Как найти суффикс онок енок

Суффикс -онок- пишется после твердых согласных и шипящих корня существительных, суффикс -ёнок- — после мягких согласных, кроме «ч», в названиях птенцов и детенышей животных.

Суффиксы oнок ёнок

В русском языке названия птенцов и детенышей животных образуются с помощью суффикса -онок-/-ёнок-, например:

  • лев — львёнок (львёнок   — корень/суффикс/окончание);
  • барсук — барсучонок (барсучонок   — корень/суффикс/окончание).

Как выбрать в слове нужный вариант суффикса, -онок- или -ёнок-?

Чтобы ответить на этот вопрос, вначале вспомним, что такое суффикс и какое значение он имеет в слове.

Определение

Суффикс — это значимая часть слова, которая находится после корня и служит для образования слов.

Правописание суффикса -ёнок-

А теперь образуем новые слова, названия птенцов и детенышей животных, с помощью суффикса -ёнок-:

рысь — рысёнок ворона — воронёнок
олень — оленёнок страус — страусёнок
козел — козлёнок гусь  — гусёнок
слон — слонёнок утка — утёнок
кенгуру — кенгурёнок соловей — соловьёнок

Важно!

Обратим внимание, что суффикс -ёнок- употребляется в написании существительных после мягких согласных корня, кроме всегда мягкого [ч’].

Правописание суффикса -онок-

Обратимся к суффиксу -онок- и получим с его помощью новые существительные:

волк — волчонок скворец — скворчонок
барсук — барсучонок сорока — сорочонок
верблюд — верблюжонок стриж — стрижонок
ёж — ежонок уж — ужонок
мышь — мышонок индюк — индюшонок

Теперь посмотрим, после каких гласных корня слов пишется под ударением данный суффикс. Как видим, это шипящие согласные — всегда твердые звуки [ж], [ш] и всегда мягкий звук [ч’].

Вывод

Суффикс -ёнок- пишется после мягких согласных корня слов, кроме [ч’], а суффикс -онок- — после твердых согласных и шипящих «ж», «ш», «ч».

Чтобы выбрать нужный вариант суффикса, воспользуемся следующим алгоритмом:

  1. выделим корень в слове;
  2. посмотрим, на какой согласный он заканчивается;
  3. после твердого согласного и шипящих «ж», «ш», «ч» корня существительных под ударением напишем суффикс -онок-, после любого мягкого согласного, кроме «ч», напишем -ёнок-.

Правило написания суффиксов онок ёнок

Дополнительный материал

Подробно, как пошагово пользоваться этим правилом, прочитаем в статьях о правописании слов зайчонок и бельчонок.

Тест

Средняя оценка: 4.4.
Проголосовало: 55

В русском языке суффикс существительных -онок пишется под ударением после шипящих ж, ш, ч, щ:

галчонок, волчонок, бочонок, ежонок, ужонок, индюшонок, ершонок, мышонок, пастушонок.

Суффикс -ёнок после шипящих не пишется.

А в остальных случаях после согласных пишется суффикс -ёнок, например:

жеребёнок, телёнок, лисёнок, котёнок, ребёнок.

Вот собственно и все правило.

автор вопроса выбрал этот ответ лучшим

У м к а
[69.3K]

6 лет назад 

Чередующийся суффикс “онок” и “ёнок” лёгок в определении, поскольку для его написания важно проанализировать слово и всего лишь определить свойство впереди стоящей буквы, то есть буквы которая расположена перед данным суффиксом.

88Sky­Walke­r88
[428K]

6 лет назад 

В суффиксах и окончаниях после шипящих действует такое правило:

если гласная под ударением, то пишем О. Например, волчонок, медвежонок.

если гласная не под ударением, то пишем Е. Например: чайничек.

Если суффикс идет не после шипящих, то употребляем ё. Например: тигрёнок, телёнок.

Zolot­ynka
[551K]

7 лет назад 

Нужно запомнить, что:

суффикс ёнок пишется:

  • после мягких согласных (исключение: буква ч). Например, Нахаленок, олененок, опенок.

Суффикс онок:

  • после твердых и ч.

В качестве примера можно привести следующие слова: бочонок, верблюжонок, лягушонок.

То есть, для правильного написания первое, что необходимо сделать – выделить корень и определить суффикс. Кроме того, нужно иметь в ввиду, что основное предназначение данных суффиксов – образование уменьшительно-ласкательных форм (реже – пренебрежительных). У Михаила Шолохова в повести “Нахаленок” главного героя деревенские ребята дразнили – “коммуненок”).

repar­cam
[11.9K]

7 лет назад 

Такие суффиксы как “онок” и “ёнок” нужны в русском языке для определения детёнышей различных животных и человека. Есть несколько правил где и как применять тот или иной суффикс:

Ну во-первых не все детёныши имеют такие суффиксы, например у улитки детёныш будет – ребёнок улитки.

Во-вторых есть детёныши, у которых нет этих суффиксов, так например у собаки – щенОК.

