Как найти свои субличности

Изучаем свои субличности при помощи Метафорических Ассоциативных Карт: Какой субличности сейчас мне не хватает?

Привет! Вы на канале “Спросите Машу!”

Сегодня у нас с вами интересная практика с использованием Метафорических Ассоциативных Карт “Субличности”. Как уже понятно из названия, изучать мы будем свои субличности.

Вообще практика с субличностями большая и объемная. Как обычно, в формате статьи, я дам вам лишь ее часть.

Что такое субличности?

Изучаем свои субличности при помощи Метафорических Ассоциативных Карт: Какой субличности сейчас мне не хватает?

Говоря простыми словами, субличностьэто личность в миниатюре. Человек многозначен. Вспомните, как часто вы меняете свою картину мира:

Иногда вам кажется, что мир прекрасен и полон красок словно бразильский карнавал. Иногда, вы ощущаете, что вязните в болте. Иногда вам кажется, что мир так стремительно меняется, что вам не угнаться за ним. А иногда, ваш мир превращается в сущий кошмар.

Для каждой такой модели мира вы вырабатываете образ себя, куда входят привычки, манера общаться, чувства, поступки, мысли и все это мы будем называть субличность.

Все эти субличности уживаются в нас. Какие-то из них мы принимаем, а какие-то пытаемся вытеснить.

Отсюда и известный всем совет: “Принимай себя таким, как есть”. Рассматривая его в контексте субличностей – принимай все свои субличности.

Изучаем свои субличности при помощи Метафорических Ассоциативных Карт: Какой субличности сейчас мне не хватает?

Субличности не делят на плохие и хорошие.

Каждая из них несет в себе жизненно важную для нас составляющую. Но многие из вас “увидев” свою субличность могут подумать, что она несет в себе лишь негатив и сплошные отрицательные качества. Но это не так. Субличности могут “пасть”, а могут и “возвыситься”.

Например:

“сострадание” может пасть до “жалости к себе”,

“юмор” в “сарказм”

и наоборот

“инертность” может возвыситься в “покой”,

“упрямство” в “волю”.

Любая субличность может стать негативной, когда начинает вас полностью контролировать. То есть, мы мыслим и действуем только в рамках этой одной субличности и не допускаем существование иных путей развития.

Изучаем свои субличности при помощи Метафорических Ассоциативных Карт: Какой субличности сейчас мне не хватает?

Человек должен стремится к тому, чтобы ощущать себя целостной личностью. Это “Я” – которое находится в центре всех субличностей и может управлять ими, заботиться о них и в случае необходимости, обращаться к ним.

Сегодня я предлагаю вам познакомиться с субличностью которой вам сейчас очень не хватает.

Это настоящая психологическая практика, а не развлекательный тест, поэтому вам предстоит поработать над собой.

Перед вами 10 карт с изображениями.

Спросите: “Какой субличности сейчас не хватает в моей жизни?” и выберите одну карту.

Изучаем свои субличности при помощи Метафорических Ассоциативных Карт: Какой субличности сейчас мне не хватает?

Кто на самом деле выгорает: вы или ваши субличности?

Наше «я» состоит из множества субличностей — внутренних частей нашей индивидуальности, о которых мы можем (не) знать. Если какая-то из субличностей не может проявиться вовне, так как не находит для себя подходящей социальной роли, то мы с большой вероятностью устаем и быстрее выгораем. Как понять, какое «я» страдает? И чем ему помочь? Рассказывает Леонид Кроль в книге «Жизнь без выгорания: Как сохранить эмоциональную устойчивость и позаботиться о себе» («Альпина Паблишер», 2023).

Субличности и социальные роли

Термин «субличность» широко используется в таком направлении психотерапии, как психосинтез, его ввел в обращение итальянский психотерапевт Роберто Ассаджиоли. Мы можем заметить проявления того, что у нас есть субличности, когда ведем внутренний диалог, спорим сами с собой, иногда и вслух; когда мы в ситуациях важных решений вдруг раздваиваемся, например на «Аленушку» (предостерегает не пить из козлиного следа) и «Иванушку» (настаивает на том, что будет пить из следа, потому что испытывает невыносимую жажду). 

Я вообще люблю сравнивать субличности с персонажами какой-нибудь сказки, которые живут в нас одновременно. Идеально, если мы живем всеми своими субличностями, то есть каждая наша субличность может поучаствовать в нашей жизни, выразившись в одной или нескольких социальных ролях. Роли — то, что дает субличностям возможность показать себя, выйти вовне; это то, как мы проявляем себя и какие реакции получаем на свои проявления.

Важно понимать разницу между субличностями и социальными ролями

Субличности — это «части нас», «разные мы», которые существуют в нас, даже когда мы находимся в одиночестве. Мы можем «не быть знакомыми» с некоторыми из них, а другие можем любить и часто их использовать. Социальные роли, повторюсь, это проявление субличностей во внешней жизни, с другими людьми.

Например, у Дмитрия есть субличность, которую можно назвать «волшебник». Эта субличность любит все смешное, необычное и удивительное. «Волшебник» Дмитрий умеет разыгрывать, удивлять и радовать людей. Эта субличность проявляется в социальной роли «воскресного папы», когда Дмитрий водит детей на прогулки и там придумывает интересные игры и квесты, и в социальной роли «души компании»: когда Дмитрий появляется в гостях у своих друзей, атмосфера сразу оживляется. (Конечно, у Дмитрия есть и другие субличности, и он не обязательно будет вести себя с детьми и друзьями только так. Например, в роли папы может выступать и его субличность «харизматичный вождь», которого слушаются с первого слова.)

