От того, насколько успешно ребенок вольется в коллектив, зависят и его школьные успехи. Как и чем помочь ребенку, в эфире «Детского радио» рассказала учитель начальных классов.
Ирина Куликова
педагогика
учитель начальных классов, тренер по адаптивным технологиям по программам для дошкольников и младших школьников, методист «Школы скорочтения и управления информацией Лидии Васильевой»
Коллектив должен быть здоровым
Часто бывает, что ребенок интеллектуально и физиологически готов к школе, но приходит в первый класс — а там ни одного знакомого ребенка. Идеальная ситуация, если он попадает в школу вместе с теми детьми, с которыми ходил в детский сад, но так бывает далеко не всегда. И помочь ребенку найти свое место в школьном коллективе — первая и главная задача учителя. Дети друг друга не знают, они все разношерстные, с разным уровнем развития и подготовкой — им нужно помочь подружиться. От этого зависят успехи в учебе, а также то, будет ли школьный коллектив здоровым или нет.
Здоровый коллектив — это сплоченный, дружный, в нем есть взаимовыручка. Поэтому педагог должен организовывать всевозможные мероприятия на сплочение своего класса. Это может быть и организация похода в горы, выезд в театр и просто какой-нибудь капустник в школе с чаепитием. И обязательно с привлечением родителей. Родителей точно так же, как и детей, нужно объединять, чтобы они дружно могли решить любой вопрос.
Читайте также: Что положить ребенку в ланчбокс в школу: варианты начинок для полезных бутербродов
Чем могут помочь родители
Родители тоже не должны сидеть сложа руки: мол, это работа Марьиванны и пусть она ее делает. Нет, нужно выходить с инициативами к учителю и спрашивать, чем помочь. Тем самым родители сразу же начинают к себе располагать.
Учителя не роботы, тоже люди. Если мы видим открытость со стороны родителя, если мы видим помощь со стороны пап и мам, даже просто в организации каких-то простых покупок, то учителю уже хочется по-другому с вами контактировать и общаться, по-другому относиться к детям, а это тоже немаловажный факт. Межличностные отношения никто не отменял. Не замыкайтесь, помогайте учителям! Поверьте, сейчас очень сложные образовательные программы, этих программ очень много — нелегко не только детям, но и преподавателям.
Поэтому, когда нам помогает родитель, когда родитель открыт, работать становится намного легче. А ребенок видит, что его мама и папа участвуют в его обучении, и получается, что личный пример — самый лучший учитель. И школьник начинает сам включаться, проявлять инициативу в учебе. Например, стихотворение к празднику выучит.
Читайте также: Как распознать дислексию у первоклассника: 15 признаков
Начальная школа — всему начало
Благодаря всему этому запускается важный процесс, который позволяет ребенку осознать важность школы, и, самое главное, происходит сплочение коллектива — оно тоже дает свои плоды. Потом, даже в старших классах, дети не будут говорить: «О, Иванова пришла», а скажут: «Машенька, какая у тебя красивая юбочка». Ведь нормальные отношения закладываются в начальной школе. Если мы видим какие-то проблемы в старших классах, значит, начались они уже в начальной школе.
Поэтому первостепенная задача и родителя, и учителя — все время помогать друг другу. Школа не заканчивается в стенах школы. Всегда стоит помнить про важный треугольник: ученик — учитель — родитель.
Сколько времени занимает адаптация
Обычно на адаптацию к школе первокласснику требуется 1-1,5 месяца — это идеальная ситуация, норма. Когда в самом начале обучения ребенок из школы приходит и говорит: «Я больше в школу не пойду», выясните почему. Может просто гречка невкусная в столовой была. А вот когда он проучился две четверти и в конце года сказал: «Я больше ходить в школу не буду», здесь нужно трубить тревогу.
