Как найти свой анимус

Задумывались ли вы когда-нибудь о том, к какому психологическому архетипу вы принадлежите? Каковы основные мотивы, которые движут вашим поведением? Эти вопросы помогут вам это выяснить.

Каков Ваш психологический Архетип? Узнайте это с помощью этого теста.

Архетипическая психология – это движение, которое началось в 1970-х годах под влиянием Джеймса Хиллмана. Это релятивизирует и делитерализует понятие эго и вместо этого фокусируется на том, что вы могли бы назвать своей душой. Это похоже на политеистическую мифологию в том смысле, что она признает мириады фантазий и мифов, которые формируют наше сознание.

Психологические архетипы

Согласно психиатру и психотерапевту Карлу Густаву Юнгу, архетипы-это мысли, образы или символы, которые имеют разное значение в разных культурах. И эти архетипы могут проявляться в литературе, религии, снах или искусстве.

Юнг проанализировал, что личность каждого человека состоит из четырех основных архетипов, которые направляют и влияют на наше нынешнее поведение.

Личность

Архетип личности или “соответствия” представляет не то, кто вы есть, а внешнее лицо или маску, которую вы представляете миру. Мы часто скрываем свое истинное ” я ” ради работы или семьи или для того, чтобы соответствовать общественным правилам социальной жизни.

Анима/Анимус

Этот архетип представляет собой зеркальное отражение нашего биологического пола. Анима-это бессознательная женская сторона у мужчин, а Анимус-это бессознательная мужская сторона у женщин. Интегрируя мужские и женские аспекты в нашу психику, мы становимся целостными.

Тень

Далее следует тень, представляющая хаос, дикость и неизвестность, которые являются темной стороной психики. Этот архетип является источником как нашей созидательной, так и разрушительной энергии.

Самость

Наконец, есть самость, которая достигается пониманием и интеграцией вышеперечисленных архетипов. Состояние хорошо развитого ” я ” похоже на самоактуализацию, когда у вас есть личность мудрого мужчины или мудрой женщины.

Юнг также определил двенадцать психологических архетипов, которые являются врожденными тенденциями, символизирующими основные человеческие мотивации. Эти типы делятся на три группы из четырех, а именно Эго (сознательный разум), Душа и Самость.

Хотите знать, какой из них ваш?

Пройдите тест, чтобы узнать это!

✅Еще больше советов на портале — Все для людей

✅Мы в Вконтакте — Вк

✅Мы в Одноклассниках — Ок

Больше на нашем канале, подписывайтесь прямо сейчас

Ранее говорилось о личном бессознательном, о тех неудачных событиях и неприемлемых частях личности, которые были подавлены и просто забыты, были вынуждены, принуждены, сделать это под давлением на нас воспитания и порядка морали и поведения, находящимся в обращении в нашем окружении. И с того момента, как эти вещи действительно бессознательны, то есть неизвестны для нас, мы не можем встретить их прямо, даже через самоанализ, кроме особых обстоятельств и обычно только частично. Но мы включаем их в нашу ежедневную жизнь, проецируя на кого-нибудь в окружении. Эти проекции могут стать узнаваемыми если, например, если мы встречаемся с сопротивлением и отрицанием того, кого мы нагрузили своим нежеланным психологическим содержанием. При условии, что у нас была некоторая догадка на счёт наших собственных мотивов, мы можем начать подозревать их существование когда чрезмерно реагируем на ситуацию, то есть когда пробуждаются наши эмоции, особенно негативные. В конце концов, когда мы чувствуем неудовлетворённость собой без видимой причины, или имеем размытое чувство вины и беспокойства, хорошо бы поискать проекцию тени.

Всякий раз когда психическое бессознательное содержание активируется, то есть обеспечивается психической энергией и эмоциями, они имеют тенденцию действовать самостоятельно, как если бы они были маленькими личностями, они олицетворяются как внутренние фигуры, или как проекции на внешний мир. Теневые качества, которые идут из личного бессознательного, олицетворяются в образе одного с человеком пола, и будут спроецированы на кого-то подобного пола. Мужская тень мужского пола и будет спроецирована на мужчин- например брата, или друга, или товарища. Женская тень, будучи женского пола, будет спроецирована на сестру или другую женщину.

Отношение индивида к человеку противоположного пола – гораздо более проблематичная область психологической жизни, чем отношения двух людей одного пола. Просто как если бы у нас было определенное чувство знания, способности прочувствовать человека подобного пола как себя, через факт того, что мы в некотором смысле похожи, поэтому мы чувствуем себя странно, определенную непохожесть когда встречаемся с кем-то противоположного пола. Однако, в отношении к чувству странности и, которое можно ожидать держит мужчину и женщину отдельно, и действительно так часто делает, так же имеет место притяжение между мужчиной и женщиной, частично основанное на их различиях. Это напряжение противоположностей по отношению друг к другу, притяжение, которое часто настолько сильно и необъяснимо, как свидетельство внедрения бессознательного элемента.

Этот бессознательный элемент – то, что Юнг называл анима в случае с мужчиной, и анимус для женщин.

Он пишет:
«Этот источник проекции [на противоположенный пол] больше не тень… Но фигура противоположного пола. Здесь мы встречаем анимуса у женщин и мужскую аниму, два соответствующих архетипа, чью независимость и бессознательность объясняет упорность их проекций»; и он продолжает: «анима и анимус гораздо дальше от сознания [чем тень] и это нормальное обстоятельство, что редко если вообще осознаются»

Притяжение между людьми противоположного пола зависит не только от взаимного притяжения противоположностей. Так же имеется физическое убеждение, основанное на инстинкте сексуальности, которого греки называли Эрос, великий Связующий Элемент или Единитель. Но за этим, может казаться невозможным наличие хоть какой-то надежды на взаимное понимание между мужчиной и женщиной, за то что между ними существует элементы противоположного характера. Каждый из нас имеет мужские и женские гены с того момента, как мы унаследовали элементы от обоих родителей, и это произвело некоторое анатомическое и психологическое влияние. Маскулинные характеристики становятся доминантными в мужчине, а феминные в женщине, в то время как факторы противоположного пола становятся рецессивными. В последующей жизни характеристики противоположного пола физической природы становятся более явными и на психологическом плане господствует подобное состояние. В течение ранних лет жизни, особенно после переходного возраста, сознательная личность показывает характеристики возмужалости в мужчинах и женственности в женщинах, когда элементы природы противоположного пола отступают вглубь, то есть в бессознательную часть души. Говорят, что мужчина несет свою женскую душу внутри себя, когда женщина имеет мужчину в своей глубине. С того момента, как бессознательные психичекие элементы имеют тенденцию персонифицироваться, это содержание о противоположном поле в сознательной личности человека появляется как образ души. Слово душа не используется здесь в том же смысле, что в текущем религиозном языке, но в психологическом смысле, как его использует мужчина, говоря женщине: «я люблю тебя как свою собственную душу» или «ты моя родственная душа».

Юнг называл эту фигуру анима в случае с мужчиной чтобы избежать неминуемой путаницы, которая может последовать за использованием термина «душа». Соответствующая фигура внутри женщины- анимус. Это- чрезвычайно подходящие термины. Мужская фигура души имеет характеристики феминного принципа эроса: чувства, эмоции и связанность, в то время, как соответствующая фигура в женщине, будучи маскулинной, имеет примесь разума и духа, имеет качество ветра или воздуха, речи и идеи, это дух в таком смысле (animus лат., anemous греч. – ветер или дыхание). Как и тень, эти фигуры имеют тенденцию персонифицироваться и проецироваться на кого-то во внешнем мире. Они так же могу быть спроецированы на исторических героев или персонажей романов, или переживаться как внутренний образ, появляющийся во снах, фантазиях или видениях. Если имеет место недостаточное разделение между элементами души, как случается не часто, личностное эго может быть заргязнено элементами противоположного пола, и это производит состояние, которое Юнг называл идентификацией эго с анимой или анимусом, в зависимости от обстоятельств.

Элементы противоположного пола в личности лежат в более глубоком слое бессознательного, чем тень, и они действительно только частично внутри личной души. В гораздо большей степени они принадлежат к неизвестному внутреннему миру, «не-я» коллективного бессознательного, которое посягает на нас, тем не менее мы не можем содержать это. Но так как анима и анимус так же связаны с личной душой, они действуют как посредники между личной частью души, «Я», и не-личной области внутреннего мира, за личной психэ, больше чем персона действует для установки связи индивида со внешним миром. Они соответствуют природе архетипов в гораздо большей степени, чем тень, которая, как мы видели, так же покрывает и частично скрывает архетипы братьев и товарищей так же, как и дьявола и зла. В постепенном развитии сознания, которое появляется в курсе психоанализа, эти фигуры становятся даже более различимы и человек учится различать их от настоящего «Я». Это понимание ведет к наиболее важному росту в сознании: росту свободы во внешнем мире, и росте внутрь и глубину понимания более важных аспектов жизни внутренней или субъективной сферы.

