Как найти ступень сольфеджио

Тема о главных ступенях гаммы очень важна в музыкальной теории, но перед тем, как переходить к изучению “начинки”, следует исследовать саму поверхность пирожного: лад – взаимодействие устойчивых и неустойчивых ступеней, последовательность которых определяет его разновидность.

Виды лада

Существует два основных типа ладов, которые знают даже люди, далекие от музыки:

  • мажор (по латински – dur);
  • минор (по латински – moll).

Для новичков существует определение попроще, объясняющее их так:

  • веселое настроение;
  • грустное настроение.

Ступени лада и их взаимосвязь

Как уже было сказано ранее, лад – это взаимоотношения ступеней. Но что же такое эти ступени?

  • Ступень – звук, входящий в одну октаву (октава состоит из 7 нот и 8-я повторяет первую = 7 ступеней + одна повторяющаяся).

    Ступени до мажор

Расположение каждой ступеньки зависит от ее высоты: чем выше звук, тем больше ступень.

Лады можно составить от любого звука. Самый знакомый для нас всех – нота До.

От лидера До выстраиваем в последовательность остальных подчиненных: Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си; и закрываем ряд таким же ответственным лицом – нотой До, но уже другой октавы. Таким образом создается гамма.

  • Гамма – цепочка из звуков, где первый и последний одинаковы по названию, но расстояние между ними равно одной октаве.

Наглядный пример:

Гамма до мажор

Главные ступени лада и их названия

Перед нами гамма До мажор:

  • До – I;
  • Ре – II;
  • Ми – III;
  • Фа – IV;
  • Соль – V;
  • Ля – VI;
  • Си – VII;
  • До – I.

Слева расположены названия нот, а справа – те самые ступени.

Однако, как и в жизни, все выполняют свои роли. Кто-то ведет за собой толпу, кто-то является ее фундаментом, кто-то же трудится на благо остальных.

Так, лидером музыкального движения (гаммы До мажор) является нота До, она же и является главной ступенью лада – I. Это очень просто запомнить с помощью названия гаммы: если ее имя До мажор, значит, первой ступенью будет являться нота До; если же Ми мажор, то начальником станет нота Ми, и подобный принцип работает всегда и во всех гаммах.

Именно I ступень является ориентиром для построек всех остальных аккордов и трезвучий. Однако руководителю всегда нужна “правая рука” или его заместитель. У нашего директора таких руки сразу две: IV и V ступени.

Оставшись на все том же примере До мажора, под IV номером идет нота фа, под пятым – соль. Подобным образом музыканты высчитывают остальные главные две ступени.

Как и все остальные термины, они также имеют свои собственные имена:

  • I ступень – тоника (сокращенно по лат. “T”);
  • IV ступень – субдоминанта (S);
  • V ступень – доминанта (D).

Следует уточнить: в минорном ладе сокращенные названия пишутся с малых букв: t, s и d, это упрощает ситуацию во время выяснения, к какому ладу принадлежит ступень или аккорд.

Для чего они нужны?

Тоника – главная ступень лада. Ею оканчиваются практически все произведения, будто бы ставя точку в конце музыкальной истории. Ее роль – фундамент и база.

Субдоминанта служит некой “дверью”, с помощью которой можно уйти в другие тональности (изучается на уроках сольфеджио и гармонии) или же подготовиться к переходу в доминанту.

Доминанта – преданный друг своего начальника, с помощью которого тоника самоутверждается, как полноправный лидер гаммы. Такая ситуация чаще всего происходит в последних завершающих аккордах произведения.

Но как известно: у каждого работника, даже если и не занимающего самую высокую должность, есть своя команда. Этой самой командой в музыке являются трезвучия.

Аккорды

  • Трезвучие – аккорд, состоящий из трех звуков.

Но чем так важны трезвучия главных ступеней лада в музыке?

Данный аккорд может строиться от любой ноты, но если он главный, то его “основанием” будут: I, III и V ступени. Их важная заслуга заключается в том, что именно они определяют вид лада.

Все трезвучия гаммы

Так, в мажоре они будут ярко выражено звучать светлым торжественным тембром, в миноре же, наоборот, опечаленным и скорбным.

  • Трезвучия главных ступеней лада – показатели, на которые следует ориентироваться в вопросах мажора, минора и других существующих ладов.

Как строится?

Следующий вопрос, который должен идти по логической цепи: какова же структура трезвучия и каким образом его строят?

Ответ заключен в самом названии: ТРЕзвучие опирается на 3 звука, построенных на расстоянии терции (интервал, включающий в себя 3 ступени).

Пример:

Главное трезвучие до мажора

Виды

Если с главными ступенями лада все более менее понятно, то как же называются остальные?

  • Главные – I, IV, V;
  • Производные – II, III, VI, VII.

Помимо ладовой классификации, существует еще одна, определяющаяся состоянием ступени:

  • устойчивые – I, III, V;

    Построение на клавиатуре

Все три ступени входят в состав тонического трезвучия (в музыке формулировка – Т53). Они звучат устойчиво и уверенно, не требуя какой-либо поддержки извне. Отдельно следует выделить III ступень, так как именно она определяет лад: традиционная нота Ми характерная для До мажора, но если опустить ее на полтона ниже (Ми бемоль), то звучать уже будет именно До минор;

  • неустойчивые – II, IV, VI, VII;

Их звучание не подкреплено опорой, существует вечное ощущение недосказанности и желание во что-нибудь перейти (разрешиться), свое путешествие они завершают в устойчивые ступени лада.

музыкальный зверёк

В музыкальной школе часто в качестве домашнего задания по сольфеджио задают упражнения на опевание устойчивых ступеней. Упражнение это простое, красивое и очень полезное.

Сегодня же наша задача – разобраться, какие звуки в гамме устойчивые, а какие неустойчивые. В качестве примеров вам будут предложены выписанные звукоряды тональностей до пяти знаков включительно, в которых уже отмечены устойчивые и неустойчивые звуки.

В каждом примере даётся сразу две тональности одна мажорная, а другая параллельная её минорная. Так, что сориентируетесь.

Какие ступени устойчивые, а какие неустойчивые?

