Бурятские Шаманы
В этой рубрике сайта представлен список всех бурятских шаманов. Здесь вы сможете ознакомиться с обзорами и отзывами о работе каждого из них от реальных пользователей.
Наша команда позаботилась о том, чтобы предоставить людям шаманов Бурятии, предлагающих услуги онлайн или офлайн. Мы понимаем, что выбор реального избранного духами и обладающего шаманизмом бурята может быть сложным, поэтому мы предоставляем полезную информацию для того, чтобы люди могли избежать мошенничества и получили качественную услугу. Каждый обзор на нашем сайте содержит полную информацию о методах работы шамана, его контактные данные, а также ссылки на его профили в социальных сетях. Это позволяет людям легко связаться с выбранным колдуном-знахарем из Бурятии и уточнить все интересующие вопросы.
Как формируетсяф рейтинг бурятских шаманов на нашем сайте?
Мы формируем рейтинг лучших и самых известных шаманов Бурятии на основе мнений реальных пользователей. В ТОП попадают только те специалисты, которые действительно заслуживают доверия и имеют высокую репутацию среди своих клиентов.
Если вы уже работали с каким-то шаманом из нашего списка, делитесь своими отзывами. Это поможет другим людям сформировать правильное мнение о специалисте и выбрать того, кто подойдет для решения конкретной проблемы.
Мы следим за тем, чтобы предлагать пользователям полную и актуальную информацию. Поэтому наш список лучших и сильных шаманов Бурятии постоянно обновляется. Новые колдуны-знахари, которые только начинают зарабатывать на своем даре, обязательно попадают в наш рейтинг. Мошенники же занимают заслуженное место в черном списке.
Лечение шаманами Бурятии: отзывы и цены
Цены на лечение у шаманов Бурятии могут варьироваться в зависимости от их опыта, силы шаманизма и проблем клиента. Некоторые начинающие шаманы предлагают консультации бесплатно или берут символическую плату.
Имеет значение также физическое расположение посредника в мир духов и формат предоставления услуг. Многие бурятские шаманы практикуют в Москве, при этом стоимость одного лечебного сеанса может составлять десятки тысяч рублей.
Выбирая шамана, особое внимание следует уделить его репутации. Важно получать рекомендации от других пациентов, которые уже прошли целительное лечение. Наш сайт позволяет значительно упростить поиски. Реальные отзывы о бурятских шаманах — основа нашего рейтинга. Поэтому людям можно выбирать специалистов из ТОПа для получения настоящих магически-целебных услуг.
Шаманское лечение является уникальным и эффективным методом для исцеления тела и души. Если вы ищете альтернативный способ лечения, шаманы в Москве из Бурятии или каком-либо другом городе могут предложить вам интересное путешествие в мир духовной мудрости и исцеления. Изучайте наши обзоры и оформляйте запись на прием к выбранному специалисту только после его проверки.
Вы его не найдете в туристических местах. Ну или большой риск не найти.А вот на северном Байкале, где туристов немного и большинство населения тяготеет к шаманизму (хотя русские в свое время принесли туда православие, но бурят Северного Байкала вполне может пойти проверять совет православного священника к шаману). Не каждый шаман вообще то общаться не с бурятом будет. Некоторые из них исключают такое общение и уходят жить в такие поселки где или небурятского населения нет вообще или оно в большинстве. Знаете ответ? |
Смотрите также: Ожог антифризом – какая первая помощь, лечение, последствия? Отравление яйцами: какие симптомы, признаки, первая помощь, лечение? Кто обращался на сайт ” Столица здоровье” и кому помогли при этом? Какие существуют программы помощи в избавлении от никотиновой зависимости? Антифриз попал в глаза – что делать? Первая помощь, лечение, последствия? Могут ли депутаты и чиновники оплачивать мед.помощь со своего кармана? Дисплазия суставов у собак – причины, помощь, лечение? Как подготовить ребенка психологически, не бояться лечить зубы? Изобретены глотаемые микророботы, как они устроены, как они будут лечить? В чём секрет силы слова, действий, заклинаний знахарей,шаманов, целителей? |
Где найти шаманов на Алтае и в Бурятии
Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1
Где найти шаманов на Алтае и в Бурятии
Сообщение: #1
Родные, знаю, что шаманы есть в Туве, на Алтае и на Байкале, может кто то был, там в поездках, и знает где в окресностях их найти. Как добраться и остаться в живых)))
БУДУ ОЧЕНЬ ПРИЗНАТЕЛЬНА!!!