Наши знания об этих скрытых и обычно бессознательных аспектах психэ основаны на эмпирических наблюдениях, формулировках и теориях, которые привели к недоступности прямого эксперимента или доказательства. Но факты доступны всем, кто знает, как на них смотреть, и они были ясно видны художниками, романистами, драматургами, философами, и другими наблюдениями человеческого опыта и поведения через века. Теории и систематические описания, однако, пришли от психологов, в частности от Юнга. Он указал, что данные, идущие из трех источников, вызывают аниму и анимуса и их особые характеристики. Эти характеристики в значительной степени достаточно общие, как можно ожидать, так как они принадлежат в большей степени к пространству коллективного бессознательного. Но анима (или анимус) одинаковые у всех, или они индивидуальны?

Давайте рассмотрим три источника, из которых происходят анима (или анимус). Во –первых, есть опыт, который имел мужчина от женского существа. Это дает ему определенный опыт о женщине и ее поведении. Наиболее важен опыт с его матерью. Они воздействуют на него даже до того, как человек стал сознательным, и они имеют ненормальное влияние в формировании его отношения к ожиданиям от женщин, обычно длящиеся всю его жизнь. Он может ожидать от всех женщин похожести на свою мать, и реагировать негативно на тех, кто не похож на нее. Мужчина может всю жизнь искать женщину, точно похожую на его мать, и может быть не способным к отношениям с любой женщиной, так как никогда не сможет найти точно похожую. Это тот случай, когда мужчина женится на девушке, на которую указала мать, как на приемлемую пассию, хотя на самом деле он не заботится о ней вообще. Он всегда очень устойчив к ней, так как она не совсем похожа на его мать. С того момента, как он становится состоятельным, то привыкает проводить свободное время ища женщину, которая была бы похожа на его мать. Он мог бы сесть на поезд, и, если бы видел девушку в дальнем конце вагона, у которой были бы лодыжки как у его матери или конкретный вид кудряшек как у его матери, он бы наблюдал за ней и покинул бы поезд вслед за ней не смотря на то, что у него билет на поезд прямого следования. Он может следовать за женщиной на улице, надеясь, что она докажет свою похожесть на мать. Если он видит женщину, которая на конец психологически напоминает мать, он начнет ее преследовать, но так никогда и не обратится к ней. Он жил и умер преследуя образ своей матери, так никогда и не догнав его. Это трагедия не только для мужчины, но и для его бедной жены, которая осталась дома управляться как только может, без него.

За матерью лежит материнский архетип, типичный образ «Матери», который каждый из нас несет внутри себя, и который ведет каждого индивида к ожиданию от реальной матери ответ на его потребности, на самом деле ей следует быть взаимным дополнением, противоположностью детства и зависимости. Конечно, этот образ окрашен опытом с реальной матерью, даже если она делает все возможное для ребенка. Эти трудности наиболее часто появляются в случае, где мать и ребенок представляют разные психологические типы, так что взаимопонимание затруднено.

Эта ситуация повторяется снова и снова в мифах и сказках, где ребенок живет как приемный сын дровосека, когда его настоящие родители король и королева. Этот мотив прослеживается во всех странах, и он появляется во снах многих, многих людей, от которых мы этого не ожидаем. Например человек, который пришел ко мне как пациент, был убежден в детстве, что его родители- не его настоящие родители. Ему был показан могильный камень, на котором было имя первой жены его отца, и он моментально убедился, что он – сын этой женщины. Фактически он им не был, она умерла задолго до его рождения. Но он был уверен, что та женщина дома была «подсунунта» ему вместо его матери, и на самом деле у него была лучшая, гораздо более желанная мать, которая каким-то образом была отобрана у него. Такой человек живет с фантазией о том, что жизнь станет совершенной если только он сможет найти свою настоящую мать. Эта фантазия чрезвычайно общая, хотя она обычно не проникает в сознание так ясно, как в этом случае. Это подсказка, поиск архетипического образа.

После того, как мать, сестры и другие женщины-родственники смоделировали у мужчины образ женщины, и все его столкновения с женщинами и девушками так же играют роль в формировании образа его анимы. Например, один мужчина, который влюбился в возрасте семи лет в девочку, которая сидела напротив него в школе. У нее были золотые косички. Он был заколдован это прекрасной златовласой девочкой. Его образ женщины всегда имел золотые косички, и он постоянно ее искал, пока не пришел к аналитику и наконец нашел, в чем была проблема.

Второй источник происхождения образа анимы – феминные элементы внутри психэ мужчины. Из-за этого он имеет определенную тенденцию и способность к феминному отношению и поведению, поднимающемуся изнутри. Конечно, это явление сильно различается по силе в разных мужчинах. У очень маскулинного мужчины они достаточно подавлены, у других они могут быть настолько явны, что мужчина принимает некоторое женское обличье и женские манеры, это одна из причин гомосексуальности. Но так как феминные элементы в мужчине слабее чем маскулинные, они соответствуют подчиненному типу феминной функции. Это не предполагает, что женщина и феминный принцип подчинены мужчинам и маскулинному принципу (этот вопрос никто из нас не в праве решать, так как все мы основываемся на своем половом и психологическом строении). Однако ясно, что феминные элементы в мужчине есть или представляют подчиненные части психэ, в результате их функционирование так же подчинено и обычно несет негативные качества. В отношении к феминным элементам, которые функционируют изнутри его и дают ему в конце концов хотя бы подсказку, как чувствует себя женщина, внутренние маскулинные элементы так же дают ему инстинктивные знания о женщинах. Например, мужчина инстинктивно знает, как вести себя относительно противоположного пола, как самец знает как приблизиться к самке, так, как будет вероятно приемлемым для нее, абсолютно по-другому относительно того, как он приближается к самцу, то есть он имеет некоторое знание, как ее удовлетворить, он «знает» на что она похожа. Подобный инстинкт ведет и человеческую жизнь.

Имеется и третий ресурс, откуда анима приобретает свои характеристики, это наследственные знания предков, которые имели опыт «того, каковы женщины» за века жизни на земле. Это значит не то, какие женщины на самом деле, ибо то навсегда останется тайной для мужчин, но их отношение к мужчинам. (что они есть на самом деле останется секретом. Женские секреты, как и мужские исполняются в тайне. В примитивных обществах они подлежат строжайшем табу, и могут быть не выведанными противоположным полом, нарушение такого запрета обычно наказывалось смертью.) Этот бессчетный опыт противоположного пола создал образ женственности в мужском бессознательном, который влияет на его поведение, и может быть пережит отдельным человеком как внутренний образ или фигуру души. Его можно наблюдать в формах искусства: поэзия, романтическая литература и мифология, так же как и в личной проекции на любимую женщину, и в высочайшем своем проявлении образа божественной фигуры: Иштар вавилонской, Исиды египетской, Великой Матери сирийской, Афродиты, Гекаты, Деметры, греческой Персефоны, и благодетельной и разрушительной богини востока, Софии из позднего иудаизма, христианской Мадонны, все, кто изображают внутренний образ женственности и анимы в ее глубочайших и наиболее значимых формах.

Если мы обратимся к психологии женщины, то найдем, что фигура анимуса имеет свои характеристики в подобной форме из соответствующего ресурса. Но, поскольку анима, будучи феминной, разделяет качества эмоции и привязанности и имеет личных характер, анимус, будучи маскулинным, распоряжается мышлением, безличностью и духом, ведущих к вопросу о справедливости, логики и «причины». Поэтому оно относительно безличностное. Анимус очаровывает женщину как анима мужчину; она любит и стремится к его проявлению. Она может найти его отражение или проекцию в учителе или ораторе, человек слов, особенно «человек Мира», роль членов духовенства часто призвана заполнить. Ситуация может быть спроецирована на приемлемого или достаточно неприемлемого мужчину, того, кто только обещает дать мудрость, в то время на самом деле страдающей от вдохновения, которое вводит в заблуждение только женщину, одержимую анимусом. Обратная сторона такого человека может быть достаточно заметной для стороннего наблюдателя, кто не может думать почему женщина впала в такую псевдо-мудрость. Мужчины видят через него и могут достаточно осознавать обманчивость претензий на ведущую роль. Конечно, имеется приемлемый соблазн для мужчины, который имеет некоторую возможность со словами, «бойкостью речи», использовать это для некоторых пересмотров взглядов и последователей, возможно для личной перспективы, силы или денег. Точно так же женщина, которой повезло привлечь проекцию образа анимы у мужчины, может использовать ее для личной выгоды. В таком случае другие женщины обычно осознают ее мотивы и либо презирают ее, либо ненавидят ее, когда мужчины гораздо легче обманываются.

