Как найти суру фатиха

Сура «Аль-Фатиха» является первой сурой Священного Корана. Её название в переводе с арабского означает «Открывающая Книгу», так как она является не только первой по порядку расположения в Коране, но и первой сурой, ниспосланной целиком.

«Аль-Фатиха», состоящая из семи аятов, была ниспослана в мекканский период жизни Посланника Всевышнего (с.г.в.). Об этом повествуется в одном из хадисов Пророка Мухаммада (с.г.в.), передаваемом со слов Ибн Аббаса: «Однажды, когда мы сидели рядом с Посланником Аллаха, рядом с ним находился ангел Джабраил. Вдруг он услышал скрип над головой, после чего Джабраил посмотрел на небеса и произнёс: «Это открылись ворота на небе, которые до этого никогда не открывались». Через них к Пророку Мухаммаду (с.г.в.) спустился ангел и сказал: «Возрадуйся же двум светочам, которые дарованы тебе, но не были дарованы никому из предыдущих Пророков. Это сура «Аль-Фатиха» и последние аяты суры «Аль-Бакара». Всё, что ты прочтёшь в них, будет непременно тебе даровано» (Муслим, Насаи).

Сура посвящена Великому Аллаху, являющемуся Творцом и Господом обитателей миров. В связи с чем Мухаммад (с.г.в.) называл её «величайшей сурой Корана», о чём говорится в одном из хадисов, переданном со слов Абу Саида аль-Муалла: «Однажды Пророк сказал мне: «Я научу тебя величайшей суре Корана», после чего добавил: «Хвала Господу миров, это семь часто повторяемых аятов и Великий Коран, дарованный мне» (Бухари, Абу Дауд, Насаи).

Несмотря на, казалось бы, небольшой объём, сура «Аль-Фатиха» несёт в себе большой смысл и имеет огромную значимость в жизни людей, и никакой другой аят ни одной из Книг Творца не сможет с нею сравниться. Божий Посланник (с.г.в.) однажды произнёс: «Клянусь Тем, в Чьей Руке моя душа! Не было ниспослано ни в Таурате (Торе), ни в Инджиле (Евангелии), ни в Забуре (Псалтыре), ни в Фуркане (Коране) ничего подобного суре «Аль-Фатиха» (Тирмизи, Ахмад).

Каждый мусульманин ежедневно как минимум 15 раз читает суру «Аль-Фатиха», так как её чтение является необходимым в каждом ракаате любого намаза. Пророк Мухаммад (с.г.в.) учил: «Если кто-нибудь совершил молитву, не прочитав в ней Мать Писания, то его молитва является несовершенной» (Муслим).

Во время чтения данной суры верующий вступает в диалог с Господом, о чём повествуется в следующем хадисе: «Великий Аллах сказал: «Я поделил намаз на две части между Мной и Моим рабом, который получит то, что он просит. Когда раб произносит слова «Хвала Аллаху, Господу миров», Творец отвечает: «Мой раб воздал Мне хвалу». Когда верующий произносит: «Милостивому и Милосердному», то Господь отвечает: «Мой раб восхвалил Меня». Когда человек произносит: «Властелину Судного дня», то Всевышний отвечает: «Мой раб восславил Меня». Когда молящийся произносит: «Тебе одному мы поклоняемся и Тебя одного молим о помощи», то Творец отвечает: «Это будет поделено между Мной и Моим рабом, и раб Мой получит то, что он просит». Когда же верующий произносит: «Наставь нас на прямой путь, путь тех, кого Ты облагодетельствовал, не тех, на кого пал гнев и заблудших», то Аллах отвечает: «Это – для Моего раба, и он получит то, что он просит» (Муслим, Тирмизи, Абу Дауд, Насаи).

Сура Фатиха

сура аль фатиха

  1. Что такое сура «Аль-Фатиха»
  2. Краткий смысл
  3. Транскрипция
  4. Перевод смысла
  5. Обучающее видео
  6. Слушать и скачать
  7. Важность суры «Аль-Фатиха» как дуа
  8. Как заклинание
  9. Достоинства

Сура «Аль-Фатиха» является первой по счету сурой Священного Корана, название которой в переводе с арабского означает «Открывающая». Сура “Аль-Фатиха” по одной из версии является первой сурой, которая была полностью ниспослана Всевышним Аллахом пророку Мухаммаду ﷺ.

Суру «Аль-Фатиха» из-за ее важности по положению в Коране и содержанию получила название «Мать Писания», ее обязательно читают во время намазов в каждом ракаате.

«Аль-Фатиха» – мекканская сура, поскольку ниспослана была в Мекке. Суры “Аль-Фатиха” состоит из семи аятов.

Сура Фатиха – величайшая часть Священного Корана, и дуа (мольбу), которая она содержит, приверженцы ислама считают одну из наиболее всеохватывающих, самых глубоких и полезных для верующего мусульманина мусульманских молитв.

У некоторых мусульманских народов Кавказа суру № 1 Священного Корана называют также “Сура алхам”, то есть сокращенный вариант от арабского перевода слова «альхамдулиЛлях» (хвала Аллаху), однако правильное название данной суры – «Аль-Фатиха».

Краткий смысл

Смысл сказанного в суре заключается в том, насколько важен Коран и те идеи ислама, которые в нем содержатся и были ниспосланы человечеству. В этих идеях есть утверждение единобожия, как благой вести для окружающих, предупреждение о наказании тех, кто не верит, а также тех, кто грешен и не встает на праведный путь, указание на то, что мусульманину необходимо поклоняться Всевышнему Аллаху, чтобы достичь счастья в жизни настоящей, а также в той, которая будет за ней, рассказ о тех праведниках, которые встали на путь поклонения и повиновения Всевышнему Аллаху и обрели поэтому блаженство в будущей жизни, а также рассказ о тех, кто не повиновался Аллаху и не встал на путь поклонения Ему и какая судьба ждала таких людей и в каком убытке они оказались.

Транскрипция

транскрипция суры аль фатиха

Текст суры «Аль-Фатиха»:

  1. Бисмил-ляяхи ррахмаани ррахиим.
  2. Аль-хамду лил-ляяхи раббиль-‘аалямиин.
  3. Ар-рахмаани ррахиим.
  4. Мяялики (Малики) яумид-диин.
  5. Ийяякя на‘буду ва ийяякя наста‘иин.
  6. Ихдина ссырааталь-мустакыим.
  7. Сыраатоль-лязийна ан‘амта ‘аляйхим, гайриль-магдууби
    ‘аляйхим ва ляд-дооллиин.

Перевод смысла

перевод суры фатиха на русский язык

Перевод на русский язык смысла текста суры «Аль-Фатиха» представляет следующее.

  1. Начинается сура с имени Бога: «Именем Всевышнего Аллаха, Единственного для всех и Творца всего сущего, чья милость вечна и безгранична».

  2. Далее сказано о том, что восхваления достоин только Всевышний Аллах за все то, что Он создал и предопределил для Своих рабов, и только Ему Одному принадлежит вся слава и хвала, поскольку Он – Творец и Господь для всех, кто обитает во всех мирах: «Истинное восхваление принадлежит только Аллаху – Господу миров». Всевышний в данном аяте называет Сам Себя «Господь миров», указывая и подчеркивая, что только Он – Тот, Кто творит и управляет, а также одаривает благами по Своему желанию. Также аят указывает на то, что только Господь управляет всем в этом мире: явлениями природы, кризисами в политике и экономике, открытиями в научном мире, а также историческими событиями, и все это – у Всевышнего в управлении. Только Ему одному принадлежит власть в этом мире.

  3. Далее сказано о том, какой Милостивый Всевышний Господь, и только в Нем Одном есть источник всей милости на земле, и любое благо, как великое, так и малое, идет только от Милостивого Господа. Перевод текста аята: «Милость Которого безгранична и вечна»

  4. В четвертом аяте суры речь идет о том, что Всевышний Аллах является Властелином Судного Дня, который является Днем расчета и Днем воздаяния, и в этот День нет больше никого, кто был бы над чем-то властен, кроме Аллаха, и Всевышний в этот день воздаст всем своим рабам по их заслугам и по тому, какие дела и поступки они совершали во время свой жизни на земле: «Владыке Судного дня».

  5. В пятом аяте суры «Аль-Фатиха» сказано: «Тебе мы поклоняемся и к Тебе взываем о помощи», подразумевая, что к Богу человек обращается за помощью и поддержкой во всех своих делах, и это тоже является частью поклонения Всевышнему, ведь понятие поклонения включает в себя все то, что делает человек для того, чтобы заслужить довольство Всевышнего Аллаха: совершает благой поступок, говорит другому человеку доброе слово, дает хороший совет, оказывает помощь материального характера бескорыстно или в ущерб для самого себя. Господь доволен, когда в душе у мусульманина нет ожидания благодарности за благое дело, которое он совершил. Душа, которая свободна от того, чтобы ждать благодарности, наполняется трепетом и любовью к Творцу, и это тоже является частью поклонения Всевышнему. Человек, вступивший на праведный путь и освободивший свое сердце от корысти, заслуживает любовь Всевышнего и Его поддержки, и это тоже является формой поклонения Аллаху. Без милосердной помощи Аллаха мусульманин не сможет выполнить полноценно повеления Господа, а также без божьей поддержки человек не сможет избегать грехов и проходить те трудности, которые он встречает в своей жизни.

  6. В шестом аяте сказано: «Направь нас на правильный путь», что подразумевает, что только Всевышний может указать человеку прямой путь истины и блага, что только тот путь, который указал Аллах, приведет мусульманина к счастью.

  7. В седьмом аяте сказано: «Путем Твоих рабов (под которыми подразумеваются его пророки и посланники, а также праведники), которых Ты наставил на веру в Тебя и которым Ты оказал Свою милость, направив их на прямой путь и оказал им Свое благоволение, но не [веди нас путем] тех, которые вызвали Твой гнев и сбились с пути истины (то есть не следовали обязательствам, которые предписал для людей Всевышний)».

