Призвание в искусстве. Интервью с Ольгой Струговщиковой
Организатор фестиваля «Ночь Ван Гога», Юлия Чудакова, побеседовала о призвании в искусстве с Ольгой Струговщиковой, карьерным психологом.
Ольга — потрясающий человек и специалист. Вот у кого глаза горят от своей работы! Сколько людей благодаря Ольге нашло любимую работу и определилось с призванием и целью в жизни, и не перечесть!
Струговщикова Ольга — эксперт по вопросам поиска работы и построения карьеры, профессиональный психолог, тренер и преподаватель психологических дисциплин. Она помогает людям находить работу по душе, реализовывать себя в профессиональной сфере, приобретать уверенность в себе и финансовую независимость. И, конечно, получать радость от профессиональной самореализации!
Девиз Ольги: «Каждый человек достоин того, чтобы иметь работу по душе и заниматься любимым делом!».
Кроме того, Ольга Струговщикова — очень творческий человек, умеющий находить общий язык с вдохновением. В ее жизненном багаже смена собственной карьеры, создание множества индивидуальных и тренинговых программ, научных и популярных статей, и даже полновесная книга.
И сегодняшняя беседа о том, можно ли найти свое призвание в искусстве, и как это сделать.
Подбробнее — на Ночи Ван Гога!
Перед вами интересный опыт онлайн-видео-интервью, когда два человека находятся в разных городах.
Содержание интервью.
Юлия. Здравствуйте! С вами Юлия Чудакова и мы продолжаем рассказывать про спикеров фестиваля «Ночь Ван Гога» в Москве. И сейчас мы хотели бы поговорить о призвании. Когда взрослый человек начинает заниматься творчеством, искусством — будь то живопись или что-то другое, — он должен четко понимать, зачем ему это надо. Кто-то меняет профессию, у нас уже есть такие примеры. Кто-то делает это своим хобби, кто-то находит в этом отдушину, кто-то преподает или курирует. А кто-то, как я, например, создает свои собственные проекты. Вариантов очень много, и определиться с выбором помогает специалист – Ольга Струговщикова, у которой свой собственный проект по поиску призвания взрослыми людьми. И в этом небольшом интервью хотелось бы задать Ольге ряд вопросов, на которые, я надеюсь, мы получим очень интересные ответы. А подробнее – на «Ночи Ван Гога».
Итак, вопрос первый. Предположим, человек работает бухгалтером или учителем физики, но при этом настолько увлекся творчеством, что без этого уже жизни не мыслит. Это вышло за границы хобби и понятно, что это его судьба. Но рисовать достаточно хорошо он еще не умеет, потому что должно пройти определенное время, пока он станет профессионалом. Он бы рад зарабатывать на этом, но не знает как. Что ему делать?
Ольга. Здравствуй, Юлия! Здравствуйте, слушатели! Прежде всего хочу поблагодарить Юлю за создание такого прекрасного мероприятия, как фестиваль «Ночь Ван Гога» и за подготовленные вопросы – они очень интересные. В первую очередь, что мне хочется сказать: если вы поняли, что для вас рисование это не просто хобби, а вы хотите сделать его любимым делом – получать от этого не только удовольствие, но и желаемый доход, то это уже первый шаг к большим деньгам. Возможно, вы сейчас не очень уверены в своих способностях, и их уровень не так велик, как у мировых мастеров, но на каком-то уровне вы рисовать умеете и уже можете создавать картины. Поэтому вы уже можете начать на этом зарабатывать. И один из способов – начать продавать свои произведения, которые вы уже создали. Даже те произведения, которые вы создали, участвуя в мастер-классах – в проекте РИСУЙ или в других проектах. Если они у вас закончены, если нравятся не только вам, но и другим, то вы можете их не только дарить, но и выставить на продажу. Как это сделать? Проще всего это сделать, если вы заведете аккаунт в социальной сети, а если он у вас уже есть, то оформите его так, чтобы было понятно – вы пришли сюда не только общаться, у вас есть очень интересные картины, которые вы можете предложить людям сделать. Вы их можете выложить там в альбомах и указать, что нужно сделать, чтобы их приобрести. Также если вы планируете рисовать на заказ, то вы можете написать это у себя в статусе. Например, сделать такую формулировку: «Я рисую на заказ» или «Есть готовые работы, смотрите в фотоальбоме». Таким образом могут появиться первые клиенты. Также вы можете попросить друзей и знакомых рассказать о ваших услугах, чтобы больше людей узнало о вашем творчестве.
Следующий момент. Если вы хотите не просто рисовать, а использовать рисование как составляющую в профессии дизайнера разных направлений, иллюстратора или какой-то еще, то вы можете присоединиться к опытному автору. Работать, как это раньше было, «подмастерьем» — выполнять простые виды работ, а в обмен получать и обучение у этого человека, и стажировку, и плату за определенную работу, которую вы для него делаете.
Также вы можете посмотреть, какие есть предложения на сайтах, где просят сделать те или иные заказы. Это могут быть так называемые фрилансерские сайты, например, freelance.ru. Также есть специальные сайты для художников и иллюстраторов, есть для мастеров любых рукодельных направлений, в том числе там выставляются и картины. Там также можно зарегистрироваться и выставить свои товары на продажу, и также увидеть заказы на оформление чего-то. Например, иногда требуются иллюстрации для книг и обложек, красивые рисунки для иллюстрации каких-то курсов, тренингов и т.д. Есть такие заказы, и вы можете прямо сейчас начать их искать. Не ждите, пока вы станете художником мирового уровня – начинайте зарабатывать прямо сейчас.
Юлия. Второй вопрос у меня связан с первым. Поскольку я давно с тобой работаю, то мне понятно, зачем взрослому человеку определяться со своим призванием, но не всем это понятно. Ну, рисует человек, у него такое хобби. Нравится ему – даже больше, чем нравится, разговаривает он об этом. Я понимаю, как это важно потому, что вижу, какое счастье и какую пользу человек может принести себе, семье и обществу, когда занимается именно своим призванием. Расскажи, пожалуйста, может, из своей практики, – какой смысл искать свое призвание, зачем его искать и какие результаты бывают.
Ольга. Спасибо, Юля, отличный вопрос. По моему опыту, ко мне приходят те люди, которые уже не могут жить, не ответив на него. Те, для кого ощущение бессмысленности жизни становится очень напряженным, тревожным. Не хочется жить дальше, «как бы живя», то есть просто выполняя определенные функции. Человек при этом может вполне неплохо сделать карьеру или реализоваться как родитель, как человек состоявшийся. Но внутри есть постоянная мысль: «Зачем я живу? Зачем я на этом свете? Неужели я так и буду изо дня в день выполнять одни и те же функции?».
На мой взгляд, ответ на этот вопрос лежит в трех плоскостях. Первая состоит в том, зачем это нужно самому человеку. Обычно деятельность, связанная с призванием, помогает человеку жить и получать от этой жизни максимум удовольствия, радости и счастья. Занимаясь своим призванием, он наиболее полно реализует свои способности, таланты, потенциал. И тем самым он становится более развитым и может претендовать на то, чтобы занимать самые высокие позиции в своем деле – он становится профессионалом. Также это связано с тем, что человек имеет возможность получать больший доход, чем он до этого получал на нелюбимой работе, даже если там он уже сделал какую-то карьеру.