Устойчивые – это, как вам известно, первая, третья и пятая ступеньки (I-III-V), которые имеют отношение к тонике и вместе составляют тоническое трезвучие. В примерах – это не закрашенные нотки. Неустойчивые ступеньки – это все остальные, то есть вторая, четвёртая, шестая и седьмая (II-IV-VI-VII). В примерах эти нотки закрашены черным цветом. Например:

Устойчивые и неустойчивые ступени в до мажоре и ля миноре

 устойчивые и неустойчивые ступени в до мажоре и ля миноре

Как разрешаются неустойчивые ступени?

Неустойчивые ступени звучат немного напряженно, и поэтому «имеют большое желание» (то есть тяготеют) перейти (то есть разрешиться) в устойчивые ступени. Устойчивые же ступени, напротив, звучат спокойно и равновесно.

Неустойчивые ступени всегда разрешаются в ближайшие устойчивые. Так, например, седьмая и вторая ступеньки тяготеют в первую, вторая и четвёртая могут разрешиться в третью, четвёртая и шестая ступени окружают пятую и поэтому им удобно переходить именно в неё.

разрешение неустойчивых ступеней в устойчивые

Петь ступени нужно в натуральном мажоре и гармоническом миноре

Вы наверняка уже знаете, что мажорный и минорный лад отличаются по своему строению, по порядку тонов и полутонов. Если подзабыли, то можно прочитать об этом здесь. Так вот, для удобства минор в примерах взят сразу в гармоническом виде, то есть с повышенной седьмой ступенькой. Поэтому не пугайтесь тех случайных знаков альтерации, которые вам все время будут попадаться в минорных гаммах.

Как опевать ступени?

Очень просто: просто поём одну из устойчивых ступенек и затем по очереди переходим на одну из двух соседних неустойчивых: сначала выше, потом ниже или наоборот. То есть, например, в до мажоре у нас устойчивые звуки – до, ми и соль, поэтому опевания будут такие:

1)    до-ре-до-си-до – опеваем до;

2)    ми-фа-ми-ре-ми – опеваем ми;

3)    соль-ля-соль-фа-соль – опеваем соль.

Ну а теперь рассмотрим ступеньки во всех остальных тональностях:

Устойчивые и неустойчивые ступени в соль мажоре и ми миноре

устойчивые и неустойчивые ступени в соль мажоре и ми миноре

Устойчивые и неустойчивые ступени в ре мажоре и си минореустойчивые и неустойчивые ступени в ре мажоре и си миноре

Устойчивые и неустойчивые ступени в ля мажоре и фа-диез миноре

устойчивые и неустойчивые ступени в ля мажоре и фа-диез миноре

Устойчивые и неустойчивые ступени в ми мажоре и до-диез миноре

устойчивые и неустойчивые ступени в ми мажоре и до-диез миноре

Устойчивые и неустойчивые ступени в си мажоре и соль-диез миноре

устойчивые и неустойчивые ступени си мажоре и соль-диез миноре

Устойчивые и неустойчивые ступени в ре-бемоль мажоре и си-бемоль миноре

устойчивые и неустойчивые ступени в ре-бемоль мажоре и си-лемоль миноре

Устойчивые и неустойчивые ступени в ля-бемоль мажоре и фа миноре

устойчивые и неустойчивые ступени в ля-бемоль мажоре и фа миноре

Устойчивые и неустойчивые ступени в ми-бемоль мажоре и до миноре

устойчивые и неустойчивые ступени в ми-бемоль мажоре и до миноре

Устойчивые и неустойчивые ступени в си-бемоль мажоре и соль миноре

устойчивые и неустойчивые ступени в си-бемоль мажоре и соль миноре

Устойчивые и неустойчивые ступени в фа мажоре и ре миноре

устойчивые и неустойчивые ступени в фа мажоре и ре миноре

Ну что ж? Желаю успехов в учёбе! Страничку можно сохранить в закладках, так как подобные задания по сольфеджио задают постоянно.

Ступени - это очередность нот в гамме (картинка из сети интернет)
Ступени – это очередность нот в гамме (картинка из сети интернет)

Что такое “ступени”, как их считать, и зачем они вообще нужны в музыке?

Пронумеруем ноты до мажорной гаммы, начиная с тоники, или первой ноты.

В классической музыке ступени принято обозначать римскими цифрами.

Ступени в гамме ДО МАЖОР
Ступени в гамме ДО МАЖОР

На картинке:

1. Стрелочками обозначается тяготение неустойчивых ступеней в устойчивые.

Это нужно знать для решения некоторых гармонических задач, например, задачи “как разрешить аккорд или интервал в тональности”.

На слух устойчивые ступени в тональности звучат уверенно, завершенно, в отличие от неустойчивых. Про разрешение аккордов или интервалов обычно говорят, когда хотят аккорд привести к более конечному звучанию, или можно сказать, к музыкальной завершенности, точке.

2. Вводные ступени – это ступени, окружающие тонику.

3. Тоническое трезвучие состоит из устойчивых ступеней.

Различают так же полное тоническое трезвучие с добавлением второй тоники наверху, и состоящим из четырех нот. Устойчивые ступени, или ступени трезвучия, легче всего угадать на слух.

4. Названия некоторых ступеней, законы тяготения одинаковы для всех тональностей.

Именно поэтому в музыке ввели понятие “ступени”, чтобы апеллировать законами гармонии вне зависимости от той или иной тональности.

Опевание – это пропевание/проигрывание/написание неустойчивых ступеней (нот), окружающих ту или иную устойчивую ступень (ноту).

Опевание - это одно из самых эффективных упражнений для координации слуха и голоса, эффективно развивающее музыкальный слух.
Опевание – это одно из самых эффективных упражнений для координации слуха и голоса, эффективно развивающее музыкальный слух.

Специально (и только) для подписчиков видео: “Как круто петь, или одно из главных отличий профессионала от любителя”

У этого термина существуют и другие значения, см. Ступень.

Ступе́нь (нем. Stufe, итал. grado, англ. scale degree) в теории музыки — характеристика относительной высоты музыкального звука по его местоположению в звукоряде.

