Суффикс — это значимая часть слова, которая находится после корня и служит обычно для образования новых слов.
Чтобы понять, что такое суффикс в русском языке, начнем с того, что слово состоит из основы и окончания. В основу входят все морфемы, кроме окончания, которое является словоизменительной частью слова, и формообразующих суффиксов.
В морфемном составе слова суффикс располагается непосредственно за корнем:
- столовый
- красота
- указка
Эта морфема служит для образования новых слов и некоторых грамматических форм.
Определение
Суффикс — это морфема, которая стоит после корня или после другого суффикса и служит для образования новых слов или их форм.
Словообразовательные суффиксы
В русском языке новые слова образуются с помощью суффиксов:
- дом → домик;
- трава → травяной;
- соловей → соловьиный;
- грустный → грустно.
Такой способ образования новых слов называется суффиксальным.
Значения суффиксов
Обратим внимание, что слову «домик» суффикс -ик- придает уменьшительно-ласкательное значение. Значит, суффиксы не только образуют новое слово, но и могут придавать ему дополнительное значение ласкательности, уменьшительности или увеличительности, пренебрежения. С помощью таких суффиксов говорящий высказывает свое отношение к предметам и явлениям. Например, выделим оценочные суффиксы в составе слов:
- мысль → мыслишка;
- снег → снежок;
- рыба → рыбешка;
- человек → человечище.
Обратим внимание на чередование корневых согласных перед суффиксами: г//ж, к//ч.
Суффиксы | Их значение | Примеры |
---|---|---|
-к- | Придают словам уменьшительное или ласкательное значение |
туча – тучка |
-ик- | дождь – дождик | |
-ок- | ветер – ветерок | |
-ичк- | вода – водичка | |
-ник- | Указывает на профессию или занимаемую должность |
печь – печник |
-щик- | бетон – бетонщик | |
-тель- | учить – учитель | |
-ист- | связь – связист | |
-арь- | ворота – вратарь | |
-есть- | Обозначает свойство или качество |
свежий – свежесть |
-от- | прямой – прямота | |
-изн- | белый – белизна | |
-ищ- | Называет место | пожар – пожарище |
Один или два суффикса?
В морфемном составе многих слов можно указать не один, а два и даже три суффикса, которые нанизываются друг за другом, как бусинки, на производящую основу. Чтобы правильно определить, сколько суффиксов в слове, составляем словообразовательную цепочку и находим промежуточные слова с определенным суффиксом:
- учить → учеба → учебник; учебник;
- цвет → цветистый → цветистость; цветистость.
Рассмотрим морфемный состав слов «шапочка», «весточка», «заварочка». Выясним, можно ли в их составе указать общий суффикс -очк-.
Понаблюдаем:
- шапка → шапочка (к//ч, беглая гласная «о» в корне);
- весть → весточка;
- варить → заварить → заварка → заварочка (в суффиксе -оч- чередуются к//ч и беглая гласная «о»).
Только в отглагольном существительном «заварочка» выделим два суффикса. В составе слов «шапочка» и «весточка» при всей их похожести разные суффиксы: -к- и -очк-.
Суффиксы частей речи
В морфемном составе слов каждой части речи существуют свои характерные суффиксы.
Например, у существительных суффиксы -чик, -щик, -ик, -ист, -тель образуют названия лиц мужского рода по профессии или роду занятий:
- лётчик
- водопроводчик
- фонарщик
- бетонщик
- академик
- трагик
- машинист
- лингвист
- писатель
- читатель.
У имён прилагательных укажем свой набор суффиксов:
- -ив-/-ев- (ленивый, плюшевый);
- -чив- (задумчивый, вкрадчивый);
- -лив- (заботливый, дождливый);
- -ист- (прерывистый, золотистый);
- -ов- (кокосовый, деловой);
- -оват-/-еват- (смугловатый, ноздреватый) и т. п.
Глаголы имеют суффиксы -е-, -и-, -а-, -о-, -ыва-/-ива-, -ова-/ева-, -ну- и пр.:
- смотреть
- пилить
- мурлыкать
- полоть
- разведывать
- раскрашивать
- беседовать
- танцевать
- стукнуть.
