Как найти свои акции на приватизацию

В 1992 – 1994 годах в России была проведена ваучерная приватизация. С точки зрения государства – вынужденная мера, которая преследовала цель создания класса частных собственников. Сбербанк выдавал ваучеры – приватизационные чеки бесплатно, номинальная стоимость каждого составляла 10 тысяч рублей, а все предприятия страны – активы были оценены в 140 млрд рублей.

В реальности ценность ваучера определялась тем, куда его вкладывали. Часть населения свои ценные бумаги продала и получила мгновенную несущественную выгоду от приватизации госимущества. Другая часть отнесла свои сертификаты в чековые инвестиционные фонды. Остальные граждане стали владельцами акций предприятий и крупных госкомпаний, получив взамен именные сертификаты.
Сейчас, спустя 27 лет, около 7% этих акционеров до сих пор задаются вопросами: «Остались ли у меня ценные бумаги какого-либо предприятия?», «Что делать в случае, если документы были утеряны?», «Можно ли заявить о своих правах, если сертификаты были переданы по наследству?».
Комментирует адвокат, преподаватель Московского финансово-юридического университета Алексей Назаркин.

При наличии документов

Условно разделим акционеров на тех, кто знает, куда вложил ваучер, и тех, кто не помнит, и кто не имеет сертификатов на руках.
Обладателям этой информации в первую очередь необходимо зайти на сайт Федерального общественно-государственного фонда по защите прав вкладчиков и акционеров, ведь большинство компаний – 482, куда инвестировало население в периоды во время ваучерной приватизации и после нее, разорились. Их полный список можно посмотреть в Реестре юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (www.fedfond.ru).
Такие вкладчики могут рассчитывать только на компенсационные выплаты от государства. За ваучер 10 тыс. по номиналу, вложенный в компанию до 1998 года, то есть старыми деньгами, 10 рублей. После девальвации, начиная с 1999 года, вложенная сумма возвращается в том же объеме, если не превышает 35 тыс. руб. То есть если акционер вложил дополнительные средства, например, 70 тыс. руб., сегодня он все-равно получит не более 35 тыс. руб. – максимальную сумму выплат. Для ветеранов ВОВ эта сумма – не более 250 тыс. руб.
Если компания до сих пор существует, что запросто можно проверить в интернете, то вы официально являетесь держателем акций, даже если она прошла реорганизацию. Как РАО «Норильский никель», например, превратилось в ОАО «Горно-металлургическая компания «Норильский никель».
Если вы не успели обменять ценные бумаги на новые, как в 2002 году это сделали 98% владельцев акций «Никеля», то это не значит, что они пропали. Необходимо обратиться в отдел по работе с акционерами, где сотрудники подскажут, каковы ваши дальнейшие действия, сколько вам принадлежит ценных бумаг, на какие выплаты за прошедшие годы и дивиденды вы можете рассчитывать.
В случае, если человек просто сохранил ваучер и ни на что не обменял, никакие денежные средства он за него не получит. Приватизационные чеки имеют сроки действия, которые давно прошли.

Если сертификат утерян

Если сертификат утерян, но название компании известно и она существует, то можно быть уверенным, что информация о вкладчиках есть. Она хранится в обязательном порядке реестродержателем. По запросу документы поднимут, а ваши права сразу или после вступления в наследство, в любом случае, будут учтены – обращаемся в нужный нам отдел компании или ищем реестродержателя.
Когда ничего не известно, но «бабушка рассказывала, что акции точно есть», поройтесь в старых бумажках. Во-первых, ценные бумаги именные и, конечно, должны были приходить ежегодные письма акционерам.
Во-вторых, могли сохраниться договоры купли-продажи или любые другие документы. Важно иметь хоть какую-то зацепку.
Сложнее всего найти информацию только по имени и фамилии. Реестра, где хранились бы все данные акционеров, просто не существует. В Фонде по защите прав вкладчиков и акционеров есть реестры двух компаний, которые когда-то были переданы туда по решению суда. В остальных случаях можно обратиться только к реестродержателю.
Конечно, можно походить по разным регистраторам, что называется, на удачу. Выбрать их «методом тыка» и в каждом запрашивать данные по ФИО, но результат не гарантирован. К тому же если данные домашнего адреса или счета в реестре были неверными, а посылаемые дивиденды постоянно возвращались, при этом владельцы акций долго не объявлялись, то эти акции просто могли украсть по подложным договорам. Такие случаи известны – это что-то наподобие выморочного имущества (выморочное имущество – это категория наследуемого имущества, на которое в силу определенных обстоятельств не могут претендовать или отказываются от получения наследники умершего, – Ю. М.).
В этом случае нужно обращаться в суд, но обязательно иметь подтверждающие документы. По его решению или исполнительному листу владение акциями будет восстановлено.

