Как найти сумму длину отрезка

Математика, 2 класс

Урок №2. Сумма и разность отрезков

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:

  1. Что такое сумма и разность отрезков?
  2. Как строить отрезок – сумму двух отрезков и отрезок-разность?

Глоссарий по теме:

Сумма – результат сложения двух или нескольких чисел.

Разность – результат вычитания.

Отрезок – это часть прямой, у которой есть начало и конец.

Основная и дополнительная литература по теме урока:

1. Волкова А. Д. Математика. Рабочая тетрадь. 2 кл. 1 часть: учебное пособие для общеобразовательных организаций. М.: Просвещение, 2017. – с.3.

2. Моро М. И., Бантова М. А., Бельтюкова Г. В.и др. Математика. 2 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч. Ч.1.– 8-е изд. – М.: Просвещение, 2017. – с.6, 27.

3. Волкова А. Д. Математика. Тетрадь учебных достижений. 2 кл.: учебное пособие для общеобразовательных организаций. М.: Просвещение, 2017. – с. 19.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Отрезок – это часть прямой, у которой есть начало и конец.

 Длина отрезка — это расстояние между его начальной и конечной точками.

Начало и конец отрезка обозначают заглавными буквами латинского алфавита. Например: АС (а-цэ)

Начертим два отрезка длиной 6 см и 3 см.

Обозначим их точками.

Научимся складывать отрезки. Сделаем это двумя способами.

Первый способ: начертим эти отрезки так, чтобы конец первого отрезка был началом другого:

Теперь с помощью линейки измерим длину большого отрезка-сумму. Получим 9 см.

Обозначим эту длину на чертеже.

Второй способ: с помощью линейки измеряем длину каждого отрезка. Длина первого отрезка 6 см. Длина второго – 3 см.

Найдем сумму этих отрезков.

6см+3см=9см

Научимся вычитать отрезки. Сделаем это двумя способами.

Первый способ: на большем по длине отрезке отложим меньший по длине отрезок.

Теперь с помощью линейки измерим длину другого маленького отрезка разности большего и меньшего отрезков. Получим 3 см. Обозначим эту длину на чертеже.

Второй способ:

С помощью линейки измерим длину каждого отрезка. Длина первого отрезка 6 см, длина второго отрезка 3 см. Найдем разность этих длин.

6см – 3см = 3см

Выводы: Как складываются и вычитаются длины отрезков? Как обыкновенные числа.

Чтобы найти сумму длин двух отрезков, нужно сложить длины этих отрезков.

Чтобы найти разность длин двух отрезков, нужно из длины большего отрезка вычесть длину меньшего отрезка.

Тренировочные задания.

1.Вычислите сумму или разность отрезков и запишите ответ:

Правильные ответы:

10см – 7см = 3см 2см + 4см = 6см

2. Какие отрезки видите на чертеже, запишите их имена:

Правильные ответы:

АБ, БВ, АВ.

Сумма и разность отрезков

  • Сумма
  • Разность

Сумма

Суммой нескольких отрезков называют отрезок, составленный из длин данных отрезков.

Рассмотри два отрезка  AB  и  CD:

отрезки AB и CD

Для нахождения их суммы можно расположить данные отрезки друг за другом на одной прямой, длина полученного отрезка и будет являться суммой данных отрезков:

Сумма длин двух отрезков

Полученный отрезок, длина которого равна  12 см,  и будет являться суммой данных отрезков, то есть:

AB + CD = 5 см + 7 см = 12 см.

Из данного примера можно сделать вывод, что для нахождения суммы отрезков надо сложить их длины.

Разность

Разностью двух отрезков называют отрезок, длина которого равна разности от вычитания длины меньшего отрезка из длины большего.

Рассмотри два отрезка  AB  и  CD:

Для нахождения их разности можно взять больший отрезок, а затем от его начальной точки отложить длину меньшего отрезка. Длина отрезка, который лежит между конечными точками двух данных отрезков и будет их разностью:

Разность длин двух отрезков

Полученный отрезок, длина которого равна  7 см,  и будет являться разностью данных отрезков, то есть:

CDAB = 12 см – 5 см = 7 см.