Дети бывают разные, кто-то все рассказывает в подробностях, что делали, что происходило интересного, а есть более замкнутые. Но это не значит, что вы не должны побуждать его к рассказыванию. Обязательно спрашивайте, что нового он узнал — к этому еще с садика надо приучать. Если вы не приучите ребенка делиться информацией о том, что было в садике, об учебном процессе и жизни в школе, то в подростковом возрасте он замкнется, и вы уже не узнаете никогда и ничего. И самое страшное, что в этом случае вы не сможете предупредить проблему. Если подросток попадет в нехорошую ситуацию, вы узнаете об этом только от посторонних лиц. Поэтому учитесь правильно общаться с ребенком. Это не значит, что вы только у него спрашиваете, но и обязательно рассказываете о своих делах. Общаясь так, мы ребенка ставим на свою — взрослую — ступень.
Если же замечаете, что есть проблемы, а ребенок не идет на контакт и не рассказывает ничего, то стоит подключить специалиста — практически во всех школах в штате есть психологи.
Читайте также: В каком возрасте идти в первый класс: опыт мам и мнение психолога
Еще больше интересного и полезного — в эфире «Детского радио». По будням в 22:00 слушайте программу «Каждый родитель желает знать».
02.03.2021
В жизни нередко возникают ситуации, когда приходится менять привычное окружение и вливаться в новый коллектив. Нужно быстро разобраться, кто есть кто, определить, по каким законам живет эта группа, чтобы выстроить верную линию поведения, не допустить ошибок и занять свое место в коллективе. Важно найти общий язык с лидером, так как конфликт с ним грозит неприятностями.
Тринадцатилетняя Марина (имя изменено) перешла в новую школу в середине года в связи с переездом. Адаптация в классе дается ей нелегко.
«Мне не повезло с новой школой. Здесь все не так, как в моей, где меня обожали, где была постоянная движуха. Я всегда была в центре внимания и событий, потому что организовывала ребят на что-то интересное. А в этой как-то все тухло, и на меня никто особо не обращает внимания. Все какие-то наглые или, наоборот, равнодушные, все по своим углам и группировкам. Лидер у них — Максим, типа местная звезда. Любит выпендриться. У него только шмотки и телефоны в голове. Все мои предложения он критикует и поднимает меня на смех. Я не привыкла сидеть в стороне и молчать в тряпочку. Но и идти против него не хочу: так и до травли недалеко. Я не представляю, о чем с ним разговаривать и как наладить контакт с классом. Возможно, там есть нормальные ребята, но я не знаю с чего начать общение. Надоело ждать, пока меня заметят, и терпеть Максима. А что им интересно – мне не интересно. Замкнутый круг!»
Марина обратилась в службу Детского телефона доверия 8 800 2000 122 с просьбой помочь ей наладить отношения с классом. О нас она узнала в своей старой школе, где активно участвовала в квизах и марафоне, посвященных Международному дню телефона доверия 17 мая. Марине не давали покоя два вопроса:
— Как себя проявить, несмотря на неприязнь Максима?
— Что делать, если лидер все-таки пойдет на конфликт?
В результате обсуждения ситуации Марина и психологи пришли к следующим выводам.
Другое — не значит плохое
Важно понять, что в любой школе будут непривычные для тебя законы и порядки, потому что новое место заставляет выходить из зоны комфорта, и даже может вызвать чувство досады, разочарования и страха. Скучая по привычной обстановке и близким людям, мы бессознательно фокусируем внимание прежде всего на сложном, чужом и негативном. Постарайся справиться с этими чувствами. Пройдет немного времени, и ты сможешь увидеть положительные моменты.
Любую проблему можно превратить в творческую задачу
При столкновении интересов с лидером класса важно понять суть конфликта и применить принцип «победа-победа».
Максиму нравятся «телефоны и шмотки», тебе — нет. Ты любишь что-то организовывать. Подумай, что сейчас для тебя важнее: оставаться в одиночестве со своими интересами или завоевать доверие ребят?
