Содержание статьи
Показать
Скрыть
Рассказываем, какие стипендии доступны студентам, как их оформить и какую максимальную сумму могут получать учащиеся вузов.
Академическая стипендия
Это базовая стипендия, которую получают только студенты-бюджетники, которые закрыли сессию без троек («удовлетворительно»), а только поступившие первокурсники получают ее до первой сессии. Ее размер скромный — 1 755 рублей в месяц. Некоторые вузы за счет своего бюджета увеличивают сумму: например, ВШЭ выплачивает всем бакалаврам, магистрам и аспирантам 1 821 рубль, а Казанский федеральный университет увеличил размер базовой стипендии для хорошистов до 2 100 рублей, а отличникам — до 3 150 рублей. В региональных вузах чаще всего действуют повышающие коэффициенты.
Стипендию выплачивают в беззаявительной форме, то есть студенту не нужно подавать никаких заявлений. На первом курсе бухгалтерия вуза сама оформит банковскую карту, а дальше деканат или студенческий совет сообщит, куда обращаться за ее получением.
Повышенная государственная академическая стипендия
Эту стипендию выдают за достижения. Ее размер обычно составляет от 3 до 15 тысяч рублей в зависимости от курса, направления и ступени, на которых обучается студент. Вузы устанавливают свои лимиты. Больше всего получают магистранты технических специальностей. Например, студент мехмата МГУ может рассчитывать на 12 135 рублей, а магистрантам айтишных программ Томского государственного университета увеличивают выплаты на 30 тысяч рублей. Но студентов с такими выплатами обычно немного.
Повышенную государственную стипендию назначают по итогам вузовской комиссии, в которую входят студенты и администрация вуза. В каждом факультете своя комиссия, поэтому в ней могут состоять знакомые преподаватели и учащиеся с потока. Достижения делятся на категории, и для каждой нужен свой пакет документов:
- Выдающиеся успехи в учебе. У студента закрытые на высокие баллы зачеты и экзамены, высокое место в рейтинге студентов плюс рекомендации от преподавателей.
- Научная деятельность. Заявителю по этому основанию понадобятся статьи в научных журналах и подтверждения, что он выступал на конференциях. Чем выше уровень, тем выше шанс получить повышенную стипендию. Особо ценятся публикации в изданиях, которые попадают в РИНЦ, Scopus и Web of Science.
- Общественная работа. В этой области отмечают волонтеров и активных участников профсоюза студентов — к заявлению нужно прикрепить копию волонтерской книжки, благодарности и сертификаты об участии в мероприятиях.
- Культурная деятельность. Студенты, которые выступают на студенческих конкурсах талантов и занимают там призовые места. К заявлению нужно прикрепить дипломы.
- Спортивные достижения.
Законы никак не ограничивают вуз в выборе банка, на счета которого перечисляются стипендии. Единственное правило: все государственные выплаты приходят на карты с платежной системой «Мир». Студент может отказаться от безналичной выплаты и получать стипендию в кассе университета или согласиться на оформление карты от вуза. Правда, условия таких карт оказываются невыгодными по сравнению с тем, что предлагается на банковском рынке. На Банки.ру можно оформить дебетовую карту со специальными предложениями для молодежи — повышенный кэшбэк, процент на остаток или бесплатное обслуживание.
Подобрать банковскую карту
Социальная стипендия
Эта стипендия не зависит от успеваемости и составляет не менее 2 553 рублей в месяц. Правда, ее снова могут получить лишь те, кто учится за счет бюджетных денег. Выплату могут оформить следующие категории:
- студенты с инвалидностью;
- сироты и те, у кого во время учебы умерли родители;
- те, кто поступил в вуз после контрактной службы в армии;
- студенты из семей с доходом ниже прожиточного минимума;
- пострадавшие в техногенных катастрофах;
- ветераны военных действий;
- студенты из многодетных семей.
Оформить выплату можно в течение учебного года. В деканат необходимо предоставить заявление и документы, подтверждающие льготную категорию. Если студент закрыл сессию без троек, то выплата увеличивается до 10 тысяч рублей.
Если студент учится на Крайнем Севере или в районах, приравненных к ним, то сумма социальной стипендии умножается на районный коэффициент.
Правительственные стипендии
Стипендия Президента России
На эту стипендию могут претендовать студенты очной формы обучения второго курса и старше, если в течение года до ее назначения не менее половины их оценок за каждую сессию — это оценки «отлично». За весь период обучения не должно быть академических долгов. Помимо этого оценивается внеучебная работа студента: научные статьи, победы в международных конкурсах и олимпиадах, общественная работа.
Размер стипендии зависит от направления, на котором учится студент. Учащимся на приоритетных специальностях выплачивают 7 000 рублей в месяц, а остальным — 2 200 рублей. Стипендию могут получить только бюджетники.
Заявку нужно подавать в электронном виде на сайте Совета по грантам.
Стипендия Правительства России
Требования к студентам те же, что и у стипендии президента — сессия на «отлично», личные достижения во внеучебной деятельности. Правда, размер стипендии меньше — 5 000 рублей для учащихся на приоритетных направлениях и 1 440 рублей для всех остальных.
В отличие от президентских выплат, список получателей этой стипендии определяют вузовские комиссии, чаще всего ученый совет, в который входят ректор университета, его заместители и руководители факультетов.
Региональные стипендии
В каждом субъекте Федерации разработана своя система поддержки студентов. Такие стипендии называются «губернаторскими», назначаются местным отделением Академии наук и называются именем региона. В Екатеринбурге каждый год отмечают успехи студентов стипендией губернатора Свердловской области. Ее размер составляет 1 500 рублей в месяц.
Московские студенты могут рассчитывать на ежемесячные выплаты от правительства города. Размер стипендии составляет 6 500 рублей в месяц, присуждается она на один учебный год. На нее могут претендовать студенты бюджетного отделения, которые обучаются по направлениям и специальностям, наиболее важным для города.
Чаще всего стипендиатов выдвигает вуз. По правилам он должен делать это на конкурсной основе, но обычно открытый конкурс не назначается. Поэтому необходимо самостоятельно обратиться в деканат факультета и уточнить, какие документы необходимо предоставить и в какие сроки.
Именные стипендии
Именные стипендии — один из немногочисленных видов выплат, которые могут получать в том числе студенты, которые учатся на платной основе. Правда, чтобы получить такую стипендию, учащиеся проходят конкурсный отбор среди всех заявителей из России.
Государственные именные стипендии
Их выдают за достижения в профессиональном развитии, соответственно, они рассчитаны на студентов отдельных направлений:
- Студенты экономических факультетов получают стипендию имени Егора Гайдара — 1 500 рублей.
- Студенты на направлениях «Литературное творчество» и «Журналистика» — стипендию имени Андрея Вознесенского. Ее размер 1 500 рублей в месяц.
- Стипендия имени Дмитрия Лихачева выдается будущим культурологам и филологам — 1 500 рублей в месяц.
- Студенты юридических направлений получают стипендию имени Анатолия Собчака — 5 000 рублей в месяц. Также они могут получить стипендию имени Владимира Туманова — 2 000 рублей.