Из данного примера можно сделать вывод, что для нахождения разности двух отрезков надо вычесть из длины большего отрезка длину меньшего.

Тема: «Сумма и разность отрезков»

Автор: Олимпиада Аркадьевна Иванова

Организация: МБОУ ”Шибылгинская СОШ”

Населенный пункт: c.Шибылги

Планируемые предметные результаты урока:

Научить составлять и решать задачи, обратные данной. Выполнять сложение и вычитание длин отрезков, рассуждать и делать выводы, контролировать и оценивать работу и её результат.

Метапредметные УДД:

Регулятивные:

Определять цель, обнаруживать и формулировать проблему.

Контролировать процесс сознательного и грамотного письма.

Стремиться к решению поставленных задач.

Познавательные:

Овладение новыми знаниями. Развитие логического мышления. Анализировать и обобщать понятия.

Коммуникативные:

Излагать свою точку зрения. Участвовать в обсуждении, диалоге. Использовать различные языковые средства и артикулировать изученную математическую терминологию.

Личностные УУД:

Стремиться к получению новых знаний, добиваться результата, завершенности начатого дела.

Ход урока:

1. Запишите в тетради число, классная работа. Сегодня мы будем работать под девизом: «Дружно работаем- больше узнаем!»

2. Устный счёт.

1. Запиши числа: 1дес. 9 ед.; 2 дес. 0 ед.; 0 дес.5 ед.

2. Запиши числа, используя цифры 3 и 4.

3. Установи закономерность, допиши следующее число: 15, 25, 35, …

4. Сколько дециметров в 40 см?

5. Чему равно значение, если первое слагаемое 50, второе 6?

6. Чему равно значение, если уменьшаемое 40, вычитаемое 1?

7. Из какого числа нужно вычесть 40, чтобы получить 50?

8. К какому числу нужно прибавить 8, чтобы получить 48?

9. Сколько месяцев в году?

10. В одной банке 2 литра молока, во второй – 3 литра. Сколько всего литров молока?

3. Постановка цели и задач урока.

Подготовка к открытию нового приёма.

Работа в парах.

– Посмотрите на листочек, что начертили Фиксики? А что начертили Смешарики?

Назовите эти фигуры?

-Какую фигуру можно назвать отрезком? (1.Прямая линия, у которой есть начало и конец; 2) это часть прямой линии, ограниченная двумя точками)

– Какая линия называется прямой? (1.Прямая линия; 2) нет начала и конца; 3) можно продолжить в любых направлениях; 4) нет конкретной длины)

-По какому признаку определяем ломанную? Какая фигура называется ломанной линией? (1) Состит из нескольких звеньев;2) не лежащая на одной прямой и не исходящая из одной точки.)

-Найдите лучь.Что вы скажете о нём? (1Есть начало, но нет конца.)

-Давайте на отрезке поставим точку. Сколько отрезков получилось? (Три)

 А теперь попробуйте выполнить сложение и вычитание данных отрезков. Всем ли понятно задание? Просигнальте мне светофорчиком. (Светофорчик)

Определение темы и цели урока.

4. Работа по теме урока

Чему же мы будем учиться сегодня на уроке? (Находить сумму и разность отрезков)

– Что такое отрезок?

1. Работа по учебнику.

Дети откройте учебник на с. 27 и посмотрите на №1.

– Сколько отрезков вы видите на рисунке? (Три)

– Что показывают дуги вверх? (Маленькие отрезки, из которых состоит большой отрезок)

– Назовите их длины. (6 см и 2 см)

– Что показывает дуга внизу? (Весь отрезок, Большой отрезок)

– Как найти его длину? (Он состоит из отрезков 6 см и 2 см, 6 см + 2 см = 8 см

 Запись в тетрадях

– Прочитайте задание 2.

