Как найти сущ прилаг

Существительное, прилагательное, глагол

Существительное, при­ла­га­тель­ное, гла­гол — это само­сто­я­тель­ные части речи рус­ско­го язы­ка, име­ю­щие харак­тер­ные мор­фо­ло­ги­че­ские и син­так­си­че­ские признаки.

Предложение и слова разных частей речи

Чтобы сооб­щить что-то или узнать о чём-то, мы поль­зу­ем­ся сло­ва­ми. В сво­ей речи гово­ря­щий под­би­ра­ет сло­ва не бес­по­ря­доч­но, а в соот­вет­ствии с вос­тре­бо­ван­ным зна­че­ни­ем сооб­ще­ния, при­чём ста­вит их в опре­де­лён­ную грам­ма­ти­че­скую фор­му, необ­хо­ди­мую для оформ­ле­ния связ­но­го высказывания.

Из слов с опре­де­лён­ным зна­че­ни­ем и в задан­ной грам­ма­ти­че­ской фор­ме скла­ды­ва­ет­ся такая еди­ни­ца обще­ния, как предложение.

Предложение это

Какие же сло­ва выра­жа­ют мысль? О ком гово­рит­ся в пред­ло­же­нии? О котён­ке. Смысловым цен­тром пред­ло­же­ния явля­ет­ся сло­во «котё­нок», к кото­ро­му зада­дим вопрос кто?

Рассмотрим дру­гой пример.

В этом пред­ло­же­нии гово­ря­щий сооб­ща­ет нам о солн­це. К это­му сло­ву поста­вим вопрос что?

Рассмотрим сло­ва, состав­ля­ю­щие эти пред­ло­же­ния, как части речи рус­ско­го язы­ка, выяс­нив их грам­ма­ти­че­ское зна­че­ние и мор­фо­ло­ги­че­ские признаки.

Существительное прилагательное глагол

Имя существительное

Слова «котё­нок» и «солн­це» объ­еди­не­ны общим зна­че­ни­ем. Оба сло­ва назы­ва­ют пред­мет. Это общее грам­ма­ти­че­ское зна­че­ние пред­мет­но­сти харак­тер­но для мно­гих слов рус­ско­го язы­ка, кото­рые по это­му важ­но­му при­зна­ку объ­еди­ня­ют­ся в один класс — само­сто­я­тель­ную часть речи имя существительное.

Итак, суще­стви­тель­ные, обо­зна­ча­ю­щие живой пред­мет, отве­ча­ют на вопрос кто?

  • (кто?) уче­ник;
  • (кто?) девоч­ка;
  • (кто?) ёжик;
  • (кто?) рыб­ка.

Существительные, кото­рые назы­ва­ют нежи­вые пред­ме­ты, отве­ча­ют на вопрос что?

  • (что?) солн­це;
  • (что?) дере­во;
  • (что?) город.

Имя существительное это

Слова этой части речи име­ют свои харак­тер­ные при­зна­ки. Каждое суще­стви­тель­ное обла­да­ет кате­го­ри­ей рода:

  • силь­ный ветер (муж. род);
  • весе­лая музы­ка (жен. род);
  • тон­кое полот­но (ср. род).

Если к име­ни суще­стви­тель­но­му мож­но подо­брать сло­ва «он», «мой», зна­чит оно нахо­дит­ся в фор­ме муж­ско­го рода.

Существительные изме­ня­ют­ся по чис­лам. Слова, обо­зна­ча­ю­щие один пред­мет, име­ют фор­му един­ствен­но­го чис­ла. То же сло­во может обо­зна­чать несколь­ко или мно­го пред­ме­тов, если его поста­вить в фор­му мно­же­ствен­но­го чис­ла, изме­нив в нём окончание.

Понаблюдаем:

  • один каран­даш — пять каран­даш ей
  • сосн а — сосн ы
  • облак о — облак а .

Существительное изме­ня­ет­ся по паде­жам, при­об­ре­тая необ­хо­ди­мую грам­ма­ти­че­скую фор­му для упо­треб­ле­ния его в предложении.

Лягушки гром­ко ква­ка­ют (к чему?) к дождю (д. п.).

Имя прилагательное

В пред­ло­же­нии имя суще­стви­тель­ное пояс­ня­ет зави­си­мое от него сло­во, кото­рое выра­жа­ет при­знак пред­ме­та. От име­ни суще­стви­тель­но­го поста­вим к нему вопрос:

  • котё­нок (какой?) пуши­стый;
  • солн­це (какое?) яркое.

Слова «пуши­стый», «яркое» име­ют общее зна­че­ние при­зна­ка. В соот­вет­ствии с этим зна­че­ни­ем они при­над­ле­жат к само­сто­я­тель­ной части речи, кото­рая в грам­ма­ти­ке рус­ско­го язы­ка назы­ва­ет­ся име­нем прилагательным.

Имя прилагательное

Имя при­ла­га­тель­ное изме­ня­ет­ся по родам и чис­лам в зави­си­мо­сти от того, суще­стви­тель­ное како­го рода и чис­ла оно определяет:

  • светл ый день (м. р.);
  • светл ая поло­са (ж. р.);
  • светл ое пла­тье (ср. р.);
  • светл ые воло­сы (мн. ч.).

