Как найти сумму транспортных расходов

Как рассчитать транспортные расходы? Это необходимо знать для корректного отражения материальных затрат, а также издержек обращения, если в учетной политике организации закреплен метод их частичного списания.

Распределение транспортных расходов, понесенных при покупке товаров

Если в учетной политике торговой организации закреплено, что транспортные расходы (ТР) учитываются в составе расходов на продажу и списываются в конце месяца частично, то бухгалтер должен распределить их между списанными товарами и оставшимися на складе (при условии, что ТР не включены в цену покупки).

Если целью организации является сближение бухгалтерского и налогового учета, то можно выбрать способ распределения, указанный в ст. 320 НК РФ. При этом, чтобы не было временных разниц, распределяться должны только ТР, а остальные расходы на продажу, учитываемые на счете 44, списываются полностью, поскольку в налоговом учете прямыми расходами считаются стоимость приобретения проданных товаров и расходы на доставку.

Учесть ТЗР для налогового учета вам поможет Готовое решение от КонсультантПлюс. Пробный доступ к правовой системе можно получить бесплатно.

Для распределения используем следующие формулы:

К = (ТР0 + ТР1) / (Т1 + Т2) × 100,

где:

К — средний процент ТР, приходящихся на остаток товаров в конце месяца;

ТР0 — ТР, относящиеся к остатку нереализованных товаров на начало месяца;

ТР1 — ТР текущего месяца;

Т1 — стоимость приобретения товаров, проданных в текущем месяце;

Т2 — стоимость приобретения товаров, не реализованных на конец месяца.

ТР2 = К × Т2,

где:

ТР2 — ТР, относящиеся к остатку нереализованных товаров на конец месяца;

Т2 — стоимость приобретения товаров, не реализованных на конец месяца.

Пример

Основной вид деятельности ООО «Торговый дом “Ника”» — оптовая торговля. В учетной политике прописано, что ТР отражаются на счете 44 «Расходы на продажу» и в бухгалтерском учете распределяются так же, как в налоговом.

Остаток ТР на 1 июня составил 75 000 руб., в течение июня было понесено ТР еще на 120 000 руб. (не вкл. НДС).

Остаток товаров на 1 июня равен 700 000 руб., куплено товаров за июнь стоимостью 1 500 000 руб. (не вкл. НДС). Себестоимость товаров, проданных за июнь, составила 1 800 000 руб.

Стоимость приобретения товаров, не реализованных на 30 июня:

700 000 + 1 500 000 – 1 800 000 = 400 000 руб.

К = (75 000 + 120 000) / (1 800 000 + 400 000) × 100 = 8,86%,

ТР, относящиеся к остатку нереализованных товаров на 30 июня:

400 000 × 8,86% = 35 440 руб.

ТР, списанные на себестоимость: 75 000 + 120 000 – 35 440 = 159 560 руб.

Дт

Кт

Сумма, руб.

Описание

44 субсчет «ТР по покупке товаров»

60

120 000

Отражены ТР

41

60

1 500 000

Поступили товары от поставщика

90.2

41

1 800 000

Отражена себестоимость реализованных товаров

90.2

44 субсчет «ТР по покупке товаров»

159560

Списаны ТР за месяц

Расчет транспортных расходов при покупке материалов

С 01.01.2021 учет МПЗ регулируется новым ФСБУ 5/2019. Насколько существенные изменения внес стандарт в учет МПЗ, узнайте из Обзора от КонсультантПлюс. Если у вас еще нет доступа к этой правовой системе, пробный полный доступ можно получить бесплатно.

Существует несколько способов отражения расходов по доставке и заготовлению (ТЗР), связанных с покупкой материалов:

  • с использованием счета 15 «Заготовление и приобретение материалов»;
  • с использованием отдельного субсчета на счете 10 «Материалы» для отражения ТЗР,
  • прямое включение ТЗР в фактическую стоимость материалов.

При первых двух способах ТР распределяются. В 1-м случае разница между учетной и фактической ценой или сумма ТЗР отражается на счете 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей». Во 2-м случае сумма ТЗР будет распределяться с отдельного субсчета счета 10.

Отклонения или ТЗР списываются с использованием формул:

К = (Откл0 + Откл1) / (М0 + М1) × 100,

где:

К — процент списания отклонения;

Откл0 — остаток суммы отклонения или ТЗР на начало месяца;

Откл1 — сумма отклонения или ТЗР за месяц;

М0 — остаток материалов на начало месяца по учетной стоимости;

М1 — сумма поступивших материалов за месяц по учетной стоимости.

Откл2 = К × М2,

где:

Откл2 — сумма отклонений или ТЗР, списываемых на затраты;

М2 — сумма материалов по учетной цене, списываемая на затраты.

Пример

ООО «Ника» — производственная компания. На 1 августа остаток материалов в организации равен 400 000 руб., остаток суммы отклонений — 25 000 руб. За август было приобретено материалов на сумму 350 000 руб. (1000 ед.), а на затраты производства списано 1 800 ед. Соответствующие ТР за август составили 75 000 руб. Указанные суммы не включают НДС. Учетная стоимость единицы материала — 390 руб. Согласно учетной политике ТР входят в состав отклонений.

Дт

Кт

Сумма, руб.

Описание

15

60

350 000

Отражена покупная стоимость материалов в соответствии с первичными документами от поставщика

15

60

75 000

Отражены ТР

10

15

390 000

Оприходованы материалы по учетной цене

16

15

35 000

(350 000 + 75 000 – 390 000)

Списано превышение фактической стоимости над учетной в конце месяца

20

10

702 000 (1 800 000 × 0,39)

Списаны материалы в производство по учетной цене

К = (25 000 + 35 000) / (400 000 + 390 000) × 100 = 7,6%

Сумма отклонений, списываемых на затраты:

Откл2 = 7,6% × 702 000 = 53 352 руб.

Дт

Кт

Сумма, тыс. руб.

Описание

20

16

53 350

Списаны отклонения по переданным в производство материалам

Об учете материалов читайте в статье «Бухгалтерские проводки по учету материалов».

Итоги

В данной статье рассмотрены основные способы распределения ТР. Как рассчитать транспортные расходы, распределяемые на остатки материалов (товаров) и затраты, должно быть закреплено в учетной политике организации.

  • Что такое транспортные расходы в бухгалтерском учёте

  • Транспортные расходы на доставку основных средств

  • Как рассчитать транспортные расходы

  • Примеры расчётов и проводок в бухгалтерском учёте

  • Как списывать транспортные расходы в торговле

Оптимизировать налоги — легко!

