Сегодня разберёмся с заданием ОГЭ №14 по информатике. В данном номере необходимо понимать устройство работы программы Microsoft Excel. Следовательно, нужно понимать, как правильно работать с редактором электронных таблиц. Как правильно писать формулы, работать с фильтрами и визуализацией информации.
Попробуем разобраться с заданием на примере
В электронную таблицу занесли данные о тестировании учеников. Ниже приведены первые пять строк таблицы:
В столбце А записан округ, в котором учится ученик; в столбце В — фамилия; в столбце С — любимый предмет; в столбце D — тестовый балл. Всего в электронную таблицу были занесены данные по 1000 ученикам.
Выполните задание
Откройте файл с данной электронной таблицей. На основании данных, содержащихся в этой таблице, ответьте на два вопроса.
- Сколько учеников в Восточном округе (В) выбрали в качестве любимого предмета информатику? Ответ на этот вопрос запишите в ячейку Н2 таблицы.
- Каков средний тестовый балл у учеников Северного округа (С)? Ответ на этот вопрос запишите в ячейку НЗ таблицы с точностью не менее двух знаков после запятой.
- Постройте круговую диаграмму, отображающую соотношение числа участников, сдающих информатику, физика и обществознание. Левый верхний угол диаграммы разместите вблизи ячейки G6.
Решение
Само задание состоит из трёх частей. За каждую часть начисляется один балл. По большей части эти части делаются достаточно просто. Попробуем открыть файл электронной таблицы и посмотреть, что внутри него.
Файл содержит большое количество данных по ученикам (предмету, округу и набранное количество баллов). В ячейки H2 и H3 необходимо вписать ответ на вторую и третью часть задания соответственно.
Первая часть задания
Попробуем пойти поочередно. Разберемся с первой частью. Необходимо посчитать, сколько учеников в Восточном округе выбрали в качестве любимого предмета информатику. Для этого выбираем ячейку с предметом (заголовок).
Применяем функцию “Сортировка и фильтр” → “Фильтр”.
После этого у каждого из заголовков появляется раскрывающиеся меню.
В каждом из выпадающем меню можем выбрать необходимые условия по фильтрованию информации в таблице.
Во вкладке предмет уберём все предметы и оставим только информатику.
Во вкладке округ оставим только Восточный (В).
После применения данных опций в нашей таблицы останутся лишь те ученики (записи), которые проживают в Восточном округе и выбрали в качестве любимого предмета информатику. В данном случае можем посчитать вручную количество таких учеников, но также можно посмотреть в нижний левый угол программы и увидеть “Найдено записей 10 из 1000”.
Следовательно, таких учеников – 10. Данный ответ впишем в ячейку H2.
После нахождения ответа необходимо восстановить фильтр в начальное положение (установить снова все галочки).
Вторая часть задания
Во второй части от нас просят посчитать средний балл учеников Северного округа и округлить ответ до двух знаков после запятой (в случае дробного числа). Снова за счёт функции “Фильтр” раскрываем округ и оставляем лишь Северный (С).
После этого получаем достаточно большой список учеников. С которым очень сложно будет работать на текущем листе.
Для правильной дальнейшей работы необходимо скопировать баллы учеников и перенести их на другой (второй) лист.
Для нахождения среднего балла необходимо для начала посчитать сумму баллов. Для этого в ячейке E4 запишем формулу =СУММ(А:А). Все математические операции в данной программе начинаются со знака “=” (равно). Без этого знака любое выражение будет восприниматься как текст. За счёт данной формулы посчитаем сумму всех ячеек в столбце A. Так как, пустые ячейки хранят в себе значение 0, то всё посчитается правильно.
После нужно понять, сколько таких чисел (на какое число делить) для нахождения среднего значения. Опустимся чуть ниже и заметим, что таких записей у нас 66.
В ячейке F4 запишем следующую формулу =E4/66. После данной записи получим среднее арифметическое значение.
Но можем заметить, что количество знаков после запятой больше двух. Можем самостоятельно округлить (по математическим правилам округления), а можем применить функцию округления. Для этого дополним формулу в ячейке F4 следующим образом =ОКРУГ(E4/66; 2). Число 2 после точки запятой означает количество разрядов после запятой.