Слова этой части речи изме­ня­ют­ся по падежам:

  • и. п. сме­лый, сме­лая, сме­лое, смелые
  • р. п. сме­ло­го, сме­лой, сме­ло­го, смелых
  • д. п. сме­ло­му, сме­лой, сме­ло­му, смелым
  • в. п. сме­ло­го, сме­лой, сме­ло­го, смелых
  • т. п. сме­лым, сме­лой, сме­лым, смелыми
  • п. п. о сме­лом, о сме­лой, о сме­лом, о смелых

Качественные при­ла­га­тель­ные харак­те­ри­зу­ют­ся тем, что име­ют крат­кие фор­мы (тем­ный — тёмен) и сте­пе­ни срав­не­ния, выра­жа­ю­щие интен­сив­ность про­яв­ле­ния признака:

  • тём­ный — тем­нее, более тём­ный, самый тём­ный, тем­нее всех;
  • слад­кий — сла­ще, менее слад­кий, самый слад­кий, сла­ще всех.

Что такое глагол?

В каж­дом пред­ло­же­нии обя­за­тель­но есть сло­во, кото­рое выра­жа­ет, что про­ис­хо­дит с пред­ме­том, что о нём говорится.

  • котё­нок (что дела­ет?) мяу­ка­ет;
  • солн­це (что дела­ет?) све­тит.

Способность обо­зна­чать дей­ствие отли­ча­ет эти сло­ва от суще­стви­тель­ных и при­ла­га­тель­ных. В рус­ском язы­ке такие сло­ва назы­ва­ют глаголами.

Глагол име­ет ряд харак­тер­ных грам­ма­ти­че­ских при­зна­ков: вре­мя, лицо, чис­ло, род.

глагол

Глаголы изме­ня­ют­ся по вре­ме­нам. Они могут назы­вать дей­ствие, кото­рое совер­ша­ет­ся в момент речи о нём, то есть сей­час; дей­ствие про­изо­шло до момен­та речи (в про­шлом) или про­изой­дет после сооб­ще­ния о нем (в буду­щем). В свя­зи с пери­о­да­ми про­те­ка­ния дей­ствия у гла­го­лов раз­ли­ча­ют насто­я­щее, про­шед­шее и буду­щее время:

  • маль­чик (что дела­ет?) рису­ет (наст. время);
  • маль­чик (что делал?) рисо­вал (прош. время);
  • маль­чик (что будет делать?) будет рисо­вать (буд. время).

В фор­мах насто­я­ще­го и буду­ще­го вре­ме­ни гла­гол име­ет кате­го­рию лица и числа:

  • 1 лицо я пиш у — мы пиш ем
  • 2 лицо ты пиш ешь — вы пиш ете
  • 3 лицо он пиш ет — они пиш ут

В фор­мах про­шед­ше­го вре­ме­ни у гла­го­лов опре­де­ля­ет­ся род:

  • он (что сде­лал?) сооб­щил (м. р.);
  • она (что сде­ла­ла?) сооб­щил а (ж. р.);
  • радио (что сде­ла­ло?) сооб­щил о (ср. р.).

Другие кате­го­рии гла­го­ла (вид, воз­врат­ность, спря­же­ние, накло­не­ние) изу­ча­ют­ся в стар­ших классах.

Видеоурок «Части речи. Имя существительное. Имя прилагательное. Глагол. (3 класс)»

Разряды имен прилагательных

В русском языке все самостоятельные части речи делятся на группы по значению. Есть свои разряды у существительных и прилагательных, наречий, глаголов и т. д. Они отражают смысловую нагрузку слова.

Разряд прилагательного является лексико-грамматической группой, указывающей на характер того признака, который описывает данное прилагательное. Он говорит о лексическом значении и морфологических характеристиках слова.

Выделяют следующие разряды прилагательных: качественные, относительные, притяжательные.

Посмотрим, как это работает, на примерах. Допустим, у нас есть существительное «стол», подберем к нему прилагательные.

  • легкий (вес),
  • деревянный (материал),
  • мамин (принадлежность).

В данном случае прилагательное «легкий» говорит о качестве стола. Его можно поставить в превосходную степень — самый легкий, сверхлегкий. Можно подобрать антоним — тяжелый.

Прилагательное «деревянный» свидетельствует об отношении к другому предмету, т. е. к древесине, как материалу изготовления. Никаких степеней сравнения здесь нет, антоним придумать тоже невозможно.

Наконец, «мамин» указывает, что стол принадлежит конкретному лицу.

Вот мы и разобрались, чем различаются прилагательные разных разрядов. Заметьте, что из них качественные, как правило, могут различаться по уровню выраженности, а относительные — не имеют какой-либо степени, притяжательные же легко узнать по вопросу «чей?».

Дальше мы будем разбирать каждую группу отдельно, а пока предлагаем для запоминания небольшую таблицу с признаками разрядов прилагательных и примерами.

Разряды Признаки Примеры
Притяжательные Указывают на принадлежность некому человеку или животному. Соседский, бабушкин, отцовский, кошачий.
Относительные Выражают признак через отношение к другому признаку или предмету, времени, действию, месту, возрасту и т. д.
Образованы от существительных, глаголов и наречий.
Бегущий (действие), янтарный (материал), молодой (возраст), сельский (место), метровый (размер).
Качественные Указывают на форму, цвет, консистенцию, температуру и т. д. Краткий, легкий, высокий.
Имеют степени сравнения. Кратчайший, легчайший, высочайший.
Образуют краткую форму. Краток, легок, высок.
Могут использоваться с наречиями очень, чрезмерно, слишком и т. д. Чересчур краткий, слишком легкий, очень высокий.