Юлия МИТРОФАНОВА.

Коллеги на этом ресурсе все чаще затрагивают политические темы, которые имеют правовой контекст. Вот и я хотел бы поделиться своими соображениями насчет одного из ключевых событий в истории новой России – приватизации государственного имущества.

Важность этого вопроса объясняется тем, что приватизация 90-х сформировала основы нынешней социальной структуры общества и политической системы государства, то есть фундамент той реальности, в которой мы существуем сейчас.

На мой взгляд, будет весьма любопытно оценить приватизационные процессы с позиций выявления их реальных целей и действительного смысла, применив тем самым распространенные сейчас методики оценки фактических обстоятельств.    

Публично смысл приватизации сводился к справедливому распределению государственной собственности между гражданами страны и созданию класса «эффективных и ответственных» собственников, по факту же целью была передача  собственности небольшой группе «инициативных» граждан, причем заведомо без какого-либо возмещения с их стороны и выгоды абсолютного большинства граждан.

Процесс приватизации в России состоял из нескольких связанных между собой последовательных мероприятий, направленных на достижение обозначенной выше цели, тем самым  здесь была реализована популярная и ныне схема цепочки технических действий (сделок), которые маскирую конечную цель.

Либерализация цен

Формальная цель: создание рыночных механизмов регулирования экономики – свободного спроса и предложения.

Действительный смысл: изъятие у населения значительных личных накоплений за счет их обесценивания и ограничение  возможности широкого участия граждан  в приватизационных процессах.     

Ваучерная приватизация

Формальная цель: пропорциональное распределение национального достояния между гражданами страны.

Действительный смысл: создание механизма, который позволил с минимальными затратами сконцентрировать приватизационные права (ваучеры) и направить их на льготное приобретение акций ограниченной группой “соискателей” (при формальном соблюдении права каждого на долю в национальном достоянии). Задача была решены путем свободного обращения ваучеров и создания чековых инвестиционных фондов, которые собирали ваучеры  якобы для целей инвестирования в промышленные активы, фактически же – для скупки акций в пользу заинтересованных лиц.     

Приватизация промышленности (или большая приватизация)

Формальная цель: создание эффективной экономики, основанной на частной собственности.

Действительный смысл: формирование условий для концентрации собственности в руках ограниченной группы. Технология здесь была не хитрой:  предприятия выкупались «советским» менеджментом (красные директора) с последующей уступкой  контроля предпринимательскому сообществу. При этом ни директора, ни предприниматели не несли реальных расходов на приобретение акций – средства были получены за счет трансфертного ценообразования при реализации продукции самих предприятий.

Залоговые аукционы   

Формальная цель: привлечение государством частного финансирования для покрытия бюджетных расходов под залог акций крупных промышленных предприятий.

Действительный смысл: передача государственных активов в руки заинтересованных лиц. Как и в случае с «большой» приватизацией, покупатели не понесли реальных расходов – цена акций была значительно ниже рыночного уровня, а оплата производилась за счет государственных средств, размещенных на счетах банков, связанных с покупателями.  

На мой взгляд, власть не имела злонамеренной и корыстной цели в реализации фактического плана приватизации, она всего лишь использовала ясный ей сценарий, когда активы передаются под контроль ограниченной и персонально понятной группы лиц, а не абстрактной массе миноритарных собственников-акционеров.

Но, как быто ни было, абсолютное большинство граждан страны было введено в заблуждение в отношении реальных целей приватизации, а сам процесс передачи государственных активов в частные руки носил притворный характер: формальный смысл приватизационных мероприятий не совпадал с действительным.      

Проводя аналогии с гражданским законодательством, можно утверждать, что политическая сделка приватизации государственного имущества, которая была реализована в период с 1992 по 1997 году, ничтожна как притворная (ст. 170 ГК РФ).