Именные стипендии выплачиваются независимо от того, какие еще выплаты получает студент. Конкурсный отбор состоит из двух этапов: учащийся подает пакет документов ученому совету, который в свою очередь составляет список претендентов от вуза. Далее учредители стипендии изучают достижения заявителей и утверждают список получателей.
Стипендии от компаний и банков
Также свои программы поддержки развивают негосударственные компании и корпорации. Выплата назначается по результатам открытого конкурса. Каждый учредитель определяет свои условия. Правда, размер стипендий чаще всего кратно превышает размер государственных выплат, поэтому они стоят того, чтобы побороться за них.
Фонд Владимира Потанина проводит отбор в 2 этапа. В первом туре оцениваются мотивационные письма и эссе кандидатов, во втором — решение кейсов и участие в деловых играх в очном формате. Победители конкурса получают стипендию в 20 000 рублей до конца обучения.
Банк «Тинькофф» платит 25 000 рублей студентам технических специальностей. Победителей организаторы делят на два трека: «академический», в котором отмечают выдающиеся успехи в исследованиях, и «индустриальный», в котором оцениваются достижения в прикладных проектах. Каждый год банк выплачивает стипендию всего 80 студентам со всей России.
Газпромбанк выплачивает единоразово 60 000 рублей победителям премии «Студент года» и другим выдающимся студентам, отличившимся в учебной и научной деятельности. Сбер выплачивает 12 стипендий по 30 000 рублей студентам, которые учатся на ИТ-специальностях.
Как правило, деканат или студенческий совет факультета знают о конкурсах компаний, с которыми сотрудничает вуз, они могут подсказать, в какие сроки нужно подавать документы.
Частные вузы с государственной аккредитацией выплачивают свои стипендии. Например, студенты ИТ-вуза Университет Иннополис получают стипендию до 42 000 рублей в месяц, а аспиранты «Сколтеха» — до 70 000 рублей.
Государственные стипендии не облагаются налогом на доход. Однако выплаты студентам от компаний, банков и фондов облагаются, поэтому стоит помнить, что на страницах стипендиальных конкурсов обычно указаны суммы до вычета налога.
Скидки и льготы
Работающие студенты могут оформить учебный отпуск вне зависимости от графика отпусков компании. При этом если работник обучается по очной форме, то учебный отпуск не оплачивается. Если по очно-заочной или заочной форме обучения, то на период учебного отпуска сохраняется средний заработок. Просить работающего студента оформить очередной отпуск, то есть те самые 28 дней в году, неправомерно со стороны работодателя.
Также вузы самостоятельно поддерживают студентов через профсоюзы студентов, но для этого придется вступить в организацию. Например, в Казанском федеральном университете иногородним студентам выдают талоны на питание в столовой, а в Кубанском государственном университете покрывают часть расходов на общежитие. Чтобы воспользоваться помощью от профсоюза, лучше сходить в кабинет самостоятельно и уточнить форму поддержки. Как правило, профкомы не отказывают студентам и контрактной формы обучения.
Вузы заинтересованы в том, чтобы студенты участвовали в олимпиадах и научных конференциях, поэтому материально поддерживают активных студентов, покрывая расходы на транспорт и проживание. Лучше уточнить у деканата, какое подразделение университета занимается такой поддержкой.
В регионах студентам представляют существенные скидки на оплату общественного транспорта. Льготы на транспорт устанавливаются региональными властями, поэтому точную цену можно узнать на месте обучения, в транспортных кассах и в МФЦ. Льготный проездной студент оформляет сам с помощью студенческого билета. РЖД предоставляет для студентов билеты со скидкой до 25%, а также учащиеся вузов могут покупать льготные билеты на субсидируемые правительством рейсы — можно улететь за 1 рубль в 266 направлениях.
Родители, чей ребенок учится на очном отделении и не достиг 23 лет, могут оформить налоговый вычет и уменьшить ставку НДФЛ через работодателя как за несовершеннолетнего ребенка. Также, если ребенок учится в другом городе, нужно предоставить управляющей компании справку с места учебы, чтобы уменьшить тариф за коммунальные услуги.
Какие стипендии может получать студент на платной основе обучения
К сожалению, все государственные стипендии, в том числе именные, доступны только тем, кто учится за счет бюджетных денег. Поэтому студенты, которые платят за свое высшее образование, могут получать только материальную помощь от вуза или участвовать в стипендиальных конкурсах от частных компаний, фондов и корпораций. Льготы доступны всем студентам вне зависимости от формы обучения.
Платники могут вернуть часть денег за обучение с помощью налогового вычета. Деньги может получить работающий студент или доверенное лицо, на которое оформлен договор об обучении. Всего 13% от стоимости годового обучения. Это можно сделать онлайн через «Госуслуги» или в личном кабинете на сайте ФНС — понадобится квитанция об оплате, справка с места учебы и налоговая декларация по форме 2-НДФЛ с места работы. Заявление рассматривают 3 месяца.
Какую максимальную сумму может получать студент в месяц
Представим, что студент учится на очном отделении в московском техническом вузе, закрывает сессии без троек и активно участвует в олимпиадах. Тогда его стипендия может составлять порядка 23 тысяч рублей. Это только государственные выплаты. Если к этой сумме прибавить именные стипендии, то сумма увеличивается до 50–60 тысяч рублей в месяц.
Этот расчет условный, однако не совсем фантазийный. Сюда не включены льготы и скидки, которые получают студенты. Например, московские учащиеся получают существенную поддержку за счет сокращения расходов на общественный транспорт. Поэтому студенту вполне реально получать до 30 тысяч рублей в месяц с учетом пособий и льгот в натуральном виде. Правда, для этого придется стараться — не только учиться и проявлять себя во внеучебной деятельности, но и пробивать запросами университетскую бюрократию.
Кто получает |
Возможно ли получать на платной основе обучения |
Размер |
Куда обращаться за оформлением |
|
Государственная академическая стипендия |
Студенты-бюджетники, которые закрывают сессию без троек |
Нет |
Не менее 1 755 рублей |
Оформляется автоматически |
Социальная стипендия |
Льготные категории студентов |
Нет |
Не менее 2 555 рублей. За сессию без троек выплата увеличивается до 12 тысяч в месяц |
В деканат факультета |
Повышенная государственная академическая стипендия |
Студенты с достижениями, которые закрыли сессию без троек |
Нет |
от 3 000 до 15 тысяч рублей |
В деканат факультета |
Стипендия Президента РФ |
Студенты-отличники с выдающимися достижениями |
Нет |
7 000 рублей — для тех, кто учится на приоритетных направлениях 2 200 — для остальных |
Сайт совета по грантам |
Стипендия Правительства России |
Студенты-отличники с выдающимися достижениями |
Нет |
5 000 рублей — для тех, кто учится на приоритетных направлениях 2 200 — для остальных |
Ученый совет университета |
Стипендия имени Анатолия Собчака |
Студенты юридических факультетов |
Нет |
5 000 рублей |
Ученый совет университета |
Стипендия имени Дмитрия Лихачева |
Студенты культурологических и филологических направлений |
Нет |
5 000 рублей |
Ученый совет университета |
Стипендия имени Андрея Вознесенского |
Студенты направлений «Журналистика» и «Литературное мастерство» |
Нет |
1 500 рублей |
Ученый совет университета |
Стипендия имени Евгения Примакова |
Студенты МГИМО и экономического факультета МГУ |
Нет |
5 000 рублей |
Ученый совет университета |
Стипендия имени Егора Гайдара |
Студенты экономических факультетов |
Нет |
1 500 рублей |
Ученый совет университета |
Стипендия имени Владимира Туманова |
Студенты юридических факультетов |
Нет |
2 000 рублей |
Ученый совет университета |
Стипендиальная программа фонда Потанина |
Магистранты |
Да |
20 000 рублей |
Сайт фонда |
Стипендия банка «Тинькофф» |
Студенты технических специальностей |
Да |
25 000 рублей |
Сайт стипендиальной программы |
Утверждены
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 17 декабря 2016 г. N 1390
ПРАВИЛА
ФОРМИРОВАНИЯ СТИПЕНДИАЛЬНОГО ФОНДА ЗА СЧЕТ БЮДЖЕТНЫХ
АССИГНОВАНИЙ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА
ПРАВИЛА
ФОРМИРОВАНИЯ СТИПЕНДИАЛЬНОГО ФОНДА ЗА СЧЕТ БЮДЖЕТНЫХ
АССИГНОВАНИЙ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА
Список изменяющих документов
(в ред. Постановлений Правительства РФ от 21.04.2018 N 490,
от 07.03.2019 N 247, от 16.03.2019 N 274, от 28.06.2021 N 1033)
1. Настоящие Правила устанавливают порядок формирования стипендиального фонда за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета.