Доехала нормально. Целую. Крыша.
-
Ana’Stasia - участник
- Сообщения: 60
- Регистрация: 02.12.2008
- Город: Москва
- Благодарил (а): 0 раз.
- Поблагодарили: 0 раз.
- Возраст: 38
- Страны: 22
Re: Где найти шаманов на Алтае и в Бурятии
Сообщение: #2
Kamal » 04 дек 2008, 18:09
На Алтае в каждом селе по шаману.
В окрестностях Чемала есть целая деревня шаманов с говорящим названием Камлак.
Народ еще прется в деревню Кулада в Каракольской Долине – там все понты вроде присутствуют с кругами, рунами и каменными бабами. Сам в Куладу не заезжал, сказать ничего не могу. Через Чемальский шаманятник проезжал – вихри враждебные не реют Но Вы, если будете, поаккуратнее там, а то мало ли что, хотя некоторым башню снести могут и цыганки в Бирюлево
“Иногда один день, проведенный в других местах, дает больше, чем десять лет жизни дома.”
-
Kamal - абсолютный путешественник
- Сообщения: 6112
- Фото: 652
- Регистрация: 16.10.2007
- Город: Москва
- Благодарил (а): 186 раз.
- Поблагодарили: 650 раз.
- Возраст: 61
- Отчеты: 1
- Пол: Мужской
Re: Где найти шаманов на Алтае и в Бурятии
Сообщение: #3
Ana’Stasia » 05 дек 2008, 00:44
Спасибульки А Вы там когда были??? Где лудше всего остановиться????
Доехала нормально. Целую. Крыша.
-
Ana’Stasia - участник
- Сообщения: 60
- Регистрация: 02.12.2008
- Город: Москва
- Благодарил (а): 0 раз.
- Поблагодарили: 0 раз.
- Возраст: 38
- Страны: 22
Re: Где найти шаманов на Алтае и в Бурятии
Сообщение: #4
Kamal » 05 дек 2008, 09:14
Я там был несколько лет назад, но шаманы вне сферы моих интересов.
В плане остановиться где, то там куча разных турбаз, по крайней мере летом работают + частный сектор. Особых проблем с этим нет, точнее не было.
“Иногда один день, проведенный в других местах, дает больше, чем десять лет жизни дома.”
-
Kamal - абсолютный путешественник
- Сообщения: 6112
- Фото: 652
- Регистрация: 16.10.2007
- Город: Москва
- Благодарил (а): 186 раз.
- Поблагодарили: 650 раз.
- Возраст: 61
- Отчеты: 1
- Пол: Мужской
Re: Где найти шаманов на Алтае и в Бурятии
Сообщение: #5
Варфарин » 05 дек 2008, 12:47
Зачем далеко ездить – их и в Москве полно!
- Варфарин
- путешественник
- Сообщения: 1087
- Фото: 3
- Регистрация: 22.04.2008
- Город: Мытищи
- Благодарил (а): 17 раз.
- Поблагодарили: 161 раз.
- Возраст: 62
Re: Где найти шаманов на Алтае и в Бурятии
Сообщение: #6
Ana’Stasia » 05 дек 2008, 20:42
Не спорю шарлатанов в Москве полным полно!!! ТОлько мне реальные нужны а не мнимые
Доехала нормально. Целую. Крыша.
-
Ana’Stasia - участник
- Сообщения: 60
- Регистрация: 02.12.2008
- Город: Москва
- Благодарил (а): 0 раз.
- Поблагодарили: 0 раз.
- Возраст: 38
- Страны: 22
Re: Где найти шаманов на Алтае и в Бурятии
Сообщение: #7
Ana’Stasia » 05 дек 2008, 20:48
Так я сейчас собираюсь Так они тож не совсем в мои интересы входят, но захотелось чего нибудь такое… надеюсь что от холода в сосульку не превращусь))) А в Бурятие Улан Удэ или Кызыле не кто не был??? Как там с этим делом??
Доехала нормально. Целую. Крыша.
-
Ana’Stasia - участник
- Сообщения: 60
- Регистрация: 02.12.2008
- Город: Москва
- Благодарил (а): 0 раз.
- Поблагодарили: 0 раз.