Качественные прилагательные

Как мы видим в таблице, каждый разряд прилагательных имеет свои признаки, и в данную группу входят слова, которые описывают качества предмета или явления. Под качествами подразумеваются:

  • размеры (большой, маленький, крупный);
  • вес (легкий, тяжелый, увесистый);
  • цвет (черный, зеленый, красный);
  • вкус (сладкий, соленый, горький);
  • форма (квадратный, овальный, треугольный);
  • температура (холодный, горячий, теплый);
  • физические характеристики (плотный, хрупкий, рыхлый);
  • черты характера (веселый, милосердный, аккуратный).

У качественных, в отличие от других разрядов прилагательных, есть степени сравнения. Превосходную степень можно получить с помощью приставки наи-, а также суффиксов -айш- и -ейш-. Другим способом будет добавление наречий «слишком», «очень», «чрезмерно», «самый» и т. д. Все они органично смотрятся вместе с качественными прилагательными:

  • большой — наибольший, самый большой;
  • сладкий — сладчайший, очень сладкий;
  • тяжелый — тяжелейший, совсем тяжелый;
  • краткий — кратчайший, слишком краткий.

Для усиления эффекта также используется повторение:

  • большой-пребольшой,
  • сильный-пресильный,
  • громкий-прегромкий.

Еще одно характерное отличие качественных прилагательных — наличие краткой формы. Чтобы ее получить, необходимо к основе слова добавить нулевое окончание для мужского рода, окончание -а/я для женского рода и -о/е для среднего рода. Множественное число образуется с помощью окончания -ы/и.

  • Грубый — груб, груба, грубо, грубы.
  • Плавный — плавен, плавна, плавно, плавны.
  • Твердый — тверд, тверда, твердо, тверды.
  • Звонкий — звонок, звонка, звонко, звонки.

Если в конце основы стоят две согласные подряд, в краткой форме появляется беглая гласная:

  • робкий — робок,
  • хрупкий — хрупок,
  • тесный — тесен.

Наконец, ко многим качественным прилагательным несложно подобрать антонимы — чаще всего для этого достаточно приставки не-:

  • веселый — невеселый,
  • яркий — неяркий,
  • вкусный — невкусный.

Подытожим все, что было сказано об этом разряде имени прилагательного, в таблице.

Этого достаточно, чтобы без труда определить качественные прилагательные. Но некоторые из них могут поставить в тупик, потому что они хоть и указывают на качество предмета, но не отвечают всем признаками. Возьмем, например, «красный» — какой разряд прилагательных по значению ему можно присвоить? С одной стороны, его стоит включить в группу качественных, но с другой — превосходная степень «самый красный» звучит странно. Все потому, что в каждом правиле есть исключения.

  • пегая лошадь,
  • красное знамя,
  • квадратная коробка,
  • слепой старик.

Относительные прилагательные

Если качественные прилагательные называют качество существительного, то относительные указывают на его связь с другими предметами и явлениями мира. Они могут говорить о следующих признаках:

  • место нахождения (приморский парк, степной суслик, верхняя полка, речной трамвайчик, сельский житель);
  • фактор времени (зимняя ночь, утренняя газета, вечерняя пора, прошлогодний отчет, октябрьский дождь);
  • материал изготовления (дубовая мебель, янтарные бусы, ягодное пюре, бархатное платье, фарфоровая посуда);
  • действие, вид активности (бегущий человек, подготовительный курс, упавшие листья, прыгающий мяч);
  • назначение (строительный магазин, туристический рюкзак, спальный мешок, спортивный снаряд, счетная палата);
  • количество (метровый шест, рублевая монета, трехлетний ребенок, двузначное число);
  • отношение к лицу или организации (студенческий билет, родительская группа, попечительский совет).

В отдельных случаях можно спутать качественные и относительные прилагательные, которые касаются признаков, имеющих единицы измерения (веса, размера, возраста и т. д.).

Например, определите разряд имен прилагательных: молодой, юный, шестилетний, годовалый.

Если вы подумали, что все они относятся к одному разряду по значению, потому что указывают на возраст — это неправильно. «Молодой» и «юный» будут качественными, а «шестилетний» и «годовалый» — относительными, поскольку содержат информацию о конкретных единицах. Наконец, есть еще один верный способ проверки — поискать превосходную форму.

  • старый дуб (старейший) — качественное;
  • столетний дуб (дуб, которому сто лет) — относительное;
  • короткий путь (кратчайший) — качественное;
  • стометровая дорожка (дорожка длиной в сто метров) — относительное.

Все относительные прилагательные образованы от других частей речи с помощью суффиксов. Например:

  • от глаголов — беглый (бежать), летящий (летать), льющийся (литься);
  • от существительных — ежовый (еж), медовый (мед), стальной (сталь).

Этим они отличаются от следующего разряда по значению, в который входят только прилагательные, образованные от имен существительных.

