Для того чтобы научиться ориентироваться, нужно уметь определять своё местоположение на местности относительно сторон горизонта. Выделяются основные и промежуточные стороны горизонта.
Основные стороны горизонта:
-
север;
- юг;
- запад;
- восток.
Промежуточные стороны горизонта:
- северо–запад;
- северо–восток;
- юго–запад;
- юго–восток.
Ориентирование (от лат. oriēns — «восток») — это определение своего местоположения относительно сторон горизонта и окружающих объектов.
Главным ориентиром для древних людей было Солнце, вернее место, где оно поднималось над горизонтом, т. е. восток. Позже с изобретением магнитной стрелки и компаса главным ориентиром становится север, т. е. направление «север — юг», а затем уже определялось направление «запад — восток».
Если стать лицом к северу, то слева будет запад, справа — восток, позади — юг.
Для ориентирования на местности используется не только компас, но и топографические карты, планы местности, аэрофотоснимки.
Источники:
Изображение: стороны горизонта. Автор: I, Andrew pmk, CC BY-SA 3.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=12652438.
Скачать материал
Скачать материал
- Сейчас обучается 31 человек из 21 региона
- Сейчас обучается 20 человек из 15 регионов
- Сейчас обучается 870 человек из 81 региона
Описание презентации по отдельным слайдам:
-
1 слайд
Ваши ассоциации…
Что вы чувствуете, оказавшись в данной ситуации?
Есть ли выход из данного положения?
Что нужно знать для того, чтобы ориентироваться? -
2 слайд
А в жизни нам это нужно?
-
3 слайд
Сформулируйте тему урока
Стороны горизонта. Ориентирование -
4 слайд
Определим задачу урока
Научиться определять стороны горизонта и направления на плане и карте -
5 слайд
Отгадайте загадку
Эта линия всё время
Между небом и землёй.
Хоть весь год к ней прошагаем,
А на месте мы с тобой.(горизонт)
-
6 слайд
Горизонт, линия горизонта
Что такое горизонт? -
7 слайд
Горизонт – это видимое глазом пространство.
-
8 слайд
Линия горизонта – это граница между небом и Землей.
-
9 слайд
Ориентирование:
ОРИЕНТИРЫ — ЭТО НЕПОДВИЖНЫЕ ПРЕДМЕТЫ,
ПО КОТОРЫМ ОРИЕНТИРУЮТСЯУМЕТЬ ОРИЕНТИРОВАТЬСЯ — ЗНАЧИТ УМЕТЬ ОПРЕДЕЛЯТЬ СВОЕ МЕСТОПОЛОЖЕНИЕ И НАПРАВЛЕНИЕ ДВИЖЕНИЯ ПО ОРИЕНТИРАМ И СТОРОНАМ ГОРИЗОНТА.
-
10 слайд
Способы ориентирования на местности:
по Солнце
по Луне
по звездам
по местным признакам
по компасу -
11 слайд
Ориентирование по Солнцу
Если в полдень встать спиной к Солнцу и развести руки, то падающая от вас тень будет указывать Север, позади вас будет Юг, справа – Восток, слева – Запад. -
12 слайд
Ориентирование по Луне:
Около полуночи по местному времени полная Луна находится на юге.
Растущая Луна
(острые концы направлены влево, как у буквы Р)
находится на западе.Убывающая Луна
(острые концы направлены вправо, как у буквы С)
находится на востоке. -
13 слайд
На север:
– грубее кора деревьев;
– гуще лишайник на стволах;
– гуще мох и лишайник на камнях;
-по Полярной звезде;Ориентирование по местным признакам
-
14 слайд
На юг:
– кора берез светлее и эластичнее;
– обильнее смола на стволах хвойных деревьев;
– более пологая сторона муравейника;
– ягода и фрукты раньше окрашиваются при созревании;
– снег раньше тает весной на склонах. -
15 слайд
Ориентирование по местным признакам
-
16 слайд
Некоторые местные признаки могут служить простейшим, хотя и не очень точным «компасом» для путешественника.
С -
17 слайд
С северной стороны кора крепче, с южной – тоньше.
-
18 слайд
С северной стороны больше мха и лишайника чем с южной.
-
19 слайд
С северной стороны больше мха и лишайника чем с южной.
-
20 слайд
Ориентирование по одиноко стоящему дереву
Кроны деревьев гуще с южной стороны (неточная примета). -
21 слайд
Ориентирование по годовым кольцам пня
Годовые кольца на свежих спилах толще с южной стороны. -
22 слайд
Ориентирование по склонам оврагов и крыш домов
На южных склонах весной быстрее сходит снег, гуще растет трава. -
23 слайд
Ориентирование по звездам:
Полярная звезда.Найти созвездие
Большой Медведицы.
Через две звезды, образующие край ковша, проведи воображаемую линию и отложи на ней пятикратное расстояние между этими звездами.
Рядом с этой линией яркая звезда, которая называется Полярной, она указывает
на север.
С -
24 слайд
Ориентирование по звездам
Полярная звезда на небе находится всегда в одном месте и показывает на север. Чтобы её найти, нужно найти созвездия Большая медведица и Малая медведица, они похожи на большой и малый ковш. Полярная звезда – это самая крайняя звезда ручки ковша Малой медведицы. -
25 слайд
Ориентирование по муравейнику
Муравьи устраивают свои жилища с южной стороны дерева и делают южный склон муравейника более пологим, чем северный. -
26 слайд
Компас – механическое (реже электрическое) устройство, значительно облегчающее ориентирование на местности за счет того что с помощью него всегда можно точно узнать стороны горизонта.
