Как найти субъект деятельности

Субъект и объект деятельности – важные категории в познании. Неверное отражение специфики субъект-объектных отношений в конкретной практической области применения может привести к серьезным последствиям для ее участников. В статье разграничены эти понятия на конкретных примерах.

Из истории формирования термина

субъект деятельности это

В истории познания разграничение активных и пассивных ролей для участников заложено в традицию еще с античности. Субъект деятельности – это основание, активное начало любого процесса. Если рассматривать термин в качестве производного от латинского “subjectus” — лежащий в основе, некий принцип, Можно истолковать это понятие в качестве постояного активного начала любой формы бытия: сознания, природы, общества. У Аристотеля понятие субъекта употребляется в смысле первичной субстанции, абсолютного начала любого движения и развития.

Только с семнадцатого века философ Рене Декарт ввел противопоставление двух начал в познании. Субъект – тот, кто познает, объект – то, на что направлена активность. В данном эпистемологическом поле значение термина употребляется и в настоящее время. Это, прежде всего, категории логики.

Логика – наука о непротиворечивости мышления. И стоит заметить, что безобидные, на первый взгляд, ошибки мышления иногда приводят к трагическим последствиям. Непонимание роли и значения субъекта в мировой эволюции, в формах жизнедеятельности общества – великое заблуждение людей.

Что такое субъект деятельности

Попробуем рассмотреть современное значение термина в разных областях его применения.

  • В философском смысле субъект деятельности – это индивид, активно познающий окружающую действительность (объект) и преобразующий его в процессе познания.
  • В социологическом поле субъектом может выступать как человек, группа, общество, так и человечество в целом, то есть любой участник социального взаимодействия.
  • В юридическом значении субъектом является носитель правоотношений, наделенный правами и обязанностями перед другими членами общества. Это может быть конкретное физическое либо юридическое лицо.
  • В психологии субъектом выступает человек, носитель психологических характеристик и свойств.

Сущность же при таком многообразии предметной среды остается единой: субъект – активное начало деятельности, направленное на объект познания и практического освоения окружающей действительности.

что такое субъект деятельности

Объект деятельности: какие у него характеристики?

Если субъект несет в себе активное начало, то объект является предметом его деятельности. В истории познания активная роль признавалась за человеком, пассивная – за окружающим миром. В силу свей способности к мышлению и созиданию именно человеку исконно приписывалось преобразующее начало в природе. С развитием естествознания и пониманием законов физики меняется роль объекта в процессе познания. Сила противодействия со стороны объекта также наделена активностью и влияет, в свою очередь, на субъект познания. Более того, субъект и объект деятельности в процессе взаимодействия могут меняться местами. Поэтому познание должно исходить из принципа взаимодействия не в понимании линейной направленности на объект со стороны человека, а в диалектическом единстве участников процесса познания.

Человек как субъект деятельности

Велико преобразующее влияние в процессе познания природы человеком. И в нем он выступает как субъект деятельности. Пример этому – вся история науки. Результатом активности человека является цивилизация.

С другой стороны, человек в качестве субъекта познания является центральной темой исследования всего цикла гуманитарного знания. И в этом случае он одновременно служит объектом познания. Метаморфозы превращения человека из субъекта в объект повсеместны. И это легко объясняется природой самого человека.

субъект деятельности пример

Он есть часть природы, способ существования высокоорганизованной материи. И в этом смысле, воздействуя на природу, человек сам для себя служит объектом исследования и активного преобразования. Диалектическое единство двух начал – активного, преобразующего и пассивного, непознанного служит великим двигателем прогресса.

Личность в субъект-объектных отношениях

Личность ─ это индивидуальность, осознавшая себя через призму общества. Человек, рождаясь индивидом с неповторимым сочетанием метрических и социально-психологических характеристик, в процессе своего развития проходит несколько стадий, прежде чем станет личностью. Прежде всего, это семья и ближнее окружение, которое дает первое представление о принципах и нормах общества. Затем детский сад, школа, учеба в ВУЗе, работа….

Эти ступени становления в обществе на каждом из этапов позволяют человеку все в большей степени осознать свою индивидуальность и стать активным творцом действительности. Личность как субъект деятельности имеет официальное рождение ─ этап совершеннолетия. В этот момент человек может полностью реализовать свои права, но обязан и нести в полной мере ответственность перед обществом.

