Как найти существительное со значением действия

Что такое имя существительное в русском языке?

Узнаем, что такое имя суще­стви­тель­ное в рус­ском язы­ке, опре­де­лив его общее грам­ма­ти­че­ское зна­че­ние и мор­фо­ло­ги­че­ские и син­так­си­че­ские признаки.

Части речи

Все сло­ва рус­ско­го язы­ка в соот­вет­ствии с их общим грам­ма­ти­че­ским зна­че­ни­ем и мор­фо­ло­ги­че­ски­ми при­зна­ка­ми рас­пре­де­ля­ют­ся по боль­шим лексико-грамматическим клас­сам, кото­рые назы­ва­ют­ся частя­ми речи.

Части речи делят­ся на само­сто­я­тель­ные и служебные.

Самостоятельные части речи назы­ва­ют пред­ме­ты, при­зна­ки, дей­ствия, коли­че­ство и явля­ют­ся чле­на­ми предложения.

Служебные части речи не име­ют лек­си­че­ско­го зна­че­ния и не назы­ва­ют ни пред­ме­тов, ни при­зна­ков, ни действий.

В систе­ме частей речи рус­ско­го язы­ка рас­смот­рим сло­ва, кото­рые назы­ва­ют предмет.

Существительное как часть речи

Ряд слов рус­ско­го язы­ка обла­да­ют общим грам­ма­ти­че­ским зна­че­ни­ем пред­мет­но­сти, кото­рое выра­жа­ет­ся грам­ма­ти­че­ски в фор­мах рода, чис­ла и паде­жа. Если к тако­му сло­ву мож­но задать вопро­сы кто это? или что это?, зна­чит это имя существительное:

  • кто?чело­век, пат­ри­от, сын, хозя­ин;
  • что?дело, резуль­тат, радость, белиз­на.

Стих про существительное

Имена суще­стви­тель­ные называют

  • кон­крет­ные пред­ме­ты (теле­ви­зор, калит­ка);
  • части пред­ме­тов (экран, дно, руко­ят­ка);
  • назва­ния лиц (чело­век, рабо­чий, врач);
  • живот­ных (заяц, бел­ка, тигр);
  • рас­те­ния (клен, гвоз­ди­ка, хвощ);
  • явле­ния при­ро­ды (снег, дождь, раду­га);
  • при­зна­ки (белиз­на, шири­на);
  • дей­ствия (бой, ходь­ба, пла­ва­ние);
  • состо­я­ния (сон, дрё­ма, болезнь)

Имя существительное это

Существительные одушевленные и неодушевленные

Одушевленность/неодушевленность — это посто­ян­ный грам­ма­ти­че­ский при­знак имен существительных.

Одушевленные суще­стви­тель­ные обо­зна­ча­ют нечто живое и отве­ча­ют на вопрос кто?

Неодушевленные суще­стви­тель­ные обо­зна­ча­ют пред­ме­ты и явле­ния нежи­вой при­ро­ды, рас­те­ния, сово­куп­ность живых существ и отве­ча­ют на вопрос что?

Следует пони­мать, что эта грам­ма­ти­че­ская кате­го­рия может не сов­па­дать с раз­ли­че­ни­ем живо­го и нежи­во­го в природе.

В язы­ке к оду­шев­лен­ным суще­стви­тель­ным относятся

  • назва­ния игру­шек, меха­низ­мов, похо­жих на чело­ве­ка (Мальвина, Золушка, робот);
  • назва­ния шах­мат­ных фигур и карт (ладья, туз);
  • назва­ния мифи­че­ских существ (фея, русал­ка, Кощей).

Собственные и нарицательные имена существительные

По зна­че­нию име­на суще­стви­тель­ные делят­ся на соб­ствен­ные и нарицательные.

К соб­ствен­ным име­нам суще­стви­тель­ным отно­сят­ся наиме­но­ва­ния отдель­ных пред­ме­тов, кото­рые выде­ля­ют­ся из ряда одно­род­ных (име­на, отче­ства, фами­лии, гео­гра­фи­че­ские и аст­ро­но­ми­че­ские назы­ва­ния, назва­ния лите­ра­тур­ных и музы­каль­ных про­из­ве­де­ний, кар­тин, жур­на­лов, орга­ни­за­ций, исто­ри­че­ских собы­тий и т.д.):

  • Тарас Михайлович Бурый;
  • Венера
  • Куликовская бит­ва
  • «Война и мир» и пр.