Принципов действия у них как минимум три разных, но наиболее распространен магнитный компас – намагниченная определенным образом металлическая стрелка всегда показывает на север, поворачиваясь в его направлении за счет электромагнитного поля Земли. Также существуют электромагнитный (на гироскопах) компас и электронный (работающий за счет спутниковой навигации).
Ориентирование по компасу -
27 слайд
Стороны горизонта по-другому называют страны света или румбы.
Основные румбы(стороны горизонта): С,Ю,З.В.
Промежуточные румбы: СВ,СЗ,ЮВ,ЮЗ,ССВ(Северо-северо-восточный),ВСВ(восточно-северо-восточный)
Всего 16 румбов (4 основных и 12 промежуточных) -
28 слайд
Установите компас на ровную поверхность.
Смотрите, чтобы буква с совпала с темным концом магнитной стрелки.
По шкале определите величину угла от нуля до нужного предмета.Памятка работы с компасом
-
29 слайд
Азимут – это угол между направлением на север и на предмет, по часовой стрелке.
Азимут позволяет определить направление с большой точностью.
Азимут
Азимут измеряется в градусах от 0° до 360°
от направления на север по ходу движения
часовой стрелки. -
30 слайд
Определение азимута:
С
Ю
З
В
СЗ
ЮВ
СВ
ЮЗ
90°
45°
180°
0°
270°
315°
225°
135° -
31 слайд
Какой азимут имеют стороны света
А(с) =0° А(с-в) =?
А(в) = ? А(с-з) =?
А(з) = ? А(ю-в) =?
А(ю) = ? А(ю-з) =? -
32 слайд
Какой азимут имеют стороны света
А(с)= 0 ° А(с-в)=45 °
А(в)= 90 ° А(с-з)=300 °
А(з)= 270 ° А(ю-в)=135 °
А(ю)= 180 ° А(ю-з)=210 °Правильный ответ
-
33 слайд
На планах определять азимут поможет транспортир, а на местности – компас.
Если вам предстоит идти в поход, то сначала вам необходимо определить азимут по плану, а затем на местности идти в этом направлении с помощью компаса. -
34 слайд
Определите направление на север.
От точки стояния условно провести линию, совпадающую с направлением на север.
Определить с помощью транспортира значение уже по часовой стрелке.
Определение направлений по плану:
При изображении направлений на плане условно считают верхний край листа бумаги – северным, нижний край – южным, правый – восточным, левый – западным. На листе слева чертится стрелка острием вверх, над ней пишется буква С (север) – Ю (юг)
Нахождение азимута по плану: -
35 слайд
Вот несколько различных компасов, из разных времен и разными принципами действия. Но все они кардинальным образом облегчают ориентирование.
-
-
-
38 слайд
Различные виды компасов:
-
39 слайд
Выверен старый компас,
Получены карты и сроки.
И выточен на штурвале
Лавины предательский след.
Счастлив тот, кому знакомо
щемящие чувство дороги,
Где ветер рвет горизонты
и раздувает рассвет.
Домашнее задание: п.14
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
6 262 648 материалов в базе
-
Выберите категорию:
- Выберите учебник и тему
- Выберите класс:
-
Тип материала:
-
Все материалы
-
Статьи
-
Научные работы
-
Видеоуроки
-
Презентации
-
Конспекты
-
Тесты
-
Рабочие программы
-
Другие методич. материалы
-
Найти материалы
Материал подходит для УМК
Другие материалы
- 06.12.2018
- 846
- 70
- 04.12.2018
- 455
- 3
- 04.12.2018
- 553
- 1
Вам будут интересны эти курсы:
-
Курс повышения квалификации «Содержание и технологии школьного географического образования в условиях реализации ФГОС»
-
Курс профессиональной переподготовки «Маркетинг: теория и методика обучения в образовательной организации»
-
Курс повышения квалификации «Правовое обеспечение деятельности коммерческой организации и индивидуальных предпринимателей»
-
Курс повышения квалификации «Методические аспекты реализации элективного курса «Основы геополитики» профильного обучения в условиях реализации ФГОС»
-
Курс повышения квалификации «Формирование первичных компетенций использования территориального подхода как основы географического мышления с учетом ФГОС»
-
Курс повышения квалификации «Организация проектно-исследовательской деятельности в ходе изучения географии в условиях реализации ФГОС»
-
Курс повышения квалификации «Источники финансов»
-
Курс повышения квалификации «Педагогика и методика преподавания географии в условиях реализации ФГОС»
-
Курс профессиональной переподготовки «Эксплуатация и обслуживание общего имущества многоквартирного дома»
-
Курс профессиональной переподготовки «Гостиничный менеджмент: организация управления текущей деятельностью»
-
Курс профессиональной переподготовки «Осуществление и координация продаж»
Открытый урок по географии 5 класса
на базе МБОУ «СОШ им. П.Е. Воробьева с. Нижняя Русь»
23.10.2018
Тема урока: Стороны горизонта. Ориентирование на местности.
Урок «Стороны горизонта» направлен на формирование представлений о сторонах горизонта и способах ориентирования на местности. Основной формой урока является деятельностный метод. Конечная цель урока достигается в результате выполнения тренировочных упражнений, применяются информационно-коммуникационные технологии – презентации.
Тема урока: Стороны горизонта. УМК издательства «Русское слово». География. Введение в географию: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений/ Е.М. Домогацких, Э.Л. Введенский, А.А. Плешаков. – 3-е изд. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2014. – 160 с.: ил. – (Инновационная школа). География. 5 класс: атлас. М.: Дрофа; Издательство ДИК, 2014
Уровень преподавания – базовый.
Тип урока: урок формирования первоначальных предметных навыков, овладения предметными умениями.
Цели урока:
– Содержательная: формирование представлений о сторонах горизонта и направлениях на плане, карте и местности.