Да и не у всех детёнышей совпадают корни с родителями, так например “поросЁНОК” это ребёнок свиньи.

Далее у кого в слове перед этими суффиксами вырисовывается буква: ч, ж, ш – надо ставить суффикс “онок”, но в произношении всё-равно слышится “ёнок”.

morel­juba
[62.5K]

7 лет назад 

Согласно правил русского языка, мы будем писать суффикс “онок” после шипящих букв щ, ч, ж, ш. Например: медвежонок, волчонок, зайчонок.

Во всех остальных случаях под ударением пишем суффикс “ёнок”.

Например: котёнок, тигрёнок, орлёнок.

Это правило очень легко запоминается.

Limit­less
[77.7K]

6 лет назад 

Применение суффикса “онок” или “ёнок” напрямую зависит от того какая перед ним идёт буква, вернее от её мягкости и твёрдости.

Если имеем дело с твёрдой согласной, а также “ч”, то смело пиши “окон”. Во всех остальных случаях следует писать “ёнок”.

Марле­на
[16.2K]

7 лет назад 

Суффикс “онок” пишется в том случае если до него стоят согласные – щ, ч, ж, ш. Волчоно к примеру.

Суффикс “ёнок” пишется в остальных случаях. Пример: теленок, котенок и другие.

Нужно всего лишь запомнить правило.

Lolit­ushka
[35.9K]

6 лет назад 

При помощи данных суффиксов в русском языке чаще всего образуются названия детенышей животных, птиц: оленёнок, галчонок, лягушонок и т.д.

Если возникает затруднение в написании этих суффиксов, то необходимо посмотреть, какой согласный находится перед суффиксом и применить такое правило:

Alen4­uk
[161K]

6 лет назад 

Всегда вызывает затруднение написание указанных суффиксов.

Для того, чтобы их правильно писать стоит запомнить несложное правило.

Суффикс “онок” всегда пиши после “ж”, “ч”, “щ”, “ш”.

Например, зайчонок, медвежонок.

В остальных случаях смело пиши суффикс “енок”.

Тигренок, котенок.

Знаете ответ?

Правописание суффиксов -oнок- и -ёнок- в словах

Суффикс -онок- пишет­ся после твер­дых соглас­ных и шипя­щих кор­ня суще­стви­тель­ных, суф­фикс -ёнок- — после мяг­ких соглас­ных, кро­ме «ч», в назва­ни­ях птен­цов и дете­ны­шей животных.

В рус­ском язы­ке назва­ния птен­цов и дете­ны­шей живот­ных обра­зу­ют­ся с помо­щью суф­фик­са -онок-/-ёнок-, напри­мер:

  • лев — львё­нок ( льв ёнок — корень/суффикс/окончание);
  • бар­сук — бар­су­чо­нок ( бар­суч онок — корень/суффикс/окончание).

Чтобы отве­тить на этот вопрос, вна­ча­ле вспом­ним, что такое суф­фикс и какое зна­че­ние он име­ет в слове.

Правописание суффикса -ёнок-

А теперь обра­зу­ем новые сло­ва, назва­ния птен­цов и дете­ны­шей живот­ных, с помо­щью суф­фик­са -ёнок-:

рысь — рысёнок воро­на — воронёнок
олень — оленёнок стра­ус — страусёнок
козел — козлёнок гусь — гусёнок
слон — слонёнок утка — утёнок
кен­гу­ру — кенгурёнок соло­вей — соловьёнок

Правописание суффикса -онок-

Обратимся к суф­фик­су -онок- и полу­чим с его помо­щью новые существительные:

волк — вол ч онок скво­рец — сквор ч онок
бар­сук — бар­су ч онок соро­ка — соро ч онок
вер­блюд — верб­лю ж онок стриж — стри ж онок
ёж — е ж онок уж — у ж онок
мышь — мы ш онок индюк — индю ш онок

Теперь посмот­рим, после каких глас­ных кор­ня слов пишет­ся под уда­ре­ни­ем дан­ный суф­фикс. Как видим, это шипя­щие соглас­ные — все­гда твер­дые зву­ки [ ж ], [ ш ] и все­гда мяг­кий звук [ ч’ ].

Вывод

Суффикс -ёнок- пишет­ся после мяг­ких соглас­ных кор­ня слов, кро­ме [ч’], а суф­фикс -онок- — после твер­дых соглас­ных и шипя­щих «ж», «ш», «ч».

Чтобы выбрать нуж­ный вари­ант суф­фик­са, вос­поль­зу­ем­ся сле­ду­ю­щим алгоритмом:

  1. выде­лим корень в слове;
  2. посмот­рим, на какой соглас­ный он заканчивается;
  3. после твер­до­го соглас­но­го и шипя­щих «ж», «ш», «ч» кор­ня суще­стви­тель­ных под уда­ре­ни­ем напи­шем суф­фикс -онок-, после любо­го мяг­ко­го соглас­но­го, кро­ме «ч», напи­шем -ёнок-.

