— Давайте определимся с ключевыми понятиями — что вообще такое детская психотравма?
— Психологической травмой называют пугающее, опасное, угрожающее жизни или эмоциональному благополучию событие. Соответственно, детские травмы происходят в детском возрасте — до 18 лет.
Прежде всего важно разобраться, чем травма отличается от стресса. Эмоциональное или психологическое напряжение, вызванное повседневными ситуациями, принято называть стрессом. Ребенка невозможно вырастить без стресса. Любой ребенок в любой ситуации сталкивается с жизненными вызовами: это и выход на детскую площадку, и встречи с другими детьми, и различные ограничения — например, нельзя питаться только сладостями. Всё это стресс. Конечно, ситуации стресса для ребенка дискомфортны, но он в состоянии с ними справиться, приложив некоторые усилия.
Психологическая травма — это сильное негативное воздействие, справиться с которым ребенку не удается в силу возрастных особенностей. Это случается, когда событие превосходит способности ребенка к адаптации. Травму может спровоцировать одно событие — допустим, автомобильная авария. Второй вариант: травма может быть вызвана регулярным повторением одной и той же сложной ситуации — например, буллинг или жестокое обращение с ребенком в семье.
— Где проходит граница между стрессом и травмами, с которыми ребенок не может справиться?
— Травма прежде всего связана с переживанием угрозы, опасности для себя самого или окружающих. Кажется, всё очевидно: не купили очередную игрушку — это стресс, а столкновение с хулиганом в темном переулке — травма. На деле всё не так просто.
Представим бабушку, которая всё время рассказывает ребенку, что он бестолковый. Ко мне приходила заниматься десятилетняя девочка, ее забирала бабушка и каждый раз говорила: «А как сегодня наша бестолковая девочка?» Я боролась с этим и отвечала ей: «Не знаю, кого вы имеете в виду, ко мне ходят только толковые девочки». Представьте, что девочка слышит подобное каждый день. Когда тебя один раз назвали бестолковым, это может остаться стрессом. Когда такое происходит регулярно, то вполне может привести к травме.
Важно понимать: ситуацию не всегда можно объективно охарактеризовать как травму. Ребенок может оценить ситуацию как травмирующую или как нормативную — восприятие во многом будет определяться индивидуальными особенностями ребенка и реакцией окружающих его взрослых. Что для одного человека станет психотравмой, другой воспримет спокойно.
— Как понять, что ребенок получил травму?
— Реакции ребенка на травму могут быть краткосрочными и отсроченными. Краткосрочные — это эмоциональные и поведенческие изменения. В эмоциональном плане ребенок может стать капризным, плаксивым, возбудимым, агрессивным. У него будет эмоционально неустойчивый фон. В поведенческом плане дети, которые переживают травму, могут давать широкий спектр реакций. Кто-то становится пассивным и заторможенным — ребенок может воспринимать происходящее вокруг как опасное и стараться избегать неприятных ситуаций. С другой стороны, ребенок может, наоборот, демонстрировать излишнюю поведенческую активность — становиться агрессивным, непослушным, трудно управляемым.
Порой складывается впечатление, что ребенок легко и быстро справляется с травмой. Здесь важно не торопиться и помнить, что последствия могут проявиться позднее.
В долгосрочной перспективе психологическая травма накладывает отпечаток на всё личностное развитие и может сказаться по-разному: кто-то будет стремиться к излишнему контролю, чтобы избежать непредсказуемых ситуаций, а кто-то — избегать близких отношений, ведь «меня всё равно не полюбят, зачем к кому-то привязываться».
— Какие дети находятся в группе риска?
— Поскольку психологические травмы не ограничиваются происходящим в семье, то однозначно на этот вопрос ответить невозможно. Любой ребенок может столкнуться с природным катаклизмом или пожаром, а это вполне себе травма.
Если же сфокусироваться на травмах, полученных в семье, прежде всего это дети из дисфункциональных семей, в которых родители демонстрируют асоциальное или антисоциальное поведение. Большое внимание стоит уделять детям из семей, в которых родители разводятся.
Есть такая шутка: если у вас есть мама и папа — у вас уже два повода ходить на психотерапию.
Нужно понимать: мы не можем предугадать, что именно для ребенка окажется травмой. Внешне в семье всё может выглядеть благополучно — и родители любящие, и все поддерживают друг друга. А что на самом деле там происходит и как ребенок это воспринимает — большой вопрос.
— Как правильно вести себя родителям, чтобы минимизировать риск травмы?
— Часто первое и вполне понятное желание родителей — защитить ребенка от любых негативных воздействий. Однако в результате ребенок не учится справляться с жизненными вызовами, и малейшая неприятность может казаться ему непреодолимой.
Например, я сейчас занимаюсь с семилетним мальчиком из полной и очень любящей семьи. Он пошел в школу, впервые оказался в детском коллективе и любое разногласие между детьми воспринимает как опасность.
Подстелить соломку не получится, но можно заложить фундамент, благодаря которому многие стрессовые ситуации не превратятся в травмирующие.
Детско-родительские отношения — то, насколько родители помогают ребенку почувствовать себя любимым и принятым, — это основа, на которой складывается способность справляться с жизненными сложностями.
Важна профилактика травмы — ощущение безусловной любви и безусловной поддержки.
Когда ребенок знает, что его любят и никакие его действия не могут стать поводом лишиться этой любви, он будет лучше справляться со стрессовыми ситуациями.
Кроме того, надо развивать у ребенка способности справляться с жизненными вызовами. Здесь я бы хотела подчеркнуть два момента — умение переживать негативные эмоции и умение искать альтернативные выходы из ситуации.
Во-первых, не надо бояться того, что ребенок испытает негативные чувства, будет расстроен, обижен или рассержен. Это неотъемлемая часть его развития и взросления. Не нужно защищать его от подобных переживаний, но и утешать и обесценивать не стоит. Вместо фраз типа «Ну что ты так расстроился, это всего лишь игра» лучше сказать «Да, это и правда обидно».
Во-вторых, важно учить ребенка искать выходы из трудных ситуаций. Необходимо не решать проблему за ребенка, а помогать ему найти ресурсы, чтобы справиться с ней. Мы говорим: «Да, это неприятно, но что можно сделать в этой ситуации? Как ты считаешь? Как можно поступить, какие есть варианты поведения?» С одной стороны, мы всегда поддержим и поможем. С другой — мы верим в его возможности справляться с возрастными стрессовыми ситуациями самому.
«Я знаю, что справлюсь. В меня верят, меня любят, и я могу справиться» — вот это очень важно.
Психологическая травма может быть связана с завышенными ожиданиями от ребенка со стороны взрослых. Когда мы ждем от ребенка, что он заговорит по-английски раньше, чем начнет ходить. И, если говорить о профилактике травмы, серьезное внимание стоит уделить тому, какой уровень ожиданий мы предъявляем ребенку и как реагируем на его неудачи. Важно дать ребенку почувствовать, что ошибка и неудача — это не страшно, а нормально.
