Как найти сушу в океане

Автор статьи

Валентина Николаевна Норина

Эксперт по предмету «География»

преподавательский стаж — 38 лет

Задать вопрос автору статьи

Острова

На Земле есть разные по площади участки суши, окруженные водой. Среди них – острова, отличающиеся от материков меньшими размерами.

Определение 1

Остров – это достаточно большой участок суши со всех сторон окруженный водой.

Острова отличаются между собой размерами и происхождением и должны постоянно возвышаться над поверхностью воды. Острова могут быть одиночные и групповые. В ряде случаев островом может стать приподнятая часть шельфа материка.
На Земле самым большим островом является Гренландия, которую по площади можно сравнить с самым маленьким материком – Австралией.

По географическому положению острова бывают:

  • Континентальные (материковые);
  • Острова переходной зоны;
  • Океанические острова.

Происхождение морских островов:

  • Образованые коренными породами;
  • Образованные аккумулятивной деятельностью волн;
  • Острова вулканические и грязевулканические;
  • Острова коралловые.

Речные и озерные острова могут образоваться в результате наносов и эрозионных процессов. В свою очередь речные острова делятся на пойменные и русловые. Есть острова искусственные, но это отдельная группа островов, являющаяся результатом деятельности человека, например, насыпки грунта или строительства каналов.

В пределах подводных окраин материков образовались континентальные острова. Как правило, они образованы коренными породами или аккумулятивной деятельностью волн. Среди таких островов самые крупные – Гренландия, Новая Гвинея, Калимантан, Мадагаскар и др.

Вулканические острова, а иногда и коралловые относятся к островам переходной зоны. Эти же острова могут располагаться в пределах ложа океана и на срединно-океанических хребтах только они уже будут океаническими островами. Острова вулканического происхождения являются верхушками подводных вулканов – это Гавайские, Галапагосские острова, Санторин, Таити, Пасхи. У побережья Сицилии в Средиземном море – Вулькано, Липари, Мадейра.

«Суша в океане» 👇

В отношении населения острова бывают обитаемые и необитаемые.
Самое большое скопление островов расположено в Тихом океане. Они находятся в центральной и западной частях океана и называются Океания.

Общая площадь островов Океании составляет $1,3$ млн. км кв. и разбросана от субтропических широт Северного полушария до умеренных широт Южного. Географическое положение, размеры и происхождение этих островов связано со строением тихоокеанского дна. Большая часть этих островов являются вершинами подводных вулканов, но есть и материковые. В западной части Океании острова лежат в области островных дуг, которые образовались на границах литосферных плит.

Об Океании узнали в $XVI$ в. после первого кругосветного плавания Магеллана. В изучение природы и населения Океании большой вклад внес русский ученый Н.Н. Миклухо-Маклай.

Полуострова

Определение 2

Полуострова – это большие участки суши, окруженные водой с трех сторон и вдающиеся далеко в акваторию моря.

Форма полуостровов самая разная. Заостренные и узкие их части получили название мысов. На них могут располагаться маяки, предупреждающие о близкой земле. Вытянутый в длину полуостров в России называется нос, например, полуостров Канин Нос.
Берега полуостровов могут омывать не только одно, а несколько морей. Так, Скандинавский полуостров омывают воды $4$-х морей – Балтийского, Северного, Норвежского и Баренцева. Мыс Горн и мыс Доброй Надежды разделяют два великих океана.

Многие полуострова имеют уникальную форму, Аппенинский, например, очень напоминает женский сапожек, а полуостров Сомали даже назвали «Африканским рогом».

Самый крупный на планете Аравийский полуостров, являющийся частью Евразии, имеет площадь $2730$ млн. км кв. На его территории расположено несколько государств, самым крупным из которых является Саудовская Аравия и несколько мелких, расположенных по берегам Персидского и Аденского заливов, Аравийского моря. На севере располагается часть Сирии, Ирака, Иордания. Вблизи Персидского залива здесь залегают богатейшие запасы нефти и газа.

Вторым крупным азиатским полуостровом является Индокитай. Он тоже является выступающей частью Евразии и занимает площадь $2088$ млн. км кв. Берега этого гиганта омывают два моря: Андаманское – на западе и на юго-востоке – Южно-Китайское море. Вблизи его берегов находится много заливов – Бенгальский, Сиамский, Бакбо и пролив – Малаккский. Территорию полуострова занимают $7$ государств – Бангладеш, Лаос, Мьянма, Камбоджа, Малайзия, Вьетнам, Таиланд.

На юге Евразии располагается полуостров Индостан, площадью $2 $млн. км кв. На западе его омывает Аравийское море, на востоке – Бенгальский залив. Территорию полуострова занимает государство Индия.

На северо-западе Евразии расположился Скандинавский полуостров. Его длина с севера на юг составляет примерно $1900$ км, а ширина – $800$ км.

Площадь полуострова примерно $800$ тыс. км кв. Это самый крупный европейский полуостров, на территории которого находятся три государства – Норвегия, Швеция и северо-западная часть Финляндии.