Слова с суффиксом -енок-, -онок-: примеры слов и правила

Согласно обучающим школьным программам, период, когда дети изучают слова с суффиксом -енок, – 3 класс. Слова с данным суффиксом нередко вызывают затруднения в аспекте словообразования и написания.

Данные затруднения связаны, прежде всего, с фонетикой, а именно — при звучании буква -е- дает звук [о]. Например, слово «лисенок», содержащее в суффиксе букву -е-, в транскрипции будет выглядеть так: [л`ис`онок]. Таким образом, буква -е- при звучании после мягкого согласного [с`] трансформируется в звук [о].

Поэтому важно при изучении данной темы уделить особое внимание вопросу образования новых слов с использованием указанных суффиксов, а также правильному выбору -о- и -е- в их написании.

Кроме четких правил, регламентирующих выбор суффикса в той или иной словообразовательной ситуации, существуют некоторые аспекты, определяющие употребление данного аффикса в плане смысловой нагрузки, которую он придает исходному слову. На это следует обратить особое внимание.

Новообразованные формы употребляются в зависимости от речевой ситуации и смыслового значения, которым наделяется образуемое слово.

Слова с суффиксом -онок/-енок: примеры

Примеры слов с суффиксом -онок:

  • галчонок;
  • медвежонок;
  • сычонок;
  • лягушонок;
  • бочонок;
  • курчонок;
  • турчонок;
  • зайчонок;
  • бельчонок;
  • крольчонок;
  • собачонок;
  • кукушонок;
  • стрижонок;
  • скворчонок;
  • черепашонок;
  • паучонок;
  • мышонок;
  • рачонок;
  • ежонок;
  • моржонок;
  • внучонок;
  • барсучонок;
  • казачонок;
  • верблюжонок;
  • мальчонок;
  • дьячонок;
  • индюшонок;
  • волчонок;
  • грачонок;
  • пастушонок;
  • китайчонок.

Примеры слов с суффиксом -енок:

  • утенок;
  • котенок;
  • зверенок;
  • совенок;
  • дьяволенок;
  • бесенок;
  • масленок;
  • опенок;
  • лисенок;
  • поросенок;
  • львенок;
  • гусенок;
  • козленок;
  • вороненок;
  • журавленок;
  • орленок;
  • слоненок;
  • лосенок;
  • кукленок;
  • цыпленок;
  • поваренок;
  • козленок;
  • кенгуренок;
  • аистенок;
  • крысенок;
  • олененок;
  • постреленок;
  • теленок;
  • тигренок.

Употребление

Словообразовательные суффиксы -онок/-енок в большинстве случаев употребляются для создания слов мужского рода, обозначающих названия детенышей животных.

Данные аффиксы выполняют словообразовательную функцию и служат для создания новых слов с определенным лексическим значением.

Однако обозначение названий детенышей животных — не единственная функция, которую выполняют данные морфемы. Слова с суффиксами -енок и -онок имеют уменьшительно-ласкательное, либо пренебрежительное значение, и указывают на детскость, невзрослость обозначаемых понятий. Поэтому, прежде чем использовать слово с данным суффиксом, важно не только владеть правилами его написания, но и определить контекст речевой ситуации, в которой оно будет употреблено.

Учимся писать суффиксы «-Ёнок», «-Онок»

Коломыцева Елена Геннадиевна
Учимся писать суффиксы «-Ёнок», «-Онок»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Предмет: русский язык

Программа: УМК «Начальная школа XXI века»

Тема: Учимся писать суффиксы -ёнок-,-онок-

Тип урока: урок изучения нового материала

Цель: создание условий для усвоения правописания суффиксов существительных -ёнок-,-онок-

Задачи:1. Формировать умения грамотно писать суффиксы -ёнок-, -онок-;

2. Способствовать развитию орфографической зоркости, логического мышления;

3. Совершенствовать навык самостоятельной работы и работы в парах;

4. Способствовать воспитанию культуры учебного труда, интереса к предмету через ситуацию успеха и взаимодоверия.

• организация наблюдения за написанием суффиксов -онок-, -енок-;

• знакомство с правилом написания;

• отработка алгоритма применения правила.

Познавательные: • формирование учебной мотивации, адекватной самооценки.

• формирование умения структурировать знания, учить делать выводы и обобщения;

• поиск и выделение необходимой информации;

• формирование способности принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности;

• контроль и оценка учебных действий;

• развитие навыков коллективного сотрудничества со сверстниками и учителем, умения выражать свои мысли;

• формирование умения слушать и вступать в диалог, выражать свои мысли, работать в паре.

Название этапа Деятельность учителя Деятельность учащихся

I. Мотивационно-ориенировочный этап

Мотивация. -Здравствуйте, ребята начнем урок русского языка.

Он пойдет ребятам впрок,

Постарайтесь все понять,

Учитесь тайны открывать,

Ответы полные давать,

Чтоб за работу получать

Только лишь отметку «пять»!