— Что делать, если ребенок буквально на наших глазах попал в травмирующую ситуацию? Как помочь?
— Прежде всего, необходимо обеспечить ребенку ощущение защищенности, максимальной стабильности и предсказуемости. Будьте рядом, найдите способ поддержания физического контакта — обнимайте ребенка или держите за руку. Изменения привычного образа жизни лучше отложить на будущее.
Часто дети много спрашивают про травмирующее событие. Важно дать им ответы на все вопросы, с учетом возраста, ситуации и индивидуальных особенностей.
Ситуация травмы связана с сильными переживаниями, и важно дать ребенку возможность эти переживания проговаривать. Не утверждать, что ничего в этой ситуации страшного нет. Наоборот — да, это страшно, ты очень испугался, но я рядом, я тебя поддержу.
Когда первая реакция на острую травму пройдет, можно искать способы, как справиться с последствиями. Если ситуация очень сложная и решения вы не видите, стоит обратиться к психологу.
— Как на переживание травм влияют гендерные стереотипы и установки?
— Мужчины «должны быть» сильными, им нельзя проявлять чувства, поэтому они чаще реагируют путем подавления и сверхконтроля. Мальчики зачастую выбирают вариант не чувствовать, подавить, заблокировать для себя возможность эмоционального реагирования.
Женщинам социум разрешает эмоционально реагировать и не требует от них быть сильными, поэтому они чаще выбирают вариант зависимого поведения и беспомощности. Но это именно результат социальных норм.
Воспитание в семье алкоголиков будет травматично для всех — и для мальчиков, и для девочек. Вопрос в том, что из этого извлекает ребенок.
Психолог Альфред Адлер считал, что на нас влияют не события как таковые, а тот смысл, который мы им придаем. Вот ребенок вырос в дисфункциональной семье и сформировал ощущение «Я ничего не могу, я беспомощен, я не могу ни на что влиять». Хорошая новость в том, что здесь очень многое связано с детскими выводами, поэтому в процессе психотерапии можно разобраться и сформировать устойчивую внутреннюю позицию с более конструктивными для себя, работающими выводами и научиться на нее опираться.
Что бы ни произошло, что бы ни случилось с нами в детстве, это не повод сказать: «Я ничего не могу сделать, потому что мои родители развелись». Это повод сказать: «Мои родители развелись, я придал этой ситуации такое-то значение и вот так с этим живу. Я могу попробовать отнестись к этому по-другому сейчас, когда я взрослый и у меня есть больше жизненного опыта».
— Как сформировать для себя эти новые устойчивые позиции?
— Психологи работают в нескольких разных моделях, и некоторые стратегии могут отличаться. В своей практике я стараюсь сначала обеспечить безопасность — атмосферу принятия, в которой человек сможет выражать любые свои переживания. Важно, чтобы ему было безопасно и комфортно со мной работать. На следующем этапе мы будем прорабатывать и вытаскивать, что именно произошло в детстве, анализировать истории. Попробуем реконструировать выводы, к которым клиент пришел в детстве, и найти пути к освобождению от травмы.
На всех этапах я работаю над тем, чтобы усилить у человека ощущение взрослости. Это очень важно. Я стараюсь поддерживать у клиента чувство, что он хорошо справляется. Так у него появится уверенность в собственной состоятельности. Когда мы начинаем обсуждать, как можно изменить устойчивые реакции, которые сложились из-за травмы, это ощущение помогает найти альтернативные стратегии поведения.
— Какие способы можно использовать, чтобы помочь себе без обращения к психологу?
— Если есть негативный детский опыт, с ним порой можно справиться самостоятельно, анализируя историю своего развития и пробуя новые модели поведения. Если же речь идет именно о травме, ощущении угрозы и сверхсильном воздействии, самому справиться довольно сложно — без помощи психолога вряд ли обойтись.
Несмотря на это, помочь себе можно. Важно признать, что вы переживаете последствия травмы. Часто взрослые могут вытеснять, направленно забывать историю своего взросления или обесценивать ее. Так, одна моя клиентка долго не могла вспомнить ни одного события, произошедшего с ней до пятнадцати лет, настолько успешно она вытеснила из памяти физическое и эмоциональное насилие в своей семье.
Травма всегда сопряжена с сильными переживаниями. Легализуйте свои чувства — разрешите себе чувствовать то, что чувствуете.
Понимание, что именно происходит внутри вас, очень важно. Ведь частая реакция на травму — блокирование этих эмоциональных проявлений.
Связанное с травмой переживание угрозы и невозможности с ней справиться нередко приводит к ощущению собственной несостоятельности. Поэтому забота о себе — важнейший навык для переживающих последствия детской травмы. Стоит уважать свои интересы, осознавать свои потребности и стремиться их удовлетворять. Это не значит, что вы должны в любой ситуации ставить себя на первое место. Но умение позаботиться о себе и держать в фокусе собственные переживания — очень важная составляющая в преодолении травм.
Ну и наконец, важно найти для себя новую историю. Если вы столкнулись с травматической историей, попробуйте разобраться, какой багаж из нее вы для себя вынесли. Попробуйте проанализировать себя, посмотреть, есть ли ситуации, в которых ваше поведение обусловлено детским опытом. Периодически напоминайте себе, что ваши детские выводы — не объективная реальность, а реакция на то, что когда-то с вами случилось. И начните искать новые варианты поведения, которые мог бы выбрать взрослый и уверенный человек.
— Теперь понятно, что можно сделать для себя. А что можно сделать для другого? Допустим, вы начинаете жить с человеком и оказывается, что у него есть детская травма, которая омрачает совместную жизнь.
— Ключевой момент — партнер не может быть психотерапевтом. Вы можете помочь близкому человеку понять, что происходит, и поддержать его в намерении получить квалифицированную помощь. А вот вылечить его у вас не получится. Разобраться со своей травмой и вылезти из нее человек может только самостоятельно. От вас необходимо просто безусловное принятие и ощущение безопасности. Очень ценно иметь возможность откровенно разговаривать.
— То есть главное — не становиться в позу спасателя или спасителя?
— Да, лучший вариант — создать и поддерживать атмосферу, в которой станет возможным делиться переживаниями. Важно не нападать на человека и не обесценивать произошедшее с ним. Иногда можно встретить мнение: «Ну и что такого особенного с ним произошло? У меня тоже был папа-алкоголик, и что?» Но такая обесценивающая позиция никому еще по-настоящему не помогла.
Этот текст мы подготовили вместе с образовательным комплексом «Точка будущего». Там особое внимание уделяют психологическому развитию детей — не только преподают предметы школьной программы, но и учат справляться с жизненными вызовами. В центре вместе обучаются дети из полных семей и дети-сироты, которые живут с профессиональными родителями в поселке при центре. Больше об этом проекте вы можете прочесть в нашем репортаже из «Точки будущего».
