Как найти супервизора для психолога

Перед публикацией проверить код, который закрепляет хедер вверху экрана.
Скопировать ID блока хедера ниже, вставить в генератор кода и получившийся код вставить в блок Т123 ниже хедера.

Вход в Nolim:
aalenakorshunova@yandex.ru
vvvvv5

Бесплатная помощь коуча или психолога

Советы практикующего психолога

Как новичку найти супервизора и интервизорскую группу

На частые вопросы начинающих специалистов отвечает Настасья Соломина — психолог-практик и соавтор книги «Хватит это терпеть. Как выбрать психотерапевта и научиться с ним работать».

На частые вопросы начинающих специалистов отвечает Настасья Соломина — психолог-практик и соавтор книги «Хватит это терпеть. Как выбрать психотерапевта и научиться с ним работать».

Что такое интервизии и супервизии и зачем они нужны

Интервизии и супервизии имеют схожие цели.

Во-первых, учебно-методологические: например, разбор сложных кейсов. Их можно разбирать:

Интервизии и супервизии имеют схожие цели.

Во-первых, учебно-методологические: например, разбор сложных кейсов. Их можно разбирать:

Еще одна общая цель — психологическая поддержка. Работа у психологов специфическая, эмоциональная, и строится она на сопричастности. Если у психолога с клиентом что-то не получается, важны не только практические рекомендации, как поступить, но и поддержка коллег. Иногда она может быть даже более ценной.

  • На интервизиях — с коллегами на равных;
  • Или на супервизиях — с более опытным специалистом-супервизором.

Еще супервизии и интервизии помогают психологу расти в профессии, находить направления для развития, защищают от выгорания.

Как найти супервизора?

Сначала нужно определить цель — понять, какая поддержка вам необходима. Затем определить подход, который вам интересен. И уже внутри этого подхода искать специалистов, имеющих больше навыков по работе со случаями, с которыми у вас возникли сложности. Профессионалы часто работают в одном подходе, но специализируются на его отдельных аспектах.

Чтобы точно не ошибиться в супервизоре, перед длительной работой важно оценить, насколько вам комфортно общаться. В ходе разговора вы сможете определить ваши точки соприкосновения и поймете, получится ли продуктивное взаимодействие. Если вы будете доверять своему супервизору, то сможете обсуждать с ним любые темы и переживания о работе, не опасаясь осуждения.

Сначала нужно определить цель — понять, какая поддержка вам необходима. Затем определить подход, который вам интересен. И уже внутри этого подхода искать специалистов, имеющих больше навыков по работе со случаями, с которыми у вас возникли сложности. Профессионалы часто работают в одном подходе, но специализируются на его отдельных аспектах.

Чтобы точно не ошибиться в супервизоре, перед длительной работой важно оценить, насколько вам комфортно общаться. В ходе разговора вы сможете определить ваши точки соприкосновения и поймете, получится ли продуктивное взаимодействие. Если вы будете доверять своему супервизору, то сможете обсуждать с ним любые темы и переживания о работе, не опасаясь осуждения.

Начинающий психолог часто боится допустить ошибку в работе и использовать собственные идеи по взаимодействию с клиентом. Супервизор, которому вы доверяете, поможет пробудить в вас смелость, с ним вы будете лучше понимать себя как специалиста. Осознать и нащупать свою терапевтическую идентичность — это одна из целей супервизии.

Когда стоит менять супервизора?

Не нужно пытаться найти одного супервизора навечно. Новый супервизор — новый опыт. Один может быть крайне бережен с клиентами, другой в своем терапевтическом подходе экспериментирует. Лучше относиться к этому, как к пути, а не как к отношениям «на всю жизнь».

Менять супервизора можно тогда, когда вы усвоили все, что он вам мог дать. Однако если вы ощущаете, что происходит что-то совершенно не поддерживающее, если человек не уважает вас и переходит границы, то это повод задуматься, обсудить это с ним и, возможно, сменить супервизора.

Не нужно пытаться найти одного супервизора навечно. Новый супервизор — новый опыт. Один может быть крайне бережен с клиентами, другой в своем терапевтическом подходе экспериментирует. Лучше относиться к этому, как к пути, а не как к отношениям «на всю жизнь».

Менять супервизора можно тогда, когда вы усвоили все, что он вам мог дать. Однако если вы ощущаете, что происходит что-то совершенно не поддерживающее, если человек не уважает вас и переходит границы, то это повод задуматься, обсудить это с ним и, возможно, сменить супервизора.

Как найти интервизорскую группу?

Интервизорские группы бывают разные:

Интервизорские группы бывают разные:

В одних кейсы рассматриваются по какой-то строгой схеме, в других практикуется свободное обсуждение.