Формообразующие суффиксы
Суффиксы образуют не только новые слова, но и их грамматические формы. Такие суффиксы мы назовем формообразующими. Они не входят в основу слова.
Например, форма прошедшего времени глаголов образуется с помощью суффикса -л-, который присоединяется к основе инфинитива:
- мурлыкать — мурлыкал;
- отвозить — отвозил;
- засеять — засеял;
- возненавидеть — возненавидел.
Причастие образуют формообразующие суффиксы:
- -ащ-/-ящ- (летящий, визжащий), -ущ/-ющ (мурлычущий, борющийся);
- -им-/-ем- (приносимый, белеемый);
- -вш-, -ш- (опавший, принёсший);
- -нн-, -енн-, -т- (развеянный, поваленный, натёртый).
У особой глагольной формы деепричастия можем вычленить формообразующие суффиксы:
-
- -а/-я (бегая, слыша);
- -в, -вши, -ши (услышав, скрывшись, потрясши).
Формы сравнительных степеней прилагательных и наречий образуем с помощью суффиксов:
- красивый — красивее, красивейший;
- весело — веселее;
- чисто — чище.
Как найти суффикс в слове?
Чтобы найти суффикс действуем так.
Сначала выделим в слове окончание, затем — корень. Часть слова между корнем и окончанием и будет суффиксом.
Образец рассуждений
котёнок — ?
1. котёнка, котёнку
Изменив существительное по падежам, выясним, что в слове «котёнок» нулевое окончание.
2. кот, котик, котище
Подобрав родственные слова, определим, что в слове «котёнок» корень —кот—
3. котёнок
Суффикс в слове «котёнок» — —ёнок— (стоит между корнем —кот— и нулевым окончанием).
Видеоурок
Тест
Средняя оценка: 4.4.
Проголосовало: 56
1
Первый слайд презентации
Что такое суффикс?
Как найти в слове суффикс
43
Изображение слайда
Изображение слайда
Изображение слайда
1. Есть 2 безударных гласных в корне слова:
а) грузовик
б) ветерок
в) вечерний
г) прочитал
Изображение слайда
2. К слову сер е бро проверочным словом будет
слово:
а) серый
б) серебристый
в) серебряный
г) посеребрить
Изображение слайда
3. В каком слове букв больше, чем звуков:
а) листья
б) ясный
в) пальто
г) поют
Изображение слайда
4. Есть 2 безударных гласных, проверяемых
ударением в корне слова:
а) соловьиный
б) воробьиный
в) соколиный
г) ястребиный
Изображение слайда
5. Буква И пишется в слове:
а) вел_ кан
б) веч_рок
в) дер_вушка
г) леб_диный
Изображение слайда
6. Сложным является слово:
а) медуница
б) Пилюлькин
в) Торопыжка
г) Синеглазка
Изображение слайда
7. Соединительная буква О есть в слове:
а) снеговик
б) снегопад
в) снеговой
г) снеговичок
Изображение слайда
8. Букву Ш нужно писать в слове:
а) подру_ ка
б) стару_ ка
в) кни_ ка
г) сне_ ки
Изображение слайда
9. Найди «лишнее» слово:
а) милосердный
б) добродушный
в) слабовольный
г) заботливый
Изображение слайда
Найдите слова с приставками, выделите корень и приставки.
Баиньки, баиньки, Прибежали заиньки, Сели на скамейку, Попросили лейку, Поливали огород, Где капуста растет.
Изображение слайда
Изображение слайда
Спишите слова. Выделите в них корень.
Столик, пенёк, лётчик.
Сформулируйте тему урока.
Изображение слайда
164 – 167
89 – 90
Изображение слайда
Изображение слайда
Изображение слайда
Разберите слова по составу. Выделите корень и приставку.
выход
приход
перелёт
вырос
унёс
вылез
покос
Изображение слайда
Выпишите только те прилагательные, в которых есть суффикс.
Выделите его.
Песня: весёлая, тихая, солдатская, туристская, тоскливая, задушевная.
Ветер: сильный, слабый,
порывистый, штормовой, холодный, тёплый.
Изображение слайда
Какая часть слова пропущена в родственных словах? Допишите слова.
Ужин – …. ать,
город – городк …,
жёлтый – жёлт… ий,
пахучий – ….пах,
река – реч …а.