Термин[править | править код]

Термин «ступень» относится к наиболее распространённым и употребляется в разных смыслах. В музыкальной акустике под «ступенью» подразумевают точку деления какого-либо интервала на более мелкие интервалы, своего рода «техническую метку» (например, в выражениях «12-ступенное деление фортепианной октавы», «17-ступенный звукоряд тара»). Ключевой, в таком понимании, ступенью является звуковысотная уникальность метки. Даже если близлежащая к данной иная метка находится на расстоянии микроинтервала и маркируется той же буквой буквенной нотации, что и её высотный вариант, обе сравниваемые звуковысотные позиции в акустических исследованиях и справочниках называются «ступенями»[1].

Музыковеды находят «ступени» в любых доладовых звуковысотных структурах, так называемых звуковых системах (например, «меса — центральная ступень Полной системы», «ступень дасийного звукоряда», «в каждом из согласий обиходного звукоряда три ступени» и т. д.). Термин «ступень» относят к любым интервальным родам (например, «замена диатонической ступени хроматической», «миксодиатоническая ступень b/h»). Наконец, в ступенях исчисляют ладовые звукоряды, независимо от типа лада (модального, тонального), его исторической и региональной специфики.

В мажорно-минорной тональности ступенью также называется (особенно в разговорной речи, по принципу «часть вместо целого») аккорд, основной тон которого является ступенью мажорного или минорного звукоряда. Так, словесная инструкция «после пятой ступени бери шестую низкую» может означать рекомендацию сыграть последовательность не звуков, а любых аккордов, принадлежащих этим ступеням, например, V7 — нVI.

Гармоники натурального звукоряда (против словарного определения ступени) «ступенями» не называют.

При усвоении того или иного значения термина «ступень» следует учитывать контекст словоупотребления. Например, упоминание о «17-ступенном делении октавы» в учении Сафиаддина Урмави о макаме (XIII в.) не означает, что ладовый звукоряд любого макама обязательно содержит все 17 ступеней, точно так же как 12-ступенная «хроматическая» октава современного фортепиано не означает, что любое музыкальное сочинение, исполненное на этом фортепиано, должно быть непременно додекафонным.

Ступень звукоряда (абсолютная ступень)[править | править код]

Под ступенью звукоряда обычно понимается звук, входящий в общую музыкальную систему (и, соответственно, попадающий в её звукоряд). Выделяют основные и производные ступени звукоряда. Основные ступени — это ступени, имеющие собственные названия, названия же производных получают, изменяя названия основных.

В диатоническом звукоряде в каждой октаве выделяют 7 основных и 5 производных ступеней[2]. Поскольку каждая восьмая основная ступень функционально тождественна первой, то ступени, по высоте отстоящие друг от друга на октаву (или несколько октав), получают одинаковое название (обозначение). Основные ступени диатонического звукоряда могут обозначаться либо номером по порядку внутри октавы, от 1 до 7, либо по одной из принятых систем наименований звуков — слоговой либо буквенной.

Слоговая система наименования[править | править код]

Сложилась в средние века и основана на начальных слогах стихов первой строфы католического гимна «Ut queant laxis», мелодия которого была сочинена в XI веке Гвидо Аретинским. В наше время основные ступени в этой системе обозначаются слогами Do, Re, Mi, Fa, Sol, La, Si (русский вариант: До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си). Производные ступени обозначаются с помощью применения знаков альтерации (см. Современная музыкальная нотация) к основным ступеням, например: Фа ♯, Си ♭, До-диез, Ми-бемоль и т. д.

Буквенная система наименования[править | править код]

Сложилась в средневековой Западной Европе (преимущественно в Италии и Франции) на основе букв латинского алфавита. Основные ступени обозначаются буквами латинского алфавита от A до H (у немцев и русских), от A до G (у англичан и в США). Подробней см. в статье Буквенная нотация.

Производные ступени обозначаются с помощью прибавления к обозначению основной ступени одного из окончаний: is для повышения на полутон, isis для повышения на целый тон, es для понижения на полутон и eses для понижения на тон, например Fis, Cis, Des, Es (E-es), As (A-es) и т. д.

Наименования[править | править код]

Латинская номенклатура Алфавитная номенклатура
испанский итальянский французский румынский русский немецкий * английский голландский ** японский
do do do (Ut) do до (do) C C C ハ (ha).
do sostenido do diesis do dièse do diez до-диез Cis C sharp Cis 嬰ハ (ei-ha).
do bemol do bemolle do bémol do bemol до-бемоль Ces C flat Ces 変ハ (hen-ha).
re re re ре D D D ニ (ni).
re sostenido re diesis dièse re diez ре-диез Dis D sharp Dis 嬰ニ (ei-ni).
re bemol re bemolle bémol re bemol ре-бемоль Des D flat Des 変ニ (hen-ni).
mi mi mi mi ми E E E ホ (ho).
mi sostenido mi diesis mi dièse mi diez ми-диез Eis E sharp Eis 嬰ホ (ei-ho).
mi bemol mi bemolle mi bémol mi bemol ми-бемоль Es E flat Es 変ホ (hen-ho).
fa fa fa fa фа F F F ヘ (he).
fa sostenido fa diesis fa dièse fa diez фа-диез Fis F sharp Fis 嬰ヘ (ei-he).
fa bemol fa bemolle fa bémol fa bemol фа-бемоль Fes F flat Fes 変ヘ (hen-he).
sol sol sol sol соль G G G ト (to).
sol sostenido sol diesis sol dièse sol diez соль-диез Gis G sharp Gis 嬰ト (ei-to).
sol bemol sol bemolle sol bémol sol bemol соль-бемоль Ges G flat Ges 変ト (hen-to).
la la la la ля A A A イ (i).
la sostenido la diesis la dièse la diez ля-диез Ais A sharp Ais 嬰イ (ei-i).
la bemol la bemolle la bémol la bemol ля-бемоль As A flat As 変イ (hen-i).
si si si si си H B B ロ (ro).
si sostenido si diesis si dièse si diez си-диез His B sharp Bis 嬰ロ (ei-ro).
si bemol si bemolle si bémol si bemol си-бемоль B B flat Bes 変ロ (hen-ro).
  1. Немецкая система также используется в Центральной Европе (Польша, Чехия и др.), а также в бывшем СССР в литературе по музыкальной теории.
  2. В нидерландоязычной части Бельгии (Фландрия) применяется французская система, диез обозначается kruis, бемоль — mol. Голландская система с 1990-х гг. в Скандинавии начинает вытеснять немецкую[источник не указан 1311 дней].
  3. Традиционные для Европы названия нот (до, ре, ми, фа, соль, ля, си) с некоторыми изменениями используются и в англоязычном мире, но для обозначения относительной ступени (ступени лада, см. ниже), а не абсолютной высоты звука.
  4. В России используются наименования: 1-я, 2-я, 3-я ступень и т. д.

