Суффикс -онок- пишется после твердых согласных и шипящих корня существительных, суффикс -ёнок- — после мягких согласных, кроме «ч», в названиях птенцов и детенышей животных.
В русском языке названия птенцов и детенышей животных образуются с помощью суффикса -онок-/-ёнок-, например:
- лев — львёнок (львёнок — корень/суффикс/окончание);
- барсук — барсучонок (барсучонок — корень/суффикс/окончание).
Как выбрать в слове нужный вариант суффикса, -онок- или -ёнок-?
Чтобы ответить на этот вопрос, вначале вспомним, что такое суффикс и какое значение он имеет в слове.
Определение
Суффикс — это значимая часть слова, которая находится после корня и служит для образования слов.
Правописание суффикса -ёнок-
А теперь образуем новые слова, названия птенцов и детенышей животных, с помощью суффикса -ёнок-:
рысь — рысёнок | ворона — воронёнок |
олень — оленёнок | страус — страусёнок |
козел — козлёнок | гусь — гусёнок |
слон — слонёнок | утка — утёнок |
кенгуру — кенгурёнок | соловей — соловьёнок |
Важно!
Обратим внимание, что суффикс -ёнок- употребляется в написании существительных после мягких согласных корня, кроме всегда мягкого [ч’].
Правописание суффикса -онок-
Обратимся к суффиксу -онок- и получим с его помощью новые существительные:
волк — волчонок | скворец — скворчонок |
барсук — барсучонок | сорока — сорочонок |
верблюд — верблюжонок | стриж — стрижонок |
ёж — ежонок | уж — ужонок |
мышь — мышонок | индюк — индюшонок |
Теперь посмотрим, после каких гласных корня слов пишется под ударением данный суффикс. Как видим, это шипящие согласные — всегда твердые звуки [ж], [ш] и всегда мягкий звук [ч’].
Вывод
Суффикс -ёнок- пишется после мягких согласных корня слов, кроме [ч’], а суффикс -онок- — после твердых согласных и шипящих «ж», «ш», «ч».
Чтобы выбрать нужный вариант суффикса, воспользуемся следующим алгоритмом:
- выделим корень в слове;
- посмотрим, на какой согласный он заканчивается;
- после твердого согласного и шипящих «ж», «ш», «ч» корня существительных под ударением напишем суффикс -онок-, после любого мягкого согласного, кроме «ч», напишем -ёнок-.
Дополнительный материал
Подробно, как пошагово пользоваться этим правилом, прочитаем в статьях о правописании слов зайчонок и бельчонок.
Тест
Средняя оценка: 4.4.
Проголосовало: 55
В русском языке суффикс существительных -онок пишется под ударением после шипящих ж, ш, ч, щ: галчонок, волчонок, бочонок, ежонок, ужонок, индюшонок, ершонок, мышонок, пастушонок. Суффикс -ёнок после шипящих не пишется. А в остальных случаях после согласных пишется суффикс -ёнок, например: жеребёнок, телёнок, лисёнок, котёнок, ребёнок. Вот собственно и все правило. автор вопроса выбрал этот ответ лучшим У м к а 6 лет назад Чередующийся суффикс “онок” и “ёнок” лёгок в определении, поскольку для его написания важно проанализировать слово и всего лишь определить свойство впереди стоящей буквы, то есть буквы которая расположена перед данным суффиксом. 88SkyWalker88 6 лет назад В суффиксах и окончаниях после шипящих действует такое правило: если гласная под ударением, то пишем О. Например, волчонок, медвежонок. если гласная не под ударением, то пишем Е. Например: чайничек. Если суффикс идет не после шипящих, то употребляем ё. Например: тигрёнок, телёнок. Zolotynka 7 лет назад Нужно запомнить, что: суффикс ёнок пишется:
Суффикс онок:
В качестве примера можно привести следующие слова: бочонок, верблюжонок, лягушонок. То есть, для правильного написания первое, что необходимо сделать – выделить корень и определить суффикс. Кроме того, нужно иметь в ввиду, что основное предназначение данных суффиксов – образование уменьшительно-ласкательных форм (реже – пренебрежительных). У Михаила Шолохова в повести “Нахаленок” главного героя деревенские ребята дразнили – “коммуненок”). reparcam 7 лет назад Такие суффиксы как “онок” и “ёнок” нужны в русском языке для определения детёнышей различных животных и человека. Есть несколько правил где и как применять тот или иной суффикс: Ну