2. Для целей настоящих Правил под стипендиальным фондом за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета (далее – стипендиальный фонд) понимаются средства федерального бюджета, предусматриваемые организации, осуществляющей образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального и (или) высшего образования (далее – организация), на выплату государственных академических стипендий студентам, государственных социальных стипендий студентам, государственных стипендий аспирантам, ординаторам, ассистентам-стажерам, именных стипендий, стипендий Президента Российской Федерации, стипендий Правительства Российской Федерации и стипендий слушателям подготовительных отделений в установленных Федеральным законом “Об образовании в Российской Федерации” случаях, назначаемых обучающимся по очной форме обучения в целях стимулирования и (или) поддержки освоения ими соответствующих образовательных программ.
3. Федеральным государственным образовательным организациям высшего образования в составе стипендиального фонда предусматриваются:
средства на повышение государственных академических стипендий студентам, обучающимся по образовательным программам высшего образования (программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры) и имеющим достижения в какой-либо одной или нескольких областях деятельности (учебной, научно-исследовательской, общественной, культурно-творческой и спортивной);
средства на повышение государственных академических стипендий и (или) государственных социальных стипендий студентам первого и второго курсов, обучающимся по образовательным программам высшего образования (программам бакалавриата, программам специалитета), имеющим оценки успеваемости “хорошо” и “отлично” и относящимся к категориям лиц, имеющих право на получение государственной социальной стипендии в соответствии с частью 5 статьи 36 Федерального закона “Об образовании в Российской Федерации”, или являющимся студентами в возрасте до 20 лет, имеющими только одного родителя – инвалида I группы;
средства на выплату дополнительных стипендий обучающимся в военных учебных центрах при федеральных государственных образовательных организациях высшего образования по программам военной подготовки для прохождения военной службы по контракту на воинских должностях, подлежащих замещению офицерами, в соответствии с пунктом 1 статьи 20 Федерального закона “О воинской обязанности и военной службе”.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 16.03.2019 N 274)
(см. текст в предыдущей редакции)
4. Стипендиальный фонд организаций, находящихся в ведении федеральных государственных органов и других главных распорядителей средств федерального бюджета, формируется федеральными государственными органами и другими главными распорядителями средств федерального бюджета, осуществляющими функции и полномочия учредителей таких организаций, в пределах бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных федеральному государственному органу и другим главным распорядителям средств федерального бюджета на соответствующие цели в федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.
Стипендиальный фонд организаций, являющихся главными распорядителями средств федерального бюджета, формируется этими организациями в пределах бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных организациям на соответствующие цели в федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.
Стипендиальный фонд организаций, финансовое обеспечение которых осуществляет Управление делами Президента Российской Федерации, формируется Управлением делами Президента Российской Федерации в пределах бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных Управлению делами Президента Российской Федерации на соответствующие цели в федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.
Расчет объема бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусматриваемых федеральному государственному органу и другому главному распорядителю средств федерального бюджета, а также организации, являющейся главным распорядителем средств федерального бюджета, на соответствующие цели в федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, осуществляется этим органом, другим главным распорядителем средств федерального бюджета и организацией, являющейся главным распорядителем средств федерального бюджета, исходя из общего числа обучающихся по очной форме обучения за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета в соответствующих организациях и нормативов для формирования стипендиального фонда за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, утвержденных Правительством Российской Федерации.
Стипендиальный фонд организаций, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, а также муниципальных и частных организаций формируется Министерством науки и высшего образования Российской Федерации и Министерством просвещения Российской Федерации в соответствии с установленными сферами ведения в пределах предусмотренных указанным министерствам средств федерального бюджета в следующих случаях:
(в ред. Постановления Правительства РФ от 07.03.2019 N 247)
(см. текст в предыдущей редакции)
при установлении организациям, находящимся в ведении субъектов Российской Федерации, муниципальным и частным организациям контрольных цифр приема на обучение по профессиям, специальностям и направлениям подготовки за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета;
при приеме на обучение по образовательным программам среднего профессионального и (или) высшего образования в организации, находящиеся в ведении субъектов Российской Федерации, муниципальные и частные организации иностранных граждан и лиц без гражданства в пределах квоты на образование иностранных граждан в Российской Федерации, установленной Правительством Российской Федерации;
при назначении студентам и аспирантам, обучающимся в организациях, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, муниципальных и частных организациях, стипендий Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и (или) именных стипендий, выплачиваемых за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета.
Расчет объема бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусматриваемых Министерству науки и высшего образования Российской Федерации и Министерству просвещения Российской Федерации в соответствии с установленными сферами ведения на соответствующие цели в федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, осуществляется указанными министерствами исходя из общего числа обучающихся по очной форме обучения за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета в организациях, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, а также в муниципальных и частных организациях и нормативов для формирования стипендиального фонда за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, утвержденных Правительством Российской Федерации.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 07.03.2019 N 247)
(см. текст в предыдущей редакции)
5. Бюджетные ассигнования федерального бюджета, предусматриваемые для формирования стипендиального фонда, доводятся в установленном порядке:
до организаций, находящихся в ведении федеральных государственных органов и других главных распорядителей средств федерального бюджета, организаций, являющихся главными распорядителями средств федерального бюджета, организаций, финансовое обеспечение которых осуществляет Управление делами Президента Российской Федерации, путем предоставления субсидии на иные цели бюджетным (автономным) учреждениям либо доведения лимитов бюджетных обязательств казенным учреждениям;
до организаций, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, муниципальных и частных организаций.
