Как найти своего ребенка в приюте

Шаг 3. Как искать детей? Обращаемся в опеку, смотрим видеоанкеты в сети

Варианты поиска ребенка могут быть разными. Важно, что граждане РФ могут принять ребенка из любого региона страны. Вы можете воспользоваться помощью и региональных, и федеральных органов опеки. Но есть и проблемы.

Формально, для того, чтобы начать поиск ребенка для Вас, органы опеки должны получить Ваше заявление (Об этом подробнее — в Шаге 4). Подав такое заявление, Вы не знаете, что и кого для Вас найдут, однако, написав его, Вы на время лишаетесь возможности подать другое заявление в другие органы опеки.

Только после отказа от предложенного вам варианта Вы формально имеете право снова подать заявление и возобновить поиск официально. На практике многим удавалось подавать несколько заявлений одновременно, но мы не можем рекомендовать такую тактику как правильную и перспективную. Кроме того, даже если Вам удастся через органы опеки начать одновременный поиск ребенка, к примеру, в Краснодарском и Красноярском краях, Вы должны хотя бы приблизительно знать, какие дети в принципе могут быть там найдены. И насколько они Вам будут подходить.

Поиск с помощью федеральных структур кажется выходом из этой ситуации, но и в этой тактике есть свои недостатки: федеральные данные не всегда полны и точны, и, по понятным причинам, поиск на федеральном уровне всегда длится дольше и осуществляется сложнее.

Возникает определенный замкнутый круг: Вы уже до начала поиска должны знать (хотя бы в общих чертах), кого Вам должны найти.

Каков выход?


Вы можете осуществлять поиск самостоятельно. Как это сделать, если Вы формально не можете попасть в детский дом без направления органов опеки? Это правило, как и многие другие, нередко нарушается, и многие кандидаты все же проникали в детские дома или дома ребенка сугубо частным образом, с мольбами и слезами . Но лучше это сделать иначе.

Во-первых, в детские дома допускаются волонтеры благотворительных организаций, помогающих сиротам. Вы можете стать одним из них, и в течение, скажем, года поездить по разным детским домам и приютам. Там Вы увидите разных детей своими глазами.

Во-вторых, некоторые благотворительные организации специально организуют поездки в детские дома для кандидатов в усыновители. Например,  благотворительный фонд «Расправь крылья!», созданный при РЖД, организует такие поездки даже на достаточно большие расстояния.

В-третьих, в интернете сейчас размещено достаточно много различных баз данных детей-сирот. Их можно исследовать самостоятельно.

В-четвертых, сейчас в сети появляются сайты, получившие законное право представлять полные или частичные анкеты детей-сирот, которых можно усыновить. Развивается и практика размещения в интернете видео-анкет.

Например, наш сайт уже предоставляет эту возможность. У фонда «Измени одну жизнь» на сегодняшний день – крупнейшая в России база видеоанкет сирот.

Видеоанкета дает достаточно ясное представление о детях, ждущих усыновления. В отличие от фото на видео видно как двигается, говорит, ведет себя и что умеет ребенок.

Другие советы о том, как найти ребенка можно почитать в нашей отдельной инструкции

Все разделы инструкции «Как усыновить ребенка?»

Шаг 1. Кто может быть усыновителем? Какие документы надо собрать?

Шаг 2. Школа приемныx родителей

Шаг 3. Как искать детей? Обращаемся в опеку, смотрим видеоанкеты в сети

Шаг 4. Пишем заявление кандидата в усыновители с просьбой о подборе ребенка

Шаг 5. Встреча с ребенком. Как правильно ее провести

Шаг 6. Идем в суд с заявлением об усыновлении

Портал changeonelife.ru – крупнейший ресурс по теме семейного устройства,
который каждый день помогает тысячам людей получить важную информацию о приемном родительстве.

Родители читают экспертные материалы, узнают об опыте других семей и делятся своими знаниями,
находят детей в базе видеоанкет. Волонтеры распространяют информацию о детях, нуждающихся в семье.

Если вы считаете работу портала важной, пожалуйста, поддержите его!

Поддержать портал

08.02.2019 г. Минпросвещения внесёт законопроект об изменении процедуры усыновления несовершеннолетних в Правительство.

8 февраля в Общественной палате Российской Федерации прошли слушания по законопроекту «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты прав детей». В мероприятии приняла участие заместитель Министра просвещения Российской Федерации Т. Ю. Синюгина.

В ходе своего выступления Т. Ю. Синюгина сообщила, что ведомство готово внести законопроект об изменении процедуры усыновления несовершеннолетних в Правительство. 

– В течение полугода мы неоднократно с вами встречались. И поводом для наших встреч были заинтересованный и неравнодушный разговор и работа над законопроектом, который сегодня уже готов к тому, чтобы мы внесли его в Правительство, – сказала Т. Ю. Синюгина.

Справочно

В декабре 2018 года членами Межведомственной рабочей группы при Минпросвещения России подготовлен законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты прав детей». Законопроект был размещен на федеральном портале проектов нормативных актов для широкого общественного обсуждения.  

В законопроекте содержатся новые подходы к передаче детей-сирот на воспитание в семьи, которые позволят развивать институт опеки, совершенствовать условия для подготовки лиц, желающих взять в свою семью ребенка-сироту.

Впервые законопроектом предлагается ввести в федеральное законодательство понятие «сопровождение». Планируется, что этим полномочием  будут наделены уполномоченные региональные органы власти и организации, в том числе НКО.

Отдельное внимание в документе уделено именно процедуре усыновления, туда добавлено положение о порядке восстановления усыновителей в обязанностях родителей, если раньше их лишили такой возможности.

Поиск ребёнка

Найдено анкет: 2842.

Надежда П.

родилась в октябре 2022

Надюша – улыбчивая и спокойная девочка. Она любит внимание со стороны взрослого, поддерживает диалог звонким смехом. Наденька может удерживать в руке вложенную игрушку непродолжительное время. Девочка реагирует на звук музыкальной игрушки…

Савва Л.

родился в октябре 2022

Савва – маленький обаятельный мальчик. Он очень спокойный малыш, но, если ему что-то нужно, он может громко потребовать, чтобы дали заветную бутылочку, поменяли подгузник или просто уделили внимание. Савва недолго удерживает…

Алиса К.

родилась в июле 2022

Алиса – маленькая ласковая, тихая девочка. Она всегда радостно откликается на тепло и ласку, улыбается, старается лопотать что-то на своем языке. Поднимает голову, поворачивает ее во все стороны в поисках взрослого…

Иван Ш.

родился в апреле 2022

Иван – очаровательный малыш. Мальчик нуждается в заботе и ласке. У Вани появилась первая улыбка, он уже научился захватывать игрушки. Кормление осуществляется через гастростому.
Ивану необходима семья и взрослые…

Милана К.

родилась в марте 2022

Миланочка – спокойная, милая девочка, очень симпатичная, милая и обаятельная. Живая, любопытная, очень отзывчива на контакт с взрослыми. Даже на незнакомых взрослых Милана всматривается без страха, с интересом наблюдает, улыбается в…

Борис Ф.