Иногда интервизорские группы организуют отдельные психологи, и к ним можно присоединиться. Иногда группу можно создать самостоятельно, объединившись с дружественно настроенными и разделяющими ваши ценности коллегами. Если есть время и силы, то стоит попробовать все.

Интервизии нужны для поддержки и нормализации опыта психологов. Сложные кейсы, выгорание — это бывает у всех. Очень важно, чтобы для специалистов существовала безопасная среда, в которой каждый психолог мог бы высказаться.

Иногда интервизорские группы организуют отдельные психологи, и к ним можно присоединиться. Иногда группу можно создать самостоятельно, объединившись с дружественно настроенными и разделяющими ваши ценности коллегами. Если есть время и силы, то стоит попробовать все.

Интервизии нужны для поддержки и нормализации опыта психологов. Сложные кейсы, выгорание — это бывает у всех. Очень важно, чтобы для специалистов существовала безопасная среда, в которой каждый психолог мог бы высказаться.

Какие вопросы обсуждаются в интервизорских группах?

В первую очередь на интервизиях разбираются сложные кейсы или ситуации, когда та или иная терапевтическая интервенция по какой-то причине не работает или работает не так.

В первую очередь на интервизиях разбираются сложные кейсы или ситуации, когда та или иная терапевтическая интервенция по какой-то причине не работает или работает не так.

Например, психолог специализируется на когнитивно-поведенческой терапии и предлагает клиентам когнитивную реструктуризацию. Специалист все делает правильно, однако состояние человека не меняется. Как быть? Что идет не так? Коллеги помогут разобраться.

Или, например, в АСТ-подходе у психолога не получается быстро придумывать метафоры, чтобы эффективно работать с клиентом.

Также на интервизии можно обсуждать ситуации, связанные с профессиональной идентификацией. Иногда психологи хотят перестроиться или глубже освоить другие направления. Однако переход от одной терапии к другой не так прост, потому что в применении методов могут быть противоречия.

Также на интервизии можно обсуждать ситуации, связанные с профессиональной идентификацией. Иногда психологи хотят перестроиться или глубже освоить другие направления. Однако переход от одной терапии к другой не так прост, потому что в применении методов могут быть противоречия.

Например, если специалист с подготовкой в когнитивно-поведенческой терапии решит освоить АСТ-подход, то обнаружит, что в рамках когнитивного подхода автоматические мысли предполагается перестраивать, а в рамках АСТ — принимать как есть, не пытаясь изменить. Разобраться поможет интервизорская группа.

Кроме сложных ситуаций психологи на интервизиях рассказывают про собственные успехи: «Я это не умел, а теперь у меня получилось», «Был сложный клиент, и мы с проблемами справились». Это нужно, чтобы успех не воспринимался как должное и каждый участник группы видел свой профессиональный рост.

Кроме сложных ситуаций психологи на интервизиях рассказывают про собственные успехи: «Я это не умел, а теперь у меня получилось», «Был сложный клиент, и мы с проблемами справились». Это нужно, чтобы успех не воспринимался как должное и каждый участник группы видел свой профессиональный рост.

Как проходит интервизия?

Цель интервизии — обсудить сложные вопросы, а затем найти пути их решения. Именно поэтому высказываться можно всем. Если конкретно у вас сложного кейса нет, но вы не уверены в интервенции, которую собираетесь внедрить в работу, то так и сообщите: «Хочу внедрить вот это, но я сомневаюсь». Коллеги могут просто поделиться мнением, а могут провести ролевую игру — проиграть те или иные рабочие ситуации. Иногда участники интервизии даже ставят себя на место клиента и «играют» его, чтобы лучше понимать, что он чувствует.

Есть еще один интересный формат работы — совместное чтение книг. Он не совсем про интервизию и супервизию в чистом виде, но его стоит упомянуть. Все участники читают книгу на определенную тему, разбирают каждую главу и сразу же сопоставляют с кейсами и примерами из практики. Чтение книг — очень гибкий и доступный формат, позволяющий «вылезти из своей головы»: другие участники могут обратить внимание на то, чего вы не заметили, и наоборот.

Как проходят онлайн-интервизии?

Во многих онлайн-интервизионных группах участвуют специалисты из разных городов и даже стран. В этом есть свои плюсы. В разных городах и странах свой контекст, своя специфика работы, свое профессиональное комьюнити.

Во многих онлайн-интервизионных группах участвуют специалисты из разных городов и даже стран. В этом есть свои плюсы. В разных городах и странах свой контекст, своя специфика работы, свое профессиональное комьюнити.