Помимо этих крупных по площади полуостровов, к Евразии относятся еще несколько, но меньших размеров – Пиренейский, Малая Азия, Балканский и Таймыр.

Есть полуострова и у Северной Америки, Африки, Австралии и, даже у Антарктиды.
На востоке Канады находится полуостров Лабрадор, расположившийся между двумя заливами – Гудзоновым и заливом Святого Лаврентия с одной стороны и Атлантическим океаном – с другой стороны. Лабрадор занимает площадь $1,6$ млн. км кв. и имеет среднюю высоту над уровнем моря $600$ м.

На востоке африканского континента образовался полуостров Сомали, омываемый водами Аденского залива и Индийского океана. Он занимает площадь около $ 750$ тыс. км кв., на которой расположено государство с одноименным названием. На севере Сомали граничит с Джибути, на юго-западе граница проходит с Кенией, а на западе с Эфиопией.

Крупнейшим полуостровом белого континента является Антарктический, на котором расположена крайняя северная точка материка – мыс Прайм-Хед. Полуостров получил современное название в $1961$ г., а до этого в картографии разных стран он назывался по-разному. Американцы называли его полуостров Палмера, у британцев и русских это была Земля Грейама, аргентинцы на своих картах подписывали как Земля Сан-Мартина. В Чили полуостров официально называется Земля О,Хиггинса.

Архипелаги

В Мировом океане помимо одиночных островов, есть целые группы – это архипелаги.

Определение 3

Архипелаг – это группа островов, расположенных близко друг к другу и имеющих общее основание.

Архипелаги в основном имеют одно происхождение. Геологическое строение их тоже может быть одинаковым.

В связи с этим различают архипелаги:

  • Материковые;
  • Вулканические;
  • Коралловые;
  • Намывные.

Материковым является архипелаг Новая Земля, Маршалловы острова – коралловый архипелаг, а Гавайские острова – архипелаг вулканического происхождения.

На архипелагах располагаются государства, их насчитывается более $30$, например, Индонезия, Фиджи, Филиппины, Багамы и др.
Самым крупным архипелагом на планете является Малайский архипелаг, в состав которого входит около $10000$ островов общей площадью $2 $млн. км кв.

Канадский Арктический архипелаг – самый крупный в Северном Ледовитом океане – занимает около $1,3$ млн. км кв. Это родина эскимосов. Большими островами в этой группе являются Баффинова Земля, Элсмир, Виктория и др.

Довольно крупный архипелаг расположен в западной части Тихого океана – это Японские острова, общая площадь которых составляет $370$ тыс. км кв. Крупнейшими в архипелаге являются такие острова как Хонсю, Кюсю, Сикоку, Хоккайдо. Британские острова – тоже достаточно крупный архипелаг, площадью $325$ тыс. км кв. Территорию архипелага занимают два государства – Великобритания и Ирландия.

Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу

Поиск по теме

Как найти часть суши, окруженную водой

Время на прочтение
5 мин

Количество просмотров 2.1K

«Остров не считается – эта клякса нечаянно»
Л. Кассиль «Кондуит и Швамбрания»

Уже очень давно создана и работает программа, отображающая космонавтам движение МКС на карте земной поверхности.

МКС, конечно, двигается вовсе не по земной поверхности, а по орбите. Но если соединить станцию и центр Земли прямой, то точка пересечения этой прямой с земной поверхностью будет являться т.н. «подспутниковой» точкой. Совокупность этих точек составляет «трассу» полета. Другими словами, трасса – это проекция на земную поверхность плоскости орбиты. Если земная поверхность представлена схематичным изображением континентов в цилиндрической проекции, то трасса МКС (наклонение ее орбиты 51,8°) отобразится кривой, напоминающей синусоиду. И где-то на этой «синусоиде» обычно красным кружочком отображается текущее положение МКС, например, вот так:

Разумеется, такая карта слишком груба, чтобы что-то разглядеть на ней. Поэтому требуется отображать движение МКС и на более подробных картах, причем для удобства «движется» именно карта, т.е. ее видимый фрагмент размером с экран, а метка станции остается неподвижной и в центре. Ниже приведены отображения одного и того же положения станции на четырех фрагментах карт разной степени подробности.

И вот, когда идет отображение положения станции и отрезка трассы на сравнительно подробных картах, возникает немного странная и даже забавная проблема.

Поскольку две трети земной поверхности покрыто океанами, то на отображаемом положении МКС часто оказывается только трасса, метка самой станции и фрагмент «сплошного» океана в виде просто синего прямоугольника. И этот синий прямоугольник вместо карты может выдаваться минутами, что бессмысленно и не информативно. А ведь при таком наклонении орбиты до 27 минут подряд можно лететь, не встречая суши.

Хотелось бы, чтобы вместо пустого синего прямоугольника автоматически отображалась бы карта более грубого масштаба, где станет видна хоть какая-нибудь суша, пусть и удаленная.

Алгоритмически эта задача решается легко: надо просто сравнить все пиксели сформированного кадра между собой. Если они все одинаковы – значит надо отображать фрагмент карты более грубого масштаба. Если на фрагменте и такой карты все пиксели одинаковы – следует отображать еще более грубую карту и т.д.