Собственные имена существительные

Нарицательные суще­стви­тель­ные явля­ют­ся обоб­щен­ны­ми назва­ни­я­ми ряда одно­род­ных пред­ме­тов без ука­за­ния их инди­ви­ду­аль­ных особенностей.

Лексико-грамматические группы имен существительных

В зави­си­мо­сти от того, какой пред­мет по зна­че­нию назы­ва­ют сло­ва этой части речи, выде­ля­ют груп­пы существительных:

Конкретные име­на суще­стви­тель­ные назы­ва­ют кон­крет­ные пред­ме­ты и явле­ния действительности.

Они соче­та­ют­ся с коли­че­ствен­ны­ми числительными:

  • два дома
  • три гара­жа.

Абстрактные (отвле­чен­ные) суще­стви­тель­ные обо­зна­ча­ют дей­ствие или при­знак в отвле­че­нии от его про­из­во­ди­те­ля или носи­те­ля признака.

Обозначаемые ими поня­тия нема­те­ри­аль­ны, их нель­зя уви­деть, изме­рить или потро­гать. О них мож­но толь­ко раз­мыш­лять, их мож­но опи­сать или проанализировать.

Вещественные суще­стви­тель­ные обо­зна­ча­ют веще­ства, мате­ри­а­лы, лекар­ства, пище­вые про­дук­ты, хими­че­ские эле­мен­ты и соеди­не­ния и др.

Собирательные суще­стви­тель­ные обо­зна­ча­ют сово­куп­ность одно­род­ных пред­ме­тов как еди­ное целое.

Для них харак­тер­ны суф­фик­сы -ств-, -в-, -j (о), -ур- и др.

Род существительных

Грамматическая кате­го­рия рода явля­ет­ся посто­ян­ным при­зна­ком существительных.

  • сест­ра — мо я сестр а , старш ая сестр а ;
  • ста­рик — люб ой ста­рик , седой ста­рик ;
  • озер о — наш е озер о , глу­бок ое озер о .

Слова этой части речи рас­пре­де­ле­ны по родам с учё­том окон­ча­ний в фор­ме име­ни­тель­но­го паде­жа един­ствен­но­го числа.

Мужской род

1. суще­стви­тель­ные с осно­вой на твер­дый и мяг­кий соглас­ный и нуле­вым окончанием

2. неко­то­рые суще­стви­тель­ные с окон­ча­ни­ем -а/я, назы­ва­ю­щие лиц муж­ско­го пола

3. суще­стви­тель­ные, име­ю­щие оце­ноч­ные суф­фик­сы, с окон­ча­ни­ем -о/-е, -а

4. суще­стви­тель­ное «под­ма­сте­рье».

Женский род

1. суще­стви­тель­ные с окон­ча­ни­ем -а/я

2. суще­стви­тель­ные с осно­вой на мяг­кий соглас­ный и «ж», «ш» с нуле­вым окончанием

Средний род

1. суще­стви­тель­ные с окон­ча­ни­ем -о/-е

2. суще­стви­тель­ные на -мя

3. суще­стви­тель­ное «дитя».

Общий род

1. суще­стви­тель­ные, назы­ва­ю­щие людей обо­е­го пола по качествам

2. неко­то­рые име­на собственные

У слов, име­ю­щих толь­ко фор­му мно­же­ствен­но­го чис­ла, род не определяется.

Род и число имен существительных

Число имен существительных

У имен суще­стви­тель­ных кате­го­рия чис­ла явля­ет­ся непо­сто­ян­ным мор­фо­ло­ги­че­ским признаком.