Онлайн-формат размывает границы и позволяет участникам группы впитать опыт людей, с которыми, возможно, они никогда не встретятся в одном кабинете.

Однако у такого формата есть подводные камни. Например, если у вас не закрытая интервизорская группа, а открытая, если используются ненадежные источники связи, то, как и везде, нужно помнить про конфиденциальность и обязательно заменять идентифицирующую информацию о клиентах. Но это этический принцип, который распространяется на любые разборы кейсов, вне зависимости от формата.

Однако у такого формата есть подводные камни. Например, если у вас не закрытая интервизорская группа, а открытая, если используются ненадежные источники связи, то, как и везде, нужно помнить про конфиденциальность и обязательно заменять идентифицирующую информацию о клиентах. Но это этический принцип, который распространяется на любые разборы кейсов, вне зависимости от формата.

Мы выкладываем полезные материалы и анонсы в нашем канале, подписывайтесь

Проведение дистанционной работы с использованием средств связи, интернета является одним из способов работы супервизора. В организации и осуществлении этого процесса супервизор должен опираться на Этический кодекс своей модальности, Этический кодекс супервизора, правил проведения супервизии и регламента проведения онлайн супервизии. Данный регламент не предусматривает всех возникающих в практике ситуаций, а является основой для улучшения практической работы.

Участники супервизии перед началом работы обязаны ознакомиться с предлагаемым регламентом.

Данная форма проведения супервизии возможна только при осознанности и ответственности участниками супервизии особенностей этого способа проведения супервизии.

Специалист предоставляющий случай обязан предварительно получить подписанное «Информированное согласие» от пациента/клиента на получение специалистом онлайн супервизии (индивидуальной/групповой), с разъяснением пациенту/клиенту о невозможности соблюдения полной конфиденциальности. При проведении групповой супервизии все участники группы обязаны подтвердить согласие соблюдать режим конфиденциальности.

Ведение аудио/видео записей проводится только с письменного согласия пациента/клиента и всех участников группы.
Хранение записей осуществляется только на выносном носителе.

Соблюдение конфиденциальности и безопасности рабочего пространства во время онлайн супервизии является обязанностью не только специалиста, супервизора, но и других участников супервизии. В помещении во время работы должны быть закрыты двери, отсутствовать другие люди и должна быть исключена возможность нарушения герметичности пространства.

Специалисты обязаны знать об особенностях использования средств связи, их возможностей, требований к скорости передачи данных, наличии видео камеры и телефонной гарнитуры.

Необходимо учитывать

Вероятность возникновения перерывов в работе по техническим причинам.
Продление или перенос супервизии в случае отсутствия связи.
Знать алгоритм действий при исчезновении связи, а именно: сколько времени ожидать восстановления связи, возможности перехода на общение по телефону в случае отсутствия связи по интернету, кто перезванивает.
Для работы использовать устройства без мобильной связи.
Обеспечить бесперебойное питание устройства.
Осуществлять подключение со стационарного устройства (компьютера, ноутбука).

При проведении групповой онлайн супервизии

В группу включает администратор по предварительной регистрации.
Рекомендуем подключаться за 15 минут до начала супервизии.
Опоздавшие, находятся в комнате ожидания, и имеют возможность присоединиться на перерыве.
Участники группы входят в конференцию с включенным видео и выключенным микрофоном.
Работа супервизионной онлайн группы осуществляется по правилам проведения групповой супервизии.
При формировании внутреннего круга, участники включают видео и микрофон.
Внешний круг отключает микрофоны.
Говорить по очереди, предварительно называть себя.
Оплата за участие фиксированная и осуществляется не позднее, чем за один день до проведения супервизии.

В помощи и поддержке нуждаются не только клиенты психологов, но и сами специалисты. Зачастую они вместе с человеком входят в эпицентр кризиса, выдерживают самые тяжелые чувства и состояния, несут серьезную эмоциональную и интеллектуальную нагрузку. Справиться с такими состояниями помогает более опытный коллега — супервизор. О формах и методах профессиональной поддержки психологов рассказывает Федор Шаньков, специалист Московской службы психологической помощи населению, научный сотрудник Психологического института РАО.

Высокая степень неопределенности и ответственности в помогающих практиках зачастую ведет к профессиональному истощению: умеющему оказывать помощь необходимо также уметь самому ее запрашивать и получать. Супервизия — основная форма профессиональной поддержки и развития помогающих специалистов.

В рамках супервизии в присутствии более опытного коллеги исследуются клиентские случаи, проясняются терапевтические отношения, развиваются определенные профессиональные навыки.