Специальный проект Образовательного комлекса «Точка» и журнала «Нож»
Детская психотравма может являться следствием психологического, физического или сексуального насилия, утраты или сильного стресса. Она оказывает огромное влияние на становление личности, на формирование паттернов поведения, отношение к себе и окружающим. Ее последствия могут преследовать человека долгие годы, а он даже не будет знать откуда растут корни его проблем. По каким признакам можно понять, что вашей жизнью управляет непроработанная детская травма и как избавиться от ее власти — рассказывает главный психиатр нашей клиники, психотерапевт Василий Шуров.
7 признаков того, что вас преследует детская травма
Вы не можете вспомнить события детства
Если ваши воспоминания о раннем возрасте размыты, отрывочны и возникают только в виде ярких вспышек о конкретном эмоциональном событии, то велика вероятность, что в забытый период вы получили психологическую травму. Особенно показательны моменты, когда кто-то из близких или знакомых, предлагает тебе вспомнить событие, участником которого вы были, а вы даже не понимаете о чем он говорит. Иногда в таких ситуациях из памяти выпадает не просто месяц или год, а все детство.
Вы застреваете в нездоровых отношениях
Ребенок, который в детстве не получает любви и поддержки, который видит насилие в семье или сам становится его жертвой, вырастает во взрослого с искаженными представлениями об отношениях. Неосознанно он воспроизводит те нездоровые модели поведения, которые он перенял в семье, так как именно они кажутся ему нормой. В результате такие люди часто выбирают токсичных, абьюзивных партнеров и принимают их жестокость, ревность и склонность к манипулированию за любовь.
Вам кажется, что вы недостойны любви
Также у людей с детской травмой может сформироваться тревожный тип привязанности, при котором они либо вовсе будут избегать романтических отношений, либо стремится к полному слиянию с партнером. В первом случае страх быть отвергнутым настолько велик, что человек всеми силами избегает привязанности и моментов уязвимости, хотя на самом деле жаждет близости. Во втором — тот же страх заставляет делать все, чтобы удержать партнера. Люди с тревожным типом привязанности требуют от близких ежесекундного внимания, ревнуют, контролируют, постоянно сомневаются в чувствах второй половинки и подозревают его/ее в холодности и безразличие.
Вы склонны к пассивной агрессии
Если ребенок с детства находится в атмосфере, где взрослые постоянно проявляют злость по отношению к нему или друг другу, во взрослом возрасте он может продолжать бояться этих эмоций и запрещать себя проявлять их открыто. Также это может происходить оттого, что родители транслировали ребенку, что его эмоции и потребности не важны, что он не имеет права на злость в отношении взрослых и т.д. В результате человек так и не получает опыта прямого выражения своих чувств и продолжает вытеснять их и во взрослом возрасте.
У вас низкая самооценка
В детстве все мы учимся любить и принимать себя, через принятие значимых взрослых. Если родители не дают ребенку безусловной любви, транслируют ему идею, что он может быть принят, только если будет соответствовать некоему идеальному образу, то у него не будет шансов сформировать устойчивую высокую самооценку. И никакое позитивное мышление во взрослом возрасте не поможет исправить это самостоятельно.
Вы склонны к эмоциональной нестабильности
Детская травма часто приводит к нарушениям в эмоциональной сфере, делает человека импульсивным, склонным к резкой смене настроения и необоснованным вспышкам гнева. В свою очередь проблемы с эмоциональным контролем ведут к совершению необдуманных поступков, о которых часто приходится жалеть.
У вас есть трудности с самоопределением
Вы не понимаете кто вы. Процесс самоидентификации сложен сам по себе, но когда на него накладываются последствия детской травмы, он превращается в пытку. Большинство людей определяют себя через социальные роли: через профессию, место в семье, веру (учитель, мать, христианин). Но это только статусы. Настоящее понимание о себе человек получает, когда отвечает на вопросы о том, какие у него устремления и ценности, чего он хочет от жизни, какими чертами характера обладает. Детская травма часто заслоняет от человека его самость и мешает стать автором своей жизни.
Если вы находите себя в большей части приведенных выше описаний, то, вероятно, в детстве вы пережили события, которые сказываются на вас до сих пор. Чтобы избавиться от влияния травмы, ее нужно проработать. Проще всего будет сделать это с психотерапевтом. Решиться на это трудно, но жить в подобным грузом нисколько не легче. Впрочем, начать путь исцеления можно с осознания нескольких вещей:
- Вы ни в чем не виноваты. Если вы пережили насилие или были его свидетелем, то вина за его совершение лежит на агрессоре.
- Вы не одиноки. Может казаться, что ужасное происходить только с вами, но это не так. К сожалению, насилию подвергаются многие люди. И они могут вас понять и поддержать.
- Вы можете просить о помощи. Молчание, укутывающее травму, нисколько не помогает ее пережить. Попробуйте поделиться своими переживаниями с людьми, которым вы доверяете, и вы почувствуете насколько легче вам станет (но не сразу).
- Помните, что вы — самое важное, что у вас есть. Заботьтесь о себе, своем ментальном и физическом здоровье и эмоциональном благополучии.
Чувствуете ли вы, что нерешенные проблемы из детства влияют на вашу жизнь? Если да, то как именно? Что помогает вам бороться с негативным опытом? Делитесь в комментариях.
Другие статьи по теме:
Как в нас воспитывают выученную беспомощность? Рассказывает психотерапевт
Двойные послания – как окружающие разрушают нашу самооценку? Рассказывает психиатр
Если статья была вам полезна, ставьте лайк и подписывайтесь.
Также очень ждем от вас комментарии и обратную связь, ведь вся наша работа построена на обратной связи, и мы пишем статьи по вашим запросам. Задавайте вопросы и высказывайте мнение, это важно для нас!
Смотрите другие экспертные ролики от нас на ютубе.
И будьте здоровы!
Детские травмы в психологии
Действительно, происходящее в детстве сильно влияет на то, как мы будем себя чувствовать во взрослом возрасте. Конечно, не все черты личности складываются только оттуда – что-то мы усваиваем, уже будучи подростками или в сознательном возрасте. Ведь в эти периоды мы тоже переживаем кризис или эмоциональные события, которые не проходят бесследно. Но все же в детстве мы развиваемся быстрее всего: детская психика наиболее уязвима и впитывает все как губка.
Детская травма в психологии – это результат негативного опыта, усвоенного в раннем возрасте. Это как травма физическая, только не коленке или руке, а на нашей Психике. Она также болит, напоминает о себе в различных ситуациях, но разница в том, что она не осознается.