родился в марте 2022

Борис – спокойный маленький мальчик. Он хорошо спит и хорошо ест, улыбается, когда его берут на руки. С интересом, доверчиво и открыто смотрит на окружающий мир и людей, в ответ на…

Евгений С.

родился в марте 2022

Женечка – общительный и активный малыш. Он всегда с улыбкой встречает знакомого взрослого, гулит в ответ на общение с ним. Женя хорошо кушает и спокойно спит. Он интересуется игрушками, берет их…

Максим А.

родился в январе 2022

Максим – веселый, активный малыш. Он любит общаться с взрослыми, хорошо идет на контакт, смеется, радуется общению. Мальчик знает свое имя, понимает некоторые простейшие речевые инструкции, в активной речи – лепет…

Анастасия М.

родилась в январе 2022

Настенька – маленькая, хрупкая, беззащитная девочка. Дюймовочка. Ласковая, очень любит индивидуальное внимание. Она может горько плакать до тех пор, пока воспитатель не возьмет ее на ручки, и тогда моментально успокаивается. Настя…

Артем К.

родился в январе 2022

Артем – спокойный, обаятельный малыш. Он с интересом смотрит на игрушки и лица людей. Артемка любит проводить время на руках у взрослого, улыбается в ответна ласковую речь и телесные прикосновения. Тема…

Руслан Г.

родился в декабре 2021

Русланчик хорошенький, очаровательный, улыбчивый “солнечный” мальчик. Он научился переворачиваться на бочок, животик и обратно, сидит с дополнительной поддержкой. У Руслана хороший аппетит, он уже сам держит бутылочку. Дневной и ночной сон…

Виктор П.

родился в ноябре 2021

Витенька – милый, тихий, голубоглазый малыш. Он охотно отвечает улыбкой на разговор с ним взрослого, любит прикосновения, гулит в ответ. Витя любит рассматривать низко висящие над ним игрушки. Из-за особенностей развития…

Асман Ж.

родился в октябре 2021

Асман – милый обаятельный мальчик. Живой, любознательный, очень отзывчивый на внимание и ласку. Даже в незнакомых взрослых Асман всматривается без страха, с интересом за ними наблюдает. Любит, когда его держат на…

Станислав Ш.

родился в октябре 2021

Стасик – спокойный, обаятельный мальчик. Он умеет требовать к себе внимания, если хочет кушать или если ему что-то не нравится. Стасик хорошо держит голову, лежа на животе, наблюдет за игрушкой, умеет…

Александр З.

родился в октябре 2021

Александр c первых дней живёт в Доме ребёнка. За это время он привык к «своим» значимым взрослым, встречает их улыбкой, проявляет положительные эмоции во время контакта. Во время общения Саша поворачивает…

Дарья М.

родилась в октябре 2021

Дашенька тихая, спокойная, обаятельная малышка. Она обращает внимание на яркие, красочные игрушки, следит за ними взглядом, тянется к ним. Дашуля прислушивается к разным звукам, поворачивает голову к их источникам, учится различать…

Максим Ф.

родился в сентябре 2021

Максим – спокойный, очаровательный “солнечный” мальчик. В силу основного диагноза, малыш отстает в развитии от сверстников. Ребенок фиксирует взгляд на игрушке, следит за ней в разных направлениях, берет игрушку из любых…

Диана Ш.

родилась в сентябре 2021

Диана – симпатичная, обаятельная, улыбчивая малышка. Спокойная, ласковая, жизнерадостная. Дианочке нравится играть с яркими музыкальными игрушками, она может подолгу наблюдать за игрой других детей. Всегда радуется вниманию взрослого, оживляется, много улыбается…

София Г.

родилась в сентябре 2021

София – очаровательная малышка. Улыбчивая, спокойная, позитивно смотрит на окружающий мир. Соня очень тянется ко взрослым, предпочитает находится рядом или на руках “своего” человека. Наблюдает за действиями взрослого, старается привлечь к…

Роман З.

родился в августе 2021

Ромочка — серьезный, маленький мальчик. Он внимательно следит за всем происходящим вокруг, вглядывается в лицо разговаривающего с ним взрослого, гулит, требует, если ему что-то нужно. Ромочка научился самостоятельно садиться, вставать у…

Мариям Д.

родилась в июне 2021

Мариям – милая, очень трогательная малышка. Она сильно отстает от своих сверстников в развитии, как будто бы замерла в своем маленьком мире. Мари не реагирует на звуки, на свет, не держит…

София И.

родилась в июне 2021

София поступила в Дом ребенка в возрасте 2 месяцев, после рождения ей сразу пришлось бороться за свою жизнь. Соня эмоциональный ребенок, настроение чаще всего позитивное. Девочка с удовольствием общается со знакомыми…

Максим Т.

родился в марте 2021

Максимка – спокойный, обаятельный, улыбчивый «солнечный» малыш. Он всегда радуется вниманию взрослого, хорошо идет на контакт, внимательно изучает говорящего с ним человека, улыбается ему, произносит отдельные звуки. Максюша интересуется игрушками, берет…

Бронислав Р.

родился в марте 2021

Бронислав – серьезный малыш, с очень живой милой мимикой. Он активный и подвижный ребенок. Малыш открыто общается с теми, кого он хорошо знает, с незнакомыми людьми насторожен. Бронечка знает свое имя…

Последние обновления

14.05.2023

Обновлен региональный банк данных детей, оставшихся без попечения родителей, Тверской области: в банк добавлены анкеты 8 новых детей, актуальной информацией пополнены анкеты 14 детей. Всем этим детям нужны любящие и заботливые родители!

Придя к мысли об усыновлении ребенка, потенциальные родители начинают задумываться о том, каким должен быть их новый член семьи: будет это мальчик или девочка, какого именно возраста, какой внешности и т.д. Как правило, именно этот этап процедуры усыновления (установления опеки) является одним из наиболее трудных для усыновителей и занимает немало времени.

Усыновление ребенка

Практика показывает, что подавляющее большинство усыновителей хотят удочерить маленькую девочку, с ангельской внешностью и как можно более здоровую. Мало кто из усыновителей сознательно стремится взять ребенка-инвалида, с дефектами внешности или тяжелыми заболеваниями. Однако с этим “идеальным” представлением о приемном ребенке зачастую приходится расстаться, столкнувшись с реальностью. Во-первых, для того, чтобы усыновить маленькую здоровую девочку, многим усыновителям приходится потратить немало времени на ее поиск, или же надеяться на случай и везение. Во-вторых, по мнению педиатров, полностью здоровых детей среди тех, от кого отказались родители, практически нет. Причин тому много, и их мы рассмотрим отдельно.

Суммируя все вышесказанное, мы не советуем устанавливать жестких критериев – пола, возраста и здоровья ребенка при усыновлении. Можно привести множество примеров, когда кандидаты в усыновители, посетив детское учреждение и увидев глаза детей, ждущих своих родителей, услышав их обращение к незнакомым людям со словом “мама”, отказываются от своего первоначального намерения и вместо годовалой девочки принимают решение об усыновлении мальчика шести лет. Также очень часто встречаются случаи, когда, выбрав для усыновления одного ребенка, и узнав, что у него есть еще и брат (сестра), усыновители принимают решение принять в семью обоих детей.

