Как найти своего героя в литературе

22 декабря 2017

Как придумать персонажа для книги?

Когда я приступила к написанию своей первой работы, вопроса, как создать персонажа для книги, у меня не возникло. Я не не искала подсказок и советов в интернете, не читала книг, посвященных писательскому ремеслу, а наивно полагалась только на свои силы.

«Что я за автор, если не знаю, как создать своих же героев?» — думала я. А через четыре года поняла, сколько ошибок наделала в таком, как мне тогда казалось, плевом деле.

В этой статье я поделюсь с вами тем, чего не стоит делать, чтобы сэкономить себе время и нервы, а также советами, которые сработали лично для меня.

Книжные героиГерои из книг Толкина

Сколько персонажей должно быть в книге?

Ответ очевиден: ровно столько, сколько вы способны раскрыть.

Если вы уверены, что каждый из героев сыграет важную роль в общем сюжете, не затеряется в толпе персонажей, то их может быть хоть сто. Однако не торопитесь брать читателя количеством героев.

3 причины почему не стоит вводить много персонажей

Когда приступаешь к написанию книги — особенно в жанре фэнтези или фантастика — есть жгучее желание населить свою историю множеством харизматичных и уникальных персонажей. Тем более, что позитивный пример есть: существуют целые серии книг, где автору удалось управиться с большим количеством героев. Но вот 3 причины, почему я не советую это делать:

  1. Огромная трата сил

    Вы распыляетесь. Вместо того, чтобы за то же количество времени создать 3-4 интересных и проработанных персонажей, вы придумываете 20 и мечетесь между ними.

    Тут необходимо задать себе вопрос:

    Готовы ли вы потратить огромную часть сил на то, чтобы раскрыть n-кол-во героев, вместо того, чтобы написать еще одну книгу или более детально проработать сюжет?

  2. Огромная трата времени

    Создание персонажей дело непростое. И то время, которое вы посвятили раскрытию героев, можно было направить на решение других, не менее важных задач.

    Готовы ли вы к тому, что в конечном итоге можете оказаться недовольны результатом, а потраченного времени уже не вернуть?

  3. Читатель не запомнил/запутался/забыл

    На своем опыте скажу, что примерно 80% читателей, которые отписывались под первыми главами моей книги, говорили, что им трудно запоминать большое количество героев.

    Готовы ли вы к тому, что какая-то часть читателей не захочет разбираться во множестве героев и отсеется в самом начале?

Если хоть на один из трех вопросов вы ответил «нет» — стоит оставить эту задумку хотя бы до тех пор, пока вы не набьете руку.

А сколько персонажей нужно?

Считается, что три основных героя — вполне достаточно. Читатель точно не забудет кто есть кто и не заскучает. Такое количество персонажей на руку и самому автору — больше возможностей, времени и сил, чтобы развить судьбы героев на страницах книги.

Количество героев в художественной литературе

Основной, второстепенный, эпизодический: в чем отличие? Зачем нужны неключевые персонажи?

Когда вы разобрались с тем, сколько персонажей планируете, пришло время разделить их три группы:

Главный Второстепенный Эпизодический
Кто такой? Персонаж, о котором повествует история. Главных героев может быть несколько Персонаж не является в данной истории ключевым, но влияет на сюжет или/и гг. Его жизнь и отношения описываются, но не так подробно Персонаж, промелькнувший на фоне главного героя, вступивший с ним в не длительное взаимодействие. Часто такие герои не имеют имени
Как часто появляется? Ключевым персонажам отведена большая часть книги Занимают примерно 20-30% книжного времени Обычно один-два раза
Пример. Книга «Звонок» Кодзи Судзуки Главных героев двое: Асакава и Рюдзи — именно они находят проклятую видеокассету и расследуют убийства. Второстепенным персонажем можно назвать Маи Такано. Про нее не так много известно, но она связана и с Рюдзи, и Асакавой, а также играет во второй части книги значимую роль в сюжете, не являясь при этом главным персонажем Старичок-администратор, который находит на вилле Б-4 проклятую видеокассету, а затем отдает ее главному герою

Роль второстепенных героев

Если с главным героем все более-менее понятно, предлагаю чуть подробнее рассмотреть задачи героев второго плана.

Задача №1 — Раскрытие главного героя

Взаимоотношения между людьми и в реальной жизни помогают узнать о человеке много нового, что уж говорить про книги, где автор специально расставляет акценты так, чтобы представить главного персонажа максимально живым и разносторонним. Роль второстепенных героев обычно отводится друзьям и коллегам, чуть реже родителям и знакомым.

Задача №2 — Раскрытие прошлого и настоящего

С помощью второстепенного героя можно приоткрыть завесу прошлого. Рассказать о том, чего не знал даже главный герой.

Пример №1 (далекое прошлое): Мардж из книги «Кошмар на улице Вязов». Именно с помощью Мардж и читатель, и главная героиня узнает о том, что много лет назад Крюгера затолкали в бойлерную и подожгли.

Пример №2 (недавнее прошлое): В той же самой книге Род стал свидетелем убийства, которое совершил Крюгер. Это преступление повесили на Рода, который позже рассказал главной героине, что в момент убийства в комнате был кто-то еще. Кто-то невидимый, кто убил их общую подругу. И тогда главная героиня начинает свое расследование.

Также второстепенный персонаж может рассказать и читателю, и главному герою о том, что происходит в настоящем — в данную конкретную минуту.

Пример: Фильм «Заложница» 2007 года. По сюжету дочь главного героя похищают. В то время, как на них с подругой нападают, дочь(второстепенный персонаж) говорит с отцом по телефону. Так и зритель, и главный герой, не находясь поблизости и не видя происходящее своими глазами, узнают о похищении молодых девушек, которое происходит в реальном времени.

Задача №3 — Влияние на сюжет

Этот пункт несколько похож на предыдущий. Но здесь роль второстепенного героя заключается не в прояснении ситуации, а в какой-то степени судьбоносном влиянии на сюжет.

Пример: Стивен Кинг «Сияние». Холлоранн, как и Дэнни (главный герой) обладает даром, который в книге зовется сиянием. Именно Холлоранн предупреждает Дэнни об отеле и говорит, чтобы тот, в случае чего, звал его изо всех сил с помощью своего дара. Этот разговор в итоге сыграл огромную роль в конце книги. Дэнни, после того, как отец пытался их убить, зовет на помощь Холлоранна, и тот спасает их с матерью.