Если у нас шрам на теле – мы его видим, можем почувствовать, то рана в Психике незаметна, ее сначала нужно найти. Сделать это можно как самостоятельно, путем изучения себя, так и с помощью психолога – второй вариант быстрее и эффективнее. Психолог точно знает, как проработать детские травмы, и даст нужные инструменты.
Детские травмы имеют последствия: неуверенность в себе, недоверие к миру, нересурсная самооценка и т.д. Об этом я еще расскажу, но сначала поговорим о том, какие бывают травмы.
Какие бывают детские психологические травмы
Детские психологические травмы часто трансформируются в страхи. Помните фразу в начале статьи? Травма отвержения действительно есть, и она тоже переходит в страх. При этом есть и другие, которые переходят еще и в неуверенность или слабые личные границы – давайте разберем несколько их них.
Страх отвержения
Страх отвержения проявляется так: вы часто избегаете общения с новыми людьми, потому что боитесь отказа. В разговоре вам проще увильнуть или сделать вид, что вы чего-то не заметили, чтобы отношения не испортились. При этом вы остро реагируете на любую критику и тяжело переживаете, если вам сказали что-то неприятное.
Страх отвержения формируется у людей, которым пришлось рано повзрослеть, которым родители не давали много любви и заботы, отдалялись. Отсутствие родителей в жизни сильно подрывает самооценку и установление новых отношений.
«В детстве мама охотно делилась со мной жизненным опытом и пресловутой женской мудростью. Она говорила мне: у тебя не такая внешность, чтобы тебя заметили и полюбили. Тебе нужно похудеть, скрывать свой нос и начесывать волосы. Когда я выросла, и мне делали комплименты мужчины, я была уверена, что они обманщики и нужно выбирать тех, кто молчат. А потом, как бы не было больно, я не озвучивала свои чувства, боясь: вдруг мужчина уйдет, а я останусь одна».
Это отрывок рассказа одной из моих клиенток, и он как раз про психологическую детскую травму отвержения с одноименным страхом. Я не собираюсь обвинять родителей. Цель этого текста ― рассказать, как проработать детские травмы, и изменить жизнь повзрослевших детей к лучшему.
Это одна из форм проявления проблемы – из роли Жертвы или Спасателя.
Вторая форма, ― когда в ответ на слова матери, дочь вообще не хочет отношений. Вернее, она боится вдруг испытать боль или предательство. Тогда девочка становится успешной в карьере и не хочет (скрыто боится) отношений с мужчиной, проживая свой страх из роли Преследователя. Ей «мужчина не нужен и от него одни неприятности».
Но правда в том, что любая незакрытая, неосознанная и не проработанная проблема болит и забирает Ресурс. Поэтому важно быстрее найти способ, как проработать детские травмы.
Поговорим о следующей «ране» – травме несовершенства.
Травма несовершенства
Она проявляется так: вы делаете все возможное, чтобы понравиться другим людям, чтобы они вас похвалили. Вы даже можете отказаться от чего-то полезного для себя, принять вредное – только бы окружающие хорошо о вас думали. В свою очередь они не проявляют особого интереса к ваших чувствам.
Эта проблема обычно связана с опытом какого-то унижения, которое вы перенесли в раннем возрасте. Например, родители вас не поддержали/оттолкнули. Так появляется установка «у меня ничего не получится». Еще может повлиять реальная потеря – смерть или уход из семьи одного из родителей.
Травма несовершенства так же, как отвержения, может проявляться в нескольких формах.
Она или станет основой для страхов – «я всегда и всего боюсь, за все переживаю», или полностью сотрет личные границы и самоценность – «я готова терпеть все, только скажи, что я классная», или сформирует полное недоверие к миру – «не подходите ко мне слишком близко, и я вас не трону».
В любом случае травмы приносят в жизнь большой дискомфорт, ухудшают ее качество. В конце статьи я дам несколько советов, как проработать детские травмы, если вы уже нашли их у себя.
Почему психологические детские травмы не проходят сами?
В детстве Психика очень чувствительна и мало защищена.
Проблема как бы капсулируется, чтобы ребёнок мог дальше расти и развиваться. Но чем старше становится человек, тем она глубже «срастается» с его личностью и становится почти незаметной/непонятной/неоформленной. Она уходит на подсознательный или даже бессознательный уровень, но не перестает влиять на человека.
Чтобы аккуратно, без потери Ресурса «достать» травму и залечить ее, ― нужны специальные способы и психологические инструменты. Сам человек такими способами и инструментами не владеет, но с помощью опытного психолога это возможно и занимает не так много времени.
Последствия детских психологических травм
Травмы мешают нам:
- сформировать здоровые границы: человека останавливает «что-то непонятное». И это «что-то» ― бессознательный отголосок или боль травмы.
- почувствовать свою внутреннюю силу, уверенность и набрать много Ресурса. Это происходит из-за действия «блока», т.е. сидящего внутри Психики неосознанного запрета, пугалки, негативной установки. У человека будто связаны руки, и он сомневается, неуверен в своих решениях, боится ошибиться. Почти на 90% это из-за неосознанного действия на человека блоков 1-й и 2-й детских травм. А они в скрытом, неосознанном виде есть у всех людей.
- быть по-настоящему ценной и влиятельной в отношениях. Причем как с мужчиной или вашим ребенком, так и с начальством или с коллегами по работе. Ведь наши модели отношений с людьми закладываются еще в детстве. На двух уровнях: до 5-6 лет на первом, а на втором ― до 12-14 лет.
Как проработать детские травмы самостоятельно
Нужно осознать, то есть диагностически определить травму у себя, и после работать с ней. Лучше всего делать это в паре с психологом – так вы справитесь с задачей легче и быстрее. Но если такой возможности нет – обратите внимания на мои продукты или закрытый клуб – там я учу, как самостоятельно прорабатывать детские травмы.
Вот несколько упражнений, которые помогут снизить влияние травмы на вашу жизнь. Они дадут вам силы и понимание, чтобы увидеть свои «раны» и начать заживлять их.
Побороть страх отвержения
Облегчить этот страх помогает выписывание своих позитивных качеств и проявление заботы о себе.
Еще может помочь такое упражнение:
Вспомните и выпишите имена 2-3 людей, которые часто вас отвергают/критикуют/не принимают.
Продумайте варианты:
- Как с ними можно меньше общаться;
- Что им лучше отвечать, чтобы закончить разговор, перейти на другую тему или выстроить определенные правила общения.
Например, вы можете выставить правило: никаких непрошенных советов. Звучать будет так: «не давай мне никаких советов. Если я попрошу у тебя – скажи, пожалуйста. Но если нет – я встану и уйду».
Лучше всего сделать и заполнить таблицу: в левой колонке выписать конкретные примеры неприятных действий от людей, а в правой – как вы будете на это реагировать с заботой о себе.
Пробуйте применять новые варианты слов/действий из правой колонки таблицы в общении с этими людьми. Стремление отгородить себя от влияния тех, кто вас снова и снова отвергает, критикует, не принимает – нормальное стремление. Важно найти способы реализации этого стремления на практике.