Второй момент состоит в том, что когда человек находит свое призвание и реализует его в любимом деле, тем самым он распространяет свое влияние на окружение – так, как идут круги по воде. И первой под влияние попадает семья. Такой человек показывает пример своим детям, дети тянутся за ним, и в дальнейшем у детей даже не будет такого примера, такой стратегии, когда человек идет на нелюбимую работу, потом мучается всю жизнь, и только потом приходит к вопросу поиска себя и поиска своего призвания. Если мужчина находит себя, то он ведет за собой женщину. Он и жене своей транслирует идею о том, что не нужно ходить туда, где тебе неинтересно – найди себе дело по душе. Если это первой делает женщина, мама, то она точно так же показывает пример не только детям, но и своему мужчине, и тоже стимулирует его на поиск себя.
Дальше, следующий круг – это уже выход за рамки семьи, за рамки ближайшего окружения. Поиск призвания и реализация его человеком гораздо больше, чем нужно ему самому и семье, нужно миру. Потому что именно на этом месте, когда человек находит себя и свое призвание, он может принести максимальную пользу миру в целом. Как бы это высоко не звучало, но на самом деле, если человек зачем-то пришел в этот мир, и он нашел место, где может реализовать свою главную задачу, то это (знаете, есть такое выражение) помогает миру крутиться быстрее. Помогает сделать так, чтобы еще большее количество людей вокруг было счастливыми, радостными и получало то, ради чего они пришли в эту жизнь.
Юлия. Третий вопрос. Я знаю, что вы, психологи, очень любите разные тесты. На твоем сайте есть тест, в котором нужно перечислить все свои места работы в жизни, выделить отрицательные и положительные стороны, а в дальнейших шагах связать это с тем, что ты хочешь. И появляются интересные творческие профессии, которые уже связаны с имеющимися навыками. Например, человек хорошо работает на компьютере, начинает рисовать и ему нравится и то, и то — может он пойти поучиться на дизайнера. Либо, например, человек давно увлечен книгами, ему нравятся книжные иллюстрации, и он отмечает это в своих анализах — он может работать над иллюстрациями. Каковы результаты этих тестов? Так как ты много работаешь с людьми, которые переходят из одной профессии в другую. О каких интересных примерах совмещения имеющихся опыта и навыков человека с тем новым творческим, что пришло в его жизнь, ты можешь рассказать?
Ольга. Отличный вопрос, и здесь может быть очень много вариантов ответа. С одно стороны, профессий, связанных с рисованием и живописью, даже «вчистую», довольно много. Потому что есть художники, которые просто рисуют свои картины, творят и не подстраиваются ни под кого. Создали произведение, выставили его в галерее, и люди становятся в очередь, чтобы покупать его или какие-то другие картины этого художника. Но, кроме этого, кроме такой, самой понятной перспективы, есть еще и другие. Есть художники-оформители, есть художники, которые рисуют по ткани, по металлу. Есть те, кто разрабатывает принты для ткани в промышленных масштабах. Есть те, кто расписывают изделия народного промысла. То есть, даже в профессии «художник» — очень много различных специализаций. Тоже очень близка профессия аниматора или мультипликатора. Это тот человек, который придумывает персонажей мультипликационных фильмов, прорисовывает их, продумывает их мимику. Также прикладным аспектом живописи, который всем хорошо знаком, являются различные виды дизайна: от дизайна кухонной утвари, предметов мебели, интерьера и декора, до дизайна мобильных телефонов, веб-дизайна и т.д. Если перед этим у человека был и опыт, и интерес к сфере создания технологически сложной мебели, то здесь он может применить свое стремление к рисованию к тому, чтобы продавать эту мебель. Разрабатывать рекламные материалы, разрабатывать саму концепцию создания этой мебели так, чтобы она была и функциональная, и красивая, и стильно смотрелась в помещении, для которого она создается.
Также приложение можно найти в профессии архитектора, и здесь тоже очень много разных специализаций. Если у человека были и есть способности и интерес к научным исследованиям, то можно себя реализовать в профессии искусствоведа, критика, реставратора, музейного сотрудника. Например, есть люди, которые работают в художественных музеях и оценивают картины, смотрят их подлинность – то есть, они не только разбираются в живописи и сами рисуют, но еще и могут помочь оценить качество других картин.
И вот таких возможностей, на самом деле, очень много. И здесь очень важно прислушаться к себе и понять, что, помимо рисования, вас еще увлекает. Но, в то же время, не отбрасывать возможности и просто стать художником, потому что у некоторых это является ограничением и кажется, что художником очень сложно заработать, если ты не Ван Гог.
Еще, вспомнила, с чем можно связать свое стремление заниматься рисованием – для женщин это очень актуально – боди-арт, мейкап, нанесение макияжа. И то, что очень близко – стилист, визажист. Тут напрямую человек не рисует, но уже создает образ, использует свое чувство композиции, чувство цвета и другие важные навыки, которые развиваются в живописи у человека, увлеченного рисованием.
Юлия. Следующий, четвертый вопрос. Наверное, он близок лично мне, часто у меня возникает. Допустим, все случилось – человек нашел свое призвание в творчестве, свое любимое дело и начинает им заниматься. Но, так как попадание может быть слишком удачным, человек погружается в свое занятие слишком сильно – например, рисует-рисует-рисует, и не может уже выйти. Или как я, проектом своим занимаюсь-занимаюсь-занимаюсь. Вопрос в том, как найти баланс искусства и жизни, когда призвание тебя засасывает? Как полностью не оказаться в своем призвании и не потерять нечто важное в своей жизни?
Ольга. Да, очень важный и серьезный вопрос. Наверное, тем, кто находится только в начале пути, он непонятен. Но тем, кто уже ощутил на себе то, как сильно хочется заниматься любимым делом, когда его найдешь, естественно задаваться вопросом – как сделать так, чтобы любимое дело не занимало полностью весь твой день.
Мне кажется, разгадка здесь в том, что у вас помимо любимого дела должны быть занятия, какие-то увлечения, другие важные сферы жизни, в которые также очень хотелось бы включиться. Чтобы у вас все было прекрасно во взаимоотношениях с противоположным полом, с детьми, если они у вас есть. Чтобы у вас были другие хобби. Если вы помимо рисования еще любите кататься на лыжах, на роликах, вышивать, шить или что-то еще делать – это будет вас стимулировать завершать здесь дела и заниматься чем-то другим. Это первый момент.
Второй момент – это самоорганизация. Если вы знаете, что вы погружаетесь в процесс с головой и можете забыть и про еду, и про то, что детей нужно забрать из садика, и про то, что нужно сдать другой проект, если вы еще не ушли с другой работы – то здесь можно просто ставить себе напоминалку, таймер. И как только он прозвенит, заканчивать свою работу и включаться во что-то другое. Также нужно планировать свой день так, чтобы он был наполнен и другими важными, интересными и увлекательными делами.