Достаточно часто решение взять в семью ребенка принимается под влиянием внешних обстоятельств – вы узнали о соседском ребенке, попавшем в приют; увидели сироту в больнице; знакомая, работающая в доме ребенка, рассказала о конкретном малыше; или же вы как-то связаны с детским учреждением, в котором оказался такой ребенок. Но если у вас все происходило иначе, и вы пришли к усыновлению самостоятельно, а образ желанного ребенка пока еще очень абстрактен, составлен из рассказов, воспоминаний, личного опыта и других мелочей, как тогда подступится к поиску ребенка и что предстоит пройти на этом пути?

Способы поиска ребенка для усыновления (установления опеки)

Прежде всего, потенциальным усыновителям следует отказаться от сложившихся мифов относительно процесса поиска ребенка. Не стоит надеяться на случайность: сегодня в выборе ребенка вам готовы помочь государственные органы. В нашей стране действует недавно разработанная система поиска детей для усыновления, называемая “Надежда”, включающая в себя Государственный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей, и нуждающихся в устройстве в семью под усыновление, опеку, приемную семью, патронат. Все положения работы с этим банком данных регулирует Федеральный Закон №44 и Постановление правительства №217, отдельные положения и формы документов введены Приказом Министерства образования РФ №2482.

Формирование Банка данных начинается с районного уровня. Орган опеки, получив информацию о появлении ребенка, лишившегося попечения родителей в детском учреждении (доме ребенка, детском доме, приюте, больнице и т.п.), находящемся на подведомственной ему территории, заполняет специальную анкету на ребенка (Приложение №2 к Приказу 2482), в которой подробно указываются все данные ребенка, его родителей и других родственников, прикладывается фотография. В течение первого месяца с момента выявления ребенка, оставшегося без попечения родителей, местный орган опеки обязан предпринимать усилия по устройству его в семью и хранить дело ребенка только у себя.

Если в течение месяца ребенок не был устроен в семью, его анкета передается в следующую инстанцию, подчиняющуюся региональным органам власти. На этом уровне данные о ребенке вносятся в Региональный банк данных, который чаще всего находится в ведении окружного комитета (департамента) образования, или же подчиняется органам социальной защиты при Администрации региона. Распоряжается информацией, находящейся в этом банке данных, Региональный оператор банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей.

Получив информацию о ребенке, Оператор в свою очередь предпринимает попытки устроить его в семью граждан, проживающих в данной области. С этой целью могут производиться следующие действия:

  • публикация укороченной, так называемой, производной информации о ребенке в газетах, журналах, специально издаваемых бюллетенях;
  • рассказ о ребенке в телепрограммах, на радио;
  • размещение информации о ребенке на досках объявлений, электронных вебсайтах и т.п.

Если в течение месяца подобрать семью ребенку не удалось, то его анкета передаётся далее, на самый высокий уровень – Федеральному оператору банка данных при Министерстве образования РФ.

Как вы можете увидеть из приведенной системы передачи информации, самые полные и свежие данные о детях находятся в местных органах опеки, и лучше всего обращаться напрямую к ним. Однако, учитывая реалии нашей жизни, вы можете столкнуться с отсутствием в данной местности детских учреждений с детьми желаемого возраста, или сведений о детях; вас может не устроить отношение специалиста опеки; а возможно, вы хотите взять ребёнка из другого района, чтобы избежать встреч с его родителями. Тогда, получив первичные документы (заключение о возможности быть усыновителем/опекуном/, стать приемным родителем) и захватив необходимые справки и паспорт, вы имеете право обратиться к любому региональному или Федеральному оператору.

Затем вам будет необходимо написать заявление о своем желании принять ребенка на воспитание в семью с просьбой ознакомить вас с находящимися в государственном банке данных сведениями о детях, соответствующих вашим пожеланиям, а также заполнить специальную анкету гражданина, желающего принять ребенка на воспитание в свою семью, для внесения информации о вас в банк данных. После получения такого заявления Оператор банка данных обязан предоставить вам требуемую информацию – анкеты детей, соответствующих вашим пожеланиям.

Поскольку банк данных автоматизирован, требуемые сведения выдаются заявителю практически моментально. Если же по каким-то причинам быстрое получение информации о детях невозможно, Оператор обязан предоставить кандидату в усыновители эти сведения не позднее, чем через 10 дней с момента принятия от него заявления.

Если соответствующего вашим требованиям ребенка не удается найти, вам следует оставить заявление о поиске такого ребенка, при этом органы опеки обязаны известить кандидата в усыновители о появлении ребенка, отвечающего его запросу. В любом случае, Оператор обязан каждый месяц информировать кандидата в усыновители о наличии/отсутствии в банке данных информации о требуемом ребенке, а также ознакомлять кандидата с вновь поступившими анкетами детей.

После того как кандидат в усыновители останавливает свой выбор на конкретном ребенке, региональный оператор выписывает ему направление на посещение ребенка в учреждение, где он находится. В учреждении кандидату в усыновители обязаны предоставить полную информацию о ребенке, познакомить с историей его жизни (показать личное дело), рассказать о состоянии здоровья, познакомить с медицинской картой, рассказать об особенностях развития на настоящий момент.

В случае, если ребенок вам не подходит, вы снова возвращаетесь к Оператору, заполняете специальное заявление о результатах знакомства с ребенком, и специалист (оператор) выдает вам новое направление на посещение другого ребенка. Законодательные акты не ограничивают числа выдаваемых направлений на посещение детей. Кандидат в усыновители имеет право выбирать ребенка сколь угодно долго, пока совместными усилиями ребенок не будет найден.

Кроме описанного выше существует еще один вариант поиска ребенка. Кандидат в усыновители может обратиться в любой орган опеки и попечительства на территории нашей страны, к региональному оператору или в Министерство образования с просьбой о подборе ребенка. Закон предусматривает возможность подбора ребенка из регионального или федерального банка данных не самим кандидатом в усыновители, а органами опеки. Необходимость в этом может возникнуть в случае отсутствия у кандидата в усыновители времени посещать различные инстанции (либо иных причин). Для этого необходимо заполнить форму запроса с просьбой о содействии в подборе ребенка, который будет отправлен опекой региональному (федеральному) оператору. После получении от оператора ответа и отобранных анкет опека пригласит кандидата в усыновители ознакомиться с ними и выдаст направление на посещение ребенка. Однако вам стоит помнить, что такой способ поиска ребенка может занять достаточно долгое время, при том что заключение о возможности быть усыновителем действительно только в течение года, а медицинское заключение – всего 3 месяца.

Обращаясь к региональному оператору, имейте в виду, что данные на детей до года обновляются один раз в год, а на более старших детей – еще реже: раз в три года. Кроме того, новая информация о детях поступает в банк данных с большим опозданием и весьма нерегулярно. Поэтому предлагаемые вам сведения могут быть сильно устаревшими: ребенок может вылечиться от указанных заболеваний, или (к сожалению) приобрести новые, и даже может уже обрести семью.