Побороть травму несовершенства
Люди с травмой несовершенства склонны часто оправдываться – везде и просто так.
Это простое упражнение поможет вам снизить влияние вашей внутренней проблемы и выглядеть намного увереннее.
Представьте свой разговор с каким-то человеком. Каждый раз, когда вам захочется оправдаться – заменяйте фразу оправдания на нейтральное высказывание, например, на повторение последних слов собеседника.
Пример:
Ваш собеседник говорит: «и здесь, с участием тебя, произошло это событие».
Вам хочется сразу уточнить, оправдаться. Вам кажется, что вы сделали что-то не так, и собеседник на это намекает. Хотя в 90% случаев собеседник и не думал об этом.
Ответьте, используя повтор последних слов вашего собеседника: «произошло это событие».
Можете уточнять и сразу передавать слово собеседнику: «и что было дальше?».
ВАЖНО: с помощью этого упражнения вы уже пробуете уходить от оправданий всегда и везде. Тем более, что в подобных ситуациях оправдания вообще не подразумеваются. К тому же собеседник не спрашивал вас ни о чем, он просто рассказывал.
Даже работа с 1 психологической травмой детства может сделать вас увереннее, счастливее и спокойнее за короткий срок. А сохраненный Ресурс можно направить на успех в карьере и построение здоровых отношений, где много искренней любви и заботы.
Статью подготовила кандидат психологических наук, практикующий психолог Светлана Михейкина.
Психологические травмы детства
Цель любой психотерапии – помочь отбросить прошлое, хорошее оно или плохое, и отбросить хорошее или плохое будущее, чтобы просто быть. Быть – значит развивать свою уникальность, свою способность быть живым, всем тем, кто ты есть, здесь и сейчас. (с)
/Карл Витакер/
Сегодня мы поговорим о психологических травмах, иногда, в житейской психологии, последствия этих травм называют «психологическими комплексами».
И в первую очередь речь пойдет о детских психологических травмах и о том, какое влияние они оказывают на дальнейшую взрослую жизнь.
Психологическая травма – реактивное психическое образование (реакция на значимые для данного человека события), вызывающее длительные эмоциональные переживания и имеющее длительное психологическое воздействие.
Если вам понравилась эта статья, то вы можете послушать эпизод нашего подкаста “Разговорчики по Фрейду” про детские психологические травмы. Кликните по картинке и не забудьте подписаться (мы есть на всех площадках: Яндекс-музыка, Apple podcasts, Google podcasts, Castbox и другие)
Причины психологической травмы
Причиной травмы может стать любое значимое для человека событие, а источников существует огромное количество:
Семейные конфликты.
1. Тяжёлые болезни, смерть, гибель членов семьи.
2. Развод родителей.
3. Гиперопека со стороны старших.
4. Холодность внутрисемейных отношений и отчуждение.
5. Материально-бытовая неустроенность.
Знает ли человек о своих психологических травмах? Одного знания оказывается недостаточно. Люди обращаются за психологической помощью относительно своих негативных переживаний или неконструктивных способов поведения, но не связывают свое нынешнее состояние с психологическими травмами, особенно детскими.
В большинстве случаев психотравмирующее воздействие носит неявный, скрытый характер.
Речь идет, как правило, о неспособности ближайшего окружения, прежде всего матери, обеспечить для ребенка атмосферу доверия и эмоциональной защищенности. Травмирующая ситуация может скрываться за внешне вполне благополучной домашней обстановкой, в частности, за ситуацией гиперопеки и гиперпротекции, когда никто даже и не подозревает о том, что в отношениях родителей с детьми не хватает очень важных чувственных и поведенческих компонентов.
Значимые родительские фигуры часто сами страдают различными формами личностных расстройств, постоянные конфликты в семье, напряженные отношения, признаки домашнего и психологического насилия препятствуют полноценному эмоциональному взаимодействию в семье и, как следствие, – нормальному психическому развитию потомства.
Жизненные сценарии
Известный психолог Эрик Берн предложил идею о «жизненных сценариях», которые диктуют нам наши поступки и наше поведение в целом.
Это бессознательный жизненный план, который мы позаимствовали у родителей, и который создает нам иллюзию контроля над ситуацией и жизнью.
Обычно к 7 годам этот сценарий уже заложен, и в дальнейшем человек строит свою жизнь во многом обусловленный влиянием этого бессознательного сценария. Решая свои жизненные проблемы, человек вынужден решать проблемы своих родителей, своих бабушек и дедушек. Нужно понимать, что это не детальная точная копия родового сценария, но общее направление и постоянная работа над ошибками, своими и своих предков.
Эта ситуация усугубляется в детстве директивными посланиями родителей своему ребенку, когда родители из «благих намерений» внушают своему чаду установки как нужно жить.
Директива – это скрытое приказание, неявно сформулированное словами или действиями родителя, за неисполнение которого ребенок будет наказан.
Не явно (поркой или подзатыльником, молчаливым шантажом или руганью), а косвенно — собственным чувством вины перед родителем, давшим эту директиву. Причем истинные причины своей вины ребенок не может осознать без посторонней помощи. Ведь именно исполняя директивы, он чувствует себя “хорошим и правильным”.
Негативные установки (директивы)
Главной директивой, в которую можно было бы включить все остальные, является:
“Не будь самим собой”. Человек с этой директивой постоянно неудовлетворен собой. Такие люди живут в состоянии мучительного внутреннего конфликта. Остальные приведенные ниже директивы поясняют это. Вот краткие примеры таких директив (их можно насчитать десятки и очень подробно разбирать каждую из них):
“Не живи”. Как много проблем ты нам принес, появившись на свет.
“Не верь самому себе”. Мы лучше знаем, что тебе нужно в этой жизни.
“Не будь ребенком”. Будь серьезным, не стоит радоваться. И человек, став взрослым, никак не может научиться полноценно отдыхать и расслабляться, так как чувствует вину за свои “детские” желания и потребности. Ко всему прочему, у такого человека стоит жесткий барьер в общении с детьми.
“Не чувствуй”. Это послание может передаваться родителями, которые сами привыкли сдерживать свои чувства. Ребенок приучается “не слышать” сигналы своего тела и души о возможных неприятностях.
“Будь самым лучшим”. Иначе ты не сможешь быть счастлив. А так как невозможно быть самым лучшим во всем, то и не видать этому ребенку счастья в жизни.
“Никому нельзя верить, – уж вы мне поверьте!”. Ребенок приучается к тому, что окружающий мир является враждебным и выживает в нем только хитрый и вероломный.
“Не делай!”. В результате ребенок боится принимать какие-либо решения самостоятельно. Не зная, что безопасно, испытывает трудности, сомнения и чрезмерные опасения в начале каждого нового дела.
