Как найти существительное в предложении 3 класс

Имя существительное – что это за часть речи, какие у него есть постоянные и непостоянные признаки, чем оно является в предложении

Что такое существительное простыми словами

Имя существительное – это самостоятельная часть речи. То есть к ней можно задать вопрос и у нее есть лексическое значение. Вопрос к существительному может быть «Кто?», если оно одушевленное, или «Что?», если неодушевленное. Например: (кто?) собака, человек, муха; (что?) дом, счастье, вода.

Если проанализировать все слова, которые мы постоянно употребляем в речи, то 40 % из них – существительные. На втором месте – глаголы, их 26 %.

4 типа существительных по значению

Конкретные. Обозначают предмет, который можно потрогать руками. Например, можно руками потрогать стол, книгу, кошку, окно.

Вещественные. Их тоже можно потрогать, но у них есть две особенности:

  1. Они обозначают вещества.
  2. Если эти вещества делить на части, у частей будут те же свойства, что и у целого.

Например, вода, бензин, лен, железо. Если я зачерпну стаканом воду, то есть возьму ее часть – свойства этой воды будут такими же, как и свойства всей остальной воды. Если отколю кусок железной руды – у него будут те же свойства, что и у остальной руды.

В этом отличие вещественных от конкретных. Конкретные в принципе не делятся на части. Если у стола отпилить ножку – это будет ножка стола, а не стол.

Абстрактные, или отвлеченные. Их нельзя потрогать руками. Любовь, счастье, совесть, дружба – что это вообще такое?

А что такое небо? Его тоже нельзя потрогать. Оно тоже абстрактное.

Собирательные – они обозначают несколько предметов, которые образуют одно целое. Предметы должны быть одинаковые. Например, студенчество – в нем одни студенты, профессура – одни профессора, листва – только листья.

У собирательных обычно есть особые суффиксы – «-еств-», «-в-» и другие.

Постоянные признаки существительных

Постоянные морфологические признаки – это такие, которые невозможно изменить.

Род – мужской, женский, средний. Каждое существительное принадлежит только к одному из них: стол – мужского рода, парта – женского, солнце – среднего.

Склонение. Их три:

  1. Первое – мужской и женский род с окончаниями -а, -я: мама, папа, бабушка, дедушка.
  2. Второе – мужской род с нулевым окончанием и все существительные среднего рода: дом, гром, палец, солнце.
  3. Третье – женский род с нулевым окончанием (у этих слов еще всегда мягкий знак): мышь, тушь, кровь, ночь, боль, роль, моль.

Собственное или нарицательное. Собственные – это имена, клички, прозвища. Они применимы к одному-единственному предмету. А вот нарицательные называют несколько одинаковых предметов.

У меня был пес Цыган. Пес – нарицательное, потому что псов полно. А Цыган – собственное, потому что оно называет моего единственного Цыгана. Я человек, меня зовут Алексей. Человек – нарицательное, так как людей полно, а Алексей – собственное, потому что оно называет именно меня.

Да, Алексеев тоже много. Но когда преподаватель мне говорит: «Алексей!» или однокурсницы говорят: «Леш!» – я понимаю, что они обращаются именно ко мне.

Одушевленное или неодушевленное. Это не значит «живое» – «неживое». Неодушевленное – это когда Винительный падеж во множественном числе равен Именительному: вижу столы = стоят столы. Одушевленное – когда Винительный падеж во множественном числе не совпадает с именительным: вижу коров – коровы спят, вижу мужиков – мужики работают.

Про мертвеца и куклу

Мертвец – одушевленное существительное. У него винительный падеж во множественном числе не равен именительному: лежат мертвецы – вижу мертвецов.

Вот видите, мертвецы – не живые, однако одушевленные.

То же самое с куклами: у меня есть куклы – одеваю кукол. Одушевленные, хоть и не живые.

Непостоянные признаки

Эти признаки меняются.

Число. Множественное или единственное: дом – дома, кукла – куклы.

Падеж. Ребенок – именительный, рожать ребенка – родительный, творить с ребенком – творительный.

Запоминалочка падежей

Иван родил девчонку, велел тащить пеленку. Иван – именительный падеж, родил – родительный, девчонку – дательный, велел – винительный, тащить – творительный, пеленку – предложный.

Другие советы по запоминанию падежей есть вот в этом видео. Оно моё, я записывал сам.

В зависимости от контекста существительное может быть в разных числах и падежах.

Начальная форма существительного

Это всегда именительный падеж единственного числа: колдун, веревка, кольцо, печаль.

Ее обязательно надо указывать при морфологическом разборе, чтобы правильно определить постоянные признаки.

Синтаксическая роль

Существительное может быть всеми членами предложения. Смотрите:

    : Ученик спит. : Школа – наш дом (дом – сказуемое, отвечает на вопрос «что говорится о подлежащем?»). : Стучу (чем?) молотком. : Иду (куда?) в школу (это обстоятельство места).

  1. Несогласованное определение: кораблик (какой?) с флажком.

На заметку

Если существительное у вас в предложении является определением, то это определение всегда несогласованное.

Что такое имя существительное в русском языке?

Узнаем, что такое имя суще­стви­тель­ное в рус­ском язы­ке, опре­де­лив его общее грам­ма­ти­че­ское зна­че­ние и мор­фо­ло­ги­че­ские и син­так­си­че­ские признаки.

Части речи

Все сло­ва рус­ско­го язы­ка в соот­вет­ствии с их общим грам­ма­ти­че­ским зна­че­ни­ем и мор­фо­ло­ги­че­ски­ми при­зна­ка­ми рас­пре­де­ля­ют­ся по боль­шим лексико-грамматическим клас­сам, кото­рые назы­ва­ют­ся частя­ми речи.

Части речи делят­ся на само­сто­я­тель­ные и служебные.

Самостоятельные части речи назы­ва­ют пред­ме­ты, при­зна­ки, дей­ствия, коли­че­ство и явля­ют­ся чле­на­ми предложения.

Служебные части речи не име­ют лек­си­че­ско­го зна­че­ния и не назы­ва­ют ни пред­ме­тов, ни при­зна­ков, ни действий.

В систе­ме частей речи рус­ско­го язы­ка рас­смот­рим сло­ва, кото­рые назы­ва­ют предмет.

Существительное как часть речи

Ряд слов рус­ско­го язы­ка обла­да­ют общим грам­ма­ти­че­ским зна­че­ни­ем пред­мет­но­сти, кото­рое выра­жа­ет­ся грам­ма­ти­че­ски в фор­мах рода, чис­ла и паде­жа. Если к тако­му сло­ву мож­но задать вопро­сы кто это? или что это?, зна­чит это имя существительное:

  • кто?чело­век, пат­ри­от, сын, хозя­ин;
  • что?дело, резуль­тат, радость, белиз­на.

Стих про существительное

Имена суще­стви­тель­ные называют

  • кон­крет­ные пред­ме­ты (теле­ви­зор, калит­ка);
  • части пред­ме­тов (экран, дно, руко­ят­ка);
  • назва­ния лиц (чело­век, рабо­чий, врач);
  • живот­ных (заяц, бел­ка, тигр);
  • рас­те­ния (клен, гвоз­ди­ка, хвощ);
  • явле­ния при­ро­ды (снег, дождь, раду­га);
  • при­зна­ки (белиз­на, шири­на);
  • дей­ствия (бой, ходь­ба, пла­ва­ние);
  • состо­я­ния (сон, дрё­ма, болезнь)

Имя существительное это

Существительные одушевленные и неодушевленные

Одушевленность/неодушевленность — это посто­ян­ный грам­ма­ти­че­ский при­знак имен существительных.

Одушевленные суще­стви­тель­ные обо­зна­ча­ют нечто живое и отве­ча­ют на вопрос кто?

Неодушевленные суще­стви­тель­ные обо­зна­ча­ют пред­ме­ты и явле­ния нежи­вой при­ро­ды, рас­те­ния, сово­куп­ность живых существ и отве­ча­ют на вопрос что?

Следует пони­мать, что эта грам­ма­ти­че­ская кате­го­рия может не сов­па­дать с раз­ли­че­ни­ем живо­го и нежи­во­го в природе.

В язы­ке к оду­шев­лен­ным суще­стви­тель­ным относятся

  • назва­ния игру­шек, меха­низ­мов, похо­жих на чело­ве­ка (Мальвина, Золушка, робот);
  • назва­ния шах­мат­ных фигур и карт (ладья, туз);
  • назва­ния мифи­че­ских существ (фея, русал­ка, Кощей).

