Как школьнику распределить время и все успевать: тайм-менеджмент
Оглавление:
- Каким может быть свободное время подростка?
- Тайм-менеджмент позволит успевать больше
- Эксперимент, который покажет ребенку эффективность тайм –менеджмента.
- Как научить ребенка планировать день?
- Как организовать школьнику расписание – чтобы он всё успевал
- Составляем расписание – практическое упражнение для детей
- Тест – умеет ли Ваш ребенок распределять своё время.
- Тайм менеджмент для детей и подростков – курсы в центре К.О.Т.
Каким может быть свободное время ребенка?
Прежде, чем узнать, как планировать время школьнику эффективно, чтобы он всё успел, нужно подробнее разобраться в том, что же такое свободное время школьника.
Вы же знаете, чем занимаются современные школьники, когда они свободны? Конечно, знаете, вы же сами такими были.
Наиболее популярные варианты:
- учатся и выполняют домашнее задание
- посещают тренировки, репетиторов, дополнительные занятия
- играют в компьютерные игры
- проводят по несколько часов в день в социальных сетя
- смотрят телевизор
Есть ли в этом списке то, что вы не одобряете? Возможно. Но сейчас мы не будем говорить о том, насколько полезны компьютерные игры и телевизионные программы для развития ребенка, и как было бы здорово, если бы ребёнок больше гулял. Некоторые сильно тревожные родители, у которых нет доверительных отношений со своими детьми, задают вопрос про досуг подростков интернету. Их интересует, что делают современные школьники, когда они не заняты. Отличный способ пощекотать себе нервы! Тем более, что коварный поисковик предлагает им такие запросы, как «чем занимаются подростки в свободное время фото», «чем занимаются школьники в свободное время шок» и тому подобное. Советуем вам все же ориентироваться на своих детей, а не на интернет.
Тайм-менеджмент позволит успеть больше
Итак, как научить ребенка планировать свой день? Самый интересный и эффективный способ – познакомить его с основами тайм-менеджмента, или управления временем.
Тайм-менеджмент – это искусство эффективно управлять своим временем.
Если думать более глобально, тайм-менеджмент – это верное средство для достижения своих целей и качественной жизни в целом. Изучив его основы, ребёнок узнает:
- что такое планирование, и все его плюсы
- как быстро и просто принимать решения, не теряя минуты и часы на долгие раздумья, успевать справиться с делами
- как успевать делать все, что необходимо
- как освободить несколько часов свободного времени в день
- как правильно организовать себя, чтобы всё успеть
- что такое лень, и как ее использовать себе во благо
- как достигать больших результатов, за более короткие сроки
- как определять свои истинные желания и ставить цели в соответствии с ним
Самое главное, что все эти знания пригодятся и в школе, и в университете, и на работе. Умение четко выстраивать свою деятельность необходимо людям любого возраста, и чем раньше ему научиться, тем лучше. Результатом освоения тайм-менеджмента станет получение сразу же нескольких навыков, необходимых каждому современному человеку:
- правильная расстановка приоритетов
- планирование
- определение каналов утечки драгоценных часов и минут, коррекция своей деятельности
- точный расчет времени для решения задач
Важно не только узнать, как научить подростка планировать, его нужно этому обучить.
Эксперимент, который покажет ребенку эффективность тайм –менеджмента.
Как известно, умение ставить себе цели и достигать их, грамотное планирование – ключ к успешной учёбе и счастливой жизни.
У современных детей, да и у взрослых тоже, часто возникают вопросы:
- Почему я ничего не успеваю?
- Как перестать опаздывать в школу, посещать кружки и секции, выполнять домашние задания, отдыхать и общаться с друзьями?
- Что делать с тем, что есть столько дел, которые я совсем не хочу делать?
Предлагаем выполнить домашний эксперимент под названием «Зачем мне нужны цели или как всё успеть»
Суть тайм-менеджмента заключается том, чтобы правильно и эффективно распределять временные ресурсы. А это напрямую зависит от постановки целей. Потому что, когда знаешь, куда идешь, когда есть основная задача, дорога становится ясной и все второстепенные дела даются проще.
Выполняйте задание вместе с ребёнком – это интересно, и есть возможность в итоге обсудить результаты, сделать выводы.
Вам понадобится:
Кастрюля 1 л., упаковка гречки/фасоли/гороха и т.д., 1 апельсин, 3 мандарина.
Что делаем:
- Возьмите кастрюльку, насыпьте туда крупу. Теперь попробуйте положить туда мандарин, апельсин.
- Теперь положите сначала мандарины потом апельсин, потом крупу.
- Теперь – сначала апельсин, потом мандарины, потом крупу.
В каком случае уместилось все? Конечно, В 3!
Теперь обсудите результат- Апельсин – это наши крупные дела, мандарин – средние, крупа – мелочи. Выходит, что можно заполнить свой день мелочами, и больше ничего в него не поместится. А можно ориентироваться на важное, заполировать его, потом выполнить второстепенные дела, портом мелочи. Попробуйте, тут и для воды место останется!
Пообщайтесь с ребенком на тему “чем бы я хотел заполнить свой день, что важно для меня? Расскажите ему о своём дне.
Как научить ребенка планировать день?
Заставить это сделать не получится, школьник должен понимать, что это – интересно и очень полезно для него. Именно поэтому такие практические упражнения – эксперименты максимально подходят для обучения тайм менеджменту. Главный принцип – это наглядность и удобство.
Хотите помочь ребенку всё успеть – научите его планировать и соблюдать расписание, в обучении используйте максимум интерактива.
Как организовать расписание школьника – планирование и дедайны?
Этот вопрос возникает у родителей уже в 1 ом классе. Но чем старше становится школьник, тем больше у него обязанностей и занятий.
Вывод один – стоит начинать как можно раньше. Будем учиться составлять с соблюдать расписание.
Если вы сделали эксперимент, то уже поговорили о том, почему стоит ставить цели и планировать.
Расписание – это ВАЖНЫЙ ИНСТРУМЕНТ ДЛЯ КОНТРОЛЯ СВОЕГО ВРЕМЕНИ И ДОСТИЖЕНИЯ ЦЕЛЕЙ.
