Как найти свое призвание сочинение пастернак

7 июня 2021

В закладки

Обсудить

Жалоба

Больше всего на свете я любил музыку, больше всех в ней – Скрябина. Музыкально лепетать я стал незадолго до первого с ним знакомства. К его возвращенью я был учеником одного поныне здравствующего композитора.

Полный текст (№23).

Сочинение

В определённый момент человек начинает задумываться: в чём заключается его предназначение? Он ищет себя в разных сферах деятельности и далеко не всегда находит свой путь. Постоянные сомнения не позволяют нам сделать правильный выбор. О проблеме поиска своего призвания размышляет писатель Б.Л. Пастернак.

Так, например, в юности этому разностороннему человеку хотелось стать профессиональным музыкантом. Но едва ли по-настоящему увлечённая личность будет довольствоваться малым. Всегда хочется стать лучшим в том деле, к которому у тебя лежит душа. Б. Пастернак считает своим главным недостатком отсутствие абсолютного слуха, поэтому он сомневается в возможности добиться высот в этой профессии. Ему хочется стать выдающимся композитором, а не просто одним из хороших музыкантов.

Кроме того, автор в какой-то момент понимает, что абсолютного слуха лишены и многие знаменитые композиторы. Так, он обращается за советом к своему кумиру Скрябину, которые повторяет один из отрывков молодого человека не в той тональности: «…и недостаток, так меня мучивший все эти годы, брызнул из-под его рук, как его собственный». Между тем автор всё больше сомневается в том, что музыка «сама суждена» ему. Конкретизируя данную мысль, писатель подчёркивает: нелегко отказываться от мечты, но лучше попробовать себя на другом поприще, если ты не уверен в себе. К такому выводу и приходит молодой человек, разрывая узы, связывавшие его с музыкой.

Итогом размышлений автора становится такая позиция: если человек действительно нашёл своё призвание, то он справится с сомнениями и преодолеет все препятствия. Б.Л. Пастернак в глубине души понимает, что ему предначертан какой-то другой путь и вовсе не музыка дарует ему звание гения.

Нельзя не согласиться с автором. Действительно, надо всей душой любить дело, которому ты собираешься посвятить свою жизнь, и постараться достичь в нём высоких результатов. Заглавный герой романа Джека Лондона «Мартин Иден» – обыкновенный моряк из бедной семьи, человек, не получивший должного образования. Однако он поставил перед собой цель стать знаменитым писателем и приложил все возможные усилия, чтобы воплотить мечту в реальность. Если бы он сомневался в себе, то не смог бы изменить свою жизнь, но герой чувствовал, что творчество – это и есть его призвание.

Таким образом, поиск своего предназначения – важный этап в жизни человека. Имеют значения не только способности, данные от природы, но и желание их развивать. Эта преданность своему делу и сопутствует успеху ищущей личности.

Пример сочинения ЕГЭ 2021 по реальному тексту Б.Л. Пастернака: «Больше всего на свете я любил музыку, больше всех в ней — Скрябина. Музыкально лепетать я стал незадолго до первого с ним знакомства». 
Исходный текст

Что позволяет человеку реализовать свой потенциал и добиться больших высот в профессии? Именно эта проблема находится в центре внимания автора.

Исследуя проблемный вопрос, автор описывает, с какими трудностями может столкнуться человек, выбирая жизненный путь. Главный герой предложенного текста – юноша, который планировал связать свою жизнь с музыкальной деятельностью, однако переживал, что для этого ему недостает природного дара.  Отсутствие «абсолютного слуха», то есть способности «узнавать высоту любой» ноты, он воспринимал как преграду, которая помешает ему добиться больших результатов, реализовать себя в профессии. «Недостаток» не давал ему покоя, ведь музыка была для него «культом», «той разрушительной точкой, в которую собиралось все, что было самого суеверного и самоотреченного» в нем.  Герой знал, что абсолютного слуха нет и у многих «выдающихся современных композиторов», «может быть, и Вагнер, и Чайковский были его лишены». Кроме того, в отличие от множества никому не известных настройщиков, обладающих абсолютным слухом, Вагнер и Чайковский добились больших результатов в своем деле. Этот пример доказывает: чтобы добиться больших высот в профессии не обязательно обладать природным даром. 

В продолжении текста мы узнаем, что герой, желая развеять свои сомнения, решил обратиться за советом к композитору Скрябину, человеку, который был для него кумиром в мире музыки. Он с волнением ожидал встречи с композитором, хотел показать лучшие свои работы. Скрябину не просто понравилось исполнение, он решил повторить наиболее заинтересовавшие его отрывки. Каково было удивление героя, когда его кумир сыграл в другой тональности: «недостаток, так меня мучивший все эти годы, брызнул из-под его рук, как его собственный».  Юноша ожидал, что мастер поделится личным опытом, расскажет, как справился со своим «недостатком». Герой был уверен, что признание композитора поможет ему утвердиться в правильности выбранной профессии. Однако Скрябин сказал лишь то, что герой и так знал: природные способности не гарантируют успех, а их отсутствие этот успех не отрицает. После этого разговора что-то изменилось в душе юноши: «Без моего ведома во мне таял и надламывался мир, еще накануне казавшийся навсегда прирожденным. Я шел… и не знал, что в эту ночь уже рву с музыкой».