Согласно идее разработчиков закона Банк данных был создан не для того, чтобы установить монополию государства на информацию о детях-сиротах, а с целью расширения возможностей поиска детей и предоставления шанса найти семью любому осиротевшему ребенку. Так, местный орган опеки не имеет права сдавать дело ребенка в архив после передачи его анкеты в региональный банк данных, он обязан продолжать предпринимать все усилия для подыскания ему семьи. Таким образом, за счет передачи анкеты ребенка на более высокие уровни Банка данных расширяется круг поиска ему семьи.

Существуют и другие пути поиска ребенка. Так, кандидаты в усыновители могут самостоятельно обращаться в детские учреждения, минуя Банк данных. Однако этот способ очень сильно зависит от доброй воли руководителей детских заведений, а также настойчивости и готовности потратить время и силы будущих родителей.

В детские учреждения для младших детей (дома ребёнка) попадают дети от 0 до 3-4-х лет из родильных отделений, больниц, подкинутые, отобранные у горе-родителей. В домах ребенка они находятся до исполнения 4-х лет, но иногда задерживаются и до 5-ти (в основном по медицинским показаниям). Дома ребёнка являются медицинскими учреждениями и бывают общего типа или специализированные, например, для детей рождённых от инфицированных матерей или для детей с врожденными патологиями.

Подросших детей переводят в дошкольные детские дома или детские дома так называемого “семейного типа”, в которых вместе воспитываются братья и сестры в возрасте от 4 до 18 лет. Из дошкольных детских домов дети, достигшие школьного возраста, переводятся в детский дом (или школу-интернат), где они живут до совершеннолетия. Дети, проживающие в детских домах, посещают ближайшую районную школу; дети же, попавшие в интернат, учатся в специальной школе при интернате. Обычные детские дома и интернаты подведомственны органам образования, а специальные и коррекционные могут принадлежать разным организациям, относящимся к органам социальной защиты, здравоохранения, Красному кресту, или другим негосударственным организациям. Однако подавляющее большинство сиротских учреждений для детей старше 3-х лет находятся в ведении органов образования.

Детские медицинские учреждения – больницы и дома ребёнка – более закрыты от посторонних, чем детские дома и школы-интернаты. Это связано с особенностями режима в детских медицинских учреждениях, возрастом детей, большим числом детей, их слабостью, опасениями занести инфекцию и спровоцировать местную эпидемию. В связи с этим посещение таких заведений посторонними ограничено. Помимо этого, сотрудники таких учреждений не имеют права раскрывать посторонним информацию о детях, и прямая просьба показать детей, годных для усыновления, чаще всего встречает обоснованный отказ. Однако руководитель детского учреждения вправе сообщить пришедшему человеку, куда ему следует обратиться, если он решил усыновить ребенка.

Другое дело, что в ряде детских учреждений (особенно в глубинке), работа в которых зачастую является единственным источником дохода для сотрудников, а передача детей в семьи несет в себе угрозу безработицы, руководство детских учреждений не стремится передавать детей в семьи. Для того чтобы сократить число передаваемых на усыновление детей, сотрудники таких учреждений могут ссылаться на различные несуществующие инструкции или же запугивать потенциальных усыновителей “проблемами” приемных детей. Некоторые сотрудники искренне считают, что ребёнку лучше находиться в государственном учреждении, так как там лучше уход, предоставляется своевременное питание, лечение, а условия проживания ребенка в семье проконтролировать невозможно. Другие, имея в своем опыте неудачные примеры передачи детей в семьи, опасаются того, что ребенку может быть плохо в семье, и приемные родители вернут его обратно.

Еще одним способом поиска своего ребенка является возможность пойти поработать некоторое время в детском учреждении. Этот способ очень надежен, но весьма тяжел морально.

Особенности процесса выбора ребенка

Прежде всего мы хотели бы обратить ваше внимание на специфику диагностики состояния физического и психического здоровья детей, находящихся в детских учреждениях. К сожалению, очень часто она бывает недостаточно объективной и полной, что приводит либо к невыявлению заболеваний у детей, либо к гипердиагностике, когда у ребенка записаны несуществующие или уже компенсированные заболевания. Довольно часто гипердиагностика встречается в специализированных учреждениях, когда ребенку ставят диагноз “олигофрения в степени дебильности” или “задержка психоречевого (психомоторного) развития”, чтобы оправдать его пребывание в данном учреждении перед руководящими органами. Как показывают обследования воспитанников, проведенные независимыми психиатрами и психологами, в специализированных учреждениях иногда до 25-30% детей имеют неверные диагнозы. Это связано с тем, что сотрудники, работающие с такими детьми, имеют доплаты около 20% к основной зарплате.

Поэтому мы советуем не пугаться “страшных” диагнозов у детей-сирот, особенно записанных в анамнезе (например, “перинатальная энцефалопатия”, “органическое поражение ЦНС”, “гидроцефально-гипертензионный синдром” и других). Помните, что многие пороки развития с возрастом компенсируются. Например, исчезает такой дефект в сердце как “открытое овальное окно”, который часто встречается у недоношенных детей. Советуем вам выбирать ребенка, основываясь не на бумагах, а встретиться с ним лично, посмотреть на него, познакомиться, и только после этого принимать окончательное решение.

На выбор ребенка довольно сильно может повлиять та информация о нем, которую вы услышите от специалистов детского учреждения. В свою очередь, на достоверность выдаваемой вам информации повлияет то, какое впечатление вы сами произведете на принимающих вас сотрудников. Здесь уместна поговорка “встретят по одежке”. Если вы понравились главному врачу или директору, то сначала вам скажут о том, чем хорош этот ребенок, какой он красивый, способный, послушный, а о недостатках или заболеваниях скажут вскользь, не акцентируя на этом внимания. Если же, по какой-то субъективной причине, работники детского учреждения не захотят, чтобы ребенок стал членом вашей семьи, то на первом месте в описании ребенка будут его болезни и недостатки, а о достоинствах будет сказано вскользь.

Также, кроме возраста и здоровья ребенка, вам обязательно следует обратить внимание на историю его жизни, узнать, где и сколько времени он находился до усыновления. Помните, что на развитие малыша огромное влияние оказывает такой фактор, как наличие (или отсутствие) материнской заботы. Трехлетний малыш, росший даже в плохой семье, сильно отличается от сверстника, воспитывавшегося с рождения в хорошем детском учреждении. Дети, длительное время находившиеся в учреждении, отличаются по развитию от “домашних” сверстников и могут психологически не соответствовать своему биологическому возрасту из-за чего кажутся младше своих ровесников.

Многие дети из-за плохого питания матери во время беременности, неблагополучного образа жизни, осложненных родов, часто рождаются недоношенными и чаще болеют, что выражается в гипотрофии и отставании в росте. Они и внешне кажутся младше детей, попавших в учреждение после некоторого времени жизни в семье. Плохое и неполноценное питание ведёт к задержкам роста и дефициту массы, рахиту и у более старших детей, изъятых из семьи. Отставание старших детей легко можно заметить по зубам, которые у них либо полупрозрачные, с горизонтальными рельефными полосами чуть выше режущей кромки, либо мелкие и поврежденные.

