Как найти своего преподавателя по вокалу

Концерт Staccato. Педагог по вокалу Диана Степаниденко в дуэте с ученицей Еленой Ленченко.

Если вы решили заниматься вокалом, но не знаете с чего начать — найдите педагога. Заниматься можно в музыкальной школе или «на дому», но в любом случае преподаватель должен вам подходить — только так вы достигнете нужного результата. В этой статье мы расскажем о том, на что стоит обратить внимание, чтобы найти «того самого» учителя.

Определить цель уроков

Прежде чем начать поиск подходящего преподавателя, определите цель занятий: одним они нужны для поступления в консерваторию, другим для профессиональной реализации и выступлений на сцене, а кто-то хочет выучить любимые песни, чтобы петь на праздниках у друзей.

Характеристики преподавателя, интенсивность и продолжительность занятий, а также подход к обучению зависят от целей ученика. Поэтому при поиске педагога по вокалу необходимо четко понимать и проговаривать свои цели — с этого начинается построение программы обучения.

Составить список характеристик педагога

После того, как вы определились с целями, составьте список характеристик педагога, которые удовлетворяют вашим потребностям. Например, если вы мечтаете петь как эстрадный певец, то занятия с преподавателем академического вокала будут бесполезны. Поэтому первый пункт в вашем списке — специализация в направлении.

Обратите внимание на образование педагога: для профессиональных целей выбирайте человека с высшим образованием, который закончил вокальное отделение консерватории или института. Послушайте исполнение педагога, чтобы оценить мастерство и не стесняйтесь спрашивать о его достижениях и достижениях его учеников — обычно преподаватели с наградами и регалиями рады поделиться успехами. А для вас это весомый показатель результативности занятий.

Следите за нами. Это интересно.

Советы педагогов. Лучшие выступления. Афиши концертов.

Чтобы научиться вокалу, нужно немного — огромное желание, трудолюбие и доверие своему педагогу.

Если занятия проходят регулярно, то прогресс будет. С каждым уроком мы приближаемся к цели: ученик чуть точнее попадает в ноты, становится более ритмичным, раскрывается с актерской точки зрения.

Взять пробный урок

Чтобы познакомиться поближе, оценить методику обучения педагога и почувствовать атмосферу, попросите у преподавателя по вокалу пробный урок. На занятии задавайте вопросы и оценивайте качество ответов — всё ли вам понятно и доступно со стороны педагога и какое у вас осталось впечатление после занятия. Обычно, «того самого» педагога вы почувствуете сразу.

Спросите, можно ли поприсутствовать на уроке других учеников — так вы сможете оценить успехи «старичков» и посмотреть как еще может быть построен урок.
Помните о том, что обучаться вокалу в группе нет смысла — работа строится индивидуально с теми особенностями, которые есть именно у вас.

Так, один ученик поет мимо нот, у второго сложности с дыханием, а третий не может научиться широко раскрывать рот. Не соглашайтесь на групповые занятия ради экономии — в конечном итоге это пустая трата денег и времени.

Резюмируем

Занятия вокалом — долгий и трудоемкий путь, который наполовину зависит от терпения и усидчивости ученика. Задача педагога — создать атмосферу полного раскрепощения, чтобы ученик мог проявлять свои данные, не стесняясь, и пройти путь от зажатого неуверенного пения к чистому и свободному вокалу. Успех приходит в команде, где ученик и преподаватель отдаются уроку на полную силу.

Первый пробный урок

С нами уже 900+ творческих учеников

В этой компании вам точно понравится.
Константин, ваша заявка уже на почте у администратора.

Сейчас в школе ни души. Спят даже инструменты. Администратор перезвонит вам с номера 8 (812) 501 83 83 как только увидит вашу заявку. Хорошего дня.

Произошла ошибка! Ваша заявка не отправлена!

Шаг № 1

Вы знакомитесь с педагогом и обозначаете цели на обучение.

Шаг № 2

Преподаватель определяет ваши текущие музыкальные навыки.

Шаг № 3

Педагог составляет персональную программу ваших занятий.

Как найти хорошего преподавателя по вокалу?

Вы решили взять несколько уроков вокала, чтобы улучшить качество своего пения. И вам нужно найти учителя, который подходит именно вам. Наверняка, вы также хотите получить максимальную отдачу от затраченных средств. Но вы не совсем уверены, как это сделать.

Поиск подходящего педагога по вокалу может занять много времени и даже разочаровать. Вы найдете списки учителей в специальных разделах газет, листовках на улице и в интернете, и все они обещают помочь вам с вашим вокалом. Едва ли вы захотите доверять свой голос кому попало.