Притяжательные прилагательные

Каждый разряд прилагательных в русском языке связан с каким-либо вопросом, и если в предыдущих случаях это был вопрос «какой/какая/какие?», то данная группа отвечает на вопрос «чей?». Притяжательные прилагательные указывают на принадлежность некому живому существу — человеку или животному. От относительных они отличаются тем, что указывают на конкретного обладателя.

Вопросы Примеры
Чей? Бабушкин плед, папин автомобиль, собачий ошейник.
Чья? Мамина блузка, кошачья еда, птичий щебет.
Чье? Тетино полотенце, Машино яблоко, дочкино одеяло.
Чьи? Дедовы очки, барсучьи лапы, волчьи следы.

Притяжательные прилагательные, как и относительные, не имеют превосходной формы и не сочетаются с наречиями «очень», «самый» и т. д.

У этого разряда есть свои особенности правописания:

  • с частицей «не» они всегда пишутся раздельно: вещи не мамины, следы не медвежьи;
  • если прилагательное образовано от имени собственного при помощи суффикса -ев-, -ов- или -ин-, его следует писать с заглавной буквы: Иванов ремень, Машина заколка;
  • если прилагательное образовано от имени собственного, но имеет суффикс -ск-, оно пишется со строчной буквы: пушкинские вечера, гоголевский юмор.

Как определить разряд прилагательного?

Задания, в которых нужно указать разряды имен прилагательных, встречаются, начиная с 6 класса. Самый простой алгоритм для этого выглядит так:

Определите, на какой вопрос отвечает прилагательное. Если это вопрос «чей?» — речь идет о притяжательном. Если же вопрос «какой?» — у нас есть выбор между двумя разрядами по значению: качественным и относительным.

Попробуйте образовать превосходную форму или добавить слово «очень». Если получилось — это, скорее всего, качественное прилагательное. Если нет — относительное.

Для относительных прилагательных есть и еще одна хитрость: если в слове нет суффикса, оно принадлежит именно этому разряду. Например: толстый, быстрый, теплый.

Попробуем определить разряд прилагательного на примере. Допустим, у нас есть предложение:

На завтрак был бабушкин яблочный пирог и ароматный чай.

У нас есть три прилагательных: бабушкин, яблочный и ароматный. Зададим вопросы:

  • Бабушкин — чей?
  • Яблочный — какой?
  • Ароматный — какой?

Существует только один разряд по значению, связанный с вопросом «чей?». Мы можем сделать однозначный вывод:

  • бабушкин — притяжательное прилагательное.

От оставшихся двух попробуем образовать превосходную и краткую форму:

  • самый яблочный — звучит не очень гармонично,
  • самый ароматный, ароматнейший — звучит хорошо.

Краткая форма тоже есть только у одного прилагательного (ароматен).

  • ароматный — качественное прилагательное.

О яблочном пироге мы можем сказать, что он сделан из яблок, т. е. в значении этого прилагательного есть сведения о том, как оно относится к другому предмету или явлению. Делаем вывод:

  • яблочный — относительное прилагательное.

Переход прилагательных из одного разряда в другой

Существуют спорные прилагательные, которые формально по всем признакам относятся к одному разряду, но по значению больше тяготеют к другому. Так бывает, когда слово употребляется в переносном смысле, и в этом случае мы говорим о переходе из одного разряда в другой.

  • золотое колье — сделанное из золота,
  • золотой человек — очень хороший, доброжелательный.

Здесь мы видим переход в разряд качественных прилагательных из разряда относительных.

  • Медвежья берлога — чья?
  • Медвежья услуга — какая?
  • Лисья нора — чья?
  • Лисья хитрость — какая?

В данном случае мы видим переход из притяжательных в качественные. Такие явления характерны для всех трех разрядов прилагательных.

Переходить в другой разряд могут не только слова, которые употребляются в переносном значении. Также это бывает в ситуациях, когда речь идет о предметах из натуральной шерсти, меха:

  • Беличья кладовая — чья?
  • Беличья шуба — какая?

В первом случае речь о кладовой, принадлежащей белке, а значит, «беличья» — притяжательное прилагательное. Во втором же словосочетании шуба выполнена из меха белки, т. е. «беличья» — относительное прилагательное.

[spoiler title=”источники:”]

https://russkiiyazyk.ru/chasti-rechi/suschestvitelnoe-prilagatelnoe-glagol.html

https://skysmart.ru/articles/russian/razryady-imen-prilagatelnyh

[/spoiler]

Существительное, прилагательное, глагол — это самостоятельные части речи русского языка, имеющие характерные морфологические и синтаксические признаки.

Объясним ученикам начальных классов, что такое существительное, прилагательное, глагол в системе частей речи, что они обозначают и какими обладают грамматическими признаками, по которым их можно выявить в предложении.

Предложение и слова разных частей речи

Чтобы сообщить что-то или узнать о чём-то, мы пользуемся словами. В своей речи говорящий подбирает слова не беспорядочно, а в соответствии с востребованным значением сообщения, причём ставит их в определённую грамматическую форму, необходимую для оформления связного высказывания.

Пушистый котёнок мяукает.

Из слов с определённым значением и в заданной грамматической форме складывается такая единица общения, как предложение.

Определение

Предложение — это несколько слов, которые составляют связное высказывание.