- Возраст: 38
- Страны: 22
Re: Где найти шаманов на Алтае и в Бурятии
Сообщение: #9
amon_ra » 15 дек 2008, 11:20
Ana’Stasia писал(а):Родные, знаю, что шаманы есть в Туве, на Алтае и на Байкале, может кто то был, там в поездках, и знает где в окресностях их найти. Как добраться и остаться в живых)))
БУДУ ОЧЕНЬ ПРИЗНАТЕЛЬНА!!!
Вот чуток писАлось…
Винский писал(а):В хате шамана был накрыт стол. Поэтому мы не только ещё пару поз затолкали в себя, но через силу пили бурятский самогон (название забыл, а запах, слава Богу – тоже)
Шаман показал свой палец. Палец произвёл впечатление. А так же фотографии из Америки, Испании, Греции, Африки, Китая и т.п. где был шаман.
Потом ездили с шаманом к пещерам, потом на Курган Силы, где, по просьбе Колямбы, шаман нас благословил и сказал примерно так:
-Да прибудет с вами Енк!
-
amon_ra - почетный путешественник
- Сообщения: 2322
- Фото: 0
- Регистрация: 03.07.2004
- Город: Kiev
- Благодарил (а): 28 раз.
- Поблагодарили: 133 раз.
- Возраст: 55
- Отчеты: 3
- Пол: Мужской
-
- Фотография пользователя
- Подписаться на пользователя amon_ra
Re: Где найти шаманов на Алтае и в Бурятии
Сообщение: #10
Ana’Stasia » 16 дек 2008, 04:44
Сергей Владимирович писал(а):Ana’Stasia
А чем шаманы Вам интересны не могли бы рассказать в двух словах?
Знакомые летали в Перу, что то с леаной смерти связано. В россии тоже подобные настои заваривают?
Не имею понятия что в России заваривают, а вообще что только не заваривают…. у шаманов сама не разу не была поэтому ни чего ответить точно не могу… А зачем ВАм настой леаны нужен???
Доехала нормально. Целую. Крыша.
-
Ana’Stasia - участник
- Сообщения: 60
- Регистрация: 02.12.2008
- Город: Москва
- Благодарил (а): 0 раз.
- Поблагодарили: 0 раз.
- Возраст: 38
- Страны: 22
Re: Где найти шаманов на Алтае и в Бурятии
Сообщение: #11
Ana’Stasia » 16 дек 2008, 04:51
amon_ra писал(а):Вот чуток писАлось…
[/quote]
А ссылочки нет на отчет???
СПАСИБО ОГРОМЕННОЕ ЗА ПОЛЕЗНУЮ ИНФУ!!!!!!!!!!!!!!!!!!!
Доехала нормально. Целую. Крыша.
-
Ana’Stasia - участник
- Сообщения: 60
- Регистрация: 02.12.2008
- Город: Москва
- Благодарил (а): 0 раз.
- Поблагодарили: 0 раз.
- Возраст: 38
- Страны: 22
Re: Где найти шаманов на Алтае и в Бурятии
Сообщение: #13
Ana’Stasia » 22 дек 2008, 11:08
СПАСИБОЧКИ ОГРОМЕННОЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕ!!!!
Доехала нормально. Целую. Крыша.
-
Ana’Stasia - участник
- Сообщения: 60
- Регистрация: 02.12.2008
- Город: Москва
- Благодарил (а): 0 раз.
- Поблагодарили: 0 раз.
- Возраст: 38
- Страны: 22
Re: Где найти шаманов на Алтае и в Бурятии
Сообщение: #14
polo79 » 26 дек 2008, 15:48
Еще шаманы есть на Урале… Но у нас они очень реальные, а не попсовые. Так просто к ним не попадешь, да многие и знать о них не знают. Выглядят как бомжи. Сам видел
- polo79
- новичок
- Сообщения: 3
- Регистрация: 26.12.2008
- Город: Урал
- Благодарил (а): 0 раз.
- Поблагодарили: 0 раз.
- Возраст: 43
-
- Подписаться на пользователя polo79
Re: Где найти шаманов на Алтае и в Бурятии
Сообщение: #15
Ana’Stasia » 08 янв 2009, 19:56
polo79 писал(а):Еще шаманы есть на Урале… ОТКУДА ОНИ ТАМ?????Так просто к ним не попадешь, да многие и знать о них не знают. Выглядят как бомжи. Сам видел
И знаете наверно?????