6. Объем стипендиального фонда организаций рассчитывается по формуле:
,
где:
Ai – норматив для формирования стипендиального фонда, утвержденный Правительством Российской Федерации в отношении государственных академических стипендий студентам и государственных стипендий аспирантам, ординаторам и ассистентам-стажерам, для i-го уровня образования;
kai – среднегодовая численность студентов очной формы обучения i-го уровня образования, среднегодовая численность аспирантов, ординаторов, ассистентов-стажеров, обучающихся по очной форме;
Si – норматив для формирования стипендиального фонда, утвержденный Правительством Российской Федерации, в отношении государственных социальных стипендий студентам, для i-го уровня образования;
ksi – среднегодовая численность студентов очной формы обучения i-го уровня образования, имеющих право на получение государственной социальной стипендии в соответствии с частью 5 статьи 36 Федерального закона “Об образовании в Российской Федерации”;
Pi – размер i-й стипендии Президента Российской Федерации, установленный для i-й стипендии Президента Российской Федерации;
Kpi – количество обучающихся в организации, являющихся стипендиатами i-й стипендии Президента Российской Федерации;
Gi – размер i-й стипендии Правительства Российской Федерации, установленный для i-й стипендии Правительства Российской Федерации;
kGi – количество обучающихся в организации, являющихся стипендиатами i-й стипендии Правительства Российской Федерации;
Jg – размер g-й именной стипендии;
kJg – количество обучающихся в организации, являющихся стипендиатами g-той именной стипендии;
Sl – размер стипендии, выплачиваемый слушателям подготовительных отделений федеральных государственных образовательных организаций высшего образования, обучающимся за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, утвержденный Правительством Российской Федерации;
ksl – количество слушателей подготовительных отделений федеральных государственных образовательных организаций высшего образования, обучающихся за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, относящихся к категориям лиц, установленных частью 7 статьи 71 и частью 7 статьи 78 Федерального закона “Об образовании в Российской Федерации”;
RKm – размер районного коэффициента, установленный Правительством Российской Федерации за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, применяемый в m-м субъекте Российской Федерации.
Среднегодовая численность обучающихся рассчитывается с учетом численности обучающихся на начало расчетного периода, изменений численности обучающихся в течение расчетного периода (12 месяцев) в связи с новым приемом и выпуском обучающихся, а также с прибытием и выбытием отдельных обучающихся до окончания обучения.
7. Объем бюджетных ассигнований, предусматриваемых федеральной государственной образовательной организации высшего образования на очередной финансовый год в составе стипендиального фонда на выплату государственных академических стипендий в повышенном размере студентам, обучающимся по образовательным программам высшего образования (программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры) и имеющим достижения в какой-либо одной или нескольких областях деятельности (учебной, научно-исследовательской, общественной, культурно-творческой и спортивной), полученные в течение года, предшествующего повышению государственной академической стипендии, и соответствующие одному или нескольким критериям, устанавливаемым Министерством науки и высшего образования Российской Федерации, рассчитывается как 20 процентов объема бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусматриваемых такой организации на очередной финансовый год на выплату государственных академических стипендий студентам и государственных стипендий аспирантам, ординаторам, ассистентам-стажерам.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 07.03.2019 N 247)
(см. текст в предыдущей редакции)
8. Объем бюджетных ассигнований, предусматриваемых федеральной государственной образовательной организации высшего образования на очередной финансовый год в составе стипендиального фонда на выплату государственных академических стипендий и (или) государственных социальных стипендий в повышенном размере студентам первого и второго курсов, обучающимся по образовательным программам высшего образования (программам бакалавриата, программам специалитета), имеющим оценки успеваемости “хорошо” и “отлично” и относящимся к категориям лиц, имеющих право на получение государственной социальной стипендии в соответствии с частью 5 статьи 36 Федерального закона “Об образовании в Российской Федерации”, или являющимся студентами в возрасте до 20 лет, имеющими только одного родителя – инвалида I группы, в размере не менее величины прожиточного минимума на душу населения в целом по Российской Федерации, установленного Правительством Российской Федерации в соответствии со статьей 4 Федерального закона “О прожиточном минимуме в Российской Федерации”, с учетом назначаемых студентам государственных академических и (или) государственных социальных стипендий, рассчитывается как 10 процентов объема бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусматриваемых такой организации на очередной финансовый год на выплату государственных академических стипендий студентам и государственных стипендий аспирантам, ординаторам, ассистентам-стажерам.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 28.06.2021 N 1033)
(см. текст в предыдущей редакции)
Стипендии некоммерческих фондов
На некоммерческие фонды (Charities and Trust Funds) приходится значительная часть финансирования последипломных стипендиальных программ. Чаще всего стипендии фондов предполагают частичное покрытие расходов, и их следует рассматривать как дополнительный источник финансирования.
Некоммерческие фонды создаются для оказания материальной поддержки или поощрения людей, входящих в определенные целевые группы. Это могут быть семьи с низким достатком, женщины-ученые, жители определенных стран и регионов и т.д. Во многих случаях фонды финансирует несколько партнеров. Они учреждаются:
- государством;
- научными и исследовательскими организациями;
- коммерческими предприятиями;
- частными лицами;
Средства фондов также выделяются студентам исследовательских программ в предметных областях, входящих в сферу интересов фонда (например, именные мемориальные стипендии).
Информация об этих стипендиях и грантах доступна на сайтах фондов, в университетах (раздел International Students/Funding), в он-лайн базах данных и других источниках.
Предыдущая статья:
<<“Стипендии университетов и других коммерческих организаций”
Следующая статья:
“Стипендии промышленных и коммерческих структур”>>
В 2016 году я получила стипендию на обучение в зарубежной магистратуре, а потом выиграла еще несколько грантов.
В итоге я стала помогать друзьям заполнять заявки на программы обмена и конференции. Постепенно помощь с поступлением и стипендиями стала одним из направлений моей работы.
Первое образование я получила в Казанском федеральном университете, где училась на юриста. После бакалавриата решила податься на стипендию High Potential Scholarship на обучение в магистратуре по правам человека в Маастрихтском университете, в Нидерландах. Не особенно верила в успех, но эксперимент оказался удачным. В тот же год дошла до полуфинала стипендии Chevening, выиграла стипендию Erasmus+ для учебы по обмену в Лейпциге и несколько грантов для участия в конференциях в Швейцарии и Великобритании. В 2017 году я начала учиться в Голландии.
По возвращении в Россию спустя четыре года я защитила кандидатскую диссертацию в КФУ на основе наработанных опыта и знаний. После этого год жила в Швеции, а сейчас снова вернулась в Нидерланды и живу в Амстердаме, где работаю над проектами в области образования и прав человека.
По моим наблюдениям, большинство студентов не верят, что смогут поучиться за границей. Но мой опыт и опыт моих друзей доказывает: поступление в престижный вуз со стипендией возможно, даже если в резюме только университетские конференции и отличные оценки. Кроме того, если разбить большой и сложный процесс на маленькие шаги, подача заявления станет чуть менее пугающей, ведь с планом действий легче понять, что делать.
За годы работы я выделила несколько основных вещей, в которых надо разобраться, чтобы выбрать — и, может быть, выиграть — подходящий грант. В статье сосредоточусь на магистратуре: у меня в этом больше опыта.
Доступны ли стипендии для российских студентов в 2023 году
В 2023 году не все стипендии доступны для студентов из России. Например, Swedish Institute Scholarships for Global Professionals — SISGP — закрыл программы для россиян. Не принимает заявки и британская Chevening. Но в общем страны продолжают оформлять визы — в Тинькофф Журнале опубликован отдельный список.