во-первых не все детёныши имеют такие суффиксы, например у улитки детёныш будет – ребёнок улитки. Во-вторых есть детёныши, у которых нет этих суффиксов, так например у собаки – щенОК. Да и не у всех детёнышей совпадают корни с родителями, так например “поросЁНОК” это ребёнок свиньи. Далее у кого в слове перед этими суффиксами вырисовывается буква: ч, ж, ш – надо ставить суффикс “онок”, но в произношении всё-равно слышится “ёнок”. moreljuba 7 лет назад Согласно правил русского языка, мы будем писать суффикс “онок” после шипящих букв щ, ч, ж, ш. Например: медвежонок, волчонок, зайчонок. Во всех остальных случаях под ударением пишем суффикс “ёнок”. Например: котёнок, тигрёнок, орлёнок. Это правило очень легко запоминается. Limitless 6 лет назад Применение суффикса “онок” или “ёнок” напрямую зависит от того какая перед ним идёт буква, вернее от её мягкости и твёрдости. Если имеем дело с твёрдой согласной, а также “ч”, то смело пиши “окон”. Во всех остальных случаях следует писать “ёнок”. Марлена 7 лет назад Суффикс “онок” пишется в том случае если до него стоят согласные – щ, ч, ж, ш. Волчоно к примеру. Суффикс “ёнок” пишется в остальных случаях. Пример: теленок, котенок и другие. Нужно всего лишь запомнить правило. Lolitushka 6 лет назад При помощи данных суффиксов в русском языке чаще всего образуются названия детенышей животных, птиц: оленёнок, галчонок, лягушонок и т.д. Если возникает затруднение в написании этих суффиксов, то необходимо посмотреть, какой согласный находится перед суффиксом и применить такое правило: Alen4uk 6 лет назад Всегда вызывает затруднение написание указанных суффиксов. Для того, чтобы их правильно писать стоит запомнить несложное правило. Суффикс “онок” всегда пиши после “ж”, “ч”, “щ”, “ш”. Например, зайчонок, медвежонок. В остальных случаях смело пиши суффикс “енок”. Тигренок, котенок. Знаете ответ? |
Правописание суффиксов -oнок- и -ёнок- в словах
Суффикс -онок- пишется после твердых согласных и шипящих корня существительных, суффикс -ёнок- — после мягких согласных, кроме «ч», в названиях птенцов и детенышей животных.
В русском языке названия птенцов и детенышей животных образуются с помощью суффикса -онок-/-ёнок-, например:
- лев — львёнок ( льв ёнок — корень/суффикс/окончание);
- барсук — барсучонок ( барсуч онок — корень/суффикс/окончание).
Чтобы ответить на этот вопрос, вначале вспомним, что такое суффикс и какое значение он имеет в слове.
Правописание суффикса -ёнок-
А теперь образуем новые слова, названия птенцов и детенышей животных, с помощью суффикса -ёнок-:
рысь — рысёнок | ворона — воронёнок |
олень — оленёнок | страус — страусёнок |
козел — козлёнок | гусь — гусёнок |
слон — слонёнок | утка — утёнок |
кенгуру — кенгурёнок | соловей — соловьёнок |
Правописание суффикса -онок-
Обратимся к суффиксу -онок- и получим с его помощью новые существительные:
волк — вол ч онок | скворец — сквор ч онок |
барсук — барсу ч онок | сорока — соро ч онок |
верблюд — верблю ж онок | стриж — стри ж онок |
ёж — е ж онок | уж — у ж онок |
мышь — мы ш онок | индюк — индю ш онок |
Теперь посмотрим, после каких гласных корня слов пишется под ударением данный суффикс. Как видим, это шипящие согласные — всегда твердые звуки [ ж ], [ ш ] и всегда мягкий звук [ ч’ ].
Вывод
Суффикс -ёнок- пишется после мягких согласных корня слов, кроме [ч’], а суффикс -онок- — после твердых согласных и шипящих «ж», «ш», «ч».
Чтобы выбрать нужный вариант суффикса, воспользуемся следующим алгоритмом:
- выделим корень в слове;
- посмотрим, на какой согласный он заканчивается;
- после твердого согласного и шипящих «ж», «ш», «ч» корня существительных под ударением напишем суффикс -онок-, после любого мягкого согласного, кроме «ч», напишем -ёнок-.
Слова с суффиксом -енок-, -онок-: примеры слов и правила
Согласно обучающим школьным программам, период, когда дети изучают слова с суффиксом -енок, – 3 класс. Слова с данным суффиксом нередко вызывают затруднения в аспекте словообразования и написания.