Собственные и нарицательные имена существительные

По зна­че­нию име­на суще­стви­тель­ные делят­ся на соб­ствен­ные и нарицательные.

К соб­ствен­ным име­нам суще­стви­тель­ным отно­сят­ся наиме­но­ва­ния отдель­ных пред­ме­тов, кото­рые выде­ля­ют­ся из ряда одно­род­ных (име­на, отче­ства, фами­лии, гео­гра­фи­че­ские и аст­ро­но­ми­че­ские назы­ва­ния, назва­ния лите­ра­тур­ных и музы­каль­ных про­из­ве­де­ний, кар­тин, жур­на­лов, орга­ни­за­ций, исто­ри­че­ских собы­тий и т.д.):

  • Тарас Михайлович Бурый;
  • Венера
  • Куликовская бит­ва
  • «Война и мир» и пр.

Собственные имена существительные

Нарицательные суще­стви­тель­ные явля­ют­ся обоб­щен­ны­ми назва­ни­я­ми ряда одно­род­ных пред­ме­тов без ука­за­ния их инди­ви­ду­аль­ных особенностей.

Лексико-грамматические группы имен существительных

В зави­си­мо­сти от того, какой пред­мет по зна­че­нию назы­ва­ют сло­ва этой части речи, выде­ля­ют груп­пы существительных:

Конкретные име­на суще­стви­тель­ные назы­ва­ют кон­крет­ные пред­ме­ты и явле­ния действительности.

Они соче­та­ют­ся с коли­че­ствен­ны­ми числительными:

  • два дома
  • три гара­жа.

Абстрактные (отвле­чен­ные) суще­стви­тель­ные обо­зна­ча­ют дей­ствие или при­знак в отвле­че­нии от его про­из­во­ди­те­ля или носи­те­ля признака.

Обозначаемые ими поня­тия нема­те­ри­аль­ны, их нель­зя уви­деть, изме­рить или потро­гать. О них мож­но толь­ко раз­мыш­лять, их мож­но опи­сать или проанализировать.

Вещественные суще­стви­тель­ные обо­зна­ча­ют веще­ства, мате­ри­а­лы, лекар­ства, пище­вые про­дук­ты, хими­че­ские эле­мен­ты и соеди­не­ния и др.

Собирательные суще­стви­тель­ные обо­зна­ча­ют сово­куп­ность одно­род­ных пред­ме­тов как еди­ное целое.

Для них харак­тер­ны суф­фик­сы -ств-, -в-, -j (о), -ур- и др.

Род существительных

Грамматическая кате­го­рия рода явля­ет­ся посто­ян­ным при­зна­ком существительных.

  • сест­ра — мо я сестр а , старш ая сестр а ;
  • ста­рик — люб ой ста­рик , седой ста­рик ;
  • озер о — наш е озер о , глу­бок ое озер о .

Слова этой части речи рас­пре­де­ле­ны по родам с учё­том окон­ча­ний в фор­ме име­ни­тель­но­го паде­жа един­ствен­но­го числа.

Мужской род

1. суще­стви­тель­ные с осно­вой на твер­дый и мяг­кий соглас­ный и нуле­вым окончанием

2. неко­то­рые суще­стви­тель­ные с окон­ча­ни­ем -а/я, назы­ва­ю­щие лиц муж­ско­го пола

3. суще­стви­тель­ные, име­ю­щие оце­ноч­ные суф­фик­сы, с окон­ча­ни­ем -о/-е, -а

4. суще­стви­тель­ное «под­ма­сте­рье».

Женский род

1. суще­стви­тель­ные с окон­ча­ни­ем -а/я

2. суще­стви­тель­ные с осно­вой на мяг­кий соглас­ный и «ж», «ш» с нуле­вым окончанием

Средний род

1. суще­стви­тель­ные с окон­ча­ни­ем -о/-е

2. суще­стви­тель­ные на -мя

3. суще­стви­тель­ное «дитя».

Общий род

1. суще­стви­тель­ные, назы­ва­ю­щие людей обо­е­го пола по качествам

2. неко­то­рые име­на собственные

У слов, име­ю­щих толь­ко фор­му мно­же­ствен­но­го чис­ла, род не определяется.

Род и число имен существительных

Число имен существительных

У имен суще­стви­тель­ных кате­го­рия чис­ла явля­ет­ся непо­сто­ян­ным мор­фо­ло­ги­че­ским признаком.

Число явля­ет­ся сло­во­из­ме­ни­тель­ной кате­го­ри­ей суще­стви­тель­ных, кото­рая выра­жа­ет­ся в про­ти­во­по­став­ле­нии сопо­ста­ви­мых форм един­ствен­но­го и мно­же­ствен­но­го числа:

  • доро­га — дорог и
  • погон — погон ы
  • сло­во — слов а
  • лошадь — лошад и

Большинство суще­стви­тель­ных изме­ня­ют­ся по чис­лам. Ряд слов этой части речи име­ет фор­мы един­ствен­но­го или толь­ко мно­же­ствен­но­го чис­ла:

  • злость (ед. ч.)
  • уми­ле­ние (ед. ч.)
  • день­ги (мн. ч.)
  • кани­ку­лы (мн. ч.)

Склонение существительных

Склонение — посто­ян­ный при­знак существительных.

Падеж — это непо­сто­ян­ный при­знак существительных.

косвенные падежи

В зави­си­мо­сти от родо­вой при­над­леж­но­сти и падеж­ных окон­ча­ний в рус­ском язы­ке раз­ли­ча­ют три основ­ных типа скло­не­ния существительных.

К пер­во­му скло­не­нию отне­сем суще­стви­тель­ные жен­ско­го, муж­ско­го и обще­го рода с окон­ча­ни­ем -а/-я в фор­ме име­ни­тель­но­го паде­жа (стра­на, юно­ша, кон­фе­рен­ция, дядя, его­за, заби­я­ка, гряз­ну­ля).

Ко вто­ро­му скло­не­нию при­над­ле­жат суще­стви­тель­ные муж­ско­го рода с нуле­вым окон­ча­ни­ем и сред­не­го рода с окон­ча­ни­ем -о/-е в фор­ме име­ни­тель­но­го паде­жа (гвоздь, соло­вей, шило, море)

Третье скло­не­ние состав­ля­ют суще­стви­тель­ные жен­ско­го рода с нуле­вым окон­ча­ни­ем (тет­радь, рос­кошь, мозоль).

Существительные I, II и III скло­не­ния име­ют сле­ду­ю­щую систе­му падеж­ных окончаний.

Падежи в русском языке таблица с вопросами и с окончаниями

Десять суще­стви­тель­ных на -мя (имя, вымя, бре­мя, вре­мя, зна­мя, семя, пле­мя, стре­мя, темя, пла­мя) и сло­ва «путь» и «дитя» явля­ют­ся раз­но­скло­ня­е­мы­ми.

Отдельные типы скло­не­ния имеют:

  • суще­стви­тель­ные мно­же­ствен­но­го чис­ла (пери­ла, деба­ты, про­во­ды);
  • суще­стви­тель­ные, обра­зо­ван­ные спо­со­бом пере­хо­да при­ла­га­тель­ных и при­ча­стий (набе­реж­ная, запя­тая, ска­зу­е­мое, под­ле­жа­щее, сла­га­е­мое).

Заимствованные сло­ва явля­ют­ся нескло­ня­е­мы­ми существительными.

Склонение имен существительных

Подытожим рас­суж­де­ния об име­ни суще­стви­тель­ном как части речи и ука­жем посто­ян­ные и непо­сто­ян­ные признаки.

Морфологические признаки имени существительного

I. Общее грам­ма­ти­че­ское зна­че­ние пред­мет­но­сти. Начальная фор­ма — име­ни­тель­ный падеж един­ствен­но­го числа.

II . Постоянные признаки:

  • соб­ствен­ное или нарицательное;
  • оду­шев­лен­ное или неодушевленное;
  • кон­крет­ное, абстракт­ное, веще­ствен­ное или собирательное;
  • род
  • скло­не­ние

III . Непостоянные признаки:

  • чис­ло
  • падеж

Видеоурок

Что такое имя существительное, как разбирать эту часть речи

В русском языке имя существительное (ИС) занимает особое место. Практически ни одно предложение не обходится без употребления данной части речи. Люди, обсуждая погоду, повседневные дела или поход в театр, начинают рассказ с описания кого-либо или чего-либо. Как и союзы, предлоги, наречия и другие части речи, написание, произношение, формообразование ИС регламентируются правилами.