Встреча героя с композитором и душевные изменения, последовавшие за ней, подводят нас к выводу о том, уверенность в выборе своего жизненного пути куда важнее природного дара. 

Мысли героя, его рассуждения, выводы, к которым он пришел после встречи с известным композитором, позволяют понять: музыкальный дар не гарантирует успех, любви к делу недостаточно для реализации своего потенциала; герой отказался от профессии музыканта не из-за отсутствия таланта, а из-за своей неуверенности.

Авторская позиция не выражена явно, однако логика рассуждений позволяют прийти к следующему выводу: чтобы реализовать себя в профессии, добиться больших высот, необходимо любить дело, которым занимаешься, и не сомневаться в своем выборе.

Я согласна с позицией автора. Действительно, чтобы реализовать свой потенциал, добиться выдающихся результатов на выбранном поприще, недостаточно только природного таланта. Необходимо любить свое дело, много трудиться и не сомневаться в своих силах. Так, знаменитая на весь мир писательница Агата Кристи допускала много ошибок в своих произведениях. Дело в том, что она с детства не могла в совершенстве овладеть навыком письма, поскольку страдала дислексией. Однако это не помешало ей стать писателем с мировым именем и опубликовать свои произведения многомиллионными тиражами.

Подводя итоги сказанному, можно сделать следующий вывод: выбирая профессию, стоит отдавать предпочтение делу, к которому лежит душа, без которого нельзя представить свою жизнь. Только занимаясь любимым делом, прикладывая к нему усилия, можно реализовать свой потенциал и добиться больших высот в профессии.

Учимся формулировать

проблему, комментарий, авторскую позицию, обоснование

NEW

Сочинение ЕГЭ 2022 на 25 баллов

Интерактивные чек-листы ЕГЭ 2022

NEW

ЗАДАНИЕ 1 ЕГЭ 2022

Пособие «Анализ текста. Задание 1-3, 22-26 ЕГЭ»

ИСКЛЮЧИТЬ/ЗАМЕНИТЬ

300+ заданий 6 ЕГЭ

ЕГЭ-навигатор 2022

Чек-лист подготовки к ЕГЭ по русскому языку 2022

СКИДКА

Исключения и трудности ЕГЭ 2022

ОГЭ-навигатор 2022

Чек-лист подготовки к ОГЭ по русскому языку 2022

СКИДКА

1000 НАРЕЧИЙ

Слитно, раздельно, через дефис

200+ аргументов для сочинения ОГЭ

Проверка сочинения и изложения ОГЭ 2022

NEW

Проверка сочинения ЕГЭ 2022

NEW

Реальный текст ЕГЭ по русскому языку 2021. Пастернак.

Больше всего на свете я любил музыку, больше всех в ней — Скрябина. Музыкально лепетать я стал незадолго до первого с ним знакомства. К его возвращенью я был учеником одного поныне здравствующего композитора. Мне оставалось еще только пройти оркестровку. Говорили всякое, впрочем, важно лишь то, что, если бы говорили и противное, все равно жизни вне музыки я себе не представлял. Но у меня не было абсолютного слуха. Так называется способность узнавать высоту любой произвольно взятой ноты. Отсутствие качества, ни в какой связи с общею музыкальностью не стоящего, но которым в полной мере обладала моя мать, не давало мне покоя. Если бы музыка была мне поприщем, как казалось со стороны, я бы этим абсолютным слухом не интересовался. Я знал, что его нет у выдающихся современных композиторов, и, как думают, может быть, и Вагнер, и Чайковский были его лишены. Но музыка была для меня культом, то есть той разрушительной точкой, в которую собиралось все, что было самого суеверного и самоотреченного во мне, и потому всякий раз, как за каким-нибудь вечерним вдохновеньем окрылялась моя воля, я утром спешил унизить ее, вновь и вновь вспоминая о названном недостатке.
Тем не менее у меня было несколько серьезных работ. Теперь их предстояло показать моему кумиру. Устройство встречи, столь естественной при нашем знакомстве домами, я воспринял с обычной крайностью. Первую вещь я играл еще с волнением, вторую — почти справясь с ним, третью — поддавшись напору нового и непредвиденного. Случайно взгляд мой упал на слушавшего.
Следуя постепенности исполнения, он сперва поднял голову, потом — брови, наконец, весь расцветши, поднялся и сам и, сопровождая изменения мелодии неуловимыми изменениями улыбки
Все это ему нравилось. Я поспешил кончить. Он сразу пустился уверять меня, что о музыкальных способностях говорить нелепо, когда налицо несравненно большее, и мне в музыке дано сказать свое слово. В ссылках на промелькнувшие эпизоды он подсел к роялю, чтобы повторить один, наиболее его привлекший. Оборот был сложен, я не ждал, чтобы он воспроизвел его в точности, но произошла другая неожиданность, он повторил его не в той тональности, и недостаток, так меня мучивший все эти годы, брызнул из-под его рук, как его собственный.
Полагаясь, на превратность гаданья, я задумал надвое. Если на признанье он возразит мне: «Боря, но ведь этого нет и у меня», тогда — хорошо, тогда, значит, не я навязываюсь музыке, а она сама суждена мне. Если же речь в ответ зайдет о Вагнере и Чайковском, о настройщиках и так далее, — но я уже приступал к тревожному предмету и, перебитый на полуслове, уже глотал в ответ:
«Абсолютный слух? После всего, что я сказал вам? А Вагнер? А Чайковский? А сотни настройщиков, которые наделены им?.
Он говорил о вреде импровизации, о том, когда, зачем и как надо писать.Он справился о моем образовании и, узнав, что я избрал юридический факультет за его легкость, посоветовал немедленно перевестись на философское отделение историко-филологического, что я на другой день и исполнил.
Пока он говорил, я думал о происшедшем. Сделки своей с судьбою я не нарушал. О худом выходе загаданного помнил. Развенчивала ли эта случайность моего кумира? Нет, никогда, — с прежней высоты она подымала его на новую. Отчего он отказал мне в том простейшем ответе, которого я так ждал? Это его тайна. Когда-нибудь, когда уже будет поздно, он подарит меня этим упущенным признаньем. Как одолел он в юности свои сомненья? Это тоже его тайна, она-то и возводит его на новую высоту.
Я шел переулками, чаще надобности переходя через дорогу. Совершенно без моего ведома во мне таял и надламывался мир, еще накануне казавшийся навсегда прирожденным. Я шел, с каждым поворотом все больше прибавляя шагу, и не знал, что в эту ночь уже рву с музыкой.