Данные затруднения связаны, прежде всего, с фонетикой, а именно — при звучании буква -е- дает звук [о]. Например, слово «лисенок», содержащее в суффиксе букву -е-, в транскрипции будет выглядеть так: [л`ис`онок]. Таким образом, буква -е- при звучании после мягкого согласного [с`] трансформируется в звук [о].
Поэтому важно при изучении данной темы уделить особое внимание вопросу образования новых слов с использованием указанных суффиксов, а также правильному выбору -о- и -е- в их написании.
Кроме четких правил, регламентирующих выбор суффикса в той или иной словообразовательной ситуации, существуют некоторые аспекты, определяющие употребление данного аффикса в плане смысловой нагрузки, которую он придает исходному слову. На это следует обратить особое внимание.
Новообразованные формы употребляются в зависимости от речевой ситуации и смыслового значения, которым наделяется образуемое слово.
Слова с суффиксом -онок/-енок: примеры
Примеры слов с суффиксом -онок:
- галчонок;
- медвежонок;
- сычонок;
- лягушонок;
- бочонок;
- курчонок;
- турчонок;
- зайчонок;
- бельчонок;
- крольчонок;
- собачонок;
- кукушонок;
- стрижонок;
- скворчонок;
- черепашонок;
- паучонок;
- мышонок;
- рачонок;
- ежонок;
- моржонок;
- внучонок;
- барсучонок;
- казачонок;
- верблюжонок;
- мальчонок;
- дьячонок;
- индюшонок;
- волчонок;
- грачонок;
- пастушонок;
- китайчонок.
Примеры слов с суффиксом -енок:
- утенок;
- котенок;
- зверенок;
- совенок;
- дьяволенок;
- бесенок;
- масленок;
- опенок;
- лисенок;
- поросенок;
- львенок;
- гусенок;
- козленок;
- вороненок;
- журавленок;
- орленок;
- слоненок;
- лосенок;
- кукленок;
- цыпленок;
- поваренок;
- козленок;
- кенгуренок;
- аистенок;
- крысенок;
- олененок;
- постреленок;
- теленок;
- тигренок.
Употребление
Словообразовательные суффиксы -онок/-енок в большинстве случаев употребляются для создания слов мужского рода, обозначающих названия детенышей животных.
Данные аффиксы выполняют словообразовательную функцию и служат для создания новых слов с определенным лексическим значением.
Однако обозначение названий детенышей животных — не единственная функция, которую выполняют данные морфемы. Слова с суффиксами -енок и -онок имеют уменьшительно-ласкательное, либо пренебрежительное значение, и указывают на детскость, невзрослость обозначаемых понятий. Поэтому, прежде чем использовать слово с данным суффиксом, важно не только владеть правилами его написания, но и определить контекст речевой ситуации, в которой оно будет употреблено.
Учимся писать суффиксы «-Ёнок», «-Онок»
Коломыцева Елена Геннадиевна
Учимся писать суффиксы «-Ёнок», «-Онок»
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Предмет: русский язык
Программа: УМК «Начальная школа XXI века»
Тема: Учимся писать суффиксы -ёнок-,-онок-
Тип урока: урок изучения нового материала
Цель: создание условий для усвоения правописания суффиксов существительных -ёнок-,-онок-
Задачи:1. Формировать умения грамотно писать суффиксы -ёнок-, -онок-;
2. Способствовать развитию орфографической зоркости, логического мышления;
3. Совершенствовать навык самостоятельной работы и работы в парах;
4. Способствовать воспитанию культуры учебного труда, интереса к предмету через ситуацию успеха и взаимодоверия.
• организация наблюдения за написанием суффиксов -онок-, -енок-;
• знакомство с правилом написания;
• отработка алгоритма применения правила.
Познавательные: • формирование учебной мотивации, адекватной самооценки.
• формирование умения структурировать знания, учить делать выводы и обобщения;
• поиск и выделение необходимой информации;
• формирование способности принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности;
• контроль и оценка учебных действий;
• развитие навыков коллективного сотрудничества со сверстниками и учителем, умения выражать свои мысли;
• формирование умения слушать и вступать в диалог, выражать свои мысли, работать в паре.
Название этапа Деятельность учителя Деятельность учащихся
I. Мотивационно-ориенировочный этап
Мотивация. -Здравствуйте, ребята начнем урок русского языка.
Он пойдет ребятам впрок,
Постарайтесь все понять,
Учитесь тайны открывать,
Ответы полные давать,
Чтоб за работу получать
Только лишь отметку «пять»!
-Давайте пожелаем друг другу успеха на сегодняшнем уроке:
и везде! Дети настраиваются на активную работу на уроке.
2)Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.
1. Пальчиковая гимнастика.
