Выбирая танцевальный клуб, родители взвешивают за и против, сравнивают и принимают решение, основываясь на правильных, с их точки зрения, вещах.
Для кого-то это территориальная расположенность и это очень правильно. В Москве логистика играет огромную роль. Особенно уверенно об этом скажут те, кто ездил через всю Москву на тренировки или тот, кто стоял в паре с партнёром из другого района. Долгая дорога — это уставшие дети, которые не в силах собраться на тренировках, частые болезни, опоздания и, конечно же, время, не потраченное на уроки или самостоятельную отработку в зале. В парах, где один из партнёров, или оба, живут далеко от зала конфликты возникают чаще и каждый нюанс взаимоотношений чувствуется острее. А потому, выбирая зал поближе к дому мы правы, ведь думаем и о себе, и о ребёнке.
Немаловажную роль играет денежный вопрос. Стоимость групповых и индивидуальных занятий, возможность бесплатно приходить на самоотработку важны и от правильной финансовой политики зависит то, сколько ваш ребёнок будет заниматься.
Имя клуба, заявленные тренера – критерий для тех, кто погрузился в тему чуть больше и понимает, что доступные по цене занятия в родной школе далеко не всегда залог успешной спортивной карьеры. Даже наоборот. Обычно это уютные домашние клубы для тех, кто хочет погрузиться в танцевальную атмосферу, потанцевать в хорошей компании и иногда блеснуть на межклубном турнире. Но если вам не посчастливилось жить недалеко от хорошего известного на всю Россию клуба, то ждать, что вы попадёте в десятку несколько странно. Так что многие «продвинутые родители» выбирают клуб.
Именно эти три критерия основополагающие для многих родителей. Логистика, деньги, клуб – краеугольный камень выбора. И как это не печально, но очень часто результатов от занятий нет.
Дело в том, что куда важнее выбрать своего тренера. Ведь танцы не просто парный, но и личностный спорт. Важно, чтобы ученик и учитель находились на одной волне, были близки по духу и по отношению к танцам, результат, занятиям, чтобы у них совпадало представление о физической подготовке, и чтобы они были представителями одной знаковой системы.
Может вы замечали, что ребёнок год занимается с одним тренером и тут попав на сборы или семинар резко меняется и прогресс в танцевании вы замечаете мгновенно. Вы думаете, что вот наконец-то длительные тренировки дали знать о себе. Но, скорее всего, речь идёт о том, что именно там ребёнок встретил «своего тренера», услышал и увидел, понял, почувствовал.
Счастье, если свой тренер нашёлся в своём зале по приемлемой для вас цене. А если нет, то танцевальная карьера под вопросом. Даже если сегодня вы видите результат, то не факт, что он сохраниться надолго. Вполне вероятно, что изо дня в день в ребёнке будет крепнуть нелюбовь и к тренеру, и к танцам.
Но как же быть? Как найти своего тренера?
Скажу сразу, что процесс этот долгий и сложный, требующий взвешенного и вдумчивого подхода. А ещё – времени и сил.
Так что для начала задайтесь вопросом о месте вашего ребёнка в танцах. Если для вас это всего лишь хобби и досуг, то просто найдите клуб рядом с домом и приятной атмосферой, с преподавателями, для которых танцы — это кайф, вне зависимости от результата.
Если вы не готовы тратить значительные деньги, время, силы на тренировки и турниры, на костюмы и укладки, то актуальна та же схема танцев для души.
К сожалению, бальные танцы как серьёзный спорт, требуют вложений и вовлечённости не только от детей, но и от родителей.
Если же вы представляете на что вы идёте и готовы на всё, чтобы ваш ребёнок блистал на паркете и не на абы каком, а на турнирах российского и международного уровня, на зарубежных площадках, то выбор клуба начните именно с тренера.
Как это сделать? Прежде всего, собирайте информацию по крупицам. Можно пообщаться с другими родителями, но помните, с чего мы начали? С совпадения. И тот тренер, который идеален для другого ребёнка может не подойти для вашего. Хотя на заметку тренера надо взять.
Составляйте списки тренеров, делайте пометки.
Добавьте в список тренеров из базы федерации. Для этого не поленитесь проанализировать в базе танцоров результативные пары и посмотрите кто их тренирует. Помните, что иногда указывают имя главного тренера или руководителя, но тогда вы поймёте о каком клубе идёт речь.
Для самых настойчивых и целеустремлённых есть другой вариант. Вы можете добавить в свой список тренеров, с которыми познакомитесь на турнирах. Увидев, как тренер взаимодействует с парами, вы можете найти нужного вам человека просто по тому, как именно он поддерживает своих учеников.