Источник:  https://vk.com/ege100ballov
Обсуждение текста

Пример сочинения ЕГЭ 2021 по реальному тексту Б.Л. Пастернака: Что позволяет человеку реализовать свой потенциал и добиться больших высот в профессии?  

Примерный круг проблем:
 
1. Как найти свое призвание?
2. Может ли человек реализовать себя в профессии, если у него нет природных способностей?
3. Почему важно быть честным с самим собой?
4. Почему бывает сложно найти свое призвание?
5. Как преодолеть сомнения, когда принимаешь судьбоносные решения?

  • Реальные тексты ЕГЭ
  • Подготовка к сочинению ЕГЭ
  • Подготовка к ЕГЭ по русскому языку

Музыка

Текст ЕГЭ. В. Астафьев. Тема: Музыка…

Музыка

Текст ЕГЭ. Ч. Айтматов. Тема: музыка…

Готовимся к ЕГЭ*

 

ЕГЭ 2019.
Русский язык

Сочинение 3
(по тексту Б. Л. Пастернака из сборника И.П.Цыбулько 2019)

См. текст для анализа ниже

Вариант 1.
Гиппократ писал: «Из всех наук, без сомнения, медицина самая благородная». Врач вряд ли сможет убивать, его миссия спасать и лечить. Об этом и говорит в данном тексте Борис Пастернак и поднимает проблему врачебного долга в условиях войны.

Раскрывая данную проблему, автор рассказывает историю времен гражданской войны в России. Он ведет повествование от имени доктора Живаго, который находился на поле боя. «По международной конвенции о Красном Кресте военные врачи и служащие санитарных частей не имеют права вооружённо участвовать в боевых действиях воюющих». Как же повел себя доктор Живаго, оказавших в самом центре военных действий? Пастернак пишет, что « доктору против воли пришлось нарушить… правило. Завязавшаяся стычка застала его на поле и заставила разделить судьбу сражающихся и отстреливаться». Но Живаго все-таки нашел выход из создавшейся ситуации. Он всматривался в лица молодых белогвардейцев, которые падали как подкошенные под пулями партизан, искренне сочувствовал молодым бойцам, жизнь которых уже закончилась так и не начавшись.

Потом автор показывает доктора, в котором помимо жалости и сострадания есть чувство долга и ответственности: «Однако созерцать и пребывать в бездействии среди кипевшей кругом борьбы не на жизнь, а на смерть было немыслимо и выше человеческих сил». Но и долг врача не мог разрешить ему стрелять по живым людям, поэтому «он стал стрелять в цель по обгорелому дереву». Очень скоро командование дало приказ отступить, и Живаго стал заниматься ранеными. Так долг и миссия врача проявились на поле боя, настоящий доктор будет исполнен своим долгом до конца своих дней, поэтому именно так повел себя на поле боя военный врач.

Позиция автора в данном тексте проста и понятна: врач не должен принимать участия в военных действиях. Его долг – спасать раненых независимо от того, на какой из противоборствующих сторон они воевали. Примеров самоотверженного поведения врачей и медсестер во время войны великое множество. Все знают, какой подвиг совершали сестры милосердия. Лев Толстой в «Севастопольских рассказах» рассказывает о подвиге врачебного долга врачей и ста двадцати медсестер, которые работали в осажденном Севастополе, причем 17 из них погибли при исполнении служебных обязанностей. В годы Великой Отечественной войны тысячи врачей и медицинских сестер спасали жизни советских воинов. Их оружием были шприцы и скальпели, а не винтовки и гранаты, но именно благодаря самоотверженной работе медиков солдаты выздоравливали и снова шли в бой.

Таким образом, врач – это не только профессия, это служение и преданность людям, умение сохранить себя и свое лицо в самых, казалось, безвыходных ситуациях.

Вариант 2
Проблема понимания сущности гражданской войны.

Что такое гражданская война? Можно ли найти оправдание братоубийственной войне, в которой люди одной нации, одного вероисповедания уничтожают друг друга? Именно эти вопросы возникают при чтении текста русского писателя и поэта Бориса Леонидовича Пастернака.