– Деятельностная (формирование умений новых способов действий):
-формирование практических умений определять с помощью компаса стороны горизонта на местности;
-формирование практических умений ориентироваться на местности по местным признакам;
– развитие у обучающихся способности владеть основами принятия решений и осуществление осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
-применение усваиваемых знаний в условиях решения учебных задач;
– формирование у обучающихся умения определять понятия, делать обобщения, устанавливать аналогии, причинно-следственные связи, строить логические цепи рассуждений.
Задачи урока:
-развивать у обучающихся умения находить нужную информацию из различных источников;
-развивать практические навыки работы с компасом;
– формировать навыки использования информационных технологий с учетом стандарта второго поколения;
-формировать навыки самостоятельной и групповой работы; – развивать у обучающихся интерес к предмету «география» и образное мышление.
Планируемые результаты: уметь объяснять значение понятий: «стороны горизонта», «ориентирование»; определять направления на местности; ориентироваться на местности при помощи компаса и местных предметов.
Личностные УУД: развитие познавательных мотивов;
Регулятивные УУД: постановка и сохранение учебной задачи, контроль и коррекция знаний;
Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества со сверстниками, умение вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении проблемы, аргументировать свою позицию.
Познавательные УУД: развитие кругозора учащихся по спектру применения знаний и навыков ориентирования в пространстве, применение метода информационного поиска.
Общеучебные УУД: выделение и структурирование необходимой информации, смысловое чтение как осмысление цели чтения.
Логические УУД: выделение методов (анализ), синтез, подведение под понятие, построение логической цепи рассуждений. Обоснование и особенности используемых приемов/ методов обучения, педагогических технологий
Содержание учебного материала: стороны горизонта. Способы ориентирования на местности. Основные термины и понятия: стороны горизонта, ориентирование ,компас
Основное содержание курса в новых образовательных стандартах (тематические разделы) География Земли. Раздел 1. Источники географической информации. План местности. Ориентирование и измерение расстояний на местности и плане. Компас. Способы ориентирования на местности. Средства обучения (ресурсное обеспечение занятия):
– дидактическое сопровождение урока: География. Введение в географию: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений/ Е.М. Домогацких, Э.Л. Введенский, А.А. Плешаков. – 3-е изд. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2014. – 160 с.: ил. – (Инновационная школа).; География. 5 класс: атлас. М.: Дрофа; Издательство ДИК, 2014; компьютерная презентация по теме «Стороны горизонта».
– необходимое техническое оборудование: мультимедийный проектор, компасы.
Ход урока:
1 этап. Организационный. Приветствие учащихся, пожелания удачной совместной деятельности.
В мире много интересного,
Нам порою неизвестного.
Миру знаний нет предела,
Так скорей друзья за дело.
– Готовы потрудиться? наукам разным поучиться?
– Тогда начнем наш урок.
2 этап урока. Этап актуализации субъектного опыта учащихся.
– Сегодня у нас познавательная и интересная тема. А чтобы ее сформулировать я предлагаю вашему вниманию фрагмент сказки-загадки.
В мире есть четыре брата
1-ый брат друг полярной звезды
2-ой брат всегда встречает солнце
3-ий брат всегда провожает солнце
4-ый брат гуляет по экватору
Братья эти – страны света
Ну, а дом их – вся планета.
Догадались кто эти четыре брата? (ответ: С, Ю, З, В) получают звездочки
– О каких четырех сторонах идет речь?
– Сформулируйте тему урока. Учитель при необходимости уточняет: «Стороны горизонта». «Ориентирование на местности». Запишем тему урока в тетради (запись темы) получают звездочки
– Определим цели нашего урока. Ребята, а как Вы думаете, чем мы будем заниматься сегодня на уроке?
(Ответ учеников: научимся определять стороны горизонта и научимся ориентироваться) получают звездочки
– Проблема: А как понять в незнакомой местности: в пустыне, в море, в глухом лесу – где мы находимся и в каком направлении надо идти или плыть? (нужно определить стороны горизонта). На столах есть картинки обсуждаем и отвечаем. Отвечает ученик под номером 1. Получает звездочку
– Что вы чувствуете, оказавшись в данной ситуации? Есть ли выход из данного положения? А только ли важно уметь ориентироваться в данной ситуации? Что нужно знать для того, чтобы ориентироваться? (нужно определить стороны горизонта и уметь ориентироваться). Получают звездочку
3 этап. Изучение нового материала.
1. Понятие ГОРИЗОНТА.
-Прежде чем рассматривать стороны горизонта, давайте выясним, что такое ГОРИЗОНТ? Попытайтесь сформулировать это понятие.
Пользуясь материалом учебника с.78-79, найдите ответ на этот вопрос и выпишите в тетрадь термин (работа с учебником)
(Горизонт – видимое глазом пространство.) получают звездочку
– На сколько видимое глазом? (на ровной местности 4-5 км, на высоте 100м горизонт расширяется до 36 км) – выступление учителя
– Отгадайте загадку:
Эта линия всё время
Между небом и землёй.
Хоть весь год к ней прошагаем,
До неё мы не дойдем. Получают звездочку
– Что это такое? (линия горизонта)
– Что называют ЛИНИЕЙ ГОРИЗОНТА? Запись в тетради: (Воображаемая линия соединяющая небо и землю) получают звездочку
-Если двигаться вперед, что будет происходить с линией горизонта? Почему?
Сейчас вы тоже будете двигаться, но не в сторону горизонта а к столу в центре класса и выбираем смайлики. Смотрим на обратную сторону и ищем свою группу-команду. Получились команды: 1-ая основные стороны горизонта; 2-ая промежуточные стороны горизонта; 3-ья межпромежуточные стороны горизонта. Почему вы так разделились? Рассаживаемся по рабочим столам.