Вот несколько важных моментов – зачем иметь расписание
- Это возможность видеть картину дня – чем на самом деле занят день,
- Тестировать цели на реалистичность, понимать, можно ли добавить ещё что-то в расписание, или на новые задачи просто не хватит времени
- Это возможность контролировать своё время, распоряжаться им самостоятельно.
- С помощью расписания можно определить, подросток занят, он сможет предупредить об этом родителей и предотвратить ненужные конфликты
У ребёнка обязательно должно быть свободное время!
Несколько способов планирования
Расписанный день/неделя/месяц
Наверняка, вы встречали такой метод. В этом случае, каждый день расписывается по часам, когда ты должен что успеть и сделать. Конечно, можно так панировать, но всегда будут возникать НО. Что – то случилось, не успел. Попросил помочь друг – а ты не справился с расписанием, и скорее всего стало грустно. Наверняка, вы или ваш школьник пробовали так планировать день и разочаровались в этом способе.
Пример жесткого расписания
- 8:00 Подъём
- 8:05 Заправить кровать
- 8:10 Умыться
- 8:15 Завтрак и тд
- 8:30 Выйти в школу и т.д.
Уже стало не по себе, правда?…
Гибкое и жесткое планирование – реальный способ всё успеть
Жёсткая часть – это то, что обязательно привязано ко времени + дорога.
Все секции, школа, походы в кино, встречи с друзьями. То есть, если нужно быть в школе в 9:00, а добираться туда 30 минут, значит школа начинается в 8:30
Гибкая часть – дела, которые нужно делать, но они не привязаны к конкретным часам.
Например, нарисовать картину для кружка, выполнить домашнее задание, убраться дома (если не четкой договоренности, когда это должно произойти).
Дедлайн – тот срок, когда должно быть выполнены задания из гибкой части.
ВАЖНО, ЧТОБЫ ДЕДЛАЙНОВ НЕ БЫЛО МНОГО.
Потому что всегда будет люди, которые всё же буду претендовать на ваше время, и непредвиденные обстоятельства. То есть, если нужно подготовить доклад в среде, лучше не ставить дедлайн на вечер вторника.
Для того, чтобы расписание работало, важно познакомить своих близких с ним!!!
Составляем расписание – практическое упражнение для детей
Переложите ребенку выполнить задание, а лучше – сделайте его вместе.
- Нарисуй таблицу – дни недели.
- Заполни её сначала жёсткую часть (удобно, что эта часто в течении всего года почти неизменна, и её придётся сделать только раз.
- Теперь заполни гибкую часть.
- Выдели СВОБОДНЫЕ ЧАСЫ– не занятые ничем.
Теперь то что получилось – вешаем на видное место и пробуем соблюдать!
Тайм менеджмент для детей и подростков – курсы в центре К.О.Т.
В нашем центре был разработан тренинг «Управляй временем», на котором мы научим вашего ребёнка всему вышеперечисленному. Наши профессиональные тренера умеют увлечь детей, найти индивидуальный подход к каждому.
Программа интересная, содержит много практики и много раз доказала свою эффективность – тренинги по тайм менеджменту проводятся в центре К.О.Т. с 2019 года! Узнать программу и записаться можно на нашем сайте или по телефону +7 495 135 15 45.
Тест – умеет ли Ваш ребенок распределять своё время.
Если Вам интересно, насколько развиты навыки планирования и управления временем у ребенка – просто ответьте на несколько вопросов тест и получите ответ.
Кроме того, в зависимости от результата, вы получите рекомендации психологов по развитию этого навыка и полезные советы на каждый день!
Пройти тест
подписаться
на новости
заказать тренинг
для группы
связаться
с нами
Загрузить PDF
Загрузить PDF
Старшая школа — это напряженное время для всех десятиклассников и одиннадцатиклассников. В старших классах приходится совмещать большое количество домашних заданий, контрольных или самостоятельных работ, экзаменов, факультативных занятий и общественную деятельность. Каждую неделю нужно успевать столько, что голова может пойти кругом. Но не переживайте. Вы справитесь. Ключ к успеху в старших классах — умение правильно распоряжаться своим временем.
-
1
Обдумайте свои долгосрочные цели. Если вы поймете свои долгосрочные цели, вам будет проще грамотно распоряжаться временем в старших классах для реализации этих целей. Составьте список своих интересов, после чего соберите информацию о том, какие специальности позволяют следовать таким интересам. Сужайте список до тех пор, пока не выберете для себя подходящую карьеру и другие занятия вроде путешествий или изучения иностранного языка.[1]
- Например, вы хотите стать программистом. Для этого вам необходимо выбрать профиль с углубленным изучением соотвествующих предметов.
- Представление о собственных целях поможет решить, каким делам следует уделят время.
- Не волнуйтесь, если не удается найти “правильный” ответ. Цели можно менять и корректировать в любое время.
-
2
Сформулируйте краткосрочные цели, чтобы понять план реализации долгосрочных целей. Изучите этапы достижения долгосрочных целей в беседах с профессионалами, которые достигли поставленных задач, а также собирайте информацию в интернете. Затем определите, что можно выполнить уже в старших классах, и переходите к таким действиям.[2]
- Краткосрочные цели должны учитывать обучение в старшей школе и университете. Убедитесь, что ваша успеваемость и факультативные занятия помогут при поступлении в высшее учебное заведение.
- Если вы хотите стать инженером, то следует уделять особое внимание таким предметам, как физика и математика, чтобы получить необходимые знания и оценки.
-
3
Запишите свои краткосрочные и долгосрочные цели на бумаге. Разместите список в таком месте, где вы будете видеть его каждый день. Он поможет вам правильно организовать свое время и сохранять мотивацию. Периодически просматривайте свои долгосрочные цели, чтобы не обделять вниманием приоритетные задачи.[3]
- Краткосрочные цели должны быть точными и ориентированными на действия. Хороший пример такой цели — “получить высокий балл на ЕГЭ по химии”, а плохой пример — “хорошо учиться в школе”.
- Если вы будете обдумывать и записывать действия, которые приведут вас к цели, то сможете правильно распоряжаться своим временем.