В любом человеке есть что-то хорошее. Иногда страх и злость мешают это разглядеть. Ты не любишь разговор о «шмотках», зато могла бы предложить устроить арт-фестиваль, показ мод, проект по перевоплощению или собрать вещи для малоимущих. Тут бы пригодилось умение Максима разбираться в одежде, что явно польстило бы его самолюбию. Или, например, предложи: «Макс, я вижу, как ты сечешь в телефонах. Помоги моей сестре выбрать новую модель. На что стоит обратить внимание, как думаешь?» Проявляя к человеку искренний интерес, можно наладить контакт.
Не бойся критики и реагируй на нее с юмором
Когда критикуют или отвергают твои идеи — защищай границы. Прямо и открыто обозначь, что ты думаешь по этому поводу, уточни, с чем именно Максим не согласен. Здесь важно доброжелательно и уверенно держаться, чтобы не спровоцировать конфликт.
«Я думаю, существует много интересных тем для общения. Мне интересно вот это… Я понимаю, что с твоим мнением все считаются, но я за свободу слова. Максим, почему ты критикуешь мои идеи? Что не так?».
Или более мягко прощупать его границы и ответить с юмором: «Мне кажется, я начинаю выигрывать в конкурсе «Идеи, которые не нравятся Максиму». Похоже, я сажусь не в свои сани! Интересно, есть ли где-то карета для меня? Макс, я — новенькая, как-то помоги мне разобраться что у вас к чему».
Возможно, стоит заранее заручиться поддержкой ребят — это придаст тебе уверенности. Главное, не теряй самообладания и будь готова к разным поворотам. Если ты снова не будешь услышана, то можешь сказать: «Жаль, что ты так реагируешь. Я думала, ты здесь главный, и мне важно было услышать твое мнение. Почему от тебя столько негатива?».
Сохраняй достоинство и помни, что одноклассники смотрят, КАК ты выходишь из сложных ситуаций. И если ты не опускаешься до унижения других, а наоборот, ищешь компромиссы и умеешь смеяться над собой, то это даст тебе уважение в новом коллективе. Сотрудничество — более эффективная стратегия, чем борьба и конкуренция.
Вспомни, в чем твоя сила
Вспомни сильные качества своего характера и напиши их в двух столбиках — «За что меня ценили и уважали в старой школе? Чем я могу быть интересна здесь»? Отметь удачные идеи, качества и умения, которыми ты обладаешь, и оцени, что могло бы пригодиться тебе в новом коллективе, даже если ребята пока еще не готовы к активному общению. Когда структурируешь свои идеи, лучше понимаешь, как их использовать. Если, к примеру, имеешь организаторские способности, попробуй подготовить тематический вечер или конкурс, шахматный турнир.
Найди то, что будет интересно одноклассникам
Помониторь соцсети и посмотри, кто с кем дружит, где бывают, чем занимаются, чем интересуются, что всех объединяет. Проявляй интерес к темам, которые обсуждают ребята. В начале поддержи тех, кто уже пользуется авторитетом. Покажи, что ценишь их точку зрения. Вместе с тем иногда можно добавить: «И еще будет здорово, если бы мы … Мы делали в прошлом году такой марафон, получилось очень интересно. Хотите расскажу?».
Если родители тебя поддержат, можешь организовать вечеринку-знакомство с интересными тебе ребятами из класса. Придумайте вместе какой-нибудь челенж, сделайте классные фото и видосы. Можно смонтировать крутой ролик о вашей вечеринке — это вас эмоционально объединит.
Попробуй узнать об истинных желаниях и симпатиях других ребят из класса, когда рядом не будет Максима. Проявив к ним интерес, ты получишь мощную взаимную поддержку. Демонстрируй доброжелательность и дружелюбие и, может быть, они увидят в тебе более позитивного и ресурсного для них лидера.