«Выбрать кого-то из желтых страниц? Спросить знакомых вокалистов? Что лучше: частные уроки или занятия в группе? Как узнать, к кому лучше обратиться?» – все это вопросы, которые задает себе тот, кто ищет преподавателя.

Кто-то квалифицирован, а кто-то нет. Любой может назваться преподавателем по вокалу, распечатать листовки и развесить их по району. Но как узнать, достаточно ли эти люди квалифицированы для правильного преподавания вокала? Какие вопросы им следует задать? Будет ли великолепный певец таким же великолепным преподавателем, и сколько будут стоить уроки?

Выбор неправильного учителя может стоить довольно дорого и даже может повредить вашему голосу. Из нашего руководства вы узнаете, как избежать ошибок и ловушек, обычно совершаемых при поиске уроков вокала, а также как выбрать идеального для себя преподавателя.

Ваша цель — найти знающего учителя, который подходит именно вам. Для обучения вокалу не требуются ученые степени, за исключением преподавателей колледжей и университетов. Отличного грамотного педагога по вокалу можно найти, даже если у него нет диплома.

Шесть вещей, которые следует учитывать при выборе педагога по вокалу:

Как найти хорошего преподавателя по вокалу?

1. Найдите учителя, который соответствует вашим потребностям и интересам.

Возьмите на себя ответственность за изложение ваших требований. Есть сотни учителей и тренеров, но у каждого свой метод обучения. Дайте понять будущему учителю, что вы хотите получить от уроков. Вот некоторые примеры:

  • Я хочу расширить свой вокальный диапазон.
  • Можете ли вы помочь мне научиться правильно дышать для пения?
  • Мне нужно контролировать свое вибрато.
  • Буду ли я звучать лучше, если буду учиться у вас?
  • Моя неуверенность в себе мешает мне петь. Вы решаете эту проблему?
  • Учась у вас, получу ли я возможность выступать перед публикой?

2. Убедитесь, что педагог по вокалу может научить вас тому стилю, который вам нравится. Если вы хотите петь кантри, вам не захочется учиться у учителя, который преподает оперу или классику. И наоборот.

3. Учитывайте дальность поездки. Выбрать учителя, который находится в часе езды от вас — самый быстрый способ прекратить уроки сразу после их начала. Плохая погода, сбои в расписании транспорта и пробки могут привести к опозданиям или нежеланию никуда ехать. Постарайтесь найти классы, которые дают поблизости от вас.

4. Спросите учителя, входит ли в программу обучения вокальная техника. Если учитель разрешает вам петь песни без вокальной техники, бегите! Убедитесь, что преподаватель имеет квалификацию для обучения вокальным навыкам, таким как контроль дыхания, увеличение диапазона, контролируемое вибрато, правильная дикция, вокальная гибкость, укрепление мягкого нёба. (Это всего лишь несколько техник, которыми должен владеть квалифицированный учитель).

Предположим, учитель озадаченно смотрит на вас или решительно говорит «нет» – бегите и продолжайте искать. Обучение вокалу никоим образом не будет продуктивным или не даст вам желаемых результатов без прочного фундамента, основанного на вокальной технике.

5. Ищите учителя, с которым у вас возникнет симпатия. Учитель, который не может отвечать на многочисленные вопросы и индивидуально корректировать ваш голос, неприемлем; поэтому лучше довериться своей интуиции и продолжать искать, пока инструктор не понравится вам по-человечески. Первые впечатления обычно показывают, совместимы ли вы с человеком.

6. Спрашивайте знакомых. Хорошим преподавателям обычно не нужна отдельная реклама – бОльшая часть их учеников приходит к ним по рекомендациям. Даже если у вас нет знакомых вокалистов, постарайтесь спросить понравившихся исполнителей после местного инди-концерта. Наверняка у них найдутся контакты.

Важные вопросы, которые нужно задавать преподавателям

Как найти хорошего преподавателя по вокалу?

Начинающим вокалистом может показаться неудобным тот факт, что необходимо задавать вопросы преподавателям, которые взрослее их самих. Однако подумайте – вы нанимаете человека, чтобы он вам помог, вы платите ему, чтобы улучшить свой голос. И вы имеете полное право провести собеседование. Хороший учитель всегда обстоятельно ответит на ваши вопросы – это поможет ему самому понять, сможет ли он с вами работать. Вот эти вопросы:

  • Хорошо ли учитель играет на фортепиано? Никогда не выбирайте учителя пения, который не умеет играть на пианино. Причины должны быть очевидны, но если нет – фортепиано используется для игры и обучения гаммам, а также для сопровождения вокалиста при исполнении соло. Фортепиано также помогает ученику попадать в ноты;
  • Просите описать, как проходит типичный урок;
  • Как давно преподаватель обучает вокалу? Будьте готовы платить больше за педагога по вокалу с опытом;
  • Есть ли диплом, и, если нет, когда он начал преподавать?
  • Включена ли теория музыки в программу?
  • Каков средний возраст других учеников?
  • Сколько стоят занятия?
  • Выступает ли преподаватель? Если да, то где? Если у вас есть возможность послушать, как поет педагог по вокалу, то обязательно сделайте это. Вы можете узнать о его личности много такого, чего вы, возможно, не увидите на уроках пения;
  • Включена ли в уроки тренировка слуха?
  • Преподается ли пение с листа?
  • Бывают ли сольные концерты у учеников?
  • Можно ли пройти пробный урок?
  • Можно ли послушать других учеников, которых обучает преподаватель?
  • Что ему больше всего нравится в работе учителя?
  • Работает ли он с разными типами голоса? Преподает ли вы разные стили музыки? Если вам нужна помощь с конкретными типами голоса или конкретными стилями пения, вам нужно убедиться, что ваш потенциальный педагог может работать с вашим типом голоса или стилем, которое вас интересует.

Вопросы, которые преподаватель должен задать вам

Как найти хорошего преподавателя по вокалу?

Дело не только в том, какие вопросы вы должны задавать своему будущему педагогу по вокалу – также важно, чтобы вы знали, какие вопросы должен задать вам учитель. Если инструктор не задаст вам хотя бы один из них, вам лучше продолжить поиск.

Вот жизненно важные вопросы, которые задаст квалифицированный педагог по вокалу:

  • Зачем вам нужны уроки вокала?
  • У вас есть конкретная цель?
  • Как вы узнали обо мне?
  • Вы уже проходили какую-то программу, учась вокалу?
  • Какой стиль музыки вам нравится?
  • Играете ли вы на фортепиано или другом музыкальном инструменте?
  • Вы знаете ноты?
  • Вы можете петь в хоре или группе?
  • Ваша семья связана с музыкой?
  • Кто ваши любимые вокалисты?
  • Поддерживает ли ваша семья или другие близкие ваш выбор учиться вокалу?

Хороший учитель вокала захочет убедиться, что вы двое хорошо подходите друг другу. Точно так же, как вы проверяете его, он также должен проверять вас, чтобы узнать о вашем прошлом и интересах.

Что касается цен, то, как правило, чем лучше учитель, тем выше плата, которую он просит за уроки. Не ошибитесь, думая, что только потому, что вы новичок, вы сможете обойтись не очень хорошим педагогом по вокалу. Многие голоса были испорчены неопытными учителями.

Хороший учитель будет стимулировать обучение и вдохновлять на действия. Он будет помогать учащимся сосредоточиться на пути вперед, а не удерживать их внимание на их неудачах и недостатках.

Не торопитесь с выбором. Чем прыгать в объятья первого попавшегося в объявлении на подъезде учителя, лучше провести долгое исследование, собрать всю нужную информацию, спросить отзывы других учеников, и найти того, кто идеально подходит именно вам.

____
Еще больше материалов ты найдешь у нас в
ВКонтакте. Не забудь подписаться! 😉 И не забудьте посетить наш сайт https://www.muztorg.ru

Как выбрать педагога по вокалу

Вспоминается мем: “Как я найду своего педагога по вокалу?”. “Ты узнаешь его. Он захочет тебя убить”. Но если серьёзно, неправильно подобранный педагог может стоить вам голоса.

Какие факторы стоит учитывать при выборе?

  • Самый главный. Вокалист и препод – это разные профессии. Так что даже если перед вами человек, который поет как Боженька это абсолютно не означает, что он и вас петь научит.
  • Звания и медальки, увы, тоже – не показатель. Чтоб вы понимали, в нашей стране профессорами часто становятся не научные работники, а все те же артисты. А ведь педагог – это инженер. Он обязан знать биомеханику тела, основы восприятия, психологию и пр.
  • Возможно вы удивитесь, но в муз. ВУЗах России вообще всего этого не преподают в нужном объёме. Так что специалисты добывают знания самостоятельно – на тренингах, конгрессах. Что для меня всегда является показателем того, что спец крутой. Он горит своим делом.
  • Если вы еще ни разу не были на вокале и думаете, что там все, как в красивом мюзикле, спешу вас расстроить. До того, как голос зазвучит прилично, можно долго петь странные упражнения и издавать смешные звуки. Это я к тому, что с вашим педагогом вам должно быть психологически комфортно.
  • Ещё один важный нюанс. Ученик ВСЕГДА частично берет модель исполнения учителя. Хочет он того или нет. Чаще всего это происходит бессознательно. Так что старайтесь выбирать того, чьё исполнение, манера и стилистика вам нравятся.
  • Утверждение, что педагог должен уметь петь – спорное. Но лично мне, кажется что все таки должен. Не быть супер звездой, а именно технически владеть приемами, которых он требует от студентов.