Реклама
-
1
Садитесь за первую парту. Это поможет вам сосредоточиться на уроке и не отвлекаться, так как ленивые ученики обычно располагаются на задних партах. Также это покажет учителю, что вы готовы к активной работе.[4]
- Иногда учителя сами рассаживают учеников в классе, исходя из своих соображений о работе на уроке и вопросах дисциплины. Используйте любую возможность сесть за одной из передних парт. Если вас посадили за заднюю парту, то вежливо попросите учителя пересадить вас. Вероятность убедить учителя достаточно высокая!
-
2
Участвуйте в обсуждении на уроке. Не обязательно всегда знать правильный ответ. Задавайте вопросы и делитесь своими соображениями, чтобы стать выше в глазах учителя и примером для других учеников.[5]
- Спрашивайте, когда что-то непонятно. Учитель помогает вам изучать предмет, но он не сможет помочь, если не будет понимать сути проблемы. Если задать вопрос о сложной теме, то ответ на него наверняка поможет не только вам, но и другим одноклассникам.
-
3
Делайте аккуратные и разборчивые записи. Указывайте дату и название темы урока в верхней части страницы для удобства поиска. Записывайте основные тезисы и уделяйте особое внимание моментам, которые учитель подчеркивает или повторяет. Вряд ли вы захотите обнаружить, что ваши конспекты хаотичные и неполные, когда учитель сообщит, что завтра будет самостоятельная работа![6]
- Поддерживайте правильную организацию записей и рабочих материалов. Все распечатки и конспекты следует складывать в папки для удобства дальнейшего использования. На каждый предмет можно выделить отдельную папку.
- Не нужно вести дословный конспект. Обращайте внимание на то, какую именно информацию учитель называет важной и повторяет несколько раз, и старайтесь записывать именно эти сведения. Если хотите, используйте сокращения.[7]
Реклама
-
1
Найдите тихое место для работы. Выберите удобный уголок без лишних отвлекающих факторов, в котором можно будет разместить все необходимые материалы. В целях мотивации попробуйте украсить место вещами, которые вас вдохновляют.[8]
- Можно сделать настенный календарь с заданиями и другими проектами. Вычеркивайте каждую выполненную задачу. Наглядное отображение ваших успехов станет отличной мотивацией.
-
2
Старайтесь выполнять задания на следующий день. Начинайте с задания, которым вы меньше всего хотите заниматься. Если сразу разделаться с самым сложных делом, то вы ощутите повышенную уверенность в своих силах и остальные задания покажутся вам пустяками.[9]
- Такие задания следует выполнять до работы над более долгосрочными проектами. Иначе вы рискуете потратить так много времени, что не успеете выполнить домашнее задание на завтра. Вряд ли вы заходите выполнять срочные дела, когда уже пришло время ложиться спать.
-
3
Разделяйте недельные проекты на меньшие задачи и выполняйте по одной задаче каждый день. Если в понедельник вы получили задание, которое нужно сдать в пятницу, то лучше приступать к работе сразу. Так вы ослабите тревогу, которая может быть вызвана масштабом задачи, а также успеете найти и исправить возможные ошибки.[10]
- Метод разделения на подзадачи также позволяет корректировать график работы, если что-то пошло не по плану. Например, если вы начали выполнять задание в понедельник, сделали часть работы во вторник, а в среду отвлеклись на более срочное дело, то у вас еще останется четверг, чтобы все успеть. А вот если мешкать и откладывать до самого вечера четверга, вас наверняка будет ждать бессонная ночь.
-
4
Используйте выходные дни для работы над долгосрочными заданиями. Если на выполнение задания отводится две недели или больше, то уделяйте таким проектам по несколько часов в выходные. Не переживайте, у вас останется время выспаться! Зато вы успеете выполнить работу раньше, если потратите на нее пару часов после обеда. Также не оставляйте задания на последний день.[11]
- Чем больше времени отводится на проект, тем выше качество выполнения ожидает увидеть учитель. Работайте в выходные, чтобы показать максимальный результат.
-
5
Готовьтесь к самостоятельным и контрольным работам сразу после объявления. Вечером в день сообщения о том, что вам предстоит проверка знаний, следует потратить хотя бы полчаса на подготовку карточек, поиск и решение типовых задач, разработку подсказок для сочинений или организацию доступных записей и материалов. Готовьтесь хотя бы полчаса каждый вечер перед самостоятельными работами и не меньше 45 минут перед контрольными работами.[12]
- В качестве удобного способа организации материалов можно разделить источники по темам. Так вы сможете проходить одну или несколько конкретных тем каждый вечер.
- Часто в учебниках по математике содержатся ключи с ответами на задания в конце книги. Можно использовать их для подготовки к контрольным работам.
Реклама
-
1
Купите ежедневник и составляйте график на каждую неделю. Выделяйте определенное время на домашние задания, подготовку, дела по дому и факультативные занятия. Если спланировать свое время в начале недели, то вам будет проще подстроиться под непредвиденные обстоятельства и не пренебрегать другими обязанностями.[13]
- План на неделю следует начинать с домашних заданий, подготовки и повторений, а также дел по дому. Факультативные занятия и развлечения планируйте с учетом основных обязанностей.
- По мере приближения контрольной работы или экзамена следует увеличивать время подготовки, чтобы успеть повторить весь пройденный материал.
-
2
Ограничивайте время использования электронных устройств. Проводите меньше времени перед телевизором или со смартфоном в руках — двух часов вполне достаточно, чтобы у вас оставалось время для домашней работы, подготовки и факультативных занятий. Телевизор и социальные сети позволяют не только развлечься, но и потерять много времени, поэтому важно следить и ограничивать себя.[14]
- Иногда полезно указать специальное время для просмотра телевизора и социальный сетей в ежедневнике. Наглядное представление отведенного времени поможет вам сосредоточиться.
-
3
Старайтесь выполнять как можно больше домашних заданий в будние дни. Так у вас останется больше времени для общения с друзьями и развлечений в выходные. Также вы будете лучше себя чувствовать, если не будете оставлять незавершенных дел.[15]
- Старшие классы — это не только постоянная учеба и подготовка. Если тратить все время только на домашние задания, то вам будет сложнее радоваться жизни. Сразу разделывайтесь с делами, чтобы у вас оставалось время на развлечения!