Ступень лада (относительная ступень)[править | править код]

В наиболее распространённых ладах (например, в мажорно-минорных или натуральных ладах) выделяют семь ступеней. Ступени лада нумеруются от первой до седьмой вверх и обозначаются римскими цифрами. Помимо этого, каждая из ступеней может иметь определённое название в зависимости от её положения в ладу и взаимоотношения с другими ступенями.

В англосаксонской нотации названия ступеней лада совпадают, с некоторыми отличиями, с принятыми в России и ряде других стран ступенями звукоряда: мажорные — Do, Re, Mi, Fa, Sol, La, Ti; минорные — Do, Re, Me, Fa, Sol, Le, Te)[3].

Ступени в мажорно-минорных ладах
  • в порядке следования:
    • I — тоника;
    • II — верхний (нисходящий) вводный тон;
    • III — медианта или верхняя медианта;
    • IV — субдоминанта;
    • V — доминанта;
    • VI — субмедианта или нижняя медианта;
    • VII — нижний (восходящий) вводный тон.
  • в порядке симметрии тяготения:
    • V — доминанта;
    • VI — нижняя медианта (субмедианта);
    • VII — нижний (восходящий) вводный тон;
    • I — тоника;
    • II — верхний (нисходящий) вводный тон;
    • III — верхняя медианта;
    • IV — субдоминанта.

Иногда условно используется понятие VIII ступени (тоники следующей октавы), называемой верхней тоникой.

Тот или иной звук в зависимости от своего положения в тональности может быть любой из ступеней. Так, нота C (до) в тональности C-dur (до мажор) является первой ступенью, а, например, в тональности В-dur (си-бемоль мажор) — второй и т. п.

I, III и V ступени (тоника, медианта и доминанта соответственно) называются устойчивыми ступенями лада; II, IV, VI и VII — побочными.

Наименования[править | править код]

Музыкальные лады

испанский итальянский французский румынский русский немецкий английский голландский японский
mayor maggiore majeur major мажор Dur major groot 長調 (chōchō).
menor minore mineur minor минор Moll minor klein 短調 (tanchō).

Взаимоотношения ступеней в ладу[править | править код]

Взаимоотношения ступеней в мажорно-минорных ладах в отечественной элементарной теории музыки и в отечественных учебниках гармонии описываются парой метафорических терминов «тяготение» и «разрешение». Согласно этим описаниям, тоника является наиболее устойчивой ступенью и не тяготеет никуда. Доминанта имеет наиболее яркое тяготение к тонике в своём гармоническом (аккордовом) проявлении. Недаром, появление «чужого» доминантового трезвучия и, особенно, доминантсептаккорда влечёт, как правило, переход в другую тональность или хотя бы кратковременного появления «чужой» тоники. Вводные тоны (II и VII ступени) ярко тяготеют к тонике в виде ступеней, в гармоническом виде эта тяга проявляется слабее. И, наконец, самое незначительное тяготение имеют обе медианты (III и VI ступени) как в виде просто ступеней, так и в виде гармонических функций (трезвучий).

Примечания[править | править код]

  1. Например, говорят «14-ступенная система» Л. Фольяно, а не 12-ступенная октавная система с двумя высотными вариантами для B и D; «31-ступенная система» М.Мерсенна и т. д. См.: W. Auhagen. Stimmung und Temperatur // Die Musik in Geschichte und Gegenwart. — Sachteil. — Bd. 8. — Kassel usw. : 1998, — Sp. 1843.
  2. В качестве основных используются те ступени, что образуют диатонику. Основные и производные ступени, взятые вместе, образуют хроматику.
  3. Paul Schmeling. Berklee Music Theory. — Book 1. — P. 205. — Page 6.

Литература[править | править код]

  • Способин, Игорь Владимирович. Элементарная теория музыки. — М.: Кифара, 2003. — С. 182. — ISBN 5-901980-01-8.
  • Холопов Ю. Н. Ступени и функции, или как правильно определять гармонию // Гармония: проблемы науки и методики. — Вып. 1. Ростов н/Д. : РГК, 2002. — С. 106—121.

Вы узнаете, что такое музыкальный интервал и как его использовать в композициях. Кроме того, разберем все виды и характеристики звучания. Покажу, как использовать обращение. Также будут таблицы, примеры и обозначения.

Все про музыкальный интервал и его характеристики в музыке

Содержание:

  • Определение
  • Простые интервалы
  • Составные
  • Дополнительные виды:
    • Большие и малые
    • Чистые
    • Увеличенные и уменьшенные
  • Построение интервалов
  • Обращение
  • Характерность
  • Вывод

Музыкальный интервал

Музыкальный интервал — это расстояние между двумя нотами или звуками. Если ноты берутся одновременно, то это гармонический интервал. А если последовательно, то мелодический.

Нижний звук является основанием интервала, а верхний, его вершиной.

Как выглядит мелодический и гармонический интервал на нотном стане

Чтобы определить расстояние между двумя нотами, нужно посчитать количество ступеней между ними.

И не важно где. На нотном стане или клавиатуре фортепиано. Мы просто считаем линейки и промежутки между двумя нотами.

Минимальная единица измерения по высоте между нотами один полутон. Два полутона составляют один тон.

Поэтому полутон, это универсальная единица измерения в музыке по высоте. И именно он равняется одному ладу на гитаре или одной клавише фортепиано.

В теории музыки интервалы принято называть латинскими названиями цифр. Например, если есть расстояние в 5 нот, то такой интервал называется Quinta. С латинского переводится, как пятый.

Таким образом, название подскажет, сколько ступеней присутствует внутри интервала.

Таблица интервалов в музыке

Для наглядности ниже вы можете посмотреть подробные таблицы интервалов в музыке. При желании, можете сделать шпаргалку по сольфеджио. Это пригодиться для запоминания как для детей, так и для взрослых.