Напоследок выражу два самых субъективных мнения.

Первый, что я доверяю лишь тем своим коллегам, которые уважают мнения других и понимают, что ни одна методика на свете не является единственно верной.

Второе, что помимо логики стоит прислушаться и к интуиции. Это такой тихий голос, которого за воплем разумных доводов вы можете и не заметить. И как по мне, самый совершенный радар, придуманный природой.

Ваша Мардж


Вернуться назад

Владимир Брилёв

Владимир Брилёв, Певец

Практически каждый вокалист сталкивался с необходимостью перехода от одного учителя к другому по причине: уровня знаний преподавателя, степени взаимопонимания и заинтересованности в вас, навыкам преподавания и объяснения информации — всё это играет важную роль и влияет на степень усвоения знаний и умения пользоваться ими. Поэтому лучше потратить время, но найти того самого преподавателя. На какие качества стоит обратить внимание при выборе преподавателя по вокалу?

Преподаватель по вокалу — у него обширные познания в тех стилях, в которых вы желаете работать

Перед тем, как вы приступите к звонкам преподавателям по вокалу, сделайте небольшое исследование и выясните, кто из претендентов лучше знаком с теми стилями, которые интересны вам.

Если хотите обучаться рок-вокалу, то не стоит заниматься с преподавателем по академическому.

Также, если вы планируете пойти на прослушивание в мюзикл, то вам точно не пригодятся знания преподавателя по народному пению.

Конечно, существуют преподаватели, которые обладают широким диапазоном стилей, однако лучше всего выбрать специалиста, преподающего в определённом стиле.

Образование в вокальной анатомии

Старайтесь не выбирать тех учителей, которые сразу же сообщают, что сделают из вас настоящую звезду. Большинство из них знают как правильно вести себя на сцене, однако они не знают, как работает голос на физиологическом уровне.

Зачастую такие преподаватели по вокалу не обращают внимания на здоровье и возможную потерю голоса, которые являются следствием чрезмерного либо неверного использования голоса.

Преподаватель по вокалу разрабатывает индивидуальный план обучения

Если вы отыскали учителя через тех, кто учился у него либо и сейчас учится, и спустя некоторое время понимаете, что вас обучают по одинаковой схеме, о которой вам рассказывали, рекомендуя преподавателя, то это плохой знак.

Все ученики разные, поэтому в процессе обучения преподавателю нужно отыскать личный подход. Кроме того, у вас имеются личные интересы и умения, и учитель обязан отыскать ту музыку, которая будет способствовать вашим наилучшим результатам.

Внимательное отношение к материалу

Преподаватель по вокалу должен понимать, какие песни подходят ученику и настраивают его на правильную атмосферу, чтобы умения ученика раскрылись наилучшим образом.

Преподаватель по вокалу создает расписание, подходящее вам

Во время поиска учителя уточните его расписание и загруженность, поскольку занятия должны проходить каждую неделю для достижения наилучшего результата. Важно, чтобы занятия были регулярными, иначе не получится достичь хорошего результата. А также, значимо, чтобы расписание было составлено удобно и подходило под ваш график.

Вы сходитесь во взглядах на процесс обучения

Если ваш преподаватель требует от вас каждодневных двухчасовых тренировок, а у вас нет такой возможности, то необходимо обсудить с ним другой ритм. Либо, наоборот, преподаватель очень расслаблен, и вам это не нравится. Предварительно убедитесь, что ваши ритмы и цели одинаковые — просто уточните это!

У вас отличный эмоциональный контакт с учителем

Обучение вокалу — это длительный путь. И важно проделать этот путь с тем учителем, с которым вам комфортно на психологическом уровне.

Прислушайтесь к внутренним ощущениям. Посетив пробное занятие, задайте себе вопрос: «Хочется ли мне увидеть педагога ещё раз? Возникли ли сомнения в его компетенции? Были ли вопросы, на которые он не дал ответа?»

Если преподаватель вызвал доверие и после пробного занятия вы хотите сразу посетить полноценный первый урок — значит это ваш педагог и с ним стоит попробовать начать заниматься.

Как выбрать преподавателя по вокалу и обрести голос

Всем привет. Меня зовут Максим. Я учусь вокалу больше трех лет и за это время сменил больше 10 педагогов.

Первые шаги в пении сделал в 20 лет, год отходил в музыкальную школу. Там пару раз пел на публику «Коня» с хором. Потом 7 лет не занимался пением, разве что любительски бренчал на гитаре «Нирвану» и «Арию». Профессионально начал заниматься уже в 28. Нот не знаю.