-Давайте пожелаем друг другу успеха на сегодняшнем уроке:

и везде! Дети настраиваются на активную работу на уроке.

2)Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

1. Пальчиковая гимнастика.

-Дружат в нашем классе девочки и мальчики

(пальцы рук соединяются в замок)

-Мы с тобой подружим маленькие пальчики

(ритмичное касание пальцев обеих рук)

-Раз, два, три, четыре, пять

(ритмичное касание пальцев обеих рук)

-Начинай считать опять.

-Раз, два, три, четыре, пять

Мы закончили считать.

(руки вниз, встряхните кистями.)

2. Минутка чистописания.

Расшифруйте, с какими буквами сегодня мы будем работать на минутке чистописания:

-эта буква обозначает согласный звук, он бывает только твердым, звонким, встречается в словах дружба, жук, ужин.

— эта буква обозначает звук, в слове чувствовать стоит в начале слова.

— эта буква обозначает звук, который в слове карандаш стоит в конце корня.

-Пропишем эти буквы.

-Что объединяет эти буквы?

Какая буква лишняя?

3. Словарная работа.

Д…ревня,к…ртина,б…реза, к…ньки, в…рона, з…яц, р…сунок, м…дведь.

-На какие две группы можно разделить эти слова?

-девочки – выпишите слова, которые начинаются с мягких согласных,

-мальчики- выпишите слова, которые начинаются с твердых согласных. Подчеркните орфограмму, поставьте ударение.

4. Самостоятельная работа.

(пока идет словарная работа, 3 ученика работают самостоятельно возле доски).

1ученик- вставить пропущенные буквы, подобрать проверочные слова.

2 ученик- вставить пропущенные буквы, подобрать проверочные слова.

3 ученик- вставить пропущенные буквы, подобрать проверочные слова.

Проверка: ученик называет орфограмму, букву, которую вставил, проверочное слово, остальные ученики сигналами показывают, правильно выполнена работа или нет.

5. Фронтальная беседа.

— Что объединяет словарные слова?

-Что такое имя существительное?

— Что вы знаете об имени существительном?

-Назовите одушевленные имена существительные, которые встретились в словарной работе.

— В какой части слова находятся орфограммы, которые мы повторяли?

— Что такое корень?

— Что в себе содержит корень?

-Какие еще части слова знаете?

-Что такое окончание?

-Для чего служит окончание?

— Какую часть слова называют суффиксом?

— Для чего служит суффикс?

— Образуйте от данных словарных слов уменьшительно-ласкательные существительные.

-Как образовались эти слова?

-Давайте определим с помощью какого суффикса образовались новые слова? Что для этого нужно сделать?

— делает разбор по составу,определяем суффиксы.

6. Самостоятельная работа.

(пока идет фронтальная работа, 1 ученик работает возле доски)

-Подобрать слова к схемам:

Грибок метро водный школа кино день

Проверка: ученик читает слова к каждой схеме, остальные ученики сигналами показывают, правильно выполнена работа или допущены ошибки.

Ученики выполняют движения руками, разминают пальчики для письма.

Ж ч ш ж ч ш ж ч ш

Ч- обозначает мягкий согласный, ж,ш- всегда твердые.

Начинаются на мягкие и твердые согласные.

Деревня, береза, рисунок, медведь.

Картина, коньки, ворона, заяц.

— это имена существительные.

-это часть речи, которая обозначает название предмета и отвечает на вопросы «кто? Что?»

-имя сущ. бывают собственные и нарицательные, одушевленные и неодушевленные.

— медведь, ворона, заяц.

— это общая часть родственных слов.

— окончание, суффикс.

— изменяемая часть слова, которая служит для связи слов в предложении.

-часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов.

-медвежонок, зайчонок, вороненок

— с помощью суффиксов.

Выделить окончание, корень, а затем определить суффикс.

Школа грибок метро

День водный кино

3).Определение темы урока.

-Итак, с помощью каких суффиксов можно образовать названия детенышей?

-Вызвало у вас затруднение, какой суффикс нужно написать?

-Значит это ошибочное место.

В какой части слова мы засомневались?

— Определите тему нашего урока.

-Какую цель перед собой поставим?

— в суффиксе

-Правописание суффиксов –онок-, -ёнок-.

Должны научиться писать слова с суффиксами -онок-, ёнок-.

– Познакомиться с правилом, используя которое можно правильно писать слова с суффиксами –онок–и –ёнок–.)

4).Выявление места и причины затруднения

-Как мы можем узнать об этом?

— Какой путь вы выбираете?

— Давайте определим, когда же пишется суффикс -ёнок-, а когда – -онок-

Гра «Назови детеныша!»

(Слова появляются на доске)

— Давайте побудем в роли исследователей.

— Обратите внимание на букву перед суффиксом.

— Какой вывод можем сделать?

после мягких согласных, кроме

пишется суффикс -ёнок-.