Простые интервалы
Название интервала Обозначение Кол-во тонов Кол-во ступеней Тип
Чистая прима ч. 1 0 1 Совершенный консонанс
Увеличенная прима ув. 1 0,5 1 Диссонанс
Уменьшенная секунда ум. 2 0 2 Совершенный консонанс
Малая секунда м. 2 0,5 2 Диссонанс
Большая секунда б. 2 1 2
Увеличенная секунда ув. 2 1,5 2 Несовершенный консонанс
Уменьшенная терция ум. 3 1 3 Диссонанс
Малая терция м. 3 1,5 3 Несовершенный консонанс
Большая терция б. 3 2 3
Увеличенная терция ув. 3 2,5 3 Весьма совершенный консонанс
Уменьшенная кварта ум. 4 2 4 Несовершенный консонанс
Чистая кварта ч. 4 2,5 4 Весьма совершенный консонанс
Увеличенная кварта ув. 4 3 4 Диссонанс (другое название — тритон)
Уменьшенная квинта ум. 5 3 5
Чистая квинта ч. 5 3,5 5 Весьма совершенный консонанс
Увеличенная квинта ув. 5 4 5 Несовершенный консонанс
Уменьшенная секста ум. 6 3,5 6 Весьма совершенный консонанс
Малая секста м. 6 4 6 Несовершенный консонанс
Большая секста б. 6 4,5 6
Увеличенная секста ув. 6 5 6 Диссонанс
Уменьшенная септима ум. 7 4,5 7 Несовершенный консонанс
Малая септима м. 7 5 7 Диссонанс
Большая септима б. 7 5,5 7
Увеличенная септима ув. 7 6 7 Совершенный консонанс
Уменьшенная октава ум. 8 5,5 8 Диссонанс
Чистая октава ч. 8 6 8 Совершенный консонанс

Есть еще и составные типы. Их реже используют. Однако о них мы тоже будем вести речь.

Составные интервалы
Название Обозначение Кол-во тонов Кол-во ступеней Тип
Чистая октава ч. 8 6 8 Консонанс
Увеличенная октава ув. 8 6,5 8
Уменьшенная нона ум. 9 6 9 Диссонанс
Малая нона м. 9 6,5 9
Большая нона б. 9 7 9
Увеличенная нона ув. 9 7,5 9
Уменьшенная децима ум. 10 7 10 Консонанс
Малая децима м. 10 7,5 10
Большая децима б. 10 8 10
Увеличенная децима ув. 10 8,5 10
Уменьшенная ундецима ум. 11 2 4 Консонанс
Чистая ундецима ч. 11 2,5 4
Увеличенная ундецима ув. 11 3 4
Уменьшенная дуодецима ум. 12 3 5 Консонанс
Чистая дуодецима ч. 12 3,5 5
Увеличенная дуодецима ув. 12 4 5
Уменьшенная терцдецима ум. 13 3,5 6 Консонанс
Малая терцдецима м. 13 4 6
Большая терцдецима б. 13 4,5 6
Увеличенная терцдецима ув. 13 5 6
Уменьшенная квартдецима ум. 14 4,5 7 Диссонанс
Малая квартдецима м. 14 5 7
Большая квартдецима б. 14 5,5 7
Увеличенная квартдецима ув. 14 6 7
Уменьшенная квинтдецима ум. 15 5,5 8 Консонанс
Чистая квинтдецима ч. 15 6 8

Простые интервалы

Простые интервалы находятся в пределах одной октавы. Ступенчатая величина определяется количеством охватываемых ступеней. В пределах октавы есть 8 ступеней.

Простые интервалы на нотном стане вверх от ноты Ло и вниз от Ре

Простые интервалы от ноты До и Ре

Тоновая величина определяется количеством заключенных тонов. Она тоже нужна поскольку ступенчатая величина интервала определяет приблизительное расстояние.

К примеру, секунда До — Ре составляет целый тон. А секунда Ми — Фа составляет полутона.

Между основными ступенями звукоряда есть следующие интервалы.

Интервалы в музыке на нотоносце между основными ступенями звукоряда

Давайте посмотрим на основные.

Как выглядят основные музыкальные интервалы на нотном стане

Главные музыкальные интервалы

Сначала идут две ноты одной высоты. Такой интервал называется «Prima» (прима) или «Unison» (унисон). Нота, расположенная на ступень выше, дает интервал в секунду. Поэтому и называется «Secunda» (секунда).

Следующая ступень даст интервал в терцию «Tertia» (три ступени).

Далее идет кварта «Quarta», то есть четыре ступени. Затем квинта «Quinta», то есть пять ступеней. Потом секста «Sexta», то есть шесть ступеней. После нее идет септима «Septima» с семью ступенями.

Наконец, возвращаясь к первоначальной ноте октавой выше, получаем интервал в октаву. Отсюда и название «Octave».

Все это простые диатонические интервалы. Они принадлежат одной тональности. В данном случае, ноте «До».

Но при одинаковой ступеневой величине, один и тот же интервал в музыке может иметь разное количество тонов. Поэтому интервалы могут быть большие, малые и чистые. А также увеличенные и уменьшенные.

Секунды, терции, сексты и септимы могут быть как малыми, так и большими.

А примы, кванты, квинты и октавы являются чистыми или совершенными интервалами. Они никогда не могут быть большими или малыми.

Секунда

Секунда (лат. Secunda — вторая) — это интервал в две ступени. Такой звук приземленный, прижимистый. Его используют в частях, которые должны подогревать и готовить слушателя к чему-то важному.

Музыкальный интервал secunda на нотном стане от всех нот

Интервал секунда от всех нот

Часто используют в хип-хоп культуре во время читки рэпа.

Интервал секунда в музыке может быть большим (б) и малым (м). Характеристика звучания тут разная. Большая очень приземленная и прижимистая. Она четкая, структурированная и конкретная.

Маленькая кажется грустной. Может создавать большой нагнетающий эффект при использовании фригийского лада.

Терция

Терция (лат. tertia — третья) — это музыкальный интервал в три ступени. Она гармоничная и легко воспринимается.

Музыкальный интервал в три ступени на нотном стане

Терция в 3 ступени

Часто используется в классической музыке. Это такой добрый и успокаивающий интервал. Он всегда создает уютное сочетание и состояние слушателя.

Очень гармоничный. Часто присутствует в музыке Моцарта.

Бывает большая (б) и малая (м) терция. Большая всегда звучит радостно, а малая грустно.