Число явля­ет­ся сло­во­из­ме­ни­тель­ной кате­го­ри­ей суще­стви­тель­ных, кото­рая выра­жа­ет­ся в про­ти­во­по­став­ле­нии сопо­ста­ви­мых форм един­ствен­но­го и мно­же­ствен­но­го числа:

  • доро­га — дорог и
  • погон — погон ы
  • сло­во — слов а
  • лошадь — лошад и

Большинство суще­стви­тель­ных изме­ня­ют­ся по чис­лам. Ряд слов этой части речи име­ет фор­мы един­ствен­но­го или толь­ко мно­же­ствен­но­го чис­ла:

  • злость (ед. ч.)
  • уми­ле­ние (ед. ч.)
  • день­ги (мн. ч.)
  • кани­ку­лы (мн. ч.)

Склонение существительных

Склонение — посто­ян­ный при­знак существительных.

Падеж — это непо­сто­ян­ный при­знак существительных.

косвенные падежи

В зави­си­мо­сти от родо­вой при­над­леж­но­сти и падеж­ных окон­ча­ний в рус­ском язы­ке раз­ли­ча­ют три основ­ных типа скло­не­ния существительных.

К пер­во­му скло­не­нию отне­сем суще­стви­тель­ные жен­ско­го, муж­ско­го и обще­го рода с окон­ча­ни­ем -а/-я в фор­ме име­ни­тель­но­го паде­жа (стра­на, юно­ша, кон­фе­рен­ция, дядя, его­за, заби­я­ка, гряз­ну­ля).

Ко вто­ро­му скло­не­нию при­над­ле­жат суще­стви­тель­ные муж­ско­го рода с нуле­вым окон­ча­ни­ем и сред­не­го рода с окон­ча­ни­ем -о/-е в фор­ме име­ни­тель­но­го паде­жа (гвоздь, соло­вей, шило, море)

Третье скло­не­ние состав­ля­ют суще­стви­тель­ные жен­ско­го рода с нуле­вым окон­ча­ни­ем (тет­радь, рос­кошь, мозоль).

Существительные I, II и III скло­не­ния име­ют сле­ду­ю­щую систе­му падеж­ных окончаний.

Падежи в русском языке таблица с вопросами и с окончаниями

Десять суще­стви­тель­ных на -мя (имя, вымя, бре­мя, вре­мя, зна­мя, семя, пле­мя, стре­мя, темя, пла­мя) и сло­ва «путь» и «дитя» явля­ют­ся раз­но­скло­ня­е­мы­ми.

Отдельные типы скло­не­ния имеют:

  • суще­стви­тель­ные мно­же­ствен­но­го чис­ла (пери­ла, деба­ты, про­во­ды);
  • суще­стви­тель­ные, обра­зо­ван­ные спо­со­бом пере­хо­да при­ла­га­тель­ных и при­ча­стий (набе­реж­ная, запя­тая, ска­зу­е­мое, под­ле­жа­щее, сла­га­е­мое).

Заимствованные сло­ва явля­ют­ся нескло­ня­е­мы­ми существительными.

Склонение имен существительных

Подытожим рас­суж­де­ния об име­ни суще­стви­тель­ном как части речи и ука­жем посто­ян­ные и непо­сто­ян­ные признаки.

Морфологические признаки имени существительного

I. Общее грам­ма­ти­че­ское зна­че­ние пред­мет­но­сти. Начальная фор­ма — име­ни­тель­ный падеж един­ствен­но­го числа.

II . Постоянные признаки:

  • соб­ствен­ное или нарицательное;
  • оду­шев­лен­ное или неодушевленное;
  • кон­крет­ное, абстракт­ное, веще­ствен­ное или собирательное;
  • род
  • скло­не­ние

III . Непостоянные признаки:

  • чис­ло
  • падеж

Видеоурок

Существительные со значением не только предмета но и действия рядом напиши глагол от которого оно образовано?

Существительные со значением не только предмета но и действия рядом напиши глагол от которого оно образовано.

Выпиши существительные со значением действия Рядом напиши глагол от основы которого оно образовалосьвовка тащит воду, сахар, выжималку и лимон за окном платан смеется Кошка вышла на балкон?

Выпиши существительные со значением действия Рядом напиши глагол от основы которого оно образовалось

вовка тащит воду, сахар, выжималку и лимон за окном платан смеется Кошка вышла на балкон.

Помогите ?