-Дружат в нашем классе девочки и мальчики
(пальцы рук соединяются в замок)
-Мы с тобой подружим маленькие пальчики
(ритмичное касание пальцев обеих рук)
-Раз, два, три, четыре, пять
(ритмичное касание пальцев обеих рук)
-Начинай считать опять.
-Раз, два, три, четыре, пять
Мы закончили считать.
(руки вниз, встряхните кистями.)
2. Минутка чистописания.
Расшифруйте, с какими буквами сегодня мы будем работать на минутке чистописания:
-эта буква обозначает согласный звук, он бывает только твердым, звонким, встречается в словах дружба, жук, ужин.
— эта буква обозначает звук, в слове чувствовать стоит в начале слова.
— эта буква обозначает звук, который в слове карандаш стоит в конце корня.
-Пропишем эти буквы.
-Что объединяет эти буквы?
Какая буква лишняя?
3. Словарная работа.
Д…ревня,к…ртина,б…реза, к…ньки, в…рона, з…яц, р…сунок, м…дведь.
-На какие две группы можно разделить эти слова?
-девочки – выпишите слова, которые начинаются с мягких согласных,
-мальчики- выпишите слова, которые начинаются с твердых согласных. Подчеркните орфограмму, поставьте ударение.
4. Самостоятельная работа.
(пока идет словарная работа, 3 ученика работают самостоятельно возле доски).
1ученик- вставить пропущенные буквы, подобрать проверочные слова.
2 ученик- вставить пропущенные буквы, подобрать проверочные слова.
3 ученик- вставить пропущенные буквы, подобрать проверочные слова.
Проверка: ученик называет орфограмму, букву, которую вставил, проверочное слово, остальные ученики сигналами показывают, правильно выполнена работа или нет.
5. Фронтальная беседа.
— Что объединяет словарные слова?
-Что такое имя существительное?
— Что вы знаете об имени существительном?
-Назовите одушевленные имена существительные, которые встретились в словарной работе.
— В какой части слова находятся орфограммы, которые мы повторяли?
— Что такое корень?
— Что в себе содержит корень?
-Какие еще части слова знаете?
-Что такое окончание?
-Для чего служит окончание?
— Какую часть слова называют суффиксом?
— Для чего служит суффикс?
— Образуйте от данных словарных слов уменьшительно-ласкательные существительные.
-Как образовались эти слова?
-Давайте определим с помощью какого суффикса образовались новые слова? Что для этого нужно сделать?
— делает разбор по составу,определяем суффиксы.
6. Самостоятельная работа.
(пока идет фронтальная работа, 1 ученик работает возле доски)
-Подобрать слова к схемам:
Грибок метро водный школа кино день
Проверка: ученик читает слова к каждой схеме, остальные ученики сигналами показывают, правильно выполнена работа или допущены ошибки.
Ученики выполняют движения руками, разминают пальчики для письма.
Ж ч ш ж ч ш ж ч ш
Ч- обозначает мягкий согласный, ж,ш- всегда твердые.
Начинаются на мягкие и твердые согласные.
Деревня, береза, рисунок, медведь.
Картина, коньки, ворона, заяц.
— это имена существительные.
-это часть речи, которая обозначает название предмета и отвечает на вопросы «кто? Что?»
-имя сущ. бывают собственные и нарицательные, одушевленные и неодушевленные.
— медведь, ворона, заяц.
— это общая часть родственных слов.
— окончание, суффикс.
— изменяемая часть слова, которая служит для связи слов в предложении.
-часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов.
-медвежонок, зайчонок, вороненок
— с помощью суффиксов.
Выделить окончание, корень, а затем определить суффикс.
Школа грибок метро
День водный кино
3).Определение темы урока.
-Итак, с помощью каких суффиксов можно образовать названия детенышей?
-Вызвало у вас затруднение, какой суффикс нужно написать?
-Значит это ошибочное место.
В какой части слова мы засомневались?
— Определите тему нашего урока.
-Какую цель перед собой поставим?
— в суффиксе
-Правописание суффиксов –онок-, -ёнок-.
Должны научиться писать слова с суффиксами -онок-, ёнок-.
– Познакомиться с правилом, используя которое можно правильно писать слова с суффиксами –онок–и –ёнок–.)
4).Выявление места и причины затруднения
-Как мы можем узнать об этом?
— Какой путь вы выбираете?
— Давайте определим, когда же пишется суффикс -ёнок-, а когда – -онок-
Гра «Назови детеныша!»
(Слова появляются на доске)
— Давайте побудем в роли исследователей.
— Обратите внимание на букву перед суффиксом.
— Какой вывод можем сделать?