Получили второй ответ, который проходит по нашему условию (округлить до двух знаков после запятой). Данный ответ нужно также перенести на Лист 1 в ячейку H3.
Второй вариант решения второй части задания
Можно решить данное задание иначе. Написать следующую формулу в ячейку E2 (на первом листе) =ЕСЛИ(A2=”С”; D2; 0). Данную формулу растянем до конца записей нашей таблицы (растягиваются за нижний правый угол), чтобы не переписывать формулу для каждой строки. Сама функция сработает как условие. В нём говорится о том “Если в ячейке A2 записан Северный округ, то тогда запиши количество баллов из ячейки D2, в другом случае запиши значение – 0”. После дублирования (растяжения) формулы ячейки дальше пойдут по нумерации строк. Например, чуть ниже в ячейке E3 уже будут проверяться ячейки A3 и D3 соответственно.
После этого также за счёт функции “Сумма” посчитаем сумму баллов учеников. В ячейку F2запишем =СУММ(Е:Е). Сработает эта функция таким же образом, как и в предыдущем примере.
За счёт формулы подсчёта в ячейке F3 =СЧЁТЕСЛИ(А:А; “С”) найдём количество таких записей.
Как можем заметить, при двух разных способах получили одинаковые промежуточные ответы.
Правильный перенос ответов со второго листа на первый
Для правильного переноса ответов со второго листа на первый необходимо скопировать ячейку с ответом. Перейти на первый лист, нажать на нужную ячейку правой кнопкой мыши (ПКМ) и выбрать “Вставить со ссылкой”.
При наведении на ячейку теперь в ней записана ссылка на ответ, который находится на втором листе.
Третья часть задания
В третьей части задания необходимо визуализировать информацию из таблицы – построить круговую диаграмму, которая будет показывать соотношение количества учеников, сдающих физику, информатику и обществознание.
Для начала необходимо посчитать сколько таких учеников. Можно посчитать через фильтр, а можно через применение формул. Попробуем вначале посчитать количество учеников через “Фильтр”. Раскроем заголовок “предмет” и выберем там только информатику.
Снизу справа заметим количество учеников, которые выбрали в качестве любимого предмета информатику – 72. Проделаем такую же операцию для предмета физика.
Здесь то же нашли количество учеников – 231. И осталось проделать такое же действие только уже с предметом обществознание.
Таких учеников уже 253.
Попробуем посчитать то же самое, но уже с применением формул. Запишем формулу в ячейку F6=СЧЁТЕСЛИ(С:С; “информатика”). За счёт неё посчитаем количество учеников, у которых любимый предмет информатика.
Таким же образом сделаем и с предметом физика. Запишем формулу в ячейку F7 =СЧЁТЕСЛИ(С:С; “физика”).
И осталось обществознание, сделаем аналогичным образом. В ячейку F8 =СЧЁТЕСЛИ(С:С; “обществознание”).
Как можем заметить, то результаты вычислений получились точно такие же, как и с применением функции фильтра. Полученные данные лучше записать на втором листе в некую таблицу. Также нужно и подписать полученный значения по столбцам (информатика, физика, обществознание).
Для визуализации данных выделяем этот фрагмент, заходим во вкладку “Вставка” и нажимаем на кнопку создания круговой диаграммы (для наших целей выберем самую первую и простую диаграмму).
Получили следующую диаграмму.
После этого нам останется правильно оформить диаграмму. Нужно подписать название диаграммы и добавить “Подписи данных”. Для добавления подписей нужно нажать на “плюсик” возле диаграммы и включить их.
Для изменения названия диаграммы необходимо дважды щёлкнуть на название. После этого можно будет редактировать его. Полученную диаграмму нужно скопировать и перенести на первый лист.
Разместить её нужно так, чтобы верхний правый угол был на ячейке G6. Это тоже условие выполнения задания. Посмотрим на финальный результат нашей работы.
Формулы для работы
- =СЧЁТЕСЛИ (Диапазон; “Критерий счёта”) – подсчитывает количество строк, удовлетворяющие условию;
- =СУММ(Диапазон) – суммирует числа в выбранном диапазоне;
- =ЕСЛИ(Условие; Действие, если истина; Действие, если ложь) – условие с действием при ложном и с истинном значении;
- =ОКРУГ(Значение; Количество разрядов после запятой) – округляет выбранное значение до нужного количества разрядов после запятой;
- =СРЗНАЧ(Диапазон) – находит среднее арифметическое значение в выбранном диапазоне.