После твёрдых согласных и ч пишется суффикс -онок-.

-Давайте проверим правильно ли мы сделали вывод.

сравним с правилом в учебнике.

Физминутка – Можно прочитать правило в учебнике. Можно самим вывести это правило.)

Тигрёнок – суффикс –ёнок-, перед суффиксом стоит мягкий согласный звук р. И т. д.

Читаем хором правило.

5).Построение проекта выхода из затруднения

Проверим, как вы запомнили правило.

— Можно ли сказать, что после всех мягких согласных пишется суффикс -енок-?

— Можно ли сказать, что суффикс -онок- пишется только после твердых согласных?

— Правило вы сформулировали и запомнили, можно на этом закончить урок?

— Как закрепить полученные знания?

— Какую цель вы поставите перед собой на этом этапе урока.

— Чтобы вы смогли сами применить правило на практике,давайте составим алгоритм действий:

(Парная работа. Дети обсуждают друг с другом свои варианты.)

1) Выделяю корень.

Определяю, какой согласный звук перед суффиксом;

2) Если мягкий согласный, кроме [ч’] – пишу -ёнок- (тигрёнок)

Если твёрдый согласный и [ч’] – пишу -онок- (волчонок).

-Сравните свои алгоритмы с алгоритмом в учебнике.

-Нет, т. к. после [ч’] пишется -онок-.

-Нет, т. к. еще и после [ч’].

— Нет, знания надо закрепить.

6).Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. 1.Применение алгоритма: (с комментирование возле доски)

2. Дифференцированная работа

1 группа – р. т. с 68 упр. № 1

2 группа – р. т. с. 69 упр. №2 (более сильные)

Проверка: по эталону с доски.

3. Дифференцированная работа.

Учебник стр. 121 упр. №1

1 ряд,3 ряд – работа в парах.

1 ряд – выписать слова с суффиксом -онок-;

3 ряд – выписать слова с суффиксом –ёнок-.

2 ряд- работа по вариантам :

1 вариант- выписать слова с суффиксом -онок-;

2 вариант — выписать слова с суффиксом –ёнок-.

Проверка: один ученик читает, остальные проверяют.

Когда вы слышите слова с

-енок- присесть, с -онок- подпрыгнуть

— Лосенок, теленок, галчонок, тигренок, бельчонок.

4. Игра «Редактор.»— исправить ошибки в словах.

— разобрать слова по составу. (по рядам)

-составить предложения с полученными словосочетаниями.

-онок-

-ёнок-

Цыпленок, слоненок, лисенок,

— Ученики исправляют ошибки и записывают слова правильно:

III. Рефлексивно-оценочный этап.

-Какую цель вы перед собой ставили?

— Удалось ли достичь цели?

— Оцените свою работу

2. Остались вопросы- ?

3. Ничего не понял — —

Дети оценивают свою работу на уроке.

2) Домашнее задание Выучить правило, стр. 122,

упр. 2 – по вариантам

1вариант – выписать слова с суффиксом енок.

2 вариант – выписать слова с суффиксом онок.

— Молодцы! Мне очень понравилось, как вы работали.

Спасибо за урок! Урок окончен. Дети записывают и разбирают домашнее задание.

Консультация «Писать красиво может каждый» Давайте зададимся вопросом : что такое письмо? Это способ передавать мысли, а красивое письмо – это еще и искусство, графика. Обучение красивому.

Фотоотчет «Мы учимся трудиться» Труд становится великим воспитателем, когда он входит в духовную жизнь наших воспитанников, дает радость дружбы и товарищества, развивает.

Лэпбук «Занимательная математика»: стихи про цифры, как писать цифры, состав чисел, посчитай, задания на логику и др. Обучение счёту, систематизированное и методически обоснованное Федеральным Государственным Образовательным Стандартом (ФГОС, входит в систему.

Методическая разработка. Учимся писать. Развитие мелкой моторики Чтобы ребенок смог легко научится писать, он должен быть определенным образом подготовлен. Необходимо хорошее развитие мелкой моторики:.

Методические рекомендации для учащихся «Как писать сочинение-рассуждение» * Прочитать внимательно (несколько раз) тему и определить ключевое слово, на которое необходимо опираться впоследствии. ПЛАН ДЕЙСТВИЙ ПРИ.

Методические рекомендации для учащихся «Как писать сочинительную часть изложения» * Прочитать вопрос и внимательно выделить только одну проблему (разобрать проблемы, отметить для себя ту, над которой можешь порассуждать,.

Конспект урока русского языка по развитию речи с элементами культуры речи во 2 классе «Азбука вежливости. Как писать письмо» Предмет: русский язык Тема учебного занятия: Развитие речи с элементами культуры речи. Азбука вежливости. Как писать письмо. Часть 2. Место.

Занятие «Учимся аргументировать» Что было бы, если бы. К детям приходит Фея с волшебной палочкой (игрушка) и говорит, что может превратить их в того, в кого они пожелают,.