Выпиши существительное со значением действия.

Рядом напиши глагол, от основы которого оно образовалось и сделать звукобуквенный разбор слова ЛИМОН Вовка тащит воду, сахар, Выжималку и лимон.

ЗА окном платан смеется.

Кошка вышла на балкон.

Найди в стихотворении все имена существительные, где есть орфограммы, и подчеркни их?

Найди в стихотворении все имена существительные, где есть орфограммы, и подчеркни их.

Выпиши из текста в столбик все существительные, поставив их в начальную форму.

В скобках укажи их род.

Подчеркни существительное со значением признака.

Рядом с ним напиши прилагательное, от основы которого оно образовалось.

Золотое солнце В яркой синеве, Золотые тени Движутся в траве.

Найди в стихотворении все имена существительные, где есть орфограммы, и подчеркни их?

Найди в стихотворении все имена существительные, где есть орфограммы, и подчеркни их.

Выпиши из текста в столбик все существительные, поставив их в начальную форму.

В скобках укажи их род.

Подчеркни существительное со значением признака.

Рядом с ним напиши прилагательное, от основы которого оно образовалось.

Золотое солнце В яркой синеве, Золотые тени Движутся в траве.

Золотое солнце?

Движутся в траве.

Подчеркни существительное со значением признака.

Рядом с ним напиши прилагательное, от основы которого оно образовалось.

Найди в стихотворении все имена существительные, где есть орфограммы, и подчеркни их?

Найди в стихотворении все имена существительные, где есть орфограммы, и подчеркни их.

Выпиши из текста в столбик все существительные, поставь их в начальную форму.

В в скобках укажи их род.

Подчеркни существительное со значением признака.

Рядом с ним напиши прилагательное, от основных которого оно образовалось.

Движутся в траве.

Допишите как можно больше глаголов : Дом( что делает?

Допишите как можно больше глаголов : Дом( что делает?

). , К каждому глаголу напишите названия других предметов, которые могут совершать такие же действия.

Задание : Составьте по три словосочетания с указанными значениями ?

Задание : Составьте по три словосочетания с указанными значениями .

Предмет и его признак (сущ.

). Действия и предмет , на который оно переходит (гл.

) Действие и его признак (гл.

Используя слова [словочетания], дайте определения имени существительного, имени прилагательного и глагола?

Используя слова [словочетания], дайте определения имени существительного, имени прилагательного и глагола.

Имя существительное обозначает действие предмета Имя прилагательное предмет Глагол признак предмета.

Выпиши в столбик существительные созначением не только предмета, но и действия (храп, скрип, хрип, шип, сноп, сироп, укроп, грипп, выкуп, тулуп, приступ, отступ, выступ) Рядом с каждым существительным?

Выпиши в столбик существительные созначением не только предмета, но и действия (храп, скрип, хрип, шип, сноп, сироп, укроп, грипп, выкуп, тулуп, приступ, отступ, выступ) Рядом с каждым существительным напиши тот глагол, от которого оно образовано.

Например : скрип – от скрипеть.

Вы открыли страницу вопроса Существительные со значением не только предмета но и действия рядом напиши глагол от которого оно образовано?. Он относится к категории Русский язык. Уровень сложности вопроса – для учащихся 1 – 4 классов. Удобный и простой интерфейс сайта поможет найти максимально исчерпывающие ответы по интересующей теме. Чтобы получить наиболее развернутый ответ, можно просмотреть другие, похожие вопросы в категории Русский язык, воспользовавшись поисковой системой, или ознакомиться с ответами других пользователей. Для расширения границ поиска создайте новый вопрос, используя ключевые слова. Введите его в строку, нажав кнопку вверху.

Тигр начнёт худеть, будет появляться прайды тигров и это способствует вымиранию некоторых видов тигров. И вообще это невозможно.

Он будет не таким опастным.

1) Серёжа находился в сторожке( про Таню не написано ) 2)Их мать, путевой обходчик, ушла проверять линию перед приходом почтового поезда и задержалась. 3)Машина застряла в глубокой колее и буксовала. 4)Сережа решил сам отнести посылку к поезду. 5)..