Общие сведения о существительном

Имя существительное – это часть речи в русском языке, которая обозначает предмет. С целью определения ИС используются конкретные вопросы: «Кто?», «Что?», «Кому?», «Чему?», «Кого?», «Чего?» и др.

Суть принадлежности к имени существительному становится явной при ответах. Например, «Я взял книгу из библиотеки и отдал ее маме». «Кто?» – я, «Взял что?» – книгу, «Отдал кому?» – маме.

В тексте ИС может обозначать конкретных людей, предметы, явления природы или события, чувства или состояния, признаки и качества, действия, понятия. Например, «На улице дождь и слякоть». В данном случае применяется вопрос «Что?» (происходит на улице). Или «Хороший сон – лучший отдых». Сон – это состояние человека, когда его организм расслаблен и не бодрствует.

Каждое ИС обладает особыми признаками. Этого требует грамматика. В разговоре или на письме ИС должно иметь определенный род, число и падеж. При определении этих признаков применяются и другие вопросы («Кем?», «Чем?», «О ком?», «О чем?»). Например, «Я не упоминал друга уже целых 2 дня» или «Мне нравится работать с Машей».

Что такое имя существительное, как разбирать эту часть речи

Одушевленные и неодушевленные имена существительные

Имя существительное как часть речи имеет постоянный грамматический признак – одушевленность или неодушевленность. Это свойство называть живые и неживые объекты. Маркер принадлежности к одному из этих разрядов – вопрос:

  • Хозяин, человек, ученик, механик отвечают на вопрос «Кто?».
  • Радуга, гора, камень, армия отвечают на вопрос «Что?».

Определение одушевленности существительного имеет и свои особенности. К одушевленным относятся:

  1. Мифические существа: феникс, русалка, фея.
  2. Названия игрушек или механизмов, приборов, которые максимально схожи с человеком: робот, Пьеро, Мальвина.
  3. Названия фигур в шахматах или картах: ладья, валет, туз.

Фактически, это неживые объекты, но традиционно их относят к миру живых.

Что такое имя существительное, как разбирать эту часть речи

Собственные и нарицательные существительные

Для грамотного употребления имени существительного нужно знать классы и подклассы, которые напрямую обуславливают грамматические особенности. По способности называть единичные и типичные объекты все ИС делятся на собственные (Сб) и нарицательные (Нр).

Что такое имя существительное, как разбирать эту часть речи

Вторые из них, в свою очередь, образуют 4 группы по обобщенному значению и грамматическим свойствам.

Конкретные
Конкретные нарицательные ИС обозначают предметы, воспринимаемые с помощью органов чувств. Например: медведь, телевизор, тумба, ручка, лист, квадрат.

Абстрактные
Эта группа содержит слова, обозначающие природное явление, чувство человека. Сюда относятся: радость, уважение, благодарность, сочувствие.

Собирательные
Такие ИС называют скопления кого-либо или чего-либо: толпа, молодежь, общество, листва, зелень, дубняк.

Вещественные
В эту группу входят ИС, называющие вещество, материал, продукты питания, химические составы, ткани и т.д. Примеры: пшено, золото, дрожжи, кислота, цемент.

В качестве проекта по запоминанию этих разрядов имени существительного можно использовать таблицы или карты с подсказками наподобие приведенного ниже материала:

Что такое имя существительное, как разбирать эту часть речи

К Сб относят ИС, называющие уникальные предметы и явления: имена людей (Державин, Дмитрий Николаевич, Грэм Грин) и животных (Барсик, Полкан), обозначения географических (астрономических) объектов (Марс, Англия), событий (День знаний, Столетняя война), литературных произведений («Гамлет»), передач и печатных изданий (программа «За рулем», журнал «Сноб») и т.д.

Классы Сб и Нр ИС не изолированы друг от друга: слова, приобретая переносное значение, перемещаются из нарицательных в собственные и наоборот Это явление можно проиллюстрировать такими примерами: березовый веник – енот Веник, профессиональный парфюмер – бутик «Парфюмер», герой романа Ловелас – престарелый ловелас.

Что такое имя существительное, как разбирать эту часть речи

Имена Сб и Нр отличаются не только семантически, но и графически: пишутся со строчной и прописной буквы соответственно.

Морфологические категории существительного

Чтобы в предложении прослеживалась связь имен, признаков, совершаемых действий, формы зависящих слов должны изменяться в зависимости от формы главных. Это осуществимо благодаря наличию морфологических признаков. К примеру, по роду зависимого имени прилагательного определяется и род имени существительного. Кроме неизменных для ИС родовой принадлежности и склонения, этой части речи свойственны категории числа и падежа.

Не каждый язык может похвастаться наличием хотя бы двух родов. А в русском все ИС распределены по целым трем. Носители языка интуитивно понимают, что ботинок – мужского, каска – женского, а молоко – ИС среднего рода. Учеников младших классов учат определять родовую принадлежность посредством вспомогательной конструкции: он/она/оно – мой/моя/моё. Для иностранцев практически невозможно понять, почему кресло – оно, диван – он, а кровать – она. Поэтому единственный выход – запоминать ИС в сочетании с местоимением или прилагательным, по окончанию которого легче определить род.

Если одушевленным ИС можно назвать лицо любого пола (умница, сирота, плакса), то род считается общим. А названия, которые употребляются исключительно во множественном числе (каникулы, санки, лыжи, очи, усы, щипцы, бигуди, прятки, чернила, клещи, дрожжи, сумерки), оказываются вне категории рода, который можно определить только в ед.ч.

Что такое имя существительное, как разбирать эту часть речи

Склонение имен существительных

Существительные в русском языке изменяются неодинаково. По общим окончаниям, принимаемым в разных падежах, ИС делятся на 3 типовые группы, которые называются склонениями.

Что такое имя существительное, как разбирать эту часть речи

Разносклоняемые существительные

ИС, у которых падежные окончания – из разных склонений, не относятся ни к одной из 3-х групп. Их легко отличить по финали -мя и появлению суффикса -ен в косвенных падежах.

Несклоняемые существительные

Вне системы склонений находятся ИС, которые не меняются по падежам. Они не имеют окончаний – показателей падежной формы.

В помощь учащимся со 2-го по 4 класс – таблица склонений. В ней приведены падежные вопросы и окончания, которые помогут при составлении предложений.

Что такое имя существительное, как разбирать эту часть речи

Падеж

Значение падежной формы прояснит простой пример. Вот есть у нас, предположим, стол. Сидя на столе или под столом, можно ощущать рукой стол и размышлять о размере стола. Чтобы связать все эти столы в логичное сообщение, мы поставили слово, его обозначающее, в 6 разных падежных форм с характерным окончанием. К каждой из них можно поставить особый, только ей соответствующий вопрос. Категория падежа позволяет установить взаимоотношение объектов и соотнести признаки и действия с их субъектом или определяемым словом.

Что такое имя существительное, как разбирать эту часть речи

Число

Под числом понимают словоформу, передающую количественное свойство предмета в противопоставлении “один – много”.

Что такое имя существительное, как разбирать эту часть речи

Хотя большинство ИС изменяются по числам (баран – бараны, дорога – дороги), для некоторых эта категория неизменна: существует форма только одного из чисел (ножницы, молодежь, хлопья, Альпы, серебро).

Что такое имя существительное, как разбирать эту часть речи

Пример морфологического разбора

Анализ ИС в разрезе морфологических показателей поможет систематизировать знания об особенностях этой части речи. Первый шаг – найти в словосочетании имя существительное, которое употреблено в качестве главного или зависимого элемента. Для этого нужно поставить вопрос и сравнить его с приведенной выше таблицей падежных вопросов к ИС. После этого проделать следующие действия:

[spoiler title=”источники:”]

https://vsvoemdome.ru/obrazovanie/suschestvitelnoe-chto-eto

https://russkiiyazyk.ru/chasti-rechi/sushhestvitelnoe/chto-takoe-imya-suschestvitelnoe.html

https://kakpishem.ru/chasti-rechi/sushchestvitelnoe/chto-takoe-imya-suschestvitelnoe.html

[/spoiler]

Как определить признаки имени существительного?

Разряды существительных: одушевлённые и неодушевлённые, собственные……

А) Общее грамматическое значение Примеры
Б) Морфологические признаки Примеры
Это род, число, падеж, склонение.
Имена существительные:
принадлежат к одному из трёх родов – мужскому, женскому, среднему, но не изменяются по родам; Океан, река, море.

Как Подчёркиваются имена существительные?