Даже если тебе не удается подружиться с ребятами в новом классе – есть другие места, где тебя принимают и готовы общаться. Это — друзья из старой школы, секций и интернета. Главное — поддерживай с ними контакт и не замыкайся с обидой «на весь мир». Даже один, но настоящий друг может быть очень важным и нужным в трудную минуту. Доверяй своей интуиции и помни, что в любом коллективе рано или поздно наступит время, когда ты сможешь проявить себя.
фото aptecki.net
Вернуться к списку статей
В жизни нередко возникают ситуации, когда приходится менять привычное окружение и вливаться в новый коллектив. Нужно быстро разобраться, кто есть кто, определить, по каким законам живет эта группа, чтобы выстроить верную линию поведения, не допустить ошибок и занять свое место в коллективе. Важно найти общий язык с лидером, так как конфликт с ним грозит неприятностями.
Тринадцатилетняя Марина (имя изменено) перешла в новую школу в середине года в связи с переездом. Адаптация в классе дается ей нелегко.
«Мне не повезло с новой школой. Здесь все не так, как в моей, где меня обожали, где была постоянная движуха. Я всегда была в центре внимания и событий, потому что организовывала ребят на что-то интересное. А в этой как-то все тухло, и на меня никто особо не обращает внимания. Все какие-то наглые или, наоборот, равнодушные, все по своим углам и группировкам. Лидер у них — Максим, типа местная звезда. Любит выпендриться. У него только шмотки и телефоны в голове. Все мои предложения он критикует и поднимает меня на смех. Я не привыкла сидеть в стороне и молчать в тряпочку. Но и идти против него не хочу: так и до травли недалеко. Я не представляю, о чем с ним разговаривать и как наладить контакт с классом. Возможно, там есть нормальные ребята, но я не знаю с чего начать общение. Надоело ждать, пока меня заметят, и терпеть Максима. А что им интересно – мне не интересно. Замкнутый круг!»
Марина обратилась в службу Детского телефона доверия 8 800 2000 122 с просьбой помочь ей наладить отношения с классом. О нас она узнала в своей старой школе, где активно участвовала в квизах и марафоне, посвященных Международному дню телефона доверия 17 мая. Марине не давали покоя два вопроса:
— Как себя проявить, несмотря на неприязнь Максима?
— Что делать, если лидер все-таки пойдет на конфликт?
В результате обсуждения ситуации Марина и психологи пришли к следующим выводам.
Другое — не значит плохое
Важно понять, что в любой школе будут непривычные для тебя законы и порядки, потому что новое место заставляет выходить из зоны комфорта, и даже может вызвать чувство досады, разочарования и страха. Скучая по привычной обстановке и близким людям, мы бессознательно фокусируем внимание прежде всего на сложном, чужом и негативном. Постарайся справиться с этими чувствами. Пройдет немного времени, и ты сможешь увидеть положительные моменты.
Любую проблему можно превратить в творческую задачу
При столкновении интересов с лидером класса важно понять суть конфликта и применить принцип «победа-победа».
Максиму нравятся «телефоны и шмотки», тебе — нет. Ты любишь что-то организовывать. Подумай, что сейчас для тебя важнее: оставаться в одиночестве со своими интересами или завоевать доверие ребят?
В любом человеке есть что-то хорошее. Иногда страх и злость мешают это разглядеть. Ты не любишь разговор о «шмотках», зато могла бы предложить устроить арт-фестиваль, показ мод, проект по перевоплощению или собрать вещи для малоимущих. Тут бы пригодилось умение Максима разбираться в одежде, что явно польстило бы его самолюбию. Или, например, предложи: «Макс, я вижу, как ты сечешь в телефонах. Помоги моей сестре выбрать новую модель. На что стоит обратить внимание, как думаешь?» Проявляя к человеку искренний интерес, можно наладить контакт.
Не бойся критики и реагируй на нее с юмором
Когда критикуют или отвергают твои идеи — защищай границы. Прямо и открыто обозначь, что ты думаешь по этому поводу, уточни, с чем именно Максим не согласен. Здесь важно доброжелательно и уверенно держаться, чтобы не спровоцировать конфликт.