Но насколько сильно влияют психологические травмы на сегодняшнюю жизнь?
Я лишь приведу два примера, которые подтверждены научными исследованиями, хотя исследований гораздо больше. Всемирная организация здравоохранения провело исследование среди людей, у которых в детстве были какие-либо психологические травмы. Оказалось, что таким людям гораздо труднее сделать карьеру, чем тем, у кого в детстве не было сильных эмоциональных потрясений.
Оказывается, расстройства психики в детстве приводят к замедлению социального развития человека – ему становится сложнее заводить друзей, адаптироваться к новым коллективам и уживаться с людьми. По словам доктора Норито Каваками из университета Токио, возглавлявшего научную группу, которая проводила исследование, ученые нашли четкую взаимосвязь между случавшимися в детстве депрессиями, недостатком внимания, пережитыми случаями физического или психического насилия и низким уровням достатка во взрослой жизни.
Результаты эксперимента справедливы и для мужчин, и для женщин. В ходе исследования были опрошены почти 40 000 человек из 22 стран, в возрасте от 18 до 64 лет. Ученые собирали информацию об уровне дохода, общественном положении, образовании каждого респондента, и при этом уточняли данные о состоянии психического здоровья опрошенных, начиная с рождения. Действительно, детские горести рождают желание замкнуться, отгородиться от мира, а успешную карьеру в большинстве случаев невозможно сделать в затворничестве…
Другое исследование проведенное специалистами из центра здоровья «BioMed Central» и опубликованное в журнале «Substance Abuse Treatment, Prevention, and Policy». Так в исследовании, проведенном под руководством доктора Тары Штрайн (Tara Strine) показано, что неблагоприятные события детства эмоциональные, физические или сексуальные травмы, могут стать причиной развития никотиновой зависимости. И в этом случае, лечение сигаретной аддикции необходимо начинать с терапии детских травм.
В исследовании приняло участие больше чем 7000 человек, приблизительно 50% из которых – женщины. Принимая во внимание ранее выявленные факторы риска, такие как употребление алкоголя и курение родителей, физические и эмоциональные травмы, произошедшие в детстве, достоверно заняли первое место в группе риска. Однако подобная картина наблюдалась только в женской выборке. Так женщины, в анамнезе которых, были выявлены травмирующие события детства, в 1,4 раза чаще подвержены данному пристрастию. У мужчин же, как полагают исследователи более широкий диапазон защитных и компенсаторных механизмов, которые еще только предстоит изучить. Результаты исследования показывают, что механизмом, провоцирующим связь между детскими травмами у женщин и тягой к табаку, является психологический стресс. Особенно велик риск у тех, кто пережил эмоциональное или физическое насилие.
Что же делать с детскими психологическими травмами?
Все мы родом из детства, поэтому несем в себе большое количество болезненных переживаний и неосознанных ран, которые всячески будут препятствовать здоровому гармоничному развитию личности человека.
Эти переживания могут быть самыми разными и сопровождаться различными чувствами: вины, стыда, тревоги, страха, неполноценности, потерянности, недоверия, бессмысленности своего существования и пр. Чувство боли «защищает» от осознания этих травм, и человек искренне считает это своей особенностью характера. Потому что осознание приведет к необходимости пересмотра и переоценки слишком многих вещей в своей жизни. Здесь появляется страх, который сознательно и бессознательно препятствует излечению, блокирует его. Волевым усилием не избавиться от подобного страха, потому что расплатой за подобное усилие будет служить усиление контроля, и потеря своей витальности и жизненной энергии.
Многие виды психотерапий (в том числе гештальт-терапия) занимаются тем, чтобы человек развивал свою спонтанную способность к жизни, преодолевал барьеры и стереотипы, заложенные в прошлом.
Характерной психологической особенностью славянского менталитета является то, что люди у нас терпят «до последнего». Что бы не случилось, мы будем «мужественно» терпеть, сносить, держать в себе до конца. Н. Тихонов писал о таких людях: “Гвозди бы делать из этих людей! В мире бы не было крепче гвоздей”!!!
На приеме у психолога или в психологической группе можно встретить молодых женщин, сломленных своими психологическими травмами, с блеклыми лицами, пустыми глазами и опущенными плечами. Некоторые из них выглядят совершенно безжизненно, раздавлено, обескровлено. Другие же напротив – настолько беспокойны и невротически возбуждены, что неспособны сосредоточиться на актуальном состоянии. Но все они помнят себя другой, не похожей на теперешнюю и не понимают как они стали такой.
Учиться заботиться о себе
Внутренний психологический комфорт является сегодня одним из определяющих понятий современной жизни. Оказывается “ухаживать” за собой нужно не только снаружи, но и внутри. И достижения современной психологии достаточно легко и быстро позволяют делать это (это то, чего мы были лишены вплоть до 90х годов 20 века).
К сожалению, многие люди у нас в стране относятся к этому с непониманием и недоверием, предпочитая терпеливо мучиться и страдать, полагая, что всё пройдёт само, думая, что к психологам, психотерапевтам и психоаналитикам только “психи” ходят лечиться. Но сегодня к психологам обращаются современные, умные люди, которые испытывают определенное личностно-психологические проблемы.
Сегодня с помощью хорошего специалиста можно полностью освободить свой внутренний мир от нежелательных, мучительных последствий:
– любой эмоционально-душевной травмы,
– любой психотравмирующей ситуации, имевшей место в жизни (независимо от срока давности),
– любых тяжёлых или острых психоэмоциональных переживаний или воспоминаний,
– любых эмоционально-шоковых потрясений.
Обращайтесь ко мне за помощью, буду рад Вам помочь!
почитать другие статьи на этом сайте:
о чувстве зависти
о запретных чувствах
эгоистическое чувство материнства
когда плачет клоун? (детские травмы)
Психологические травмы детства возникают практически у каждого человека, но для развития некоторых людей они не имеют сильного влияния, для других же являются фактором нарушений всех сторон психики. Глубина травмы зависит от индивидуально-психологических особенностей человека, частоты и длительности воздействия негативных факторов и вида травмирующего события.
Серьезные психотравмы лучше всего корректировать со специалистом сразу после их возникновения или при первой возможности, даже если прошел десяток лет. Непроработанные психотравмы откладывают неприятные отпечатки на психике, поведении и состоянии человека: от застенчивости и депрессивности до агрессивности и деструктивного поведения.