Задача №4 — Быть просто людьми

Иногда роль второстепенного персонажа заключается в том, чтобы просто быть человеком. Иногда смешным — для комической отдушины, порой стереотипным, чтобы высмеять глубоко засевшие убеждения. Можно нередко встретить и в книгах, и в фильмах стереотипных русских или американцев, которые не являются ключевыми персонажами, но делают историю более объемной и занимательной.

Для чего нужны эпизодические герои?

Задачи второстепенных и эпизодических персонажей могут перекликаться между собой. Эпизодический герой тоже может помочь в:

  • раскрытии героя

    Пример: если ключевой персонаж едет в такси и болтовня водителя его чересчур раздражает, читатель как минимум сделает вывод о темпераменте главного героя. Как максимум — если вы правильно расставите акценты — даст понимание, что герой-то садист: всю поездку он представлял, как в прямом смысле зашивает болтливому водителю рот.

  • создании фона и атмосферы

    Если герой заходит в бар, его должны окружать люди. Как минимум бармен, как максимум — толпа довольных и не очень жизнью людей. Эпизодические герои помогут в описания места действия. В баре может быть шумно, душно от скопления народа. Такой прием с эпизодическими (фоновыми) персонажами поможет сделать сцену объемнее.

  • продвижении сюжета

    Нередко и эпизодические персонажи подталкивают главного героя к тому, с чем ему придется иметь дело на протяжении всей истории.

    Пример: Кодзи Судзуки «Звонок». Главный герой Асакава едет в такси и узнает от водителя о странной смерти на дороге. Сам автор подмечает: «Если бы в тот день Асакава все-таки решил поехать домой на метро, ему бы в голову не пришло искать связь между двумя разными происшествиями. Однако, как ни посмотри, завязка романов — это всегда стечение обстоятельств».

Как создать главного героя для книги?

Обсудили второстепенных и эпизодических персонажей, теперь предлагаю разобраться с ключевыми героями. Итак, как создать героя для книги?

Вымышленные герои - как создатьРаскрытие героев в художественной литературе

Внешность: нужно ли ее описывать?

Отвечая на вопрос выше, скажу: описывать внешность героя или нет — решать только автору. Не берусь утверждать, что без этого никак, но в большинстве книг авторы действительно описывают внешность персонажей. Хотя бы в общих чертах.

Своих героев я не очень люблю описывать по части внешности: если удается гармонично вписать черты персонажа в историю — отлично. Специально, потому что «нужно же рассказать, как выглядит герой», этого не делаю.

Поделюсь некоторыми секретами, которые использую лично я, когда описываю внешность героя:

  • Сравнение персонажей между собой.

    Например: главный герой сидит перед телевизором и смотрит какую-нибудь передачу. На экране он замечает ведущего, который в большей или меньшей степени на него похож. ГГ начинает сравнивать себя с персонажем на экране. Возможно даже представлять себя не его месте и думать о том, что если прической и слегка вздернутым носом, они похожи, то фигура у главного героя лучше — костюм сидел бы на нем как надо, и волосы бы блестели под софитами намного ярче и без каких-либо укладочных средств.

  • Взаимодействие с природой и окружающим миром. Задача: сплести вместе действие и описание внешности.

    Например: Кайс обернулся и, убрав упавшие на лицо пряди, посмотрел на Грэга в ожидании ответа. Тот, увидев движение юноши, усмехнулся и непроизвольно провел ладонью по коротким волосам, которые не смог тронуть ветер.

    Например: Габи бьет кулаком по столу, слезы текут вместе с краской по круглой веснушчатой физиономии к морщинкам около рта.

  • Через других героев. Это могут быть и диалоги, и мысли. Нередко выходит так, что в чужих глазах мы выглядим не так, как нам кажется. Обычно другие люди сразу выделяют для себя основные, самые яркие черты нашей внешности — вот это и можно взять за основу описания персонажа.

Со следующими приемами описания внешности советую быть осторожней. Они имеют место быть, но советую их и вовсе избегать:

  • Заезженные сравнения. Например: Глаза цвета океана, волосы цвета шоколада и подобное. В описании внешность с помощью сравнений нет ничего плохого, но старайтесь не использовать слишком избитые выражения.
  • Описание внешности в отражении. Такой прием имеет место быть, он используется в книге «50 оттенков серого», но уже считается штампом. И если рядовому читателю может быть все равно, как описана внешность, читатель-автор или очень разборчивый читатель может сделать негативные преждевременные выводы о истории в целом.
  • Нереалистичное, высокопарное, преувеличенное описание внешности. Например: Ее кожа была словно бархат, я вдыхал изумительный запах ее шикарных огненных волос, которые как шелк, как настоящее солнце переливались на солнце. Ее зубы — точно жемчужинки, а глаза цвета изумруда. Ее походка, фигура, все было идеально: от длинных ног я не мог оторвать глаз.

Характер персонажа

Не секрет, что читатель запоминает персонажа по характеру, а не по внешности. Провал — это когда все, чем отличаются ваши герои между собой, цвет волос и глаз.

Хара́ктер (греч. χαρακτηρ — примета, отличительная черта, знак) — сочетание устойчивых психических особенностей человека, определяющих его поведение в жизненных обстоятельствах и в первую очередь — при взаимодействии с окружающими людьми. Характер тесно связан с другими сторонами личности человека, в частности, с темпераментом, который определяет внешнюю форму выражения характера.

Для достоверности описания характера можно:

Способ №1 — Задавать вопросы:

  • Раздражительный ли герой?
  • Что его может вывести из себя?
  • Как он отреагирует на предательство?
  • Принципиален ли он?
  • Для героя долг прежде всего?
  • Совестливый ли герой?
  • Полезет ли герой первым в драку?
  • Как относится к насилию?
  • Как решает конфликты: криком или словами?
  • Как громко говорит?
  • Болтлив ли герой?
  • Легко ли доверяет людям?
  • Для героя стакан наполовину полон или пуст?

Остальные вопросы можно придумать по аналогии.