Когда образ анимы воспринят и спроецирован, то вызывает образ Великой Матери или Софии. Так же анимус иногда видится в божественном образе или полу-божественном образе Хозяина Мудрости, идеальная фигура отца, учителя, защитника, проводника. Человек или бог силы, возможно Геркулес; человек сильного слова, Логос; или избавитель от страдания, любой из них может схватить проекцию женского анимуса

При рассмотрении анимы и анимуса мы должны всегда держать в уме то, что эти фигуры происходят из очень глубокого источника в бессознательном и только частично доступны для осознания. В отношении части личности разделяют природу архетипа. Юнг называл их пограничным феноменом, стоящим на границе личного и коллективного бессознательного. Мы можем описать их только до той степени, до которой они проявлены в сознании; мы не можем полностью определить их границы; следовательно мы зависимы, какие мы есть на самом деле во всех психологических исследованиях на основе эмпирических знаний

После обсуждения невозможности использования среднего человека для осуществления проекции матери или отца, например, Юнг продолжает:

«я упомянул все это только для иллюстрации размаха, которому принадлежит проекция анимы/анимуса, и моральные и интеллектуальные усилия, необходимые для их решения. Однако, не всё содержание анимы и анимуса проецируются. Многие из них появляются спонтанно во снах и так далее, и большее может быть осознано через активное воображение. Таким образом мы можем найти те мысли, чувства и переживания, которые живы в нас и мы бы в которые никогда не поверили. Естественно, возможности такого рода кажутся весьма фантастическими всем, кто не переживал их сам, для нормального человека, «знающего что он думает». Такое детское отношение к части «нормального человека» просто правило, так что ни от кто без опыта переживания этой сферы нельзя ожидать понимания настоящей природы анимы и анимуса. С такими рефлексиями человек попадает в абсолютно иной психологический опыт, при условии, конечно, что он успешен в осуществлении его на практике. Те, кто преуспели, едва оставят без внимания все то, что эго не знало и не знает. Это повышение само-знания сегодня все еще чрезвычайно редко и обычно оплачено заранее неврозом если ни чем похуже.»

Анима и анимус действуют в жизни тремя способами, соответственно тремя источникам их происхождения. Первое, анима проецируется на женщину во внешнем мире, в первую очередь на мать, затем на сестер и друзей; анимус проецируется на отца, братьев, и так далее. В конце концов в любом случае фигуры души могут быть, на самом деле всегда в некотором случае, спроецированные на жену или мужа. Эта проекция особенно сильна когда мужчина и женщина влюбляются. В добавок анима и анимус, можно сказать, в некотором смысле влияют на все отношения между мужчиной и женщиной, завися от градуса осознания, достигнутого людьми. Ибо спроецированные сознательные элементы – не совсем сознательные.

Второе: феминные элементы в мужской психике производят некоторые реакции феминного типа в нем. Это обычно проявляет себя как настроение, самое распространённое из которых – обиженное. Когда мужчина не соответствует ситуации, когда он не может действовать адекватно, с точки зрения развитого эго, он возвращается к унаследованным образцам поведения, непроявленных в бессознательном, таким образом анима выдвигается внутри него, так сказать, чтобы заполнить пустоту в его адаптации, и он действует по женски, подавленным женским способом. Он злится или капризничает, или обижается что вещи не идут сами собой правильно или что кто-то другой не следит за ними. Или он просто чувствует себя и выглядит несчастным, ожидая, что кто-то: мать, жена, секретарша, придут и спасут его. На самом деле кажется что мужчина держит женщину-секретаршу только с целью заботы об его аниме, то есть для защиты няни в его внутренней части. В большей части своей работы он возможно адекватный, но во всех незначительных делах, которые он предпочитает игнорировать, особенно те, которые имеют дело с личными отношениями, а именно эротической стороны жизни, он беспомощен. Если он сталкивается с ними, то чувствует давление, оскорбление или становится капризно- сердитым. Он может даже развалиться на части, но секретарша, или «милая маленькая вещица» или старая и уставшая «драконша» приходит на помощь, умягчая его задетые чувства, и действует рационально с навязчивыми требованиями личных или публичных отношений.

В этом случае если по любой причине эго само по себе недостаточно развито, то человек не способен создать рабочую маскулинную адаптацию к жизни, весь его характер может иметь женские качества. Он мягкий, нежный, девический, но так как он не девочка, в таком случае всегда будет более- менее скрытый негативный фактор чувства обиды или удрученности, который может показывать сам по себе о скрытой нечестности, безответственность и аутоэротизм. Женщина, которая действует по смыслу идентификации с ее анимусом вместо своего феминного образа действия, будет любящей спорить, безапелляционной, самоуверенной и мужеподобной когда она не может справиться с жизненной ситуацией. Женщина, подавленная анимусом, так хорошо знакома в литературе и так часто встречаема в жизни, что мне едва стоит описывать ее дальше. Во всех случаях такого рода мы говорим, что мужчина отождествляет себя с анимой, а женщина с анимусом.

Третья форма, в которой появляются фигуры души – из внутреннего образа. Многие мужчины инстинктивно знают на что «Она» похожа. На самом деле Г. Ричард Хаггард дал имя своему портрету анимы, и люди обычно знают о чем он говорит без дальнейшего объяснения. Соответствующий образ не так ясно отмечен у женщин, частично из-за бытности безличным, он более рассеянный и на самом деле может быть представлен группой маскулинных фигур, как например, совет мужчин: отцов церкви или государства, но есть в литературе несколько примеров его, исключительно Хитклиф из «Грозового перевала» Эмили Бронте, чья сестра Шарлотт так же нарисовала замечательный портрет своего анимуса в ее многих книгах, особенно «Джейн Эйр». Когда женщина развивается психологически, ее анимус становится яснее и более отчетливым, и имеет тенденцию к объединению. На самом деле незрелые люди, как женщины, так и мужчины, фигуры души способны к усложнению. В мужчине это может быть представлено достаточно неясными группами нимф, сирен, искушающих Улисса, или цветочных дев Тангайзера, и только как его маскулинный герой принимает форму действия, появляется объединенная фигура анимы. Это слегка отличается для женщин, но с героем, тоже анимус имеет тенденцию к превращению в одну или две фигуры. Многие из женских мистиков, например, осознавали внутреннего проводника, контроль над женщиной- медиумом – воплощение ее анимуса, когда множество женщин, ни медиумов, ни мистиков переживали внутреннюю маскулинную фигуру, к которой они обращались за руководством и поддержкой во времена нужды, либо через прямую мольбу и медитацию через инстинктивное обращение внимания во внутрь, или если они выучили технику того, что Юнг называл «активное воображение», преднамеренную интровертность.

Внутренний образ, и мужской и женский, может вдохновлять и вести внутреннее путешествие, как Бетриче у Данте, или как в случае с Роденом, вдохновение для искусства. Для многих художников этот образ- источник творческого гения, обновление жизни, убежище от смерти. Для женщины подобная фигура души – «дорогой», наставник, учитель, проводник во внутреннем путешествии, небесный супруг.

Это только кратчайшее изложение предмета, и должно быть ясно, что мы имеем дело с большой и сложной внутренней темой. Юнг писал об этом широко и было много других интерпретаций сюжета. На самом деле сложно когда описываешь вообще любой психологический сюжет не ссылаться на функционирование анимы или анимуса.