Впрочем, довольно часто на выбор ребенка влияет не история развития и состояние здоровья, а его внешность. Вот как описывает свои чувства и сделанный выбор одна из усыновительниц. “Выдали нам направление на выбор ребенка, и мы понеслись в один из домов ребенка. Знали бы вы, какой это стыд и мука выбирать, рассматривать и умирать от неловкости перед этими малышами от того, что ты их не возьмешь!!! Мы пробыли там долго, я много возилась с теми, с кем можно было, они славные, маленькие, но ни про одного я не почувствовала, что это мой сынок. Муж вообще чуть не плакал, сжимал челюсти, так желваки ходили. Ужасно тяжело и стыдно-стыдно-стыдно! Такими свиньями себя ощущали.

На следующий день безо всякого звонка и предварительных договоренностей мы уже стояли перед дверьми другого дома ребенка. Нас приняли и, выслушав, что нам нужен мальчик до восьми месяцев, заявили сразу – есть для вас как раз один! И назвали такую говорящую фамилию, что стало ясно, что этого малыша нужно вытаскивать отсюда, и быстро менять для него все. Пока нас вели по коридору в его группу, мы уже решили, что повторения вчерашних выбираний не будет – мы возьмем этого ребенка, каким бы он не был. Честно скажу, я очень боялась, что опять ничего не почувствую. Но так же твердо знала, что больше отказаться не смогу. Муж еще накануне сказал, что надеется на мою интуицию и выбирать в таких делах вообще не способен! Нас попросили подождать, так как малышей заканчивался завтрак. Те, кто уже поел, подбежали на ходунках к дверям и приветливо выглядывали к нам. Они были на редкость хорошенькие, очень живые, но не на одном не было написано – Он. Повторялось вчерашнее, с той только разницей, что я знала – сегодня я не откажусь. Так мы сидели перед ними на корточках и мысленно спрашивали малышей, кто они. И тут нянька докормила последнего и нам сказали – вот этот! Он ревел, сердился, пытался вернуть бутылочку, но у нас у обоих просто от сердца отлегло – заплаканный, сердитый, но Наш. Это необъяснимо, но есть такое Чувство! Потом нас уже мало волновали данные, зачитываемые из его карточки (хотя в период новорожденности малыш перенес очень серьезную операцию) – мы думали, как бы его побыстрей забрать домой”.

Кто-то берет ребенка, увидев фотографию в газете или в интернете, просмотрев сюжет о приюте по телевизору, или услышав от знакомого врача о сироте, поступившем на лечение в больницу.

Как видите, путей выбора ребенка много, и по какому пойдете вы зависит от многих, иногда случайных, обстоятельств.

Решившись на этот шаг, тщательно взвесьте свои возможности (физические и материальные). Если вы хотите взять ребенка до года, определите, сможете ли вы уйти с работы и заняться воспитанием ребенка дома хотя бы до трех лет. Стоит поинтересоваться ценами на одежду для малышей и другие необходимые ему принадлежности.

Если вы планируете взять ребенка постарше, продумайте, кто будет водить его в детский сад и забирать, кто будет провожать и встречать его из школы.

Также стоит подумать над тем, какие черты характера ребенка устроят вас (и наоборот, будут раздражать): неповоротливость, медлительность, малая активность или, напротив, подвижность, непоседливость, болтливость. Лучше всего, если он не будет вашей противоположностью, поскольку сверхактивных детей с трудом выдерживают длительное время люди со спокойным характером, а спокойные дети раздражают импульсивных взрослых своей неторопливостью.

Для того, чтобы понять, правильно ли вы определились с выбором, лучше всего посмотреть, как ведут себя дети выбранного вами возраста и пола, на примере знакомых вам детей (родственников, соседских детей). Если же у вас нет родственников с детьми, или вы лишены возможности общения с детьми, мы очень советуем вам найти время и понаблюдать за детьми соседей, пообщаться с детьми в учреждении: это поможет вам лучше оценить свое решение.

Давайте для начала попробуем определиться с основными «параметрами», т.е. решим, кого искать

В детских учреждениях и больницах находятся разные категории детей: это и школьники, отобранные из кровных семей (основной контингент), это и малыши с неопределённым юридическим положением (например, дети без гражданства), это младенцы-отказники, а также дети, чьи кровные родители отбывают наказания в местах лишения свободы. Нам, как потенциальным родителям, важно понять не только то, о каком ребёнке мы мечтаем, но и то, на какие варианты мы в принципе готовы.

Итак, по каким пунктам мы будем принимать решение?

ПОЛ

Классическая «мечта усыновителя», давно ставшая притчей во языцех и интернет-мемом, это «маленькая девочка-блондинка с первой группой здоровья, с возможностью удочерения, без братьев и сестёр». Конечно, если ограничивать выбор таким запросом, можно долго и безнадёжно объезжать органы опеки в поисках идеального варианта. Надо понимать, что мальчиков в «системе» больше, чем девочек, а устраиваемых вместе братьев и сестёр ещё больше. И если желание стать родителем для вас важнее «мечты», то насколько вы готовы расширить свои представления?

Рекомендации:

  • Если вы перенесли утрату кровного ребёнка, постарайтесь принять в семью ребёнка другого пола, чтобы не травмировать себя и его невольным сравнением.
  • Если в вашей семье рождаются только мальчики или только девочки, совсем не обязательно брать ребёнка другого пола, даже если ваше окружение ожидает от вас такого поступка. Внимательно прислушивайтесь к собственным ощущениям.

Оля, 44 года. «Вообще, у нас четыре кровных дочери. Я могла бы родить ещё детей, но наш папа категорически заявил: хватит полагаться на природу, давай возьмём «готовенького» мальчишку. Наши дочери нас поддержали, они давно мечтали о братике. В результате мы, поездив по детским учреждениям (старшие девочки ездили с нами), познакомились с двумя сёстрами, которых совсем недавно забрали в детский дом. У них умерла тётя-опекун, и девочки очень тяжело переносили своё положение. Мы решили взять этих детей, потому что захотели помочь им. Теперь наш папа смеётся, что «папа девок – это судьба». Больше мы не планируем никого усыновлять.»

ВОЗРАСТ

Как мы уже упомянули выше, основной состав интернатных учреждений – это дети школьного возраста. Малышей довольно устраивают в семьи сразу после выявления, а более старшие дети, к сожалению, оказываются в «системе» из-за того, что их кровные родители не справились со своими родительскими обязанностями.

Конечно, для упрощения взаимодействия с органами опеки и операторами баз данных нужно как-то ограничить свой запрос. Например, указать, что вы ищете ребёнка «до трёх лет», или «от пяти до восьми». Но никогда не стоит отказываться от просмотра анкет детей, которые не попадают в указанный возрастной отрезок. Возможно, вам захочется познакомиться с конкретным ребёнком другого возраста. Также необходимо помнить, что в учреждениях дети развиваются медленнее. Физически, эмоционально и интеллектуально ребёнок может значительно отставать в развитии от «домашних» сверстников. Четырёхлетний ребёнок вполне может выглядеть, как трёхлетний, а полуторагодовалый – иметь развитие и навыки шестимесячного. Возможно, на ваше решение повлияет знакомство с конкретным ребёнком «не того возраста».