Способ №2 — Ставить героев в неоднозначные ситуации

Также не лишним будет поставить всех ваших героев в одну и ту же щекотливую ситуацию и подумать, как они себя в ней поведут.

Например: У героя есть те, о ком ему необходимо заботиться, но он на мели. Подворачивается прибыльное, но незаконное дело: распространять наркотики, похищать людей и т.д. Пойдет ли ваш герой на это? А если при условии, что его ТОЧНО никогда не поймают?

Или другие ситуации, например, вот такая:

Способ №3 — Ассоциации

Ассоциации — это связи между психическими явлениями, при которых появление одного из них в сознании человека влечет практически одновременное появление других.

По запросу «ассоциации» вы найдете немало интересного в интернете. Задавая людям простые слова, можно очень много о них узнать. Поиграйте в ассоциации с героями. Найдите в интернете или придумайте сами список слов и ответьте за ваших персонажей на них.

Например:

семья — любовь
дом — крепость
мать — родная
отец — предательство
предательство — боль
деньги — слава
власть — насилие
мужчина — жестокость
женщина — жертва
дети — не нужны

А теперь подумайте, что можно сказать о персонаже, который провел такие ассоциации?

5 способов раскрыть персонажа

  • Через действие/бездействие

    В одних и тех же ситуациях персонажи, за плечами которых стоят собственный опыт, прошлое и мотивация, будут поступать по-разному. Их реакции на сложившиеся обстоятельства также диктуются темпераментом.

    Пример: «Десять негритят» Агаты Кристи. Десять человек заперты на острове. После первого убийства на вилле начинается настоящих хаос: все напуганы, но ведут себя по-разному. Кто-то в ярости и хочет выбраться, кто-то плачет и предрекает всем скорую смерть.

  • Через описания

    Раскрыть героя можно через описание окружающей обстановки. Его дом, кабинет, быт: соблюдает ли герой порядок? Пуст ли его холодильник, потому что он постоянно работает и просто не успевает ходить в продуктовый? Расставлены ли по дому фоторамки с семейными фотографиями? и т.д.

    Также описание погоды или радостей текущего времени года может помочь побольше рассказать о персонаже: любит ли герой сильный дождь, потому что тогда на улице нет почти никого? Нравится ли ему снег? Вызывает ли листопад какие-нибудь воспоминания о детстве? Счастливые или нет?

  • Через мысли

    Это могут мысли как самого героя, которого необходимо раскрыть, так и рассуждения о нем другого персонажа.

  • Через диалоги

    Диалоги — очень важная часть любой истории. Когда они выходят живыми, достоверными и интересными — это уже большое достижение. Казалось бы: что сложного в описании диалогов? Просто рассуждаешь устами героев о сложившейся ситуации. Так и есть, но важно КАК вы это делаете.

    Понятно, что искусственно растянутые беседы, заставят читателя скучать. Так что долгие обмены любезностями (если это не несет в себе какой-то скрытый смысл) стоит опускать. Фразы героев в большинстве своем должны быть информативны:

    • показывать отношение героя к ситуации,
    • к человеку с которым он разговаривает,
    • его настроение,
    • желание идти на компромиссы и т.д.

    Написать хороший диалог — абсолютно реально, главное практиковаться и учиться у тех авторов, которые по вашему мнению в этом хороши.

    Когда приступаете к написанию диалога, задайте себе вопрос:

    Диалог из какой книги или фильма я могу вспомнить? Какие чувства он у меня вызвал? Что именно так привлекло и понравилось? Какую сторону личности персонажа автор открыл с помощью запомнившегося разговора?

    Проанализируйте ответы. В качестве практики: попробуйте переделать этот же самый диалог только устами ваших героев (в черновике). Хорошо получилось? Подумайте какие приемы использовал автор.

    Манера речи также придаст индивидуальности вашим героям. Это может быть:

    • Акцент;
    • Коронные фразочки, устойчивые выражения. Пример: герой почти после каждой фразы добавляет: «я так считаю» или «а может и нет»;
    • Привычка давать людям прозвища;
    • Дефекты речи;
    • Темп речи.
  • Через взаимодействия с другими людьми

    Это могут быть отношения как с эпизодическими персонажами, так и с главными. Как герой ведет в себя в социуме? Вежлив ли с обслуживающим персоналом, не мешает ли прохожим, какие отношения с соседями? Как он вообще относится к людям? Раздражают ли они его? Как ведет себя с коллегами? С родителями?

Как придумать имена для персонажей книги?

Самый простой способ — открыть в интернете списки мужских и женских имен, выбрать страну, в которой будут происходить действия, и подобрать те, которые вам приглянулись. Каких имен стоит избегать: длинных и труднопроизносимых.

Если вы решили придумать имена самостоятельно, рекомендую делать их максимально благозвучными и запоминающимися.

Плохой пример: Махтрангстенбах
Хороший: Вилесса

Если героев много, постарайтесь обойтись без фамилий — это существенно облегчит жизнь читателю и поможет избежать путаницы.

Если вы решили придумывать имена самостоятельно, подумайте над тем, чтобы сделать несколько похожими имена для людей одной расы или тех, кто связан территориально. Например: все имена одной из рас оканчиваются на «у».

В «Блеске оправы» все имена кочевого племени заканчиваются на «тан»: И-тан, Миу-тан, Арк-тан и т.д. Имена всех цитуринов — на «о»: Ако, Нино, Джого, Руно и т.д.

Как придумать имя главному герою книги?

Советы, которые я описала выше, также могут помочь в подборе имени для ключевого персонажа. Главная рекомендация: пусть имя будет максимально запоминающимся. Найти имя можно:

  • в своей голове. Какое имя вы считаете благозвучным? Может вы еще в детстве придумали какое-нибудь имя для игр во дворе и оно нравится вам до сих пор? А главное: оно отлично вписывается в сюжет и место действий?
  • в списке имен в интернете.
  • в другом слове с помощью перестановки или замены букв. Например: молчание — Чанни Мол, метки — Тэки (Теки) и т.д.

Хочу напомнить, что нет никаких правил и стандартов, которые бы диктовали каким должно быть имя. Только рекомендации, советы, наблюдения. Хотите главного героя с максимально распространенным именем? Пускай. С необычным? Тоже нормально. Просто помните, что вашу историю прочтут другие люди, которые могут либо запомнить Карнодизавра Махмархатова, либо нет. Имейте это в виду.