-
4
Стремитесь согласовать свой график с графиком друзей. Если это не условие родителей, то нет причины решать примеры по математике именно с 16:00 до 16:30. Спросите, когда у друзей будет свободное время, чтобы правильно планировать свое расписание. При этом также не забывайте находить время для учебы и домашних заданий![16]
- Наверняка ваши друзья так же задумываются над тем, как лучше спланировать время. Всегда можно договориться о времени отдыха, которое будет удобным для всей компании!
-
5
Не перегружайте себя чрезмерным количеством факультативных занятий. Вполне достаточно от одного до трех занятий, которые приносят вам удовольствие и помогают достигать краткосрочных и долгосрочных целей. Не нужно записываться во все кружки и секции, которые вам хоть немного интересны, иначе у вас не останется времени на самое важное.[17]
- При выборе факультативных занятий важно учитывать свои цели. Старшие классы — не самое легкое время, но цели помогают сохранять мотивацию. Так вы поймете, на какие дела следует тратить время, а какие мероприятия разумнее отменить.
-
6
Планируйте время отдыха. В ежедневном расписании необходимо находить время для простого отдыха перед телевизором, расслабляющей ванны и других успокаивающих занятий. Факультативные занятия могут проносить радость, но они также отнимают силы. Всем необходимо периодически расслабляться и восстанавливать запас сил, иначе вы рискуете ощутить скуку, разочарование и тревогу. Все это мешает сосредоточиться на работе.[18]
- Попробуйте рисовать, раскрашивать или вести дневник. Еще одним проверенным способом снять напряжение станет медитация.[19]
Реклама
- Попробуйте рисовать, раскрашивать или вести дневник. Еще одним проверенным способом снять напряжение станет медитация.[19]
Советы
- Здоровый ночной сон очень важен. Ученикам старших классов необходимо спать 8–10 часов каждую ночь. [20]
Здоровый сон способствует высокой эффективности в течение дня. - Следите за своим питанием. Вредная пища лишает человека сил и мотивации. Употребляйте такую пищу в умеренных количествах. Любые вопросы о еде всегда можно задавать маме!
- Регулярно занимайтесь физкультурой. Если вы не занимаетесь спортом, то находите время для физических нагрузок в течение дня.
- Каждый месяц просматривайте свой график и следите за тем, чтобы не перетруждаться. Важно отказываться от занятий, которые не приносят радости и не помогают достигать целей.
- Пейте кофе умеренно, поскольку кофеин усиливает тревогу и ухудшает сон. Также лучше пить простой черный кофе, так как со временем сахар и молоко могут стать причиной лишнего веса.[21]
- Помните, что на ошибках учатся. Не ругайте себя, если вы справились с контрольной работой или факультативным заданием хуже ожидаемого. Лучше сделать шаг назад и подумать, что можно было сделать иначе. Используйте такие выводы при следующей попытке.
Реклама
Предупреждения
- Не используйте энергетические напитки и безрецептурные стимулирующие средства, поскольку они могут иметь вредные побочные действия. Если вам нужно готовиться всю ночь, тогда лучше ограничиться только кофе.[22]
- Следите за количеством времени, которое вы проводите онлайн. Эксперты все чаще говорят об опасностях чрезмерного использования электронных устройств, включая такие последствия, как нарушения сна, а также изменения в поведении и даже абстинентный синдром (“ломка”, как при отказе от наркотиков).[23]
Реклама
Что вам понадобится
- Ежедневник
- Папки для конспектов и материалов
- Бумага и ручка
Об этой статье
Эту страницу просматривали 31 443 раза.
Была ли эта статья полезной?
Учеба в школе — время узнавать новое, пробовать себя в различных ролях и профессиях, искать занятие по душе. Именно в школьном возрасте наш интерес к познанию себя и окружающего мира практически неутолим — очень важно этот интерес сохранять и поддерживать.
Но как найти время на все занятия и кружки, если школа отнимает очень много времени и сил? Шесть-семь уроков в день, дорога туда-обратно, домашние задания, дополнительные мероприятия. Для многих детей это становится серьезной помехой на пути к любимым занятиям и хобби.
Почему я ничего не успеваю?
Стандартная ситуация: после школы приходишь домой, обедаешь, садишься за уроки, и время куда-то исчезает, задания на завтра сделаны не все, а уже пора ложиться спать. Никакого отдыха, прогулок, общения с семьей и друзьями; даже на уборку в собственной комнате времени нет — не то что на какие-то кружки и секции.
А ведь школьная программа предполагает не больше 3,5-4 часов в день на домашнюю работу. И почему же так получается? Причин много, и вот, пожалуй, самые распространенные:
- Высокие требования. Каждый учитель считает важным именно свой предмет и старается дать по нему максимум знаний. Как правило, это приводит к увеличению объема домашнего задания и затрачиваемого на него времени.
- Классная работа = домашняя работа. В одном классе может учиться до 30 человек, а учитель один. Если среди учеников найдется нарушитель спокойствия, то львиная доля урока уйдет на налаживание дисциплины. Добавим к этому организационные вопросы и средний темп работы класса. Получается, что запланированное сделать на уроке не успевают, а программа не ждет. Догонять ее приходится за счет увеличения домашнего задания.
- Сложно. Все люди разные и по-разному воспринимают информацию. Ориентирование «на средний темп» усложняет учебу многим ученикам: тем, кто схватывает на лету, просто становится скучно, а тем, кому надо чуть больше времени, сложно поспевать. Получается, что дома и те, и другие тратят много времени на уроки — либо скучно и делать не хочется, но надо, либо отвлекся, недопонял и теперь надо разбираться самому.
Винить «злую и несправедливую» школьную систему можно сколько угодно. Это даже может быть немного приятно, ведь мы снимаем с себя ответственность за трату личного времени. Однако еще приятнее научиться это время не терять, и в этом нам помогут следующие инструменты.
Тайм-менеджмент
Грамотное распределение времени — целое искусство. Однако владение им помогает вырваться из связки «школа — дом» и добавить в свою жизнь больше интересных занятий.
Чтобы научиться правильно планировать день и распределять усилия, нужно знать главные инструменты тайм-менеджмента: матрицу Эйзенхауэра, закон Парето и сильную мотивацию. Несмотря на сложные и страшные названия, действуют эти инструменты очень просто.
Матрица Эйзенхауэра
Разделите дела на четыре группы:
- Важное и срочное.