Рекомендации:

  • Если у вас пока нет опыта родительства, не стоит геройствовать и сразу брать взрослого ребёнка или нескольких детей. Ваша задача не только помочь ребёнку, но и не развалить собственную семью.
  • Если в вашей семье уже есть дети, то возраст принимаемого ребёнка должен быть меньше, чем у кровных детей. Нельзя нарушать принципы семейной иерархии: в обычной семье старшие дети не рождаются после младших.
  • Если Вы хотите принять в семью ребёнка 6-7 лет, т.е. ребёнка, которому скоро идти в первый класс, помните, что ребёнку необходимо время на адаптацию. Взять семилетку в августе, а в сентябре отдать его в школу будет неправильно, поэтому нужно учитывать возможность оставить ребёнка дома хотя бы на год Будет лучше, если ребёнок пойдёт в первый класс позже сверстников, но уже адаптированный и подготовленный.

Анна и Евгений, 40 лет. «Мы как все планировали взять маленькую девочку, красавицу лет двух. Сами мы из Киргизии, поэтому прицеливались на «национального» ребёнка. Смотрели базы данных, читали форумы. Вообще, мы давно «в теме», уже много лет волонтёрим в одной известной организации. На каникулы и праздники к нам домой приезжают подростки. Кого-то мы просто берём в гости, кого-то привозим на лечение в Москву. Когда мы собрали все документы, двое из наших «подшефных» детей, мальчишки по 13 лет, попросили забрать их насовсем. Им стало обидно, что мы ищем какую-то неизвестную девочку, когда есть они, вполне известные мальчики. Нам показалось это логичным, мы оформили приёмную семью. А через полгода у нас в семье закрепился ещё один наш знакомый подросток».

КОЛИЧЕСТВО ДЕТЕЙ

В вашем «Заключении…» будет указано количество детей, которое вы можете принять в свою семью. Важно определиться с этим вопросом заранее, т.к. вам придётся подтверждать доход на каждого будущего ребёнка, и это должно быть отражено в ваших документах. Однако жизнь вносит свои коррективы. Возможно, в процессе поиска вы познакомитесь не с одним ребёнком, а с семьёй детей, или органы опеки в последний момент решать устраивать братьев и сестёр в одну семью.

Рекомендации:

  • Число принимаемых на воспитание детей не должно превышать число воспитателей. Иначе это дестабилизирует семейную обстановку. Начните с малого.
  • Ещё раз оцените свои ресурсы, в т.ч. материальные. Возможно, вам придётся пересмотреть решение о форме семейного устройства в пользу лучше финансируемого варианта. Но не стоит забывать, что увеличение финансирования влечёт за собой ужесточение контроля со стороны органов опеки.

Алексей, 37 лет. «У нас с супругой уже был сын-второклассник. Мы хотели сами родить ещё одного ребёнка, но у жены обнаружились проблемы со здоровьем. Поэтому мы приняли решение усыновить ещё одного мальчика, помладше. Когда мы приехали в приют знакомиться с тем самым «мальчиком помладше», выяснилось, что у него есть брат и сестра. Опека отдавала в семью его одного (у него инвалидность), но воспитатели всё равно познакомили нас со всеми детьми. Не знаю, как объяснить, но мы поняли, что разделять детей нельзя категорически. Нужно определяться: либо троих, либо никого. Мы забрали всех. Конечно, сначала мы оформили опеку. Усыновление сразу троих детей мы бы не потянули. Сейчас, когда финансовое положение позволило, мы всех усыновили, а потом у нас родилась ещё одна девочка».

ЗДОРОВЬЕ

Если учитывать образ жизни родителей, оставляющих своих детей в детских учреждениях, а также фактор депривации, который усугубляет состояние здоровья детей, найти «здорового», т.е. с первой группой здоровья, ребёнка практически нереально. К тому же, при проведении медицинского обследования детей, оставшихся без попечения родителей, имеют место быть как гипердиагностика (приписывание диагнозов «на всякий случай»), так и гиподиагностика (низкое выявление патологий, требующих специального оборудования и знаний узких специалистов). Картина здоровья детей в целом не очень объективна. Да и сама жизнь в детском учреждении накладывает отпечаток: часто дети, особенно в дошкольных учреждениях, меньше по весу и росту, чем их «домашние» ровесники, у них наблюдается мышечная гипотрофия, в психическом развитии заметны выраженные задержки.

Обсуждая с родными возможные проблемы со здоровьем ребёнка, обязательно нужно здраво оценить свои возможности по его лечению и реабилитации. Желательно при этом узнать о региональных программах по бесплатному лечению детей и мерах социальной поддержки детей-инвалидов.

Рекомендации:

  • Внимательно изучите типичные для детей из «системы» диагнозы. Узнайте как можно больше о том, о чём стоит волноваться, а что «само пройдёт». Например, ВИЧ-контакт и Вич+ — это совершенно разные диагнозы.
  • Очертите круг патологий, с которыми в принципе могли бы справиться, в том случае, если вам понравится ребёнок с инвалидностью. Например, потяните ли вы физически ребёнка-опорника? Сможете ли воспитывать ребёнка с умственной отсталостью?
  • Подробно ознакомьтесь с процедурой проведения независимого медицинского обследования.

Инга, 49 лет. «У нас в семье разные приёмные дети. Если честно, самым трудным для нас оказался абсолютно здоровый мальчик. У него не было проблем со здоровьем, он даже простудами почти не болел, но его поведенческие особенности заставили понервничать всю семью. Не так давно мы приняли в семью глухую девочку четырёх лет. Пока не до конца ясно, можно ли будет сделать ей операцию по восстановлению слуха, но уже сейчас мы твёрдо знаем, что примем любой исход. Моя подруга-сурдопедагог начала учить нашу дочку жестовой речи. Даже если девочка не сможет слышать, она вырастет хорошо интегрированным в общество человеком».

ВНЕШНОСТЬ

Такие понятия, как «тайна усыновления», «имитация беременности» потихоньку уходят в прошлое. Скорее, важно, насколько вы готовы принять ребёнка, который слишком сильно отличается от вас внешне. Справедливости ради, надо сказать, что благодаря процессу мимикрии с течением времени приёмные дети и их приёмные родители становятся очень похожи, вне зависимости от этнического происхождения. Дети перенимают мимику и жесты взрослых, родители невольно подстраивают свою внешность под облик ребёнка.

Рекомендации:

  • Дети, особенно новорожденные,  часто кардинально меняются после попадания в семью.
  • Если вы опасаетесь вопросов в духе «на кого же похож ваш ребёнок?», всегда можно сказать, что он – вылитый дедушка, брат, сват и т.д. Генетика причудливо мешает фенотипические черты.