Несмотря на то что в США по-прежнему можно переехать по учебе, визу нельзя получить в России. Для этого приходится ехать в другие страны и вставать в очереди. Например, в Казахстане в октябре 2022 года очередь за визами в США растянулась больше чем на год. Усложняет дело то, что для въезда требуется сертификат о вакцинации, а прямого авиасообщения с США нет.
Какими бывают стипендии и как это влияет на отбор кандидатов
Решение о присуждении стипендии принимают после изучения заявки и сопроводительных документов. Редко могут позвать на собеседование, где представители стипендиальной программы спрашивают о мотивации, планах, иногда задают вопросы по специальности.
Чтобы увеличить свои шансы при отборе, надо понять, на какие критерии опирается стипендия, и подобрать грант, который ориентирован на человека, похожего на заявителя.
Например, многие программы Erasmus Mundus — они включают в себя одноименную полную стипендию — требуют от кандидата знания двух или даже трех иностранных языков, ведь обучение проходит в разных странах. Следовательно, если вы подаете заявку, имея в своем арсенале лишь русский и английский, будьте готовы к отказу.
Для понимания критериев лучше всего разобраться в типах стипендий. Можно выделить три основных.
Merit-based — стипендия, основанная на достижениях: академических, профессиональных, на личностных качествах, например умении заводить и поддерживать связи и вести за собой людей.
К примеру, такие стипендии, как Chevening и Swedish Institute Scholarships for Global Professionals, ищут кандидатов с большим опытом работы и лидерскими качествами. Поэтому, если вы только выпустились из вуза и еще не набрались профессионального опыта, подаваться на эти программы может быть рано.
То же самое относится и к стипендиям, которые требуют значительных академических достижений и высоких оценок в дипломе. Таких стипендий много в Европе: High Potential Scholarship Маастрихтского университета в Нидерландах, Hill Foundation Scholarship Оксфордского университета в Великобритании или DAAD в Германии.
Erasmus Mundus часто отбирает кандидатов с большим международным опытом, будь то учеба, стажировка, волонтерский проект или участие в конференциях.
Для подачи на merit-based-стипендии обычно необходимы документы с подтверждением достижений:
- Диплом или выписка из зачетной книжки, аттестат.
- Мотивационное письмо.
- Резюме.
- Рекомендательные письма.
- Подтверждение академических успехов.
- Примеры академического письма.
На такие стипендии лучше подаваться тем, у кого есть достижения в области учебы, работы, волонтерства или доказанные лидерские качества. Нужные достижения зависят от запроса стипендии.
Need-based — стипендия, основанная на финансовой нужде. Стипендии, призванные поддержать талантливых студентов, которые не могут позволить себе учебу самостоятельно.
Основанием для присуждения таких стипендий служит финансовое положение студента и его семьи. Для решения о присуждении обычно составляется список нуждающихся, отсортированный по финансовому положению. Примером служит Diritto allo Studio (DSU) в Италии. Размер стипендии будет отличаться в зависимости от того, в какую категорию вы попали.
Если попали в группу «самых нуждающихся», можете претендовать на полное покрытие обучения, а также 5000 € (425 000 Р) в год, питание, проживание и другие льготы. Если вы попали в группу «менее нуждающихся», можно претендовать на покрытие обучения и некоторых других трат, например питания, а также на льготы. Уровень благосостояния рассчитывается по индикатору ISSE, который учитывает бюджет, количество денег, имущество семьи.
К сожалению, такие стипендии довольно редкие и зачастую встречаются только в Италии. Стипендии DSU могут немного различаться в зависимости от региона, где студент будет проходить обучение. Примеры стипендий DSU: EDISU Piemonte, Lazio Disco и Veneto.
Для подачи понадобятся финансовые документы: выписка из реестра недвижимости, справки из налоговой, с места работы, банковские выписки. Полные списки требований опубликованы на сайтах программ. О том, как их читать, я напишу ниже.
На need-based-стипендии лучше подаваться, если вы не уверены в своих силах для merit-based-стипендий или хотите иметь запасной вариант, если не получите стипендию мечты.
Merit and need-based — стипендия, основанная на финансовой нужде и достижениях. Она учитывает не только финансовое положение студентов, но и их достижения.
Такие стипендии могут как покрывать расходы частично — например, в виде оплаты обучения, скидок или фиксированной суммы, — так и полностью компенсировать стоимость обучения и проживания. Пример такой стипендии — ISU Bocconi Scholarship. Похожий вид финансовой помощи можно найти на программах бакалавриата в США, где сначала оценивают студентов на основе достижений, а затем изучают финансовое положение их родителей, чтобы определить размер помощи.
Следовательно, для подачи понадобятся и финансовые документы, и достижения для merit-based-стипендий: высокий средний балл, хорошие рекомендации, стажировки, волонтерство и награды. Подаваться на такие стипендии лучше тем, у кого есть достижения из указанных выше областей, но при этом не очень высокий доход.
При выборе следует здраво оценить свои достижения и задать себе несколько вопросов, которые помогут определить, на какой тип стипендий лучше обратить внимание. В чем заключаются мои самые сильные качества? В какой сфере у меня больше всего конкретных достижений: в академической, профессиональной или, может быть, волонтерской? Как я могу приумножить достижения? Изменить оценки в дипломе невозможно, но можно пройти еще одну стажировку, поучаствовать в волонтерском проекте или придумать собственную лидерскую инициативу. Понимание критериев поможет уменьшить количество отказов.
Как искать стипендии и почему стоит уделить внимание не только самым популярным
По моим наблюдениям, большинство студентов из года в год подают бумаги на одни и те же стипендии: Chevening, Fulbright, SISGP (в прошлом — VISBY), Eiffel Scholarship, Erasmus Mundus, DAAD. Это престижные стипендии, которые покрывают все расходы, но многие пытаются получить их лишь потому, что информацию легко найти в интернете.
Минус такого подхода в том, что, если вы соберетесь подавать туда документы, остальные студенты сделают то же самое. Конкуренция возрастает, и, следовательно, конкурс на место повышается.
Например, в 2020 году Шведский институт опубликовал статистику: 168 человек подали заявку и только 12 получили стипендию. Конкурс — 14 человек на место. Если взять Chevening, то лишь 2—3% подающих заявки получают стипендию, что служит «знаком потенциала и престижа».
Но кроме указанных стипендий существует множество других, менее известных. Чтобы их найти, нужно потратить больше времени и сил. Расхожее заблуждение, что самый энергозатратный процесс в поступлении — написание мотивационного письма. Подбор менее известных стипендий — процесс такой же затратный, на него может уйти и месяц, и три. Но чем усерднее участник подойдет к поиску программ, тем больше шансов, что он найдет стипендию, которая ему подойдет и про которую не будут знать все поступающие. Вот несколько примеров:
- Government of Ireland International Scholarships, магистратура, Ирландия;
- Denmark Government Scholarships, магистратура, Дания;
- Université de Lausanne Masters Grants, магистратура, Швейцария;
- St Andrews International Excellence Scholarship, бакалавриат, Великобритания;
- The Karsh Scholarship, бакалавриат, США.