В некоторые функции, например, в “ЕСЛИ” можно добавлять несколько условий за счёт функций “ИЛИ” и “И”. Выглядеть это будет следующим образом: =ЕСЛИ(И(G5 >5; E6 <10); “YES”; “NO”). В случае “ИЛИ” конструкция будет такая же.
Понравилась статья? Хочешь разбираться в информатике, программировании и уметь работать в разных программах? Тогда ставь лайк, подпишись на канал и поделись статьей с друзьями!
Читайте также:
#информатика #огэ #разбор #задания #решение #экзамен
В электронную таблицу занесли результаты тестирования учащихся по географии и информатике. Вот первые строки получившейся таблицы:
A | B | C | D | |
---|---|---|---|---|
1 | Ученик | Школа | География | Информатика |
2 | Лиштаев Евгений | 1 | 81 | 79 |
3 | Будин Сергей | 2 | 63 | 90 |
4 | Христич Анна | 6 | 62 | 69 |
5 | Иванов Данила | 7 | 63 | 74 |
6 | Глотова Анастасия | 4 | 50 | 66 |
7 | Лещенко Владислав | 1 | 60 | 50 |
В столбце А указаны фамилия и имя учащегося; в столбце В — номер школы учащегося; в столбцах С, D — баллы, полученные, соответственно, по географии и информатике. По каждому предмету можно было набрать от 0 до 100 баллов. Всего в электронную таблицу были занесены данные по 272 учащимся. Порядок записей в таблице произвольный.
Выполните задание.
Откройте файл с данной электронной таблицей (расположение файла Вам сообщат организаторы экзамена). На основании данных, содержащихся в этой таблице, ответьте на два вопроса.
1. Чему равна средняя сумма баллов по двум предметам среди учащихся школы № 7? Ответ с точностью до одного знака после запятой запишите в ячейку F4 таблицы.
2. Сколько процентов от общего числа участников составили ученики школы № 5? Ответ с точностью до одного знака после запятой запишите в ячейку F6 таблицы.
task19.xls
Как в офисе.
Функции СУММЕСЛИ и СУММЕСЛИМН помогут посчитать сумму для тех значений столбца, которые соответствуют указанному критерию.
Для примера рассмотрим следующую таблицу. В ней указано имя и пол ученика, в каком классе учится и средний бал. Используя функцию СУММЕСЛИ, решим такую задачу: посчитаем сумму значений из столбца «Средний бал» для всех мальчиков и для всех девочек. Задача для функции СУММЕСЛИМН такая: посчитать сумму среднего бала для мальчиков и девочек, которые учатся в 8 и 9 классе отдельно.
Рассмотрим аргументы для СУММЕСЛИ.
=СУММЕСЛИ(диапазон; критерий; [диапазон суммирования])
Диапазон — здесь необходимо указать, тот столбец, данные в котором будут сравниваться с заданным Критерием. В примере, это Диапазон D2:D26 .
Критерий — здесь нужно выбрать одно значение из ранее указанного Диапазона. Сначала будем указывать мальчиков, затем девочек.
Диапазон суммирования — это столбец, значения в котором нужно просуммировать, если они относятся к выбранному Критерию. Например, если для выбранного Диапазона D2:D26 указан Критерий «мальчик» , значит в столбце «Средний бал» : С2:С26 , будут суммироваться все значения, которые относятся к мальчикам.
Пример функции СУММЕСЛИ.
Выделяем ячейку G4 и ставим «=» . Пишем в ней СУММЕСЛИ и открываем скобку «(» . В качестве Диапазона, из которого будут выбираться значения, выделяем D2:D26 . В качестве Критерия, нужно выбрать одно из значений в ранее указанном Диапазоне. У нас это «мальчик» , поэтому выделяем ячейку D3 . Диапазон суммирования — это столбец, в котором указан «Средний бал» . Выделяем ячейки С2:С26 . Между аргументами ставьте «;» , в конце, закройте скобку «)» . Нажмите «Enter» .
Из исходной таблицы, будут просуммированы все значения среднего бала, которые относятся к мальчикам.