Изображение слайда
Составьте текст, используя следующие слова.
Полянка в лесу, колокольчики, весёлые звоночки, наклонили головки, тихо позванивают.
Изображение слайда
Изображение слайда
Берлин
Изображение слайда
Париж
Изображение слайда
Что такое приставка?
Для чего она служит?
Что такое суффикс?
Для чего он служит?
Оцените свою работу на уроке.
Изображение слайда
Изображение слайда
Изображение слайда
Описание презентации по отдельным слайдам:
-
1 слайд
Русский язык 3 класс
УМК «Школа России»
Суффикс
(урок 1) -
2 слайд
Тринадцатое ноября.
Классная работа.Сижу правильно,
пишу красиво!
2 -
3 слайд
Какие части слова изучили?
Состав слова
Вспомните, по какому разделу работаем на уроках? -
4 слайд
Определите, верно ли утверждение?
Корень – это главная часть предложения
Родственные слова ещё называют однокоренными
Верно ли, что у слов носик и носильщик одинаковый корень?
Корни в родственных словах пишутся одинаково
Приставка – это часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов
Корень – это общая часть родственных слов
–
+
–
+
–
+ -
5 слайд
На какие вопросы постараемся ответить?
Суффикс
Определите, по какой теме будем работать сегодня?
с. 89 – 90
Что такое суффикс?
Как найти в слове суффикс? -
6 слайд
Какие цели поставим перед собой?
Узнать, что такое суффикс.
2. Определить его место.
3. Для чего служит. -
7 слайд
Проведём исследование!
Ёж ,
ежиха,
ёжик .
СУФФИКС
Упражнение 164 -
8 слайд
Постарайтесь определить, что такое суффикс?
с. 89
СУФФИКС – это
часть слова, которая стоит
и служит для образования
значимая
после корня
новых слов. -
9 слайд
Учимся разбирать слова по составу!
Какая часть слова внесла новый оттенок в значение однокоренных слов и образовала новое слово?
Упражнение 165 -
10 слайд
Суффикс – это маленькое слово.
Суффикс – это часть слова.
Суффикс служит для образования новых слов.
Суффикс служит для связи слов в предложении.
Суффикс стоит перед корнем.
Суффикс стоит после корня.
Суффикс имеет значение.
Суффикс не имеет значение.
1)
2)
3)
4) -
11 слайд
Как найти в слове суффикс?
с. 90Подобрать однокоренные слова без суффикса;
Подобрать однокоренные слова с другими суффиксами. -
12 слайд
Подведём итоги работы!
С какой частью слова познакомились на уроке?
Что узнали о суффиксе?
Как работали по теме урока? -
13 слайд
с. 89, 90 – выучить правила
упр. 167
Краткое описание документа:
Презентация к уроку русского
языка “Что такое суффикс? Как найти в слове суффикс?” – первый урок.
Данная презентация предназначена для учащихся 3
класса, обучающимся по учебникам В.П.Канакиной, В.Г. Горецкого, системы
“Школа России”.
Цель урока: Познакомить с суффиксом как значимой частью слова; формировать умения выделять суффиксы в словах, образовывать с помощью суффиксов новые слова.
Данный урок реализован в рамках очного
обучения.
Разбор по составу слова «картинка»
картинка
картин | корень |
к | суффикс |
а | окончание |
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: ренегатка — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Ассоциации к слову «картинка»
Синонимы к слову «картинка»
Предложения со словом «картинка»
- И вот эти ощущения и впечатления вы описываете, рисуя яркие картинки.
- Видеть красивую картинку, слушать бухающие эффекты и пропускать один за другим ядовитые уколы антисоветской пропаганды.
- Благодаря спокойному, терпеливому, детальному обсуждению все, кто находился в комнате, смогли увидеть картинку с другой точки зрения.
- (все предложения)
Цитаты из русской классики со словом «картинка»
- Он развернул бумагу и показал мне две небольшие, в поларшина, картинки; фигурки кошек были совсем окончены, но были написаны на фоне из белого полотна.
- Потом им показали и подарили множество раскрашенных гравюр с изображением видов Москвы, Петербурга, наших войск, еще купленных в Англии картинок женских головок, плодов, цветов и т. п.