Надеюсь, статья оказалась для вас полезной и вы почерпнули для себя что-то новое. Спасибо за внимание!

Персонажи в литературе

Как ближе узнать своих персонажей

Как ближе узнать своих персонажей

Традиционный подход требует, чтобы автор написал полную биографию основных героев своего произведения. Лайош Эгри в своей книге «Искусство драматургии» сократил это требование до списка биографических вопросов, на которые автор должен ответить за своих главных героев. Книга была впервые опубликована в 1946 году, и в ней приведены примеры в основном из классической драмы, но, несмотря на это, и сегодня эта книга остается вполне актуальной. Вот моя версия анкеты, основанной на подходе, предложенном Эгри.

Анализ персонажа

1. Имя.

2. Пол.

3. Возраст.

4. Физическое состояние.

5. Как персонаж оценивает свою внешность?

6. Опишите детство и юность персонажа:

а) отношения с родителями;

б) отношения с братьями или сестрами (если есть);

в) отношения с другими людьми, занимавшими важное место в его детстве и юности;

г) стиль жизни в этот период;

д) образование;

е) детские увлечения (хобби, интересы);

ж) место, где герой вырос.

7. Опишите, какое образование он получил после школы, служил ли в армии.

8. Опишите сегодняшние его отношения:

а) с родителями;

б) c братьями и сестрами;

в) с другими людьми, занимавшими важное ме– сто в его детстве и юности.

9. Опишите личную жизнь персонажа (женат, помолвлен, прежние супруги, разведен).

10. Опишите его сексуальную жизнь, моральные принципы.

11. Есть ли у персонажа дети? Если да, то опишите его отношения с ними. Если нет, то как он вообще относится к детям?

12. Отношение к религии. Верующий ли он человек?

13. Какова его профессия? Чем он занимается?

14. Опишите его отношения с боссом и с коллегами.

15. Что он думает о своей работе?

16. Какие у него хобби, интересы и увлечения?

17. Опишите его жизненную философию.

18. Опишите его политические взгляды.

19. Опишите основные черты личности персонажа (оптимист он или пессимист; интроверт или экстраверт).

20. Чем он гордится?

21. Чего он стыдится?

22. Каково состояние его здоровья?

23. Насколько он умен?

24. Опишите его отношение к другим персонажам вашего произведения.

Ответив на эти вопросы, вы глубоко узнаете своего героя, его прошлое и настоящее. Следующий набор вопросов касается роли персонажа в той истории, которую вы собираетесь рассказать.

25. Какова цель персонажа в вашей истории?

26. Почему он хочет достичь именно этой цели?

27. Кто или что стоит у него на пути?

28. Какие качества и сильные стороны помогут ему достичь поставленной цели?

29. Какие слабые стороны помешают ему достичь цели?

Ответы на эти вопросы помогут вам структурировать рассказ. В следующей главе мы глубже рассмотрим, как это сделать. Все вопросы, заданные до этого момента, помогают решить, как персонаж действует. Можете также подумать о том, как он разговаривает. Для этого я предлагаю еще три вопроса.

30. Насколько четко персонаж выражает свои мысли?

31. Есть ли у него акцент или диалект? Если да, то опишите их.

32. Использует ли он в своей речи сленг или профессиональный жаргон? Если да, то опишите их.

Те же вопросы могут быть полезны и авторам нехудожественных произведений. Если, например, вы пишете биографию и в вашей книге можно найти ответы на все вопросы о ее герое, то вы сделали отличную работу. Если вы пишете документальный очерк, то, скорее всего, ответить нужно будет только на часть вопросов. И наконец, если вы готовите статью в виде беседы, то ответы на некоторые из вопросов дадут вам ее основную структуру.

Ответить на все вопросы крайне полезно, но для этого требуется немало времени. Я использую эту технику давно и нахожу, что метод может быть полезен очень многим, особенно начинающим. Тем не менее за последние годы я разработал еще один подход, который считаю более органичным для художественной литературы, и, кроме того, он проще и быстрее.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Читайте также

Сколько литературных персонажей создал французский писатель Жорж Сименон?

Сколько литературных персонажей создал французский писатель Жорж Сименон?
Известный французский писатель Жорж Сименон (1903–1989) создал за свою жизнь 220 романов и повестей, в том числе 84 – о комиссаре полиции Мегрэ. Французские литературоведы издали список персонажей его

Все ближе, и ближе, и ближе…

Все ближе, и ближе, и ближе…
Сколько веревочке не виться… Вот и наш рассказ, а, соответственно, и ваши отношения с девушкой добрались до самого интересного места. В прямом и переносном смысле. Однако прежде, чем мы продолжим, дам один небольшой совет: приведите себя в

Ближе… Дальше… Ближе… Дальше…

Ближе… Дальше… Ближе… Дальше…
Манекены, красивые девушки, дорогие магазины, суббота… Дима замечает девушку, которая облокотилась на мраморный бортик… Полминуты спустя на скрытой связи со мной ученик рассказывает Катерине о ее нереальной красоте, вызывая широкую

Ближе — дальше (Алексей Хижняк)

Ближе — дальше (Алексей Хижняк)
Учиться надо у стерв и блядей, отрабатывать шаблоны, которые работают в стандартных ситуациях, доводя их до автоматизма и быть готовым к импровизации в непредсказуемые моменты (а таких большинство). Научиться освобождаться от

Элвин Сарджент о создании персонажей

Элвин Сарджент о создании персонажей
Элвин Сарджент – двукратный обладатель награды Американской киноакадемии, переложивший для кино «Джулию» и «Обыкновенных людей» и написавший сценарии «Человека-паука – 2» и «Человека-паука – 3». Я взял у него интервью, и вот что он

Как узнать время?

Как узнать время?
Вопрос о том, как узнать время, сейчас кажется тривиальным, потому что у всех есть часы. Посмотрел на часы — узнал время. Нет часов — посмотрел на экран телевизора или послушал радио. Но в действительности вы не определили время, а лишь узнали его. А между

Кому генетически ближе чукотские мамонты – индийским или африканским слонам?