После того, как вы состоите свой список преподавателей можете приступить к разведке боем. Обзвоните всех, пообщайтесь, сходите на групповое и индивидуальное занятие к каждому. Да, это займёт какое-то время, но как говориться в одном старом мультике «лучше день потерять, зато затем за пять минуть долететь». Ведь начав тренировки позже, но у своего педагога вы быстрее увидите результат. Тем более выбирая из лучших вы ничего не теряете, ведь каждый хороший урок — это монетка в копилку танцора.
Так вы познакомитесь со всеми, кто вам интересен. И после этого не забудьте о том, что тренера вы выбираете для ребёнка и комфортно должно быть ему. Быть может к каким-то преподавателям захочется вернуться ещё и так постепенно пробуя вы найдёте идеальный вариант.
Если этот путь кажется вам слишком сложным и долгим, то можете упростить схему, но она может оказаться менее эффективной.
Составьте список из наиболее результативных клубов, а затем выбирайте тот, в котором работает больше тренеров и выбирайте педагога на месте, в своём клубе.
А то, что выбор тренера важен, пожалуй, это самый важный выбор для танцора и его родителей, можете не сомневаться. Практически все мы прошли этот путь и видели разницу между «своим» и «не своим» педагогом. Выученная за занятие схема, горящие глаза вашего ребёнка, медали и кубки, отличное настроение и стремление каждую свободную минуту проводить в зале после одного занятия с нужным человеком реальность.
Так что ищите своего тренера и будьте уверены, что это действительно работает.
Создание успешной танцевальной студии – это не только выбор удобной локации с хорошим ремонтом. Решающим фактором успеха и привлечения клиентов становится профессиональный педагог, который может виртуозно не только танцевать, но и обучать этому.
Какими критериями руководствоваться при выборе педагога, где найти тот самый «бриллиант» и как организовать эффективную работу? В поисках ответов мы опросили владельцев танцевальных школ и студий со всей страны, провели анализ информации и вывели ту самую формулу «Как найти своего идеального тренера».
«У нас очень тщательный подбор педагогов. Изначально у нас не было большого финансирования. Мы не могли позволить себе арендовать большое помещение и выделить крупную сумму на рекламу, чтобы как-то набрать группу на занятие к неизвестному тренеру. Для нас важны были люди, которые будут составлять зерно компании, к кому клиенты будут тянуться. Для нас тренеры – лица компании. Наша команда супер тщательно подбирается»
Анна Никольская, Танцевальная студия «Palestra»
Какой он – хороший тренер?
Многие ошибочно считают, что стать тренером легко. Достаточно «посмотреть видеокурс из 10 уроков, научится классным движениям и уже можно набирать группу». Владельцы студий такую позицию не поддерживают.
«Прежде чем делиться навыками, нужно ими овладеть»
Валерия, Танцевальное пространство «Атмосфера»
Опыт важен. Трудно спорить с тем, что артист, за плечами которого множество уроков, конкурсов и баттлов не умеет танцевать. Так танцоры самореализуются и становятся конкурентоспособными.
«Я сама руководитель и основатель студии. У меня образование артиста балета и балетмейстера, я училась в ГИТИСе. И плюс как артист я достаточно долго работала в «Русском Национальном балете». Объездила всю Европу, Америку. Опыт колоссальный. И поэтому, конечно, в команду я тоже подбираю людей, у которых будет хороший опыт. У меня нет цели сэкономить и взять человека без образования, который научился по видео что-то вести. Я лучше возьму тренера с опытом, профессионала и буду ему чуть больше платить, но в моем понимании это будет квалифицированный человек»
Анна, Танцевальная студия «Palestra»
Стоит признать, некоторые владельцы танцевальных школ отметили, что могли бы взять человека без опыта и доучить его, если бы тот показал хорошие результаты как тренер и педагог. Делаем вывод, чтобы научить клиента нужно уметь объяснять и передавать свой опыт.
Очень известная тема:
«Можно быть очень хорошим танцором и никаким тренером». И это сплошь и рядом. Поэтому у нас на собеседовании всегда есть часть, где мы танцуем с претендентом, работаем в паре»
Маргарита Алешина, основательница студии танцев Pro Am «Dance Capital» Маргарита Алешина
В этой ситуации руководитель ставит себя на место ученика и пытается понять, справится ли претендент с ролью педагога.
Клиенту должно быть психологически комфортно. Все-таки танцы «при свидетелях» для многих – выход из зоны комфорта. Тренер должен помогать ученику раскрыться, перестать стесняться. Для этого нужно уметь коммуницировать и правильно общаться с учеником. Тренера должны понимать.
