, что его собаке – пуделю Арчибальду – действительно сделаны прививки от бешенства, гастроэнтерита и чумки. Справка дана для предъявления по месту требования.
Текст 2
Собака— домашнее животное, одно из наиболее распространённых (наряду с кошкой) «животных-компаньонов».
С зоологической точки зрения, собака — плацентарное млекопитающее отряда хищных семейства псовых.
Собаки известны своими способностями к обучению, любовью к игре, социальным поведением. Выведены специальные породы собак, предназначенные для различных целей: охоты, охраны, тяги гужевого транспорта и др., а также декоративные породы (например, болонка, пудель).
Текст 3
Не только люди могут стать известными на нашей планете, но и животные. Собаки – наши верные друзья, более других животных заслуживают уважения – за их преданность, верность, самопожертвование и отвагу. В признание всех качеств люди ставят собакам памятники, прописывая в истории их имена.
В истории есть немало примеров искренней благодарности и доброты человека по отношению к собакам. Все это с положительной стороны характеризует душевный облик человека. Конечно, никто не считал, сколько установлено памятников собакам по всему миру, но как говорят факты – их очень много.
Текст 4
Жила-была собака.
Она была большая,
И был у той собаки
Огромный рыжий хвост.
И вот, когда собака
Бежала по дороге,
За нею пыль вставала
Почти до самых звёзд.
И были у собаки
Огромнейшие зубы,
И лаяла собака,
Как миллион собак.
Когда она дышала,
С домов слетали крыши
И все деревья гнулись
И это было так.
Жила-была собака…
Но только ты не бойся,
Она была послушной
И доброю была.
Текст 5
Солдат вернулся из разведки и докладывает:
— Обнаружил не разрушенный мост.
— Танки пройдут?
— Пройдут.
— Конница пройдет?
— Может, пройдет.
— Значит, и пехота пройдет?
— Пехота не пройдет, товарищ капитан.
— Как же это может быть?
— Там привязана злая собака.
Все тексты объединены общей темой: собака. Прочитав их, дети понимают, что об одном и том же животном можно рассказать абсолютно по-разному. Все зависит от речевой ситуации.
По итогам наблюдений можно предложить ребятам заполнить такую таблицу (последнюю колонку пока не заполняем). Вернемся к ней после изучения теоретического материала: предложим ученикам теперь определить стиль каждого текста.
А как вы работаете в этой теме?
Если вам было интересно, подписывайтесь на канал и расскажите о нём своим коллегам.
Подготовила Людмила Крылова
#стиль #текст #уроки русского языка #5 класс #художественный текст #официально-деловой #публицистический #научный #разговорный
Стили речи делятся на книжные (художественный, публицистический, научный, официально-деловой) и разговорный.
1).Художественный стильиспользуется писателями, поэтами, создающими художественную литературу. Он отличается образностью языка произведений, эмоциональностью, тяготением к вымыслу.
- Пример худож. стиля: “Степь чем далее, тем становилась прекраснее… Вся поверхность земли представлялась зелёно-золотым океаном, по которому брызнули миллионы разных цветов. Сквозь тонкие, высокие стебли травы сквозили голубые, синие и лиловые волошки…” (Отрывок из повести Н.В. Гоголя “Тарас Бульба” с художественным описанием степи).
2).Публицистический стиль– это стиль газетных и журнальных статей, очерков, интервью, публичных выступлений, интернет-постов на темы, посвящённые всем сферам жизни общества. Языковыми особенностями являются насыщенность общественно-политической лексикой, экспрессия заголовков, стремление к сжатости изложения, апеллирование к читателю. Часто публикации создаются на злобу дня. Накануне летнего сезона масс-медиа пестрят статьями о поездках, турах.