Кому генетически ближе чукотские мамонты – индийским или африканским слонам?
Исследование тканей кожного покрова трех мамонтов, обнаруженных в разных регионах Сибири и живших в разное время – от 10 до 50 тысяч лет назад, показало, что каждый из них имеет гораздо большее

Какие звезды находятся ближе всего к Земле?

Какие звезды находятся ближе всего к Земле?
Иногда мы способны измерить что-то, однако при этом не можем осознать, что, собственно говоря, означает полученный нами результат. Так происходит, когда речь заходит о расстояниях между объектами в космическом пространстве. Мы в

БЛИЖЕ К СОЛНЦУ

БЛИЖЕ К СОЛНЦУ
Юмористический листок. Единственный номер вышел в Харькове 27 мая 1928 г. с подзаголовком «Орган веселых экскурсантов «Харьковского пролетария»». Имел 4 стр., иллюстрации. Издан газетой «Харьковский пролетарий». Редактор Гр. Цыпин.Посвящен массовой вылазке

Кому генетически ближе чукотские мамонты – индийским или африканским слонам?

Кому генетически ближе чукотские мамонты – индийским или африканским слонам?
Исследование тканей кожного покрова трех мамонтов, обнаруженных в разных регионах Сибири и живших в разное время – от 10 до 50 тысяч лет назад, показало, что каждый из них имеет гораздо большее

Женские манипуляции: «ближе-дальше» (БД) или «поймай меня, если сможешь»

Женские манипуляции: «ближе-дальше» (БД) или «поймай меня, если сможешь»
 БД – Одна из распространённых манипуляций, когда женщина запланировано и поочередно ме-няет два режима отношений к одному и тому же мужчине. Ближе – она открыта, ласкова и нежна как своя, как родная.

Интересные и яркие герои в книге даже важнее сюжета, потому что они двигают историю вперед самостоятельно без твоего авторского участия. Если ты хочешь писать захватывающие истории, тебе нужно знать, как придумать персонажа книги и сделать его характер сложным и правдоподобным. Непростая задача, поэтому в этой статье я решила рассказать о своих методах создания героев.

10 элементов для создания героя книги

В сети можно найти немало анкет и вопросников, и мой сайт не исключение: у меня есть шпаргалка для писателей Как создать персонажа для книги. Подобные подсказки удобны, но мне никогда не нравились вопросы в большинстве из них: что делает твой герой на выходных? Какого цвета у него зубная щетка? и т.д. В своей шпаргалке я постаралась сделать акцент на более важные вещи, но даже она меня не очень устраивает.

По этой причине я решила написать отдельную статью, чтобы более подробно рассмотреть этот вопрос. Мой метод заключается в работе со внутренним миром героя и постепенным выносом некоторых признаков наружу. Сейчас это может показаться запутанным, но как только ты дочитаешь статью, поймешь, о чем я.

1. Основная черта

Первая твоя задача — найти в персонаже одну-единственную главную черту характера, которая очень сильно проявляется. Читатели часто жалуются на картонных героев, но сейчас тебе нужно создать именно таких. Обычно эта черта известна тебе: она связана с замыслом и идеей произведения. Можно описать ее одним словом или сделать это чуть более развернуто. Обычно я пользуюсь архетипами и темпераментами, чтобы понять, куда можно двигаться дальше. Подробнее об этом я писала в статьях Система из 12 архетипов персонажей с подробным описанием и Темпераменты персонажей и их совместимость

Чтобы показать, как придумать персонажа книги, я тоже буду выполнять задания. Предположим, моя главная героиня обладает обостренным чувством справедливости (передаю привет «5 причинам в тебя влюбиться»). Она всех защищает, встает на сторону слабых и не боится спорить с теми, кто сильнее и авторитетнее ее. Теперь твоя очередь. Получилось? Идем дальше.

2. Крайнее проявление основной черты

Помнишь фразу о том, что благими намерениями вымощена дорога в ад? Иногда люди действительно хотят как лучше, но заходят слишком далеко. Твой персонаж — не исключение. Подумай о том, что получится, если гипертрофировать основную черту. В истории твоей задачей будет постепенно показывать, как герой демонстрирует не самые лучшие свои стороны, чтобы потом понять свои ошибки и одуматься… или не одуматься.

Моя героиня справедлива. Но что произойдет, если довести справедливость до абсурда? Скорее всего, мы получим деспотизм и бесчувственность. Такой человек может пренебрегать теми, кому нужна помощь, не слушать доводов других людей, потому что думает, что знает, как правильно.

3. Противоположность основной черты

Этот элемент поможет тебе добавить образу противоречивости и глубины. Иногда человек может поступиться своими принципами ради тех, кто ему дорог, поэтому подумай, какое качество будет противоположным основному? Оно может проявиться в сюжете всего один-два раза, но даст понять читателям, что перед ними — живой человек, а не шаблонный персонаж.

Что может быть противоположностью справедливости для моей героини? Мне кажется, что сюда впишется доброта. Человек нередко борется за мир во всем мире, потому что хочет сделать всех счастливыми. Пусть моя героиня однажды столкнется с ситуацией, когда ей придется выбирать: придерживаться того, что кажется правильным, или пойти против себя и помочь подруге.

4. Предыстория

Самое интересное и самое интригующее. Предыстория — это источник неожиданных сюжетных поворотов. Подумай о том, как события прошлого могут повлиять на историю в настоящем? Здесь может быть два варианта: предыстория объясняет формирование характера или же рассказывает о каких-то вещах, которые в данный момент критично важны. Для лучшего эффекта раскрывать этот элемент нужно постепенно, а не на первых же страницах.

Моя героиня может быть справедливой из-за того, что к ней плохо относились в школе, и никто за нее заступался, например. А открыть это может внезапно, когда она встречает одного из прежних обидчиков или эта информация попадает в руки антагониста. Другой вариант: героиня решила отомстить обидчикам и находит их лет через десять-пятнадцать после окончания школы. Притворяется другим человеком, но ближе к концу ее секрет становится известен другим действующим лицам и читателям.

5. Отношения с другими персонажами

Теперь, когда характер начинает обрисовываться, самое время проработать и остальных героев, чтобы они были важны в повествовании, а не болтались для массовки. Кстати, советую посмотреть мою шпаргалку Система персонажей, чтобы понять, как придумать персонажа книги, соответствующего замыслу.