Этот музыкальный интервал в 3 ступени определяет, как будет звучать аккорд. Кстати, он тоже состоит из терции.

Пример отображения большой и малой терции в аккордах на нотном стане

Большая и малая терция в аккордах

Самая первая терция стоит в низу аккорда. Она определяет, насколько аккорд будет звучать грустно или весело.

Кварта

Кварта (лат. quarta — четвертая) — интервал в четыре ступени. Он очень динамичный и яркий. Звучит кричаще.

Музыкальный интервал quarta на нотном стане

Интервал кварта

Очень похожа на фанфары потому что они звучат торжественно.

Интервал Тритон

Интервал тритон находится между квартой и квинтой.

Интервал тритон на нотном стане и клавишах фортепиано

В средние века он являлся дьявольским интервалом. За его использование в то время могли запросто сжечь на костре. В 19 веке его еще называли «Черт в музыке» (от лат. diabolus in musica).

Почему он является таким страшным?

Дело в том, что он является сильным диссонансом. То есть не строящимся интервалом. Находится прямо по середине в пределах одной октавы. Также он обращается сам на себя.

Схема обращения интервалов и особенности тритона среди остальных видов

Обращение интервалов

Вот почему его не любили в средние века.

Сейчас его используют, когда нужно передать что-то таинственное, секретное и ужасное. Считается, что у него очень плохая энергетика.

Часто используется в heavy metal.

Квинта

Квинта (лат. quinta — пятая) — это интервал в пять ступеней. Хорошо подойдет для неземного восприятия, которое не вяжется с чем-то бытовым и простым.

Интервал квинта в музыке на нотном стане и фортепиано

Музыкальный интервал в 5 ступеней

Используют в тех композициях, где нужно создать больше драматизма. Можно использовать в эпичных моментах. Он звучит широко, таинственно и пространственно.

Секста

Секста (от лат. sexta — шестая) — это расстояние в шесть нот. Она очень масштабная и большая. За счет этого создается важность какого-то события.

Большой и маленький интервал sexta в шесть ступеней

Музыкальный интервал в 6 ступеней

Есть большая (б) и малая секста (м). За счет них произведения получают более серьезное восприятие.

Септима

Септима (лат. septima — седьмая) — это музыкальный интервал в 7 ступеней. Очень плохой с точки зрения гармонии. Звучит не приятно. Бывает большим и малым.

Музыкальный интервал септима в семь ступеней

Музыкальный интервал septima

Используется в аккордах. Например, в септаккордах на крайнем расстоянии между нотами. Но если внутрь добавить несколько нот, то аккорд будет звучать симпатично.

Отображение музыкального интервала септима в септаккорде (Cmaj7) на фортепиано и нотном стане

Интервал септима в большом мажорном септаккорде (Cmaj7)

Септима звучит грязно. Можно использовать в тех случаях, когда хотите взбунтовать нервную систему слушателя.

Однако можно вовремя переключить ее на более устойчивую ноту. Например, на тонику на первую ступень. Тогда будет хороший результат.

Переключение музыкального интервала септима на тонику первой ступени

Октава

Октава (лат. octava — восьмая) — это музыкальный интервал в восемь ступеней. Повторяется один и тот же звук через диапазон.

К примеру, у нас есть на первой ступени нота. Далее мы ее просто повторяем в следующем диапазоне (октаве).

Музыкальный интервал октава в восемь ступеней на нотном стане и фортепиано

Музыкальный интервал в 8 ступеней

Это чистый интервал. Поэтому его легко использовать во многих музыкальных композициях. За счет расстояния в 8 ступеней достигается масштабность и объемность звучания.

К примеру, у нас идет звук конкретного инструмента. Нам он кажется слишком плоским и простым. Как сделать так, чтобы обогатить его звучание и придать объем?

Можно добавить к нему еще одну ступеньку на октаву выше или ниже. Это зависит от того, чего именно нужно достичь.

Если нужна полнота звучания, то лучше добавлять снизу. Так получим хороший и насыщенный звук инструмента.

Если хотим увеличить тембровку и создать новые обертона, то можно добавить октаву сверху. В итоге, получим яркий, четкий и насыщенный звук.

Большинство музыкантов ограничиваются использованием интервалов в пределах одной октавы. Это то, что мы рассмотрели ранее.

Но возникает необходимость играть чуть выше октавы.

Составные интервалы

Стоит сказать, что составные интервалы состоят из простых с добавлением одной или нескольких октав.

Музыкальные составные интервалы на нотном стане

Составные интервалы в музыке

Такой вид может быть большим, малым, либо чистым, как соответствующий ему простой интервал.

Выходя за пределы октавы, первый встречный интервал будет охватывать девять ступеней. Он называется нона (Nona). Это секунда + октава.

Далее идет децима (Decima) или терция + октава. Затем ундецима (Undecima).

А вот двенадцати ступеневой интервал (Duodecimus) на практике не используется. Интервал в сексту + октава имеет название терцдецима (Tredecimus). Тут охват в 13 ступеней.

Однако, на практике расстояние шире 13 ступеней тоже не используют.

В принципе, его можно увеличивать до бесконечности. Но в этом нет большого смысла. Поскольку если мы пишем мелодию, то часто используем диапазон одной октавы.

Психологически так легче воспринимать ноты. Они идут последовательно и не имеют большой разброс.

Другие виды интервалов в музыке

Выше вы узнали, что основные виды интервалов в музыке делятся на простые и составные. Но есть дополнительные типы, о которых стоит упомянуть ниже.

Большие и малые интервалы

Интервалы могут быть большими «б» и малыми «м». Таким образом, расстояние между До и Ре ♭ — малая секунда (м2). А между До и Ре натуральной — большая секунда (б 2).

Большие и малые интервалы в музыке на нотном стане

Между До и Ми ♭ будет интервал в малую терцию (м 3). До и Ми натуральное образуют большую терцию (б 3). Интервал в кварту является чистым (ч 4).

Но если поднимем верхнюю ноту кварты на полутон, то получим увеличенную кварту (ув). Она называется тритоном. Потому что между нотами До и Соль бемоль три тона.

Далее добираемся до пятой ступени, образуя чистую квинту (ч 5). Затем идет малая секста (м 6). А До и Ля натуральные образуют большую сексту (б 6).