2. Стороны горизонта.
– Какие вы знаете стороны горизонта?
(Север, Юг, Запад, Восток – основные);
(СЗ, СВ, ЮЗ, ЮВ – промежуточные);
(ССВ, ССЗ, ЗСЗ, ВСВ, ЮЮЗ, ЮЮВ, ЗЮЗ, ВЮВ – межпромежуточные)
На столе все видим бумажный тренировочный компас. Фломастерами подписать недостающие стороны горизонта. Работаем в группе.
Потом ученики под номером 3 выходят к доске и показывают результат. Класс проверяет правильность. Получают звездочку
Ермалаев Кирилл выйдет к доске и расставит магнитные буквы по сторонам горизонта. Получает звездочку
Ежедневно мы видим восход утром, самое высокое Солнце в полдень, закат вечером и Полярную звезду ночью.
Эти ориентиры дают 4 точки на 4 разных сторонах горизонта.
Их назвали:
Восток – сторона восхода Солнца
Юг – сторона Солнца в полдень;
Запад – закат Солнца;
Север – сторона Полярной звезды.
– Между основными сторонами горизонта находятся промежуточные. (СВ, ЮВ,СЗ,ЮЗ)
– Сколько основных сторон горизонта? Сколько промежуточных? Сколько всего получилось? Закрепляем знания в форме игры.
Игра в мяч: условия (я бросаю мяч одному из учеников и называю сторону горизонта, тот ловит и называет противоположную сторону, н-р, С противоположная Ю) и так по цепочке (все ученики проверятся на понятие материала).
Физкультминутка
Где у нас восходит Солнце? (на Востоке) – поворачиваемся на В – привет солнце (машем рукой)
Где солнце уходит и наступает ночь? (на Западе) – поворачиваемся на З – пока солнце (машем рукой)
Птичкам холодно и они улетают куда? (на Юг) – поворачиваемся на юг – (машем руками как крыльями)
Скоро наступит зима и она приходит к нам откуда? (с Севера) – поворачиваемся на север – зовем зиму (машем рукой)
Молодцы, мы отдохнули, а теперь снова возьмемся за работу.
Зная стороны горизонта можно определить свое местонахождение.
– Так как же называется умение определять свое местонахождение относительно сторон горизонта и отдельных объектов?
(Умение определять стороны горизонта – ОРИЕНТИРОВАНИЕ).
– Выполните задание с помощью атласа, открываем тетради и составляем кластер «Способы ориентирования».
– Какими способами можно определить свое местонахождение, вы узнаете из атласа с.9. Учащиеся самостоятельно выделяют основные способы ориентирования.
– Какие способы ориентирования вы уже знали? Составление на доске кластера.
Педагог подводит детей к решению проблемы вопросом: как необходимо вести себя, если вдруг оказался в незнакомой местности?
Обучающиеся делают вывод урока: существуют различные способы ориентирования. В сложной ситуации важно не растеряться, а суметь собраться и правильно определить основные стороны горизонта. Но для этого нужно уметь определять стороны горизонта и ориентироваться в пространстве.
– Кому могут быть важны умения ориентироваться на местности? Какие профессии вы можете назвать, связанные с этими понятиями? (ответ: инженерам, агрономам, лесникам, летчикам, военным, путешественникам, турист, геологам, археологам и т.д.) получают звездочку
Работа в группе у вас на столах кроссворды, каждый ученик запоминает, сколько слов он угадал. Выходят к доске стол №1 записывают 2 разгадавших слова, потом стол №2, стол №3, получают звездочки.
Загадка
По стране в поход идем
Друга мы с собой берем
Он не даст нам заблудиться
От маршрута уклониться
Нам покажет верный друг
Путь на север и на юг. (Компас)
Работа по учебнику: стр. 31 в тетрадь переписываем определение что такое компас?
-Какой прибор поможет ориентироваться в пространстве? (Ориентирование можно проводить с помощью специального прибора – компаса). Видео «Фиксики»
– Рассказ о компасе.
– Где и когда впервые был изобретен компас?
– Знакомство с устройством компаса и принципом работы компаса.
После просмотра «Фиксиков» пробуем изготовить самодельный компас (используем блюдце с водой, магниты, иголки, лист бумаги 4 на 5 см)
Работа с компасами. На партах лежат компасы.
– Посмотрите на странице 81 учебника правила работы с компасом и настройте его по заданному алгоритму действий.
Правила работы с компасом.
- Положите компас на горизонтальную поверхность (или ладонь).
- Стрелка компаса должна быть неподвижной. После этого поверните коробку компаса так, чтобы буква «С» на шкале компаса совпадала с темным концом магнитной стрелки.
- Вы сориентировали компас и подготовили его к работе.
Сравниваем показания самодельного компаса и настоящего компаса.
– Определите, в каком направлении находится север, дверь нашего класса? Куда выходят окна? Где от вас находится ваш дом? Ваш сосед?
– Работа с планом местности в атласе на стр.6. Объяснение учителем, как определять стороны горизонта по плану и карте, если нет стрелки с обозначением направления север-юг. В этом помогает рамка плана местности: верхняя граница рамки обозначает север, нижняя – юг. А какие направления обозначают боковые рамки?
– Вы умеете находить стороны горизонта, но посмотрите на рисунок на слайде.
– Вы обозначены крестиком на плане и вам предстоит дойти до железнодорожной станции через хвойный лес. В каком направлении вы пойдете? (На северо-восток).
– Выполните задание 3 в маршрутных листах. Проверьте по эталону друг друга.
4 этап. Этап закрепления и применения знаний и способов деятельности.
- Какие географические термины мы сегодня узнали?