В большинстве случаев такие стипендии могут также покрывать все или большинство расходов, а статус стипендиата может прекрасно смотреться в резюме в качестве достижения.
Мой вывод не значит, что не нужно подавать заявки на престижные стипендии. Важно проверить, насколько студент соответствует критериям отбора, и запастись парой запасных вариантов.
Стипендии можно искать несколькими способами: по странам, университетам или агрегаторам.
По странам. Проверьте, есть ли у страны, где хочется учиться, сайт StudyIn. Эти сайты созданы государством, там представлена полная информация о системе образования, программах, стипендиях, визах для иностранных студентов. Такие сайты есть у многих стран:
- studyinsweden.se — Швеция;
- studyinkorea.go.kr/ru — Корея;
- studyinholland.nl — Нидерланды.
Ищите вкладку Scholarship или Finance Your Studies. Там указана общая информация о том, какие стипендии представлены в университетах, иногда есть примеры и ссылки на конкретные стипендии, как на нидерландском сайте.
По университетам. Для начала можно составить список университетов, которые вам нравятся: на основе мировых рейтингов, отзывов, местонахождения или других критериев. Затем проверить, предлагают ли эти университеты учебные программы, которые вас интересуют, и открыть вкладку Scholarships. Там и будут перечислены стипендии, которые есть в выбранном университете.
По агрегаторам. Агрегаторы собирают информацию из разных источников, но она бывает устаревшей, лучше перепроверить самостоятельно. Несколько агрегаторов, которые нравятся мне:
- Scholarship Portal — достаточно полный каталог программ;
- Armacad — хороший каталог стипендий, иногда встречаются редкие;
- Hey Success — интересный выбор стипендий и стажировок.
Еще информацию о стипендиях публикуют в телеграм-каналах:
- World Abroad;
- BrainDrain;
- StudyQA;
- Abroadz;
- IaEdu.
Как разобраться на сайте стипендии и какую информацию там можно получить
Страницы стипендий зачастую устроены довольно запутанно, и нужно запастись временем и силами, чтобы изучить все ресурсы вдоль и поперек. Но это того стоит: обычно на сайте есть вся информация, которую люди ищут на сторонних ресурсах.
Для меня примером запутанного сайта служит сайт стипендии SISGP. В нем много разделов и страниц, где по крупице описывается идеальный кандидат. В одном разделе написано, что необходимо охватить темы Устойчивого развития ООН, в другом — про социальную устойчивость, в третьем — про лидерство, в четвертом — про четкую идею того, как программа обучения в Швеции принесет пользу родной стране потенциального стипендиата. Чтобы составить хорошую заявку и успешно написать мотивационное письмо, важно попытаться охватить все пункты и раскрыть свою кандидатуру в рамках требований.
Нет специальных тактик, на что обращать внимание и как найти нужную информацию. Важно просто внимательно изучить весь сайт и все вкладки, включая описание стипендии, критерии отбора, требования, список документов, портрет идеального кандидата, интервью с выпускниками. В каждом разделе есть информация, которая может пригодиться для выводов.
Еще обращайте внимание на ключевые слова и выражения, которые повторяются несколько раз для описания кандидатов. Стипендия Chevening много раз упоминает слова leader, leadership, change. Анализ, возможно, поможет понять, какого человека ищет Chevening, и представить себя в таком свете в мотивационном письме.
Где искать дополнительную информацию и советы
После того как вы подробно изучили сайт программы, проанализировали требования, критерии отборов и документы, можно поискать стипендиатов или выпускников тех программ и стипендий, куда вы мечтаете поступить. Они могут рассказать о своем опыте, ответить на ваши вопросы о заявке, если вы чего-то не поняли. Кроме того, изучение их резюме или профилей в социальных сетях, особенно профессиональных вроде «Линкедина», могут помочь сравнить их с вашими собственными. Расскажу, как найти стипендиатов.
Подкасты про образование за границей. Появляются классные проекты, которые берут интервью у стипендиатов. В описании выпусков обычно есть их контакты — инстаграм или телеграм. Вот мои любимые:
- «Мама! Я в Европе!» — подкаст Даши и Насти, где они не только берут интересные интервью, но и делятся своими открытиями;
- «Как поступить?» — подкаст, в котором Вика берет интервью у стипендиатов самых престижных стипендий мира: Fulbright, DAAD, Chevening, Stipendium Hungaricum — и спрашивает совета для поступающих;
- «А меня возьмут?» — подкаст Лизы: раньше она брала интервью у стипендиатов, а сейчас сама учится в Оксфорде с полной стипендией, поэтому в ее подкасте много Оксфорда.
«Линкедин» и «Фейсбук». В социальных сетях вы можете поискать по ключевым словам: часто стипендиаты указывают информацию в описании профиля. Еще многие стипендиаты состоят в тематических группах, которые тоже можно найти, введя ключевые слова в поиске соцсети, обычно это название стипендии.
Тематические телеграм-каналы. Новый тренд — вступать в тематические группы, где ребята поступают вместе. В них могут состоять и стипендиаты, также можно попросить их контакты у участников.
Как сделать заявку логичной и последовательной
Любая заявка — это история кандидата, рассказанная приемной комиссии. Чем эта история последовательнее и яснее, тем лучше. Ведь у приемной комиссии будет меньше вопросов и соискателю, и к его заявке, а следовательно, больше понимания, кто он и чего хочет от жизни.
Распространенная ошибка — несоответствие планов тем проблемам, которые студент выделяет в своей отрасли. В основе успешной заявки обычно лежит четкая проблема, которая тормозит отрасль. Проблема может быть крупной и глобальной, а может быть небольшой, местной — здесь нет предпочтительного варианта.
Скажем, соискателя волнует несовременный подход к образованию в его стране, но, описывая свои планы, он указывает, что планирует пойти в аспирантуру, а потом преподавать в университете. Но проблема устаревшего подхода к образованию обычно не решается на уровне преподавателя в университете — это более комплексная и масштабная задача, которую нужно вынести на уровень администрации университета, а то и на общегосударственный уровень. Даже если один конкретный преподаватель будет использовать инновационные методы преподавания, это не решит указанную проблему, потому что соискатель все равно будет ограничен программами и методиками факультета и университета. Более «правильный» план для достижения этой цели — работа в менеджменте или министерстве образования.
Это не единственный пример того, как личная история может быть непоследовательной. Желательно также указать причину обучения по программе, что становится особенно актуально, если кандидат меняет специальность — даже слегка. Если он учился по программе лингвистики и работал переводчиком, но собирается поступать на программу по психологии, важно объяснить, что послужило причиной или триггером смены сферы деятельности.
Если вы чувствуете, что вам нужно полностью «поменять» личность, чтобы поступить на определенную программу или получить стипендию, возможно, стоит подобрать другую специальность или более близкий по духу грант.
Баланс между хвастовством и скромностью
К сожалению, многие считают так: чтобы поступить, нужно представить себя кем-то другим, придумать что-то необычное или сказать то, чего от тебя ожидают, — но это совершенно не так. Любая мотивация, любой проект, любые карьерные планы — часть вашего собственного пути: не стоит притворяться тем, кем вы не являетесь. Часто приемная комиссия хочет увидеть живых и настоящих кандидатов с неудачами и страстями в профессиональной жизни, а не идеальных людей.