В первом случае видно, что существительное стоит рядом с прилагательным и глаголом, а подчёркивают его волнистой линией. Определение, выраженное именем существительным, обычно стоит в родительном падеже, реже — дублирует грамматическую форму определяемого ИС. Во втором случае его называют приложением.

Что имеет имя существительное?

Имена существительные бывают: собственными (Москва, Русь, «Спутник») и нарицательными (страна, мечта, ночь), одушевлёнными (конь, лось, брат) и неодушевлёнными (стол, поле, дача). Имена существительные относятся к мужскому (друг, юноша, олень), женскому (подруга, трава, сушь) и среднему (окно, море, поле) роду.

Что такое существительное 3 класс?

Имя существительное — часть речи, отвечающая на вопрос кто? что?, обозначает предмет. Предмет — всякое материальное явление, вещь.

Какие есть непостоянные признаки у существительного?

Непостоянные признаки существительных

  • Число – указывает на количественную характеристику называемого предмета. Единственное (щука, ложка, слово); …
  • Падеж – категория, выражающая синтаксическое отношение существительного к другим словам (в словосочетаниях, предложениях). Именительный (ребенок, ромашка);

2 окт. 2020 г.

Как определить постоянные и непостоянные признаки?

А) Постоянные признаки: собственное, неодушевлённое, мужской род, 2-е склонение, не изменяется по числам – имеет форму только единственного числа. Б) Непостоянные признаки: употреблено в форме родительного падежа. В предложении выполняет роль обстоятельства места.

Как подчёркивается имя прилагательное существительное?

В предложении имя прилагательные подчеркивается волнистой линией в случае, если оно выступает в роли определения, либо двумя чертами, если является именным сказуемым (частью именного сказуемого). Примеры предложений, в которых имя прилагательное подчеркивается волнистой линией: У Маши красивый почерк.

Какой линией подчеркивать имя существительное?

Таблица-помощник

Член предложения Как подчеркивается Части речи
определение Волнистой линией Прилагательное, причастие (и то, и другое – только в полной форме), местоимение, числительное, инфинитив, существительное
обстоятельство Точка-тире Наречие, деепричастие, существительное, местоимение, инфинитив

•27 мая 2020 г.

Какие бывают существительные?

В зависимости от того, какой предмет по значению называют слова этой части речи, выделяют группы существительных:

  • конкретные
  • абстрактные
  • вещественные
  • собирательные

Какую роль играют имена существительные в предложении?

Роль существительных в предложении Как правило, слова данной части речи употребляются в качестве подлежащего или дополнения, реже – в роли сказуемого, определения или обстоятельства.

Что такое часть речи правило 3 класс?

Часть речи — категория слов языка, определяемая морфологическими и синтаксическими признаками. Морфология — отдел грамматики, изучающий формы слов. Имя существительное — часть речи, отвечающая на вопрос кто? что?, обозначает предмет.

Какие есть части речи?

Части речи, различаемые в современном русском языке

  • Имя существительное
  • Имя прилагательное
  • Имя числительное
  • Местоимение
  • Глагол
  • Наречие
  • Предикатив (слова категории состояния)
  • Причастие

Какие бывают постоянные и непостоянные признаки существительного?

А) Постоянные признаки: нарицательное, одушевлённое, мужской род, 2-е склонение. Б) Непостоянные признаки: употреблено в форме единственного числа, именительного падежа. В предложении выполняет роль приложения.

Что такое постоянные и непостоянные признаки существительного?

Постоянные и непостоянные признаки существительного

  • Признаки имени существительного
  • Какие же существуют признаки
  • Одушевленность
  • Род
  • Склонение
  • Нарицательность
  • Число
  • Падеж

Какие признаки глагола являются постоянными?

Постоянные признаки глагола

  • вид (совершенный или несовершенный);
  • возвратность
  • переходность
  • спряжение.

Какие признаки имени существительного являются постоянными?

Какие грамматические категории относятся к постоянным признакам существительного?

  • Одушевленность, падеж, число, нарицательные и собственные признаки
  • Падеж, число, нарицательные и собственные признаки
  • Одушевленность, род, склонение, нарицательное или собственное
  • Падеж, число, склонение

2 окт. 2020 г.

Как подчеркивают приложения?

Как уже выяснено, приложение — это особый вид определения. Этот второстепенный член предложения аналогично подчеркивается волнистой линией.


Download Article


Download Article

A noun is a word that depicts a person, place, thing, or idea. Common nouns are things like house and tree, and they are not capitalized. Proper nouns are specific names, like Brooklyn or Joe, and they are always capitalized. To find a noun within a sentence, try to identify the verb, look for capitalized names, and see if there is an article within the sentence to base your identification on.

  1. Image titled Identify a Noun in a Sentence Step 1

    1

    Locate the main verb in the sentence to identify the connected noun. A verb is an action word that usually describes the act of doing. Grabbing, singing, and playing are all verbs. More often than not, the verb in the sentence is directly linked to the subject of the sentence. Identify who or what is completing the action in the sentence.[1]

    • In the sentence “She lifts weights,” “lifts” is the verb, and “she” is the noun.
    • In “The dog ran away,” “ran” is the verb, so “dog” is the noun.
  2. Image titled Identify a Noun in a Sentence Step 2

    2

    Find words that are capitalized as a clue that they might be nouns. Words that are capitalized in a sentence are almost always proper nouns, since they are usually the names of people, places, or things. Look for any words in the middle of a sentence that are capitalized and see if they could be a noun.[2]

    • In the sentence “Agatha Christie wrote a lot of books,” “Agatha Christie” is the noun since it is a name.
    • In the sentence “Do you think the Red Sox will win?” “Red Sox” is the noun, since it is the name of a team.

    Advertisement

  3. Image titled Identify a Noun in a Sentence Step 3

    3

    See if the word follows “a,” “and,” or “the.” These words are called articles. If a word follows an article, it is almost certainly a noun. Try to identify any articles in your sentence and see if there is a noun that follows directly after it.[3]

    • In the sentence “The dance was held on Saturday,” “dance” is the noun since it follows “the.”

    Warning: Sometimes an adjective will precede the noun. Watch out for sentences like “Some hot peppers were eaten.” “Peppers” is the noun in this sentence, not “hot.”

  4. Image titled Identify a Noun in a Sentence Step 4

    4

    See if the word follows “some,” “a lot,” or a specific number. Words that describe quantities almost always precede a noun. If the sentence has a quantity word in it, look at the word that is directly after it to see if it could be a noun.[4]

    • In “Some computers in here are broken,” “computers” is the noun since it follows “some.”
  5. Image titled Identify a Noun in a Sentence Step 5

    5

    Determine if the word has a descriptor in front of it. Descriptive words, or adjectives, almost always are describing a noun. If you are questioning whether a word is a noun or not, see if there is an adjective in front of it. If there is, chances are the word is a noun.[5]

    • For example, in the sentence “The stinky socks were gross,” “stinky” is the adjective, and “socks” is the noun.
    • In “A dead tree fell down,” “dead” is the adjective and “tree” is the noun.
  6. Advertisement

  1. Image titled Identify a Noun in a Sentence Step 6

    1

    Identify words that are a person, place, thing, or idea. Nouns are words that depict specific objects, ideas, or people, that the sentence is built around. Look out for words in a sentence that are not actionable or descriptive, and instead only state exactly what something is.[6]

    • In the sentence “She walked home,” “She” is the noun because she is a person.
    • In “Portland is a cool city,” “Portland” is the noun because it is a place.
    • In “The windows need to be open,” “windows” is the noun because it is a thing.
    • In “Your courage is inspiring,” “courage” is the noun because it is an idea.
  2. Image titled Identify a Noun in a Sentence Step 7

    2

    Recognize common endings that indicate a word is a noun. Sometimes, the ending of a word, or the suffix, can clue you in as to what function it serves in a sentence. Often, nouns end in -ity, -ness, and -hood. Some other common examples of noun suffixes are:[7]

    • -tion (population)
    • -ance/-ence (permanence)
    • -ar/-or (doctor)
    • -ism (socialism)
    • -ist (dentist)
    • -ment (government)
    • -y (beauty)
    • -acy (accuracy)
    • -age (image)
  3. Image titled Identify a Noun in a Sentence Step 8

    3

    Test to see if the word can be pluralized. If you can add a plural modifier onto the back of a word, it is most likely a noun. Choose the word that you believe to be a noun and add a letter or letters on the end of it to make it plural. Most often, the plural version of a word has an “s” on the end of it.[8]