Риск выгорания возрастает, когда какая-либо субличность не находит себе подходящей роли

Например, Дмитрий устраивается на работу со строгими регламентом и начальством, где он не имеет возможности даже изредка повеселить или удивить окружающих. От него требуют четкого выполнения функционала, а все, что выходит за эти рамки, рассматривают как нарушение. Дмитрий может использовать другие свои субличности, а «волшебнику» придется находить себе роли вне рабочих часов

В принципе, это вполне допустимо. Однако субличность «волшебника» для Дмитрия важна, и она будет искать возможности проявить себя не только в роли папы и друга. Поэтому, если на работе ее проявления совсем не приветствуются, атмосфера в команде всегда формальная и бесстрастная, Дмитрий будет выгорать быстрее. Гораздо лучше, если отношения в коллективе позволят Дмитрию хотя бы раз в час перекидываться с коллегами парой шуток — от этого он будет работать не хуже, а лучше.

Как люди выгорают из-за несоответствия субличностей ролям

Рассмотрим два конкретных примера того, как люди выгорают из-за конфликта субличностей и ролей, и подумаем, что с этим можно сделать.

1. Малышка и мама

Лена работает в офисе компании, сочетающей много видов деятельности: рекламное агентство, издательство, организатор конференций. Сама Лена также выполняет целый ряд разнообразных задач. Ее график предполагает постоянное общение: с коллегами, клиентами, партнерами компании. По общему мнению, Лена справляется прекрасно. Она слывет «доброй феей» агентства, работая в нем больше десяти лет, со дня основания. Хрупкая и легкая, улыбчивая, Лена находит общий язык с кем угодно. У нее нет отдельного кабинета, ее рабочее место расположено так, чтобы в любой момент любой мог подойти и пообщаться, задать вопросы, дать поручение, что-то обсудить. Все привыкли к этому — включая и саму Лену.

Но когда Лена приходит домой, она падает без сил. У нее часто болит голова. У Лены не осталось сил на любимые хобби. Она отказывается переезжать к своему постоянному партнеру, хотя тот часто предлагает ей пожениться, а уж о детях и думать боится. Мы пришли к выводу: Лена устает от людей. Она «стирается» о свою работу, несмотря на то, что работа любимая. Лена выгорает.

На наших сессиях мы выявили две субличности Лены

Одна из них — «любимая малышка». Лена была младшим ребенком в семье, ее все баловали, а она — всех радовала, и это не стоило ей никакого труда. «Малышка» может позволить себе немного пошутить и пошалить, ее все любят просто так, безоценочно, за то, что она есть. Быть милой «малышкой» приятно, это дает свободу и защищенность, ощущение тепла и принятия со стороны окружающих. Лена быстрая, невысокая и худощавая, с озорными кудряшками, часто улыбается. На первый взгляд, субличность «любимой малышки» нашла себе отличную социальную роль на Лениной работе. Ей все рады, и она неутомимо порхает здесь и там.

Вторая субличность Лены — «общая мама». Лена чуткий и эмоционально зрелый человек, ей нравится заботиться о других, видеть чужие желания и потребности, находить между ними баланс. И эта субличность играет на ее работе главную социальную роль.

Ведь на Лене лежит большая ответственность, прежде всего — эмоциональная: она связывает людей в коллективе, предотвращает конфликты и недоразумения, от ее посредничества зависит эффективность взаимодействий между разными отделами. Лена не может расслабиться ни на минуту.

Получается, что субличности «малышки» и «мамы» играют не те социальные роли, в которых они могут вполне проявить себя, а те, которые удобны окружающим

«Малышка» не может покапризничать, а «мама» не должна выглядеть слишком уж взрослой и усталой. Эта двойственность Лениной роли на работе и обусловливает выгорание: «ты должна быть для всех милой и легкой — и при этом оставаться общей опорой».

Заметьте: в сложившейся ситуации никто не виноват. Лена сама взяла на себя эти роли, а коллектив охотно согласился, чтобы она их сочетала. Ей нравится и то и другое: и быть общей любимицей, получать комплименты, чувствовать себя юной и полной энергии для общения; и быть незаменимой, человеком, на котором все держится.

Причина происходящего в том, что Лена очень боится одиночества. Рабочий коллектив стал для нее своего рода семьей, в которой она — и «дочка», и «мама» одновременно. Из-за этого она сильно перерабатывает, очень устает, ей не хватает сил ни на какую другую жизнь вне работы. Поэтому нет и желания создать собственную семью: бессознательно Лена ощущает, что одна семья у нее уже есть и забот хватает.

Подобный конфликт субличностей и ролей может иметь глубокие причины, лежащие в прошлом опыте. Однако нашей целью было разобраться в происходящем здесь и сейчас, а для этого не всегда нужно обращаться к прошлому. Мы с Леной работали с ее актуальными проблемами, решение которых находилось на границе внешних и внутренних факторов выгорания. Вот какие действия мы предприняли.

Лена осознала, что боится одиночества и отвержения, подсознательно считает, что должна быть незаменимой. Поэтому она боялась поговорить с коллегами о переработках и условиях труда: ведь они будут разочарованы, если узнают, что она не только «Лена- солнышко». 

Когда она все-таки решилась, неожиданно (для нее) коллеги наперебой стали предлагать ей другие, менее изматывающие форматы отношений. Выяснилось, что они давно заметили, что Лена не очень хорошо себя чувствует, и забеспокоились. По итогам разговора с руководителем Лене был выделен отдельный кабинет. До сведения коллектива довели новые должностные инструкции, связанные с обязанностями Лены, чтобы коллегам было легче понимать, где границы, за которыми они кончаются.

Разные субличности требуют разных ролей — то есть разного поведения, разных проявлений вовне. Если ты — «малышка», тебе можно капризничать и быть экстравагантной. А если ты «мама» — необязательно все время улыбаться и порхать, достаточно просто заботиться (в том числе и о себе).

Я предложил Лене почаще осознавать, какая из ее субличностей сейчас находится «на сцене». Например, Лене нравятся моменты, когда она пьет кофе с коллегами, шутит и между делом решает какие-то проблемы. В это время она — «малышка», может пококетничать, похвастаться сумочкой, рассказать анекдот. Большую часть рабочего дня Лена — «мама». Это значит, что она может оставить дверь кабинета открытой — для забот о коллективе, а может и закрыть ее, если хочется сосредоточиться на работе.