после мягких согласных, кроме
пишется суффикс -ёнок-.
После твёрдых согласных и ч пишется суффикс -онок-.
-Давайте проверим правильно ли мы сделали вывод.
сравним с правилом в учебнике.
Физминутка – Можно прочитать правило в учебнике. Можно самим вывести это правило.)
Тигрёнок – суффикс –ёнок-, перед суффиксом стоит мягкий согласный звук р. И т. д.
Читаем хором правило.
5).Построение проекта выхода из затруднения
Проверим, как вы запомнили правило.
— Можно ли сказать, что после всех мягких согласных пишется суффикс -енок-?
— Можно ли сказать, что суффикс -онок- пишется только после твердых согласных?
— Правило вы сформулировали и запомнили, можно на этом закончить урок?
— Как закрепить полученные знания?
— Какую цель вы поставите перед собой на этом этапе урока.
— Чтобы вы смогли сами применить правило на практике,давайте составим алгоритм действий:
(Парная работа. Дети обсуждают друг с другом свои варианты.)
1) Выделяю корень.
Определяю, какой согласный звук перед суффиксом;
2) Если мягкий согласный, кроме [ч’] – пишу -ёнок- (тигрёнок)
Если твёрдый согласный и [ч’] – пишу -онок- (волчонок).
-Сравните свои алгоритмы с алгоритмом в учебнике.
-Нет, т. к. после [ч’] пишется -онок-.
-Нет, т. к. еще и после [ч’].
— Нет, знания надо закрепить.
6).Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. 1.Применение алгоритма: (с комментирование возле доски)
2. Дифференцированная работа
1 группа – р. т. с 68 упр. № 1
2 группа – р. т. с. 69 упр. №2 (более сильные)
Проверка: по эталону с доски.
3. Дифференцированная работа.
Учебник стр. 121 упр. №1
1 ряд,3 ряд – работа в парах.
1 ряд – выписать слова с суффиксом -онок-;
3 ряд – выписать слова с суффиксом –ёнок-.
2 ряд- работа по вариантам :
1 вариант- выписать слова с суффиксом -онок-;
2 вариант — выписать слова с суффиксом –ёнок-.
Проверка: один ученик читает, остальные проверяют.
Когда вы слышите слова с
-енок- присесть, с -онок- подпрыгнуть
— Лосенок, теленок, галчонок, тигренок, бельчонок.
4. Игра «Редактор.»— исправить ошибки в словах.
— разобрать слова по составу. (по рядам)
-составить предложения с полученными словосочетаниями.
-онок-
-ёнок-
Цыпленок, слоненок, лисенок,
— Ученики исправляют ошибки и записывают слова правильно:
III. Рефлексивно-оценочный этап.
-Какую цель вы перед собой ставили?
— Удалось ли достичь цели?
— Оцените свою работу
2. Остались вопросы- ?
3. Ничего не понял — —
Дети оценивают свою работу на уроке.
2) Домашнее задание Выучить правило, стр. 122,
упр. 2 – по вариантам
1вариант – выписать слова с суффиксом енок.
2 вариант – выписать слова с суффиксом онок.
— Молодцы! Мне очень понравилось, как вы работали.
Спасибо за урок! Урок окончен. Дети записывают и разбирают домашнее задание.
Консультация «Писать красиво может каждый» Давайте зададимся вопросом : что такое письмо? Это способ передавать мысли, а красивое письмо – это еще и искусство, графика. Обучение красивому.
Фотоотчет «Мы учимся трудиться» Труд становится великим воспитателем, когда он входит в духовную жизнь наших воспитанников, дает радость дружбы и товарищества, развивает.
Лэпбук «Занимательная математика»: стихи про цифры, как писать цифры, состав чисел, посчитай, задания на логику и др. Обучение счёту, систематизированное и методически обоснованное Федеральным Государственным Образовательным Стандартом (ФГОС, входит в систему.
Методическая разработка. Учимся писать. Развитие мелкой моторики Чтобы ребенок смог легко научится писать, он должен быть определенным образом подготовлен. Необходимо хорошее развитие мелкой моторики:.
Методические рекомендации для учащихся «Как писать сочинение-рассуждение» * Прочитать внимательно (несколько раз) тему и определить ключевое слово, на которое необходимо опираться впоследствии. ПЛАН ДЕЙСТВИЙ ПРИ.
Методические рекомендации для учащихся «Как писать сочинительную часть изложения» * Прочитать вопрос и внимательно выделить только одну проблему (разобрать проблемы, отметить для себя ту, над которой можешь порассуждать,.