    • For example, “My shirt doesn’t fit.” “Shirt” can be pluralized by adding an “s” to the end of it to make “shirts.” “Shirt” is the noun in this sentence.
    • If a noun is plural in a sentence, it is a plural noun.
  4. Image titled Identify a Noun in a Sentence Step 9

    4

    Spot possessive nouns by looking for an apostrophe and an “s.” Possessive nouns add ownership to a person, place, thing, or idea by adding an apostrophe and an “s” after the word. Theses nouns usually stand right in front of the thing that they are possessing. If a person, place, thing, or idea owns something, that word is a noun.[9]

    • In “The book’s cover is gold,” “book’s” is the possessive noun.
    • In “The laundry’s smell was enticing,” “laundry’s” is the possessive noun.
    • In “My lawyer’s fee was too much,” “lawyer’s” is the possessive noun.
  5. Image titled Identify a Noun in a Sentence Step 10

    5

    Look for nouns that describe groups as a single entity. Collective nouns, or nouns that give a name to a large group of people, things, objects, or ideas, can be hard to spot, since they may not seem like nouns at first glance. Watch out for words like “array,” “choir,” and “class” to find collective nouns in a sentence.[10]
    More common collective nouns include:

    • Department of technology
    • Crowd of fans
    • String of pearls
    • School of fish
    • Brood of chickens
    • Deck of cards
  6. Image titled Identify a Noun in a Sentence Step 11

    6

    Look up the word in the dictionary to see if it is a noun. If all else fails, take a peek inside of a dictionary to find out what part of a sentence that word usually is. Dictionaries have symbols next to each definition of a word. A lowercase “n” signifies that a word is a noun.[11]

    Warning: You will not be able to find slang words or most proper nouns in a dictionary.

  7. Advertisement

Add New Question

  • Question

    How do you spot a noun in a piece of writing?

    Language Academia

    Language Academia is a private, online language school founded by Kordilia Foxstone. Kordilia and her team specialize in teaching foreign languages and accent reduction. Language Academia offers courses in several languages, including English, Spanish, and Mandarin.

    Language Academia

    Language Tutors

    Expert Answer

    Take a look at the suspected noun in the sentence and ask “What is this?” or “Who is this?” A noun should easily be able to answer these questions. For example, if you were reading a sentence about a dog, you could ask the question “What is this?” and get “dog” as your answer. Through this process, you’d confirm that “dog” is a noun.

Ask a Question

200 characters left

Include your email address to get a message when this question is answered.

Submit

Advertisement

  • Grammar rules are not always set in stone, and you will probably encounter sentences that break those rules.

Advertisement

References

About This Article

Thanks to all authors for creating a page that has been read 173,095 times.

Reader Success Stories

  • Srinivasarao Mogalapu

    Srinivasarao Mogalapu

    Oct 7, 2022

    “This very easy to understand for all learners of the English language.”

Did this article help you?

Get all the best how-tos!

Sign up for wikiHow’s weekly email newsletter

Subscribe

You’re all set!

Все, что существует в мире, названо словом, и эти слова — имена существительные. Существительным является почти каждое второе слово в нашей речи.

Имя существительное как часть речи

Имя существительное – это самостоятельная часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что? 

Существительные обозначают:

  • конкретные предметы (стол, кукла); 
  • живые существа  и растения (человек, тигр, дуб);
  • явления природы (радуга, дождь, ветер);
  • события (праздник, каникулы, парад);
  • процесс действия (бег, рост);
  • свойства, качества, состояния (доброта, дружба, волнение);
  • вещества (золото, нефть);
  • географические названия (Россия, Байкал) и др.

Постоянные и непостоянные морфологические признаки существительных

1. Имена существительные делятся на одушевленные и неодушевленные

одушевлённые неодушевлённые
отвечают на вопрос кто? отвечают на вопрос что?
называют живые предметы (люди и животные) называют неживые предметы
Например: кот, ученик Например: окно, рюкзак

2. Имена существительные делятся на собственные и нарицательные

Одинаковые однородные предметы называются одним словом, несмотря на то, что эти предметы могут отличаться друг от друга. Так, словом книга называются все книги, хотя сами книги могут отличаться друг от друга содержанием, размерами.

Существительные, называющие однородные предметы, являются нарицательными.
Например: ученик, страна, город, река и т.п.

Чтобы из всей группы однородных предметов выделить какой-то отдельный предмет, ему дают специальное название.
Например, чтобы из всех рек выделить одну, ей дали название: Ока, Волга.

Каждый человек имеет своё собственное имя, отчество и фамилию, которые служат для того, чтобы из массы людей выделить этого человека.

Существительные, называющие единичные (индивидуальные) предметы, являются именами собственными.

Например: Пушкин Александр Сергеевич, Тузик, Москва и т.д.

собственные

нарицательные

Имена, отчества, фамилии людей, клички животных, географические названия (стран, городов, рек, озёр, морей), названия улиц, площадей, художественных произведений

Остальные имена существительные

пишутся с заглавной буквы

пишутся с маленькой буквы

Например: Москва, Волга, Алиса

Например: город, река, девочка

3.  Имена существительные бывают трёх родов

мужской род

женский род

средний род

он, мой

она, моя

оно, моё

Например: ключ, лес

Например: машина, Таня

Например: облако, животное

Чтобы узнать род имени существительного, которое стоит во множественном числе, его надо поставить в единственное число: быки – бык  (м.р.), куклы — кукла  (ж. р.), облака — облако  (ср. р.).

4. Имена существительные изменяются по числам

единственное число (ед.ч.)

множественное число (мн.ч.)

обозначает один предмет

обозначает два или несколько предметов

Например: цветок, собака

Например: цветы, собаки

Имена существительные, имеющие только множественное число:

Каникулы, грабли, сливки, брюки, вес,. ворота, деньги, дети, люди, ножницы, очки, сани, духи, консервы, часы, сутки.

Имена существительные, имеющие только единственное число:

Мебель, охота, масло, мясо, молоко, одежда, обувь, посуда, беготня, лук, пюре, сахар, соль, мёд, картофель, небо, пение, поэзия, творчество, лирика, юмор, погода, метро, радио, ловкость, клубника, крапива, кукуруза, крыжовник, морковь, здоровье, верность, любовь, ненависть, кофе.  

А так же слова среднего рода иностранного происхождения метро, кино, кашне, пальто, радио и др.

5. Имена существительные бывают трёх склонений

Существительные бывают 1, 2 и 3-го склонения:

  • Существительные женского и мужского рода с окончаниями -а, -я в именительном падеже относятся к 1 склонению.
  • Существительные мужского рода с нулевым окончанием и существительные среднего рода с окончаниями -о, -е относятся
    ко 2 склонению.
  • Существительные женского рода с мягким знаком на конце (с нулевым окончанием) относятся к 3 склонению.

1 склонение

2 склонение

3 склонение

м.р.  –а, –я

м.р. —

ж.р.  

ж.р.  –а, -я

ср.р.  –о, -е 

Например: лиса, поляна

Например: окно, утро

Например: любовь, мышь

6. Существительные изменяются по падежам

Изменение окончаний имён существительных по вопросам называется изменением по падежам, или склонением.

Как запомнить падежи русского языка

Чтобы правильно определить падеж имени существительного, надо:

  1. найти в предложении слово, к которому относится это существительное, и поставить от него вопрос;
  2. по вопросу: предлогу (если он есть) узнать падеж.

Над озером кружились чайки.

кружились (над чем?} над озером —- Т. п.

Полезная статья:

Как запомнить падежи русского языка



Постоянные признаки (не меняются) существительного:

— собственное или нарицательное;
— одушевлённое или неодушевлённое;
— род;
— склонение.

Падеж и число — непостоянные (могут меняться) признаки существительного.

Все эти признаки указываются при выполнении морфологического разбора имени существительного.



Правописание имён существительных

Основные орфограммы с именами существительными

  1. Буквы И, А, У после шипящих ЖИ – ШИ пишутся с буквой И. ЧА – ЩА с буквой А. ЧУ – ЩУ с буквой У. 

  2. Буквосочетания ЧК, ЧН, НЧ, ЩН пишутся без мягкого знака.  

  3. Правописание безударных гласных в корне слова.
  4. Правописание глухих и звонких согласных(парных).
  5. Правописание непроизносимых согласных.
  6. Правописание словарных слов.
  7. Соединительная гласная в сложных словах.
  8. Правописание суффиксов ек и ик.
  9. Разделительный Ъ и Ь.
  10. Мягкий знак (ь) на конце имён существительных после шипящих.

Ь — пишется

Ь — не пишется

У сущ. ж.р., ед.ч.

У сущ. м.р.,

У сущ. в Р.п., мн.ч.