Доехала нормально. Целую. Крыша.
-
Ana’Stasia - участник
- Сообщения: 60
- Регистрация: 02.12.2008
- Город: Москва
- Благодарил (а): 0 раз.
- Поблагодарили: 0 раз.
- Возраст: 38
- Страны: 22
Re: Где найти шаманов на Алтае и в Бурятии
Сообщение: #17
Оllla » 12 янв 2009, 12:15
Мне доводилось бывать на Байкале, в Бурятии, в Туве, в Хакасии. Что касается шаманов, то вопрос сложный, они там есть, много, только основная масса – шарлатаны и далеко не факт, что тот самый, правльный и настоящий с Вами захочет общаться и Вас позовут на камлание. Скорее даже не позовут, а хотя бы допустят.
Моя знакомая возила в свое время европейских ученых, изучавших шаманизм, долго искала правильного, чтоб камлание показал. По результатам ученые сказали, что это цирковое представление, не более того
В Кызыле есть шаманская клиника, но нам говорили, что там тоже не сколько шаманы, сколько артисты…
- Оllla
- участник
- Сообщения: 139
- Регистрация: 12.10.2007
- Город: Москва
- Благодарил (а): 7 раз.
- Поблагодарили: 4 раз.
- Возраст: 44
- Страны: 46
- Пол: Женский
-
- Фотография пользователя
- Подписаться на пользователя Оllla
Re: Где найти шаманов на Алтае и в Бурятии
Сообщение: #18
Ana’Stasia » 16 янв 2009, 21:09
Олz писал(а):Моя знакомая возила в свое время европейских ученых, изучавших шаманизм, долго искала правильного, чтоб камлание показал. По результатам ученые сказали, что это цирковое представление, не более того
В Кызыле есть шаманская клиника, но нам говорили, что там тоже не сколько шаманы, сколько артисты…
Ну вот мне и нужно найти настоящего а не ряженного.
Доехала нормально. Целую. Крыша.
-
Ana’Stasia - участник
- Сообщения: 60
- Регистрация: 02.12.2008
- Город: Москва
- Благодарил (а): 0 раз.
- Поблагодарили: 0 раз.
- Возраст: 38
- Страны: 22
Re: Где найти шаманов на Алтае и в Бурятии
Сообщение: #19
Дмитрий П. » 18 янв 2009, 16:31
Я уже писал на этом форуме и еще раз повторю- не найдете вы на Алтае вот так запросто настоящего шамана. Они очень серьезно к этому относятся чтобы устраивать балаган перед туристами, да и ряженых что-то не встречал, хотя сейчас возможно и есть где-то. Даже людей не праздых и не дающих повода сомневаться в их уважении к алтайцам и их культуре посылают нах там, где шаманы точно есть. Наверное надо пожить с ними бок о бок долго, чтобы заслужить расположение. В свое время большевики собрали почти всех шаманов Алтая в одно место и расстреляли, поэтому эта традиция там почти прервалась, по сравнению с Тувой, которая вошла в состав СССР уже после войны и где не было таких репрессий. Там найти шаманов гораздо проще, но и там для туристов это будут ряженые, настоящие шаманы никогда не станут устраивать представление перед чужаками. На Алтае может быть интересно послушать рассказы местных людей про шаманов, иногда рассказывают действительно удивительные вещи. А вообще шаманизм там более менее сохранился в Кош-Агачском и Улаганском районах у теленгитов и телесов.
- Дмитрий П.
- активный участник
- Сообщения: 577
- Фото: 2
- Регистрация: 04.01.2006
- Город: Курган
- Благодарил (а): 4 раз.
- Поблагодарили: 29 раз.
- Возраст: 56
Re: Где найти шаманов на Алтае и в Бурятии
Сообщение: #20
Оllla » 19 янв 2009, 12:11
В Туве хоть и традиции шаманизма сильны как нигде, но еще сильны и антирусские настроения, так что шаман с незнакомыми, да еще и русскими общаться не будет 100%.
- Оllla
- участник
- Сообщения: 139
- Регистрация: 12.10.2007
- Город: Москва
- Благодарил (а): 7 раз.
- Поблагодарили: 4 раз.
