Как увидеть свои грехи?
Я покрестилась во взрослом возрасте 6 лет назад и на этом же мой путь ко спасению закончился почти сразу, в храм прибегала пару раз, когда в жизни случалось что-то серьёзное. Но полгода назад произошло очень серьёзное потрясение в моей жизни и я решила уже серьезно подойти к этому. Около трёх месяцев я причащаюсь раз в неделю, стараюсь следовать во всем заповедям, соблюдаю молитвенное правило, пост в среду и пятницу, очень много читаю духовной литературы. За это время произошло столько благоприятных перемен, какие раньше казались невозможным, Слава Богу за это.
Но я не знаю в чем исповедоваться, я стараюсь всегда следить за собой и не допускать грехов. На исповеди священник сказал что необязательно перед Причастием исповедоваться каждый раз, скорей всего грехов не осталось, остались только прегрешения, а исповедь нужна для людей, которые не в ладах с совестью. Но мне очень страшно идти к Причастию без исповеди и остаётся ощущение что я чего-то не вижу или не могу сформулировать, как на стопор какой-то наткнулась.
И хочется как-то дальше расти в духовном плане, а как и куда направляться не знаю. Я понимаю, что такие вопросы лучше обсуждать лично со священником, но мне свои мысли проще излагать неторопливо текстом. Помогите мне советом 🙏🏻
Священник говорит странные вещи… Исповедь нужна абсолютно всем людям, ведь все грешат. Очень хорошо про это пишет святой апостол Иоанн Богослов:
Если говорим, что не имеем греха, — обманываем
самих себя, и истины нет в нас.
Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен
и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас
(1Ин. 1:8–9)
Другой вопрос, что при частом причащении священник благословляет приступать к Евхаристии без исповеди, но для этого надо подходить к Чаше ежедневно или почти ежедневно.
Вы можете помолиться, чтобы Бог открыл Вам Ваши грехи. Рекомендую воспользоваться пособиями по исповеди, например, трудом о. Иоанна Крестьянкина.
Автор, жизнь Христианина многогранна. Читали ли вы Евангелие? Молитвенное Правило не может нам заменить Слово Божие. Вы спрашиваете что делать?
Найдите воскресную школу и изучайте писание в традиции и токловании Святых Отцов.
То, что христианин живет в состоянии благодати, не совершает смертных грехов (сознательное нарушение библейских заповедей) — это абсолютно нормально. Подобно тому как медицинская операция является экстраординарным средством спасти жизнь человека от серьезной травмы, так и Таинство Покаяния, предназначено, прежде всего, для примирения человека с Богом при совершении им смертных грехов, что должно быть исключением для христианина. Я, например, участвую в исповеди по потребности, если действительно сознаю в своей совести серьезные грехи, и наши священники с пониманием относятся к этому. Священник Вадим Коржевский пишет:
При совершении тяжкого, смертного греха, т.е. греха полностью лишающего духовной жизни, по установлению святой Церкви, требуется исповедовать его перед ее служителями – епископами или поставленными от них пресвитерами. Необходимым это является по той причине, что только через них возможно в подобном случае получить исцеление. Объясняется это тем, что в случае совершения смертного греха душа не может сама, без особого воздействия на нее со стороны, излечить полученную смертельную рану. Такой грех полностью ее умерщвляет, делает бездыханной, не дышащей Духом Святым, бесчувственной, в том числе и в отношении своего греховного состояния и бездейственной по направлению к Богу, т.е. со всеми признаками мертвеца, для которого нужна посторонняя, могущественная и вышеестественная сила, способная вернуть утерянную жизнь. В случае оживления совершившееся называется не иначе как Таинством второго Крещения или Таинством Воскресения. <…>
Впрочем, есть такого рода грехи, которые на самом деле не требуют обязательного исповедания перед служителем Таинств. Это так называемые «грехи не к смерти» (1Ин.5:16) или такие грехи, в которые и праведник до семи раз на день падает (Притч.24:16), хотя и не хочет этого.
Епископ Панкратий (Троицкий) говорит о том же:
На мой взгляд, если человек не чувствует каких-то тяжелых грехов, которые бы его вынуждали искать полноценной исповеди, ему не обязательно перед каждым причастием исповедоваться. Таинство Покаяния — это ведь важное самостоятельное таинство, «второе крещение» и недопустимо его сводить к некоему обязательному придатку к Евхаристии. Ведь исповедь часто становится формальной из-за того, что человек привыкает к мысли: исповедь — это то, что я назову перед батюшкой, покаяние-то, что я ему расскажу. Но это в лучшем случае можно назвать откровением помыслов. А часто это просто беседа. Горячего же, глубокого покаяния перед Богом нет, и человек, быть может, даже не обращает на него внимания.
Надо понимать, что покаяние происходит не только в момент исповеди. Покаяние — это состояние души, это решимость порвать с грехом и изменить свою жизнь. Оно может произойти в любой момент жизни. Часто спрашивают: что делать, если дома я каялся, плакал, а пришел на исповедь, и у меня в сердце ничего нет — я просто сухо поисповедовался? Ничего страшного. Слава Богу, что ты покаялся дома — Господь и это примет.
Если так понимать покаяние, то становится понятно, что не обязательно перед каждым Причастием идти на исповедь к батюшке. Ничего страшного, если вы, причащаясь три или четыре раза в месяц, исповедуетесь всего два раза.
Вы пишете:
Но мне очень страшно идти к Причастию без исповеди и остаётся ощущение что я чего-то не вижу или не могу сформулировать, как на стопор какой-то наткнулась.
Для того, чтобы избегать такого дискомфорта, необходимо, во-первых, действительно хорошо испытать свою совесть (список основных смертных грехов см. здесь), и если мы не находим за собой таких преступлений, то нужно напомнить себе о том, что покаяние не сводится к исповеди грехов перед священником.
Обращаю Ваше внимание на то, что повседневные грехи мы исповедуем перед Богом ежедневно на вечернем правиле и это нормальная практика для верующих, а также, что причащаемся мы во оставление грехов. Прп. Никодим Святогорец говорит об этом:
Хочешь ли ты, христианин, очиститься и от тех мельчайших прегрешений, которые ты, как человек, допускаешь или глазами, или ушами своими? Тогда приступай к Таинству со страхом и сокрушенным сердцем — и очистишься, и будешь прощен. В этом удостоверяет святой Анастасий Антиохийский: “Если мы совершаем некие малые, человеческие и прощаемые провинности, будучи скрадываемы или языком, или слухом, пли глазами, или тщеславием, или печалью, или гневом, или чем-нибудь подобным, то, укоряя себя и исповедуясь Богу, да причащаемся таким образом Святых Тайн, веруя, что Причащение совершается во очищение всего этого” — однако не от тяжелых или злых и нечистых грехов, которые мы совершили.
Батюшка Димитрий Смирнов (+2020) на вопрос про то, что нечего исповедывать при частой Исповеди, отвечал:
А по поводу того, что не в чем каяться… есть такая заповедь-непрестанно молитесь, всегда радуйтесь и за все благодарите. И каждый себя может спросить — непрестанно ли он молится? Если у него в молитве в течении 24 часов суточного времени есть какие то перерывы, то он вполне может это рассматривать как грех и принести об этом покаяние. Или, например, чем-то огорчился в течение дня-это же грех. Христианин должен всегда радоваться о Господе. Наше неведение Священного Писания иногда дает неверное ощущение нашего бытия.