Если вы участвовали в организации конференции на 1000 человек, не пишите, что организовали всю конференцию самостоятельно, укажите, за какие процессы отвечали. Можно написать так: planned and organized coffee-breaks at the international conference for 1000+ persons.
Другая сторона — излишняя скромность, которая характерна для кандидатов из России, в отличие от американцев и европейцев. Мы часто недооцениваем свои достижения, а существующие представляем скромно. Реальный пример, который я люблю приводить, — субботники. Абитуриент из России представил субботники, в которых участвовал, так: annual clean-up in my neighborhood. Абитуриент из США представил похожую деятельность как social-ecological sustainability project. В целом мы говорим про одно и то же, не врем, но то, как по-разному ребята преподнесли одинаковый опыт, наглядно показывает важность позиционирования, почему нельзя преуменьшать проекты и достижения.
Соискатели из РФ и СНГ часто не воспринимают свой опыт серьезно или не понимают, что он играет важную роль. Например, ребята сомневаются, указывать ли, что они состояли в студенческом активе или совете, профсоюзе, были старостой. Этот опыт обязательно нужно учесть: он крутой, показывает кандидата с разных сторон — и как лидера, и как человека, который заботится о защите прав студентов.
На что обратить внимание при проверке пакета документов
Документы — самый важный аспект всей заявки. Не стоит недооценивать процесс подготовки документов, но и не стоит сильно его пугаться. Документы рассматривают несколько человек, и важно то, как убедительно соискатель составил свою заявку и насколько четко документы помогают раскрыть его личность. Вот основные документы, которые требуются практически везде:
- Заявка.
- Образовательные документы: диплом, приложение, выписки из зачетной книжки, справки — и их переводы.
- Мотивационное письмо.
- CV.
- Рекомендательные письма.
- Языковой сертификат: IELTS, TOEFL, DaF и другие.
Заявка. Зачастую заявка — документ, куда кандидат вносит общие данные о себе: личные сведения, информацию об образовании, о том, в какие университеты хочет поступить. Заявка обычно не требует креативности, только внимательности при вводе данных.
Образовательные документы. Для подачи документов на зарубежные магистерские программы в 95% случаев не нужен диплом, можно подать заявку, еще будучи студентом выпускных курсов. Диплом можно будет дослать позже, летом, это не повлияет на результаты поступления или стипендии. Ребята, у которых еще нет диплома на момент подачи заявки, предоставляют выписку из зачетной книжки, где также представлен список предметов, оценки, часы или кредиты — зачетные единицы.
Когда дело касается образовательных документов, встает вопрос их заверения. Существует несколько видов заверения копий и оригиналов документов:
- Университетское заверение.
- Нотариальное заверение.
- Апостиль.
Будьте внимательны, читайте требования к заверению документов: в Германии не всегда принимается университетское заверение, а в Хельсинкском университете не всегда подойдет нотариальное.
Университетское заверение. Университет имеет право заверять копии документов, которые выдает сам или к которым имеет отношение, например справки, поэтому часто университет сам может заверить копии диплома. Обычно это делается быстро и легко: нужно подойти в отдел для работы со студентами или в деканат, где на копиях диплома ставится печать «Копия верна» и подпись человека, который заверяет документ.
Плюс метода в том, что это бесплатно и быстро. Минус — не все зарубежные университеты принимают университетское заверение, предпочитая нотариальное.
Нотариальное заверение. Нотариус удостоверяет, что представленная копия верна и соответствует оригиналу диплома или аттестата. Чтобы заверить диплом или аттестат, вам нужно прийти к любому нотариусу с оригиналами и копиями документов. Нотариус сшивает документы и ставит печать и подпись, подтверждая, что копия соответствует оригиналу.
Плюсом такого заверения служит то, что его принимает большинство университетов и стипендиальных фондов. Минус в том, что заверение может быть недешевым — около 5000 Р за комплект документов.
Апостиль. Это международная стандартизированная форма заполнения сведений о законности документа для предъявления на территории стран, признающих такую форму легализации.
Апостиль редко требуется для подачи заявок. Есть страны вроде Италии и Австрии, которые могут требовать предоставление апостилированных документов для регистрации в университете, то есть когда соискатель уже принял предложение университета и точно решил, что будет учиться там.
Кроме самих документов, нужно направить и переводы бумаг. Вид перевода зависит от требований программы и стипендии. Перевод бывает:
- Простой, самостоятельный — когда вы переводите сами и не заверяете, встречается редко.
- Сертифицированный университетский — его заверяют переводчики, которые работают в университете, обычно в международных отделах.
- Сертифицированный в бюро переводов.
- Заверенный нотариусом или присяжными переводчиками.
Мотивационное письмо. При написании советую обратить внимание на прошлый опыт и задать себе несколько вопросов. Я предлагаю ребятам представить такую ситуацию, чтобы показать свою кандидатуру в самом выгодном ключе. Вы работник приемной комиссии, каждый день просматриваете 20—100 заявок. Что бы вы хотели увидеть в мотивационном письме, чтобы оно вам запомнилось?
Скажем, подойдите к проблеме так: «Если бы моя жизнь была фильмом, в чем заключалась бы его завязка?» Отсюда вытекают дополнительные вопросы:
- Какой опыт стал переломным моментом в моей жизни, определил мой жизненный путь и ценности?
- Почему я решила учиться за границей? Какая у меня миссия?
Из них следует вторая группа вопросов — «Чем закончится мой фильм?»:
- Какую глобальную проблему я хотела бы решить с помощью этого образования и стипендии?
- Почему я главный герой моего фильма и зачем мне его смотреть?
Это база любой мотивации, если только университет не задает другие, более точные вопросы.
Важно написать отдельное письмо для каждой программы, куда вы подаете документы. Даже если студент подает заявку на идентичные программы в Университетский колледж и Королевский колледж Лондона, у него не должно быть двух одинаковых мотивационных писем. У каждого университета свои ценности и сильные стороны, и мотивационное письмо должно показать, почему именно этот университет запал в душу. Не забудьте о конкретных примерах, курсах, профессорах, с которыми бы хотелось работать. На мой взгляд, лучше написать качественные и хорошо продуманные мотивационные письма на три программы и стипендии, которые соответствуют профилю студента, чем отослать слабые заявки на десять программ и не пройти ни на одну.
Я считаю пустой тратой места перечисление владения навыками работы в «Микрософт-офисе», «Зуме» или личностных качеств без примеров и конкретизаций. «Коммуникабельный», «пунктуальный» без примеров — просто оценки. Если все же решите включить их раздел навыков, то можете написать вот так: Organizational skills. I have organized 20+ conferences with an overall number of 500+ participants.
Так вы показываете, что это не просто ваше личное оценочное суждение, а подтвержденный результат.
Рекомендательные письма. Главный враг любого рекомендательного письма — общие фразы и краткость. Если ваш рекомендатель просто пишет, что вы хороший студент, то без примеров сложно понять, что подразумевается: хороший исследователь, отличник, активный на семинарах? Кроме того, в рекомендации важно показать потенциал студента.
Для приемной комиссии единственный способ понять, какой человек кандидат, — послушать, прочесть мнение преподавателя, который с ним уже работал и узнал его получше. Плюс, как и CV, рекомендательное письмо — возможность показать навыки и достоинства.