Учимся любить природу Цель: формирование основ экологической культуры детей. Задачи по экологическому воспитанию: 1. Повышение уровня экологической культуры детей;.

Фотоотчет «Зачем писать письмо Деду Морозу?» Зачем писать письмо Деду Морозу? Все без исключения малыши с нетерпением ждут наступления того самого зимнего утра, когда каждый из них.

источники:

http://fb.ru/article/229200/slova-s-suffiksom—enok—onok—primeryi-slov-i-pravila

http://www.maam.ru/detskijsad/uchimsja-pisat-sufiksy-yonok-onok.html

Согласно обучающим школьным программам, период, когда дети изучают слова с суффиксом -енок, – 3 класс. Слова с данным суффиксом нередко вызывают затруднения в аспекте словообразования и написания.

Данные затруднения связаны, прежде всего, с фонетикой, а именно – при звучании буква -е- дает звук [о]. Например, слово “лисенок”, содержащее в суффиксе букву -е-, в транскрипции будет выглядеть так: [л`ис`онок]. Таким образом, буква -е- при звучании после мягкого согласного [с`] трансформируется в звук [о].

Поэтому важно при изучении данной темы уделить особое внимание вопросу образования новых слов с использованием указанных суффиксов, а также правильному выбору -о- и -е- в их написании.

Кроме четких правил, регламентирующих выбор суффикса в той или иной словообразовательной ситуации, существуют некоторые аспекты, определяющие употребление данного аффикса в плане смысловой нагрузки, которую он придает исходному слову. На это следует обратить особое внимание.

Новообразованные формы употребляются в зависимости от речевой ситуации и смыслового значения, которым наделяется образуемое слово.

слова с суффиксом енок примеры

Слова с суффиксом -онок/-енок: примеры

Примеры слов с суффиксом -онок:

  • галчонок;
  • медвежонок;
  • сычонок;
  • лягушонок;
  • бочонок;
  • курчонок;
  • турчонок;
  • зайчонок;
  • бельчонок;
  • крольчонок;
  • собачонок;
  • кукушонок;
  • стрижонок;
  • скворчонок;
  • черепашонок;
  • паучонок;
  • мышонок;
  • рачонок;
  • ежонок;
  • моржонок;
  • внучонок;
  • барсучонок;
  • казачонок;
  • верблюжонок;
  • мальчонок;
  • дьячонок;
  • индюшонок;
  • волчонок;
  • грачонок;
  • пастушонок;
  • китайчонок.

Примеры слов с суффиксом -енок:

  • утенок;
  • котенок;
  • зверенок;
  • совенок;
  • дьяволенок;
  • бесенок;
  • масленок;
  • опенок;
  • лисенок;
  • поросенок;
  • львенок;
  • гусенок;
  • козленок;
  • вороненок;
  • журавленок;
  • орленок;
  • слоненок;
  • лосенок;
  • кукленок;
  • цыпленок;
  • поваренок;
  • козленок;
  • кенгуренок;
  • аистенок;
  • крысенок;
  • олененок;
  • постреленок;
  • теленок;
  • тигренок.

слова с суффиксом енок

Употребление

Словообразовательные суффиксы -онок/-енок в большинстве случаев употребляются для создания слов мужского рода, обозначающих названия детенышей животных.

Данные аффиксы выполняют словообразовательную функцию и служат для создания новых слов с определенным лексическим значением.

Однако обозначение названий детенышей животных – не единственная функция, которую выполняют данные морфемы. Слова с суффиксами -енок и -онок имеют уменьшительно-ласкательное, либо пренебрежительное значение, и указывают на детскость, невзрослость обозначаемых понятий. Поэтому, прежде чем использовать слово с данным суффиксом, важно не только владеть правилами его написания, но и определить контекст речевой ситуации, в которой оно будет употреблено.

Например.

Исходное слово

Слова с суффиксом –енок – примеры слов

Лексическое значение нового слова

кот

котенок

детеныш кота

лиса

лисенок

детеныш лисы

заяц

зайчонок

детеныш зайца

белка

бельчонок

детеныш белки

пастух

пастушонок

представитель профессии «пастух» детского возраста

батрак

батрачонок

представитель профессии «батрак» детского возраста либо в пренебрежительном значении

китаец

китайчонок

ребенок, имеющий национальную принадлежность «китаец»

бочка

бочонок

емкость, имеющая меньший размер в отношении к исходному понятию

слова с суффиксом енок примеры слов

Названия животных с употреблением другой парадигмы слова

Словообразовательный суффикс -онок/-енок может употребляться для образования не всех названий детенышей животных. Например, существуют названия животных, для обозначения названий которых используется другая парадигма слова.

Например.

Животное

Название детеныша

баран

ягненок

лошадь

жеребенок

свинья

поросенок

курица

цыпленок

корова

теленок

слова с суффиксом енок 3 класс слова

Примеры названий животных, для образования которых нельзя использовать суффиксы -онок/-енок

Существуют названия животных, для обозначения детенышей которых нельзя использовать суффиксальный способ словообразования.