– Выполните его в тетради самостоятельно?

– Сколько у вас получилось отрезков? (Три)

– Из чего состоит длина большого отрезка (Из длин двух маленьких отрезков)

– Какой длины большой отрезок? (10 см)

– Какой длины первый маленький отрезок? (4 см)

– Как узнать, какой длины второй маленький отрезок? (Вычитанием)

– Запишите решение. (10 см- 4 см =6 см)

– Как складываются и вычитаются длины отрезков? (Как обыкновенные числа)

Оцените, пожалуйста, свою работу, если у вас всё получилось, то нарисуйте красный цветочек, если нет, то синий цветочек

2. Решение задач.

(Задача записана на доске)

В Вазе было 10 конфет. Дети взяли 4 конфеты. Сколько конфет осталось в вазе?

– Прочитайте задачу.

– Выделите условие, вопрос.

– Запишите задачу кратко.

 (Один ученик работает у доски)

Было- 10 к.

Взяли- 4 к.

Осталось – ?

– Запишите решение задачи (10 – 4 = 6 (к.)

– Составьте задачи, обратные данной.

Когда дети взяли из вазы 4 конфеты. В вазе осталось 6 конфет. Сколько конфет было в вазе?

Было – ?

Взяли- 4 к.

Осталось- 6 к.

4+6 = (10к.)

В вазе было 10 конфет. Дети взяли несколько конфет. В вазе осталось 6. Сколько конфет дети взяли из вазы.

Было – 10 к.

Взяли – ?

Осталось – 6 к.

10 – 6= 4(к.)

5. Физкультминутка.

Вышли мышки как – то раз
Посмотреть который час
1,2,3,4 Мышки дёрнули за гири
Вдруг раздался страшный звон
Разбежались мышки вон.

Руки кверху поднимаем,
А потом их опускаем,
А потом их разведём
И опять к себе прижмём,
А потом быстрей – быстрей
Хлопай, хлопай веселей.

6. Включение новых знаний в систему повторения.

1. Работа по учебнику.

№3 ( с. 27)

(Устное выполнение)

1) Из суммы чисел 70 и 8 вычти число 1; 70; 8.

Ответ: 77, 8, 70.

2) Разность чисел 10 и 8 прибавь к числу 20; 10; 90.

Ответ: 22, 12, 92.

2. Самостоятельная работа.

Решение примеров № 4.

12-8+9= 13        14 – 7 + 6 = 13     48 – 40 – 8 = 0

10 + 3 – 8 = 5     10 + 4 – 9 = 5       56 – 50 + 8 =6

17 – 8 + 6 = 15   18 – 9 + 8 = 17       0 + 88 – 80 = 8

– А теперь запишем домашнее задание: № 6, с. 27 (уч.)

7. Рефлексия.

– Что нового вы узнали сегодня на уроке?

– Как найти длину всего отрезка, если известны длины его частей? (длина-это сумма длин его отрезков)

– Как найти длину части отрезка, если известны длины другой части и всего отрезка? (из длины отрезка вычесть одну из частей).

Наш сказочный герой Колобок ушёл обратно в сказку, но он оставил кучу своих друзей – маленьких Колобочков, которые прикатились к вам на парту. Дорисуйте лицо ваших Колобков так, чтобы оно передало ваше настроение. Если вам понравилось наше путешествие, то колобок должен улыбаться, а если нет – то грустит.

Приложения:

  1. file0.docx.. 21,1 КБ

Опубликовано: 31.03.2021

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • МБОУ СОШ №5 г-к ЖелезноводскаУчитель начальных классов
Жихарева Л.В.
 Сумма и...

    1 слайд

    МБОУ СОШ №5 г-к Железноводска
    Учитель начальных классов
    Жихарева Л.В.

    Сумма и разность длин отрезков

  • Прозвенел звонок и смолк — Начинается урок. 
Мы за парты тихо сели
И на доск...

    2 слайд

    Прозвенел звонок и смолк — 
    Начинается урок. 
    Мы за парты тихо сели
    И на доску посмотрели.