Или вот такой пример: недостаток любви к людям. Если человек молится и не готов попросить Бога, чтобы взять себе чужую болезнь или какую-то другую проблему, то это недостаток любви, т.к. Святые как раз хотели пострадать вместо других, о ком они молились. Или еще: видите ли Вы поношение как похвалу, бедность как богатство, недостаток как изобилие?
И вот если человек не молится непрестанно, не имеет радости и любви, не радуется поношениям, то это показывает, как далек он на самом деле от Бога, от состояния Святых, от идеала. Т.е. мало грехов — это просто самообман.
Чем ближе человек к Богу, тем сильнее Божественный свет освещает его душу, и тем сильнее человек видит свое несовершенство. Св. Петр Дамаскин писал, что начало просвещения и здравия души — видение своих грехов, бесчисленных как песок морской. Т.е. Святые видели именно бесчисленное число грехов, а не безгрешие. Только грехи эти были не грубые внешние, а мысленные. Или к хорошему внешнему поступку частично примешивался греховный мотив. Например, тщеславие. И Святые это видели.
Как приобрести видение грехов? Как я понимаю, оно приходит постепенно по мере приближения к Богу. Если видение грехов придет раньше времени, то это может вызвать очень сильное уныние и даже самоубийство. Так бывает, когда бесы показывают человеку его грехи, и он еще не готов к этому (это иногда бывает с сильно гордыми людьми, особенно в состоянии духовной прелести). От видения грехов человек думает, что он такой великий грешник, что Бог его не простит. Но на самом деле Бог может простить и очистить от грехов, сколько бы их ни было. При правильной духовной жизни по мере приближения к Богу одновременно улучшается видение грехов и приобретается уверенность, что Бог может от них избавить.
Уверен, что к Евхаристии нужно подходить только после Исповеди. Это очень замечательная практика, в некоторых других Православных Церквях этого не требуется.
Исповедь понуждает следить за собой, за своими действиями, и за своими мыслями. Поиск греха требует усилий — “Видишь в поле суслика? Нет! Но он там есть!”
Порой кажется, что на Исповеди нечего сказать. Но это не так, грех въелся в нашу сущность. Как о себе говорил на смертном одре достигший святости ещё при жизни авва Макарий Великий: “не ведаю ничего доброго, что я бы сделал”.
Заметьте, Макарий в укор себе ставил то, что не сделал доброго. И он абсолютно прав — когда мы отказываемся от греха, то мы делаем всего лишь должное. Тем более, и мы не можем о себе доброго сказать.
Потому, нам всегда есть в чём покаяться, так как не дотягиваем до того, чтоб у нас получилось доброе.
Вот разберу пример на себе. Прошёл я мимо назойливого попрошайки в который раз — уже согрешил, что не сделал доброго. А если подал ему, то с раздражением о том, что попрошайка в храм не ходит, и использует меня за боязнь согрешиать против “просящему дай”. Либо я подал так мало, что на это ничего купить нельзя. Либо подал то, что самому не нужно, либо не нужно ему. Либо подал, и в сердце себя похвалил. Но Господь заповедал нам любить ближних как самих себя! Мк. 12:29–31 И сразу вопрос к себе — сделал я для попрошайки больше, чем для брата, или для сестры во Христе, то есть больше чем себе? И только если сделал, вот тогда будет то доброе, а не должное по заповеди, о чём говорит Макарий. Но это далеко не так, а практически всегда не так!
В реальности я способен только укорять попрошайку, и подавать ему только от боязни согрешить, но не от любви в моём сердце. И нет иного способа избавиться от этой внутренней сердечной болезни и греховного состояния подходя к Чаше Евхаристии, кроме как через благодать Исповеди — “прощаю и разрешаю тя от всех грехов твоих”.
Если внимательно всё разбирать, то всегда можно найти изъяны в своих делах, или в их отсутствии.
Молите Господа, чтоб Он открыл Вам глаза на поступки.
Это проблема всякого новоначального, который еще не чувствует ощущения чистоты сердца и того, что этому помогает и мешает. Для начала возьмите за правило обязательно исповедовать повседневные грехи: небольшое раздражение, празднословие, невнимательность на молитве, легкую зависть, напрасную трату времени или денег и т.п. Постарайтесь почувствовать, что стоит за этими грехами, насколько они действительно препятствуют Вам быть ближе к Богу. Не Богу к Вам, а именно Вам к Богу. А ведь Бог — существо чистое, Он не войдет в нечистого человека, исполненного грехов.
Есть грехи грубые и грубейшие, тонкие и тончайшие. Если Вы избавились от наиболее грубых грехов, которые сами помните, это не означает, что в Вас (как и во мне) уже вовсе нет греховной нечистоты. Собственно, вся оставшаяся жизнь дана нам для борьбы с ней.
Очень полезно читать сочинения святых отцов, которые верно указывают путь духовной жизни и ориентиры на этом пути. Например, “Путь ко спасению” свт. Феофана Затворника.
Что касается совета реже исповедоваться, могу объяснить его лишь непониманием данным конкретным священником силы исповеди для борьбы со своей греховностью. Может быть, он хотел предостеречь Вас от превращения исповедь в пустую формальность. Но это не повод выливать с водой и ребенка. Напоследок приведу рассказ из Древнего патерика:
Брат сказал некоторому старцу: я не вижу никакой брани в моем сердце. Старец отвечает ему: ты — храмина четверодверная; желающий приходит и исходит чрез тебя, а ты не разумеешь. Если же ты имеешь дверь, и затворишь ее, и не дашь чрез нее пройти, т.е. лукавым помыслам, тогда ты увидишь их, извне стоящих и воюющих против тебя.
Грехи есть всегда. То, что вы их не видите, свидетельствует о том, что вы находитесь в достаточно непростом духовном состоянии, вызванном, скорее всего, духовной незрелостью. В этом нет ничего страшного, ведь вы совсем недавно пришли к Богу. Молитесь, прося Бога о том, чтобы Он дал вам духовника или хотя бы послал такого священника, чьи духовные советы смогут вам помочь. Если вам проще излагать свои мысли в написанном виде, то перед беседой со священником напечатайте свои соображения в краткой форме на бумаге.
Причащаться необходимо обязательно, иначе не справитесь и впадете в искушение.
С уважением,
Осуждая других, мы ставим себя на место Бога, а это безумие, которое не позволит увидеть себя таким, какой ты есть
Наталья МУРЗИНА
Епископ Верейский Пантелеимон (Шатов):
Когда мы осуждаем других, мы осуждаем свою тень
– Одному великому святому было сказано, что, несмотря на свои подвиги, строгий пост, долгие молитвы и знание всех ухищрений бесовских, он не превзошел человека, жившего в миру. Святой нашел того человека и стал расспрашивать, в чем его внутреннее делание, как он подвизается.