С какими вопросами чаще всего обращаются к специалисту:

  • каким образом выстроить стратегию и тактику работы с конкретным клиентом (фокус работы, конкретные интервенции, изменения формата встреч);
  • как разрешить этические дилеммы, чтобы не навредить клиенту (например, если психолог узнал, что клиент нарушает гражданский закон, может причинить вред себе или другим, каким образом лучше всего действовать с учетом правил конфиденциальности);
  • определение ближайших шагов и способов профессионального развития.

Последние научные исследования подтверждают, что эффективность психотерапии определяет не подход, конкретный метод или знания специалиста, но прежде всего качество отношений между психологом и клиентом, способность эксперта постоянно расти, честно и регулярно исследуя свой опыт работы. При этом показано, что психологи, как и педагоги, самостоятельно не могут оценить качество своей работы, для развития им необходимо постоянно собирать обратную связь от клиентов, супервизора и профессионального сообщества.

По международным стандартам к психотерапевтической практике допускается профессионал, который окончил полноценную многолетнюю программу обучения в одном из психотерапевтических направлений. На деле этим все не заканчивается. Далее психолог призван: постоянно продолжать обучение, посещать международные конференции, чтобы быть в курсе новых научных данных, осмыслять опыт, чувствовать свою причастность к профессиональному сообществу; ходить к своему собственному психотерапевту, чтобы отделять свои переживания от переживаний клиентов; регулярно посещать интервизии и супервизии, получать обратную связь о своей работе.

В среднем в году супервизоры МСППН проводят около 300 индивидуальных и более 200 групповых супервизий. Также каждый новый сотрудник проходит так называемую экспертную супервизию, где определяется его профессиональный уровень, развитие компетенций, ограничения и допуски для работы с клиентами.

Основные форматы поддержки

Индивидуальная. Психолог представляет супервизору случай индивидуального, семейного или группового консультирования. Фокус встречи может быть направлен на психологические особенности клиента, трудности контакта, «слепые пятна» в работе, стратегию и тактику ведения случая, влияние на него социального и организационного контекста. Обычно это час-полтора офлайн- или онлайн-работы один на один.

Групповая. Работа с группой коллег по определенной модели (например, калейдоскопическая модель супервизии, балинтовская группа, обучающая супервизия). Какие основные результаты данного формата? Это и объемное, многомерное понимание феноменологии консультации, и профилактика профессионального выгорания, и получение коллегиальной поддержки. Основное преимущество групповой супервизии в том, что она дает возможность развить профессионализм за счет обмена опытом с другими коллегами в условиях уважения и безопасности.

Командная. Формат, который предполагает работу с группой специалистов, занятых ведением одних и тех же клиентов. Например, супервизия соведущих групп или коллег из одной бригады. Здесь фокус держится на прояснении различного и общего в понимании клиента, выстраивании целостной стратегии командной работы по взаимодействию с ним.

Психологу зачастую хочется помочь всем, кто к нему обращается, и признать свои ограничения иной раз трудно. Например, в каких случаях лучше перенаправить клиента к психиатру, а в каких — к другому узкопрофильному специалисту, работающему с определенной темой (например, расстройствами пищевого поведения, травмой насилия, игровой зависимостью и т. п.). Супервизор всегда вынужден соблюдать баланс между ответственностью за качество работы супервизанта (психолога) и уважением к его самостоятельности, проявлять должную заботу не только о благополучии специалиста, но и, через специалиста, о благополучии клиента.

Итак, в рамках супервизии — помощи помогающему — лучше осознается профессиональный опыт, значительно развивается профессиональное мышление и навыки работы, оказывается сильная эмоциональная поддержка, в которой так нуждаются те, кто постоянно призван поддерживать других. Супервизия для психолога — это практика заботы о себе, сохранения своего профессионализма, профилактики эмоционального выгорания, вторичной травматизации, источник профессионального и личного роста. Это необходимая часть работы психолога, который хочет эффективно, этично, эстетично и экологично заниматься помощью другим.

Записаться на получение профессиональной супервизорской помощи можно, например, через сайт Московской службы психологической помощи населению.