Юлия. Вопрос номер пять – про хобби. У нас есть очень много людей, которые занимаются творчеством как хобби. Например, раскрашивают по номерам – в клеточки с номерами наносят соответствующую краску, получаются такие интересные панно. Или раскрашивают специальные раскраски для взрослых. Или они берут разовые уроки рисования, лепки и чего-то еще – то есть, занимаются этим исключительно как хобби. Как такое хобби влияет на жизнь? Есть ли в твоей практике случаи, когда человек вот так занимался хобби, а потом оно во что-то переросло? Либо, наоборот, случаи, когда хобби у человека присутствует годами? Вообще, с точки зрения психологии, что такое творческое хобби, и зачем оно нужно – расскажи, пожалуйста, об этом.
Ольга. Творчество как хобби может выполнять очень разные задачи. Начиная с того, что хобби помогает нам снимать стресс, расслабляться, получать удовольствие, расширять кругозор, находить новых друзей, которые увлечены тем же, чем и вы. Конечно же, есть истории, когда хобби становится делом жизни, перерастает в бизнес. Иногда это происходит незаметно для человека. Например, когда человек рисует, к нему приходят в гости знакомые, видят его произведения, видят, какие они классные, и предлагают их у него купить. Таким образом, человек понимает, что можно этим зарабатывать. И предпринимает соответствующие действия и выводит свое хобби на уровень дела жизни, которое приносит уже не только удовольствие, но и доход. А некоторые люди продолжают заниматься той же живописью, скульптурой, мультипликацией – просто так, для себя, в качестве переключения от других дел. И это тоже хорошо! Как я говорила в предыдущем вопросе, если есть любимое дело, это не значит, что все остальное человек должен забросить, забыть и больше ничем не заниматься. Какие-то увлечения у человека должны остаться просто в разряде хобби. Потому что хобби не напрягает тем, что вы обязательно должны заработать на нем денег, постоянно о нем думать… Хобби – это дело такое, сегодня вы в него вовлекаетесь, потом на неделю забросили, потом снова вспомнили, открыли мольберт и опять рисуете и т.д. Здесь нет ответственности, вы просто проявляете себя, поэтому можете полениться, что-то не закончить или забросить.
Юлия. Шестой вопрос – про талант. У меня не без твоей помощи сложилось такое мнение. Когда человек спрашивает: «Есть ли у меня талант к живописи, к творчеству?», мой обычный ответ на этот вопрос: «Если человек хочет рисовать, то талант есть, а если сильно хочет, то есть большой талант». Если человек жить без этого не может, значит, именно сейчас, именно в этом возрасте у него происходит раскрытие этого таланта. У некоторых это с детства, у некоторых – в тридцать лет, в пятьдесят, в семьдесят… В любом возрасте может произойти пик раскрытия таланта, и нужно работать и работать, чтобы его развивать. Согласна ли ты с этой мыслью? Были ли у тебя интересные случаи по этому поводу? Как человеку определить, понять и поверить, что у него есть талант, и что ему нужно идти по этому пути?
Ольга. Спасибо, Юля. Это очень важный вопрос, очень многих он волнует. Далеко не всем понятно, особенно в начале, есть ли у них талант к какому-либо виду деятельности, в частности, к живописи, потому что они только начинают. И здесь я с тобой полностью согласна – сила желания заниматься этим позволяет нам утверждать, что у человека есть, как минимум, задатки. И для того, чтобы эти задатки развились в способности и, далее, в талант, необходимо еще несколько факторов. Они тоже всем известны. Первое – это обучение. Вы должны узнать, как правильно рисовать, какие бывают техники, как держать руку. И дальше – это практика. Практика, практика и практика. Возможно, вы слышали о таком исследовании: для того, чтобы добиться успеха в любом виде деятельности, ему нужно посвятить порядка десяти тысяч часов. И я думаю, что многие известные музыканты и художники это подтвердят. В принципе, рисовать хорошо, выражать свои мысли на бумаге можно научиться и сразу. Но для того, чтобы утверждать, что у человека действительно есть талант, человек должен пройти некоторый этап обучения и практики – что-то рисовал, рисовал и рисовал. И для того, чтобы определиться, есть у вас талант в этой сфере или нет, не опирайтесь на собственное субъективное мнение. Здесь очень важно мнение специалиста – того человека, который разбирается в том, как рисуют талантливые и неталантливые люди. А также, здесь есть такой элемент сравнения. Вы можете в самом начале, даже без мнения специалиста понять, есть ли у вас предрасположенность к этому, есть ли задатки и возможность развить талант в этой сфере, следующим образом. Вы можете сравнить, насколько легко вам это дается по сравнению с окружающими. Здесь есть маленькая ловушка, в которую не нужно попадать. Вы должны себя сравнивать с людьми «в среднем», а не с теми, кто уже занимается живописью, ходит на курсы, и какой-то путь прошел. Конечно, тогда сравнение будет, скорее всего, не в вашу пользу. Сравните себя с теми, кто в среднем вас окружает, с обычными людьми. Возможно, вы поймете, что вам гораздо проще что-то изобразить, и даже без дополнительного обучения получается более точно и более красиво, более живописно, что вы лучше отображаете цвета и их сочетания, передаете настроения даже в несовершенном, с точки зрения техники, рисунке.
Итак, повторюсь. Чтобы понять, есть ли у человека талант, нужно обратить внимание на то, насколько сильно вам хочется этим заниматься. Это раз. Второе — убедиться, что вам это дается легко. Третье – сколько-то сил и времени положить на обучение и на практику. И четвертое – это мнение специалистов, которые могут более точно сказать, есть у вас талант или нет.
Юлия. Седьмой вопрос. Допустим, мы убедились, что человеку нужно заниматься поиском своего призвания, что это не просто так. Что, порой это бывает целью жизни – найти свое призвание и следовать своему пути. Как человеку найти свое призвание? Есть книги какие-то, тренинги, коучи, психологи? Какие бывают пути, расскажи пожалуйста. Поскольку ты автор проекта по поиску призвания, эти пути знаешь. Расскажи хотя бы вкратце, чтобы люди понимали, как им искать призвание, кто им в этом может помочь, какая информация и т.д.
Ольга. Юля, здесь ответ будет таким. Наверное, тут можно выделить два основных пути. Первый – это когда человек сам ищет себя, сам задает себе вопросы, сам проводит над собой какие-то эксперименты, пробует себя в разных сферах и сам потом находит ответ. И второй путь – когда он это делает вместе с наставником. И вот здесь уже могут быть разные ответвления, разные варианты наставников. Одними из них, как ты сказала, могут быть книги. Это очень хороший вариант, так как он дает доступ к наставникам из разных времен, эпох, и не важно, каким языком они владеют. Вы можете послушать, что говорят разные люди. Сейчас лично я рекомендую таких авторов, как Барбара Шер, Даниэлла Лаппорт. Есть еще другие известные книги по призванию. Я свою книгу написала «Будь счастливой мамой. Как найти любимую работу и воспитывать ребенка». Что хорошего в этих книгах – там содержатся не только рассуждения человека философские о том, что такое призвание и как его найти, но и даются конкретные рекомендации, практики и технологии, которые вы можете выполнить самостоятельно. Я знаю, что очень многие люди с помощью книг находят себя, находят свое призвание и дальше его реализуют.
