Что такое имя существительное в русском языке?
Узнаем, что такое имя существительное в русском языке, определив его общее грамматическое значение и морфологические и синтаксические признаки.
Части речи
Все слова русского языка в соответствии с их общим грамматическим значением и морфологическими признаками распределяются по большим лексико-грамматическим классам, которые называются частями речи.
Части речи делятся на самостоятельные и служебные.
Самостоятельные части речи называют предметы, признаки, действия, количество и являются членами предложения.
Служебные части речи не имеют лексического значения и не называют ни предметов, ни признаков, ни действий.
В системе частей речи русского языка рассмотрим слова, которые называют предмет.
Существительное как часть речи
Ряд слов русского языка обладают общим грамматическим значением предметности, которое выражается грамматически в формах рода, числа и падежа. Если к такому слову можно задать вопросы кто это? или что это?, значит это имя существительное:
- кто?человек, патриот, сын, хозяин;
- что?дело, результат, радость, белизна.
Имена существительные называют
- конкретные предметы (телевизор, калитка);
- части предметов (экран, дно, рукоятка);
- названия лиц (человек, рабочий, врач);
- животных (заяц, белка, тигр);
- растения (клен, гвоздика, хвощ);
- явления природы (снег, дождь, радуга);
- признаки (белизна, ширина);
- действия (бой, ходьба, плавание);
- состояния (сон, дрёма, болезнь)
Существительные одушевленные и неодушевленные
Одушевленность/неодушевленность — это постоянный грамматический признак имен существительных.
Одушевленные существительные обозначают нечто живое и отвечают на вопрос кто?
Неодушевленные существительные обозначают предметы и явления неживой природы, растения, совокупность живых существ и отвечают на вопрос что?
Следует понимать, что эта грамматическая категория может не совпадать с различением живого и неживого в природе.
В языке к одушевленным существительным относятся
- названия игрушек, механизмов, похожих на человека (Мальвина, Золушка, робот);
- названия шахматных фигур и карт (ладья, туз);
- названия мифических существ (фея, русалка, Кощей).
Собственные и нарицательные имена существительные
По значению имена существительные делятся на собственные и нарицательные.
К собственным именам существительным относятся наименования отдельных предметов, которые выделяются из ряда однородных (имена, отчества, фамилии, географические и астрономические называния, названия литературных и музыкальных произведений, картин, журналов, организаций, исторических событий и т.д.):
- Тарас Михайлович Бурый;
- Венера
- Куликовская битва
- «Война и мир» и пр.
Нарицательные существительные являются обобщенными названиями ряда однородных предметов без указания их индивидуальных особенностей.
Лексико-грамматические группы имен существительных
В зависимости от того, какой предмет по значению называют слова этой части речи, выделяют группы существительных:
Конкретные имена существительные называют конкретные предметы и явления действительности.
Они сочетаются с количественными числительными:
- два дома
- три гаража.
Абстрактные (отвлеченные) существительные обозначают действие или признак в отвлечении от его производителя или носителя признака.
Обозначаемые ими понятия нематериальны, их нельзя увидеть, измерить или потрогать. О них можно только размышлять, их можно описать или проанализировать.
Вещественные существительные обозначают вещества, материалы, лекарства, пищевые продукты, химические элементы и соединения и др.
Собирательные существительные обозначают совокупность однородных предметов как единое целое.
Для них характерны суффиксы -ств-, -в-, -j (о), -ур- и др.
Род существительных
Грамматическая категория рода является постоянным признаком существительных.
- сестра — мо я сестр а , старш ая сестр а ;
- старик — люб ой старик , седой старик ;
- озер о — наш е озер о , глубок ое озер о .
Слова этой части речи распределены по родам с учётом окончаний в форме именительного падежа единственного числа.
Мужской род
1. существительные с основой на твердый и мягкий согласный и нулевым окончанием
2. некоторые существительные с окончанием -а/я, называющие лиц мужского пола
3. существительные, имеющие оценочные суффиксы, с окончанием -о/-е, -а
4. существительное «подмастерье».