- Возраст: 44
- Страны: 46
- Пол: Женский
-
- Фотография пользователя
- Подписаться на пользователя Оllla
Список форумов ‹ Экс-СССР форум ‹ РОССИЯ форум ‹ Общие вопросы о России ‹ Алтай
Комментарий
Хоринские буряты — самые многочисленные из бурят, потомки племени хори. Хоринскими бурятами называют также бурят, проживающих в Хоринском районе Бурятии. Племя хори (хоридой) расселено в Забайкалье и занимает территорию от реки Уды на севере до реки Онон на юге. Основу племени составляют 11 хоринских родов: батанай, бодонгут, галзут, гучит, саган, хальбин, харгана, хоацай, хубдут, худай, шарат. Племя хори являлось главным звеном, вокруг которого формировалась бурятская народность. Хоринский диал
ект лежит в основе бурятского литературного языка.
Этимология
Слово хори имеет двоякое значение:
повелительная форма от глагола хорихо — «запретить, предостеречь кого-нибудь от совершения того или иного поступка»;
«двадцать».
Легенда
Предание гласит, что шаманка Асуйхан, происходившая от ойрат-бурят, подвластных Чингис-хану, обитала на берегу Байкала. Однажды она встретила ревущего сивого быка. Поскольку она не имела мужа, она поверила в мысль, что Бурхан-Тэнгри послал ей быка в мужья. Вскоре шаманка забеременела и родила двух сыновей: старшему дала имя Буряадай, младшему — Хоридой. Хоридой жил на острове Ольхон. Однаджды три лебедицы спустились на край озера и превратились в трех девушек. Сняв с себя одежду и украшения, оставив их на берегу, они зашли в море и стали купаться. Хоридой сильно изумился, он взял украдкой одежду и украшения одной из девушек и спрятал. Девушки вышли из воды, две надели одежду и украшения, превратились в лебедиц, и, поднявшись в небо, улетели. А одна не могла найти одежду и украшения, отнятые Хоридоем, и осталась голой. Хоридой стал призывать свою мать-шаманку Асуйхан и молиться. Поднялся сильный холодный ветер. Девушка, замерзнув и обессилев, оказалась в обятиях Хоридоя. С тех пор они стали мужем и женой. У них родились 11 сыновей. Потомками тех 11 братьев являются хоринские 11 бурятских родов.
Живя с давних пор на острове Ольхон, Хоридой и его жена состарились. Однажды старуха сказала старику: “Я стала старой, родила 11 детей и сейчас куда я уйду от своих детей. Отдай мне мою прежнюю одежду и украшения, перед смертью хочу покрасоваться”. Старик, поразмыслив, отдал одежду и украшения. Старуха, надев их, превратилась в лебедицу и взлетела к дымоходу. Старик попытался поймать руками за ноги, но неудачно. Старуха улетела в небеса. Говорят, с тех пор она не возвращалась. Хоринские буряты считают: предок их — лебедь, береза — коновязь. Соблюдая старинные обычаи, брызгают молочной водкой в момент прилета и отлета лебедей.
Расселение
Считается, что хори пришли c северного побережья Байкала вместе с племенем первопредка монголов Буртэ-Шоно. Тогда хори носили тотемное имя нохой (собака). Хори-буряты стали причислять себя к бурятам, и называться так только после прихода русских. До этого хори представляли обособленное племя, с давней историей. До этого их называли хорёдами, хориларами, хори-туматами.
По хоринским легендам, прародитель бурят Барга-батор имел троих сыновей — Илюдэр-тургэна (Олёдоя), Буряа и Хоридоя. От Илюдэра пошли племена олют-торгутов (ойратов, калмыков), от Буряа — племена Предбайкалья. Хоридой же стал первым нойоном хори-туматов. У него были три жены — Баргуджин-гоа, дочь Баргудай — мэргэна, Шаралдай и Нагаадай. От Баргуджин-гоа у него была одна дочь — Алан-гоа, родившаяся в Ариг Усе, праматерь Борджигинов — рода Чингис-хана, от второй родились сыновья: Галзут, Хуацай, Хубдут, Шарайт и Гучид, а от третьей — Харгана, Худай, Бодонгут, Хальбан, Батанай, Саган и также близнецы Хайтал и Чинут. Эти отхончики по каким-то причинам оторвались от своего племени; одни считают, что они остались на западном берегу Байкала, а другие предполагают, что они ушли вместе с туматами на юг, третьи, — что братья умерли в раннем возрасте. У древних шаманистов дети прародителей, даже ушедшие из земной жизни, всегда считались живыми, и поэтому, наверное, долгое время большое племя хоринцев состояло из 13 родов.