«Если он (прим. будущий тренер) классно исполняет и умеет научить – это круто. Но если я вижу на пробном уроке, что человек совершенно не может коммуницировать и объяснять, чего он хочет от своей аудитории, то он не сможет с нами работать»
Анна, Танцевальная студия «Palestra»
Такой позиции придерживаются многие владельцы студий. Люди перестанут посещать занятия, если не будут понимать за что платят деньги.
И конечно, тренер должен развиваться сам. Танцы – динамичное движение. Новые стили появляются регулярно, какие-то выходят из моды. Важно следить за тенденциями, если хотите оставаться на плаву.
«Мы берем человека и предлагаем ему разные пути развития. Ежемесячно, ежегодно работаем с тем, чтобы наши преподаватели обучались. В профессиональном плане мы привозим каких-то современных танцоров, известных и популярных, и водим наших на мастер-классы. Также у нас есть занятия по оказанию первой медицинской помощи, например. Важно, нужно, необходимо постоянное обучение»
Валерия, Танцевальное пространство «Атмосфера»
Итак, делаем вывод:
Хороший тренер и высшее образование.
Должен ли тренер иметь корочку из вуза или колледжа? Вопрос спорный.
Классическая база – основа для хорошего танцовщика. В учебных заведениях артисту дают основные танцевальные навыки. После такой подготовки развиваться в новых направлениях в разы легче.
«У нас при приеме на работу очень ценится, если у претендента есть базовое балетное образование. Или высшее образование в области педагогики балета. Если у претендента есть высшее образование, то мы смотрим какой институт он окончил. Обычно мы знаем, где и какие педагоги, что и как преподается. Можно сделать выводы уже по тому, где человек учился. Если у претендента есть и училище, и высшее образование – это прямо супер»
Анна, Студия «Palestra».
Школа Анны специализируется на балете и контемпорари – современном сценическом танце.
Важно понимать, что классическое образование – не панацея. Это скорее основа и база, и при приеме на работу в первую очередь будет ценится техника танцора, а не стопка его дипломов.
«Есть классические направления, например, эстрадные танцы, контемпорари. Для их исполнения нужна классическая база. У нас работают преподаватели из школ танцев, из колледжей искусств. Они этой базой владеют. Но если речь идет о современных танцах, вопрос другой. Такому в вузах не учат»
Наталья, Танцевальная студия «YES»
Занятия с детьми – отдельная категория. Здесь речь скорее о психологии, нежели о технике. Если в случае со взрослой группой тренером можно стать благодаря высоким профессиональным навыкам, то для детей и подростков необходимы особые компетенции – педагогическое образование.
«Если это касается детской группы, то мы, конечно, смотрим на наличие педагогического образования или педкурсов. Мы хотим, чтобы человек имел представление, что дети – очень мягкая натура и с ними нужно аккуратно. Мы не только обучаем детей танцевать, на тренировках происходит пусть и поверхностный, но процесс воспитания. Поэтому важно, чтобы человек имел представление о возрастной психологии, детских особенностях. Это важно и для ребенка, и для родителей, и для нас»
Валерия, Танцевальное пространство «Атмосфера»
Вывод: высшее или среднее образование в танцах не будет лишним. Это база танцовщика. Но еще важнее – навыки тренера. Хороший педагог ценится за свою технику и стремление к самосовершенствованию, а не за количество часов, проведенных в вузе. Исключение – работа с детьми. Педагогические компетенции тут необходимы и с этим не поспоришь.
Где искать своего идеального тренера?
Правильного ответа на этот вопрос нет. Каждый работодатель пользуется источником, который ему доступен и понятен. Самый популярный – сарафанное радио.
Профессиональные танцовщики посещают соревнования, мастер-классы и другие мероприятия. Там они, так или иначе, общаются со своими коллегами, находят новые знакомства и потенциальную команду.
«Танцевальный мир очень тесен. Изначально наверно всем танцорам, которые что-то из себя представляют в Санкт-Петербурге понятно, кто такая я. А мне понятны все те танцоры, которые что-то из себя представляют в Санкт-Петербурге»
Маргарита, Основательница студии танцев Pro Am «Dance Capital»
Еще один способ – кастинги. Владельцы студий часто выкладывают у себя в социальных сетях объявления о поиске нового члена в команду, собирают заявки и объявляют смотр.