Раскрывая проблему понимания сущности гражданской войны, автор знакомит своих читателей с одним из многочисленных эпизодов гражданской войны. Юрий Андреевич Живаго в качестве доктора находится в красном партизанском отряде и видит, как в атаку идут белогвардейцы, в составе которых мальчики и юноши из невоенных слоёв столичного общества и люди более пожилого возраста, мобилизованные из запаса. Тон задавали бывшие студенты и гимназисты, которых одушевляло восторженным молодечеством служение долгу. Автор показывает, что доктор Живаго с сочувствием относится к героически гибнущим на его глазах белогвардейским детям. Они близки ему по духу, по воспитанию, нравственному складу. Но доктор, не имея права вооружённо участвовать в боевых действиях, вынужден был отстреливаться, стараясь целиться не в людей, а в обгорелое дерево. Этот эпизод подчёркивает, что война противоестественна и заставляет человека делать противоестественный выбор.

Ещё один пример свидетельствует о жесткости и бессмысленности гражданской войны. Белые отступили, а доктор подошёл к убитому красногвардейцу-телефонисту и нашёл у него на шее ладанку на шнурке, в которой была истлевшая бумажка с девяностым псалмом, переписанным от руки по-русски с изменениями и отклонениями. В народе этот текст считался чудодейственным, оберегающим от пуль. Подойдя к убитому белогвардейцу и расстегнув его шинель, Живаго увидел крестик на цепочке, медальон и плоский золотой футлярчик, в котором тоже нашёл девяностый псалом, но в печатном виде и во всей славянской подлинности. Автор показывает трагизм ситуации, когда люди одной национальности, одной веры находятся по разные стороны баррикад и готовы убивать друг друга. Они хранят один и тот же псалом, верят в спасительную силу одной и той же молитвы, но противостоят друг другу.

Авторская позиция заключается в следующем: гражданская война – война братоубийственная. Ничто не может оправдать взаимного уничтожения людей одной нации, одного вероисповедания, молодых, полных сил.

Авторская позиция мне близка. Нельзя найти доводы, которые могли бы оправдать гражданскую войну, её жестокость, кровь, убийство, насилие. Самое ужасное в этой братоубийственной бойне то, что воюют люди одной страны, что общество расколото на противоборствующие стороны.

Хочется верить, что Россия усвоила трагические уроки прошлого и в нашей стране больше никогда не будет гражданской войны.

Критерии оценивания
задания с развёрнутым ответом (задание 27)

Текст 3 по Б. Л. Пастернаку
(из сборника ЕГЭ 2019 под ред. И.П.Цыбулько)

 

(1)По международной конвенции о Красном Кресте военные, врачи и служащие санитарных частей не имеют права вооружённо участвовать в боевых действиях воюющих. (2)Но однажды доктору против воли пришлось нарушить это правило.
(4)Белые шли, наступая. (5)Доктор хорошо их видел, каждого в лицо. (6)Это были мальчики и юноши из невоенных слоёв столичного общества и люди более пожилые, мобилизованные из запаса. (7)Но тон задавали первые, молодёжь, студенты-первокурсники и гимназисты-восьмиклассники, недавно записавшиеся в добровольцы.
(8) Их выразительные, привлекательные физиономии казались близкими, своими.
(9) Служение долгу, как они его понимали, одушевляло их восторженным молодечеством, ненужным, вызывающим. (10)Они шли рассыпным редким строем, выпрямившись во весь рост, превосходя выправкой кадровых гвардейцев, и, бравируя опасностью, не прибегали к перебежке и залеганию на поле, хотя на поляне были неровности, бугорки и кочки, за которыми можно было укрыться. (11)Пули партизан почти поголовно выкашивали их.
(12)Доктор лежал без оружия в траве и наблюдал за ходом боя. (13)Всё его сочувствие было на стороне героически гибнувших белогвардейских детей. (14)Он от души желал им удачи. (15)Это были отпрыски семейств, вероятно, близких ему по духу, его воспитания, его нравственного склада, его понятий.
(16) Однако созерцать и пребывать в бездействии среди кипевшей кругом борьбы не на жизнь, а на смерть было немыслимо и выше человеческих сил. (17)Шёл бой. (18) Надо было отстреливаться.
(19) И когда телефонист рядом с ним в цепи забился в судорогах и потом замер, Юрий Андреевич ползком подтянулся к нему, взял его винтовку и, вернувшись на прежнее место, стал разряжать её выстрел за выстрелом.
(20) Жалость не позволяла ему целиться в молодых людей, которыми он любовался и которым сочувствовал. (21)И, выбирая минуты, когда между ним и его мишенью не становился никто из нападающих, он стал стрелять в цель по обгорелому дереву.
(22) Наконец белое командование, убедившись в бесполезности попытки, отдало приказ отступить.
(23) Фельдшер привёл на опушку двух санитаров с носилками. (24)Доктор велел им заняться ранеными, а сам подошёл к лежавшему без движения телефонисту. (25)Он смутно надеялся, что тот, может быть, ещё дышит и его можно будет вернуть к жизни. (26)Юрий Андреевич расстегнул на груди у него рубашку и стал слушать его сердце. (27)Оно не работало.
(28) На шее у убитого висела ладанка на шнурке. (29)Юрий Андреевич снял её.
(30) В ней оказалась зашитая в тряпицу, истлевшая и стёршаяся по краям сгибов бумажка. (31)Она содержала извлечения из девяностого псалма с теми изменениями и отклонениями, которые вносит народ в молитвы, постепенно удаляющиеся от подлинника. (32)Отрывки церковнославянского текста были переписаны в грамотке по-русски.
(33)В псалме говорится: «Живый в помощи Вышнего». (34)В грамотке это стало заглавием заговора: «Живые помощи». (35)Стих псалма: «Не убоишися… от стрелы летящия во дни» — превратился в слова ободрения: «Не бойся стрелы летящей войны». (36)«С ним есмь в скорби, изму его…» стало в грамотке «Скоро в зиму его».
(37)Текст псалма считался чудодейственным, оберегающим от пуль.
(38)От телефониста Юрий Андреевич перешёл на поляну к телу убитого молодого белогвардейца. (39)На красивом лице юноши были написаны черты невинности и всё простившего страдания. (40)«Зачем?» — подумал доктор.
(41) Он расстегнул шинель убитого и широко раскинул её полы.
(42) Сквозь пройму рубашки вывалились вон и свесились на цепочке наружу крестик, медальон и ещё какой-то плоский золотой футлярчик. (43)Футлярчик был полураскрыт. (44)Из него вывалилась сложенная бумажка. (45)Доктор развернул её и глазам своим не поверил. (46)Это был тот же девяностый псалом, но в печатном виде и во всей своей славянской подлинности.
(По Б. Л. Пастернаку*)
* Борис Леонидович Пастернак (1890-1960) — русский поэт, писатель, переводчик, лауреат Нобелевской премии по литературе за роман «Доктор Живаго».