Конспект урока русского языка по развитию речи с элементами культуры речи во 2 классе «Азбука вежливости. Как писать письмо» Предмет: русский язык Тема учебного занятия: Развитие речи с элементами культуры речи. Азбука вежливости. Как писать письмо. Часть 2. Место.
Занятие «Учимся аргументировать» Что было бы, если бы. К детям приходит Фея с волшебной палочкой (игрушка) и говорит, что может превратить их в того, в кого они пожелают,.
Учимся любить природу Цель: формирование основ экологической культуры детей. Задачи по экологическому воспитанию: 1. Повышение уровня экологической культуры детей;.
Фотоотчет «Зачем писать письмо Деду Морозу?» Зачем писать письмо Деду Морозу? Все без исключения малыши с нетерпением ждут наступления того самого зимнего утра, когда каждый из них.
источники:
http://fb.ru/article/229200/slova-s-suffiksom—enok—onok—primeryi-slov-i-pravila
http://www.maam.ru/detskijsad/uchimsja-pisat-sufiksy-yonok-onok.html
Согласно обучающим школьным программам, период, когда дети изучают слова с суффиксом -енок, – 3 класс. Слова с данным суффиксом нередко вызывают затруднения в аспекте словообразования и написания.
Данные затруднения связаны, прежде всего, с фонетикой, а именно – при звучании буква -е- дает звук [о]. Например, слово “лисенок”, содержащее в суффиксе букву -е-, в транскрипции будет выглядеть так: [л`ис`онок]. Таким образом, буква -е- при звучании после мягкого согласного [с`] трансформируется в звук [о].
Поэтому важно при изучении данной темы уделить особое внимание вопросу образования новых слов с использованием указанных суффиксов, а также правильному выбору -о- и -е- в их написании.
Кроме четких правил, регламентирующих выбор суффикса в той или иной словообразовательной ситуации, существуют некоторые аспекты, определяющие употребление данного аффикса в плане смысловой нагрузки, которую он придает исходному слову. На это следует обратить особое внимание.
Новообразованные формы употребляются в зависимости от речевой ситуации и смыслового значения, которым наделяется образуемое слово.
Слова с суффиксом -онок/-енок: примеры
Примеры слов с суффиксом -онок:
- галчонок;
- медвежонок;
- сычонок;
- лягушонок;
- бочонок;
- курчонок;
- турчонок;
- зайчонок;
- бельчонок;
- крольчонок;
- собачонок;
- кукушонок;
- стрижонок;
- скворчонок;
- черепашонок;
- паучонок;
- мышонок;
- рачонок;
- ежонок;
- моржонок;
- внучонок;
- барсучонок;
- казачонок;
- верблюжонок;
- мальчонок;
- дьячонок;
- индюшонок;
- волчонок;
- грачонок;
- пастушонок;
- китайчонок.
Примеры слов с суффиксом -енок:
- утенок;
- котенок;
- зверенок;
- совенок;
- дьяволенок;
- бесенок;
- масленок;
- опенок;
- лисенок;
- поросенок;
- львенок;
- гусенок;
- козленок;
- вороненок;
- журавленок;
- орленок;
- слоненок;
- лосенок;
- кукленок;
- цыпленок;
- поваренок;
- козленок;
- кенгуренок;
- аистенок;
- крысенок;
- олененок;
- постреленок;
- теленок;
- тигренок.
Употребление
Словообразовательные суффиксы -онок/-енок в большинстве случаев употребляются для создания слов мужского рода, обозначающих названия детенышей животных.
Данные аффиксы выполняют словообразовательную функцию и служат для создания новых слов с определенным лексическим значением.
Однако обозначение названий детенышей животных – не единственная функция, которую выполняют данные морфемы. Слова с суффиксами -енок и -онок имеют уменьшительно-ласкательное, либо пренебрежительное значение, и указывают на детскость, невзрослость обозначаемых понятий. Поэтому, прежде чем использовать слово с данным суффиксом, важно не только владеть правилами его написания, но и определить контекст речевой ситуации, в которой оно будет употреблено.
Например.
Исходное слово |
Слова с суффиксом –енок – примеры слов |
Лексическое значение нового слова |
кот |
котенок |
детеныш кота |
лиса |
лисенок |
детеныш лисы |
заяц |
зайчонок |
детеныш зайца |
белка |
бельчонок |
детеныш белки |
пастух |
пастушонок |
представитель профессии «пастух» детского возраста |
батрак |
батрачонок |
представитель профессии «батрак» детского возраста либо в пренебрежительном значении |
китаец |
китайчонок |
ребенок, имеющий национальную принадлежность «китаец» |
бочка |
бочонок |
емкость, имеющая меньший размер в отношении к исходному понятию |
Названия животных с употреблением другой парадигмы слова
Словообразовательный суффикс -онок/-енок может употребляться для образования не всех названий детенышей животных. Например, существуют названия животных, для обозначения названий которых используется другая парадигма слова.