Кроме того, переходя от одной роли к другой, стоит делать паузы — как актер, который сначала снимает один костюм, а потом уже надевает другой. Лене (и всем нам) тоже нужно время на переодевание и настройку. Выгорание возникает именно из-за того, что напряжения разных ролей смешиваются и накапливаются, не обретая выхода. Переходя к роли, в которой играет субличность «мамы», можно потянуться и сказать себе (или вслух) что-то вроде: «Ну, я пошла руководить». Приступая к роли, где задействована субличность «малышки» — например, встряхнуться и сделать перед зеркалом несколько танцевальных па. Главное, снять напряжение и телесные особенности предыдущей роли, прежде чем переходить к следующей.

Эти приемы помогли Лене перестать выгорать и получать больше удовольствия от работы и жизни. Кроме того, Лена сохранила отношения со своим партнером, и скоро у них родится настоящая малышка.

2. Растерянный, злой, старательный

Константин родился в маленьком шахтерском городке с высокой преступностью. Рос в полукриминальной среде, привык решать все силой. При этом его отец умер, когда Костя был еще подростком, а мать полагалась на старшего сына как на взрослого помощника (в семье росли еще две младшие сестры).

В детстве Костя часто чувствовал как ответственность за семью, так и неуверенность, беспомощность, страх. Отслужив в армии, Костя поступил на работу в супермаркет, сделал карьеру с низов. Сейчас Косте тридцать два, и для дальнейшего продвижения необходимо получить высшее образование. Косте трудно учиться, он чувствует себя чужим среди «этих умников», ощущает растерянность, злость, хочет «послать все к черту».

У Кости есть несколько субличностей, среди которых: «растерянный», «злой и агрессивный, способный за себя постоять», «старательный». В ситуации стресса активизируются первые две. Костя чувствует себя слабым и неуверенным, но не может попросить о поддержке, так как не имеет подобного опыта. В детстве ему было некого просить, и приходилось справляться самому. При этом и прямая агрессия Косте уже не поможет, потому что вопросы на том уровне, до которого он дорос, не решаются кулаками (как во дворе или в армии).

В жизни Кости сейчас находится социальная роль только для третьей субличности, «старательного»

Это социальная роль перспективного, подающего надежды, растущего работника- карьериста, готового успешно учиться. Но так как первые две субличности вынуждены сидеть без дела, а социальная роль оказывается очень сложной (учиться Косте непросто, он не так успешен, как хотелось бы), то он устает и выгорает.

Мы видим конфликт между ролями и субличностями Кости. Его агрессивная субличность позволила ему пробиться, но теперь для нее не находится ролей. Это происходит потому, что Костя не умеет конструктивно трансформировать свою агрессию: он может либо превратить ее в непосредственную реакцию (удар, ругательство), либо совсем подавить. Бить и браниться в его новой среде уже не принято, поэтому Костя не использует свою агрессию и не может извлечь из нее энергию, необходимую для развития.

То же самое происходит и с субличностью «растерянного подростка»: она не может найти для себя подходящей социальной роли. Когда он рос, слабость могла ему дорого обойтись, и ее приходилось прятать. У Кости нет опыта конструктивной слабости, когда человек ищет и находит помощь у других людей.

Выход для Кости — учиться находить роли для своих субличностей.

Просить о помощи и поддержке

Сейчас Костя учится. В этих условиях он вполне может вслух сказать о своем непонимании, пойти к преподавателю и попросить уделить ему чуть больше внимания. Также не случится ничего страшного, если он будет иногда просить своих соучеников о небольших разъяснениях по ходу семинара. Больше коммуникации — меньше самодостаточности. «Растерянная» субличность находит для себя социальную роль «ищущего ученика», а эта роль нравится окружающим, так как предполагает ответную роль «мудрого наставника». Назовите мне человека, который откажется побыть полминуты в роли учителя, объясняя непонятное слово или логическую связку.

Научиться трансформировать энергию агрессии, не переводя ее в непосредственные реакции

Проще говоря, разозлившись — не бить, но и не подавлять желание ударить, а делать что-то третье. Что Константин будет делать в моменты, которые раньше требовали кого-то поколотить, а теперь заставляют его подавлять чувства? Косте нужно найти свою, присущую именно ему роль для своей «агрессивной» субличности. Существует много упаковок для цивилизованного выражения агрессии. У разных людей они разные. Например, иронизировать, говорить тише и отчетливее, сжимать кулаки в карманах или продумывать выигрышную комбинацию, чтобы взять верх.

Как увидеть свои субличности и роли

Чтобы лучше понять, какие субличности у вас есть и всем ли находятся социальные роли в вашей жизни, я предлагаю вам выполнить упражнение «Всем „себям“ — по ролям!»

Представьте себе, что вы собираетесь по очереди пробоваться на разные роли в новом голливудском блокбастере «Золушка». Вы сыграете Золушку, мачеху, фею-крестную, двух мачехиных дочерей и принца. (И, если хотите, папу Золушки и крысу-кучера.)

Возьмите чистый лист бумаги и напишите на нем все эти роли в столбик. Напротив каждой поставьте двоеточие и запишите 4–5 качеств, которые вы будете демонстрировать в роли каждого из персонажей. По моему опыту, персонажи получаются у всех очень разные. Например: 

  • «Золушка: скромная, старательная, обаятельная, улыбчивая».

  • «Золушка: жизнерадостная, искренняя, порывистая, страстная».

  • «Золушка: талантливая, сметливая, быстрая, благодарная».

Первая Золушка получилась у клиента, который очень хочет быть хорошим. Сразу заметна одна из его субличностей — та самая, что очень чисто подметает и ждет за это подарка небес: тайного приглашения на бал к королю. Вторая Золушка — субличность другой клиентки, которая ценит свои эмоции, хочет действовать спонтанно и считает, что это поможет ей добиться успеха (но, к сожалению, эта ее субличность пока недостаточно проявлена).