- Назовите основные стороны горизонта, перечислите промежуточные стороны.
- Что называют горизонтом, линией горизонта, ориентированием?
- Для чего служит компас?
- Как правильно пользоваться компасом при определении сторон горизонта?
- Назовите способы ориентирования на местности
- Какую проблему мы сегодня решили? Научились ориентироваться?
– Выполните задание 4 в маршрутных листах. Проверьте их друг у друга в соответствии с эталоном ответов.
Учитель предлагает ребятам в маршрутном листе посчитать общий балл (добавив баллы за компасы- бонусы) за урок и поставить себе оценку (используя слайд презентации); по окончании урока сдать маршрутные листы.
5 этап Д/З: п.16,17
Творческая часть задания:
Подобрать загадки о сторонах горизонта.
Выполнить проект «Древнекитайский компас своими руками»
6 этап. Рефлексия
Обучающиеся анализируют знания, полученные на уроке, проводят самооценку и взаимную оценку. Обсуждают результаты урока.
сегодня я узнал…
было интересно…
я выполнял задания…
теперь я могу…
урок дал мне для жизни…
мне захотелось…
– Как Вы считаете, достигли ли вы в ходе урока поставленной в начале цели?
Сегодня мы поработали очень хорошо. Надеюсь, что вам не было скучно.
(Учитель выделяет отдельных учеников, выставляет им оценки, с комментированием)
Выполнение теста:
1. Видимое глазом пространство называется:
А) горизонт
Б) линия горизонта
2. Назовите основные стороны горизонта:
а) ЮВ, СВ; б) Ю, С; в) Ю, СВ; г) В, ЮЗ
3. Ориентирование это-
а) это линия соединяющая небо с землёй
б) умение определять стороны горизонта
4. Найди ошибку.
К промежуточным сторонам горизонта относятся:
а) С-В, С-З, Ю-В
б) Ю-В, В, С-В
в) С-В, Ю-З, Ю-В
ОТВЕТЫ:
1. а
2. б
3. б
4. б
Наша планета имеет огромный размер, мы же всегда видим только её
малую часть. На открытых пространствах, будь-то поле
или морской берег, видно, что где-то далеко-далеко небо сходится с землёй. В городе
это не всегда заметно, так как наш взгляд всегда упирается в какие-то предметы.
Видимое глазом пространство называют горизонтом (от греческого слова «горизон» – ограничивающий), а воображаемую линию, его
ограничивающую, – линией горизонта. Или, по-другому, линия горизонта – это
видимая линия соприкосновения земной и небесной сфер.
Если двигаться вперёд к линии горизонта, то она будет всё время
удаляться. И дойти до неё просто невозможно. На относительно ровной местности
человек видит вокруг себя на 4-5 км, поднимаясь на высоту 100 метров горизонт
уже расширяется до 36 км.
В знакомой нам местности мы не заблудимся. Отправляясь в школу, к
друзьям, на дачу мы быстро находим туда дорогу. Мы сможем легко объяснить
приезжему, как пройти к театру или музею, найти нужную улицу или дом. При этом
мы пользуемся хорошо запоминающимися объектами (зданиями, знаками, даже
деревьями), а также такими понятиями, как «лево», «право», «вверх», «вниз»,
«вперёд», «назад». Все эти объекты и понятия помогают нам ориентироваться на
местности. А как понять в незнакомой местности, например, в бескрайней степи
или глухом лесу, где мы находимся и в каком направлении надо идти? Положение
объекта мы можем обозначить только относительно каких-то других объектов. Для
того чтобы обозначить положение точки на местности, необходимо иметь систему
отсчёта, которая была бы постоянной и в привязке, к которой мы имели бы
возможность находить точку в любой момент времени. Такой системой отсчёта
является система сторон горизонта. Она привязана к одной точке на поверхности
земного шара – северному магнитному полюсу, относительно которого мы и
определяем положение на поверхности Земли любой точки или объекта.
Прежде всего, важно запомнить, что существуют четыре основные
стороны горизонта: север, юг, восток и запад.
Направление, противоположное северному – южное. Если мы становимся лицом к
северу, то под прямым углом к линии север-юг налево будет направление на запад,
направо – на восток.
Сокращённо стороны горизонта обозначают заглавными буквами: север
– С, юг – Ю, восток – В, запад – З. Между основными
сторонами горизонта находятся промежуточные: северо-запад (СЗ),
северо-восток (СВ), юго-восток (ЮВ), юго-запад (ЮЗ).
Хотя перечислять мы начали с севера, первым направлением, которое
человек научился определять, был восток. И действительно, что может быть проще?
Увидел, где встаёт солнце – там и восток. В противоположной востоку стороне –
запад. Если повернуться лицом на восток, то слева будет север, а справа – юг.
Если найдено восточное направление, определить остальные стороны горизонта
совсем несложно.
Ещё стороны горизонта называют румбами. Румб – в морской
терминологии 1/32 полной окружности или 11,25°, а также одно из делений картушки компаса (расчерченной на 32
части) и соответственно одно из направлений относительно севера.
Выделяют четыре основные румбы, мы их с вами уже знаем: север, юг,
запад, восток. Направления, делящие пополам каждую четверть горизонта,
называются четвертными румбами и имеют следующие наименования: северо-восток,
северо-запад, юго-восток, юго-запад. Есть ещё восемь промежуточных румбов.
Разберёмся с этим более подробно. Направление между северным и северо-восточным
называют северо-северо-восточным (ССВ), между северо-восточным и
восточным – востоко-северо-восточным (ВСВ), между восточным и
юго-восточным – востоко-юго-восточное (ВЮВ), между юго-восточным и южным
– юго-юго-восточное (ЮЮВ).