Обучающее видео

На видео представленном ниже можно прослушать чтение суры “Аль-Фатиха” в медленном исполнении для заучивания и исправления ошибок при таджвиде.

Слушать и скачать

Ниже можно слушать онлайн и скачать в mp3 формате чтение данной суры в исполнении разных чтецов Корана.

  • Чтение суры “аль-Фатиха” Абубакр аль-Шатри  
  • Фатиха, читает Азиз Алили
  • Первая сура Корана в исполнении Али аль-Хузейфи
  • “Открывающая Коран”, чтец Халиль аль-Хусари
  • Слушать и скачать суру Аль-Фатиха в mp3 фомате, читает Мишари Рашид
  • Шейх Мухаммад аль-Люхайдан, чтение Фатихи
  • Мухаммад Сиддик аль-Миншави
  • 1-я сура Корана, карий Нассир аль-Катами
  • Известный чтец Корана Саад аль-Гамиди читает Аль-Фатиху
  • Салах аль-Хашими, сура альхам сура 1
  • Салах Бухатир, фатиха сура слушать
  • Сауд аш-Шурейм, сура алхам сура 1
  • Тауфик ибн Саид ас-Сауаих
  • Ясир ад-Даусари, сура 1

Важность суры «Аль-Фатиха» как дуа

сура аль фатиха как дуа

Важность суры «Аль-Фатиха» переоценить трудно. Предписание Всевышнего Аллаха гласит, что людям следует молиться, используя слова из этой суры во время каждого своего намаза в каждом его ракаате, ведь человек постоянно нуждается в помощи Аллаха.

Много говорил о важности суры «Аль Фатиха» и посланник Аллаха ﷺ. Пророк Мухаммад ﷺ особенно подчеркивал то, какова сила воздействия дуа “Фатиха” и говорил, что дуа «Аль-Фатиха» это лучшее, что есть в Коране.

В одном из хадисов рассказано, как сподвижники пророка Мухаммада ﷺ проходили мимо оазиса и узнали, что вождя племени укусил скорпион. К ним навстречу вышел один из жителей этого оазиса и спросил, умеет ли кто-нибудь из сподвижников лечить людей дуа или молитвами. И тогда один из сподвижников пророка Мухаммада ﷺ пошел с этим человеком и стал читать над ним дуа «Аль-Фатиха», сплевывая на место, куда укусил скорпион.

И тогда человек, которого укусил скорпион, стал приходить в себя очень быстро, и вскоре даже боли совсем не стало, и вождь начал ходить. После полного выздоровления вождя сподвижники пророка Мухаммада ﷺ вернулись к посланнику Аллаха ﷺ и рассказали ему о случае, который с ними произошел. Пророк Мухаммад ﷺ задал вопрос своему сподвижнику, который читал дуа, откуда тот узнал, что для заговора и лечения можно использовать дуа “Фатиха”. Пророк ﷺ похвалил его и сказал, что тот поступил правильно. Он приказал поделить стадо овец, которые были подарены вождем племени сподвижнику, излечившему его, и одну из них отдать ему.

По словам имама ан-Навави, сура «Аль-Фатиха» – это рукъя (заклинание), поэтому это дуа следует читать не только над тем, кто получил укус или подвергся воздействию яда, а также и с целью излечения человека от любого недуга или болезни.

Дуа «Аль-Фатиха» – одна из самых результативных молитв, которые используют мусульмане для лечения и выздоровления. Человеку следует читать суру «Аль-Фатиха» тогда, когда он испытывает в чем-то нужду, и тогда Всевышний Аллах пошлет ему это, если на это будет Его желание.

Как заклинание

О достоинствах суры «Аль-Фатиха» сказано и в других хадисах. Ибн Хиббан и другие передают, что Хариджа Ибн-и Салт Ат-Тамими передавал со слов своего дяди, что тот однажды пришел к посланнику Аллаха ﷺ, а от него пошел в одну общину, где держали на цепи умалишенного человека. Когда же он пришел туда, к нему обратились с просьбой жители общины подсказать им такое снадобье, которое могло бы помочь умалишенному, упомянув, что наслышаны о том, что пророк Мухаммад ﷺ принес благо с собой. И тогда дядя Ат-Тамими читал суру «Аль-Фатиха» над этим умалишенным в течение трех дней по утрам и вечерам, а после того, как заканчивал чтение, дул на больного, не сглатывая слюны. После этого умалишенный выздоровел, а дядю Ат-Тамими наградили сотней баранов. Он возвратился к посланнику Аллаха ﷺ и рассказал ему об этом, и пророк Мухаммад ﷺ сказал ему о дозволенности этих баранов, потому что есть люди, которые едят то, что им дарят за запретное лечение, а он лечил истинным лечением.

Достоинства

Есть также хадис, переданный от Абу Хурейры со слов пророка ﷺ: «Всемогущий и Великий Аллах сказал: «Я разделил молитву на две равные части между Собой и Своим рабом, и раб Мой получит то, о чём просит». И когда человек говорит: «Хвала Аллаху, Господу миров», Всемогущий и Великий Аллах говорит: «Восхвалил Меня раб Мой!» Когда он говорит: «Всемилостивому, Милосердному», Всемогущий и Великий Аллах говорит: «Раб Мой воздал Мне хвалу!» Когда он говорит: «Властелину Дня Суда», Всемогущий и Великий Аллах говорит: «Восславил Меня раб Мой!» Когда он говорит: «Тебе Одному мы поклоняемся и Тебя Одного молим о помощи», Аллах говорит: «Половина этого Мне, а половина — Моему рабу, и раб Мой получит то, о чём просит». А когда раб говорит: «Веди нас прямым путём, путём тех, кого Ты облагодетельствовал, не тех, на кого пал гнев, и не заблудших», Аллах говорит: «Я дарую это Моему рабу, и раб Мой получит то, о чём просит».

Существует много хадисов о том, что, читая Коран, мы получаем награду за каждую букву. А именно, когда читаем на арабском. Я научился читать на арабском, но при этом не понимаю значения и читаю перевод. Получает ли верующий награду за каждую букву, когда читает перевод?

Ответ:

Начнем с того, что хадисы о вознагрождении за каждую букву при чтении Корана на арабском являются недостоверными. Подобные хадисы, это направленное (психологическое) воздействие на людей. Они нацелены на восхваление арабской речи. Таким образом, арабы возвеличили свой язык против иудейского, и сделали это от имени Посланника. Последнее ниспослание на арабском дало возможность арабам противопоставить свой язык арамейскому и ивриту…

Кроме этого, еще есть и хадисы, которые восхваляют арабскую речь до степени того, что люди в раю будут говорить только на арабском. Подчеркнем, что и эти хадисы тоже являются недостоверными.

Возникает вопрос. Если арабский будет языком рая, тогда куда мы поставим арамейский, иврит и более древние языки ниспослания? Ведь Аллах направлял посланников народу, говорящих на его языке. Потому Он и назначает их из его собственной среды… А вся суть кроется именно в языке народа и языке ниспослания, чтобы тот или иной народ мог понять адресованное ему ниспослание. К тому же, о части посланников Аллах нам не поведал…

К слову, у иудеев тоже есть подобные высказывания о своем языке в Каббале и Талмуде (эти издания – аналоги хадисной литературы в исламе). В них иудеи восхваляют свой язык и утверждают, что языком рая будет именно иудейский (!). Над этим стоит задуматься, ибо подобные высказывания иудеев, акценцирующих внимание на своем языке и условиях своей жизни и быта, по всему, сильно затронули арабов, что они перенесли эту идею на арабский язык. Это послужило еще одним поводом тому, чтобы привнести в хадисную литературу ряд ложных хадисов. Посланник не мог сказать ничего подобного уже потому, что ни в Библии, ни в Коране нигде не сказано о языке рая. Или о том, что арабский – это священный язык, а иудейский – нет (!).

Повторим еще раз: хадисы о вознагрождении за каждую букву при чтении Корана на арабском являются недостоверными. В Коране нигде нет такого акцента, который проходит в этом хадисе. И вообще, чтобы начать говорить на эту тему, сначала надо понять смысл и назначение самого Корана. А оно состоит в том, что Аллах поддерживает людей своим знанием, ниспослылаемым им через свего посланника. А любое знание сначала надо понять. Не понимая, его нельзя и практиковать. И весь вопрос! А всё остальное, в том числе и об избранности арабского или какого-то другого языка, – это уже измышления самих людей… И нам надо освобождаться от них…

Итак, Коран и любое другое ниспослание Аллаха можно читать на языке ниспослания и в любом его переводе. Основная задача заключается в том, чтобы читать его с пониманием. Не знающий арабский, не может читать Коран на арабском с пониманием. Но за то он может прекрасно читать и понимать Коран в переводе на свой родной язык. Вот эти положения и являются основными во всех случаях, когда приходится рассуждать о языке Корана или другого ниспослания Всевышнего Бога (Аллаха).

В этом смысле, подчеркнем это еще раз, чтение арабского текста Корана без понимания его смысла, лишена всякой ценности для человека. Дело в том, что награду человеку Аллах дает не просто за чтение, а за то, что в ходе этого чтения человек приобщается к кораническому знанию и использует его для благих дел, для себя и людей. Вот за это Аллах и награждает…

Конкретно по вопросу о чтении Корана Аллах говорит так:

«Мы разделили Коран для того, чтобы ты читал его людям не спеша. Мы ниспослали его частями» (17/106).

В другом аяте Всевышний Аллах, Свят Он и Велик, говорит так:

«И читай Коран размеренным чтением» (73/4).