Сообщение на усыновительской конференции. «Вчера впервые оказалась на «Дне аиста» в Доме ребёнка.  Пока ждала в коридоре, мимо меня провели группу из 5-7 человечков. Детки говорят как в кино или из книжки какой-то: «Здравствуйте, а вы зачем? Вы к кому?» И все с невероятным любопытством на меня смотрят. Я им поулыбалась, и они пошлепали дальше со своими провожатыми. Я чуть не умерла от нежности и жалости. Да они ещё как на подбор: такие миленькие и трогательные. Я быстренько слезы-сопли утерла и пошла к главврачу. Там все по-деловому. Достала она личные дела, зачитала основные моменты, а потом велела привести нескольких девочек. Видела я трёх. Ребята! Всю сентиментальность во мне как отрезало. Ну, ничего во мне не дернулось! Я уж потом подумала, может я вообще не способна воспринимать голубоглазых детей? Такими чужими они кажутся мне, черноглазой. Я думала, первого попавшегося схвачу и утащу скорей, а оказалось «Нет-нет-нет. Спасибо» И ещё я, конечно, знала, что от домашних детей они отличаются. Но даже между девочкой 2,2 лет и моим родным годовалым сыном просто пропасть! Буду искать дальше. Я — монстр?».

Вторым важным вопросом становится «как и где искать?», т.е. как и куда обращаться за информацией о детях

Как найти своего ребёнка

Существует единственно возможный генеральный план поиска ребёнка, а именно:

  1. получение «Заключения о возможности быть опекуном или усыновителем»;
  2. личное обращение в ООП, Региональные и Федеральный банк данных;
  3. просмотр анкет детей;
  4. получение направления на знакомство с конкретным ребёнком;
  5. принятие решения (подписание «согласия» или «мотивированного» отказа).

Однако есть и дополнительные пути поиска сведений о детях, нуждающихся в семейном устройстве. Конечно, в итоге вы всё равно должны будете обратиться в органы опеки или в Банк данных, но чем больше информации вы получите на начальном этапе, тем лучше, не так ли?

Итак, что же это за способы?

Во-первых, общение на специализированных форумах и конференциях. В интернете можно найти множество «тематических» сообществ:

  • Пошаговая инструкция на пути к усыновлению/волонтёрству на ФБ https://www.facebook.com/groups/573283759432920/
  • Конференция «Усыновление» 7ya.ru http://conf.7ya.ru/frameset.aspx?cnf=Adopt
  • Раздел «Приёмные дети» на форуме littleone.ru http://forum.littleone.ru/forumdisplay.php?f=65

Нередко в таких сообществах возникают темы «Ребёнку нужна семья», «Пиар детей», «Такие хорошие, только пока ничьи». В этих темах вы можете увидеть анкеты детей и прочитать комментарии от волонтёров, которые могли с этими детьми встречаться.

Во-вторых, интернет даёт нам возможность заглянуть на сайты различных общественных организаций и волонтёрских проектов. Там вы также сможете увидеть анкеты детей, часто более подробные, чем на сайте Федерального Банка данных http://www.usynovite.ru/db/ и Региональных банков данных.

  • Проект «Территория без сирот» http://opekaweb.ru/
  • Проект видеоанкет детей «Видеопаспорт» http://videopassport.ru/videopassport/
  • Видеоанкеты детей на сайте Фодна «Измени одну жизнь» http://changeonelife.ru/videopassport/
  • «Лист ожидания» на сайте радиопередачи «Детский вопрос» http://deti.radiorus.ru/

В-третьих, это старое доброе «сарафанное радио». Когда ваши коллеги по ШПР, друзья «в теме», виртуальные знакомые с усыновительских конференций тоже погружены в вопросы поиска ребёнка, будет не лишним наладить обмен информацией. Нередкая история, когда одни кандидаты ознакомились с тремя анкетами детей, взяли направление на одного, а про двух других готовы рассказать усыновительскому сообществу.

И, в-четвёртых, это «поиск ногами» или «чёс». Не стоит ожидать, что работники ООП и Банков данных будут сильно заинтересованы в том, чтобы найти вам «ребёнка мечты». Они просто будут выполнять свою задачу: подбирать анкеты детей по вашему запросу. Поэтому будет не лишним самостоятельно объехать все доступные вам ООП и банки данных, встать там на учёт и время от времени напоминать о себе. Бывает так, что в момент обращения на территории конкретного органа опеки нет детей, подлежащих семейному устройству, или есть дети, которых вы не готовы принять, но со временем ситуация может измениться.

Цитата из дневника приёмной мамы:

«Звонили из Банка данных.

— Мы,- говорят, — мальчика вам нашли.

— Да? Знаете, у на вот уже год как есть новый мальчик. Нам пока хватит.

— Правда?! Ой как здорово! Мы вас поздравляем. А вы не могли бы придти заявление написать, что вам больше не нужен мальчик?

И тут я понимаю, что с момента подачи нами заявления прошло 1.5 года. То есть если бы мы сидели на попе ровно, то ребенок появился бы у нас только сейчас. Бедные будущие родители. Это же с ума можно сойти за 1.5 года».

И, наконец, зададимся третьим вопросом — как узнать, что это твой ребёнок?

Как найти своего ребёнка

Рассмотрим основные стереотипы, влияющие на решение будущих приёмных родителей о выборе ребёнка.

ТРЕЗВЫЙ РАСЧЁТ

Нужно смотреть анкеты только тех детей, которые будут отвечать нашему запросу, а все остальные даже не открывать. Пол, возраст, здоровье, цвет глаз и прочие параметры должны быть заранее жёстко определены. Ни шагу в сторону.

Психолог, специалист по семейному устройству Людмила Петрановская пишет о таком подходе:

«Во-первых, сам такой подход вызывает неловкость — получается, что ребёнка выбирают, как товар по каталогу, следя, чтобы не подсунули «бракованного». Во-вторых, обычно параметры бывают заданы столь узко, что детей, им соответствующих, просто не находится. Часто за завышенными требованиями стоит неуверенность в своём решении, сомнения в том, что приёмное родительство — вообще ваш путь. Тогда бесконечный поиск «здоровой трёхлетней голубоглазой девочки без проблем с развитием» может стать способом решать задачу, не решая ее — у нас будет ребёнок, но потом, когда мы найдём такого, как надо. Возможно, для кого-то лучше так и искать, пока не надоест, поскольку подлинного желания растить приёмного ребёнка нет».

РЕБЁНОК ДОЛЖЕН ВЫБРАТЬ САМ

Если мы говорим о маленьком ребёнке, то нужно насторожиться, если он сам бежит к вам, лезет на руки, называет мамой ли папой, просит забрать его как можно скорее. Маленькие дети обычно опасаются посторонних людей, а описанное выше поведение, скорее всего, укажет нам на нарушения формирования привязанности у малыша.

К тому же позиция «пусть ребёнок решит» — это перекладывание ответственности на детские плечи. Ребёнок может не иметь семейного опыта вовсе, или хранить негативные воспоминания о жизни в семье, или просто не уметь должным образом выражать свои желания. Кандидатам лучше прислушаться к собственным чувствам: могу ли я обнять этого ребёнка? могу ли я представить, как гуляю/ем/сплю/читаю вместе с ребёнком? не вызывает ли ребёнок физиологического отторжения?