После идет малая (м 7) и большая септима (б 7). Затем чистая октава (ч 8).

Давайте вернемся к прошлой схеме (картинке) «Главные музыкальные интервалы». Посмотрим, какие у нас были интервалы в диатонической гамме.

В гамме До мажор мы имеем большую секунду. На рисунке обозначено, как Second. Затем идет большая терция, чистая кварта и чистая квинта. Далее большая секста, большая септима и чистая октава.

То есть все другие интервалы не участвуют в формировании диатонической гаммы. Но здесь их можно встретить если отчитывать не от ноты До, а от других ступеней.

Например, можно найти малую секунду (м 2) между седьмой ступенью и восьмой. Между ними полутон, но две ступени.

Малая секунда между интервалами септима и октава

Малая терция (м 3) между третьей ступенью и пятой. То есть между Ми и Соль.

Интервал в малую терцию на нотном стане

Малая терция

Большую терцию (б 3) мы можем найти между первой и третьей ступенью.

Музыкальный интервал большая терция

Большая терция

А между третьей ступенью и восьмой у нас малая секста (м 6). То есть между Ми и До.

Музыкальный интервал в малую сексту на нотном стане

Малая секста

В итоге, гамма содержит в себе все возможные интервалы. Но если будем добавлять полутона по ступенькам последовательно, то получим то, как на картинке «Главные музыкальные интервалы»

Чистые интервалы

Чистые интервалы при исполнении звучат слитно (мягко). При обращении они тоже образуют чистые интервалы. Поэтому их еще называют консонирующими.

Слитность звучания обусловлена тем, что гармоники двух нот тесно связаны друг с другом.

В диатонической гамме все кварты, квинты, примы и октавы являются чистыми.

Увеличенные и уменьшенные интервалы

Слова уменьшенный или увеличенный могут прибавляться к названию интервала. Они означают его расширение или сужение на хроматический полутон.

Увеличенные и уменьшенные интервалы в музыке на нотном стане

Если интервал большой и малый, но не чистый, тогда уменьшается малый, а увеличивается большой. Например, увеличенная секунда составляет 1,5 тона, а уменьшенная ноль тонов.

Возможны также дважды увеличенные и уменьшенные интервалы.

Например, нужно построить дважды увеличенную кварту. В таком случае, от основания До отсчитываем 3 ступени и получаем вершину Фа.

Дважды увеличенная кварта составляет 3,5 тона. А интервал До — Фа 2,5 тона. Тогда вершиной дважды увеличенной кварты будет Фа дубль диез.

Ниже показаны видоизмененные интервалы.

Видоизмененные интервалы в музыке на нотном стане

Если возьмем чистую квинту и сузим ее на полутон, то получим уменьшенную квинту (ум.5). Увеличивая на полутон чистую кварту, получаем увеличенную кварту (ув.4).

Эти две ноты одинаковые. Поэтому их еще называют энгармоническими. Потому что Соль бимоль и Фа диез, это одна и та же высота.

Увеличивая квинту, получаем увеличенную квинту (ув.5). Понижая шестую ступень, получаем уменьшенную сексту (ув.6). Но чаще всего такой интервал мы называем увеличенной квинтой.

А дальше идет пример пониженной второй ступени. Теоретически, мы получаем уменьшенную секунду (ум.2). Но на практике, применяем название малая секунда (м.2).

Тоже самое и с терцией.

Понятие уменьшенная терция на практике не применяется. Такая комбинация тонов обычно называется малой терцией (м.3).

В общем, если в чистый интервал добавлен полутон, то он становится увеличенным. А если из чистого расстояния вычли полутон, то такой интервал становится уменьшенным.

Как построить музыкальные интервалы

Чтобы построить музыкальные интервалы от заданной ноты, нужно установить ступеневую величину. То есть отсчитать требуемое количество ступеней. А затем отрегулировать если это нужно, тоновую величину расстояния знаком альтерации.

Как правильно построить музыкальные интервалы

К примеру, нужно построить большую терцию от основания До диез.

В таком случае, отсчитываем две ступени и получаем вершину Ми. А поскольку большая терция составляет два тона, вершиной интервала должен быть звук Ми диез.

Можно построить малую терцию от основания До. Тогда отсчитываем две ступени и получаем вершину Ми. И поскольку малая терция имеет 1,5 тона, вершиной будет звук Ми бимоль.

Обращение интервалов

Если нужно сделать обращение интервалов, то достаточно передвинуть одну из нот в другую октаву. Причем сделать так чтобы верхняя нота стала нижней, а нижняя верхней.

Ка сделать обращение интервалов в музыке

Обращение интервалов

В результате получается другой интервал, который в сумме с исходным составляет октаву.

Обращением является вычитание из октавы первоначального расстояния. Оба этих интервала являются взаимообратимыми.

Если мы вычтем название исходного интервала из девяти, то получим название обращенного. Например, между До и Ля расстояние в сексту (6 ступеней).

Для того чтобы узнать, какой интервал мы получим при обращении сексты, вычтем шесть из девяти. В итоге, получим три ступени или терцию между Ля и До.

Между До и Си интервал в септиму. 9 — 7 = 2. Поэтому между Си и До интервал в секунду.

Это правило работает во всем диапазоне.

Качество интервалов при обращении сменяется на противоположное. Исключение лишь составляют чистые. Последние всегда обращаются в чистые.

Большой интервал обращается в малый. А малый всегда обращается в большой. Например, обращение большой сексты в малую терцию.

И возьмем, к примеру, расстояние в малую терцию между Ми и Соль. Давайте я перенесу основание интервала Ми на октаву выше. В итоге, это будет большая секста.

Увеличенный интервал обращается в уменьшенный, а уменьшенный в увеличенный.

Итак, интервалы определяются охватом ступеней. То есть внутри малой секунды всегда две ступени, но при этом один полутон. А внутри большой секунды тоже две ступени, но уже два полутона.

Малая терция охватывает три ступени, но при этом три полутона. Четыре полутона дают большую терцию. Пять полутонов дают чистую кварту и так далее.

Ступеневой охват дает прима, секунда, терции и так далее. А тоновый охват определяет, будет ли интервал малым или большим, чистым, увеличенным или уменьшенным.