Направление между северным и северо-западным называют
северо-северо-западным (ССЗ), между северо-западным и западным –
западо-северо-западное (ЗСЗ), между западным и юго-западным –
западо-юго-западное (ЗЮЗ), между юго-западным и южным – юго-юго-западное
(ЮЮЗ).
Лучшими картографами прошлого были голландцы. С давних пор
существует традиция называть румбы по-голландски: север – норд (N), юг – зюйд
(S), восток – ост (O), запад – вест (W). Именно поэтому на некоторых компасах северное направление
помечено буквой N, а южное – S.
В конце 1980-х годов обозначение востока O было заменено на E (от
англ. East ист).
Но голландцы были ещё и прекрасными моряками. Именно они изобрели
особой формы головной убор для моряков и рыбаков. Это брезентовая шляпа,
надёжно закрывающая шею и плечи моряка от ветра и дождя. Назвали эту шляпу
зюйдвесткой. Ребята, попробуйте ответить на вопрос: ветер какого направления
особенно сильно досаждал голландским морякам судя по названию шляпы? Правильно,
ветер южного направления.
Если мы знаем стороны горизонта, то с лёгкостью определим и своё
местоположение. Умение определять своё местоположение относительно сторон
горизонта и отдельных объектов называют ориентированием.
Ориентируясь, мы отвечаем на вопрос: где находится объект?
Ориентируясь по сторонам горизонта, мы пользуемся системой прямоугольных
координат, в которой направления обозначают стороны горизонта, и в ней
обозначаем положение объекта относительно других. Например, здание школы
располагается на юго-востоке микрорайона, т.е. в микрорайоне интересующее нас
здание находится в юго-восточной его части. Город находится на севере страны –
значит, чтобы найти нужный нам город, мы должны двигаться по стране к северной
её границе. Окна выходят на южную сторону – то, что мы видим из окна, находится
южнее, чем мы сами.
С этим всё ясно, но как определить направление на север в любой
момент? Направление на север определяется на местности с помощью компаса –
прибора с намагниченной стрелкой, конец которой всегда указывает направление на
северный магнитный полюс Земли. Угол между направлением магнитной стрелки
компаса на север и направлением на заданный предмет называется азимутом.
Величина азимута измеряется в градусах и изменяется в пределах от
0 до 360°, отсчитывается по ходу часовой стрелки от
указателя на север. Азимут не имеет направления. Зная азимут, мы можем
определить положение объекта относительно сторон горизонта. Азимут севера равен
0°, востока – 90°, юга – 180°, запада –
270°. А где же будет азимут 360°? Тоже на севере.
Попробуем вместе вычислить по азимуту расположение предметов. Так
азимут 315° обозначает, что предмет
находится в северо-западном направлении от наблюдателя. А азимут 160° обозначает, что предмет находится в юго-юго-восточном направлении
от наблюдателя.
А теперь наоборот: будем определять по стороне горизонта азимут.
Так азимут северо-востока равен 45°, а юго-запада – 225°.
Видите, всё достаточно легко и просто.
Ориентироваться на местности можно разными способами, но с меньшей
точностью: по звёздам и солнцу, а также по местным признакам: кроне деревьев,
расположению муравейников, годовым кольцам на пнях и прочим.
План урока:
Способы ориентирования по местным признакам
Значение компаса при ориентировании
Определение направлений на плане местности и карте
Решение задач по определению азимута
Способы ориентирования по местным признакам
Выйдите на улицу и оглянитесь вокруг. Мы живем в пространстве, в котором на различных расстояниях размещены всевозможные объекты: дома, деревья, кустарники и т.д.
Все, что располагается вокруг нас, представляется нам огромным и бесконечным. Если нашему взгляду не препятствуют дома, горы или лес, то мы видим далеко. К примеру, человек среднего роста, который стоит на ровной местности, может увидеть объекты на расстоянии до 5 км.
В реальности, та территория, которую мы видим с вами, как бы ограничена линией. При взгляде вдаль нам кажется, что небо граничит с землей. Данная грань именуется линией горизонта. Данное слово считается греческим и в переводе на русский язык обозначает «ограничивающий».
Территорию, возможно, обозначить открытой, если нашему взгляду не препятствуют ни постройки, ни лес, ни горы. На открытом участке линия горизонта заметна хорошо. А в лесу данная граница почти не видна, по этой причине такую территорию именуют закрытой.
Вспомним стороны света по рисунку.
Стороны света играют роль при установлении местонахождения, пути движения, то есть при ориентировании.
Внимательный человек, оказавшись на неизведанной местности способен ориентироваться и без компаса. Свое месторасположение он сможет установить с использованием местных признаков.
Сейчас у некоторых из вас промелькнет в голове мысль: «Зачем нам это знать, сейчас у каждого есть гаджеты со встроенным GPS. Либо можно просто позвонить по телефону спасательной службы». Однако, многие из вас попадали в ситуацию, при которой зарядка телефона заканчивалась и он отключался. Если угодить на территорию с плохой сотовой связью, то и гаджет будет бесполезным.
Поэтому познакомимся со способами ориентирования по местным признакам.
- Устанавливать стороны света можно по полуденной тени. Людьми было установлено местонахождение Солнца в полдень. Представим, что небесное светило располагается у нас со спины. Тогда перед нами север, а со спины – юг. Подобный метод ориентирования по местным признакам, то есть по Солнцу, нужно проводить в ясную погоду.
Источник
Для ориентирования по небесному светилу допускается использовать прибор, который получил название гномон[1]. Используется с давних времен как солнечные часы.
Старинный гномон
Его очень просто изготовить, даже если вы находитесь далеко от цивилизации. Для этого можно взять палку и вбить ее в землю, а вокруг провести полуокружность. На рисунке видно как можно определять направление по данному прибору.