С концерта

С концерта

Знаю, что многие новички-вокалисты боятся, что слишком поздно начали. На самом деле это бред. Я видел людей, которые начинали и после 20, и после 30, и после 40. Да я и сам начал «поздно», но прогрессом вполне горжусь.

Знаком с вокалистом Димой лично. Он мотался по разным педагогам много лет и научился сносно петь только после 22

Если говорить о начале пути, все было просто: я зашел на profi.ru, вбил диапазон рядом со своим домом (живу в московском Выхино) и нашел преподавательницу, что мне больше всего понравилась по анкете и общению. Как потом оказалось, мне с ней повезло и не повезло одновременно.

Тогда я был неопытен в выборе, но за годы учебы, думаю, научился отличать хорошего преподавателя от плохого. Расскажу, как не допустить моих ошибок.

Время и деньги

Чтобы научиться петь, потребуется много времени и денег, но все индивидуально. Я бы ориентировался примерно на 5 лет, как при получении высшего образования. Такой вывод сделал по своему опыту и опыту других учеников.

Средняя цена за занятие по Москве, согласно profi.ru, составляет около 1700 ₽. За три года я потратил примерно 264 000 ₽. Вокальные школы я совсем не рассматривал, всегда занимался один на один. 

Теоретический минимум

Голосовой аппарат. Устроено все очень сложно: связки должны правильно смыкаться, контроль подсвязочного давления, надгортанник работает, шея должна быть расслаблена, челюсть должна открываться, но при этом быть расслаблена. 

Но зная все это лучше петь не получится: чем больше знаешь, тем больше заморачиваешься и меньше поешь.

Если все-таки интересно узнать, как голосовые связки влияют на звук

Регистры. Грубо говоря, есть два регистра, или два типа типа смыкания связок: 

  1. Грудной регистр — это мышцы, которые смыкают голосовые связки, когда вы говорите. В грудном регистре находятся преимущественно низкие ноты.
  2. Головной регистр — это мышцы, которые позволяют смыкать ваши связки на высоких нотах.
  3. Фальцет — недосмыкание связок.

Головной регистр отличается звонкостью, полетностью и певучестью звука. Еще его называют миксд. На нем удастся спеть высокие партии. Известные вокалисты поют большую часть песен в головном регистре, даже Моргенштерн. Грудной регистр звучит ниже, хотя и на нем можно брать высокие звуки. Но получится не пение, а крик.

Есть люди, которые владеют головным регистром от природы, поют в нем без многолетней подготовки. Они на нем говорят, и сами этого не замечают. Честер Беннингтон, Оззи Осборн, Фредди Меркьюри, насколько я знаю, не занимались вокалом и не ходили годами к педагогам. Но таких людей единицы. И на вопрос «как научиться петь» отвечу — без педагога, скорее всего, никак. 

Диапазон и тип голоса. Если когда-нибудь ходили на оперу, наверняка рядом с именем исполнителя видели приписку вроде «сопрано», «бас», «баритон». Она указывает на тембр и диапазон голоса: сколько нот он охватывает и насколько они высокие.

Диапазоны

Диапазоны

Я баритон, то есть голос у меня скорее низкий. Я могу петь достаточно высоко, добираясь до высоких нот у тенора, но пока предпочитаю «Браво», Сюткина, Стрыкало, «Элизиум». К высоким песням по-прежнему не готов.

У баритона голос более мясистый, чем у тенора, но вместе с тем баритон не может петь так же высоко, как тенор

Еще вокал делится на эстрадный и академический (опера). И те и другие исполнители поют в головном регистре. Только в эстраде звук максимально выводят вперед и делают его звонким и чистым. А в академе слегка глубят, добавляя объема. Если хотите петь эстраду, желательно, но не обязательно идти к тому преподавателю, который сам практикует этот стиль пения.

Разница в голосах у артистов Королевской оперы 

Однако в эстраде нет таких четких правил и градаций, как в опере. Здесь и баритон, и тенор поют примерно в одном диапазоне. Тенор, может, и возьмет на полутон-тон выше баритона, но уже на таких верхах, где и песен толком нет. В эстраде и баритон, и тенор, и все отличаются скорее по тембру. У тенора голос потоньше и позвонче, как у Честера Беннингтона из LP или Декстера Холланда из «Оффспринг», у баритона пошире, как у Адама Гонтье из Three Days Grace или Григория Лепса. 

Честер Беннингтон

Честер Беннингтон

Диапазон поставленного тенора и баритона позволяет спеть почти все мужские песни. В эту компанию не очень вписывается бас. Голос у него широкий, и ему больше всего подходят низкие песни — Rammstein или Шаляпин, а их меньше. Бас не споет AC/DC, а вокалист AC/DC не споет Rammstein. Во каждом диапазоне есть плюсы. 