«Мы ищем тренеров через социальные сети, объявляем кастинг. Люди и так нам постоянно пишут, что хотят работать. Мы высылаем им анкету. У нас сейчас в базе более двухсот человек. Но немногие из них нам подходят. Кастинг мы устраиваем раз в сезон. В среднем из тридцати человек, которые приходят, берем одного. Претенденты приходят и танцуют, заранее заполняют формы»
Анастасия, Студия «OK dance»
Существует еще один интересный способ. Назовем его «воспитание собственного тренера». Владельцы танцевальных студий отмечают: в их практике бывали случаи, когда их ученики совершенствовались и прокачивали навыки, а после набирали свой класс и начинали учить людей. И справлялись с этим вполне неплохо. Поэтому такой вариант поиска своего идеального тренера нельзя исключать из этого списка.
К сервисам по поиску работы, например HH.ru, владельцы студий прибегают в разы реже. Но как один из вариантов поиска соискателя их отметать нельзя. Свое резюме на таких сайтах может оставить как начинающий танцор, так и профессионал с большим опытом.
Корпоративная культура для приятной погоды в команде
Текучку не любит никто. Особенно в таком бизнесе, как школа танцев. Клиент привыкает к своему тренеру – тот уже знает его возможности, понимает психологию, умеет расслабить и сделать занятие комфортным. Покидая студию, тренер часто забирает с собой и клиентов. Грамотные учредители танцевальных школ стараются такого не допускать.
Крепкую команду создают два незыблемых столпа – достойная зарплата и атмосфера в коллективе.
Труд тренера должен оплачиваться достойно по меркам рынка – эти люди отдают много физических и моральных сил, чтобы клиент был доволен. Для собственного развития им также нужны средства. Если вы хотите получить классного профессионала – оцените его труд по достоинству.
Дружная команда, хороший руководитель – еще один повод с радостью возвращаться на работу. Если человек чувствует поддержку и уважение, то он не захочет уходить от вас. Грамотный руководитель не должен быть равнодушным к своим подчиненным. Дайте тренеру уверенность, что его не уволят и не лишат дохода, если он будет вынужден взять внеплановый отгул или больничный.
«Я, как танцор, понимаю, что педагоги получают гораздо меньше, чем они заслуживают. Конечно, в будущем мне бы хотелось больше платить своим тренерам, повышать их уровень жизни. Я понимаю, что нужно много вложить, чтобы стать хорошим танцором. Второе – это атмосфера в студии. То, как мы общаемся, наши уютные красивые залы, понятное расписание. Это нужно творческим людям»
Анастасия, Студия «OK dance»
Иногда от тренера придется отказаться вам. Это вполне нормальное желание – собрать в своей команде эффективных кадров. Обычно, чтобы группу не пришлось распускать уже после старта занятий, тренера к работе допускают постепенно. Сначала дают один класс, потом несколько персональных тренировок. Если человек показывает классный результат, занятость увеличивают. На такой пробный период в среднем уходит плюс/минус месяц.
А каким должен быть хороший тренер, мы уже рассказывали выше.
Эффективный тренер.
Представьте, вы собрали свою идеальную команду. Перед вами – профессионалы с горящими глазами, готовые поделиться своими навыками с другими. Как организовать работу так, чтобы не перегрузить своих работников?
Максимально эффективно, согласно мнению экспертов, тренер работает 3-4 часа в день. Больше 6 часов физической активности тяжело вынести даже профессионалу. К тому же, педагог может совмещать преподавание в вашей школе с другой деятельностью, например, учебой. Пусть человек поработает меньше, но покажет классный результат, чем проведет много бесполезных занятий и отвадит клиентов.
Количество человек в группе для тренера чаще всего не играет большой роли. Главное – размер зала, где занятие проходит. Чем меньше площадь, тем меньше группа. И ученикам, и тренеру должно быть комфортно на занятиях. Никто не захочет толкаться и уворачиваться от конечностей соседа во время тренировки.
Половая принадлежность и возраст не играют для работодателей весомой роли. Как мы уже говорили, главное в эффективном тренере – навыки и умение объяснять. Танцы преподают как мужчины, так и женщины любого возраста. Главное – отдача и результат на работе.
«Пол и возраст не имеют значения. Ни национальность, ни религиозная принадлежность. У нас работают танцовщики из других стран, и они прекрасно справляются и пользуются популярностью»
Валерия, Танцевальное пространство «Атмосфера»
Теперь становится понятно, что найти хорошего специалиста для своего бизнеса не так уж и сложно. Если вы будете следовать нашей формуле «Как найти идеального тренера», то уже очень скоро соберете сильную команду.
Помните, на эффективность танцовщика весомую роль оказывает то, как работа организована в самой студии. Не перегружайте своих тренеров, составляйте понятное расписание, сохраняйте конкурентоспособную зарплату и приятную атмосферу в коллективе. Тогда люди начнут сами приходить в вашу компанию.