Тонкая грань и большая опасность

Неужели так важно понимать, что такое субъект деятельности, для чего нужна такая терминология в реальности, и заслуживает ли внимания эта тема?

Давайте обратимся к действительности. Немного времени прошло с тех пор, кода имела место великая путаница в понятиях, иллюстрацией которой стала история нашего общества «в картинках». Вспомним время, когда человеку по Конституции отводилась роль объекта.

человек как субъект деятельности

Главенствующей была Коммунистическая партия, и лозунг «Ум, честь и совесть нашей эпохи» четко определял субъекта деятельности. Приоритеты были расставлены в следующем порядке: государство, общество, человек. То есть человек как субъект деятельности был на последнем месте в списке государственного масштаба. А великие нравственные понятия отчуждались в пользу безликой партии. Проблемы этого периода сохраняются и в настоящее время, когда человек рассматривается как средство для достижения каких-либо целей.

Субъектами не рождаются, ими становятся

Как говорилось выше, только с совершеннолетием человек начинает проявлять себя как субъект деятельности. Пример выпускник средней школы. Восемнадцать лет – это рубеж, с которого начинается отсчет взрослой и самостоятельной жизни. Это рубеж, который открывает свободу выбора для человека, одну из важнейших социальных характеристик личности. В этот период человек самостоятельно принимает решение о профессиональном самоопределении.

Возрастной порог во взрослую жизнь – только социально принятая условность. Как в любом правиле, здесь существуют исключения, и даже ребенок может влиять на окружающий мир силой своего таланта или гениальности, просто личного обаяния. Бывает, что именно личность ребенка определяет выбор приоритетов в семье и влияет на формирование семейных ценностей. В этом случае ребенок становится активным субъектом, определяющим устои, а иногда и бюджет семьи, и семья в этом случае становится для него не только средой воспитания, но и объектом влияния.

Образовательная среда

Педагогическая система советского общества ─ это яркий пример отношения к ученику как объекту воспитания.

субъект и объект деятельности

Обучение в соответствии со стандартом, по единым требованием ─ соответствовать нормам воспитательной системы. В итоге общество стало обезличенным. Проблема нивелирования субъекта познания – личности – стала общей проблемой общества. Для воспитания достойного члена общества важно, чтобы сама система предоставляла свободу мышления, выбора человеком варианта поведения, стиля проявления своей индивидуальности, личностных основ. Субъект данной деятельности – именно сам учащийся. С возможностью активного участия в определении программ и форм обучения, управления детским коллективом. Только в такой среде может быть воспитан и будущий субъект как экономического, так и социального сообщества.

Асоциальное поведение и субъект

Понятие “субъект” употребляется иногда с негативным смыслом. И это естественно. Активность может быть как со знаком «плюс», так и со знаком «минус». В асоциальной сфере субъектом деятельности является преступник.

субъект деятельности определение

Либо член общества, который занимает активную позицию асоциального поведения. И в этом случае человек может активно проявлять энергию, направленную на разрушение общества. В силу убеждений (террористическая деятельность), статуса (криминальный авторитет), психологической зависимости (алкоголизм, наркомания и иные зависимости) и в других формах противоправного поведения. В этом случае также легко стираются грани между субъектом и объектом деятельности. Поскольку сам индивид является органической частью и представляет неразрывное единство с окружающим его миром, то и следствием активного разрушения является самоуничтожение субъекта.

Ответственность субъекта

Поскольку принципом проявления человека в качестве субъекта является его воздействие на окружающую среду и ее преобразование, то он несет ответственность за результаты этих действий.

личность как субъект деятельности

Субъект деятельности ─ это человек, который отвечает за ее последствия. По принципу физического закона «Сила действия равна силе противодействия», субъект получает то, что отдает обществу и природе. Потому выбор варианта поведения – это еще и осознание своей успешности в обществе либо отказ от такой попытки.

Человек и природа

Особенную форму ответственности несет человек перед природой, когда проявляет себя как субъект деятельности. Это его отношение к состоянию окружающей среды, оценка последствий от активного преобразования природы в интересах общества.