 

Примерный круг проблем

Авторская позиция

1. Проблема понимания сущности гражданской войны. (Что такое гражданская война?)

1. Гражданская война – война братоубийственная. Ничто не может оправдать взаимного уничтожения людей одной нации, одного вероисповедания, молодых, полных сил.

2. Проблема нравственного выбора человека на войне (Что побуждает человека сделать выбор в условиях войны?)

2. Война – это противоестественное состояние, поэтому порой она вынуждает человека делать противоестественный выбор, например заставляет доктора взять в руки оружие вопреки запрету международной конвенции о Красном Кресте.

3. Проблема врачебного долга в условиях войны. (В чём заключается врачебный долг в условиях войны?)

3. Врач не должен принимать участие в военных действиях. Его долг – спасать раненых независимо от того, на какой из противоборствующих сторон они воевали.

 

Комментарий к заданию 27 (образец сочинения)


ЕГЭ – Единый государственный экзамен.
На сайте ФИПИ (Федеральный институт педагогических измерений) http://www.fipi.ru/ представлены материалы: Единый государственный экзамен. Государственная (итоговая) аттестация выпускников 9-х классов в новой форме. Информация о контрольных измерительных материалах.

 

в начало страницы

 

Как важно человеку найти дело по душе, свое призвание – вот проблема, над которой размышляет В. Шахиджанян.

Нравственный вопрос, рассматриваемый автором, относится к категории вечных. Сколько существует человечество,  столько и спорят  люди  по проблеме выбора дела своей жизни. В. Шахиджанян, рассуждая над этой актуальной проблемой, говорит о ее большом социальном значении:  чем больше людей найдут свое призвание, тем больше из них познают счастье в труде.

Автор считает,

что главное –  найти свое призвание. Сделает это человек  – и работа станет ему в радость. Любить свое дело, знать и с увлечением относиться к нему – это и есть  призвание.  После этого приходит к мастеру  Признание.

Я разделяю позицию В. Шахиджаняна: работа в радость – большое счастье  для человека, его семьи, да и польза обществу.

Есть у Марка Твена интересный рассказ. В нем повествуется о жизни людей в раю. Оказывается, на «том» свете нет ни ангелов, ни святых, ни божественного ничегонеделания, а живут люди  такой же трудовой жизнью, как и на грешной земле. Отличается рай от земли только одним: там каждый занимается делом по своему призванию!  Человек, случайно ставший педагогом,  в раю становится отличным бухгалтером… Плохой писатель находит вдохновение в профессии токаря!

Великий советский педагог В.А. Сухомлинский в книге «Письма к сыну» описывал своего знакомого  Ефима Филипповича. Тот был садоводом от Бога. Ефим Филиппович творил удивительной красоты крону дерева. Деревья, выращенные его руками, легко можно  было отличить от тысяч других: все они были устремлены к солнцу!   Вот он, человек, нашедший себе дело по душе!

Рекомендуется к прочтению:

  • «Найти свою дорогу, узнать свое место — в этом все для человека. Это для него сделаться собой…» (Белинский)
  • «Найти свою дорогу, узнать свое место — в этом все для человека, это для него значит сделаться собой»
  • Что дает спорт человеку ЕГЭ 2020
  • «У любви тысячи аспектов, и в каждом из них свой свет, своя печаль, свое счастье и свое благоухание» (По одному или нескольким произведениям русской литературы XIX века)
  • Что нужно человеку для счастья?
  • Счастье – в гармонии личности Сочинение ЕГЭ 2020
  • Образ Матрены Солженицын.