Следующий вариант наставничества – это когда вы находите конкретного человека. И если раньше этим занимались единицы, которые помогали другим найти себя, свое место в жизни, то сейчас таких специалистов становится больше. Это могут быть как психологи, коучи, так и люди, которые сами прошли этот путь и делятся своими наработками, основанными на личном опыте. Это тоже очень хороший вариант. И тут может быть такая ситуация, когда вы лично консультируетесь с этим человеком в индивидуальных программах участвуете. Или это могут быть групповые программы, тренинги, конференции, где рассказывается, что можно сделать. Непосредственно участвуя в тренингах, вы это делаете, и приходит озарение и ответ.
Каждый из этих вариантов имеет свои сильные стороны, и вы можете попробовать разное, а потом на этой основе выбрать тот вариант, который больше всего согласуется именно с вами.
Еще хотела сказать, что на мой взгляд, самостоятельный поиск себя – это в целом хорошо, но он занимает чуть больше времени, чем если вы это делаете с наставником. И с наставником у вас меньше различных сомнений, потому что вы можете их озвучить, получить какие-то ответы. Тогда меньше внутренних метаний и более спокойно проходит процесс поиска себя. Хотя самостоятельный поиск себя – он тоже есть. Ко мне приходили многие люди, которые уже нашли себя, и потом мы с ними работали уже по вопросам, которые их сдерживают, не дают дальше двигаться. То есть, призвание свое они уже поняли, в чем его реализовать – поняли, какое любимое дело у них, они знают. Возможно, какие-то шаги были предприняты, но их сдерживают некие факторы, различные страхи, ограничивающие убеждения и т. д. Над этим мы с ними работали. Так что, я знаю достаточно много людей, которые сами себя находили. Но также я знаю много историй, когда это проходило под руководством наставника. Это два основных пути – выбирайте любой, выбирайте своего наставника – и вперед!
Юлия. В завершение нашей беседы — традиционный вопрос. Что ты пожелаешь людям, которые увлекаются творчеством или только присматриваются к этому и с удовольствием бы занялись, но не знают, с какой стороны подойти?
Ольга. У меня будет очень простое и всего лишь одно пожелание: если вы хотите заниматься творчеством, то занимайтесь им! Если вы только присматриваетесь, то выбираете направление, которое будет вам по душе, и тоже занимайтесь им! Потому что это приносит радость, удовольствие. Творчество делает наш мир красивее, помогает решать различные психологические проблемы, снимать стресс и, в целом, делает жизнь лучше и счастливее.
Спасибо огромное за внимание, за эти вопросы. И встретимся с вами на фестивале «Ночь Ван Гога»!
Юлия. Ольга, спасибо тебе большое за твою искренность, за то, что ты помогаешь найти людям самое главное в жизни – свое призвание, свою цель. Дорогие друзья, обязательно приезжайте на выступление Ольги. Сам фестиваль будет с 22 по 24 апреля в Москве. Обязательно приезжайте, будет очень-очень классно!
В секторе краеведения центральной библиотеки им. А. С. Пушкина продолжает экспонироваться выставка работ «Царь-дуб» учителя рисунка, живописи и композиции детской художественной школы искусств, мозырского художника Анатолия Наливайко.
Вернисаж был организован в рамках краеведческого культурно-просветительского проекта «Художественная галерея «Очарованные родным краем» и вызвал большой интерес у почитателей творчества живописца. В один из дней мы посетили экспозицию и, признаться, испытали непередаваемые ощущения, были очарованы дубом, главным «персонажем» всех 16-ти работ художника. Словно оказываешься в сказке, в каком-то необыкновенно загадочном, добром мире могучих деревьев, которые хранят память поколений людей. Но почему «всплыла» именно эта тема, чем затронула сердце самого художника? Таким был первый вопрос к Анатолию Николаевичу.
– Я родом из деревни Павловка Стародорожского района Минской области, – начал он свой рассказ. – Местность там у нас равнинная: леса, болота. Поэтому, когда я после службы в армии, в 1981 году, приехал в Мозырь, был поражен оврагами, красотой этих мест. Особенно меня вдохновили дубовые рощи, протянувшиеся от городской улицы Якуба Коласа вдоль реки Припять до самой Акулинки. Чуть позже эти величественные деревья, к которым я чувствую особое притяжение, вдохновили меня на написание нескольких работ в жанре пейзажа. А идею организовать выставку по этой тематике мне подкинул сын Никита, будущий дизайнер.
– Что вы хотели сказать зрителю своими картинами?
– Сегодня люди мало путешествуют и не видят, не замечают красоты, которая вокруг нас. А мне очень хотелось, чтобы они осознали, среди какого великолепия природы мы живем, и это прекрасное обрадовало бы их души. У каждого дуба – свой образ, свой характер. Это как у человека: все мы чем-то похожи, но двух одинаковых людей-то нет…
– Анатолий Николаевич, экспозиция «Царь-дуб» стала третьей по счету персональной выставкой для вас в этом году. Насколько важны такие экспозиции для живописца, и какой затраты усилий требуют они?
– Каждая выставка – это своеобразный итог определенного этапа в твоем творчестве, момент самореализации. Для любого художника это еще и ответственное, хлопотное дело, ведь выставке предшествует серьезная подготовка. Кроме этого, нужны большие материальные вложения, в частности для оформления работ.
– Когда вы чувствуете, что всё это не зря?
– Если у зрителя после просмотра выставки зародилось какое-то светлое, доброе чувство, то считаю, что потрудился не напрасно. Для меня исключительно важно донести до человека красоту, гармонию жизни, созидать светлую душу своего зрителя…
«Борцi», 1985 г.
Выбор пути
– В 1979 году вы окончили художественно-графический факультет Витебского пединститута. Что вас тогда больше вдохновляло: стать педагогом для юных художников или самому с головой окунуться в мир живописи?
– Сложно ответить однозначно, потому что две эти ипостаси в моей жизни идут параллельно. И сегодня стараюсь трудиться как живописец, а также учить юное поколение.
Когда только приехал в Мозырь, то изначально не хотел рисовать плакаты, заниматься оформительской деятельностью, чтобы заработать какую-то копейку. К искусству все это не имеет никакого отношения. А когда я пришел работать с детьми в Мозырскую детскую художественную школу, то сразу понял: это мое.
– Можно ли любого ребенка научить рисовать или для этого необходимо наличие способностей, таланта?
– Давайте начнем с того, что художник – это не всегда тот, кто красиво рисует, оканчивает колледж, Академию искусств… Всему можно научиться.
Настоящий художник просто выражает себя посредством красок и кисти. А для того чтобы выразить какую-то мысль, нужно, чтобы прежде она созрела в голове, тронула душу. Все эти способности закладываются не только с рождения, но и в семье, и в школе.