«Я думаю, существует много интересных тем для общения. Мне интересно вот это… Я понимаю, что с твоим мнением все считаются, но я за свободу слова. Максим, почему ты критикуешь мои идеи? Что не так?».
Или более мягко прощупать его границы и ответить с юмором: «Мне кажется, я начинаю выигрывать в конкурсе «Идеи, которые не нравятся Максиму». Похоже, я сажусь не в свои сани! Интересно, есть ли где-то карета для меня? Макс, я — новенькая, как-то помоги мне разобраться что у вас к чему».
Возможно, стоит заранее заручиться поддержкой ребят — это придаст тебе уверенности. Главное, не теряй самообладания и будь готова к разным поворотам. Если ты снова не будешь услышана, то можешь сказать: «Жаль, что ты так реагируешь. Я думала, ты здесь главный, и мне важно было услышать твое мнение. Почему от тебя столько негатива?».
Сохраняй достоинство и помни, что одноклассники смотрят, КАК ты выходишь из сложных ситуаций. И если ты не опускаешься до унижения других, а наоборот, ищешь компромиссы и умеешь смеяться над собой, то это даст тебе уважение в новом коллективе. Сотрудничество — более эффективная стратегия, чем борьба и конкуренция.
Вспомни, в чем твоя сила
Вспомни сильные качества своего характера и напиши их в двух столбиках — «За что меня ценили и уважали в старой школе? Чем я могу быть интересна здесь»? Отметь удачные идеи, качества и умения, которыми ты обладаешь, и оцени, что могло бы пригодиться тебе в новом коллективе, даже если ребята пока еще не готовы к активному общению. Когда структурируешь свои идеи, лучше понимаешь, как их использовать. Если, к примеру, имеешь организаторские способности, попробуй подготовить тематический вечер или конкурс, шахматный турнир.
Найди то, что будет интересно одноклассникам
Помониторь соцсети и посмотри, кто с кем дружит, где бывают, чем занимаются, чем интересуются, что всех объединяет. Проявляй интерес к темам, которые обсуждают ребята. В начале поддержи тех, кто уже пользуется авторитетом. Покажи, что ценишь их точку зрения. Вместе с тем иногда можно добавить: «И еще будет здорово, если бы мы … Мы делали в прошлом году такой марафон, получилось очень интересно. Хотите расскажу?».
Если родители тебя поддержат, можешь организовать вечеринку-знакомство с интересными тебе ребятами из класса. Придумайте вместе какой-нибудь челенж, сделайте классные фото и видосы. Можно смонтировать крутой ролик о вашей вечеринке — это вас эмоционально объединит.
Попробуй узнать об истинных желаниях и симпатиях других ребят из класса, когда рядом не будет Максима. Проявив к ним интерес, ты получишь мощную взаимную поддержку. Демонстрируй доброжелательность и дружелюбие и, может быть, они увидят в тебе более позитивного и ресурсного для них лидера.
Даже если тебе не удается подружиться с ребятами в новом классе – есть другие места, где тебя принимают и готовы общаться. Это — друзья из старой школы, секций и интернета. Главное — поддерживай с ними контакт и не замыкайся с обидой «на весь мир». Даже один, но настоящий друг может быть очень важным и нужным в трудную минуту. Доверяй своей интуиции и помни, что в любом коллективе рано или поздно наступит время, когда ты сможешь проявить себя.
Уроки общительности – как помочь ребёнку найти своё место в коллективе
Все родители мечтают, чтобы их ребенок был здоровым, общительным, успешным и многого мог добиться в жизни. Однако, если на вопросы здоровья не всегда можно повлиять, как и на умственные способности, то сфера коммуникации и общения вполне поддается изменениям. Конечно, многое зависит и от характера ребенка, но взрослые вполне могут способствовать его доброжелательности, общительности и тому, что в любом коллективе у ребенка будет много друзей и подруг.