  • ТочкаОтрезокЛоманаяТреугольникКвадратЧетырёхугольникНазовите фигуры:

    3 слайд

    Точка
    Отрезок
    Ломаная
    Треугольник
    Квадрат
    Четырёхугольник
    Назовите фигуры:

  • Что такое отрезок?Отрезок — это часть прямой, у которой есть начало и конец.

    4 слайд

    Что такое отрезок?
    Отрезок — это часть прямой, у которой есть начало и конец.

  • Как обозначают начало и конец отрезка?Начало и конец отрезка обозначают загла...

    5 слайд

    Как обозначают начало и конец отрезка?
    Начало и конец отрезка обозначают заглавными буквами латинского алфавита.
    А
    С

  • Начертите два отрезка длиной 3 см и 6 см.3 см6 смКак найти сумму этих отрезко...

    6 слайд

    Начертите два отрезка длиной 3 см и 6 см.
    3 см
    6 см
    Как найти сумму этих отрезков?
    Конец одного отрезка является началом другого. Суммой отрезков является отрезок.
    6 см
    3 см
    6 см + 3 см = 9 см
    9 см

  • 3 см6 смКак найти разность этих же отрезков? При вычитании отрезков оба отрез...

    7 слайд

    3 см
    6 см
    Как найти разность этих же отрезков?
    При вычитании отрезков оба отрезка нужно построить на луче от его начала.

  • Чтобы найти разность длин двух отрезков, можно из длины большего отрезка выче...

    8 слайд

    Чтобы найти разность длин двух отрезков, можно из длины большего отрезка вычесть длину меньшего отрезка.
    3 см
    6 см
    6 см – 3 см = 3 см

  • 4 см3 смСколько отрезков на этом рисунке?3Найдите длину самого большого отрез...

    9 слайд

    4 см
    3 см
    Сколько отрезков на этом рисунке?
    3
    Найдите длину самого большого отрезка.
    4 см + 3 см = 7 см
    7 см

  • Начертите отрезок 9 см и отметьте точку так, чтобы получился отрезок 2 см.9 с...

    10 слайд

    Начертите отрезок 9 см и отметьте точку так, чтобы получился отрезок 2 см.
    9 см – 2 см = 7 см
    9 см
    2 см
    Узнайте длину второго отрезка.
    7 см

  • Начертите путь божьей коровки.2 см5 см2 см5 смКакая фигура получилась?Четырёх...

    11 слайд

    Начертите путь божьей коровки.
    2 см
    5 см
    2 см
    5 см
    Какая фигура получилась?
    Четырёхугольник.
    Как найти, сколько сантиметров проползла божья коровка?
    Надо сложить длины всех сторон.
    2 см + 5 см + 2 см + 5 см = 14 см

  • Нарисуйте фигуру:

    12 слайд

    Нарисуйте фигуру:

  • Что нового вы узнали о сумме и разности?Узнали, что бывает сумма и разность д...

    13 слайд

    Что нового вы узнали о сумме и разности?
    Узнали, что бывает сумма и разность длин отрезков.

  • Чему учились сегодня на уроке?Учились складывать и вычитать длины отрезков.

    14 слайд

    Чему учились сегодня на уроке?
    Учились складывать и вычитать длины отрезков.

  • Чем отличается построение отрезков на луче при их сложении от построения отре...

    15 слайд

    Чем отличается построение отрезков на луче при их сложении от построения отрезков при их вычитании?
    При сложении конец первого отрезка является началом второго отрезка, а при вычитании — оба отрезка имеют общее начало.

Эта информация доступна зарегистрированным пользователям

Начнем знакомство с одним из разделов математики, который называется геометрия.

Слово геометрия древнегреческого происхождения, оно означает «землемерие» («гео» – земля, «метрео» – измерять).

Геометрия – древняя наука, возникла в результате практической деятельности человека: строительства зданий и дорог, установления земельных наделов и определения их размеров.