Каждый из второстепенных персонажей должен давать возможность главному герою проявить свой характер. Перед основной массой людей он обычно демонстрирует основную черту. В схватке с антагонистом доходит до ее крайнего проявления. С союзником может показать ее противоположность. Ты же не ведешь себя одинаковым образом со всеми людьми? Так и твой персонаж. В построении системы мне помогает схема, которую я описала в статье Схема создания интересного конфликта в книге.

Я не буду расписывать систему персонажей для моей выдуманной истории, по ссылке выше ты найдешь больше подробностей. Но одно добавлю: постарайся второстепенных персонажей прорабатывать с учетом этих же 10 элементов. Как минимум антагонист и союзник должны быть такими же сложными личностями. Подробнее об этом читай в статьях Как создать антагониста и Как создать союзника

6. Моральный выбор

В кризисный момент перед кульминацией главный персонаж должен оказаться перед сложным выбором: то, что он хочет, или то, что будет правильнее. Обычно этот выбор основывается на конфликте основной и противоположной черты.

Предположим, что моя героиня получила возможность разрушить жизни обидчиков, но за время, проведенное вместе, она увидела, что они не такие плохие люди, которые в свое время побоялись пойти против мнения большинства. А с кем-то даже подружилась. Теперь только один вопрос: сделать то, что она хотела изначально или простить их?

Статьи и советы для писателей, борьба с писательским блоком

7. Увлечения

Вот мы и дошли до тех вещей, о которых тебя спрашивают те самые анкеты персонажей. Бывает, что интересы и хобби героев известны тебе сразу, а иногда приходится поломать голову. Постарайся опираться на черты характера. Чем может увлекаться человек с определенными чертами?

Например, моя героиня в школе будет старостой или хулиганкой, во взрослой жизни адвокаткой, директрисой или волонтером. Причем обязанности или работу она будет выполнять не на отвали, а со знанием дела и удовольствием.

8. Внешность и стиль

В своем внешнем виде мы стремимся отразить свой внутренний мир. Если мы считаем, что главное в жизни — это впечатления, мы не будем тратить деньги на модную одежду и аксессуары. Если мы чувствуем, что этот мир к нам враждебен, мы надеваем темную одежду и браслеты с шипами. Думаю, тут и так все понятно.

Моя героиня навряд ли заморачивается со своей внешностью: главное, чтобы было удобно. Или, возможно, она предпочитает строгие костюмы. Она судит людей по поступкам, поэтому ей также все равно, кто как одевается.

9. Привычки

Наша личность проявляется и через привычки. Неуверенный в себе человек будет постоянно накручивать прядь волос или шнурок от толстовки. Тревожный человек будет по сто раз проверять все перед выходом из дома. Несерьезный человек может постоянно опаздывать и носить оранжевые носки с костюмом.

Моя героиня, скорее всего, привыкла говорить громко и без заискивающих интонаций. Она легко может перебить человека, если ей кажется, что он говорит что-то неправильное. А еще она может быть очень пунктуальной или аккуратной, хотя это не обязательно.

10. Все остальное

Поздравляю, твоя основа для сложного и многогранного персонажа успешно создана! Впереди еще много работы: сейчас это лишь скелет, и чтобы превратить его в настоящего человека, нужно взяться за написание книги. Только в повествовании он начинает жить полноценной жизнью. Не удивляйся, если вдруг твой персонаж захочет поступать по-своему, и не спорь с ним. Твое подсознание уже все уяснило и теперь подсказывает тебе, как действовать.

На этом этапе ты можешь заняться менее значительными вещами: подумать над цветом глаз, решить, чем персонаж занимается на выходных и сколько раз в день чистит зубы. Может быть, ответы на эти вопросы помогут тебе придумать пару сцен. Но не забывай о том, что в первую очередь в книге всегда важен характер. К счастью, как придумать персонажа книги по всем правилам, ты теперь знаешь 🙂

Я решила пойти в разработке персонажей еще дальше и написала статью Раскрытие характера персонажей при помощи 11 вопросов, в которой расписала все, что нужно для создания многомерного героя. Она поможет тебе понять то, что скрыто в самой глубине его души.

Если тебе нравятся мои статьи, переходи на мою страницу в Boosty — там ты найдешь дополнительные материалы для писателей: советы, идеи для сюжета, шпаргалки, которых нет на моем сайте. Если мои статьи тебе помогли, можешь оставить там же небольшое пожертвование на публикацию одной из моих книг, я буду очень рада 🙂

Содержание

  • Кто такой главный герой произведения?
  • Как можно заменить слово главный герой?
  • Что раскрывает система персонажей?
  • Кто такой герой литературного произведения?
  • Кто может быть главным героем?
  • Чем отличается главный герой от заглавного?
  • Чем можно заменить слово персонаж?
  • Как можно заменить слово к автору?
  • Чем заменить слово герой в сочинении?
  • Какую функцию выполняет второстепенная система персонажей в рассказе?
  • Какие бывают персонажи в литературе?
  • Какие бывают типы героев?
  • Кого называют национальным героем?
  • Кто и что может быть героем литературного произведения?
  • Кого в жизни называют героем?

Как уже говорилось в статье «Образ, персонаж, герой», главный герой всегда находится в центре сюжета, в центре повествования, в центре интриги и главного конфликта произведения. Это первый и самый важный признак. На главного героя приходится максимум «экранного времени», т. е.

Кто такой главный герой произведения?

Главный герой произведения – это действующее лицо, которое играет ключевую роль в развитии сюжета. Он взаимодействует с другими персонажами. Образ главного героя произведения всегда раскрыт наиболее точно.

Как можно заменить слово главный герой?

Синонимы «главный герой» (6 слов)

Синоним Частота
1 победитель (23) 35.7
2 богатырь (26) 10.3
3 протагонист (6) 0.4
4 лирический герой (1) 0.28326

Что раскрывает система персонажей?

СИСТЕМА ПЕРСОНАЖЕЙ – взаимосвязи и взаимоотношения персонажей эпического, драматического, а иногда и лиро-эпического произведения. … Персонажи эпизодические составляют фон происходящего, расширяют рамки изображаемого, помогают оттенить те или иные стороны авторской позиции и т. п.