Третья Золушка самая интересная: это Золушка-субретка, умная служанка, Фигаро в юбке, она не ждет милостей от феи, а добивается своего и хватает удачу за хвост. Точно подмечено и одно из важных качеств такой Золушки — благодарность: во всех сказках герой должен уметь сказать спасибо тем силам, которые ему помогли. Эта Золушка-субличность принадлежит женщине, которая к пятидесяти годам сменила четыре страны, владеет крупной фирмой по производству косметики и замужем за человеком намного младше нее.

Очень разные получаются и принцы (тем более что из сказки мы знаем о нем немного):

  • «Принц: стеснительный, умный, заботливый, догадливый». (Женщина из айти-компании, с развитой эмпатией и чувством юмора. Эта ее субличность очень востребована коллегами.)

  • «Принц: задумчивый, ищущий совершенства, философ, холодноватый, отстраненный». (Очень молодой человек — сын властного отца, который пытается сделать за него важный жизненный выбор. Эта субличность позволяет ему ускользать от отца и сохранять себя.)

  • «Принц: веселый, легкомысленный, непостоянный, азартный». (Такого принца описывает семидесятилетний ученый, которому хочется иногда побыть мальчишкой на балу.)

Итак, вы выписали качества всех персонажей. Не забудьте мачехиных дочек: второстепенные герои часто бывают очень выразительными. Можно сказать, что перед вами приблизительное, условное описание ваших субличностей. Неважно, будет их пять или десять: здесь нет и не должно быть какой-то конечной истины. Мы рисуем карту с произвольным уровнем детализации. Смысл в том, чтобы посмотреть внутрь. Продумывание даже 3–5 персонажей может многое вам дать.

Итак, вы выписали качества всех персонажей. Не забудьте мачехиных дочек: второстепенные герои часто бывают очень выразительными. Можно сказать, что перед вами приблизительное, условное описание ваших субличностей. Неважно, будет их пять или десять: здесь нет и не должно быть какой-то конечной истины. Мы рисуем карту с произвольным уровнем детализации. Смысл в том, чтобы посмотреть внутрь. Продумывание даже 3–5 персонажей может многое вам дать.

Невозможно сказать точно, каковы наши субличности на самом деле. Их природа такова, что они видны только опосредованно. Обычно наши субличности прячутся под масками наших социальных ролей, и мы редко замечаем их напрямую, особенно те, для которых ролей не нашлось. Но если описанным мною образом проанализировать персонажей любой сказки, книги или фильма, полученный «кастинг» будет неплохо описывать имеющиеся у вас субличности. 

Сказка — это система, в которой есть разные герои, а то, какими вы их делаете, зависит от вашего набора субличностей

Сказка поможет лучше увидеть их через игровое описание персонажей, а потом посмотреть, как эти субличности соотносятся с вашей собственной жизнью, есть ли у вас возможность побыть «высокомерным принцем». Если кто-то увлечется процессом и найдет много субличностей, это будет просто более полное описание разных сторон его «я». Вы можете использовать не только «Золушку», но и «Гарри Поттера», мифы Древней Греции, любимый сериал. Но важно, чтобы персонажи были разные: главные и второстепенные, герои и злодеи, а не только те, что вам нравятся.

Теперь, глядя на каждого из персонажей, поразмыслите о том, находится ли ему место в вашей жизни. Где и как вы можете побыть властной мачехой, которая хочет насильно причинять всем добро (или высокомерной мачехой, которой плевать на все, кроме денег)? Не оценивайте персонажей. Просто спросите себя: есть ли в моей жизни подходящие роли для каждой из субличностей? А если нет, то где бы эти роли могли найтись? Что я в состоянии изменить, чтобы дать голос тем персонажам, которые сейчас вынужденно молчат? Сказка становится для нас одной из возможных моделей, помогающих «уловить» голоса наших субличностей и понять, как они могут проявиться вовне.

Предлагаемые мною упражнения увеличивают эмоциональную осознанность, позволяют подумать о разных вариантах ситуаций, которые встречались вам в жизни, о разных способах реагировать на трудности, разных жизненных выборах. Сам процесс их выполнения способствует пониманию того, как именно вам избегать вашего индивидуального выгорания или уменьшить его.

Итоги главы

Мы рассмотрели место субличностей и социальных ролей в выгорании. Если у нас есть субличности, которые не могут проявить себя ни в одной социальной роли, наш риск выгорания увеличивается. Упражнение, приведенное в этой главе, поможет вам лучше рассмотреть ваши субличности и подумать о том, какие социальные роли они могли бы играть

Дата публикации:26 апреля 2023

Субличность – это модель поведения и мышления, которая воспринимается человеком как что-то отдельное от него, чуждое. Говоря простыми словами, субличность – это альтернативная личность, проще говоря, второе Я человека. Причем иногда речь идет не об одном Я, а о нескольких. Давайте узнаем подробнее, что такое субличности в психологии, кто они, почему возникают, зачем с ними работать и кто этим занимается.

Содержание

  • Определение понятия субличности в психологии
  • Зачем работать с ними
  • Чем опасны субличности человека
  • Как возникают субличности человека
  • Виды субличностей
  • Как проявляются субличности в жизни
  • Упражнения на работу с субличностями
    • Разговор с внутренним критиком
    • Круг субличностей
    • Личный дневник
  • Заключение

Определение понятия субличности в психологии

Роберто Ассаджиоли

Понятие субличности человека ввел итальянский психолог и психиатр Р. Ассаджиоли. В психологии принято использовать такое определение субличности, его дал Асаджиоли: «Это определенная совокупность установок, поведенческих стереотипов, верований, влечений и т.д., которая обретает целостную различимую форму лишь в нашем сознании».