Максимально полные рекомендации по снижению расходов от команды специалистов сервиса «Моё дело»

Узнать подробнее

Что такое транспортные расходы в бухгалтерском учёте

Видов затрат на услуги транспорта довольно много, но их можно объединить в три основные группы:

  • расходы на доставку приобретаемых объектов имущества (основных средств, сырья, материалов);
  • расходы на доставку собственной продукции, товаров, услуг до покупателей и клиентов;
  • расходы на содержание парка транспортных средств (ГСМ, техобслуживание, ремонт, аренда).

В зависимости от направления бизнеса, транспортные расходы в составе затрат могут существенно колебаться. Например, в консалтинговых фирмах их доля мизерная, а в экспедиционных компаниях может достигать и 90%.

Чем больше затрат на логистику, тем пристальнее внимание налоговой инспекции к их отражению в учёте.

Организация в своей учётной политике должна предусмотреть распределение транспортных расходов на прямые и косвенные. Есть исключения для двух типов компаний:

  • которые применяют кассовый метод учёта (например, при УСН). У них деления на прямые и косвенные затраты нет, так как все расходы учитываются при их оплате;
  • которые оказывают услуги. Они могут учитывать все затраты в период их осуществления (п.2 статьи 318 НК РФ).

Прямые расходы ложатся непосредственно на себестоимость продукции и учитываются по мере её реализации. Косвенные расходы учитываются в составе прочих затрат и списываются сразу. Какие расходы и куда относить, организация определяет самостоятельно. Но налоговая инспекция может не согласиться с методикой отнесения на косвенные расходы и доначислить налог на прибыль.

Какие транспортные расходы обычно включают в прямые, а какие в косвенные:

Прямые расходы Косвенные расходы
доставка ОС доставка товаров покупателям
доставка товаров, сырья и материалов от поставщика доставка собственной продукции покупателям и заказчикам
ГСМ на технологический транспорт и транспорт для доставки имущества ГСМ на транспорт для перевозки сотрудников
аренда транспорта для технологических целей или доставки имущества аренда транспорта для перевозки сотрудников
техобслуживание, ремонт, страхование любого вида транспорта
компенсация расходов сотрудника за использование личного транспорта

Транспортные расходы на доставку основных средств

Пункты 9, 10 ФСБУ 26/2020 устанавливают, что суммы, уплаченные по доставке ОС, должны включаться в состав затрат на его приобретение или сооружение. При этом не важно как ОС получены — по договору купли-продажи, безвозмездно или построены хозяйственным способом.

Они учитываются как затраты капитального характера и отражаются по дебету счета учёта капитальных вложений (08)

  • Дт 08 — Кт 60 — учтена стоимость ОС без НДС;
  • Дт 08 — Кт 60(76) — учтены расходы на транспортировку ОС;
  • Дт 01 — Кт 08 — объект ОС введён в эксплуатацию.

Затраты на перемещение ОС внутри организации относятся к издержкам текущего периода, не включаются в капитальные вложения (п. 16 ФСБУ 26/2020) и к первоначальной стоимости не добавляются.

То же самое касается строительной техники (экскаваторы, краны, бетономешалки, и т.д) при их доставке и монтажу на объекты строительства.

Транспортные расходы на доставку товара

hidden>

Товар — это вид материально-производственных запасов (МПЗ), приобретаемый с целью дальнейшей перепродажи. Учёт запасов регулируется ФСБУ 5/2019. Расходы на доставку товара до организации-продавца увеличивают фактическую стоимость товара.

Состав затрат, которые можно учитывать как транспортные расходы, законодательно не определён. Поэтому бухгалтеры ориентируются по перечню торгово-заготовительных расходов (ТЗР), указанных в п.11 ФСБУ 5/2019

К ТЗР относятся расходы по:

  • погрузке и транспортировке МПЗ;
  • содержанию заготовительно-складского аппарата;
  • содержанию складов, баз, заготовительных пунктов;
  • надбавкам и вознаграждениям организациям-посредникам;
  • хранению МПЗ в местах приобретения, ж/д станциях, портах;
  • командировкам по непосредственному заготовлению МПЗ;
  • процентам за кредиты и займы по приобретению МПЗ;
  • недостаче и порче в пределах естественной убыли;
  • другим аналогичным причинам.

Торговая организация в своей учётной политике может прописать один из двух вариантов списания транспортных расходов:

  • включение их в фактическую себестоимость (п.11 ФСБУ 5/2019);
  • отнесение затрат к расходам на продажу (п.21 ФСБУ 5/2019).

В зависимости от выбранного варианта, транспортные расходы будут аккумулироваться на разных счетах бухучёта — 41 (Товары) при отнесении на фактическую себестоимость, и 44 (Расходы на продажу) при их отделении от стоимости товара.

Транспортировка товаров до покупателя тоже имеет свои особенности учёта. Договор купли-продажи определяет, как будет оплачиваться услуга:

  • как доплата к цене товара;
  • как отдельная услуга.

Применяемая корреспонденция у продавца будет та же (Дт 90 — Кт 44). Разница только в списании расходов. В первом случае она распределится по стоимости реализованной продукции по итогам месяца, во втором — спишется сразу.

Транспортные расходы в налоговом учёте

hidden>

Отражение транспортных расходов в налоговом учёте зависит от условий договора. Для покупателя они будут прямыми, если не включены в стоимость товара. Для продавца — косвенными.

Договор (условия) Учёт продавца Учёт покупателя
Продавец доставляет товар на склад покупателя. Расходы — в цене товара. Обязанность по оплате доставки отдельно не оговорена. Право собственности переходит к покупателю после доставки на его склад Доход от доставки отдельно не учитывается Прямых расходов по доставке нет
Продавец доставляет товар на склад покупателя. Расходы на доставку в договоре не указаны. Право собственности переходит к покупателю с момента отгрузки на складе продавца Доход от доставки отражается отдельно, так как право собственности переходит сразу после отгрузки. Сумма транспортных расходов в первичке пишется отдельной строкой. Учитываются прямые расходы по доставке товара. Сумма расхода распределяется на остаток товаров на складе.
Продавец доставляет товар на склад покупателя. Расходы на доставку указаны отдельно от стоимости товара. Право собственности переходит к покупателю после доставки на его склад Кроме продажи товара продавец оказывает отдельную услугу по доставке товара. Доход от доставки учитывается отдельно. Учитываются прямые расходы по доставке товара, так как они оплачиваются сверх стоимости товара.

Список прямых и косвенных затрат организация определяет самостоятельно и прописывает его в своей налоговой политике.

  • В целях расчёта налога на прибыль:
  • продавец полностью списывает свои затраты в период реализации;
  • покупатель распределяет прямые ТР на остаток товаров на складе.