Часто риск опасности для экологии и последствий от нещадной эксплуатации сырьевых ресурсов уступает место прагматическому расчету и личной выгоде. Именно в таких случаях можно говорить о нерациональном поведении субъекта и несовпадении интересов субъекта и объекта в процессе взаимодействия.

Природа в таком случае сама превращается в форме катаклизм в субъект деятельности. Определение степени свободы и ответственности ─ два основных критерия оценки результатов активности человека в природе. Вот мы и рассмотрели понятия “субъект” и “объект”.

Существует много различных точек зрения
на то, как надо решать проблему изучения
человека и его психики. Один из наиболее
популярных в отечественной психологии
подходов к изучению человека был
предложен Б. Г. Ананьевым.

Б. Г. Ананьев выделял в системе
человекознания четыре основных понятия:
индивид, субъект деятельности, личностьииндивидуальность.

Понятие «индивид»имеет несколько
толкований. Прежде всего индивид – это
человек как единичное природное существо,
представитель видаHomo sapiens(рис. 4).
В данном случае подчеркивается
биологическая сущность человека. Но
иногда это понятие используют для
обозначения человека как отдельного
представителя человеческой общности,
как социальное существо, использующее
орудия труда. Однако и в этом случае не
отрицается биологическая сущность
человека.

Рис. 4.Характеристика содержания
понятия «индивид»

Человек как индивид обладает определенными
свойствами. Б. Г. Ананьев выделял первичные
и вторичные свойства индивида. К первичным
он относил индивидуально-типические
свойства – конституциональные
(общесоматические), нейродинамические
и билатеральные (особенности симметрии
организма). Совокупность первичных
свойств индивида определяет его вторичные
свойства – структуру органических
потребностей и сенсомоторную организацию,
которые также зависят от таких факторов,
как половой деморфизм и возраст.

Другое понятие, характеризующее человека
как объект реального мира, – «личность»(рис. 5). Данное понятие, как и понятие
«индивид», имеет различные варианты
толкования. В частности, под личностью
понимается индивид как субъект социальных
отношений и сознательной деятельности.
Некоторые авторы под личностью понимают
системное свойство индивида, формирующееся
в совместной деятельности и общении.
Есть и другие толкования этого понятия,
но все они сходятся в одном:понятие
«личность» характеризует человека как
социальное существо
. В рамках данного
понятия рассматриваются такие
психологические свойства личности, как
мотивация, темперамент, способности и
характер.

Рис. 5.Характеристика содержания
понятия «личность»

Следующее понятие, которое выделял Б.
Г. Ананьев при изучении человека, –
«субъект деятельности»(рис. 6).
Это понятие по своему содержанию занимает
промежуточное положение между понятиями
«индивид» и «личность». Субъект
деятельности соединяет в единое целое
биологическое начало и социальную
сущность человека. Если бы человек не
обладал способностью выступать в
качестве субъекта деятельности, то вряд
ли он мог бы рассматриваться как
социальное существо, поскольку его
эволюция и социальное развитие невозможны
без деятельности.

Главной чертой человека как субъекта,
отличающей его от остальных живых
существ, является сознание. Сознание –
это высшая форма психического развития,
присущая только человеку. Оно определяет
возможность познания объективной
реальности, формирования целенаправленного
поведения и как следствие – преобразования
окружающего мира. В свою очередь,
способность сознательной деятельности
по преобразованию окружающего мира
является еще одной чертой человека как
субъекта. Таким образом, субъект
это индивид как носитель сознания,
обладающий способностью к деятельности.

Рис. 6.Характеристика содержания
понятия «субъект деятельности»

Итак, человек может рассматриваться,
во-первых, как представитель живой
природы, биологический объект, во-вторых,
как субъект сознательной деятельности
и, в-третьих, как социальное существо.
То есть человек – это биосоциальное
существо, наделенное сознанием и
способностью к деятельности. Объединение
этих трех уровней в одно целое формирует
интегральную характеристику человека
– его индивидуальность. Индивидуальность– это совокупность психических,
физиологических и социальных особенностей
конкретного человека с точки зрения
его уникальности, своеобразия и
неповторимости.