Женский род
1. существительные с окончанием -а/я
2. существительные с основой на мягкий согласный и «ж», «ш» с нулевым окончанием
Средний род
1. существительные с окончанием -о/-е
2. существительные на -мя
3. существительное «дитя».
Общий род
1. существительные, называющие людей обоего пола по качествам
2. некоторые имена собственные
У слов, имеющих только форму множественного числа, род не определяется.
Число имен существительных
У имен существительных категория числа является непостоянным морфологическим признаком.
Число является словоизменительной категорией существительных, которая выражается в противопоставлении сопоставимых форм единственного и множественного числа:
- дорога — дорог и
- погон — погон ы
- слово — слов а
- лошадь — лошад и
Большинство существительных изменяются по числам. Ряд слов этой части речи имеет формы единственного или только множественного числа:
- злость (ед. ч.)
- умиление (ед. ч.)
- деньги (мн. ч.)
- каникулы (мн. ч.)
Склонение существительных
Склонение — постоянный признак существительных.
Падеж — это непостоянный признак существительных.
В зависимости от родовой принадлежности и падежных окончаний в русском языке различают три основных типа склонения существительных.
К первому склонению отнесем существительные женского, мужского и общего рода с окончанием -а/-я в форме именительного падежа (страна, юноша, конференция, дядя, егоза, забияка, грязнуля).
Ко второму склонению принадлежат существительные мужского рода с нулевым окончанием и среднего рода с окончанием -о/-е в форме именительного падежа (гвоздь, соловей, шило, море)
Третье склонение составляют существительные женского рода с нулевым окончанием (тетрадь, роскошь, мозоль).
Существительные I, II и III склонения имеют следующую систему падежных окончаний.
Десять существительных на -мя (имя, вымя, бремя, время, знамя, семя, племя, стремя, темя, пламя) и слова «путь» и «дитя» являются разносклоняемыми.
Отдельные типы склонения имеют:
- существительные множественного числа (перила, дебаты, проводы);
- существительные, образованные способом перехода прилагательных и причастий (набережная, запятая, сказуемое, подлежащее, слагаемое).
Заимствованные слова являются несклоняемыми существительными.
Подытожим рассуждения об имени существительном как части речи и укажем постоянные и непостоянные признаки.
Морфологические признаки имени существительного
I. Общее грамматическое значение предметности. Начальная форма — именительный падеж единственного числа.
II . Постоянные признаки:
- собственное или нарицательное;
- одушевленное или неодушевленное;
- конкретное, абстрактное, вещественное или собирательное;
- род
- склонение
III . Непостоянные признаки:
- число
- падеж
Видеоурок
Существительные со значением не только предмета но и действия рядом напиши глагол от которого оно образовано?
Существительные со значением не только предмета но и действия рядом напиши глагол от которого оно образовано.
Выпиши существительные со значением действия Рядом напиши глагол от основы которого оно образовалосьвовка тащит воду, сахар, выжималку и лимон за окном платан смеется Кошка вышла на балкон?
Выпиши существительные со значением действия Рядом напиши глагол от основы которого оно образовалось
вовка тащит воду, сахар, выжималку и лимон за окном платан смеется Кошка вышла на балкон.
Помогите ?
Выпиши существительное со значением действия.
Рядом напиши глагол, от основы которого оно образовалось и сделать звукобуквенный разбор слова ЛИМОН Вовка тащит воду, сахар, Выжималку и лимон.
ЗА окном платан смеется.
Кошка вышла на балкон.
Найди в стихотворении все имена существительные, где есть орфограммы, и подчеркни их?
Найди в стихотворении все имена существительные, где есть орфограммы, и подчеркни их.
Выпиши из текста в столбик все существительные, поставив их в начальную форму.
В скобках укажи их род.
Подчеркни существительное со значением признака.
Рядом с ним напиши прилагательное, от основы которого оно образовалось.