Как рассчитать транспортные расходы

В статье 320 НК РФ установлены правила расчёта прямых расходов. Они считаются по среднему проценту за отчётный месяц. Порядок подсчёта следующий:

  • определяем прямые транспортные расходы (ПТР) на остаток товаров в начале месяца и на реализованные товары в течение месяца;
  • определяем стоимость приобретения товаров, проданных в текущем месяце, и стоимость приобретения остатка непроданных товаров на конец месяца;
  • считаем средний процент — пункт 1 делим на пункт 2 (отношение ПТР к стоимости товаров);
  • считаем сумму ПТР, относящихся к остатку товаров на складе по формуле:
    • Средний % = (ПТРн + ПТРо) / (СТо + СТк),
    • ПТРост = Средний % х СТк, где:
      • ПТРост — сумма ПТР относящихся к остатку товаров на складе;
      • ПТРн — сумма ПТР, относящихся к остатку товаров на складе на начало месяца;
      • ПТРо — сумма ПТР в отчётном месяце;
      • СТо — стоимость товаров проданных в отчётном месяце;
      • СТк — стоимость остатка товаров на складе на конец месяца

Примеры расчётов и проводок в бухгалтерском учёте

Как распределить транспортные расходы на стоимость товара покупателю товара.

Пример 1

Бухгалтеру ООО «Альфа» нужно рассчитать и отнести на товар прямые транспортные расходы (ПТР) по итогам июня 2021 года. Организация приобретает товары для последующей перепродажи на условиях доставки до своего склада силами продавца. ТР оплачиваются как отдельная услуга. Право собственности к покупателю переходит после доставки на его склад.

На 1 июня сумма ПТР на остаток на складе (ПТРн) составила 12 тыс. руб.;

сумма полученных ПТР в течение июня (ПТРо) — 56 тыс. руб.;

остаток товара на складе на 1 июля (СТк) — 112 тыс. руб.;

стоимость реализованных в июне товаров (СТо) — 845 тыс. руб.

Считаем средний процент:

(12 тыс.руб. + 56 тыс. руб.) / (845 тыс.руб. + 112 тыс.руб.) = 7%

Считаем ПТР по остатку на складе:

7% х 112 тыс.руб. = 7,8 тыс. руб.

Считаем сумму ПТР, которую можно принять к затратам июня:

(ПТРн + ПТРо) – ПТРост = (12 тыс.руб. + 56 тыс.руб.) — 7,8 тыс.руб. = 60,2 тыс. руб.

В учёте операции отражаются следующими проводками:

  • Дт 62 — Кт 90 — отражена выручка от реализации товаров в июне;
  • Дт 90 — Кт 41 — отражена себестоимость проданных товаров (845 тыс.руб.);
  • Дт 62 — Кт 90 — отражена выручка от транспортных услуг по доставке товара;
  • Дт 90 — Кт 44 — в себестоимость товаров включены распределённые ПТР (60,2 тыс.руб.).

Как списывать транспортные расходы в торговле

Покажем на примерах, как списываются транспортные расходы в зависимости от принятого варианта учёта (в фактической себестоимости или в расходах на продажу):

Пример 2.

ООО «Дельта» занимается продажей компьютерной техники. В июне 2021 года пришёл товар на сумму 980 тысяч рублей. Расходы на доставку и разгрузку составили 52 тысячи рублей. Компания работает на ОСНО, товар облагается НДС. В соответствии с учётной политикой, транспортные расходы включаются в фактическую себестоимость на счёте 41 — Товары.

  • Дт 60 — Кт 51 — товар оплачен на сумму 980 тыс. руб., в т.ч. НДС 163,33 тыс. руб.;
  • Дт 41 — Кт 60 — товар оприходован на сумму 816,67 тыс. руб. (за минусом НДС);
  • Дт 19 — Кт 60— выделен НДС по товару (163,33 тыс. руб.);
  • Дт 60 — Кт 51 — оплачена доставка товара на сумму 52 тыс. руб., в т.ч. НДС 8,67 тыс. руб.;
  • Дт 41 — Кт 60 — учтена стоимость доставки 43,33 тыс. руб. (за минусом НДС);
  • Дт 19 — Кт 60 — выделен НДС по доставке (8,67 тыс. руб.);
  • Дт 90 — Кт 41 — списание себестоимости части товаров (с учётом ТР) после её реализации (860 тыс.руб.).

Пример 3.

ООО «Гамма» продаёт автозапчасти. В июне 2021 года пришёл товар на сумму 430 тысяч рублей. Расходы на доставку и разгрузку составили 8 тысяч рублей. Компания работает на ОСНО, товар облагается НДС. В соответствии с учётной политикой, стоимость доставки относится на расходы по продажам. Используется счёт 44 — Расходы на продажу.

ПТР на остаток на складе (ПТРн) — 4 тыс. руб.;

остаток товара на складе на 1 июля (СТк) — 261 тыс. руб.;

стоимость реализованных в июне товаров (СТо) — 612 тыс. руб.

  • Дт 60 — Кт 51 — товар оплачен на сумму 430 тыс. руб., в т.ч. НДС 71,67 тыс. руб.;
  • Дт 41 — Кт 60 — товар оприходован на сумму 358,33 тыс. руб. (за минусом НДС);
  • Дт 19 — Кт 60 — выделен НДС по товару (71,67 тыс. руб.);
  • Дт 60 — Кт 51 — оплачена доставка товара на сумму 8 тыс. руб., в т.ч. НДС 1,33 тыс. руб.;
  • Дт 44 — Кт 60 — учтена стоимость доставки 6,67 тыс. руб. (за минусом НДС);
  • Дт 19 — Кт 60 — выделен НДС по доставке (1,33 тыс. руб.);
  • Дт 90 — Кт 41 — списание себестоимости части товаров после её реализации (358,33 тыс.руб.);
  • Дт 90 — Кт 44 — принятая к затратам стоимость ПТР по доставке товаров, реализованных в июне (8,41 тыс.руб.), на основании расчёта:

    (4 тыс.руб. + 8 тыс.руб.) / (261 тыс.руб. + 612 тыс.руб.) = 1,4%

    1,4% х 261 тыс.руб. = 3,59 тыс.руб.

    (4 тыс.руб. + 8 тыс.руб.) – 3,59 тыс.руб. = 8,41 тыс.руб.

Зарегистрируйтесь в интернет-бухгалтерии «Моё дело»

И получите бесплатную круглосуточную экспертную поддержку по всем вопросам бухгалтерского учёта и налогообложения.

Получить доступ

Часто задаваемые вопросы

Отражение транспортных расходов в бухгалтерском учёте при реализации готовой продукции и товаров одинаково?