И в любой графической библиотеке есть функция типа get_pixel, которая достает цвет заданной точки кадра (построенной сцены). Беда в том, что такое извлечение и сравнение точек одного изображения будет работать слишком долго. Разумеется, не требуется проверять обязательно каждый кадр и каждый пиксель. Можно проверять, к примеру, каждый второй кадр и сетку из каждой четвертой/восьмой/шестнадцатой точки. Но все равно это очень медленно. Недопустимо медленно для решения такой, в общем-то, второстепенной задачи.

Попробуйте сами придумать алгоритм быстрой проверки одинаковости пикселей. Например, можно проверять точки только по периметру кадра, поскольку суша как бы «вплывает» в кадр через его периметр. Однако тогда неудобно отслеживать небольшие острова (что и вынесено в заголовок этой статьи), так как придется отслеживать и выход острова из кадра. А как быть в начале работы, когда остров оказался сразу в центре, кадра, а мы отслеживаем только периметр? Например, вот типичное отображение трассы рядом с атоллами в Тихом океане:

Атоллы быстро появляются в кадре и быстро же исчезают из «поля зрения». И опять вместо карты остается только одноцветная океанская поверхность, отображать которую не имеет смысла.

Дальнейшее усложнение алгоритма, основанного на get_pixel, начинает напоминать изобретение самозахлопывающейся крышки у чернильницы, чтобы предотвратить разлив чернил при ее случайном опрокидывании. А в реальности чернильницы-«непроливайки» имели простую конструкцию и прекрасно справлялись с поставленной задачей без крышек вообще. Хотелось бы и в данном случае иметь предельно простой, не требующий больших затрат времени алгоритм определения «чистого» океана.

Можно, например, просто сравнивать целиком очередной кадр с предыдущим. Ведь за время формирования очередного кадра станция должна переместиться по орбите (т.е. при отображении карта должна сдвинуться под неподвижной отметкой станции). Если кадры строго совпали – значит, это те самые пустые и не меняющиеся синие прямоугольники. При этом способе не нужно извлекать никакие цвета пикселей, а, значит, все будет существенно быстрее. Но и здесь есть недостатки. При разрешении экрана 1920х1024 число точек в кадре будет порядка трех миллионов. А с учетом трех байт RGB на точку, кадр будет занимать около 9 Мбайт в памяти. И эти 9 Мбайт нужно постоянно переписывать в памяти, чтобы запомнить для сравнения как предыдущий кадр. А затем по 9 Мбайт сравнивать между собой. И пусть в архитектуре x86 для этого есть удобные «цепочечные» команды, все равно получается многовато действий для достижения второстепенной цели. Никакого кэша не хватит.

А мы решили эту задачу «не по правилам». Вместо того чтобы играть в «шахматы», т.е. придумывать алгоритмы быстрой проверки на основе базовых методов типа get_pixel или сравнения кадров, сыграли в «чапаевцев», используя тот факт, что графическая библиотека доступна нам для исправлений на самом низком уровне.

Я уже касался темы распаковки отображения карты на лету. Это позволяет сократить объем памяти, требуемый картами, и использовать старый формат PCX, очень удобный для изображений с небольшим числом цветов и большими одноцветными площадями (т.е. рисованные карты).

Ниже приведен фрагмент на ассемблере графической библиотеки работы с PCX-изображениями и распаковкой их на лету. Это место, где непосредственно записываются RGB каждой точки распакованного изображения в образ кадра перед тем, как передать этот кадр уже процедуре Direct-X.

И достаточно к этим командам добавить лишь 4 команды (выделены зеленым), как получается автоматический счетчик отличий, который обрабатывается один раз для всей группы повторяющихся пикселей, а не для каждого отдельного пикселя. Программа верхнего уровня просто постоянно проверяет, не стал ли счетчик отличий внутри очередного кадра меньше некоторой величины (скажем, 10) и вызывает более грубую карту в этом случае. Но любой, даже самый малый островок в океане будет сразу обнаружен по возрастающему в каждом кадре счетчику отличий (по мере вхождения островка в границы кадра).

В результате время отображения карт с таким встроенным подсчетом отличий возросло не более, чем на полпроцента, что, на мой взгляд, вполне приемлемо для решения сугубо второстепенной задачи.

Готовые библиотеки с их множеством классов и методов – одна из главных движущих сил всего процесса развития ИТ. Но иногда программист оказывается в плену предлагаемых методов, не позволяющих выйти за их рамки. В данном случае, использование только «разрешенных» функций типа get_pixel или get_image не позволило бы найти приемлемое с точки зрения быстродействия решение. А буквально ничтожная доработка самого нижнего уровня библиотеки сразу позволила получить простое и быстрое решение, хотя и, так сказать, «нечестным» способом.

Суша в океане

Острова

Полуострова

Архипелаги

Острова

На планете Земля располагаются разные участки суши, что окружаются водой. Среди этих территорий следует выделить острова, что отличаются от материков своим маленьким масштабом.