Например.
Животное |
Название детеныша |
баран |
ягненок |
лошадь |
жеребенок |
свинья |
поросенок |
курица |
цыпленок |
корова |
теленок |
Примеры названий животных, для образования которых нельзя использовать суффиксы -онок/-енок
Существуют названия животных, для обозначения детенышей которых нельзя использовать суффиксальный способ словообразования.
Например:
жираф – детеныш жирафа, бегемот – детеныш бегемота.
Не существует четкого правила, регламентирующего употребление или неупотребление данных суффиксов с конкретным словом. Основная причина здесь историческая. Поэтому такие слова следует просто запомнить, чтобы не допускать в дальнейшем ошибки в словообразовании.
Правила образования слов при помощи суффикса -е (о)нок
Чтобы определить, какое слово с суффиксом –енок или с суффиксом -онок следует написать в том или ином случае, необходимо руководствоваться следующими правилами.
Слова с суффиксом -онок- пишутся:
В словах-названиях животных, основа которых заканчивается на шипящий, под ударением:
медведь – медвеж´онок
мышь – мыш´онок
еж – еж´онок
лягушка – лягуш´онок
Слова с суффиксом -енок пишутся:
В словах с основой на мягкий согласный (за исключением [ч`]):
Слова с суффиксом енок: примеры слов |
Мягкий согласный |
тигренок |
тиг [р`] енок |
лисенок |
ли [с`] енок |
бесенок |
бе [с`] енок |
кукленок |
кук [л`] енок |
Образование слов с суффиксами -онок/-енок
Чтобы составить слова с суффиксом -енок, необходимо отделить основу слова и, руководствуясь правилами образования новых слов, присоединить к ней нужный суффикс. Таким образом, схема образования новой словоформы выглядит так:
основа слова + суффикс -е (о) нок + окончание (при необходимости)
Исходное слово |
Словообразовательная основа |
Конечное слово |
Выбор суффикса |
сова |
сов |
совенок |
Основа конечного слова оканчивается на мягкий не шипящий [в`] – словообразовательный суффикс -енок. |
лось |
лос |
лосенок |
Основа конечного слова оканчивается на мягкий не шипящий [с`] – словообразовательный суффикс -енок. |
мышь |
мыш |
мышонок |
Основа оканчивается на шипящий [ш] – словообразовательный суффикс –онок. |
батрак |
батрак |
батрачонок |
Основа оканчивается на шипящий [ч] – словообразовательный суффикс -онок. |
Особое внимание при образовании новых слов следует обратить на чередование согласных букв в исходном и конечном слове.
Слова с суффиксом -енок: примеры слов с чередованием согласных в основе
Следует обратить внимание, что в некоторых случаях при образовании слов с данными аффиксами происходит чередование согласных звуков на морфемном шве. Так, чередуются:
1) Заднеязычные/шипящие: кролик – крольчонок, волк – волчонок.
2) Д/ж, д’/ж: медведь – медвежонок.
3) Парные твердые согласные/парные мягкие: лиса – лис`енок, кот – кот`енок.
Алгоритм образования новых слов при помощи суффиксов -енок/-онок
Таким образом, для правильного написания слова, необходимо соблюдать следующую последовательность:
1) Выделяем основу исходного слова.
2) Определяем, на что оканчивается основа (какой согласный звук стоит перед суффиксом):
- на шипящий – пишем суффикс -онок;
- на мягкий не шипящий или [ч`] – пишем суффикс -енок.
Использование суффиксов -онок/-енок для образования слов, не обозначающих названия детенышей животных
В некоторых случаях данные суффиксы используются для образования слов, не обозначающих название детеныша животного.
В таких ситуациях данный суффикс может указывать на представителя определенной нации, социальной прослойки, профессиональну. принадлежность.
Однако, употребляя слово с данным аффиксом в конкретной речевой ситуации, следует помнить о некотором пренебрежительном значении, которое придает данная морфема.
Например:
- пастух – пастушонок;
- человек – ребенок;
- повар – поваренок;
- цыган – цыганенок;
- зверь – зверенок;
- китаец – китайчонок.
При выборе написания -е- или -о- в суффиксе для данного типа слов используется то же правило.