Продолжая размножаться, дети стали родовичами 11 родов, и вследствие того, что имя их отца было как раз Хоридай, общее имя им, сообразно с этим, было наречено Хори. По именам сыновей и называются 11 основных хоринских родов. Это показывает, что родовая структура у хори была более устойчива, чем у булагатов и эхиритов, рассеявшихся на множество мелких родов, и родовых подразделений.
Во время монгольского владычества племя хори было уведено в Северо-Восточную Монголию, где прожило до начала XVI в., попадая в зависимость то к одним, то к другим мелким монгольским ханствам.
В конце концов, когда предводительницей хори стала дочь Буянта Засаг-хана из Внутренней Монголии и знатной хоринки Шэнэ Гэрэл, Бальжин хатан, вышедшая замуж за сына монгольского нойона Буубэй-Бэйли Дай-Хунтайжи, хори ушли из Монголии на свои земли, как они уже уходили в IX в. Вслед за ними была снаряжена погоня, Буубэй-Бэйли вернул назад своего сына, убегавшего вместе с женой, а позже настиг и Бальжин-хатан. Люди Буубэй Бэйли убили её, и, отрезав груди, бросили их в озеро, отчего то стало белым. Хори назвали это озеро Бальжин-нуур (оз. Бальзино в Агинском АО, близ Дульдурги). Хори добровольно приняли русское подданство, сами воевали с маньчжурами, известны сказания о хоринских богатырях Ажирай-бухэ, Бабжа-Барас-баторе.
Хоринцы всегда осознавали свою причастность к большой Родине Хамаг Монгол улас — Всемонгольской империи, основанной их потомком Чингис-ханом. Надо полагать, что ханские нагасанар по-особому отмечали год коня — год рождения своего великого родственника. В этот год, один раз в 12 лет, они имели привилегию посещать с высоким визитом ставки монгольских ханов в Ханбалыке (Пекин), Каракоруме и Урге. Конечно же, хоринская депутация ездила с ценными подарками: серебром, нефритом, соболями и мумие-баракшунами. По этой причине, они, вероятно, не во всем были подвластны ханским наследникам, не облагались податью-ясаком, часто не подчинялись их законам и не участвовали в военных походах.
В Забайкалье первый русский Баргузинский острог был основан в 1648 г., Удинский и Селенгинский — в 1666 г. В те же годы были сооружены Итанцинский, Кабанский и Ильинский остроги. Обитатели этих острогов, в основном, прибывали из Иркутского воеводства и имели опыт закабаления «братских» людей. Отношения хозяев острогов к местным жителям были далеко не братскими. И хоринские роды превратились в ясачных подданных Итанцинского острога. 11 родов хоринских бурят стали подданными России при Алексее Михайловиче. При нем они стали платить подушную подать, другими словами, вносить ясак.
В 1703 г. от имени императора Петра I хоринцам была жалована грамота на владение землями-кочевьями по Кударинской степи, Итанце, Селенге, Уде, Тугную, Хилку, Ане, Кудуну, Курбе, по озерам Еравны и прилегающим к ним рекам и ручьям, где хоринцы занимались скотоводством, и в лесах и хребтах — охотой. В 1749 г. указом разрешалось хоринцам жить и кочевать по любым удобным для них землям на юг от Байкала до монгольской границы.
Среди хоринских бурят религия Будды не была широко распространена. Вследствие этого было мало грамотных людей. Большинство исповедовало исключительно шаманскую веру.
Агинские буряты оторвались от хоринских бурят. С тех пор, как они откочевали при размежевании китайско-монгольских и российских земель в 1727 г., они стали кочевать по рекам Ингода и Чита в Нерчинском округе. Оттуда некоторые стали кочевать по рекам Улунга, Тура и другим, и продолжали все более переходить с места на место. Некоторые из них расположились кочевкой по ненаходящимся ни в чьем владении берегам Аги и Онона и по рекам и ручьям вблизи их. В это время они стали известны как семь родов агинских — харгана, хуацай, галзут, саган, шарайт, хубдут, бодонгут. После 1824 г. были различные переписи, во время которых агинский народ не хотел быть с народом Верхнеудинского округа и по решению губернских начальников был в 1835 г. совершенно отделен.