Замечали ли вы за собой, что иногда по-разному реагируете на одни и те же события? А что ведете себя по-разному в похожих условиях? Так проявляют себя другие Я. Они находят выражение в наших поступках, словах, действиях, мыслях, качествах, способностях, навыках. Они связаны с социальными ролями и статусами. Каждый человек играет множество ролей. Иногда они входят в противоречие, в такие моменты мы обращаемся сами к себе, разговариваем сами с собой, а точнее, с альтернативными личностями.

Интересно! Термин «субличность» в психологии – это психологическая метафора, которую используют психологи для упрощения, сокращения описания определенного набора привычек, убеждений, качеств личности. Кроме внутренних изменений, при смене субличностей заметны и внешние перемены. У человека может измениться осанка, тон голоса, скорость речи, мимика и жесты.

Субличности – это не патология, а норма. Внутренний мир человека состоит из множества Я. Они помогают удовлетворять потребности и желания, защищают главное Я. Возникает вполне логичный вопрос: если это нормально и даже хорошо, то почему психология уделяет столько внимания этому феномену, почему так важно работать над субличностями? Давайте разбираться во всем по порядку.

Зачем работать с ними

Альтернативные личности могут жить мирно, а могут и вредить друг другу, вступать в конфликты. Нужно работать над этим для того, чтобы человек контролировал свои субличности, а не они его. А также важно следить за тем, чтобы все альтернативные Я сосуществовали в гармонии. Если же какое-то Я вредит человеку и его окружению, то от этой субличности нужно избавляться.

Запомните! Работа с субличностями нужна для того, чтобы они не выходили из-под контроля.

Чем опасны субличности человека

опастность субличности человека

Думаю, дойдя до этого места статьи, вы уже задались вопросом: «Где та тонкая грань между нормой и патологий в виде диссоциативного расстройства личности (раздвоения, расслоения личности)?». Да, этим и опасны альтернативные Я: они могут поглотить истинное Я человека. Причем психическое расстройство – это крайний вариант осложнений.

Есть и другая опасность: человек не утрачивает связь с реальностью, но альтернативных личностей так много, что они все дальше уводят индивида от самого себя, сбивают его с истинного пути, мешают найти предназначение. Проще говоря, человек живет по чужому сценарию, не может полноценно самореализоваться.

Поэтому так важно выводить это на уровень осознанности и контролировать процесс, уметь переключаться с одной личности на другую, понимать, зачем каждая из них вам нужна, когда они пригождаются и т.д.

Запомните! Существуют полезные и негативные субличности. Первые помогают человеку в развитии, вторые препятствуют развитию личности.

Как возникают субличности человека

психотравма у девушки

Все альтернативные Я озадачены одним и тем же – защитой внутреннего ребенка. Собственно, так они и возникают. Они защищают ребенка от негативного воздействия внешней среды, помогают развиваться и достигать целей.

Психолог Ш. Шварц пошагово описал механизм возникновения альтернативных Я:

  1. Человек получает психотравму, субличности возникают, чтобы защитить его от негативных чувств и эмоций: страха, стыда, вины, боли. Их называют изгнанниками.
  2. Чтобы контролировать изгнанника, появляется менеджер. Он старается всеми силами защитить человека от негатива. Например, если были изгнаны боль и разочарование в матери, то менеджер может защищать человека при помощи эмоциональной холодности, отстраненности от людей, недоверчивости.
  3. Иногда менеджеры не справляются, человек снова попадает в неприятную ситуацию, тогда тушить все эти чувства прибегают пожарные – еще одна группа субличностей. Они выбирают самые агрессивные способы, делают все, чтобы заглушить боль. Так в жизнь человека врывается алкоголь, беспорядочные половые связи, экстремальные виды спорта, ярость, грубость и прочее.

Не только сам человек бессознательно создает другие Я, этот процесс можно сделать осознанным. Психолог может создать субличности, чтобы помочь клиенту справиться с актуальной проблемой. Сам человек может создавать субличности, улучшающие качество его жизни.

Важно! Развитие других Я зависит от особенностей личности и фантазии человека. Количество и специфика альтернативных Я отличается от случая к случаю, у каждого индивида свой набор субличностей.

Виды субличностей

терпеливый еловек

В психологии принято выделять осознанные (ясные) и неосознанные (теневые) субличности:

  1. Явные. Это те роли, качества, статусы, программы, с которыми человек сам себя идентифицирует: «Я – отец», «Я – очень терпеливый человек» и т.д.
  2. Теневые. Это те сценарии, которые не осознаются человеком, но они постоянно ведут его по жизни: «Сам не знаю, что на меня нашло», «Иногда я срываюсь без повода», «Иногда мне становится настолько плохо, что я не могу встать с кровати. Сам не знаю, почему так происходит».

Объединение явных и теневых субличностей принято называть соборной личностью. Как правило, человек ассоциирует этот образ со своим именем.

Кроме этого, можно выделить основные (среди них одна доминирующая) и вспомогательные субличности. Те, что относятся к основным, являются явными, включаются чаще других. Вспомогательные проявляют себя от случая к случаю, чаще имеют неосознаваемый характер. А еще реже возникают случайные субличности. Они могут закрепиться и превратиться в основные или вспомогательные.

Как проявляются субличности в жизни

лесть

В жизни чаще всего можно встретить такой список субличностей человека (по специфике поведения и по ведущим качествам):

  • волк – проявляется злостью и агрессией;
  • лиса – выражается в хитрости, лукавстве, лести и т.п.;
  • заяц – проявляется трусостью, многочисленными страхами во всех сферах жизни (причем иногда человек понимает, что давно пора бы что-то изменить, но не решается на это);
  • поросенок – заметно через жадность во всех областях жизни, иногда принимает патологические формы, например, превращается в тягу к накопительству;
  • баран – выражается в глупости, неспособности слушать других и воспринимать рациональные доводы, упрямстве;
  • алкоголик – выражается в пьянстве и разгульном образе жизни;
  • обжора – проявляется систематическим перееданием, неспособностью контролировать свои действия, постоянным чувством голода;
  • курильщик – проявляется в навязчивой потребности курить, придумыванием причин не бросать («Работа нервная», «Так есть меньше хочется», «Если брошу, то потолстею»).