Островом называется участок суши, что имеет большие размеры и окружен водой.

Острова разнообразны и отличаются от друг друга происхождением и размерами, они всегда возвышаются над поверхностью воды. Все острова классифицируются на групповые и одиночные. Также островом со временем может стать часть материкового шельфа, что приподнялась над водой. Самым большим островом на всей планете считается Гренландия. Она имеет практически тот же размер, что и континент Австралия.

Если принять ко вниманию географическое положение, то можно выделить такие виды островов:

  • материковые;
  • океанические;
  • переходные зоны.

Как указывалось выше, острова имеют разное происхождение:

  • грязевулканические и вулканические;
  • коралловые;
  • образованные аккумулятивными процессами волн;
  • образованные различными коренными породами.

Озерные и речные острова острова могут сформироваться в результате эрозии или наносов. Речные острова, в свою очередь, классифицируют на русловые и пойменные. Также существуют искусственные острова, которые являются результатом человеческой деятельности (строительство каналов, насыпка грунта и так далее).

Континентальные острова создались на территории подводных окраин континента. Чаще всего они формируются с помощью аккумулятивной деятельности волны или коренных пород. Среди них можно выделить такие самые масштабные острова как: Новая Гвинея, Гренландия, Мадагаскар, Калимантан и подобные.

Коралловые и вулканические острова могут относиться к переходной зоне. Они размещаются на территории океанской ложи и на хребтах срединно-океанических (океанические острова). Если говорить о вулканических островах, то они это верхушки подводных вулканов. К ним относят: Галапагосские, Гавайские острова, Пасхи, Санторин, Таити. А в Средиземном море находятся такие вулканические острова как: Мадейра, Вулькано, Липари.

Острова, с точки зрения населения, могут быть обитаемые и необитаемые. Больше всего островов располагается в Тихом океане. Они сосредоточены на западе и в центре, образовывая Океанию.

Площадь Океании составляет непосредственно 1 300 000 кв км. Она размещается от широт субтропиков Северного полушария до умеренной широты Южного. Тихоокеанское дно и его строение напрямую влияет на размеры островов, их географическое положение и происхождение. Большинство из них являются вершинами вулканов, что под водой, но также можно увидеть и материковые. Западная область Океании стала территорией для расположения островных дуг, что создались на границах плит литосферы.

Впервые Океания стала известна в шестнадцатом веке благодаря ученому Магеллану. Также огромный вклад в изучение населения и природной среды Океании внес российский исследователь Н.Н. Миклухо-Маклай.

Так и не нашли ответ на вопрос?

Просто напишите,с чем нужна помощь

Мне нужна помощь

Полуострова

Под термином полуострова подразумевается масштабные участки суши, что окружены с трех сторон водой и вдаются на дальние дистанции в акваторию моря.

Полуострова отличаются многообразностью форм. Узкие и заостренные части стали называть мысами. На таких территориях располагают маяки, что предупреждают о близости земной поверхности. Более вытянутые полуострова называют нос (Канин Нос).

Существуют такие полуострова, что омываются не одним морям, а несколькими. К примеру, Скандинавский полуостров омывается сразу четырьмя морями – Норвежским, Баренцевым, Балтийским, Северным. Также два океана разделяют мыс Доброй Надежды и Мыс Горн.

Разные полуострова имеют свою уникальную форму. Например, Сомали получил название “Африканский рог”, а Аппенинский полуостров похож на женский сапог.

Аравийский полуостров, что входит в материк Евразия, занимает площадь в 2 730 000 кв км. Здесь расположено сразу несколько разных государств. Самой крупной страной тут является Саудовская Аравия, а более мелкие располагаются по побережью Аденского и Персидского залива, Аравийского моря. В северной части размещается Ирак, Сирия, Иордания. Богатые нефтяные запасы залегают вблизи Персидского залива.

Также к крупным азиатским полуостровам относится и Индокитай. Он выступает из континента Евразия и имеет размер 2 088 000 кв км. Его омывает Андаманское (запад) и Южно-Китайское море (юго-восток). Возле берегов размещаются заливы – Сиамский, Бенгальский, Бакбо и даже Малаккский пролив. На территории полуострова размещены семь государств: Лаос, Малайзия, Бангладеш, Вьетнам, Мьянма, Вьетнам, Камбоджа, Таиланд.

В южной области находится Индостан, площадь которого 2 000 000 кв км. Западная часть омывается Аравийским морем, а восточная – Бенгальским заливом. Индия размещена на этом полуострове.

Скандинавский полуостров расположен в северо-западной области Евразии. Его протяженность с севера на юг – 1 900 кв, а ширина составляет 800 километров.

Площадь полуострова – 800 000 кв км. Скандинавский считается самым крупным европейским полуостровом. Швеция, Норвегия, часть Финляндии занимают его территорию.

В Евразии также размещены такие полуострова как: Таймыр, Малая Азия, Пиренейский и Балканский полуостров.

Полуострова также есть у Африки, Австралии, Северной Америки и Антарктиды. В восточной части Канады размещен полуостров Лабрадор, что расположен между двумя заливами – Святого Лаврентия и Гудзоновым. Лабрадор имеет площадь около 1 600 000 кв км. Выступает над морем на 600 метров.