Психологи отметили, что дети от 6 лет и старше очень дорожат мнением сверстников. Им уже недостаточно играть в одиночестве с куклами или машинками – хочется принимать участие в коллективных играх, разделить успех со сверстниками, играть, радоваться жизни вместе со сверстниками. В будущем это способствует развитию коммуникабельности и умению находить общий язык практически с любым человеком. Вот что нужно делать, чтобы развивать общительность у ребенка.
- после того, как ребенку исполнится год, маме нужно с ним регулярно гулять на детской площадке, ходить в гости туда, где есть маленькие дети его возраста, знакомить малыша с детским коллективом. Это снимет зажатость и приведет к тому, что малыш привыкнет к детям и будет чувствовать себя с ними комфортно и в более старшем возрасте.
- не сдувать пылинки с ребенка – излишняя опека может дезориентировать его, мешать приспосабливаться к ровесникам. Не стоит пугать ребёнка, постоянно пытаться суетиться вокруг него – это может отрицательно повлиять, как на его самооценку, так и на умение приспосабливаться к различным людям и обстоятельствам.
- давать ребенку свободу, учить самостоятельности, умению выражать свое мнение, принимать решения.
- не менять кардинально садик или школу – новый коллектив может отрицательно повлиять на развитие коммуникативных навыков ребенка и создать ситуации, в которых он будет замыкаться в себе и отгораживаться от сверстников.
- в более старшем возрасте разрешить ребенку одеваться так, как он сочтет нужным, общаться с другими детьми в той манере, в которой ему нравится.
- помогать материально и давать деньги на карманные расходы, чтобы ребенок не только учился обращаться с деньгами, но и помогал другим, делал подарки, участвовал в школьных мероприятиях.
Очень часто умение приспосабливаться взрослого человека к коллективу напрямую зависит от того, насколько успешным он был в детстве, пользовался ли он уважением сверстников или нет. Дети впитывают как губка то, что говорили им мама и папа, поэтому могут в возрасте до 6 лет придерживаться принципов, которые могут помешать ему приспособиться в любом коллективе. Даже если в подростковом возрасте он временно и потеряет коммуникабельность и станет грубо себя вести, навыки, привитые ранее, все равно прорастут и помогут ему в дальнейшем приспособиться к коллективу.
Школа
Очень хорошо формирует коммуникабельность школа, участие в школьной жизни. Если преподаватель пользуется уважением в классе, то, заручившись его поддержкой и похвалой, ребенок автоматически принимается в коллектив.
Родителям необходимо проявить доброжелательность к друзьям ребенка. Когда они приходят в гости, накормить их чем-нибудь вкусненьким, особенно тем, что любят дети. Важно знать, кто родители детей, наладить с ними контакт. Очень хорошо, если с согласия родителей вы отправитесь с ребенком и его друзьями на дачу или на пикник.
Но не стоит забывать о том, что даже детские отношения порой не лишены корысти, поэтому не стоит пытаться покупать внимание сверстников при помощи конфеток и шоколадок. Дети будут охотнее играть с ребенком, если он будет время от времени угощать их чем-то вкусным, но не стоит общаться с теми, кто пользуется этим и проявляет корысть.
В шестилетнем возрасте очень важно, чтобы ребенок чувствовал поддержку родителей. Именно они помогут ему найти друзей в этот сложный период времени и развить в себе коммуникативные навыки, которые не раз могут пригодиться в будущем.
Все понимают, что в школу наши дети ходят не только учиться. Значительная составляющая школьной жизни — общение с одноклассниками. По каким законам оно строится? Какую роль играет каждый из 30 учеников в классе? Рассказываем, как определить место вашего ребенка в коллективе, и объясняем, почему это важно.
Хоть мы никогда и не видели тех детишек, с которыми учится ваш ребенок, мы можем кое-что рассказать о его классе. Допустим, там 30 человек. Расставим-ка их на воображаемой лестнице — и сразу будет видно, кто есть кто.