1) Репортаж, интервью, дебаты, очерк – это жанры в) публицистического стиля. 2) В корнях с чередующимися гласными пишется – и – если в) после корня стоит суффикс – а – .

Развевался на ветру (вЕять) – развивался на занятиях (развИтие), примерять костюм (примЕрка) – примирять друзей (мИр), поласкать ребенка (лАска) – полоскать бельё (полОщет), поседел от горя (сЕд) – посидел в саду (сИдя), слезать с дерева (слЕз) – сли..

А что надо делать в задании, а то не понятно.

. Вдруг, вижу, на меня что – то смотрит из воды. Я пригляделся, ничего не вижу! Сел обратно. Опять тоже самое. Я опять подошел. Замечаю, что трава у края совсем сырая! Подумал : “Это же река! ” Через 5 минут опять. Я быстро вскочил и что – то..

1 Личное имущество, личный опыт 2 Сладкое яблоко, сладкий запах 3 Солёная вода, Соленые слёзы 4 Острый перец, острый нож 5 Радостная встреча, радостный смех 6 Электрическая плитка, электрический чайник.

Стиль текста – художественный Тип текста – повествование с элементами описания Тема : дом и сад. Идея : удивление перед садом , выращенным за Полярным кругом .

Какой высокий смысл заложен в одном коротком слове — родина. И для каждого человека это слово содержит в себе что – то свое, личное, особенное и что – то общее, более значительное. Думая о родине, мы думаем о той великой, прекрасной стране, в котор..

[spoiler title=”источники:”]

https://russkiiyazyk.ru/chasti-rechi/sushhestvitelnoe/chto-takoe-imya-suschestvitelnoe.html

https://russkij-azyk.my-dict.ru/q/6060952_susestvitelnye-so-znaceniem-ne-tolko-predmeta/

[/spoiler]

Примеры существительных, обозначающих действие как предмет, какие примеры?

дольфаника
[379K]

5 лет назад 

Вален­тина ангел возме­здия и любви
[214K]

2 года назад 

Иногда такие существительные бывают не абстрактными, а конкретными, обозначают предметы, которые можно пощупать или увидеть.

Работа, плач, месть, благодарность, ожог, украшение, видение, запись, рукоделие, свет.

автор вопроса выбрал этот ответ лучшим

комментировать

в избранное

ссылка

отблагодарить

Olga regio­n42
[2.6K]

5 лет назад 

Существительные, обозначающие действия, образуются от соответствующих глаголов.

Например:

плавание (от слова “плавать”), хождение (от слова “ходить”), учение (от слова “учить”), поедание (от “поедать”), управление (от “управлять”), выдвижение (от “выдвигать”), пение (от слова “петь”), нагревание/нагрев (от “нагревать”) и т.д.

комментировать

в избранное

ссылка

отблагодарить

дольф­аника
[379K]

5 лет назад 

Существительных, обозначающих действие как предмет, нужно от глаголов образовать новое слово в форме существительного, например, на картинке нарисована корова. Что она делает? – Бежит. Значит, существительное ,обозначающее действие как предмет будет бег. Примеры существительных, обозначающих действие как предмет – рождение, сон, хромота

комментировать

в избранное

ссылка

отблагодарить

Знаете ответ?

Что такое существительное со значением действия?



Знаток

(364),
закрыт



5 лет назад

Ирина Робертовна Махракова

Высший разум

(3921666)


5 лет назад

СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ СО ЗНАЧЕНИЕМ ДЕЙСТВИЯ – это прежде всего СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ, ОБРАЗОВАННОЕ ОТ ГЛАГОЛА. Глагол обозначает действие. При образовании от него существительного / существительных новое слово приобретает значение предметности (все существительные обозначают предмет, а предметом в грамматике мы называем всё то, о чём можно спросить кто это? или что это?).

Существительные, образованные от глаголов, ещё называют отглагольными существительными.

Отглагольные существительные образуются следующими способами:
◆ бессуффиксным: ХОД – от ходить, ПРИХОД – от приходить, УХОД – от уходить, ВЫХОД, СХОД – от сходить, ПЕРЕХОД – от переходить, ЗАХОД – от заходить – от выходить (привела в качестве примеров однокоренные слова, чтобы Вы поняли: приставочным способом отглагольные существительные не образуются: многие рассуждают неверно, считая, что слова вход, приход, уход и пр. были образованы от слова ХОД с помощью разных приставок, а это неверно);
◆ суффиксальным.