- Мы с вами живем на территории России, поэтому каждую ночь можем наблюдать самую яркую звезду – Полярную. Она обладает примечательным качеством – при любой ситуации располагается на севере. Вот еще один прием ориентирования на местности, где местным признаком считаются звезды.
При выявлении этой звезды небо должно быть чистым. Установим местоположение созвездия Большой Медведицы, которая походит на ковш. Две крайние звезды соединим в мыслях линией и просчитаем расстояние больше этого в 5 раз. Тогда в конце этой прямой заметим Полярную звезду. Зная, где находится север, возможно, выявить и другие стороны света, ориентируясь на местности без карты и компаса.
Источник
- Стороны света в ночное время суток возможно установить, наблюдая за Луной. Для ориентирования по Луне на местности необходимо сосредоточить внимание на ее фазы. В каждой своей фазе Луна располагается в определенной стороне света. Познакомимся подробно на следующем рисунке.
Если полная луна появилась на небе в 19.00, значит, она указывает направление на восток, а в 1.00 – на юг. Убывающий месяц в 1.00 ночи указывает направление на восток, а утром в 7.00 – на юг.
- В лесу также возможно увидеть достаточное количество местных признаков, по которым можно ориентироваться. Многие из них основаны на неодинаковом количестве тепла, получаемого с разных сторон света. Установим 10 местных признаков ориентирования:
- Присмотритесь внимательно к деревьям. Одна сторона с меньшим числом ветвей, менее пышная. Чаще всего этот край направлен на север.
- Ведь не только деревья могут указывать стороны света, по их пням также можно установить это. На пне очень хорошо видны годовые кольца. Внимательно рассмотрев их можно увидеть закономерность: с севера они более узкие. Вот и еще один из способов ориентирования в лесу без компаса.
- Есть еще один прием выявления сторон света по деревьям. Обращали внимание на цвет коры у берез? Часто бывает, что с одного края она более светлая, а с другого темнее. Так вот светлая сторона располагается на юге.
- Самым известным природным фактом считается место произрастания мха. Войдя в лес, обратите внимание на то, как он растет. Часто произрастает только с одной стороны объекта, например, дерева. Та сторона, на которой есть мох, указывает направление на север.
- С детства многие любят наблюдать за жизнью муравейника. А знаете ли вы, что и по этим лесным жителям можно определить стороны света? Это хорошо можно проследить по рисунку.
- В зимний и весенний период стоит присмотреться к таянию снега. Присмотревшись внимательно, можно заметить, что с разных сторон тает неодинаково. Область, получающая больше света, тает быстрее. Соответственно она считается южной. И наоборот. Познакомимся с данным явлением на рисунке.
- Попав после дождя в лес, опять же присмотритесь к деревьям. Их кора высыхает неравномерно. Одна часть быстрее, другая более медленно. Кора, долго остающаяся влажной, считается северной, так как получает меньше тепла.
- Многие леса имеют просеки. Стоит их найти, если вы заблудились. По ним также можно выявить направление, в котором нужно идти.
- В хвойном лесу также существуют различные признаки, по которым можно ориентироваться. На стволах хвойных деревьев есть смола, которой с одного края бывает больше, чем с другого. Там, где есть ее наплывы, ствол будет направлен на юг.
Учитывайте, что по 1 местному признаку и предмету осуществлять ориентирование нереально. В этих целях необходимо применять ряд местных и природных признаков, только лишь в этом случае, можно провести верное ориентирование и выбрать путь движения.
Значение компаса при ориентировании
Надежнее и удобнее при любых условиях ориентироваться по компасу.
Давайте установим строение этого прибора, и как ориентироваться с помощью компаса. Его основой считается стрелка, обладающая свойством магнита. Размещается она на острие, поэтому может вращаться. Окрашена стрелка неодинаково: красный указывает на юг, а синий на север. Сверху коробочка компаса прикрыта стеклом, под которым есть шкала и на ней обозначены стороны горизонта.
В целях ориентирования на местности по компасу требуется рассмотреть порядок действий:
- Положить компас горизонтально и освободить стрелку. Дать магнитной стрелке успокоиться.
- Медленно поворачивать коробочку, пока синий конец стрелки не остановиться напротив буквы «С».
В этом случае компас станет ориентирован, и тогда можно определить с его помощью стороны горизонта. С этим прибором можно выявлять направление на предметы и объекты. К примеру, установить, где расположен колодец, родник, церковь и так далее.
Для определения направления на объект необходимо познакомиться с понятием «азимут».
Компас имеет форму круга, а всякая окружность содержит 3600. В случае ориентирования на местности, мы можем провести измерение угла с помощью компаса. Всякий угол образован двумя линиями, в данном случае одна направлена на какой-либо предмет, другая на север. Такой угол получил название «азимут».
Посмотрим на циферблат компаса и увидим, что если объект, к которому мы движемся находиться на севере, то градусы азимута будут равны 0. Направление на восток будет составлять азимут 900. Тогда азимут южного объекта будет соответствовать 1800, а западного – 2700.
Тогда возникает вопрос: «Как с помощью компаса можно определить азимут?»
Рассмотрим алгоритм определения углов азимута и сторон горизонта по компасу.
Научившись определять азимут по компасу, мы сможем, устанавливать направление без карты и ориентироваться даже на незнакомой местности, например, в лесу.
Представим, что наступила осень, и мы как заядлые грибники идем в лес. Карты у нас нет, а вот компас взяли. Может быть, он даже есть встроенный в гаджет, который сейчас у каждого при себе. Прежде чем войти в лес, необходимо выбрать объект, на который мы будем осуществлять ориентирование по компасу, лучше, если он будет достаточно протяженным. Часто выбираются линейные объекты. К примеру, это будет тропинка, шоссе, речка и т.д. Для определения азимута нам нужно повернуться, вспомнив русские сказки – к лесу задом, к объекту передом. Ориентируем компас и определяем по нему стороны горизонта. Вычисляем угол азимута по циферблату и запоминаем его. На противоположной стороне компаса будет азимут направления для движения в лес.