Негативный опыт, или как понять, что преподаватель, скорее, всего вас ничему не научит

Негативного опыта у меня хватает: есть и явный, и неявный. К неявному я бы отнес топтание на одном месте с ложным ощущением прогресса (хотя небольшой рост все же был). К явному — педагогов-неумех, которые могли сорвать и испортить голос.

Я упоминал в начале, что год занимался в музыкальной школе. Думал, что научился петь лучше и неплохо прогрессировал. Однако за это время преподавательница не взяла со мной ни одной правильной ноты. Это я понял позже, найдя преподавателя на profi ru.

Моя преподавательница, назовем ее Света, 26-летняя девушка с мощным голосом (ниже я расскажу, почему отмечаю возраст преподавателя). Мне повезло, я занимался за 1100 ₽ за одно занятие, впоследствии для новичков Света подняла цену до 2500 ₽ (я занимался по старой).

Мы занимались по методике Сэта Риггса, комбинированной с личными наработками Светы и ее учительницы. Школа Сэта Риггса — одна из самых популярных. Риггс тренировал Дженнифер Лопес, Майкла Джексона, Барбру Стрейзанд, Тину Тёрнер. 

Суть его метода в том, что есть как бы 3 типа звука: грудной, головной, миксд. В головном регистре и миксде одинаковая модель смыкания связок. Сначала певцу через обычный фальцет ставят как бы плотный фальцет, то есть головной регистр. И после того, как мышцы окрепли, ученика уже выводят на миксд. Мышцы укрепляются засчет того, что вы делаете регулярно правильные упражнения. Плюс теоретически через эту методику меньше шансов зажать голос, что может произойти на миксде.

Поначалу я ничего не понимал. Какой-то новый звук, непонятные ощущения. Хотел как раньше — реветь «Ленинград» привычным голосом. Но Света настраивала меня на новый, «головной» лад. В конце концов я свыкся. Несколько раз приходил к другим преподавателям, чтобы они ответили на вопрос, точно ли это то, что нужно. Сказали, да, все нормально, но не хватает подсвязочного давления. Чего?

Сет Риггс

Сет Риггс

По методике Риггса меня учили первые полтора года, из-за нее я просто… потерял полтора года. Проблема в том, что я учился плотному фальцету. А это не совсем певческий звук, скорее фишка голоса, не основа. А основа — это миксд. И на него можно было выйти сразу, но через другие упражнения, которыми со мной Света не занималась.

И однажды у меня на распевке случайно получилось взять довольно плотно несколько нот. Света начала раскачивать этот звук. Я ей говорил, что пою на грудном. А оказалось, это миксд. Профессиональный звук, который я мог бы взять на первых же занятиях через правильные упражнения, а пришел к нему только спустя полтора года и то случайно, напев что-то под нос.

Я наконец-то запел на миксдовом звуке без «головно-фальцетных» причиндалов. Записывал в день по миллиону треков и скидывал Свете в WhatsApp.

Переписка с учителем

Переписка с учителем

И тут я сорвал голос. Полтора месяца не пел, делал ингаляции антибиотиками, ходил по лорам и фониаторам (они изучают патологии голоса), делал ларингоскопию. Потратил примерно 10 тысяч рублей:

  1. Прием у платного фониатора стоит около 3500 ₽, но раз в год можно попасть к бесплатному, что я и сделал.
  2. Ларингоскопия — около 3000 ₽.
  3. Ингалятор стоил 2000—3000 ₽.
  4. На лекарства тоже ушло 2000—3000 ₽.

Моя ошибка заключалась в том, что я слишком увлекся криками, занимаясь дома самостоятельно. Я путал миксд и грудной: ревел высокие ноты на грудном, который для них не предназначен. Да еще и выбирал сложные высокие песни Linkin Park и Three Days Grace, где вокалисты используют особые техники звукоизвлечения. Невольно пытаешься подражать, делаешь это неправильно и еще сильнее зажимаешь голос.

После мы со Светой расслабляли и оживляли голос. Появился полностью пропавший фальцет, получались какие-то мелодии. Даже песни с соль первой октавы более-менее выходили, а это когда-то казалось мне невыполнимым.

А потом раз, и Света упорхнула в сольную карьеру. Я взгрустнул, но отправился на поиск другого преподавателя — через меня прошло больше десяти человек за два с половиной месяца. Чего я только не наслышался и не навидался. Основные ошибки:

Нерезультативные упражнения. Одна преподавательница начинала занятия с дыхательной практики вроде гимнастики Стрельниковой, на что уходило 10 минут из часа занятия. И не давало никакого эффекта, дышать я и так умею. Одно занятие с ней стоило недорого — 1000 ₽, но платить просто так мне не хотелось.