Суффиксальным способом образована большая группа отглагольных существительных, при этом словообразующие суффиксы разные:
◆ суффикс -ТЕЛЬ образует существительные со значением лица по роду его деятельности: УЧИТЕЛЬ – от учить, ПРЕПОДАВАТЕЛЬ – от преподавать, ВОДИТЕЛЬ – от проводить, ПОСЕТИТЕЛЬ – от посетить и пр.;
◆ суффиксы -УН, -ЁР также придают существительному значение лица по роду его деятельности: БОЛТУН – от болтать, ЛЕТУН – от летать, МОРГУН – от моргать; ДИРИЖЁР – от дирижировать; РЕТУШЁР – от ретушировать;
◆ суффикс -Б- образует отвлечённые существительные, обозначающие процесс какого-либо действия: МОЛОТЬБА – от молотить, ГУЛЬБА – от гулять, ПАЛЬБА – от палить;
◆ суффикс -ЁНК- образует существительные, называющие предметы, полученные в результате действия: ТУШЁНКА – от тушить, СГУЩЁЕКА – от сгустить, ПАЛЬБА – от палить;
◆ суффиксы- АЦИЙ-, -ЕНИЙ-, -НИЙ- образуют отглагольные отвлечённые существительные: АГИТАЦИЯ – агитировать, ТРАНСФР+ОРМАЦИЯ – трансформировать; МЫШЛЕНИЕ – от мыслить, СКОПЛЕНИЕ – от скопиться, ЗНАНИЕ – от знать. Последний звук суффиксов -АЦИЙ-, -НИЙ-, -ЕНИЙ- находится в букве Е, только второй звук, ею обозначенный, является окончанием.

Значение действия сохраняется в образованных при помощи приставки НЕ- от отглагольных существительных слов этой же части речи:
◆ ВЫПЛАТА – от платить; НЕВЫПЛАТА – от выплата;
◆ ЯВКА – от явиться; НЕЯВКА – от явка.

Суффиксов, образующих от глаголов существительные со значением действия довольно много; -ЗНЬ, -К-, -Л-, -ОК-, -ОТН-, -Н-, и др. подробнее прочтите в моём ответе на другом проекте – http://www.bolshoyvopros.ru/questions/1344826-kakie-suschestvitelnye-javljajutsja-otglagolnymi-kak-ih-otlichit.html
.

Влад

Просветленный

(21961)


7 лет назад

Бегун, прыгун, лизун и т. д
мне кажется что это когда слово сущесвительное, но по его значению сразу догадываешься что или кого оно обозначает.

бегун (сущ)
бегает (глагол, действие)
ноя не уверен

Liudmila Sharukhia

Высший разум

(184453)


7 лет назад

мигать – мигание, наказать – наказание, держать – держание, рисовать – рисование.
тление, умение, терпение, горение, намереваться – намерение, недоумевать – недоумение, подозревать – подозрение, сомневаться – сомнение, унывать – уныние. дышать – дыхание

Отвлеченные имена существительные


Отвлеченные имена существительные

4.5

Средняя оценка: 4.5

Всего получено оценок: 58.

Обновлено 8 Сентября, 2022

4.5

Средняя оценка: 4.5

Всего получено оценок: 58.

Обновлено 8 Сентября, 2022

По значению существительные в русском языке делятся на несколько разрядов. Они могут называть не только конкретные предмет (журнал, компьютер), животное (кошка, дельфин) или лицо (дворник, профессор), но и то, что нельзя потрогать руками, увидеть или физически ощутить иным образом (образность, беспечность). Эти существительные входят в разряд отвлечённых. Значением каждого разряда существительных обусловлены их грамматические признаки.

Что такое отвлечённые существительные

Отвлечённые имена существительные называют понятия, которые обозначают признак или действие, отвлечённые (абстрагированные) от носителя признака и от производителя действия. Другое название отвлечённых существительных — абстрактные. С этой и другими группами существительных по значению школьники знакомятся в 5 классе.