И еще одна особенность чтения Корана связана с традицией. Его принято читать нараспев. А чтение нараспев – это чтение переносит коранический текст из сферы рационального восприятия (мышления) в сферу чувственно-образного (художественного). А это чтение затрудняет и вообще делает невозможным рациональное восприятие Корана. Оно просто усыпляет человека. Это уже прямо противоречит правилу Аллаха «о размеренном» чтении Корана «с пониманием»…

Аллах говорит так:

«Воистину, в сотворении небес и земли и в смене дня и ночи заключены знамения для обладающих разумом (ученых), которые поминают Аллаха стоя, сидя и на боку, а также размышляют о сотворении небес и земли (и говорят): «Господь наш! Ты не сотворил это понапрасну. Пречист Ты! И защити нас от мучений огня» (3/190-191).

«(О, Мухаммад!) Следуй тому, что ниспосылается тебе. Воистину, ты – на прямом пути! Потому, что – это Напоминание (Коран). Оно для тебя и твоего народа. (О нем) у вас и будет спрос» (43/43-44).

1

Аль-Фатиха
Открывающая Коран

7 аятов
Джуз 1

2

Аль-Бакара
Корова

286 аятов
Джуз 1, 2, 3

3

Алю-Имран
Род Имрана

200 аятов
Джуз 3, 4

4

Ан-Ниса
Женщины

176 аятов
Джуз 4, 5, 6

5

Аль-Маида
Трапеза

120 аятов
Джуз 6, 7

6

Аль-Ан’ам
Скот

165 аятов
Джуз 7, 8

7

Аль-А’раф
Преграды

206 аятов
Джуз 8, 9

8

Аль-Анфаль
Военные трофеи

75 аятов
Джуз 9, 10

9

Ат-Тауба
Покаяние

129 аятов
Джуз 10, 11

10

11

Худ

123 аятов
Джуз 11, 12

12

Юсуф

111 аятов
Джуз 12, 13

13

Ар-Ра’д
Гром

43 аятов
Джуз 13

14

15

Аль-Хиджр

99 аятов
Джуз 14

16

Ан-Нахль
Пчелы

128 аятов
Джуз 14

17

Аль-Исра
Перенесение

111 аятов
Джуз 15

18

Аль-Кахф
Пещера

110 аятов
Джуз 15, 16

19

20

21

Аль-Анбия
Пророки

112 аятов
Джуз 17

22

Аль-Хaдж
Хадж

78 аятов
Джуз 17

23

Аль-Муминун
Верующие

118 аятов
Джуз 18

24

Ан-Нур
Свет

64 аятов
Джуз 18

25

Аль-Фуркан
Различение

77 аятов
Джуз 18, 19

26

Аш-Шуʼара
Поэты

227 аятов
Джуз 19

27

Ан-Намль
Муравьи

93 аятов
Джуз 19, 20

28

Аль-Касас
Повествование

88 аятов
Джуз 20

29

Аль–‘Анкабут
Паук

69 аятов
Джуз 20, 21

30

Ар-Рум
Римляне (византийцы)

60 аятов
Джуз 21

31

32

Ас–Саджда
Земной поклон

30 аятов
Джуз 21

33

Аль–Ахзаб
Военные союзники

73 аятов
Джуз 21, 22

34

Caбa
Сава (Сабея)

54 аятов
Джуз 22

35

Фатыр
Творец

45 аятов
Джуз 22

36

Йa Cин

83 аятов
Джуз 22, 23

37

Ас-Саффат
Стоящие рядами

182 аятов
Джуз 23

38

39

Аз–Зумар
Группы

75 аятов
Джуз 23, 24

40

Гафир
Прощающий

85 аятов
Джуз 24

41

Фуссылят
Разъяснены

54 аятов
Джуз 24, 25

42

Аш-Шура
«Совет»

53 аятов
Джуз 25

43

Аз-Зухруф
Украшения

89 аятов
Джуз 25

44

Ад-Духан
Дым

59 аятов
Джуз 25

45

Аль-Джасийа
Вставшая на колени

37 аятов
Джуз 25

46

Аль-Ахкаф
Барханы

35 аятов
Джуз 26

47

Муxaммaд
Мухаммад

38 аятов
Джуз 26

48

Аль-Фатх
Победа

29 аятов
Джуз 26

49

Аль-Худжурат
Комнаты

18 аятов
Джуз 26

50

51

Аз-Зарийат
Рассеивающие

60 аятов
Джуз 26, 27

52

Ат-Тур
Гора

49 аятов
Джуз 27

53

Ан-Наджм
Звезда

62 аятов
Джуз 27

54

Аль-Камар
Луна

55 аятов
Джуз 27

55

Ар-Рахман
Милостивый

78 аятов
Джуз 27

56

Аль-Вакыʼа
Событие

96 аятов
Джуз 27

57

Аль-Хадид
Железо

29 аятов
Джуз 27

58

Аль-Муджадала
Спор

22 аятов
Джуз 28

59

Аль-Хашр
Сбор

24 аятов
Джуз 28

60

Аль-Мумтахана
Испытуемая

13 аятов
Джуз 28

61

Ас-Сафф
Ряд

14 аятов
Джуз 28

62

Аль-Джумуʼа
Пятница

11 аятов
Джуз 28

63

Аль-Мунафикун
Лицемеры

11 аятов
Джуз 28

64

Ат-Тагабун
Взаимный обман

18 аятов
Джуз 28

65

Ат-Таляк
Развод

12 аятов
Джуз 28

66

Ат-Тахрим
Запрет

12 аятов
Джуз 28

67

Аль-Мульк
Власть

30 аятов
Джуз 29

68

Аль-Калям
Перо

52 аятов
Джуз 29

69

Аль-Хакка
Неотвратимое (Судный день)

52 аятов
Джуз 29

70

Аль-Ма’аридж
Ступени

44 аятов
Джуз 29

71

72

Аль-Джинн
Джинны

28 аятов
Джуз 29

73

Аль-Муззаммиль
Закутавшийся

20 аятов
Джуз 29

74

Аль-Муддассир
Завернувшийся

56 аятов
Джуз 29

75

Аль-Кыяма
Воскрешение

40 аятов
Джуз 29

76

Аль-Инсан
Человек

31 аятов
Джуз 29

77

Аль-Мурсалят
Посылаемые

50 аятов
Джуз 29

78

Ан-Наба
Известие

40 аятов
Джуз 30

79

Назиʼат
Ангелы, вырывающие души

46 аятов
Джуз 30

80

’Абаса
Нахмурился

42 аятов
Джуз 30

81

Ат-Таквир
Скручивание

29 аятов
Джуз 30

82

Аль-Инфитар
Раскалывание

19 аятов
Джуз 30

83

Аль-Мутаффифун
Обманывающие при торговле

36 аятов
Джуз 30

84

Аль-Иншикак
Раскалывание

25 аятов
Джуз 30

85

Аль-Бурудж
Созвездия

22 аятов
Джуз 30

86

Ат-Торик
Идущий ночью

17 аятов
Джуз 30

87

Аль-Аʼля
Всевышний

19 аятов
Джуз 30

88

Аль-Гашия
Судный день

26 аятов
Джуз 30

89

Аль-Фаджр
Рассвет

30 аятов
Джуз 30

90

Аль-Баляд
Город

20 аятов
Джуз 30

91

Аш-Шамс
Солнце

15 аятов
Джуз 30

92

Аль-Лейль
Ночь

21 аятов
Джуз 30

93

Ад-Духа
Утро

11 аятов
Джуз 30

94

Аш-Шарх
Раскрытие

8 аятов
Джуз 30

95

Ат-Тин
Смоковница

8 аятов
Джуз 30

96

Аль-ʼАляк
Сгусток

19 аятов
Джуз 30

97

Аль-Кадр
Ночь Предопределения

5 аятов
Джуз 30

98

Аль-Байина
Ясное доказательство

8 аятов
Джуз 30

99

Аз-Зальзаля
Землетрясение

8 аятов
Джуз 30

100

Аль-ʼАдият
Мчащиеся (кони)

11 аятов
Джуз 30

101

Аль-Кариʼа
Бедствие (Судный день)

11 аятов
Джуз 30

102

Ат-Такасур
Приумножение

8 аятов
Джуз 30

103

Аль-ʼАср
Предвечернее время

3 аятов
Джуз 30

104

Аль-Хумаза
Хулитель

9 аятов
Джуз 30

105

Аль-Филь
Слон

5 аятов
Джуз 30

106

Аль-Куpaйш
Курайшиты

4 аятов
Джуз 30

107

Аль-Ма’ун
Подаяние

7 аятов
Джуз 30

108

Аль-Каусар
Изобилие

3 аятов
Джуз 30

109

Аль-Кафирун
Неверные

6 аятов
Джуз 30

110

Ан-Наср
Помощь

3 аятов
Джуз 30

111

Аль-Масад
Пальмовые волокна

5 аятов
Джуз 30

112

Аль-Ихлас
Искренность/очищение веры

4 аятов
Джуз 30

113

Аль-Фаляк
Рассвет

5 аятов
Джуз 30

114

Ан-Нас
Люди

6 аятов
Джуз 30

1

Аль-Фатиха
Открывающая Коран

7 аятов
Джуз 1

2

Аль-Бакара
Корова

286 аятов
Джуз 1, 2, 3

3

Алю-Имран
Род Имрана

200 аятов
Джуз 3, 4

4

Ан-Ниса
Женщины

176 аятов
Джуз 4, 5, 6

5

Аль-Маида
Трапеза

120 аятов
Джуз 6, 7

6

Аль-Ан’ам
Скот

165 аятов
Джуз 7, 8

7

Аль-А’раф
Преграды

206 аятов
Джуз 8, 9

8

Аль-Анфаль
Военные трофеи

75 аятов
Джуз 9, 10

9

Ат-Тауба
Покаяние

129 аятов
Джуз 10, 11

10

11

Худ

123 аятов
Джуз 11, 12

12

Юсуф

111 аятов
Джуз 12, 13

13

Ар-Ра’д
Гром

43 аятов
Джуз 13

14

15

Аль-Хиджр

99 аятов
Джуз 14

16

Ан-Нахль
Пчелы

128 аятов
Джуз 14

17

Аль-Исра
Перенесение

111 аятов
Джуз 15

18

Аль-Кахф
Пещера

110 аятов
Джуз 15, 16

19

20

21

Аль-Анбия
Пророки

112 аятов
Джуз 17

22

Аль-Хaдж
Хадж

78 аятов
Джуз 17

23

Аль-Муминун
Верующие

118 аятов
Джуз 18

24

Ан-Нур
Свет

64 аятов
Джуз 18

25

Аль-Фуркан
Различение

77 аятов
Джуз 18, 19

26

Аш-Шуʼара
Поэты

227 аятов
Джуз 19

27

Ан-Намль
Муравьи

93 аятов
Джуз 19, 20

28

Аль-Касас
Повествование

88 аятов
Джуз 20

29

Аль–‘Анкабут
Паук

69 аятов
Джуз 20, 21

30

Ар-Рум
Римляне (византийцы)