Тот сначала не понимал, о чем идет речь. И в конце концов сказал, что думает про себя так: «Все спасутся, а я погибну». Такое отношение к себе и к другим возвысило этого человека в очах Божиих. Такое отношение необходимо и нам.
Один современный подвижник говорил, что, когда мы осуждаем других людей, мы осуждаем свою тень.
Ведь как мы судим других? Мы накладываем на другого человека нашу систему взглядов, наше мировоззрение, нашу расчерченную табличку с классификацией поступков и судим его.
Но ведь Бог не так будет судить других людей. Мы знаем, что первым в рай вошел разбойник, Бог его не осудил. И преподобная Мария Египетская, у которой до жизни в пустыне были очень тяжелые грехи, вошла в Царство Божие. Ее память празднуется Великим постом как пример великого подвига.
У аввы Дорофея есть рассказ о двух девочках, которых продавал в рабство хозяин корабля, прибывший в город. Одну девочку купила благочестивая женщина и воспитала ее, а другую купила хозяйка притона.
Авва Дорофей спрашивает: «Неужели вы думаете, что Бог с этих девочек спросит одинаково?» Та, которая воспитывалась в благочестии, может быть наказана за какое-то одно нехорошее слово. А та, которая жила в притоне и с детства видела только разврат, может быть прощена Богом за какой-то добрый поступок.
Постом нам Церковь предлагает читать замечательную молитву, в которой говорится: «Ей, Господи Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков. Аминь». Мы должны судить только себя, должны в себе самом стараться увидеть зло.
Эта молитва открывает нам еще один важный секрет: пока мы осуждаем других, мы не можем увидеть и познать самих себя. Осуждая других, мы ставим себя на место Бога, а это безумие, которое помрачает наше духовное зрение.
Есть разные степени плохого отношения к другим людям. Во-первых, порицание человека. Во-вторых, осуждение, в-третьих, презрение.
Первая степень – если мы не осуждаем человека, не говорим, что он вор, а говорим, что он ворует. Вторая степень – если мы не просто называем его действия, но и самого человека называем вором. А третья – если мы гнушаемся, пренебрегаем человеком, считаем его недостойным общения с нами. Такое отношение к людям особенно не дает нам увидеть самих себя.
Мы не можем судить других, а только себя.
Но даже осуждая себя, нужно отдавать себя на суд Богу и ожидать Его суда.
Как появляется грех?
Чтобы это понять, нужно знать святоотеческую схему. Святые отцы выделяют пять степеней появления греха в душе: прилог, сочетание, сосложение, пленение и образование страсти.
Начинается с того, что в нашем сознании появляется прилог.
Один святой говорит, что прилог похож на брошенную вещь, которая ударяет в то, во что брошена.
Прилог мы просто чувствуем. Это может быть просто помысел, какая-та мысль или фраза, а может быть образ какой-то вещи, воспоминание.
Сочетание – это вторая степень, когда наше внимание обращено на этот предмет и сковано им. В нашей душе происходит собеседование с этим предметом. Оно может быть страстным или бесстрастным.
Третья степень – это сосложение, когда душа соглашается на соединение с предметом.
Четвертая степень – это пленение, когда предмет берет душу в плен и ведет к совершению дела. От этого слияния исчезает доброе состояние и теряется покой. Пятая степень называется страстью, когда человек всецело поглощен грехом и не может жить без него.
Прилог сам по себе безгрешен: мысль пришла, но мы ее не укоренили и прогнали.
Сочетание, если оно страстное, означает, что грех заразил душу. Но оно может быть и бесстрастным, когда мы просто анализируем, что произошло.
Греховность сосложения зависит от меры нашего подвига: или мы продолжаем сопротивляться – или сосложение идет по накатанной дорожке, и образовавшаяся страсть минует первый этап. Но даже если оно идет по накатaнной дорожке, мы не должны соглашаться на него, мы должны бороться.
Чем больше мы боремся, сопротивляемся, тем меньше греховность нашего поступка и тем больше шансов не допустить укоренения страсти.
Страсть – это болезнь души. Частое удовлетворение одного и того же желания приводит к привычке, которая становится чертой характера, вторым естеством человека. Что делать, если страсть уже возникла? Святые говорят, что страсть подлежит или равносильному покаянию, или будущей муке. Если мы эту страсть не победим, то подлежим будущему наказанию.
Равносильное покаяние – это отвержение телесного утешения, постоянная борьба со страстью, готовность на страдание. Без этой готовности, без принятия страдания нет покаяния.
Человек грешил, грешил, пришел на исповедь, покаялся и думает, что страсть не будет над ним действовать. Да, бывает, что Господь чудесным образом избавляет от страсти. Но чаще все-таки получается так, что мы должны терпеть страдания за дела, которые мы совершили.
Покаяние – через благодарность Богу
Почему трудно научится исповедоваться? Наверное, потому что наш ум искажен грехом.
Кроме того, чтобы понять истину, ее нужно выстрадать. Нельзя ее просто услышать и записать. Тут нужно много усилий, нельзя себя оправдывать: «я глупая, ничего не понимаю», – и ничего не делать.
Чтобы увидеть свои грехи, нужно читать Евангелие. Евангелие говорит: «Благотворите ненавидящим вас, любите врагов ваших. Благословляйте проклинающих вас. Молитесь за обижающих вас. Ударившему тебя по щеке подставь другую, отнимающему верхнюю одежду не препятствуй взять рубашку. Всякому просящему у тебя давай и у взявшего твое не требуй назад».
Делаем ли мы так? Помним ли евангельский рассказ о Страшном Суде: накормили ли мы голодных, одели нагих, посетили больных? Нужно оценивать свою жизнь евангельскими заповедями, а не оправдывать себя сравнением с другим людьми, которые грешат больше меня.
Увидеть свои грехи еще не значит в них покаяться. Человек может знать, что его поступок – это грех, но оправдывать себя, не понимать своей вины.
Конечно, бывает и так, что человек творит зло по чьему-то внушению, под давлением или угрозой. Но все-таки чаще мы грешим потому, что не сопротивляемся злу и соглашаемся с ним.
Все свои грехи мы сразу увидеть не можем, и в этом большая Божия милость к нам, потому что не всегда это бывает полезно. Иногда такое знание приводит к отчаянию.
Господь Своей милостью покрывает наши немощи и лишь постепенно открывает нам наши грехи. Поэтому главное, с чего нужно начать, – благодарить Бога за все Его милости.
Как помнить о милостях Божиих, которые были в нашей жизни? Чтобы этому учиться, Церковь призывает нас каждое воскресенье благодарить Бога при совершении литургии, причащаться Святых Тайн. Мы должны помнить, что в храме мы собираемся главным образом именно для того, чтобы благодарить Бога.
Если человек не участвует в этой благодарности, не хочет знать любви о Божией, то зачем ему знать свои грехи? Это может привести к депрессии.
Сам человек без помощи Божией исправиться не сможет. Если он не знает, что есть Тот, Кто сотворил этот мир и является его центром, что есть Тот, в Котором нет греха, несовершенства, человек может считать, что нельзя прожить без греха. Только имея веру в Бога, знание Бога, любовь и благодарность к Нему, человек может увидеть себя и свои грехи и научиться покаянию.