Например: мышь, брошь

Например: камыш, туч

10. Правописание безударных падежных окончаний существительных.

Алгоритм написания безударного окончания имени существительного

1. Поставить имя существительное в форму именительного падежа (начальную форму):

Например: сидит на берёз… — берёза.

2.  Определить склонение: ж.р., окончание –а, значит, 1 склонение.

3. Найти проверочное слово: существительное того же склонения с ударным окончанием: пример: лиса.

4. Подставить проверочное слово в словосочетание на место проверяемого слова: сидит на лисе.

5. Написать в проверяемом слове ту же букву, что и в проверочном: сидит на берёзе.  


Карточки по теме «Имя существительное как часть речи»

диктанты для 3 класса по русскому языку школа россии

Карточка 1

  1. Прочитай текст. Выпиши имена существительные.

Пригревает солнышко. Наступили тёплые деньки. Сосульки плачут на крышах. Снег сделался грязным. Забулькали весёлые ручьи. У крыльца стоят лужи. Шумный воробей трещит весь день.

2. Придумай и напиши по три существительных женского, мужского и среднего рода.

Мужской род: __________
Женский род: __________
Средний род: __________


диктанты для 3 класса по русскому языку школа россииКарточка 2

  1. Выписать слова в два столбика: в первый — слова, которые отвечают на вопрос что?, во второй — слова, которые отвечают на вопрос кто?

Пришла весна. На реке треснул лёд. По воде поплыли льдины. Над рекой кружили птицы. Пищали утки, чайки и кулики. В небе звонко трубили лебеди. Солнце ярко светило.

2. Напиши по три имени собственных.

Имя: _________________________
Фамилия: _____________________
Кличка животного: _____________
Город: _______________________


диктанты для 3 класса по русскому языку школа россииКарточка 3

  1. Напиши имена существительные во множественном числе.

карандаш — _____________
ёж — ____________________
чертёж — _______________
гараж — ________________
малыш — _______________
клубника — _____________

2. Составь и запиши из слов предложение. Вставь пропущенные буквы. Подчеркни слова, которые отвечают на вопрос что? Напиши 3 слова, которые отвечают на вопрос кто?

Д…рев…ев, луч, осв…тил, яркий, солнца, в…рхушки.


диктанты для 3 класса по русскому языку школа россииКарточка 4

  1. Спиши. Подчеркни имена собственные.

Трудовое молочко

Весь день Алёша пасет корову на лугу. У коровы кличка Добрыня. Светит солнышко. Корова жует сочную травку. К вечеру Алёша подоил Добрыню. Кружка полна молока. Мальчик достал хлеб и стал есть. Хорошо трудовое молочко! (По С. Романовскому)

2. Продолжи ряд слов по образцу. Придумай и запиши по 4 слова.

(кто?) воробей, ________, ________, ________, ________.
(что?) ручей, ________, ________, ________, ________.

Придумай и напиши с любыми словами одно предложение. Подчеркни главные члены.


диктанты для 3 класса по русскому языку школа россииКарточка 5

Прочитай слова. Выпиши в первый столбик слова, отвечающие на вопрос кто?, во второй столбик — что? Придумай и напиши в каждый столбик еще по два слова. Придумай и напиши с любыми словами 1 предложение.
Подчеркни в нем главные члены.

Девочка, класс, карандаш, дежурный, пенал, тетрадь, ученик, учитель.


диктанты для 3 класса по русскому языку школа россииКарточка 6

Прочитай слова. Выпиши в первый столбик слова, отвечающие на вопрос кто?, во второй столбик — что? Придумай и напиши в каждый столбик еще по два слова. Придумай и напиши с любыми словами одно предложение. Подчеркни в нем главные члены.

Ребята, лес, грибы, ёж, цветы, соловьи, солнце, дятел.


диктанты для 3 класса по русскому языку школа россииКарточка 7

 1. Вставь пропущенные буквы. Подчеркни слова, которые отвечают на вопрос что? Напиши 3 слова, которые отвечают на вопрос кто?

Уж тает снег, б…гут руч…и,
В …кно повеяло в…сною.
Засвищ…т скоро солов…и,
И лес оденется л…ствою.

2. Запиши существительные во множественном числе.

Пейзаж —
вираж —
стекло —
ведро —
чудо —
крыло —


диктанты для 3 класса по русскому языку школа россииКарточка 8

  1. Напиши слова в три столбика по родам (1-й столбик — мужской род, 2-й столбик — женский род, 3-й столбик — средний род). Придумай и напиши в каждый столбик еще по два слова.

Молоко, арбуз, карандаш, кастрюля, стакан, пальто, малина, растение, лопата, яблоко, орех, ягода, народ.

2. Выпиши существительные, которые употребляются только во множественном числе.

Листья, брюки, щипцы, корни, очки, юбки, шахматы, песни, салки, игры, забавы, прятки.


диктанты для 3 класса по русскому языку школа россииКарточка 9

  1. Напиши слова в три столбика по родам (1-й столбик — мужской род, 2-й столбик — женский род, 3-й столбик — средний род). Придумай и напиши в каждый столбик еще по два слова.

Класс, шоссе, посуда, рассказ, сорока, растение, горох, морковь, здоровье, капуста, панно, трамвай, дорога, воробей.

2. Выпиши существительные, которые употребляются только во множественном числе.

Деревья, ворота, краски, ножницы, ножи, щипцы, сумерки, крючки, каникулы, ночи, сутки, ноты.


диктанты для 3 класса по русскому языку школа россииКарточка 10

  1. Напиши слова в два столбика по числам (1-й столбик — слова в единственном числе, 2-й столбик — во множественном числе). Придумай и напиши в каждый столбик еще по два слова.

Валенки, лисицы, тетради, молоко, сороки, коньки, деревня, собака, машины, пальто, воробьи, арбуз, народ.

2. Определи падеж существительных в словосочетаниях.

уронила в воду ( _____ ),
живёт в норе ( _____ ),
достал из корзины ( _____ ),
бежал по тропинке ( _____ ),
укрыться одеялом ( _____ ).


диктанты для 3 класса по русскому языку школа россииКарточка 11

  1. Напиши слова в два столбика по числам (1-й столбик — слова в единственном числе, 2-й столбик — во множественном числе). Придумай и напиши в каждый столбик еще по два слова.

Город, девочка, дежурные, сапоги, карандаши, посуда, сороки, завод, мороз, улицы, коровы, мальчики, медведь, граждане.

2. Определи падеж существительных в словосочетаниях.

Лежит на столе ( _____ ),
прочитал письмо ( _____ ),
далеко от дороги ( _____ ),
подарили брату ( _____ ),
нарисовал красками ( _____ ).


диктанты для 3 класса по русскому языку школа россииКарточка 12

  1. Запиши слова в три группы по склонениям.

Стена, вихрь, удивление, память, Вова, обувь, заря, Владимир, радость.

2. Выпиши словосочетания, в которых морфологические признаки существительного указаны неверно. Исправь ошибки.

Смотрю на снег (м.р., 2 скл., В.п.), увлекаться музыкой (ж.р.,
1 скл., Т.п.), фотографировать героя (м.р., 2 скл., В.п.), развести
огонь (ж.р., 1 скл., В.п. ), бежать по траве (ж.р., 2 скл., П.п. ).


диктанты для 3 класса по русскому языку школа россииКарточка 13

  1. Запиши слова в три группы по склонениям.

Ворона, зелень, башня, Степан, счастье, Стёпа, дверь, рояль, память.

2. Выпиши словосочетания, в которых морфологические признаки существительного указаны неверно. Исправь ошибки.

Рисовать дом (м.р., 2 скл., И.п.), соревноваться с товарищем
(м.р., 2скл., Т.п.), приготовить коктейль (ж.р., Зскл., В.п. ), учить
басню (м.р., 1скл., В.п. ), плыть по реке (ж.р., 1 скл., П.п.).


диктанты для 3 класса по русскому языку школа россииКарточка 14

  1. Найди все имена существительные. Подчеркни однородные члены предложения. 

Поймает енот лягушку, рака, мышь, ящерицу и сначала полощет их в воде

2. Запиши существительные в единственном числе.

Вещи —
Мечи —
Богачи —
Печи —
Речи —
Силачи —


диктанты для 3 класса по русскому языку школа россииКарточка 15

  1. Найди все имена существительные. Подчеркни однородные члены предложения. 

Найдёт сорока стёклышко, бусинку, монетку, любую блестящую безделушку и спрячет в укромное место.

2. Запишите словосочетания, поставив имена существительные в форму родительного падежа множественного числа.