Содержание
- Причины детских психотравм
- Виды психотравм
- Симптомы психологической травмы
- Психологические симптомы
- Физиологические симптомы
- Последствия психологических травм
- Стадии переживания психотравмы
- Чем опасны детские психологические травмы
- Как родители могут помочь ребенку
- Методы психологической помощи ребенку при психотравме
- Работа со взрослыми, пережившими детскую психологическую травму
- Мои советы
- Заключение
Причины детских психотравм
Причиной детской психологической травмы может стать любое событие, имеющее высокую значимость в глазах ребенка. Иногда взрослым и в голову не приходит, что они наносят такую травму малышу, а он ощущает себя в очень травмированном состоянии. Но наиболее часто встречающиеся причины и факторы формирования детских психотравм можно разделить на несколько групп:
- Заболевания. Это может быть как серьезная болезнь с долгим лечением, так и постоянные простудные заболевания, которые ограничивают ребенка в радости детства. Он чувствует себя беспомощным, слабым, переживает, что его неприятное состояние – это навсегда. Повзрослев и преодолев заболевание, человек часто становится чрезмерно внимательным к своему здоровью, постоянно выискивает у себя какие-то симптомы, проходит обследования и начинает переживать из-за того, что обычный насморк может вылиться во что-то более серьезное.
- Насильственные действия со стороны взрослых. Часто родители, пытаясь «вырастить настоящего человека» и желая ребенку «самого лучшего», постоянно давят на него, применяя методы психологического и физического насилия: крик, игнорирование, физические наказания. Отдельной строкой можно выделить сексуальное насилие, с последствиями которого под силу справиться только специалистам с психотерапевтическим образованием. В результате насильственных действий у ребенка формируется страх, неуверенность в себе, низкая самооценка или агрессивность и ненависть ко всему миру.
- Предательство со стороны взрослых. Развод родителей, несправедливость по отношению к малышу и друг к другу – наиболее часто встречающиеся причины из этой группы. У человека формируется чувство вины, сложности во взаимоотношениях с социумом.
- Отсутствие или серьезный недостаток внимания родителей к ребенку. Если в раннем детстве он не получает любви, ласки, принятия, заботы и тактильных контактов, то во взрослом состоянии у него возникнут трудности с проявлением таких действий к другим людям, что осложнит его взаимодействие с людьми, особенно – с противоположным полом и собственными детьми.
- Смерть родственника. Такое событие переворачивает жизнь ребенка, в результате чего он замыкается, перестает общаться, меняет свое мировоззрение. Здесь последствия могут очень разными. Будет лучше, если справляться с ними ребенок будет под наблюдением психотерапевта.
- Зависимость родителей. Ребенок, предоставленный сам себе и постоянно ощущающий свою ответственность за взрослых, редко вырастает психологически здоровым человеком.
Виды психотравм
Все психологические травмы в детстве можно разделить на 5 групп:
- Травма отвержения. К этому виду относится предательство, игнорирование, изгнание, ревность родителей к своим сиблингам.
- Травма разрыва отношений. Сюда относятся серьезные конфликты, ссоры, фразы родителей вроде «ты мне больше не дочь», «видеть тебя не хочу», «считай, что я для тебя умерла».
- Травма утраты. Это потери близких родственников, к которым ребенок привязан.
- Травмы, связанные со здоровьем. Серьезный диагноз, при котором взрослые постоянно переживают, а сам малыш испытывает разного рода неприятности, связанные с лечением: боль, страх, беззащитность и беспомощность.
- Травмы насилия. С раннего возраста ощущение несправедливости, постоянное чувство страха и беспомощности, отсутствие личных психологических и физических границ.
В эти группы попадают не все психологические травмы у ребенка, встречающиеся в жизни, но эта классификация является наиболее полной из существующих.
Симптомы психологической травмы
У каждого ребенка психологические травмы детства переживаются индивидуально, но все признаки можно разделить на две большие группы: психологические и физиологические.
Психологические симптомы
Это резко и внезапно появившиеся после психотравмирующего события изменения в поведении и эмоциональном состоянии ребенка.
- резкие скачки настроения;
- чувство вины. У детей выражается словами: «это из-за меня», «если бы не я, так бы не случилось»;
- тревожность. Ее можно заметить по поведению: малыш прячет глаза, старается быть незаметным, постоянно что-то теребит в руках, выполняет навязчивые действия;
- ощущение брошенности. Проявляется во фразах «меня никто не любит», «я остался один», «никто не может мне помочь»;
- растерянность и нарушение концентрации внимания. Ребенок не может сосредоточиться на выполняемых действиях, постоянно отвлекается на свои мысли;
- замкнутость. Малыш не хочет разговаривать даже с теми, с кем раньше с удовольствием общался, не радуется приходу друзей, не включается в общение со знакомыми сверстниками.
Физиологические симптомы
Это изменения в поведении. Касающиеся физиологических процессов.
- нарушения сна. Ребенок плохо засыпает, просыпается по ночам, страдает от кошмарных сновидений;
- учащенное сердцебиение
- повышенная утомляемость и сниженная работоспособность;
- мышечное напряжение;
- суетливость в поведении.
При наличии нескольких признаков одновременно стоит обратиться к психологу для получения консультации и диагностики состояния малыша.
Последствия психологических травм
Психологические травмы, возникшие в детстве и не проработанные со специалистом, приводят к серьезным последствиям, некоторые из которых бывают весьма неожиданными.
- Насильственные действия со стороны взрослых часто приводят к нарушениям пищевого поведения, среди них: ожирение, булимия и анорексия. Это связано с тем, что человек с детства пытается получать удовольствие от еды, но зачастую не готов принять свое тело, которое изменяется в размерах. Чем больше он переживает по поводу своего тела, тем больше ест. Разомкнуть этот порочный круг подвластно только специалистам.
- Родители с зависимостью выращивают психологически травмированного ребенка, который старается все держать под контролем, тяжело привыкает к новым условиям и людям, боится ошибиться, расслабиться и просто повеселиться. Обычно это происходит, когда малышу с раннего детства приходится брать не себя недетские функции взрослых в быту и жизни.
- Эмоциональное насилие. Ребенок не может защитить себя от едких высказываний, боится высказать свое мнение и мысли, ощущает постоянную тревогу перед тем, как что-то сказать. Из такого малыша вырастает соответствующий взрослый: стесняющийся собственного мнения, со страхом быть отвергнутым из-за незначительной ошибки в высказываниях.
- Жестокое обращение и физическое насилие. Научившись с детства угождать окружающим ради собственной безопасности, человек во взрослой жизни не умеет отказывать, легко поддается манипуляциям и не умеет устанавливать психологические границы.
- Отсутствие выбора. Если с маленького возраста ребенок не имел возможности выбирать, постоянно подвергался критике своих желаний и прессингу со стороны взрослых словами «я хочу как лучше», то, став взрослым, он уже не готов делать этот выбор. Он часто поддается на любые уговоры, даже если это идет в разрез с его собственными взглядами, планами, потребностями и желаниями.
- Развод родителей. Дети в большинстве случаев испытывают чувство вины в связи с этим событием. В результате, став взрослыми, они предъявляют завышенные требования к себе и к будущему партнеру, что иногда становится причиной трудностей в поисках собственного супруга.