___________________________________________
Быстрая доставка новостей о социальной жизни и лучших статей. Подписывайтесь на наш Телеграм-канал.
Прочитать статью на сайте.
Если вам понравилась статья, рекомендуем прочитать другие материалы на нашем сайте. Милосердие.ru – социальное медиа. Мы работаем, чтобы дела милосердия спасали как можно больше людей. Миллионы читателей доверяют нам и находят поддержку. Присоединяйтесь, читайте, подписывайтесь!
Подготовка к исповеди. Список грехов для исповеди
26 Октября 2016, 19:49
Таинство исповеди – испытание для души. Она состоит из желания покаяться, словесного исповедания, раскаяния в прегрешениях. Когда человек идет против законов Божьих, он постепенно разрушает свою духовную и физическую оболочку. Раскаяние помогает очиститься. Оно примиряет человека с Богом. Душа исцеляется и получает силы для борьбы с грехом. Исповедь позволяет рассказать о своих проступках и получить прощение. В волнении и страхе можно забыть то, в чем хотелось покаяться. Список грехов для исповеди служит напоминанием, подсказкой. Его можно зачитать полностью или использовать как план. Главное, чтобы исповедь была искренней и правдивой.
Таинство
Исповедь – главная составная покаяния. Это возможность попросить прощения за свои грехи, очиститься от них. Исповедь придает духовные силы для противостояния злу. Грех – это расхождение в мыслях, словах, поступках с Божьим соизволением. Исповедь – искреннее осознание нечестивых поступков, желание избавиться от них. Как бы ни было трудно и неприятно о них вспоминать, следует подробно рассказать о своих грехах священнослужителю.
Для этого таинства необходима полная взаимосвязь чувств и слов, потому что будничное перечисление своих грехов не принесет истинного очищения. Чувства без слов так же безрезультатны, как и слова без чувств. Существует список грехов для исповеди. Это большой перечень всех непотребных действий или слов. В его основе лежат 7 смертных грехов и 10 заповедей. Жизнь человека слишком многообразна, чтобы быть абсолютно праведной. Поэтому исповедь – возможность раскаяться в грехах и постараться не допустить их в будущем.
Как подготовиться к исповеди?
За несколько дней должна проходить подготовка к исповеди. Список грехов можно написать на листке бумаги. Следует почитать специальную литературу о таинствах исповеди и причащения. Не следует искать оправдания грехам, нужно осознавать их нечестивость. Лучше всего анализировать каждый свой день, разбирая, что было хорошо, а что плохо. Такая ежедневная привычка поможет внимательнее относиться к мыслям, действиям. До исповеди следует помириться со всеми, кто был обижен. Простить тех, кто обидел. До исповеди необходимо усилить молитвенное правило. Добавить к ежевечернему прочтению Покаянный канон, каноны Богородице и Ангелу Хранителю.
Следует разделять личное покаяние (когда человек мысленно раскаивается в своих поступках) и таинство исповеди (когда человек рассказывает о своих грехах в желании очиститься от них). Присутствие стороннего лица требует морального усилия для осознания глубины проступка, заставит через преодоление стыда более глубоко взглянуть на неправые действия. Поэтому так необходим список грехов для исповеди в православии. Он поможет выявить то, что было забыто или хотелось скрыть. Если возникли затруднения в составлении перечня греховных действий, можно приобрести книгу «Полная исповедь». Она есть в каждой церковной лавке. Там подробно расписан полный список грехов для исповеди, особенности таинства. Опубликованы образцы исповеди и материалы для подготовки к ней.
Правила
Есть тяжесть на душе, хочется выговориться, попросить прощения? После исповеди становится гораздо легче. Это открытое, искреннее признание и раскаяние в совершенных проступках. До 3-х раз в неделю можно ходить на исповедь. Желание очиститься от грехов поможет преодолеть чувство скованности и неловкости. Чем реже исповедь, тем сложнее упомнить все события, мысли. Оптимальный вариант для проведения таинства – один раз в месяц. Помощь в исповеди – список грехов – подскажет необходимые слова. Главное, чтобы священнику стала понятна суть проступка. Тогда наказание за грех будет оправданным.
После исповеди священник накладывает в сложных случаях епитимью. Это наказание, отлучение от святых таинств и Божьей благодати. Его длительность определяет священник. В большинстве случаев кающемуся предстоят нравственно-исправительные работы. Например, пост, чтение молитв, канонов, акафистов. Иногда список грехов для исповеди зачитывает батюшка. Можно самостоятельно написать перечень того, что было совершено. Лучше приходить на исповедь после вечерней службы или утром, перед литургией.
В некоторых ситуациях следует пригласить батюшку для исповеди на дом. Это делается в том случае, если человек серьезно болен или находится при смерти.
Как проходит таинство
Войдя в храм, необходимо занять очередь для исповеди. Во все время таинства на аналое лежат крест и Евангелие. Это символизирует незримое присутствие Спасителя. До начала исповеди батюшка может начать задавать вопросы. Например, о том, как часто произносятся молитвы, соблюдаются ли церковные правила.
Затем начинается таинство. Лучше всего заготовить свой список грехов на исповедь. Образец его всегда можно приобрести в церкви. Если грехи, прощенные на предыдущей исповеди, были повторены, то следует снова их упомянуть – это считается более тяжкой провинностью. Не следует что-либо утаивать от батюшки или говорить намеками. Следует простыми словами внятно объяснить те грехи, в которых раскаиваетесь.
Если батюшка разорвал список грехов для исповеди, значит, таинство закончено и дано отпущение. Священник накладывает на голову кающегося епитрахиль. Это означает возвращение Божьей милости. После этого целуют крест, Евангелие, что символизирует готовность жить по заповедям.
Готовимся к исповеди: список грехов
Исповедь предназначена для осмысления своего греха, желания исправиться. Человеку, далекому от церкви, сложно понять, какие действия следует считать нечестивыми. Для того и существуют 10 заповедей. В них четко прописано, чего делать нельзя. Список грехов для исповеди по заповедям лучше подготовить заранее. В день совершения таинства можно разволноваться и все забыть. Поэтому следует спокойно за несколько дней до исповеди еще раз перечитать заповеди и записать свои грехи. Если исповедь первая, то самостоятельно разобраться в семи смертных грехах и десяти заповедях непросто. Поэтому следует заранее подойти к батюшке, в личной беседе рассказать о своих затруднениях. Список грехов для исповеди с объяснением грехов можно приобрести в церкви или найти на сайте своего храма. В расшифровке подробно расписаны все предположительные грехи. Из этого общего списка следует вычленить то, что было совершено лично. Затем записать свой перечень проступков.
Грехи, совершенные против Бога
Неверие в Бога, сомнения, неблагодарность.Отсутствие нательного крестика, нежелание защищать веру перед хулителями. Клятвы именем Бога, произнесение имени Господа всуе (не во время молитвы или бесед о Боге). Посещение сект, ворожба, лечение всевозможными магиями, чтение и распространение лжеучений. Азартные игры, мысли о самоубийстве, сквернословие. Непосещение храма, отсутствие ежедневного молитвенного правила. Несоблюдение постов, нежелание читать православную литературу. Осуждение священнослужителей, мысли о мирском во время богослужения. Пустая трата времени на развлечения, просмотр телевизора, бездействие у компьютера. Отчаяние в трудных ситуациях, излишняя надежда на себя или чью-либо помощь без веры в промысел Божий. Утаивание грехов на исповеди.