Сейчас мы должны взяться более детально за эффекты проекции фигур души. Проекция анимы на женщину или анимуса на мужчину всегда производит особое очарование и сильное эмоциональное вовлечение конкретного человека. Иногда это одностороннее вовлечение, но гораздо чаще оно взаимное, возможно, анима мужчины встречает или, возможно, будит анимуса женщины. Когда это происходит, эти двое неудержимо притягиваются друг к другу. Они чувствуют как будто всегда знали друг друга не только всю жизни, но так же и в прошлой жизни. Они не сомневаются что понимают мысли друг друга без объяснений, что их чувство любви узнано и взаимно, что некоторым любопытным способом они были предназначены друг для друга с начала времен. Этот опыт психологического двойника китайского мифа Великой матери, которая соединяет мальчика и девочку вместе невидимой ниткой еще до рождения. Известный пример этого- любовь с первого взгляда, был театрализован Вагнером в «Тристане и Изольде», где колдовство пришло от выпитого любовного зелья, предназначенного не Тристану, но королю Марку, настоящему мужу Изольды. Каким сильным было заклятие, против которого пошел Тристан в его священной обязанности рыцаря, когда Изольда, тоже, нарушила весь ее кодекс чести оставила ее мужа ради любви. Конфликт между сознательным чувством того, что правильно и принуждения их любви было настолько сильно, что Тристан заплатил жизнью, как и Тангайзер, когда попал в подобную ситуацию. Эти драмы показывают ясно, насколько сильны могут быть проекции анимы и анимуса. Китайский миф упоминает о том, как Лунная мать, Божественный Эрос, соединяет до рождения мальчика с девочкой- спутницей, заставляя их искать друг друга так, чтобы они могли соединиться. Им предназначено найти друг друга в жизни на земле, они предназначены друг другу, они – родственные души. Книга Зогар – одна из секретных еврейских писаний, имеет сходный миф, в котором две души предназначены друг другу в раю, они должны найти друг друза на земле и пожениться. Только так может быть создан идеальный союз. Ибо такой брак отражает и усиливает союз в раю «Святых людей,», то есть Иеговы и Элохима. Книга Зогар говорит дальше, что сексуальному союзу следует иметь место в субботу, когда это следует быть «по общему согласию и радости», тогда Бог соответственно един с этими избранными людьми. Подобная идея имеет место и в индуистской свадьбе, где союз сопровождает, почти производит, одновременный союз Шивы со своей супругой Шакти, от которой зависит дальнейшее создание вселенной. Эхом отдает эта идея в обряде бракосочетания англиканской церкви, где один из последних молящих говорит: «О, Бог, святитель супружества, такой прекрасной тайны, который представляет и означает духовный союз и единство между Христом и его Церковью… То есть мужчина должен любить жену свою соответственно миру. (как Христос любил свою супругу- церковь)…» из этих примеров становится ясно, что проекция анимы и анимуса имеет огромное значение как психологический опыт, через союз мужчины и женщины на земле, в сопровождении, или даже обуславливает союз маскулинных и феминных сил на небе. Говоря психологическим языком, нам стоит сказать, что через человеческий опыт любви не только сознательный союз мужчины и женщины, но и в то же время космический или общий принципы мужского и женского, логоса и эроса объединяются в бессознательном. Эту мистерию алхимики называли Священным Браком, союзом противоположностей.

Мы уже увидели важность этого для человека, чтобы соединиться с тенью, дав ей место в тотальности «Я». Этот процесс по большей части своей болезнен. Здесь союз с образом души показан как экстаз и радость, и мы сказали, что это имеет далеко идущие результаты, даже позволяет совершить соответственный союз на небесах, в невидимом мире «не-я».

Сейчас нам стоит рассмотреть эффекты проекции анимы и анимуса в реальной жизни. Мифы и учения только в кавычках показывают, что в некоторых случаях союз двоих на земле сопровождается союзом на небесах, или, говоря психологическим языком, сопровождается союзом психологических элементов внутри личного бессознательного. Но результат не всегда такой удачный. Когда мужчина влюбляется, то женщина, на которую пала проекция анимы кажется его идеалом, образом души, и он убежден, что она именно такая. Как если бы он ее восстановил, эту земную женщину, делая из нее божество красоты и силы. Он буквально может сделать статую, образ, как Пигмалион. Но когда образ оживает, она может проявить себя совсем не как женщина мечты. Ибо анима не идея: она наполнена жизнью, она автономна, та, кто должен повиноваться. Так как мужчина слеп, то редко видит явный факт, и маска анимы может пасть на неподходящую женщину. Если человек не развит психологически, и плохо поработал, или вообще не работал над осознанием тени, не говоря об его душевных проблемах, анима или анимус будут играть негативную роль, то, чья проекция не желательна, появится как желательная, или будет оказывать непреодолимое влияние. Для человека, который спроецировал свою аниму на женщину, она может казаться обладательницей всех добродетелей. Даже в случае, где имело место более глубокое представление о характере чрующего, мужчина может найти себя вынужденным искать притягивающую женщину, сильнее чем мотылек летит на огонь, и часто результат похож: он болезненно обгорает. То же и с женщиной, которая нашла себя связанной со слабым мужчиной, она даже может подозревать шарлатана. Она заколдована, как Трильби была заколдована Свенгали в романе Джорджа Дюморье.

Проекция анимы и анимуса проявляется во взаимной связи. На ее обратной стороне это может быть как негативным, так и позитивным, то есть оба человека могут влюбиться, или, наоборот, или взаимное сопротивление может развить то, что можно назвать «впадение в ненависть». Взаимное сопротивление может появиться между мужчиной и женщиной, основанное в большинстве своем на комплексе бессознательных факторов, как и влюбленность, кажущаяся произошедшей магически. В мифах это- результат выпитого зелья, взгляда в по-особому блестящих глаз, или колдовства. Для прохожих может быть ясно, что двое на самом деле заколдованы. « они не могут видеть то, что есть в них». «как они могут быть так слепы друг к другу?» ТАКИМИ ФРАЗАМИ СЕМЬЯ И ДРУЗЬЯ ДИВЯТСЯ слепоте маленького слепого бога и его силы, смущающей жертв, эта сила, совершенно скрывающая от них предостережения родителей и друзей. Ибо им кажется, что они попали в рай.

Как ни странно, эмоции, вызвавшие такое ошибочное очарование не только «блуждающие огоньки». Ибо и партнер может быть далеко не тем прекрасным существом, каким он или она представляются в глазах влюбленного, остается фактом, что интенсивный опыт любви, даже если к недостойному или неприемлемому объекту, мы можем получить самый благоприятный опыт для любящего. В настоящее время он преобразован не только в его внутренних чувствах, его субъективный опыт, но так же и его внешнее поведение. Это не то, что он слеп или введен в заблуждение, он преобразован эмоциональным опытом, вне зависимости от то, является ли объект тем, во что он верит, или нет. И в течение тех недель или месяцев, пока длится период влюбленности, он может сильно повзрослеть и вырасти, пройдя путь от эгоцентричного юноши в мужчину. Так же и девочка может неожиданно вырасти из мечтающего ребенка до полной женственности. Ясно что в это время что-то лежало глубоко в бессознательном, спящее внутри личности, проснулось, и результат этого самый благоприятный для личностного роста, даже позже, когда заклятие снято, иллюзия растворена, горе, потеря и горечь могут быть последствиями. Ибо для этого опыта анима и анимус были проявлены в жизнь, как в истории со спящей красавицей, когда поцелуй любви пробудил не только принцессу, но и сам дух жизни, который был заколдован, вдруг пробудился и принял новые жизненные силы. Замок и окрестности зажили заново. На данный момент в реальной жизни анима и анимус стали жить в сознательной ситуации вместо пребывания только потенцией в бессознательном. Я использовала фразу «жить в» пытаясь передать чувство, которое испытывают от этих бессознательных автономных качеств и неподвластны сознательному эго. Их пробуждение- то, что происходит для человека абсолютно бесконтрольно и обычно против сознательной воли. Когда так случается, что вся его идея жизни и его выбранная дорога будет отвергнута обязательными элементами, которые могут конфликтовать или нет с его планами на жизнь. Автономный фактор, до настоящего времени неизвестная личность стала жить внутри него, и он может найти, что ее сила и власть неоспоримы.

Когда этот фактор спроецирован на реальную женщину, или более точно, когда эти факторы собраны в женщине, и следует брак, цепь событий приводится в действие, которая будет двигаться с непреклонностью судьбы. Ибо архетипы- архитекторы судьбы. И это не слишком сложно, возможно, предугадать результат любого конкретного случая. Я вспоминаю пьесу, в которой тайно сбежавшая пара приходит ночью во время шторма в странную и немного жуткую гостиницу. Они очевидно полностью поглощены друг другом. Старик -хозяин гостиницы сидит возле огня, встает и без слов показывает им номер, возвращается к своему месту у огня. Утром светило солнце, пара спустилась в ярком свете. Иллюзия любви не пережила ночь. Их страсть ушла, заклятие снято, и они нашли себя совершенно неподходящими чужаками. Они уходят, а старик возвращается к огню. Но вдруг звонок в дверь, он поднимается чтобы впустить вторую, такую же пару… Занавес.