Склонение существительных с суффиксами -онок/-енок
Образуя от исходного слова при помощи присоединения к основе данного аффикса, мы получаем слово с суффиксом -енок и нулевым окончанием, либо ту же словоформу с суффиксом -онок.
Например:
- слон – слоненок □;
- кот – котенок □;
- галка – галчонок □;
- батрак – батрачонок □.
При склонении имен существительных, образованных при помощи данных суффиксов, происходит выпадение гласной «о».
Например:
бельчонок – бельчонка, ежонок – ежонка, дьяволенок – дьяволенка.
Иногда при образовании существительных происходит и выпадение корневой гласной, таким образом мы получаем слово, отличное по звуковом составу основы от исходного слова.
Например:
- лев, но: львенок;
- орел, но: орленок.
Образование множественного числа существительных с суффиксами -енок/-онок
При образовании множественного числа существительных, данный аффикс во множественном числе заменяется на -ат/-ят.
Например:
- лев – львенок – Но: львята, львят;
- мамонт – мамонтенок – Но: мамонтята, мамонтят;
- еж – ежонок – Но: ежата, ежат;
- кролик – крольчонок – Но: крольчата, крольчат.
При склонении слов во множественном числе после -ат/-ят употребляется окончание соответствующего падежа.
Например:
Падеж |
Словоформа |
Именительный |
львята, ежата |
Родительный |
львят, ежат |
Дательный |
львятам, ежатам |
Винительный |
львят, ежат |
Творительный |
львятами, ежатами |
Предложный |
львятах, ежатах |
Данное правило применяется только к словам, обозначающим названия детенышей, а также к словам опенок (опята, опят) и масленок (маслята, маслят). На другие слова с данным суффиксом это правило не распространяется.
Сравните:
бочка – бочонок – Но: бочонки, бочонков.
Падеж |
Словоформа |
Именительный |
бочонки |
Родительный |
бочонков |
Дательный |
бочонкам |
Винительный |
бочонки |
Творительный |
бочонками |
Предложный |
бочонках |
Таким образом, правило употребления суффиксов -онок/-енок несложны. Единственная проблема может возникнуть с запоминанием слов, неподдающихся словообразовательным правилам.
Суффикс -онок- пишется после твердых согласных и шипящих корня существительных, суффикс -ёнок — после мягких согласных, кроме «ч», в названиях птенцов и детенышей животных.
В русском языке названия птенцов и детенышей животных образуются с помощью суффикса -онок-/-ёнок-, например:
- лев — львёнок (львёнок — корень/суффикс/окончание),
- барсук — барсучонок (барсучонок — корень/суффикс/окончание).
Как выбрать в слове нужный вариант суффикса, -онок- или -ёнок-?
Чтобы ответить на этот вопрос, вначале вспомним, что такое суффикс и какое значение он имеет в слове.
Суффикс — это значимая часть слова, которая находится после корня и служит для образования слов.
Правописание суффикса -ёнок-
А теперь образуем новые слова, названия птенцов и детенышей животных, с помощью суффикса -ёнок-:
- рысь — рысёнок, ворона — воронёнок,
- олень — оленёнок, страус — страусёнок,
- козел — козлёнок, гусь — гусёнок,
- слон — слонёнок, утка — утёнок,
- кенгуру — кенгурёнок, соловей — соловьёнок.
Обратим внимание, что суффикс -ёнок- употребляется в написании существительных после мягких согласных корня, кроме всегда мягкого [ч’].
Правописание суффикса -онок-
Обратимся к суффиксу -онок- и получим с его помощью новые существительные:
- волк — волчонок, скворец — скворчонок,
- барсук — барсучонок, сорока — сорочонок,
- верблюд — верблюжонок, стриж — стрижонок,
- ёж — ежонок, уж — ужонок,
- мышь — мышонок, индюк — индюшонок.
Теперь посмотрим, после каких гласных корня слов пишется под ударением данный суффикс. Как видим, это шипящие согласные — всегда твердые звуки [ж], [ш] и всегда мягкий звук [ч’].
Вывод
Суффикс -ёнок- пишется после мягких согласных корня слов, кроме [ч’], а суффикс -онок- — после твердых согласных и шипящих «ж», «ш», «ч».
Чтобы выбрать нужный вариант суффикса, воспользуемся следующим алгоритмом:
- выделим корень в слове,
- посмотрим, на какой согласный он заканчивается,
- после твердого согласного и шипящих «ж», «ш», «ч» корня существительных под ударением напишем суффикс -онок-, после любого мягкого согласного, кроме «ч», напишем -ёнок-.
Подробно, как пошагово пользоваться этим правилом, прочитаем в статьях о правописании слов «зайчонок» и «бельчонок«.