В психологии нет единой классификации субличностей по названиям, их тысячи. Например, кроме тех, что мы уже назвали, встречаются такие:

  • эгоист,
  • терпила,
  • маленький человек,
  • фантазер,
  • добряк,
  • нахал,
  • святоша,
  • неудачник,
  • ханжа,
  • многие-многие другие.

Человек сам дает названия своим субличностям, иногда ему помогает в этом окружение.

Важно! В каждом человеке живет как минимум три субличности: взрослый, дитя, родитель.

Упражнения на работу с субличностями

В психологии существует немало техник, которые подходят для самостоятельного применения, помогают разобраться во внутренних Я и научиться взаимодействовать с ними. Рассмотрим некоторые упражнения для работы с субличностями.

Разговор с внутренним критиком

разговор с внутренним критиком

Эта субличность есть у всех людей. У кого-то она выражена сильнее, у кого-то слабее, но все мы периодически критикуем, ругаем себя. Хорошо, если это не превращается в самобичевание. Если же критик изматывает вас, то самое время встретиться и поговорить с ним.

Нарисуйте своего критика в виде человека. Чтобы было проще, отвечайте на следующие вопросы:

  • Какой он?
  • Как и когда проявляет себя?
  • Как влияет на вас, ваши решения и действия?
  • Как он реагирует на ваши контраргументы, рациональные замечания?
  • Что он чаще критикует: вас или окружающим мир?

Познакомьтесь с ним, а после этого научитесь общаться. В следующий раз, когда он начнет говорить, что ничего не получится, спросите: «А что будет, если…?». Если критик к чему-то принуждает вас или от чего-то отговаривает, то спросите его: «А ты справишься с последствиями?». Расскажите ему, что бы вы хотели слышать в трудную минуту. Какие из его замечаний помогут вам, а не утопят в пучине самобичевания.

И самое главное – подумайте, насколько его критика уместна, чьим голосом он говорит. Очень часто критик разговаривает голосом родителей, а при анализе выясняется, что большинство замечаний иррациональные. Чем лучше вы понимаете своего критика, тем лучше вы его контролируете.

Круг субличностей

Эта техника позволяет диагностировать позитивные субличности.

Техника выполнения:

  1. Запишите все свои нематериальные желания. Пишите все, что придет в голову. Нужно набрать минимум 20 позиций.
  2. Перечитайте список и сконцентрируйтесь на своих ощущениях по каждой позиции. Может быть, на какой-то из них вы услышали грозный и осуждающий голос: «А что подумают люди?». Или воодушевленное: «Да как этого можно не хотеть, все хотят».
  3. Выберите 5–6 желаний, которые актуальны для вас больше, чем остальные.
  4. На листе бумаги нарисуйте круг диаметром 20 см, внутри – еще круг. Центр – это вы настоящий. В маленький круг поместите выбранные 5–6 желаний. Остальные распределите за первым кругом и до второго.
  5. Каждое из ваших желаний – это субличность. Нарисуйте их цветными карандашами (на каждое желание по образу), дайте им имена. Каждое имя должно быть понятно и значимо для вас, иметь смысл.
  6. Подумайте, где еще кроме желаний эти субличности выражают себя, когда и как это происходит.

Теперь вы знакомы со своими основными позитивными субличностями. Отслеживайте, когда они проявляют себя, способствуйте их развитию.

Личный дневник

дневник эмоций

Многие люди думают, что ведение личного дневника – это удел 12-летних девочек. Но на самом деле это отличный психотерапевтический метод, доступный каждому. Дневники бывают разными, например, можно вести дневник эмоций и поступков. Записывайте яркие события, особенно те, когда вы говорите «Сам не понимаю, почему все так».

Анализируйте записи. Очень скоро вы поймете, что многое из вашего поведения, ваших состояний и реакций не случайно, а закономерно. Вы сможете выявить несколько моделей поведения. Да, они могут быть прямо противоположными друг другу, но все это вы, а точнее, это ваши субличности. Следующий шаг – выявление деструктивных моделей (субличностей) и работа над ними.

Заключение

Важно работать над выявлением и принятием субличностей, а при необходимости и над их трансформацией. Выделение и объединение отдельных частей Я необходимо для гармоничного развития человека, его целостности.

В структуре психики существуют 3 уровня: наблюдения, субличности, Эго (баланс между первым и вторым). Важно разговаривать со своими субличностями, выводить их на осознанный уровень. В противном случае они начнут управлять вами, а это может закончиться конфликтами, проблемами во всех сферах жизни, с обществом и внутри вас.

Глава 3. Как определить свою ведущую субличность? Каким образом ведущая субличность влияет на наше восприятие? Как это сказывается на общении?

Жизнь продолжает давать нам одни и те же уроки, пока мы их не усвоим.

В психологии есть много различных направлений: гештальт-психология, психоанализ, гуманистическая психология, психодрама, трансактный анализ и много других. Каждое из них в той или иной степени влияет на развитие ЭИ, если, к примеру, человек посещает психотерапевта и проходит терапию. Развивает эмоциональный интеллект также самостоятельное изучение психологии. Любое из перечисленных направлений повышает эмоциональную осведомленность, позволяет лучше понимать себя и в конечном счете повышает эффективность взаимодействия с другими людьми.

Из всех направлений особенно эффективно влияет на развитие ЭИ трансактный анализ, создателем которого является известный американский психиатр Эрик Берн. Именно ярко выраженная схематичность трансактного анализа, а также четкое выделение трех главных субличностей позволяют развить наблюдательность, эмоциональную осведомленность, способность осознавать собственные реакции и легко определять свое состояние, что весьма благотворно (и в самые короткие сроки!) влияет на уровень эмоционального интеллекта. Вкратце суть трансактного анализа сводится к следующему. Эрик Берн выделил три эго-состояния, в которых находится человек в зависимости от собственного психологического состояния, жизненной ситуации и различных внешних обстоятельств:

1. Родитель.