Но разочарованность – не то, что ожидают двое, пока действует заклятие. « И жили они долго и счастливо» из сказок и сентиментальных и юношеских романов производят общие ожидания. Более зрелые пьесы, романы и многие мифы могут рассказать другую историю, однако, как делают развод в суде. Ибо если двое живут и умираю под заклятием, оставаясь бессознательными относительно природы своей иллюзии прямо до смерти, или должно происходить постепенное озарение. С этой точки зрения настоящая жизнь должна постепенно вторгаться в сказку. Реальность сталкивается с парой и производит один из двух эффектов. Если безрассудная страсть имеет достаточную примесь настоящей любви объекта в себе, двое способны выдержать «невзгоды», когда их расхождения с идеальным отблесками на них, затем дружба, будут созданы настоящие психологические отношения великой ценности. Отношения будут иметь настоящую любовь в основании с нежностью и пониманием человеческой слабости партнера и признание ее и его ценности даже если это не совпадает с образом анимы или анимуса. В этом случае пара доживет до старости как идеальные Дерби и Джоан. Однако если двое не способны расти и взрослеть через их взаимоотношения, без разницы, какая причина, каждый может ожидать от партнера выполнения роли, бессознательно положено на него. Затем спроецированный образ анимы или анимуса наложит на любимого тиранические требования. В этом случае самым горькое и обидное будет обязательно появляться между двумя, так как партнер все больше и больше ему или ей пример всего, кроме совершенства, которое ожидает любовник, будучи на самом деле чем-то совершенно другим, живым человеком со слабостями и сильными сторонами, не узнанными в течение влюбленности и не оцененными в браке.

В первом случае каждый будет расти через усвоение спроецированных факторов, которые постепенно снимаются с плеч другого, процесс, который освобождает другого от значительного бремени. Говоря психологическим языком, анима и анимус постепенно реализуются как существенная часть личной психэ, которая вследствие этого обогащается ценностями, раньше чувствуемыми только в проекции. Эти качества теперь ищутся человеком и на самом деле могут быть найдены внутри него самого, не в сознательном эго, но приходящие из «НЕ-Я» бессознательной области. Мужчина становится посвященным в то, какие есть на самом деле женщины, и она тоже начинает развиваться. Скрытые в ней качества, служащие для поимки проекции анимы в конце концов начинают расти, пока однажды она не станет похожей на настоящую совершенную женщину, в которую он влюбился много лет назад. Колесо делает полный оборот. Подобное развитие, конечно, может быть инициировано и в мужчине, как результат развития осознанности его жены. Я сказала «может быть инициировано» специально, ибо психологическое развитие может возникнуть только как результат роста, а это требует усилий, моральных усилий, на собственной части личности.

Во втором случае, где усвоение анимы или анимуса не имеет места, раздражение друг другом, пререкания и ссоры появляются с растущей частотой. Они могут мериться после ссоры, но никогда не придут к настоящему пониманию друг друга. Это кажется как если бы что-то неподконтрольное им пытается произвести сепарацию. В прискорбном количестве случаев связь рушится разводом, и двое, которые думаю что в конце концов они вольны начать жизнь сначала, только стоит начать вторые отношения, которые обязательно приведут к подобной развязке, если им стоит тем временем узнать о факте функционирования анимы и анимуса, но это случается не часто.

Например, я вспомнила о женщине, которая пришла ко мне из-за своего мужа, который стал алкоголиком и его состояние быстро ухудшалось. Ее история повествовала о том, что несколько лет назад она вышла замуж за другого человека, трезвого и трудолюбивого хотя и со слабой индивидуальностью, не потому, что она была влюблена в него, а потому что он был доступен. Она приняла решение покинуть дом любой ценой так как ее отец постоянно пил, бил ее мать, и заставил семью жить в нищете. Не успела она выйти замуж за трезвого молодого человека, как тот начал пить! Она развелась и вскоре снова вышла замуж, выбрав на этот раз главу местного союза трезвости. Но, достаточно странно, ее второй муж оставил принадлежности к трезвости и взял бутылку.

Была ли это шутка судьбы, или элементы характера женщины приводили ее к выбору мужчин с этой конкретной слабостью, дремлющей в бессознательном, и было ли в ней что-то, что вызывало у мужчин личные трудности. Образ анимуса этой женщины, как у любой дочери, имел влияние личности отца. Сознательно она ненавидела эту слабость, но бессознательно она была связана с такими мужчинами. Это был одни фактор, но в работе был и другой. Феминная часть души женщины имела такое же влияние матери, как отец на анимуса. Опыт женщины жизни дома был основан только на материнских реакциях на пьяного мужа, явно не было любви в паре. Безопасно предполагать, что женщина реагировала на своего мужа так же, как мать реагировала на отца, так что она не может быть полностью освобождена от ответственности доли вины в ситуации.

Все еще другие элементы попадают в кадр. Когда женщина выходит замуж, как и девушка, по другой причине, чем любовь, она не сможет достичь удовлетворяющих отношений к ее мужу, основанных на глубоких и взаимных связях. Она наврятли сможет удовлетворить его сексуально, и если ее холодность не сделает его импотентом, его сексуальность станет более примитивной и наcтойчивой. ツ том или ином случае оба остаются совершенно неудовлетворенными как сексуально, так и с любовной стороны брака. С того момента, как позитивная сторона анимы и анимуса таким образом нарушена, негативная сторона будет пробуждена и спроецирована на партнера, который будет под бессознательным влиянием этой силы, которая узурпирует место инстинктивной любви. Женщина, получатель негативной анимы мужчины, станет капризной и придирчивой, или требовательной и доминирующей; мужчина, расстроенный на интуитивном уровне, так же вероятно станет жестоким и попытается получить то, что хочет силой. Или он может обратиться к алкоголю чтобы забыть трудности. Это случилось не однажды, но дважды с этой пациенткой. Не смотря на то, что она хотела быть замужней, что-то в ней заставляло ее жить одной, возможно так она могла открыть свою собственную сторону проблемы и вступить в борьбу со своим анимусом.

В этом случае не было настоящей заинтересованности на первом месте. Оба брака были довольно холодными, в конце концов со стороны женщины. Но даже когда глубина всколыхнулась от сильной проекции фигуры души, и мужчина и женщина действительно влюблены, та самая близость, которую включает проекция, может быть причиной сепарации. Их союз, однако, будет основан на бессознательной проекции и ненастоящаяя любовь каждого, какие они есть на самом деле, в итоге они начнут чувствовать себя раздавленными, задушенными настойчивыми требованиями проекции, которой каждый обременил друг друга. В этом случае бессознательное само по себе начинает вводить элементы в ситуацию, которая их отталкивает, и они становятся отчужденными.

Отчуждение может происходить по-разному, но всегда это кажется работой анимы или анимуса. Например, когда первый прилив «влюбленности» пройден и пара скорее всего обосновывает проблему построения по-настоящему осознанных отношений, один или оба не способны справиться с требованием жизненной ситуации, может быть привлечен кем-то другим через свежую проекцию анимы или анимуса, не похожей на первый опыт с партнером. Они наивно ожидают, что в этот раз все эмоциональные трудности будут преодолены. Но важно осознавать, что с психологической точки зрения ничто не изменится с изменением партнера. Если индивид не станет более осознанным относительно того, что происходит и не столкнется со своими собственными душевными фигурами внутри себя, ценности анимы и анимуса будут продолжать проецироваться. Конечно, имеет место настоящее различие характеров между тем, где первая пара ошиблась из-за влюбленность, и только позже стало очевидно, что они слишком различны везде для того, чтобы настоящий брак был возможен между ними. Затем кто-то спросит: «зачем они были заколдованы? Зачем эти конкретные люди влюбились, если анима и анимус были не затронуты?» но иногда, если брак был организован не на основе любви, но на некотором условии, или других внешних причинах, возможно со скрытым мотивом (как имеет место, или принято в Европе, когда достаточно юные люди вступаю в брак по договоренности родителей), и когда несоответсвие в характере и прогноз были ошибочными или сознательно игнорированными, так что это становится ясно только после женитьбы, возможно что притяжение другого человека, не партнера по браку, может быть первой констелляцией любой глубины анимы или анимуса. Затем это будет первым столкновением с этими фигурами души. В таком случае брак не рассматривается, хотя действительно анима и анимус были вовлечены, затронутый аспект был эгоистичным, бытовой и поверхностный, соответственно поверхности в личном отношении человека к себе. Мужчина может остаться невнимательным к этим глубоким ценностям, принесенных в пердел досягаемости фигурами души. Затем, когда он просыпается, он может увлечься кем-то кроме жены, более подходящим психологически способом, более часто найденном в браке, и здесь тоже вероятно тогда «ссоры влюбленных» станут появляться чаще и чаще, и станет очевидно, что автономные факторы в душе одного или обоих партнеров их разделяют.