Редко бывает, что человек не может без одышки сказать нескольких слов. С такими певцами действительно стоит сосредоточиться на дыхании внимание. Если вы спокойно разговариваете в жизни, значит, и с певческим дыханием проблем не будет. Поэтому преподаватель, который зацикливается на дыхании, впустую тратит ваши время и деньги.

Неумение убрать крик из вокала и распевки, травмирующие голос. После дыхательных упражнений с этим же преподавателем была распевка на букву А. Но это очень широкая буква. И так как голос у меня был не поставлен, я улетал в крик уже в середине диапазона. Но преподавательница не обращала внимания, несмотря на мое искаженное от боли лицо. 

Неумение плохо по двум причинам: крик — это не пение, да и голос можно сорвать.

Непонимание, где у ученика грудной, а где головной регистр. Один из преподавателей прямо сказал, что не уверен, на головном ли я сейчас пел. Была бабуля, которая толком и не знала о головном регистре. Она считала мои громкие ненапряжные ноты «криком» и уводила куда-то в самый низ, где и песен нет, разве что у Rammstein для баса. А я не бас, низко петь мне неинтересно.

Непонимание — плохой сигнал, потому что показывает некомпетентность преподавателя. С таким учителем далеко не уедешь. 

Манеры. Один из преподавателей сначала называл меня «челом» и «мужиком», потом пассивно агрессировал. Убитый, я возвращался домой с мыслями, что у меня никогда не запою.

Лучше заниматься с преподавателем, который поддерживает и уважает ученика.

Позитивный опыт, или идеальный преподаватель по вокалу

Среди ее учениц та самая Света, которая чудесно поет, но все же не столь замечательно преподает. И еще несколько десятков профессиональных вокалисток и вокалистов, которые поют в опере и не только. Я занимаюсь удаленно по вотсапу за 1500 ₽ за 45 минут, вживую стоит около 2500 ₽. 

При этом сама Светлана Сергеевна (назовем ее так) не обладает голосом, от которого рушатся стены. Но благодаря ей я снял спазмы, расслабил голос и могу петь по 2 часа в день, не разваливаясь на атомы. На мой взгляд, составляющие хорошего опыта:

Преподаватель сам прошел весь путь. Желательно, чтобы учитель сам прошел через все то, что проходите вы. Словом, между одаренным преподавателем и тем, кто работал, чтобы поставить себе головной и миксд, я бы выбрал второго. В таком случае преподаватель поймет ваши трудности.

Бытует мнение, что хороший певец — хороший учитель. Как я узнал на примере Светы, это не так. Например, Фредди Меркьюри пел миксдом от природы, для него такой голос — обычный, естественный. Вряд ли он подсказал бы, как на него выйти, потому что он не выходил на него, а сразу пел как надо.

Возраст и годы опыта. Я не раз подчеркивал, сколько лет было моим учителям. Я думаю, желательно заниматься с человеком лет за 40, который специализируется именно на постановке голоса, а не на том, чтобы временно подзаработать, а потом улететь на сцену, бросив вас в растерянности. 

Последнее распространено у преподавателей до 35. Они веселые, но здесь куда важнее опыт и постоянство. А большого опыта в преподавании у 25-летних девушки или парня нет. Бывают и хорошие молодые преподаватели, но это редкость. Многие же скорее заинтересованы в сольной карьере, а преподают временно, пока их не заметили продюсеры.

Успешное портфолио. Не зацикливайтесь на мощности голоса у педагога. Лучше узнайте, сколько у него было учеников, которых он научил петь профессионально. И послушайте, как поют они. Вы пришли поставить свой голос, поэтому вам и нужны примеры уже поставленных голосов.

Профи ру - 4000 специалистов но кто из них нормальный

Профи ру — 4000 специалистов но кто из них нормальный

Строгость и доверие. Преподаватель должен оставаться строгим, но справедливым. Если высокие песни получаются с криком и напряжением, возьмите композиции полегче. Хороший преподаватель предупредит и поможет подобрать более подходящую песню. Прислушивайтесь к выбору. Это расслабит голос, а к верхам вернетесь позже. Во многом я топтался на месте из-за того, что брал слишком сложные песни, которые только зажали голос. Начал бы с чего попроще, прогресс был бы стремительнее.

Чтобы высылать записи, хватит и микрофона у телефона

Оборудование для записи песен и голоса

Оборудование для записи песен и голоса

А вот если планируете записать что-то дома в профессиональном качестве, понадобятся микрофон и звуковая карта. Мой микрофон AKG P420 стоит около 15 000 ₽. Звуковая карта Focusrite за 10 000 ₽

Позитив. В голосе очень важно быть уверенным в себе, занятие должно приносить удовольствие. Когда я сомневался в себе или некоторые преподаватели давили (было и такое), у меня не получались даже те песни, в которых я был уверен. Преподаватель должен устраивать как человек. Если он унижает, отталкивает, раздражает, лучше сменить учителя.