Источник

Баннер с контактной информацией о социальной поддержке москвичей

Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы

Фото Ф.И.О. Город Высшее образование Ученая степень Ассоциация Реестры Организации
1 Александров Евгений Олегович Новосибирск Медицинское, Психологическое

Член АссоциацииЧлен Ассоциации

Психолог, психотерапевтПсихолог, психотерапевт

Супервизор (ведение индивидуальной и групповой супервизии)Супервизор (ведение индивидуальной и групповой супервизии)

Преподаватель (по программам Института супервизоров и консультантов)Преподаватель (по программам Института супервизоров и консультантов)

Общероссийская профессиональная психотерапевтическая лига (ОППЛ)Общероссийская профессиональная психотерапевтическая лига (ОППЛ)

связаться
2 Андронникова Ольга Олеговна Новосибирск Психологическое Кандидат наук

Член АссоциацииЧлен Ассоциации

Психолог, психотерапевтПсихолог, психотерапевт

Консультант (консультирование семей и пар)

Консультант (консультирование детей и подростков, родителей)

Супервизор (ведение индивидуальной и групповой супервизии)Супервизор (ведение индивидуальной и групповой супервизии)

Преподаватель (по программам Института супервизоров и консультантов)Преподаватель (по программам Института супервизоров и консультантов)

Общероссийская профессиональная психотерапевтическая лига (ОППЛ)Общероссийская профессиональная психотерапевтическая лига (ОППЛ)

связаться
3 Бизяев Василий Вячеславович Екатеринбург Психологическое

Психолог, психотерапевтПсихолог, психотерапевт

Супервизор (ведение индивидуальной и групповой супервизии)Супервизор (ведение индивидуальной и групповой супервизии)

Общероссийская профессиональная психотерапевтическая лига (ОППЛ)Общероссийская профессиональная психотерапевтическая лига (ОППЛ)

связаться
4 Богута Сергей Александрович Екатеринбург Медицинское, Психологическое

Психолог, психотерапевтПсихолог, психотерапевт

Супервизор (ведение индивидуальной и групповой супервизии)Супервизор (ведение индивидуальной и групповой супервизии)

Общероссийская профессиональная психотерапевтическая лига (ОППЛ)Общероссийская профессиональная психотерапевтическая лига (ОППЛ)

связаться
5 Ван Виктория Викторовна Алматы Психологическое

Член АссоциацииЧлен Ассоциации

Психолог, психотерапевтПсихолог, психотерапевт

Супервизор (ведение индивидуальной и групповой супервизии)Супервизор (ведение индивидуальной и групповой супервизии)

МОО СРС КИПМОО СРС КИП

Общероссийская профессиональная психотерапевтическая лига (ОППЛ)Общероссийская профессиональная психотерапевтическая лига (ОППЛ)

связаться
6 Вершинина Елена Анатольевна

Психолог, психотерапевтПсихолог, психотерапевт

Супервизор (ведение индивидуальной и групповой супервизии)Супервизор (ведение индивидуальной и групповой супервизии)

Общероссийская профессиональная психотерапевтическая лига (ОППЛ)Общероссийская профессиональная психотерапевтическая лига (ОППЛ)

связаться
7 Гришанов Александр Николаевич Новосибирск Психологическое

Член АссоциацииЧлен Ассоциации

Психолог, психотерапевтПсихолог, психотерапевт

Супервизор (ведение индивидуальной и групповой супервизии)Супервизор (ведение индивидуальной и групповой супервизии)

Европейская Конфедерация Психоаналитической психотерапииЕвропейская Конфедерация Психоаналитической психотерапии

Общероссийская профессиональная психотерапевтическая лига (ОППЛ)Общероссийская профессиональная психотерапевтическая лига (ОППЛ)

связаться
8 Демьяненко Ольга Александровна Новосибирск Психологическое

Член АссоциацииЧлен Ассоциации

Психолог, психотерапевтПсихолог, психотерапевт

Консультант (консультирование семей и пар)

Консультант (консультирование детей и подростков, родителей)

Супервизор (ведение индивидуальной и групповой супервизии)Супервизор (ведение индивидуальной и групповой супервизии)

Преподаватель (по программам Института супервизоров и консультантов)Преподаватель (по программам Института супервизоров и консультантов)

Общероссийская профессиональная психотерапевтическая лига (ОППЛ)Общероссийская профессиональная психотерапевтическая лига (ОППЛ)

связаться
9 Джурук Алексей Сергеевич Иркутск Психологическое

Психолог, психотерапевтПсихолог, психотерапевт

Супервизор (ведение индивидуальной и групповой супервизии)Супервизор (ведение индивидуальной и групповой супервизии)

Общероссийская профессиональная психотерапевтическая лига (ОППЛ)Общероссийская профессиональная психотерапевтическая лига (ОППЛ)

связаться
10 Дуплищев Константин Николаевич Новосибирск Медицинское

Член АссоциацииЧлен Ассоциации

Психолог, психотерапевтПсихолог, психотерапевт

Супервизор (ведение индивидуальной и групповой супервизии)Супервизор (ведение индивидуальной и групповой супервизии)

Общероссийская профессиональная психотерапевтическая лига (ОППЛ)Общероссийская профессиональная психотерапевтическая лига (ОППЛ)