Золотое солнце В яркой синеве, Золотые тени Движутся в траве.
Найди в стихотворении все имена существительные, где есть орфограммы, и подчеркни их?
Найди в стихотворении все имена существительные, где есть орфограммы, и подчеркни их.
Выпиши из текста в столбик все существительные, поставив их в начальную форму.
В скобках укажи их род.
Подчеркни существительное со значением признака.
Рядом с ним напиши прилагательное, от основы которого оно образовалось.
Золотое солнце В яркой синеве, Золотые тени Движутся в траве.
Золотое солнце?
Движутся в траве.
Подчеркни существительное со значением признака.
Рядом с ним напиши прилагательное, от основы которого оно образовалось.
Найди в стихотворении все имена существительные, где есть орфограммы, и подчеркни их?
Найди в стихотворении все имена существительные, где есть орфограммы, и подчеркни их.
Выпиши из текста в столбик все существительные, поставь их в начальную форму.
В в скобках укажи их род.
Подчеркни существительное со значением признака.
Рядом с ним напиши прилагательное, от основных которого оно образовалось.
Движутся в траве.
Допишите как можно больше глаголов : Дом( что делает?
Допишите как можно больше глаголов : Дом( что делает?
). , К каждому глаголу напишите названия других предметов, которые могут совершать такие же действия.
Задание : Составьте по три словосочетания с указанными значениями ?
Задание : Составьте по три словосочетания с указанными значениями .
Предмет и его признак (сущ.
). Действия и предмет , на который оно переходит (гл.
) Действие и его признак (гл.
Используя слова [словочетания], дайте определения имени существительного, имени прилагательного и глагола?
Используя слова [словочетания], дайте определения имени существительного, имени прилагательного и глагола.
Имя существительное обозначает действие предмета Имя прилагательное предмет Глагол признак предмета.
Выпиши в столбик существительные созначением не только предмета, но и действия (храп, скрип, хрип, шип, сноп, сироп, укроп, грипп, выкуп, тулуп, приступ, отступ, выступ) Рядом с каждым существительным?
Выпиши в столбик существительные созначением не только предмета, но и действия (храп, скрип, хрип, шип, сноп, сироп, укроп, грипп, выкуп, тулуп, приступ, отступ, выступ) Рядом с каждым существительным напиши тот глагол, от которого оно образовано.
Например : скрип – от скрипеть.
Вы открыли страницу вопроса Существительные со значением не только предмета но и действия рядом напиши глагол от которого оно образовано?. Он относится к категории Русский язык. Уровень сложности вопроса – для учащихся 1 – 4 классов. Удобный и простой интерфейс сайта поможет найти максимально исчерпывающие ответы по интересующей теме. Чтобы получить наиболее развернутый ответ, можно просмотреть другие, похожие вопросы в категории Русский язык, воспользовавшись поисковой системой, или ознакомиться с ответами других пользователей. Для расширения границ поиска создайте новый вопрос, используя ключевые слова. Введите его в строку, нажав кнопку вверху.
Тигр начнёт худеть, будет появляться прайды тигров и это способствует вымиранию некоторых видов тигров. И вообще это невозможно.
Он будет не таким опастным.
1) Серёжа находился в сторожке( про Таню не написано ) 2)Их мать, путевой обходчик, ушла проверять линию перед приходом почтового поезда и задержалась. 3)Машина застряла в глубокой колее и буксовала. 4)Сережа решил сам отнести посылку к поезду. 5)..
1) Репортаж, интервью, дебаты, очерк – это жанры в) публицистического стиля. 2) В корнях с чередующимися гласными пишется – и – если в) после корня стоит суффикс – а – .
Развевался на ветру (вЕять) – развивался на занятиях (развИтие), примерять костюм (примЕрка) – примирять друзей (мИр), поласкать ребенка (лАска) – полоскать бельё (полОщет), поседел от горя (сЕд) – посидел в саду (сИдя), слезать с дерева (слЕз) – сли..