Можно ли в этой ситуации добиваться если не реституции, то хотя бы компенсации в пользу «населения»  со стороны государства и/или бенефициаров приватизационных процессов?        

Вопрос, конечно, риторический. В оценке приватизации, как ни странно, между разными политическими силами сформирован относительный консенсус.  

Президент еще в 2003 году (на фоне истории с ЮКОСОМ) заявил, что результаты приватизации священны и  пересматриваться не будут. Надо сказать, что слово свое он сдержал – тренда на оспаривание приватизационных сделок не возникло ни в государственной политике, ни в судебной практике.

Со своей стороны «ключевой» оппонент власти  (борец с коррупцией, берлинский пациент и просто Блогер), по поводу ревизии итогов приватизации  высказался довольно туманно, предложив выборочно обложить некоторых владельцев бизнеса разовым налогом, компенсируя, таким образом, потери бюджета при передаче соответствующих производственных активов.

Однако ставить точку в этом вопросе  все-таки рано. Масштабные манипуляции в ущерб интересам абсолютного большинства, чем бы они не объяснялись, в нынешнем мире не проходят бесследно и полагаю, что на первых же выборах, которые будут предполагать конкуренцию (не партий, а – идей и подходов) эта тема, безусловно, всплывет.

Все это означает, что российский бизнес, который владеет приватизированными в 90-е годы  предприятиями (или их правопреемниками), будет продолжать нести соответствующие риски, пока не этот «первородный грех» не будет искуплен тем или иным способом.

Размещённые в настоящем разделе сайта публикации носят исключительно ознакомительный характер, представленная в них информация не является гарантией и/или обещанием эффективности деятельности (доходности вложений) в будущем. Информация в статьях выражает лишь мнение автора (коллектива авторов) по тому или иному вопросу и не может рассматриваться как прямое руководство к действию или как официальная позиция/рекомендация АО «Открытие Брокер». АО «Открытие Брокер» не несёт ответственности за использование информации, содержащейся в публикациях, а также за возможные убытки от любых сделок с активами, совершённых на основании данных, содержащихся в публикациях. 18+

АО «Открытие Брокер» (бренд «Открытие Инвестиции»), лицензия профессионального участника рынка ценных бумаг на осуществление брокерской деятельности № 045-06097-100000, выдана ФКЦБ России 28.06.2002 (без ограничения срока действия).

ООО УК «ОТКРЫТИЕ». Лицензия № 21-000-1-00048 от 11 апреля 2001 г. на осуществление деятельности по управлению инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами и негосударственными пенсионными фондами, выданная ФКЦБ России, без ограничения срока действия. Лицензия профессионального участника рынка ценных бумаг №045-07524-001000 от 23 марта 2004 г. на осуществление деятельности по управлению ценными бумагами, выданная ФКЦБ России, без ограничения срока действия.

(в ред. Федерального закона от 31.05.2010 N 106-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1. Под информационным обеспечением приватизации государственного и муниципального имущества понимаются мероприятия, направленные на создание возможности свободного доступа неограниченного круга лиц к информации о приватизации и включающие в себя размещение на официальном сайте в сети “Интернет” прогнозных планов (программ) приватизации государственного и муниципального имущества, перечень федерального имущества, приватизация которого осуществляется без включения в прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества на плановый период, сформированный и утвержденный в порядке, предусмотренном подпунктами 3.1 и 3.2 пункта 1 статьи 6 настоящего Федерального закона, решений об условиях приватизации соответственно государственного и муниципального имущества, информационных сообщений о продаже государственного и муниципального имущества и об итогах его продажи, ежегодных отчетов о результатах приватизации федерального имущества, отчетов о результатах приватизации имущества, находящегося в собственности субъектов Российской Федерации, муниципального имущества.

(в ред. Федеральных законов от 03.07.2016 N 366-ФЗ, от 31.07.2020 N 293-ФЗ, от 14.07.2022 N 320-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Официальным сайтом в сети “Интернет” для размещения информации о приватизации государственного и муниципального имущества, указанным в настоящем пункте, является официальный сайт Российской Федерации в сети “Интернет” для размещения информации о проведении торгов, определенный Правительством Российской Федерации (далее – официальный сайт в сети “Интернет”). Информация о приватизации государственного и муниципального имущества, указанная в настоящем пункте, дополнительно размещается на сайтах в сети “Интернет”.