Предложение это

Какие же слова выражают мысль? О ком говорится в предложении? О котёнке. Смысловым центром предложения является слово «котёнок», к которому зададим вопрос кто?

Рассмотрим другой пример.

Светит яркое солнце.

В этом предложении говорящий сообщает нам о солнце. К этому слову поставим вопрос что?

Рассмотрим слова, составляющие эти предложения, как части речи русского языка, выяснив их грамматическое значение и морфологические признаки.

Существительное прилагательное глагол

Имя существительное

Слова «котёнок» и «солнце» объединены общим значением. Оба слова называют предмет. Это общее грамматическое значение предметности характерно для многих слов русского языка, которые по этому важному признаку объединяются в один класс — самостоятельную часть речи имя существительное.

Определение

Имя существительное — это часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что?

Итак, существительные, обозначающие живой предмет, отвечают на вопрос кто?

  • (кто?) ученик;
  • (кто?) девочка;
  • (кто?) ёжик;
  • (кто?) рыбка.

Существительные, которые называют неживые предметы, отвечают на вопрос что?

  • (что?) солнце;
  • (что?) дерево;
  • (что?) город.

С этой точки зрения различают одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.

Имя существительное это

Слова этой части речи имеют свои характерные признаки. Каждое существительное обладает категорией рода:

  • сильный ветер (муж. род);
  • веселая музыка (жен. род);
  • тонкое полотно (ср. род).

Если к имени существительному можно подобрать слова «он», «мой», значит оно находится в форме мужского рода.

Примеры

он, мой рассказчик, дом, лес, гриб.

К существительным женского рода подходят слова «она», «моя».

Примеры

она, моя песня, бабушка, сказка, радость.

Существительные среднего рода сочетаются со словами «оно», «моё».

Примеры

оно, моё дерево, поле, счастье, письмо.

Существительные изменяются по числам. Слова, обозначающие один предмет, имеют форму единственного числа. То же слово может обозначать несколько или много предметов, если его поставить в форму множественного числа, изменив в нём окончание.

Понаблюдаем:

  • один карандаш   — пять карандашей
  • сосна — сосны
  • облако — облака.

Существительное изменяется по падежам, приобретая необходимую грамматическую форму для употребления его в предложении.

Идёт (что?) дождь (им. п.).

Давно нет (чего?) дождя (р. п.).

Лягушки громко квакают (к чему?) к дождю (д. п.).

Мы промокли (под чем?) под дождём (т. п.).

Это стихотворение (о чём?) о дожде (п. п.).

Имя прилагательное

В предложении имя существительное поясняет зависимое от него слово, которое выражает признак предмета. От имени существительного поставим к нему вопрос:

  • котёнок (какой?) пушистый;
  • солнце (какое?) яркое.

Слова «пушистый», «яркое» имеют общее значение признака. В соответствии с этим значением они принадлежат к самостоятельной части речи, которая в грамматике русского языка называется именем прилагательным.

Определение

Имя прилагательное — это самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие?

Имя прилагательное

Имя прилагательное изменяется по родам и числам в зависимости от того, существительное какого рода и числа оно определяет:

  • светлый день (м. р.);
  • светлая полоса (ж. р.);
  • светлое платье (ср. р.);
  • светлые волосы (мн. ч.).

Слова этой части речи изменяются по падежам:

  • и. п. смелый, смелая, смелое, смелые
  • р. п. смелого, смелой, смелого, смелых
  • д. п. смелому, смелой, смелому, смелым
  • в. п. смелого, смелой, смелого, смелых
  • т. п. смелым, смелой, смелым, смелыми
  • п. п. о смелом, о смелой, о смелом, о смелых

По значению различают качественные прилагательные (добрый), относительные (сельский), притяжательные (соболий).

Качественные прилагательные характеризуются тем, что имеют краткие формы (темный — тёмен) и степени сравнения, выражающие интенсивность проявления признака:

  • тёмный — темнее,  более тёмный, самый тёмный, темнее всех;
  • сладкий — слаще, менее сладкий, самый сладкий, слаще всех.

Что такое глагол?

В каждом предложении обязательно есть слово, которое выражает, что происходит с предметом, что о нём говорится.

  • котёнок (что делает?) мяукает;
  • солнце (что делает?) светит.

Способность обозначать действие отличает эти слова от существительных и прилагательных. В русском языке такие слова называют глаголами.

Определение

Глагол — это самостоятельная часть речи, которая обозначает действие и отвечает на вопросы что делает? что сделает? что будет делать? что делал? что сделал?

Глагол имеет ряд характерных грамматических признаков: время, лицо, число, род.

глагол

Глаголы изменяются по временам. Они могут называть действие, которое совершается в момент речи о нём, то есть сейчас; действие произошло до момента речи (в прошлом) или произойдет после сообщения о нем (в будущем). В связи с периодами протекания действия у глаголов различают настоящее, прошедшее и будущее время:

  • мальчик (что делает?) рисует (наст. время);
  • мальчик (что делал?) рисовал (прош. время);
  • мальчик (что будет делать?) будет рисовать (буд. время).

В формах настоящего и будущего времени глагол имеет категорию лица и числа:

  • 1 лицо я пишу — мы пишем
  • 2 лицо ты пишешь — вы пишете
  • 3 лицо он пишет — они пишут

В формах прошедшего времени у глаголов определяется род:

  • он (что сделал?) сообщил   (м. р.);
  • она (что сделала?) сообщила (ж. р.);
  • радио (что сделало?) сообщило (ср. р.).