Восток африканского континента стал местом образования для Сомали, что омывается Индийским океаном и Аденским заливом. Его площадь – 750 000 кв км. Здесь расположено государство, которое также и называется. В северной части полуостров граничит с Джибути, в юго-западной – Кенией, западной – Эфиопией.

Наиболее масштабным полуостровом белого материка считается Антарктический, где расположена самая северная точка континента, мыс Прайм-Хед. Получил он свое название в 1961 году, а раньше у него были постоянно разные имена. Американские ученые называли его Палмера, британские и русские – Землей Грейама, аргентинские – Землей Сан-Мартина. Земля О’Хиггинса – полуостров обозначен на картах Чили.

Лень читать?

Задай вопрос специалистам и получи ответ уже через 15 минут

Задать вопрос

Архипелаги

Мировой океан богатый не только на одиночные острова, но и на архипелаги, группы островов.

Группы островов, что имеют одно название и расположены очень близко один к одному, – это архипелаги.

Все они имеют непосредственно одно происхождение. И в геологического плане они построены одинаково.

Архипелаги бывают:

  • намывные;
  • материковые;
  • коралловые;
  • вулканические.

К материковым островам можно отнести также такие архипелаги как: коралловый (Маршалловы острова, Новая Земля), вулканического происхождения (Гавайские острова).

На таких архипелагах могут размещаться целые государства: Индонезия, Багамы, Фиджи, Филиппины и так далее. Самый масштабный архипелаг это Малайский. В его состав входит 10 000 островов, а площадь составляет 2 000 000 кв км.

В Северном Ледовитом океане самым крупным архипелагом считается Канадский Арктический архипелаг. Его площадь – 1 300 000 кв км. Здесь можно выделить такие масштабные острова: Виктория, Баффинова Земля, Элсмир.

На западе Тихого океана расположен довольно крупный архипелаг, который получил название Японские острова. Он занимает территорию в 370 000 километров квадратных. Самыми крупными островами архипелага считаются Сикоку, Кюсю, Хонсю, Хоккайдо. Британские острова тоже считаются огромным архипелагом, ведь имеют площадь в 325 000 кв км. Здесь расположены два могущественных государства – Ирландия и Великобритания.

Десять вещей об океанах, которым наука до сих пор не может найти объяснения

Автор:

23 июля 2021 00:56

Океаны покрывают около 71% поверхности Земли, и всё же мы многого о них не знаем. Мы преодолеваем новые рубежи в освоении космоса, но нам почему-то до сих пор не удалось разгадать и половину тайн, которые таят в себе океаны. Они продолжают оставаться одной из самых малоизученных экосистем на планете.

Десять вещей об океанах, которым наука до сих пор не может найти объяснения

Хотя тому есть множество причин, главная из них заключается в том, что даже при наличии соответствующих технологий полное исследование океанов требует нереальных сумм денег, а также передового оборудования, способного выдержать высокое давление. Единственные люди, у которых есть на это средства – владельцы нефтяных вышек или кто-то вроде Джеймса Кэмерона.

Неизученный подводный мир полон загадок и необъяснимых явлений, которые мы так любим обсуждать. И хотя мы приблизились к разгадке одних тайн, другие – как, например, биолюминесценция – вызывают ещё больше вопросов по мере того, как мы углубляемся в их изучение.

10. Океанское дно

Большинство из нас никогда не видели океанское дно, поэтому рисуют в своём воображении плоскую, каменистую поверхность, с которой мы обычно сталкиваемся, когда немного отдаляемся от берега во время купания. Тем не менее, если вы заплывёте достаточно далеко, вы обнаружите, что на океанском дне вообще нет ничего плоского или однородного. Оно представлено разнообразными ландшафтами, как и суша – с огромными горами, глубокими ущельями, ведущими в никуда, подводными вулканами и так далее.

Это самая неисследованная часть океана, поскольку мы пока что смогли нанести на карту лишь около 15% океанского дна. Это делается с помощью метода, основанного на гидролокаторе и называемого многолучевой батиметрией. Многие современные корабли оснащены многолучевыми гидролокаторами, предназначенными для картирования океана. Тем не менее, большинство коммерческих судов курсируют только по одним и тем же морским маршрутам, ввиду чего большая часть океанского дна остаётся не нанесённой на карту.

9. Биолюминесценция

Биолюминесценция долгое время пленит учёных и мыслителей – задокументированные упоминания о «светящихся» животных восходят к Древнему Риму и Древней Греции. Аристотель подробно изучил это явление и был первым, кто правильно предположил, что эти животные используют вовсе не тепло для производства света. С тех пор мы обнаружили множество живых существ (как на суше, так и под водой), которые обладают этой способностью, и каждое из них уникально.