Как важно человеку найти свое призвание ЕГЭ 2020

Единственной задачей искусства Пастернак объявлял правду.

Поэт писал: «Современные течения вообразили, что искусст­во как фонтан, тогда как оно — губка». Искусство должно впи­тывать жизнь и изображать её, опираясь на принцип «намеренной свободы». В общей же концепции творчества Пастернака мо­ральные категории всегда преобладали над социальными. Он стремился к таким отношениям, где властвует «искренность и честь». А честь для него была неразрывно связана с понятием ду­ховной свободы.

Что такое красота сочинение рассуждение 15.3 огэ.
Задача искусства по Пастернаку

Categories: Сочинения по литературе

Пример сочинения ЕГЭ 2021 по реальному тексту Б.Л. Пастернака: “Больше всего на свете я любил музыку, больше всех в ней – Скрябина. Музыкально лепетать я стал незадолго до первого с ним знакомства”. 
Исходный текст

Что позволяет человеку реализовать свой потенциал и добиться больших высот в профессии? Именно эта проблема находится в центре внимания автора.

Исследуя проблемный вопрос, автор описывает, с какими трудностями может столкнуться человек, выбирая жизненный путь. Главный герой предложенного текста – юноша, который планировал связать свою жизнь с музыкальной деятельностью, однако переживал, что для этого ему недостает природного дара.  Отсутствие «абсолютного слуха», то есть способности «узнавать высоту любой» ноты, он воспринимал как преграду, которая помешает ему добиться больших результатов, реализовать себя в профессии. «Недостаток» не давал ему покоя, ведь музыка была для него «культом», «той разрушительной точкой, в которую собиралось все, что было самого суеверного и самоотреченного» в нем.  Герой знал, что абсолютного слуха нет и у многих «выдающихся современных композиторов», «может быть, и Вагнер, и Чайковский были его лишены». Кроме того, в отличие от множества никому не известных настройщиков, обладающих абсолютным слухом, Вагнер и Чайковский добились больших результатов в своем деле. Этот пример доказывает: чтобы добиться больших высот в профессии не обязательно обладать природным даром. 

В продолжении текста мы узнаем, что герой, желая развеять свои сомнения, решил обратиться за советом к композитору Скрябину, человеку, который был для него кумиром в мире музыки. Он с волнением ожидал встречи с композитором, хотел показать лучшие свои работы. Скрябину не просто понравилось исполнение, он решил повторить наиболее заинтересовавшие его отрывки. Каково было удивление героя, когда его кумир сыграл в другой тональности: «недостаток, так меня мучивший все эти годы, брызнул из-под его рук, как его собственный».  Юноша ожидал, что мастер поделится личным опытом, расскажет, как справился со своим «недостатком». Герой был уверен, что признание композитора поможет ему утвердиться в правильности выбранной профессии. Однако Скрябин сказал лишь то, что герой и так знал: природные способности не гарантируют успех, а их отсутствие этот успех не отрицает. После этого разговора что-то изменилось в душе юноши: «Без моего ведома во мне таял и надламывался мир, еще накануне казавшийся навсегда прирожденным. Я шел… и не знал, что в эту ночь уже рву с музыкой».

Встреча героя с композитором и душевные изменения, последовавшие за ней, подводят нас к выводу о том, уверенность в выборе своего жизненного пути куда важнее природного дара. 

Мысли героя, его рассуждения, выводы, к которым он пришел после встречи с известным композитором, позволяют понять: музыкальный дар не гарантирует успех, любви к делу недостаточно для реализации своего потенциала; герой отказался от профессии музыканта не из-за отсутствия таланта, а из-за своей неуверенности.

Авторская позиция не выражена явно, однако логика рассуждений позволяют прийти к следующему выводу: чтобы реализовать себя в профессии, добиться больших высот, необходимо любить дело, которым занимаешься, и не сомневаться в своем выборе.

Я согласна с позицией автора. Действительно, чтобы реализовать свой потенциал, добиться выдающихся результатов на выбранном поприще, недостаточно только природного таланта. Необходимо любить свое дело, много трудиться и не сомневаться в своих силах. Так, знаменитая на весь мир писательница Агата Кристи допускала много ошибок в своих произведениях. Дело в том, что она с детства не могла в совершенстве овладеть навыком письма, поскольку страдала дислексией. Однако это не помешало ей стать писателем с мировым именем и опубликовать свои произведения многомиллионными тиражами.

Подводя итоги сказанному, можно сделать следующий вывод: выбирая профессию, стоит отдавать предпочтение делу, к которому лежит душа, без которого нельзя представить свою жизнь. Только занимаясь любимым делом, прикладывая к нему усилия, можно реализовать свой потенциал и добиться больших высот в профессии.