2. Взрослый.

3. Ребенок.

Для каждого из этих трех эго-состояний характерны определенные реакции, которые влияют на восприятие и приводят к различной интерпретации событий. Можно сказать, что каждый человек способен воспринимать события и ситуации в трех ракурсах. Разберем подробнее эти три субличности.

Человек в позиции Родителя (в трансактном анализе все субличности принято писать с большой буквы) склонен:

— опекать,

— контролировать,

— заботиться,

— ограничивать,

— критиковать,

— морализировать,

— учить,

— находить и исправлять ошибки,

— запрещать,

— оценивать.

В позиции Взрослого человек склонен:

— анализировать,

— руководствоваться здравым смыслом и разумом,

— объективно оценивать ситуации,

— избегать оценок и критики,

— считаться с границами и личным пространством другого человека,

— выражая свое мнение, обязательно уточнять, что это только его мнение,

— уважать позицию другого человека и видеть в нем равного,

— контролировать, знать и понимать собственные эмоции,

— руководствоваться принципом «здесь и сейчас».

В позиции Ребенка человек склонен:

— испытывать эмоции,

— эмоционально реагировать,

— придумывать различные идеи,

— испытывать желания,

— зависеть,

— манипулировать,

— играть,

— обманывать и проявлять хитрость,

— получать удовольствие,

— радоваться,

— бояться,

— нарушать правила,

— творчески самовыражаться,

— заниматься самопрезентацией.

У большинства людей явно (и ярко) выражено одно эго-состояние, под влиянием которого он находится (и пребывает) большую часть времени. Это эго-состояние влияет на мировоззрение человека, на его реакции, интерпретацию событий, на отношение к людям и окружающему миру и, можно сказать, на стиль жизни. Разумеется, невозможно постоянно пребывать только в одном эго-состоянии: в определенных ситуациях человек способен переходить из одного эго-состояния в другое. Однако чаще всего главенствуют одна или две субличности. Обычно это Родитель и Ребенок. Для того чтобы активировать в себе позицию Взрослого, необходимы работа над собой, высокий уровень осознанности, эмоциональная грамотность, общая эрудиция и гармония внутри. И, конечно, зрелость. Настоящая зрелость, которая обычно сопровождается автономностью, независимостью, самодостаточностью, способностью принимать самостоятельные решения и нести за них ответственность.

Превалирующая субличность влияет на очень многие сферы в жизни человека. От нее зависит выбор друзей и круг общения, стиль воспитания детей и отношение к другим людям, самооценка и уверенность, способность уважать и считаться с другими людьми. Она также определяет характер, поведение, выбор профессии и способ получения удовольствия. Наконец, ведущая субличность влияет на восприятие и понимание слов, правил, различных понятий и ценностей. И если встречаются два человека, у которых выражены разные субличности, то между ними, чаще всего, происходит взаимное непонимание. По этой причине они не могут достичь согласия, их позиции сильно разнятся. Нередко на этой почве случаются конфликты.

Конец ознакомительного фрагмента.

Как я упоминала, первыми обнаруживаются самые адаптированные и социализированные – с учетом травматичности, конечно – субличности.

У меня первыми обнаружились Достигатор и Маленькая Девочка (далее – Маленькая).

В режиме Достигатора я прожила столько, сколько я себя помню. После углубленного исследования оказалось, что психологически этой субличности от силы 4-5 лет, хотя она пыталась сойти за 18-ти летнюю. Достигатора характеризовали такие убеждения:

– Самое страшное в жизни – это не справиться и облажаться
– Самое главное в жизни – это быть сильным, приносить пользу, оправдывать доверие и ожидания, служить верой и правдой и не опозориться
– Маленьких и слабеньких, нытиков и тряпок все презирают, и я тоже их презираю
– Чтобы перестать быть позорной тяпкой, надо избавиться от всех слабостей и стать очень большим и очень сильным

Тайной Достигатора было вот это убеждение:
– Если я буду большим, сильным и полезным, папа меня, наконец-то, полюбит (и мне разрешат просто быть, а не постоянно достигать)

Если бы я не дошла до терапии, я сейчас была бы тем самым легко узнаваемым комментатором в постах про плохих родителей, который громче всех кричит, как презирает этих нытиков, муссирующих свою травму, и какие они малохольные тряпки (в отличие от меня, конечно же!). Всякий раз, когда я вижу такого комментатора сейчас, я улыбаюсь.

Я была ребенком-терминатором. Пока нормальные дошколята плакали без мамы в больнице, я только плечами пожимала “фу, тряпки” и вела глубокие медицинские беседы с медсестрами. Пока нормальные дети плакали, что обед задерживается, я только пожимала плечами – мне было все равно, поела я или нет, я не чувствовала голода. Пока нормальные дети не могли в лагере спать при свете из коридора, я засыпала даже не замечая его. Я гордилась тем, что я терминатор. В тайне же – в настолько глубокой тайне, что я даже сама себе в ней не признавалась – я надеялась, что, если я буду храбрым маленьким оловянным солдатиком, если я буду мужественно переносить заброшенность и одиночество, если я буду успешно выполнять все задания моего папы (характерная черта заданий “пойди туда, где я сам не был, сделай то, что я сам не умею”), я заслужу возможность быть любымым ребенком, у которого есть настоящий, теплый Дом, где его ждут.

Жизнь в режиме Достигатора – это ни дня без подвига во славу Папе и принесения своим существованием пользы другим людям.