Например:

жираф – детеныш жирафа, бегемот – детеныш бегемота.

Не существует четкого правила, регламентирующего употребление или неупотребление данных суффиксов с конкретным словом. Основная причина здесь историческая. Поэтому такие слова следует просто запомнить, чтобы не допускать в дальнейшем ошибки в словообразовании.

какое слово с суффиксом енок

Правила образования слов при помощи суффикса -е (о)нок

Чтобы определить, какое слово с суффиксом –енок или с суффиксом -онок следует написать в том или ином случае, необходимо руководствоваться следующими правилами.

Слова с суффиксом -онок- пишутся:

В словах-названиях животных, основа которых заканчивается на шипящий, под ударением:

медведь – медвеж´онок

мышь – мыш´онок

еж – еж´онок

лягушка – лягуш´онок

Слова с суффиксом -енок пишутся:

В словах с основой на мягкий согласный (за исключением [ч`]):

Слова с суффиксом енок: примеры слов

Мягкий согласный

тигренок

тиг [р`] енок

лисенок

ли [с`] енок

бесенок

бе [с`] енок

кукленок

кук [л`] енок

Образование слов с суффиксами -онок/-енок

Чтобы составить слова с суффиксом -енок, необходимо отделить основу слова и, руководствуясь правилами образования новых слов, присоединить к ней нужный суффикс. Таким образом, схема образования новой словоформы выглядит так:

основа слова + суффикс -е (о) нок + окончание (при необходимости)

Исходное слово

Словообразовательная основа

Конечное слово

Выбор суффикса

сова

сов

совенок

Основа конечного слова оканчивается на мягкий не шипящий [в`] – словообразовательный суффикс -енок.

лось

лос

лосенок

Основа конечного слова оканчивается на мягкий не шипящий [с`] – словообразовательный суффикс -енок.

мышь

мыш

мышонок

Основа оканчивается на шипящий [ш] – словообразовательный суффикс –онок.

батрак

батрак

батрачонок

Основа оканчивается на шипящий [ч] – словообразовательный суффикс -онок.

Особое внимание при образовании новых слов следует обратить на чередование согласных букв в исходном и конечном слове.

Слова с суффиксом -енок: примеры слов с чередованием согласных в основе

Следует обратить внимание, что в некоторых случаях при образовании слов с данными аффиксами происходит чередование согласных звуков на морфемном шве. Так, чередуются:

1) Заднеязычные/шипящие: кролик – крольчонок, волк – волчонок.

2) Д/ж, д’/ж: медведь – медвежонок.

3) Парные твердые согласные/парные мягкие: лиса – лис`енок, кот – кот`енок.

составить слова с суффиксом енок

Алгоритм образования новых слов при помощи суффиксов -енок/-онок

Таким образом, для правильного написания слова, необходимо соблюдать следующую последовательность:

1) Выделяем основу исходного слова.

2) Определяем, на что оканчивается основа (какой согласный звук стоит перед суффиксом):

  • на шипящий – пишем суффикс -онок;
  • на мягкий не шипящий или [ч`] – пишем суффикс -енок.

Использование суффиксов -онок/-енок для образования слов, не обозначающих названия детенышей животных

В некоторых случаях данные суффиксы используются для образования слов, не обозначающих название детеныша животного.

В таких ситуациях данный суффикс может указывать на представителя определенной нации, социальной прослойки, профессиональну. принадлежность.

Однако, употребляя слово с данным аффиксом в конкретной речевой ситуации, следует помнить о некотором пренебрежительном значении, которое придает данная морфема.

Например:

  • пастух – пастушонок;
  • человек – ребенок;
  • повар – поваренок;
  • цыган – цыганенок;
  • зверь – зверенок;
  • китаец – китайчонок.

При выборе написания -е- или -о- в суффиксе для данного типа слов используется то же правило.

Склонение существительных с суффиксами -онок/-енок

Образуя от исходного слова при помощи присоединения к основе данного аффикса, мы получаем слово с суффиксом -енок и нулевым окончанием, либо ту же словоформу с суффиксом -онок.

Например:

  • слон – слоненок □;
  • кот – котенок □;
  • галка – галчонок □;
  • батрак – батрачонок □.

При склонении имен существительных, образованных при помощи данных суффиксов, происходит выпадение гласной «о».

Например:

бельчонок – бельчонка, ежонок – ежонка, дьяволенок – дьяволенка.

Иногда при образовании существительных происходит и выпадение корневой гласной, таким образом мы получаем слово, отличное по звуковом составу основы от исходного слова.

Например:

  • лев, но: львенок;
  • орел, но: орленок.

слово с суффиксом енок и нулевым окончанием

Образование множественного числа существительных с суффиксами -енок/-онок

При образовании множественного числа существительных, данный аффикс во множественном числе заменяется на -ат/-ят.