- Образец публ. стиля: ” Оказавшись в Варшаве проездом или выбравшись на пару дней для короткого отдыха, особенно не старайтесь составлять программу первых часов пребывания в городе: ноги сами приведут вас на Рыночную площадь – в центр города. Если в других городах гордятся древней стариной такой площади, то поляки – колоссальным трудом, вложенным в скрупулёзное восстановление разрушенного войной старинного центра…” (Из статьи на туристическом сайте).
3).В научном стилесоздаются справочники, энциклопедии по отраслям наук, учебники, научные доклады, аналитические и исследовательские статьи. В языке текстов этого стиля большая доля терминологической лексики, много цифровых выкладок, графических изображений.
- Текст в научн. стиле: “Элементарный хлор был получен в начале 19 века Г. Дэви, который разложил поваренную соль на хлор и натрий путём электролиза. В норме взрослый человек должен получать в сутки 4 – 6 г хлора. Потребность в нём возрастает при физических нагрузках.” (Из статьи на сайте, посвящённом вопросам биохимии).
4).Официально-деловым стилемнаписаны постановления власти, нормативно-правовые акты государства. Это стиль инструкций, рецептов, канцелярских бумаг. Его язык отличается строгостью, конкретностью, использованием шаблонов.
- Пример офиц.-делов. стиля: “Граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно без оружия, проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирование” (Статья 31 Конституции РФ).
5).Разговорный стиль –это стиль устной речи, используемой в повседневном общении. Его характеризует использование разговорной лексики, просторечий, диалогичность, спонтанность, непосредственность, эмоциональность.
- Образец разговорн. стиля, используемого в худож. литер.: “На днях ехал я в четвёртом номере [трамвая]. Вот два гражданина против меня. Один с пилой. Другой с пивной бутылкой. Бутылка пустая. Держит человек бутылку в руках и пальцами по ней щёлкает…” (Из рассказа И.Зощенко “На живца”).
Опубликовано 31 октября, 2018
Какие бывают и как определить стили и типы текста
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru.
Изучением стилей русского языка занимается особая лингвистическая дисциплина – культура речи, а языковые особенности разных стилей и их воплощение в речи исследует стилистика.
Чтобы разобраться в том, какие бывают стили текста, нужно дать определения такому понятию, как «стиль».
Стили текста в русском языке
Слово «стиль» происходит от греческого «стилос». Так называлась палочка для письма, а если точнее – для выцарапывания букв на глиняной дощечке. Постепенно стилем начали именовать саму манеру письма.
Сегодня термин стал универсальным: мы используем его, говоря о музыке, литературе, живописи, архитектуре, дизайне, моде, да и просто о поведении человека.
Стилем в настоящее время принято называть набор признаков, которые соотносятся с тем или иным периодом истории и культуры, актуализируясь в современном искусстве и быте.
Язык неоднороден, как любое явление человеческой культуры. В живой речи мы используем разные языковые средства, выбирая то, что нам необходимо в каждом конкретном случае.
Чтобы понять, что такое стили текста, представьте свой гардероб. Вряд ли вы будете заниматься спортом в смокинге. И бьюсь об заклад, что вы не придёте на выпускной экзамен в купальнике. Мы одеваемся так, как того требуют обстоятельства. У любого предмета одежды есть цель: удобство, практичность, акцентировка важных элементов образа.
Так происходит и в языке: мы выбираем простые или сложные предложения, высокую или сниженную лексику, в зависимости от речевой ситуации, от наших коммуникативных задач.
Какие есть стили текста?
В школьном курсе русского языка традиционно выделяют пять стилей речи: научный, публицистический, официально-деловой, разговорный и художественный.
У каждого из них есть свой набор признаков, о которых мы поговорим подробней.
Научный стиль текста
Текстами научного стиля считаются материалы исследований, опубликованные в специальной литературе. Это могут быть статьи, тезисы, доклады, рефераты, диссертации, очерки.
Главная задача текстов этого стиля – максимально точно сформулировать научную идею, передать информацию, научить читателя чему-то новому или опробировать результаты исследования.