Пара взаимообратимых интервалов в ступеневых величинах выглядят так. Секунда и септима. Терция и секста. Кварта и квинта.

Равенством интервалов по их тоновой величине при различных названиях, называется энгармонизмом интервалов.

Что такое энгармонизм интервалов в музыке

Энгармонизм интервалов в музыке

Например, увеличенная кварта и уменьшенная квинта энгармонически равны.

Также интервалы делятся на консонансы (мягкие на слух) и диссонансы (резкие).

Консонансы и диссонансы в музыке на нотном стане

Характерные интервалы

Характерные интервалы — это те расстояния между нотами, которые встречаются только в гармоническом мажоре или миноре.

То есть характерны только для гармонического вида лада. А также содержат в себе ступени, характерные только для него.

Ниже представлена таблица характерных интервалов.

Название Сокращенное обозначение Ступени
Гарм. мажор Гарм. минор
Уменьшенная септима ум. 7
Увеличенная секунда ув. 2
Уменьшенная кварта ум. 4
Увеличенная квинта ув. 5

Гармонический мажор

Ниже можно увидеть гамму натурального мажора в тональности До мажор.

Гамма натурального мажора в тональности До мажор на нотном стане

До мажор натуральный

А в гармоническом мажоре понижается 6 ступень, что вносит в мажор частичку минорной гаммы. Это придает ей особый минорный оттенок.

Пониженная 6 ступень в гармоническом мажоре

В гармоническом мажоре в результате понижения шестой ступени появляются характерные для гармонического лада интервалы.

Первый из них, является ярким признаком лада. Это увеличенная секунда. Строится она на шестой пониженной ступени Ля бимоль — Си.

Обращение увеличенной секунды в чистую кварту

Разрешается в чистую кварту от пятой. Поскольку Ля бимоль обращается в Соль, а Си в До.

Далее обращение увеличенной секунды в уменьшенную септиму, которая строится на 7 ступени Си — Ля бимоль. Она разрешается в чистую квинту от первой.

Как проходит обращение увеличенной секунды в уменьшенную септиму

Следующая пара, у которых тоже пониженная шестая ступень. Это уменьшенная кварта от третьей Ми — Ля бимоль, которая разрешается в малую терцию от третьей.

Обращение интервала уменьшенная кварта в малую терцию

Ля бимоль разрешается в Соль. А Ми остается на месте, так как это устойчивый звук.

И четвертый интервал, это обращение уменьшенной кварты. Это увеличенная квинта, которая строится на шестой пониженной ступени Ля бимоль — Ми.

Как происходит на примере обращение уменьшенной кварты

Разрешается она в большую сексту от пятой.

Гармонический минор

А теперь давайте рассмотрим гармонический минор. Ниже гамма натурального минора в тональности Ля минор.

Ля минор натуральный в музыке на нотном стане

Ля минор натуральный

А в гармоническом миноре повышается седьмая ступень. Это придает ему большую остроту тяготения в тонику.

Ля минор гармонический в музыке на нотном стане

Гармонический Ля минор

В результате повышения 7 ступени в гармоническом миноре тоже появляются четыре характерных интервала. Первый из них, это увеличенная секунда на 6 ступени Фа — Соль диез. Она разрешается в чистую кварту от пятой.

Обращение увеличенной секунды в чистую кварту от пятой

Обращение увеличенной секунды

Далее обращение увеличенной секунды. Это уменьшенная септима, которая строится на повышенной 7 ступени Соль диез — Фа. Разрешается в чистую квинту от первой.

Обращение интервала уменьшенной септимы в чистую квинту

Обращение уменьшенной септимы

Следующая пара характерных интервалов, это уменьшенная кварта от 7 ступени Соль диез — До. Разрешается в малую терцию от первой.

Как происходит обращение уменьшенной кварты в малую терцию

Обращение интервала уменьшенной кварты

И обращение уменьшенной кварты в увеличенную квинту от третьей До — Соль диез. Разрешается в большую сексту от третьей.

Обращение музыкального интервала уменьшенной кварты в увеличенную квинту

Обращение уменьшенной кварты

Таким образом, в гармоническом мажоре и миноре существует по четыре характерных интервала.

Еще одно замечание!

Во всех характерных интервалах содержится повышенная или пониженная ступень. И она характерная для гармонического мажора или минора.

Для мажора, это пониженная 6 ступень. А для минора — повышенная седьмая.

В заключение, подытожим правила построения характерных интервалов для гармонического мажора и минора.

Схема построения характерных музыкальных интервалов

Построение характерных интервалов

Снизу прямоугольниками выделено в каком ладу (мажоре или миноре) строятся интервалы. Левая часть к мажору. Правая к минору. А центральная часть к обеим одновременно.

То есть увеличенная секунда и уменьшенная септима строятся от 6 и 7 ступеней, как в гармоническом мажоре и миноре. А вот ступени с увеличенной квинтой и уменьшенной квартой, в мажоре и миноре различаются.

Заключение

Теперь вы знаете, что такое интервалы в музыке. По сути, это главная составляющая всей музыкальной гармонии. Красота песни во многом заключается в их правильном подборе.

Ведь вся мелодия состоит из разных расстояний между звуками.

На самом деле интервалов не так много. И у каждого есть своя персональная характеристика звучания. Если вы ее знаете, то сможете грамотно внедрить подходящий вид в нужную часть композиции.

Например, у нас начало мелодии. Есть серединная часть и та, которая подготавливает слушателя. Также есть кульминационная часть, ради которой слушается вся композиция.

Получается, что для каждой части идет индивидуальная задача. Но те интервалы, которые используются в различных частях, будут восприниматься по-разному.

В кульминационной части можно психологически неверно поставить интервал, который отвечает не тем эмоциям. В таком случае, вы испортите весь трек.

Есть и те, которые звучат приземленно. Их легко использовать в каких-то не нагружаемых эмоциональных композициях.

Конечно же, в разных мелодиях мы фактически можем использовать все интервалы. Но на эмоциональные части композиции лучше брать те, которые максимально точно передают эмоциональное содержание.

Есть интервалы, которые не будут звучать так роскошно и эпично. Потому что изначально они имеют другую характеристику звучания. И если такой тип вы засунете в кульминационную часть, то потом не сможете получить эффект масштабности.

[ratings]

Добавить комментарий