Разницы в учёте нет. Если цена доставки входит в стоимость ГП или товара, все затраты будут собираться на 41 счёте и списываться в дебет счёта 90. Если цена доставки выделена, то затраты по доставке ГП или товара отразятся на 44 счёте и спишутся в дебет счёта 90.

При отнесении ТР на прямые затраты при покупке товаров методика расчёта очень сложная. Могу ли я все ТР относить к косвенным расходам?

Транспортные расходы будут считаться прямыми при доставке товаров до склада покупателя, если они не включены в цену приобретения (Письмо Минфина РФ от 17.08.2012 № 03-03-06/1/420). Во всех остальных случаях — это косвенные расходы. Так что можете регулировать условиями договора купли-продажи.

Наиболее простым способом транспортировки груза является перевозка с помощью транспортной компании. Специалисты надежно и за короткие сроки осуществляют грузоперевозки любой сложности.

Важно! При обращении в логистическую компанию точную сумму перевозки вы сможете узнать только на практике – после обсуждения всех условий с перевозчиком.

Но для примера давайте посчитаем гипотетическую стоимость грузоперевозки.

Предположим, что нам необходимо отправить груз из Москвы в Рязань (путь 182 км). При учете всех особенностей груза и транспорта, цена за 1 км составила 29 рублей. В таком случае, умножая стоимость на количество километров и еще на 2, беря в расчет обратную дорогу, мы получаем примерную сумму 10 556 рублей.

Важно! Помимо этого стоимость может включать в себя дополнительные услуги, такие как упаковка груза, погрузка и разгрузка, если это вам необходимо.

Если вы решили обратиться к специалистам, но беспокоитесь о том, как выбрать правильное соотношение цены и качества, то вам может помочь наша статья,

как выбрать транспортную компанию.

Важно! Помните, что обращаясь в транспортную компанию за консультацией, вы имеете право узнать любую информацию о грузоперевозке, в том числе и ее стоимость. Вероятнее всего, вы сможете узнать только примерные цифры, но это поможет вам сравнить расценки нескольких компаний.

Теперь вы знаете, как рассчитывать грузоперевозки. О том, как рассчитать себестоимость грузоперевозки, мы писали

здесь

.

Логистическая компания DATO готова оказать вам помощь в осуществлении грузоперевозки любой сложности. Мы проконсультируем вас в вопросе цены – оставьте заявку на нашем сайте или свяжитесь с менеджером.

Какой бы товар вы ни продавали, обычный спутник продажи — транспортные расходы. Их учет зависит от того, используете вы для перевозки свои машины или перевозчиков. А еще с 2021 года в силу вступило ФСБУ 5/2019, которое изменило правила бухучета этих расходов.

По ФСБУ 5/2019 все расходы на заготовку и доставку товара нужно включать в его себестоимость. При этом состав таких расходов стандарт не раскрывает, каждая организация должна самостоятельно его определить и прописать в учетной политике.

Пример расчета себестоимости и образец учетной политики можно скачать здесь

Например, в состав транспортных расходов можно включить:

  • расходы на доставку товара до склада или магазина;
  • погрузку, разгрузку, транспортировку;
  • зарплату работников, занятых на таких работах, и уплаченные с нее взносы;
  • расходы на содержание склада и прочие.

Также транспортные расходы можно разделить на те, что появляются при приобретении и продаже товаров.

Транспортные расходы при покупке товаров

Мы рассмотрим вариант учета для организации, которая ведет торговую деятельность.

Учет ТЗР (транспортно-заготовительных расходов) можно вести с использованием и без счета 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей», а также сразу включать в стоимость товара или учитывать обособленно и уже затем списывать на себестоимость.

Сервис для управления торговлей МойСклад: приемка и отгрузка товара, перемещения, инвентаризации, списания. Расчет себестоимости. Остатки и обороты. Вся необходимая первичка. Бесплатный тариф для одного сотрудника.

Не нужно устанавливать, доступен с любого телефона или планшета.

Попробовать МойСклад бесплатно

Пример 1. Доставка сразу учитывается в стоимости.

ООО «СклаДебеторг» продает зоотовары. В июле организация купила для перепродажи клетки для хомяков на сумму 150 000 рублей (в т. ч. НДС 25 000 рублей). Доставка клеток обошлась в 30 000 (в т. ч. НДС 5 000 рублей).

Проводки в бухгалтерском учете ООО «СклаДебеторг»:

  • Дебет 41 Кредит 60 — учтена стоимость клеток 125 000 рублей;
  • Дебет 19 Кредит 60 — НДС — 25 000 рублей;
  • Дебет 41 Кредит 60 — учтена доставка — 25 000 рублей;
  • Дебет 19 Кредит 60 — НДС по доставке — 5 000 рублей.

Обратите внимание! Если бы компания доставляла сразу несколько видов товаров и необходимо было распределить расходы между ними, можно было бы сделать это согласно положениям учетной политики. Варианты: пропорционально стоимости товара, его веса, количества и любым другим способом, указанным в УП.

Если использовать счет 15, то проводки по будут такими:

  • Дебет 15 Кредит 60 — учтена стоимость клеток 125 000 рублей;
  • Дебет 19 Кредит 60 — НДС — 25 000 рублей;
  • Дебет 15 Кредит 60 — учтена доставка — 25 000 рублей;
  • Дебет 19 Кредит 60 — НДС по доставке — 5 000 рублей.
  • Дебет 41 Кредит 15 — оприходованы товары с учетом расходов.

Счет 15 обычно применяют, когда используют учетные цены и нужно учитывать отклонения. Отклонения отражаются через счет 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей». Как правило, сейчас в торговле этими двумя счетами не пользуются.

Пример 2. Стоимость доставки учитывается обособленно.

Возьмем те же условия, что в примере 1, но при этом пусть организация собирает ТЗР на счете 44 «Расходы на продажу».

  • Дебет 41 Кредит 60 — учтена стоимость зоотоваров 125 000 рублей;
  • Дебет 19 Кредит 60 — НДС — 25 000 рублей;
  • Дебет 44 Кредит 60 — отражены расходы по доставке;
  • Дебет 19 Кредит 60 — НДС по доставке — 5 000 рублей.

Все ТЗР, что собраны на счете 44, должны пропорционально распределяться по реализованным и оставшимся на складе товарам по итогам месяца.

Для расчета удобно использовать формулы, которые есть в Налоговом кодексе (статья 320), к тому же так данные бухгалтерского и налогового учета проще сблизить:

Формула № 1:

ТРсп = ТРнм ТРдм — ТРот

ТРсп — ТЗР, которые нужно списать в текущем месяце;

ТРнм — остаток ТЗР на начало месяца;

ТРдм — расходы по доставке за месяц;

ТРот — ТЗР, приходящиеся на остаток товара на конец месяца.