(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 366-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(п. 1 в ред. Федерального закона от 29.06.2015 N 180-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. Информационное сообщение о продаже государственного или муниципального имущества, об итогах его продажи размещается также на сайте продавца государственного или муниципального имущества в сети “Интернет”.

Информационное сообщение о продаже государственного или муниципального имущества подлежит размещению на официальном сайте в сети “Интернет” не менее чем за тридцать дней до дня осуществления продажи указанного имущества, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.

(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 366-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Решение об условиях приватизации государственного и муниципального имущества размещается в открытом доступе на официальном сайте в сети “Интернет” в течение десяти дней со дня принятия этого решения.

(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 366-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(п. 2 в ред. Федерального закона от 29.06.2015 N 180-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Информационное сообщение о продаже государственного или муниципального имущества должно содержать, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом, следующие сведения:

(в ред. Федерального закона от 29.06.2015 N 180-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1) наименование государственного органа или органа местного самоуправления, принявших решение об условиях приватизации такого имущества, реквизиты указанного решения;

2) наименование такого имущества и иные позволяющие его индивидуализировать сведения (характеристика имущества);

3) способ приватизации такого имущества;

4) начальная цена продажи такого имущества;

5) форма подачи предложений о цене такого имущества;

6) условия и сроки платежа, необходимые реквизиты счетов;

7) размер задатка, срок и порядок его внесения, необходимые реквизиты счетов;

8) порядок, место, даты начала и окончания подачи заявок, предложений;

9) исчерпывающий перечень представляемых участниками торгов документов и требования к их оформлению;

(пп. 9 в ред. Федерального закона от 29.06.2015 N 180-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

10) срок заключения договора купли-продажи такого имущества;

11) порядок ознакомления покупателей с иной информацией, условиями договора купли-продажи такого имущества;

12) ограничения участия отдельных категорий физических лиц и юридических лиц в приватизации такого имущества;

13) порядок определения победителей (при проведении аукциона, специализированного аукциона, конкурса) либо лиц, имеющих право приобретения государственного или муниципального имущества (при проведении его продажи посредством публичного предложения и без объявления цены);

14) место и срок подведения итогов продажи государственного или муниципального имущества;

15) сведения обо всех предыдущих торгах по продаже такого имущества, объявленных в течение года, предшествующего его продаже, и об итогах торгов по продаже такого имущества;

(пп. 15 введен Федеральным законом от 29.06.2015 N 180-ФЗ)

16) размер и порядок выплаты вознаграждения юридическому лицу, которое в соответствии с подпунктом 8.1 пункта 1 статьи 6 настоящего Федерального закона осуществляет функции продавца государственного или муниципального имущества и (или) которому решениями соответственно Правительства Российской Федерации, органа государственной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления поручено организовать от имени собственника продажу приватизируемого государственного или муниципального имущества.

(пп. 16 в ред. Федерального закона от 01.04.2019 N 45-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4. При продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности акций акционерного общества или доли в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью также указываются следующие сведения:

(в ред. Федерального закона от 29.06.2015 N 180-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1) полное наименование, адрес (место нахождения) акционерного общества или общества с ограниченной ответственностью;

(в ред. Федерального закона от 29.06.2015 N 180-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2) размер уставного капитала хозяйственного общества, общее количество, номинальная стоимость и категории выпущенных акций акционерного общества или размер и номинальная стоимость доли в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью, принадлежащей Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию;

(в ред. Федерального закона от 29.06.2015 N 180-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3) перечень видов основной продукции (работ, услуг), производство которой осуществляется акционерным обществом или обществом с ограниченной ответственностью;

(в ред. Федерального закона от 29.06.2015 N 180-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4) условия конкурса при продаже акций акционерного общества или долей в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью на конкурсе;

(в ред. Федерального закона от 29.06.2015 N 180-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

5) сведения о доле на рынке определенного товара хозяйствующего субъекта, включенного в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов;

6) адрес сайта в сети “Интернет”, на котором размещена годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность и промежуточная бухгалтерская (финансовая) отчетность хозяйственного общества в соответствии со статьей 10.1 настоящего Федерального закона;