К сожалению, наша молодежь хочет всего, сразу и как можно больше. Она потеряла воспитательный ориентир, поэтому ее нужно постоянно направлять в нужное русло. Ведь можно быть образованным человеком, но абсолютно безнравственным. Здесь на помощь приходит искусство, которое несет вечные ценности: добро, красоту душевную, милосердие, сострадание. Задача педагога – попытаться поставить ребенка на путь искусства. Например, некоторые мои ученики сегодня преподают в Академии искусств в г. Минске, работают в Германии, Голландии, США. Конечно, я не сторонник того, чтобы люди искусства куда-то уезжали, нет. Но радует то, что они пропагандируют нашу культуру, духовные ценности в тех местах, где они сейчас работают и живут.
«Прыгажун», 1999 г.
Писать сердцем
– Анатолий Николаевич, что самое трудное в работе с юными художниками?
– Сложно привить любовь к живописи, искусству, заложить доброе зерно в душу. Самая главная задача педагога – научить ребенка до такого уровня, чтобы учитель стал ему уже не нужен.
Хочу пожелать молодежи отдаваться своему делу всей душой, зреть интеллектуально и духовно. Только так может появиться какой-то результат.
– 2022 год стал для вас знаменательным. Вы уже успели отпраздновать 65-летний юбилей, а также 40 лет педагогической деятельности. Поздравляем! Главные жанры ваших полотен – пейзаж, натюрморт и тематическая картина. Почему такой выбор?
– Это основные жанры в живописи. Если остановиться на пейзаже, то многие художники считают, что это жанр, который дает возможность проще набирать профессиональный уровень, хотя это не так. Пейзажи пишут многие живописцы, но настоящих шедевров мало. Почти все русские художники писали пейзажи, но даются они далеко не всем.
Натюрморт же культивируется как основной жанр для обучения в школах, колледжах и тоже популярен.
– Вы работаете широким свободным мазком. Неискушенный зритель может воскликнуть: и я так напишу, этот художник не умеет рисовать!
– Так говорят только необразованные люди. Если разобраться, то искусство никогда не принадлежало народу (в духовном смысле, конечно!). Я думаю, что это народ должен сначала созреть, дорасти до понимания искусства. Сам я не сторонник абстрактного искусства, но и оно имеет право на существование. Считаю, что искусство должно быть близко и понятно людям.
– Один художник пишет картины и их продает, второй – все оставляет в мастерской. К какой категории отнесете себя?
– Ко второй, наверное. Вопросами продажи своих картин я вообще не занимаюсь. Хотя в 90-е годы прошлого века жизнь заставила меня реализовать некоторую часть своих работ. А сегодня те же краски, холст, рама и другое стоят недешево. И все это имеет свойство быстро заканчиваться. Тем удивительнее бывает сталкиваться с элементами непонимания со стороны людей, далеких от искусства. Они думают, что работу можно купить за 50–100 рублей, хотя только материалы, затраченные на них, стоят намного дороже…
– Есть такое мнение: человек искусства должен быть голодным, чтобы создавать шедевры. Вы согласны?
– Конечно же, нет. История знает огромное количество фактов, когда художники были очень богатыми и создавали великолепнейшие произведения. Взять хотя бы русского художника Александра Иванова, который подарил миру картину «Явление Христа народу», или Брюллова, Бруни. Есть много успешных современных художников, которые плодотворно работают и продают свои картины. Я думаю, художник должен быть хотя бы минимально материально обеспечен, чтобы не думать о том, как ему прокормить семью, а нормально творить.
– С кем из мозырских живописцев вы духовно особенно близки?
– С Александром Одосием, Виктором Крицким, Геннадием Ухановым, да со многими. К сожалению, в последние годы многие мэтры ушли в мир иной. Молодежь стремится им на смену, но не всегда себя должным образом проявляет. Многие молодые художники работают от случая к случаю. А чтобы освоить наше «художественное дело», нужны порой десятилетия.
«Дзедаў дуб», 2020 г.
Новые горизонты
– Расскажите о своей семье.
– Мой сын Никита, можно сказать, пошел по моим стопам. Он учится на 3-м курсе Витебского государственного университета имени П. М. Машерова (отделение «Дизайн объемно-пространственной среды и интерьера»). Супруга, Мария Григорьевна, занимается выращиванием и продажей овощей. Область деятельности у нас с женой разная, но стараемся находить общие интересы и всегда поддерживать друг друга.
– Где еще вы черпаете творческое вдохновение?
– Изучаю творчество своих любимых художников: Михаила Врубеля, Константина Коровина, Диего Веласкеса. Также у меня достаточно объемная библиотека: увлекаюсь чтением русской и зарубежной литературы. Когда работаю в мастерской, очень люблю слушать осовремененную классическую музыку. И это мне очень помогает в моем деле.
– Ваши планы на будущее?
– Хотелось бы одну из своих очередных выставок посвятить нашему городу. Мозырь хорошеет, молодеет, строится, но многих старых домов, улочек уже не существует. А их необычность и красоту нужно обязательно запечатлеть, сохранить, оставить в памяти следующих поколений.
– Кому и за что вы благодарны в своей жизни?
– Благодарен своей маме, Анне Петровне. За то, что меня родила, воспитала и не мешала избрать мне свою дорогу, помогала во всем. А еще – своим педагогам, которые помогли мне обрести призвание, реализоваться в жизни и, надеюсь, принести пользу детям, людям.
Беседовал Александр ЩЕРБАКОВ.
Фото автора.
Р. Шуман
«Искусство — это мудрость в обличии красоты». Х.А. Ливрага
Как использовать известность в мире искусства? Это возможность приносить в мир людей прекрасное или очень прекрасное. Но, к сожалению, современное искусство выбирает другой путь, причём, во всех сферах.
Вот пример из искусства. «Испанский художник Сальвадор Дали, равно как и его коллега Пикассо, пытался делать деньги, на чём только мог. Он внушил музыкантам легендарной группы «Битлз», что секрет его успеха в его необычных, «поистине чудодейственных» усах. В результате получасовой эмоциональной обработки Дали ухитрился продать «наивным англичанам» собственные усы за 50 тысяч долларов. Которые, как выяснилось позднее, оказались фальшивкой! Впрочем, музыкантам жаловаться на отсутствие успеха не пришлось. Может, фальшивые усы тоже оказались волшебными?». Из книги «Спеши любить», А. Казакевич
«Жажда наживы не создала ещё ни одного художника, но погубила многих», — мудрые слова В. Олстона
Инстаграм внёс в жизнь флористики возможность показывать свои творческие идеи, зарабатывать на продажах, обмениваться мыслями, быть в тренде, узнавать самое интересное, а ещё он внёс заочную конкуренцию между флористами, желание демонстрировать себя и любыми способами выделиться среди остальных, и способы эти уже начинают выходить за рамки красоты, искусства, культуры и приличия. Забывается то, ради чего люди работают в искусстве и в чём его смысл.
«Тот, кто думает, будто деньги делают всё, возможно, сам и способен всё сделать за деньги», — сказал известный английский банкир Чарльз Галифакс.
Из фильма «Реальная любовь»:
«- Мы получили роль в рождественской пьесе, я – омар!
– Омар?
– Да, омар.