Теперь давайте растянем формулу по столбцу. Конечно, можно также прописать ее и для девочек, но если у Вас много разных критериев — это займет немало времени. Закрепим диапазоны для столбцов С и D , чтобы при копировании формулы они не ползли вниз.
Выделяем ячейку G4 и в «Строке формул» после D2 , D26 , C2 , C26 нажимаем клавишу «F4» . В адресах на ячейки, появятся знаки «$» . Таким образом, мы делаем ссылки абсолютными. Чтобы растянуть формулу по столбцу, потяните за правый нижний угол ячейки, курсор изменит при этом вид на черный плюсик.
Если Вам интересно, как сделать ссылки в Эксель: абсолютные, относительные, на другой лист или книгу, прочтите статью по этой теме.
Дальше смотрим на «Строку формул» . В качестве аргументов для Диапазона и Диапазона суммирования берутся правильные значения: D2:D26 , C2:C26 . В качестве Критерия укажите адрес нужной ячейки. Поскольку, нужно посчитать средний балл для всех девочек, в столбце D выбираем адрес любой ячейки, в которой указано «девочка» : D4 .
Теперь рассмотрим аргументы для функции СУММЕСЛИМН в Excel.
=СУММЕСЛИМН(диапазон суммирования; диапазон условия1; условие1; диапазон условия2; условие2)
Диапазон суммирования — это столбец, значения из которого будут выбираться, если они соответствуют одному и второму заданному условию. В примере, это С2:С26 .
Диапазон условия1 — это первый диапазон для сравнения. Нужно выбрать пол ученика, поэтому диапазон D2:D26 .
Условие1 — нужно указать то значение, которое будет выбираться из Диапазона условий1. Нас интересуют мальчики, поэтому укажем ячейку D3 .
Диапазон условия2 — второй диапазон сравнения. Здесь будем выбирать класс, в котором учится ребенок. Соответственно укажем диапазон В2:В26 .
Условие2 — конкретное значение, которое нас интересует из Диапазона условий2. Сначала нужно будет выделить ячейку, в которой указан «8 класс» , затем «9 класс» .
Пример функции СУММЕСЛИМН.
Решать будем вторую задачу. Выделяем ячейку Н8 , ставим «=» , пишем СУММЕСЛИМН и открываем скобку «(» . В качестве Диапазона суммирования указываем столбец со «Средним балом» : С2:С26 . Диапазон условия1 — это пол ученика: D2:D26 , Условие1 — это мальчики: ячейка D3 . Диапазон условия2 — это класс: В2:В26 , Условие2 — 8 класс: ячейка В3 . Закройте скобку, нажмите «Enter» .
В «Строке формул» сразу сделайте абсолютные ссылки на столбцы: Класс, Средний бал, Мал/Дев.
Растягиваем формулу на ячейки Н8:Н11 . Теперь укажем правильные ячейки в качестве Условия1 и Условия2.
В ячейке Н9 считается средний балл для мальчиков, которые учатся в 9 классе. Поэтому, Условие1 для первого диапазона «мальчик» : D3 , Условие2 для второго диапазона «9» : В6 .
В ячейке Н10 считаем средний балл девочек, которые учатся в 8 классе. Условие1 — «девочка» , D4 , Условие2 — «8» , В3 .
В ячейке Н11 считаем средний балл девочек, которые учатся в 9 классе. Условие1 — «девочка» , D4 , Условие2 — «9» , В2 .
Таким образом, мы посчитали сумму среднего балла для мальчиков и девочек, которые учатся в 8 и 9 классах по отдельности.
Давайте теперь проверим, чтобы результат был правильным. Посчитаем сумму «Среднего бала» для всех значений в исходной таблице, для Задачи 1 и для Задачи 2. Сумма должна быть одинаковой.
Чтобы подробно узнать, как посчитать сумму в Эксель, перейдите по ссылке и прочтите статью.
Вот на таких несложных примерах мы разобрались, как работает функция СУММЕСЛИ и функция СУММЕСЛИМН в Эксель.
Поделитесь статьёй с друзьями:
Как посчитать сумму в Экселе
Существует несколько способов как посчитать сумму в Экселе:
- выделить область ячеек;
- использовать кнопку “Автосумма”;
- создать формулу простого сложения;
- с помощью функции СУММ.