Пять (килограммы), килограмм (яблоки, лимоны), пара (чулки, носки), много (места), две пары (сапоги), несколько (полотенца), пара (туфли), нет (мандарины), подвиг (солдаты).

Ответ:

Пять килограммов, килограмм яблок, лимонов, пара чулок, носков, много мест, две пары сапог, несколько полотенец, пара туфель, нет мандаринов, подвиг солдат.


диктанты для 3 класса по русскому языку школа россииКарточка 16

  1. Определи, какую роль выполняет мягкий знак в данных словах. Раздели слова на 3 группы в зависимости от роли мягкого знака.

Роскошь, семья, лебедь, молодёжь, обезьяна, ложь, морковь, платье, прорубь.

2. Найди и зачеркни лишнее слово в каждой группе (обрати внимание на склонения существительных).

1) скорость, мозоль, дверь, огонь, горечь;
2) якорь, декабрь, дрожь, автомобиль, рельс.


диктанты для 3 класса по русскому языку школа россииКарточка 17

  1. Допиши окончания, в скобках укажи склонение и падеж существительных.

Ехал по деревн.. (_______), по город.. (_______), по площад..(————— );
купаться в озер.. (_______), в океан.. (_______), в проруб..(————— );
заботиться о мам.. (_______), о брат.. (_______), о дочер..(————— ).

2. Продолжи объяснение.

В слове в тетрадк.. пишется буква…, так как это существительное … склонения в … падеже.
В слове в тетрад., пишется буква …, так как это существительное … склонения в … падеже.
В слове на площадк.. пишется буква …, так как это существительное … склонения в … падеже.
В слове на площад.. пишется буква …, так как это существительное … склонения в … падеже.


диктанты для 3 класса по русскому языку школа россииКарточка 18

  1. Допиши окончания, в скобках укажи склонение и падеж существительных.

Говорить о кошк.. (_______), о верблюд.. (_______), о мыш..(————- );
жить в деревн.. (_______), в город.. (_______), в роскош..(————- );
подойти к беседк.. (_______), к сцен.. (_______), к двер..(————- ).

2. Продолжи объяснение.

В слове 3 кроват.. пишется буква …, так как это существительное … склонения в … падеже.
В слове в кроватк., пишется буква …, так как это существительное … склонения в … падеже.
В слове о мам… пишется буква …, так как это существительное … склонения в … падеже.
В слове о матер…, пишется буква …, так как это существительное … склонения в … падеже.

ПРИ ИЗУЧЕНИИ ЧАСТЕЙ РЕЧИ БУДЕТ ТАКЖЕ ПОЛЕЗНО ПОРАБОТАТЬ С РАБОЧЕЙ ТЕТРАДЬЮ

О. Наумова «Я УМЕЮ СОЧИНЯТЬ»

В наше время очень трудно быть успешным без развитой речи. А каждый родитель хочет, чтобы его ребёнок крепко стоял на ногах  и много добился в жизни. Этому во многом будет способствовать уверенная речь, творческое мышление, гибкий ум и грамотное письмо.

Занятия по рабочей тетради «Я умею сочинять» решают эти задачи.

Рабочая тетрадь «Я умею сочинять» для тех, кто задумывается о будущем своего ребенка. Кто понимает как развитая речь и творческое мышление способны помочь ребенку в жизни.

• Методика проста, но в то же время уникальна.
• Подходит для занятий и дома, и в школе.
• Вызывает интерес у детей.
• Покупаете 1 раз, а распечатать можно сколько угодно раз!
• В рабочей тетради 70 учебных страниц.

Результат ребёнка:
• Более развитая и грамотная речь;
• Развитие наглядно-образного мышления;
• Увереннее будет писать изложения и сочинения;
• Повышение уровня грамотности;
• Развитие творческого воображения;
• Ребёнку легче формулировать свои мысли;
• Улучшение показателей в учёбе;
• Собственная написанная книга.

Тетрадь может быть использована как индивидуально для творческой работы дома, так и в классе учителем.

Как развить речь ребенка

Как развить речь у детей


О. Наумова НЕЙРОТРЕНИНГ Безударные гласные

Большой полноценный ТРЕНИНГ с выстроенной системой упражнений.
НЕЙРОТРЕНИНГ позволит продуктивно отработать самую распространенную и трудную орфограмму в русском языке — безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением.

Что даст прохождение ТРЕНИНГА:

  • повышение уровня грамотности;
  • развитие внимания;
  • активацию работы мозга;
  • умение применять полученные знания на практике;
  • увеличение скорости обработки информации;
  • развитие речи;
  • развитие памяти;
  • улучшение успеваемости в школе и т.д.

Кому нужен этот ТРЕНИНГ?

  • Ребенку, который делает ошибки на письме;
  • Родителям, которые хотят разобраться в теме и помочь своему ребенку;
  • Учителю, который использует нестандартные и действенные приёмы в обучении;
  • Репетитору желающему в разы увеличить результативность своих занятий.

Что найдете в ТРЕНИНГЕ:

  • Продуманную и проверенную на практике систему упражнений;
  • 200 страниц результативных заданий;
  • 9 уровней сложности нейроупражнений;
  • Нестандартные и наиболее эффективные задания по основной теме;
  • Упражнения для развития речи;
  • Дополнительные задания к упражнениям на отработку знаний частей речи, состава слова, деления на слоги, умения составлять предложения и др.

В результате прохождения ТРЕНИНГА ребенок получит:

  • умение видеть в текстах и слышать слова с безударными гласными;
  • умение быстро и без ошибок подбирать проверочные слова;
  • повышение грамотности в целом;
  • развитие «орфографического чутья»;
  • уменьшение количества ошибок;
  • активацию работы мозга;
  • развитие мышления;
  • увеличение скорости мысли;
  • улучшение показателей в учёбе!

ПОДХОДИТ ДЛЯ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ И ГРУППОВОЙ РАБОТЫ.

Карточки: безударные гласные в корне слова 2 класс


Ольга Наумова «Нейросписывание 1 класс» 

Удивительное по своей эффективности и результативности пособие! Вызывает у ребенка интерес и стимулирует учебную мотивацию!

Задания этого нейропособия направлены на развитие навыков чтения, грамотности, внимания и памяти.

Данное пособие содержит:

  • Небольшие, но зрительно деформированные тексты для чтения и списывания;
  • Различные задания к каждому тексту, позволяющие закрепить знания по русскому языку. а также развить внимание, память и навыки самоконтроля;
  • Методические рекомендации для эффективной работы.

Какую пользу принесут занятия по данному пособию?

• Улучшение техники чтения;
• Развитие навыка понимания прочитанного;
• Повышение уровня орфографической зоркости;
• Развитие внимания и памяти;
• Улучшение работы мозга;
• Развитие навыка грамотного списывания текстов;
• Увеличение словарного запаса;
• Развитие навыка самоконтроля;

Повышение уровня заинтересованности ребенка в учебе.

Кому необходимо данное пособие?

• Ребенку, который плохо читает;
• Ребенку, который допускает много ошибок при письме;
• Ребенку, у которого недостаточное внимание и слабая память;
• Учителю, который хочет разнообразить уроки и домашние задания;
• Родителю, который хочет помочь своему ребенку и получить действенный инструмент;
• Репетитору, который заинтересован в быстрых положительных результатах своего ученика.

Задания рассчитаны на возраст 7+.
Пособие полезно использовать для учащихся 1 классов, а также во время летних каникул перед 2-ым классом.

1 класс: тексты для списывания

1 класс: тексты для списывания

Ольга Наумова «Нейросписывание 2 класс» 

Задания рассчитаны на возраст 8+.
Пособие полезно использовать для учащихся 2 классов, а также во время летних каникул перед 3-им классом.Учимся списывать текст без ошибокУчимся списывать текст без ошибок


Ольга Наумова «Нейросписывание 3 класс» 

Задания рассчитаны на возраст 9+.
Пособие полезно использовать для учащихся 3 классов, а также во время летних каникул перед 4-Ым классом.

Списывание 3 класс

Списывание 3 класс


Ольга Наумова «Хорошо читаю, грамотно пишу» Осень

Умение хорошо читать и грамотно писать – залог успешной учёбы.
Задания рабочей тетради направлены на развитие навыков чтения и безошибочного письма.

«Хитрые» необычно зашифрованные тексты максимально включают мозг ребёнка в работу, одновременно с этим развивая внимание! память! технику чтения! и умение списывать без ошибок! 
Поэтому тексты мы читаем, списываем и выполняем задания.