60 аятов
Джуз 21

31

32

Ас–Саджда
Земной поклон

30 аятов
Джуз 21

33

Аль–Ахзаб
Военные союзники

73 аятов
Джуз 21, 22

34

Caбa
Сава (Сабея)

54 аятов
Джуз 22

35

Фатыр
Творец

45 аятов
Джуз 22

36

Йa Cин

83 аятов
Джуз 22, 23

37

Ас-Саффат
Стоящие рядами

182 аятов
Джуз 23

38

39

Аз–Зумар
Группы

75 аятов
Джуз 23, 24

40

Гафир
Прощающий

85 аятов
Джуз 24

41

Фуссылят
Разъяснены

54 аятов
Джуз 24, 25

42

Аш-Шура
«Совет»

53 аятов
Джуз 25

43

Аз-Зухруф
Украшения

89 аятов
Джуз 25

44

Ад-Духан
Дым

59 аятов
Джуз 25

45

Аль-Джасийа
Вставшая на колени

37 аятов
Джуз 25

46

Аль-Ахкаф
Барханы

35 аятов
Джуз 26

47

Муxaммaд
Мухаммад

38 аятов
Джуз 26

48

Аль-Фатх
Победа

29 аятов
Джуз 26

49

Аль-Худжурат
Комнаты

18 аятов
Джуз 26

50

51

Аз-Зарийат
Рассеивающие

60 аятов
Джуз 26, 27

52

Ат-Тур
Гора

49 аятов
Джуз 27

53

Ан-Наджм
Звезда

62 аятов
Джуз 27

54

Аль-Камар
Луна

55 аятов
Джуз 27

55

Ар-Рахман
Милостивый

78 аятов
Джуз 27

56

Аль-Вакыʼа
Событие

96 аятов
Джуз 27

57

Аль-Хадид
Железо

29 аятов
Джуз 27

58

Аль-Муджадала
Спор

22 аятов
Джуз 28

59

Аль-Хашр
Сбор

24 аятов
Джуз 28

60

Аль-Мумтахана
Испытуемая

13 аятов
Джуз 28

61

Ас-Сафф
Ряд

14 аятов
Джуз 28

62

Аль-Джумуʼа
Пятница

11 аятов
Джуз 28

63

Аль-Мунафикун
Лицемеры

11 аятов
Джуз 28

64

Ат-Тагабун
Взаимный обман

18 аятов
Джуз 28

65

Ат-Таляк
Развод

12 аятов
Джуз 28

66

Ат-Тахрим
Запрет

12 аятов
Джуз 28

67

Аль-Мульк
Власть

30 аятов
Джуз 29

68

Аль-Калям
Перо

52 аятов
Джуз 29

69

Аль-Хакка
Неотвратимое (Судный день)

52 аятов
Джуз 29

70

Аль-Ма’аридж
Ступени

44 аятов
Джуз 29

71

72

Аль-Джинн
Джинны

28 аятов
Джуз 29

73

Аль-Муззаммиль
Закутавшийся

20 аятов
Джуз 29

74

Аль-Муддассир
Завернувшийся

56 аятов
Джуз 29

75

Аль-Кыяма
Воскрешение

40 аятов
Джуз 29

76

Аль-Инсан
Человек

31 аятов
Джуз 29

77

Аль-Мурсалят
Посылаемые

50 аятов
Джуз 29

78

Ан-Наба
Известие

40 аятов
Джуз 30

79

Назиʼат
Ангелы, вырывающие души

46 аятов
Джуз 30

80

’Абаса
Нахмурился

42 аятов
Джуз 30

81

Ат-Таквир
Скручивание

29 аятов
Джуз 30

82

Аль-Инфитар
Раскалывание

19 аятов
Джуз 30

83

Аль-Мутаффифун
Обманывающие при торговле

36 аятов
Джуз 30

84

Аль-Иншикак
Раскалывание

25 аятов
Джуз 30

85

Аль-Бурудж
Созвездия

22 аятов
Джуз 30

86

Ат-Торик
Идущий ночью

17 аятов
Джуз 30

87

Аль-Аʼля
Всевышний

19 аятов
Джуз 30

88

Аль-Гашия
Судный день

26 аятов
Джуз 30

89

Аль-Фаджр
Рассвет

30 аятов
Джуз 30

90

Аль-Баляд
Город

20 аятов
Джуз 30

91

Аш-Шамс
Солнце

15 аятов
Джуз 30

92

Аль-Лейль
Ночь

21 аятов
Джуз 30

93

Ад-Духа
Утро

11 аятов
Джуз 30

94

Аш-Шарх
Раскрытие

8 аятов
Джуз 30

95

Ат-Тин
Смоковница

8 аятов
Джуз 30

96

Аль-ʼАляк
Сгусток

19 аятов
Джуз 30

97

Аль-Кадр
Ночь Предопределения

5 аятов
Джуз 30

98

Аль-Байина
Ясное доказательство

8 аятов
Джуз 30

99

Аз-Зальзаля
Землетрясение

8 аятов
Джуз 30

100

Аль-ʼАдият
Мчащиеся (кони)

11 аятов
Джуз 30

101

Аль-Кариʼа
Бедствие (Судный день)

11 аятов
Джуз 30

102

Ат-Такасур
Приумножение

8 аятов
Джуз 30

103

Аль-ʼАср
Предвечернее время

3 аятов
Джуз 30

104

Аль-Хумаза
Хулитель

9 аятов
Джуз 30

105

Аль-Филь
Слон

5 аятов
Джуз 30

106

Аль-Куpaйш
Курайшиты

4 аятов
Джуз 30

107

Аль-Ма’ун
Подаяние

7 аятов
Джуз 30

108

Аль-Каусар
Изобилие

3 аятов
Джуз 30

109

Аль-Кафирун
Неверные

6 аятов
Джуз 30

110

Ан-Наср
Помощь

3 аятов
Джуз 30

111

Аль-Масад
Пальмовые волокна

5 аятов
Джуз 30

112

Аль-Ихлас
Искренность/очищение веры

4 аятов
Джуз 30

113

Аль-Фаляк
Рассвет

5 аятов
Джуз 30

114

Ан-Нас
Люди

6 аятов
Джуз 30

Аль-Фатиха

Azan.ru

Команда:

Аzan.ru

Исламский информационно-образовательный портал

  • Мекканская сура
  • 7 аятов
  • 1 джуз
  • в порядке ниспосылания – 5

Ниспослана в Мекке. В ней 7 аятов.

Мекканская сура, согласно основному мнению толкователей Корана, состоит из семи аятов. Однако ученые делят ее на аяты по-разному:

  • Большинство, считая, что «БисмиЛляхи-р-Рахмани-р-Рахим» является первым аятом суры «Аль-Фатиха», седьмым аятом называют: «Путем тех, кого Ты облагодетельствовал, а не тех, на кого пал (Твой) гнев и не (путем) заблудших».
     
  • Ханафиты же, не считая «БисмиЛляхи-р-Рахмани-р-Рахим» аятом суры «Аль-Фатиха», полагают, что первый аят суры – это «Вся хвала Аллаху, Господу миров», шестой аят – «Путем тех, кого Ты облагодетельствовал», а седьмой – «А не тех, на кого пал (Твой) гнев и не (путем) заблудших».

Это разногласие отражено даже в печатных изданиях Корана – так, например, в последнем издании казанского мусхафа[1] нумерация аятов «Фатихи» дана в соответствии с мнением ханафитского мазхаба. Мы также станем придерживаться такого деления.

Достоинства суры

Эта сура была первой во многих отношениях:

  • Коран открывается этой сурой.
     
  • Каждый намаз начинается с этой суры.
     
  • Это первая законченная сура, которая была ниспослана нашему Пророку (да благословит его Аллах и да приветствует)[2].

Пророк (да благословит его Аллах и да приветствует) сказал сподвижнику Абу Саи’ду ибн аль-Му’алле (да будет доволен им Аллах):

«Не научить ли мне тебя величайшей суре Корана прежде, чем ты покинешь мечеть?» Затем он взял меня за руку и вел меня, так что мы уже почти вышли из мечети. Тогда я сказал: «О Посланник Аллаха, ты сказал, что научишь меня величайшей суре из Корана». Он (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Аль-хамду лиЛляхи Раббиль ʼалямин»[3] – это «ас-сабʼ аль-масани» и великий Коран, который был дарован мне»[4].

«Ас-саб’ аль-масани» переводится как «семь повторяющихся (аятов)». Иными словами, сура «Аль-Фатиха» состоит из семи аятов, которые часто повторяются: ведь их читают в каждом ракаате каждого намаза. Если человек совершает только обязательные намазы, он читает суру «Аль-Фатиха» семнадцать раз в день. А если добавить различные желательные намазы, это число еще увеличивается.