Грехи, совершенные против ближних людей
Вспыльчивость, гнев, высокомерие, гордость, тщеславие. Ложь, невмешательство, насмешки, скупость, расточительность. Воспитание детей вне веры. Невозвращение долгов, неуплата за труд, отказ от помощи просящим и нуждающимся. Нежелание помогать родителям, неуважение к ним. Воровство, осуждение, зависть. Ссоры, употребление спиртного на поминках. Убийство словом (клевета, доведение до самоубийства или болезни). Убийство ребенка во чреве, склонение других к аборту.
Грехи, совершенные против себя
Сквернословие, самолюбие, празднословие, сплетни. Желание наживы, обогащения. Выставление напоказ добрых поступков. Зависть, ложь, пьянство, чревоугодие, употребление наркотиков. Блуд, прелюбодеяние, кровосмешение, рукоблудие.
Список грехов для исповеди женщины
Это весьма деликатный список, и многие женщины отказываются от исповеди, ознакомившись с ним. Не следует доверять любой прочитанной информации. Даже если брошюра со списком грехов для женщины приобреталась в церковной лавке, обязательно обратите внимание на гриф. Должна стоять надпись «рекомендовано издательским советом Русской православной церкви».
Священнослужители не разглашают тайну исповеди. Поэтому лучше всего проходить таинство с постоянным духовником. Церковь не вторгается в сферу интимных супружеских отношений. Вопросы контрацепции, которая иногда приравнивается к аборту, оптимально обсудить со священником. Существуют средства, которые не обладают абортирующим действием, а лишь предотвращают зарождение жизни. В любом случае все спорные вопросы следует обсудить с супругом, врачом, духовником.
Вот список грехов для исповеди (краткий):
Редко молилась, не посещала церковь. Больше думала о мирском во время молитвы. Допускала половую жизнь до брака. Аборты, склонение к ним других. Имела нечистые мысли, желания. Смотрела фильмы, читала книги порнографического содержания. Сплетни, ложь, зависть, лень, обиды. Излишнее обнажение тела для привлечения внимания. Боязнь старости, морщин, мысли о самоубийстве. Пристрастие к сладостям, алкоголю, наркотикам. Избегание помощи другим людям. Обращение за помощью к гадалкам, ворожеям. Суеверие.
Список грехов для мужчины
Идут споры о том, следует ли готовить список грехов для исповеди. Кто-то считает, что такой перечень вредит таинству и способствует формальному зачитыванию провинностей. Главное в исповеди – осознать свои грехи, покаяться и не допустить их повторения. Поэтому список грехов может быть краткой памяткой или отсутствовать вовсе.
Формальная исповедь не считается действительной, так как в ней нет раскаяния. Возврат после таинства к прежней жизни добавит лицемерия. Равновесие духовной жизни состоит в понимании сути покаяния, где исповедь – только начало осознания своей греховности. Это длительный процесс, состоящий из нескольких этапов внутренней работы. Созидание духовных ресурсов – это систематическая настройка совести, ответственность за свои отношения с Богом.
Приведем список грехов для исповеди (краткий) для мужчины:
Святотатство, разговоры в храме. Сомнение в вере, загробной жизни. Кощунство, насмешки над убогими. Жестокость, лень, гордыня, тщеславие, алчность. Уклонение от службы в армии. Избегание нежелательной работы, отлынивание от обязанностей. Оскорбления, ненависть, драки. Клевета, разглашение чужих слабостей. Соблазнение на грех (блуд, пьянство, наркотики, азартные игры). Отказ в помощи родителям, другим людям. Воровство, бесцельное коллекционирование. Склонность к хвастовству, спорам, унижению ближнего. Наглость, хамство, презрение, фамильярность, малодушие.
Исповедь для ребенка
Для ребенка таинство исповеди можно начать с семи лет. До этого возраста к Причастию дети допускаются без этого. Родители должны подготовить ребенка к исповеди: объяснить суть таинства, рассказать, для чего оно проводится, вспомнить вместе с ним возможные прегрешения.
Чаду надо дать понять, что искреннее раскаяние и есть подготовка к исповеди. Список грехов ребенку лучше написать самому. Он должен осознать, какие действия были неправильными, постараться не повторять их впредь.
Старшие дети сами принимают решение о том, исповедоваться или нет. Не стоит ограничивать свободу воли ребенка, подростка. Личный пример родителей гораздо важнее всех бесед. Малыш должен вспомнить свои грехи перед исповедью.
Список их можно составить после того, как ребенок ответит на вопросы:
Как часто читает молитву (утром, вечером, перед едой), какие знает наизусть? Ходит ли в церковь, как ведет себя на службе? Носит ли нательный крестик, отвлекается или нет во время молитв и богослужений? Обманывал когда-нибудь родителей или батюшку во время исповеди? Не гордился ли своими успехами, победами, не зазнавался ли? Дерется или нет с другими детьми, не обижает ли малышей или животных? Ябедничает ли на других детей, чтобы выгородить себя? Совершал ли воровство, завидовал ли кому-нибудь? Смеялся ли над физическими недостатками других людей? Не играл ли в карты (курил, выпивал спиртное, пробовал наркотики, сквернословил)? Ленится или помогает родителям по дому? Не притворялся ли больным во избежание своих обязанностей?
Рекомендации
1)Человек сам определяет – исповедоваться ему или нет, сколько раз посещать таинство. 2)Следует подготовить список грехов на исповедь. Образец лучше взять в том храме, где будет происходить таинство, или самостоятельно его найти в церковной литературе. 3)Оптимально ходить на исповедь к одному и тому же священнослужителю, который станет наставником, будет способствовать духовному росту. 4)Исповедь совершается бесплатно.
Предварительно нужно поинтересоваться, по каким дням проходят исповеди в храме. Одеться следует подобающим образом. Для мужчин – рубашка или футболка с рукавами, брюки или джинсы (не шорты). Для женщин – платок на голове, отсутствие косметики (хотя бы помады), юбка не выше колен.
Искренность исповеди
Священник как психолог может распознать, насколько искренен человек в своем раскаянии. Бывает исповедь, оскорбляющая таинство и Господа. Если человек механически рассказывает о грехах, имеет несколько духовников, утаивает правду – такие действия не ведут к покаянию.
Поведение, тон речи, слова, которыми произносится исповедь, – это все имеет значение. Только так священник понимает, насколько искренен кающийся. Муки совести, смущение, переживания, стыд способствуют духовному очищению.
Иногда личность батюшки важна для прихожанина. Это не повод осуждать и комментировать действия священнослужителей. Можно пойти в другой храм или обратиться к другому святому отцу для исповеди.
Бывает, что сложно озвучить свои грехи. Душевные переживания настолько сильны, что удобнее составить список неправедных действий. Батюшка внимателен к каждому прихожанину. Если из-за стыда невозможно рассказать обо всем и раскаяние глубоко, то грехи, перед исповедью список которых составлен, священнослужитель имеет право отпустить, даже не прочитав их.