Чтобы разобраться как посчитать сумму в Excel на практике, предлагаю рассмотреть на примерах подсчета данных в столбце.
- Как в Экселе посчитать сумму в столбце
- Посчитать сумму с помощью выделения области ячеек
- Как посчитать сумму в столбце с помощью формулы простого сложения
- Как посчитать сумму в столбце с помощью кнопки “Автосумма”
- Как посчитать сумму в столбце с помощью функции СУММ в Excel
- Как посчитать сумму в столбце в Excel с помощью таблицы
- Как посчитать сумму в нескольких столбцах в Экселе одновременно
Как в Экселе посчитать сумму в столбце
Посчитать сумму с помощью выделения области ячеек
Во-первых, узнать сумму любых ячеек со значениями вы можете просто выделив нужные вам ячейки левой клавишей мыши:
Выделив ячейки с числами, в правом нижнем углу Excel отобразит сумму значений в выделенном вами диапазоне.
Для того чтобы выделить ячейки находящиеся не по соседству, следует удерживать клавишу CTRL и выбирать ячейки левой кнопкой мыши.
Как посчитать сумму в столбце с помощью формулы простого сложения
Пожалуй, самый простой и примитивный способ суммирования данных в столбце это формула простого сложения. Для того чтобы суммировать данные:
- кликните левой клавишей мыши на ячейку, в которой вы хотите получить результат сложения;
- введите формулу:
В формуле выше указывайте номера ячеек которые вы хотите суммировать:
Как посчитать сумму в столбце с помощью кнопки “Автосумма”
Если вы хотите посчитать сумму чисел в столбце и оставить этот результат в таблице, то, пожалуй, самый простой способ – это использовать функцию “Автосумма”. Она автоматически определит необходимый для суммирования диапазон ячеек и сохранит результат в таблице.
Для подсчета чисел в столбце с помощью автосуммы сделайте следующее:
- кликните на первую пустую ячейку в колонке под значениями, которые вы хотите суммировать:
- на панели инструментов выберите значок “Автосумма”:
- после нажатия кнопки система автоматически выберет диапазон для суммирования. Если система выбрала диапазон не правильно – вы можете его скорректировать просто изменив формулу:
- как только вы убедитесь что диапазон значений для суммы выбран правильно, просто нажмите клавишу Enter и система посчитает сумму в столбце:
Как посчитать сумму в столбце с помощью функции СУММ в Excel
Вы можете сложить значения в столбце с помощью функции СУММ. Чаще всего формулу используют для создания суммы отдельных ячеек в столбце или когда ячейка с суммой не должна быть расположена прямо под столбцом с данными. Для подсчета суммы с помощью функции СУММ проделайте следующие шаги:
- выделите левой клавишей мыши ячейку и введите функцию “СУММ“, задав необходимый диапазон ячеек:
- нажмите кнопку “Enter” и функция посчитает сумму в указанном диапазоне.
Как посчитать сумму в столбце в Excel с помощью таблицы
Для подсчета суммы в столбце с данными вы можете отформатировать данные как таблицу. Для этого:
- выделите диапазон ячеек с данными и преобразуйте их в таблицу с помощью клавиши на панели инструментов “Форматировать как таблицу”:
- после того как ваши данные представлены в формате таблицы, на вкладке “Конструктор” на панели инструментов выберите пункт “Строка итогов” для того, чтобы добавить сумму колонок под таблицей:
Как посчитать сумму в нескольких столбцах в Экселе одновременно
Для того чтобы подсчитать сумму значений по нескольким колонкам одновременно – выполните следующие шаги:
- выделите область ячеек, которую вы хотите суммировать + захватите одну пустую колонку и строку рядом с таблицей для суммирования:
- нажмите на панели инструментов кнопку “Автосумма”:
- после этого действия, система автоматически посчитает сумму по выделенным колонкам и строкам:
Еще больше полезных приемов в работе со списками данных и функциями в Excel вы узнаете в практическом курсе “От новичка до мастера Excel“. Успей зарегистрироваться по ссылке!
Microsoft Excel – мощный программный инструмент для работы с электронными таблицами. В программе можно составлять таблицы и отчеты, производить расчеты любой сложности, строить диаграммы, графики и многое другое. Довольно часто Эксель используют для того, чтобы вычислить итоговую сумму в столбцах и строках таблицы, или, например, чтобы узнать сумму нескольких ячеек. В этом уроке мы с вами научимся считать сумму ячеек в программе Microsoft Excel благодаря пошаговой инструкции.