(пп. 6 введен Федеральным законом от 29.06.2015 N 180-ФЗ)

7) площадь земельного участка или земельных участков, на которых расположено недвижимое имущество хозяйственного общества;

(пп. 7 введен Федеральным законом от 29.06.2015 N 180-ФЗ)

8) численность работников хозяйственного общества;

(пп. 8 введен Федеральным законом от 29.06.2015 N 180-ФЗ)

9) площадь объектов недвижимого имущества хозяйственного общества и их перечень с указанием действующих и установленных при приватизации таких объектов обременений;

(пп. 9 введен Федеральным законом от 29.06.2015 N 180-ФЗ)

10) сведения о предыдущих торгах по продаже такого имущества за год, предшествующий дню его продажи, которые не состоялись, были отменены, признаны недействительными, с указанием соответствующей причины (отсутствие заявок, явка только одного покупателя, иная причина).

(пп. 10 введен Федеральным законом от 29.06.2015 N 180-ФЗ)

(п. 4 в ред. Федерального закона от 11.07.2011 N 201-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

5. Утратил силу. – Федеральный закон от 29.06.2015 N 180-ФЗ.

(см. текст в предыдущей редакции)

6. По решению уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации в информационном сообщении о продаже государственного или муниципального имущества указываются дополнительные сведения о подлежащем приватизации имуществе.

7. В отношении объектов, включенных в прогнозные планы (программы) приватизации государственного и муниципального имущества или перечень федерального имущества, приватизация которого осуществляется без включения в прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества на плановый период, сформированный и утвержденный в порядке, предусмотренном подпунктами 3.1 и 3.2 пункта 1 статьи 6 настоящего Федерального закона, юридическим лицом, привлекаемым для организации продажи приватизируемого имущества и (или) осуществления функции продавца, может осуществляться дополнительное информационное обеспечение.

(в ред. Федеральных законов от 31.07.2020 N 293-ФЗ, от 14.07.2022 N 320-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

8. С момента включения в прогнозные планы (программы) приватизации государственного и муниципального имущества акционерных обществ, обществ с ограниченной ответственностью и государственных или муниципальных унитарных предприятий они обязаны раскрывать информацию в порядке и в форме, которые утверждаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

(в ред. Федеральных законов от 11.07.2011 N 201-ФЗ, от 29.06.2015 N 180-ФЗ, от 31.07.2020 N 293-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

9. Со дня приема заявок лицо, желающее приобрести государственное или муниципальное имущество (далее – претендент), имеет право на ознакомление с информацией о подлежащем приватизации имуществе.

В местах подачи заявок и на сайте продавца государственного или муниципального имущества в сети “Интернет” должны быть размещены общедоступная информация о торгах по продаже подлежащего приватизации государственного или муниципального имущества, образцы типовых документов, представляемых покупателями государственного или муниципального имущества, правила проведения торгов.

10. Информация о результатах сделок приватизации государственного или муниципального имущества подлежит размещению на официальном сайте в сети “Интернет” в течение десяти дней со дня совершения указанных сделок.

(в ред. Федеральных законов от 29.06.2015 N 180-ФЗ, от 03.07.2016 N 366-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

11. К информации о результатах сделок приватизации государственного или муниципального имущества, подлежащей размещению в порядке, установленном пунктом 10 настоящей статьи, относятся следующие сведения:

(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 366-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1) наименование продавца такого имущества;

2) наименование такого имущества и иные позволяющие его индивидуализировать сведения (характеристика имущества);

3) дата, время и место проведения торгов;

4) цена сделки приватизации;

5) имя физического лица или наименование юридического лица – участника продажи, который предложил наиболее высокую цену за такое имущество по сравнению с предложениями других участников продажи, или участника продажи, который сделал предпоследнее предложение о цене такого имущества в ходе продажи;

(в ред. Федерального закона от 01.04.2019 N 45-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

6) имя физического лица или наименование юридического лица – победителя торгов, лица, признанного единственным участником аукциона, в случае, установленном в абзаце втором пункта 3 статьи 18 настоящего Федерального закона.

(в ред. Федерального закона от 14.07.2022 N 320-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(п. 11 в ред. Федерального закона от 29.06.2015 N 180-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Добавить комментарий