– Значит, новорожденный Иисус был окружен омарами?..»
Этот диалог хорошо показывает часто встречающаяся подмена понятий и заложенного изначально смысла в искусстве, в попытках найти «что-то новое и необычное».
Известным людям нужно быть ещё более аккуратными в своих произведениях, поступках, словах, ведь на них равняются люди, подражают, учатся, берут пример. Если ваша жизнь связанна с искусством, то важно прививать людям гармонию, чувство красоты, делиться своим мастерством, одним словом, — возвышать дух человека. Художник не просто самовыражает себя в искусстве, он вдохновляет других, будоражит души красотой своих произведений, передаёт гармонию и красоту, а не только демонстрирует свое творческое начала. Разве для этого художник творит?
«Умейте любить искусство в себе, а не себя в искусстве», — сказал Константин Станиславский.
Развивая в себе чувство прекрасного, гармонии, естественности, человек совершенствует себя, тем самым обретая новую ступень понимания и взгляда на мир, возвышает свой дух, пробуждает любовь.
«Люди, не имеющие с искусством ничего общего, не должны с ним иметь ничего общего. Просто?». Станислав Ежи Лец
Есть в нашей жизни то, что разрушает, а есть то, что развивает, наполняет силами, вдохновением, энергией, радостью. Картины, выходящие из-под кисти художника, призваны нести созидание, ведь мы ответственны за то, что получает человек от наших слов, действий, произведений, того, что мы отдаём в этот мир, и чем больше людей вступают в контакт с нашими картинами, тем больше в руках художника ответственности и возможности дать людям вдохновение и радость! Красота развивает душу человека.
«Чтобы красоту создать, надо самому быть чистым душой». М. Глинка
«Художник должен заботиться не о том, чтобы его произведение нашло признание, а о том, чтобы оно заслуживало его». М. Эбнер-Эшенбах
Самым первым, для чего художник создаёт свои работы, — это творческое самовыражение, и, конечно, этот процесс у каждого свой, он отражает внутренний мир мастера, но если его деятельность уже открыта для взгляда других, то важно оценивать, что ты делаешь, как и для чего. Искусством творчество становится, когда развивает в человеке прекрасное, доброе начало.
Благодаря искусству у человека формируются приятные чувства, интересные мысли и моральные и нравственные установки. Оно способно наполнять человека, как кувшин водой, жизненными принципами и взглядами. Лев Толстой считал, что духовная красота способна спасти человечество.
В изобразительном искусстве человек старается передать свою точку зрения на окружающий мир, иногда из своего воображения, конкретную мысль или чувство. Если посыл был добрым, то и человек будет получать положительные эмоции. Агрессивное творчество порождает у человека негативные чувства. Делая что-то, оценивайте: а что может увидеть другой человек в моём творчестве, что хорошего принесёт оно в жизнь людей? Наполняйте этот мир красотой, ищите и передавайте со своими работами идею гармонии, заложенной в природе, открывайте в себе духовное начало и закладывайте его в своем творчестве, будьте простыми и доступными для понимания, ведь всё гениальное просто. Освободитесь от влияния маркетинга, корысти, пафоса и денег, ставьте на первое место всё то хорошее, что мы можем сделать для этого мира.
«В тот момент, когда художник думает о деньгах, он теряет чувство
прекрасного». Дени Дидро
Когда основой искусства становится не духовная составляющая, а коммерческая, этот вид деятельности уже становится продажами, или маркетингом. Все спешат к новому году, когда на улице ещё осень… За желанием быть первым приходит спешка, погоня, суета, и нет времени насладиться настоящим. А после нового года, только он наступит, сразу всё будет завалено сердцами. Излишнее потребление — большая проблема современности. И это есть во всем. Наслаждайтесь порой, временем года, идите в ногу с природой, так открывается истина, в погоне не успеваешь понять зачем живёшь.
«Когда-то давно старый индеец открыл своему внуку одну жизненную истину:
— В каждом человеке идёт борьба, очень похожая на борьбу двух волков.
Один волк представляет зло — зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь…
Другой волк представляет добро — мир, любовь, надежду, истину, доброту, верность…
Маленький индеец, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил:
— А какой волк в конце побеждает?
Старый индеец едва заметно улыбнулся и ответил:
— Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.»
То же самое и в искусстве: мы кормим своими работами или одного, или другого «волка» в человеке. Выбирать нам…
Учитесь и открывайте мир природы и флористики, читайте и скачивайте мои книги бесплатно на https://www.litres.ru/author/katya-vorobeva/
Больше информации вы сможете найти в других статьях в моем журнале на Дзен.
А применить эти знания на практике вы легко сможете научиться по моим видеокурсам.
Более 50 уроков помогут вам отрыть мир флористики и освоить профессию или внести в нее новые умения и идеи.
Цена полного курса 990 руб.
Подробнее на сайте https://flowersbalance.ru/school
Доступ к урокам не ограничен по времени.
ВикиЧтение
Сверхчувствительная натура. Как преуспеть в безумном мире
Эйрон Элейн
Искусство как призвание
Искусство как призвание
Почти у всех СЧЛ есть артистическая сторона, которую им нравится проявлять, или же они являются тонкими ценителями того или иного искусства. А кое-кто из нас считает искусство своим призванием и даже способом заработка. Почти все исследования личностных особенностей выдающихся мастеров искусств свидетельствуют о том, что чувствительность занимает в их характере центральное место. К несчастью, эта чувствительность также связана с душевными болезнями.
По-моему, затруднения заключаются в том, что обычно мы, артисты, работаем в одиночку, оттачивая свое мастерство и утонченное творческое видение. Но при любом замкнутом существовании повышается чувствительность – отчасти по этой причине люди и замыкаются в себе. Поэтому мы становимся экстрачувствительными к тому моменту, когда приходит время показывать нашу работу, представлять ее, объяснять, продавать, читать рецензии на нее и мириться с тем, что ее признают или отвергнут. Ко всему этому прибавляется ощущение потери и растерянности, когда большая работа завершена или выступление осталось позади. Поток идей, поступающий из подсознания, уже не находит выхода. Способствовать этим идеям или выражать их у людей творчества получается лучше, чем понимать их источники или их влияние.
Неудивительно, что творческие люди обращаются к наркотикам, алкоголю и медикаментам, чтобы обуздать свои эмоции или восстановить контакт со своим внутренним «Я», но долговременным эффектом этих мер становится дисбаланс в организме. Более того, согласно мифу или архетипу артиста, любая психологическая помощь уничтожает креативность, делает творческого человека слишком «нормальным».