Все, мы готовы идти за грибами, однако следует периодически проверять, не ушли ли вы далеко от объекта.
Таким образом, мы рассмотрели еще один способ ориентирования на местности, но уже по компасу.
Определение направлений на плане местности и карте
В предыдущих уроках мы познакомились с различными способами изображения поверхности. Так вот карту и план можно также использовать для ориентирования по компасу на местности.
Рассмотрим определение направлений сторон горизонтов по плану и топографической карте.
Вы уже знаете, что стороны горизонта на плане и карте изображены в виде стрелки. Верхняя часть плана указывает на север, а нижняя на юг.
Для определения азимута необходимо сориентировать карту, то есть расположить ее на местности так, чтобы верх был направлен на север. Ориентировать карту можно различными способами.
- По линейным объектам – к ним могут относиться шоссе, линии электропередач, речки, дороги и другие. Нужно встать рядом с этим объектом и поворачивать карту или план пока направление не совпадет с таковой на местности. В результате ориентирования определим по плану местности точку нашего нахождения.
- По направлению на объект, являющийся ориентиром. Данный способ применяют, если известно, в какой точке мы находимся, и в пределах видимости есть ориентир, нанесенный на карту. Тогда ее размещают так, чтобы изображение на карте совпало с направлением на местности.
- По компасу ориентирование карты проводят в лесу, где другим способом это сделать нельзя. С начала необходимо определить направление на стороны горизонта по компасу.
После ориентирования карты можно приступить к определению азимута. Существует несколько способов:
- Определять направление и азимут по плану местности можно транспортиром. Рассмотрим алгоритм действий определения градусов азимута, пользуясь транспортиром.
- Определение сторон горизонта, направлений на объект и азимута можно также осуществлять с помощью компаса и карты.
Изучив материал, многие могут сказать: «Зачем нам в современном мире, где большое количество гаджетов с различными функциями, нужен азимут?»
Во-первых, никто никогда не знает где и в каких лесных дебрях или пустынях он окажется. Возможно, вы станете геологом, а для ориентирования на местности в поисках горных пород вам точно пригодиться умение определять азимут по компасу. Да и любой путешественник, и турист, совершающий походы, должен уметь определять направление движения по азимуту с использованием компаса.
Немаловажное значение имеет азимут и в военном деле. Для определения направления движения судна по морским путям высчитывается азимут и называется это у моряков навигация[2]. Также это применимо и к летчикам, которым необходимо определять воздушные пути для самолетов. Широко используется понятие «азимут» в артиллерии, где необходимо знать угол на объект для наведения орудия на цель.
Азимут в артиллерии Источник
Решение задач по определению азимута
Выяснив, для чего нужен азимут, и как его определять, потренируемся в решении задач.
В первой задаче нам предстоит помочь Маше. Ей нужно добраться до дерева, где ее ждет медведь. У Маши есть компас и план, по которому она должна двигаться. Для определения азимута необходимо сориентировать компас по сторонам света, как показано на рисунке. Мысленно проведем линии до объектов. На данном компасе каждые 100 проведены через два штриха. Тогда определяем азимут с помощью компаса и получаем результат.
Теперь Маша может двигаться к известному объекту, переходя от одной точки к другой с учетом азимута. При этом, не забывая смотреть на компас и не отклоняться от заданного направления.
Потренироваться в ориентирование по азимуту с компасом можно даже в квартире. Посвятим этому следующую задачу.
Как при таких условиях определить азимут на предметы интерьера комнаты по компасу? Вспоминаем алгоритм действий. Сначала ориентируем компас по сторонам горизонта с целью выявления азимута. Определяем, как нужно встать, чтобы перед нами был север. Устанавливаем те предметы, которые присутствуют в пределах нашей видимости. Именно на них будем определять азимут с помощью компаса. В данном случае это будет телевизор, балконная дверь и кухонный стол. В уме прочерчиваем линии к этим предметам интерьера. Устанавливаем азимут, при этом учитывая, что одно деление соответствует 50.
Рассмотрим еще один тип заданий, в которых будем определять азимут с помощью компаса и по карте
Как в данном случае найти азимут от нашего местонахождения до школы по компасу? Нам необходимо выявить точку местонахождения и сориентировать на нее компас. Проводим линию от центра компаса до точки местонахождения и до школы. Получаем угол направления на строение. Учитываем через, сколько градусов проведены штрихи на шкале компаса – 50. Тогда получаем азимут соответствующий 500.
По карте, возможно, определять углы не только по компасу, для этого существует специальная линейка, которой вы пользуетесь на математике, транспортир. Посмотрим, как определять азимут, если есть только карта и транспортир.
На карте выявляем место нашего расположения и проводим прямую линию, верх которой будет показывать на север. Находим место, куда нам нужно прийти и соединяем эти две точки. В результате получаем угол. Прикладываем транспортир к прямой линии и определяем градусные меры углов. По данному заданию с помощью транспортира получаем азимут соответствующий 1140.
Итак, мы познакомились с различными способами ориентирования на местности, научились работать с компасом и выявлять азимут. Теперь нам не страшно оказаться в неизвестном месте. Всегда можно найти путь домой по азимуту.
Словарь
1. Гномон – это прибор, с помощью которого определяют направление и высоту Солнца над горизонтом.
2. Навигация – раздел науки, изучающий способы определения маршрута судна с помощью различных приборов.