- Сундук оказался набит битком гравированными, рисованными и раскрашенными лубочными картинками!
- (все
цитаты из русской классики)
Сочетаемость слова «картинка»
- яркие картинки
красивая картинка
новая картинка - картинки прошлого
картинка мира
картинки будущего - множество картинок
качество картинки
набор картинок - картинка исчезла
картинка сменилась
картинка меняется - видеть картинку
рисовать картинки
посмотреть на картинку - (полная таблица сочетаемости)
Какой бывает «картинка»
Значение слова «картинка»
-
КАРТИ́НКА, -и, род. мн. –нок, дат. –нкам, ж. 1. Уменьш. к картина (в 1, 2 и 4 знач.); маленькая картина. (Малый академический словарь, МАС)
Все значения слова КАРТИНКА
Афоризмы русских писателей со словом «картинка»
- Надобно именно изображать, показывать, а не только рассказывать.
Начинать рассказы речью такого оригинального смысла может и следует, но всегда лучше начать картинкой — описанием места, времени, фигур, сразу ввести читателя в определённую обстановку. - (все афоризмы русских писателей)
Отправить комментарий
Дополнительно
Смотрите также
КАРТИ́НКА, -и, род. мн. –нок, дат. –нкам, ж. 1. Уменьш. к картина (в 1, 2 и 4 знач.); маленькая картина.
Все значения слова «картинка»
-
И вот эти ощущения и впечатления вы описываете, рисуя яркие картинки.
-
Видеть красивую картинку, слушать бухающие эффекты и пропускать один за другим ядовитые уколы антисоветской пропаганды.
-
Благодаря спокойному, терпеливому, детальному обсуждению все, кто находился в комнате, смогли увидеть картинку с другой точки зрения.
- (все предложения)
- изображение
- картина
- рисунок
- репродукция
- иллюстрация
- (ещё синонимы…)
- рисунок
- картинки
- татуировка
- художник
- картина
- (ещё ассоциации…)
- яркие картинки
- картинки прошлого
- множество картинок
- картинка исчезла
- видеть картинку
- (полная таблица сочетаемости…)
- идиллическая
- объёмная
- голографическая
- чёрно-белая
- отчётливая
- (ещё…)
- Склонение
существительного «картинка»
- Как правильно пишется слово «картинка»
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
- 1
- 2
- 3
- 4
- 5
Комментарии
Добавить свой комментарий
Аннотация к презентации
Смотреть презентацию онлайн с анимацией на тему “Что такое суффикс? Как найти в слове суффикс?” по русскому языку. Презентация состоит из 12 слайдов. Для учеников 3 класса. Материал добавлен в 2021 году.. Возможность скчачать презентацию powerpoint бесплатно и без регистрации. Размер файла 0.75 Мб.
-
Формат
pptx (powerpoint)
-
Количество слайдов
12
-
Аудитория
-
Слова
-
Конспект
Отсутствует
Содержание
-
Слайд 1
Русский язык 3 класс
-
Слайд 2
Я пока не могу…
Потому что…
-
Слайд 3
Тема урока:
«Что такое суффикс?
Как найти в слове суффикс?» -
Слайд 4
Цели урока:
-Узнать, что такое суффикс.
-Научиться находить в словах суффикс. -
Слайд 5
-
Слайд 6
За корнем суффикс
Обогрел местечко,
Нужную окраску
Он придаст словечку.– Чтобы наша речь была богатой, нужно умело использовать суффиксы. Суффикс хоть и маленькая часть слова, но имеет своё лицо. И многое может рассказать. От него зависит значение слова.
-
-
Слайд 8
Работа по учебнику
Упр. 165 с. 89
1столбик – у доски
2 столбик – 1 вариант
3 столбик – 2 вариант -
Слайд 9
-
Слайд 10
Работа по учебнику.
По выбору учащихся
Упр. 167, с.90
Упр. 164, с.89У доски 2 ученика – по карточкам
-
Слайд 11
Итог урока
Составление кластера
-
Слайд 12
Сегодня я узнал…
Было интересно…
Было трудно…
Я понял, что…
Теперь я могу…
Я научился…
Я смог…
Меня удивило…
Мне захотелось…Рефлексия
Посмотреть все слайды