Сверхчувствительному артисту особенно полезно задуматься о мифах, связанных с творческими людьми. Измученный и одержимый художник в широком смысле слова – один из самых романтических персонажей нашей культуры, особенно теперь, когда святые, изгои и путешественники не в почете. Помню, однажды преподаватель литературного творчества выписал на доске фамилии многих известных писателей и спросил нас, что между ними общего. Оказалось, попытки покончить с собой. Не могу сказать точно, как воспринял услышанное класс – как трагический или же как романтический аспект избранной ими стези, но, как психолог и творческий человек, я увидела, насколько серьезно обстоит дело и как часто стоимость работ творческого человека возрастает, как только его объявляют безумцем или же он совершает самоубийство. Жизнь творческого, ищущего и дерзкого героя обычно привлекает молодых СЧЛ, но эту ловушку для них бессознательно могут расставлять те, кто ведет приземленную жизнь, кому некогда задумываться об артисте внутри себя, в итоге они хотят отдать эту роль другим людям и выставить на всеобщее обозрение все то безумие, которое они подавляют в себе. Многих страданий сверхчувствительного артиста можно избежать, если понять, как влияет чередование творческой изоляции (с присущим ему недостатком стимулов) с повышенной эмоциональностью, связанной с вниманием публики. Но я не уверена, что это понимание получит широкое распространение – до тех пор пока мы не разберемся с мифом о неуравновешенном художнике и потребностью в этом мифе.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читайте также
В чем ваше призвание?
В чем ваше призвание?
Если вы окончательно решили изменить собственную жизнь, необходимо поставить себе конкретную задачу. Но прежде чем сделать это, требуется ответить на более сложный вопрос: что для вас по-настоящему важно, кем вы хотите стать. Цель – это вершина
У вас есть призвание?
У вас есть призвание?
«Я полагаю, что призвание есть у всех нас…
Необходимо осознать, какая работа предназначена нам в этой жизни. Пора пробудиться. Ответить призванию».
* * *Есть ли у вас призвание? Что бы под этим не подразумевалось – профессия, взаимоотношения, стиль
Предназначение и призвание
Предназначение и призвание
Что ещё отражает инфантилизм, так это поиск предназначение и призвания.Нет, не так. Надо писать с большой буквы, чтобы было слышно придыхание. Вот так – Предназначение и Призвание.Почему это снова про инфантилизм? Потому что взрослый отлично
Как найти призвание
Как найти призвание
Дизайнер Яна Франк (известная в сети как Миу-Мау) сбавила обороты жизни из-за диагноза – рак. Однако в чем-то он оказался спасительным: она перестала тратить время на неинтересные заказы, карьерную гонку и занялась тем, что ей нравится. Сейчас она много
Трудовая деятельность: работа или призвание
Трудовая деятельность: работа или призвание
Людям, находящимся в среднем возрасте, не нужно напоминать про материальные условия жизни. Но к этому возрасту человек, даже если он боится нищей старости, четко усваивает прописную истину, что за деньги счастье не купишь. И мы
Призвание и намерение
Призвание и намерение
Темой этой книги является намерение как невидимая сила, существующая во Вселенной, с которой связаны все и вся. Поскольку речь идет о разуме, частью которого все мы являемся, и поскольку все сущее произошло из этого разума, можно утверждать, что если
Одухотворенность и призвание
Одухотворенность и призвание
Когда вы воодушевлены великой целью, все начинает складываться для вас самым лучшим образом. Одухотворенность приходит, когда вы возвращаетесь к Духу и соединяетесь с семью ликами намерения. Когда вы воодушевлены, вы готовы без оглядки идти
Призвание всех СЧЛ
Призвание всех СЧЛ
Как уже было сказано в главе 1, более агрессивные мировые культуры, в том числе все западные общества, произрастают из начального общественного устройства, где люди делились на два класса: импульсивных и жестких «воинов и государей», с одной стороны, и
Призвание, индивидуация и СЧЛ
Призвание, индивидуация и СЧЛ
Итак, что можно сказать о вашей конкретной профессии? В соответствии с рассуждениями Карла Юнга я воспринимаю каждую жизнь как процесс индивидуации, поисков ответа на конкретный вопрос, ради которых мы появляемся на земле. Возможно, этот
Работа и призвание
Работа и призвание
Тут-то и возникает проблема: кто будет платить СЧЛ за поиски своего счастья? Как правило, я соглашаюсь с Юнгом, который всегда настаивал: финансово поддерживать людей нашего типа – большая ошибка. Если не вынуждать сверхчувствительного человека быть
Призвание и «освобожденные» СЧЛ
Призвание и «освобожденные» СЧЛ
Индивидуация – это прежде всего способность прислушиваться к своему внутреннему голосу или голосам, несмотря на все внутренние и наружные шумы. Некоторые из нас зацикливаются на чужих потребностях. Помимо действительных обязанностей,
Служение людям как призвание
Служение людям как призвание
СЧЛ свойственно остро осознавать страдания других людей. Зачастую интуиция дает им четкое представление о том, какие потребности должны быть удовлетворены, поэтому большинство СЧЛ выбирают своим призванием служение людям, и многие из них
Ваше призвание – это вы сами
Ваше призвание – это вы сами
Я уже говорил о том, что ваша истинная карьера – это вы сами и избранный вами путь самообновления. Чтобы изменить что-то на работе или навести порядок в привычных и кое-как залатанных домашних обстоятельствах, вы должны опираться на
Работа, карьера или призвание
Работа, карьера или призвание
{101}Эми Вржесниевски, адъюнкт-профессор в области психологии труда и управления в Школе менеджмента Йельского университета, экстенсивно изучила рабочую жизнь, наблюдая за служащими, занятыми в разных сферах деятельности. Она выяснила,
Пример сочинения 1
Призвание – это склонность человека к какой-либо деятельности: к науке, искусству, сочинительству, воспитанию детей… Эта деятельность наполняет жизнь человека смыслом, даёт возможность реализовать себя.
Очень важно найти любимое занятие, дело, которому можно посвятить себя, иначе чувство неудовлетворённости станет постоянно преследовать тебя и окружающий мир потеряет многие краски. Вспомним Печорина из романа Лермонтова “Герой нашего времени”. Яркая личность, человек умный, образованный и проницательный, Печорин несчастлив, вечно не удовлетворён собой и окружающими, делает несчастными и других людей. Почему так происходит? Все оттого, что он не нашёл своего призвания, “не угадал своего предназначения”. Чем заниматься в жизни, в чем себя реализовать – Печорин не смог ответить на эти вопросы, поэтому и вынужден бесцельно скитаться.
Другой пример – Базаров из романа Тургенева “Отцы и дети”. Он чётко знает, чего хочет. Несмотря на свой тяжёлый характер, он привлекателен, потому что увлечён наукой и пытается изменить окружающий мир к лучшему. Он нашёл свое место в жизни, своё призвание, и этим вызывает к себе глубокое уважение.
Таким образом, человеку очень важно найти свое призвание в жизни, чтобы оправдать свое существование и жить полной яркой и насыщенной жизнью доставляя удовольствие себе и окружающим людям.
Пример сочинения 2
Как найти своё призвание в жизни? Когда деятельность человека можно считать его призванием? Как это определить? Эти и другие вопросы возникают у меня после прочтения текста К.Д.Воробьёва.
В своём тексте автор поднимает проблему призвания человека. Он рассуждает о том, когда деятельность человека можно назвать его призванием. Выбор профессии, рода деятельности, где человек может реализовать свои склонности и индивидуальность, писатель считает главным и одновременно очень трудным выбором. Понять подходит тебе тот или иной вид деятельности можно только в процессе самой деятельности.