Теперь становится понятно, что найти хорошего специалиста для своего бизнеса не так уж и сложно. Если вы будете следовать нашей формуле «Как найти идеального тренера», то уже очень скоро соберете сильную команду. А поддержать хорошую техническую организацию вам поможет CRM-система от AppEvent.
Удобная и понятная в использовании внешне и многофункциональная внутри, она точно станет той самой недостающей составляющей успешной студии.
Приятная атмосфера в коллективе + Хорошая организация работы = Успех студии
Сегодня расскажу о том, как собрать классную команду в свою школу танцев: где найти преподавателя, как разобраться, подходит он вам или нет и правильно договориться об оплате.
Как найти преподавателя
Первый путь – разместить объявления о вакансии на самых популярных сервисах: Avito, Юла, Head Hunter, Работа.ру, в сообществах соцсетей – любых пабликах, где могут быть потенциальные преподаватели. Заявите, что вы ищете учителей, расскажите, кто вам нужен.
Второй путь – спросить у друзей, есть ли у них знакомые учителя танцев, нуждающиеся в дополнительной занятости.
Третий вариант – прийти на фестивали, конкурсы и другие события, где можно напрямую познакомиться, пообщаться с танцорами и предложить им работу в вашей студии.
Как понять, подходит вам соискатель или нет
Первое, на что нужно обратить внимание – профессионализм, есть ли у соискателя опыт. Безусловно, большой плюс, если танцор уже преподавал. Но если нет – это не страшно.
Второй параметр – харизма. Если вам человек понравился, вам хочется с ним общаться, скорее всего, вашим ученикам также захочется с ним взаимодействовать. Следовательно, харизма есть – берем. Харизмы нет или неприятно с человеком общаться – сразу отказываемся, потому что вы скорее всего не сработаетесь.
И третье – это инициативность. Если преподаватель хочет готовить учеников, достигать каких-то высот, делать номера, мероприятия внутри студии – очень большой плюс и на это стоит обратить внимание.
Как договориться об оплате
Здесь два варианта:
- Фиксированная оплата. Вы договариваетесь на конкретную стабильную ставку независимо от количества учеников, от стоимости ваших занятий и т. п. Пришел преподаватель, отработал час и получил свои 600, 1000, 1 000 000 рублей.
- Процентная оплата. У вас есть оборот, вы знаете, что группа приносит, к примеру, 3000 рублей. И вы решаете, что какой-то процент от этой группы отдаете учителю.
Обычно 30% – минимальная ставка, которую я рекомендую отдавать преподавателю. Далее, если он показывает хорошие результаты, можно двигаться вверх до 60% в пользу преподавателя.
Как оформить договорные отношения
Может быть три варианта.
Первый – не заключаете договор. По сути, вы договариваетесь на словах. Но все равно я рекомендую фиксировать ваши разговоры хотя бы в переписке в мессенджерах или по почте. Это нужно на случай, если вы где-то что-то забыли, о чем договаривалась. Всегда можно вернуться и прочитать, чтобы не возникло недопонимания.
Второй вариант, когда вы заключаете договор. Я рекомендую заключать договор ГПХ, когда вы не нанимаете учителя, а договариваетесь с ним на сдельную оплату. В этом случае все налоги, страховые взносы преподаватель берет на себя сам и самостоятельно с этим разбирается. Вы платите только фиксированную стоимость часа или часов в месяц.
Третий вариант максимально простой. Вы договариваетесь как два индивидуальных предпринимателя, два юридических лица. Он оказал вам услуги и все. Никаких налогов, никакого официального оформления и дополнительных трат у вас не будет. Каждый платит налоги сам за себя. Именно этот вариант я рекомендую выбирать, чтобы избежать лишних трат и постараться извлечь максимальную прибыль для себя.
А дальше
Самый важный момент, когда вы уже сработались – не потерять преподавателя. Не довести до ситуации, чтобы он у вас увел группу куда-то в другой зал.
Очень важно всегда думать о мотивации – что вы можете предложить. Подумайте, почему преподаватель может работать у вас, а не пойдет открывать свой зал. В чем ваша ценность.
Я предлагаю из самых успешных учителей делать своих партнеров, совладельцев. Старайтесь замотивировать преподавателя так, чтобы ему было выгодно у вас работать.
Самое первое, что можно сделать – повысить ставку. Не получиться платить больше, чем ваша рентабельность. Вы не можете отдать деньги, заложенные на аренду зала, рекламу и так далее. И когда ставка достигает максимума, нужно придумать, как дальше мотивировать, если вы не хотите потерять человек.