Ныне в степях Аги проживают в основном потомки восьми сыновей Хоридоя, потомки этих же восьми и остальных трёх — Батаная, Хальбина и Гучида — в основном населяют степи Хоринска, Кижинги, Еравны, Заиграева, Мухоршибири и Бичуры.
Хоринские рода
Галзут, Хуацай, Шарайт, Хубдут, Гушит, Саган, Харгана, Хальбин, Батанай, Бодонгут, Худай
Онгоны: Хэсэтэ хан – Бархан уула, Хойморой хугшэн – Даабай и т.д.
Божества:
Арын 13 ноед (Ольхон);
Сарбали сагаан ноен Худан, Орболи сагаан ноен, госпожа Сохондай (Хоринский район);
Хелгын эжэн — Шилсаана Буурал баабай, Хилар хатан эжи (Кижинга).
ГАЛЗУУД 10 хухууртэй:
Доргошо галзууд
Сагаатанда
Жэнхэни
Дагаахай (дагаанхан)
Хабагай
Эршэм
Ногоогоод
Дэлдэгэр
Алилхай
Монгол
Цвет полотна знамени — ярко-красный с золотым обрамлением. Языки — красные. В круге изображение собаки — тотем галзутского рода, наверху написано на кириллице «галзууд», внизу на старомонгольском.
ХУАСАЙ 8 хухууртэй:
Боохой хуасай
Онгор
Тогтор
Боршиихо
Богтор
Сагаан малгай
Хуригахан
Бабагар
Цвет полотна знамени желтый с зеленым обрамлением. Языки — красные. В круге изображение лося — тотем хуасайского рода, наверху написано на кириллице «хуасай», внизу на старомонгольском.
ХУБДУУД 8 хухууртэй:
Улаалзай хубдууд
Сагаалжа
Боригоохо
Байтай
Лиглид
Тумэршэн
Нохой
Ургаша
Цвет полотна знамени синий с золотым обрамлением. Языки — красные. В круге изображение орла — тотем хубдутского рода, наверху написано на кириллице «хубдууд», внизу на старомонгольском.
ХУДАЙ 7 хухууртэй:
Хуугэдэй
Хара тоолэй
Хундуу
Бушхэй
Зальтир
Римгид
Шалхар
Цвет полотна знамени коричневый с золотым обрамлением. Языки — синие. В круге изображение рыси — тотем худайского рода, наверху написано на кириллице «худай», внизу на старомонгольском.
ШАРАЙД 7 хухууртэй:
Худанса
Анайдай
Долоогаад
Доботой
Далтай
Гэгшэд
Сумид
Цвет полотна знамени ярко-охровый с красным обрамлением. Языки — красные. В круге изображение изюбра — тотем шарайтского рода, наверху написано на кириллице «шарайд», внизу на старомонгольском.
ХАРГАНА 10 хухууртэй:
Моотогон
Сигуудай
Байталай
Хушуун
Баряахай
Батанай
Тангад
Баатаржаан
Хуудай
Хухэ
Цвет полотна знамени черный с золотым обрамлением. Языки — синие. В круге изображение кречета — тотем харганатского рода, наверху написано на кириллице «харгана», внизу на старомонгольском.
ГУШАД 5 хухууртэй:
Хара
Шара…
Цвет полотна знамени малиновый с золотым обрамлением. Языки — красные. В круге изображение глухаря — тотем гушатского рода, наверху написано на кириллице «гушад», внизу на старомонгольском.
БОДОНГУУД 6 хухууртэй:
Оргойтой
hарьмайтай
Будан…
Цвет полотна знамени коричневый с золотым обрамлением. Языки — синие. В круге изображение кабана — тотем бодонгутского рода, наверху написано на кириллице «бодонгууд», внизу на старомонгольском.
САГААНГУУД 5 хухууртэй:
Улинхай
Убээгэй
Хушууша
Будэй
Шоно
Цвет полотна знамени белый с темно-синим обрамлением. Языки — синие. В круге изображение волка — тотем саганского рода, наверху написано на кириллице «сагаан», внизу на старомонгольском.