Примеры отвлечённых существительных

Отвлеченные существительные можно разделить на несколько смысловых групп.

  • Слова со значением действия: плавание, бегство, призвание, общение, рисование, освещение, производство, молчание.
  • Слова со значением признака: одержимость, красота, преимущество, тайна, величие, опасность.
  • Слова, обозначающие чувства: достоинство, гордость, любовь, надежда, печаль, тоска, вера, тревога, ужас.
  • Слова, имеющие значение состояния среды: темнота, сумерки, прохлада, холод, потепление, сырость.

В качестве признака, отличающего эту категорию существительных от остальных (конкретных, вещественных и собирательных), иногда называют отсутствие графического облика обозначаемых ими предметов. То есть называемые ими понятия нельзя ни нарисовать, ни сфотографировать или как-то запечатлеть на бумаге.

Грамматические признаки абстрактных существительных

Большинство отвлечённых существительных не изменяются по числам. Одни имеют только форму единственного числа (вечность, скука, забвение), другие — только форму множественного (сутки, сумерки, шахматы).

К группе существительных, обозначающих действие, относят слова, которые называют отдельные движения (размах, наклон, падение) и слова — названия игр (жмурки, прятки, салки, догонялки).

В отличие от остальных абстрактных существительных, слова со значением отдельных движений изменяются по числам и сочетаются с количественными числительными (пять взмахов, три падения). Названия игр имеют форму только множественного числа.

Существительные, которые относятся к разряду отвлечённых и не способны изменяться по числам, несколько изменяя своё значение и переходя в другую категорию, приобретают способность менять форму числа: радости детства, судьбы друзей, шумы в лёгких.

Не изменяющиеся по числам абстрактные существительные не сочетаются с количественными числительными.

Заключение

Что мы узнали?

Кратко изложим итоги этой статьи. Отвлечённые существительные (один из разрядов существительных по значению) обозначают действие, признак, состояние лица или среды. Чаще всего эти существительные имеют форму только единственного или только множественного числа и не сочетаются с количественными числительными.

Тест по теме

Доска почёта

Доска почёта

Чтобы попасть сюда – пройдите тест.

    Пока никого нет. Будьте первым!

Оценка статьи

4.5

Средняя оценка: 4.5

Всего получено оценок: 58.


А какая ваша оценка?

Тема:
Существительное со значением признака и действия.

Класс:  5Б

Форма проведения
урока: объяснение нового материала с использованием ИКТ.

Цель урока:

-повторить, что такое
имя существительное как часть речи и его грамматические признаки;

-познакомиться   с  
существительными  со значением признака и действия;

-уметь  находить  в
тексте  имена существительные со значением признака и действия;

Задача урока:

-умение  четко и ясно
выражать свои мысли в устной речи;

-формирование
орфоэпических, орфографических и пунктуационных нормам русского языка;

– воспитание  любви к
родному  краю;

Ход урока.

  1. Мобилизующий этап.

    
На доске записаны слова:

Соревноваться,  команда,
матч, хоккей
.

Найдите лишнее слово.
Определите тему урока. Что такое имя существительное?

-Приведите примеры
существительных на тему «Физкультура и спорт».

( Работа с классом,
один ученик работает у доски по карточке № 1)

Слова на доске:

Заморозки,
чернила, хлопоты, ворота, досуг, единство, засуха, свекла, щавель, хлопок
, цемент, торты.  (Необходимо поставить  ударение в словах).

(Слайды 1, 2, 3)

Назовите
грамматические признаки имен существительных.

Хором читаем слова,
проверяем ударение.

-Найдите слова,
имеющие форму только множественного числа;

-Найдите слова,
имеющие форму только  единственного числа;

(Слайд 4)

Подобрать
существительные мужского, женского и среднего рода.

Ученик у доски
разбирает предложение (синтаксический разбор предложения).

Красота – это
удивительное явление нашей жизни.

(Слайд 5, 6)

Задание: необходимо придумать существительные, образованные от данных
прилагательных, и  вставить эти существительные со значением признака в предложение                                                                                                                                           
                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                             (сила,
выносливость, ловкость).