Предпосылкой формирования человеческой
индивидуальности служат анатомо-физиологические
задатки, которые преобразуются в процессе
воспитания, имеющего общественно
обусловленный характер. Разнообразие
условий воспитания и врожденных
характеристик порождает широкую
вариативность проявлений индивидуальности.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Чем отличается субъект от объекта деятельности

Субъект и объект деятельности – это две стороны одного процесса. Субъект – тот, кто действие совершает, объект – то, на что деятельность направлена. Однако это лишь одно из различий данных понятий.

Чем отличается субъект от объекта деятельности

Термины «Субъект» и «Объект» необходимо рассматривать в отдельности, применительно для каждого случая, или, если мы берем теоретические науки – для каждой науки. Так, например «субъект» в лингвистике будет отличаться от «субъекта» в философии. Энциклопедический словарь под редакцией А.А. Ивина определяет «субъект» пятью разными способами. Однако в обычной жизни под термином «субъект» мы понимаем некое лицо (существо) производящее некоторые действия. В свою очередь под «объектом» понимается нечто, на что направлена деятельность субъекта. Так, например, объектом гражданского права будут материальные и нематериальные права, по поводу которых возникают гражданские правоотношения. Причем субъект может быть как индивидуальный (один человек, физическое лицо), так и коллектив (группа лиц, юридическое лицо – организация). Объект, в свою очередь, должен находится в области реальности и выражаться определенными категориями, обозначающими его признаки.

Деятельность – это процесс взаимодействия субъекта с объектом, во время которой происходит достижение какой-то цели или удовлетворение потребности. Таким образом, субъект стоит по одну сторону процесса, а объект – по другую сторону. Взаимодействие может быть реальным (физическим) и умозрительным (не физическим).

В случае если мы определяем субъект деятельности как что-то, что может совершать действия, а объект, как нечто, на что эти действия направлены, необходимо уточнить признаки их отличающие.

Так субъект деятельности наделяется способностью к действию, принятию самостоятельного решения. Объект же только подчиняется данным решениям, изменяясь или оставаясь неизменным.

Вторым отличием является степень участия в процессе. Субъект действия активен, в то время как объект действия чаще всего пассивен.

Так как мы говорим о субъекте деятельности, то это чаще всего одушевленное лицо, наделенное волей и разумом. Причем это касается как живого существа (человека), так и порождения общества (организация). Объект же, как правило, является неодушевленным (материальные и нематериальные блага).

Если же мы рассмотрим такую специфическую категорию как предпринимательская деятельность, то здесь необходимо отметить следующее:

Субъект предпринимательской деятельности — это такой субъект гражданского права, который на свой риск осуществляет самостоятельную деятельность, направленную на систематическое извлечение прибыли от пользования имуществом, продажи товара, выполнения работ или оказания услуг, и который зарегистрирован в этом качестве в установленном законом порядке.

Объект предпринимательской деятельности – это материальные и нематериальные блага, по поводу которых осуществляется предпринимательская деятельность.

Субъект деятельности

Субъект деятельности
(человек как субъект деятельности) — это индивид, личность как источник познания (субъект познания), общения (субъект общения) и преобразования действительности (субъект труда).

Психология человека от рождения до смерти. — СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК.
.
2002.

Смотреть что такое “Субъект деятельности” в других словарях:

  • СУБЪЕКТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ — – индивидуальный (или коллективный), обладает определенными целями, предвосхищающими результат, притязаниями, предвосхищающими субъективную или (и) объективную успешность деятельности, готовностью инициативой, включающей не только мотивацию, но… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • СУБЪЕКТ — – активный участник жизненного процесса, осуществляющий свою деятельность в контексте взаимодействия с объективным миром, другими людьми и самим собой.    В классическом психоанализе под субъектом понимался действующий индивид, видящий сновидения …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • Субъект — (от лат. subjectum – подлежащее) – человек или группа как носитель активности, источник деятельности. Основным свойством человека как субъекта является направленность его деятельности (по Б. Ф. Ломову). Ряд психологов называют по существу это же… …   Словарь-справочник по социальной работе

  • СУБЪЕКТ — (от лат. subjectus лежащий в основе) 1) индивид, познающий внешний мир (объект) и воздействующий на него в своей практической деятельности; 2) человек, консолидированная группа лиц (напр., научное сообщество), общество, культура или даже …   Философская энциклопедия

  • Субъект и объект в политике — в политологии рефлективные понятия, обозначающие взаимодействие в политике и показывающее вектор её направленности. Объект в политике та часть политической реальности, системы, которая включена и на которую направлена деятельность субъекта в… …   Политология. Словарь.