В его дискуссии о влиянии проекции анимы или анимуса в «Двух Эссе», Юнг говорит о тенденции к сепарации. Он описывает очень частую ситуацию в браке: «анима в форме материнского образа передана жене, как только мужчина женится, то становится инфантильным, сентиментальным, зависимым и подчиненным, или еще свирепым, тираничным, гиперчувствительным, постоянно думающим о престиже его превосходящей маскулинности. Последнее, конечно, обратно первому… Он боится темной, неисчислимой силы бессознательного (затронутого как материнским образом, так и образом анимы как возлюбленной), дающего его жене незаконную власть над ним, и изобретает такой опасно близкий союз, который помещает брак на край взрыва от внутреннего напряжения, или даже, из протеста, он летит к другой крайности, с тем же результатом.»

Юнг расширяет эту тему в свое эссе «Брак как Психологические отношения». Это самое ценное исследование. Здесь Юнг объясняет, как в большинстве браков один партнер становится взрослее, чем другой, действуя, так сказать, как психологический контейнер для супруга. Иногда это женщина, играющая роль матери, содержащей и лелеющей ее сына-мужа; иногда роли меняются с точностью до наоборот, тогда знающий и хорошо приспособленный мужчина защищает, укрывает и ведет инфантильную жену. В другом случае человек содержит, защищает и греет всех вокруг, когда другой тепл изнутри, но нагрет на поверхности, так сказать. Тот другой внутри остается в комфорте пока не начнет расти, и уютное гнездо становится слишком малым. Он начинает задыхаться и начинает сражаться за большую свободу. Тот, кто содержит естественно противостоит этому действию, и двое вступают в длительную борьбу. Но если неудовлетворенность браком начинается с другого партнера, контейнер, так как он чувствует холод и разрыв на своей сильной стороне, и начинает искать тепло, понимание и комфорт у кого-то вне брака. Или, возможно брак становится черствым и скучным, как результат чрезмерного домашнего комфорта, и кто-то свежий, не обремененный детскими и домашними тревогами, может показаться чрезвычайно притягательным. Страстный и опасный аспект фигур души становится бесконечно желанным, и заклятие анимы или анимуса ложится на мужчину или женщину которые, в то время, которые довольствуются частью степенного мужа или жены из условно счастливого брака. Он или она влюбляются и становятся жертвами бури эмоций, всегда связанных с проекцией фигуры души.

Естественно, такое развитие, «знают» об этом, или нет, создает ситуацию большей тревоги для того, кто хочет только оставаться уютно внутри. Ибо это значит что большинство внимания, которое раньше осыпалось на него, теперь отвлекается на кого-то еще. Итак, в таком случае начинаются конфликты и упреки. Возможно, ситуация, где бунтует «содержатель» более деструктивная, чем та, где «содержимый» начинает бунтовать против ограничений этого удобного гнезда, ибо тот, кто ушел в поисках комфорта, чувствует вину, пока тот, кто содержится поддерживается огромным чувством добродетели от поддержания священности брака, не смотря на дискомфорт и даже бедствие партнера.

Это одна из причин тенденции близких отношений к расставанию. Есть другие, несмотря на то, что кажется что нет причины для неудовлетворения, конфликт очень серьезной природы может возникнуть между партнерами. Что –то автономное внутри них приводит к дисгармонии, когда сознательно они хотят мира. Почему этот автономный фактор так настойчиво ведет к сепарации? И что это, что действует так деструктивно? Это – другой аспект анимы и анимуса. Юнг указывает, что не эффективно улаживать каждую ситуацию извинениями, решать больше не срываться, и так далее. Хорошее решение в этом случае- разделить судьбу большинства в своем роде. Проблема не может быть решена подавлением и сознательным стремлением быть хорошим. Юнг пишет:

«нам рекомендуется расследовать, что находится за стремлением анимы [создавать неприятности]. Первый шаг я называю объективацией анимы [или, в случае с женщиной, анимуса], или, строгий отказ в отношении сепарации, как собственной слабости. Только после того, как это было сделано, можно обличить аниму вопросом: «Почему ты хочешь этой сепарации?»

Вопрос, поставленный лично, имеет огромное преимущество принятия личности анимы и делает отношения [с ней] возможными. Чем больше личности принимается, тем лучше.

Как я уже указывала, подобное верно и для анимуса. Он тоже должен быть принят лично, или в противном случае он растворится в миазме многословных обобщений, которые только запутают. Вот что пишет Юнг: «как анима производит настроения, анимус производит мнения; и как настроения мужчины происходят из теневого фона, так и мнения женщины покоятся на подобных предыдущий предложениях. Мнения анимуса очень часто имеют характер твердых убеждений, которые не легко поколебать, или принципы, чья действительность кажется непреступной.

Урок, который нам следует усвоить из этого заключается в том, что все, что трогает нас глубоко, как в позитивном, так и в негативном, стоит воспринимать серьезно, не приуменьшено, оттеснено, или иметь дело с как подавлением или заменой. Если такая вещь кажется тривиальной, то настоящий смысл этой частички жизни не был найден. Это особенно верно когда вовлечены инстинктивные реакции: гнев, любого рода жадность, к еде, табаку, деньгам или престижу, жажда знаний; и, возможно, особенно в наши дни, сексуальности и любви.

Это применимо не только к гетеросексуальному влечению и страсти, но и к гомосексуальному, как и к аутоэротичным проявлениям, как мастурбация, фантазированию, на самом деле, что бы то ни влияло на навязчивое увлечение, или насильственно держало человека. Однако, если настоящие и длительные усилия не открыли подтекст, естественно, эти инстинктивные импульсы не будут иметь психологического значения вне момента удовольствия. Ибо проживания значимости принадлежит только тому, кто достиг измерения само-сознания.

____

  • Эстер Хардинг, “Я и не я”. Глава 5: “Проекции на людей противоположного пола: анима и анимус”
  • Перевод «Касталия» – просветительский клуб и магазин книг.

Думаю, не является новостью то, что мы воспринимаем мир дуально — через противоположные полюса, составляющие, тем не менее, единое целое. Одна из таких дуальностей — сознательное/бессознательное. Другая — мужское/женское. И, поскольку мужчина сознательно определяет себя как мужчину, из этого следует, что в его бессознательном есть женское начало, как бы парадоксально это не выглядело. И наоборот, у женщины в бессознательном есть мужское начало. Эта идея не нова и принадлежит не мне. В практику психологии первым её ввёл Карл Густав Юнг, назвав эти стороны человеческой психики «Анима» и «Анимус». «Анима» на латыни означает «душа», а слово «Анимус» — мужская форма этого слова. Анима — это женское начало в мужчине, а Анимус — мужское начало в женщине.

Если вы незнакомы с этими понятиями юнгианской психологии, и уже собрались поискать в интернете, что это, вы можете прочитать статью Татьяны Ребеко «Архетипы Анима и Анимус». Статья неоднозначная, и лично я многое вижу не так, как в ней описано, но в качестве теоретического экскурса в аналитическую психологию Юнга это может быть полезно. Я же перейду к практике.

Анима и Анимус на практике

А с практикой у большинства всё очень плохо. Для воспитанного в нашем патриархальном обществе мужчины осознать и принять в себе женщину — немыслимо, абсурдно, неприемлемо, для некоторых даже оскорбительно, сама мысль об этом вызывает или смущение, или возмущение, но в любом случае — отрицание и неприятие (я не буду сейчас рассматривать людей с расстройствами гендера — у них другая крайность). Мужские качества в женщине в нашем обществе не столь порицаемы, как женские в мужчине, но дело в том, что здесь речь идёт не о каких-то конкретных мужских или женских качествах или социальных ролях, а о началах, или, в терминологии Юнга, архетипах. И, становясь мужеподобными, женщины не находят в себе мужское начало, как второй полюс, а просто подавляют свою женственность, заменив её псевдомужественностью. Таким образом, оба пола полностью отказывают себе в познании своих внутренних противоположных начал и подавляют их.