Верхняя ступенька — для вожаков. Ребят, которые верховодят, наберется 2–3 человека, ну, не больше 4. Таких в психологии называют «звездами». На II ступеньке человек 10–12 — эти всегда держат сторону вожаков и служат им главной опорой. Эту публику принято именовать «предпочитаемыми». На III тоже 10–12 человек — самых тусклых, несамостоятельных. Это «пренебрегаемые». Иногда их называют болотом, потому что они скучны, как вязкое и бескрайнее болото. Ниже всех, на IV ступеньке, притулились 2–3 человека — «изолированные». Они почти не участвуют в общеклассных делах. Об их интересах одноклассникам мало что известно. Еще 1–2 неизбежно окажутся на V, низшей ступеньке. Это — «отверженные», самые презираемые в классе.
Но вот что удивительно: ребята из параллельного класса распределены по 5 ступенькам примерно так же, как одноклассники вашего чада. Более того. Если папа работает в бригаде из 30 человек, то и его коллеги по труду распределены по тем же 5 ступенькам. У мамы в бухгалтерии точно такое же распределение!
Вот и во взрослой жизни ребенка поджидает тот же набор: «звезды», «предпочитаемые», «пренебрегаемые», «изолированные» и «отверженные». Практически в любой группе из 30 человек на каждой ступеньке стоят столько же взрослых, сколько и ваших одноклассников. Для групп другой численности и распределение по ступенькам другое. Но так или иначе большинство людей занимает промежуточное положение между малочисленными лидерами и малочисленными изгоями.
Проводим исследование
У вас могут возникнуть вопросы: «Кто именно и на какой ступеньке оказался? Как это определить? На какой ступеньке моя дочка или мой сын?».
Ответить на них поможет несложное исследование, которое лучше всего провести, пригласив школьного психолога.
Итак, каждый ученик пишет на отдельном листке фамилии троих ребят, с которыми он хотел бы сидеть за одной партой. Почему именно троих? Ведь за партой можно сидеть только с кем-то одним! Но что, если одноклассника, которого выберет школьник, захочет увидеть в своих соседях кто-то другой? И что, если как раз этого другого — а не вашего ребенка! — выберет тот, кого выбрал ваш ребенок? То же может произойти и со второй фамилией в списке, и с третьей. Ведь с кем-то захотят сидеть многие, а с кем-то вообще никто не захочет.
Так что листочки придется собрать, а фамилии подсчитать: сколько ребят захотели сидеть рядом с Петровой? А сколько выбрали Козлова? Хотя в среднем на каждого одноклассника может пасть три выбора, но это лишь теоретически. Чем чаще повторится в заполненных ребятами листочках та или иная фамилия, тем более высокое положение в классе занимает ее обладатель.
Так вот, «звезда» получит вместо средних трех выборов втрое, вчетверо, а то и впятеро больше предпочтений. Представляем, как будет рад ваш отпрыск, если с ним рядом захотят сидеть сразу 15 человек — целых полкласса!
Однако спустимся с небес на землю — подальше от «звезд» и поближе к прочим членам коллектива. Кто же такие «предпочитаемые»? Этих ребят в нашем эксперименте выбрали гораздо меньшее число раз, чем любую «звезду», но все же число выборов больше 3, обычно 4 или 5. «Предпочитаемый» пользуется в классе популярностью выше среднего.
Ну а «пренебрегаемые»? На то они и «пренебрегаемые», что сидеть с ними за партой желающих немного. И все-таки они есть — один, два, иногда три, но не больше. В общем, популярность «пренебрегаемых» ниже среднего.
А вот «изолированные» не получили ни одного выбора! Ужасная история: из 29 человек не нашлось никого, кто хотел бы сидеть за одной партой с Сеней Лоськовым. Очень может быть, он чудесный мальчик. И очень может быть, что среди «звезд» оказались отъявленные негодяи. Но суровая правда в том, что среди негодяев попадаются невероятно обаятельные типы — с ними все хотят дружить!