Для расчета последнего показателя используется Формула № 2:

ТРот = Тот × СП

Тот — стоимость остатка товаров на конец месяца;

СП — средний процент, нужен для расчета суммы расходов, относящихся к остатку товаров.

И тут понадобится одна (обещаем — это последняя) Формула № 3:

СП = (ТРнм ТРдм) / (Тпм Тот) × 100%

ТРнм — остаток ТЗР на начало месяца;

ТРдм — расходы по доставке за месяц;

Тпм — покупная стоимость товаров, проданных за месяц;

Тот — стоимость остатка товаров на конец месяца.

Затраты, собранные на счете 44, можно по окончании месяца списать в себестоимость — на счет 90.

Дебет 90-2 Кредит 44

Учет абсолютно любых операций с товарами, начиная с их покупки, доставки на склад, и заканчивая дальнейшей продажей (розничной, оптовой — неважно) можно вести в сервисе МойСклад.

Программа интегрирована с маркетплейсами, CRM и другими сервисами, и позволяет в реальном времени управлять работой торговых точек — магазинов, ларьков и т.д. К МоемуСкладу легко подключить торговое оборудование, включая онлайн-кассу. Можно учитывать и продавать маркированные товары. Начните работать прямо сейчас совершенно бесплатно!

Попробовать МойСклад. Бесплатный тариф без ограничений по срокам

Транспортные расходы при продаже товаров

Возможны два варианта — доставка входит в стоимость товаров или предоставляется как отдельная услуга.

В стоимость обычно входят те расходы, которые поставщик несет при доставке товаров напрямую покупателю на его склад, минуя собственный. В этом случае доставка отдельно не выделяется в документах.

Пример 3. Доставка не выделяется и включена в цену.

Организация ООО «Ляпкин-Тяпкин» продает садово-огородные инструменты. В июне ей поступил заказ от магазина «Дачник» на поставку 10-ти садовых тачек с условием поставки прямо в магазин. Стоимость тачек при покупке составила 12 000 рублей. Доставка обошлась ООО в 3 000 рублей. Продажная цена тачек — 2 400 рублей ( в т. ч. НДС — 400 рублей, по договору цена включает доставку до магазина), поэтому «Дачник» должен оплатить товар на сумму 24 000 (2 400 * 10).

Для учета ТЗР на продажу ООО «Ляпкин-Тяпкин» использует счет 44 субсчет 2 (субсчет 1 предназначен для расходов на покупку товаров).

Остаток по счету 44.1 на 1 июня — 8 000 рублей.

Остаток по счету 41 на 30 июня — 290 000 рублей.

За июнь ООО приобрело также другие товары на сумму 180 000 рублей (в т. ч. НДС 30 000 рублей). Их доставка обошлась в 15 000 рублей, в т. ч. НДС — 2500.

В бухгалтерском учете ООО будут отражены следующие проводки:

  • Дебет 62 Кредит 90-1 — стоимость проданных тачек — 24 000 рублей;
  • Дебет 90-3 Кредит 68-2 — начислен НДС 4 000 рублей;
  • Дебет 90-2 Кредит 41 — списана себестоимости проданных товаров — 12 000 рублей;
  • Дебет 90-2 Кредит 44.2 — списаны ТЗР — 3 000 рублей;
  • Дебет 41 Кредит 60 — отражена стоимость других товаров, приобретенных организацией в июне — 150 000 (180 000 — 30 000) рублей;
  • Дебет 19 Кредит 60 — НДС по приобретенным товарам — 30 000 рублей;
  • Дебет 44.1 Кредит 60 — транспортные расходы на покупку других товаров — 12 500 (15 000 — 2 500) рублей;
  • Дебет 19 Кредит 60 — НДС по доставке других товаров — 2 500 рублей.

Теперь попробуем рассчитать какую сумму транспортных расходов нужно списать в июне (используем формулы, приведенные выше).

Начнем с Формулы 3. Рассчитаем средний процент расходов на остаток товара.

(8 000 12 500) / (12 000 290 000) * 100% = 6,79%

Теперь перейдем к Формуле 2. Найдем сумму ТЗР на остаток товара:

290 000 * 6,79% = 19 691 рублей

Наконец, используем Формулу 1 и узнаем, сколько транспортных расходов мы можем списать за июнь:

8000 12 500 — 19 691 = 809 рублей

Дебет 90-2 Кредит 44.1 — списываем расходы по продаже товара на сумму 809 рублей. Именно эту сумму можно учесть в расходах по налогу на прибыль.

Вам может пригодиться: форма расходной накладной и другие бланки документов на сайте МоегоСклада.

Пример 4. Доставка выделена в отдельную услугу для покупателя.

Если вы доставляете товар своим транспортом, то затраты по организации доставки собираете на счете 23 «Вспомогательные производства».

Например, Дебет 23 Кредит 70 — зарплата водителя, который доставляет груз, Дебет 23 Кредит 10 — списание бензина, использованного при перевозке и т.д.

Затем расходы со счета 23 списываются на себестоимость транспортных услуг, оказанных покупателям — Дебет 90-2 «транспортные услуги» Кредит 23.

Можно обойтись и без счета 23, торговые организации вправе для учета ТЗР использовать счет 44.

Способы учета транспортных расходов, особенности расчета и списания нужно обязательно заранее продумать и четко прописать в учетной политике.

Нельзя включать в себестоимость товаров затраты, относящиеся к их хранению, перевозке и т. д., которые возникли после поступления товара на склад организации. Т.е. если сначала товары поступили на ваш склад, а затем вы отправляете их в свои магазины или продаете оптовым заказчикам со склада, то их нужно учитывать уже как расходы именно на продажу (через счет 44). Это уже не ТЗР.

Учет товаров с сервисом МойСклад — это удобно и просто. Можно быстро выгрузить сведения из сервиса прямо в бухгалтерскую программу, например, в 1С:Бухгалтерию, или наоборот — загрузить данные (номенклатуру, цены и т.п.) из своей программы в МойСклад.

Вам не придется ничего настраивать или устанавливать — все готово к работе, достаточно зарегистрироваться в сервисе. Подключитесь прямо сейчас: это бесплатно!

Склад, продажи, маркировка и кассы

Попробуйте бесплатно прямо сейчас

Виды транспортных расходов

Учет транспортных расходов

Контроль транспортных расходов

Расскажем, как отражать расходы в зависимости от вида деятельности организации, принятой учетной политики, а также исходя из условий доставки товара, как оформлять необходимые документы.