Под толстым-толстым слоем Достигатора обнаружилась Маленькая Девочка, с той же мечтой, но противоположным набором убеждений:

– Самое страшное в жизни – это быть одной*
– Самое главное в жизни – это чтобы тебя любили и о тебе заботились (иначе ты умрешь)
– Чтобы о тебе заботились, надо быть маленькой и беспомощной, потому что больших и сильных не любят и о них не заботиться, на них только все ездят
– Более того, за защиту себя и за попытки сбежать из плохой ситуации наказывают очень жестоко, поэтому единственая опция – это молчать, все терпеть и ждать, когда нас придут и спасут.

Ну, и самая ее заветная мечта:
– Если продолжать оставаться маленькой, тогда мама/папа/принц/Хагрид, наконец-то, за мной придет и заберет меня Домой.

Жизнь в режиме Маленькой – это сидеть очень тихо, не отсвечивать, оставаться маленькой, поменьше шевелиться, и ждать-ждать-ждать-ждать-ждать-бесконечно ждать, когда меня возьмут на ручки и заберут Домой. Соответственно, любому, кто хотя бы туманно обещал Дом или спасение, я готова была отдать себя целиком и полностью в использование, насилие и пожирание.

И между этими двумя субличностями всю мою сознательную жизнь шла страшная кровопролитная война.

Оружием Достигатора была способность выходить в мир и что-то в нем делать, потому что Маленькой было строго-настрого запрещено показываться на глаза (здесь я поняла всю мощь запрета в моей семье на предъявление нужд, особено, нужды в заботе и любви). Достигатор мог разговаривать с людьми, производить какие-то действия, решать какие-то внешние задачи, в отличе от нее. Маленькая косила под пятилетнюю, но психологически ей было не больше двух, однако, при этом маленькая была очень даже удаленькая – она умела в два счета обесточить Достигатора, если ей казалось, что он ставит под угрозу ее безопасность и перспективы на то, чтобы быть любимой.

Субличности обладают способностью полного перехвата рычагов управления. В такие моменты голова понимает, что делаешь что-то не то, но РОВНЫМ СЧЕТОМ НИЧЕГО НЕ МОЖЕШЬ СДЕЛАТЬ. В моем случае, как только Достигатор пытался совершить какие-то крупные действия, даже если целью было обеспечить нашу безопасность (дать сдачи, уйти из токсичных отношений, отстоять свои границы), Маленькая пугалась насмерть и “выдергивала из-под него коврик” – я впадала в состояние ступора, не в силах себя заставить себя предпринять хоть какие-то действия. Сколько там у меня было сил и ресурсов, включая интеллектуальные – все оказывалось в два счета полностью недоступно: тело ватное, язык заплетается, голова пустая, и никакими силами не сдвинуть себя с места.

Достигатор тоже умел перехватить власть, и под его руководством я становилась глухой и слепой к собственной безопасности, собственным психологическим и физиологическим нуждам, чудовищным усилием подаваляла все страхи, даже адекватные, и кидала себя на какую-нибудь амбразуру.

Моменты перехвата власти какой-то из субличностей характерны тем, что их вспоминаешь с ощущениями “Что это было?” и “Все как в тумане – вообще не помню, каким образом я все это сделала”.

Обе эти субличности считали друг друга врагами и главной проблемой, из-за которой у нас в жизни нет счастья и гармонии. Я как-то нарисовала их, сидящих на диване в кабинете моей тер, показывающих друг на друга пальцем и требующих “Терапевт! Ампутируйте ЭТО!”. Достигатор считал, что главное – это избавиться от этой нытливой, липкой, трусливой соплячки, и у нас все наладится: мы станем мощнейшим Терминатором без страха и упрека. Маленька была убеждена, что эта огромная, тупая и слепая скотина Достигатор портит нам всем жизнь своим маниакальным желанием свершений и подвигов, и из-за него мы постоянно живем в панике, не чувствуя себя, умирая от страха, и никто не знает, как нам на самом деле плохо, никто нас не любит, а все эти шарахания Достигатора уводят нас все дальше и дальше от мечты о Доме.

При таком остром внутреннем конфликте моя жизнь напоминала спячку, в которой я прокрастинировала до последнего, доводя себя, свое здоровье, отношения до состояния полной запущенности, а нерешенные проблемы – до состояния громадной кучи величиной с Эверест. Таким образом Маленькая изо всех сил пыталась держать свою политику, чтобы дождаться, наконец, Спасителя. Кроме того, предыдущий опыт решения непосильных задач в одиночку, где за некачественное решение огребешь критики и презрания от родителей, развил в этой субличности фобию состояний беспомощности и перегруженности. Но Спаситель все не приходил и не приходил, и в какой-то момент тревога от неопределенности и страх будущего возрастали настолько, что обездвиженный Достигатор получал с помощью них достаточно сил, чтобы вырваться из навязанного Маленькой ступора и начать чинить нашу жизнь. На тот момент помогали только отчаянные и крупные меры, от которых Маленькая пуглась еще больше, и как только страшное оказывалось позади, она еще туже закручивала гайки на свободе Достигатора.

На своем опыте могу сказать, что излечить человека от водобоязни путем сталкивания его в воду невозможно. Но вполне возможно таким образом довести его водобоязнь до такой степени, что у него вид собственной мочи начнет провоцировать панические атаки с летальным исходом. Сколько ни кидала я себя насильно в эпицентры самых страшных для себя ситуаций, мои страхи только увеличивались, делая меня еще слабее и беспомощнее. Здесь подход должен быть абсолютно противоположным, и о нем я обязательно напишу в следующих постах.

*Страх быть одной, который почти всю мою сознательную жизнь ужасал и парализовал меня до такой степени, что я готова была абсолютно на все, на любые отношения, на любой абьюз, лишь бы одной не оставаться, сейчас у меня существует только в форме взрослой, рациональной обеспокоенности и является поводом принять меры заблаговременно, чтобы обеспечить свою безопасность и благоденствие. Большую роль в проработке этого страха сыграла работа с субличностями.

Добавить комментарий