Стадии переживания психотравмы
Можно выделить 5 этапов переживания психологической травмы детьми:
- Отрицание. Ребенок в шоке, он не готов принимать то, что с ним происходит в данный момент, поэтому его психика пытается защититься. Например, малыш отказывается верить, что мама не хочет его замечать из-за какого-то проступка.
- Гнев. Кроха видит, что то, что произошло – вполне реально. Он не согласен, сердится и злится, может даже крушить и ломать все вокруг. Если ситуация не меняется и мама по-прежнему его игнорирует, то после эмоционального выплеска происходит переход на следующую стадию.
- Торг. Малыш пытается договориться: «Мама, я буду хорошим», «Мама, пожалуйста, поговори со мной, а я все исправлю». Если мама остается непреклонной, ребенок начинает по-настоящему горевать.
- Горе. Малыш плачет и рыдает, осознавая, что былых отношений уже не вернуть.
- Принятие. Малыш учится жить с тем, что отношения с мамой изменились и уже не будут прежними.
Конечно, в представленном примере ситуация немного утрирована, а травма игнорированием наносится не за один раз, а при периодическом повторении. Но при любой травме ребенок проходит эти стадии. Чем серьезнее травма, тем дольше во времени растянуты стадии.
Чем опасны детские психологические травмы
Любые травмы, независимо от вида оказывают серьезное негативное влияние на процесс детской социализации. У ребенка возникают трудности с обретением друзей, общением с новыми людьми, адаптацией к новым условиям и коллективу. У ребенка с психологической травмой психика склонна к формированию навязчивостей, страхов и социофобии.
Последствия детской психологической травмы у взрослых проявляются в высоком риске развития депрессий, при которых огромное чувство вины может разрушать все стороны их жизни.
Детские травмы во взрослой жизни, согласно психологии, в связи с пережитыми стрессами развиваются в обсессивно-компульсивные расстройства, характеризующиеся выполнением странных защитных действий под влиянием нелогичной навязчивости.
Как родители могут помочь ребенку
Главное, чем родители могут помочь ребенку при наличии у него психологической травмы – изменить стратегию своих воспитательных воздействий на более доброжелательную. Для этого необходимо самим прийти к достаточно высокому уровню психолого-педагогических знаний. Главная задача – создать для малыша комфортную обстановку, в которой он сможет полноценно развиваться и социализироваться, не испытывая тревогу и страх.
Для уверенности в правильности своих действий, а также для более специализированной помощи в том, как преодолеть детскую психологическую травму, необходимо обратиться к психологу или психотерапевту.
Методы психологической помощи ребенку при психотравме
Как избавиться от детских психологических травм? В большинстве случаев ребенку помогают следующие методы психологической работы:
- Разные виды арт-терапии. В рисунках, сказках, лепке малыш освобождается от негативных эмоций, проговаривает свои чувства, имеет возможность посмотреть на ситуацию с разных сторон.
- Песочная терапия. Позволяет расслабиться, встать на место других участников событий, проиграть различные варианты разрешения той или иной ситуации.
- Групповая работа. Подходит для детей старше 10 лет. Ребенок, увидев, что травматичные ситуации пришлось пережить не ему одному, ощущает психологическую поддержку и становится более уверенным в себе.
- Поведенческая терапия. Помогает малышу закрепить в поведении способы предотвращения травматизации. Например, ребенок учится противостоять обидчикам, использующим психологическое насилие.
- Когнитивная терапия. Позволяет ребенку научиться ставить когнитивные процессы выше эмоциональных, в результате чего он становится менее подверженным психологическим травмам.
Не стоит пытаться избавиться от детских психологических травм самостоятельно при отсутствии необходимого психологического опыта, так как это может лишь усугубить ситуацию.
Работа со взрослыми, пережившими детскую психологическую травму
Часто к специалисту обращаются взрослые люди с разными симптомами, причиной которых при глубокой психотерапевтической работе оказываются полученные в раннем детстве психотравмы. В этом случае также возможна их проработка и, благодаря этому, повышение качества дальнейшей жизни человека.
- Техника пустого стула. Психотерапевт предлагает пациенту представить, что на пустом стуле напротив него сидит значимый для него человек, с которым связаны психотравмирующие события. Так человек может высказать свои эмоции и чувства, тем самым поработав с собственной травмой. Ему также предлагается сесть на этот пустой стул и побыть тем самым человеком, ответить на свои вопросы от его лица, попытаться объяснить свое поведение. Эта техника помогает человеку заново пережить все события, но под контролем психотерапевта, который вовремя сможет направить течение ситуации в менее травмирующее русло.
- Схематическая терапия. С помощью таких методов, как диалоги, ролевые игры, ведение дневников и обучение поведенческим навыкам психотерапевт изменяет схему восприятия человеком самого себя, помогает преодолеть страхи и корректирует стремление пациента к избеганию неприятных ситуаций.
- Десенсибилизация и переработка движением глаз. Это специальная техника, помогающая избавиться от привычной реакции пациента на психотравму. Суть метода заключается в том, что человек, наблюдая глазами за некоторыми движущимися предметами, пытается сосредоточиться на своих внутренних ощущениях, связанных с травмой. При этом включается работа обоих полушарий головного мозга одновременно, в результате чего болезненные воспоминания становятся менее травмирующими.
Мои советы
Главное пожелание для родителей – беречь психику своего ребенка с самого раннего детства. Постараться выстроить с ним такую стратегию поведения, при которой малыш будет чувствовать себя комфортно:
- чувствовать себя любимым и нужным;
- не испытывать унижения;
- не подвергаться психологическому и физическому насилию;
- знать, что практически любую проблему можно решить совместно с близкими людьми.
Неплохо научить ребенка выражать свои чувства: «я злюсь», «мне грустно», «я грущу», чтобы в случае возникновения психотравмирующей ситуации он мог высказать все, что переживает. Это поможет избавиться от лишнего напряжения.
Также стоит учить малыша безопасным способам выплеска негативных эмоций: почиркать на листе, порвать бумагу, побить подушку.
Если возникают вопросы о том, как правильно вести себя в случае возникновения психологической травмы у ребенка или о способах ее предотвращения, можно обратиться к психологу, например, находящемуся в штате образовательного учреждения, которое посещает ребенок или подросток.
Заключение
Психические травмы детства могут нанести серьезный ущерб психике ребенка. Они возникают в связи с разными факторами: неадекватным воспитанием, разводом родителей, проблемами со здоровьем и другими. Последствиями психотравмы могут быть трудности в общении и взаимодействии с людьми, низкая самооценка, обсессивно-компульсивные расстройства и даже преступное поведение. Для работы с ней лучше всего обратиться к психологу или психотерапевту — они смогут оказать адекватную помощь при детских психологических травмах и найти пути их преодоления, вне зависимости от времени, которое прошло после травмирующего события. То есть, детские травмы можно проработать и во взрослом возрасте.