Значение исповеди
Необходимость говорить о своих грехах перед посторонним человеком смущает. Поэтому люди отказываются ходить на исповедь, считая, что Бог и так их простит. Это неверный подход. Священнослужитель выступает лишь как посредник между человеком и Богом. Его задача – определить меру раскаяния. Батюшка не вправе осуждать кого-либо, он не выгонит из храма кающегося. На исповеди люди очень ранимы, и священнослужители стараются не причинять лишних страданий.
Важно увидеть свой грех, осознать и осудить его в своей душе, озвучить перед священником. Иметь желание не повторять больше свои проступки, постараться искупить делами милосердия нанесенный вред. Исповедь приносит возрождение души, перевоспитание и выход на новый духовный уровень.
Грехи (список), православие, исповедь подразумевают познание себя и поиск благодати. Все добрые дела творятся через силу. Только преодолев себя, занимаясь делами милосердия, взрастив в себе добродетели, можно получить Божью благодать.
Значение исповеди состоит в понимании типологии грешников, типологии греха. При этом индивидуальный подход к каждому кающемуся сродни пастырскому психоанализу. Таинство исповеди – это боль от осознания греха, признание его, решимость озвучить и попросить прощения за него, очищение души, радость и умиротворение.
Человек должен почувствовать потребность в покаянии. Любовь к Богу, любовь к себе, любовь к ближнему не могут существовать по отдельности. Символизм христианского креста – горизонталь (любовь к Богу) и вертикаль (любовь к себе и ближнему) – состоит в осознании целостности духовной жизни, ее сути.
http://www.syl.ru/article/181867/new_podgotovka-k-ispovedi-spisok-grehov-dlya-ispovedi
Поделиться
Протоиерей Андрей (Ткачёв) (1969), проповедник и миссионер, телеведущий.
Если Вы уже причисляете себя к верующим людям, то наверняка Вас тревожит вопрос исповеди – того, что там говорить. Да и вообще – грех со всеми его ответвлениями Вас наверняка тревожит.
Так вот, превращаться в следопытов и выискивать грех не надо. Существуют своеобразные методические рекомендации с точными перечнями всех грехов. Как есть справочники всех болезней, и они очень объёмные. И один вид этих справочников – их объём, убористость текста, сложность языка и обилие информации могут испугать человека: неужели вот так болеют люди?
Такие же списки можно наколупать и в человеческой душе. А чем более усложняется жизнь и общество, тем больше возникает специфических ответвлений греха – информационные грехи, цивилизационные болезни. И получается дурная бесконечность. Абсолютно дурная, абсолютно бесконечность.
И человек думает: «Ну, в чём же мне каяться?» И получается – либо он вообще ни в чём не виноват, либо уж настолько виноват, что писать это всё надо не на бумажку, а в книжку.
Мне кажется, что это – такая серьёзная запятая на пути всякого христианина и, если к этому неправильно подойти, дальше уж никуда не пойдёшь.
В качестве робкого совета бы рекомендовал людям поменьше читать «расширенных списков грехов с их ответвлениями и модификациями». Чтобы не впасть в такую любовь к чистоте, которая родит у Вас желание жить в барокамере.
Можно любить чистоту, но надо понимать, что любая чистота относительна, и всегда будет какой-то уголочек, где есть какая-то пылинка-соринка. Если же пытаться достичь абсолютной чистоты, то можно заболеть на эту тему.
Как обнаруживается грех? Только при наличии яркого солнечного освещения. Грязь видна только при дневном свете и при ярком солнце. Если светит, например, фонарик или электрическое освещение, ни пыль, ни грязь на полированной поверхности себя не обнаружит.
Грех познаётся не от того, что мы берём книжку и изучаем разные проявления греха в человеческой жизни. Вернее, он может так познаваться, но не будет оплакан, определён как враг. Грех познаётся только под действием благодати. Когда благодать Божия реальным образом коснётся человеческой души – только тогда человек будет читать свою, а не чужую жизнь, как книгу. Тогда на нём исполнится пушкинское слово:
…с отвращением читая жизнь мою,
Я трепещу и проклинаю,
И горько жалуюсь, и горько слезы лью,
Но строк печальных не смываю,
«Не смываю» – в том смысле, что эти строки уже есть, и делать вид, что их не было – глупо.
Так вот, под действием Божественной благодати человек может совершить переоценку своей жизни и прочесть свою книгу как книгу греховных поступков.
И хороших тоже. Ведь человек – не бес. И когда говорят: «В моей жизни всё было – один грех», – то субъективно он говорит правду, но объективно это не так. И, кроме, может быть, Нерона или другого такого же странного упыря и чудовища, человека без добродетелей не бывает.
Поэтому хочется пожелать, чтобы человек был объектом воздействия благодати, и искал её, а не энциклопедических знаний о грехе. Чтобы он искал благодати, которая откроет ему именно его жизнь, а не жизнь другого человека. И тогда станет возможно чтение в книге его жизни тех строк, которые пока ещё не смыты, но которые реально смыть в случае, если прольются благодатные слёзы.
Возникает вопрос, а как эту благодать искать. Но вы, главное, ищите – «ищите и обрящете, стучите и отворят вам, просите и получите». Здесь нужно искать тех, кто умнее тебя, беседовать с ними и усиливаться на покаянную молитву, упражняться в различных добродетелях через силу (потому что все добродетели творятся через силу) – ну, и так далее.
На каком-то этапе Господь встречает человека, даёт ему меру благодати – и тогда происходит познание себя во грехе и познание того, что, собственно, нужно лечить.
Потому что, если, например, блудник распознает в себе сребролюбие и начнёт с ним усиленно бороться, то он может всю жизнь прозаниматься тем, что не самое главное. Ему бы с блудом разобраться. И так далее.
Познание себя возможно только в благодати, а не по справочникам, а благодать реально подаётся, поскольку Бог есть, и Он жив, и Он вступает с нами в общение. Вот такую цель можно поставить человеку для того, чтобы он не блукал справа налево и не искал дополнительной литературы в том вопросе, который до конца в литературе изложен быть не может.
А вопрос познания души в свете Духа Святого не может быть изложено до конца посредством письма. Поэтому не ищите книг – ищите Духа Святого, и в Духе познаете своё окаянство – глубокое и истинное. Тогда, мне кажется, покаяние будет не бесплодным – оно будет цельным и плодовитым. Чего желаю всякому христианину.
Источник
Шпаргалка для исповеди: Грехи истязуемые на 20 мытарствах
Подготовка к Исповеди и Причастию для новоначального христианина дело непростое, но ответственное. Кающийся, исповедующий свои грехи перед священником, при видимом прощении прегрешений (чтении разрешительной молитвы), невидимо разрешается от них Самим Господом Иисусом Христом. «Не оправдываться» — это первый совет, который батюшки дают начинающим духовную жизнь. Если крещены были в детстве и никогда не исповедовались, следует постараться вспомнить грехи лет с шести. Надеемся, кающемуся грешнику поможет данная шпаргалка (носитель информации, используемый на экзаменах).