Убай ибн Ка’б (да будет доволен им Аллах) рассказывает:

«Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) прочитал мне суру «Аль-Фатиха». После этого он сказал: «Клянусь Тем, в Чьей длани моя душа[5]! В Таурате, Инджиле, Забуре и в Фуркане[6] не было ниспослано ничего, подобного этой суре. Эти семь повторяющихся аятов[7] и есть Великий Коран[8]»[9].

Сура «Аль-Фатиха» – квинтэссенция, самая суть Священного Корана, а остальная часть Книги – это раскрытие ее смыслов. Таким образом, эта сура раскрывается в двух частях (очерчивает два направления). Самые главные темы Корана – это вера (иман) и благие дела. И то, и другое упоминается в «Фатихе». Кроме того, эта сура дает понять человеку, который только начинает читать или изучать Коран: нужно подойти к этой книге непредвзято – с разумом, очищенным от всех прежних убеждений и мнений, не ища ничего, кроме истины, обращаясь к Аллаху с мольбой о наставлении на верный путь. Остальные суры Корана – это как раз ответ на эту мольбу. И этот ответ начинается со слов суры «Аль-Бакара»: «Алиф Лям Мим. Эта книга — нет сомнения в ней — руководство для богобоязненных»[10]. Это то самое руководство, о котором человек просит в суре «Аль-Фатиха» и которое содержится в Священном Коране[11].

Имам Абу Мансур Матуриди (да будет Аллах им доволен) пишет:

«Смысл суры «Аль-Фатиха» обязан понимать каждый человек, ибо эта сура учит восхвалять Аллаха, возвеличивать Его, поклоняться Ему одному, просить помощи только у Него, а также просить у Него наставить нас на прямой путь. Все это необходимо каждому человеку. В этом заключается благородное познание Творца, восхваление Аллаха подобающим образом, ибо Он одаряет Своими благами все Свои создания, и каждый из Его рабов нуждается в Нем»[12].

Названия суры

Имам аль-Куртуби в своем тафсире перечисляет двенадцать имен этой суры. Приведем основные из них:

  1. «Аль-Фатиха» или «Фатиха аль-Китаб» – «Открывающая Книгу», ведь Коран начинается с этой суры.
     

  2. «аль-Хамд» («Хвала»). Сура называется так по аяту «Вся Хвала Аллаху…».
     

  3. «Умм аль-Китаб» или «Умм аль-Куран» («Основа Корана»), ведь эта сура, как мы сказали выше, – суть и квинтэссенция Священного Корана.
     

  4. «Ас-сабʼ аль-масани» («Семь повторяющихся (аятов)»).
     

  5. «Аль-Куран аль-ʼАзым» («Великий Коран»). Сура названа так в согласии с принципом метонимии – часть называется именем целого, чтобы подчеркнуть важность этой части для целого, поскольку самые важные темы Корана присутствуют в первой суре.
     

  6. «Аш-Шифа» («Исцеление»), согласно словам Пророка (да благословит его Аллах и да приветствует): «Сура «Аль-Фатиха» – это исцеление от любого яда»[13].
     

  7. «Аль-Кафия» («Достаточная»). Имам аль-Куртуби приводит такой хадис: «Основа Книги заменяет собой остальное, а остальное не может заменить ее»[14].

Важный хадис об этой суре

Имам Муслим передает от Абу Хурайры (да будет Аллах им доволен) хадис, в котором Пророк (да благословит его Аллах и да приветствует) говорит:

«Аллах Всемогущий и Великий сказал: «Я разделил молитву (то есть суру «Аль-Фатиха») между Собой и рабом Своим поровну, и Моему рабу достанется то, о чем он просит».

Затем Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует) сказал: «И если раб скажет:

الْحَمْدُ للّهِ رَبِّ الْعَالَمِينَ

«Вся хвала Аллаху, Господу миров», —

Всевышний Аллах говорит: «Раб Мой воздал Мне хвалу».

И если человек скажет:

الرَّحْمنِ الرَّحِيمِ 

«Милостивому, Милующему», —

Аллах говорит: «Раб Мой восславил Меня».

И если он скажет:

مَالِكِ يَوْمِ الدِّينِ

«Властелину Судного Дня», —

Всевышний Аллах говорит: «Раб Мой превознёс Меня».

И если он скажет:

إِيَّاكَ نَعْبُدُ وإِيَّاكَ نَسْتَعِينُ 

«Тебе одному мы поклоняемся и Тебя одного просим о помощи», —

Аллах говорит: «Это (будет поделено поровну) между Мной и рабом Моим, и достанется рабу Моему то, о чём он просит».

И если раб скажет:

اهدِنَا الصِّرَاطَ المُستَقِيمَ

صِرَاطَ الَّذِينَ أَنعَمتَ عَلَيهِمْ غَيرِ المَغضُوبِ عَلَيهِمْ وَلاَ الضَّالِّينَ

«Веди нас прямым путем, Путем тех, кого Ты облагодетельствовал, а не тех, на кого пал (Твой) гнев и не (путем) заблудших», —

Аллах говорит: «Это — Моему рабу, и будет ему то, о чём он просит!»

[1] Издание текста Священного Корана подготовлено под руководством муфтия республики Татарстан Камиля-хазрата Самигуллина; Казань, 2016.

[2] Маʼариф аль-Куран» 1/53.

[3] То есть сура «Аль-Фатиха».

[5] То есть «Клянусь именем Всевышнего Аллаха».

[7] «Ас-саб’ аль-масани».

[8] Саму эту суру называют Великим Кораном, поскольку она содержит все, что есть в Коране.

[9] Передали ат-Тирмизи, Ахмад и др.

[11] Маʼариф аль-Куран, 1/54.

[13] Привели ад-Дарими, аль-Байхакы в «Шуʼаб» и др.

الْحَمْدُ للّهِ رَبِّ الْعَالَمِينَ

ПЕРЕВОД:

1. Вся хвала Аллаху, Господу миров,

ТАФСИР (Толкование):

Имам Матуриди пишет:

«Слова «Вся хвала Аллаху – Господу миров» содержат благодарность Всевышнему Аллаху за все Его блага, адресованную Тому, у кого нет сотоварища. Это восхваление Его наилучшим способом за все Его блага от всех Его творений. Аят также содержит подтверждение единственности Того, кто создал всех людей. Также в нем – утверждение Его господства в словах «Господь миров». Аяты суры обязательно обеспечат читающему их – с убежденностью в сердце – счастье в обоих мирах»[1].

Арабское слово «хамд» («хвала») близко по значению слову «шукр» («благодарность»).

Имам Ибн Джузай аль-Кальби пишет:

«Понятие «восхваление» (хамд) имеет более общее значение, чем «благодарность» (шукр), поскольку благодарностью называется именно ответ на благодеяние, а восхваление может быть как в ответ на благодеяние, так и без всякого повода.

Однако, с другой стороны, благодарность имеет более общее значение, чем восхваление, ибо восхваление осуществляется словами, а благодарность может быть как скрыта в сердце, так и выражена словами или действиями.

Если ты поймешь общий смысл восхваления, то поймешь следом и то, что слова Всевышнего «Вся хвала Аллаху» – это восхваление Его за Его величие, великолепие, единственность, могущество, превосходство, знание, силу, мудрость и другие атрибуты, а также за смыслы девяноста девяти Его прекрасных имен. Кроме того, этот аят включает в себя благодарность и восхваление за все блага, которые он дал, и за все Его милости, оказанные творениям в этом мире и в вечности.

Эти слова – «Вся хвала Аллаху» – содержат смыслы, которые невозможно описать в великом множестве томов; количество этих смыслов разум людей не способен сосчитать! Тебе достаточно уже того, что Всевышний Аллах сделал эти слова началом Его Книги, и обитатели Рая будут ими завершать свои речи[2]»[3].

Всевышний Аллах был бы достоин всех похвал, даже если бы Он не создал весь этот мир, включая нас с вами. Даже если бы Он не даровал нам пропитание и даже если бы Он уничтожил нас всех, Он достоин всех похвал! Поэтому в аяте употребляется слово «аль-хамд».

Также имам Матуриди пишет, что одна из важнейших форм восхваления Всевышнего — это описывать Его только качествами совершенства и не приписывать Ему то, что не подобает Его величию[4]. Таким образом, придающие Господу недостатки вроде качеств творений – нахождения в пространстве, движения, частей тела и т. д. – не могут считаться теми, кто по-настоящему восхваляет Аллаха.

Слово «ʼалямин» – это множественное число слова «ʼалям» (мир, вселенная, царство). «Миры» – это всевозможные формы жизни: небо, земля, солнце, луна, звезды, ветер и дождь, ангелы, джинны, животные, растения, минералы и, конечно, люди. Так, выражение «Господь всех миров» означает, что один Аллах творит все существующее во вселенной или в миллионах вселенных, которые могут находиться за пределами нашей в космическом пространстве. Имам ар-Рази, великий комментатор Священного Корана, пишет, что существование иных вселенных за границами нашей рационально допустимо, ибо Аллах – Всемогущий, и Ему не составило бы труда создать миллионы других вселенных. Имам аль-Куртуби пишет, что, как передается от сподвижника Абу Саʼида аль-Худри (да будет Аллах им доволен), существует сорок тысяч миров, а наш мир, простирающийся от востока до запада, является только одним из них. Согласно имаму Мукатылю, число миров достигает восьмидесяти тысяч[5].

И поскольку Всевышний Аллах – Обладатель абсолютного Могущества, то только Он в истинном смысле заслуживает хвалы, ведь все творения сами по себе бессильны и постоянно нуждаются в Нем. И именно эта идея составляет ядро истинного единобожия (таухида).

[1] Матуриди, 1/10.