А что надо делать в задании, а то не понятно.
. Вдруг, вижу, на меня что – то смотрит из воды. Я пригляделся, ничего не вижу! Сел обратно. Опять тоже самое. Я опять подошел. Замечаю, что трава у края совсем сырая! Подумал : “Это же река! ” Через 5 минут опять. Я быстро вскочил и что – то..
1 Личное имущество, личный опыт 2 Сладкое яблоко, сладкий запах 3 Солёная вода, Соленые слёзы 4 Острый перец, острый нож 5 Радостная встреча, радостный смех 6 Электрическая плитка, электрический чайник.
Стиль текста – художественный Тип текста – повествование с элементами описания Тема : дом и сад. Идея : удивление перед садом , выращенным за Полярным кругом .
Какой высокий смысл заложен в одном коротком слове — родина. И для каждого человека это слово содержит в себе что – то свое, личное, особенное и что – то общее, более значительное. Думая о родине, мы думаем о той великой, прекрасной стране, в котор..
[spoiler title=”источники:”]
https://russkiiyazyk.ru/chasti-rechi/sushhestvitelnoe/chto-takoe-imya-suschestvitelnoe.html
https://russkij-azyk.my-dict.ru/q/6060952_susestvitelnye-so-znaceniem-ne-tolko-predmeta/
[/spoiler]
Примеры существительных, обозначающих действие как предмет, какие примеры?дольфаника 5 лет назад
Валентина ангел возмездия и любви 2 года назад Иногда такие существительные бывают не абстрактными, а конкретными, обозначают предметы, которые можно пощупать или увидеть. Работа, плач, месть, благодарность, ожог, украшение, видение, запись, рукоделие, свет. автор вопроса выбрал этот ответ лучшим комментировать
в избранное
ссылка
отблагодарить Olga region42 5 лет назад Существительные, обозначающие действия, образуются от соответствующих глаголов. Например: плавание (от слова “плавать”), хождение (от слова “ходить”), учение (от слова “учить”), поедание (от “поедать”), управление (от “управлять”), выдвижение (от “выдвигать”), пение (от слова “петь”), нагревание/нагрев (от “нагревать”) и т.д. комментировать
в избранное
ссылка
отблагодарить дольфаника 5 лет назад Существительных, обозначающих действие как предмет, нужно от глаголов образовать новое слово в форме существительного, например, на картинке нарисована корова. Что она делает? – Бежит. Значит, существительное ,обозначающее действие как предмет будет бег. Примеры существительных, обозначающих действие как предмет – рождение, сон, хромота комментировать
в избранное
ссылка
отблагодарить Знаете ответ? |
Что такое существительное со значением действия?
Знаток
(364),
закрыт
5 лет назад
Ирина Робертовна Махракова
Высший разум
(3921666)
5 лет назад
СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ СО ЗНАЧЕНИЕМ ДЕЙСТВИЯ – это прежде всего СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ, ОБРАЗОВАННОЕ ОТ ГЛАГОЛА. Глагол обозначает действие. При образовании от него существительного / существительных новое слово приобретает значение предметности (все существительные обозначают предмет, а предметом в грамматике мы называем всё то, о чём можно спросить кто это? или что это?).
Существительные, образованные от глаголов, ещё называют отглагольными существительными.
Отглагольные существительные образуются следующими способами:
◆ бессуффиксным: ХОД – от ходить, ПРИХОД – от приходить, УХОД – от уходить, ВЫХОД, СХОД – от сходить, ПЕРЕХОД – от переходить, ЗАХОД – от заходить – от выходить (привела в качестве примеров однокоренные слова, чтобы Вы поняли: приставочным способом отглагольные существительные не образуются: многие рассуждают неверно, считая, что слова вход, приход, уход и пр. были образованы от слова ХОД с помощью разных приставок, а это неверно);
◆ суффиксальным.