- Важное и несрочное.
- Неважное и срочное.
- Неважное и несрочное.
Это поможет бороться с прокрастинацией и грамотно расставить приоритеты. Принцип, по которому распределены дела, поможет определить место задачи в распорядке дня и количество времени, которое надо на эту задачу потратить.
Например, если в списке дел стоит подготовка важного доклада на вторник и дополнительное необязательное задание на пятницу, а сегодня понедельник, то важным и срочным делом будет доклад, а необязательное задание — неважным и несрочным. И даже если доклад делать уж очень не хочется, можно наглядно увидеть, что начать делать домашнюю работу нужно именно с него, а дополнительное задание можно выполнить и в другой день.
Представить матрицу Эйзенхауэра можно в виде четырех квадратов:
Чтобы такое распределение дел всегда было перед глазами и вошло в привычку, нарисуйте матрицу на доске и повесьте над рабочим столом — так можно будет корректировать изображение, дополнять список дел и убирать уже выполненное.
Закон Парето
Закон Парето гласит: 20% усилий дают 80% результата. И в большинстве случаев это так. Конечно, стремление сделать домашнее задание идеально — похвально, однако стопроцентная скрупулезность требуется редко. Не стоит забывать, что цель домашней работы — закрепить и повторить пройденный материал.
Никто не ждет от ученика произведения искусства или внезапного открытия новой теоремы. Результат домашней работы — это аккуратная тетрадь с выполненным заданием и понимание новой темы.
Мотивация
Вспомните, как долго тянется время, если вам приходится заниматься тем, что делать совсем не хочется. То же происходит и с домашней работой. Если нет мотивации учиться, то любой будет откладывать выполнение заданий и всячески тянуть время. Попробуйте дать развернутый и аргументированный ответ на вопрос: «Зачем нужно учиться».
Полезные привычки
Часто мы теряем время, сами того не замечая. Например, отвлекаемся на социальные сети или телевизор, внезапно решаем убраться и всячески прокрастинируем, вместо того чтобы разобраться с задачей. Можно развить полезную привычку, экономящую время, и даже подключить к этому и родителей — все-таки личный пример неплохо вдохновляет.
Сделал дело, гуляй смело
После уроков всегда хочется отдохнуть, погулять, посмотреть телевизор, полистать TikTok, а вот делать домашние задания совсем не хочется. Привычка сначала расправляться со всеми делами, а потом уже отдыхать и заниматься тем, чем хочется, не только сэкономит время, но и послужит отличной мотивацией не отвлекаться и закончиться дела поскорее.
Метод «90 на 30»
Его суть состоит в том, чтобы отвести на занятие делами ровно 90 минут, после которых обязательно последуют полчаса отдыха. После цикл повторяется. Главное условие — в эти 90 минут заниматься непосредственно делами: домашней работой, уборкой, чтением , не отвлекаясь ни на что другое. Для большей эффективности распределяйте дела: от самых важных и сложных в первые циклы к менее важным и более легким в последующие.
Принцип 9 дел
Суть в следующем: вы ставите себе цель за день выполнить 9 дел — 1 большое, 3 средних и 5 небольших. Распределение усилий зависит только от вас, главное, чтобы к концу дня все 9 дел были выполнены. Пользуясь этим методом, можно постепенно научиться правильно распределять время и увеличивать продуктивность.
Привить навык можно, устроив семейное соревнование. Каждый вечер вы вместе придумываете 9 дел для каждого члена семьи на завтра и обсуждаете результаты прошедшего дня, делитесь впечатлениями, рассказываете, как удалось справиться со своим списком. Постепенно можно добавлять новые условия. К примеру, кто быстрее и качественнее выполнит свои задания, тот получит приз.
Дистанционные занятия
Одна из распространенных причин нехватки времени — это дорога в школу или на курсы, к репетиторам, на кружки. В пути тратится драгоценное время. Сегодня существует масса возможностей учиться, не выходя из дома. Онлайн-образование не только для взрослых, но и для детей быстро развивается и предлагает различные варианты занятий, где каждый найдет формат по душе. И речь идет далеко не только об онлайн-репетиторах.
Рынок дистанционных занятий предлагает уроки по языкам, предметам школьной программы, подготовке к экзаменам и по различным хобби. Особенно велик сегодня выбор школ, обучающих творческим профессиям: дизайну, анимации, фотографии, пиару.
Если хочется стать, например, гидом или программистом, шаг навстречу мечте можно сделать, не дожидаясь окончания школы. Онлайн-занятия помогут получить основы профессии, а заодно и понять, хочется ли дальше развиваться в этой сфере или стоит попробовать что-то еще.
Как выбрать подходящие занятия?
- изучить и сравнить программы нескольких онлай-школ;
- познакомиться с отзывами учеников;
- поинтересоваться успехами выпускников;
- узнать о квалификации преподавателей.
При этом популярность бренда школы не всегда гарантирует качество: вполне возможно, что выбранному направлению могут обучить за меньшую стоимость на не столь известной платформе.
Важна в обучении и связь с педагогом: когда мы учимся новому, поддержка наставника просто необходима, а потому выбор стоит делать в пользу курсов, позволяющих оперативно связаться с преподавателем, задать все интересующие вопросы и получить развернутый и понятный ответ и обратную связь по домашним и учебным работам.
Еще один фактор, который стоит учитывать при выборе платформы для дополнительного обучения — особенности восприятия. Каждый усваивает новое по-своему. Если важно, чтобы уроки не были привязаны к конкретному времени и их можно было «посетить» более одного раза, обратите внимание на курсы с видеоуроками в записи. Если же информация лучше усваивается в процессе онлайн-общения, выбирайте занятия, которые проходят в прямом эфире. При этом и здесь есть вариативность: уроки могут быть как индивидуальные, так и в группах.
Для тех, кто всерьез увлечен спортом, музыкой, танцами или другим хобби, много путешествует и хочет уделять своему увлечению гораздо больше времени, существуют общеобразовательные онлайн-школы. Учеба в таком формате экономит время не только на дорогу, но и на выполнение домашних заданий и вообще учебу.