Хором называют эти
существительные со значением признака. Определите грамматические признаки
данных существительных (определить род и число).

ФИЗМИНУТКА. Ребята
встают  в проходы и выполняют команду учителя:

-подходят к доске;

-изображают бег;

-выполняют прыжок на
месте;

-сели за парты и
прочитали предложение, которое изображено на (Слайде 7).

Образуйте
существительные со значением действия: ходьба, бег, прыжок, чтение.

С какими
существительными познакомились на уроке?

Определите тему
урока. Записываем в тетрадях.

Определите цель урока
по начальным фразам (Слайд).

Закрепление урока.

Ребята выполняют
упражнение № 471 (выписывают существительные со значением действия), а один
ученик у доски выполняет упражнение № 470.

Выводы по уроку 
(Слайд 8,9).

Работа с текстом.

Альпинистом может
стать только смелый человек. Смелость побеждает смертельную опасность.  Храброму
по плечу долгие переходы с тяжелой ношей. Только бесстрашный человек  идет в
горы. Альпинизм  – спорт сильных и благородных людей.

Выполняем задания по
тексту.

Выводы по уроку.

Домашнее задание:
подобрать 10 существительных к каждой группе: существительные со значением
признака и действия.

Итоги урока.

Технические средства
обучения:  компьютер, проектор, экран, презентация.

Методическая
литература: Учебник русского языка для 5 класса.

                          
Авторы: Т.А. Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А. Тростенцова, Л.Т. Григорян, И.И.
Кулибаба.

Интернет – ресурсы

Самоанализ  урока.
Урок по теме «Существительные со значением признака прилагательного и глагола»
для пятиклассников является необычным, потому что учащиеся в начальном звене 
знают хорошо,  что имя существительное обозначает предмет.  Понятие
существительное со значением признака и действия является понятием новым. Урок
по заданной теме начинается с мобилизующего этапа. Его содержание составляют
упражнения с подобранным материалом, чтобы с их помощью можно было одновременно
решить ряд задач:

1)     
самостоятельное определение и формулирование
учащимися предназначенной для изучения темы урока;

2)     
повторение материала и углубление знаний по
конкретной теме;

3)     
на этой почве совершенствование важнейших качеств
интеллекта (речи, внимания, памяти, мышления и др.), их дальнейшее развитие.

Для
решения данных задач школьники осуществляют с предложенным материалом указанные
мыслительные операции (сравнения, сопоставление, нахождение общего и различий,
подведение под понятие) и в результате подходят к нужному выводу.

Очень
важным  структурным компонентом  является формулирование учащимися темы и цели
урока. Он повышает уровень субъективизации учебного процесса. В рамках
обозначенной выше темы урока работа  по формулированию цели урока может
проходить следующим образом. Отталкиваясь от темы урока, сформулируйте цель
нашего урока, используйте для этого записи на доске:

Цель:
1) повторить, что такое …     … ;

2)     
познакомиться с существительными  со  …  …  и …;

3)     
уметь находить в тексте  … со …  … и  … ;

      Учитель
предусматривает на уроке последовательность мыслительных операций, направляет
ход учебных действий. Учащиеся осуществляют предлагаемые учителем практические
операции  и поэтапно формулируют части нового понятия, затем обобщают изученное
и закрепляют на примере самостоятельно выполненных упражнений или в ходе
совместной работе с классом.

Объяснение нового
материала по  теме «Существительное со значением признака и действия» идет с
использованием ИКТ. Представленная презентация помогает учащимся усвоить новую
тему. Фото-рисунки и зарисовки не только дают подсказку  учащимся придумать
слова по данной теме, но и помогаю привить чувство любви к родному краю.

Не стоит забывать и о
здоровьесберегающих технологиях на уроках. Проведение физминутки не идет в
разрыве от урока, а есть прямое попадание в цель при изучении нового материала,
так как помогает учащимся правильно подобрать существительные со значение
действия. Проведение урока по данной теме с использованием презентации повышает
активность и осознанность действий школьников, существенно улучшает качество их
знаний.

Добавить комментарий