Становление данной науки происходило тысячелетиями.

В настоящее время геометрия – наука, занимающаяся изучением геометрических фигур, их свойствами, размерами и преобразованиями.

Сегодня обратим внимание на основные, базовые геометрические фигуры, такие как точка и отрезок.

Эта информация доступна зарегистрированным пользователям

Узнаем, что называют ломаной линией, какие геометрические фигуры называют многоугольниками, рассмотрим их основные элементы и характеристики.

Научимся сравнивать, находить длины отрезков.

Познакомимся с различными единицами измерения отрезков.

Рассмотрим свойства измерения длин отрезков.

Геометрическая фигура- это математическая модель, в которой рассматривается только форма и размер, не обращая внимания на иные свойства и состояния (цвет, из какого материала изготовлены, в каком состоянии находятся).

Как здания складываются из кирпичиков, так и сложные геометрические фигуры состоят из базовых фигур.

Одной такой элементарной фигурой является точка.

Точка это неделимая фигура, не имеет частей и размеров (высоты, радиуса, длины и т.д.), направления и других характеристик.

В реальности моделью, которая дает представление о точке может стать, например, след, оставленный острием карандаша, или отверстие на бумаге от швейной иглы.

Эта информация доступна зарегистрированным пользователям

Слово «точка» с латинского языка означает мгновенное касание, укол.

Точку принято рассматривать как некоторое место в пространстве или на плоскости.

Принято обозначать точки заглавными латинскими буквами (А, В, С и т.д.).

Две точки на плоскости можно соединить бесконечным множеством линий.

Эта информация доступна зарегистрированным пользователям

Самой короткой линией, соединяющей две точки на плоскости, будет прямая, проведенная по линейке через эти две точки.

Кратчайшая линия между двумя точками называется отрезком.

Любые две точки можно соединить только одним отрезком.

Эта информация доступна зарегистрированным пользователям

Отрезок – это часть прямой линии, ограниченной двумя точками.

Точки, ограничивающие отрезок, называются концами отрезка.

Отрезок обозначают указанием имен его концов.

Рассмотрим пример:

Через точки А и В с помощью линейки провели прямую.

Эта информация доступна зарегистрированным пользователям

А и В – концы отрезка.

Так как отрезок обозначают именами точек, получим отрезок АВ или ВА.

Пишут и говорят так: «Отрезок АВ» или «Отрезок ВА».

В названии отрезка не важно в каком порядке указываются его концы.

Отрезок АВ и ВА – это один и тот же отрезок.

Отрезок можно построить с помощью линейки.

Для этого необходимо к отмеченным на плоскости точкам приложить линейку и провести прямую от одного конца отрезка до другого.

Чтобы с помощью линейки начертить отрезок, который длиннее чем сама линейка, нужно поступить следующим образом:

Между точками А и В отметить точку С.

Эта информация доступна зарегистрированным пользователям

Затем передвинем линейку так, чтобы левый конец линейки оказался около точки С, по правому концу линейки отложим точку D.

Эта информация доступна зарегистрированным пользователям

Последовательно соединив концы отрезков, получится отрезок AD, который длиннее, чем линейка.

Эта информация доступна зарегистрированным пользователям

Каждый отрезок имеет определенную длину, значение которой является числом.

Длина в геометрии – это величина, которая характеризует протяженность.

Длина отрезка – это расстояние между концами отрезка.

Так как каждый отрезок имеет длину, отрезки можно измерять и сравнивать.

Существует несколько способов сравнения отрезков.

1. Приблизительный способ сравнения.

Данный способ сравнения применяют только в том случае, когда длины отрезков явно отличаются.

Пример: Даны два отрезка АВ и ЕР

Эта информация доступна зарегистрированным пользователям

Очевидно, что отрезок АВ длиннее отрезка ЕР, значит, АВ > ЕР

2. Совмещение отрезков – более точный способ сравнения отрезков.

Метод заключается в следующем: совмещаются два отрезка друг с другом так, чтобы совпали их концы с одной стороны.