Контроль занятия

  • Четкое понимание головного и грудного регистров у преподавателя. Учитель должен сразу же отличать головной от грудного, но не зацикливать на этом ученика. Преподаватель также должен знать, что такое головной регистр, миксд, фальцет. Если он считает, что головной регистр — это когда в носу вибрирует, бегите. Учитель некомпетентен.
  • Здоровая осиплость. Иногда после занятий голос слегка осипает. Это нормально: мышцы устают, и вырабатывается новая мышечная привычка. Обычно осиплость проходит через  
  • Кашель. Иногда прямо на занятии будете кашлять после партий. Кашель тоже бывает разный. Есть кашель здоровый, при котором мышцы привыкают к новой технике звукоизвлечения. А есть больной кашель, возникающий из-за зажимов. Спросите у преподавателя, какой тип кашля у вас в данный момент. Он подскажет.
  • Попытки глубоко понять, как устроен голос, заморочки с дыханием. На мой взгляд, ученик не обязан разбираться во всех деталях голосового аппарата и во время пения думать, как он работает. А преподаватель не должен позволять заморачиваться. Если легко и ненапряжно — значит, правильно. А насчет дыхания я уже рассказывал. На мой взгляд, если нет проблем с дыханием в обычной речи, в пении дышать тоже будет легко и учиться специально не нужно. 
  • Работа с плотным фальцетом. Или головным по Сету Риггсу может быть не только бесполезной, но даже и вредной, считает мой педагог Светлана Сергеевна. Такой фальцет — скорее фишка голоса, как свистковый регистр, самый высокий у человеческого голоса. А если не освоены азы миксда, о каких фишках речь.
  • Крик. Преподаватель должен моментально останавливать пение с напрягом. Никаких криков. Крик — это не громкий звук, крик — это звук, при котором певец испытывает напряжение в шее. В гортани возникают спазмовые ощущения, на лбу выступает пот. Если преподаватель вас не останавливает и вы продолжаете петь так несколько занятий, он некомпетентен. Такой учитель, скорее всего, зажмет и сорвет вам голос.
  • Преподаватель не должен смеяться над вами. Во время занятий певцы издают очень странные и страшные звуки в поиске правильного звучания. Это нормально. И если преподаватель смеется, он ведет себя непрофессионально.

Выводы и личные советы

К тому, что я уже сказал, добавлю еще кое-что из личного опыта:

  1. Ответственно подходите к поискам препода. Но когда нашли, доверьтесь ему полностью и делайте, как они говорят. Иначе сами же себе навредите. 
  2. Регулярно высылайте записи голоса преподавателю на оценку.
  3. Заниматься желательно не более часа в день и петь только песни, в которых либо нет напряжения, либо самый минимум. С непоставленным голосом вы быстро вымотаете голосовой аппарат и будете петь с напрягом. Организм запомнит этот напряг, и в следующий раз сразу запоете неправильно. Лучше меньше, но лучше.
  4. Пойте песни исполнителей одного с вами пола, так проще копировать тембр. Мальчикам лучше слушать и петь мужские песни. Девочкам — женские.
  5. Не бойтесь критики и непонимания родных, слушайте в первую очередь преподавателя по вокалу. 
  6. Не забывайте хвалить себя. Преподаватель лишь подсказывает верное направление, трудитесь и получаете результат именно вы.

Понасенков тоже поет на головном но у него он плохо поставлен

Понасенков тоже поет на головном но у него он плохо поставлен

И последнее, но не менее важное: отбросьте восторги и взгляните на занятия критично. Ваш преподаватель может быть добрым, внимательным, чутким. Но если вы чувствуете, что топчетесь на месте, что вам дискомфортно, что кричите на занятиях — остановитесь. Голос один, жизнь тоже. Хотите ли вы тратить время, деньги и здоровье впустую только потому, что преподаватель — няшка?

Чек-лист для поиска и занятий

  • В портфолио педагога есть ученики, которые профессионально поют.
  • Преподаватель умеет отличать головной от грудного в вашем исполнении.
  • Профессионал знает о головном регистре и о Сэте Риггсе. Его методика многоступенчатая, а многие упражнения нужны для артикуляции. Работает все в комплексе распевок, который длится около 40 минут. В России этого либо не знают, либо плохо понимают, поэтому выдирают упражнения. А по отдельности они не дают толка, вредят голосу или сильно замедляют развитие.
  • Сначала головной или миксд, потом фальцет и другие фишки.
  • С преподавателем должно быть легко морально. 
  • Учитель не должен заставлять кричать и напрягаться.

Добавить комментарий