Автосумма
Данная функция является одной из самых популярных и комфортных для расчета суммы значений в ячейках таблицы. Для этого нужно сделать следующее:
- Переходим в вкладку “Главная”, левой кнопкой мыши (далее – ЛКМ) нажимаем на последнюю пустую ячейку столбца или строки, по которой нужно посчитать итоговую сумму и нажимаем кнопку “Автосумма”.
- Затем в ячейке автоматически заполнится формула расчета суммы.
- Чтобы получить итоговый результат, нажимаем клавишу “Enter”.
Чтоб посчитать сумму конкретного диапазона ячеек, ЛКМ выбираем первую и последнюю ячейку требуемого диапазона строки или столбца.
Далее нажимаем на кнопку “Автосумма” и результат сразу же появится в крайней ячейке столбца или ячейки (в зависимости от того, какой диапазон мы выбрали).
Данный способ достаточно хорош и универсален, но у него есть один существенный недостаток – он может помочь только при работе с данными, последовательно расположенными в одной строке или столбце, а вот большой объем данных подсчитать таким образом невозможно, равно как и не получится пользоваться “Автосуммой” для отдаленных друг от друга ячеек.
Допустим, мы выделяем некую область ячеек и нажимаем на “Автосумма”.
В итоге мы получим не итоговое значение по всем выделенным ячейкам, а сумму каждого столбца или строки по отдельности (в зависимости от того, каким образом мы выделили диапазон ячеек).
Функция “Сумм”
Данная функция в Microsoft Excel позволяет суммировать значения большого массива данных. Для этого необходимо сделать следующее:
- ЛКМ выделяем ячейку, в которую планируем вывести итоговый результат, далее нажимаем кнопку «Вставить функцию», которая находится с левой стороны строки формул.
- В открывшемся списке “Построителя формул” находим функцию “СУММ” и нажимаем “Вставить функцию” (или “OK”, в зависимости от версии программы). Чтобы быстро найти нудную функцию можно воспользоваться полем поиском.
- В появившемся окне по настройке функции указываем имена ячеек, которые необходимо сложить. Разумеется, самостоятельно набирать адрес ячеек можно, но вовсе не обязательно. Вместо этого можно выбрать нужный нам диапазон ячеек, выделив его ЛКМ.
- Если нужно выбрать еще один диапазон данных, щелкаем ЛКМ на поле “Число 2” и выбираем его аналогично процедуре, описанной выше. Добавлять новые диапазоны можно практически бесконечно, каждый раз нажимая кнопку “+” под последним.
- После того, как все нужные ячейки выделены, нажимаем кнопку “Готово”.
- После этого мы видим результат в ранее выбранной ячейке.
Работа с формулами
В программе Эксель можно посчитать сумму с помощью простой формулы сложения. Делается это следующим образом:
- ЛКМ выделяем ячейку, в которой хотим посчитать сумму. Затем, либо в самой ячейке, либо перейдя в строку формул, пишем знак “=”, ЛКМ нажимаем на первую ячейку, которая будет участвовать в расчетах, после нее пишем знак “+”, далее выбираем вторую, третью и все требуемые ячейки, не забывая между ними проставлять знак “+”.
- После того, как формула готова, нажимаем “Enter” и получаем результат в выбранной нами ячейке.
Основным минусом данного способа является то, что сразу отобрать несколько ячеек невозможно, и необходимо указывать каждую по отдельности.
Просмотр суммы в программе Excel.
Помимо расчета суммы в отдельной ячейке, в программе Microsoft Excel можно просто просматривать сумму значений выбранных ячеек. Но это работает только при условии, что все ячейки располагаются рядом.
- Выделяем диапазон ячеек, сумму по которым мы хотим посмотреть.
- Смотрим вниз на результат, который отображается в строке состояния программы.
Помимо общей суммы, мы также видим количество выделенных ячеек и среднее значение по ним.
Как Вы могли заметить, программа Эксель позволяет решать задачу суммирования разными способами. Каждый из них имеет свои достоинства и недостатки, свою сложность и продуктивность в зависимости от поставленной задачи и ее специфики.