Например:

  • лев – львенок – Но: львята, львят;
  • мамонт – мамонтенок – Но: мамонтята, мамонтят;
  • еж – ежонок – Но: ежата, ежат;
  • кролик – крольчонок – Но: крольчата, крольчат.

При склонении слов во множественном числе после -ат/-ят употребляется окончание соответствующего падежа.

Например:

Падеж

Словоформа

Именительный

львята, ежата

Родительный

львят, ежат

Дательный

львятам, ежатам

Винительный

львят, ежат

Творительный

львятами, ежатами

Предложный

львятах, ежатах

Данное правило применяется только к словам, обозначающим названия детенышей, а также к словам опенок (опята, опят) и масленок (маслята, маслят). На другие слова с данным суффиксом это правило не распространяется.

Сравните:

бочка – бочонок – Но: бочонки, бочонков.

Падеж

Словоформа

Именительный

бочонки

Родительный

бочонков

Дательный

бочонкам

Винительный

бочонки

Творительный

бочонками

Предложный

бочонках

Таким образом, правило употребления суффиксов -онок/-енок несложны. Единственная проблема может возникнуть с запоминанием слов, неподдающихся словообразовательным правилам.

Суффикс -онок- пишет­ся после твер­дых соглас­ных и шипя­щих кор­ня суще­стви­тель­ных, суф­фикс -ёнок — после мяг­ких соглас­ных, кро­ме «ч», в назва­ни­ях птен­цов и дете­ны­шей живот­ных.

В рус­ском язы­ке назва­ния птен­цов и дете­ны­шей живот­ных обра­зу­ют­ся с помо­щью суф­фик­са -онок-/-ёнок-, напри­мер:

  • лев — львё­нок (львёнок — корень/суффикс/окончание),
  • бар­сук — бар­су­чо­нок (бар­сучонок — корень/суффикс/окончание).

Как выбрать в сло­ве нуж­ный вари­ант суф­фик­са, -онок- или -ёнок-?

Чтобы отве­тить на этот вопрос, вна­ча­ле вспом­ним, что такое суф­фикс и какое зна­че­ние он име­ет в сло­ве.

Суффикс — это зна­чи­мая часть сло­ва, кото­рая нахо­дит­ся после кор­ня и слу­жит для обра­зо­ва­ния слов.

Правописание суффикса -ёнок-

А теперь обра­зу­ем новые сло­ва, назва­ния птен­цов и дете­ны­шей живот­ных, с помо­щью суф­фик­са -ёнок-:

  • рысь — рысё­нок, воро­на — воро­нё­нок,
  • олень — оле­нё­нок, стра­ус — стра­у­сё­нок,
  • козел — коз­лё­нок, гусь — гусё­нок,
  • слон — сло­нё­нок, утка — утё­нок,
  • кен­гу­ру — кен­гу­рё­нок, соло­вей — соло­вьё­нок.

Обратим вни­ма­ние, что суф­фикс -ёнок- упо­треб­ля­ет­ся в напи­са­нии суще­стви­тель­ных после мяг­ких соглас­ных кор­ня, кро­ме все­гда мяг­ко­го [ч’].

Правописание суффикса -онок-

Обратимся к суф­фик­су -онок- и полу­чим с его помо­щью новые суще­стви­тель­ные:

  • волк — волчонок, скво­рец — скворчонок,
  • бар­сук — бар­сучонок, соро­ка — сорочонок,
  • вер­блюд — верб­люжонок, стриж — стрижонок,
  • ёж — ежонок, уж — ужонок,
  • мышь — мышонок, индюк — индюшонок.

Теперь посмот­рим, после каких глас­ных кор­ня слов пишет­ся под уда­ре­ни­ем дан­ный суф­фикс. Как видим, это шипя­щие соглас­ные — все­гда твер­дые зву­ки [ж], [ш] и все­гда мяг­кий звук [ч’].

Вывод

Суффикс -ёнок- пишет­ся после мяг­ких соглас­ных кор­ня слов, кро­ме [ч’], а суф­фикс -онок- — после твер­дых соглас­ных и шипя­щих «ж», «ш», «ч».

Чтобы выбрать нуж­ный вари­ант суф­фик­са, вос­поль­зу­ем­ся сле­ду­ю­щим алго­рит­мом:

  1. выде­лим корень в сло­ве,
  2. посмот­рим, на какой соглас­ный он закан­чи­ва­ет­ся,
  3. после твер­до­го соглас­но­го и шипя­щих «ж», «ш», «ч» кор­ня суще­стви­тель­ных под уда­ре­ни­ем напи­шем суф­фикс -онок-, после любо­го мяг­ко­го соглас­но­го, кро­ме «ч», напи­шем -ёнок-.

Правило

Подробно, как поша­го­во поль­зо­вать­ся этим пра­ви­лом, про­чи­та­ем в ста­тьях о пра­во­пи­са­нии слов «зай­чо­нок» и «бель­чо­нок«.

Добавить комментарий