Внутри научного стиля выделяется три подстиля:
- собственно научный;
- научно-учебный;
- научно-популярный.
Помогут описать собственно научный стиль примеры текстов: статьи, патенты, тезисы и другие опубликованные результаты изысканий, предназначенные для распространения в узко научной среде (тематических сборниках, материалах научных конференций, базе диссертаций).
Такие тексты богаты сложной научной терминологией, пояснять которую не нужно (так как она известна каждому специалисту в данной области). Научные тексты строго структурированы, логически выстроены, безэмоциональны, объективны. Лексика этого стиля общелитературная и специальная.
Научно-учебный подстиль – это язык учебников, лекций, пособий. Здесь автор и читатель существуют уже не на равных, а в отношениях «учитель-ученик». Термины, которые использует лектор или автор пособия, обязательно расшифровываются.
Каждое явление иллюстрируется рядом примеров. Синтаксис таких текстов заметно проще, чем в произведениях собственно научного стиля с его сложноподчинёнными конструкциями. Как элемент привлечения внимания, допускаются нотки юмора, живой разговорной речи (в устном контексте), разнообразие интонаций изложения.
Научно-популярный подстиль наиболее демократичен. Его задача – донести научные знания до максимально широкой, не всегда подготовленной аудитории. Синтаксис текстов становится максимально простым, могут использоваться художественные образы, аллегории.
Статья о стилях и типах текста, которую я вам сейчас предлагаю, как раз относится к этому подстилю.
Публицистический стиль текста
Среди других стилей текста публицистический можно назвать самым подвижным, активным, быстро меняющимся.
Он призван донести до людей самую актуальную информацию, в кратчайший срок поделиться полезными сведениями, призвать к действию – то есть, так или иначе, воздействовать не только на разум читателей и слушателей, но и на их эмоции.
Внутри публицистического выделяют следующие стили текста:
- газетно-журнальный подстиль (статьи, очерки, интервью, заметки);
- язык телевидения и радио (обзоры, интервью, беседы);
- ораторское искусство (воззвания, поздравительные и траурные речи);
- как промежуточный элемент рассматривается язык рекламы>.
Лексика публицистического стиля представляет собой синтез научной и разговорной речи.
Так как публицист взаимодействует с обществом, ему приходится активно использовать термины политики, социологии, культурологии. В то же время выступления такого оратора должны быть доступными абсолютно для всех слоёв населения, поэтому в ход идут пословицы, поговорки, шутки, афоризмы.
Язык публицистики — эмоциональный, направленный адресно к каждому слушателю или читателю. Он призван вызвать живую реакцию, яркий и мгновенный отклик.
Официально-деловой (канцелярский) стиль
Тексты этого стиля существуют в рамках документооборота.
Их задача – уложить любую жизненную историю в готовую канцелярскую схему. Это необходимо для решения юридических и финансовых вопросов, которые рассматривают аспекты правовых отношений в различных жизненных ситуациях.
К примеру, если вы хотите перейти в другую школу, ваши родители пишут заявление на имя директора. Если вы пропустили занятие, придётся составить объяснительную записку. А в случае недовольства обслуживанием в сервисном центре может возникнуть желание оставить жалобу.
Какие бывают тексты делового характера? Резюме, анкета, заявление, прошение, официальное обращение, объяснительная, донос – всё это жанры официально-делового стиля.
У каждого из них существует образец, отступать от которого не следует. Если в объяснительной вы начнёте в красках расписывать собаку, которая съела домашнее задание, учитель, конечно, посмеётся, но в качестве оправдательного документа такой текст не сработает.
Вот основные черты текстов официально-делового стиля:
- единообразие;
- логичность;
- последовательность;
- наличие канцелярских оборотов (канцеляризмов);
- сухость, безэмоциональность;
- отсутствие средств художественной выразительности.
Тексты канцелярского стиля прямо противоположны художественным текстам. Более того, канцеляризмы разъедают душу художественного (да и публицистического) текста. Помните об этом, когда пишите сочинения и вспоминаете, какие стили текста бывают в русском языке.