Фото на обложке: Unsplash
У школьников средних и старших классов, да и младших тоже, часто возникает слишком большая загруженность. Если ребенок, помимо школы, посещает несколько секций, да еще и занимается с репетитором, нехватка времени легко объясняется загруженностью. И в данном случае тайм-менеджмент школьника заключается в разгрузке, потому что отдых и прогулки никто не отменял, они нужны. Но если особой загруженности нет, а времени все равно не хватает – придется поработать над управлением временем.
Главные причины нехватки времени
Чтобы убрать проблему, нужно понять, в чем ее причина. Школа отнимает половину дня, но вторая половина полностью свободна. И нельзя сказать, что учебная программа слишком тяжелая, чтобы делать уроки до ночи и не успевать отдыхать, гулять или тренироваться.
Специалисты, работающие со школьниками, выделили такие причины нехватки времени:
- Дети слишком долго выполняют домашнее задание. В свою очередь, причина этого может лежать в плохой усвояемости материала, неумении концентрироваться или пропуске ключевых тем в школе.
- Интернет. Сам по себе это полезный инструмент, в том числе, и для учебы. Но если постоянно отвлекаться на соцсети и мессенджеры, времени на другую деятельность не хватит.
- Нет планирования дня. Соответственно – многие задания школьник откладывает на потом.
- Слабое внимание – ребенок легко отвлекается (возможно, это медицинская проблема).
- Школьник не доводит дела до конца. Обычно это – следствие предыдущих проблем. Но часто – страх не справиться с задачей.
- Ребенок все делает медленно, долго «раскачивается».
Рекомендации специалистов по устранению проблем
У каждого человека – свои особенности, дети и подростки не исключение. И дать универсальный совет невозможно. Тем не менее, есть рекомендации, которые помогут школьнику управлять своим временем более эффективно. Детский психолог рекомендует:
- Найти наиболее продуктивное время для выполнения домашних заданий. Если это утро – лучше встать на пару часов раньше и сделать уроки с утра, а вечером лечь спать раньше. Если послеобеденное время – выполнять задания сразу после школы или занятий в кружках, пока еще есть энергичность и продуктивность. Занимаясь в наиболее продуктивное время, ребенок потратит в два раза меньше времени на задания.
- Убрать отвлекающие факторы. Соцсети никуда не денутся за два часа. Как и видео, фильмы и прочее. На время выполнения уроков стоит отключить интернет в смартфоне или компьютере, чтобы не отвлекаться на сообщения и уведомления, лишнюю информацию.
- Составлять план на день, письменно, на бумаге – так каждая задача приобретает осязаемость. Нужно составить реалистичный план, основанный на обычном распорядке – не стоит вписывать два десятка целей, заведомо недостижимых. Пусть будет три цели, но наиболее важных.
- Разобраться с проблемой внимания и усвояемости материала, если такие существуют.
- Наладить режим. Да, это скучно и несовременно, но мозг должен отдыхать, а отдыхает он только во сне. Поэтому 8-9 часов сна нужны. Считайте сами, во сколько нужно лечь, чтобы проснуться в 7 утра в состоянии бодрого жаворонка, а не злой не выспавшейся совы.
- Побороть страх перед сложной задачей поможет разделение этой задачи на несколько частей. И поэтапное выполнение каждой части. Цели помельче не так пугают, а значит, в итоге задание будет выполнено полностью и вовремя.
Суть тайм-менеджмента для школьников
Тайм-менеджмент школьника — это не тренинг по выполнению максимального количества задач. Прежде всего, это умение планировать свой день, и суть тайм-менеджмента сводится к разгрузке школьника, удалению всего второстепенного, чтобы осталось время для отдыха и полноценного сна. Ниже – основные принципы эффективной организации времени:
- Планирование дел на следующий день – лучше составлять список с вечера, чтобы с утра действовать по плану.
- Используйте прием «съесть лягушку». Техника проста: сразу нужно сделать самое сложное или неприятное дело, после чего приступить к другим заданиям.
- Чтобы не отвлекаться, организуйте рабочее место. Отключите интернет и уведомления на телефоне, предупредите домашних, чтобы шумели. Если это невозможно, можно делать уроки в библиотеке.
- Для большей продуктивности включите классику. Моцарт, Вивальди, Бах способствуют сосредоточению, творчеству, настраивают на рабочий лад. Можно включить и другую музыку, но инструментальные композиции или песни на иностранном языке, чтобы их текст не отвлекал от работы.
- Используйте метод «Помодоро». Он подразумевает 25 минут работы без отвлечения на что-либо другое (один тайм) и 5-10 минут отдыха. Используйте таймер.
Такой тайм-менеджмент помогает решить проблему с недостатком времени. При условии, что ребенок не загружен учебой, многочисленными секциями и кружками, домашними обязанностями.
10 золотых советов по тайм-менеджменту для школьников
В теории тайм-менеджмент школьника — это просто, но жизнь вносит свои коррективы, и навык контроля, рационального использования времени нужно разрабатывать, как и любой другой. Кроме того, важно учитывать личные особенности, загруженность, график учебы и другие факторы. Будет ошибкой взять готовый план и четко ему следовать – нужно разработать собственный. И в этом поможет памятка с советами:
- Напишите список задач, с указанием времени, необходимого на каждое из дел (например, «сделать уроки — 4 часа»). Если на выполнение всех задач нужно потратить все оставшееся время, еще и в ущерб сну – график перенасыщен, количество занятий нужно сократить.
- Конкретизируйте цели. Абстрактное «хочу хорошо учиться» не слишком действенно. А вот «хочу получать по литературе и математике только 4 и 5» уже конкретная цель. Кроме того, формируйте выполнимые цели, определяйте четкие временные границы для их достижения. И не требуйте от себя слишком многого, тайм-менеджмент — это скорее игра, а не нечто обязательное.
- Правильно расставьте приоритеты. Сразу выполняют наиболее важные и срочные задания, потом – срочные, но не такие важные. После них – важные, но без срочности. И в последнюю очередь – не слишком важные и не срочные.
- Работа выполняется в собственном ритме. Кто-то продуктивен утром, кто-то вечером, одним проще сделать все дела за раз, другим – равномерно работать в течение дня.
- Помните о методе «Помодоро» и не работайте без отдыха.
- Найдите свою мотивацию. Да, это сложно, но без мотивации продуктивной работы не будет. Подумайте, что вы получите за выполнение каждого задания – всегда есть материальное или эмоциональное вознаграждение.