Другие категории глагола (вид, возвратность, спряжение, наклонение) изучаются в старших классах.

Видеоурок «Части речи. Имя существительное. Имя прилагательное. Глагол. (3 класс)»

План урока:

Части речи, предмет, признак предмета, действие

Имя существительное

Глагол как часть речи

Имя прилагательное

Части речи, предмет, признак предмета, действие

Посмотри на слова, которые записаны на доске. Раздели их на 3 группы.

 1 chasti rechi

Проверь себя. По какому признаку ты разделил слова?

2 chasti rechi

Вспомни, на какой вопрос отвечает каждая группа?

Проверь себя.

3 chasti rechi
Источник

4 chasti rechi

5 chasti rechi
Источник

Разберемся с каждой из частой речи подробнее.

Имя существительное

Посмотри на рисунки. Задай вопрос к каждому из них.

6 chasti rechi

Проверь себя:

7 chasti rechi

Все эти слова являются именами существительными. Название свое они получили за то, что обозначают всякий предмет, который существует в окружающем нас мире.

8 chasti rechi

Распредели слова на 2 столбика: одушевленные и неодушевленные:

собака, медведь, тарелка, хобот, животное, солдат, альбом, избушка, внук, поезд.

Проверь себя:

9 chasti rechi

10 chasti rechi

Прочитай текст и выбери с какой буквы нужно писать имена существительные.

11 chasti rechi
Источник

Проверь себя:

12 chasti rechi
Источник

Сколько предметов могут обозначать существительные?

13 chasti rechi
Источник

14 chasti rechi

Измени число существительных.

15 chasti rechi

Проверь себя:

16 chasti rechi

Глагол как часть речи

Посмотри на записи. Подбери к существительным слова, которые отвечают на вопрос: «что делает?».

17 chasti rechi

Проверь себя:

18 chasti rechi

Слова, которые ты подобрал, называются глаголы.

19 chasti rechi

Догадайся по действиям, какие предметы могут их совершать.

20 chasti rechi

21 chasti rechi

Также как и существительные, глаголы могут изменяться по числам.

Если глагол обозначает действие одного предмета, то он стоит в единственном числе, а если двух или нескольких – во множественном.

22 chasti rechi
Источник

Раздели глаголы на две группы: единственное и множественное число.

23 chasti rechi

Проверь себя:

24 chasti rechi

Имя прилагательное

Прочитай и сравни два текста. Чем они отличаются друг от друга?

25 chasti rechi
Источник

Верно, второй текст помогает более ярко и верно представить то, что случилось с природо
й весной.

Какие именно слова появились во втором тексте? Что они обозначают?

Ранняя, яркое, зимнего, первый, лесной – все эти слова обозначают признак предмета, уточняют его.

Прочитай. Попробуй подобрать к каждому предмету подходящий признак.

26 chasti rechi

Проверь себя:

27 chasti rechi

Все слова второго столбика – имена прилагательные.

28 chasti rechi

Подбери к каждому предмету прилагательное.

29 chasti rechi

Проверь себя:

30 chasti rechi

31 chasti rechi

Найди ошибки в прилагательных.

32 chasti rechi

Проверь себя:

33 chasti rechi

Сегодня ты узнал много нового.

Если усвоишь все новые знания про имя существительное, имя прилагательное и глагол, то твоя речь станет красивой, яркой и грамотной.

Род, число, падеж прилагательных

Прилагательные согласуются с именами существительными в роде, числе и падеже.А это означает, что все морфологические признаки прилагательного определяются по существительному, от которого оно зависит.

Таким образом, имена прилагательные могут быть трех родов:

Мужской род — вопрос (какой?), окончания: -ый, -ий, -ой. Например, океан (какой?) глубокий

Женский род — вопрос (какая?), окончания: -ая, -яя. Например, река (какая?) глубокая

Средний род — вопрос (какое?), окончания: -ое, -ее. Например, море (какое?) глубокое

Имена прилагательные могут стоять в единственном и множественном числе. Это зависит от числа существительного, с которым свзано это прилагательное.

В единственном числе имена прилагательные изменяются по родам и падежам:

Мужской род, единственное число: Женский род, единственное число Средний род, единственное число
И. п. (какой?) вкусный апельсин И. п. (какая?) вкусная ягодка И. п. (какое?) вкусное мороженое
Р. п. (какого?) вкусного апельсина Р. п. (какой?) вкусной ягодки Р. п. (какого?) вкусного мороженого
Д. п. (какому?) вкусному апельсину Д. п. (какой?) вкусной ягодке Д. п. (какому?) вкусному мороженому
В. п. (какой?) вкусный апельсин В. п. (какую?) вкусную ягодку В. п. (какое?) вкусное мороженое
Т. п. (каким?) вкусным апельсином Т. п. (какой?) вкусной ягодкой Т. п. (каким?) вкусным мороженым
П. п. (о каком?) о вкусном апельсине П. п. (о какой?) о вкусной ягодке П. п. (о каком?) о вкусном мороженом

! В винительном падеже имя прилагательное, относящееся к одушевлённому имени существительному, будет отвечать на вопрос какого? — вижу младшего брата .