Художественный стиль текста
Вершина литературного языка – художественный текст. К нему относятся литературные произведения разных видов и жанров: романы, повести, рассказы, баллады, стихотворения, поэмы и многое другое.
Для того, чтобы рассказать о предмете, человеке или явлении так, чтобы они забрались в самое сердце читателя, писатель пользуется художественными образами. Для их создания существует множество средств художественной выразительности: метафоры, сравнения, эпитеты, олицетворения, гиперболы, литоты, синекдохи, метонимии.
Каждое слово в художественном тексте живёт особой жизнью. Оно незаменимо и значимо. Если переставить местами строчки в стихотворении Пушкина или пропустить описание природы в романе Тургенева, часть авторского замысла ускользнёт от читателя, обаяние текста развеется.
Писатели трудятся над своими произведениями в течение многих дней, месяцев, лет, подбирая единственно верные слова, интонации, образы. Вот почему любимые рассказы и стихи так глубоко трогают нас, остаются с нами на всю жизнь.
Стили художественного текста зависят от индивидуально-авторской манеры каждого писателя, поэтому в литературоведении и лингвистике принято говорить о языке и стиле Пушкина, Бунина, Набокова и т.д.
Разговорный стиль
Не все лингвисты считают, что нужно рассматривать разговорную речь как отдельный стиль. Она существует преимущественно в устной форме, имеет такие жанры, как беседа, диспут, спор, ссора, диалог.
Письменным образцом разговорного текста может считаться записка, смс-сообщение, письмо (бумажное или электронное), реплика в чате. Одним из древнейших образцов стиля в России считаются берестяные грамоты, обнаруженные академиком А.З.Зализняком при раскопках Великого Новгорода.
Разговорный стиль прост по своей синтаксической и морфологической структуре, богат просторечиями, сниженной лексикой, эмоционально окрашенными словами. В разговорной речи нет деепричастий и причастий. Предложения короткие, ёмкие, речевые средства расходуются очень экономно.
Стилистический анализ текста
Чтобы определить стилистическую принадлежность текста, необходимо проанализировать его по следующему плану:
- Цель и основная функция текста.
- Лексический уровень (использование неологизмов, терминов, просторечий, канцеляризмов).
- Морфологический уровень (преобладание глаголов как черта научного стиля или прилагательных – как характеристика образной речи).
- Синтаксический уровень (Простые или сложные, распространённый или нераспространённые предложения).
- Фонетический уровень (Интонационный рисунок).
Ответ на вопрос «Как определить стиль текста?» будет неполным, если мы забудем об эмоциональном аспекте. Если текст сухой и безэмоциональный, перед нами научный или официально-деловой стиль, если живой и образный – разговорный или официально-деловой.
Тип текста
В заключение нужно добавить, что тексты делятся на три типа:
- описание;
- рассуждение;
- повествование.
Если вы не знаете, какие бывают типы текста, оцените, что происходит с героем и сюжетом.
Когда рассказчик излагает историю, перед нами повествование. Если яркого сюжета нет, но автор рисует образ-картинку, это описание. Если в тексте присутствует факт, за которым следуют анализ и вывод, тип текста – размышление.
Надеемся, что теперь у вас сложилось полное представление о том, какие бывают стили текста в русском языке.
- Главная
- Справочники
- Справочник по русскому языку для начальной школы
- Речь и её характеристики
- Стили речи
Стиль речи – это применение языкового стиля в данной речевой сфере.
В русском языке всего 5 стилей речи:
- разговорный;
- художественный;
- публицистический;
- официально-деловой;
- научный.
Различаются стили устной и письменной речи. К устной речи относят разговорный стиль, к письменной речи – все остальные.
Каждый стиль имеет свою цель, используется в определенной сфере и обладает определёнными признакам, по которым их различают.