По расположению других концов относительно друг друга можно оценить какой из отрезков длиннее, а какой короче.

Если при наложении отрезков друг на друга длины отрезков совпадут, то отрезки равны (отрезки в этом случае будут равными фигурами).

Если при наложении отрезков друг на друга один из отрезков будет составлять часть второго, то первый отрезок является короче второго (т.е. длина первого меньше длины второго).

Пример: Даны два отрезка АВ и ОЕ

Эта информация доступна зарегистрированным пользователям

Сравним данные отрезки методом совмещения отрезков.

Совместим левый конец А отрезка АВ и левый конец О отрезка ОЕ.

Эта информация доступна зарегистрированным пользователям

Можно заметить, что отрезок ОЕ составляет часть отрезка АВ.

Значит, отрезок ОЕ короче отрезка АВ.

Данный метод удобен, если есть возможность перемещать отрезки, совмещать один с другим.

3. Сравнение отрезков с помощью измерителя.

Если нет возможности перемещать сравниваемые отрезки, то можно использовать промежуточный измеритель.

В математике для этих целей используют специальный чертежный инструмент, который называется циркулем.

Эта информация доступна зарегистрированным пользователям

Чтобы сравнить отрезки с помощью циркуля, необходимо совместить концы отрезка с ножками циркуля.

Не меняя раствор циркуля, приложить его ко второму отрезку и сравнить.

  1. Если ножки циркуля совпадают с концами сравниваемого отрезка, то отрезки считаются равными.
  2. Если отрезок выходит за пределы расставленных ножек циркуля, то он больше исходного отрезка.
  3. Если же отрезок находится между концами измерителя, то сравниваемый отрезок меньше исходного.

Если нет возможности сравнить отрезки наложением и нет циркуля под рукой, то в качестве измерителя можно использовать нитку.

В таком случае нужно нитку приложить к исходному отрезку, на нитке по отрезку сделать замер, затем нитку приложить ко второму отрезку, оценить расположение замера на нитке по отношению к исследуемому отрезку, сделать вывод.

Пример:

Пусть даны три отрезка СD, АЕ, BG

Эта информация доступна зарегистрированным пользователям

Сравним эти отрезки с помощью циркуля.

Соединим ножки циркуля с концами С и D отрезка СD.

Приложим циркуль с заданным раствором к отрезку АЕ.

Концы измерителя совпали с точками отрезка АЕ, значит, отрезки CD и AE равны: (CD = AE).

Приложим циркуль с заданным раствором к отрезку BG.

Отрезок выходит за концы измерителя, т.е. является частью отрезка BG, следовательно, отрезок BG длиннее отрезка СD: (BG > СD).

Все рассмотренные способы сравнения длины отрезков проводят без определения значения длины сравниваемых отрезков.

4. Существует еще один способ сравнения длины отрезков путем измерения их длинны.

Для этого необходимо сначала измерить длину каждого отрезка, далее сравнить полученные значения их длины и сделать вывод.

Большим будет являться тот отрезок, длина которого больше.

Соответственно, если длины измеряемых отрезков равны, то и отрезки равны.

Эта информация доступна зарегистрированным пользователям

Многоугольником называется фигура, ограниченная замкнутой ломаной линией, звенья которой не пересекаются.

Отрезки (звенья) ломаной линии называют сторонами многоугольника.

Общие точки двух отрезков (сторон) многоугольника называют его вершинами.

Каждая пара сторон многоугольника, сходящиеся в одной точке, образуют углы многоугольника.

Количество сторон и количество углов в многоугольнике совпадают.

Вершины, стороны и углы многоугольника обозначаются аналогично ломаной линии.

Многоугольник принято обозначать и называть по его вершинам, начиная с любой вершины и называя их последовательно, в любом порядке.

Рассмотрим пример:

На рисунке изображен многоугольник АBCDEF.

Эта информация доступна зарегистрированным пользователям

Вершины многоугольника АBCDEF: А, B, C, D, Е, F.