УЧЕТ ТРАНСПОРТНЫХ РАСХОДОВ

Транспортные расходы — составная часть общей величины затрат организаций. В их состав входят расходы, связанные с транспортировкой груза или сотрудников. В российском законодательстве нет индивидуальных правил учета этих расходов, поэтому каждая организация самостоятельно разрабатывает свой вариант учета транспортных расходов.

Бухгалтерский учет транспортных расходов

Общие требования к составу затрат, признаваемых расходами в бухгалтерском учете, содержатся в ПБУ 10/99 «Расходы организации»[1]. Для их учета используют счета:

20 «Основное производство»;

26 «Общехозяйственные расходы»;

44 «Расходы на продажу».

В течение месяца транспортные расходы могут быть отражены полностью или частично на счетах:

23 «Вспомогательное производство»;

25 «Общепроизводственные расходы»

с последующим списанием на счет 20 «Основное производство».

К сведению

Организация вправе утвердить порядок распределения транспортных расходов в подобной ситуации самостоятельно, закрепив его в учетной политике.

Например, транспортные расходы могут распределяться пропорционально стоимости приобретенных товаров, их количеству, весу или другим подходящим для конкретного вида товара характеристикам.

При доставке материалов или товаров необходимо учитывать п. 11 ФСБУ 5/2019 «Запасы»[2], предписывающий учитывать транспортные расходы в себестоимости полученных ТМЦ. Этот порядок применяют, если по документам можно установить сумму транспортных расходов, понесенных на доставку конкретных ТМЦ.

Транспортные расходы могут отражаться в стоимости товара либо в текущих расходах организации. Рассмотрим примеры отражения транспортных расходов в бухгалтерском учете.

Отражение транспортных расходов в стоимости товара

Торговая организация приобрела у поставщика товары на условиях самовывоза. Собственного автотранспорта у организации нет, и она заключила договор с транспортной организацией на доставку этого товара со склада поставщика на свой склад.

Так как в этом случае транспортные расходы связаны с доставкой товара, то они учитываются в стоимости доставленного товара.

Отражение в бухгалтерском учете:

1. Товар получен и доставлен на склад торговой организации (НДС не облагается):

Дебет счета 41 «Товары» субсчет «Центральный склад» Кредит счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» — 500 000 руб.

2. Услуги транспортной организации за доставку товара (без учета НДС) отражены в стоимости доставленного товара:

Дебет счета 41 «Товары» субсчет «Центральный склад» Кредит счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» — 10 000 руб.

3. Отражена сумма НДС от стоимости услуг транспортной организации:

Дебет счета 19 «НДС по приобретенным ценностям» Кредит счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» — 2000 руб.

4. Товар передан в магазин на продажу по фактической себестоимости:

Дебет счета 41 «Товары» субсчет «Склад магазин» Кредит счета 41 «Товары» субсчет «Центральный склад» — 510 000 руб. (500 000 + 10 000).

Отражение транспортных расходов в текущих расходах организации

Производственное предприятие купило пиломатериалы на 200 000 руб. и вывезло их со склада поставщика собственным автотранспортом.

Автотранспорт предприятия регулярно совершает рейсы по доставке приобретенных материалов от поставщиков и изготовленной продукции — покупателям.

Исходя из учетной политики транспортные расходы учитываются по фактическим расходам — 35 000 руб. — по счету 26 «Общехозяйственные расходы».

Отражение в учете:

1. Получен материал от поставщика:

Дебет счета 10 «Материалы» Кредит счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» — 200 000 руб. (НДС не облагается).

2. Отражены транспортные расходы:

Дебет счета 26 «Общехозяйственные расходы» субсчет «Транспортные расходы» Кредит счета 02 «Амортизация основных средств»; счета 10 «Материалы» субсчет «ГСМ» — 35 000 руб.

Налоговый учет транспортных расходов

Для налогового учета транспортных расходов необходимо определить в учетной политике, будут они отражаться в составе прямых или косвенных расходов.

К сведению

Организация вправе учесть транспортные расходы в текущих налоговых расходах, если выполняются требования ст. 252 Налогового кодекса РФ (далее — НК РФ) — расходы экономически оправданы, обоснованы и документально подтверждены первичными документами.

Торговые организации отражают транспортные расходы согласно ст. 320 НК РФ: налогоплательщик имеет право сформировать стоимость приобретения товаров с учетом расходов, связанных с их приобретением. Эта стоимость учитывается при реализации товаров (подп. 3 п. 1 ст. 268 НК РФ). Так, расходы, связанные с приобретением товаров, могут:

• включаться в стоимость покупных товаров

• или учитываться как издержки обращения и в стоимость покупных товаров не включаться.

Налогоплательщик имеет право выбрать один из предложенных способов учета расходов на доставку покупных товаров до склада. Порядок формирования стоимости приобретения товаров определяется налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения и применяется в течение не менее двух налоговых периодов.

Если транспортные расходы оплачиваются сверх цены товара по договору либо доставку осуществляет сторонняя организация, то для целей налогового учета транспортные расходы, связанные с приобретением товаров, всегда включаются в расходы на продажу (ст. 320 НК РФ).

Если транспортные расходы выделены в договоре отдельной строкой, их нужно учитывать отдельно от цены товара.

При учете транспортных расходов, относящихся к остаткам нереализованных товаров, их налоговый расход определяется по среднему проценту за текущий месяц с учетом переходящего остатка на начало месяца в следующем порядке (см. таблицу).

Расчет суммы прямых расходов, относящейся к остатку нереализованных товаров

При этом сумма транспортных расходов распределяется не на фактические остатки товаров на складе, а именно на остатки товаров, право собственности на которые еще не перешло к покупателю.

Расчет остатка транспортных расходов на конец отчетного периода

В налоговом учете компании числятся:

800 000 руб. — общая стоимость проданных товаров в октябре;

150 000 руб. — стоимость нереализованных товаров на конец октября;

100 000 руб. — сумма транспортных расходов за октябрь;

30 000 руб. (сальдо счета 44) — сумма прямых транспортных затрат, приходящихся на остаток товаров на начало октября.

Расчет налоговых расходов:

• сумма прямых транспортных расходов,  подлежащих списанию в октябре:

100 000 руб. + 30 000 руб. = 130 000 руб.;

• сумма товаров, реализованных в октябре, плюс сумма не реализованных на конец этого же месяца товаров:

800 000 руб. + 150 000 руб. = 950 000 руб.

Определим средний процент как отношение суммы прямых расходов к стоимости товаров:

130 000 руб. / 950 000 руб. × 100 % = 13,68 %.