[2] Имеются в виду слова Аллаха: «И последними их (обитателей Рая) словами будут: «Вся хвала Аллаху, Господу миров!»» (Коран, 10:10).

[5] Маʼариф аль-Куран, 1/64-65.

1

الرَّحْمنِ الرَّحِيمِ

ПЕРЕВОД:

2. Милостивому, Милующему,

ТАФСИР (Толкование):

2

مَالِكِ يَوْمِ الدِّينِ

ПЕРЕВОД:

3. Властелину Судного дня.

ТАФСИР (Толкование):

Слово «مَالِك» происходит от корня «ملك» – «владеть», и «Малик» – это тот, кто обладает чем-то безраздельно, имея право и власть распоряжаться этим как ему угодно[1].

Власть в Судный день будет принадлежать одному только Всевышнему Аллаху. Разумеется, она и в земной жизни принадлежит лишь Ему одному, однако не все люди это понимают. Не все из них верят в Аллаха и Судный день. Господь говорит:

وَمَا يَسْتَوِي الْأَعْمَى وَالْبَصِيرُ وَالَّذِينَ آمَنُوا وَعَمِلُوا الصَّالِحَاتِ وَلَا الْمُسِيءُ قَلِيلًا مَّا تَتَذَكَّرُونَ

إِنَّ السَّاعَةَ لَآتِيَةٌ لَّا رَيْبَ فِيهَا وَلَكِنَّ أَكْثَرَ النَّاسِ لَا يُؤْمِنُونَ

«Не равны слепой и зрячий. И (не равны) верующие, совершавшие хорошие поступки, и те, кто поступает плохо. Не многие из вас принимают наставление. Час (Судный день) непременно наступит, в этом нет сомнения. Однако большая часть людей не верит (в это)»[2].

И в Судный день все, кто при жизни не верил в Аллаха и в воздаяние за поступки или сомневался в этом, воочию увидят, что Всевышний Аллах – единственный Творец и Господь вселенной, который единолично управляет всеми творениями. Никаких сомнений больше ни у кого не останется.

И в этот День человеку не поможет ни имущество, ни семья, ни власть, ни авторитет – ни одно творение не сможет ему помочь. Творения даже внешне больше не будут иметь силы и власти. Вся власть будет только у Аллаха, и все, что помогает человеку избежать наказания в земном мире, в Судный день окажется бесполезным.

Имам аль-Куртуби пишет:

«Почему Аллах выделил именно Судный день, ведь Он – Властелин во всякий день? Дело в том, что на земле есть те, кто претендует на власть и господство: например, Фараон, Намруд и прочие. А в Судный день никто даже претендовать на власть не сможет: все творения смиренно склонятся перед Господом. Всевышний Аллах спросит у творений:

لِمَنِ الْمُلْكُ الْيَوْمَ

«Кому же принадлежит власть сегодня?»

Они все, как один, ответят:

لِلَّـهِ الْوَاحِدِ الْقَهَّارِ

«(Власть принадлежит) Аллаху — Единственному, Подчиняющему всех Своей воле»[3].

Поэтому Аллах говорит: «Властелину Судного дня», — то есть не будет в этот день другого властелина, судьи, вершащего возмездие, кроме Него…»[4].

Слово «الدِّين», как пишут толкователи Священного Корана, в этом случае означает «расчет, воздаяние»[5]. «День расчета» – это то, что нам привычно по-русски называть «Судным днем», то есть последовательность событий, которая будет включать в себя отчет за поступки, представление и чтение рабу Аллаха книг его деяний, взвешивание их на весах, прохождение по мосту Сырат и некоторые другие события.

[1] Маʼариф аль-Куран, 1/66.

3

إِيَّاكَ نَعْبُدُ وإِيَّاكَ نَسْتَعِينُ

ПЕРЕВОД:

4. Тебе одному мы поклоняемся и Тебя одного просим о помощи.

ТАФСИР (Толкование):

Этот аят соединяет в себе восхваление Всевышнего и мольбу (дуа), обращенную к Нему.

Слово «العبادة» («поклонение») означает в арабском языке «приниженность, низкое положение», в шариатской терминологии это слово означает все, что делается ради Аллаха и из страха перед Ним[1].

Дуа также является поклонением, ведь истинный смысл мольбы, обращенной к Господу, – это проявить свою нужду в Нем, подчеркнуть, что Он – Могущественный, Самодостаточный.

Имам Абу Сулейман аль-Хаттаби (да помилует его Аллах) пишет в книге «Шаън ад-дуʼа»:

«Дуа – это обращение раба к своему Господу с просьбой о заботе, помощи и поддержке. И истинная суть дуа – проявление своей нужды в Аллахе и признание отсутствия у себя силы. И это то, каким подобает быть рабу, – осознавать скромность человеческих возможностей, что вместе с тем дуа раба является восхвалением Всевышнего Аллаха, ведь ты признаешь, что Он – Милостивый и Щедрый. По этой причине Посланник Аллаха (мир ему и благословение Господа) сказал: «Дуа – это поклонение»[2]»[3].

Первые два аята суры «Аль-Фатиха» напоминают человеку, что он всем обязан Аллаху, который сотворил его из ничего, наделил его прекрасным обликом, разумом и волей, одарил бесчисленными благами и продолжает поддерживать и развивать его в течение всей жизни. Третий аят сообщает человеку, что и после смерти он полностью зависим от Аллаха. Следовательно, только Аллах достоин поклонения. Раз лишь Аллах может удовлетворить наши потребности, естественно и логично обращаться за помощью во всем к Нему одному. Этот аят учит человека не поклоняться никому, кроме Аллаха, не считать никого иного способным удовлетворять человеческие нужды. Толкователи Корана писали, что слова «Тебе одному мы поклоняемся и Тебя одного просим о помощи» носят самый общий характер – мы просим у Аллаха обо всем хорошем в наших повседневных делах, религии и вечной жизни[4].

[1] Ибн Касир (Тайба), 1/134.

[2] Привели ат-Тирмизи, Абу Дауд, Ибн Маджа и др.

[4] Маʼариф аль-Куран, 1/70.

4

اهدِنَا الصِّرَاطَ المُستَقِيمَ

ПЕРЕВОД:

5. Веди нас прямым путем,

ТАФСИР (Толкование):

Последние три аята суры – это дуа. В приведенном выше хадисе сказано, что Всевышний Аллах говорит про эти аяты: «Это – Моему рабу, и будет ему то, о чём он просит!» — то есть верующий, просящий искренне, может надеяться, что Господь ответит на его дуа.

Всевышний Аллах учит нас просить его о самом главном благе – имане. Мы просим у Аллаха о «прямом пути», то есть пути без отклонений и блуждания кругами. «Прямой путь» – это метафорическое обозначение Ислама – прямого и единственно верного пути к Аллаху. Прося Аллаха вести нас по прямому пути, мы тем самым просим Его укрепить нас в Его религии, дать возможность совершать благие поступки, чтобы оказаться в будущей жизни навечно в Раю.

5

صِرَاطَ الَّذِينَ أَنعَمتَ عَلَيهِمْ

ПЕРЕВОД:

6. путем тех, кого Ты облагодетельствовал,

ТАФСИР (Толкование):

Всевышний Аллах в другом аяте сообщает нам, кто они – облагодетельствованные Господом:

وَمَن يُطِعِ اللّهَ وَالرَّسُولَ فَأُوْلَـئِكَ مَعَ الَّذِينَ أَنْعَمَ اللّهُ عَلَيْهِم مِّنَ النَّبِيِّينَ وَالصِّدِّيقِينَ وَالشُّهَدَاء وَالصَّالِحِينَ وَحَسُنَ أُولَـئِكَ رَفِيقًا

«Покорные Аллаху и (Его) Посланнику окажутся вместе с теми, кого облагодетельствовал Аллах: пророками, правдивейшими, мучениками и праведниками. Как же прекрасны эти спутники!»[1]

Имам ас-Сейид аш-Шариф аль-Джурджани дает такое определение «правдивейшему» («ас-сыддик»): «Это тот, чьи слова полностью соответствуют тому, что в сердце, и делам»[2]. Можно сказать, что это особая превосходная степень искренности.

Каждый раз, читая суру «Аль-Фатиха», мы просим Аллаха направить нас верным путем, по которому уверенно идут лучшие из его преданных рабов и отдалить нас от пути, избранного теми, на кого Аллах гневается, и пути заблудших.

6

غَيرِ المَغضُوبِ عَلَيهِمْ وَلاَ الضَّالِّينَ

ПЕРЕВОД:

7. а не тех, на кого пал (Твой) гнев и не (путем) заблудших.

ТАФСИР (Толкование):

О ком же идет речь в этом аяте?

От Пророка (да благословит его Аллах и да приветствует) передается, что «те, на кого пал гнев» – это иудеи, а «заблудшие» – это христиане[1]. Возможны и другие толкования, однако толкование Пророка (да благословит его Аллах и да приветствует) – безо всяких сомнений, лучше всего.

«Те, на кого пал гнев» Аллаха – это люди, знакомые с божественными заповедями, однако умышленно нарушающие их по своей испорченности. Такими были иудеи, которые были готовы пожертвовать счастьем в вечной жизни ради мирских благ. А «заблудшие», то есть сбившиеся с истинного пути, – это люди, которые нарушают законы Аллаха вследствие невежества или недостатка разума и поэтому впадают в крайности – чрезмерность или небрежность. Так, христиане чрезмерно почитают пророка Ису (мир ему), обожествив его[2]. В плане же повседневной религиозной практики они, наоборот, крайне небрежны.

Таким образом, основной смысл этих аятов состоит в том, что в дуа о прямом пути мы просим Аллаха не вести нас путем тех, кто стал рабом своих страстей, проявив небрежность в соблюдении религии, и не путем тех, кто по невежеству и безрассудству впал в чрезмерность в религиозных вопросах, но наставить нас на путь тех, кто проявил умеренность между этими двумя крайностями[3].