Вот почему, попав в число «изолированных», не спешите с выводами: низкое положение в школе вполне может обернуться завидным статусом в университете.
Кто же такие «отверженные»? Их имена устанавливают с помощью дополнительного вопроса: «С кем ты не хочешь сидеть?». Названная в ответ на такой вопрос фамилия и является отрицательным выбором (в социологии ответ на вопрос «С кем ты хочешь сидеть?» является положительным выбором). Как видите, «отверженные» входят составной частью в число «изолированных».
«Отверженными» называют «изолированных», получивших отрицательные выборы. Отрицательный выбор говорит об очень плохом отношении к человеку. Ведь к обычному «изолированному» (не «отверженному») ребята испытывают равнодушие — его не замечают. «Отверженного» же активно не любят, даже ненавидят.
В каждом классе свои основные увлечения и ценности. Любителя легкой танцевальной музыки будут презирать в том классе, где все слушают хип-хоп. Отсюда — важный вывод. «Отверженный» в одном классе, в другом может оказаться в «пренебрегаемых», «предпочитаемых» и даже в «звездах».
Из изгоев — в звезды
Родители! Если ваш ребенок попал в «изолированные», а тем более в «отверженные», это никуда не годится. Выбираться из «изолированных» нужно обязательно.
Может, чаду и ни к чему становиться «звездой», но постарайтесь перетащить его хотя бы в число «предпочитаемых». Даже если вас устраивает невысокое положение ребенка (во что весьма трудно поверить), он лишается многих полезных вещей. Учиться в классе, где 5–6 ребят с удовольствием займут место за партой рядом с тобой, несравненно приятнее и полезнее, чем в таком, где никто не желает с тобой даже словом перемолвиться.
Вот какая история произошла с одним из авторов этой книжки в 18 лет. В университетскую группу пришел кто-то из начальства и сказал: «Три студента из вашей группы поедут на практику за рубеж. Вы должны выбрать этих троих, да побыстрее. Им же еще и визы предстоит получать! Ну, а остальные поедут на практику в село Коровье Калужской области».
И начальство гордо удалилось. Что тут началось! После шумного-прешумного обсуждения решено было, что каждый студент напишет на листке фамилии троих ребят, которых следует послать за границу.
Все зашевелили мозгами. Первой фамилией почти каждый вывел… разумеется, свою собственную. Второй фамилией обычно была фамилия друга или подруги (но у «изолированного», как вы помните, друга в классе нет). Больше всего каждый думал над третьей фамилией. Тут уж ребята старались учесть, как студент учится и приятный ли это человек: именно последний, третий выбор был наиболее объективным.
Потом листочки опустили в шапку старосты группы, и начались подсчеты. Нужно заметить, что тот из нас, о ком идет речь, вовсе не был «звездой». Находясь среди «предпочитаемых», он учился на «отлично» и не имел в группе врагов. В итоге на 3-м месте в листочках многих однокурсников значилась именно его фамилия. Также много выборов получили еще две девушки-отличницы.
Подобные голосования прошли во всех группах университета. И по три человека от каждой группы поехали за границу! Как вы думаете, имелись ли среди них «изолированные»? Ни одного. Все «изолированные» вместе с «пренебрегаемыми» отправились в Коровье…
Если у вашего ребенка нет друзей, первым делом осмотрите его критически. Почему никто не хочет с ним общаться? Может, кого-то отталкивают обкусанные ногти вашей дочери? Может, она непрерывно спорит и всех подряд поносит почем зря? Хорошая ли она рассказчица? Задумайтесь о «звездах» и «предпочитаемых» в ее классе. Чем они отличаются от вашей девочки? Что их объединяет?
Если разница между нею и теми, кто верховодит, слишком велика, пора задуматься. Не перейти ли в другой класс? А может, вообще поменять школу? Да-да, это болезненно. Новеньких везде встречают настороженно, устраивают им разные неприятные испытания. Но это лучше, чем оставаться в изгоях.