Стороны многоугольника АBCDEF: AB, BC, CD, DE, EF, FA.

Любые многоугольники можно сравнить: два многоугольника называются равными, если они совпадают при наложении.

Зная длину каждой стороны многоугольника, можно найти периметр этого многоугольника.

Периметр многоугольника – это сумма длин всех сторон.

Периметр многоугольника принято обозначать заглавной латинской буквой Р

Найдем периметр многоугольника АBCDEF (изображенного на рисунке):

РАВСDEF = AB+ BC+ CD+ DE+ EF+ FA = 2 см + 3 см + 2 см + 2 см + 3 см + 2 см = 14 см.

Существует огромное множество различных видов многоугольников.

Обычно многоугольники различают по числу сторон и углов.

Например: пятиугольник имеет 5 углов и 5 сторон, шестиугольник – 6 углов и 6 сторон.

Многоугольник с наименьшим числом вершин, сторон и углов называют треугольником.

Треугольник – плоская геометрическая фигура, которая состоит из трех точек, не лежащих на одной прямой, и трех отрезков, соединяющих эти точки.

Треугольник часто обозначают символом «Δ» и тремя заглавными латинскими буквами, которые обозначают его вершины.

Рассмотрим пример:

Эта информация доступна зарегистрированным пользователям

На рисунке изображен треугольник АBC (Δ АBC).

А, В, С – вершины треугольника АBC.

Отрезки AB, BC, АC– стороны треугольника АBC.

Периметр треугольника-  это сумма длин трех его сторон.

Найдем периметр треугольника АBC (изображенного на рисунке):

РАВС = AB+ BC+ АС = 4 см + 6 см + 3 см = 13 см.

Эта информация доступна зарегистрированным пользователям

В действительности часто приходится иметь дело с различными реальными объектами, а не с отрезками.

Говоря о ширине, высоте, толщине и т.д., мы имеем в виду длину какого-либо отрезка.

Давайте разберемся, что значит найти длину отрезка.

Измерить отрезок – значит найти его длину, т.е. определить расстояние между концами этого отрезка.

Для измерения длины отрезков применяют различные измерительные инструменты, сантиметровая линейка является простейшим из них.

По краю такой линейки нанесены деления (шкала), обозначающие сантиметры и их десятые части- миллиметры, что позволяет количественно оценить длину.

Чтобы измерить длину отрезка, необходимо:

  1. Приложить край линейки к отрезку
  2. Нулевую отметку шкалы делений линейки совместить с левым концом отрезка
  3. Результат измерения определить по шкале линейки: деление, которое совпадет с правым концом отрезка, будет означать длину отрезка

Рассмотрим пример:

Дан отрезок АВ.

Измерим его длину сантиметровой линейкой.

Эта информация доступна зарегистрированным пользователям

Нулевую точку шкалы линейки совместим с концом А отрезка АВ.

При этом конец В совпадет с делением шкалы линейки 4 см, значит, длина отрезка АВ равна 4 см. (АВ = 4 см.)

Этот способ измерение длины отрезка основан на сравнении этого отрезка с отрезком, длина которого принимается равной единице (единичным отрезком).

Измерить отрезок – это значит подсчитать сколько единичных отрезков содержится в нем.

Если за единичный отрезок, например, принять сантиметр, то для определения длины заданного отрезка необходимо узнать, сколько раз в данном отрезке помещается сантиметров.

Рассмотрим пример:

Эта информация доступна зарегистрированным пользователям

На рисунке изображены три отрезка.

Отрезок ОЕ– единичный отрезок = 1 см.

В отрезке АВ единичный отрезок ОЕ помещается 3 раза, в отрезке CD5 раз.

Это значит, что длина отрезка АВ = 3 единичных отрезка = 3 см. (говорят: «Отрезок АВ равен 3 см»).

Длина отрезка СD = 5 единичных отрезков = 5 см. (говорят: «Отрезок СD равен 5 см»).