Проблема влияния на судьбу

Текст: Б. Пастернак. О музыке

17.04.2022 18:33:56

Автор: Елена


    Что может повлиять на судьбу человека?  Над этим вопросом  размышляет  Б.Л.Пастернак   в предложенном для анализа тексте.
    Рассуждая о проблеме, автор знакомит  читателя с рассказчиком, молодым человеком, влюблённым в музыку.  Герой учился у композитора, сам писал пьесы, но его смущало одно:  отсутствие абсолютного слуха. Встретясь со своим кумиром Скрябиным, рассказчик представил на его суд несколько произведений, и они были приняты  с восторгом. Б.Л.Пастернак так описывает реакцию композитора на услышанное: «Он сразу пустился уверять меня, что о музыкальных способностях говорить нелепо, когда налицо несравненно большее, и мне в музыке дано сказать свое слово». Этот пример показывает, что, если  от природы дан талант , следует  послушать своё сердце и , возможно, посвятить жизнь выбранному делу.
      Далее автор пишет, что рассказчик решил признаться в отсутствии абсолютного слуха композитору Скрябину,  у которого тоже, как оказалось, был этот небольшой недостаток. «Полагаясь, на превратность гаданья, я задумал надвое», – пишет Б.Л.Пастернак. Композитор должен был  или ответить, что тоже обделён абсолютным слухом, или начать приводить в качестве примера великих Чайковского и Вагнера. Случилось второе, а значит, рассказчику следовало «порвать» с музыкой, что он и сделал впоследствии. Это свидетельствует о том, что глупый спор с самим собой вынудил прирождённого музыканта отказаться от дела всей жизни.
    Примеры противопоставлены друг другу: в первом мы видим, сколько радости  и наслаждения дарит  рассказчику написание музыкальных произведений, а во втором  –  как  «надламывается мир»  и герой отказывается от своего призвания.
     Авторская позиция такова: на судьбу человека могут повлиять  разные события, и иногда  пустяк, например «гаданье», способен изменить жизнь.
    Я согласна с Б.Л.Пастернаком. Действительно, нередко мы осознаём, какому делу хотим посвятить себя, к чему имеем способности, но незначительные, на первый взгляд, обстоятельства могут  внести коррективы. Так, мне всегда нравилась математика, поскольку в ней  всё точно, по формулам,  можно не ждать «сюрпризов». Русский язык  как школьный предмет казался необъяснимым, нелогичным, с огромным количеством исключений. Так было до тех пор, пока к нам не пришла новая учительница. Она доказала, что и в русском языке всё подчиняется правилам–«формулам» , а исключения существуют не просто так, а объясняются, например, происхождением слова.
    Хочется верить, что после прочтения текста многие задумаются о влиянии на нашу жизнь разных событий, которые могут как разрушить мечты, так и открыть новый мир.  

Количество слов – 347


Здравствуйте, Елена! Вы знаете структуру работы, грамотны, у Вас хорошо развита речь. Но текст понят  поверхностно. К чему это привело, покажу подробнее.

В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2022 Ваша работа оценивается следующим образом.

К1 – Формулировка проблем исходного текста + 1 балл

Проблема определена верно, сформулирована корректно.
Такой проблемы нет в ключах, но она засчитана: в тексте есть.

Ключи
1. Как найти свое призвание?
2. Может ли человек реализовать себя в профессии, если у него нет природных способностей?
3. Почему важно быть честным с самим собой?
4. Почему бывает сложно найти свое призвание?
5. Как преодолеть сомнения при принятии судьбоносных решений?

K2 – Комментарий + 2 балла

Пример 1 в сочинении указан, пояснен. Пример 2 выбран неверно, пояснён тоже: искажена позиция автора.
Связь и её анализ в таком случае обнуляются.  

K3 – Отражение позиции автора исходного текста : 0 баллов

Позиция автора относительно поставленной проблемы определена некорректно.

Авторская позиция такова: на судьбу человека могут повлиять  разные события, и иногда  пустяк, например «гаданье», способен изменить жизнь.

Неуверенность в себе повлияла на выбор

K4 – Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста : 0 баллов

При К3=0 К4 автоматически обнуляется.

K5 – Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения + 1 балл

Ошибки:

Это свидетельствует о том, что глупый спор с самим собой вынудил прирождённого музыканта отказаться от дела всей жизни.

А почему ГЛУПЫЙ?
Б. Л. Пастернак говорит о том, что важно быть честным с самим собой.

K6 – Точность и выразительность речи + 2 балла

K7 – Соблюдение орфографических норм + 3 балла

K8 – Соблюдение пунктуационных норм + 3 балла

K9 – Соблюдение грамматических норм + 2 балла

K10 – Соблюдение речевых норм + 2 балла

Шероховатость

Действительно, нередко мы осознаём, какому делу хотим посвятить себя, к чему имеем способности

МЫ-кто? Кого Вы имеете в виду? Некорректное использование личного местоимения

K11 – Соблюдение этических норм + 1 балл

К12 – Соблюдение фактологической точности в фоновом материале + 1 балл

Общие рекомендации: следует усилить работу над глубиной анализа текста.

Удачи на ЕГЭ!