  • Субъект и объект — Субъект источник целенаправленной активности в деятельности, источник предметно практической деятельности. В качестве субъекта может выступать индивид, коллектив, социальная группа, класс, общество и человечество как универсальный субъект… …   Словарь-справочник по философии для студентов лечебного, педиатрического и стоматологического факультетов

  • СУБЪЕКТ СОЦИАЛЬНЫЙ —     СУБЪЕКТ СОЦИАЛЬНЫЙ представление о субъекте субстанции как субстрате свойств и состояний. В античной философии имело преимущественно онтологическое содержание, а схоластическая полемика номинализма ”реализма в Средние века придала ему… …   Философская энциклопедия

  • СУБЪЕКТ — (лат. subjectum, от subjicere подвергать). В логике подлежащее суждение; лицо действующее, в противоположность объекту. Предмет, лицо, о котор. говорится: это подозрительный субъект. В юрид. знач.: лицо действующее. В музыке: темы в двойных и… …   Словарь иностранных слов русского языка

  • Субъект инфраструктуры инновационной деятельности — организация любой организационно правовой формы и формы собственности, оказывающая услуги по созданию, производству и реализации продукции инновационной деятельности… Источник: ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства Москвы от 02.09.2008 N 781 ПП О… …   Официальная терминология

  • деятельности теории —         ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТЕОРИИ организованная со вокупность знаний и идей, проясняющих строение деятельности, понятой либо в качестве универсального принципа человеческого мира, либо как основание определенной предметной области. Первые философские… …   Энциклопедия эпистемологии и философии науки

В общественной жизни объект и субъект — это очень важные понятия. Если неправильно разграничивать их, можно столкнуться с неблагоприятными последствиями для участников этих взаимоотношений. Еще в античные времена ученые различали активные и пассивные роли в обществе. Подробнее о них расскажем в статье.

Понятия

Субъект деятельности — один человек или несколько, осуществляющие активные действия. Особенности данной категории зависят от сферы исследований. Важной отличительной особенностью являются целенаправленные и осознанные действия лиц.

Объект и субъектОбъекты и субъекты

Объект деятельности – то, на что непосредственно направляется действие субъекта.Они осуществляют взаимодействие между собой. Взаимодействие может быть реальным либо теоретическим. Первое встречается на практике. Второе может быть закреплено на бумаге в виде обязанностей и прав. Так или иначе, это всегда реальная категория, обладающая определенными признаками.

Важно уметь дать конкретное определение понятиям и знать их различия. А это можно сделать, лишь обратившись к какой-либо конкретной области.

Вот что понимают под субъектом в различных видах общественных отношений:

  • В правовой сфере отношения складываются вокруг объекта. Под субъектом здесь подразумевается лицо, обладающее определенными правомочиями и обязанностями. Такие лица сами определяют развитие взаимоотношений с объектом и между собой.
  • В трудовом праве это лицо, участвующее в трудовых взаимоотношениях. Например, инженер, ученый, рабочий. А объектом будет продукт, создаваемый ими: техника, косметическая продукция, мебель, пищевая продукция и т.д.
  • В философии это человек, познающий мир вокруг и меняющий его.

Объектом может быть как одушевленное существо, так и неодушевленный предмет:

  • Например, в философии это сам предмет для изучения и различных преобразований. Причем если личность познает сама себя — субъект и объект здесь совпадают.
  • В логике это сама мыслительная деятельность человека.
  • В юриспруденции материальные и общественные блага, в связи с которыми в обществе складываются имущественные или неимущественные отношения.

Важно! Можно сделать вывод, что главное различие между категориями заключается в направлении их действия. Субъекты способны менять объективную реальность, подстраивая ее под себя. Объекты сделать этого не могут.