связаться
11 Егорова Татьяна Ивановна Новосибирск Медицинское, Психологическое

Психолог, психотерапевтПсихолог, психотерапевт

Консультант (консультирование по вопросам химической зависимости)

Супервизор (ведение индивидуальной и групповой супервизии)Супервизор (ведение индивидуальной и групповой супервизии)

Общероссийская профессиональная психотерапевтическая лига (ОППЛ)Общероссийская профессиональная психотерапевтическая лига (ОППЛ)

связаться
12 Жильцов Юрий Григорьевич Новосибирск Медицинское, Психологическое

Психолог, психотерапевтПсихолог, психотерапевт

Консультант (консультирование по вопросам химической зависимости)

Супервизор (ведение индивидуальной и групповой супервизии)Супервизор (ведение индивидуальной и групповой супервизии)

Общероссийская профессиональная психотерапевтическая лига (ОППЛ)Общероссийская профессиональная психотерапевтическая лига (ОППЛ)

связаться
13 Жуков Александр Сергеевич Новосибирск Психологическое

Член АссоциацииЧлен Ассоциации

Член Экспертного комитетаЧлен Экспертного комитета

Член Этического комитетаЧлен Этического комитета

Психолог, психотерапевтПсихолог, психотерапевт

Супервизор (ведение индивидуальной и групповой супервизии)Супервизор (ведение индивидуальной и групповой супервизии)

Преподаватель (по программам Института супервизоров и консультантов)Преподаватель (по программам Института супервизоров и консультантов)

МОО СРС КИПМОО СРС КИП

Общероссийская профессиональная психотерапевтическая лига (ОППЛ)Общероссийская профессиональная психотерапевтическая лига (ОППЛ)

связаться
14 Загоруйко Максим Анатольевич Новосибирск Медицинское, Психологическое

Член АссоциацииЧлен Ассоциации

Психолог, психотерапевтПсихолог, психотерапевт

Супервизор (ведение индивидуальной и групповой супервизии)Супервизор (ведение индивидуальной и групповой супервизии)

связаться
15 Збронская Марианна Феликсовна Москва Психологическое

Член АссоциацииЧлен Ассоциации

Психолог, психотерапевтПсихолог, психотерапевт

Супервизор (ведение индивидуальной и групповой супервизии)Супервизор (ведение индивидуальной и групповой супервизии)

Европейская Конфедерация Психоаналитической психотерапииЕвропейская Конфедерация Психоаналитической психотерапии

связаться
16 Касьянов Константин Борисович Новосибирск Психологическое

Психолог, психотерапевтПсихолог, психотерапевт

Консультант (консультирование по вопросам химической зависимости)

Супервизор (ведение индивидуальной и групповой супервизии)Супервизор (ведение индивидуальной и групповой супервизии)

Преподаватель (по программам Института супервизоров и консультантов)Преподаватель (по программам Института супервизоров и консультантов)

связаться
17 Ковалишина Марина Сергеевна Новосибирск Психологическое

Член АссоциацииЧлен Ассоциации

Психолог, психотерапевтПсихолог, психотерапевт

Консультант (консультирование семей и пар)

Консультант (консультирование детей и подростков, родителей)

Супервизор (ведение индивидуальной и групповой супервизии)Супервизор (ведение индивидуальной и групповой супервизии)

Преподаватель (по программам Института супервизоров и консультантов)Преподаватель (по программам Института супервизоров и консультантов)

Общероссийская профессиональная психотерапевтическая лига (ОППЛ)Общероссийская профессиональная психотерапевтическая лига (ОППЛ)

связаться
18 Коляева Марина Владимировна Шымкент Психологическое

Психолог, психотерапевтПсихолог, психотерапевт

Супервизор (ведение индивидуальной и групповой супервизии)Супервизор (ведение индивидуальной и групповой супервизии)

Общероссийская профессиональная психотерапевтическая лига (ОППЛ)Общероссийская профессиональная психотерапевтическая лига (ОППЛ)

связаться
19 Кравченко Светлана Витальевна Новосибирск Психологическое

Член АссоциацииЧлен Ассоциации

Психолог, психотерапевтПсихолог, психотерапевт

Консультант (консультирование семей и пар)

Супервизор (ведение индивидуальной и групповой супервизии)Супервизор (ведение индивидуальной и групповой супервизии)

Обучающийся (по программам Института супервизоров и консультантов)

Общероссийская профессиональная психотерапевтическая лига (ОППЛ)Общероссийская профессиональная психотерапевтическая лига (ОППЛ)

связаться
20 Кулаков Сергей Александрович Санкт-Петербург Медицинское, Психологическое Доктор наук