Суффиксальным способом образована большая группа отглагольных существительных, при этом словообразующие суффиксы разные:
◆ суффикс -ТЕЛЬ образует существительные со значением лица по роду его деятельности: УЧИТЕЛЬ – от учить, ПРЕПОДАВАТЕЛЬ – от преподавать, ВОДИТЕЛЬ – от проводить, ПОСЕТИТЕЛЬ – от посетить и пр.;
◆ суффиксы -УН, -ЁР также придают существительному значение лица по роду его деятельности: БОЛТУН – от болтать, ЛЕТУН – от летать, МОРГУН – от моргать; ДИРИЖЁР – от дирижировать; РЕТУШЁР – от ретушировать;
◆ суффикс -Б- образует отвлечённые существительные, обозначающие процесс какого-либо действия: МОЛОТЬБА – от молотить, ГУЛЬБА – от гулять, ПАЛЬБА – от палить;
◆ суффикс -ЁНК- образует существительные, называющие предметы, полученные в результате действия: ТУШЁНКА – от тушить, СГУЩЁЕКА – от сгустить, ПАЛЬБА – от палить;
◆ суффиксы- АЦИЙ-, -ЕНИЙ-, -НИЙ- образуют отглагольные отвлечённые существительные: АГИТАЦИЯ – агитировать, ТРАНСФР+ОРМАЦИЯ – трансформировать; МЫШЛЕНИЕ – от мыслить, СКОПЛЕНИЕ – от скопиться, ЗНАНИЕ – от знать. Последний звук суффиксов -АЦИЙ-, -НИЙ-, -ЕНИЙ- находится в букве Е, только второй звук, ею обозначенный, является окончанием.
Значение действия сохраняется в образованных при помощи приставки НЕ- от отглагольных существительных слов этой же части речи:
◆ ВЫПЛАТА – от платить; НЕВЫПЛАТА – от выплата;
◆ ЯВКА – от явиться; НЕЯВКА – от явка.
Суффиксов, образующих от глаголов существительные со значением действия довольно много; -ЗНЬ, -К-, -Л-, -ОК-, -ОТН-, -Н-, и др. подробнее прочтите в моём ответе на другом проекте – http://www.bolshoyvopros.ru/questions/1344826-kakie-suschestvitelnye-javljajutsja-otglagolnymi-kak-ih-otlichit.html
.
Влад
Просветленный
(21961)
7 лет назад
Бегун, прыгун, лизун и т. д
мне кажется что это когда слово сущесвительное, но по его значению сразу догадываешься что или кого оно обозначает.
бегун (сущ)
бегает (глагол, действие)
ноя не уверен
Liudmila Sharukhia
Высший разум
(184453)
7 лет назад
мигать – мигание, наказать – наказание, держать – держание, рисовать – рисование.
тление, умение, терпение, горение, намереваться – намерение, недоумевать – недоумение, подозревать – подозрение, сомневаться – сомнение, унывать – уныние. дышать – дыхание
Отвлеченные имена существительные
4.5
Средняя оценка: 4.5
Всего получено оценок: 58.
Обновлено 8 Сентября, 2022
4.5
Средняя оценка: 4.5
Всего получено оценок: 58.
Обновлено 8 Сентября, 2022
По значению существительные в русском языке делятся на несколько разрядов. Они могут называть не только конкретные предмет (журнал, компьютер), животное (кошка, дельфин) или лицо (дворник, профессор), но и то, что нельзя потрогать руками, увидеть или физически ощутить иным образом (образность, беспечность). Эти существительные входят в разряд отвлечённых. Значением каждого разряда существительных обусловлены их грамматические признаки.
Что такое отвлечённые существительные
Отвлечённые имена существительные называют понятия, которые обозначают признак или действие, отвлечённые (абстрагированные) от носителя признака и от производителя действия. Другое название отвлечённых существительных — абстрактные. С этой и другими группами существительных по значению школьники знакомятся в 5 классе.
Примеры отвлечённых существительных
Отвлеченные существительные можно разделить на несколько смысловых групп.