Я предлагаю мотивировать в проценте от общей прибыли студии. Также можно оплачивать преподавателю его обучение. Например, когда топовые учителя студии за ваш счет на мастер-классах, участвуют в фестивалях. Это классная практика, держит преподавателей и это можно эффективно использовать.
Научиться любому делу без помощи тренера или наставника сложно. Бывает так, что «самоучки» зазубривают ошибки, исправлять которые потом довольно трудно. Более того, любая спортивная активность, в том числе танец, при неразумных занятиях могут привести к травме – именно поэтому хороший тренер, особенно на начальных этапах, просто необходим.
С помощью мастера спорта по спортивным бальным танцам, тренера и основательницы школы Ideal Dance Ольги Тарасовой разбираемся, как правильно выбрать тренера для себя или для ребенка, если вы решили, что хотите заниматься танцами.
Что важно учесть при выборе тренера
Точно также, как и при выборе друзей и круга общения, обратите внимание на личность человека перед вами. Оцените то, как потенциальный тренер двигается, одевается, как он разговаривает. Из этих деталей сложится представление об общем уровне образования и воспитания педагога – вы же точно не хотите слышать в процессе занятия отборную ругань или оскорбления.
Это, разумеется, крайности – но если тренер склонен к жесткой и повелительной манере общения, то вам или вашему ребенку может быть некомфортно заниматься с ним. Это отразится на результате – обратите внимание.
Сделайте вывод и о том, как тренер относится к своей работе: особенно важно, если вы отдаете в студию ребенка. Оцените, как он разговаривает с другими учениками: боятся ли его дети, уважают ли, любят ли. Любовь к профессии невозможна без уважения к ученикам.
Наконец, оцените профессионализм потенциального тренера. Каких учеников он вырастил? Добились ли они результатов? Кто сейчас у него занимается – близки ли эти люди вам по духу? А если отдаете ребенка – хотите ли, чтобы ребенок был похож на тренера, перенимал его манеру общения?
Как понять, что перед вами – настоящий профессионал
Главные достижения тренера в бальных танцах – это не только личные сертификаты и победы, но и уровень и победы учеников. Если тренер вырастил не одного спортсмена высокого уровня, за которыми вы или ваш ребенок сможете тянуться и ориентироваться на них – смело оставайтесь. Также стоит больше узнать о том, какой системы преподавания придерживается тренер, на чем он акцентирует внимание в первую очередь.
Домашняя работа
Прежде чем приходить на занятие, попробуйте найти информацию о тренере. Что можно сделать:
- посмотреть социальные сети тренера – о чем и как он пишет, уделяет ли внимание достижениям учеников, какие его ценности, увлечения;
- пообщаться с родителями или другими учениками, оценить результаты.
Что делать, если тренер не нравится?
В случае если на занятиях происходит что-то, что вам не нравится, попробуйте для начала поговорить с педагогом – и в случае собственных занятий, и занятий ребенка. Любой адекватный тренер постарается услышать вас, определить проблему и скорректировать свое поведение, ведь у всех учеников разный уровень подготовки, как физической, так и психологической. Кроме того, у всех разные ожидания от занятий.
Когда нужно заканчивать
На первом занятии возникло ощущение, что “что-то не то”, но сам класс прошел результативно. Как быть? Рекомендуется продолжить ходить на занятия — желательно, в течение месяца. С первого раза понять полную картину трудно – возможно, у тренера был тяжелый день или случились личные проблемы. Особенно это важно учесть для детских занятий: нужно больше времени для «притирки».
Ваша задача на танцевальном классе — это результат, а не налаживание дружеских связей, поэтому важно ориентироваться именно на наличие или отсутствие прогресса. Если же имело место откровенно некорректное поведение или вещи, которые для вас совершенно неприемлемы, – меняйте педагога.
Выбор тренера — дело ответственное, и, к сожалению, не всем везет с первого раза. Постарайтесь уделить этому достаточно времени и сил, ведь от подхода и эмоционального совпадения с педагогом будет зависеть итоговый результат. Главное, на что стоит обратить внимание — результативность и отсутствие чрезмерного давления на занятиях. Не забудьте и о том, что мелкие разногласия проще решить в диалоге, чем жесткими решениями о смене тренера.
������ 3
������, ��������! ����������, � ��� ������� �������� – ��������� ���� �������� ���������� � �����������, �������-�� ������� ��������� ����� � ����� �� ������� ������. �� ���, ���������?
����� ��� ���������� � ����� ����������� ��� � ���, ���� ��� �� ������� � ����� ���������, ��� ��� ������ �������� �� ��?