Еще один важный шаг перед отправкой документов — пруфридинг, или вторая проверка, корректура. Здесь речь и о тщательной проверке английского или другого языка, и о форматировании документа, разделении на абзацы, буллет-поинтах, запятых, выравнивании и других особенностях написания резюме и мотивационных писем. Документы кандидата — это его «лицо», и чем аккуратнее, красивее и, главное, грамотнее он их преподнесет, тем больше шансов на успех. Хорошие и грамотные документы иногда служат в том числе критерием отбора — он называется accuracy.
Попросите прочитать документы друзей, преподавателя английского или профессионалов, которые знакомы с процессом поступления за границу. Привлечение другого человека к прочтению важно, потому что иногда замыливается глаз и мы перестаем замечать явные ошибки или непонятные формулировки.
Если попросить некого или не хотите вовлекать в процесс других людей, можете использовать подручные средства, например проверку английского в сервисах вроде Grammarly или Ginger. Их минус в том, что они не проверят полностью и хорошо, но по крайней мере артикли и запятые помогут расставить. Если вы не уверены в своем английском, старайтесь писать не очень длинными предложениями, чтобы смысл не терялся. Плюс носители сами не всегда пишут сложносочиненными или сложноподчиненными предложениями. Еще один совет — написать и отложить документ на пару дней или неделю, а потом вернуться к нему и прочитать свежим взглядом.
Писать про свой опыт на английском, к тому же красочно и убедительно, — задача не из легких. Даже если вам кажется, что вы преподнесли все четко и понятно, к сожалению, это не всегда так. Если человек из приемной комиссии не нашел нужные документы или не понял несколько абзацев из мотивационного письма, это не его проблемы, а соискателя. Поэтому стоит уделить подготовке документов должное время. Из чего следует еще одно правило.
Как соблюсти тайминг и не подаваться в последний момент
В сроках легко запутаться: у разных стипендий разные дедлайны. На одни стипендии, например DAAD, нужно подавать документы до подачи на учебные программы университетов; на другие, например SISGP, — после; на третьи, например Utrecht Excellence Scholarship, — одновременно.
Совет, которым я всегда пользуюсь сама, — составить список дедлайнов или писать таблички с ними. Раньше я делала это просто на листке бумаги или в «Ворде», сейчас использую Notion, там можно удобно сортировать по датам.
Самые ранние дедлайны — в ноябре, у стипендий DAAD, Chevening, Hill Foundation. В среднем большинство дедлайнов закрываются в период с декабря по февраль — это Erasmus Mundus, Stipendium Hungaricum, стипендии в Нидерландах, часть французских стипендий. После марта процесс подачи на стипендии понемногу утихает.
На подбор стипендий и программ закладывайте от двух до восьми недель. Чем глубже и эффективнее будет поиск, тем больше вероятность, что найдете более редкую стипендию, про которую мало кто знает, или стипендию, которая максимально подойдет по требованиям. При планировании написания и подписания рекомендательных писем учитывайте праздники, командировки, выходные, отпуска ваших рекомендателей. Рекомендации — документы, которые можно делать заранее.
На написание мотивационного письма также закладывайте от одной до пяти недель, хотя я знаю ребят, которые писали крутые и выигрышные письма за ночь. Важно изучить сайты стипендий, поговорить со стипендиатами, подумать, как лучше представить себя и свою стратегию.
Загружать и отправлять документы важно не в последний день. Мой совет — начать проверку документов как минимум за неделю до дедлайна, а лучше намного раньше. У вас было достаточно времени, чтобы исправить грамматические или смысловые ошибки, а иногда даже найти недостающий документ, например школьный аттестат, о котором вы напрочь забыли. К тому же за два дня до дедлайна порталы для подачи заявки обычно начинают сильно висеть, что может поставить под угрозу весь процесс поступления. И не забывайте, что некоторые стипендии и программы требуют отправить пакет документов по обычной почте, на что может уйти несколько недель.
С чем связаны отказы и что с ними делать
Причины отказов бывают разные, и это не всегда слабое резюме. Зачастую они связаны с ошибками в документах или особенностями стипендий.
Формальные критерии. Например, у студента нет опыта работы, высокого среднего балла или он не предоставил нужный документ.
Географическое распределение стипендии. Зарубежные приемные комиссии строго придерживаются правил недискриминации, обычно они зафиксированы на сайте вуза в разделе «Об университете» или подобном.
Но у стипендий все же могут быть квоты. Квоты по странам существуют, чтобы ребята из развивающихся регионов смогли получить качественное образование. Бывают квоты по месту учебы и другим критериям.
Специализация стипендии. Большинство стипендий не пишут о предпочтительных направлениях. Исключением служит разве что SISGP — Swedish Institute Scholarships for Global Professionals, которая открыто говорит: стипендиаты должны иметь опыт или потенциал в Целях устойчивого развития ООН. Но пока россияне не могут на нее претендовать.
По моему опыту, стипендии часто дают ребятам, которые собираются учиться на социально значимых или социально острых направлениях: условно говоря, получить стипендию на программу Gender Equality чуть легче, чем на программу English Literature или Finance. Каждый год стипендия SISGP выкладывает приоритетные отрасли. В 2019—2020 годах, например, это были экологическая и социальная устойчивость, инновации, ответственность в управлении и устойчивый экономический рост.
По какой бы причине ни отказали кандидату — а обычно их не указывают, — исправить положение можно одним способом: еще раз внимательно изучить требования, улучшить заявку и подать ее вновь. Продумайте несколько вариантов действий, подавайте заявки на несколько стипендий в разных странах и не отчаивайтесь, если не получится поступить с первого раза.
Моя коллега Ульяна получила полную стипендию SISGP лишь с 13-й попытки, она подавала заявки с 2011 по 2019 год. В начале 2010-х информации о том, как и что писать в документах, было мало, а та, что была, оставляла желать лучшего. Ульяна составляла свою заявку как умела и поэтому получала отказы. Для очередной подачи Ульяна искала советы по улучшению документов, задавала вопросы стипендиатам прошлых лет. За восемь лет ей удалось усовершенствовать заявку и получить стипендию.
Итог
Не существует единого секрета или волшебной таблетки, которая поможет получить любую стипендию мира. Но если заручиться набором конкретных инструментов и тщательно продуманной стратегией поступления, можно существенно повысить свои шансы на успех.
Внимательно изучайте требования университетов и стипендий, заложите побольше времени на подготовку и заручитесь поддержкой друзей и единомышленников: они могут не только поддержать морально, но и помочь в процессе поступления.
ПН | ВТ | СР | ЧТ | ПТ | СБ | ВС |
---|---|---|---|---|---|---|
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 |
15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 |
22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 |
29 | 30 | 31 |
Календарь документов работает только для информации об избранных документах. Для системного поиска перейдите в раздел “Поиск по всем документам”.
Подписка
- Ежедневная
- Еженедельная
На указанный Вами адрес электронной почты будет выслано письмо с подтверждением данной услуги и подробными инструкциями по дальнейшим действиям.
На указанный Вами адрес электронной почты будет выслано письмо с подтверждением данной услуги и подробными инструкциями по дальнейшим действиям.