Грехи истязуемые на мытарствах
Пензенский Троицкий женский монастырь предлагает в качестве вспомогательного инструмента для качественной подготовки к Таинству Покаяния (Исповеди) краткий, но актуальный для современного человека список грехов, истязаемых на 20 мытарствах (символические препятствия на частном экзамене: осознание итогов земной жизни).
1. Словом
Это первое мытарство — посмертное испытание, истязание души демонами — обличителями. Здесь человек дает отчет за все нераскаянные грехи, совершенные словом:
- многословие;
- болтливость;
- празднословие (разговоры о суетном);
- сквернословие (нецензурная ругань);
- извращение слов;
- пошлости;
- анекдоты;
- балагурство (веселая болтовня);
- неумеренный смех и хохот;
- непотребные песни;
- непристойные восклицания;
- кощунство (упоминание Бога, святых, святынь в шутках, гневе, ссоре);
- чертыхание (частое упоминание беса);
- злословие;
- злосетование и злосоветие;
- необдуманные слова;
- проклятие;
- заклятие себя разными словами: «Чтоб я умер» и т. п.
2 Ложь:
- обман;
- лукавство;
- вероломство (измена с коварством);
- предательство;
- разглашение тайны ближнего;
- клятвопреступление;
- лесть;
- пресмыкательство;
- подхалимство;
- заискивание;
- человекоугодие;
- человеконадеяние;
- пристрастие к духовнику;
- притворство;
- изворотливость;
- лицемерие;
- преувеличение;
- мнительность;
- мечтательность;
- подозрительность;
- лжесвидетельство;
- ложный донос;
- неисполнение обетов, данных Богу;
- умаление или утаивание грехов на исповеди и непротивление им;
- прошение у Бога наказать обидчика;
- призывание имени Божия без нужды, ипустую: «Ах Ты, Господи» и т.п.;
- божба (клятва с призыванием имени Божия);
- потребительское отношение к Богу, (молитва о карьере, богатстве и других эгоистических желаний).
3. Клевета:
- пересуды;
- осуждение;
- сплетни;
- ябедничество;
- любопытство;
- подсматривание;
- подслушивание;
- смех над чужими грехами или разглашение их;
- насмешки;
- передразнивание;
- артистизм (копирование людей);
- оскорбление;
- содействия грехам других (в том числе мысленное согласие с согрешающими).
4. Чревоугодие:
- объядение;
- чревобесие (обжорство);
- гартанобесие (гурманство);
- лакомство (пристрастие к сладостям);
- скверноядение (уринотерапия, употребление в пищу крови, удавленины, идоложертвенного, а также трапеза с еретиками, из одной посуды с собаками и кошками, среди постыдных увеселений и др.);
- тайноядение (тайком);
- безвременное ядение;
- ненасытность;
- вкушение через силу;
- пристрастие к напиткам;
- многопитие;
- пиршествование;
- злоупотребление спиртным;
- нарушение постов и постных дней (среда, пятница),
- пресыщение в посты постной пищей;
- пост с ропотом;
- оставление молитвы перед едой и после.
5. Лень
Исповедовать следует леность к труду, молитве:
- тунеядство (жизнь за чужой счет);
- безделие;
- скука;
- уныние;
- ропот;
- нетерпеливость;
- нетерпение болезней и скорбей;
- трусость;
- малодушие;
- стыд крестится и защищать славу имени Божия;
- необличение зла;
- слабоволие, поробощение себя компьютеру, телевизору, играм;
- необязательность;
- халтура;
- многоспание;
- забвение, оставление утренних, вечерних и
других молитв; - рассеянность на молитве;
- редкое хождение в храм Божий, на исповедь и ко Св. Причащению;
- формальная исповедь;
- опоздание на службу;
- неблагоговейное поведение в храме, на церковной службе — разговоры, смех, дремание, невнимание к чтению и пению;
- хождение по храму во время богослужения;
- уход из храма прежде окончания службы;
- непочитание праздников Божиих;
- оставления чтения Священного Писания и творений святых отцов;
- невежество;
- маловерие;
- нерадение;
- хождение в церковь в нетрезвом виде;
- прикосновение к святыни в состояние нечистоты (блудное осквернение,
месячные, после родов в течение 40 дней), - неношение креста на груди, небрежное или а перчатках изображение
на себе крестного знамении; - небрежное отношение к святыни (просфора, св. вода, иконы);
- употребление бумаги с изображением Креста, имени Божия или святых в бытовых целях и выбрасывании ее (нужно сжигать);
- недостойное Причащение (т.е. отсутствие примирения с ближними, утаивание грехов на исповеди, отпущение полноценных поста и правила);
- неисполнение епитимии;
- неблагодарность Богу за все случающееся, чрезмерное упование на Бога (Бог помогает но не делает за нас);
- непамятование смерти и Страшного Суда.
6. Воровство:
- кража;
- грабеж;
- разбой;
- мародерство;
- святотатство (воровство церковного);
- скупка и использование краденного;
- мошенничество;
- подделка документов;
- использование рабочего времени в личных целях;
- присвоение излишек производства (сэкономленный бензин, бумагу, мыло, лекарства и другой расходный материал);
- вредительство;
- притворное нищенство.
7. Сребролюбие:
- скупость;
- жадность;
- многозаботливость;
- мшелоимство («мшел» — мзда, корысть, т.е. стремление к наживе; другое значение — стяжание ненужных вещей);
- желание обогатиться;
- кумирослужение (почитание денег, вещей, занятий, людей, больше или на
ровне с Богом, привязанность к ним и возложение на них
всех надежд); - игра в казино, игровые автоматы;
- расточительность (безумная трата на развлечения, роскошную жизнь);
- работа по хозяйству в воскресения и церковные праздники (эти дни посвящаются Богу).
8. Лихоимство:
- ростовщичество (дача денег в долг под проценты);
- продажа товаров по чрезмерно завышенной цене;
- подкуп;
- мздоимство (взяточничество деньгами, подарками);
- присвоение чужого;
- вымогательство.
9. Неправда:
- неправедный суд (осуждение невинных, оправдание виновных и др.);
- удержание платы работника;
- неотдача долга;
- утаивание найденных вещей, денег;
- обвешивание, обмеривание, обсчитывание.
10. Зависть:
- к благам материальным, душевным и телесным достоинствам других людей;
- желание чужого;
- недовольство имеющимся;
- досада о благополучии ближнего;
- тайное пожелание неудачи;
- ропот на Бога.
11. Гордость:
- самодовольство;
- высокоумие;
- самомнение;
- самовозношение;
- высокомерие;
- самонадеянность;
- самолюбие;
- самооправдание;
- дерзость;
- кичливость;
- славолюбие;
- властолюбие;
- командование;
- желание учить и исправлять других;
- прекословие;
- спорливость;
- упрямство;
- фанатизм;
- самоволие;
- придирчивость;
- циничность;
- неверие;
- презрение;
- неприязнь;
- брезгливость к окружающим;
- развязность;
- хамство;
- моральное давление;
- унижение;
- непримиримость;
- нераскаянность укоренившаяся;
- обособленность, отказ от помощи при большой необходимости;
- эгоизм;
- неблагодарность;
- тщеславие;
- честолюбие;
- самолюбование;
- хвастовство;
- делание добра на показ;
- смиреннословие (показное смирение);
- лицемерные благочестие и набожность;
- непочитание родителей, старших, мужей, властей, священнослужителей, неповиновение им (если их повеления противоречат заповедям Божиим, то повиноваться нельзя);
- приписывание успехов себе, а не помощи Божией;
- хула на Бога (поношение);
- принятие хульных помыслов.