- Слова со значением действия: плавание, бегство, призвание, общение, рисование, освещение, производство, молчание.
- Слова со значением признака: одержимость, красота, преимущество, тайна, величие, опасность.
- Слова, обозначающие чувства: достоинство, гордость, любовь, надежда, печаль, тоска, вера, тревога, ужас.
- Слова, имеющие значение состояния среды: темнота, сумерки, прохлада, холод, потепление, сырость.
В качестве признака, отличающего эту категорию существительных от остальных (конкретных, вещественных и собирательных), иногда называют отсутствие графического облика обозначаемых ими предметов. То есть называемые ими понятия нельзя ни нарисовать, ни сфотографировать или как-то запечатлеть на бумаге.
Грамматические признаки абстрактных существительных
Большинство отвлечённых существительных не изменяются по числам. Одни имеют только форму единственного числа (вечность, скука, забвение), другие — только форму множественного (сутки, сумерки, шахматы).
К группе существительных, обозначающих действие, относят слова, которые называют отдельные движения (размах, наклон, падение) и слова — названия игр (жмурки, прятки, салки, догонялки).
В отличие от остальных абстрактных существительных, слова со значением отдельных движений изменяются по числам и сочетаются с количественными числительными (пять взмахов, три падения). Названия игр имеют форму только множественного числа.
Существительные, которые относятся к разряду отвлечённых и не способны изменяться по числам, несколько изменяя своё значение и переходя в другую категорию, приобретают способность менять форму числа: радости детства, судьбы друзей, шумы в лёгких.
Не изменяющиеся по числам абстрактные существительные не сочетаются с количественными числительными.
Что мы узнали?
Кратко изложим итоги этой статьи. Отвлечённые существительные (один из разрядов существительных по значению) обозначают действие, признак, состояние лица или среды. Чаще всего эти существительные имеют форму только единственного или только множественного числа и не сочетаются с количественными числительными.
Тест по теме
Доска почёта
Чтобы попасть сюда – пройдите тест.
Пока никого нет. Будьте первым!
Оценка статьи
4.5
Средняя оценка: 4.5
Всего получено оценок: 58.
А какая ваша оценка?
Тема:
Существительное со значением признака и действия.
Класс: 5Б
Форма проведения
урока: объяснение нового материала с использованием ИКТ.
Цель урока:
-повторить, что такое
имя существительное как часть речи и его грамматические признаки;
-познакомиться с
существительными со значением признака и действия;
-уметь находить в
тексте имена существительные со значением признака и действия;
Задача урока:
-умение четко и ясно
выражать свои мысли в устной речи;
-формирование
орфоэпических, орфографических и пунктуационных нормам русского языка;
– воспитание любви к
родному краю;
Ход урока.
- Мобилизующий этап.
На доске записаны слова:
Соревноваться, команда,
матч, хоккей.
Найдите лишнее слово.
Определите тему урока. Что такое имя существительное?
-Приведите примеры
существительных на тему «Физкультура и спорт».
( Работа с классом,
один ученик работает у доски по карточке № 1)
Слова на доске:
Заморозки,
чернила, хлопоты, ворота, досуг, единство, засуха, свекла, щавель, хлопок, цемент, торты. (Необходимо поставить ударение в словах).
(Слайды 1, 2, 3)
Назовите
грамматические признаки имен существительных.
Хором читаем слова,
проверяем ударение.
-Найдите слова,
имеющие форму только множественного числа;
-Найдите слова,
имеющие форму только единственного числа;
(Слайд 4)
Подобрать
существительные мужского, женского и среднего рода.
Ученик у доски
разбирает предложение (синтаксический разбор предложения).
Красота – это
удивительное явление нашей жизни.
(Слайд 5, 6)
Задание: необходимо придумать существительные, образованные от данных
прилагательных, и вставить эти существительные со значением признака в предложение
(сила,
выносливость, ловкость).