Чтобы определить сумму прямых расходов, относящихся к остатку нереализованных товаров, умножим средний процент на стоимость остатка товаров на конец октября:

150 000 руб. × 13,68 % = 20 520 руб. Эту сумму не учитываем в налоговых расходах за октябрь.

Рассчитаем сумму транспортных расходов, которые будут учитываться в составе прямых налоговых расходов за октябрь:

130 000 руб. – 20 520 руб. = 109 480 руб.

Если компания реализует несколько видов товаров, то сумма транспортных расходов, которая относится к нереализованным товарам, определяется по общему остатку товаров. Распределять транспортные расходы по видам товаров Налоговый кодекс РФ не требует.

Условия отражения в учете транспортных расходов

Итак, порядок учета транспортных расходов зависит от вида деятельности организации, принятой учетной политики, а также условий доставки по каждой сделке. Но при этом важно также выяснить, имеет ли организация право отражать в своем учете понесенные транспортные расходы.

В договоре купли-продажи оговаривается, какая сторона несет расходы по доставке товаров до склада покупателя. Такое же условие должно быть отражено в счете-оферте или договоре публичной оферты.

В договоре может быть установлено, что расходы по транспортировке товаров несет продавец товаров, который и доставляет товар до склада организации. В этом случае у покупателя нет оснований отражать в учете связанные с доставкой товара транспортные расходы.

Доставку товаров может осуществлять покупатель, если право собственности на товар переходит к нему не на его территории, а, к примеру, на складе продавца. Покупатель может воспользоваться собственными транспортными средствами либо услугами специализированной транспортной организации, но в любом случае транспортные расходы будут отражены на его балансе и в составе его расходов.

Виды транспортных расходов

Для анализа, планирования и учета транспортных расходов необходимо их сгруппировать по видам, например:

• транспортные услуги сторонних организаций;

• расходы по содержанию собственного автотранспорта;

• использование личного автотранспорта сотрудников;

• аренда автотранспорта с экипажем и без экипажа.

Кроме этого, в зависимости от вида деятельности организации и объема выручки внутри каждого вида на практике применяют дополнительный аналитический классификатор учета транспортных расходов исходя из требований локального технологического процесса.

Например, в торговле можно применить классификатор в зависимости от конечного пункта назначения:

• расходы, связанные с закупкой товаров (доставка приобретенных товаров до склада торговой компании);

• расходы, связанные с транспортировкой товаров между подразделениями компании (со склада на склад);

• расходы, связанные с продажей товаров (доставка проданных товаров покупателю).

Проанализируем два наиболее используемых вида транспортных расходов.

Услуги сторонней транспортной организации

Чтобы отразить в учете такие услуги, необходимо иметь следующий комплект документов:

1. Договор или счет на перевозку грузов.

2. Акты сдачи-приемки оказанных услуг.

Составляются ежемесячно в произвольной форме в двух экземплярах, по одному для каждой из сторон. Акт сдачи-приемки оказанных услуг — основание для отнесения на себестоимость затрат по договору перевозки, а также для составления подрядчиком счета-фактуры для расчетов по НДС. Необходим в тех случаях, когда в стоимость услуг, кроме транспортных, входят  оплату дополнительных услуг, например: обеспечение постоянной готовности транспортных средств для ускоренной подачи их по заявке организации и др. Реквизиты акта должны соответствовать ст.9 ФЗ «О бухгалтерском учете» № 402-ФЗ от 06.12.2011г.

3. Товарно-транспортные накладные (ТТН) на перевозку грузов, принадлежащих организации.

ТТН выполняет, главным образом, две функции:

• во-первых, она служит доказательством наличия правоотношений между грузоотправителем и перевозчиком по перевозке груза и, соответственно, средством правовой защиты интересов сторон при возникновении спора;

• во-вторых, она регулирует отношения сторон по договору перевозки груза, определяя условия перевозки. При приеме груза перевозчик вправе сделать оговорки в транспортной накладной, в частности, касающиеся недостатков упаковки груза. Если договором предусмотрено, что товар доставляется на склад покупателя автомобильным транспортом, помимо накладной формы ТОРГ-12 (или УПД) оформляется еще и ТТН по форме 1-Т[3] независимо от того, кто доставляет товар — покупатель, продавец или специализированный перевозчик[4].

При этом если доставку товара осуществляет поставщик и стоимость доставки выделяется отдельной строкой, такой договор поставки будет являться смешанным (продажа товара и его доставка, которая регулируется правилами, применяемыми к договорам перевозки). Следовательно, у покупателя тоже должна быть товарная накладная (оформляется поставщиком) и ТТН.

Если доставку товара организует экспедитор, кроме транспортной накладной, ТТН (если покупатель является грузополучателем) необходимо наличие поручения экспедитору и экспедиторской расписки[5].

Если надлежаще оформленной транспортной накладной не будет, факт принятия груза перевозчиком и оказания им услуг перевозки может быть признан судом недоказанным. В этом случае наличие между сторонами договорных отношений может подтверждаться иными доказательствами.

4. Счета-фактуры. Они выставляются транспортной фирмой на организацию согласно требованиям ст. 169 НК РФ, составляются в течение пяти дней с даты составления акта сдачи-приемки оказанных услуг и на основании данного акта.

Счета-фактуры — основание для оприходования НДС, уплаченного подрядчику, а также для принятия его к зачету при соблюдении условий, установленных Налоговым кодексом РФ.

Таким образом, если вы планируете использовать услуги сторонней транспортной организации, позаботьтесь о том, чтобы у вас были оформлены первичные документы. И если у вас будет правильно оформленная документации, вам будет проще контролировать целесообразность данных расходов. Кроме того, так вы сведете к минимуму налоговые риски при проверке контролирующего органа.

Расходы по содержанию собственного автотранспорта

К данным расходам, в частности, относятся:

• расходы на ГСМ (все виды топлива — газ, бензин, дизтопливо, масла и смазки и пр.);

• расходы на технический осмотр;

• расходы на покупку «зимней» резины;

• затраты на мойку автомобиля;

• плата за хранение автомобиля на платной стоянке и др.

Такие расходы относятся к расходам по обычным видам деятельности[6]. Расходы на содержание служебного транспорта отражаются по соответствующей статье затрат — как правило, в составе общехозяйственных расходов по дебету счета 26 «Общехозяйственные расходы» и кредиту счетов 10, 69, 70 и др.

Сумма расходов по ГСМ в учете отражается на основании данных о пробеге автомашины, указанных в путевых листах, по нормам расходования ГСМ, утвержденным организацией.

Сумма расхода отражается по дебету счета учета затрат в корреспонденции с кредитом счета 10 субсчет «Топливо».