Конечно, возможна ситуация, когда отрезок, принятый за единицу измерения, укладывается нецелое число раз в измеряемом отрезке, т.е. получается остаток.

В таком случае единичный отрезок (сантиметр в нашем случае) делят на десять равных частей (миллиметры) и определяют сколько в остатке измеряемого отрезка укладывается этих маленьких делений- миллиметров.

Эта информация доступна зарегистрированным пользователям

Разберемся, что называют суммой и разностью отрезков.

Задача 1

Пусть даны два отрезка СD = 5 см и АВ = 3 см.

Эта информация доступна зарегистрированным пользователям

Найдите сумму СD+АВ = ?

Решение:

Чтобы найти сумму отрезков СD и АВ, нужно расположить данные отрезки последовательно друг за другом, длина полученного отрезка будет являться суммой двух данных.

Эта информация доступна зарегистрированным пользователям

СD+ АВ = 5 см + 3 см = 8(см) сумма отрезков АВ и СD

Ответ: (см)

Вывод: чтобы найти сумму отрезков, нужно сложить их длины.

Задача 2

Пусть даны два отрезка АВ = 5 см и СD = 3 см.

Эта информация доступна зарегистрированным пользователям

Найдите разность АВ – СD = ?

Решение:

Чтобы найти разность отрезков АВ и СD, нужно от левого конца большего отрезка отложить длину меньшего отрезка.

Длина отрезка, расположенного между правыми концами первого и второго отрезка, будет разностью двух исходных отрезков.

Эта информация доступна зарегистрированным пользователям

АВ СD = 5 см – 3 см = 2(см) разность отрезков АВ и СD

Ответ: 2 (см)

Вывод: чтобы найти разность двух отрезков, нужно из длины большего отрезка вычесть длину меньшего.

Задача 3

Точка С– середина отрезка АВ.

Отрезок АВ равен 1 м 42 см.

Найдите длину отрезка АС и выразите ее в сантиметрах.

Точка С принадлежит отрезку AB и делит его на равные части, значит:

АС = СВ

1м = 100 см

АВ = 1 м 42 см = 142 см

Чтобы найти середину отрезка, нужно его длину разделить на два.

АС = СВ = АВ ÷ 2 = 142 ÷ 2 = 71 (см) длина отрезка АС

Ответ: 71 (см).

Эта информация доступна зарегистрированным пользователям

Геометрические иллюзии и обман зрения

Иллюзией называют неправильное, искаженное восприятие реальной картины мира.

Существуют различные иллюзии: слуховые, осязательные, иллюзии движения, иллюзии-перевертыши и т.д.

Геометрическая иллюзия- это оптический обман нашего мозга, который выражается в том, что видимые отношения элементов фигур не совпадают с фактическими.

Рассмотрим некоторые иллюзии связанны с искажением зрительного восприятия: иллюзии размера и контраста.

1. Иллюзия Болдуина.

Предмет кажется больше его реальной величины благодаря соседству с крупными объектами.

Эта информация доступна зарегистрированным пользователям

Отрезки №1 и №2 абсолютно равны.

2. Иллюзия Франца Мюллера-Лайера.

Стрелки и окружности на концах отрезков создают иллюзию искажения длины.

Происходит перенесения свойств целой фигуры на ее отдельные части.

Эта информация доступна зарегистрированным пользователям

Равные по длине отрезки воспринимаются неодинаковыми.

3. Иллюзия железнодорожных путей.

Верхний голубой отрезок кажется длиннее, но на самом деле оба отрезка имеют равную длину.

Эта информация доступна зарегистрированным пользователям

4. Отрезки АВ и СD равны

Эта информация доступна зарегистрированным пользователям

5. Иллюзия кинескопа.

Окна на картинке одинакового размера

Эта информация доступна зарегистрированным пользователям

6. Вертикально-горизонтальная иллюзия.

Эта информация доступна зарегистрированным пользователям

Линия №1 воспринимается длиннее линии №2.

Читайте также

Добавить комментарий