Полезное видео: субъект, объект, мотив, средство

Разница между понятиями

Давайте еще раз обозначим разницу между терминами в общественных отношениях. Они различны:

  • В направлении действия. Субъект занимается преобразованием реальности вокруг. Он привносит в этот мир что-то новое. В данном случае активные действия исходят от него. Объект — это то, на что направлены эти изменения. Он принимает их либо остается прежним. К примеру, студент в юридическом университете занимается изучением конституционного права зарубежных стран. Благодаря этому он получает новую для себя информацию.
  • В способности действовать. Субъект лично может решить, какими будут его действия в дальнейшем. Он предполагает, как будут развиваться события и составляет планы достижения целей, следует им. Объект под его воздействием может подчиняться ему и видоизменяться.
  • В проявлении. Субъект всегда действует активно, он не подстраивается под окружающую действительность и делает попытки изменить ее. Например, так поступают общественные лидеры. Они берут на себя ношу управлять различными сферами отношений. Объект пассивно воспринимает воздействие на него.
  • По одушевленности. Объект, как уже было сказано, может быть как одушевленным, так и неодушевленным. Например, в ситуации, когда требуется помощь людям, объектом будут эти самые люди. А также им могут быть просто социальные блага, предметы труда и даже продукты питания. А вот субъект — это всегда живое разумное существо или различные порождаемые обществом институты, некоммерческие организации, унитарные предприятия.

Это интересно! Азы социологии: что это такое – социальная мобильность

Объект и субъектВзаимодействие с объектом

Примеры взаимодействия

В обществознании эти понятия могут по-разному взаимодействовать между собой. Влиять друг на друга.

В случае взаимодействия человека и окружающего мира, первый своими действиями может преобразовать живую и неживую природу. Тем самым он способен менять ее параметры и свойства.

Также люди в процессе труда занимаются производством разнообразных продуктов деятельности — товаров и услуг. В данном случае последние считаются объектами. А человек будет субъектом взаимоотношений.

Кроме того, субъекты часто взаимодействуют между собой — по работе, в процессе дружеского общения или даже в романтических отношениях.

Это интересно! Еще один пример взаимодействия — это взаимодействие личности с самой собой. Каждый способен рассматривать критически свои поступки, анализировать собственный характер и привычки. В этом процессе человек одновременно выступает и субъектом, и объектом изучения.

Взаимодействовать между собой могут также определенные общности людей. Например, в политической гонке во время предвыборной кампании. Субъектом будет штаб сторонников определенного кандидата. А объектом его воздействия народ. Также можно привести другой пример. Коллектив преподавателей может воздействовать на группу студентов.

Объект и субъектСтудент

Примеры из жизни

Даже прочитав определения, многие не сразу могут разобраться, чем различаются между собой категории отношений? Внесет ясность Википедия. А также а помощь здесь придут примеры-образы, которые способствуют лучшему восприятию. Представим себе студента и исследуем его жизнь. Он проживает в общежитии и учится в университете. В свободное время ходит гулять. Иногда питается в столовой. У него есть сложившаяся модель поведения, которую можно изучать.

Это интересно! Определение слова государство: что это такое

В дальнейшем жизнь этого студента может измениться. Например, он может переехать в другой населенный пункт, сменить место учебы. Найти новых друзей. Но принципиально при этом его поведение не изменится. И объект исследования остается прежним — просто он немного изменяется по ситуации. А что такое предмет? Это в данном случае деятельность студента. Его учеба, поездки, взаимодействие с окружающими.

Объект и предмет исследования можно выделить в любой тематической категории. Например, возьмем тему Семья и брак. В данном случае, объектом будут права и обязанности участников отношений. А предметом отношений могут быть, например, обязанности родителей.

В исследовании по информатике «Система работы электронной почты» мы тоже видим, что является объектом в данном случае. Это электронная почта. А предметом будет ее функционирование. Студент, занимающийся исследованиями, считается субъектом.

Полезное видео: отношение субъект-объект и самосознание

Вывод

Нередко в тестах по обществознанию,студенты допускают ошибки. Они путают данные понятия. Не могут выделить их предмет. Это может быть несоответствие предмета выбранному объекту либо выход предмета за пределы исследования. Тщательное изучение представленной выше статьи поможет избежать недоразумений.

Добавить комментарий