�����-�� ������, ���� � ����������� � ����?
����� �� �������, ��� �������� 98% �����. � ������ ����� ������ – ��� �� �����������, ������ �� ���� ������� � ���� ��� ���? ���� ����� �� ����, ��� �� ���� ������. ����������� – ��� ���� �� ��� ���������, ������� ���������� ��� ������� ������, ���
� ������� ������. �� ����, ���� �� ���������� ���� ����������, ���������� ����� � ��������� ������ – ����� ��������� ����� �� ������������ ���������. �����, ���� ��� ������ �� �������, ��������� ����. � ���� � ����?
�� ����� ������, � ������������� ������� ������� �� �������� � ������� �������, ����� �� ������ ��� ����, ���� ������ ����������, �� � ��� ����, ����� ����������� ���� �� ����� ��������� ���������.��� ��, ��������� ����� ��� �������, ��������� ��� ��
����������, �� ���� ��� �������� ����� ������ � ��������� ��������.
����� ��� ������� � ������� ���������� ������������ �������, �� ��������� ������� ����� ����� – ����� ������� � ��������� ������������ �� ���������� ����� ���������.
�������, ����� �� �����������, ��� � ��� ������� ������ ��� ������� ����� ��������. �� ����� ����� � � ����� ����? ������� ������ �� �������? ������� ������������ �������? �������� ��� ����� ������ ��������� ��� ������, ������� ������� � �����.
��� ������� ������� � ����?
����� ���������������� ������, � ������� ���������� ���������� ��������, ��� «����������� ���� �/��� �������!».
��� ������ ���������� � ������������ �������������.
������� ���������� �������� ������������ ������� ���������� ��������. ���� ���� ���� � ����� – � ����� ������������� ��� ������� (��� ��� ��������). ����, ��� ���������� �������� ������� N, H ��� � (��� ������� �� �����������, � ������� ����������� ������������ ����).
����� ���� ������ D,C,B,A. ��� �������, ������ ����
��� ����� ����������. �������� �� ����� �������� S,M � ������������. ������ ����������.
������ ������������ � ������������ � ������������ �����������. ��� ������� ������� ���������� �����, �� ����� ��������������� �� ����. ����� ���� – �������� ����� �����, �������� �� ���������. ��� ��������� �����������, ��� ������� ���� ��������� � ��������� �����.
N (��� � –�����-�����) –���, ��� ��������, �����, ��� �������� ���, ��� ������ ����� ���������� �������, � ��������, � ����.
����� ���� E (������ � �����), D , � � � ������. �� ������� �� ����� � � ����� ������ ����� 5-7 ���, � ����������� �� ������������ � ������������� ����������. ��� ��������� ������. � ��� ������� (��� ��������) ��������� ����, ������ ��������� � ������, ��������� �����, ������� � ��������� ��� ����������.
����� ����� ����� ������� ������: �, S,M. � ��������, �� ����� ������ ���� �� ���� � ��������� ����������. ��� � � ������ ���� ������������� ��������� ������� – ������� �����������, ������ � ������� �������, ������������ ������� � ������� ��������.
��, ����, � ����� ������� ������� ���������� ��-���������� ����������, ����� �������������, ������ ���������. ������, � ������ ���� ����������� ��� ��, �� ��� ��� ��� ����� �������
�����. � ��� ����� � ���� ������� – ������ �� ��� ��������� �� ������ ������� ���������� ��������, ������ ��� ���� ���������� � �����, �������� ��� ���� ��������� ���������� � ��������. ������������� – ��� ������ �������� ������� ���������. �������� ������� ���� �� ����.
��� ���, �������� � �����..��������.
����� �������� ��������� ��������� ������� – ������ ������ ���� ��� ������� �� ��� ������ ���� �������.
��� �����������, ����� ������ ������ �� �������������� ��������. (�� ���� �� ��������� �����).
����, �� ������ ������ ������� �� �����. �������, ������� ������� � ����, � �� �� ��������� ������ ����� � ��������� �� ��� �����, �������� ���������� � ������ � ������������ ������ � �������� ����������� ���� �������. � ����� �� ��������� – ��-�� ��� �� ��: �����-�����, � ���������� ���. ������ ������� �� �����, ��� �� ��������� �� �������� � ��������� �� ����������. � �� ������� ���������� ����� – «����� – ��� �� ��� ���!». ��� «���
� ��� �������». � ������ ����������� ������ �������� ������ �� �������: «�� ����� ����������!». �������� ��������? �� ���� ��� ���, � ��� ��� ����� �������!