Член АссоциацииЧлен Ассоциации

Психолог, психотерапевтПсихолог, психотерапевт

Супервизор (ведение индивидуальной и групповой супервизии)Супервизор (ведение индивидуальной и групповой супервизии)

Российская психотерапевтическая ассоциацияРоссийская психотерапевтическая ассоциация

связаться
21 Лях Игорь Вячеславович Новосибирск Медицинское, Психологическое

Член АссоциацииЧлен Ассоциации

Член Экспертного комитетаЧлен Экспертного комитета

Член Этического комитетаЧлен Этического комитета

Психолог, психотерапевтПсихолог, психотерапевт

Консультант (консультирование семей и пар)

Супервизор (ведение индивидуальной и групповой супервизии)Супервизор (ведение индивидуальной и групповой супервизии)

Преподаватель (по программам Института супервизоров и консультантов)Преподаватель (по программам Института супервизоров и консультантов)

European Association for PsychotherapyEuropean Association for Psychotherapy

Европейская Конфедерация Психоаналитической психотерапииЕвропейская Конфедерация Психоаналитической психотерапии

Общероссийская профессиональная психотерапевтическая лига (ОППЛ)Общероссийская профессиональная психотерапевтическая лига (ОППЛ)

связаться
22 Маслова Екатерина Сергеевна Психологическое Кандидат наук

Член АссоциацииЧлен Ассоциации

Психолог, психотерапевтПсихолог, психотерапевт

Супервизор (ведение индивидуальной и групповой супервизии)Супервизор (ведение индивидуальной и групповой супервизии)

Общероссийская профессиональная психотерапевтическая лига (ОППЛ)Общероссийская профессиональная психотерапевтическая лига (ОППЛ)

связаться
23 Мерещак Вероника Сергеевна Психологическое

Член АссоциацииЧлен Ассоциации

Психолог, психотерапевтПсихолог, психотерапевт

Супервизор (ведение индивидуальной и групповой супервизии)Супервизор (ведение индивидуальной и групповой супервизии)

Общероссийская профессиональная психотерапевтическая лига (ОППЛ)Общероссийская профессиональная психотерапевтическая лига (ОППЛ)

связаться
24 Мещерякова Елена Анатольевна

Член АссоциацииЧлен Ассоциации

Психолог, психотерапевтПсихолог, психотерапевт

Супервизор (ведение индивидуальной и групповой супервизии)Супервизор (ведение индивидуальной и групповой супервизии)

Обучающийся (по программам Института супервизоров и консультантов)

связаться
25 Музалева Инна Геннадьевна (Инвика) Новосибирск Психологическое

Член АссоциацииЧлен Ассоциации

Психолог, психотерапевтПсихолог, психотерапевт

Супервизор (ведение индивидуальной и групповой супервизии)Супервизор (ведение индивидуальной и групповой супервизии)

Общероссийская профессиональная психотерапевтическая лига (ОППЛ)Общероссийская профессиональная психотерапевтическая лига (ОППЛ)

связаться

Главная


/

Блог


/
Супервизия для психологов. Что это такое, как проходит и зачем она начинающим консультантам?

Супервизия для психологов. Что это такое, как проходит и зачем она начинающим консультантам?

Время на чтение: 5 минут

|

1 июня 2021

Получайте наши статьи в мессенджерах

tg

vk

Супервизия — это работа психолога (супервизанта) с более опытным коллегой (супервизором). Он помогает разбирать сложные ситуации из практики, а во время обучения проводит сессии для тренировки.

Супервизия для психологов

Разберемся, какой бывает супервизия, что происходит во время сеанса и как выбрать специалиста.

Читайте в статье:

  • Какой бывает супервизия
  • Как проходит сеанс
  • Сколько стоит супервизия
  • Как выбрать супервизора

Какой бывает супервизия

Виды супервизии различаются по уровню, форме и формату. Например, в группе и индивидуально, онлайн и очно. У каждого вида своя цель и задачи.

Виды супервизии по уровню:

  • Первый уровень, базовая (обучающая) — супервизор поддерживает начинающего психолога, помогает повысить профессиональную уверенность и найти зоны роста.
  • Второй уровень, сертификационная — супервизор помогает психологу проанализировать трудности / ошибки в работе и разобраться, как их устранить.

По форме:

  • Очная — супервизор присутствует непосредственно на сессии психолога с клиентом. Он комментирует работу в процессе или сразу нее.
  • Заочная — супервизор встречается с психологом в оговоренное время. Супервизант рассказывает о своей работе, предоставляет материалы для анализа (аудио, видео, записи).
  • Очно-заочная — супервизор с коллегами присутствует на сессии, наблюдает за работой психолога через зеркальное стекло. Прямо во время консультации эксперт может проконсультироваться с ними. Этот тип используется в системно-семейной терапии.