Цитата с усыновительской конференции. «Завели в кабинет – тёмненький, худенький, руки грязные, пописанные синей пастой, выражение лица грустно-расстроенное и испуганное, голос тихий, немного шепелявит, кашляет. Сначала посидел на стуле у заведующей, потом на стуле рядом со мной, потом психолог предложила «у тети Ани на ручках посидеть» – неохотно, даже как то обреченно, залез на руки. Потом сидели, собирали лего, понемножку говорили о том, что он любит. Заведующая спросила: «Можно тётя к тебе ещё придет? А ты к тёте в гости пойдешь?» На все вопросы кивал головой утвердительно».

Другое дело, если вы знакомитесь с ребёнком постарше. Его нельзя просто взять за руку и увести , важно, чтобы он сам этого захотел. Более того, дети старше 10 лет должны будут дать письменное согласие на устройство в вашу семью, и это должно быть взвешенным, продуманным выбором. На это может понадобиться время: ребёнок может переживать по поводу глобальных изменений в жизни, бояться страшного (например, известны случаи, когда персонал детского дома запугивал детей тем, что приёмные родители будут их ругать и бить), ребёнок может стесняться выразить своё желание и т.д. Не стоит спешить. Установите контакт с ребёнком, дайте понять, что уважаете его чувства и желания. Навещайте ребёнка, рассмотрите, если это будет возможно, варианты гостевого режима.

ДЕТИ НЕ КАРТОШКА

«Не могу выбирать, это неэтично». «Нужно брать, кого дают, нечего копаться». «Ведь кровного ребёнка не выбирают».

Всё так. Но в случае с рождением кровных детей на помощь матери приходит сама природа. Даже если ребёнок родился не таким красивым и здоровым, «не такого» пола и т.д., гормональный фон недавно родившей женщины позволяет принять новорожденного таким, какой он есть. В случае приёмного родительства подобной «природной» поддержки нет. Семье предстоит создавать привязанность сознательными усилиями. В этом процессе очень важно, чтобы ребёнок был принят хотя бы телесно.

Снова процитируем Людмилу Петрановскую:

«Важно понимать, что речь не идёт о единственном «вашем» ребёнке — том самом, которого необходимо найти. «Ваших детей» среди воспитанников домов ребёнка и детских домов много, большинство вполне «ваши». Но прежде чем принимать решение о том, что вы станете родителями такому ребёнку, прислушайтесь к своему природному началу. Не важно, как он выглядит, какой он национальности, и даже не важно, как он сам на вас отреагирует. Просто возьмите на руки, посадите на колени, обнимите, вдохните запах. Вам нормально? Не надо, чтобы что-то «ёкало», просто — нормально? Сопротивления, отторжения нет? Значит, ваш. В ходе повседневной заботы придёт и любовь, и чувство родства».

Ещё очень важно бывает вовремя понять, что позиция «нельзя выбирать» не ваша личная, а навязанная извне. Возможно, ваше окружение говорит об этом. Возможно, вы сами читали истории о подписанных отказах и ужасались циничности некоторых кандидатов. Принятие ребёнка – это необратимый процесс, и здесь стоит прислушиваться только к себе, что бы не советовали родственники, бывалые усыновители и священники.

Цитата с усыновительской конференции. «В ФБД нашла замечательную девчушку. Решила, что заберу её, больше никого смотреть не буду. Позвонила Регоператору, по телефону мне зачитали диагнозы (ничего серьёзного). И вот, наконец, мне вручают направление в Дом ребёнка и уже в дверях вдруг сообщают, что РЕБЕНОК ОЧЕНЬ ТЯЖЕЛЫЙ. Я сначала даже не поняла, о чём говорят. Спрашиваю: как понять? И тут мне говорят совершенно не то, что я слышала ранее по телефону.

Короче, я всё равно поехала в ДР. Когда мне привели малышку, то у меня все просто опустилось…

Принесли медицинскую карту – ужас! Просто не передать Вам свое состояние на тот момент! Перед моими глазами очаровательная белокурая малышка, а позади меня стоят два врача и зачитывают мне все эти диагнозы. И я понимаю, что не могу даже притронуться к девочке. Стою как заколдованная.

Потом мне предложили отнести девочку в группу. Когда мы зашли в их раздевалку, то малышка схватила меня за шею, так как не хотела возвращаться в свой загон. И тут у меня случилась истерика. Я минут 20 не могла выйти из туалета.

В тот день не стала писать отказ. Раньше я даже не могла раньше представить, как будет тяжело морально проходить через это. Дома я поговорила со всеми своими родными и мужем, рассказала обо всём. В результате через 8 дней я поехала и написала отказ. На душе просто ужасно. Чувствую себя какой то предательницей что ли… Хотя умом понимаю, что мы всё равно бы не потянули лечение этого ребёнка».

ЧТОБЫ ЁКНУЛО

Многим родителям хочется, чтобы при встрече с ребёнком произошло чудо – случилась любовь с первого взгляда. «Бабочки в животе», радуга на заднем плане и прочая сказка. Однако, стоит знать, что у большинства кандидатов на самом деле ничего не ёкает, а, напротив, наступает ступор. Вообще, сама мысль о том, что ты впервые видишь человека и, возможно, тебе придётся прожить с ним всю оставшуюся жизнь, изрядно пугает. И это нормально.

Любовь с первого взгляда не гарантия лёгкой адаптации и счастливой совместной жизни. Она просто означает, что увиденный ребёнок точно попадает в наши ожидания.

Если всё же «ёкнуло» — замечательно. Но стоит помнить, что принимать важные решения лучше с холодной головой.

Цитата с усыновительской конференции. «Мы так мечтали сразу найти «своего» ребёночка, но наша первая встреча с малышом была совсем другой. Никакой вообще инициативы, ребенок как плюшевый мишка — куда посадил, оттуда и возьмешь. Играешь с ним как неживой игрушкой. Мы с мужем оба испугались».

Цитата с усыновительской конференции. «Вчера состоялась наша первая встреча с Серёжиком. НАШ! Как-то мы не раздумывали про ёканье, но знаю, что ребенок НАШ! Маленький, как гномик, но болтает вовсю! Все понимает! Сначала потихоньку как-то к нам подходил, а потом уже «Я с вами!» Не хотел к воспитателю даже идти, ко мне прижался.

Сегодня к мужу первому пошел. Говорит на него «дядя» и за руку берёт, муж просто тает. Начал смеяться. Конечно, со здоровьем не всё хорошо, с глазками нам ещё лечиться и лечиться, но это поправимо. Вот сейчас тихий час, а потом опять пойдем к нему. Завтра будем подписывать согласие».

И напоследок…

  • Не стоит придавать процессу поиска такое уже огромное значение. Как говорится, «начните, а там посмотрим».
  • Далеко не всегда первая встреча решает всё. Отношения между вами и ребёнком выстраиваются не сразу. Навещайте ребёнка, общайтесь с ним, привыкайте.
  • Принятие ребёнка – это только ваше решение. Ни родные, ни общественное мнение, ни прочие обстоятельства не должны склонять вас к тому или иному выбору.
  • Не пугайте себя заранее как «Умная Эльза». Принимайте решение после того, как узнаете самого ребёнка.

Как найти своего ребёнка

Добавить комментарий