���� � ���, ��� �� �������, �� ��� �������������� � ������ �������� � ������ ������� 90% ����������. � ���� �� ����� ���������� ���� ����� �� ������� ��������� � ��������, ���� � �����, �� ����� ������� �������� ��������. ������ � ����������� «��� ��������»:
1. ������ �� ������ ������� ������ ����� ������� ��������. ���� ������� ���������� �� ������-�� ������, ��� �� ������, ��� �� ������ ������� ����� �������. � �� ��� �����, �������. ��-������, ���� � ����������, � ������ ����� �������� ����� ��������. ������� �� ����� ������, ��� ���� � �������� � ����� ��� �� ������������, ��� ������� �������������� ������ ���������.
2. ������ ������ ���� ����������� ��������, ����, ��� �������, ������������� ��������. � ��� ����� ����. ���������� ����� – ����� ���������� ������������� �����. ������� ���������� �������� � ����������� ����� ����� (������ ���). � ���� ������� ������ ����� ����� 5 ��� �����, �������, ������� �� ���� ��� ����������. ����� ������ � �� � ������ ��������� ��������, ������� ��������� �����-�� �����, � ����� ��� ��������� ����� � ��� � �����, ������� � ������ «�������»
��� �����, ��� ���������������� � ��������, ������� 20 ��� �� ����� �� �����������.������� � �������� ������� ����� ������, ����� � ����� ���� ������� ����� ������� �����.�� ���� ����� ���� �������� ������-�� ����������, � �� ������ ��������� ����-�� �������, �� ��� ���� �����.
3. � ������ ������� ������. ����� ������ ��� ���� ������� �� ������� �� ���������, �� ���, ��� ����������, � ����. ��� �������� ��������, ������� ��������� ������������ ��������, ������� �� ����������� � �����������. ��� �������, ��� ��� � ������� �������. �� ��� �������� ��� �� ��� �� ������. �� ������ ������ ��� ����� ��� �� ��������, ��� ����������� ����������, ��� ��� ��� ������, ��(�) ��� �������� ��� ���������, � ��� ����� �� ���������. ���� ���, �� ��������� ��-�������.
4. ������ ����� ���������� � �����: ������� ���������� ���, � ������ ��� ������ (������). ���� � ����� ��� 20-25, � �� ��� ������ 2 ���� ����� � �����, ��������� D ��� � – ������ ���������� ������. �����, ����� � ����� ������������� �, S � �, ������ � ��������� ���������� (���� ��� �������� ������ ���������� ������, ���� � ������, ����� ��� ��������� ������������ � ��� ����� � ��������� ��� �������). ������ ���������� ���������� ������, �� ��� ����� �� ���� ������.
��-������, ��� �������� � �������� �������� ������ ���� ����� ����, ��� �������� (������������, �����������). �� ���� �� ����� ����������������, ��� �������� � ������������� ����. ������� ����� ��������, ���� ������ ������ ��������� ��� ������, � �� ��� ����. ��������, ��� ������� �������. � �������, ���� ������������� ���� �� �����, � ��������� ����� ��� ������ ������, � ��� ������ �������, � ��� � ������������� ��� ��������, ��� ������, �����������. ��� ���������� ����� �� ��������, ������� ������
����� ����������, ���� ������ ������ ����������� � ����� ��������.
5. ����� ����� ������ ������ ����� ������ ; «���� �� ������ ������� �������?». ��� ���������� �������� �������� ����� ������ ������ – ����� ���� ������� � ����� �/��� �������� �������� �����. �������� � ��� � ����� �� ��� �� ������, ���� �������� �����, � ��� ��������� ��������� ���� – ��� ����� ������� ������ ������� ������.
6. � ��� ������������ ������ – �������� ������ �������. ���� ��� ����� ��������� ����������� ��������� � ���.
�������, ��� ���������� “�������������” ������� ����� ������ � ��� ������, ����� �� �������� �� ��������� – ��������, �������� ����� ��� ������������ �����. ���� �� �� “������ ��� � ������ �����”, �������� ���������� �� ��������:
- ���������� ������� “���� �������” – ������ ������ ���� �� ��� ������ ���� �������.
- ������ ������ ��� ������� ��������� � ���������
������!
��� ��� �������� �������� ������� �������, ������� ����������� �� ������������� ������ (��� �������, �� ���� � ������), � ������ ���� ��������� �����. � ����� ��� ������ ������� ����������� ����� ����������. � ������� ��� ��������� � ������.��� ��� ��� ������ ������ ����� ������������ � ���.
����������� «������� �������» � ��������� �������, � ������:
������������ – ����� ��� ���?
��� ����������, ��������� �� ������ ������ �������������?
����� ���������������� ������ ��������� ��������.