Кто такой герой литературного произведения?

Литерату́рный геро́й — это образ человека или животного в художественной литературе. Также в этом смысле используют понятия «действующее лицо» и «персонаж». Существуют, в частности, антигерои, сочетающие черты и положительных, и отрицательных персонажей. …

Кто может быть главным героем?

В более общем смысле, протагонистом часто называют главного героя сюжета литературного произведения, компьютерной игры или фильма. …

Чем отличается главный герой от заглавного?

Не следует путать главного и заглавного героев. … Заглавный герой произведения отличается от всех других героев тем, что он находится в центре всего повествования, в центре событий произведения, даже если не принимает в них непосредственного участия. Иными словами, всё повествование ведётся ради него.

Чем можно заменить слово персонаж?

Синонимы к слову персонаж

  • герой (существительное) Синонимы: протагонист, человек, действующее лицо, особа, выдающаяся личность.
  • характер (существительное) Синонимы: образ, нрав.
  • символ (существительное) Синонимы: …
  • Синонимы к слову персонаж и близкие по значению слова героиня, игровой персонаж, натура,

Как можно заменить слово к автору?

Синонимы к слову «автор»

  • композитор
  • доксограф
  • оригинатор
  • виновник
  • сочинитель
  • литератор
  • составитель
  • творец

Чем заменить слово герой в сочинении?

Синонимы к слову «герой» (а также близкие по смыслу слова и выражения)

  • героический, автор
  • типаж, амплуа, комик, персонаж, героиня
  • персонаж, автор, лирик, действователь
  • героиня, возлюбленная, возлюбленный, Атлас
  • воитель, храбрый, храбрец, воин, смельчак, правитель

Какую функцию выполняет второстепенная система персонажей в рассказе?

Мы разобрали три основные функции второстепенных персонажей: создание фона, обрисовка стереотипов, развлечение читателя через эксцентричность и юмор.

Какие бывают персонажи в литературе?

Система персонажей. Виды персонажей в художественных произведениях

  • главные, второстепенные, эпизодические и упоминаемые;
  • протагонист и антагонист;
  • вымышленные, исторические, заимствованные. …
  • жизнеподобные, условные и фантастические;

Какие бывают типы героев?

Выделяют следующие типы литературных героев:

  • Лишний человек
  • Новый человек
  • Маленький человек
  • Самодур
  • Босяк
  • Резонер.

Кого называют национальным героем?

2. Народным или национальным героем называют человека, чьё мужество и бесстрашие вызывает восхищение большого количества людей, населяющих ту или иную страну, представляющих ту или иную нацию.

Кто и что может быть героем литературного произведения?

Персонажами могут быть люди, животные, сверхъестественные, мифические, божественные существа или персонифицированные абстрактные сущности. Процесс представления информации о персонажах в художественной литературе называется характеристикой. В обычном значении то же, что литературный герой.

Кого в жизни называют героем?

Геро́й (от др. -греч. ἥρως — доблестный мужчина, предводитель) — человек исключительной смелости и доблести, либо одно из главных действующих лиц литературного (литературный герой) или иного произведения культуры (кинематографический, игровой герой).

Интересные материалы:

Как хранить домашнюю тушенку без холодильника?
Как хранить георгины после выкопки?
Как хранить готовые круассаны?
Как хранить испеченный кулич?
Как хранить итальянскую Меренгу?
Как хранить изюм в холодильнике?
Как хранить клубни георгинов на зиму?
Как хранить открытое кокосовое молоко?
Как хранить открытый компот?
Как хранить пюре из брокколи?

Главный герой произведения, не так важно, литературного или принадлежащего к смежным видам искусства (театр, кино) — это почти всегда обоснование существования самого произведения. Сюжет, как бы важен он не был, все-таки не обязателен. Возьмем как пример «На маяк» Вирджинии Вулф. Сюжет, упрощенный до минимума (герои отправляются на маяк, а краткий путь – это и есть весь сюжет) существует только для того, чтобы раскрыть героя, а через него идею, тематический центр произведения.

Главные герои, не зависимо от того, как к ним относится автор, солидарен ли он с ними, являются они конкретно прописанной личностью или безымянным «лирическим я» автора, всегда создаются с особенной тщательностью, так как становятся носителями мыслей и идей. Именно на персонажах строится сама суть произведения – его конфликт.

Чтобы понять, что такое главный герой, рассмотрим, какие типы персонажей вообще существуют.

Какой из героев – «главный»

В классическом литературоведении классификация персонажей в литературе выделяет:

  • Главных героев – на них завязаны конфликт и сюжет;
  • Второстепенных — играющих существенную сюжетообразующую и конфликтообразующую роль, но не являющихся ее центром;
  • Эпизодических — практически не участвующих в конфликте, но играющих роль в сюжете;
  • Внесюжетных — могут играть незначительную роль в конфликте, но в сюжете только косвенно упоминаются.

Главный герой – это не обязательно самый положительный или даже самый интересный герой. Главного героя лучше всего видно в его детальной прописанности. Если с второстепенными типажами персонажей автор может позволить читателю проявить воображение, то главный носитель идеи должен быть понятным. Главный герой может быть сложным, неприятным, но обязательно должен быть обоснованным.

Возьмем как пример главного героя романа «Щегол» Донны Тарт. Какого главного героя дает нам автор? Молодой успешный торговец антиквариатом, классический дерзкий делец. Однако Тео не может долго существовать без наркотиков, всегда находится в состоянии депрессии.

Если бы автор дал нам только взрослого Тео, то читатель с легкостью наделил бы его любыми качествами. Счел бы его поведение сплином в духе Евгения Онегина, а может быть нашел бы в этом бунт героев Керуака.

Но такая трактовка разрушила бы и идею, и конфликт. Главный герой – не уставший от жизни денди, точно не дерзкий бунтарь, а человек, глубоко травмированный трагедией в детстве (во время взрыва в музее погибает его мать, сам мальчик чудом выживает). Вот то самое обоснование, то, что отличает главного героя от всех остальных персонажей. О главном герое внимательный читатель должен знать не меньше, чем психотерапевт о своем пациенте.