Если подходит, то «речь может идти о призвании». Проблема, которую поднимает автор, заставила меня глубоко задуматься о том, как важно правильно выбрать профессию в жизни, которая должна стать твоим призванием.
Позиция автора мне понятна: если, занимаясь деятельностью, человек смог реализовать свои склонности и индивидуальность, то можно сказать, что он нашёл своё призвание.
Я полностью разделяю позицию автора. Жить, занимаясь нелюбимым делом, – это настоящее мучение. Сегодня многие выбирают профессию, рассматривая её престижность, заработок. А нужно прислушиваться к себе, что любишь ты. Профессия, дело жизни должно помогать раскрывать человеку его склонности и достоинства, а не скрывать их.
Поступаете в 2019 году? Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы: подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);оформим заявления (Вам останется только подписать);подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).Доверьте рутину профессионалам – подробнее.
Любимая работа, которой занимаешься с удовольствием, – это и есть призвание. Попробую это доказать, обратившись к произведениям Н.В.Гоголя.
В повести «Шинель» мы встречаем маленького человека Акакия Акакиевича Башмачкина, который служит титулярным советником в Петербурге. Он кропотливо и ответственно выполняет свои обязанности, которые заключаются в основном в переписывании бумаг. Он очень любит своё ремесло, старательно выводит красивым, ровным почерком буквы на чистом листе бумаги и любуется ими. Его увлечённость своей работой позволяет нам считать, что он нашёл своё призвание в жизни. И это нам, читателям, в герое нравится.
В романе «Мёртвые души» главный герой Чичиков проворачивает свой очередной проект по обогащению. В детстве отец научил его, что главное в жизни – деньги, что главное – накопить много денег, а ради этой цели можно идти и по головам. Вот Чичиков, помня наказ отца, пытается всю жизнь обогатиться, правда, быстрыми и обманными способами. Все свои склонности и индивидуальность он проявляет при осуществлении своих планов. На страницах романа мы видим Павла Петровича разным. Он собрал в себе черты всех помещиков разом: он осторожен и решителен, деловит и азартен, мечтателен и практичен. В незнакомом городе он сразу нашёл друзей, практически всех смог очаровать. Вот только дело, которое он пытается провернуть, оказывается вновь неудавшимся. Это надо же придумать! Скупить у помещиков мёртвые души, скупить ненужные земли, получить от государства ссуду на несколько лет и разбогатеть. Умён же! Да и дело чуть-чуть не выгорело! Такой бы ум да в нужное русло, на пользу общества – всё бы тогда у Чичикова получилось. А так уносит птица-тройка Чичикова непонятно куда и зачем. Ошибся герой с выбором дела жизни, не нашёл своего призвания.
Таким образом, большое везение для человека – найти своё призвание в жизни. Дело, которое будет не только по душе, но и раскроет твои склонности, позволит проявить индивидуальность. Ищите своё призвание! Это того стоит!
Пример сочинения 3
Призвание – это способность человека к определенному виду занятий. Это понятие часто связано со всей жизнью человека. Выбирая свое призвание, человек обычно занимается этим делом всю свою жизнь. Поэтому так важно сделать правильный выбор. Выбор этот должен быть осознанным, иначе спонтанное решение может сделать жизнь человека несчастной. Поэтому каждый должен задумываться над тем, что ему интересно, чем он хочет заниматься с самого детства. Человек должен видеть свои склонности, свои интересы и, главное, свои возможности. Путем проб и ошибок человек сможет выбрать свое призвание, которое будет приносить не только доход, но и удовольствие. Выбрав определенную профессию, человек должен идти к ней, не отступая ни на шаг.
Чем больше на земле людей найдет свое призвание, тем счастливее будет весь мир, так как труд таким людям будет приносить только удовольствие. А когда работа человеку в радость, она приносит пользу всему обществу.
Нередко о том, что для человека важным является выбор своего призвания, говорили писатели. Они демонстрировали, как правильное решение относительно профессии оказывало положительное влияние не только на сделавшего выбор, но и на общество в целом.
Так, Валентин Григорьевич Распутин в рассказе «Уроки французского» показал профессию Лидии Михайловны. Причем работа учителем для нее была не просто профессией, а настоящим призванием. Она не только давала знания ученикам во время уроков, но и уделяла детям свое свободное время. Герой произведения, отстающий по предметам, занимался с учительницей после уроков. Лидия Михайловна также помогла денежно мальчику, что было действительно подвигом в те времена. Работа для Лидии Михайловны была только в радость, ведь героиня по-настоящему любила детей и пыталась их воспитать добрыми людьми с высокими нравственными принципами. Призвание учителя помогло и окружающим ее людям, а точнее, ученикам. Лидия Михайловна старалась сделать из каждого своего ученика Человека с большой буквы. Это настоящий пример самоотверженного труда, который приносит настоящее удовольствие и пользу обществу.
О том, насколько важно понять свое призвание, писал Вениамин Александрович Каверин в романе «Два капитана». Герой данного произведения – Саня Григорьев – с самого детства хотел стать летчиком. Несмотря на все трудности жизненного пути, он не сворачивал со своего пути и шел к своей цели, потому что понимал, что профессия летчика – его призвание, которое может принести пользу другим людям.
Таким образом, человеку важно понять то, чем он хочет заниматься в течение всей своей жизни, также важно, чтобы эта работа доставляла человеку радость и счастье.
Пример сочинения 4
Как найти свое призвание в жизни? Именно над это проблемой размышляет А.П. Чехов.
Антон Павлович Чехов показывает на ситуацию, где героиня находится в смятении при выборе своей дальнейшей карьеры и просит совета у своего товарища. Николай Степанович не спешит ей ответить, такой вопрос требует индивидуального подхода: « Но ответить что-нибудь нужно…» – на мой взгляд, этими словами писатель хотел показать, что по вопросам определения своего жизненного пути не стоит обращаться к кому-то, потому что никто не знает человека так хорошо, как он сам. Еще одним примером может послужить цитата: «… ты жертва не борьбы, а своего бессилия». Я думаю, что этой фразой Чехов хотел еще раз подчеркнуть, что правильно найти свой жизненный путь сможет лишь тот, кто прикладывает к этому усилия. Действительно, оба примера показывают, что отыскать дело своей жизни очень затруднительно, а еще сложнее помочь кому-то с этой непростой задачей.
Позиция автора очевидна: А.П. Чехов считает, что найти свое призвание в жизни сможет лишь тот, кто самостоятельно подойдет к решению этого вопроса и сможет адекватно оценить все свои сильные и слабые стороны.
Я согласна с авторской позицией, лишь сам человек может выбрать для себя истинный жизненный путь. Известно, что изначально А.П. Чехов был врачом, а лишь позже стал писателем. На его примере можно увидеть, что через годы поиска дела всей жизни , не прислушиваясь к мнению людей, которые считали, что у автора нет таланта, он смог найти истинный путь.
Подводя итог, хотелось бы сказать, что найти свое призвание в жизни тяжело, но если приложить к этому массу усилий, принимать важные решения самостоятельно, понять, к чему лежит душа, то эти поиски обязательно дадут результат.