Хором называют эти
существительные со значением признака. Определите грамматические признаки
данных существительных (определить род и число).
ФИЗМИНУТКА. Ребята
встают в проходы и выполняют команду учителя:
-подходят к доске;
-изображают бег;
-выполняют прыжок на
месте;
-сели за парты и
прочитали предложение, которое изображено на (Слайде 7).
Образуйте
существительные со значением действия: ходьба, бег, прыжок, чтение.
С какими
существительными познакомились на уроке?
Определите тему
урока. Записываем в тетрадях.
Определите цель урока
по начальным фразам (Слайд).
Закрепление урока.
Ребята выполняют
упражнение № 471 (выписывают существительные со значением действия), а один
ученик у доски выполняет упражнение № 470.
Выводы по уроку
(Слайд 8,9).
Работа с текстом.
Альпинистом может
стать только смелый человек. Смелость побеждает смертельную опасность. Храброму
по плечу долгие переходы с тяжелой ношей. Только бесстрашный человек идет в
горы. Альпинизм – спорт сильных и благородных людей.
Выполняем задания по
тексту.
Выводы по уроку.
Домашнее задание:
подобрать 10 существительных к каждой группе: существительные со значением
признака и действия.
Итоги урока.
Технические средства
обучения: компьютер, проектор, экран, презентация.
Методическая
литература: Учебник русского языка для 5 класса.
Авторы: Т.А. Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А. Тростенцова, Л.Т. Григорян, И.И.
Кулибаба.
Интернет – ресурсы
Самоанализ урока.
Урок по теме «Существительные со значением признака прилагательного и глагола»
для пятиклассников является необычным, потому что учащиеся в начальном звене
знают хорошо, что имя существительное обозначает предмет. Понятие
существительное со значением признака и действия является понятием новым. Урок
по заданной теме начинается с мобилизующего этапа. Его содержание составляют
упражнения с подобранным материалом, чтобы с их помощью можно было одновременно
решить ряд задач:
1)
самостоятельное определение и формулирование
учащимися предназначенной для изучения темы урока;
2)
повторение материала и углубление знаний по
конкретной теме;
3)
на этой почве совершенствование важнейших качеств
интеллекта (речи, внимания, памяти, мышления и др.), их дальнейшее развитие.
Для
решения данных задач школьники осуществляют с предложенным материалом указанные
мыслительные операции (сравнения, сопоставление, нахождение общего и различий,
подведение под понятие) и в результате подходят к нужному выводу.
Очень
важным структурным компонентом является формулирование учащимися темы и цели
урока. Он повышает уровень субъективизации учебного процесса. В рамках
обозначенной выше темы урока работа по формулированию цели урока может
проходить следующим образом. Отталкиваясь от темы урока, сформулируйте цель
нашего урока, используйте для этого записи на доске:
Цель:
1) повторить, что такое … … ;
2)
познакомиться с существительными со … … и …;
3)
уметь находить в тексте … со … … и … ;
Учитель
предусматривает на уроке последовательность мыслительных операций, направляет
ход учебных действий. Учащиеся осуществляют предлагаемые учителем практические
операции и поэтапно формулируют части нового понятия, затем обобщают изученное
и закрепляют на примере самостоятельно выполненных упражнений или в ходе
совместной работе с классом.
Объяснение нового
материала по теме «Существительное со значением признака и действия» идет с
использованием ИКТ. Представленная презентация помогает учащимся усвоить новую
тему. Фото-рисунки и зарисовки не только дают подсказку учащимся придумать
слова по данной теме, но и помогаю привить чувство любви к родному краю.
Не стоит забывать и о
здоровьесберегающих технологиях на уроках. Проведение физминутки не идет в
разрыве от урока, а есть прямое попадание в цель при изучении нового материала,
так как помогает учащимся правильно подобрать существительные со значение
действия. Проведение урока по данной теме с использованием презентации повышает
активность и осознанность действий школьников, существенно улучшает качество их
знаний.
–