И если с наземными животными всё более или менее понятно, то с океанскими обитателями, особенно в глубоководных районах, дело обстоит иначе. Погружаясь глубже и находя ещё больше животных, способных производить свет самыми разнообразными способами, мы начинаем склоняться к тому, что это может быть средство общения в месте, лишённом света. Согласно исследованиям, около 76% всех океанских обитателей обладают способностью к биолюминесценции, хотя мы понятия не имеем, как большинство из них её используют.

8. Почему некоторые млекопитающие вернулись в океан?

Десять вещей об океанах, которым наука до сих пор не может найти объяснения

Все виды жизни берут своё начало в океане, однако большинство живых существ приняли решение выйти на сушу. За исключением таких морских млекопитающих, как киты и ламантины, которым не понравились условия, и они решили вернуться в воду.

Биологи не могут объяснить, почему они это сделали, поскольку это не имеет особого эволюционного смысла. Например, ранним китам было трудно даже плавать под водой, поскольку у них давно развились конечности и телосложение, приспособленные для выживания на суше. У них также отсутствовали органы, которые помогали им выживать под водой – все морские млекопитающие по-прежнему дышат с помощью лёгких, как и млекопитающие, обитающие на суше.

7. Таинственные формы жизни под Антарктидой

Десять вещей об океанах, которым наука до сих пор не может найти объяснения

Если бы мы решили перечислить самые негостеприимные экосистемы на Земле, то воды под Антарктидой определённо были бы в верхней части списка. Под ледяным покровом находится обширная территория площадью около 13,7 миллиона квадратных километров, где отсутствует видимость и наблюдаются стабильно низкие температуры. Из-за неблагоприятных условий у нас нет возможности исследовать её в полной мере.

Тем не менее, во время исследований Британской антарктической службы было обнаружено, что жизнь под Антарктидой не только более разнообразная, чем мы думали, но и весьма загадочна. И хотя мы всегда знали, что там обитают известные нам виды – например, рыбы, черви и некоторые виды ракообразных – все они являются мобильными хищниками или падальщиками. На этот раз, однако, учёные обнаружили несколько видов организмов, которым для выживания требуется постоянный поток пищи сверху и солнечный свет.

Исследователи понятия не имеют, как и почему они там живут, имеет ли это эволюционный смысл. Более того, многие виды, обнаруженные в ходе исследований, не были знакомы науке.

6. Бессмертная медуза

Медузы* – один из самых разнообразных видов животных, обитающих в океанах. Существует более 200 подвидов, каждый из которых обладает своими уникальными особенностями, связанными со средой обитания. Некоторые виды медуз также довольно ядовиты, несмотря на их привлекательный внешний вид.

Однако есть медузы, обладающие способностью, которой нет ни у одного другого вида жизни. Turritopsis dohrnii, вид медуз, первоначально обитавший в тёплых водах Карибского бассейна и Средиземного моря, является единственным известным нам организмом, который может восстанавливать свои клетки до состояния, как при рождении. Этот процесс непроизвольный и запускается только во время серьёзных кризисов, таких как сильный голод или травмы.

Turritopsis dohrnii – единственное биологически бессмертное живое существо, которое мы знаем. Его нельзя назвать «по-настоящему бессмертным», поскольку оно всё ещё может угодить в рот хищника и умереть. Кроме того, мы до сих пор не знаем, как у медузы Turritopsis dohrnii развилась способность к такой регенерации. Её клетки, по-видимому, способны полностью восстанавливать – и даже обращать вспять – повреждения, накопленные с течением времени. Именно они приводят к тому, что остальные из нас стареют и умирают.

5. Рог нарвала

Нарвалов называют морскими единорогами, поскольку мы практически ничего не знаем об их природе и среде обитания. Они встречаются в арктических водах, их можно узнать по длинному заострённому рогу, длина которого может достигать трёх метров.

И хотя мы много чего не знаем о нарвалах, их рога остаются самой увлекательной загадкой. По сути, это зуб-переросток, который встречается только у самцов нарвалов. Учёные так и не смогли выяснить, для чего он нужен и что повлияло на его появление. Согласно некоторым теориям, это инструмент выживания, позволяющий нарвалам более эффективно охотиться. Но поскольку самки нарвалов живут дольше самцов, это, похоже, ничего не объясняет.

4. Как в глубоком море развилась сложная жизнь?

На протяжении миллиардов лет жизнь в глубинах океана существовала только в виде микроскопических одноклеточных организмов. Затем, около 570 миллионов лет назад, что-то произошло, и внезапно появилась сложная жизнь. Она просуществовала в глубинах океана почти 15 миллионов лет, прежде чем выйти на сушу. Все современные многоклеточные организмы – от растений до лошадей и морских животных – могут проследить свои корни до того периода.

Этот переход от простых организмов к сложным формам жизни остаётся одной из самых запутанных тайн эволюции. Все сложные формы жизни отличаются от одноклеточных существ на фундаментальном уровне, и неясно, как – или даже когда именно – был совершён переход. Одна теория гласит, что архея, древняя одноклеточная форма жизни, которая рано отделилась от других одноклеточных существ, служит ключом к разгадке.

Это вписывается в более широкий вопрос о том, почему сложные существа вообще эволюционировали, поскольку жизнь просуществовала в простой форме миллиарды лет без намёков на эволюцию.