- Чередуйте виды работы. Умственную лучше сменять физической, но если речь об уроках, перемежайте точные науки с гуманитарными.
- Работайте в команде. Вы хорошо знаете физику, а ваш друг – историю. Помогайте друг другу, это интересно и полезно, в том числе, с точки зрения дисциплины и мотивации.
- Анализируйте результаты. Не получается придерживаться плана? Не нужно самобичевания, лучше откорректируйте план с учетом своих реальных возможностей.
- Планируя день, отводите время на отдых, с учетом тренировок, дополнительных дел и расписания. И, конечно же, в плане должен быть 8-часовый сон.
Упражнения по тайм-менеджменту для школьников
Три несложных упражнения помогут прокачать навык планирования и контроля времени. Выполнять их можно вместе с родителями или друзьями.
Развитие чувства времени
Упражнение простое: задайте временной промежуток, во время которого нужно выполнить то или иное задание. Например, читать книгу в течение 10 минут. Начинать нужно по сигналу, запустив таймер на 10 минут. Закончить – тогда, когда по вашим ощущениям закончатся 10 минут.
Карточки Эйзенхауэра
Упражнение помогает расставлять приоритеты. Подготавливают карточки, на каждую выписывают по одной задаче, которую нужно выполнить в течение дня. Школьник должен разложить карточки на 4 кучки, сортируя задачи по приоритетности и по признаку «жесткости». В данном случае жесткими будут дела, строго привязанные ко времени (учеба, занятие в секции). Гибкими – те, что выполняются без привязки к графику.
Планирование субботы
Участникам выдают план на субботу, составленный старшеклассником. Нужно определить приоритетность задач и расставить их в правильном порядке.
Важные моменты при составлении распорядка дня
Детский распорядок дня распланирован школой и кружками, но только частично. Вторая половина дня и вечер, как правило, свободны от занятий – это время и следует планировать самостоятельно. Учитывайте такие моменты:
- Если ребенок пришел со школы уставшим, необходим отдых, от получаса до полутора часов, чтобы восстановить силы и работоспособность. Сразу после отдыха нужно приняться за уроки, начиная с самого сложного задания.
- Каждый час нужна смена деятельности, но со строгим соблюдением временных рамок.
- Приучайте себя выполнять задания за отведенное время.
- К следующему дню готовьтесь с вечера.
- Начинать утро лучше с гимнастики (10-15 минут) и завтрака.
- Просыпаться следует так, чтобы гимнастика, завтрак и путь в школу были спокойными, без суеты, спешки и опозданий.
- Соответственно, ложиться спать нужно вовремя, чтобы обеспечить 8-9 часов сна.
Также в распорядок дня нужно вписать время на отдых, прогулки и развлечения. Если времени на отдых нет, значит день школьника перенасыщен делами. Нужно снизить нагрузку – отдых и развлечения не менее важны, чем учеба или посещение секций.
№ 1. Планируйте свой день
Как правило, первая половина дня у школьников структурирована хорошо: уроки, перемены, дополнительные занятия. Но после школы начинается полная свобода: когда хочешь, тогда и делай задания. Казалось бы, все здорово. Но часто дело заканчивается тем, что вроде бы ты на секунду зашел во «Вконтакте» — а на дворе уже ночь, и домашняя работа даже не начата.
Чтобы этого избежать, надо структурировать свой день. Лучший способ — накануне вечером составить список того, что нужно будет сделать завтра, определить, сколько времени уйдет на каждое из дел, и распределить их по часам. Возможно, в процессе выяснится, что день достаточно свободный, и имеет смысл добавить в расписание задания из других дней или, наоборот, побыстрее сделать все дела и отдохнуть. Если же станет понятно, что на выполнение всех запланированных заданий вам придется потратить весь вечер после школы и еще половину ночи, это явный признак того, что от каких-то дел стоит отказаться.
В любом случае, когда вы запишете необходимые задания на бумаге, появится ясность и возможность управлять делами.
№ 2. Ставьте понятные цели
Кажется, нет ничего проще, чем поставить себе цель. Вы же знаете, что к следующему уроку по биологии нужно написать реферат, а по литературе проходят Гоголя. Однако часто в голове становится пусто, стоит сесть за работу: ведь на деле бывает непонятно, что именно надо делать и с чего начинать.
Для того чтобы эффективно справляться с задачами, и нужны цели.
Каждая цель должна быть конкретной и ясной: не «усерднее заниматься», а «выполнять все задания сразу после школы»; не «выучить все про Гоголя», а «прочитать в учебнике со стр. 100 по стр. 150». Чтобы четко понимать, достигли вы своей цели или нет, она должна быть измеримой: лучше «получить только четыре и пять в четверти», чем абстрактное «хорошо учиться».
Также важно, чтобы цель была достижимой. Вы можете мечтать пробежать стометровку лучше всех в классе, но вряд ли это получится, если до забега две недели, а вы месяцами прогуливали физкультуру. В таком случае лучше увеличить срок достижения цели (не в этой четверти, а в другой) или саму цель — не лучше всех, но лучше своего прошлого результата.
Чтобы отслеживать свои достижения, надо устанавливать конкретные временные границы. И, наконец, не стоит забывать о значимости цели лично для вас: чтобы была мотивация все выполнить, нужно понимать, зачем.
№ 3. Расставляйте приоритеты
Чтобы не потонуть в потоке дел, нужно учиться разделять их на группы в зависимости от степени срочности и важности. По такому принципу самые важные и срочные дела (например, подготовка к завтрашней итоговой контрольной) выполняются в первую очередь, а дальше уже можно браться за не важные, но срочные и важные, но не срочные. Такой подход позволит не только выполнять основные задания качественнее, пока есть силы, но и даст значительный продолжительный заряд: после того, как завершите самое важное и сложное дело за день, вы наверняка почувствуете подъем, ведь главные трудности останутся позади. Тогда и справляться с остальными делами будет проще.
Если вы не будете что-то успевать, это тоже не станет трагедией: в конце списка останутся не очень срочные и не очень важные дела, над которыми стоит подумать — а нужно ли их вообще выполнять?