Рабочая тетрадь содержит тексты различной сложности с индивидуальными заданиями.

Кому необходимо данное пособие?
• Ребенку, который плохо читает;
• Ребенку, который допускает много ошибок при письме;
• Ребенку, у которого недостаточное внимание и слабая память;
• Учителю, который хочет разнообразить уроки и домашние задания;
• Родителю, который хочет помочь своему ребенку и получить действенный инструмент;
• Репетитору, который заинтересован в быстрых положительных результатах своего ученика.

Какую пользу принесут занятия по данному пособию ребёнку?
• Улучшение техники чтения;
• Развитие навыка понимания прочитанного;
• Повышение уровня орфографической зоркости;
• Развитие внимания;
• Улучшение памяти;
• Развитие навыка грамотного списывания текстов;
• Увеличение словарного запаса;
• Развитие навыка самоконтроля;
• Повышение уровня заинтересованности в учебе.

Рекомендуемая методика работы подробно изложена внутри пособия.
Рабочая тетрадь в формате PDF, 72 страницы.
Рекомендуемый возраст 7+
Подходит для индивидуальной и групповой работы.

Cамостоятельная работа по русскому языку 2 класс 1 четверть Школа России


Ольга Наумова «Хорошо читаю, грамотно пишу» Зима

как научить ребёнка списывать текст без ошибок


Ольга Наумова «Хорошо читаю, грамотно пишу» Весна

Как научить ребёнка списывать текст без ошибок


Заходите также в Книжную лавку  за полезными книгами!

Как учиться лучше в школе

С уважением, Ольга Наумова

Благодарю, что поделились статьей в социальных сетях!

Имя существительное — это самая существенная часть речи, в грамматике она считается часто встречающейся.

Знать о ней необходимо всем школьникам для того, чтобы правильно выполнять задания как в ЕГЭ, так и в ГИА. В частности, в экзамене 11 класса имеется задание, в котором нужно выбрать правильную форму имени существительного. Также эта подборка поможет сделать морфологический разбор любого существительного.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ: имя существительное — это часть речи, которая обозначает  ПРЕДМЕТ и отвечает на вопросы КТО? или ЧТО?

Собственное и нарицательное

  • СОБСТВЕННЫЕ существительные обозначают — имена, фамилии, отчества, клички животных, географические названия, название книг, газет, журналов (Москва, Волга, Мария, Каштанка, Алексей Максимович).
  • НАРИЦАТЕЛЬНЫЕ существительные  — название предметов и явлений (ученик, учебник, страна, лес, собака).

Одушевленные и неодушевленные 

  • ОДУШЕВЛЕННЫЕ существительные отвечают на вопрос КТО? и называют людей и животных (учитель, школьник, сестра, кот, птица).
  • НЕОДУШЕВЛЕННЫЕ существительные отвечают на вопрос ЧТО? и называют неживые предметы (облако, лес, вода, тетрадь, автобус).

Число имён существительных

  • ЕДИНСТВЕННОЕ число — обозначает один предмет (письмо, ребёнок). Некоторые существительные употребляются только в единственном числе (молоко, доброта, Калуга, пение, молодёжь, Франция).
  • МНОЖЕСТВЕННОЕ число — обозначает несколько предметов (письма, дети). Некоторые существительные употребляются только во множественном числе (очки, сани, именины, ножницы, ворота, Альпы).

Род имени существительного

РОД — постоянный признак имени существительного. По родам существительные не изменяются.

  • МУЖСКОЙ — он, мой (конь, автомобиль).
  • ЖЕНСКИЙ — она, моя (рожь, земля).
  • СРЕДНИЙ — оно мое (село, кольцо). 

ПРАВИЛО: чтобы определить род имени существительного, нужно поставить это существительное в начальную форму: с мячами — мяч (м. р.), на земле — земля (ж. р.),  у моря — море (ср. р.).

  • ОБЩИЙ РОД — он, мой, этот/она, моя, эта (плакса, сирота).

Орфограмма «Мягкий знак (Ь) после шипящих на конце имён существительных»

  • Пишется — в женском роде (мышь, рожь, печь, ложь, мощь).
  • Не пишется — в мужском роде  (гараж, камыш, товарищ, борщ).

Мягкий знак после шипящего на конце имени существительного показывает, что это существительное женского рода.

Склонение имени существительного

СКЛОНЕНИЕ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ —  это изменение слов по падежам. Падеж определяется по вопросам.

Падежи и вопросы:

Чтобы легче запомнить вопросы падежей можно подставлять вспомогательные слова.

  • Именительный падеж (есть)  кто? что? 
  • Родительный падеж (нет) кого? чего? 
  • Дательный падеж (даю, рад) кому? чему?
  • Винительный падеж (вижу) кого? что?
  • Творительный падеж (доволен, любуюсь) кем? чем?
  • Предложный падеж (думаю, говорю) о ком? о чем?

ПРАВИЛО: Чтобы определить падеж имени существительного, необходимо найти слово, с которым это существительное связано по смыслу, и поставить от него падежный вопрос.
ПРИМЕР: Старик ловил неводом рыбу. (А.С. Пушкин)

Ловил (чем?) неводом (Т. п.); ловил (кого?) рыбу (В.п.).

НАЧАЛЬНАЯ ФОРМА ИМЕНИ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОГО — форма именительного падежа единственного числа (всегда определяется в морфологическом разборе).

Три склонения имён существительных

В русском языке имена существительные, которые имеют одинаковые окончания в одних и тех же падежах, распределяются по трём группам — СКЛОНЕНИЯМ.

  • К 1-му склонению относятся имена существительные женского и мужского рода с окончаниями , в именительном падеже единственного числа (линейкА , землЯ, мамА, папА, дядЯ).
  • Ко 2-му склонению относятся имена существительные мужского рода с нулевым окончанием и среднего рода с окончаниями -О, -Е в именительном падеже единственного числа (урок, день, зеркалО, полЕ).
  • К 3-му склонению относятся имена существительные женского рода с нулевым окончанием в именительном падеже единственного числа и оканчивающиеся на мягкий знак (метелЬ, морковЬ, вещЬ, дочЬ).

ПРАВИЛО: чтобы определить склонение имени существительного во множественном числе, нужно поставить это существительное в начальную форму, определить его род и выделить окончание.

ОРФОГРАММА «Буквы Е и И в падежных окончаниях имён существительных»

Чтобы правильно написать безударное падежное окончание имени существительного, нужно:
1. Определить падеж.
2. Определить склонение.
3. Вспомнить окончание существительных  этого склонения в нужном падеже: письмо (кому?) бабушке (1-е скл., Д. п., ед. ч., -е); ехать (на чём?) на велосипеде (2-е скл., П. п., ед. ч., -е).
4. Проверить безударное падежное окончание ударным окончанием имени существительного того же склонения: думая о Родине (о земле); деревья в инее (в серебре); увидел в проруби (в степи).

ОРФОГРАММА «Буквы О и Е после шипящих и Ц в окончаниях имён существительных»

После шипящих и Ц в окончаниях имён существительных в творительном падеже под ударением пишется гласная О, а без ударения — гласная Е: врачОм — задачЕй , птенцОм — птицЕй.

Морфологический разбор 

1. Часть речи. Что обозначает, на какой вопрос отвечает.
2. Начальная форма (именительный падеж единственного числа).
3. Неизменяемые признаки: одушевлённое или неодушевлённое; собственное или нарицательное; род (мужской, женский, средний); склонение (1,2,3).
4. Изменяемые: падеж, число.
4. Роль в предложении.

ПРИМЕР УСТНОГО РАЗБОРА

Охотник увидел белку.
1. Белку — имя существительное. Обозначает предмет, отвечает на вопрос кого?
2. Начальная форма — белка.
3. Одушевлённое, нарицательное. Женского рода, 1-го склонения.
4. Употреблено в единственном числе, в винительном падеже.

5. В предложении является второстепенным членом предложения, поясняет сказуемое: увидел (кого?) белку.

ПРИМЕР ОФОРМЛЕНИЯ РАЗБОРА В ТЕТРАДИ

Белку — сущ., кого?, н. ф. — белка, одуш., нариц., ж.р., 1-го скл., ед.ч., В.п., второст. член (дополнение).

Как видите, имя существительное — это самая всеобъемлющая часть речи. Она описывает сразу большое количество вещей в этом мире, наименований, событий и прочего. Также его признаки позволяют произвести еще большее уточнение. 

[su_posts posts_per_page=»5″ tax_term=»7″ order=»desc» orderby=»rand»]

Добавить комментарий