Как понять выражение «гнев Аллаха»? Гнев или злость человека – это эмоция, имеющая начало и конец, вызванная определенным событием. Если гнев вызван другим человеком, он нередко сопровождается желанием наказать этого человека или отомстить ему. Мы не можем описывать Всевышнего человеческими эмоциями – Аллах пречист от этого! – поэтому выражение «гнев Аллаха» нельзя понимать буквально. Ученые, предпочитавшие иносказательно толковать (таъвиль) атрибуты Аллаха с неясным смыслом, писали, что под «гневом Аллаха» может иметься в виду «Его желание наказать Своего раба»[4].

В конце чтения суры «Аль-Фатиха» следует произнести «амин». Значение этого слова: «О Аллах, ответь на нашу мольбу»[5].

Желательно сделать небольшую паузу между последними словами суры и «амин», чтобы отделить слова Аллаха от слов человека[6].

На этом завершается толкование суры «Аль-Фатиха». Хвала Аллаху, Господу миров.

[1] Табари, 1/186-189, 194-197.

[2] Маʼариф аль-Куран, 1/78.

[4] «Ат-Танзих» Ибн аль-Джамаʼа (Гавджи), с. 176.

7

Если вы обнаружили ошибку, напишите нам

НАПИСАТЬ АДМИНИСТРАТОРУ

Аль-Фатиха

НАД ТАФСИРОМ РАБОТАЛИ

Azan.ru

Команда:

Аzan.ru

Исламский информационно-образовательный портал

Если вы обнаружили ошибку, напишите нам

НАПИСАТЬ АДМИНИСТРАТОРУ

  • Мекканская сура
  • 7 аятов
  • 1 джуз
  • в порядке ниспосылания – 5

Сура «Аль-Фатиха» – квинтэссенция, самая суть Священного Корана, а остальная часть Книги – это раскрытие ее смыслов. Таким образом, эта сура раскрывается в двух частях (очерчивает два направления). Самые главные темы Корана – это вера (иман) и благие дела. И то, и другое упоминается в «Фатихе». Кроме того, эта сура дает понять человеку, который только начинает читать или изучать Коран: нужно подойти к этой книге непредвзято – с разумом, очищенным от всех прежних убеждений и мнений, не ища ничего, кроме истины, обращаясь к Аллаху с мольбой о наставлении на верный путь.

Остальные суры Корана – это как раз ответ на эту мольбу. И этот ответ начинается со слов суры «Аль-Бакара»: «Алиф Лям Мим. Эта книга — нет сомнения в ней — руководство для богобоязненных». Это то самое руководство, о котором человек просит в суре «Аль-Фатиха» и которое содержится в Священном Коране.

Именем Аллаха [именем Бога, Творца всего сущего, Одного и Единственного для всех и вся][1], милость Которого вечна и безгранична. Истинное восхваление принадлежит только Аллаху, Господу[2] миров[3], милость Которого вечна и безгранична, Владыке Судного Дня. Тебе поклоняемся[4] и у Тебя просим помощи [поддержки, Божьего благословения в делах наших]. Направь нас на правильный путь[5]. Путь тех, которым он был дарован [из числа пророков и посланников, праведников и мучеников, а также всех тех, кто удостоен был такой чести — идти правильным путем]. Не тех, на которых Ты разгневался[6], и не тех, которые сошли с него[7][,] [8].

Пояснение к аяту:

Пророк Мухаммад сказал: «Не ниспослал Аллах (Бог, Господь) ни в Торе, ни в Евангелии подобия [по значимости, содержанию, емкости] суры «аль-Фатиха», состоящей из семи предложений и разделенной между Богом и человеком [читающим ее], и получает раб Божий просимое [желанное ему]»[9].

Один из сподвижников передал: «Посланник Божий обратился ко мне, взяв меня за руку: «Не научить ли тебя самой великой (величественной) суре Корана, прежде чем ты выйдешь из мечети?». Когда [после некоторого пребывания в мечети] мы собрались выходить, я напомнил: «О посланник Божий! Ты сказал, что непременно научишь меня самой великой (величественной) суре Корана». Он (да благословит его Всевышний и приветствует) ответил: «Аль-хамду лил-ляхи раббиль-‘алямин» [сура «аль-Фатиха»] — это семь строк (семь аятов) и это великий Коран, который был дан мне [Богом. То есть она является основой коранического Слова и смысла]»[10].

Эта сура представляет собой квинтэссенцию Священного Писания, это высокоэтичная мольба-ду‘а, направленная в мир, где отсутствуют понятия времени и пространства, мир, правильное обращение в который может обернуться неописуемыми формами счастья в мирском и вечном.

Читая эту суру-мольбу на языке оригинала (и только Всевышнему истинно известно, почему именно арабский язык был выбран Им как язык заключительного Писания), верующий вступает в диалог с Богом. Да, Господь участвует в диалоге с человеком, но Его речь — в мире сверхчувственной реальности. Об этом свидетельствуют следующие слова Всевышнего, переданные пророком Мухаммадом (да благословит его Аллах и приветствует): «Я [Господь Бог] разделил молитву [богословы считают, что под словом «молитва» подразумевается чтение суры «аль-Фатиха» в любом из намазов] между Мною и молящимся человеком на две части. Раб Мой получит то, что просит. Когда скажет он: «Аль-хамду лил-ляхи раббиль-‘алямин» («Истинное восхваление принадлежит только Аллаху, Господу миров»), то скажу: «Благодарит Меня раб Мой»; когда скажет: «Ар-рахмани ррахим» («Милость Которого безгранична и вечна»), то скажу: «Восхваляет Меня раб Мой»; когда скажет: «Мялики явмид-дин» («Владыке Судного Дня»), то скажу: «Прославляет Меня раб Мой»; когда скажет: «Ийякя на‘буду ва ийякя наста‘ин» («Тебе поклоняемся и у Тебя просим помощи»), то скажу: «Это — между Мною и обращающимся ко Мне. Ему [Я дам] то, что он попросит»; когда скажет: «Ихдина ссыратоль-мустакым, сыратоль-лязийна ан‘амта ‘аляйхим, гайриль-магдуби ‘аляйхим ва ляддоллин» («Направь нас на правильный путь. Путь тех, которым он был дарован. Не тех, на которых Ты разгневался, и не тех, которые сошли с него»), то скажу: «Это — рабу Моему. И ему — то, что он просит»[11].

Обязательный в выполнении религиозной практики мусульманин совершает в сутки пять молитв. В этих молитвах он по нескольку раз читает суру «аль-Фатиха». А действительно ли стоит многократно просить об одном и том же? Если внимательно изучать жизнь и алгоритм того, что в ней происходит, то понимаешь — стоит, еще как стоит! Время и окружающие нас обстоятельства неустанно и быстро движутся вперед. Нам только кажется, что, останавливаясь мысленно или бездействуя, мы приостанавливаем ход событий и время идет медленнее. Это — иллюзия, на самом же деле бег времени не зависит от нас, и время быстротечно. Так вот, на этом оживленном скоростном автобане[12] жизни, где нет возможности остановиться, крайне важна корректировка нашего движения Свыше, ведь мы постоянно отвлекаемся, теряем внимание и бдительность в жизненно важных обстоятельствах, а погрешность в траектории движения может привести к потере управления и серьезному ДТП. Посмотрите на людей, потерявших смысл мирского бытия, не чувствующих его ритма, приглядитесь к тем, кто превратился, к примеру, в смрадных[13] пассажиров кольцевой ветки метро или в социальных паразитов. Они — люди, но какие? Да, это тоже жизнь, но не та, что была определена для человека по Божьему замыслу. Иметь человеческое обличье еще не значит «быть человеком». Умный понимает это, мудрый же не только понимает, но и, осознав, проецирует на себя и использует в своей личной жизни.

«Правильный путь»

Соглашусь с тем, что у каждого свое понимание правильности пути, которое во многом зависит от воспитания, уровня и качества образования, среды, в которой вырос человек. Немалое влияние оказывают национальные традиции, культура, язык, политическая или экономическая ситуация в стране, где вырос и живет индивидуум. При этом не следует забывать, что каждый человек есть «замкнутая система, не имеющая аналогов» и отличающаяся от другой «системы» по физическим, моральным, психическим и интеллектуальным параметрам.

Здесь уместно обратить внимание на тот факт, что Божьи пророки и посланники несли идеалы и ценности, находившие место в сознании людей, причем так, что каждый мог не просто услышать, но понять и прочувствовать их. Всевышний давал своим пророкам то, что учитывало природное единство людей: сколь бы разными они ни были, в них много общего. Назидания посланников Творца были доступны и внятны представителям различных культур и народов. Их Божественный подход стирал границы между умами и сердцами людей. А ведь главное, к чему они неустанно призывали, — вера в Бога, Одного и Единственного Творца.

Почему же отдельные религии, несмотря на свою глобальность и многочисленность последователей, ассоциируются в первую очередь с определенным типом одежды, чертами лица, обычаями? В наиболее обобщенной форме ответ на этот вопрос кроется в шаблонности человеческого мышления. Привыкнув к чему-либо, люди долго отвыкают или уже никогда не смогут отвыкнуть от этого.

Немалый вклад в формирование тех или иных ассоциаций, стереотипов, клише внесли путешественники и исследователи, которые не всегда руководствовались постулатами морали, чести, объективности. Посещая новые земли, они описывали населявшие их народы. В этих описаниях уделялось внимание и религии. Не все могли в достаточной степени понять то, что происходит на разных континентах: что, например, одежда людей соответствует местным климатическим условиям, а поведение или ментальность определяются экономической или иной ситуацией. Другими словами, те явления, в которых без достаточных на то оснований обвиняли религию, объяснялись народными, племенными особенностями, зачастую не соотносившимися с исповедуемой этими народами и племенами религией. Отношение этих явлений к самой религии было косвенным, да и появлялось оно обычно в результате местной богословской трактовки.