№ 4. Найдите собственный ритм
Всем известно разделение на «сов» и «жаворонков», однако мало кто действительно знает и использует свои «лучшие» и «худшие» часы. При этом эффективность разных людей в разное время суток может сильно отличаться. Более того, если вы поэкспериментируете со своим графиком, то поймете, что в разное время суток хорошо получаются разные дела.
Понаблюдайте за собой. Возможно, вместо того, чтобы засиживаться допоздна над домашней работой, лучше встать на час раньше и сделать ее перед школой? Или наоборот, отоспаться хорошенько — все равно с утра голова не работает.
Тот же принцип применим к ритму работы. Кому-то легче сесть на несколько часов и завершить все дела в один подход, а у кого-то лучше получается, если делать понемногу каждый день. Вот почему нужно определить свой личный идеальный ритм и постараться построить работу в максимальном соответствии с ним.
№ 5. Работая — работайте
Необходимое правило эффективной работы — погружение в то дело, которым вы сейчас занимаетесь. Когда человек полностью концентрируется на одной задаче, он выполняет ее в разы быстрее и лучше, чем постоянно отвлекаясь на что-то другое. Если пишете сочинение по литературе или делаете домашнее задание по химии, лучше отключите на это время мобильный телефон, закройте браузер и приложения с социальными сетями.
Возможно, поначалу вам будет сложно концентрироваться на одном занятии, но даже если не получается надолго оторваться от гаджетов, продержитесь, сколько можете. Полчаса полноценной, концентрированной работы окажутся продуктивнее, чем два часа с постоянными ответами друзьям, просмотром картинок и т. п., а если вы будете тренировать концентрацию, со временем погружаться в работу будет становиться все проще.
Чтобы легче выдержать период интенсивной работы, можно попробовать ставить себе таймер по «Помидорному методу»: 25 минут работы и пять минут отдыха. Тогда и не будет ощущения усталости, и эффективность работы не снизится.
№ 6. Найдите мотивацию
Иногда бывает сложно приступить к выполнению задания, особенно когда оно трудное или предмет нелюбимый. Но, к сожалению, и такими делами приходится заниматься. Если вы понимаете, что этой работы не избежать, стоит попробовать «уговорить» себя, найти мотивацию для выполнения задания.
Пригодятся любые предметы, идеи, люди и персонажи, которые имеют ценность для вас. Повесьте постер с Шелдоном Купером, который не одобрит, если вы не выполните домашнюю работу по физике, или скажите себе, что за каждое решенное упражнение по математике вы будете получать по мармеладке. Договоритесь с родителями, что они что-то подарят за выполнение серьезной работы или, например, за пятерку в четверти по предмету, который вам не дается.
Мотивацию можно найти и на более высоком уровне. Подумайте о том, для чего вам необходима учеба: без окончания школы не поступишь в выбранный вуз, не выйдет впечатлить одноклассников и т. п.
№ 7. Чередуйте дела
Наш мозг постепенно устает от однообразной работы, поэтому лучше всего составлять свой план на день так, чтобы в нем чередовались занятия, требующие разных навыков. Например, перемежать решение задачек по математике с чтением учебника по истории, а уже потом приступать к похожим (с точки зрения работы мозга) задачам по физике.
По такому же принципу хорошо выбирать хобби и способы отдыха после учебы. И ваш мозг, и организм в целом отдохнут гораздо лучше, если вы пойдете гулять с друзьями, чем если после многих часов за партой вы переместитесь за компьютер, где так же будете сидеть и напрягать глаза.
Если совсем не получается выбрать разные дела, даже простая разминка в течение пяти минут пойдет на пользу — вы дадите себе хотя бы немного времени, чтобы переключиться.
№ 8. Объединяйтесь с другими
Кому-то лучше удаются сочинения, а кому-то — решение задач по геометрии, и этим стоит воспользоваться. Списывать у отличника не самая хорошая идея: это потом крайне негативно скажется на результатах экзаменов. Однако всегда можно попросить его объяснить непонятную тему взамен на помощь в изучении предмета, в котором он разбирается хуже.
Вы можете договориться с одноклассниками и готовиться к занятиям и контрольным вместе — такой формат принесет много пользы как в плане времени, так и в плане качества работы.
Объясняя кому-то тему, вы и сами укрепите свои знания, а слушая других наконец разберетесь в сложной для вас дисциплине. К тому же, определяя время подготовки домашней работы заранее и согласовывая его с одноклассниками, вы не дадите себе возможности увильнуть от трудного или нелюбимого занятия.
№ 9. Анализируйте сделанное
Может так получиться, что вы, вроде бы, все делаете правильно: составляете список дел, чередуете их, расписываете по часам, — но все равно чего-то не успеваете или к вечеру чувствуете себя измотанным. Это значит, что в план закралась ошибка, и для того, чтобы избежать ее в дальнейшем, необходимо регулярно (например, в конце дня или в конце недели) проверять соответствие плана и его реального выполнения.
Такой анализ может разочаровать. Например, вы выясните, что, несмотря на все графики, в какой-то момент «сорвались» и ушли смотреть сериал. Или что задание, на которое вы отводили два часа, на самом деле каждый раз требует четырех. И в первом, и во втором случае не стоит отчаиваться — просто в следующий раз надо составить план с учетом своих особенностей. Если вы после учебы постоянно ходите смотреть сериал, поставьте его в график, а на сложное дело выделите четыре часа, даже если считаете, что следовало бы выполнить его быстрее. Такой подход поможет вам и не корить себя за невыполненный план, и осознавать, сколько вы в действительности успеете.
№ 10. Не забывайте об отдыхе
В погоне за личной эффективностью многие склонны забивать свой график делами под завязку. Им кажется, что если не тратить по десять часов в день на подготовку к ЕГЭ, его точно не сдашь, химия так просто не дается и времени отдыхать нет.
Однако отдых необходим, причем не только для полноценной и счастливой жизни, но и для эффективной работы. Кажется, чем больше делаешь, тем больше успеешь, но это не так. В какой-то момент наш мозг устает, и его работоспособность сильно снижается. Тогда дальнейшие занятия оказываются малоэффективны. Из-за этого работа без перерывов является вредной: отдохнувший человек за меньшее количество часов сделает больше, чем уставший и потерявший сосредоточенность.