По формату:

  • Индивидуальная — супервизор работает с одним психологом. Они обсуждают отдельную сессию из его практики.
  • Групповая — супервизор работает с группой психологов. Участники обмениваются мнениями, знаниями и опытом. Общее обсуждение помогает каждому участнику расширить свой арсенал инструментов для работы. Еще один вариант: психолог проводит тренировочную сессию с коллегой в присутствии супервизора, а потом участники обсуждают разбор.

Одни виды супервизии нацелены на будущих и начинающих психологов, другие — больше подходят экспертам с опытом. Мы собрали все в одну таблицу:

Вид супервизии

Кому подходит

Базовая

Психологам без опыта и с небольшим опытом

Сертификационная

Опытным специалистам

Очная

Всем

Заочная

Очно-заочная

Индивидуальная

Всем

Групповая

Всем

Коллективная

Опытным психологам

Необязательно останавливаться на одном виде. Например, сочетание групповых и индивидуальных сеансов помогает и набраться опыта на примерах коллег, и проработать личные трудности.

Как психологу избежать неприятностей? Использовать терапевтический контракт!

Получите грамотный шаблон контракта на почту

Как проходит сеанс

Индивидуальная супервизия. На сеансе разбирают конкретный случай из практики психолога или его запрос о выборе методов и стратегии терапии. Вместе с супервизором психолог анализирует записи с консультации или свой рассказ о ней.

Супервизор не дает прямого ответа — он задает вопросы, которые помогают супевизанту найти свои контрпереносные/переносные реакции и понять, про что они.

Супервизия помогает консультанту увидеть клиента со стороны и самого себя с позиции беспристрастного наблюдателя. Понять, как он может затягивать психолога в игровой процесс, в роль спасателя. Либо обнаружить, как свои же процессы толкают специалиста в эту роль.

Роли психолога: как выбрать правильную и чем чреваты ошибки? Читайте в нашей статье →

Групповая супервизия. На сессии 6–10 участников обсуждают методы терапии и стратегии консультирования. Один психолог рассказывает о своей проблеме, потом супервизор и остальные участники дискуссируют и помогают найти решение. На следующей встрече к группе и супервизору обращается другой психолог.

Супервизия для психологов

На индивидуальной супервизии группа тоже может присутствовать, но она не участвует в обсуждении — сначала наблюдает со стороны, а потом дает обратную связь. Этот формат подходит для обучения будущих психологов.

Супервизия для психологов без практики. Для специалистов, у которых нет практики, это может быть 15-минутная учебная консультация с последующим разбором и обратной связью от супервизора и других участников группы. Здесь супервизант видит свои точки роста и успехи, это мотивирует его идти дальше. Для многих это дебют в роли консультанта — когда начинающий психолог видит, что все получается, у него появляется ощущение крыльев за спиной.

Сколько стоит супервизия

Цена зависит от квалификации специалиста и формата. По данным сайта поиска специалистов Профи, в Москве можно пройти супервизию по цене от 1 000 до 10 000 рублей за час. Средняя стоимость 3 000 – 5 000 рублей / час.

Групповая супервизия зачастую дешевле, чем индивидуальная. Это хороший вариант для начинающих психологов, которые еще не наработали клиентскую базу.

Как выбрать супервизора

Супервизор — это наставник, который помогает менее опытным психологам проанализировать их чувства, эмоции, реакции.

Это не тот, кто все знает и умеет, а тот, кто может свежим и опытным взглядом разобрать проблему, рассмотреть ее с другой стороны.

Критерии, по которым можно выбрать подходящего супервизора:

  • он прошел обучение супервизии и может показать документ, подтверждающий это;
  • он работает в том же направлении, что и вы — гештальт-терапия, психоанализ, НЛП, когнитивно-поведенческая терапия;
  • у него есть качества, важные для успешной работы, — эмпатия, понимание, искренность, естественность, гибкость;
  • в работе он придерживается индивидуального подхода, уважает клиентов как профессионалов и личностей;
  • вам приятно с ним общаться, он вызывает доверие и симпатию;
  • в работе он опирается на этические принципы и непрерывно развивает свои компетенции.

Где искать супервизора? В той организации, где вы проходите или проходили обучение, по рекомендациям коллег, в интернете на психологических порталах, например, в сервисе B17.

Супервизия нужна каждому психологу. Это не только инструмент профессионального роста, но и средство защиты от профессионального выгорания. Для успешной работы психологом нужно пройти минимум 50 часов супервизии и в дальнейшем регулярно посещать ее.

Добавить комментарий