! В творительном падеже у прилагательных женского рода могут быть вариантные окончания -ою , -юю . Они используются в книжной речи, в стихотворениях:

Берёзы жёлт ою резьбой

Блестят в лазури голубой.

Во множественном числе род имен прилагательных не выражен, но по падежам они изменяются, как и существительное.

ягодки (какие?) вкусные (Мн. ч., И. п.) — ягодками (какими?) вкусными (Мн. ч., Т. п.)

яблочки (какие?) вкусные (Мн. ч., И. п.) — яблочками (какими?) вкусными (Мн. ч., Т. п.)

Изменение прилагательных во множественном числе по падежам:

И. п. (какие?) жёлт ые , весенн ие (цветы)

Р. п. (каких?) жёлт ых , весенн их (цветов)

Д. п. (каким?) жёлт ым , весенн им (цветам)

В. п. (какие?) жёлт ые , весенн ие (цветы)

Т. п. (какими?) жёлт ыми , весенн ими (цветами)

П. п. (о каких?) о жёлт ых , о весенн их (цветах)

Род, падеж и число имен прилагательных определяется по роду, падежу и числу существительного, с которым оно связано по смыслу. Для этого надо:

  1. Найти в предложении имя существительное, с которым связано имя прилагательное (от которого оно зависит).
  2. Определить род, падеж, число этого существительного.
  3. Такой же род, падеж и число у имени прилагательного.

На болотах поспела душистая клюква.

клюква (какая?) душистая

клюква — ед. ч., Ж. р., И. п., значит, душистая — ед. ч., Ж. р. И. п.

Поделись с друзьями в социальных сетях:

Источник статьи: http://budu5.com/manual/chapter/32

Падежи прилагательных

Как определить падеж прилагательного?

В русском языке полные формы прилагательных изменяются по падежам, родам и числам и имеют особую систему падежных окончаний. Краткие прилагательные по падежам не изменяются.

Чтобы определить падеж имени прилагательного, необходимо выполнить несколько несложных шагов:

  • Определить, с каким существительным согласуется прилагательное, и в каком падеже употребляется данное существительное (падеж прилагательного будет таким же);
  • Выделить в прилагательном падежное окончание и найти его в таблице падежных окончаний прилагательных (предварительно определив род и число прилагательного).

Как изменяются имена прилагательные по падежам?

Особенности склонения имен прилагательных в таблице с примерами:

Падеж Единственное число Множественное число
Мужской род Средний род Женский род
И. п. Золотой,

Круглый,

Горячий,

Утренний Золотое,

Круглое,

Горячее,

Утреннее Золотая,

Круглая,

Горячая,

Утренняя Золотые,

Круглые,

Горячие,

Утренние Р. п. Золотого,

Круглого,

Горячего,

Утреннего Золотого,

Круглого,

Горячего,

Утреннего Золотой,

Круглой,

Горячей,

Утренней Золотых,

Круглых,

Горячих,

Утренних Д. п. Золотому,

Круглому,

Горячему,

Утреннему Золотому,

Круглому,

Горячему,

Утреннему Золотой,

Круглой,

Горячей,

Утренней Золотым,

Круглым,

Горячим,

Утренним В. п. Золотой/ золотого,

Круглый/ круглого,

Горячий/ горячего

Утренний/ утреннего Золотое,

Круглое,

Горячее,

Утреннее Золотую,

Круглую,

Горячую,

Утреннюю Золотые/ золотых,

Круглые/ круглых,

Горячие/ горячих,

Утренние/ утренних Т. п. Золотым,

Круглым,

Горячим,

Утренним Золотым,

Круглым,

Горячим,

Утренним Золотой/ золотою,

Круглой/ круглою,

Горячей/ горячею

Утренней/ утреннею Золотыми,

Круглыми,

Горячими,

Утренними П. п. О золотом,

О круглом,

О горячем,

Об утреннем О золотом,

О круглом,

О горячем,

Об утреннем О золотой,

О круглой,

О горячей,

Об утренней О золотых,

О круглых,

О горячих,

Об утренних

Средняя оценка: 4.4 . Всего получено оценок: 510.

Не понравилось? — Напиши в комментариях, чего не хватает.

По многочисленным просьбам теперь можно: сохранять все свои результаты, получать баллы и участвовать в общем рейтинге.

Карты электронные(код), они будут отправлены в ближайшие дни сообщением Вконтакте или электронным письмом.

  1. Главная
  2. Справочники
  3. Справочник по русскому языку для начальной школы
  4. Морфология и морфологический разбор
  5. Имя прилагательное
  6. Род, число, падеж прилагательных

Прилагательные согласуются с именами существительными в роде, числе и падеже.А это означает, что все морфологические признаки прилагательного определяются по существительному, от которого оно зависит.

Таким образом, имена прилагательные могут быть трех родов:

Мужской род – вопрос (какой?), окончания: -ый, -ий, -ой. Например, океан (какой?) глубокий

Женский род – вопрос (какая?), окончания: -ая, -яя. Например, река (какая?) глубокая

Средний род – вопрос (какое?), окончания: -ое, -ее. Например, море (какое?) глубокое

Имена прилагательные могут стоять в единственном и множественном числе. Это зависит от числа существительного, с которым свзано это прилагательное.