Баллы по критериям

К1 – Формулировка проблем исходного текста: 1

K2 – Пример 1: 1

K2 – Пояснение к примеру 1: 1

K2 – Пример 2: 0

K2 – Пояснение к примеру 2: 0

K2 – Анализ связи между примерами: 0

К2 – Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 2

K3 – Отражение позиции автора исходного текста: 0

K4 – Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 0

K5 – Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 1

K6 – Точность и выразительность речи: 2

K7 – Соблюдение орфографических норм: 3

K8 – Соблюдение пунктуационных норм: 3

K9 – Соблюдение грамматических норм: 2

K10 – Соблюдение речевых норм: 2

K11 – Соблюдение этических норм: 1

К12 – Соблюдение фактологической точности: 1

Итоговый балл – 18

Возврат к списку

Больше всего на свете я любил музыку,
больше всех в ней – Скрябина. Музыкально лепетать я стал незадолго до первого с
ним знакомства. К его возвращенью я был учеником одного поныне здравствующего
композитора. Мне оставалось еще только пройти оркестровку. Говорили всякое,
впрочем, важно лишь то, что, если бы говорили и противное, все равно жизни вне
музыки я себе не представлял. Но у меня не было абсолютного слуха. Так
называется способность узнавать высоту любой произвольно взятой ноты.
Отсутствие качества, ни в какой связи с общею музыкальностью не стоящего, но
которым в полной мере обладала моя мать, не давало мне покоя. Если бы музыка
была мне поприщем, как казалось со стороны, я бы этим абсолютным слухом не
интересовался. Я знал, что его нет у выдающихся современных композиторов, и,
как думают, может быть, и Вагнер, и Чайковский были его лишены. Но музыка была
для меня культом, то есть той разрушительной точкой, в которую собиралось все,
что было самого суеверного и самоотреченного во мне, и потому всякий раз, как
за каким-нибудь вечерним вдохновеньем окрылялась моя воля, я утром спешил
унизить ее, вновь и вновь вспоминая о названном недостатке.

Тем не менее у меня было несколько
серьезных работ. Теперь их предстояло показать моему кумиру. Устройство встречи,
столь естественной при нашем знакомстве домами, я воспринял с обычной
крайностью. Первую вещь я играл еще с волнением, вторую – почти справясь с ним,
третью – поддавшись напору нового и непредвиденного. Случайно взгляд мой упал
на слушавшего.

Следуя постепенности исполнения, он
сперва поднял голову, потом – брови, наконец, весь расцветши, поднялся и сам и,
сопровождая изменения мелодии неуловимыми изменениями улыбки

Все это ему нравилось. Я поспешил кончить. Он сразу пустился
уверять меня, что о музыкальных способностях говорить нелепо, когда налицо
несравненно большее, и мне в музыке дано сказать свое слово. В ссылках на
промелькнувшие эпизоды он подсел к роялю, чтобы повторить один, наиболее его
привлекший. Оборот был сложен, я не ждал, чтобы он воспроизвел его в точности,
но произошла другая неожиданность, он повторил его не в той тональности, и
недостаток, так меня мучивший все эти годы, брызнул из-под его рук, как его
собственный.

Полагаясь, на превратность гаданья, я задумал надвое. Если на
признанье он возразит мне: “Боря, но ведь этого нет и у меня”, тогда
– хорошо, тогда, значит, не я навязываюсь музыке, а она сама суждена мне. Если
же речь в ответ зайдет о Вагнере и Чайковском, о настройщиках и так далее, – но
я уже приступал к тревожному предмету и, перебитый на полуслове, уже глотал в
ответ:

«Абсолютный слух? После всего, что я
сказал вам? А Вагнер? А Чайковский? А сотни настройщиков, которые наделены им?»

Он говорил о вреде импровизации, о
том, когда, зачем и как надо писать. Он справился о моем образовании и, узнав,
что я избрал юридический факультет за его легкость, посоветовал немедленно
перевестись на философское отделение историко-филологического, что я на другой
день и исполнил.

Пока он говорил, я думал о
происшедшем. Сделки своей с судьбою я не нарушал. О худом выходе загаданного
помнил. Развенчивала ли эта случайность моего кумира? Нет, никогда, – с прежней
высоты она подымала его на новую. Отчего он отказал мне в том простейшем
ответе, которого я так ждал? Это его тайна. Когда-нибудь, когда уже будет
поздно, он подарит меня этим упущенным признаньем. Как одолел он в юности свои
сомненья? Это тоже его тайна, она-то и возводит его на новую высоту.

Я шел переулками, чаще надобности
переходя через дорогу. Совершенно без моего ведома во мне таял и надламывался
мир, еще накануне казавшийся навсегда прирожденным. Я шел, с каждым поворотом
все больше прибавляя шагу, и не знал, что в эту ночь уже рву с музыкой.

Как найти призвание и добиться успеха в выбранном деле? Над этим вопросом размышляет Борис Леонидович Пастернак в предложенном для анализа тексте.

Автор обращается к эпизоду из жизни молодого человека, который выбирает жизненный путь: решает, стать ли ему композитором или предпочесть другую профессию. Герой-рассказчик не представляет себе «жизни вне музыки», но не имеет абсолютного слуха. Последнее обстоятельство очень смущает его и лишает уверенности в правильности выбора пути. Друг семьи, композитор Скрябин, послушав произведения начинающего пианиста, приходит в восторг. Он говорит, что молодому человеку «в музыке дано сказать своё слово». Так мы понимаем, что рассказчик очень любит музыку, несомненно талантлив, ему не хватает только уверенности в себе.

Далее автор подчёркивает, что кумир рассказчика тоже не имеет абсолютного слуха. Это выясняется, когда Скрябин повторяет фрагмент произведения не в той тональности. Так Б.Л. Пастернак показывает, что этот человек, даже имея тот самый «названный недостаток», всё-таки стал выдающимся композитором.

Приведённые примеры помогают сопоставить качества двух героев. Это позволяет понять, почему один из

Добавить комментарий