3. Сеноты

Сеноты – это своего рода взаимосвязанные природные колодцы, расположенные по всему полуострову Юкатан в Мексике. Майя считали их священными, и это одно из самых загадочных природных образований, которые мы знаем. Помимо артефактов эпохи майя, погребённых в их глубинах, сами сеноты образуют обширную сеть пещер, которая до сих пор остаётся неизученной должным образом.

В настоящее время на полуострове Юкатан насчитывается около 6000 задокументированных сенотов. Спелеологи считают, что по всему региону находится гораздо больше таких колодцев, а также совершенно новые экосистемы и формы жизни, с которыми мы, вероятно, прежде никогда не сталкивались.

2. Песни синих китов становятся всё глубже

Синие киты – самые крупные животные на Земле. Они славятся своими песнями: каждый синий кит способен создавать уникальную частоту для общения. В то время как другие виды китов тоже обладают этой способностью, песни синих китов известны своими вариациями и уникальным стилем.

Чего мы, однако, не знаем, так это с какой целью они используются. Морские биологи уже долгое время пытаются интерпретировать песни, издаваемые синими китами, но пока мы можем только догадываться, что они означают. Вдобавок ко всему, песни, кажется, с каждым годом становятся всё глубже. Синие киты последовательно снижают тональную частоту, по меньшей мере, с 1960-х годов, когда мы впервые начали их записывать, и мы до сих пор понятия не имеем, почему.

1. Удивительное разнообразие жизни в глубоком море

Глубокое море – это самый нижний слой океана, примерно начинающийся на глубине около 1,5 километров и достигающий самого дна. Это одно из самых враждебных мест на Земле, где отсутствует свет, средняя температура составляет 4 градусов по Цельсию и наблюдается огромный уровень давления, при котором большинство известных животных не способны выжить.

Учёные предполагали, что из-за экстремальных условий в самых глубоких частях океана жизнь будет скудной. Однако с тех пор, как они приступили к тщательным исследованиям, они обнаружили, что жизнь в глубоком море намного разнообразнее, чем на суше.

Это абсолютная загадка для науки, поскольку, согласно эволюционным теориям, глубокое море не подходит для естественного отбора и развития разнообразных эволюционных признаков. Более того, мы почти ничего не знаем о том, какие живые существа живут там, внизу, и как они взаимодействуют друг с другом.

* Медуза признана судом России иноагентом

Источник:

Ссылки по теме:

                            
1.Актуализация знаний

Создание

 Проблемной  ситуации

2. Мотивация и целеполагание

Здравствуйте,
ребята!

Урок
я хочу начать с видеоролика, вспоминаем что узнали в 6 классе

Организует
обсуждение, анализирует, делает выводы.

Молодцы!

Наша
тема: «Суша в океане»

Предлагает
учащимся сформулировать цели урока и задачи урока.

Как
вы считаете, каковы цель и задачи урока?

Цель:
углубить и расширить знания учащихся по теме суша, научить детей применять
знания в обычной жизни.

Ученики приветствуют учителя,
настраиваются на урок

Определяют
цели и задачи урока

Метапредметные результаты: Регулятивные УУД: –
определять степень успешности выполнения работы

Познавательные УУД: -формирование и развитие по
средствам географических знаний познавательных интересов, интеллектуальных и
творческих результатов;


умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее
преобразование, сохранение, передачу

Коммуникативные УУД: – слушать и
понимать речь других; – уметь с достаточной полнотой, точностью выражать свои
мысли;

– формулирование и аргументация своего
мнения и позиции; – публично защищать свою позицию

 Личностные УУД

 – осознание ценности географических
знаний, как важнейшего компонента научной картины мира

Предметные результаты: – актуализация
и систематизация знаний о суши в океане

3. Первичное усвоение новых знаний

Использует презентацию, учебник, карты атласа для
изучения нового материала.

Этап №1. Поверхность всего земного шара
составляет 510,  млн. км2. Как вы знаете, она разделена на материки и океаны.
А сколько же площадь суши? (обратимся к учебнику рис.2 параграф 1)

 На долю суши – материков и островов приходится
149, 1 млн. км2, или 29,2 % всей поверхности Земли. Что же входит в состав
суши?

Назовите
материки Земли.

Составьте
схему «Материки»

        Северные         южные

Обобщает
ответы учеников

Давайте поработаем по таблице на стр 8
учебника и узнаем кратко о материках, а также сравним их размеры по рис.2.

Этап
2.

Проведение
физминутки.

Учитель
организует работу по картам

В
Мировом океане находятся огромные участки суши – материки. Покажите на карте
мира все материки Земли в порядке уменьшения их площади

Учитель
формирует картографическую зоркость учащегося.

На карте неподалёку от побережий материков вы заметите
отдельные участки суши, со всех сторон окружённые водой,- острова. Острова
бывают разных размеров, но все они много раз меньше материков. Самый крупный
остров на Земле – Гренландия расположен к северо-востоку от Северной Америки.