Основной документ для учета использования ГСМ — путевые листы, которые не только обосновывают расходы на ГСМ, но и в целом подтверждают экономическую обоснованность и производственную направленность затрат, связанных с использованием автотранспорта.

К сведению

Актуальные обязательные реквизиты и порядок заполнения путевых листов утверждены Приказом Минтранса России от 11.09.2020 № 368, который применяется организациями и ИП, эксплуатирующими легковые автомобили.

Организации, не относящиеся к транспортным, могут разработать собственную форму путевого листа с учетом требований Приказа № 368 и обязательных реквизитов, указанных в ч. 2 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (в ред. от 26.07.2019).

Сверхнормативный расход топлива в бухгалтерском учете включается в состав прочих расходов, а в налоговом не уменьшает налоговую базу. Базовые нормы расхода ГСМ установлены Методическими рекомендациями[7]. В то же время в письме от 22.06.2010 № 03-03-06/4/61 Минфин России разрешил налогоплательщику руководствоваться технической документацией и (или) информацией, предоставляемой изготовителем автомобиля, до принятия приказа организации, утверждающего нормы, разработанные в установленном порядке.

Расчет расходов по ГСМ

Организация закупает ГСМ для служебных автомобилей. В течение августа топливо заправлялось в бак автомобиля трижды (все цены указаны без НДС):

• 2 августа — 70 л по цене 20 руб. за 1 л на сумму 1400 руб.;

• 10 августа — 60 л по цене 19 руб. за 1 л на сумму 1140 руб.;

• 20 августа — 70 л по цене 22 руб. за 1 л на сумму 1540 руб.

Согласно путевым листам и нормам, установленным в организации, за август израсходовано 170 л бензина.

Согласно учетной политике списание производится по средней себестоимости.

Рассчитаем количество ГСМ, подлежащих списанию в августе месяце.

Сначала определяем среднюю себестоимость единицы материалов (1 л):

(1400 руб. + 1140 руб. + 1540 руб.) / (70 л + 60 л + 70 л) = 20,4 руб.

Тогда стоимость бензина, подлежащая списанию, составит:

20,4 руб. × 170 л = 3468 руб.

Отражение в учете:

Дебет счета 20 Кредит счета 10 субсчет «Топливо в баках» — 3468 руб. — списана стоимость ГСМ за август месяц.

Контроль транспортных расходов

При планировании расходов на содержание служебного автотранспорта рекомендуется сопоставить:

• сумму инвестирования денежных средств в покупку новых автомашин (при необходимости);

• плановую сумму затрат по их эксплуатации (с учетом транспортного налога);

• плановый объем их ежемесячных поездок;

• ликвидную стоимость автомашин

и среднюю стоимость аренды автотранспорта или услуг транспортных организаций.

На основе полученных результатов можно будет сделать вывод об эффективности использования или уровне потребности в наличии собственного автотранспорта.

Расходы на собственный автотранспорт организация должна систематически контролировать. Это позволит выявлять непроизводственные расходы и факты хищения имущества организации при эксплуатации собственного автопарка.

Возможные варианты непроизводственных потерь:

• поездки по личным нуждам;

• завышение норм расхода топлива;

• открытый слив ГСМ;

• махинации на топливных складах предприятий и т. п.

Первоочередная задача контроля — предотвратить как разовые прецеденты, так и систематические действия. О хищениях могут свидетельствовать:

• систематический необоснованный перерасход ГСМ;

• указание маршрутов в путевом листе, не соответствующих производственным целям;

ە время и даты заправок машины, не соответствующие рабочему времени.  

При контрольных действиях маршруты должны быть проверены на правильность километража и рациональность.

Если окажется, что непроизводственные потери возникли по вине работника, взыскать сумму ущерба можно с его согласия. Если работник не согласен добровольно возместить ущерб, его можно взыскать только через суд, доказав, что есть вина работника в этом перерасходе.

Вполне обоснованной будет и позиция организации, согласно которой виновник должен не только возместить покупную стоимость ГСМ, но и компенсировать расходы, связанные с его доставкой, хранением: работник обязан возместить работодателю причиненный ему прямой действительный ущерб, который регламентирует данный случай (с. 238 Трудового кодекса РФ).

Потери не по вине работников списываются в состав прочих расходов в периоде их выявления на основании решения руководителя о источнике их списания.

Важный блок контрольных мероприятий — проверка наличия в организации и правильного заполнения следующих документов:

1) при списании ГСМ:

• приказы руководителя организации, утверждающие нормы расхода топлива (см. пример);

• путевые листы;

• документы об оплате топлива или авансовые отчеты, если топливо приобреталось через подотчетное лицо;

• акты о списании материальных запасов.

Приказ об утверждении норм расхода топлива и ГСМ

2) при списании расходов по хранению автотранспортных средств на платных стоянках:

• договор на хранение (сохранная расписка (квитанция) — при кратковременной (разовой) постановке автомототранспортного средства на автостоянку (на срок не более суток));

• документы, подтверждающие оплату услуг (платежное поручение, выписка банка по расчетному счету, чеки ККТ, товарные чеки, БСО);

3) при списании расходов на оказание услуг по мойке, техобслуживанию транспортных средств:

• договор, акт об оказании услуг;

• чеки ККТ, товарные чеки, квитанции, БСО (при оплате наличными денежными средствами).

Резюме

Если у организации есть транспортные расходы, нужно учитывать все составные части этих расходов: расчет норм ГСМ, запчасти, амортизация, оформление путевых листов, текущий и капитальный ремонт автотранспорта, оплата транспортного налога, стоимость услуг транспортных организаций, размер арендной платы при аренде или лизинге автотранспорта.

Все эти показатели должны быть изначально учтены в бизнес-планировании деятельности организации. Все эти показатели нужно систематически мониторить.

 


[1] Утверждено Приказом Минфина России от 06.05.1999 № 33н (в ред. от 06.04.2015; далее — ПБУ 10/99).

[2] Утвержден Приказом Минфина России от 15.11.2019 № 180н

[3] Утверждена Постановлением Госкомстата России от 28.11.1997 № 78.

[4] Письмо Минфина России от 20.07.2015 № 03-03-06/1/41407, п. 2 ст. 785 Гражданского кодекса РФ.

[5] Письмо УФНС России по г. Москве от 27.09.2011 № 16-15/093505.

[6] Пункты 5, 7 ПБУ 10/99.

[7] Утверждены Распоряжением Минтранса России от 14.03.2008 N АМ-23-р (в ред. от 20.09.2018).

Статья опубликована в журнале «Справочник экономиста» № 7, 2021.

Добавить комментарий