12. Гнев:
- раздражительность;
- вспыльчивость;
- ярость;
- грубость;
- озлобление;
- ненависть;
- ссоры;
- сварливость;
- истерики;
- скандалы;
- вражда;
- угрозы;
- подстрекательства на зло и провокации;
- принятие гневных помыслов.
13. Памятозлобие:
- непрощение обид;
- злопамятность;
- зложелательство;
- злорадство;
- мстительность.
14. Убийство:
- аборты (или соучастие);
- применение противозачаточных средств (вызывают микроаборт);
- соучастие в эвтаназии;
- доведение до самоубийства;
- покушение на чужую жизнь;
- попытки суицида;
- курение, алкоголизм, наркомания, токсикомания — медленное самоубийство;
- отказ от лечения;
- чрезмерный пост или труд;
- профессиональный спорт (повреждает организм и губит душу);
- продажа вредных для здоровья товаров;
- оставление в опасности;
- рукоприкладство;
- гневные толкания;
- драки;
- нанесение увечья;
- травля собакой;
- жесткие слова;
- издевательство;
- желание себе смерти, болезни и т.п.;
- убийство или истязание животных;
- наставление на грех;
- умерщвление души — т.е. обречение себя на вечные мучения в аду упорным сопротивлением истине, ожесточение во грехах, отречением от Бога,
отступлением от веры или отчаянием (это «смерть вторая»).
15. Волхование:
- гадание (в том числе на кофе);
- ворожба;
- хиромантия (гадание по руке);
- суеверие (суетная вера в сны, особые дни, числа, приметы);
- астрология,нумерология, увлечение НЛО, экстрасенсорика;
- кодирование от ожирения, курения, пьянства;
- «лечение» у «бабок» или лжестарцев;
- целительство, прикрываясь именем Божиим;
- знахарство, магия (белая, черная, лечебная, любовная),
- колдовство, ведьмовство,чародейство, шаманство;
- идолослужение ( в т.ч эстрадным кумирам и статуэткам языческих божков); левитация;
- возжигание в храме свечей за упокой живых;
- содержание в доме вещей или продуктов, наговоренных волхователями;
- возложения на себя масок (участие в Хэллоуине и других оккультных
праздниках); - спиритизм (общение с духами);
- сатанизм.
16. Любодеяние:
- блуд (связь до брака);
- сожительство без регистрации;
- страстные поцелуи и прикосновения;
- услаждение и медление в блудных помыслах;
- блудные сновидения и ночные осквернения;
- похотливые воззрения, в том числе на красивые лица;
- соблазн на собственную наготу;
- подсматривание на чужую обнаженность или полуобнаженность;
- распутство в браке (напр: позы камасутры);
- неумеренность в супружеских отношениях;
- супружеские отношения во время беременности, месячных, после родов в течение сорока дней, в посты, в постные дни (среда, пятница), накануне воскресных и праздничных дней, в церковные праздники, до Причастия и в день после него;
- гнушение законным браком;
- брак с большой разницей в возрасте, раньше или позже узаконенных лет; выбор невесты (жениха) за одну красоту, разжжение похоти возбуждающими средствами;
- кокетство;
- обольщение и развращение;
- изготовление, распространение или просмотр порнографии, развратных фильмов, программ, журналов;
- бесовские плясания (бесстыдные танцы, конкурсы);
- страстная музыка;
- похабные разговоры или слушание их;
- нескромная одежда или чрезмерная косметика;
женоподобие у мужчин; - украшение дома соблазнительными изображениями;
- сдача помещения для блуда, посредничество в нем;
- сутенерство;
- ревность;развод без законных поводов (спид, прелюбодеянии, алкоголизм и т.д. одного из супругов — см. Церковное право);
- сладострастие (стремление к блудодеянию);
- сластолюбие (любовь к наслаждениям);
- изнеженная жизнь (разжигается похоть).
17. Прелюбодеяние:
- супружеская измена;
- наложничество (содержание любовницы);
- блуд с кумовьями или крестниками (по тяжести близок к содомскому);
- нарушение обета безбрачия (для монашествующих).
18. Блуд содомский
К этому разделу относятся особо тяжелые и противоестественные грехи:
- малакия (рукоблудие, онанизм — богомерзкий грех, за который Онан был умерщвлен Богом);
- оральный секс и др. извращения (совершается глумление над образом Божиим в человеке и оскверняются уста);
- женонеистовство (анальный блуд женщины; сугубо повинны пред Богом те, кто допускает содомские грехи в браке, извращая и оскверняя ими богоучрежденный еще в раю брачный союз);
- разврат (беспорядочные половые связи);
- торговля своим телом;
- групповой секс;
- кровосмешение (с родственниками);
- мужеложеетво (гомосексуализм);
- лесбиянство;
- деторастление;
- транссексуализм (перемена пола);
- совокупление с бесами или с животными.
19. Ереси:
- искажение православного учения или недоверия к нему;
- распространение ложных учений;
- чтение еретических книг; духовный блуд (влечение к чуждым Христу духам — любым культам и учениям, непричасным к Православию);
- молитва с непровославными;
- обрядоверие (вера в то, что чисто механическим совершением обрядов, без Бога, можно разрешить свои проблемы; другое значение — замена личных взаимоотношений с Богом точным исполнением обрядов);
- раскол (отделение).
20. Немилосердие:
- равнодушие;
- черствость;
- жестокость;
- безжалостность;
- нетерпимость;
- притеснение слабых;
- нелюбовь;
- отсутствие заботы о детях (в том числе не воспитание их в Православной вере), стариках, родителей, больных и бедных;
- неподавание милостыни;
- поминание усопших водкой, за которых надо молиться;
- нижертвование собой ради других;
- страстная привязанность к животным (повреждает отношение человека к другим людям и к самому себе, а также вредна для самих животных).
Пояснения
Любой нераскаянный грех приводит к смерти. Сокрытие грехов на исповеди, в особенности блуда и убийства, Причащения с ними Тела и Крови Христовых, неизбежно заканчивается серьезными психофизическими заболеваниями или внезапной смертью. Об этом предупреждал еще апостол Павел, говоря:
В грехах, в которых уже исповедались и больше не совершали, повторно каяться не надо. А грехи, совершенные за период от последней исповеди, а также никогда ранее не исповеданные или забытые, необходимо выписать и по списку исповедовать.
Покаяние перед Богом — это не равнодушное перечисление своих плохих поступков, а искреннее осуждение своей греховности и решимость исправиться. Господь Бог ждет нашего покаяния, что бы спасти нас.
Приложения
Дополнение к шпаргалке для исповеди — таблица «Древо греха».
Дерево греха
- Читайте также: Житие и пророчества святого равноапостольного Космы Этолийского
Скачать список грехов для исповеди на телефон
Грехи для исповеди