Острова по происхождению делятся на: материковые (Мадагаскар,
Сахалин, Новая Земля, Великобритания); вулканические (Гавайские, Курильские);
коралловые (Большой Барьерный риф).

В
океане встречаются архипелаги. Что же такое? Архипелаг – группа островов,
лежащих недалеко друг от друга Полуострова – это выступающие части суши, с
трёх сторон окружённые водой Самый большой полуостров на Земле – Аравийский,
Скандинавский, Индостан, Индокитай, Лабрадор, Сомали. В России самый крупный
и самый северный полуостров Таймыр.

Учитель
организует работу в парах.

Задание:
Подпишите географические объекты на контурной карте, обозначенные цифрами.

Учитель
организует работу в группах.

Используя
карты атласа, учебник (параграф 1), составьте краткую характеристику
материков.

1
группа  – Евразия

2
группа – Африка

3
группа – Северная Америка

4
группа – Южная Америка

5
группа – Антарктида

6
группа – Австралия

Площадь
материка

Какими
океанами омывается?

3
любых географических объекта, расположенных на этом материке

Крайние
точки 

Группы
осуществляют взаимоконтроль

Учащиеся
отвечают на вопросы маршрутного листа. Ответ: 149,1 млн.кв.км

 Ответ:
Суша- это материки, острова, полуострова, архипелаги.

 Ответ:
Евразия, Африка, Северная Америка, Южная Америка, Антарктида, Австралия,
всего 6 материков.

Составляют
схему

Работа
по учебнику, систематизация материала

Ученики
работают с физической картой мира и показывают материки в порядке уменьшения
их площади(Евразия, Африка, Се. Америка, Юж. Америка, Антарктида, Австралия)

Ученики
показывают острова и полуострова Земли на настенной физической карте мира.

Ученики
работают в парах, осуществляют само- и взаимоконтроль

Ученики работают в 6-ти группах. Работают с картами
атласа, текстом учебника. Ответы у доски. Взаимоконтроль.

Метапредметные Регулятивные УУД: -самостоятельный учет
выделенных ориентиров в учебном материале, – проговаривать последовательность
действий на уроке; работать по плану, инструкции; -осуществлять самоконтроль;
Познавательные УУД: –анализ объектов с целью выделения признаков,
-определение основной и второстепенной информации проводить синтез
(восстановление целого из частей) -анализировать отобранную информацию и
интерпретировать её в соответствии с поставленной задачей. Коммуникативные
УУД:

– учет разных мнений, – планирование работы учебного
сотрудничества, – управление поведение партнера – контроль, коррекция, оценка
действий партнера.

Личностные УУД: – учебно- познавательный интерес,
-самоопределение, самосознание. Предметные результаты:

– знание состава суши: особенностей расположения
материков, островов, способы их образования.. -умение работать с картами
атласа, анализировать, делать выводы; – развивать речевую культуру,
формировать экологическое сознание.

4. Первичная проверка и закрепление
новых знаний

5. Рефлексия и оценка деятельности на
уроке

6. Домашнее задание

Учитель
предлагает ответить на вопросы и решить тест по изученной теме.

Вопросы для
закрепления:

1. Сколько материков на Земле? Назовите их.

2. Какой материк на Земле самый жаркий?

3. Какой материк на Земле самый большой?

4. Что такое часть света? Назвать части света.

5. Что такое архипелаг?

6.Назвать самую  полноводную реку нашей планеты?

7. Самый большой остров нашей планеты?

8. Самый сухой материк на Земле?

9. Самое глубокое озеро мира?

10. Самая большая пустыня?

Организует работу по итоговому
заданию

Организует
самопроверку

Организует
обсуждение Оцените свой ответ. Пять правильных ответов – оценка «5» Четыре
правильных ответов – оценка «4» Меньше четырех правильных ответов – вам
следует вернуться еще раз к изучаемой теме результатов работы

Предлагает
вспомнить тему и задачи урока, оценить меру своего личного продвижения к цели
и успеха класса в целом

Итог
урока.

Вопросы
для рефлексии:


Чему научились на уроке?

-Что
вам помогло справиться с трудностями на уроке?


Достигли ли вы цели урока?

Оцените
свою работу .

Предлагает
оценить свою работу, прикрепив значки:

«желтый-
справился успешно, материал понятен;

«зеленый»-
непонятны некоторые вопросы;

«синий»
– нужна помощь

Домашнее
задание разноуровневое.

Изучить
параграф №1 и выполнить задания

Выполняют
тест, осуществляют самоконтроль.

Ответы
теста:

1-архипелаг

2-Евразия

3-Гренландия

4-
Австралия

5-6
частей света

Коррекция
ответов.

Заполняют
листы самооценки .

Ученики
оценивают свою деятельность и степень понимания изученного материала

Записывают
домашнее задание

Познавательные УУД:

– нахождение причинно- следственных связей.

Коммуникативные:

– согласование действий с партнером, планирование
учебного сотрудничества.

Регулятивные:

1.      Контроль и коррекция знаний.

2.     
Саморегуляция.

Личностные результаты : самооценка результатов
деятельности. Коррекция знаний

Добавить комментарий