А ведь, на самом деле, мы прекрасно знакомы с этими своими частями. Процитирую:

Это знакомство произошло в тот самый миг, когда мы впервые «влюбились по уши». В этот миг женщина познает своего Анимуса, а мужчина с восхищением открывает в себе Аниму, ибо истоки восхищения находятся только в бессознательном, и больше нашему сознанию взять его просто неоткуда. Влюблённость — это на самом деле ничто иное, как пробуждение любви к нашему собственному внутреннему «Я». Тот, другой человек, благодаря которому (и к которому) мы испытали это чувство, конечно, имеет какой-то такой нос или рот, который резонирует с образом нашей Анимы/Анимуса. В нём действительно нашлось нечто, сделавшее возможной проекцию этого нашего внутреннего образа на него. Однако это «нечто» настолько же исчезающе мало, практически невесомо в сравнении с нашими собственными переживаниями, как если сравнить картину и крючок, на котором она висит. Опыт показывает, что такая влюблённость редко длится дольше шести месяцев. Потом чудный образ тускнеет, покрывается трещинами, сквозь которые начинают проступать черты все менее приятные, и далеко не такие прекрасные, как прежде. Вначале мы готовы пойти на любые уступки, чтобы только восстановить и сохранить прежний образ, однако, рано или поздно, наступает момент, когда мы в сердцах бросаем своему сказочному принцу или принцессе: «Ты очень изменился!», само собой, подразумевая при этом перемену к худшему. Мы браним его за «притворство», чувствуя себя обманутыми и разочарованными, и думаем, что наконец-то познали его подлинную натуру. На самом деле, наш партнёр не изменился за это время ни на йоту, просто наша способность проецировать на него свои внутренние образы, уменьшаясь день ото дня, окончательно сошла на нет. Для очень многих это становится поводом бросить его и найти себе новый объект для переноса на него своих проекций, чтобы прожить ещё шесть месяцев в состоянии любовной эйфории. Но есть и люди, со временем научающиеся вникать в суть происходящего, и отличать образ от действительности. Для таких людей настоящая любовь начинается как раз тогда, когда влюблённость проходит.

Хайо Банцхаф, «Таро и путешествие героя»

Таким образом мы познаём «светлую» сторону своей Анимы или Анимуса. Но это ещё не всё.

«Тёмная» сторона Анимы и Анимуса

С учётом того, что Анима и Анимус — это бессознательные части нас, часто получается двойное отрицание и подавление, потому что, на самом деле, почти все мы боимся своего бессознательного, прежде всего потому, что именно в бессознательное мы вытеснили те стороны, грани и части себя, которые мы в себе не принимаем. Но они от этого никуда не исчезли, а просто перестали нами осознаваться. И мы наблюдаем только их противоположные осознаваемые полюса, называя одни из них своими «положительными качествами», а другие — «отрицательными», и тратим кучу сил и энергии на то, чтобы с ними что-то сделать (безрезультатно, конечно), на самом деле, не понимая ни что происходит, ни как с этим справиться. Что уж говорить о том случае, когда речь идёт о «неприемлемом» качестве «неприемлемой» стороны нас?

Например, если вы хотите наказывать других, это значит, что вы хотите наказывать себя. Но желание наказать себя не может существовать само по себе — у него есть второй полюс — желание Анимы быть наказанной (если мы говорим о мужчине). И этот полюс не является противопоставлением первому, напротив, вдвоём они составляют целое, как два полюса магнита составляют единый магнит. Именно поэтому можно годами ходить к психологам, делать те или иные практики, и тысячу раз говорить себе: «Я не нуждаюсь в том, чтобы себя наказывать» — но это будет бесполезно до тех пор, пока Анима одновременно не скажет в унисон: «Я не нуждаюсь в том, чтобы быть наказанной». Но как она может сделать это, если мужчина не признаёт не только того, что его Анима хочет быть наказанной, но даже её существования?

И ведь принять Аниму (мужчине) или Анимуса (женщине) — это не значит сказать себе: «Ну ок, во мне есть женское/мужское начало». Принять Аниму — значит почувствовать её, ощутить её в себе, испытать её эмоции и чувства. Принять Анимуса — значит понять его логику и ощутить его мнение. В обоих случаях это означает увидеть и ощутить себя и мир их способом, кардинально отличным от привычного. Это значит буквально стать ими. И для той части нас, которую обычно называют Эго, и которую мы ассоциируем с сознательной частью нас, это означает отказаться от себя. И именно так это может ощущаться, когда вы осмелитесь пойти навстречу своей второй половинке, которая всегда была внутри вас. Вы можете буквально ощутить себя не собой, ощутить себя кем-то абсолютно непривычным, кем-то противоположного пола. Не нужно пугаться — это нормально. Да вы и сами всё поймёте, если не позволите страху остановить вас на пороге.

Но сможете ли вы, признав существование Анимы/Анимуса, признать и её/его «тёмную» сторону? Ведь всё то негативное, что вы думали или думаете о противоположном поле, даже не обязательно сознательно (а точнее, особенно если не сознательно) — это и есть «тёмная сторона» вашей Анимы. Женщины — слабые, или мужчины — грубые? Это ваша слабость или ваша грубость. Все бабы — шлюхи, или все мужики — похотливые козлы? Познакомьтесь со своей внутренней шлюхой или с похотливым козлом. И помните — это вы сделали её/его такой/таким, загнав эту часть себя в самый тёмный угол своей психики, годами пиная, унижая, презирая и отрицая её.

Другой практический пример: если вы хотите, чтобы другие вам угождали (а ведь именно это часто кроется за фразой «хочу, чтобы было по-моему»), то этим вы отрицаете право других вам отказывать. Но тем самым вы отрицаете и своё собственное право отказывать. И под давлением вашего желания, чтобы вам угождали, формируется противоположный полюс в виде желания вашей подавленной Анимы угождать другим (и даже получать от этого болезненное удовольствие, раз уж вы заставляете её быть такой). Уже догадываетесь, как это может проявляться?

Ключ к пониманию

Подавленные части нас всегда стремятся достучаться до нашего сознания. В данном случае наиболее эффективно у них это получается делать через сны и сексуальные фантазии, особенно те, от которых нам самим стыдно, те, о которых мы никогда никому не расскажем, те, о которых мы сами боимся вспоминать после того, как нас «отпускает». Это те сны и фантазии, которые содержат всё то, что мы считаем порочным, отвратительным, неприемлимым, но какая-то часть нас сладострастно желает ещё и ещё, даже если вы сами себе в этом никогда не признаётесь.

Какая простая мысль: всё, что есть в ваших фантазиях — это и есть вы. Иначе откуда бы оно там взялось? Большинство людей предпочитают отрицать это, ассоциируя себя только с той частью фантазий, которая нравится их Эго. Но, на самом деле, эти сны и фантазии, а особенно их «неприемлемая» составляющая — ключ. Ключ к тому, чтобы наконец-то увидеть и признать то, что есть в нас самих. Ключ к тому, что наконец-то осознать противоположные полюса всех наших эмоций и желаний и увидеть их целиком и без иллюзии двойственности.

Установление контакта с Анимой или Анимусом

Юнг считал, что если мужчина не обретает контакт с Анимой до 35 лет, то он утрачивает всякую жизненность и у него наступает то, что он называл «потерей души». Я бы сказал немного иначе: без контакта с Анимой и, следовательно, со своим бессознательным, мужчина не знает своей души и не имеет никакого шанса о ней узнать. Аналогично для женщин и Анимуса. Иными словами, мы не имеем возможности обрести настоящую целостность до тех пор, пока не осознаем, не прекратим подавлять и не примем эти части нас.

Зато если вы осмелитесь это сделать… Вспомните самое сильное и самое светлое чувство любви, которое вы испытывали, когда впервые влюбились. То самое щемящее, восторженное, безграничное чувство. И представьте, что при этом нет никакой ревности, никакого желания обладать, никакого страха потери, никакого страха отказа, и никакого страха вообще — потому что вы одновременно чувствуете всё то же самое и в такой же степени от объекта влюблённости, который и есть вы сами (ваша Анима/Анимус). И это не имеет никакого отношения к самовлюблённости или нарциссизму, нет. И к раздвоению личности — тоже нет. Сознание при этом целостно, фактически, впервые по-настоящему целостно, поскольку человек перестаёт отрицать часть себя, и речь идёт не об эгоистичной любви Эго к Эго, а о чистой, настоящей любви между мужским и женским началом самого себя. И это чувство остаётся с вами навсегда — потому что вы уже не можете себя разлюбить. Можно жить, не любя себя — всем нам это, к сожалению, удалось, после того как нас в детстве отучили принимать и любить себя (все мы умели это неосознанно). Но пройдя этот путь к целостности осознанно, вы уже никогда себя не разлюбите.

Кроме того, принятие своего второго начала как бы замыкает те самые два полюса, между которыми начинает течь бесконечный поток любви, и внутри включается «реактор», который даёт такое невероятное количество энергии, что все предыдущие состояния «энергонасыщенности» воспринимаются примерно как свет лампочки по сравнению с солнцем.