Что помогает человеку найти верный, правильный путь, решение?

Всевышний Творец даровал человеку пять «навигационных» систем для определения, выверения жизненного курса:

1. Инстинкт[14] и интуиция[15].

2. Пять органов чувств: зрение, слух, обоняние, вкус и осязание[16].

3. Разум[17], разумение, способность понимать. Человек живет в сообществе с другими людьми и потому не может ограничиваться лишь чувствами, инстинктами или интуицией. Разум помогает ему все упорядочить, уберечься от ошибок и промахов.

4. Религия.

Разум может просчитаться, воля — ослабеть, интуиция — промолчать или увести в сторону, а вот постулаты, данные людям через пророков от Бога, защищены от влияний изнутри и извне. Если доказана истинность изречения[18], тогда остается только правильно его понять и своевременно, уместно применить в контексте основ религии и ее духа, духа веры и праведности.

5. Божественное благословение, которого мусульмане просят изо дня в день: «Направь нас на правильный путь».

Божья корректировка жизненного пути крайне важна для любого человека, поэтому мусульмане и молят Всевышнего об этом ежедневно и многократно: «Тебе поклоняемся и у Тебя просим помощи. Направь нас на правильный путь».

*

Вопрос. О каких мирах говорится в конце 2-го аята суры «аль-Фатиха»? Один филолог-араб, немусульманин по вероисповеданию, в разговоре со мной сказал: «Поскольку для мусульман есть только этот мир и загробный, то есть два мира, то во 2-м аяте должно стоять двойственное число, которое есть в арабском языке, получается ошибка в Коране». Я знаю, что ошибок в Коране быть не может, но и в арабском я не силен, а потому никак не смог возразить. Не могли бы вы дать разъяснение по этому поводу?

Ответ. Под словом «миры» (из словосочетания «Господь миров») подразумеваются как минимум мир ангелов, мир джиннов[19] и мир людей. Есть также еще и животный мир, растительный мир, космический мир и др.

Что же касается упомянутой вами классификации, то надо бы знать, что существует мирская жизнь (дунья), загробная (после смерти каждого из нас — барзах) и та, что наступит после Конца Света, Воскрешения и Судного Дня (áхира). Каждый из этих этапов пути кардинально отличается от предыдущего.

Вопрос. При совершении вместе с имамом молитвы-намаза после чтения суры «аль-Фатиха» слово «амин» следует произнести тихо или громко?

Ответ. При коллективном совершении первой, четвертой и пятой обязательных молитв (фард), когда имам завершает чтение суры «аль-Фатиха», согласно ханафитскому мазхабу «амин» произносится про себя, а согласно шафиитскому — вслух.

На арабском языке слово «Бог» звучит как «Аллах» и состоит из двух частей — определенного артикля «аль» и слова «иляхь» (бог, божество), что дословно переводится как «определенный Бог». Говоря на арабском «Аллах», любой мусульманин подразумевает Единого и Единственного Творца. Выделяют 99 имен Всевышнего, каждое из которых раскрывает отдельные качества и характеристики Господа. Эти имена-характеристики упоминаются в Коране и в высказываниях пророка Мухаммада (да благословит его Всевышний и приветствует).

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

* Слово «Бог» на разных языках звучит по-разному, но главное не в этом. С точки зрения Ислама главное — это единственность Творца, неограниченность временем и пространством, трансцендентность, несравнимость с чем-либо мирским.

* Слово «Господь» (раббун) подразумевает власть, господство, воспитание и заботу Творца о Своих творениях.

* Под словом «миры» подразумевается все многообразие жизни: мир людей, растений, животных; мир молекул и атомов; миры джиннов и ангелов и т. д. То есть Он — Господь и Властелин всего и вся.

* Много смыслов можно найти в том, что человек проговаривает данный и следующий за ним глаголы именно во множественном числе, даже если молится в одиночестве. Один из этих смыслов таков: «О Всевышний, мне крайне неудобно обращаться к Тебе лишь от своего имени. Позволь мне воззвать от имени многих миллионов верующих, являясь одним из них, пусть далеко не первым по благородству своих дел и поступков, но все же молящим Тебя о помощи и благословении и полагающимся на милость Твою, всепрощение хотя бы потому, что я молю Тебя вместе с теми, кто намного ближе к Тебе и более любим Тобою. Прими же и мою молитву в череде многочисленных молитв и просьб, ведь все мы обращаемся к Тебе и у Тебя просим помощи».

* Благослови и укажи нам путь истины, являющийся срединным, верным, сочетающим в себе небесные законы и мирские, путь, который сделает нас и детей наших счастливыми в мирском и в вечном.

* Имеется несколько предположений относительно того, кто подразумевается под этими словами. Но наиболее близко к букве и духу Закона следующее: заслуживающими Божьего гнева являются те, кто имел возможность приобщиться к кладезям Священного Писания, к духовным постулатам и ценностям, смог понять их и, возможно, даже начал применять на практике, но в последующем по разным причинам (лень, нерасторопность, неорганизованность, угождение личным прихотям или слабостям характера, недостаток воли) либо под каким-то предлогом (нехватки ли времени, в ожидании ли момента, когда решит посвятить себя этому серьезно, а может быть, с оговоркой, что он еще слишком молод или стар для этого) сходят с пути, сворачивают с хорошо освещенного проспекта, думая, что по темным и извилистым переулкам смогут преодолеть жизненный путь легче и продуктивнее. См., например: аз-Зухайли В. Ат-тафсир аль-мунир [Освещающий тафсир]. В 17 т. Дамаск: аль-Фикр, 2003. Т. 1. С. 60.

* «Сошедшие с пути» — это в первую очередь те, до кого не дошла проповедь Божьих пророков и посланников или дошла в искаженном виде (например, в результате привнесения людьми на некоторых исторических этапах поправок в пророческие повествования в угоду политической элите или каким-либо обстоятельствам, пусть даже с «добрыми» намерениями; здесь нужно учесть еще многочисленные переводы с одного языка на другой, отсутствие единого оригинала, язык которого уже давно вышел из повседневного обихода и т. п.). Имея разум, они все же не постигли Божьи предписания или приобрели их «по наследству» в искаженном виде. Эта категория людей заблудилась в многочисленных закоулках перипетий жизни, не нашла путь, который вывел бы их из тьмы безверия. Они не поняли, кто есть Моисей, Иисус, Мухаммад. См., например: аз-Зухайли В. Ат-тафсир аль-мунир. В 17. Т. 1. С. 60.

* Данная сура обязательно читается во время каждой молитвы и заканчивается возгласом «амин», который, по мнению мусульманских комментаторов, означает «о Аллах, ответь на мою молитву», «о Всевышний, прими наши молитвы»  или «да будет так».

* Хадис от Убейи ибн Кя‘ба; св. х. Ат-Тирмизи. См., например: ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи [Свод хадисов имама ат-Тирмизи]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 497, хадис № 3125, «сахих».

* Св. х. аль-Бухари. См., например: Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин [Прогулка праведников. Комментарий к книге «Сады благонравных»]. В 2 т. Бейрут: ар-Рисаля, 2000. Т. 2. С. 13, хадис № 1/1009; аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 3. С. 1453, хадис № 4703.

* Хадис от Абу Хурайры; св. х. имама Муслима. См.: ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1998. С. 169, хадис 38–(395); аль-Куртуби А. Талхыс сахих аль-имам муслим [Сокращенный свод хадисов имама Муслима]. В 2 т. Каир: ас-Салям, 1993. Т. 1. С. 176 (раздел «Молитва» (китаб ас-саля), хадис № 17); Ибн Кясир И. Тафсир аль-кур’ан аль-‘азым [Комментарии к Великому Корану]. В 4 т. Бейрут: аль-Хайр, 1993. Т. 1. С. 12, 13.

* Автобан — автомагистраль, исключающая обгон (выезд на встречную полосу движения) и дополнительно оборудованная для скоростного движения автомобилей.

* Смрадный — зловонный. А в данном случае — люди без постоянного места жительства, спускающиеся в метро погреться или отдохнуть на мягких сиденьях.

* Инстинкт — 1) врожденная способность животных организмов к совершению целесообразных действий по непосредственному безотчетному побуждению; 2) бессознательное непреодолимое влечение к чему-либо, чувство; 3) внутреннее чутье. См.: Большой толковый словарь русского языка. СПб.: Норинт, 2000. С. 394.

* Интуиция — 1) безотчетное неосознанное чувство, подсказывающее правильное поведение, понимание чего-либо; чутье; 2) филос. способность постижения истины непосредственным путем без обоснования доказательствами. См.: там же. С. 396.

* Осязание — одно из внешних чувств человека и животного: способность воспринимать прикосновения, давления, растяжения. См.: там же. С. 736.

* Разум — 1) познавательная деятельность человека, способность мыслить; ум, интеллект; рассудок; 2) способность рассуждать здраво, находить правильное решение в какой-либо ситуации; рассудок (в отличие от эмоций). См.: там же. С. 1082.

* В первые десятилетия становления Ислама мусульманскими учеными была выстроена целая система, состоящая из нескольких научных направлений и посвященная именно проверке достоверности отношения тех или иных слов к высказываниям пророка Мухаммада (да благословит его Всевышний и приветствует), не говоря уже о Священном Коране, который еще при жизни Божьего посланника заучивался наизусть и постоянно сверялся.

* Джинны — незримые для людей разумные существа, созданные Богом наряду с людьми и ангелами. Последним Божественным Писанием для джиннов со времен пророка Мухаммада является Священный Коран. Они рождаются, умирают и будут воскрешены для Суда пред Богом за свои деяния. Среди них есть верующие и неверующие. Последние являются помощниками Сатаны.

Добавить комментарий