ХАЛЬБАН 6 хухууртэй:
Мэнгээ
Зургууд
Хоригой
Гуутар
Баригай
Мусэн
Цвет полотна знамени черный с золотым обрамлением. Языки — синие. В круге изображение колонка — тотем хальбинского рода, наверху написано на кириллице «хальбан», внизу на старомонгольском.
БАТАНАЙ 7 хухууртэй:
Тугчид
Захимха
Салдан
Боохой
Хэдэгэнэ
Малаахан
Шубгэ
Цвет полотна знамени зеленый с золотым обрамлением. Языки — синие. В круге изображение зайца — тотем батанайского рода, наверху написано на кириллице «батанай», внизу на старомонгольском.
Гимн хори-бурят
Хориин Зоной hулдэ дуун
Байгаа юртэмсын бумбэ болопон
Байгал далаймнай, аршаан суршоорэй.
Булган дайдада буусаа олоЬон
Буряад-Монголым, Бурхан, уршоогыш!
Жабхалантай,
Жаргалантай
Жагсаал хусэлнай залан урагшаа.
Хоридойн албатан,
Хун шубуун гарбалтан
Хухэ мунхэ тэнгэриин ашаар!
Анхан урданай Арын ноёдой
Алтан обоодо мургэл заяагаат,
Агуу Ерээдуйн тулоо оролдон,
Али олохон замаар харгылаат.
Дабталга
Турэл арадай туухэ гайхамшаг –
Турэ наранайнь тугууд мандана,
Туби бухэнэй тумэн айлшады
Торгон хадагаар золгон угтана…
Дабталга
Угэнь Ц.А. Жимбиевэй
Хугжэмынь Д.Д. Аюшеевэй
…
– показать
В 2017-ом году я путешествовал автостопом по России и доехал от Волгограда до Улан-Удэ. Знаете, когда передвигаешься таким способом, произойти может всё что угодно (я сейчас не о плохом). Случайная встреча может обернуться совершенно неожиданно. Так со мной и произошло знакомство с шаманизмом в Бурятии…
Я очень интересуюсь культурой, обычаями и религиями разных народов. Конечно, я мечтал увидеть и шаманов. Но я никак не ожидал, что мне повезет настолько. Думал, что мой максимум — это “представление” на острове Ольхон, на Байкале. Там периодически выступают какие-то шаманы (может просто актеры, я точно не знаю и не хочу обидеть, если это настоящие шаманы).
В общем, я поймал попутку и собирался уезжать из Улан-Удэ обратно, в сторону Иркутска. И тут заметил, что водитель несколько странно одет, а на зеркале заднего вида болтаются разные религиозные атрибуты. Мы разговорились на эту тему и вот те раз… Оказалось, это местный шаман и прямо сейчас он едет куда-то в поле, чтобы проводить обряды!
В такое совпадение трудно поверить даже мне, спустя три года. Но водитель позвал меня к ним в гости на пару дней, узнав, что я путешествую и никуда особо не тороплюсь.
Мы приехали в поле, где стоял их палаточный лагерь. Там и дети, и взрослые, и старики… Я остался у них пожить, а в обмен на еду и возможность наблюдать ритуалы стал помогать по лагерю.
За два с половиной дня я увидел как шаманы входят в транс и призывают духов (их я не видел, естественно). Все это время внутри меня шла борьба: “Верить в то, что происходит или нет?”. Да, вели они себя странно, находясь в трансе. После выхода из этого состояния их рвало. Мне объяснили, что так происходит потому, что контакт с миром духов забирает много энергии.
Я даже сам поучаствовал в ритуале очищения. Сначала меня хлестали веником, который окунали в какой-то чай с чабрецом. Потом я лизал раскаленные камни из костра. Все это было не страшно и не больно, если что 🙂
На фото ниже как раз тот самый обряд с лизанием камней. Лопатой их доставали из костра и давали лизнуть всем по кругу.
Также я наблюдал ритуальное жертвоприношение барана и затем помогал освежёвывать его тело.
Кроме меня в лагере не было русских, но на второй день случайно забрел какой-то мужичок и заинтересовался происходящим. Но он был настроен крайне скептически и даже как-то с пренебрежением поглядывал на всех. В отличие от него, я пока не смог сделать выводы. Не знаю верить или нет. По сути, ничего сверхъестественного я не увидел и не почувствовал.
Видео из лагеря шаманов. Можно услышать, как шаман разговаривает женским голосом. Говорили, что он призвал в себя дух своей бабушки.