И ещё, Анима мужчины или Анимус женщины — это их проводник в бессознательное. До тех пор, пока этот контакт внутри себя не установлен — путь туда закрыт. Иногда эта дверь приоткрывается — потому, что даже неосознаваемые Анима или Анимус всё равно безусловно и безгранично любят нас, и всегда пытаются нам помочь. Когда же они осознаны и приняты — это становится огромной поддержкой и помощью в любых жизненных ситуациях, и, в конечном итоге, ключом к личной силе — к настоящей силе, исходящей из настоящей целостности. Ключом к собственной бессмертной душе.

Инициация. Анима и Анимус

Откуда берется истинная уверенность в себе, сексуальность, шарм и обаяние.
И привлекательность для противоположного пола))

«Сексуальная инициация (и женская, и мужская) состоит в том, чтобы развить в себе фигуру противоположного пола.
Если вы помните миф о Тесее, в нем самым принципиальным моментом было то, что благодаря матери Тесей получил понимание женской природы и знания о женщинах, которые потом развил.

Некоторые спрашивали в комментариях, можно ли для этой цели читать литературу, общаться с женщинами. Иногда это бесполезно, поскольку речь не об умозрительной какой-то информации, а о том, что Тесей вырастил в себе свою Аниму, как Юнг называл женскую фигуру.

Когда мужчина развивает в себе Аниму, он получает женское начало в свое распоряжение. Теперь он как бы постоянно имеет внутри себя подсказчика, который сообщает ему, что чувствует женщина, чего она хочет, чего она ждет, что нужно делать, чтобы заставить ее трепетать и терять от страсти разум.
Можно представить, как прекрасный Тесей стоял перед надменной Ариадной, и его Анима говорила ему, что нужно сказать и что сделать, чтобы Ариадна сначала удивилась, потом встрепенулась, потом заволновалась и наконец окончательно пробудилась от равнодушного созерцания и посмотрела на Тесея взглядом, полным желания.

В реальной жизни это все тоже вполне возможно. Самые лучшие любовники обладают эмпатией, они всегда точно знают и чувствуют, что происходит на той стороне, в сердце и душе женщины. Они словно имеют маленькую копию этой женщины в себе, и с ее помощью лепят свой образ и делают его привлекательным.
Конечно, женщины разные, но Анима мужчины способна отобразить эту разницу.

А вот если Анима мужчины задушена, унижена, изгнана, если он не понимает женщин, не чувствует их, если они для него — загадка, и не в хорошем смысле загадка, которую приятно разгадать, а что-то вроде бреда, о котором даже думать не хочется, то все плохо.

Он всегда будет говорить невпопад, действовать не так, ожидать не то, раздражать женщин и раздражаться сам. Лет в тридцать он уже сможет фрустрировать ресурс секса окончательно и решить, что такие глупости ему неинтересны. Лиса и виноград.

В нем просто не будет инструментов, которыми он бы мог расположить к себе женщину и постепенно вовлечь ее в свой поток. И поток, подогреваемый в юности гормонами, к тридцати годам зачахнет.

То же самое касается и женской инициации. В мифе о Коре, Деметре и Аиде (который отражает женскую инициацию) очень важна фигура Аида. Это мужская фигура, с которой женщине нужно наладить связь, развить в себе Анимуса.
В ней должен поселиться мужчина: сильный, дерзкий и преданный ей. Только тогда она почувствует себя привлекательной женщиной, ощутит мужское влечение, осознает свою власть над мужчинами. И эта мужская фигура должна появиться не где-то вне ее, а внутри нее.

Что значит внутренняя фигура? Это значит — ты сам. Твоя часть. По сути мужчина, который хочет понимать и чувствовать женщину, сам должен стать женщиной.
Это не значит, что он превратится в женственное существо, нет, это будет всего лишь его часть, некий образ желанной женщины, которой он будет нравиться, которая будет его любить и восхищаться им как мужчиной.

То есть такая внутренняя женщина не только не сделает его женственным, но и сделает более мужественным, поскольку он получит одобрительный женский взгляд внутри себя. Он приобретет стабильную мужскую самооценку.
Даже если женщина в реале скажет или сделает ему что-то неприятное, внутренняя женщина всегда сможет прошептать ему: не обращай внимания на эту дуру, ты классный.
И внутренняя женщина будет не просто его нахваливать, но и поддерживать его на пути развития, одобряя все, что увеличивает его привлекательность.

Вы, наверное, видели таких мужчин и женщин. Их самооценка очень стабильна и в хорошем смысле независима. Они нравятся сами себе, у них нет комплексов, их невозможно уязвить, их спонтанность ничем не задушишь. Они могут посмеяться над любой попыткой их задеть, потому что «знают себе цену».

В результате они действительно имеют сильные чары, их обаяние сложно обойти, их уверенность в своей неотразимости передается другим. Если прибавить к этому их понимание второй стороны и чувствительность к ее эмоциям, способность угадать ее желания и многие из них воплотить, получается тот самый образ идеального любовника (и любовницы).
Собственный мощный поток создает стабильная самооценка, вовлекать в этот поток другого помогает хорошая эмпатия. И все это дает хорошая внутренняя фигура другого пола и только она.
Играть фигуру другого пола достаточно весело. Многих это смущает сначала, однако, если посильнее включиться, оказывается, что мужчины отлично знают, как нужно вести себя женщинам, чтобы сорвать им крышу, а женщины знают, каким должен быть мужчина, чтобы ему было сложно отказать.
Если с этой фигурой работать, не просто оживить ее и получше узнать, но и наладить с ней контакт, вызвать у нее любовь к себе, можно получить ту самую инициацию и прокачать таинственный ресурс секса. Во всяком случае частично.

У людей с фрустрированным ресурсом секса фигура другого пола уродлива, враждебна или очень смутно очерчена. Это либо нечто отвратительное, либо какая-то унылая зануда, либо ее нет, либо она равнодушна к ним.
У людей с аддикцией к ресурсу секса фигура другого пола могущественна и враждебна, она не любит их, она намного сильнее их. У большинства людей такая фигура представляет собой нечто среднее: и очерчена смутно и любит не очень.
Для инициации важно обнаружить в себе фигуру (это может быть даже несколько фигур, несколько мужчин для женщины, несколько женщин для мужчины, главное, чтобы они были очень привлекательны) и почувствовать их влечение к себе. Как правило (почти всегда) чтобы получить влечение фигуры к себе нужно измениться. Не кардинально, но кое-что изменить в себе, а иногда многое.
Если выженщина, попробуйте представить себя мужчиной, таким, какие вам нравятся, сыграйте этот образ, попытайтесь понять, каково это — быть мужчиной. Чем точнее вы сможете это представить, тем лучше.
Если вам удастся ощутить возбуждение, которое испытывает этот мужчина при взгляде на красивых женщин, еще лучше. А после того, как этот внутренний мужчина ожил в вас, попробуйте посмотреть его глазами на себя. Как вы ему? Не очень? А что именно не так?
Станьте себе как женщине коучем от лица этого идеального (или почти) мужчины. Скажите, что нужно поменять. Может быть иначе себя вести?
Если вы действительно оживили фигуру, она наверняка скажет вам: ты ничего, только не знаешь себе цену, расслабься, не будь такой напряженной, почувствуй свою значимость.
Вы должны добиться чувства, что ваш внутренний мужчина оценивает вас высоко, находит вас не менее интересной, чем самых интересных женщин, а лучше — более.
Если ваш внутренний мужчина очень живой и при этом влюблен в вас (но вы понимаете, что он — часть вас, а не какой-то внешний мужчина), можете считать, что инициацию Золушки вы прошли и ресурс подключили.

Если вы мужчина, преодолейте неприязнь и гомофобию, и представьте себя женщиной. В конце концов этого никто кроме вас не увидит. Почувствуйте себя этой красивой, сексуальной, востребованной женщиной.
Очень нежной или чуть стервозной, такой, какая вам самим нравится. И посмотрите на себя ее глазами. Все так? Или не очень? Это так принципиально? Понятно, что неплохо бы подкачаться и денег побольше, но в целом вы ведь достаточно привлекательны?
Цель знакомства со своей внутренней женщиной — понравиться ей. Для этого придется что-то в себе поменять, скорее всего, но главное, чтобы она видела в вас самое хорошее и не слишком акцентировала на плохом.

Если ваша внутренняя женщина достаточно оживет в вас и вас полюбит, будет считать вас лучшим из мужчин, вы пройдете инициацию Тесея, а это значит, что вы получите стабильную самооценку (по крайне мере в сфере ресурса секса) и заметный шарм.
Также, благодаря этой женщине, вы будете лучше понимать реальных женщин и сможете легко почувствовать себя на их месте, а значит получать от них то, что хочется».

Автор Марина Комиссарова

Добавить комментарий