В единственном числе имена прилагательные изменяются по родам и падежам:

Мужской род, единственное число: Женский род, единственное число   Средний род, единственное число
И. п. (какой?) вкусный апельсин И. п. (какая?) вкусная ягодка И. п. (какое?) вкусное мороженое
Р. п.  (какого?) вкусного апельсина Р. п. (какой?) вкусной ягодки Р. п. (какого?) вкусного мороженого
Д. п. (какому?) вкусному апельсину Д. п. (какой?) вкусной ягодке Д. п. (какому?) вкусному мороженому
В. п. (какой?) вкусный апельсин В. п. (какую?) вкусную ягодку В. п. (какое?) вкусное мороженое
Т. п. (каким?) вкусным апельсином Т. п. (какой?) вкусной ягодкой Т. п. (каким?) вкусным мороженым
П. п. (о каком?) о вкусном апельсине П. п. (о какой?) о вкусной ягодке П. п. (о каком?) о вкусном мороженом

! В винительном падеже имя прилагательное, относящееся к одушевлённому имени существительному, будет отвечать на вопрос какого?вижу младшего брата.

! В творительном падеже у прилагательных женского рода могут быть вариантные окончания -ою, -юю. Они используются в книжной речи, в стихотворениях:

Берёзы жёлтою резьбой

Блестят в лазури голубой.

И. Бунин

Во множественном числе род имен прилагательных не выражен, но по падежам они изменяются, как и существительное.

Например:

ягодки (какие?) вкусные (Мн. ч., И. п.) – ягодками (какими?) вкусными (Мн. ч., Т. п.)

яблочки (какие?) вкусные (Мн. ч., И. п.) – яблочками (какими?) вкусными (Мн. ч., Т. п.)

Изменение прилагательных во множественном числе по падежам:

И. п. (какие?) жёлтые, весенние (цветы)

Р. п. (каких?) жёлтых, весенних (цветов)

Д. п. (каким?) жёлтым, весенним (цветам)

В. п. (какие?) жёлтые, весенние (цветы)

Т. п. (какими?) жёлтыми, весенними (цветами)

П. п. (о каких?) о жёлтых, о весенних (цветах)

Род, падеж и число имен прилагательных определяется по роду, падежу и числу существительного, с которым оно связано по смыслу. Для этого надо:

  1. Найти в предложении имя существительное, с которым связано имя прилагательное (от которого оно зависит).
  2. Определить род, падеж, число этого существительного.
  3. Такой же род, падеж и число у имени прилагательного.

Например:

На болотах поспела душистая клюква.

клюква (какая?) душистая

клюква – ед. ч., Ж. р., И. п., значит, душистая – ед. ч., Ж. р. И. п.

Советуем посмотреть:

Полные и краткие формы имён прилагательных

Разряды имён прилагательных

Степени сравнения имён прилагательных

Морфологический разбор имени прилагательного

Части речи

Имя существительное

Имя прилагательное

Имя числительное

Местоимение

Глагол

Наречие

Частица

Союз

Предлог

Морфология и морфологический разбор


Правило встречается в следующих упражнениях:

2 класс

Упражнение 55,
Полякова, Учебник, часть 2

Упражнение 67,
Полякова, Учебник, часть 2

Упражнение 89,
Полякова, Учебник, часть 2

Упражнение 91,
Полякова, Учебник, часть 2

Упражнение 94,
Полякова, Учебник, часть 2

Упражнение 96,
Полякова, Учебник, часть 2

Упражнение 97,
Полякова, Учебник, часть 2

Упражнение 99,
Полякова, Учебник, часть 2

Упражнение 105,
Полякова, Учебник, часть 2

Упражнение 7,
Исаева, Бунеев, Рабочая тетрадь

3 класс

Упражнение 129,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2

Упражнение 135,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2

Упражнение 137,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2

Упражнение 155,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2

Упражнение 6,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2

Упражнение 103,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 2

Упражнение 201,
Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 2

Упражнение 208,
Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 2

Упражнение 315,
Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник, часть 2

Упражнение 10,
Исаева, Бунеев, Рабочая тетрадь

4 класс

Упражнение 13,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2

Упражнение 36,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2

Упражнение 55,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2

Упражнение 74,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2

Упражнение 305,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2

Упражнение 33,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 2

Упражнение 67,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 2

Упражнение 56,
Полякова, Учебник, часть 2

Упражнение 80,
Полякова, Учебник, часть 2

Упражнение 119,
Полякова, Учебник, часть 2

5 класс

Упражнение 106,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1

Упражнение 110,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1

Упражнение 363,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1

Упражнение 467,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 2

Упражнение 502,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 2

Упражнение 107,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1

Упражнение 808,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 809,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 332,
Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 2

Упражнение 349,
Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 2

6 класс

Упражнение 318,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 2

Упражнение 388,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 2

Упражнение 619,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 2

Упражнение 402,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 321,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник, часть 2

7 класс

Упражнение 76,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

Упражнение 85,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

Упражнение 99,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

Упражнение 104,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

Упражнение 109,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

Упражнение 114,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

Упражнение 221,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

Упражнение 248,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

Упражнение 293,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

Упражнение 296,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

8 класс

Упражнение 244,
Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник


Добавить комментарий