Разговорный стиль
Этот стиль речи используется в быту, при неформальном общении с родственниками, друзьями, коллегами. Для этого стиля характерно употребление обращений, слов с суффиксами разных окрасок (силища, мамочка и т.д.). В разговорном стиле используются нейтральные слова и разговорные слова, жаргонизмы.
Художественный стиль
Этот стиль речи используется в художественной литературе. В нём употребляются эпитеты, слова в переносном значении, образные сравнения и обороты речи. Этот стиль особенно выразительно передаёт эмоции, чувства, сильно воздействует на читателя.
Публицистический стиль
Используется в средствах массовой информации (в статьях, очерках, агитациях, выступлениях). В этом стиле также используются средства художественной выразительности, чтобы донести до читателя информацию. В стиле часто употребляются побудительные предложения, риторические вопросы (без ответов) и восклицания.
Официально-деловой стиль
Используется в официально-деловой среде для общения граждан в учреждениях. Особенность этого стиля – точность, достоверность информации. В нём присутствует много штампов речи, слова используются в прямом значении, предложения по цели высказывания – повествовательные.
Научный стиль
Используется в сфере науки, его цель – сообщение научной информации. Для этого стиля характерно строгое изложение фактов, слова в переносном значении, средства художественном выразительности и эмоциональная окраска не допустимы.
Советуем посмотреть:
Текст
Средства художественной выразительности речи
Речь и её характеристики
Правило встречается в следующих упражнениях:
2 класс
Упражнение 225,
Полякова, Учебник, часть 2
Упражнение 226,
Полякова, Учебник, часть 2
Упражнение 227,
Полякова, Учебник, часть 2
Упражнение 228,
Полякова, Учебник, часть 2
3 класс
Упражнение 33,
Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 1
Упражнение 34,
Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 1
Упражнение 35,
Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 1
Упражнение 26,
Климанова, Бабушкина, Рабочая тетрадь, часть 1
Упражнение 171,
Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 2
Упражнение 244,
Полякова, Учебник, часть 1
Упражнение 247,
Полякова, Учебник, часть 2
Упражнение 248,
Полякова, Учебник, часть 2
Упражнение 249,
Полякова, Учебник, часть 2
4 класс
Упражнение 9,
Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 1
Упражнение 29,
Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 1
Упражнение 30,
Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 1
Упражнение 91,
Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 1
5 класс
Упражнение 107,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1
Упражнение 612,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 2
Упражнение 645,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 2
Упражнение 62,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
Упражнение 370,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
Упражнение 678,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
Упражнение 778,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
Упражнение 792,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
Упражнение 135,
Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 1
Упражнение 230,
Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 1
6 класс
Упражнение 84,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1
Упражнение 173,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
Упражнение 174,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
Упражнение 498,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
Упражнение 654,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
Упражнение 737,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
Упражнение 8,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник, часть 1
Упражнение 15,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник, часть 1
Упражнение 326,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник, часть 2
Упражнение Повторение стр. 32-33,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник, часть 2
7 класс
Упражнение 28,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник
Упражнение 268,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник
Упражнение 301,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник
Упражнение 346,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник
Упражнение 210,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник, часть 1
Упражнение 162,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
Упражнение 193,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
Упражнение 287,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
Упражнение 548,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
Упражнение 574,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
8 класс
Упражнение 26,
Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник
Упражнение 10,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
Упражнение 21,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник
Упражнение 141,
Бархударов, Крючков, Максимов, Учебник
Упражнение 297,
Бархударов, Крючков, Максимов, Учебник
Упражнение 396,
Бархударов, Крючков, Максимов, Учебник
Упражнение 415,
Бархударов, Крючков, Максимов, Учебник
Упражнение 521,
Бархударов, Крючков, Максимов, Учебник
Упражнение 525,
Бархударов, Крючков, Максимов, Учебник
Упражнение 527,
Бархударов, Крючков, Максимов, Учебник