Однако если рассматривать какие персонажи бывают главными героями, то этот признак, то есть полнота психологического портрета, был основным далеко не всегда, а на сегодняшний день он не раскрывается в массовой литературе.

История развития главного героя: от функции к полноценной личности

Первые литературные герои – это герои фольклора и мифов. Они всегда просты и понятны, всегда правы (даже если современный читатель с этим не согласен – мало кому будут в наше время казаться признаком положительного героя самодурство Зевса, жестокость скандинавских богов и героев или же наивная глупость славянских сказочных «ванек»).

В исторической классификации типажей персонажей в книгах героев мифов, фольклора, эпоса и былин принято называть цельными характерами.

Главный герой становится носителем одной, но очень важной и яркой черты. Так, Иван-дурак простодушен, Ахиллес – отважен и свиреп, Одиссей — хитер и ловок, Геракл – сверхъестественно силен.

В современной литературе принципа цельного характера придерживаются авторы лубочного фэнтези, брутальных детективных триллеров и подобной развлекательной, опрощенной литературы. Например, героиня фэнтезийного цикла Ольги Громыко В. Редная действительно вредная и забавная. Никаких обоснований ее чертам характера и не нужно, поскольку от данного персонажа нет смысла ждать непредсказуемых действий.

Такие главные герои – это не самостоятельные личности, а, как говорилось выше, функции. Они не завязывают конфликт, а говорят об идеалах народа (если речь идет о мифах, фольклоре, эпосе, былинах) или лично авторских.

С развитием литературы как самостоятельного жанра, а не части религиозной картины мира (мифы) или обрядовости (фольклор) герой усложнялся.

Типы героя в литературе возрождения уже заметно интереснее и человечнее. Именно в литературе возрождения и позднего средневековья можно говорить об уже однозначном появлении героя произведения – индивидуальной личности, созданной автором, для раскрытия конфликта.

Если рассматривать трагедии и комедии Шекспира, то уже практически невозможно найти однозначных главных героев. На них теперь влияет не только их функция (героя, хитреца-трикстера, прекрасной дамы) но и общество (конфликт семей Ромео и Джульетты), трагедии (смерть отца Гамлета). Все теперь оставляет на герое отпечаток. Герой же, на котором сказываются социум и судьба, рано или поздно перерастает из статичного героя в героя динамичного, то есть меняющегося с течением сюжета. Там где изменения в герое, там и необходимость их проанализировать. Психологизм как основной принцип и прием создания героев литературы все сильнее обозначался с каждой литературной эпохой.

Но, несмотря на всю индивидуальность портретов главных героев, их все же достаточно просто классифицировать по некоторым признакам. Рассмотрим некоторые классификации.

«Жанровая» классификация

Самая простая классификация, которую можно применять даже к героям древней литературы. Трагедия и комедия как две стороны театрального искусства зародились еще в античности, там же следует искать и начало деления героев.

Главные герои в античной литературе (именно авторской литературе, не стоит путать с мифами или эпосом) уже были осложнены своей принадлежностью к комедии или трагедии.

Так, на основе древнегреческого театра стали выделять основных героев следующего типа:

  • Трагического;
  • Комического.

Поскольку на создание главных героев еще очень влияли традиции мифов и легенд, а точнее присущая им цельность характеров, смешение «низкого» и «высокого» не допускалось. Так, главный герой мог быть только возвышенно-трагическим, или комическим.

Эпоха возрождения подарила миру «Дон Кихота» Сервантеса. После этого произведения уже нельзя было сказать, что трагическое и комическое взаимоисключают друг друга при создании главного героя. Дон Кихот в своих попытках быть рыцарем откровенно смешон, но поскольку на смешные, нелепые поступки его подталкивают возвышенные идеалы, а его идеализированный мир делает его несчастным абсолютно трагически, то в данную систему нужно было ввести еще один типаж:

  • Трагикомический.

Трагикомический персонаж – это уже более сложная конструкция, в нем больше противоречий, а значит предпосылок к объяснению, детализации героя.

В более широкой классификации выделяют также героя романтического, авантюрного, лирического и т.д.

Классификация по психологическому типу

Классификация, особенно часто применяемая к русской классике. В ней выделяют:

  • Маленького человека (Акакий Акакиевич из «Шинели» Гоголя, Евгений из «Медного всадника» Пушкина);
  • Нового человека (Базаров из «Отцов и Детей» Тургенева, Лопухов из «Что делать Чернышевского);
  • Лишнего человека (Чацкий, Онегин).

Данная классификация главных героев работает только в построении социального конфликта, то есть «герой и все общество».

Классификация А. Митте

Изначально создана для героев кино, но отлично вписываются в нее и литературные герои. Начинающему же современному писателю по ней ориентироваться даже проще.

По Митте главные герои – это

«Наши знакомые»

Максимально реалистичные персонажи, не обладающие никакими выдающимися качествами. Таким героем может быть коллега по работе или сосед по парте. Обычный человек в необычных обстоятельствах (вся литература о «попаданцах»);

«Андердоги»

Прорывные ребята, те, что «из грязи в князи». Основные качества такого героя – целеустремленность, воля к жизни (Граф Монте-Кристо, например). Хорошо подходят для динамичного приключенческого или авантюрного сюжета;

«Потерянные души».

Сложные и неоднозначные. Положительный или отрицательный герой – не ясно. Всегда в метаниях и печали (герои Достоевского, Байрона). На таких главных героях удобно оттачивать мастерство психологизма;

«Идолы»

Идеальны, прекрасны от макушки до пят. «Спортсменка, комсомолка и просто красавица…» из этой категории. Главные герои такого типа вызывают у читателя недоверие и, следовательно, раздражение. То есть обратный ожидаемому эффект. Лучше всего «идолы» подходят для создания романтической линии. Вот возлюбленного или возлюбленную главному герою или героине можно написать и не отягощенными ничем человеческим.

Вывод можно сделать следующий – главного героя лучше написать таким, чтобы он вызвал узнавание или желание подражать, но лучше, все-таки, узнавание. С главным героем читатель хочет ассоциировать себя, понимать его, пусть даже и не всегда одобряя, а значит задача писателя – создать образ достаточно достоверный для этого.

Добавить комментарий